Некрасов в окопах сталинграда герои. Бои за сопку. Демонстрация и обсуждение полученных результатов

«В окопах Сталинграда» - повесть В.П.Некрасова. Фронтовой офицер, кавалер медали «За отвагу» и ордена «Красная звезда» капитан В.П. Некрасов работу над повестью начал в 1944 г., в госпитале, где находился в связи со вторым ранением. Некрасов в обороне Сталинграда участвовал с начала и до конца.

К осени 1945 рукопись под названием «В окопах Сталинграда» была закончена, а в 1946 как роман «Сталинград» опубликована в журнале «Знамя». Руководство Союза писателей встретило его в штыки. А.А. Фадеев, руководитель Союза, собственноручно вычеркнул «Сталинград» из списка произведений, представленных на соискание Сталинской премии. Сталин, однако, это решение не утвердил: в 1947 г. роман удостаивается главной государственной награды и выходит в серии книг, выпускаемой издательством «Советский писатель» к 30-летию Октябрьской революции. После присуждения премии повесть — теперь это повесть — «В окопах Сталинграда» печатается по всей стране и переиздается большинством издательств общим тиражом в несколько миллионов экземпляров, переводится на 36 языков.

«В окопах Сталинграда» — произведение, этапное для всей советской литературы о Великой Отечественной войне: через 10 -15 лет появится «лейтенантская проза», начало которой положил В. Некрасов; через 40 лет в числе прямых предтеч романа В. Гроссмана «Жизнь и судьба» критика назовет повесть «В окопах Сталинграда».

Для героя повести, полкового инженера Керженцева так же, как для самого В.П. Некрасова, Сталинград начинался на Перепутьях Летнего отступления, под бомбами первого налета на город, в отчаянных осенних контрактах. Фронтовой опыт начинающего прозаика несколько отличался от опыта уже сложившихся писателей, для которых фронт — объект живописания. Для боевого офицера Некрасова — это тяжкая повседневность, в которую он неумолимо включен.

Некрасов упорно доказывал надежность интеллигентности вопреки обшей установке тех лет: интеллигенту в лучшем случае отводилась роль рефлектирующего индивидуалиста, если не откровенного труса. Некрасов понимал интеллигентность как сочетание ума, благородства, бесстрашия, открытости, способности сострадать. Простота керженцевского повествования — простота подлинной интеллигентности. Его речь прекрасно уживается с деловитой зоркой обстоятельностью опытного фронтовика. Военные термины, армейские наблюдения без нажима вплетаются в свободный разговор. Художественная достоверность «Окопов» предопределена тем, что, синтезируя характеры, Некрасов пишет только о том, что знает сам. Повесть «В окопах Сталинграда» свободна от казенного оптимизма, ее герои не чувствуют себя пешками в руках всеведущего стратега. Писатель упрямо верит в способность человека вести долгий неравный бой, и, возможно, именно такой взгляд на участников сражения сообщил повести тот запас жизненных сил, который сделал ее своего рода ориентиром для будущих писателей.

У Некрасова свое представление о бое, о жизни, о смерти, он не отвергает инстинкт «Мыслей нет. Мозг выключился. Остается инстинкт — животное желание жизни и ожидание. Даже не ожидание, а что-то, не объяснимое словами... ».

Некрасов первым в нашей литературе сказал о нравственной ответственности командира, посылающего бойцов на смерть — сказал о цене крови. Тема эта станет впоследствии особенно близка В. Быкову, Г.Я. Бакланову, Ю. В. Бондареву.

Роман «В окопах Сталинграда» был прочитан мною еще около месяца назад, но за рецензию я взялась только теперь. И, хотя некоторые сюжетные аспекты в памяти подзатерлись, сейчас писать намного легче - информация переварена, а эмоции поутихли, и я могу выразить свое мнение более взвешено.

Действие романа начинается в июле 42-го и охватывает время всех военных действий в Сталинграде. Роман очень реалистичен, чувствуется, что автор сам прошел через все ужасы войны. Сложно даже понять, что из написанного вымысел, а что - воспоминания автора.

В книге подробно расписано, как принимаются военные тактические решения и разрабатываются операции. Каждая атака это не просто массовый забег с шашкой наголо и криками «Ура!». Это четко поставленная цель и тщательно проработанный план действий, без которого единственный результат битвы - гора трупов (и в романе есть тому примеры).

Персонажи книги - живые люди с их страхами, характерами и воспоминаниями. Они развиваются, меняются. Безумный, животный страх бомбежек постепенно перерастает в привыкание к обстрелам и взрывам, а смерть становится обыденностью. Но вовсе не равнодушием! На войне более, чем в любом другом месте, ценишь своего напарника и его жизнь. Роман в очередной раз показывает, что человек может привыкнуть к любым условиям, выжить в любой ситуации и сохранить в себе человечность и порядочность.

Конечно, это не научная литература, и все военные действия здесь представлены от лица главного героя, под углом его зрения. Именно поэтому события битвы отображены узко. Но это и огромное достоинство книги. Если историческая нехудожественная литература обобщает военные действия, сводя их до абстрактных множеств (например, «советская армия» или «войска такого-то фронта»), то роман «В окопах Сталинграда» дает представление о подвиге одного человека, одного взвода. И из сотен таких вроде бы маленьких подвигов - здесь, вон за тем холмом, за тысячи километров отсюда - и складывается один большой общий подвиг. А именно - победа.

