Николай успенский. Эдуард успенский - биография, информация, личная жизнь

Известный писатель. Род. в мае 1837 г. в семье сельского священника Ефремовского уезда Тульской губернии, учился в Тульской семинарии, Медико-хирургической акад. и Петербургском университете, в котором курса не окончил; был учителем русского языка в уездных училищах чернском и болховском, оренбургской Неплюевской военной гимназии и 1-й московской военной гимназии; в 1874 г. вышел в отставку. С этого времени начинается для него жизнь бесприютного пролетария, связанная с известным русским пороком. С великим трудом пристраивая свои произведения, в которых оставались лишь слабые призраки его былого таланта, он доходит до вопиющей нищеты, нередко кормится подаянием, скоморошничает, проводит время в ночлежных домах и, переодев дочь мальчиком, заставляет ее плясать под гармонику перед публикой. Такой жизни он не вынес и кончил самоубийством, зарезавшись в одном из московских переулков, под забором (21 октября 1889 г.). В литературе У. дебютировал рассказом "Старуха", помещенным в "Сыне Отечества" 1858 г., но обратил на себя внимание "Очерками народного быта" ("Поросенок", "Хорошее житье", "Сцены из сельского праздника", "Грушка", "Змей"), появившимися в "Современнике" 1858 г. В этих маленьких рассказах У. изображал народ без малейших прикрас, с полным реализмом, схватывая, однако, почти исключительно внешние черты народного быта. Это были хорошие, отчетливые фотографии без всякой ретуши, выхваченные прямо из жизни, но случайно, наудачу, нимало не согретые чувством и не озаренные идеей. Отличное знание быта, в совершенстве усвоенный язык народа, живость, верность изображения сразу подкупали читателя. Имя У. в короткое время приобрело популярность; изданные Некрасовым две части его рассказов имели хороший успех, которому способствовала и статья Н. Г. Чернышевского "Не начало ли перемены", отмечавшая новое направление беллетристики из народного быта - неподкрашенное воспроизведение народной жизни. Скоро, однако, слава Николая У. стала меркнуть. С появлением произведений Левитова, Глеба У., Решетникова публика, а тем более критика стали охладевать к У., который изображал одни пошлые, отрицательные стороны народной жизни, скользя по ее поверхности и относясь к ней с немалым легкомыслием. С конца 1862 г. имя У. исчезает со страниц "Современника"; в следующем году появляется в этом журнале разбор нового издания произведений У., написанный Аполлоном Головачевым и развенчивающий недавно популярного писателя. После этого У. стал печатать свои рассказы в "Отечественных записках", "Искре", "Будильнике", часто подписываясь псевдонимами В. Печкин и Д. Петров. Позднее его сочинения стали появляться все реже и большею частью в незначительных изданиях. "Рассказы Н. В. У." вышли отдельно в 1861, 1863, 1864 гг., "Повести, рассказы и очерки" в 3 томах - в 1876 г., "Очерки народного быта" - в 1875 г. В 1883 г. в Москве напечатаны его "Сочинения, повести, рассказы и очерки" (4 тома). Был также целый ряд изданий мелких рассказов. Ср. некролог в "Историческом вестнике", 1889, декабрь.

П. Быков.

{Брокгауз}

Успенский, Николай Васильевич

Русский писатель. Род. в семье священника в селе Ступине, Ефремовского уезда, бывш. Тульской губ. Двоюродный брат Глеба Успенского. Учился в духовной семинарии, а затем в медико-хирургической академии и Петербургском ун-те, но курса не окончил. Лит-ая деятельность началась в 1857 ("Старуха", напечат. в "Сыне отечества"). Успенский, сблизившись с Некрасовыми Чернышевским, стал сотрудником "Современника". В 1861 по совету и при поддержке Некрасова Успенский ездил в Париж и Италию, где знакомился с западноевропейской жизнью. В этом году У., резко настроенный против самодержавия, "обманувшего народ", был наиболее близок к революционно-демократическому лагерю. Обидевшись на Некрасова, У. порвал с "Современником". В дальнейшем пробовал быть учителем (в Яснополянской школе Л. Н. Толстого, в Оренбурге и Москве) и продолжал писать, печатаясь в "Отечественных записках" и "Вестнике Европы". Педагогические занятия малоуживчивого У. кончились отставкой. В 1878 У. женился, а с 1884, после смерти жены (1881), началась бродяжническая, полная голода и нужды жизнь. У. продолжал писать теперь в "Русском вестнике" и бульварном "Развлечении". Одинокий и забытый, Успенский кончил жизнь самоубийством.

Ранние рассказы У. ("Старуха", "Поросенок", "Грушка", "Змей" и др.) посвящены изображению дореформенной деревни и отражают радикальные демократические настроения писателя, его идейную близость к революционно-демократической интеллигенции. Показывая в этих рассказах забитость, бесправие и неразвитость крестьянской среды, У. выступал против крепостного строя и либерализма ("Хорошее житье", "Сельская аптека"). Глубоко реалистический характер рассказов У., раскрывавших истинное положение крестьянства, обеспечил им широкий успех. Наиболее выдающимся рассказом был "Обоз" , посвященный жизни неграмотного и забитого крепостного крестьянина.

Правда, показанная У., и глубокое сочувствие писателя народу обусловили высокую оценку рассказов революционно-демократической критикой. В статье "Не начало ли перемены?" Чернышевский приветствовал У., сумевшего "глубоко заглянуть в народную жизнь и так ярко выставить... коренную причину ее тяжелого хода".

