Образ чичикова в произведении гоголя. Чичиков и его роль в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Кто такой Чичиков

Пословицы и поговорки для детей и взрослых. Пословицы и поговорки для школьников.

Пословицы и поговорки — бесценное наследие нашего народа. Они накапливались тысячелетиями задолго до появления письменности и устно передавались от поколения к поколению. Это древнейший жанр фольклора. Художественное совершенство пословиц: образность, глубина содержания, яркость, богатство языка обеспечило им вечную жизнь в нашей речи.

Не думайте, что в наше время они не создаются. Создаются, а бывает, и в нашем присутствии. Просто иногда мы не вслушиваемся в речь собеседника. Не пропускайте мимо ушей мудрые речи, записывайте поучительные высказывания и щедро делитесь ими с теми, кто их собирает. Пословица не даром молвится. Ее любят, ее ценят, ее помнят, охотно цитируют. По-иному и быть не может: она — украшение речи, учитель и утешитель.

Собранные на сайте пословицы и поговорки предназначены для школьников разных возрастов. Человек растет, раздвигаются его горизонты знаний и житейского опыта. И все больше народных речений становится понятным и близким. Иначе и быть не может. В них мудрость народа, жизненный опыт многих и многих поколений. Они учат, советуют, предостерегают; хвалят трудолюбие, честность, смелость, доброту; высмеивают зависть, жадность, трусость, лень; осуждают эгоизм, зло; поощряют прилежание, благородство, упорство.

Наши великие писатели и поэты — Г. Державин, А.Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, Н. Некрасов, Л. Толстой, А. Блок, С. Есенин, М. Горький, Ф. Достоевский, М. Шолохов и другие — учились на пословицах богатству, яркости и образности языка, использовали их в своих произведениях. Не случайно в их книгах немало пословиц и поговорок. В повести Пушкина «Капитанская дочка» Андрей Петрович Гринев, провожая своего сына, напутствует его: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь... и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

Надо сказать, что и сами писатели и поэты являются создателями пословиц и поговорок. Вспомним изречения Крылова: «Сильнее кошки зверя нет», «А воз и ныне там», Пушкина —

«А счастье было так возможно», «Любви все возрасты покорны», Грибоедова — «Счастливые часов не наблюдают», «Свежо предание, а верится с трудом».

Ценность народных речений неоспорима: «Пословица не на ветер молвится». Пословица пословицу зовет, пословица беседу красит, да и вообще: пословицу не обойти, не объехать, ибо в ней выражены смысл и суть человеческой жизни: «Жизнь измеряется не годами, а трудами», «Жизнь прожить — не поле перейти». Пословица учит человека с самого раннего возраста: «Нет друга надежнее матери», «Кто матери не послушает, в беду попадет». Вовек не состарятся мудрые мысли о труде и учебе, составляющие главные напутственные слова молодому поколению: «Труд человека кормит, а лень портит», «Где труд, там и счастье», «Ученье — свет, а неученье — тьма», «Ученье да труд к счастью ведут», «Век живи, век учись». Народная мудрость учит преодолевать трудности: «Горе горюй, а руками воюй» (т.е. работай), «В беде руки не опускай — трудности преодолевай». Значительная часть пословиц содержит в себе советы и пожелания: «Не зная броду, не лезь в воду», «Не руби сук, на котором сидишь» , «Не беда ошибиться, беда не исправиться» . Словом, коли дело не спорится, обратись за советом к пословице.

Не случайно в предисловии к своему сборнику «Пословицы русского народа» — «Напутное» — великий Даль писал о том, что пословицы — это свод народной опытной премудрости, это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская народная правда.

Мы собрали и включили на страницах сайта не только самые широко употребляемые пословицы и поговорки, но прежде всего такие, которые принесли бы школьникам наибольшую пользу в выборе правильного жизненного пути, заложили бы прочную основу человека-гражданина, патриота своей родины.

Мудрость народа хранится в Они делают нашу речь яркой и меткой, вносят характерные для нашего народа оттенки, украшают речь. Использование пословиц и поговорок в общении с ребенком развивает речь ребенка, замечать и понимать скрытый подтекст слов. Но, оказывается, использовать пословицы и поговорки можно не только для развития речи. помогают нам развивать очень важное для быстрого чтения свойство –

В нашей речи очень часто используются какие-то устойчивые фразы и обороты. И мы, встречая в тексте знакомую фразу, не дочитываем ее до конца, а просто пробегаем глазами. Зачем? Мы и так знаем, что будет дальше. Так получается благодаря уникальному свойству нашего мозга – антиципации. Что это такое?

