Надя надежда николаевна рушева картины. «Браво, Надя, браво!», - написал на одной из её работ итальянский сказочник Джанни Родари. Память о Наде Рушевой

Надя Рушева родилась 30 января 1952 года в городе Улан-Батор (Монголия) в семье деятелей советского театра. Её мать - первая тувинская балерина Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева, отец - театральный художник и педагог Николай Константинович Рушев. В Монголии родители работали в художественном училище: отец - художником-инструктором театра и педагогом, мать - педагогом-балетмейстером, а также солировала в концертах.

Она росла в дружной и артистической семье. К ней, с первых ее рисунков, было приковано внимание: старик Гессен, в прошлом кадет-публицист, заказал ей иллюстрации к своим пушкинистским штудиям, и был некий символ в том, что книги девяностолетнего писателя иллюстрирует двенадцатилетняя девочка. Озорство и романтизм ее работ были удивительны ко времени. И при этом Надя Рушева была просто тихим очкариком. Иное дело, если вглядеться. Сохранилось не так много ее фотографий, но есть одна, где она смотрит на картину (не зная, что ее снимают): вот где огонь, мерцающий в сосуде.

Надя начала рисовать с пяти лет. Её никто не обучал рисованию, также до школы её не учили читать и писать. В возрасте шести-семи лет девочка подружилась с пером-ручкой. Художники обычно им не рисуют - слишком хрупкий инструмент, да и поправки исключаются. Надя любила рисовать и фломастером, и карандашами, для нее это было в равной степени легко.

В семилетнем возрасте, будучи первоклассницей, она за один вечер нарисовала 36 иллюстраций к "Сказке о царе Салтане" Пушкина, за то время, пока отец читал эту её любимую сказку вслух.

Первая выставка её рисунков была организована журналом "Юность" в мае 1964 года, когда Надя училась в пятом классе. Впереди ее ждала слава книжного графика, хотя сама юная художница после школы хотела поступать во ВГИК, стать мультипликатором. Ее обещали взять без экзаменов.

За следующие пять лет жизни у нее состоялось пятнадцать персональных выставок: в Москве, Варшаве, Ленинграде, Артеке. Пришла известность, слава, признание. Правда, гонораров из-за возраста Нади ей почти не платили - не принято было в те времена выплачивать деньги ребенку. Все уходило в карманы вышестоящих устроителей выставок, в неведомые союзы и комитеты. Лишь однажды, на скудно выплаченную часть какого-то гонорара, родители Нади смогли купить ей демисезонное детское пальто. Впрочем, о деньгах никто и не спрашивал, это тоже было не принято в тогдашнем "сверхблагополучном" советском обществе. Но вот любопытный и трогательный штрих. На многих рисунках Надя Рушева изобразила себя в джинсах. На самом деле у нее их не было: семья со скромным достатком не могла позволить себе купить дочери, пусть и "самой лучшей девочке в Союзе" (так писали газеты) очень модную вещь. И Надя позволяла себе изредка мечтать о ней - хотя бы в рисунках!

Ее узнавали на улицах, брали интервью, расспрашивали, сравнивали с "Моцартом в живописи". А Надя оставалась все такой же обычной. Спокойной, веселой, доброжелательной, совершенно "незвездной" девочкой.

Интересен эпизод, связанный с прочтением Надей романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". Николай Константинович принес домой заветный потрепанный номер с текстом. Он никак не думал показывать журнал дочери, считая, что юная девочка-пионерка мало что сможет разобрать в сложной нравственно-философской, психологической коллизии романа. А через несколько дней, войдя в комнату дочери, был ошеломлен: весь стол завален рисунками, на которых изображены сцены из романа, портреты главных героев! Рисунки не умещались на столе, падали на пол. Пораженный увиденным, отец начал расспрашивать Надю и с изумлением уяснил себе, что она поняла все (или почти все) в этой необыкновенно сложной и интересной книге. Особенно привлекала ее тема борьбы добра и зла, столь полно выраженная в романе, и тема чувства Маргариты и Мастера.

Отец писал, с каким жадным упоением и восторгом читала Надя другие серьезные творения писателя "Театральный роман", "Бег", "Записки врача". Она хотела иллюстрировать Булгакова еще и еще, но не успела!

Как ни грустно, родители до конца поняли способность Нади к такому вот почти мгновенному ясновидению - проникновению душою внутрь любого пласта времени, эпохи, внутрь любого сердца, слишком поздно - уже после ее ухода. Особенно же - после того, как показали цикл рисунков к роману вдове Михаила Булгакова, Елене Сергеевне. Та была потрясена увиденным и долго перебирала рисунки, всматриваясь в тонкие, начертанные пером-ручкой контуры, лица, фигуры, силуэты, темы.

