Калмыки: самые шокирующие факты. Интересные факты о Волгоградской области. Большое Яшалтинское озеро

Алтайские былины, тувийские легенды, хакасский эпос, эвенкийские предания, бурятские сказания, нанайский фолькор, удэгейские предания;

Калмыцкие мифы и сказания

Калмыки (самоназв. - хальмг) - народ, основное население Калмыкии (146 тыс. ч.). Всего в России по данным на 1995 г. проживает 166 тыс. ч. Верующие калмыки - буддисты, есть и православные. Калмыцкий язык относится к монгольской группе языков. Древняя письменность на основе монгольского алфавита, современная - на основе русского алфавита.

Все произведения, представленные в данном разделе, печатаются по книге «Мифы древней Волги» - Саратов, 1996.

О СИРОТЕ БОШ–КЮБЮНЕ
И ЗЛОМ ХАНЕ

Когда–то, в давнее время, жил в кочевьях одного хана сирота, по имени Бош–кюбюн. Ничего у него не было - ни своей юрты, ни скота, ни хорошего халата, был только черный бычок–двухлетка, лук да стрелы. А среди стрел была одна особенная: свистун–стрела; она со свистом летела, никогда мимо цели не попадала.

Отправился раз сирота Бош–кюбюн к озеру на охоту. Залез в камыши и стал ждать, когда слетятся птицы.

Долго ли, недолго ли он ждал, только слетелись на озеро птицы, большие и маленькие, - журавли, дрофы, гуси, кулики… Прицелился Бош–кюбюн и пустил свою свистун–стрелу. Полетела стрела и задела пятьдесят птиц по крыльям, семьдесят птиц по шеям, сто птиц по спинам… Вот сколько птиц за один раз подстрелил сирота Бош!

«Что мне делать с этой дичью? - думает Бош–кюбюн. - Отвезу–ка я их к хану да посватаюсь к его младшей дочке!»

Оседлал Бош–кюбюн своего черного бычка–двухлетку, навьючил на него всех птиц, а сам сверху уселся. Ударил он бычка по лопаткам - съежился бычок, ударил по копытам - завертел бычок хвостом, ударил по хребту - побежал бычок, да так быстро, что и удержать нельзя.

Приехал Бош–кюбюн к ханской ставке, развьючился, стал носить птиц в ханскую юрту. Направо кладет и налево кладет, наполнилась юрта доверху. Спрашивает хан Бош–кюбюна:

Кто ты и зачем привез мне столько дичи?

Отвечает Бош–кюбюн:

Я сирота, великий хан, зовут меня Бош–кюбюн. Нет у меня ни юрты, ни скота, сам я живу в твоих кочевьях, возле круглого озера. На этом озере я и настрелял столько дичи. А привез я тебе ее в подарок: она пригодится на свадебном пиру, ведь я хочу жениться на твоей младшей дочке!

Услышал хан такие слова - рассердился, затопал ногами, закричал:

Эй, слуги! Схватите этого оборвыша, негодяя! Он осмелился свататься к моей дочери! Избейте его жестоко, а потом отвезите подальше в степь, в безлюдное место и бросьте там!

По ханскому приказу набросились слуги на сироту Боша, избили до полусмерти - еле дыхание в нем осталось - и отвезли в голую степь.

Лежит Бош–кюбюн, мечется, стонет, разум у него помутился - совсем недалеко смерть… Вдруг видит он - идет какой–то старик, совсем старый, с белой бородой, на палку опирается. Подошел он, осмотрел Бош–кюбюна и стал его лечить - какое–то питье ему дал, синяки растер, переломанные кости вправил. Совсем здоровым стал Бош–кюбюн.

Ну, кюбюн, - говорит старик, - теперь ты здоровый и крепкий. Ступай в свои кочевья. А чтобы тебя больше не обижали, я научу, что надо делать. Если захочешь наказать кого–нибудь, скажи только: «Приклейся!» И тогда твоему обидчику не встать, пока ты не скажешь: «Поднимись!»

Обрадовался Бош–кюбюн, поблагодарил старика и поспешил в свои кочевья.

Бежит он и видит - ханский пастух пасет стадо телят. Захотел Бош–кюбюн посмотреть: правду ли сказал ему старик. Закричал он:

Приклейся, ханский пастух, вместе со всеми телятами к земле!

И тотчас и пастух, и все телята прилипли к земле - лежат и кричат от страха.

«Правду сказал мне старик», - подумал Бош–кюбюн и крикнул:

Поднимитесь!

Только произнес это слово - поднялись разом и пастух и телята.

«Теперь, - думает Бош–кюбюн, - проучу я хана! Так проучу, что он навсегда запомнит!»

Дождался он вечера, пробрался к ханской юрте и сказал:

Приклейтесь к земле, хан и ханша, вместе с подушками и постелями!

Сказал и ушел.

На другой день поутру проснулись хан и ханша, хотели встать, а встать не могут. Закричали они слугам:

Поднимайте нас!

Сбежались слуги поднимать хана и ханшу, а поднять не смогли. Кругом крик, шум:

Хан и ханша к земле приклеились! Поднять их невозможно! Кто их поднимет?..

Чиновники, сановники, старшины кочевий бегают с места на место, кричат, руками машут. А сделать ничего не могут. Приказали читать молитвы. Молились, молились - никакого толку нет! Созвали тогда удгун–бе - гадалок и эмчи - лекарей. Удгун–бе гадают, эмчи лечат, а все никакого толку нет… Стали дергать хана и ханшу за руки и за ноги - никак оторвать от земли не могут. Собрались все знатные люди, все старики, стали держать совет: как помочь хану и ханше, как их поднять?.. Долго говорили, весь день говорили, всю ночь говорили - ничего не могли придумать…

В ту пору проходил мимо человек из дальних кочевий и сказал:

Слышал я, что в кочевьях Могойту–хана живет прославленный эмчи. Он всякую болезнь как рукой снимает! Его привезите!

Стали чиновники, сановники и старшины думать: кого послать в кочевья Могойту–хана за эмчи? Место дальнее, путь опасный, врагов на пути немало. Говорят:

Надо, видно, целый отряд послать!

Вдруг вошел Бош–кюбюн и говорит:

Я поеду в кочевья Могойту–хана за эмчи!

Все обрадовались.

Поезжай поскорее! - кричат.

Сел Бош–кюбюн на своего черного бычка–двухлетку. Ударил бычка по лопаткам - съежился бычок; ударил по копытам - завертел бычок хвостом; ударил по хребту - побежал бычок так быстро, что удержать нельзя.

Ехал Бош–кюбюн долго и приехал наконец в кочевья Могойту–хана. Разыскал эмчи и говорит:

Приклеились к земле наши хан и ханша, вот и прислали меня за вами, премудрый и преславный эмчи, - не сможете ли вы помочь им в такой беде?

Эмчи важно говорит:

Кроме меня кто же поможет? Разве есть второй такой эмчи, как я? Только я и могу помочь!

Надел эмчи свою белую шапку, надел белый халат, сел на белую лошадь и поехал вместе с Бош–кюбюном.