Антиципация опирается на личный опыт человека. Если ребенок знает эти крылатые фразы, пословицы и поговорки , то встречая их при чтении, ему не надо будет вычитывать каждую букву и задумываться о смысле фразы. Все станет понятно с первых слов. Таким образом, с помощью антиципации ребенок прочтет фразу намного быстрее.

Кроме этого, упражнения на антиципацию фраз, требуют многократного прочтения текста, значит, ребенок лишний раз потренируется в чтении, незаметно для себя. Ведь у него нет установки «Читай», ему надо «найти», а это всегда интереснее, чем просто читать.

Как же можно играть с пословицами и поговорками, чтобы научить читать и повысить технику чтения?

Ремонт.

Мы берем любую знакомую ребенку пословицу и переставляем слова местами. Можно и не знакомую, но так, чтобы она была доступна для понимания ребенка. Ребенку надо отремонтировать предложение, переставить слова местами, чтобы получилась правильное предложение.

Например: Болото, всяк, своё, хвалит, кулик.

Нам, конечно, понятно, что это «Всяк кулик своё болото хвалит». А ребенку очень трудно составить предложение из разрозненных слов. Значит, надо научить, как это делается. Переставляем слова местами и читаем вслух до тех пор, пока не получится правильная фраза. Затем обязательно надо уточнить, как ребенок понимает эту фразу, и объяснить непонятные незнакомые слова.

Склей половинки.

Берем несколько пословиц и пишем их на отдельных листочках. А затем просто разрезаем пополам и перемешиваем половинки. Все игра готова. На один раз достаточно 4-6 пословиц. Ребенку объясняем, что кто-то перепутал половинки пословиц и надо их отремонтировать. Стоит обратить внимание, что начало пословиц написано с большой буквы. Значит, берем любую первую часть и подбираем к ней все «хвостики» по очереди. Ребенок прочитывает одно начало и все продолжения до тех пор, пока не получится правильная пословица. Получилась? Отложили ее в сторону. Теперь берем следующее начало пословицы (ориентируясь по большой букве) и подбираем продолжение к нему. Таким образом, мы восстанавливаем все предложения и выясняем смысл всех пословиц.

Можно просто напечатать или написать части в 2 столбика. Тогда ребенку надо соединить половинки линией.

Эти упражнения не требуют много времени, дети очень любят такие задания, ведь они интересны и часто получается очень весело, и в то же время, они очень полезны для развития

Поэма «Мертвые души» занимает особое место в творчестве Гоголя. Это произведение писатель считал главным делом своей жизни, духовным заветом Пушкина, который подсказал ему основу сюжета. В поэме автор отразил уклад жизни и нравы разных слоев общества - крестьян, помещиков, чиновников. Образы в поэме, по словам автора, «ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других». Крупным планом показаны в поэме помещики, владельцы крепостных душ, «хозяева» жизни. Гоголь последовательно, от героя к герою, раскрывает их характеры и показывает ничтожность их существования. Начиная с Манилова и заканчивая Плюшкиным, автор усиливает свою сатиру и разоблачает преступный мир помещичье-чиновничьей России.

Главный герой произведения - Чичиков - вплоть до последней главы первого тома остается для всех загадкой: как для чиновников города N, так и для читателей. Внутренний мир Павла Ивановича автор раскрывает в сценах его встреч с помещиками. Гоголь обращает внимание на то, что Чичиков постоянно меняется и почти копирует манеры поведения своих собеседников. Рассказывая о встрече Чичикова с Коробочкой, Гоголь говорит, что в России человек по-разному разговаривает с владельцами двухсот, трехсот, пятисот душ: «…хоть всходи до миллиона, все найдутся оттенки».