Оказалось, что перстень на пальце Мастера - это точная копия фамильного перстня Михаила Афанасьевича Булгакова, а женский портрет и старая фотография жены писателя - это одно лицо. Ни перстня, ни фотографии Надя, конечно, физически не могла видеть! Но она создала уникальный цикл рисунков, и все они говорили действительно о том, что юная художница полностью владела материалом и понимала его досконально. Каждый рисунок вызывал у Елены Сергеевны восклицание и удивление: "Девочка в 16 лет прекрасно всё поняла". Такие отзывы в устах Елены Сергеевны (Маргариты) были высшей похвалой, жаль, что Наде не довелось услышать этих слов. Елена Сергеевна поклялась, что добьется отдельного издания булгаковского "Мастера" только с Надиными рисунками. Слово свое она сдержала. Книга вышла. Но не в Москве, как было обещано, а в Барнауле. Из-за плохого качества бумаги великолепные рисунки были почти полностью смазаны, а издание - безнадежно испорчено. В грезы "легкого гения кисти" вмешалась безжалостная реальность.

В 1976 году вышел единственный альбом "Графика Нади Рушевой". У меня он был, получила огромное удовольствие от ее легких, воздушных рисунков, которые так наполнены искренними переживаниями.

Надя оставила после себя огромное художественное наследие: по разным данным от 10 000 до 12 000 рисунков. Точное их число невозможно подсчитать - значительная доля разошлась в письмах, сотни листов художница подарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным причинам не вернулось с первых выставок. Около 300 её рисунков (цикл «Война и мир») хранится в музее Льва Толстого (Москва, ул. Пречистенка, 11/8), около 1500 - в Мемориальном музее Нади Рушевой в ее бывшей школе №470 (Москва, ул. Ереванская, д.20), письма и дневники - в Пушкинском доме Академии наук в Санкт-Петербурге, пара сотен в музее Пушкина на Мойке (Санкт-Петербург). Около 5000, то есть почти все, что есть, в литературном музее А.С.Пушкина (Москва), 4500 подлинников – в Национальном музее им. Алдан-Маадыр Республики Тува в Кызыле.

Среди её работ - иллюстрации к мифам Древней Эллады, произведениям Пушкина, Л. Н. Толстого, М. А. Булгакова. Всего были проиллюстрированы произведения около 50 авторов.

Среди Надиных зарисовок есть несколько таких, на которых изображен балет "Анна Каренина". Такой балет действительно был поставлен уже после смерти художницы и главную роль в нём играла Майя Плисецкая.

Надя любила рисовать и не мыслила жизни без рисования. Ее мало привлекало пустое времяпрепровождение, а на первом месте для нее всегда были какие-то сложные духовные интересы и переживания: песни Владимира Высоцкого, стихи Евтушенко, поездка в музей Пушкина, билеты на балет, книга об античном искусстве. Она могла спорить с любым по возрасту человеком о том, что считала важным и необходимым для верного понимания чего-либо: явления, вещи, искусства, поступка.

В 1969 году на Ленфильме начались съемки документального фильма "Тебя, как первую любовь...", посвященного пушкинской теме в творчестве Нади. Однако завершить фильм не удалось.

Собираясь в школу утром 6 марта 1969 года, Надя Рушева неожиданно потеряла сознание и спустя несколько часов умерла в больнице из-за разрыва аневризмы сосуда головного мозга и последующего кровоизлияния в мозг. Врачи ничем не смогли помочь. Врожденный дефект сосуда головного мозга оборвал ее жизнь в 17 лет.

Вот как рассказывала о трагедии 6 марта 1969 года мама Нади, Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева: "5 марта 1969 года дочь с отцом приехали из Ленинграда. Они на несколько дней ездили на съемку документального фильма про Надюшу. Приехала моя доченька веселой, рассказывала о своих впечатлениях.

Утром на следующий день я собиралась на работу, а Надюша - в школу. Приготовила девочке антрекот и яичницу, она выпила стакан кофе. Я ушла, а через несколько минут она потеряла сознание. Николай Константинович в соседней комнате почувствовал неладное. Телефона не было. Он в домашних тапочках побежал в больницу. Там его долго расспрашивали. Наконец приехали, увезли мою девочку на "скорой помощи" в больницу. Через несколько часов она, не приходя в сознание, умерла. У нее оказался врожденный дефект одного из сосудов головного мозга. Сейчас это можно оперировать. Тогда не смогли. От кровоизлияния в мозг Надюши не стало. Никогда она не болела и не жаловалась"

Надя умерла шестого марта. А на следующий день мальчишки решили поздравить одноклассниц с 8 Марта. Всем девчонкам поставили на парты какие-то игрушечки. А Надя не пришла. Класс был потрясен известием о ее смерти. Бывает, что в классе кого-то любят. И ее любили. А незадолго до этого она гуляла с подругой по улице и заметила похоронную процессию. Печальная музыка. И она сказала: "Ну как же? И так тяжело - человек умер, а тут вдруг такая музыка. Еще больше людей добивают. Вот, говорит, если я помру, я бы хотела, чтобы меня похоронили в артековской форме (ее любимой форме) и чтобы играли "Битлз".

Все так и было. Она ушла под музыку Битлз и оставила нам легкость пера, воздушность рисунка.