Ехали они, ехали, и когда завидели вдали ханскую ставку в степи, тогда стал эмчи бурчать, бормотать, на губах у него пена выступила.

Сейчас все узнаю! - кричит. - Сейчас все расскажу! Сейчас подниму хана и ханшу!..

Бош–кюбюн слушает это, а сам думает: «А вдруг этот эмчи и в самом деле такой всемогущий? Надо будет проверить», - и сказал тихонько:

Приклейся, эмчи, к земле вместе со своей белой лошадью!

Только сказал - прилип эмчи к своей лошади, а лошадь к земле. Испугался эмчи, закричал не своим голосом:

Эй, кюбюн, стащи меня с лошади, я и сам прилип, как ваш хан!

Стал Бош–кюбюн помогать эмчи - еле смех удерживает.

Нет, - говорит, - не могу я помочь вам, премудрый и преславный эмчи!

Тогда беги скорее в ханскую ставку, зови сюда людей, пусть хоть стащат меня с лошади! - вопит эмчи.

Прискакал Бош–кюбюн на своем черном бычке к ханской юрте.

Где же эмчи? - спрашивают его.

Эмчи недалеко. Только с ним беда случилась: он сам к земле приклеился, - отвечает Бош–кюбюн. - Прислал он меня за вами, просит, чтобы спешили к нему на помощь!

Прибежали к эмчи ханские сановники и старшины. Стали его дергать. Дергали, дергали - не могли стащить с лошади, так крепко он приклеился к ней.

Как нам помочь нашему хану, скажи, мудрый эмчи? - спрашивают его сановники и старшины.

Не до вашего хана мне! - кричит эмчи. - Я и себе–то не могу помочь!..

Вернулись сановники и старшины к хану и доложили о том, что и сам эмчи приклеился к земле. Хан от страха и от злости последний ум потерял.

Что хотите, то и делайте! - кричит. - Только поднимите меня!

Тогда ханские чиновники, сановники и старшины кочевий собрались опять на совет, подумали, потолковали и говорят:

Надо кликнуть клич: кто избавит от беды хана и ханшу, выдать за того ханскую дочку и отдать половину всех богатств хана.

Спросили хана - согласен ли он? Хан вопит:

На все согласен!

Кликнули клич, только никто не вызвался избавить хана и ханшу. Кликнули клич во второй раз - опять никто не вызвался. Кликнули клич в третий раз - вышел Бош–кюбюн и говорит:

Я не удгун–бе и не эмчи, а все–таки попробую! Только сдержит ли хан свое слово?

Хан говорит:

Сдержу, сдержу! Только помоги мне!

Бош–кюбюн говорит:

Приведите сюда младшую ханскую дочку!

Как он велел, так и сделали. Тогда Бош–кюбюн сказал:

Хан и ханша, поднимитесь!

Тотчас хан и ханша поднялись. Глянул хан на Бошкюбюна и закричал:

Это тот негодяй, оборвыш, которого я за дерзость приказал избить до полусмерти и бросить в голую степь, чтобы он там погиб от голода! Как он здесь появился? Видно, плохо его избили! Эй, слуги, схватите его, отрубите ему руки и ноги!..

Кинулись было ханские слуги к Бош–кюбюну, а он сказал:

Приклейтесь к земле, хан и ханша! Приклейтесь к земле, ханские слуги!

Только сказал - все тотчас и прилипли к земле. А Бошкюбюн с младшей ханской дочкой сели на черного бычка. Ударил Бош–кюбюн бычка по лопаткам - съежился бычок; ударил по копытам - завертел бычок хвостом; ударил по хребту - побежал бычок, да так быстро, что самому лучшему скакуну не догнать. Унес он Бошкюбюна и девушку далеко–далеко, и стали они жить дружно, весело и счастливо.

ЛОТОС

Да, идут годы, текут седые века, и никто никогда не удержит их могучего бега. Будто недавно мои сморщенные руки были сильными и молодыми. Была молодой и та, лежащая в храме Тюменя.

Молодой и прекрасной, как ранняя весна, была Эрле, дочь Сагендже. И у многих сердца бились, видя ее, и не забывались ее глаза, темные, как ночь.

Эрле была красива, как первый проблеск весенней зари. В высокой траве у задумчивых ильменей проводила она знойные дни, веселая, здоровая, гибкая. Подражала крику птиц, перепрыгивала с кочки на кочку, жила жизнью степных болот и знала самые сокровенные их тайны.

Эрле росла. А Сагендже кочевал то близ широкой Волги, то по тихой Ахтубе. Летело время, множились табуны. Немало приезжало и купцов из Персии и из Ицдии, много добра накупил у них богатый Сагендже для своей дочери.

Часто длинные караваны сытых верблюдов отдыхали у его кибитки, и руки рабов то и дело передавали в руки Сагендже переливающиеся на солнце, дорогие цветные шелка.

Знатные сваты в богатых, ярких одеждах слезали с коней за пятнадцать шагов, бросались на землю и ползли к Сагендже.

Лунная летняя ночь дышала испарениями влажной, покрытой тысячью цветов земли, в тишине вздыхали верблюды, кашляли овцы, пели комары, трещали сверчки, стонали луни, спросонья вскрикивала какая–то птица. Жила и радовалась волшебница степь, навевала красавице Эрле дивные девичьи сны. Улыбаясь, раскинув смуглые руки, лежала она на дорогих бухарских коврах. А ее мать, старая Болтун, сидела у ее изголовья, с глазами, полными слез, в глубоком горе.

«И зачем это так раскричался ночной кулик, - думала она, - зачем так печально шумят над ериком ветлы и о чем вполголоса говорит Сагендже в соседней кибитке с богатым сватом?.. Милая моя Эрле. Когда я носила тебя под своим сердцем, я была счастливей, чем сейчас, ведь никто не мог тебя отнять у меня».

А в то время Сагендже говорил знатному свату:

Ничего мне не надо за мою Эрле потому, что она дороже всего на свете. Разреши мне поговорить с женихом, я хочу узнать, сколь он разумен, и пусть Эрле сама скажет ему свои условия.

Обрадовался сват, вскочил в седло, поскакал к нойону (знатному феодалу) Тюменю и рассказал о том, что, видно, положат скоро Эрле поперек седла и привезут к молодому Бембе.

Старая Болтун плакала у изголовья дочери. Поджав ноги, сидел Сагендже и печально глядел на Эрле.

И зачем она так быстро выросла, - шептал Сагендже, - и почему какой–то сын нойона Тюменя должен отнять у нас Эрле, веселую, как весенний ручеек, как первый луч солнца?

Шли дни, бродили табуны по сочной траве Ахтубинской долины. Накапливался жир в верблюжьих горбах и в овечьих курдюках. Печальны были мать и отец, только Эрле по–прежнему веселилась в цветущей степи. Вечерами дочь обвивала руками седую голову матери и шептала ласково о том, что не скоро уйдет от нее, что еще рано ей покидать стариков и что не страшит ее гнев свирепого нойона Тюмени.

У слияния двух рек догнали сваты нойона Тюмени и сына его Бембе.

