История картины гвидон и царица. Главные герои «Сказки о царе Салтане

Сказочно - вот что звучит в голове, разглядывая картину Билибина Ивана Яковлевича «Гвидон и царица». Причем эта мысль возникает не от того что идею художник почерпнул в сказке великого А.С. Пушкина и изобразил двух основополагающих персонажей его произведения «Сказка о царе Салтане», но благодаря мастерству художника.

Весь рисунок имеет глубокое смысловое значение. Каждый штрих и мазок доносит определенный кусочек информационной нагрузки. Стиль рисования, даже имеет свое название в часть его основателя: «билибинский» - основой в котором служат линии. На тонкий каркас, который набрасывает творец на пустой лист с помощью цветов и красок создается оббьем, перспектива. Художник будто вдыхает жизнь в образы на холсте. Множество орнаментов и декоративных элементов создают впечатление загадочности. Современные арт-течения сочли бы эти картины эскизами к махенди потому как много на них узоров.

Еще одна интересная особенностью, которую удалось воплотить на этом полотне, стал символизм. Именно люди изображены в одеждах с рисунками и орнаментами, а возле земли множество цветочных сплетений. Это можно понимать как богатый и запутанный внутренний мир человека. Жизнь обремененная проблемами и заботами. И эффект оттенения. Не смотря на то, что вся композиция яркая люди более тусклые, на них как бы падает тень, хотя это не изображено открыто. Этот подтекст говорит, о том что пришел конец их серым будням и в свете белых стен, на которые устремлен их взгляд ждет такое же светлое будущее.

На картине изображены два человека Гвидон и царица. Их взгляд повернут на задний план, где расположился замок. Прием отвода глаз, помогает зрителю утопать в полотне, следуя за движением основного персонажа. Четкое распределение границ на передний и задний план, воодушевленное и нет, присутствует на полотне.

Изображение настолько красочно отображает смысл произведения, что подсознание само будто взывает к повторному прочтению источника вдохновения.

  • Яблонская Т.Н.

    Украинская художница живописец родилась двадцать четвертого февраля 1917 года в городе Смоленске. Семья была творческая, отец – преподаватель словесности, а мать художник график

  • Левитан И.И.

    Левитан Исаак Ильич - известный российский художник, член общества передвижников. Прославился в написании пейзажей. Родился в 1860 году в Литве. В 1870-х годах семья Левитан переезжает в Москву.

  • Сочинение по картине Шишкина Дубовая роща 3 класс (описание)

    О картине «Дубовая роща» можно сказать многое. Великолепное исполнение автором лесного пейзажа вызывает восхищение и заставляет задуматься о красоте нашей природы.


  • ВСТУПЛЕНИЕ
  • ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ-ВЫВОД


1.СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ВАМ ПРИ ОПИСАНИИ ИЛЛЮСТАЦИИ

  • ВСТУПЛЕНИЕ (ИЗВЕСТНЫЙ ИЛЛЮСТРАТОР, ХУДОЖНИК, МОТИВЫ СКАЗОК А.С.ПУШКИНА)
  • ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – ТЕМА КАРТИНЫ (ХУДОЖНИК ОБРАТИЛСЯ К НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТРАДИЦИИ,РАСКРЫЛ НОВЫЕ СКАЗОЧНЫЕ ОБРАЗЫ, ИЗОБРАЖЕНИЕ ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ РУСИ, ОБЩИЙ КОЛОРИТ КАРТИНЫ-НАСЫЩЕННОСТЬ ЦВЕТОВОЙ ГАММЫ)

2. ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ

  • КТО ИЗОБРАЖЕН НА КАРТИНЕ?
  • ЧТО ВИДИТ ЗРИТЕЛЬ? ПОЧЕМУ ГОРОД МЫ МОЖЕМ НАЗВАТЬ СКАЗОЧНЫМ?
  • КАКИМИ СЛОВАМИ (СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ) ВЫ МОЖЕТЕ ОПИСАТЬ ГОРОД?

3. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

  • На изображении зритель видит сцену, когда юный царевич Гвидон вместе со своей матерью с холма созерцают великолепие города, раскинувшегося ниже. Золотые купола церквей и яркие крыши других домов сверкают под лучами солнца в погожий день. Защитой для прекрасного города служит крепкая стена с высокими башнями, огибающая его со всех сторон.

4.ПРЕДЛОЖЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ОПИСАТЬ ИЛЛЮСТАЦИЮ.

  • По иллюстрации видно, что погода стоит тихая и ясная. Сочная зеленая трава покрывает холмы. По нежно-голубому небосводу плывут, причудливой формы, белые облака.
  • Город похож на расписной пряник,а место где сидят царица и царевич изукрашено цветами, как райский сад.


ПРЕДЛОЖЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ОПИСАТЬ ИЛЛЮСТАЦИЮ.

  • Главные герои картины, выдвинутые на передний план, не освещены солнцем – они находятся в тени. Дивный холм, на котором они сидят, усыпан множеством ярких полевых цветов. Царица, мать Гвидона, полулежит на земле во всем этом цветущем великолепии. На ней надето синее платье и платок, расписанный богатыми узорами. Молодой царевич стоит в пол оборота. Он устремил свой задумчивый взгляд на белокаменный город вдали. Его темный кафтан с замысловатым красным орнаментом подпоясывает синий кушак.



СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ.

Начиная с 1904 года, Билибин занимается театральными эскизами. По словам современников, все оперные спектакли ему каким-то невероятным образом удавалось превратить в огромный пестрый шатер, узоры которого можно было рассматривать бесконечно. Показательно, что после оперы «Золотой петушок», поставленной в 1909 году в одном из московских театров, вышел даже специальный альбом с лучшими билибинскими эскизами костюмов и декораций.
Художник словно бы своими глазами видел, какую сказочную красоту являла в древней Руси смесь золотых и разноцветных тканей, свезенных и с востока, и с юга, и с запада. Их привозили «гречаня» –– татары, персы, венецианцы, бывая в Москве ежегодно. Кроме тканей, везли «сосуды столовые и питейные, золотые и серебряные, с каменьем, с алмазы, с яхонты и с изумруды и с лалы», везли боярыням венцы и зарукавники, серьги и перстни. Боярам –– шапки и шубы. «На плечах могучих кунья шубонька. Что одна ли строчка чиста серебра, а другая строчка красна золота. Петельки прошиваны шелковыя, пуговки положены злаченыя».

Управляющим Экспедицией Государственных Бумаг был академик, физик, князь Борис Борисович Голицын. Он поставил перед собой сложную задачу: превратить ЭЗГБ в учреждение, «которое должно служить примером подражания для всей бумажной и печатной промышленности России и, кроме того, способствовать культурно-эстетическому развитию народа, выпуская отпечатанные на хорошей бумаге художественно-иллюстрированные издания русских классиков и популярные сочинения по всем отраслям науки». Ивану Билибину были заказаны иллюстрации и оформление двух пушкинских сказок: «О царе Салтане» и «Золотом петушке».

«Сказку о царе Салтане» Иван Яковлевич иллюстрировал первой и начал со страницы, где царь Салтан подслушивает разговор трех девиц. На дворе ночь, месяц светит, царь спешит к крыльцу, проваливаясь в снег. Изба самая настоящая, крестьянская, с маленькими окошками, нарядным крыльцом. А вдали –– церковь шатровая. В XVII веке по всей Руси строили такие церкви. И шуба у царя настоящая, царская, такие шубы шили из бархата и парчи, доставляемые из Греции, Турции, Италии и Ирана.

