Неординарные художники мира и их картины. Самые необычные художники

Когда человеку по каким-то причинам не хочется в творчестве опираться на традиционные способы создания картин, то начинаются эксперименты. Когда его не устраивает "реализм" в работах, когда работы Леонардо и Буше кажутся скучными и неинтересными, рождается новый взгляд на искусство. Когда для него игра с прошлым превращается в способ заглянуть в будущее, появляется другое искусство. Правда иногда подобные стремления переходят и границу, превращаясь в нечто далекое от искусства и тогда главное удивить оригинальностью.

Итак, необычные художники, необычные способы создания картин и необычные картины.

О художественной ценности говорить не буду. Каждый из перечисленных авторов называет себя художником, творцом. Каждый из зрителей сам для себя определят, что искусство, а что нет, как и ту грань, за которой уже и эпатажа нет, а есть непонятно что.

Ред Хонг (Red Hong)

Автор, покоривший меня необычным взглядом на самые обычные предметы или не совсем предметы. Для нее творчество не ограничивается красками и кистью, ведь куда интересней дать волю фантазии и позволить ей вылиться в нечто интересное и живое. А фантазия такая штука, что может привести к идее использовать вместо кисти кофейную чашку или баскетбольный мяч, а можно вообще обойтись носками.
"Когда я впервые посетила Шанхай, я наткнулась на старый переулок, где на торчащих из окон домов бамбуковых палках развивалось белье. Это было невероятно красивое зрелище! Удивительная вещь - такие традиции в современном шумном мегаполисе. Это вдохновило меня создать нечто необычное из привычных для всех вещей в своем родном районе"

Carne Griffiths

А что если вместе с привычными красками воспользоваться и необычными? Нет, не волшебными, а вполне себе обычными почти красками, особенно если капнуть ими на белое платье. Что если как краску использовать чай или бренди, а может быть виски или водку? А получатся в итоге воздушные, без черных пятен, полные легких линий работы, привлекающие странно притягательным симбиозом человеческого и природного.

Виниций Кесада (Vinicius Quesada)

Как там говорят - Кровь есть жизнь?: Тогда художник Виниций Кесада (Vinicius Quesada) вложил в свои работы жизнь в прямом смысле, потому что рисует он своей собственной кровью. Картины странно притягательны своими оттенками красного.

Джордан Иглз (Jordan Eagles)

Работы этого художника, использующего так же кровь, правда уже не свою, а взятую на бойне, удивляют еще больше. Джордан Иглз (Jordan Eagles) создает нечто пугающе привлекательное, особенно когда знаешь, из чего и как он создает свои работы. Используя разные техники, он превращает кровь саму по себе в объект искусства.

Джордан МакКензи

Еще дальше пошел Джордан МакКензи, который творит тоже жидкостью из человеческого тела. Для своих работ он использует холст, руки и свой... член. Все до удивительного просто - выплеск спермы на полотно, немного технической обработки и картина готова. От такого творчества одно удовольствие и ни тебе тошнотворного запаха крови, кистей для рисования и даже чашки с кофе не надо.

Милли Браун (Millie Brown)

Милли Браун тоже извергает из себя жидкости, но вот они уже не совсем естественного происхождения.

Элизабетта Рогаи (Elisabetta Rogai)

А вот Элизабетта Рогаи (Elisabetta Rogai) создает свои работы из изысканного материала - белого и красного вина. Это, казалось бы, должно ограничивать ее цветовую палитру, но вот работам ее это совершенно не мешает.

Джудит Браун (Judith Braun)

Написать картину без рук будет проблематично, но что если сами руки станут кистью и будут творить. Что выйдет если пальцы станут орудием, а обычная угольная пыль расцветет многообразием форм и видов? А выйдут работы художницы Джудит Браун, которые странным образом совмещают в себя абстрактные и конкретные образы.

Дуг Лэндис (Doug Landis)

А можно рисовать и без рук, как Дуг Лэндис (Doug Landis). После того как его парализовало он стал рисовать держа карандаш во рту! И остается только позавидовать его силе духа.

Тим Пэтч (Tim Patch)

Знакомьтесь, Тим Пэтч, он же Prickasso, он же художник-пенисист. Почему пенисист? А потому что рисует он именно им.

Ани Кей

Еще один человек считает, что может создавать произведение искусства не пользуясь традиционными кисточками или карандашами, да и руки ему не нужны. Он тоже сторонник идеи, что рисовать руками скучно. Ани Кей решил рисовать языком.