Бембе не решился беспокоить Эрле, приказал раскинуть палатки на другом берегу сухого ерика и заночевать.

Не спал Бембе, не спал и Сагендже. Красны были от слез глаза Болгун.

Богатые цветные наряды сватов играли радугой на утреннем солнце. Впереди всех ехал Бембе, сын беспощадного, свирепого нойона Тюмени, чье имя приводило в трепет всю степь.

Пусть сама Эрле скажет тебе условия, - промолвил Сагендже, когда Бембе заявил о том, что Эрле нужна ему, как сурепка верблюду, как ильмень утке, как земле солнце.

Громче заговорила степь и запели в реке волны, выше подняли голову камыши и приветливо смотрели верблюды, когда вышла к гостям красавица Эрле.

От великих гор до долины реки Или и глубокого озера Балхаш ездил Бембе, видел он тысячи прекрасных женщин, но такой, как Эрле, нигде не видал.

Все, что хочешь, проси, - сказал он ей, - только согласись.

Улыбнулась Эрле и сказала:

Бембе, сын знатного нойона, я рада видеть тебя и вечно останусь с тобой, если ты найдешь мне цветок, прекраснее которого нет не только в нашей степи, но во всем мире. Я буду его ждать до следующей весны. Ты найдешь меня на этом же месте, и, если принесешь цветок, я стану твоей женой. Прощай.

Собрал нойон Тюмень нойонов и родовых старейшин и сказал им:

Объявите всему народу, чтобы тот, кто знает о таком цветке, пришел без страха и сказал мне об этом за большую награду.

Быстрее ветра облетел степь приказ Тюменя. Однажды ночью к кибитке нойона подъехал запыленный всадник. А когда впустили его в кибитку, он сказал нойону:

Я знаю, где растет желанный твоей красавице Эрле прекрасный цветок.

И он рассказал о своей чудесной стране, которая называется Индией и раскинулась далеко за высокими горами. Там есть цветок, люди зовут его священным лотосом и поклоняются ему, как богу. Если нойон даст несколько человек, он привезет лотос, и прекрасная Эрле станет женой Бембе.

На другой день шесть всадников пустились в дальний путь.

Скучно рассказывать о том, как жил Сагендже холодной зимой.

Северо–восточные ветры загнали скот в крепи, а сам он целыми днями лежал и слушал, как за землянкой пели невеселые песни степные бури. Даже веселая Эрле тосковала о солнце и ждала весны. Она мало думала о том, что когда–нибудь возвратится страшный Бембе. А тем временем шесть всадников держали путь на восток и уже достигли долины реки Или. Они спали и ели в седле. Бембе торопил их, и задерживались они только для того, чтобы добыть охотой еду.

Много лишений пришлось перенести им, пока они не достигли таинственной Индии. Дикие степи, высоченные горы и бурные реки встречались им на пути, но всадники упорно ехали и ехали вперед.

Наконец они прибыли в Индию и увидели чудный цветок - лотос. Но никто не решался его сорвать, все боялись навлечь на себя гнев богов. Тогда на помощь им пришел старый жрец. Он сорвал лотос и отдал Бембе, сказав:

Помни, человек, ты получил прекрасный цветок, но потеряешь нечто еще более прекрасное.

Не слушал его Бембе, схватил лотос и велел немедленно седлать коней, чтобы пуститься в обратный путь.

Все реже и реже дул свирепый ветер, а солнце все дольше оставалось в небе. Близилась весна, а ее так ждала бледная, исхудавшая Эрле.

Напрасно ходили в землянку отца знахари, напрасно поили ее разными травами, с каждым днем таяла Эрле, как снег под солнцем. Не могла больше плакать Болтун. Безумными глазами она смотрела на свою дочь, уходившую от нее навсегда.

А когда запели птицы и зацвела степь, Эрле не могла уже встать. Худой рукой она гладила обезумевшую от горя мать, а глаза ее по–прежнему смеялись тихо и ласково.

Если бы птицы могли говорить, они сказали бы Бембе, чтоб торопил он своих коней, потому что скоро, скоро перестанет биться сердце Эрле. Но и без того торопился Бембе. Оставалось уже немного пути. Усталые кони, с налитыми кровью глазами, спотыкались и чуть не падали от изнеможения.

Знатные сваты неслись навстречу Бембе.

Торопись, Бембе! - кричали они. - Твоя прекрасная Эрле умирает.

И когда уже показалась кибитка Сагендже, все увидели, как из нее, пятясь, выходят мать и отец. Всадники поняли, что Эрле умерла. Печально опустил поводья Бембе. Он не увидел живой прекрасной Эрле, не увидела и Эрле цветка, прекрасного, как она сама.

Схоронили ее на берегу Волги, а в память Эрле выстроил Бембе храм.

Темной ночью Бембе ушел в камышовые заросли устья и посадил там чудный лотос.

И до сей поры растет там прекрасный этот цветок.

СКАЗКА О РОДНОМ КРАЕ

Нет человеку дороже места, где он родился, края, где он вырос, неба, под которым он жил. Да и не только человек - звери и птицы, все живое под солнцем тоскует по родной земле.

Давным–давно, когда калмыки жили еще в Китае, привезли китайскому императору в подарок необыкновенную птицу. Она так пела, что солнце в высшей точке неба замедляло свой ход, заслушиваясь ее песней.

Приказал император сделать для птицы золотую клетку, постелить ей пух молодого лебедя, кормить ее из императорской кухни. Первого своего министра император назначил главным по уходу за птицей. Он сказал своему первому министру:

Пусть птица здесь чувствует себя так хорошо, как нигде и никогда не чувствовала. И пусть она услаждает наш слух, жаждущий прекрасного.

Все было сделано согласно приказу грозного повелителя.

Каждое утро император ждал пения птицы. Но она молчала. «Видимо, птице, привыкшей к вольному воздуху, душно во дворце», - подумал император и велел вынести клетку в сад.

Сад императора был единственным в мире по красоте. Могучие деревья шелестели прозрачно–зелеными резными листьями, живительно благоухали редчайшие цветы, земля играла всеми своими красками. Но птица по–прежнему молчала. «Чего же теперь ей недостает? - думал император. - Разве ей плохо у меня? Отчего же она не поет?»

Император пригласил всех своих мудрецов, чтобы выслушать их высокоученое суждение. Одни говорили, что, может быть, птица заболела и лишилась голоса, другие - что пища не та, третьи - что, вероятно, она вообще не пела. Самый почтенный столетний мудрец предположил, что воздух, выдыхаемый людьми, угнетает. птицу и поэтому она не поет. Внимательно выслушав всех, император повелел вывезти клетку в девственный лес.

Однако и в лесу птица продолжала молчать. Крылья опущены до самого пола, из глаз катятся жемчужинки слез.

Тогда император приказал привести пленного мудреца, взятого вместе с воинами соседней враждебной державы.

Если ты нам дашь хороший совет и птица запоет, получишь свободу, - сказал ему император.

Неделю думал пленный мудрец и доложил:

Возите птицу по стране… Может быть, запоет.