В дальнейшем У. написал ряд рассказов и очерков, описывающих провинциальную среду ("Уездные нравы"), знакомое ему духовенство ("Работник", "Бурсацкие нравы" и др.), учительство, студенчество ("Студент", "Межедворов" и др.) и фабричных рабочих (пьеска "Странницы"), не оставляя однако и деревенской тематики. Большинство новых произведений У. успеха не имело, в особенности в силу того, что они потеряли свою остроту, стали описательными. Наиболее художественно ценные повести У. этого периода - "Федор Петрович" , "Старое по-новому" , написанные о буржуазии и земстве в деревне, прошли незамеченными. Народническая критика (Скабичевский) резко выступала против У., произведения которого чужды народнической идеализации общинных "устоев". Постепенно У. стал "забытым писателем", творчество которого, как одного из "шестидесятников" и соратников революционно-демократической реалистической литературы, снова привлекло к себе внимание лишь после Великой Октябрьской социалистической революции.

Основное значение очерков У. определяется их правдивостью, силой критического реализма, свойственной им. Наиболее ярким средством художественной характеристики, каким располагал У., был язык его героев. У. очень умело воспроизводил многообразие оттенков разных говоров, охотно прибегал к сказу (напр. "Поросенок", рассказанный деревенской просвирней, "Грушка" - торговцем, "Хорошее житье" - целовальником, и т. д.). Очерки У. подчас подымались до уровня тонко написанных новелл, избегая прямой, голой тенденциозности, выражая идею прежде всего показом самой жизни. Так в "Хорошем житье" он обличает кабатчика, не говоря от себя ни единого дурного слова о нем. У Успенского мы находим ряд рассказов, где он прибегает к шаржу и гротеску ("Обоз", "Змей" и др.). Это были зародышевые формы того же рода, какой нашел себе место в творчестве Щедрина, в его "Истории одного города", в "Сказках". Как и Щедрина, У. толкало к гротеску остро ощущавшееся просветителем противоречие между действительной и разумной жизнью. Гротескные сцены и образы У. не имели, разумеется, силы и глубины щедринской сатиры. При всех достоинствах своих очерков У. все же часто не шел дальше натурализма и шаржа.

Библиография: I. Рассказы, 2 чч., СПб, 1861; Рассказы, ч. 1-3, СПб, 1864; Новые рассказы, СПб - М., 1867; Новейшие рассказы, СПб - М., 1871; Картины из русской жизни, 3 тт., СПб, 1872; Повести, рассказы и очерки, 3 тт., М., 1876; Сочинения (Повести, рассказы и очерки), 4 тт., М., 1883; Рассказы, СПб, 1886; Из прошлого, М., 1889; Собрание сочинений, ред., вступ. стат. и прим. К. Чуковского, ГИХЛ, М. - Л., 1931; Сочинения (Подготовка текста, статьи и комментарии К. И. Чуковского), т. I, изд. "Academia", Москва - Ленинград, 1933.

II. [Чернышевский П.], Не начало ли перемены? "Современник", СПб, 1861, ноябрь, и в Полн. собр. сочин. Н. Г. Чернышевского, изд. M. H. Чернышевского, т. VIII, СПб, 1906; [Достоевский Ф.], Рассказы Н. В. Успенского, "Время", П., 1861, декабрь; Головачев Ап., Рассказы Н. В. Успенского..., "Современник", СПб, 1864, май; Ткачев П., Разбитые иллюзии, "Дело", СПб, 1868, № 11 и 12; то же в кн.: Ткачев П. Н., Избр. соч., т. І, М., 1932 [в серии: Историко-революционная библиотека, № 2-3 (LXXIX - LXXX)]; Бельчиков H., H. Успенский и классовая борьба в критике 60-70 гг., "Литература и марксизм", М., 1931, кн. 6 (перепеч. в кн.: Бельчиков Н., Народничество в литературе и критике, М., 1934); Чуковский К., Николай Успенский, его жизнь и творчество, вступ. ст. в кн.: Успенский Н., Сочинения, т. I, изд. "Academia", M. - Л., 1933.

III. Mезьеp А. В., Русская словесность с XI по XIX столетия включительно, ч. 2, СПб, 1902; Успенский Н. В., Сочинения, т. I, изд. "Academia", M. - Л., 1933 [см.: "Хронологич. канва жизни и творчества Н. Успенского", "Библиография"].

{Лит. энц.}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Успенский, Николай Васильевич" в других словарях:

    Успенский (Николай Васильевич) известный писатель. Родился в мае 1837 г. в семье сельского священника Ефремовского уезда, Тульской губернии, учился в тульской семинарии, медико хирургической академии и Петербургском университете, в котором курса… … Биографический словарь

    - (1837 89) русский писатель. Бытовые очерки и рассказы из жизни крестьянства, вскрывающие социальные корни духовной неразвитости и рутинности мышления … Большой Энциклопедический словарь

    - [май 1837, с. Ступино, ныне Ефремовского района Тульской обл., √ 21.10(2.11).1889, Москва], русский писатель. Родился в семье сельского священника. Учился в Петербургской медико хирургической академии, затем на историко филологическом факультете… … Большая советская энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Успенский. Николай Васильевич Успенский (31 мая 1837 21 октября (2 ноября) 1889, Москва) русский писатель. Двоюродный брат Глеба Успенского. Содержан … Википедия

    - (1837 1889), русский писатель. Бытовые очерки и рассказы из жизни крестьянства, вскрывающие социальные корни духовной неразвитости и рутинности мышления. * * * УСПЕНСКИЙ Николай Васильевич УСПЕНСКИЙ Николай Васильевич (1837 89), русский писатель … Энциклопедический словарь

    Николай Васильевич Успенский (31 мая 1837г. 21 октября (2 ноября)1889, Москва) русский писатель. Двоюродный брат Глеба Успенского. Содержание 1 Биография 2 Творчество 3 Значение в литературе … Википедия

    - (1837, село Ступино, ныне Ефремовского района Тульской области, — 1889, Москва), писатель. Сын священника. Учился в Тульской духовной семинарии, затем в Петербурге (в Медико хирургической академии и университете; не закончил), был близок к Н … Москва (энциклопедия)

В России не найдешь человека, которому не было бы знакомо творчество Эдуарда Успенского. Всю свою жизнь этот человек посвятил детям и способам сделать их счастливыми. Рассказы литератора вырастили много поколений малышей, которые верят в доброту и дружбу, отвагу и честность, и поэтому способны помочь близким и родным в трудную минуту.