В ней всегда, даже сквозь флер нежной улыбки присутствовала нотка грусти, трагичности. Светлая печаль истинного художника. Это всегда настораживает. Обыденности хочется радости, радости всегда, пусть даже она будет примитивной по сути. Почему Надя рисовала так, а не иначе? - ломали головы искусствоведы. - Зачем эта вечная, щемящая нота грусти? Почему в образах большого цикла рисунков "Античность" преобладают не мужественные и сильные герои Эллады - спартанцы, а какие-то мифические образы: обратившаяся в дерево и гибнущая от любви нимфа Дафна, плачущий над нею Апполон, ищущие свою половинку в стремительном кружении беге по земле кентаврицы? Почему Пушкин в расстегнутой рубашке, почему лоб его хмурен, а Мастер за спиной Маргариты, упрямо выхватывающей листы рукописи из печки нервно грызет ногти? В нескольких интервью Надя позволила себе искренность и глубину размышлений. Это так несвойственно ребенку. Это так уместно для гения. Для одаренного, мыслящего, живого человека.

Мать Нади Рушевой, Наталья Дойдаловна живет в одиночестве в маленькой, скромной квартире, в которой от всего былого воспоминанием остались лишь обветшалые афиши выставок, несколько пожелтевшие от времени хрупкие рисунки в папках, планшетах и на стенах, и небольшая коллекция фотографий девочки.

В письменном столе покойного ныне Николая Константиновича Рушева лежит огромная беловая рукопись интереснейшей книги воспоминаний о Наде, в четыреста с лишним страниц. Книга до сих пор не нашла своего издателя. В запасниках Пушкинского музея хранится огромное количество рисунков (около восьмисот) большая часть художественного наследия гениальной девочки, феи рисунка.
Грустный Лис по-прежнему доверчиво прижимается к хрупко-острым коленям художницы, сгибает преданным калачиком хвост и пытается заглянуть в лист бумаги, над которым волшебно летает перо.

UPD: книга Николая Константиновича "Последний год Надежды. Воспоминания о моей дочери" не так давно таки была издана.

Кентаврёнок с венком (1968)

Низа - красавица Ершалаима

Первая встреча Мастера и Маргариты

Мастер и Маргарита в подвале у застройщика

Маргарита преображённая

Маргарита читает рукопись Мастера

Маргарита выхватывает рукопись из печки

Встреча Маргариты и Азазелло в Александровском саду

Наташа Ростова с куклой (1966)

Князь Андрей и Наташа перед разлукой (1967)

Наташа Ростова и Анатоль Курагин

На руках у Надежды Осиповны (1968)

16-летние лицеисты Пушкин и Пущин (1968)

Встаёт на западе светило (1968)

Пушкин мечтает в садах Юсупова (1968)

Наталья Николаевна на даче (1969)

Праздник в доме Пушкиных (1966)

Поэт в 30-летнем возрасте (1969)

Пушкин и Наталья Николаевна (1969)

Пушкин и Наталья Гончарова

Майя Плисецкая. Умирающий лебедь (1967)

Танец Пьеро и Коломбины (1967)

Советский художник, график. За свою короткую жизнь выполнила свыше 10 000 работ.


Надя (Найдан) Рушева родилась в городе Улан-Батор (Монголия) в семье деятелей советского театра, направленных в Монголию помогать становлению национального монгольского балета. Её мать - первая тувинская балерина Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева, отец - театральный художник и педагог Николай Константинович Рушев. В Монголии родители работали в художественном училище: отец - художником-инструктором театра и педагогом, мать - педагогом-балетмейстером, а также солировала в концертах.

Летом 1952 года семья переехала в Москву.

Как и многие другие дети, Надя начала рисовать с пяти лет. Её никто не обучал рисованию, также до школы её не учили читать и писать. В семье не принимали её рисования всерьёз лет до семи. В семилетнем возрасте, будучи первоклассницей, она начала рисовать регулярно, каждый день не более получаса после уроков. Тогда же она, за один вечер, нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина, за то время, пока отец читал эту её любимую сказку вслух.

Первая выставка её рисунков была организована журналом «Юность» в мае 1964 года, когда Надя училась в пятом классе. После этой выставки в том же году в № 6 журнала появились первые публикации её рисунков, когда ей было всего 12 лет. В 1965 году в № 3 журнала «Юность» были опубликованы первые иллюстрации тринадцатилетней Нади к художественному произведению - к повести Э. Пашнева «Ньютоново яблоко». Впереди были иллюстрации к романам «Война и мир» Л. Толстого и «Мастер и Маргарита» М. Булгакова и слава будущего книжного графика, хотя сама юная художница мечтала стать художником-мультипликатором.

За следующие пять лет её жизни состоялось пятнадцать персональных выставок в Москве, Варшаве, Ленинграде, Артеке. Её рисунки полюбили в Польше, Чехословакии, Румынии, Индии. Многие из них были навеяны пушкинской поэзией. В связи с этим в 1969 г. на Ленфильме начались съёмки документального фильма «Тебя, как первую любовь...», посвящённого пушкинской теме в творчестве Нади. Однако завершить фильм не удалось.