Роман «В окопах Сталинграда» - это правда. Да, это не вся правда. Да, персонажи, даже из низших слоев населения с образованием в три класса, говорят здесь на литературном языке. Да, опущены многие грязные подробности солдатского быта. Но тут возникает вопрос: а нужно ли это показывать? Нужно ли опошлять великий подвиг, прикрываясь желанием показать «как все было на самом деле». Я считаю, что книги о войне (да и фильмы тоже) должны воспитывать патриотизм и гордость за свою страну, за свой народ. «В окопах Сталинграда» с этим справляется на все 100% - при прочтении я испытывала такой эмоциональный подъем и такую радость, что являюсь потомком этих людей, которые не могла вызвать никакая пропаганда, никакие уроки в школе, никакие разговоры по телевидению. Могут ли этим похвастаться современные фильмы, якобы показывающие «всю правду». Наверно, нет.

«В окопах Сталинграда» просто обязателен к прочтению всем без исключения. Более того, я считаю, что это та книга, которую стоит ввести в школьную программу для формирования правильных ценностей у подростков. Это ни много ни мало великая книга о великой победе!

Повесть “В окопах Сталинграда” посвящена героической обороне города в 1942-1943 годах.

Это произведение впервые было напечатано в 1946 году в журнале “Знамя”. Но сразу же было запрещено, так как в нем показывалось автором “действительное лицо” войны со всеми поражениями и неудачами. Но самое главное заключалось в том, что в этом произведении Виктор Некрасов рассказывал, какой ценой русский народ добился долгожданной Победы!

Эта повесть очень легко читается. Она написана обыденно, простым языком. Но это свойственно автору.

Повесть “В окопах Сталинграда” - это фронтовой дневник автора, в котором от начала до конца он описывает тяжелые бои, трудности, с которыми сталкивались солдаты во время войны.

Есть еще одна особенность у этого произведения: если внимательно вчитаться, то можно заметить, что оно открыто противостояло законам того времени, когда государством управлял Сталин. В повести нет генералов, нет политработников, нет “руководящей роли партии”, а есть только солдаты и их командиры, есть сталинградский окоп, мужество, героизм и патриотизм русского народа.

Командир и его солдаты - это главные герои, все без исключения. Все они разные, но объединены одной целью - защитить Родину!

Солдаты, героически оборонявшие Сталинград, не вымышленные люди, а фронтовые товарищи самого автора. Поэтому все произведение пронизано любовью к ним.

Создавая образ Керженцева и других героев, Виктор Некрасов пытается рассказать нам, как война изменила судьбы, характеры людей, что такими, какими люди были раньше, до войны, они уже не станут.

Виктор Некрасов стремился донести до читателей, что только благодаря патриотизму русского народа была выиграна эта война!

И пусть немецкие войска были больше подготовлены к военным действиям, пусть у них было все необходимое для этого, но Победа осталась за нами! “Мы будем воевать до последнего солдата. Русские всегда так воюют”, до окончательной победы. Эта мысль цепочкой проходит через всю повесть и является основной идеей этого произведения.

Эта повесть стала бесценным даром, который оставил после себя Виктор Платонович Некрасов. Цель, которую он ставил перед собой - изобразить войну такой, какая она есть, - была выполнена им полностью.

В нашей стране с давних пор не любили тех, кто говорил людям правду. Поэтому судьба его была определена, и ему ничего не оставалось, как уехать за границу, где он мог писать свои произведения и дарить их людям.

Правда войны (по повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда»)

Великая Отечественная война 1941-1945 годов открыла новую страницу в истории современной литературы. Вместе с ней в произведения писате­лей входит тема патриотизма, литература вдох­новляет на борьбу с врагом, правительству зачас­тую помогает держать фронт, простому народу - выжить.

Пожалуй, одним из интереснейших и наиболее значительных произведений о войне является по­весть В. Некрасова «В окопах Сталинграда», пред­ставляющая собой дневниковые записи молодого бойца. Описание боев и воинского быта чередуют­ся с размышлениями героя во время отдыха, перед боем, с воспоминаниями о довоенной жизни. Перед нами вырисовывается нелегкий путь человека на войне, путь от желторотого вы­пускника института к опытному командиру бата­льона.

Но важнее, пожалуй, то, как через судьбы от­дельных людей писатель раскрывает перед нами трагедию войны, принесшей горе всей нашей ог­ромной стране. В. Некрасов впервые заговорил об этой трагедии правдивыми, откровенными слова­ми. Конечно, для этого требовалось мужество, и Некрасов не побоялся сказать об ужасной правде войны, которую он рассматривает с разных точек зрения.

Автор пишет о бесчеловечности войн как тако­вых. Подобно Л. Н. Толстому, Некрасов считает войну ненормальным явлением, противоестест­венным человеку состоянием. Вместе со своим ге­роем автор переживает потрясение от увиденного: «Я помню убитого бойца. Он лежал на спине, рас­кинув руки, и к губе его прилип окурок. И это было страшнее всего, что я видел, страшнее раз­рушенных городов, страшнее оторванных рук и ног. Раскинутые руки и окурок на губе. Минуту назад была еще жизнь, мысли, желания. Сей­час - смерть».