Три года кочевал император с птицей по своим владениям. Наконец достигли они одного болотца. Вокруг него рос чахлый кустарник, а дальше простирались унылые желтые пески. Смрадные испарения поднимались из болот, роем летала назойливая мошкара. Повесили клетку на сухую ветвь саксаула. Поставили караульного, и все легли спать.

Когда загорелась на небе ясная утренняя заря и багрянец ее стал разливаться все шире и шире, птица вдруг встрепенулась, расправила крылья, торопливо стала чистить клювом каждое перышко.

Заметив необычное поведение птицы, караульный разбудил императора.

А когда вековечное светило показало свой алый гребень - птица стремительно взлетела, ударилась о золотые прутья клетки и упала на пол. Она грустно огляделась вокруг и тихо запела. Сто восемь песен печали пропела она, а когда начала песню радости, тысячи таких же птиц, как она, слетелись со всех сторон и подхватили ее песню. Показалось людям, что это не птицы поют под струны лучей восходящего солнца, а поют их души, тоскующие по прекрасному.

Вот откуда наша птица, это ее родной край, - задумчиво промолвил император и вспомнил свой несравненный Пекин, где он не был три года.

Откройте дверцы клетки и выпустите птицу, - повелел он.

И тогда запели все птицы тысячу песен хвалы родному краю, тысячу и одну песню хвалы свободе.

Вот что значит родная земля и свобода, петь можно лишь там, где ты обрел жизнь. Отрывок из дневника Сима

День субботний. Как обычно, никто его не соблюдает. Никто, кроме нашей семьи. Грешники повсюду собираются толпами и предаются веселью. Мужчины, женщины, девушки, юноши - все пьют вино, дерутся, танцуют, играют в азартные игры, хохочут, кричат, поют. И занимаются всякими другими гнусностями...

Принимала сегодня Безумного Пророка. Он хороший человек, и, по-моему, его ум куда лучше своей репутации. Он получил это прозвище очень давно и совершенно незаслуженно, так как он просто составляет прогнозы, а не пророчествует. Он на это и не претендует. Свои прогнозы он составляет на основании истории и статистики...

Первый день четвертого месяца года 747 от начала мира. Нынче исполнилось мне 60 лет, ибо родился я в году 687 от начала мира. Пришли ко мне мои родичи и упрашивали меня жениться, дабы не пресекся род наш. Я еще молод брать на себя такие заботы, хоть и ведомо мне, что отец мой Енох, и дед мой Иаред, и прадед мой Малелеил, и прапрадед Каинан, все вступали в брак в возрасте, коего достиг я в день сей...

Еще одно открытие. Как-то я заметила, что Уильям Мак-Кинли выглядит совсем больным. Это-самый первый лев, и я с самого начала очень к нему привязалась. Я осмотрела беднягу, ища причину его недомогания, и обнаружила, что у него в глотке застрял непрожеванный кочан капусты. Вытащить его мне не удалось, так что я взяла палку от метлы и протолкнула его вовнутрь...

…Любовь, покой, мир, бесконечная тихая радость – такой мы знали жизнь в райском саду. Жить было наслаждением. Пролетающее время не оставляло никаких следов – ни страданий, ни дряхлости; болезням, печалям, заботам не было места в Эдеме. Они таились за его оградой, но в него проникнуть не могли...

Мне уже почти исполнился день. Я появилась вчера. Так, во всяком случае, мне кажется. И, вероятно, это именно так, потому что, если и было позавчера, меня тогда еще не существовало, иначе я бы это помнила. Возможно, впрочем, что я просто не заметила, когда было позавчера, хотя оно и было...

Это новое существо с длинными волосами очень мне надоедает. Оно все время торчит перед глазами и ходит за мной по пятам. Мне это совсем не нравится: я не привык к обществу. Шло бы себе к другим животным…

Дагестанцы - термин для обозначения народностей, исконно проживающих в Дагестане. В Дагестане насчитывается около 30 народов и этнографических групп. Кроме русских, азербайджанцев и чеченцев, составляющих немалую долю населения республики, это аварцы, даргинцы, кумьти, лезгины, лакцы, табасараны, ногайцы, рутульцы, агулы, таты и др.

Черкесы (самоназв. - адыге) - народ в Карачаево–Черкесии. В Турции и др. странах Передней Азии черкесами называют также всех выходцев с Сев. Кавказа. Верующие - мусульмане–сунниты. Язык кабардино–черкесский, относится к кавказским (иберийско–кавказским) языкам (абхазско–адыгейская группа). Письменность на основе русского алфавита.

[ глубже в историю ] [ последние добавления ]

В Нижнем Поволжье на территории Республики Калмыкия проживает единственный в Европе монголоязычный народ – калмыки. Земли, населенные калмыками, задолго до их появления в этих местах были известны на Руси как Половецкая степь. С начала XVII века, после прихода сюда калмыков, эту территорию, ныне протянувшуюся на 76 тысяч квадратных километров, стали называть Калмыцкой степью.
Богата и разнообразна красота природы степной республики: только на ее территории можно встретить уникальные, хотя и немногочисленные водоемы, цветущие массивы-острова диких тюльпанов и лотосовые плантации, а единственная в Европе пустыня притягивает взгляд бархатистыми барханами. В республике нет броских и пышных ландшафтов, но есть сдержанное очарование степных пейзажей, прелесть которых открывается постепенно.
В Калмыкии можно наблюдать миграцию редких птиц – розового и кудрявого пеликана, лебедя-щипуна, журавля-красавки. До сих пор в степях можно встретить гордость Калмыкии – дикую степную антилопу – сайгака, одного из самых древнейших представителей мамонтовой фауны. Его называют «живое ископаемое», как уникальное явление в современной природе. Традиционны для степной равнины многочисленные стада пасущихся лошадей, овец, верблюдов – трех видов животных, издревле присущих калмыкам-кочевникам.
Элиста – столица республики Калмыкия, расположена в самом центре обширных калмыцких степей. Город получил свое название от северного склона Ергенинской балки, состоящего из рыхлых песков. «Элст» в переводе с калмыцкого означает «песчаный».
Современная Элиста – это центр политической, экономической, научной и духовной жизни Калмыкии. Калмыкия – единственный в Европе буддийский центр, регион традиционного распространения тибетской формы буддизма, исповедуемого калмыками с конца XVI века. В настоящее время на территории Калмыкии действует более 30 храмов и монастырей (хурулов), три из которых находятся в столице республики г. Элиста. Самый знаменитый из них – «Золотая обитель Будды Шакьямуни» (Golden Abode of Buddha Shakyamuni) – единственный буддийский храм в России, где незримое присутствие Его Святейшества Далай-ламы явственно ощущается повсюду. Храм, высотой 60 метров, в ярких лучах солнца на фоне голубого неба представляет со- бой поистине удивительное зрелище.
Притягательна для тысяч посетителей «Пагода семи дней». Семь ярусов пагоды соответствуют дням не- дели. В нижней части «Пагоды Семи дней» находится огромный молитвенный барабан (кюрдэ), в котором помещены 5 миллионов молитв (мантр). Паломники вращают молитвенный барабан и молятся о благополучии всех живых существ. Каждый оборот молитвенного барабана приравнивается к единовременному прочтению всех пяти миллионов молитв.
В самом центре Элисты находятся Золотые ворота «Алтн Босх», которые построены в 90-х годах XX века и выполнены в традициях буддийской архитектуры: воздушные строения, присутствие золотого, красного, белого цветов, изогнутые кверху крыши.
Гости города не ограничиваются темой буддизма и восточного колорита, ведь в 1998 году, в рамках проведения XXIII Всемирной шахматной олимпиады, в Элисте был построен Город Шахмат – Сити-Чесс, являющийся местом проведения шахматных соревнований и симпозиумов, деловых и культурных встреч. Облик коттеджей сочетает европейские архитектурные традиции с калмыцкими и буддийскими.
В южной части города расположился Казанский кафедральный собор – главный православный храм Калмыкии. Он был возведен в 1996 году и освящен 7 июня годом позже Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.
Сегодня Элиста – это интересный и самобытный город, посетив который, каждый получит множество позитивных и познавательных впечатлений.