Собираясь в школу утром 6 марта 1969 года, Надя Рушева неожиданно потеряла сознание и спустя несколько часов умерла в больнице из-за разрыва аневризмы сосуда головного мозга и последующего кровоизлияния в мозг. Врождённый дефект сосуда головного мозга оборвал её жизнь в 17 лет. Врачи ничем не смогли помочь.

Творчество

Среди её работ - иллюстрации к мифам Древней Эллады, произведениям Пушкина, Л. Н. Толстого, М. А. Булгакова. Всего были проиллюстрированы произведения около 50 авторов.

Среди Надиных зарисовок есть несколько таких, на которых изображен балет «Анна Каренина». Такой балет действительно был поставлен уже после смерти художницы и главную роль в нём играла Майя Плисецкая .

Её рисунки рождались без эскизов, всегда рисовала враз, набело и она никогда не пользовалась стирательной резинкой. «Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остается их чем-нибудь обвести», - говорила Надя.

Надя оставила после себя огромное художественное наследие - около 12 000 рисунков. Точное их число невозможно подсчитать - значительная доля разошлась в письмах, сотни листов художница подарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным причинам не вернулось с первых выставок. Многие её рисунки хранятся в музее Льва Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры и Музее Пушкина в Москве.

Прошло более 160 выставок её работ в разных странах: Японии, Германии, США, Индии, Монголии, Польше и многих других.

Загружено пользователем joseeash, дата: 28.01.2010

Музыка Сергея Прокофьева, рисунки А.С.Пушкина и Надежды Рушевой

Нам сквозь туман неверья и сомнений,


Нить Ариадны с кончика пера.

Рассказывая о жизни таких людей как Надя Рушева стальное кольцо перехлестывает горло…. Эта девочка была гениальна, все в ней говорило об этом, и то что она рано с трех лет не умея еще читать начала рисовать, и ее раняя смерть, неожиданный уход….

Ее называли Моцартом в живописи. Ее талантом восхищались все известные люди русской культуры, ее современники….

Многим известна запись Ираклия Андроникова, оставленная на одном из Надиных рисунков писателем: "То, что это создала девочка гениальная, становится ясным с первого рисунка.

Они не требуют доказательств своей первозданности".

Девочка-планета... Девочка-Вселенная....

"Надя Рушева, юная гениальная художница.
Родилась 30 января 1952 в Улан-Баторе (Монголия) в творческой театральной семье, направленной в Монголию помогать становлению национального монгольского балета.

Её мать – первая тувинская балерина Наталья Ажикмаа-Рушева, отец – театральный художник и педагог Николай Константинович Рушев. Летом 1952 семья переехала в Москву.

Рисовать девчушка начала с трех лет, много раньше, чем читать.

Рисунок стал для нее как бы еще одним языком - загадочный, порывистый, легкий. Как дыхание. Она и сама была легкой, подвижной, веселой, любила танцы, смех, шутки, безобидное озорство.

Надя Рушева "Пушкиниана"

Использованы работы Нади Рушевой,
Песня "Тает желтый свет свечи" -Стихи: Леонид Филатов,Музыка:Владимир Качан

Но над рисунком всегда - затихала, замирала. Над рисунком она как бы погружалась в другой мир, неведомый остальным. Она властвовала в рисунке. Она жила в нем. Сама говорила не раз: "Я живу жизнью тех, которых рисую".

Известность пришла к Рушевой в двенадцать лет, 1964 году, когда ее рисунками заинтересовались писатели Лев Кассиль и Борис Полевой, а в "Клубе искусств" МГУ и в редакции журнала "Юность" состоялись первые персональные выставки школьницы.

Уникальность её рисунков в том, что героями подавляющего большинства из них являются герои мировой и русской классической литературы, истории, культуры. С пером в руке она прочитала античные мифы, Шекспира, Пушкина,

Лермонтова, Толстого, Тургенева, Экзюпери, Булгакова, Блока, Гюго, Грина, Диккенса, Байрона, Рабле и многих других.

Она рисовала по воображению, смело входя в золотоносные пласты человеческой культуры и чутко угадывая сквозь толщу столетий тот наиболее лаконичный и соответсвующий характеру героя, атмосфере места и времени образ, который потом будет безошибочно узнаваться теми, кто будет смотреть её рисунки: вот это - вне сомнений - Наташа Ростова, это - Булгаковский Мастер, это - юный Пушкин, это - Офелия, это - Маленький Принц...

Её называли "Моцартом рисунка", а академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв сказал о творениях художницы так:

"Это кристаллизация чистоты духа. Люди нуждаются в таком искусстве, как в глотке свежего воздуха. Не в технической виртуозности суть, а в талантливости её личности.

Гениальная девочка обладала поразительным даром проникновения в область человеческого духа. Она работала почти с отчаянием, стремясь сказать людям как можно больше: о балете, об античности, о Шекспире, Пушкине, Лермонтове, Толстом, Тургеневе, Экзюпери и, наконец, о "Мастере и Маргарите"

Булгакова. Последние рисунки особенно поражают. Откуда у 16-летней девочки знание людей, эпох? Это загадка, которая никогда не будет разгадана".

Она рисовала везде, например гуляя на улице рисовала на снегу…Ей прочили будущее книжного графика, а сама юная художница мечтала стать художником-мультипликатором.