Писатель осмысливает войну философски, он видит ее бесчеловечность, он видит людей, кото­рые постепенно привыкают к этой бесчеловечнос­ти. С точки зрения В. Некрасова, нет ничего более страшного и гибельного, чем подобное привыка­ние. Война становится бытом для людей.

Есть в повести правда о героизме тех людей, которых всегда считали только винтиками в ог­ромном корпусе государственной машины. Некра­сов беспощадно судит тех, кто спокойно посылает людей на смерть, кто расстреливает за потерян­ную кирку или саперную лопату, кто держит людей в страхе. Это был протест не только против сталинских методов ведения войны, но и против сталинских комиссаров, внимательно наблюдав­ших за словами и поведением человека, а человек этот шел на смерть: «Не везет нашему полку. Каких-нибудь несчастных полтора месяца воюем, а вот уже нет ни людей, ни пушек. По два-три пулемета на батальон... Необстрелянных, впервые попавших на фронт, нас перебрасывали с места на место, клали в оборону, снимали, передвигали, опять клали в оборону... Мы терялись, пугались, пугали других, никак не могли привыкнуть к бом­бежке». В. Некрасов против беспорядочности на войне: бездарность руководства стоит многих че­ловеческих жизней, люди становятся «пушечным мясом».

Раскрывая подлинный облик войны, В. Некра­сов не проходит и мимо народа, его роли в ней, отмечает восприимчивость простых солдат к чужой беде, их открытость, их думу о России: «Фронт отступает. У ворот стоят женщины - молчаливые, с вытянутыми вдоль тела тяжелыми, грубыми руками. У каждого дома стоят, смотрят, как мы проходим. Никто не бежит за нами. Все стоят и смотрят». Безысходность в душах людей, отчаяние в душе героя, которого длительное от­ступление заставляет серьезно задуматься над сло­жившейся ситуацией. Пожалуй, прав один из ге­роев повести, инженер, который считал, что нельзя обольщаться рассуждениями о патриотиз­ме: «Геройство геройством, а танки танками».

Действительно, в годы Великой Отечественной войны на всем фронте русские люди проявляли чудеса героизма, но при умелой организации бое­вых операций, при своевременной поддержке, при заботе о людских жизнях многих смертей можно было избежать.

Анализируя правду войны Некрасова, можно уверенно сказать, что он был человеком-патрио­том, который хотел быть «русским писателем» и «жить по совести».

Рецензии

сейчас фашистов разрешили читать
там есть и Оч. Правдивые словесные пакеты
там прямо нигде не говорится что русские хорошие парни
но проглядывает...а где и ближе к Теме
всё таки многие по десять лет отсидели..
отработали...как волки
жаль подарил книгу...кому то..

Цели урока:

Оборудование: презентация.

Методические приёмы:

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КРАСНООКТЯБРЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ГУСЬ - ХРУСТАЛЬНОГО РАЙОНА

Разработка урока литературы в 11 классе

по повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда»

«Война глазами Юрия Керженцева».

учитель русского языка и литературы

МКОУ Краснооктябрьская СОШ

Гусь=Хрустального района

Владимирской области

2011 год

Цели урока:

  1. познакомить учащихся с внутренним миром героев повести, оценить её достоинства;
  2. совершенствовать умение анализировать художественный текст;
  3. способствовать воспитанию искренности во взаимоотношениях учащихся, осознанию исповедального начала произведения.

Оборудование: презентация.

Методические приёмы: лекция с элементами беседы, сообщения учащихся, анализ эпизодов. (Материал рассчитан на 2 часа.)

Эпиграф: …Самое важное в жизни – это друзья. Особенно, когда их лишаешься.

В. Некрасов.

Ход урока

Учитель. (Слайд 1) «Молодой человек…хотел писать. Занимался другим – учился, актёрствовал, делал декорации – и в то же время непрестанно писал. Иногда в этом писании что-то проскальзывало, но в общем-то молодому человеку писать было не о чем – окружающее, знакомое казалось не заслуживающим внимания, потому выдумывались какие-то замысловатые сюжеты, действие происходило то в Париже, то в Индийском океане…

Аккуратно переписанные рукописи регулярно возвращались редакциями. Не помогали даже прилагаемые к рассказам собственные иллюстрации, которые, кстати, были значительно лучше, чем сами рассказы… Одним словом, рос и взрослел заурядный графоман. И был им я», - так вспоминает о своих довоенных литературных опытах сам Виктор Некрасов.

Были у него и другие увлечения. Например, архитектура. Некрасов мечтал получить первую премию на каком-нибудь всесоюзном конкурсе. Ещё одно увлечение – театр. Хотел сыграть Хлестакова. И, конечно, путешествия. В раннем детстве несколько лет жил в Швейцарии и во Франции. Казалось бы, профессия архитектора, которую Некрасов приобрёл до войны, предопределяла оседлый образ жизни. Но дело в том, что почти одновременно он закончил и драматическую студию в Киеве. Оставив архитектуру, он тут же отправляется во Владивосток и становится актёром и художником театра Тихоокеанского Флота. Вскоре Некрасов переезжает с Дальнего Востока на север: работает актёром областного драматического театра в Вятке. Оттуда уехал снова на юг, в Ростов-на- Дону, чтобы поступить актёром в труппу местного театра Красной Армии. И на всю эту бурную театральную «жизнь» уходит три года, с 1938 –го по лето 1941-го.