Чичиков прекрасно изучил людей, в любой ситуации умеет найти выгоду, всегда говорит то, что от него хотели бы услышать. Так, с Маниловым Чичиков высокопарен, любезен и льстив. С Коробочкой он разговаривает уже без особых церемоний, и его лексикон созвучен стилю хозяйки. Общение с наглым вруном Ноздревым складывается нелегко, так как Павел Иванович не терпит фамильярного обращения, «…разве только если особа слишком высокого звания». Однако, надеясь на выгодную сделку, он до последнего не покидает имение Ноздрева и старается ему уподобиться: обращается на «ты», перенимает хамский тон, ведет себя фамильярно. Образ Собакевича, олицетворяющий основательность помещичьего бытия, сразу же побуждает Павла Ивановича повести как можно более основательный разговор о мертвых душах. Чичикову удается расположить к себе «прореху на человеческом теле» - Плюшкина, который давно утратил связь с внешним миром и забыл нормы вежливости. Для этого ему было достаточно сыграть роль «мотишки», готового в убыток себе избавить случайного знакомого от необходимости платить подати за умерших крестьян.

Чичикову не трудно менять свой внешний облик, потому что в нем есть все качества, которые составляют основу характеров изображенных помещиков. Подтверждением этого служат эпизоды в поэме, где Чичиков остается наедине с самим собой и ему не нужно приспосабливаться к окружающим. Осматривая город N, Павел Иванович «оторвал прибитую к столбу афишу, с тем, чтобы, пришедши домой, прочитать ее хорошенько», а прочитав, «свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать все, что попадалось». Это напоминает привычки Плюшкина, собиравшего и хранившего разного рода тряпочки и зубочистки. Бесцветность и неопределенность, сопровождающие Чичикова до последних страниц первого тома поэмы, роднят его с Маниловым. Именно поэтому чиновники губернского города строят нелепые догадки, пытаясь установить истинную личность героя. Любовь Чичикова аккуратно и педантично все раскладывать в своем ларчике сближает его с Коробочкой. Ноздрев замечает, что Чичиков похож на Собакевича. Все это говорит о том, что в характере главного героя, как в зеркале, отразились черты всех помещиков: маниловская любовь к бессмысленным разговорам и «благородным» жестам, и мелочность Коробочки, и самовлюбленность Ноздрева, и грубость Собакевича, и скопидомство Плюшкина.

И в то же время Чичиков резко отличается от помещиков, показанных в первых главах поэмы. У него иная психология, чем у Манилова, Собакевича, Ноздрева и других помещиков. Ему свойственна необычайная энергия, деловая хватка, целеустремленность, хотя в моральном отношении он ничуть не возвышается над владельцами крепостных душ. Многолетняя чиновничья деятельность наложила заметный отпечаток на его манеру поведения и речь. Свидетельством этого служит радушный прием, оказанный ему в губернском «высшем обществе». Среди чиновников и помещиков он новый человек, приобретатель, который придет на смену маниловым, ноздревым, собакевичам и плюшкиным.

Душа Чичикова, так же, как души помещиков и чиновников, омертвела. Ему недоступна «блистающая радость жизни», он почти полностью лишен человеческих чувств. Ради достижения своих практичных целей он усмирил свою кровь, которая «играла сильно».

Гоголь стремился понять психологическую природу Чичикова как нового явления, и для этого в последней главе поэмы рассказывает о его жизни. Биография Чичикова объясняет становление раскрытого в поэме характера. Детство героя было тусклым и безрадостным, без друзей и материнской ласки, с постоянными попреками больного отца, и не могло не отразиться на его дальнейшей судьбе. Отец оставил ему в наследство полтину меди и завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам, и, самое главное, беречь копейку. Павлуша хорошо усвоил наставление отца и всю свою энергию направил на достижение заветной цели - богатства. Он быстро понял, что все высокие понятия только мешают достижению его цели, и начал пробивать себе дорогу сам. Вначале он действовал по-детски прямолинейно - всячески угождал учителю и благодаря этому стал его любимцем. Повзрослев, он понял, что к каждому человеку можно найти особый подход, и стал добиваться более значительных успехов. Пообещав жениться на дочери своего начальника, он получил место повытчика. Во время службы на таможне ему удалось убедить начальство в своей неподкупности, а позднее наладить связь с контрабандистами и нажить огромное состояние. Все блестящие победы Чичикова в итоге оканчивались провалом, но никакие неудачи не могли сломить его жажду наживы.