И, наверняка, нет в России людей, которые бы не видели мультфильмы, созданные по мотивам книг Эдуарда Николаевича. Народное признание и любовь он заслужил благодаря прекрасным произведениям, которые показывают правильные ценности в понятной и доступной форме.

Детство и юность

Биография Эдуарда Николаевича началась 22 декабря 1937 года в Егорьевске. Родители будущего автора не имели отношения к писательской стезе. Отец Николай Михайлович работал кинологом в охотничьем отделе ЦК КПСС, поэтому в доме водилось много животных. Мама по образованию была инженером-машиностроителем. Кроме Эдика, в семействе воспитывались еще два сына: старший брат Игорь и младший Юрий. По национальности отец Успенского был евреем, а мать - русской.


Когда Эдуарду исполнилось 10 лет, из жизни ушел любимый папа, дети остались с матерью. Семья жила в квартире на Кутузовском проспекте.

В раннем возрасте Эдик рос озорным мальчишкой. Ребенок неважно учился, поэтому «навострился» срезать двойки из дневника лезвием. Сказывалась плохая финансовая поддержка: после смерти отца семья жила бедно. Но при всем при этом будущий писатель мечтал о карьере министра или академика.

Однажды Эдуард сломал ногу и попал в больницу. Тогда мальчик попросил маму принести учебники и начал заниматься. Вскоре успеваемость Эдуарда Успенского улучшилась, а школу молодой человек заканчивал с грамотами за победы в олимпиадах. Особенно хорошо юноше давалась математика.


Образование получил высшее в Московском авиационном институте. После учебы пошел работать инженером, а в свободное время стал сочинять сценарии и рассказы для детей. Интерес к творчеству у Успенского возник еще в юности – в школе парень был постоянным вожатым для отрядов с маленькими учащимися, для которых придумывал забавные детские стихи и песенки. Университетское образование молодой человек совмещал с созданием и проведением студенческих капустников и выступлений местного Клуба веселых и находчивых.

Недолго проработав по специальности, Успенский стал заниматься развитием карьеры литератора. Сочинял рассказы и стихи для детей, но публиковали творчество нечасто. Гораздо более востребованными оказались юмористические зарисовки и рассказы Эдуарда для блока сатиры. Однако автору не хотелось развиваться в этом направлении.


Эдуард Успенский придумал героев любимых мультфильмов

Неизвестно, как бы сложилась судьба лучших произведений, если бы на них не обратили внимание создатели мультфильмов. Благодаря наглядной иллюстрации сочинения Успенского получили распространение и мировую славу.

Литература

Произведения Эдуарда Николаевича пользуются популярностью среди читателей по всему миру. Рассказы Успенского переведены более чем на 20 языков мира, активно издаются и переиздаются спустя много лет после появления. Внимание автору уделили в Швеции – там сочинения мужчины обрели такую популярность, что герои появлялись и на телевидении, и в журналах, а сам Эдуард Успенский был приглашен в Союз писателей Швеции. Произведения автора ценят такие европейские мастера детской литературы, как , и Анна Шмидт.


"Папа" Чебурашки - Эдуард Успенский

Наиболее известными для широкого круга читателей книгами этого великого автора являются истории про Простоквашино, в которых есть , и . Еще популярными стали рассказы, в которых участвуют и . Большое распространение получило одно из первых сочинений автора «Вниз по волшебной реке».

История публикации многих произведений оказалась непростой. Автора критиковали за отсутствие черт настоящего пионера в образе и поведении Чебурашки, цензура запрещала другие стихи и зарисовки автора.


Экранизация детских историй происходила под чутким контролем автора – Эдуард Успенский самостоятельно писал сценарии к мультипликациям. По мотивам рассказов и повестей писателя создали два художественных фильма, а позже был снят один сериал.

С приходом популярности в конце 1970-х годов Эдуард Успенский начинает выступать в радиопередачах - читать стихи и рассказы. Он пишет пьесы, рассказывающие о любимых персонажах. В 1980-х годах выходит первый сборник с историями о , Матроскине, Колобке.

Мультфильм "Трое из Простоквашино"

Еще из-под пера Эдуарда Успенского вышли сказки «Гарантийные человечки» и «Следствие ведут колобки». Популярностью пользуется стихотворение «Страшная история».

Эдуард Николаевич поработал и на телевидении. Он стал идейным вдохновителем и автором цикла передач для детей разного возраста.


Советский и российский писатель неоднократно получал премии. В 1997 году ему вручили орден «За заслуги перед отечеством». В 2010 году Эдуард Николаевич стал лауреатом премии имени , которая вручается выдающимся детским писателям.

В ноябре 2017 года Эдуард Николаевич написал открытое письмо Президенту РФ , в котором обвинил киностудию «Союзмультфильм» в нарушении авторских прав. По словам литератора, новые серии «Простоквашино» вышли без ведома Успенского. Автор утверждает, что не давал согласия на производство продолжения.

"Возвращение в Простоквашино"

В озвучивании любимых героев участвовали , и . Антон и Юлия высказали сожаление, что Эдуард Николаевич так резко высказался о новых сериях мультипликационного фильма. Первый выпуск продолжения, вышедший в апреле 2018 года, собрал в Сети несколько миллионов просмотров.

В мае вышел второй эпизод мультфильма. Серию посвятили памяти Олега Табакова. В первый же день выпуск посмотрели 25 миллионов человек.

Личная жизнь

Семья всегда вдохновляла писателя, особенно в создании самых неожиданных персонажей. Яркую и незабываемую Шапокляк автор придумал, вспоминая о своей бывшей жене Римме. По словам знаменитого автора, супруга отличалась вредностью. Хотя в образе, продолжает он, есть и некоторые собственные неприглядные черты самого литератора.


А детский выкрик дочери послужил сначала источником имени Чебурашки, а впоследствии – и всей истории этого персонажа. Этот герой стал легендарным – сначала он полюбился жителями страны восходящего солнца, а затем стал символом России на спортивных соревнованиях.