Натали Айриш (Natalie Irish)

Поцелуй, как оказывается много мы не знаем о нем. Ведь поцелуем можно творить, вкладывая в создаваемое свою любовь. Собственно, этим и занимается художница Натали Айриш - она рисует поцелуями и губной помадой.

Кира Эйн Варзеджи (Kira Ayn Varszegi)

Руками можно, пенисом можно, губами можно, а чем грудь не инструмент, подумала Кира Эйн Варзеджи и начала творить. Она рисует грудью, но будучи ограничена формой самой груди, создает абстрактные образы, в отличии от того же Патча, который умудряется даже портреты создавать. Но у Киры все впереди! Удачи ей на этом трудном поприще искусства.

Stephen Murmer.

Не отстает от них и Stephen Murmer, который рисует ягодицами.

Намазал пятую точку краской, присел на холст и готово! А если чего-то не хватает, то можно последовать примеру все того же Патча. А можно вообще рисовать сразу и тем и другим. Как говорится - дешево и сердито, хотя насчет дешево я погорячилась - картины сии имеют немалую цену.

Мартин фон Островски (Martin von Ostrowski)

«Художник имеет право использовать материалы с наличием частицы автора, дабы показать или доказать, что он является частью органического мира. В сперме сохраняются мои гены, которые играют важную роль для воспроизведения человеческого существа вместе с женской яйцеклеткой. А в моих фекалиях есть микроорганизмы, что живут в симбиозе с переваренной пищей. Так и художник является частью большого комплекса неисчислимого органического мира, и чтобы не потеряться в нем он должен оставить ощутимый след в создаваемом искусстве».

А в итоге можно нарисовать себя

или известных личностей

или вот такие портреты, используя для создания сперму.

P/S/ менее "удивительные" работы у него тоже есть.

Крис Офили (Chris Ofili)

Можно и не так оригинально. Можно вместо человеческих использовать и выделения животных. Вот понравится тебе цвет у слоновьего выделения и бери, используй, никто и слова поперек не скажет. Тем более оно дает такой простор в выборе оттенков коричневого. На что собственно и повелся Крис Офили.

Марк Куинн

Человеческой кровью можно рисовать, но из нее можно и скульптуры делать. Замороженные. Да еще и из своей. На один такой портрет уходит около 4 литров крови, если не больше.

Вал Томпсон

Но рисовать можно не только кровью и всяким выделениями. Рисовать можно самим человеком, точнее тем, что от него осталось после смерти. Пеплом, например, как делает это Вал Томпсон. Из пепла уже делали искусственные бриллианты, теперь еще рисовать можно, всего-то и нужно, что смешать его с красками.

Сян Чен

Рисовать можно всем, главное что бы глаза не боялись, а руки делали. Но иногда орудием для творца становится и сам глаз, в прямом смысле слова. Художник Сян Чен рисует глазами, используя специальное приспособление.

Продолжение следует...

Рисовать ножом, жевательной резинкой, скотчем, гвоздями или рыболовными крючками, словами и лентами, бактериями... нет преграды человеческой фантазии.

Есть произведения искусства, которые словно бьют зрителя по голове, ошарашивая и изумляя. Другие затягивают в раздумья и в поиски смысловых слоев, тайной символики. Некоторые картины овеяны тайнами и мистическими загадками, а другие удивляют непомерной ценой.

Мы тщательно просмотрели все главные достижения в мировой живописи и выбрали из них два десятка самых странных картин. Сальвадора Дали , чьи работы полностью попадают под формат этого материала и первыми приходят на ум, не включили в эту подборку намеренно.

Понятно, что «странность» - это довольно субъективное понятие и для каждого есть свои удивительные картины, выбивающиеся из ряда прочих произведений искусства. Мы будем рады, если вы поделитесь ими в комментариях и расскажете о них немного.

«Крик»

Эдвард Мунк. 1893, картон, масло, темпера, пастель.
Национальная галерея, Осло.

«Крик» считается знаковым событием экспрессионизма и одной из самых известных картин в мире.

Существуют две трактовки изображенного: это сам герой охвачен ужасом и безмолвно кричит, прижимая руки к ушам; или же герой закрывает уши от звучащего вокруг крика мира и природы. Мунк написал четыре варианта «Крика», и есть версия, что картина эта - плод маниакально-депрессивного психоза, от которого страдал художник. После курса лечения в клинике Мунк не возвращался к работе над полотном.

«Я шел по тропинке с двумя друзьями. Солнце садилось - неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор - я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом. Мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу», - говорил Эдвард Мунк об истории создания картины.

«Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?»

Поль Гоген. 1897-1898, холст, масло.
Музей изящных искусств, Бостон.

По указанию самого Гогена картину следует читать справа налево - три основные группы фигур иллюстрируют вопросы, поставленные в названии.

Три женщины с ребенком представляют начало жизни; средняя группа символизирует ежедневное существование зрелости; в заключительной группе, по замыслу художника, «старая женщина, приближающаяся к смерти, кажется примирившейся и предавшейся своим размышлениям», у ее ног «странная белая птица... представляет бесполезность слов».

Глубоко философская картина постимпрессиониста Поля Гогена была написана им на Таити, куда тот сбежал от Парижа. По завершении работы он хотел даже покончить жизнь самоубийством: «Я верю, что это полотно превосходит все мои предыдущие и что я никогда не создам что-то лучше или даже похожее». Он прожил еще пять лет, так и получилось.

«Герника»

Пабло Пикассо. 1937, холст, масло.
Музей королевы Софии, Мадрид .

«Герника» представляет сцены смерти, насилия, зверства, страдания и беспомощности, без указания их непосредственных причин, но они очевидны. Рассказывают, что в 1940 году Пабло Пикассо вызвали в гестапо в Париже. Речь сразу зашла о картине. «Это сделали вы?» - «Нет, это сделали вы».

Огромное полотно-фреска «Герника», написанная Пикассо в 1937 году, рассказывает о налете добровольческого подразделения люфтваффе на город Герника, в результате которого шеститысячный город был полностью уничтожен. Картина была написана буквально за месяц - первые дни работы над картиной Пикассо работал по 10-12 часов, и уже в первых набросках можно было увидеть главную идею. Это одна из лучших иллюстраций кошмара фашизма, а также человеческой жестокости и горя.

«Портрет четы Арнольфини»

Ян ван Эйк. 1434, дерево, масло.
Лондонская национальная галерея, Лондон.

Знаменитая картина целиком и полностью наполнена символами, аллегориями и разнообразными отсылками - вплоть до подписи «Ян ван Эйк был здесь», превратившей картину не просто в произведение искусства, а в исторический документ, подтверждающий реальность события, на котором присутствовал художник.

Портрет предположительно Джованни ди Николао Арнольфини и его жены является одним из наиболее сложных произведений западной школы живописи Северного Возрождения.

В России в последние несколько лет картина обрела большую популярность благодаря портретному сходству Арнольфини с Владимиром Путиным.

«Демон сидящий»

Михаил Врубель. 1890, холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

«Руки противятся ему»

Билл Стоунхэм. 1972.

Эту работу, конечно, нельзя причислить к шедеврам мировой живописи, но то, что она странная, - это факт.

Вокруг картины с мальчиком, куклой и ладошками, прижатыми к стеклу, ходят легенды. От «из-за этой картины умирают» до «дети на ней живые». Выглядит картина и впрямь жутковато, что порождает у людей со слабой психикой массу страхов и домыслов.

Художник же уверял, что на картине изображен он сам в возрасте пяти лет, что дверь - представление разделительной линии между реальным миром и миром снов, а кукла - проводник, который сможет провести мальчика через этот мир. Руки представляют альтернативные жизни или возможности.

Картина обрела известность в феврале 2000 года, когда была выставлена на продажу на eBay с предысторией, рассказывающей, что картина - «с привидениями». «Руки противятся ему» купил за 1025 долларов Ким Смит, который затем был просто завален письмами с жуткими историями и требованиями сжечь картину.

Человека постоянно тянет к творчеству. Люди рисовали еще с доисторических времен, изображая на скалах фигурки животных и богов. Сегодня мы имеем возможность восторгаться картинами самых талантливых художников, которых породила цивилизация.

Кто-то из них искусно передает игру света или воды, кто-то уделяет внимание деталям, а чьи-то картины просто дарят настроение. Но люди ищут и находят возможность творить картины не только с помощью кисти. На свете есть немало удивительных художников, использующих необычные техники в своем творчестве.

Человек, который пишет пенисом. Австралиец Тим Патч имеет свою кисть всегда под рукой. Ведь в этом качестве выступает его пенис. Сам себя художник в шутку называет Pricasso. Нет никакого сомнения, что такой псевдоним великий художник одобрил бы, ведь и Пикассо обожал шокирующие эксперименты. Для оформления фона картины Прикассо использует свою попу. Ведь рисование главным инструментом заняло бы довольно много времени. Картины, написанные пенисом, постоянно появляются на различных секс-выставках. При этом сам художник наглядно показывает посетителям, как он создает свои картины. Самое смешное, что полотна выходят действительно неплохими, учитывая необычный инструмент для их создания.