Однако автор замечает, что в Чичикове, в отличие от Плюшкина, «не было привязанности собственно к деньгам для денег, им не владели скряжничество и скупость. Нет, не они двигали им, - ему мерещилась впереди жизнь во всех ее довольствах, чтобы наконец потом, со временем, вкусить непременно все это, вот для чего береглась копейка». Гоголь отмечает, что главный герой поэмы - единственный персонаж, способный на проявление движений души. «Видно и Чичиковы на несколько минут обращаются в поэтов», - говорит автор, когда его герой останавливается «будто оглушенный ударом» перед молоденькой дочкой губернатора. И именно это «человеческое» движение души привело к провалу его перспективной затеи. По мнению автора, душевность, искренность и бескорыстие являются самыми опасными качествами в мире, где царят цинизм, ложь и нажива. То, что Гоголь перенес своего героя во второй том поэмы, говорит о том, что он верил в его духовное возрождение. Во втором томе поэмы писатель планировал духовно «очистить» Чичикова и поставить его на путь духовного воскрешения. Воскрешение «героя времени», по его словам, должно было стать началом воскрешения всего общества. Но, к сожалению, второй том «Мертвых душ» был сожжен, а третий не написан, поэтому мы можем лишь предполагать, каким образом происходило нравственное возрождение Чичикова.

Все темы книги «"Мертвые души" Н.В. Гоголя. Краткое содержание. Особенности поэмы. Сочинения»:

Краткое содержание поэмы «Мертвые души»:

Павел Иванович Чичиков - главный герой поэмы "Мертвые души" Николая Васильевича Гоголя.

Чичиков в поэме среднего возраста. Родился в бедной семье. Родители не хотели такой жизни своему сыну, поэтому воспитывали его, прививая способности к добыче денег. Отправляя сына учиться, отец наказывал Павлу угождать учителям, беречь каждую копейку и во многом себе отказывать. Не заводить друзей, так. как толку от них никакого, а дружить только с богатыми, от которых будет польза.

Павел Иванович так и сделал и закончил учебу с хорошими рекомендациями от преподавателей. С одноклассниками он хитрил: делал так, что они с ним делились, а потом им же эти вещи и продавал. Чичиков был очень способным молодым человеком, умным. Однажды смастерил фигурку из воска и продал ее, завел мышку, занялся ее дрессировкой и тоже продал за хорошие деньги. Умел быстро считать арифметику в голове, имел склонности к математическим наукам.

Внешне Чичиков был привлекательным. Немного полным, но в меру. Ему очень нравилось его лицо, особенно подбородок.

Павел Иванович сильно хотел разбогатеть. Но богатства он хотел не для того, чтобы просто оно было. Он хотел от души пользоваться этими благами и жить шикарной жизнью. Хотел обеспечить своих будущих детей и оставить им наследство. После учебы поступил на службу. Всячески угождал начальству, что располагало их к нему. Освоившись, стал брать взятки, про которые узнали, и Чичикову пришлось оставить службу. Сумел скопить много денег, но и с ними тоже ничего не вышло.

Но и после этого Чичиков не сдавался и решился на новую авантюру: скупить мертвые души, а потом продать за хорошие деньги, как живые. У него были хорошо развиты психологические качества. Из-за способности угождать людям, Павел Иванович выучил психологию людей и умел найти подход к каждому. Он тщательно изучил привычки господ из высшего общества и научился применять их к себе. Также он умел мастерски лицемерить, чтобы добиться своей выгоды, выдавая себя за честного и благородного человека. То что Чичиков из простого народа выдавало только его незнание французского.

Несмотря на его качества, присущие только подлым людям, у Павла Ивановича были и обычные. Он был сострадательным человеком, всегда подавал монету бедным. С женщинами он не водился, так как знал, что до добра это не доведет. У Чичикова полностью отсутствовали романтические наклонности. Мысль, кроме как женщина красива, дальше у него не развивалась.

Если просмотреть внимательно поэму, то можно заметить, что у Чичикова присутствуют те же качества, что и у людей, у которых он покупал души. Этим и объясняется то, что он быстро находил с ними общий язык.

Сочинение про Чичикова

Знаменитая поэма писателя относится к тем незабываемым вещам искусства, которые представляют собой обобщение в виде художественных масштабов, направленное на решение проблем жизни человека. Пустота в духовном мировоззрении людей скрывается не только в условиях общества, но и в особенностях склада личности.