И вот – война…

Сообщение ученика (реализация домашнего задания). (Слайд 2) Виктор Некрасов вспоминал о начале войны так: «Первую зиму я провёл командиром взвода запасного сапёрного батальона в крохотной деревушке Личуга на берегу Волги севернее Сталинграда. Туда мы пришли пешком из-под Ростова и остались на всю зиму. Учили солдат тому, чего сами не знали. Настоящий тол и взрыватель я впервые увидел уже в Сталинграде через год. На весь батальон – а в нём было около тысячи человек – была одна боевая винтовка. На стрельбах за всю зиму каждому бойцу полагалось по одному патрону. К весне весь рядовой состав был отправлен на Крымский полуостров и, как по секрету сообщил мне адъютант, там весь полёг костьми. Мы же, офицеры, были отправлены в части полковыми инженерами. Все виды мин и других заграждений я видел только на картинках.

В апреле 1942-го года наш полк выступил из станицы Серафимович, где формировался, на фронт. Мы продефилировали по главной улице с развёрнутыми знамёнами. Направо и налево от знаменосца шагали два так называемых ассистента с учебными (дырки в стволах) винтовками на плечах. Дальше - с места песню! - весь полк строевым шагом (хотите верьте, хотите нет) с палками вместо винтовок. Вот так! С палками на плечах! Встречные бабы ревели: «И вот так вы на немца с палками?» Оружие, настоящее оружие (офицеры – пистолеты ТТ тоже первый раз в жизни, бойцы – винтовки образца 1891 года) получили за неделю до начала боевых действий под Терновом возле Харькова. Учебных стрельб, само собой, не было. Собрать и разобрать винтовку могли только командиры рот из кадровых, попавшие к нам из госпиталей. Так началось знаменитое тимошенковское наступление на Харьков в мае 1942 года. Чем оно кончилось – известно. Чем кончился Сталинград – тоже известно».

Сообщение ученика «История создания повести «В окопах Сталинграда» (реализация домашнего задания) . «И вот случилось так, что писать вдруг, оказалось, есть о чём. И время свободное появилось – госпиталь, вернее, заросшие зеленью откосы киевского стадиона, где вечно шлялись и валялись ходячие «ранбольные», - вспоминал потом Некрасов о начале работы над повестью «В окопах Сталинграда».

Потом написанное в ученических тетрадях было продиктовано знакомой машинистке и отправлено в Москву с другом – «покажи там кому-нибудь». Впервые повесть была напечатана в журнале «Знамя» за 1946 год и называлась «Сталинград». В 1947 году этой книге была присуждена Сталинская (Государственная) премия второй степени.

Учитель. Казалось бы, произведение, получившее официальное одобрение, не могло не отвечать общепринятым тогда канонам изображения войны. Но, по меркам того времени, повесть не отвечала укоренившейся традиции: в размышлениях главного героя лейтенанта Юрия Керженцева нет темы «великого вождя», и поэтому повесть сразу же вызвала критические нарекания самых рьяных блюстителей тоталитарного режима.

От чьего имени ведётся повествование? (Повесть написана в «я- форме», от лица 28-летнего лейтенанта – инженера Юрия Керженцева, во многом – автобиографического героя. Перед нами как бы дневниковые свидетельства участника боёв, написанные по горячим следам войны.)

Учитель. (Слайд 3) Виктор Некрасов однажды признался, что самой большой похвалой для него было, когда его повесть назвали «записками офицера». «Значит, - писал он, - мне удалось «обмануть» читателя, приблизить вымысел к достоверности. Это не страшный «обман», за него не краснеют».

В повести постоянно звучит живая речь героев, свободно движется мысль повествователя, стремящегося не только запечатлеть лица, события, разговоры, но и осмыслить происходящее, почувствовать, понять войну. Отсюда – двоякая позиция главного героя: непосредственный рассказ «из войны» о войне и осмысление того, что в пронеслось смертельным ураганом над страной.

(Слайд 4) Давайте же войдём в особый мир художественного произведения, постараемся «увидеть» и «почувствовать» войну, как главный герой повести Некрасова Юрий Керженцев.

Обсуждение повести. Анализ учащимися отдельных эпизодов (реализация домашнего задания).

Учитель. Повесть начинается с изображения весенне-летнего отступления советских войск в 1942 году. Полк, в котором служил Юрий Керженцев, отступал с боями, и вот сейчас вновь отводится с хорошо укреплённой позиции на 100 километров по направлению к Дону. Керженцев оставлен с батальоном Ширяева, прикрывающего отход полка. Вскоре и полк, и батальон будут разбиты.

Во время тяжких дорог отступления Керженцев невольно вспоминает прошлое, мирную жизнь.

Анализ 3 главы 1 части. (Слайд 5)

Учитель. И вот герой в Сталинграде. Каким видит город Юрий Керженцев?

Анализ эпизода из 10 главы 1 части. (От начала главы до слов «… рассказывает о Ваньке Жукове, десятилетнем мальчике, в ночь под Рождество пишущем своему дедушке на деревню».)

Учитель. Керженцев видит, что о войне напоминают лишь «вереницы тупорылых «студебеккеров» и «настороженные зенитки». Паники в городе нет, как нет и серьёзной подготовке к встрече приближающегося врага.

Какое назначение получает герой? (Его назначают в команду по минированию промышленных объектов.)