В середине 70-х годов космонавт Георгий Гречко взял с собой на околоземную орбиту рисунок Нади и во время телесеанса с Землей показал его миру. Рушева стала первым художником, чей вернисаж состоялся в масштабах планеты.

Её рисунки полюбили в Польше, Чехословакии, Румынии, Индии. Многие из них были навеяны пушкинской поэзией. В 1969 на Ленфильме начались съёмки документального фильма «Тебя, как первую любовь...», посвящённого пушкинской теме в творчестве Нади. Однако завершить фильм не удалось.

Собираясь в школу утром 6 марта 1969 года, Надя неожиданно потеряла сознание и спустя несколько часов умерла в больнице из-за разрыва аневризмы сосуда головного мозга и последующего кровоизлияния в мозг. Ей было 17. Врачи ничем не смогли помочь.

Когда вдове Михаила Булгакова, Елене Сергеевне, показали цикл рисунков к роману "Мастер и Маргарита", та была потрясена увиденным не меньше их, и долго перебирала рисунки, всматриваясь в тонкие, начертанные пером контуры, лица, фигуры, силуэты, темы...

Оказалось, что перстень на пальце Мастера - это точная копия фамильного перстня Михаила Афанасьевича Булгакова, а женский портрет и старая фотография жены писателя - это одно лицо. Ни перстня, ни фотографии Надя, конечно, физически не могла видеть! Но она создала уникальный цикл рисунков, и все они говорили действительно о том, что юная художница полностью владела материалом и понимала его досконально. Каждый рисунок вызывал у Елены Сергеевны восклицание и удивление: "Какая амплитуда чувств... Маргарита - хороша!... Азазелло великолепен... Это потрясающе... Девочка в 16 лет прекрасно всё поняла..." Такие отзывы в устах Елены Сергеевны (Маргариты) были высшей похвалой, жаль, что Наде не довелось услышать этих слов.

Среди её работ – иллюстрации к мифам Древней Эллады, произведениям Пушкина, Л. Н. Толстого, М. А. Булгакова. Всего были проиллюстрированы произведения около 50 авторов. А еще есть несколько зарисовок, на которых изображен балет «Анна Каренина». Такой балет действительно был поставлен – уже после смерти художницы. Анну в нём играла Майя Плисецкая.

Надя оставила после себя огромное художественное наследие – около 12 тысяч рисунков. Многие из них хранятся в музее Льва Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры и Музее Пушкина в Москве.

А один из них – кентавренок – воспроизведен на памятнике, который стоит на могиле Нади на Покровском кладбище.

Посвящения

Памяти Нади Рушевой.
Как недолгий, но яркий фонарик,
Как зимою дыханье тепла,
Эта девочка - грустный очкарик -
Между нами однажды прошла.
Каждый штрих, словно ласточка детства,
Все по-пушкински - сразу ясней...
А потом с перехваченным сердцем
Я смотрел кинокадры о ней.
...Вот улыбка... Знакомые строфы...
Но я прутик забыть не могу,
Выводивший курчавый профиль
На весёлом лицейском снегу.
(Макс Дахие, журнал «Юность» № 1-2 за 1973г.)
Век девятнадцатый стревожен
Таким вниманием к себе.
Его поэзия, быть может,
В другой откликнется судьбе.
Его история разъята
В своей красе и некрасе,
И воскрешённая крылатка
Трещит на взлётной полосе.
И девочка, ещё ребёнок,
Надежда Рушева спешит
В рисунке, что и бел, и тонок,
К надеждам пушкинской души.
(Александр Богучаров, журнал «Юность» № 6 за 1972г.)

Недетский почерк детского рисунка.
Пера разбег - как будто взмах крыла.
Певучих линий тоненькие струнки
Звенят, срываясь с кончика пера.

Вальсирует свободно по паркету
Листа рука. Душе дар богом дан
Провидеть. Проступают силуэты
Сквозь плотный белый ватмана туман.

И очертанья чудного мгновенья
Встают из пепла, возвещая вновь,
Что живы божество и вдохновенье...
И вечны жизнь, и слёзы, и любовь...

Нам сквозь туман неверья и сомнений,
Из тайников бессмертного вчера,
Протягивает вечно юный гений
Нить Ариадны с кончика пера...
(02’2005) edel

Перо фигурного катания
обводит Образ Чистоты.
Душа трепещет в ликовании,
провидя лики красоты.

Легко и просто как дыхание,
ложится линия на лист,
глазам являя обаяние
движенья тел, и душ, и лиц...

Узор-экспромт, где ветви дерева
скрывают женские черты...
О, сколько было бы утеряно
в подвалах Вечной Черноты,

Но - было ж Господу мгновение! -
вложил ей в руки жар любви,
и чистый угол преломления
в кристалик дремлющий вживил.

Как резв и развит грифель Рушевой!..
Сбылось перо терзаний Пушкина.

Как кружит снег под утро раннее
слетают со стола листы.
Перо фигурного катания
скользит по линиям мечты.