Эдуард Успенский был трижды женат. От первого брака, продлившегося 18 лет, у него осталась дочь Татьяна, у которой уже есть своя семья и которая подарила папе внука и внучку. От второго брака у писателя тоже остались дети: две дочери-близняшки, которых пара удочерила.


Третий раз Эдуард Николаевич женился на популярной телеведущей – избранницей автора стала Элеонора Филина. Вместе с возлюбленной писатель вел радиопередачу «В нашу гавань заходили корабли». В итоге служебные отношения переросли в реальный роман.

Бракоразводный процесс с последней супругой оказался громким – жена выступала на телевидении и в прессе с громкими заявлениями, публично обсуждала жизнь с писателем.

После десятилетий совместной жизни, когда вся страна считала эту пару образцовой, Элеонора обиделась на подавшего на развод мужа и стала рассказывать, что на самом деле представлял собой союз с писателем. Было сказано много неприятных слов в адрес теперь уже бывшего мужа, нелицеприятно характеризующих характер мужчины и поведение в быту.


Однако мало кто знает, что, пока бывшая жена выступала на телевидении, сам писатель боролся с тяжелой болезнью – раком. Мужчина уехал в Германию, где проходил курс химиотерапии. Сначала Элеонора была рядом с супругом, заботилась о литераторе, но терпения женщины хватило на несколько месяцев, после чего Филина просто уехала обратно в Россию и оставила Эдуарда одного в чужой стране.

Успенский долгое время никак не комментировал действия Элеоноры, но однажды выступил с заявлением, что причина такого поведения женщины – огромные денежные долги, которые, по словам писателя, бывшая жена хочет закрыть за счет средств Эдуарда Николаевича.

Скандальный "Прямой эфир" с Элеонорой Филиной

Тем не менее, характер у Эдуарда и правда был непростой, это подтверждают родственники и коллеги. Совладать с ним и продуктивно поддерживать личные и рабочие отношения могли далеко не все. Некоторые отдельные черты характера Эдуарда Николаевича в какой-то момент даже поставили крест на тогда еще неизвестной истории о – сочинение отказывались брать в печать, боясь внезапных скандалов и претензий со стороны писателя.


Писатель редко писал на заказ, так как не считал нужным вносить коррективы в истории по велению сторонних людей. Эта неуступчивость часто портила рабочие и личные отношения писателя. С другой стороны, может, без нее не увидели бы свет любимые публикой персонажи Успенского в том неповторимом виде, который придал им автор.

Что касается самого писателя, то мужчина обожает животных и птиц, у него дома постоянно живут попугаи и собаки, за которыми литератор с удовольствием ухаживает. Эдуард работает каждый день, сочиняет в загородном доме и в Москве. В свободное время любит смотреть зарубежные сериалы, особенно на медицинскую тематику. Любимым многосерийным фильмом Успенского является « ».


Известно, что Эдуард Николаевич уважал творчество . Именно поэтому харизматичному актеру доверили дубляж кота из Простоквашино.

В апреле 2018 года писатель дал интервью, в котором рассказал, что рядом с ним находится вторая супруга – Елена Успенская. Женщина простила бывшего мужа и вернулась. Последнее время Эдуард с женой жили в мире и согласии, поддерживали друг друга и не вспоминали о прошлом. Пара надеялась, что писатель справится с недугом.


А Элеонора Филина, оказывается, ушла к молодому любовнику, который младше нее на 30 лет. Телеведущая взяла кредит на 6 млн рублей, чтобы парень открыл бизнес, но дело прогорело.

Сама Филина в этом не признается. Женщина только говорит, что не смогла больше быть рядом с деспотичным мужем. По словам Элеоноры, с Успенским Филина хотела развестись давно, но ее останавливали состояние здоровья мужа и диагноз.

Смерть

14 августа 2018 года в своем московском доме. Причиной смерти писателя стал рак, с которым он боролся на протяжении нескольких лет. Он проходил лечение в Германии, после операции болезнь ненадолго отступила.

Дома накануне трагедии, по словам дочери Ирины, Эдуард Николаевич , ему потребовалась медицинская помощь.

Библиография

  • 1966 – «Крокодил Гена и его друзья»
  • 1972 – «Вниз по волшебной реке»
  • 1974 – «Дядя Фёдор, пёс и кот»
  • 1975 – «Гарантийные человечки»
  • 1976 – «Удивительное дело»
  • 1983 – «Каникулы в Простоквашино»
  • 1985 – «Вера и Анфиса в поликлинике»
  • 1987 – «Колобок идёт по следу»
  • 1990 – «Красная рука, черная простыня, зеленые пальцы»
  • 1997 – «Зима в Простоквашино»
  • 2001 – «Грибы для Чебурашки»
  • 2007 – «Новая жизнь в Простоквашино»
  • 2011 – «Гарантийные человечки возвращаются»
  • 2011 – «Привидение из Простоквашино»
Николай Васильевич Успенский
Дата рождения 31 мая (1837-05-31 )
Место рождения село Ступино, Ефремовский уезд , Тульская губерния
Дата смерти 2 ноября (1889-11-02 ) (52 года)
Место смерти Москва
Гражданство (подданство)
Род деятельности
Жанр очерк, рассказ, повесть
Язык произведений русский
Произведения на сайте Lib.ru
Файлы на Викискладе

Биография

Николай Васильевич Успенский родился в 1837 году в семье священника в селе Ступино Ефремовского уезда Тульской губернии . Сначала будущий писатель учился в духовной семинарии , а затем в Медико-хирургической академии и Петербургском университете , который, правда, не закончил.

Литературная деятельность Успенского началась в 1857 году , когда в журнале «Сын отечества » был напечатан рассказ «Старуха». Позже Николай Успенский, сблизившись с Некрасовым и Чернышевским , стал сотрудником «Современника ». В 1861 году по совету и при поддержке Некрасова Успенский ездил в Париж и Италию , где знакомился с западноевропейской жизнью. В этом году Успенский, резко настроенный против самодержавия , «обманувшего народ », был наиболее близок к революционно-демократическому лагерю.