Эта сказка с ее многокрасочными картинами древнерусского быта дала богатую пищу билибинской фантазии. С поразительным мастерством и большим знанием изобразил художник старинные костюмы и утварь. В ее оформлении он достиг особого блеска и выдумки. Роскошные царские палаты сплошь покрыты узорами, росписью и украшениями. Здесь орнамент настолько обильно покрывает пол, потолок, стены, одежду царя и бояр, что все превращается в некое зыбкое видение, существующее в особом иллюзорном мире и готовое вот-вот исчезнуть.
Момент, где царевич Гвидон и его мать видят удивительный город, Билибин изобразил с особой теплотой. Город похож на расписной пряник, а место, где сидят царица и царевич, всё изукрашено цветами, как райский сад.

Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
Он скорей царицу будит;
Та как ахнет!.. «То ли будет?»

Сказки Пушкина остались в русской литературе уникальным явлением. Они сыграли важную роль в сближении изящной словесности с ее первоисточником - устным народным творчеством –– и обогатили русский литературный язык. А Иван Яковлевич Билибин довел их оформление до общественной значимости. Являясь невероятно ярким, самобытным и образным художником, он сумел уловить что-то вечное и неизменное в характере Древней Руси, воссоздав это в своих рисунках.

Насмотреться на его иллюстрации было невозможно: чем больше человек смотрел, тем все более интересные детали и мельчайшие подробности раскрывались ему. Высоко оценив работу художника, Музей Александра III купил иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», а весь иллюстрированный цикл «Сказки о золотом петушке», сделанный Иваном Яковлевичем чуть позже, приобрела Третьяковская галерея.

Своё понимание национальных задач в искусстве Иван Яковлевич Билибин выражал так: «Настоящий национализм художника сказывается не в том, что он заранее говорит себе: буду работать в русском стиле, –– а в том, что, будучи связан тысячью незаметных, но несомненных нитей со своей страной он совершенно безотчётно и инстинктивно имеет тяготение именно к этой стране, а не к другой».
Из своих поездок на север России (в 1902 и 1904 годах) Билибин привез старинные сарафаны и душегреи, расшитые серебром и золотом, расписные ковши и прялки, резные ларцы и многое другое, что стало основой собрания этнографического отдела Русского музея. (После революции этот отдел был переименован в Музей этнографии народов СССР). Результаты поездок художник опубликовал в журналах, предназначенных для широкой аудитории. «Народное творчество –– душа народа, его сила и гордость, оно не раз спасало и объединяло народ», –– пояснял он.

По инициативе Бориса Борисовича Голицына был создан специальный комитет, которому поручалось разработать проект выпуска не только хорошо иллюстрированных, но и достаточно дешевых народных изданий по искусству и всем вообще отраслям знаний. Один из членов комитета, Александр Николаевич Бенуа, по вопросу издания детских книг писал: «Такой дрянью кормили русских детей в 1880–1890-х годах! Не потому ли и распространилась теперь порода людей до последней степени огрубелых». Бенуа считал, что хорошо изданные книги для детей - это «могучее культурное средство, которое предназначено сыграть в русской образованности более благотворную роль, нежели мудрейшие государственные мероприятия и все потоки научных слов о воспитании».

Дети, молодые, взрослые и пожилые – большинство из нас знают множество произведений Александра Сергеевича Пушкина. Одно из наиболее известных, любимых и увлекательных произведений Пушкина является . Сюжет данного стиха довольно прост для понимания, но очень увлекает. Ребёнок и взрослый, читая это произведение, представляют яркую картинку, где по-своему преображаются действия, по-своему вырисовывается внешность персонажа. Но абсолютно каждый выделяет для себя поступки злые и добрые и, следовательно, плохого и положительного персонажа.

К позитивным героям относятся:

Царь Салтан – государь своего царства. С одной стороны, царь – настоящий воин, мужественный и сильный, который готов сражаться за своё государство. С другой – это добрый персонаж, который имеет мягкий характер. По действиям, которые совершает этот герой, становится понятно, что он незлопамятный и даже простой, наивный персонаж и из-за этого, некоторые читатели могут подумать, что он безвольный царь. На самом же деле, это совершенно не так. Просто из-за своей добродушности, он никак не наказал злобных и коварных сестриц, а наоборот, простил их.