По-особому, ярко показал автор одного из таких представителей - Павла Ивановича Чичикова. Отсутствие интереса к жизни данного персонажа подчеркивается тем, что в его духовных поступках не происходит никаких изменений, он весь находится в какой-то суете. Его бричка долго не сходит с какого-то заколдованного круга. Вся жизнь подчинена одной цели- обогащению ради достижения хороших условий. Эта простая мечта и подпитывает его энергию. Главный герой не забывает совет отца о том, что нужно беречь каждую монету. Чичиков перестает сочувствовать людям. Это видно из его жизни. Он бросает учителя, который совсем спился, совершает предательство в отношении руководителя по службе, предается радости высокой смертности крестьян, однако может всем угождать, в особенности высокопоставленным чиновникам.

Обучаясь в училище, Чичиков, благодаря своей опрятности и усердием, становится одним из любимых учеников. На службе также добивается признания начальства. Прибыв в город NN, он также продолжает говорить лестные слова местным чиновникам. Из каждой беседы Павел Иванович берет для себя какую-то выгоду. Даже Гоголь, изображая его образ, подчеркивает некоторую неопределенность в его виде. Так, разговаривая с Маниловым, он предстает перед нами юношей, бесконечно всем восторгающим, а в беседе с Плюшкиным сидит важный господин, который много повидал в жизни. Прямодушие чуждо Чичикову. Ему радостно только от того, что он совершает выгодную сделку. Чичиков даже напевает после того, как он удачно приобрел мертвые души у Плюшкина. Мы видим, что даже речь наполнена пошлыми словами, особенно это представлено в разговоре с Ноздревым о красивой блондинке. Чичиков вынужден совершить бегство из города, но и на этот раз он достиг своей цели, приблизился еще на один шаг к своим счастливым моментам, а все остальное для него не важно.

Подробный анализ героя

Чичикова считают главным образом, вокруг которого ставится сюжет поэмы. Это можно понять с первых страниц, когда автор начинает описывать характер героя и его окружение. Сам Гоголь не был уверен, что Чичиков понравится читателям. Такое заявление кажется абсурдным лишь до того момента, пока Павел Иванович не показывает свою истинную натуру.

Изначально Гоголь показывает положительные стороны Чичикова: его умение вести разговор, направлять его в нужное русло, умение вовремя остановиться или, наоборот же, подметить множество деталей лишь одним метким словом. Это все показывает опыт, воспитанность, благородное поведение и ум персонажа. Все, с кем общался герой, отмечают разные положительные качества его характера.Это наталкивает на мысль, что Павел Иванович мастерски умел подбирать ключи к общению с абсолютно разными людьми, как по возрасту, так и по статусу.

Гоголь считает важным показать в образе героя биографию, в ходе повествования которой отмечает, почему персонаж стал таковым, какой есть сейчас. Построение существующего обличия Чичикова началось еще в детстве, когда отец объяснял маленькому мальчику простые истины, вроде того, что любую копейку нужно беречь. В результате это привело к тому, что Павел Иванович научился находить выгоду во многом. Приведены даже слова о том, что Чичиков промышлял созданием и продажей восковых и красиво выкрашенных снегирей.

Став старше, персонаж учится понимать людей. Хорошо выучив своё институтское начальство, он без труда находить способы общения. В результате ему выдали хороший аттестат с отметкой о надлежащем поведении. Думая о том, что будет с ним дальше, Чичикову было проще всего представить себя в роли богатого и состоявшегося человека.

Скверный характер героя особо проявляется в моменты его службы в разных организациях. Путем взяток и мошенничества, персонаж быстро становится богатым. Но неправильное поведение замечают, его разоблачают быстро и итогом всех дел становится полный провал. После нескольких неудач Чичиков решает: ему нужно приобретать мертвые души.

Чичиков знал о том, что ревизия и подати, которые уплачивают помещики во время её проведения, больно бьет владельцев душ по кошельку. Гораздо дешевле выходит, если считать тех, кто умер во время перерыва между ревизиями, живыми.

Именно поэтому герой оказывает в губернском городе. Его цель – мертвые души. Как только он оказался в городе, пришлось действовать. Он усиленно посещал городские мероприятия, наведывался к чиновникам, знакомился с ними и льстил им. Чичиков пытался выяснить, кто бы мог предоставить ему мертвые души. Это говорит о том, что в образе есть место хладнокровной расчётливости.

