Музеи ватикана официальный. Музейный комплекс ватикана

49,072 просмотрели

Под емкой вывеской «музеи Ватикана» скрывается целая плеяда выставочных залов и галерей. Возраст наиболее почтенных экспозиций насчитывает 5 веков. За это время кураторы музеев успели собрать потрясающую коллекцию скульптуры, живописи, рукописей, предметов быта и религиозного искусства. Оценить по достоинству шедевры мирового искусства можно только в блестящем обрамлении дворцов Ватикана.

В XV веке в Ватикане была построена знаменитая (Cappella Sistina). Архитектор Джованни ди Дольчи (Giovannino de’ Dolci) создал скромное церковное строение, которое изнутри было украшено ренессансными мастерами кисти: Боттичелли (Sandro Botticelli), Гирландайо (Domenico Ghirlandaio), Росселли (Cosimo Rosselli) и Перуджино (Pietro Perugino). Отдельным украшением капеллы служит фреска работы (Michelangelo di Lodovico) «Страшный суд».

В конце XV – начале XVI веков на территории Ватикана возникает еще один памятник архитектуры и искусства – башня Борджиа (Torre dei Borgia). Основал традицию сбора изящных предметов папа Юлий II. В XVI веке он начал активно коллекционировать римские копии античных скульптур и организовал для своей экспозиции подходящее пространство.

В начале XX века узаконил себя в качестве суверенного государства. Латеранский договор закрепил права и свободы папской власти. Все предметы собранные искусств перешли в собственность католической церкви. Однако этот же документ обязал церковь открыть экспозиции для посещения всеми желающими.

  • Важно прочитать:

Двор Бельведера (Cortile del Belvedere)

На протяжении XVI века папа Юлий II проводит реконструкцию имеющихся дворцов. Таким образом, под руководством архитектора Донато Браманте (Donato Bramante) на базе палаццо Иннокентия VII и Николая V возникает Двор Бельведера.


Архитектура зданий – прекрасный образчик эпохи Высокого Возрождения. Ее классическую красоту дополняют и подчеркивают экспонаты: античная статуя Аполлона, архитектурная группа Лаокоон и сыновья, Персей работы Кановы (Antonio Canova) Бельведерский торс, статуя Афродиты Книдской.

Музей Пия-Клемента (Museo Pio-Clementino)

Все эти чудеса выставлены во внутреннем дворике Бельведера — Музее Пия-Клемента. Идейным вдохновителем собрания данных предметов искусства является папа Клемент XIV, бывший у власти в 70-х годах XVIII столетия. Его приемник — Пий VI также не обделил музей своим вниманием. Всего в Музее Пия-Клемента насчитывается 8 залов.

Григорианский Египетский музей (Museo Gregoriano Egizio)

Еще одна интересная экспозиция разместилась на верхних этажах Бельведера – это Григорианский Египетский музей. Первые экспонаты были собраны папой Пием VII, организовал музей уже его приемник – Григорий XVI в 1839 году. В 9 залах можно увидеть культовые египетские предметы, датированные III веком до н.э. Наибольшей популярностью пользуются: безголовая статуя жреца Уджагорресента, статуи фараонов, саркофаги, древние мумии, канопы. Также есть отдельные залы, посвященные культурам Месопотамии и Сирии.

Двор Сосновой Шишки (Cortile Della Pigna)

Во Дворе Сосновой Шишки можно наблюдать необычные экспонаты под открытым небом: гигантскую сосновую шишку, украшающую фонтан и большую бронзовую сферу. Фонтан, украшенный шишкой — это древний символ жизни.

А сверкающая на солнце бронзовая скульптура «Сфера внутри сферы» (Sfera con sfera) — это уже символ жизни современного человека. Инсталляция авторства Арнальдо Помодоро (Arnaldo Pomodoro) появилась в Ватикане в 1990 году благодаря усилиям папы Павла II. Четырехметровая внешняя сфера, отлитая из бронзы, установлена на лужайке Бельведера, внутри нее вращается сфера поменьше.

Сквозь прорехи и разрывы во внешней оболочке виден рисунок, нанесенный на внутренний шар. Таким образом архитектор изобразил современный символ жизни — Землю, окруженную Вселенной. И все то, что земляне делают со своей планетой транслируется во внешний мир.

Пинакотека

У коллекции ватиканских картин – непростая история: стоило Папе Пию VI в конце XVIII века заявить о своем собрании – и всего через несколько лет наполеоновские войска увозят лучшие работы в Париж, откуда с большим трудом и в весьма плачевном состоянии они вернулись лишь через 20 лет. Сегодня в Пинакотеке насчитывается около 460 работ, которые рассказывают историю развития живописи от примитивного стиля Средневековья вплоть до XIX века.

Музеи Апостольского дворца (Palazzo Apostolico )

Вход в Музеи Ватикана начинается с необычной достопримечательности — спиральной лестницы архитектора Джузеппе Момо (Giuseppe Momo). Головокружительная винтовая лестница появилась в 1932 году. Собственные независимые радиусы лестницы и ее перил позволяют охватить взглядом постройку по всей ее высоте!

К тому же, закрученный в бараний рог спуск, вначале имеет плоскую поверхность, которая постепенно переходит в ступени. Итак, преодолев чудесную лестницу, к вниманию посетителя откроется 7 километров коридоров и переходов, ведущих в 1400 залов, заполненных 60 тысячами бесценных экспонатов.

Три больших и светлых комнаты в северном крыле Апостольского дворца носят имя — . На итальянском слово «stanza» означает «комната». Таким образом, перед восхищенными путешественниками предстанут три комнаты, расписанные несомненным гением эпохи Возрождения – (Raffaello Santi).