Учитель. (Слайд 6) Война врывается в Сталинград 23 августа первой двухчасовой массированной бомбёжкой. Город оказывается беззащитным перед ней. Как об этом говорит главный герой?

Анализ эпизода из 13 главы. (Со слов «Из-за вокзала медленно, торжественно, точно на параде, плывут самолёты.» до «Значит, бомбёжка длилась два часа».)

Учитель. Виктор Некрасов одним из первых среди советских писателей изображает бой, пребывание человека в смертельной опасности не приблизительно, а стремится к максимальной психологической достоверности и передаче чувств и мыслей Юрия Керженцева. Автор создаёт как бы «эффект присутствия» читателей на поле боя, чтобы показать, каких усилий требует от человека война, какова страшная цена победы.

(Слайд 7) Вторая часть повести начинается с описания осеннего пейзажа, который тоже дан в восприятии главного героя. (Зачитываются два первых абзаца 1 главы второй части).

Учитель. Какой приём использует автор для создания этого описания ? (Приём контраста. Автор стремится контрастно противопоставить ужасным картинам войны торжественное великолепие осенних дней.)

Учитель. Но пейзаж дан не только в восприятии главного героя, но и более широко - с точки зрения повествователя – уже из послевоенного времени. («За всю свою жизнь не припомню я такой осени».) Эта многогранность лейтенанта Керженцева и определяет его простое и мудрое отношение к людям, жизни и смерти, войне и миру.

Надо также отметить, что Некрасов вовсе не превращает Керженцева в какого-то сверхгероя, хотя лейтенант и совершает подвиги: в критический момент возглавил атаку, держал позицию насмерть, заменил погибшего комбата.

Назовите эпизоды, в которых Керженцев предстаёт человеком, не лишённым «человеческих слабостей». (Ученики называют эпизоды. Например, в столкновении с командиром разведчиков Чумаком Керженцев невольно «приседает на корточки» под прицельным обстрелом (часть 1, глава 19) или кульминационную сцену повести (20 ноября 1942 года, когда был отдан приказ об отступлении по всему фронту), в которой Керженцев занимает позицию вроде бы постороннего наблюдателя, а в конце и вовсе поворачивается и уходит.)

Что вы можете сказать о поведении главного героя в приведённых вами примерах? (Иногда Керженцев срывается на крик, «раздражается», но он достаточно критически относится к себе, не «копается» в собственных слабостях, а просто стремится честно выполнять свой долг. )

Учитель. (Слайд 8) Некрасов пишет: «Просто как-то это всё здесь, на фронте. Был вчера – сегодня нет. А завтра, может, и тебя не будет». И эта тема – тема смерти – пронизывает всю повесть.

Подробное изображение страданий человека, ужасного в человеческой жизни, различных ликов смерти даёт непосредственное представление о стойкости бойцов, о войне как народной трагедии, вызывает острую жалость к погибшим. Но вместе с тем обнаруживается и мужество тех, кто всматривается в лица умирающих, пытается как-то облегчить их страдания, потому что понимает, что пред смертью на войне – все равны.

Анализ эпизодов:

Часть 1, глава 16 («Есть детали, которые запоминаются на всю жизнь…» до «Сейчас – смерть…»);

Часть 1, глава 6 (со слов «Что-то тяжёлое сзади наваливается на меня и медленно сползает в сторону…» до «Губа перестаёт дрожать…»);

Часть 1, глава 19 (со слов «Повернувшись к пулемёту, он даёт очередь…» до «На пулемёте уже другой…»).

Учитель. (Слайд 9) Смерть навсегда разлучает людей друг с другом. Но оказалось, что мирная жизнь продолжила счёт потерям близких и друзей, изобретя духовную смерть. В 1984 году из далёкого парижского одиночества Виктор Некрасов писал: «Может быть, самое большое преступление за шестьдесят семь лет, совершённое в моей стране, это дьявольски задуманное и осуществлённое разобщение людей».

В условиях смертельной опасности по-иному воспринимаются простые человеческие чувства – доброта, забота, внимание. В этих условиях видна готовность людей разделить тяжёлую участь того, кто рядом. (Слайд 10) Поэтому мотив мужской фронтовой дружбы проходит через всю повесть, приобретая трагический характер вынужденного расставания: «Ещё один человек прошёл через жизнь, оставил свой небольшой, запоминающийся след и скрылся, по-видимому, навсегда». С этими словами перекликается эпиграф нашего урока. (Зачитывается.)

Назовите имена героев повести, тех, кто «оставил» свой «след» в душе Юрия Керженцева. (Керженцев часто вспоминает о строгом и внимательном к подчинённым комполка Максимове, который погиб, очевидно, при отступлении. Расстаётся Керженцев с Игорем и Седых. У него появляются новые друзья во время напряжённых дежурств на заминированном тракторном заводе. И, конечно, «оставили след» командир разведки Чумак, разыскавший Керженцева комбат Ширяев, командир взвода сапёров Лисагор, комбаты Фарбер и Карнаухов, старшина –минёр Гаркуша, многие другие бойцы и командиры и незаменимый Валега.)

Что же за человек главный герой повести Юрий Керженцев? (Обсуждение.)

Заключительное слово учителя. (Слайд 11) Повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» занимает особое место среди многотомной военной прозы. И во времена признания, и в годы опалы автора повесть утверждала «окопный», личностный и трагический, взгляд на войну, в которой нам «нужна была одна победа», и мы не стояли за ценой. Какова была эта цена, можно осмыслить, вчитываясь в страницы знаменитой повести.