После конфликта с Некрасовым, Успенский порвал и с «Современником». В дальнейшем пробовал быть учителем (1862 год преподавал в Яснополянской школе Л. Н. Толстого , в Оренбурге и Москве) и продолжал писать, печатаясь в «Отечественных записках» и «Вестнике Европы». В 1864 году писатель проживал в усадьбе Тургенева .

В 1878 году Николай Васильевич женился, однако овдовел уже в 1881 году , а с 1884 года писатель стал бродяжничать, часто голодая . Однако, Успенский продолжал писать, временами публикуясь в «Русском вестнике» и бульварном «Развлечении». Кроме этого он играл перед уличной толпой на музыкальных инструментах, распевал куплеты и частушки , он разыгрывал целые сцены с маленьким крокодиловым чучелом, от лица которого произносил монологи . В одиночестве Успенский злоупотреблял алкоголем , а в октябре 1889 года окончил жизнь самоубийством , зарезавшись в переулке. Некролог был напечатан лишь в декабре того года в «Историческом Вестнике». Другие крупные издания некролог не печатали.

Творчество

Ранние рассказы Успенского («Старуха», «Поросенок», «Грушка», «Змей» и др.) посвящены изображению дореформенной деревни и отражают радикальные демократические настроения писателя, его идейную близость к революционно-демократической интеллигенции. Показывая в этих рассказах забитость, бесправие и неразвитость крестьянской среды, писатель выступал против крепостного строя и либерализма («Хорошее житье», «Сельская аптека»). Глубоко реалистический характер рассказов Успенского, раскрывавших истинное положение крестьянства , обеспечил им широкий успех. Наиболее выдающимся рассказом был «Обоз» (), посвященный жизни неграмотного и забитого крепостного крестьянина.

Правда, показанная Успенским, и глубокое сочувствие писателя народу обусловили высокую оценку рассказов революционно-демократической критикой. В статье «Не начало ли перемены?» Чернышевский приветствовал Успенского, сумевшего «глубоко заглянуть в народную жизнь и так ярко выставить… коренную причину её тяжелого хода ».

В дальнейшем Н. В. Успенский написал ряд рассказов и очерков , описывающих провинциальную среду («Уездные нравы»), знакомое ему духовенство («Работник», «Бурсацкие нравы» и др.), учительство, студенчество («Студент», «Межедворов» и др.) и фабричных рабочих (пьеса «Странницы»), не оставляя однако и деревенской тематики. Большинство новых произведений писателя успеха не имело, в особенности в силу того, что они потеряли свою остроту, стали описательными.

Наиболее художественно ценные повести Успенского 1860-х - «Фёдор Петрович» (), «Старое по-новому» (), написанные о буржуазии и земстве в деревне, прошли незамеченными. Народническая критика (Скабичевский) резко выступала против Николая Успенского, произведения которого были чужды народнической идеализации общинных «устоев». Постепенно Николай Васильевич стал «забытым писателем», творчество которого, как одного из «

Известный писатель.

Род. в мае 1837 г. в семье сельского священника Ефремовского уезда Тульской губернии, учился в Тульской семинарии, Медико-хирургической акад. и Петербургском университете, в котором курса не окончил; был учителем русского языка в уездных училищах чернском и болховском, оренбургской Неплюевской военной гимназии и 1-й московской военной гимназии; в 1874 г. вышел в отставку.

С этого времени начинается для него жизнь бесприютного пролетария, связанная с известным русским пороком.

С великим трудом пристраивая свои произведения, в которых оставались лишь слабые призраки его былого таланта, он доходит до вопиющей нищеты, нередко кормится подаянием, скоморошничает, проводит время в ночлежных домах и, переодев дочь мальчиком, заставляет ее плясать под гармонику перед публикой.

Такой жизни он не вынес и кончил самоубийством, зарезавшись в одном из московских переулков, под забором (21 октября 1889 г.). В литературе У. дебютировал рассказом "Старуха", помещенным в "Сыне Отечества" 1858 г., но обратил на себя внимание "Очерками народного быта" ("Поросенок", "Хорошее житье", "Сцены из сельского праздника", "Грушка", "Змей"), появившимися в "Современнике" 1858 г. В этих маленьких рассказах У. изображал народ без малейших прикрас, с полным реализмом, схватывая, однако, почти исключительно внешние черты народного быта. Это были хорошие, отчетливые фотографии без всякой ретуши, выхваченные прямо из жизни, но случайно, наудачу, нимало не согретые чувством и не озаренные идеей. Отличное знание быта, в совершенстве усвоенный язык народа, живость, верность изображения сразу подкупали читателя.

Имя У. в короткое время приобрело популярность; изданные Некрасовым две части его рассказов имели хороший успех, которому способствовала и статья Н. Г. Чернышевского "Не начало ли перемены", отмечавшая новое направление беллетристики из народного быта - неподкрашенное воспроизведение народной жизни. Скоро, однако, слава Николая У. стала меркнуть.

С появлением произведений Левитова, Глеба У., Решетникова публика, а тем более критика стали охладевать к У., который изображал одни пошлые, отрицательные стороны народной жизни, скользя по ее поверхности и относясь к ней с немалым легкомыслием.

С конца 1862 г. имя У. исчезает со страниц "Современника"; в следующем году появляется в этом журнале разбор нового издания произведений У., написанный Аполлоном Головачевым и развенчивающий недавно популярного писателя.

После этого У. стал печатать свои рассказы в "Отечественных записках", "Искре", "Будильнике", часто подписываясь псевдонимами В. Печкин и Д. Петров.