Художник, использующий рвоту. Художник Милли Браун создает то, что некоторые люди смело называют искусством. Женщина пьет окрашенное цветом молоко, а затем извергает жидкость обратно на белый холст или даже на свое платье. Она освоила искусство регургитации, благодаря чему научилась с помощью мышц выталкивать наружу содержимое своего желудка. Этот талант позволяет Браун создавать образцы актуального искусства. Казалось бы, что тут сложного? Пей, да извергай жидкость на холст. Между тем абстрактные полотна Браун стоят тысячи долларов. Самая известная картина, "Nexis Vomitus" была создана в акустическом сопровождении двух оперных певиц. Эта картина стоит 2400 долларов и несложно найти в Интернете видео создания полотна. Только вот просмотр этой техники живописи может сам по себе вызывать неприятные позывы.

Рисование баскетбольным мячом. Китаянка Хонг Ю решила создать портрет своего кумира, баскетболиста Яо Мина. Он недавно закончил свою звездную карьеру в "Хьюстон Рокетс". Но чем лучше всего нарисовать баскетболиста? Конечно же, мячом! Девушка обожает рисование, но выбирает для воплощения своего таланта необычные предметы. На этот раз ее кистью стал баскетбольный мяч. Она макала его в краску и оставляла следы на холсте. Постепенно на бумаге проявился образ знаменитого игрока. Ролик о такой необычной технике получил более 400 тысяч просмотров на YouTube. Сама же художница родилась и выросла на Борнео, пожила в Австралии и Голландии, а сейчас проживает в Шанхае.

Кровь человека в качестве краски. Виниций Кесада живет в Бразилии. Сам себя он называет личным художником. Кесада обожает шокировать своими картинами. Он создал необычную серию под названием "Блюз, написанный кровью". Необычным является то, что эти картины нарисованы человеческой кровью и мочой. На апокалиптических картинах бразильца можно увидеть властных гейш, курящих сигареты обезьян и других необычные образы. Для своих картин Кесада использует три цвета - красный, желтый и синий. Больше всего в картинах именно красного, но для него используется собственная кровь художника. Правда он может выделять для этого только около 450 миллилитров каждые 2 месяца. Чужой же крови Кесада принципиально не использует, не желая причинять кому-либо вреда.

Подводные художества. Целая группа украинских художников создают свои полотна под водой. Для этого они погружаются с аквалангами в воды Черного моря. Там у них есть около 40 минут для творческой работы. За это время им удается в весьма сложных условиях положить на полотна краски. В результате картины получаются практически такими же, как и написанные в естественных условиях. Правда перед началом рисования креативные дайверы покрывают свои полотна водонепроницаемым клеем. Работают художники на глубинах от 2 до 20 метров. Они говорят, что свет в воде рассеивается и падает на камни и кораллы. В итоге подводный мир выглядит настолько прекрасным, что вдохновляет на творчество. Человечески глаз лучше способен уловить эту красоту, чем камера. Но художникам надо учитывать, что с глубиной цвета теряются. Так что нанесенный под водой на полотно коричневый цвет может превратиться на поверхности в красный.

Рисование грудью. Американская художница Кира Айн Варзеджи рисует свои картины грудью размером 38DD. Техника в данном случае не так оригинальна, как сам инструмент. Кира просто макая свою грудь в масляную красу, а затем прижимает ее к холсту. В процессе рисования это повторяется раз за разом, просто используются различные цветовые комбинации. Рисование продолжается до тех пор, пока художнице не понравится ее работа. Кира утверждает, что секрет популярности ее картин кроется в особом смешивании цветов. Правда, стоит все же поблагодарить и природу, подарившую такую шикарную грудь. Художница говорит, что целью ее творчества являются эмоции ее зрителей, а также приведение жилых помещений в красивый вид. Да и такие картины неизменно вызывают улыбку у людей. Для достижения таких целей Кира научилась использовать различные инструменты - от разнообразных кистей до игрушек, овощей и различных частей тела. Тем, кто считает эти картины смешными, стоит рассказать, что Кира является признанным художником. Большая часть ее творчества продается на eBay, где каждая работа оценивается в сотни долларов. Кира утверждает, что ее картины разошлись по всему миру. В каждом американском штате можно найти столь необычно созданные работы.