Она была, она подвигнула
сонм наших душ в иной состав!
Так что ж скорбеть или завидовать,
её при жизни не застав?...
(Андрей Зырянов)

Серия сообщений "Иллюстрации":
Часть 1 - Иллюстрированное|Andrew LoomisЧасть 2 - Старые журналы...Часть 24 - Свадебное|Старинные принтыQUOTE]

Цитирую с благодарностью


Cуществует много людей, талант которых открывается еще в раннем детстве. Однако далеко не все они становятся знаменитыми и получают мировую славу. Многие так и остаются никому не известными гениями, которые вынуждены с трудом влачить свое жалкое существование. Но есть и такие личности, которые, наоборот, на пике своей популярности рано уходят из жизни. Именно к ним и относится Надя Рушева. Это маленькая 17-летняя художница с трагической и одновременно счастливой судьбой, о которой мы и расскажем в нашей статье.

Рождение, отрочество и юность маленькой художницы

Говорить о навечно юной 17-летней девочке, которой была уготована столь короткая, но очень яркая судьба, можно только положительно. Она – это маленькое солнышко, которое при жизни вызывало только восторг. Родилась Надежда 31 января в 1952 году в семье талантливого мастера изобразительного искусства Рушева Николая Константиновича и первой тувинской балерины Наталии Дойдаловны Ажикмаа-Рушевой. Однако Надюша росла не совсем обычным ребенком.

Необъяснимая тяга к рисованию

Склонность к рисованию у девочки появилась в раннем детстве. Еще в пять лет отец малышки стал замечать одну интересную особенность: как только он начинал читать вслух сказки, его дочь тут же вскакивала, куда-то убегала и возвращалась с карандашом и бумагой. Затем она садилась рядом, внимательно слушала папин голос и старательно что-то чертила на бумаге. Вот так помаленьку Надя Рушева стала рисовать.


Школа и рисование

Родители очень любили Надюшу, поэтому до школы старались «не забивать ребенку голову» точными и гуманитарными науками. Они специально не учили ее ни писать, ни читать. Когда малышке исполнилось семь лет, ее отдали учиться в школу. Так Надежда впервые стала осваивать науки, учиться писать, читать и считать. Несмотря на свою усталость и загруженность в рамках школьной программы, девчушка все же находила время и по полчаса в день после уроков отводила на рисование.

Не иссякла с годами и заинтересованность художницы русскими сказками, мифами и легендами Древней Греции, библейскими притчами. В этом возрасте Надя Рушева продолжила совмещать свое любимое занятие, рисование, с прослушиванием вечерних сказок в исполнении папы.

Первый рекорд по числу картинок

Однажды Надя, как обычно, сидела и слушала папу, который читал для нее «Сказку о царе Салтане» А.С. Пушкина и традиционно делала наброски. Когда любопытство Николая Константиновича взяло верх, и он решил посмотреть, что же там рисует девочка, его удивлению не было предела. Как оказалось, за время чтения сказки Надюша создала целых 36 картинок, соответствующих тематике произведения. Это были чудесные иллюстрации, простота линий которых поражала воображение.


В чём особенности рисунков Нади Рушевой

Главная особенность живописи Рушевой заключалось в том, что за время своей молодой карьеры девочка ни разу не сделала эскизов и не использовала ластик для карандаша. Художница Надя Рушева предпочитала создавать свои шедевры с первого раза. И если при этом у нее что-то не получалось или ее не устраивал полученный результат, она попросту сжимала, выбрасывала картинку и начинала сначала.

По словам самого юного дарования, она слышала или читала какую-нибудь историю, брала лист бумаги и уже мысленно видела, какое изображение на ней нарисовать.


Надя Рушева (биография): признание у взрослых

Первая выставка и первый жизненный опыт

Старания советского художника Рушева Николая Константиновича не были напрасными. Когда Надежде исполнилось 12 лет, с его помощью была организована ее самая первая персональная выставка. Сколько радости и положительных эмоций принесла она пятикласснице, мечтающей стать известным мультипликатором!

И хотя многие критики с настороженностью и неким недоверием отнеслись к школьнице, за плечами которой не было диплома об окончании специализированного художественного училища и большого жизненного опыта, это не оттолкнуло, а, наоборот, стало определенным стимулом для художницы. Надя Рушева (фото ее можно увидеть выше) не оставила свое хобби, а продолжала развивать и улучшать свои способности.


Однако наряду с неожиданно нагрянувшей популярностью в жизни девочки практически не произошло никаких изменений. Она все так же продолжала ходить в школу и учиться, гулять с подругами, читать и много рисовать.

Создание новой серии иллюстраций

В 13 лет Надя Рушева создала новую серию картинок, являющихся иллюстрациями к произведению «Евгений Онегин». На удивление всем родственникам, друзьям и знакомым, девочке-подростку удалось совместить две невероятные вещи: не только отобразить людей, соответствующих определенной исторической эпохе, но и даже передать их настроение.

Рисунки – это лучик Надежды

Картины Надежды Рушевой – это обычные карандашные или акварельные наброски, представляющие собой набор контуров и линий. Как правило, в них почти полностью отсутствовали штриховка и тонировка.