Позднее его сочинения стали появляться все реже и большею частью в незначительных изданиях. "Рассказы Н. В. У." вышли отдельно в 1861, 1863, 1864 гг., "Повести, рассказы и очерки" в 3 томах - в 1876 г., "Очерки народного быта" - в 1875 г. В 1883 г. в Москве напечатаны его "Сочинения, повести, рассказы и очерки" (4 тома). Был также целый ряд изданий мелких рассказов.

П. Быков. {Брокгауз} Успенский, Николай Васильевич - русский писатель.

Род. в семье священника в селе Ступине, Ефремовского уезда, бывш. Тульской губ. Двоюродный брат Глеба Успенского.

Учился в духовной семинарии, а затем в медико-хирургической академии и Петербургском ун-те, но курса не окончил.

Лит-ая деятельность началась в 1857 ("Старуха", напечат. в "Сыне отечества"). Успенский, сблизившись с Некрасовыми Чернышевским, стал сотрудником "Современника". В 1861 по совету и при поддержке Некрасова Успенский ездил в Париж и Италию, где знакомился с западноевропейской жизнью.

В этом году У., резко настроенный против самодержавия, "обманувшего народ", был наиболее близок к революционно-демократическому лагерю.

Обидевшись на Некрасова, У. порвал с "Современником". В дальнейшем пробовал быть учителем (в Яснополянской школе Л. Н. Толстого, в Оренбурге и Москве) и продолжал писать, печатаясь в "Отечественных записках" и "Вестнике Европы". Педагогические занятия малоуживчивого У. кончились отставкой.

В 1878 У. женился, а с 1884, после смерти жены (1881), началась бродяжническая, полная голода и нужды жизнь. У. продолжал писать теперь в "Русском вестнике" и бульварном "Развлечении". Одинокий и забытый, Успенский кончил жизнь самоубийством.

Ранние рассказы У. ("Старуха", "Поросенок", "Грушка", "Змей" и др.) посвящены изображению дореформенной деревни и отражают радикальные демократические настроения писателя, его идейную близость к революционно-демократической интеллигенции.

Показывая в этих рассказах забитость, бесправие и неразвитость крестьянской среды, У. выступал против крепостного строя и либерализма ("Хорошее житье", "Сельская аптека"). Глубоко реалистический характер рассказов У., раскрывавших истинное положение крестьянства, обеспечил им широкий успех. Наиболее выдающимся рассказом был "Обоз" , посвященный жизни неграмотного и забитого крепостного крестьянина.

Правда, показанная У., и глубокое сочувствие писателя народу обусловили высокую оценку рассказов революционно-демократической критикой.

В статье "Не начало ли перемены?" Чернышевский приветствовал У., сумевшего "глубоко заглянуть в народную жизнь и так ярко выставить... коренную причину ее тяжелого хода". В дальнейшем У. написал ряд рассказов и очерков, описывающих провинциальную среду ("Уездные нравы"), знакомое ему духовенство ("Работник", "Бурсацкие нравы" и др.), учительство, студенчество ("Студент", "Межедворов" и др.) и фабричных рабочих (пьеска "Странницы"), не оставляя однако и деревенской тематики.

Большинство новых произведений У. успеха не имело, в особенности в силу того, что они потеряли свою остроту, стали описательными.

Наиболее художественно ценные повести У. этого периода - "Федор Петрович" , "Старое по-новому" , написанные о буржуазии и земстве в деревне, прошли незамеченными.

Народническая критика (Скабичевский) резко выступала против У., произведения которого чужды народнической идеализации общинных "устоев". Постепенно У. стал "забытым писателем", творчество которого, как одного из "шестидесятников" и соратников революционно-демократической реалистической литературы, снова привлекло к себе внимание лишь после Великой Октябрьской социалистической революции.

Основное значение очерков У. определяется их правдивостью, силой критического реализма, свойственной им. Наиболее ярким средством художественной характеристики, каким располагал У., был язык его героев.

У. очень умело воспроизводил многообразие оттенков разных говоров, охотно прибегал к сказу (напр. "Поросенок", рассказанный деревенской просвирней, "Грушка" - торговцем, "Хорошее житье" - целовальником, и т. д.). Очерки У. подчас подымались до уровня тонко написанных новелл, избегая прямой, голой тенденциозности, выражая идею прежде всего показом самой жизни. Так в "Хорошем житье" он обличает кабатчика, не говоря от себя ни единого дурного слова о нем. У Успенского мы находим ряд рассказов, где он прибегает к шаржу и гротеску ("Обоз", "Змей" и др.). Это были зародышевые формы того же рода, какой нашел себе место в творчестве Щедрина, в его "Истории одного города", в "Сказках". Как и Щедрина, У. толкало к гротеску остро ощущавшееся просветителем противоречие между действительной и разумной жизнью.

Гротескные сцены и образы У. не имели, разумеется, силы и глубины щедринской сатиры.

При всех достоинствах своих очерков У. все же часто не шел дальше натурализма и шаржа. Библиография: I. Рассказы, 2 чч., СПб, 1861; Рассказы, ч. 1-3, СПб, 1864; Новые рассказы, СПб - М., 1867; Новейшие рассказы, СПб - М., 1871; Картины из русской жизни, 3 тт., СПб, 1872; Повести, рассказы и очерки, 3 тт., М., 1876; Сочинения (Повести, рассказы и очерки), 4 тт., М., 1883; Рассказы, СПб, 1886; Из прошлого, М., 1889; Собрание сочинений, ред., вступ. стат. и прим. К. Чуковского, ГИХЛ, М. - Л., 1931; Сочинения (Подготовка текста, статьи и комментарии К. И. Чуковского), т. I, изд. "Academia", Москва - Ленинград, 1933. II. [Чернышевский П.], Не начало ли перемены? "Современник", СПб, 1861, ноябрь, и в Полн. собр. сочин. Н. Г. Чернышевского, изд. M. H. Чернышевского, т. VIII, СПб, 1906; [Достоевский Ф.], Рассказы Н. В. Успенского, "Время", П., 1861, декабрь;