Художник, рисующий языком. Говорят, что художники должны страдать за свое искусство. В результате они вынуждены одеваться в грязное белье, а питаться вообще непонятно чем. Но всех художников-мучеников превзошел Ани Кей. Дело в том, что он пишет свои картины собственным языком. Следствием этого являются сопутствующие постоянные головные боли, спазмы и тошнота. Когда Ани решил писать картины необычным способом, то сперва он выбрал в качестве инструмента нос. Но оказалось, что этот метод был уже опробован другими художниками. Первые попытки использовать язык обернулись серьезными болями в голове и теле из-за острых испарений от краски. Этот учители рисования смог уже создать 20 акварельных картин. Его гордостью стало полотно шириной в 2,5 метра, копирующее "Тайную вечерю" Леонардо да Винчи. Работа над этой картиной заняла 5 месяцев. Художник строит галерею в своем доме, расположенном в индийском Керале. Тело уже привыкло к необычной методике, теперь работа над картиной занимает около 4 дней.

Рисование мертвыми муравьями. Для картины "Портрет с пистолетом" художник Крис Трумэн использовал необычную среду. Автор создал свою работу с помощью мертвых муравьев. Ему понадобилось сразу 200 тысяч этих трудолюбивых насекомых. В результате на свет появилась картина в коричневых тонах, где был изображен маленький брат Трумэна с винтовкой в руках. Как ни странно, но художник заявил, что его работа является плодом любви. Именно такое противоречивое чувство он испытывал, убивая муравьев, необходимых для картины. Ради искусства Трумэну пришлось делать то, что он ненавидел. Картина в результате стал не только объектом живописи, но и воплощением геноцида муравьев. Ее обладатель несомненно выделится в современном обществе. А оценочная стоимость картины составляет 35 тысяч долларов.

Художник, использующий собственные глаза. Этот странный метод освоил Сян Чен из китайской провинции Хунань. Этот художник и артист каллиграфии научился держать под своим веком длинные, метровые кисти. Именно туда он вводит металлический торец инструмента для рисования. В результате он пишет и рисует именно глазом. Свои необычные способности Чен выявил, когда ему исполнилось 16 лет. Однажды он пришел домой со стройки и обнаружил, что оба его глаза были забиты песком. Но сам он от этого не чувствовал ни боли, ни дискомфорта. Чен попробовал потыкать в свой глаз, но все, что он почувствовал - небольшой зуд. Китаец использует свои глаза не только для рисования, но и для игры на пианино. Интересно, но врачи констатируют, что его органы зрения ничем не отличаются от обычных.

Художник, рисующий человеческим пеплом. Многие художники при создании своих полотен пользуются помощью друзей или членов семьи. Но лишь немногие используют близких людей в качестве материала для своих картин. Этические каноны буквально взорвала Вал Томпсон. Она смешивает пепел, оставшийся после кремации людей, с красками. Таким образом ее необычный ингредиент добавляет текстуру на холст. Эти уникальные картины позволили художнице сделать хорошую карьеру. А предложил ей заняться таким творчеством собственный брат. Первая картина Вал была создана для Анны Кири, недавно потерявшей мужа Джона. Его прах пошел на создание полотна с живописным пляжем. Результат настолько понравился заказчице, что Вал создала еще три подобных картины, а потом открыла даже свой уникальный бизнес "Пепел для искусства".

Какие-то произведения искусства словно бьют зрителя по голове, ошарашивая и изумляя. Какие-то — затягивают в раздумья и в поиски смысловых слоев, тайной символики. Некоторые картины овеяны тайнами и мистическими загадками, а некоторые — удивляют непомерной ценой.

«Странность» — это довольно субъективное понятие, и для каждого есть свои удивительные картины, выбивающиеся из ряда прочих произведений искусства.

Эдвард Мунк «Крик»

1893, картон, масло, темпера, пастель. 91×73,5 см

Национальная галерея, Осло

«Крик» считается знаковым событием экспрессионизма и одной из самых известных картин в мире.
«Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фиордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу», говорил Эдвард Мунк об истории создания картины.
Существуют две трактовки изображенного: это сам герой охвачен ужасом и безмолвно кричит, прижимая руки к ушам; или же герой закрывает уши от звучащего вокруг крика мира и природы. Мунк написал 4 версии «Крика», и есть версия, что картина эта — плод маниакально-депрессивного психоза, от которого страдал художник. После курса лечения в клинике Мунк не возвращался к работе над полотном.

Поль Гоген «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?»