По словам известного скульптора Василия Ватагина, рисовала Надя Рушева картины, обладающими простыми линиями. Однако они были выполнены в настолько легкой технике, что такому мастерству могли бы позавидовать многие опытные, взрослые живописцы.

Если говорить о персонажах художницы, то они настолько тщательно подобраны и прорисованы, что, глядя на них, просто диву даешься. Ее мифические персонажи совсем не злые. Наоборот, они добрые и призваны вызывать только позитивные эмоции.


По словам самого папы девочки, ей хорошо удавалось улавливать настроение авторов, которые написали то или иное произведение, а также переносить его на бумагу. Кентавры, русалки, боги и богини, персонажи из Библии и сказок словно оживали под карандашом талантливой художницы. Очень жаль, что рано ушла из жизни Надя Рушева. Смерть настигла ее в столь юном возрасте. Подробнее о том, как это произошло, расскажем ниже.

Выставки и новые достижения девочки

В течение последующих пяти лет работами Надежды заинтересовались многие издательства, а также представительства сферы искусств. За этот период прошло 15 новых выставок работ юной художницы. Они с успехом состоялись в Польше, Румынии, Индии, Чехословакии и других странах мира. Среди картин Надюши были иллюстрации к древнегреческим мифам и легендам, к сказкам и произведениям советских поэтов и прозаиков.

Произведение Булгакова в творческой жизни Надежды

Особым штрихом на жизненном пути Надежды стал ряд иллюстраций, сделанных ею во время чтения такого знакового произведения Булгакова, как «Мастер и Маргарита». На тот момент девушке только исполнилось 15 лет.

Для тех, кто не владеет информацией, главные герои данного романа – это яркие прототипы самого автора и его прекрасной супруги. Даже не догадываясь об этом, Надя Рушева интуитивно почувствовала это сходство и сделала все возможное для того, чтобы перенести свои мысли на бумагу.

Необычайная тяга к балету

Мало кто знает, что, помимо литературных произведений, художницу интересовал еще и балет. Маленькая надежда часто бывала на маминых репетициях и любовалась ее грацией во время выступления. Один раз Надежде даже удалось нарисовать иллюстрацию к балету «Анна Каренина», причем задолго до того, как музыка к этому произведению была написана.

Выбор Булгакова

Когда автор нашумевшего сегодня романа увидел Надины иллюстрации, он был поражен ими. Поэтому он сразу же решил использовать их как эффектные иллюстрации для книги. Так юная художница стала первым пятнадцатилетним автором, которому официально разрешили проиллюстрировать роман. Позднее она проиллюстрировала и роман «Война и мир» Л. Толстого.


Неожиданная кончина

Никто даже и не мог подумать, что так быстро и неожиданно покинет этот мир Надя Рушева. Причина смерти ее, по официальным данным, – разрыв одного из сосудов с последующим кровоизлиянием в мозг.

«Все произошло внезапно, - делился своими впечатлениями отец девочки. - Ранним утром Надежда, как обычно, собиралась в школу, вдруг она почувствовала себя плохо и потеряла сознание. Медики более пяти часов боролись за ее жизнь, но спасти ее им все же не удалось».

И хотя родители девочки не хотели терять надежду, новость о кончине их дочери окончательно выбила их из колеи. Отец и мать долгое время не могли поверить в то, что их солнышка уже больше нет рядом. Вот так и ушла из жизни Надя Рушева. Причина смерти – врожденная аневризма.

Со дня кончины талантливой художницы прошло уже много времени, но даже сегодня память о ней жива в сердцах ценителей ее творчества и прочих деятелей искусств.

О гениальной девочке, которой так и не суждено было стать взрослой - Наде Рушевой.

"Это же ваш Моцарт в изобразительном искусстве!" -
говорят японцы и недоуменно пожимают плечами:
мол, как же богаты талантами эти русские,
что могут позволить себе забывать даже о своих гениях".


Надя (Найдан) Рушева - советская художница-график, родившаяся в 1952 году и трагически погибшая в 17 лет от врожденной болезни.
Созданные полвека назад рисунки к «Мастеру и Маргарите» являются, пожалуй, самыми известными иллюстрациями романа. Их высоко оценила Елена Сергеевна Булгакова, вдова писателя и главный прототип Маргариты:

«Как свободно!.. Зрело!.. Поэтическая недосказанность: Чем больше смотришь, тем больше это затягивает... Какая амплитуда чувств!.. Девочка в 16 лет прекрасно все поняла. И не только поняла, но и убедительно, великолепно изобразила.»


Однажды весной, в час небывало жаркого заката...

Найдан (что на монгольском языке означает "вечно живущая") Рушева родилась в Улан-Баторе (Монголия) в семье советского театрального художника-декоратора Николая Рушева и педагога-балетмейстера, а в прошлом - профессиональной балерины родом из Тувы Натальи Ажикмаа-Рушевой. Сразу после рождения дочери Рушевы переехали в Москву, где прошла вся короткая жизнь художницы. Многие исследователи считают, что тайна рождения таланта Нади Рушевой кроется в первую очередь в творческой атмосфере ее семьи, которую она впитала с молоком матери.