Головачев Ап., Рассказы Н. В. Успенского..., "Современник", СПб, 1864, май; Ткачев П., Разбитые иллюзии, "Дело", СПб, 1868, № 11 и 12; то же в кн.: Ткачев П. Н., Избр. соч., т. І, М., 1932 [в серии: Историко-революционная библиотека, № 2-3 (LXXIX - LXXX)]; Бельчиков H., H. Успенский и классовая борьба в критике 60-70 гг., "Литература и марксизм", М., 1931, кн. 6 (перепеч. в кн.: Бельчиков Н., Народничество в литературе и критике, М., 1934); Чуковский К., Николай Успенский, его жизнь и творчество, вступ. ст. в кн.: Успенский Н., Сочинения, т. I, изд. "Academia", M. - Л., 1933. III. Mезьеp А. В., Русская словесность с XI по XIX столетия включительно, ч. 2, СПб, 1902; Успенский Н. В., Сочинения, т. I, изд. "Academia", M. - Л., 1933 [см.: "Хронологич. канва жизни и творчества Н. Успенского", "Библиография"]. А. Е. {Лит. энц.}

Успенский Николай Дмитриевич родился 3 января 1900 года, в погосте Поля, Новгородской губернии, в семье священника Дмитрия Алексеевича Успенского. Его мать, Лидия Петровна (в девичестве — Монастырева), принадлежала к обедневшему дворянскому роду.

Детство Николая прошло в поселке Окуловка, куда семья переехала вскоре после его рождения. Отец Дмитрий служил там настоятелем церкви святителя Николая Чудотворца. Служил он ответственно, за что пользовался уважением местных жителей, был на хорошем счету у уездной администрации. С благословения отца Дмитрия начинались важные дела, заключались браки. Примечательно, что его подопечные, к удивлению уездного руководства, «никогда» ни на кого не жаловались: все важные споры старались разрешать через любимого батюшку.

Мать Николая тоже пользовалась уважением у сельчан. В своё время она преподавала в церковно-приходской школе, в Полях, русский язык. Кроме того она стремилась употреблять на благо людей и освоенное ею (самостоятельно) врачебное искусство.

Будучи сыном ответственных и глубоко верующих родителей, Николай приобрел в детстве не только первоначальное образование, но и хорошее нравственное воспитание. С ранних лет он приобщался к молитвенному деланию. Молился и дома, и во время богослужений, и в кругу ближних, и пребывая наедине с Богом. Рассказывают, что родители стали учить его христианской молитве уже вскоре после того, как он стал говорить.

Особую воспитательную роль семье Успенских — а у Николая было два брата, три сестры — играла музыка. Надо сказать, что музыкальными способностями были одарены все члены их дружного семейства.

Дед Николая по отцовской линии, Алексей Иванович, долгое время служил певчим в Новгородском Софийском соборе. Он сохранил певческий голос до старости. Отец Николая, Димитрий Алексеевич, в бытность семинаристом управлял семинарским хором. Кроме того он неплохо играл на скрипке. Лидия Петровна, мать Николая, владела гитарой, играла на гармонике, пела.

При храме в Окуловке был организован замечательный церковный хор. Николай не раз посещал репетиции певчих, а потом повторял многое из услышанного во время спевок. Кроме того, Коля успешно овладевал практикой игры на музыкальных инструментах.

После обучения в земской школе, в 1909 году его определили в духовное училище, располагавшееся в Старой Руссе. Там он, конечно же, проявил свои музыкальные способности и был зачислен в состав хора.

По окончании духовного училища в 1914 году Николай поступил в Новгородскую духовную семинарию.

После Октябрьской революции страна погрузилась в неразбериху и хаос. Потекли реки крови, наступили смутные времена, открылись гонения на христианство.

Новгородская семинария, где учился Н. Д. Успенский, в 1918 году была закрыта. Николаю Дмитриевичу выдали свидетельство, подтверждавшее, что он, закончив четыре класса, переведен в пятый по второму разряду.

В период с 1918 по 1920 годы он служил регентом и псаломщиком в сельской окуловской церкви. С 1919 года совмещал этот труд с работой при окуловском железнодорожном депо, куда его приняли на должность паровозного кочегара.

В 1920 году Николая призвали на воинскую службу. В рядах рабоче-крестьянской Красной армии он прошёл всю гражданскую. После травмы руки, полученной в результате падения с лошади, его направили в госпиталь, а затем он продолжил служить в подразделении медицинского снабжения. Там он увлёкся медициной и даже подумывал, не связать ли ему свою дальнейшую жизнь с карьерой врача? Врачи госпиталя, знавшие Н. Успенского как способного и отзывчивого человека, настоятельно рекомендовали ему поступить в Военно-Медицинскую Академию.

Однако, демобилизовавшись в 1922 году, он поступил в открывшийся незадолго до этого Петроградский Богословский институт. Одно время он зарабатывал на жизнь, работая надзирателем в распределителе несовершеннолетних дефективных детей. Он с удовольствием занимался с ребятами музыкой; пытался было восстановить навыки игры на скрипке, однако увечье кисти, которое он получил на войне, сделало это желание неосуществимым. Тогда, не теряя бодрости духа, он решил перейти на ударные инструменты.

В 1923 году институт был закрыт. В этот период Н. Успенский устроился на работу музыкантом. Музыку он любил, и эта работа доставляла ему определённую радость. Вплоть до 1928 года его можно было встретить в составе оркестров, игравших на сценах ленинградских кинотеатров.

Разумеется, что такая работа не была апогеем его желаний. Он усиленно работал над кандидатской диссертацией, под руководством выдающегося учёного А. А. Дмитриевского. Труд был закончен в 1925 году. А несколько позже состоялась успешная защита, после чего Н. Д. Успенский был удостоен учёной степени кандидата богословия.

В том же году он получил назначение на должность секретаря Совета Высших богословских курсов. Несмотря на то, что курсы располагались в Ленинграде, Николаю Дмитриевичу удавалось совмещать новую работу со служением регента хора при церкви в Окуловке.