1897-1898, холст, масло. 139,1×374,6 см

Музей изящных искусств, Бостон

Глубоко философская картина постимпрессиониста Поля Гогена была написана им на Таити, куда тот сбежал от Парижа. По завершении работы он хотел даже покончить жизнь самоубийством, потому что «Я верю, что это полотно не только превосходит все мои предыдущие, и что я никогда не создам что-то лучше или даже похожее». Он прожил еще 5 лет, так и получилось.
По указанию самого Гогена картину следует читать справа налево — три основные группы фигур иллюстрируют вопросы, поставленные в названии. Три женщины с ребёнком представляют начало жизни; средняя группа символизирует ежедневное существование зрелости; в заключительной группе, по замыслу художника, «старая женщина, приближающаяся к смерти, кажется примирившейся и предавшейся своим размышлениям», у ее ног «странная белая птица... представляет бесполезность слов».

Пабло Пикассо «Герника»

1937, холст, масло. 349×776 см

Музей королевы Софии, Мадрид

Огромное полотно-фреска «Герника», написанная Пикассо в 1937 году, рассказывает о налете добровольческого подразделения люфтваффе на город Герника, в результате которого шеститысячный город был полностью уничтожен. Картина была написана буквально за месяц — первые дни работы над картиной Пикассо работал по 10-12 часов и уже в первых набросках можно было увидеть главную идею. Это одна из лучших иллюстраций кошмара фашизма, а также человеческой жестокости и горя.
«Герника» представляет сцены смерти, насилия, зверства, страдания и беспомощности, без указания их непосредственных причин, но они очевидны. Рассказывают, что в 1940 году Пабло Пикассо вызвали в гестапо в Париже. Речь сразу зашла о картине. «Это сделали вы?» — «Нет, это сделали вы».

Ян ван Эйк «Портрет четы Арнольфини»

1434, дерево, масло. 81.8×59.7 см

Лондонская национальная галерея, Лондон

Портрет предположительно Джованни ди Николао Арнольфини и его жены является одним из наиболее сложных произведений западной школы живописи Северного Возрождения.
Знаменитая картина целиком и полностью наполнена символами, аллегориями и разнообразными отсылками — вплоть до подписи «Ян ван Эйк был здесь», что превратило ее не просто в произведение искусства, а в исторический документ, подтверждающий реально происходившее событие, на котором присутствовал художник.
В России последних лет картина обрела большую популярность благодаря портретному сходству Арнольфини с Владимиром Путиным.

Михаил Врубель «Демон сидящий»

1890, холст, масло. 114×211 см

Третьяковская галерея, Москва

Картина Михаила Врубеля удивляет образом демона. Печальный длинноволосый парень совсем не похож на общечеловеческие представления о том, как должен выглядеть злой дух. Сам художник говорил о самой известной своей картине: «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый». Это образ силы человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений. Трагически сцепив руки, Демон сидит с печальными, направленными вдаль огромными глазами, в окружении цветов. Композиция подчёркивает стеснённость фигуры демона, будто бы зажатого между верхней и нижней перекладинами рамы.

Василий Верещагин «Апофеоз войны»

1871, холст, масло. 127×197 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Верещагин — один из главных российских художников-баталистов, но он рисовал войны и сражения не потому что любил их. Наоборот, он пытался передать людям свое негативное отношение к войне. Однажды Верещагин в пылу эмоций воскликнул: «Больше батальных картин писать не буду — баста! Я слишком близко к сердцу принимаю то, что пишу, выплакиваю (буквально) горе каждого раненого и убитого». Вероятно, результатом этого возгласа стала страшная и завораживающая картина «Апофеоз войны», на которой изображено поле, вороны и гора человеческих черепов.
Картина написана так глубоко и эмоционально, что за каждым черепом, лежащим в этой куче, начинаешь видеть людей, их судьбы и судьбы тех, кто этих людей больше не увидит. Сам же Верещагин с печальным сарказмом называл полотно «натюрмортом» — на нем изображена «мертвая природа».
Всe детали картины, в том числе жёлтый колорит, символизируют смерть и опустошение. Ясное синее небо подчёркивает мёртвенность картины. Идею «Апофеоза войны» выражают также шрамы от сабель и дыры от пуль на черепах.