Рисовать маленькая Надя начала в пять лет, исключительно по собственной инициативе. Ее никто этому не учил, она просто взяла в руки карандаш и бумагу и больше никогда в жизни с ними не расставалась. Известность пришла к художнице в 12 лет, когда состоялась ее первая персональная выставка в редакции журнала "Юность". Наталья Маслова, доктор психологических наук, пишет о детском периоде творчества художницы так: "Надя жила и мыслила рисунком. Она не рисовала с натуры и не знала бесконечных штудий. Она рисовала мыслимое и прочувствованное... Бумага сохранила впечатления девочки от прочитанных ей родителями сказок и мифов, от наблюдений за окружающим её миром".


Иешуа

Родственники Надиного отца не одобряли его решения не отдавать девочку в художественную школу. Как вспоминает двоюродная тетя Нади, доцент экономического факультета МГУ Зоя Грандберг, "в этом вопросе у Николая Константиновича были другие, более авторитетные и профессиональные советчики: академик, скульптор А.В.Ватагин, искусствовед Н.А.Демина, другие известные художники, которые считали, что главное в таланте Нади - ее необыкновенное воображение, которому научить невозможно. И дальнейшая Надина художническая судьба подтвердила это. С годами, по мере все большего Надиного взросления, ее развития как личности, открытой всем проявлениям современной жизни, жизни ее школы, ее друзей развивались и ее воображение, и ее мастерство графика".


Иван Бездомный.

Самые известные рисунки Нади Рушевой - это серия иллюстраций к сказке "Маленький принц" Антуана де Сент-Экзюпери, к роману в стихах "Евгений Онегин" Пушкина, к "Мастеру и Маргарите" Булгакова. Этот роман Надя прочла на одном дыхании, а потом они вместе с отцом прошлись по местам в Москве, где разворачивались сцены жизни Мастера, Маргариты, Ивана Бездомного, Берлиоза, Бегемота, Коровьева, Воланда и прочих. После этого появился прекрасный цикл рисунков, в котором Надя Рушева проявила себя как взрослый состоявшийся художник с душой провидца.
Говорят, Надя никогда не пользовалась ластиком, а рисунки создавала очень быстро, как будто лишь обводила видимые только ей линии на листе бумаги.


Гелла и буфетчик Соков.

За 17-летнюю Надину жизнь состоялось 16 выставок ее рисунков. Они выставлялись в Москве, Ленинграде, Чехословакии, Индии, Румынии, Польше, США. О Наде много писали в прессе. Но саму ее это будто бы и не очень волновало. В наследство от матери она получила сильный волевой характер и железную самодисциплину, поэтому всю свою жизнь посвятила рисованию, не отвлекаясь на мирскую суету вокруг ее таланта. У нее почти не было подруг и друзей, поэтому всем самым сокровенным она делилась с родителями, а они в свою очередь посвятили жизнь развитию таланта дочери.


Фрида.

В конце февраля 1969 года киностудия "Ленфильм" пригласила 17-летнюю художницу принять участие в съемках биографического фильма о себе. Надя уехала с отцом в Ленинград. Мать девочки вспоминала, что это были одни из самых прекрасных дней в жизни ее ребенка. Надя много гуляла по Ленинграду, знакомилась с его историей, памятниками архитектуры, музеями.


Мастер и Маргарита.

В начале марта Рушевы вернулись домой. Утром 6 марта Надя одевалась в школу, и вдруг без сознания упала на пол. Ее ошарашенный отец обежал всю квартиру, но ни у кого не было телефона, и тогда он побежал в ближайшую больницу за помощью. Но девушка так никогда больше и не пришла в сознание. Через несколько часов она умерла на операционном столе. Как пояснили потом врачи - из-за врожденной аневризмы сосуда головного мозга, которую в 60-е годы прошлого века еще не умели лечить.


Маргарита.

Надя оставила очень большое наследие - около 12 тысяч рисунков. Значительная их доля утеряна. Но до сих пор многие ее рисунки хранятся в музее Льва Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры, Городской художественной галерее города Сарова Нижегородской области и Пушкинском музее в Москве. Кроме того, 470-я школа города Москвы, где училась девочка и которая сейчас носит ее имя, тоже владеет полуторатысячной коллекцией рисунков Нади. В школе действует музей, который знакомит нынешних учеников с творчеством их талантливой ровесницы родом из середины прошлого века.


Маргарита читает рукопись мастера.

Журналист и писатель Дмитрий Шеваров в своей статье о Наде Рушевой говорит о том, что творчество советской художницы оказалось чрезвычайно близко японской классической эстетике. "Японцы до сих пор вспоминают Надю, издают ее рисунки на открытках, - пишет Шеваров. - Приезжая к нам, они удивляются, что в России нет рушевского музейного центра, что работы Нади лежат в запасниках, а наша молодежь в большинстве своем о Рушевой ничего не слышала. "Это же ваш Моцарт в изобразительном искусстве!" - говорят японцы и недоуменно пожимают плечами: мол, как же богаты талантами эти русские, что могут позволить себе забывать даже о своих гениях".

Составлено на основе источников.