Домашнее задание. (Слайд 12)

  1. В своей рецензии на повесть Некрасова «В окопах Сталинграда» А. Платонов писал: «В самом изображении наших воинов автор сумел раскрыть тайну победы». Её Платонов увидел в том, что герои повести «нравственно не разрушаются» Как вы считаете, в чём проявляется нравственная стойкость героев повести «В окопах Сталинграда»? (Письменно ответить на вопрос.)
  2. Перечитать произведения о войне В. Быкова, В Кондратьева, В.Астафьева, Ю. Бондарева, К.Воробьева и других авторов (по выбору).

Список использованной литературы.

  1. Некрасов В. В окопах Сталинграда. – М., 2004.
  2. Кипнис – Григорьев Г. Литературная газета, 1991, №2.
  3. Вишневский В. В жизни и в письмах. – М., 1971.3.

Тема урока: «Человек и война» (по повести В.Некрасова«В окопах Сталинграда»)

Цели урока:

  • Образовательные:
  • осмысление и усвоение учащимися фактических сведений о событиях, официально принятых оценках значения событий в художественной литературе.
  • Развивающие:
  • формирование умения обобщать путем сравнения и упражнение в применении таких умений как решение проблем, оперирование понятиями и рассуждение.
  • Воспитательные:
  • формирование нравственных, патриотических качеств личности, предполагающих свободный, аргументированный выбор личностной патриотической позиции учащимся.

Оборудование:

  • выставка книг из школьной библиотеки «Строки, опаленные войной»;
  • цветные репродукции памятных мест Волгограда: Мамаев курган, Вечный огонь, Площадь павших борцов;
  • слайды (Приложение 1 )
  • инструктивная карта для учащихся (Приложение 2 )

Тип урока: комбинированный

Эпиграф

Вспомним всех поименно, горем вспомним своим…
Это нужно – не мертвым! Это нужно живым!

Р. Рождественский

План урока:

1. Битва за Сталинград – ключевой момент истории России.
2. Своеобразие повествования книги В.Некрасова.
3. Война глазами интеллигентного лейтенанта Юрия Керженцева.
4. Валега – носитель морали русской деревни.
5. Любовь к России – сила народа-победителя.

ХОД УРОКА

1. Вводно-мотивационный этап (целеполагание)

Слово учителя: Великая Отечественная война… Все дальше и дальше она от нас. Мы стали меньше интересоваться историей той войны, а при освещении событий и фактов гонимся за сенсацией, заменяя научность и доказательность вымыслами.
Чем дальше мы от этих событий, тем противоречивее мнение о причинах победы советского народа в этой великой войне. Некоторые западные историки и военачальники
заявляют, что причинами поражения гитлеровской армии являются ужасные холода, грязь, снег, неубранные поля кукурузы и подсолнечника.
Можем ли мы с этим согласиться?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужны факты и доказательства. А самым ярким доказательством могут быть документы и литература, которая, по словам Л.Н.Толстого,
«… в дни войны становится истинно народным искусством». Она несет в себе правду чувств и мыслей, нравственного состояния народа в период тяжелейших испытаний.
Сегодня в роли факта выступит битва, грандиозность, масштабность которой не вызывают сомнений. Вот уже 64 года, 2 февраля, в день разгрома Красной Армией немецко-фашистских войск под Сталинградом, мы вспоминаем о героях Сталинградской битвы. Целых полгода внимание всего мира было приковано к городу на Волге. Какое значение придавал Гитлер захвату Сталинграда, в чем значимость победы советских войск в этой битве?! Об этом нам расскажет Руслан, который поработал с историческими документами, а самое главное, побывал в местах боевой славы, так как проходил службу в рядах Российской армии именно в этом городе.

2. Уточнение образовательного объекта

Выступление учащегося с сообщением«Сталинградская битва» по алгоритму (в ходе выступления на проекторе транслируются слайды «Сталинградская битва»):

(Фахрутдинов Руслан, который служил в Волгограде и побывал на Мамаевом кургане, где в 1967 г. был открыт памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы).

Учащийся. В середине июля 1942 г.немецкие войска устремились на Сталинград. Перед ними стояла задача перерезать пути, связывающие Кавказ с центром России по Волге, разгромить силы Красной Армии, угрожавшей левому флангу главной группировки немецких войск, наступавшей на Кавказ. Задача овладения городом была поставлена перед 6-й армией фельдмаршала Паулюса. Немцы упустили возможность овладеть городом с ходу. Лишь 13 сентября им удалось овладеть вокзалом и господствующим над городом Мамаевым курганом. Две недели шла яростная борьба за вокзал, который 13 раз переходил из рук в руки. Бои за город продолжались более двух месяцев. Истощив силы противника упорным сопротивлением, советские войска начали в ноябре
1942 г.операцию «Уран», тогда же общее соотношение сил на советско-германском фронте изменилось в пользу Красной Армии.
Потеряв в результате боев, голода и наступивших морозов свыше 100 тыс. солдат и офицеров, 2 февраля 1943 г. группировка немецких войск капитулировала.
Впервые с начала Второй мировой войны германская армия потерпела столь серьезное
поражение. Сталинградская победа ознаменовала начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войн.