В 1928 году Богословские курсы закрылись. Несмотря на свой 28 летний возраст Н. Успенский решил поступить в хоровой техникум и поступил, хотя и не имел официального музыкального образования. К счастью, ему помогло вмешательство Климова, уважаемого и заслуженного педагога. Полный курс обучения, предполагавший четырехлетний период, Николай Дмитриевич одолел за три года, В 1931 году он получил свидетельство о среднем музыкальном образовании с присвоением квалификации преподавателя хорового пения, дирижера хора.

В конце двадцатых годов Успенский женился на своей давней знакомой, Наталии Шторре. К тому времени был арестован и осужден по надуманному обвинению его отец, священник Дмитрий. Трезво оценивая ситуацию и понимая, что его переписка с детьми может доставить им массу неприятностей, он решительно настоял, чтобы они не искали с ним связи. Тем не менее, супруга Н. Д. Успенского, Наталья Ивановна, переживая за свекра и глубоко сочувствуя ему в сердце, всё же набралась смелости и отправила осужденному несколько посланий, приурочив их к церковным праздникам.

Через какое-то время отца Дмитрия освободили, но вскоре арестовали, осудили и сослали в лагерь под Иркутск саму Наталью Ивановну, за связь с «врагом народа».

Тогда же Н. Успенского вызвали в НКВД и порекомендовали отречься от своего отца, на что он ответил отказом. Как результат, его лишили избирательного права и поставили под особый контроль. Некоторое время спустя от Николая Успенского, неожиданно для него, потребовали возврата ценностей, которые он якобы украл из Окуловской церкви (собственно в том же преступлении до этого был обвинен его отец, за что и отбывал незаслуженное заключение). К счастью Николаю Дмитриевичу удалось избежать уголовного преследования за то, чего он не совершал. А вскоре он подал ходатайство М. И. Калинину о восстановлении в правах, на которое, затем, получил положительный ответ.

Консерватория. Деятельность Н. Успенского как музыкального педагога

Будучи реабилитирован, в 1932 году Н. Успенский смог продолжить образование в Ленинградской консерватории, поступив на оркестровый факультет. Затем, приложив максимум стараний и прибегнув к помощи профессора консерватории М. Г. Климова, он перешел на историко-теоретический (поступить на этот факультет изначально он не мог по причине превышения возрастного ценза).

В период обучения в Ленинградской консерватории Николай Дмитриевич занимался художественной самодеятельностью, педагогической практикой, преподавал в различных организациях.

К сожалению, 1937 год омрачил его жизнь очередным арестом отца. Мать Николая Дмитриевича, Лидия Петровна, надломленная горем, не выдержала и потеряла рассудок, после чего была госпитализирована в лечебницу, где умерла в 1941 году.

По выпуске из консерватории Н. Успенский получил назначение на должность преподавателя и помощника директора по учебной части Государственных курсов музыкального образования имени Н. А. Римского-Корсакова.

С сентября 1939 года Николай Дмитриевич исполнял обязанности заведующего учебной частью, а затем директора известного тогда Третьего городского музыкально-педагогического училища. После начала Великой Отечественной войны он совмещал с этой должностью должность начальника отряда противовоздушной обороны. В декабре 1942 года, во время очередной бомбардировки, в результате взрыва он был контужен.

К профессиональному труду Н. Успенский смог вернуться лишь несколько месяцев спустя. Деятельность училища к этому времени была приостановлена. Новым местом его работы стала детская музыкальная школа, где он занял место педагога и проработал до 1943 года. Кроме того с 1942 года и вплоть до 1946 года он служил регентом Николо-Богоявленского кафедрального собора.

Деятельность Н. Д. Успенского как преподавателя в духовных образовательных учреждениях

В 1944 году в Ленинграде открылись Богословско-пастырские курсы. Н. Д. Успенский был приглашен туда в качестве преподавателя Церковного устава. Это предложение было принято не сразу, но после того как было тщательно взвешено и обдумано.

В1946 году Николай Дмитриевич был утвержден на место доцента в Ленинградской духовной академии (по кафедре литургики). В июне 1947 года его удостоили звания профессора ЛДА. В 1949 году Н. Успенский принял степень магистра богословия.

В декабре 1946 года он успешно защитился в Ленинградской консерватории. Итогом защиты стало присвоение ему степени кандидата искусствоведения. С 1947 года Н. Успенский стал читать лекции в консерватории. Проработав там до 1954 года, он вынужден был уйти в связи с раздутыми против него обвинениями и плетущимися против него административными интригами.

После ухода из консерватории Николай Дмитриевич целиком посвятил себя научной и преподавательской деятельности в духовных школах. Будучи заведующим кафедрой литургики (ранее: церковно-практических наук), много сил он посвящал улучшению организации учебного процесса. Для него было крайне важно, чтобы обучение студентов имело не формальный, а конкретный результат.

С середины пятидестых Н. Успенский стал частым участником зарубежных симпозиумов, богословских конференций, встреч, съездов.

В 1957 году умерла верная спутница жизни, горячо любимая супруга Н. Д. Успенского, Наталья Ивановна. Эту потерю он переживал тяжело. Некоторое время спустя он встретил Веру Георгиевну, вдову, человека без высшего образования, но вполне интеллигентного. Она работала машинисткой. Два одиноких сердца чувствовали сильное взаимное притяжение. В 1959 году, с благословения Патриарха Алексия I, Николай Дмитриевич и Вера Георгиевна соединились брачными узами.

В шестидесятых годах Н. Успенский получил ряд предложений о публикации некоторых его работ.

В восьмидесятых здоровье Николая Дмитриевича пошатнулось. Одной из ближайших причин, спровоцировавших ухудшение состояния, явилось переживание, связанное с ограблением его дачи, в результате которого была уничтожена оставленная на столе фундаментальная работа Н. Успенского (преступники использовали бумагу для освещения).

Летом 1987 года участились приступы ишемической болезни сердца. 22 июля он причастился, а в ночь на 23 июля преставился.