Не составило труда для Чичикова обрести здесь друзей. Он умело выстроил нужные ему связи даже с такими личностями, с причудами которых нелегко смириться и понять их. Показывая свои качества мечтателя, Павел Иванович бесплатно получил от Манилова мертвые души, получил их он так же и от Собакевича, и от Коробочки.
«Подлец» - вот что говорит о Чичикове его автор.

И действительно, насколько бы живого и интересного не было добавлено в образ Павла Ивановича, его отрицательные качества никак не остаются в стороне. Эта его «плохая» сторона полностью перекрывает все хорошее, что только можно было бы наблюдать. Эгоизм, нежелания принимать чужую сторону, стремление получить высокий доход и неучастие в делах общественности – вот что главным образом сочетает в себе герой Гоголя Чичиков Павел Иванович. А имеющиеся проявления снисходительного отношения и понимания в редких случаях, умение веселиться – лишь качества, показывающие живого человека.

Гоголь очень умело подчеркнул неопределённость в образе Чичикова, внешне персонаж у него ни толст ни тонок, не красавец и не урод. Характер персонажа довольно не простой, понять его порой сложно. Гоголь тщательно исследуя поступки и мысли героя, наталкивает читателя на мысль, что в рассуждениях Чичикова есть некая справедливость, но в то же время называет его подлецом.

Главным предметом внимания в «Мертвых душах» стал новый в русской литературе тип «хозяина, приобретателя». Цель изображе­ния этого героя - «вперя в него испытующий взгляд, изведать его до первоначальных причин» и снять налет внешней благопристойности:

Все сказалось в нем, что нужно для этого мира: и приятность в оборотах и поступках, и бойкость в деловых делах…

Приезжий во всем как-то умел найтиться и показал в себе опытного светского человека. О чем бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его… Спорил, но как-то чрезвычайно искусно, так что все видели, что он спорил, а между тем приятно спорил. Никогда он не говорил: «вы пошли», но «вы изволили пойти», «я имел честь покрыть вашу двойку» и тому подобное. Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует. Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек.

Но не только умением скрыть свои пороки под маской доброде­тели отличается Чичиков от других героев. «Надобно отдать спра­ведливость непреодолимой силе его характера», - пишет Гоголь. Энергия, предприимчивость, деловая сметка как бы приподнимают Чичикова над застывшим миром «мертвых душ». Именно с образом Чичикова были связаны замыслы Гоголя о духовном воскресении и возрождении человека. Отголоски этих идей слышны уже и в пер­вом томе, хотя его Гоголь писал по образцу «Божественной коме­дии» Данте, и Чичиков играет роль Вергилия, проводника в «аду» «мертвых душ».

«Живое » и «мертвое » тесно переплетается в Чичикове. Деньги нуж­ны герою не как цель, а как средство. И хотя Гоголь иронизирует над заботой Чичикова о несуществующих потомках, все же мечты о доме, семье глубоко значимы и для автора. И если Плюшкин своей скаредностью разрушает семью, то Чичиков, как только появляются у него средства, заводит домик и начинает присматривать хозяйку. Стремлением к семейному счастью обусловлено и внимание к губер­наторской дочке. Размышления Чичикова о судьбе девушки перекли­каются с мыслями автора о «первоначальных причинах», об услови­ях формирования характеров:

Она теперь как дитя, все в ней просто, она скажет, что ей вздумается, засмеется, где захочет засмеяться. Из нее все можно сделать, она может быть чудо, а может выйти и дрянь, и выдет дрянь1.. Откуда возьмется и надутость, и чопорность, станет ворочаться по вытверженным наставлениям, станет ломать голову и придумывать, с кем, и как, и сколько нужно говорить, как на кого смотреть, всякую минуту будет бояться, чтобы не сказать большие, чем нужно, запутается наконец сама, и кончится тем, что станет наконец врать всю жизнь, и выдет просто черт знает что!

Чичиков - единственный герой, чья жизнь предстает не отдель- ными эпизодами, а последовательно, шаг за шагом. Правда, в самой поэме Чичиков предстает и действует как уже сложившийся харак­тер, но в экспозиции (11 глава) показано его становление.