Грант Вуд «Американская готика»

1930, масло. 74×62 см

Чикагский институт искусств, Чикаго

«Американская готика»- один из самых узнаваемых образов в американском искусстве XX века, известнейший художественный мем XX и XXI столетий.
Картина с мрачными отцом и дочерью переполнена деталями, которые указывают на суровость, пуританство и ретроградство изображенных людей. Сердитые лица, вилы прямо по середине картины, старомодная даже по меркам 1930 года одежда, выставленный локоть, швы на одежде фермера, повторяющие форму вил, а значит и угрозу, которая адресована всем, кто посягнет. Все эти детали можно разглядывать бесконечно и ежиться от неуюта.
Интересно, что судьи конкурса в Чикагском институте искусств восприняли «Готику» как «юмористическую валентинку», а жители штата Айова страшно обиделись на Вуда за то, что тот изобразил их в столь неприятном свете.

Рене Магритт «Влюбленные»

1928, холст, масло

Картина «Влюбленные» («Любовники») существует в двух вариантах. На одном мужчина и женщина, чьи головы укутаны белой тканью, целуются, а на другом — «смотрят» на зрителя. Картина удивляет и завораживает. Двумя фигурами без лиц Магритт передал идею о слепоте любви. О слепоте во всех смыслах: влюбленные никого не видят, не видим их истинных лиц и мы, а кроме того, влюбленные — загадка даже друг для друга. Но при этой кажущейся понятности, мы все равно продолжаем смотреть на магриттовских влюбленных и думать о них.
Едва ли не все картины Магритта — это ребусы, которые полностью разгадать невозможно, так как они ставят вопросы о самой сути бытия. Магритт всё время говорит об обманчивости видимого, о его скрытой таинственности, которую мы обычно не замечаем.

Марк Шагал «Прогулка»

1917, холст, масло

Государственная Третьяковская Галерея

Обычно до крайности серьезный в своей живописи Марк Шагал написал восхитительный манифест собственного счастья, наполненный аллегориями и любовью. «Прогулка» — это автопортрет с супругой Беллой. Его любимая парит в небе и того гляди утащит в полет и Шагала, стоящего на земле непрочно, будто касаясь ее только носками туфель. В другой руке у Шагала синица — он счастлив, у него есть и синица в руках (вероятно, его живопись), и журавль в небе.

Иероним Босх «Сад земных наслаждений»

1500-1510, дерево, масло. 389×220 см

Прадо, Испания

«Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия. На сегодняшний день ни одно из имеющихся толкований картины не признано единственно верным.
Непреходящее очарование и одновременно странность триптиха заключается в том, как художник выражает главную идею через множество деталей. Картина переполнена прозрачными фигурками, фантастическими сооружениями, чудовищами, обретшими плоть галлюцинациями, адскими карикатурами реальности, на которую он смотрит испытующим, чрезвычайно острым взглядом. Некоторые учёные хотели видеть в триптихе изображение жизни человека сквозь призму её тщеты и образы земной любви, другие — торжество сладострастия. Однако простодушие и некоторая отстранённость, с которыми трактованы отдельные фигурки, а также благосклонное отношение к этому произведению со стороны церковных властей заставляют сомневаться, что содержанием его могло быть прославление телесных наслаждений.

Густав Климт «Три возраста женщины»

1905, холст, масло. 180×180 см

Национальная галерея современного искусства, Рим

«Три возраста женщины» одновременно и радостна, и печальна. В ней тремя фигурами написана история жизни женщины: беззаботность, умиротворение и отчаяние. Молодая женщина органично вплетена в орнамент жизни, старая — выделяется из нее. Контраст между стилизованным изображением молодой женщины и натуралистическим образом старухи приобретает символический смысл: первая фаза жизни несёт с собой бесконечные возможности и метаморфозы, последняя — неизменное постоянство и конфликт с реальностью.
Полотно не отпускает, забирается в душу и заставляет думать о глубине послания художника, равно как и о глубине и неизбежности жизни.

Эгон Шиле «Семья»

1918, холст, масло. 152.5×162.5 см

Галерея «Бельведер», Вена

Шиле был учеником Климта, но, как и всякий отличный ученик, он не копировал своего учителя, а искал новое. Шиле куда более трагичный, странный и пугающий, нежели Густав Климт. В его работах много того, что можно было бы назвать порнографией, разнообразных перверсий, натурализма и при этом щемящего отчаяния.
«Семья» — его последняя работа, в которой отчаяние доведено до абсолюта, несмотря на то, что это — наименее странно выглядящая его картина. Он нарисовал ее перед самой смертью, после того, как от испанки умерла его беременная жена Эдит. Он умер в 28 лет спустя всего три дня после Эдит, успев нарисовать ее, себя и их так и нерожденного ребенка.