Князь Гвидон – сын царицы и царя Салтана. На протяжении всего стиха проявляет себя как смелого и сильного героя. Свой мужественный характер этот персонаж предпочитает доказывать поступками, а не действиями. Помимо смелости, силы и мужественности он проявляет гостеприимство и целеустремлённость, что очень нравится читателям.

Царевна-лебедь – рассудительная и прекрасная волшебница, сестра 33 морских богатырей и в конце сказки становится женой князя Гвидона. Будучи одним из главных героев, также относится к добрым персонажам, ведь она олицетворяет великодушие, мудрость и честность.

Царица – это одна из первых девиц, с которыми встречается читатель в первых строках сказки. В будущем становиться царицей и матерью прекрасного богатыря. Как и сам царь, она является очень позитивным персонажем, ведь она добрая, честная, терпеливая и добросердечная. Благодаря этим качествам, царица симпатизирует многим читателям.

Негативные герои:

Ткачиха – сестра Царицы и поварихи. Её поступки говорят, что это очень завистливый, злой и негативный персонаж. Помимо этого, она очень обидчива и мстительна, из-за чего и проворачивает коварные действия.

Повариха – сестра ткачихи и Царицы. Как и ткачиха, повариха является плохим персонажем, ведь имеет такие качества, как зависть, злопамятность, коварство и эгоизм.

Сватья баба Бабриха – относится к негативным персонажем, так как имеет такие отрицательные черты характера как ненависть, жесткость и мстительность. Из-за этих качеств, многие читатели её недолюбливают.

Структура

Оформления

… –

II . Основная часть

1. Общее впечатление

а) персонажи на переднем полене

в) задний план

III Заключение

Оформления

I . Вступление: краткие сведения об авторе картины

… – один из … Он известен … Как иллюстратор же сказок Пушкина … знаменит тем, что …

II . Основная часть

1. Общее впечатление

Какой эпизод сказки изобразил художник? Нравится ли вам иллюстрация? Чем? Удалась ли художнику она? Какое впечатление вызывает картина?

На картине «Гвидон и царица» художник проиллюстрировал такие строки сказки: …

Мне эта работа Билибина … тем, что.. Я считаю, что … Картина вызывает у меня впечатление …

2. Анализ композиции (построения картины)

а) персонажи на переднем полене

Что (кого) вы видите на переднем плане? Что делает царевич? Как он выглядит? В какой позе запечатлён? Как одет? В какой позе царица, как она одета? Что делает Какие цвета использует художник? Почему?

На переднем плане мы видим … Царевич… Он … Гвидон одет в …Рядом с ним его … Она …Царица тоже, как и её сын, …Она одета в … Заметно, что … Художник использует при изображении этих персонажей …, потому что, наверное, ……

б) описание места вокруг персонажей

Где находятся герои? Что вокруг них?

Герои находятся на … Чтобы показать это, художник изобразил … Вокруг царевича и царицы мы можем разглядеть …

в) задний план

Что мы видим на заднем плане картины?

Как он выглядит? Что представляет собой (напоминает)? В каких тонах изображён? Какие детали можно ещё рассмотреть? Как эта деталь соотносится с героями?

Обращает на себя внимание… на заднем плане. Он … и представляет собой …Город изображён в …Вглядываясь в это … зрелище, я ещё рассмотрел(а) …

Ещё можно заметить …Город …,потому что

III Заключение

Какое отношение к сказке Пушкина хотел выразить, на Ваш взгляд, художник? Удалось ли это ему?

Художник…, создавая свою иллюстрацию, возможно, хотел … Удалось ли ему это? Я думаю, что …