Анализируя 11 главу, обратите внимание на то, как осваивал Чичиков «науку жизни », выделите основные этапы развития ха­рактера:

Происхождение («Темно и скромно происхождение нашего героя. Родители его были дворяне, но столбовые или личные - Бог ведает»);

Детство («Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприютно., ни друга, ни товарища в детстве!»);

Наставления отца («Смотри, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам.. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными… а больше всего береги и копи копейку, эта вещь надежнее всего на свете… копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был»);

Учеба в училище («Он вдруг смекнул и понял дело и повел себя в отношении к товарищам точно таким образом, что они его угощали, а он их не только никогда, но даже иногда, припрятав полученное угощение, потом продавал им же»);

Служба в казенной палате;

Работа на таможне;

Идея о скупке «мертвых душ» («Да накупи я всех этих, которые вымерли, пока еще не подавали новых ревизских сказок, приобрети их, положим, тысячу, да, положим, опекунский совет даст по двести рублей на душу: вот уж двести тысяч капиталу1»)

Дополните предложенные примеры анализом 11 главы.

В нем типичность психологии Чичикова - «приобретателя»? Сравните его высказывания с рассуждениями чиновников в «Реви­зоре »:

Кто же зевает теперь на должности? - все приобретают. Несчастным я не сделал никого: я не ограбил вдову, я не пустил никого по миру, пользовался я от избытков, брал там, где всякий брал бы; не воспользуйся я, другие воспользовались бы.

Какая сторона характера Чичикова раскрывается в эпизоде с губернаторской дочкой? Обратитесь к тексту 8 главы, рассмот­рите поведение героя на балу. Почему Чичиков отступает от своей роли «угождать всем людям без изъятья», ведь он «очень искусно умел польстить каждому »?

Обратите внимание на детали (речь, формы поведения), кото­рые не только доказывают способность Чичикова «польстить каждому», но показывают перевоплощение героя, умение гово­рить с каждым на его языке:

Прощание с Маниловым:

«Здесь, - тут он положил руку на сердце, - да, здесь пребудет приятность времени, проведенного с вами. И поверьте, не было бы для меня большего блаженства, как жить с вами если не в одном доме, то по крайней мере в ближайшем соседстве… О, это была бы райская жизнь! Прощайте, почтеннейший друг!»

Беседа с Собакевичем:

Пожалуйте только расписку.

Хорошо, дайте же сюда деньги!

На что ж деньги? У меня вот они в руке! Как только напишете расписку, в ту же минуту их возьмете.

Да позвольте, как же мне писать расписку? Прежде нужно видеть деньги!

О разговоре с Коробочкой:

Здесь Чичиков вышел совершенно из границ всякого терпения, хватил в сердцах стулом об пол и посулил ей черта.

К каким эпизодам поэмы отсылает Гоголь читателя в объясне­нии характера героя? Есть ли общее у Чичикова с такими «приоб­ретателями», как Коробочка, Собакевич? Только ли на «среду» возлагает автор вину за героя - «подлеца»? Сопоставьте раз­мышления о страстях человеческих с рассуждениями о пути чело­века, о молодости и старости, вспомните, к чему призывает Гоголь молодых людей. Какие черты Чичикова могут быть зало­гом возможного воскресения? Как в гоголевском мире соотносятся среда, человек, «небеса»} Ответьте на вопросы, опираясь на ана­лиз образа Чичикова:

Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель. При­обретение - вина всего; из-за него произвелись на свет дела, которым свет дает название не очень чистых… Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти, и все не похожи одна на другую, и все они, низкие и прекрасные, все вначале покорны человеку, и потом уже становятся страшными властелинами его… И, может быть, в сем же самом Чичикове страсть, его влекущая, уже не от него, и в холодном его существовании заключено то, что потом повергнет в прах и на колени человека пред мудростью небес.

«Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообраз­ная куча! Вся Русь явится в нем!» - писал Гоголь Жуковскому. Насколько удалось писателю выполнить поставленную задачу} Насколько полно явилась в «Мертвых душах» «вся Русь»} Сопо­ставьте образ Руси в эпическом повествовании и лирических от­ступлениях.

И безыменные страданья..

Дорогая мамочка, сегодня ровно три месяца, как ты поцеловала меня и уехала в твою важную командировку. Не думай, все у нас хорошо, мы с папой уже почти научились готовить завтрак и убирать за собой

  • Значение Слова о полку Игореве в русской литературе сочинение
  • Сочинение по произведению Повесть о настоящем человеке (Полевого)

    В 1946 году в свет выходит повесть советского автора Бориса Николаевича Полевого «Повесть о настоящем человеке». Она рассказывает потрясающую историю лётчика, который во время Великой Отечественной войны