Фрида Кало «Две Фриды»

История трудной жизни мексиканской художницы Фриды Кало стала широко известна после выхода фильма «Фрида» с Сальмой Хайек в главной роли. Кало писала в основном автопортреты и объясняла это просто: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего».
Ни на одном автопортрете Фрида Кало не улыбается: серьезное, даже скорбное лицо, сросшиеся густые брови, чуть заметные усики над плотно сжатыми губами. Идеи её картин зашифрованы в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с Фридой. Символика Кало опирается на национальные традиции и тесно связана с индейской мифологией доиспанского периода.
В одной из лучших картин — «Две Фриды» — она выразила мужское и женское начало, соединенные в ней единой кровеносной системой, демонстрирующие ее целостность.

Клод Моне «Мост Ватерлоо. Эффект тумана»

1899, холст, масло

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

При рассмотрении картины с близкого расстояния зритель не видит ничего кроме полотна, на который нанесены частые густые масляные мазки. Вся магия произведения раскрывается, когда мы постепенно начинаем отодвигаться от полотна на большее расстояние. Сначала перед нами начинают проявляться непонятные полуокружности, проходящие через середину картины, затем, мы видим явные очертания лодок и, отойдя на расстояние приблизительно двух метров, перед нами резко прорисовываются и выстраиваются в логическую цепочку все связующие произведения.

Джексон Поллок «Номер 5, 1948»

1948, фибролит, масло. 240×120 см

Странность этой картины в том, что полотно американского лидера абстрактного экспрессионизма, которое он нарисовал, разливая краску по разложенному на полу куску фибролита — самая дорогая картина в мире. В 2006 году на аукционе Сотбис за нее заплатили 140 миллионов долларов. Дэвид Гиффен, кинопродюсер и коллекционер, продал её мексиканскому финансисту Дэвиду Мартинесу.
«Я продолжаю отходить от обычных инструментов художника, таких, как мольберт, палитра и кисти. Я предпочитаю палочки, совки, ножи и льющуюся краску или смесь краски с песком, битым стеклом или чем-то ещё. Когда я внутри живописи, я не осознаю, что я делаю. Понимание приходит позже. У меня нет страха перед изменениями или разрушением образа, поскольку картина живёт своей собственной жизнью. Я просто помогаю ей выйти наружу. Но если я теряю контакт с картиной, получается грязь и беспорядок. Если же нет, то это чистая гармония, легкость того, как ты берешь и отдаешь».

Жоан Миро «Мужчина и женщина перед кучей экскрементов»

1935, медь, масло, 23×32 см

Фонд Жоана Миро, Испания

Хорошее название. И кто бы мог подумать, что это картина говорит нам об ужасах гражданских войн.
Картина была сделана на листе меди за неделю между 15 и 22 октября 1935 года. По словам Миро, это результат попытки изобразить трагедию Гражданской войны в Испании. Миро говорил, что это картина о периоде беспокойства. На картине изображены мужчина и женщина, тянущиеся друг к другу в объятья, но не движущиеся. Увеличенные половые органы и зловещие цвета были описаны как «полные отвращения и гадливой сексуальности».

Яцек Йерка «Эрозия»

Польский неосюрреалист известен по всему миру благодаря своим удивительным картинам, в которых объединяются реальности, создавая новые. Трудно рассматривать его предельно детальные и в какой-то степени умилительные работы по одной, но таков формат нашего материала, и нам пришлось выбрать одну — для иллюстрации его фантазии и мастерства. Рекомендуем ознакомиться .

Билл Стоунхэм «Руки противятся ему»

Эту работу, конечно, нельзя причислить к шедеврам мировой живописи, но то, что она странная — это факт.
Вокруг картины с мальчиком, куклой и ладошками, прижатыми к стеклу, ходят легенды. От «из-за этой картины умирают» до «дети на ней живые». Выглядит картина и впрямь жутковато, что порождает у людей со слабой психикой массу страхов и домыслов.
Художник же уверял, что на картине изображен он сам в возрасте пяти лет, что дверь — представление разделительной линии между реальным миром и миром снов, а кукла — проводник, который сможет провести мальчика через этот мир. Руки представляют альтернативные жизни или возможности.
Картина обрела известность в феврале 2000 года, когда она была выставлена на продажу на eBay с предысторией, рассказывающей, что картина — «с привидениями». «Руки противятся ему» купил за 1025 долларов Ким Смит, который затем был просто завален письмами с жуткими историями и требованиями сжечь картину.