По данным всероссийской переписи населения 2010 года, в России живут более 183 тысяч калмыков. Основная часть – на территории национальной республики, расположенной в Северном Прикаспии. Являясь единственным народом Европы, исповедующим буддизм, калмыки веками сохраняют традиционный уклад жизни и самобытную культуру степных кочевников. И некоторые факты из истории данного этноса способны по-настоящему шокировать.

Очень воинственные

Калмыки – потомки представителей ойратских племен монгольского народа, которые мигрировали на юг России из Джунгарии (Центральная Азия) на рубеже XVI-XVII веков. Эти люди всегда считались очень воинственными, вся их история – практически не прекращающиеся столкновения с соседями, стычки с вооруженными отрядами тюркоязычных народов, захватнические набеги.

Киргизы, татары, казахи, башкиры, ногайцы были вынуждены практически постоянно противостоять калмыкам, которые не случайно вошли в пятерку самых воинственных народов мира, уступив лишь новозеландским племенам маори, гуркхам из Непала и даякам с острова Калимантан.

Верность русскому царю

Свою присягу российской короне калмыки подтверждали в боях. Так, в 1778 году они в составе армии Александра Васильевича Суворова разгромили крымских татар. В следующем году представители монголоязычного народа защищали русские крепости в Приазовье от набегов кабардинцев, затем участвовали в Русско-турецкой войне 1787-1791 годов.

Кроме того, калмыки жестоко подавляли все попытки ногайцев, башкир и казахов добиться права на национальное самоопределение.

Единственным народом, с воинами которого предпочитали не сталкиваться в бою гордые чеченцы, являлись именно калмыки – прирожденные кавалеристы, чья легкая конница наводила ужас на врагов своими стремительными атаками.

Красноармейская свастика

Примечательно, что с древних времен одним из религиозных символов, почитаемых калмыками, является свастика. Она даже «украшала» военную форму красноармейцев, служивших в национальных частях. Приказ об утверждении такого опознавательного знака 3 ноября 1919 года подписал командующий Юго-Восточным фронтом Василий Иванович Шорин.

Солдаты и офицеры Калмыцкой дивизии носили нарукавные нашивки в виде красного ромба, в центре которого была изображена желтая свастика с надписью «РСФСР». В самом верху этого необычного знака располагалась пятиконечная звезда.

Вероятно, руководство Красной Армии при разработке символики национальных частей учло тот факт, что в буддийской религиозной традиции свастика имеет исключительно позитивное значение.

Калмыцкий легион СС

Гражданская война разделила калмыцкий народ, советскую власть поддержали далеко не все жители юга нашей страны. Было немало людей, сохранявших верность российской короне и считавших своим долгом борьбу с коммунистами. Небольшая часть калмыков перешла на сторону немецко-фашистских захватчиков, которые пообещали им освобождение от «красной тирании».

И хотя большинство представителей этого народа защищали СССР с оружием в руках, совершая настоящие военные подвиги, были и такие, которые влились в ряды вермахта. Это позволило фашистским пропагандистам объявить о создании Калмыцкого легиона СС. Нацисты утверждали, что многие народы СССР поддерживают их борьбу против коммунистов.

Как пишет доктор исторических наук Уташ Борисович Очиров, в период оккупации на стороне вермахта сражались около 3 тысяч калмыков, это были и кавалеристские эскадроны, и сельские отряды ополченцев, и местные полицаи.

В результате в декабре 1943 года решением советского правительства весь народ был депортирован в Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан, что стало настоящей национальной трагедией.

Лечат герпес огнем

Несмотря на приверженность буддизму, калмыки сохраняют древние верования, основанные на шаманизме. Эти люди поклоняются огню. Его считают универсальным средством для освобождения от всякого негатива: порчи, сглаза. До сих пор здесь принято лечить герпес и другие кожные заболевания двумя способами: прижиганием раскаленным металлом; окуривание дымом.

Согласно официальной медицине, эти методы не могут повлиять на возбудителей герпеса и другие микроорганизмы, а ожоги – это в любом случае вред здоровью.

Впрочем, калмыки настолько поклоняются огню, что они его и «поят», и «кормят». Открывая бутылку с любым алкогольным напитком, эти люди обычно брызгают несколько капель в огонь, тем самым задабривая древнее божество. А во время религиозных праздников, свадеб, похорон и других важных событий совершается жертвоприношение, когда в огонь бросают кусочки бараньего жира и три вида костей этого животного.

И «поят», и «кормят» огонь исключительно мужчины. Причем делают это только правой рукой.

Запекают мясо в навозе

Калмыцкие чабаны придумали блюдо, которое готовится на открытом воздухе. Оно называется «кюр». Мясо барана режут на мелкие кусочки, добавляют специи и соль. Все это помещают в желудок животного, который затем зашивают.

Готовят кюр в яме, куда предварительно закладывают навоз и поджигают. Огонь раскаляет землю, а потом в еще не остывшую золу чабаны закапывают бараний желудок со всем его содержимым. Иногда сверху еще и разводят костер.

Мясо медленно печется при невысокой температуре, пропитываясь специями и солью. В зависимости от времени года и других обстоятельств (погода, возраст животного, наличие костра сверху) кюр готовится от 10 до 24 часов.

Все, кто пробовал, утверждают, что это очень вкусно.

Потеряли нетленного ламу

Калмыки утратили нетленные останки местного ламы, которого называли Кекш Бакш, хотя настоящее имя этого буддийского религиозного деятеля по преданию было Шивн Давг. Он умер в районе калмыцкого поселка Яшкуль в середине XIX века.

Согласно рассказам местных жителей, труп ламы Кекш Бакш покоился в специальной усыпальнице до 1929 года. Его останки сохранялись нетленными, что поражало многочисленных паломников. Люди поговаривали о необычных исцелениях, которые происходили у саркофага.

В один прекрасный момент решено было создать специальную комиссию, которая должна была исследовать тело ламы. А комиссию входили партийные руководители и даже врач, ведь в народе считалось, что лама не умер, а впал в особый транс и однажды проснется. Не желая религиозной шумихи, местные атеисты куда-то вывезли останки человека, почитавшегося святым. И теперь неизвестно, что с ними стало.