3. Конкретизация задания

Учитель.

Вспомним всех поименно, горем вспомним своим…
Это нужно – не мертвым! Это нужно живым!

Р. Рождественский

Понимание этой простой истины стало побудительным мотивом для поколения писателей, прошедших ВОВ, вновь и вновь возвращаться к событиям недалекого прошлого. Около трети Союза писателей ушло тогда на фронт (военными корреспондентами, солдатами, офицерами, политработниками). Были и такие, которые ни в каких писательских организациях не состояли и прямо из окопов пришли в литературу.
Во время войны и в первые послевоенные годы писатели стремились сразу же донести до читателей увиденное и пережитое.
Настоящим открытием в литературе о войне стала повесть писателя-фронтовика Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», опубликованная в 1946 г. Она поразила миллионы читателей своей искренностью и прямотой и принесла писателю подлинную славу.

Информационная справка (слайд на проекторе)

Виктор Платонович Некрасов родился 17 июня 1911 г. В Киеве. Отец будущего писателя был врачом. Виктор поступил на архитектурный факультет Киевского строительного института, занимался также в театральной студии. С 1941 по 1944 год он был на фронте полковым инженером и заместителем командира саперного батальона, участвовал в Сталинградской битве. После ранения в начале 1945 г. был демобилизован. За первое свое произведение – повесть «В окопах Сталинграда» (1946г.) писатель был награжден Сталинской премией 2-й степени. Однако в дальнейшем далеко не все в жизни писателя было благополучным.
В 1973 г. из-за неосторожных высказываний либерального характера Виктора Платоновича Некрасова исключили из партии. Через год у него в квартире был произведен обыск, в результате чего были изъяты все рукописи. В этом же 1974г. писатель покинул Советский Союз, поселился в Париже. С 1975 по 1982 гг. он был главным редактором журнала «Континент».
Умер В.Некрасов 3 сентября 1987 г.

На прошлом уроке мы с вами знакомились с особенностями развития литературы периода Великой Отечественной войны и послевоенного десятилетия и выделили три потока военной прозы.

Информационная справка (слайд на проекторе)

Повесть В.Некрасова стоит у истоков «лейтенантской прозы».
Настоящая правда о войне писалась в 1950–1980-е гг., когда в литературу пришли те, кто сам воевал, сидел в окопах, командовал батареей, бился за каждую «пядь земли». Истинное лицо войны, суть трудной работы солдата, цена потерь и самой привычки к утратам – вот что оказалось предметом раздумий героев и их авторов. Поэтому, именно на страницах этой повести, мы с вами попробуем найти ответ на поставленный вопрос. В чем же все-таки сила народа-победителя?

Сейчас в течение 6 мин. вы будете работать в группах. Вам предстоит составить словесные портреты героев, выделив их положительные и отрицательные качества; проанализировать их поступки, обратить внимание на жизненные ценности каждого из них. Представители групп прокомментируют полученные результаты, обосновывая свой выбор (желательно с привлечением текста повести).

4. Решение ситуации. Письменная работа в группах

Группа №1

Повествователь – лейтенант Юрий Керженцев. Довоенная профессия героя противоречит его нынешней квалификации сапера – он по образованию архитектор, учившийся не разрушать, а строить. Герой – это сам автор, который участвовал в боях за Сталинград. Повесть стала своего рода дневником писателя, в котором он описывал все, с чем пришлось столкнуться на фронте.

1. Используя текст повести, приложение №1, составьте синквейн «Юрий Керженцев»
2. Попробуйте объяснить, почему война дана глазами героя-интеллигента?

Группа №2

В повести В.Некрасова нет широких панорамных описаний разворачивающихся событий. Произведение основано на другой правде – «окопной», открывающейся лишь через непосредственный опыт участия в боевых действиях. На передовой гораздо больше ценится надежность и сила товарищей, воюющих рядом с тобой, и потому люди делятся не по чину, а по их человеческим качествам. Трогательная преданность Керженцеву его 18-летнего ординарца Валеги основывается не столько на приказе, сколько на сложившемся взаимопонимании интеллигентного лейтенанта и малограмотного парнишки.
Используя текст повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда», составить по ключевым словам словесный портрет, «паспорт» героя (денотатный граф) «Валега».

5. Демонстрация и обсуждение полученных результатов

Представители группы демонстрируют полученные результаты, аргументируя свой выбор.

Группа №1

Синквейн «Юрий Керженцев»

Юрий Керженцев
Интеллигентный, искренний, ответственный
Размышляет, минирует, анализирует, оценивает, вспоминает
«Как все»

В.П.Некрасов

Свое довоенное прошлое Виктор Некрасов «уступил» главному герою Юрию Керженцеву, предоставив ему право свободно и доверительно говорить от первого лица. Глазами лейтенанта увидены дороги отступления, окопный быт, столкновения на склонах Мамаева кургана. В.Некрасову необходимо, чтобы Керженцев был «как все». В годы войны это означало готовность разделить с народом любые невзгоды и опасности.

2. Признак интеллигентности для В.Некрасова – не диплом о высшем образовании, не причастность к «умственной» профессии, но категория, прежде всего, нравственная.