Покойников оставляли в степи

Особая традиция захоронения покойников, распространенная среди калмыков вплоть до начала ХХ века, возникла еще во времена шаманизма. Они просто оставляли трупы в степи, немного в стороне от мест кочевых стоянок и жилищ.

Дело в том, что у монгольских племен издревле не было времени на погребение усопших. Особенно в ходе военных походов. Конница постоянно перемещалась, то преследуя врагов, то ускользая от них. Какие уж тут похоронные обряды?

Впрочем, ритуал воздушного погребения был принят у многих народов, исповедующих шаманизм. Так хоронили своих родственников представители некоторых народов Сибири и Северной Америки, дабы душа покойного беспрепятственно отправлялась на небо.

Продолжаю рассказ о нашем автопутешествии в Калмыкию . Начало истории можно прочитать тут

Утром следующего дня, весело подпрыгивая на волгоградских ухабах, мы взяли курс на Элисту. От Волгограда до Элисты около 300 км, которые пролетели незаметно. Время в пути всего 4 часа. Дороги в Калмыкии гораздо лучше, чем в Волгоградской области.
Когда пересекаешь большие расстояния всегда интересно наблюдать за меняющимся пейзажем, который пролетает за окном авто. В Калмыкии бескрайние степи по которым бродят пасущиеся отары овец и только иногда встречаются редкие деревья и кустарники. Думаю самое время сказать, что Калмыкия нас заинтересовала не только тюльпанами. Здесь находится единственный в Европе центр буддизма. Согласитесь довольно необычно увидеть буддийские храмы и окунуться в иную культуру во время путешествия по Матушке-России. Хотя, кого я обманываю? Россия слишком разнообразна и многонациональна, чтобы чему-то удивляться 🙂
Немного дорожных зарисовок:
На въезде в республику вас приветствует вот такая инсталляция. Это сайгаки, которые водятся в степях Калмыкии. Вернее раньше водились, а теперь охраняются и сохраняются в заповеднике.

Перед населенным пунктом Овата наблюдаем еще одно животное, около которого любят фотографироваться туристы. Что-то крайне неприличное стекает у него по задней ноге)).

Чудеса перевозки — машина везет машину. С обеих сторон автомобиль заботливо поддерживается автокреслами.

Гостиница в Элисте «25й час».

Гостиницу в Элисте мы забронировали заранее. Просматривая различные предложения в интернете, остановили свой выбор на небольшой, частной гостинице «25й час» по ул. Ленина 335. Стоимость двухкомнатного номера на троих составила 2500 руб., плюс 100 рублей взяли за парковку во дворе.

Более подробная информация о гостинице и контактные данные есть на сайте — http://25-chas.blizko.ru/tovary/k-647559-gostinitsa. Рядом находится одноименное кафе, где можно покушать. В праздничные дни нам предложили только шашлык, который, в прочем был неплох. В целом, гостиницу могу смело порекомендовать.

Поездка к соленому озеру Маныч-Гудило.

Поскольку прогноз погоды пообещал на завтра проливной дождь, мы решили не терять времени и сразу же отправиться в степь на поиски тюльпанов. Дикие цветы логичнее всего искать в районе села Приютное, где проходил фестиваль. Это примерно 70 км от Элисты.
Глупо побывать в Калмыкии и не прикоснуться к удивительному озеру, поэтому мы целенаправленно проехали Приютное и отправились к Маныч-Гудило.
Соленое озеро Маныч-Гудило раскинулось на целых три региона: Ростовскую область, Ставропольский край и Республику Калмыкию. Раньше, на его месте было реликтовое водохранилище, которое соединяло Черное и Каспийское море. Озеро называют российским Мертвым морем, его вода в два раза солонее Черного моря.

На этом фото мы как раз подъехали к перешейку, который соединяет Калмыкию и Ставропольский край (на карте отмечено синей стрелкой). Это только маленький кусочек огромного озера, площадь которого составляет 350 км².

Практически все озеро является заповедником. На островах и берегах Маныч-Гудило гнездятся редкие виды птиц. Например, розовый и кудрявый пеликан.
На карте я отметила еще одно интереснейшее место — остров Водный (красный овал). На острове обитает табун диких лошадей-мустангов. Версий, как появились лошади на острове, несколько. Самая, на мой взгляд, реалистичная — это строительство Невинномысского канала. Вода хлынула в близлежайшие пастбища, затопив огромные территории и отрезав путь к спасению. Тем не менее лошади выжили и сейчас взяты под охрану Юнеско.
До острова Водный мы не доехали, он находится довольно далеко от села Приютное. Проще всего организовать туда экскурсию из Ростовской области. Дикие мустанги, это как минимум еще одна причина, чтобы отправиться в те края.

Ну а нас ждало разочарование…….
Степь цветет, но увы — не тюльпанами. Мы опоздали. В этом году апрель выдался довольно теплый и цветение началось раньше, чем обычно.

Печалиться долго вредно для здоровья, поэтому мы решили вернуться в город и познакомиться с необычной архитектурой Элисты. Сегодня 1 мая, погода отличная и все горожане высыпали на улицы, с вполне понятными целями — отдохнуть и отметить праздник.

Буддийская Элиста.

Первым делом стоит отправиться в центральный хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни». Храм по праву считается самой главной достопримечательностью Элисты. Он находится на небольшом возвышении и от этого кажется еще больше и мощнее.

Как тибетская религия оказалась в России? В 17 веке племена ойратов (предков современных калмыков) покинули древнюю Джунгарию и перекочевали в район, расположенный между Волгой и Доном. Буддизм в Калмыкии не существует сам по себе, здесь сохраняются тесные связи с Тибетом. В 2004 году Элисту посетил сам Далай-Лама.

К храму мы подъехали на закате, внутрь посетителей уже не пускали, зато прогуляться вокруг обители совершенно не возбранялось. Перед входом гостей и верующих встречает небольшой плакат с правилами поведения на территории хурула:
— храм нужно обходить по часовой стрелке, согласно буддийской традиции;
— нельзя прикасаться к ритуальным предметам;
— входя в зал нужно сделать три поклона в знак уважения к Будде, а выходя их храма постараться не поворачиваться к нему спиной;
— при входе нужно снять головной убор и обувь;
— запрещено курить, находиться в нетрезвом состоянии, разговаривать по телефону, проводить фото и видео-съемку внутри большого молельного зала.
— одежда должна быть не слишком открытой.
Вот такие нехитрые правила.

Давайте рассмотрим немного поближе интересные детали буддийской архитектуры.
Перед храмом нас встречает Белый старец — калмыцкий языческий бог.

На территории хурула есть кюрды — молитвенные барабаны. Внутри барабанов уже заложены молитвы, их нужно только покрутить по часовой стрелке. Такие барабаны первоначально предназначались для неграмотных верующих, детей и пожилых людей.
Правильно сказал Владимир Высоцкий — «Удобную религию придумали индусы».

Вокруг хурула располагаются пагоды со статуями учителей монастыря Наладна. Они весьма и весьма почитаемы верующими.

Около входа в храм расположился каскадный фонтан, а главный вход охраняют характерные для буддизма львы.

Немного забегая вперед……. Утром следующего дня мы вернулись в хурул с одной единственной целью — попасть в большой молельный зал и посмотреть на большую статую Будды. Мы, как водится, разулись и прошмыгнули внутрь. В это время проводился молебен, зал был полон верующих и нам не удалось свободно все осмотреть.
Фотографировать в помещении нельзя, но добродушный интернет нам конечно поможет. Вот такая золотая, девятиметровая статуя Будды возвышается в центре зала. Снаружи статуя покрыта сусальным золотом, а внутри находятся различные священные предметы — мантры, молитвы, благовония.

После посещения Золотой обитель Будды Шакьямуни мы отправились на площадь Ленина посмотреть на пагоду Семи дней.

Название говорит само за себя — количество ярусов пагоды равно количеству дней недели. На первом ярусе находится большой молитвенный барабан, который с удовольствием крутят и взрослые и дети. Между прочим в него заложено 75 миллионов мантр.

Сразу за пагодой было обнаружено самое настоящее шахматное поле. Не думаю, что такие колоритные персонажи играют в поддавки J.

Шахматы очень популярны в Калмыкии. В Элисте даже есть свой «город шахмат» — Сити Чесс, но о нем я расскажу чуть позже. Интересный факт, под давлением быта и уклада жизни менялся вид и название шахматных фигур. Например фигура слона была заменена на более привычную — «темян» (верблюд), пешки были овцами, а король — «хан».
В Элисте повсеместно установлены различные пагоды, ворота и арки, которые потихоньку погружают вас в совершенной другой быт и уклад жизни. Эти ворота находятся на пл. Ленина, за пагодой.

А это Алтн Босх или Золотые ворота . Буддисты считают, что человек, который проходит через арку, очищается духовно и ступает на путь добродетели.
Если на секунду отвлечься, посмотреть на картинку и лица, то можно представить, что фото сделано в Китае J.

Вечером мы прогулялись до парка «Дружба». Я бы назвала его «назад в советское прошлое». Карусели все старенькие и много раз перекрашены. Тем не менее детвора с удовольствием катается на них и даже ваша покорная слуга тоже нарезала несколько кругов на «русских горках».

Город шахмат «Сити Чесс».

В Сити Чесс мы побывали уже на следующее утро, перед отъездом. Как гласит Википедия — Сити Чесс это общественно-деловой, культурный и жилой комплекс.

На мой взгляд — ничего особенного. Город шахмат представляет из себя небольшой коттеджный поселок, центральным местом которого является Дворец шахмат. Во Дворце есть музей, куда при желании можно заглянуть. Здесь проводятся различные симпозиумы, соревнования и научные выставки, а строился Сити Чесс специально для Шахматной Олимпиады 1998 года.

Вот пожалуй и все, что я хотела рассказать про самобытную и необычную Элисту, по которой можно долго гулять и замечать все новые, интересные детали.

Что же еще можно посмотреть в Калмыкии?


Тюльпанами и буддизмом Калмыкия, конечно же, не ограничивается. Чего только стоит соленое озеро и дикие мустанги на острове Водный. Однако, это еще не все достопримечательности Республики.
А как же сайгаки? Эти пугливые степные газели на тонких ножках, которые находятся под угрозой исчезновения? Сейчас введен запрет на охоту за сайгаками, а самих животных можно увидеть в Центре диких животных Калмыкии -Яшкульском питомнике.
Рядом с поселком Утта можно наблюдать настоящие песчаные барханы, а точнее «Поющий бархан». Это около 150 км от Элисты.
Ну, а если времени очень и очень много можно махнуть в сторону Каспийского моря и посмотреть на лотосы где-нибудь под Лаганью.
Вот такая она, тихая республика Калмыкия на юго-востоке нашей Родины.

Дорога обратно, в Нижний Новгород.


Как я уже писала в первой , обратно мы не рискнули ехать через Шацк — Моршанск, поэтому проехав бесконечно длинный Волгоград, повернули на Камышин. По отзывам автолюбителей дорога Волгоград — Камышин должна была быть отвратительного качества. Но, то ли нам уже любая дорога, казалась лучше Рязанско-Тамбовских колдобин, то ли ее немного подремонтировали. В общем, и целом не так страшен черт….

В качестве ночевки мы выбрали Камышин и гостиницу «Дмитриевская» (http://www.kamdmhotel.ru). Хоть она и расположена на некотором отдалении от центра города, но очень и очень достойная. Стоимость номера на троих — 3000 руб. Ресторана или кафе в гостинице нет, только бар, но вы можете сделать заказ через ресепшн и ужин вам доставят прямо в отель (правда нужно запастись терпением). Утром постояльцев покормят завтраком, он входит в стоимость номера.

В целом я поездкой осталась довольна, только немного грустно, что так и не удалось увидеть тюльпановое поле.

Для интересующихся могу привести небольшую калькуляцию поездки:
Бензин — 7 700 руб.
Проживание — 9400.
Питание — около 4 000 руб (не считая праздничного ужина).

P.S. Развею еще одну страшилку — в Калмыкии очень дерзкие сотрудники ГИБДД. Я бы так не сказала. Нас ни разу не остановили, возможно ГИБДД были озадачены праздником 1 мая, больше чем нами.

Республика Калмыкия находится на юго-востоке Российской Федерации. Площадь Калмыкии составляет более 76 тысяч кв.кв. Она имеет три различных зоны: степи, полупустыни, пустыни. Столица — город Элиста.

Природные уникальные памятники, заповедные места, культурные и национальные традиции – хорошо способствуют экологическому и культурно-познавательному видам туризма.

В этих местах обитали хазары, проходил Шелковый путь, находилась вторая столица Золотой Орды – Сарай-Берке.

Храмовый комплекс «Геден Шеддуб Чой Корлинг» находится на улице Клыкова в самой столице республики. Внешне он напоминает тибетский храм, украшен скульптурами, резьбой, символикой, живописью. Фасад украшен Колесом Учения, по бокам застыли лани. У входа находятся барабаны-кюрде. В большом молельном зале расположена статуя сидящего Будды. Высота золотой статуи – около 3,5 м.

Сооружение ранних сталинских времен в стиле советского монументального классицизма. Во время ВОВ здание сильно пострадало, восстановили его спустя 20 лет после окончания войны. Сейчас в нем находится Калмыцкий университет. Находится на площади Ленина, в Элисте.

Перед университетом расположилась изящная пагода из семи ярусов. Внутри находится медный кюрде – барабан для молитв. По корпусу нацарапана молитва к Авалокитешвару – богу сострадания. Так же в сам барабан заложили мантры Будды и Далай-ламы. Буддисты верят, что вращение барабана подарит покой человеку. Проверить может кто угодно – доступ к достопримечательности свободный.

Алти Босх – один из самых узнаваемых символов Калмыкии. Вся конструкция представляет собой золотую буддийскую арку, поддерживаемую красными колоннами. Высота ворот – 15 метров. Украшены они красочными картинами из калмыцкой истории. Особенно любят тут фотографироваться во время свадеб.