Пример. Командир батальона Ширяев и сам Керженцев делают все возможное, чтобы сберечь как можно больше человеческих жизней, но выполнить свой долг. И в противоположность им даны образы Калужского, который думает только о том, как самому уцелеть в жестокой мясорубке, как устроиться в тылу, чтобы не попасть на передовую; Абросимова, который считает, что, если поставлена задача, то ее надо выполнить, несмотря на потери, подставляя людей под губительный огонь пулеметов.
В разговоре с другим интеллигентом, командиром роты Фарбером, Керженцев настаивает «Анализировать прошлое, вернее – дурное в прошлом, имеет смысл только в том случае, когда на основании этого анализа можно исправить настоящее или подготовить будущее». По-моему, трудно жить, если все время думать о своих ошибках и ругать себя за это.
Керженцев еще не догадывается, насколько трудно, невыносимо жить, думая о собственных ошибках. Но иного способа избежать их впредь – нет. Люди должны анализировать прошлое, прежде всего – дурное в нем.
Лейтенант Фарбер самоедствует, виня себя в нехватке армейских навыков, в недавнем пренебрежении военными занятиями, физической тренировкой. Это недовольство сделало из него боевого командира.
Вповестиописания и пейзажные зарисовки отличаются особой сдержанностью: чувствуется, что мир дан в восприятии человека глубоко образованного, однако несколько очерствевшего под грузом испытаний, выпавших на его долю. Керженцев не раз ловит себя на мысли, что здесь, на войне, некоторые прежние, принесенные из мирной жизни ценности, утрачивают свою абсолютность, оказываются далекими, непонятными(гл.11 стр.64).
«Все это когда-то интересовало и волновало меня, а сейчас отошло далеко, далеко…Архитектура, живопись, литература…Я за время войны ни одной книжки не прочел. И не хочется. Не тянет…Все это потом, потом». Эти воспоминания не изгоняются из памяти, они только откладываются на самую сокровенную ее полочку – на будущее.
В мыслях героя постоянно звучит живая речь других людей: женщин, которые провожают солдат, однополчан. Герой вбирает в себя ощущения и чувства многих тысяч русских людей, переживающих трагедию отступления (гл.9, стр.50).
У героев повести возникает вечный вопрос русской интеллигенции: кто виноват в неподготовленности наших войск к войне, в отступлении Красной Армии, в том, что враг дошел уже до Волги? Герои повести чувствуют и тяжесть положения своего полка, и общее фронтовое неблагополучие. Однако не дают воли чувствам. В их разговорах ощутима лишь едва уловимая недосказанность, эмоциональные вспышки приглушаются. Смутно сознавая неполноту своего понимания сущего, они не спешат с умозаключениями. «На войне никогда ничего не знаешь, кроме того, что у тебя под самым носом творится», словно бы оправдывается Керженцев. Но и того, что творится под носом, хватает с лихвой (гл.10, стр.59).

Группа №2.

Денотатный граф «Валега»

Положительное

Отрицательное

18 лет
На войну пошел добровольцем
Труженик (мечтает о мире, о хижине в лесу у себя на Алтае)
За родину будет драться до последнего патрона
А кончатся патроны – кулаками, зубами
Самоотверженный
(«… умеет стричь, брить, чинить сапоги, разводить костер…)
Умеет обживаться, приспосабливаться к любым условиям
Преданный
«Характер диктатора, и спорить с ним немыслимо»
Молчалив и замкнут
«За что-то он судился, за что – не говорит»
(сирота, есть сестра, которую он не знает)
Читает по складам, в делении путается

Ничего особенного. Но истинный героизм – это не показной, красивый подвиг, а обычная черная работа, незаметная, не оцененная может быть никем.

6. Систематизация полученной продукции. Обмен впечатлениями

Это они, такие, как Валега, проводят в окопах часы, дни, недели… Это они без громких слов сражаются за каждую пядь земли.
Писатель вновь и вновь обращается к вопросу: как удалось тогда, в 1942–1943 гг. выдержать все и отстоять город? Перечитаем 16 главу повести(стр. 96–97).О чем говорят солдаты в затишье между боями? О своей земле, об урожае хлеба, они поют песню о Днепре и журавлях. Каждый боец живет надеждой на будущее, на восстановление мирной жизни. Они думают не о подвигах и славе, а о простых, но главных для каждого вещах. Связь с миром, с родной землей особенно остро осознается в трагические моменты войны.
И не случайно вспоминает Керженцев слова Л. Толстого о «скрытой теплоте патриотизма». Герой соединяет в своем сознании эту войну и войну 1812 г., думает о том «чуде», которое спасет Россию и которое называется патриотизмом.
Надеюсь, что сегодняшний урок приблизил к нам те «окопные» дни, и мы поняли, в чем заключается сила народа-победителя. Эта сила – в великой любви к России, в патриотизме, в осознании каждым своего личного вклада в общее дело победы.
Тема Великой Отечественной войны остается одной из ведущих тем в литературе на современном этапе.
Но литература возвращается к событиям войны не только для того, чтобы вновь и вновь показывать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерег от катастрофических ошибок в будущем.

И еще немало будет пройдено,
Коль зовут в грядущее пути,
Но светлей и чище чувства Родины
Людям никогда не обрести.
С этим чувством человек рождается,
С ним живет и умирает с ним.
Все пройдет, а Родина останется,
Если мы то чувство сохраним.

В.Фирсов

7. Домашнее задание

Учащимся дается план предстоящего урока.

8. Рефлексия

Учащиеся пишут синквейн «Урок».