Местоположение: Аллея героев, рядом с площадью Ленина, Элиста.

Крупнейшая зона отдыха (недалеко от Ленинской площади) была основана в 1937 году и сразу завоевала сердца горожан. На обширной территории можно увидеть множество уникальных видов растений, а стиль парка слегка напоминает восточные сады. На территории много памятников и скульптур: Аллея Героев, бронзовая фигура сказителя-джангарчи Овла, мраморный Цаган Аав и многие другие.

На улице Джангара — 9 любой желающий может ознакомиться с калмыцкой историей. История музея началась в 1921 году с формирования фонда, подбора экспозиций, заседаний сотрудников. Руководил музеем на тот момент Н.Н Пальмов. Во время оккупации музейная деятельность была приостановлена, фонды разграблены. Долгое восстановление музейных редкостей началось только в 1959 году.

Сегодня здесь можно увидеть более 6,5 тысяч экземпляров. В их числе: эксклюзивная буддийская иконопись.

На небольшом кургане находится пятнадцатиметровая стела. Её венчает восьмиметровая фигура всадника, полностью покрытая сусальным золотом. В одной руке всадника – знамя, в другой – лук. Над плечом летит сокол. Скульптор взял образ всадника прямиком из национального эпоса. Это смелый и отважный батыр Джангар. Находится на улице Джангара, при въезде в город.

На восточном высоком кургане стоит любопытный мемориал в память о депортации. На вершине находится невысокий бронзовый памятник с памятными калмыкам символами. Рядом – мраморная табличка со стихотворением. А у подножия на рельсах стоит вагон, в котором калмыков депортировали в Сибирь. Рядом с ним вкопаны 14 столбиков – по количеству проведенных в ссылке лет.

Местоположение: 8 микрорайон.

Самый большой памятник в Элисте поставлен в честь героя СССР генерал-полковника Оке Городовикова. Памятник изготовляли несколько лет, и осенью 1976 года его торжественно возвели на место.

Местоположение:4 микрорайон.

Самая первая школа в столице Калмыкии находится по адресу Ленина — 201А. Также это второе сохранившееся старое здание в городе. Народные калмыцкие школы появились благодаря участию врача С. Р. Залкинду и учительницы Т. Д. Юрковой. В начале 20 века они первыми основали первую школу для калмыцких девочек, а в 1910 году – улусную мужскую школу. Обучались в них сироты, дети бедняков, служащих администрации. Как раз в этих стенах была основана школа для мальчиков. Учились дети четыре года. Сейчас здание занято театром «Ойраты».

Год постройки здания относится к 1879 году. Тогда тут находилась церковная школа, а неподалёку стоял деревянный храм. В 30-е года прошлого века его преобразовали в склад, а потом и просто разобрали на стройматериалы. По окончанию войны, православным отдали здание бывшей церковной школы, которая до сих пор используется ими как храм. Легенда гласит, что в 1946 году тут было явление Христа прихожанам.

Местоположение: Элиста, улица Сергия Радонежского, 97.

«Золотая обитель» находится в 5 км от города. По периметру расположен забор с белоснежными 108 ступами. Четыре входа, южный – самый главный. Вокруг хурула 17 пагод со статуями.

Состоит храм из семи уровней. На первом расположен музей, на втором – молельный зал (с высокой золотой статуей Будды инкрустированной бриллиантами), на третьем – комнаты для индивидуального приема, на четвертом – резиденция буддийского главы. Пятый уровень отдан Делай-ламе. Над ним – хозяйственные помещения. А на самом высоком этаже молятся духовные лица.

Всемирная шахматная Олимпиада 98 года запомнилась еще построенным городом Шахмат к югу от Элисты. Пропустить город невозможно: гостей на пути встречает сам каменный Остап Бендер, а въезд охраняет двурукий Махакал Бернагчен. Рядом с ним расположилась Ступа Просветления. У каждого домика в городке – особенное шахматное название.

Главный объект – Дворец Шахмат, где каждый (а не только чемпионы) может сыграть партию-другую. Там же находится небольшой макет Сити-Чесса. Городок посетило множество знаменитостей.

Найти озеро можно возле села Соленое, в Яшалтинском районе. Уникальность этого водоема в воде с ярко выраженным терапевтическим эффектом. Еще в середине девятнадцатого века солдаты-отставники смогли вылечить здешними водами ревматизм и иные болячки. Такой факт заставил властей основать лечебницу. Кстати, по недавним исследованиям выяснилось, что лечебные свойства воды лучше, чем на многих курортах Северного Кавказа.

На границе Калмыкии и Ставрополья находится мраморная фигура чабана со спящей собакой. Идея скульптуры принадлежит художнику Никите Саджиеву. Установили фигуру в 1970 году.

Эта пустыня – единственный в Европе заповедник такого типа. Делится заповедник на две части: большая – в Яшкульском и Черноземельном районах и Прикаспийской низменности (именно там вводятся сайгаки); меньшая – в районе озера Маныч-Гудило (имеются виды редких птиц).

Заповедник соединяет умеренную и степную зоны. Местный символ – сайгак. Калмыки очень любят этих животных, считая, что тем покровительствует сам Белый старец. Тем не менее, к концу прошлого столетия сайгака чуть было не истребили браконьеры. Каждый желающий увидеть это грандиозное животное должен идти в Яшкульский питомник. Также фауна заповедника включает лис, волков, степных грызунов. Флора представлена полевыми и степными травами, включая уникальный тюльпан Шренка.

Название озеро берет от постоянного гудения, которое местные жители считали за звуки шумных духов. На самом деле, это никакие не духи, а ветер, носясь над гладью озера, создает такие пугающие звуки. Вода солёнее черноморской, суровая красота окрестностей, постоянный шум ветра, громадные волны – все это привлекает туристов. Ах да! И уникальные виды птиц. А также особое животное – мустанг. Табуны лошадей находятся на Водном острове. Как в насмешку над названием, в тех местах нет пресной воды – поэтому за лошадьми постоянно присматривают сотрудники заповедника.

А вот птицы найдутся на одноименном острове – Птичий. Именно тут можно встретить чайку-хохотунью кудрявого пеликана или лебедя-шипуна. Интересных птиц можно увидеть и в устье реки Маныч.

Кстати, на озере находится остров Тюльпанов, которые цветут тут с марта по июнь. В это время организовываются экскурсии. Рвать цветы строго запрещается.

Местоположение: возле поселка Яшалта.

Вначале Лагань был простым поселком рыбаков. Город рос и понемногу превратился в крупный морской порт, а затем уровень воды в Каспии начал понижаться. Горожане строили каналы – те мелели. Теперь остался лишь обмелевший порт, где ржавеют лодки и катера.

В России есть только парочка мест, где можно полюбоваться цветением лотоса. Так, рядом с городом Лагань расположена чудесная Долина лотосов. Буддисты обожествляют этот цветок, считая его священным символом вселенской гармонии. На местных землях высота лотосов около двух метров. Рекомендуемое время посещения – полдень. Именно тогда начинается красивый период цветения.