Комнаты имеют отдельные названия, согласно тематике фресок: Комната суда (Stanza della segnatura), Станца д’Элиодоро (Stanza di Eliodoro) и Комната Пламени (Stanza dell’Incendio del Borgo). К станцам примыкает огромное помещение – Зал Констанца (Sala di Costantino).

Часть палаццо Николая V занимают Апартаменты Борджиа (Appartamento Borgia) – покои папы Александра VI из семейства Борджиа.

При жизни папы в конце XV столетия своды апартаментов были расписаны знаменитыми художниками : Пинтуриккьо и Браманте. Стены и потолки залов украшают изображения пророков, библейские сюжеты, изображение средневековых наук.

Григорианский Этрусский музей (Museo Gregoriano Etrusco)

Григорианский Этрусский музей был основан в 1837 году. Он позволит совершить экскурс в прошлое Италии. Этруски – древние обитатели Апеннин, расцвет цивилизации которых пришелся на VIII до н.э. В музее собрана богатейшая коллекция предметов культуры, религии и быта этрусков. В 22 залах выставлены статуи, изделия из бронзы, обработанного камня, керамики.

Ватиканская апостольская библиотека (Bibliotheca Apostolica Vaticana)

Ученым гостям Ватикана будет интересна Ватиканская апостольская библиотека. Специалистам попасть сюда можно только по предварительной записи за несколько месяцев.

В 1475 году этот музей был основан папой Николаем V. За прошедшие 6 столетий в фондах библиотеки накопилось порядка 1 миллиона 600 тысяч отпечатанных типографским образом книг. Около 150 тысяч манускриптов, столько же гравюр, большая коллекция географических карт, наградных медалей и монет, гобеленов и даже подсвечников! Все экспонаты бережно хранятся и по мере необходимости реставрируются.

Первоначальное предназначение Ватиканской библиотеки – архив важной документации. Со временем фонды библиотеки ширились, наполняясь редкими изданиями. Не могут оставить безучастными стеновые и потолочные фрески Гирландайо, Мелоццо да Форли (Melozzo da Forli), Романо (Antonio Aquilio). Особенно впечатлительные гости верят в то, что от глаз простых смертных скрыты целые залы с запрещенной литературой.

Музей Кьярамонти (Museo Chiaramonti)

Увековечить настоящую фамилию одного из римских пап призван музей Кьярамонти. Пий VII – представитель старого итальянского рода Кьярамонти заручился поддержкой Антонио Кановы и в начале XIX века создал музей, посвященный скульптуре. Сводчатая галерея, соединяющая Апостольский дворец с Бельведером, украшенная статуями и бюстами, была названа — Коридор. Наиболее интересны в этой части выставки: барельеф «Три грации» и древние каменные головы небожителей Посейдона и Афины.

Сравнительно новая часть музея Кьярамонти получила название Новое крыло (Braccio Nuovo), в залах которого собраны предметы искусства времен Древней Греции и Римской империи.

Сильное впечатление производит светлый зал, выполненный в классической манере. В нишах между колоннами выставлены статуи древних божеств, императоров и воителей. Третья часть музея Кьярамонти представленная Galleria Lapidaria – внушительным собранием надписей раннехристианского и языческого периодов.

Исторический музей (Museo Storico Vaticano)

Современная история Ватикана, а также жизнь Римских пап XX-XXI столетий ярко освещена в Историческом музее. Среди прочих диковинок посетители данной выставки смогут взглянуть на бронированные Папамобили, макет локомотива, использованного Ватиканом в 30-е годы прошлого века, кареты и прочие атрибуты папской жизни.

Папский гараж

Павильон повозок, или Папский гараж, с 1963 года является одной из самых необычных частей Музеев Ватикана. Тут представлена захватывающая история передвижения понтификов: десятки карет, 12 автомобилей, руль гоночной Феррари, паланкины, сбруи, седла, модели самолета, паровоза и даже корабля. Роскошная карета для торжественных выступлений и папамобиль, во время выступления на котором было совершено покушение на Иоанна Павла II, ребусы с поиском места, где сидел кучер и бронированных машин – здесь есть чем приятно удивить и взрослых, и детей!

В музеях Ватикана можно провести не один день. Как минимум, вам необходимо составить план тех экспонатов и залов, которые вы хотите увидеть. Неплохим стандартным решением будет аудиогид, а в идеале – сопровождение профессионального гида.

Рим, Италия всегда готов рассказать своим гостям о славе, которую он заполучил благодаря бесчисленному количеству исторически ценных памятников архитектуры и искусства. Большинство из них находится в историческом центре Рима (их можно посетить на протяжении одного дня). Разумеется, вам никак не удастся рассмотреть всю подноготную Рима даже за неделю, но правильно спланировав свой отдых, можно успеть многое.

Помимо исторических достопримечательностей, Рим может похвастаться рынками, и парками. Также добавить отпуску немного вкуса помогут разнообразные , кафетерии, пиццерии, кафе-мороженые, траттории. Существует масса причин, почему стоит посетить Рим, и даже пяти дней будет достаточно, чтобы почувствовать себя в раю.

Музеи Ватикана — история

Папы не открывали свои великолепные дворцы взору обычной публики (простолюдинам) до 11 февраля 1929 года, когда Государство-город Ватикан стал независимым. До тех пор Музей был предметом восхищения для высокопоставленных лиц, дворян и королей.

Музеи Ватикана (The Vatican Museums) — бесценное состояние, собранное папой Юлием ІІ, являющее собой комплекс различных Папских музеев и галерей, созданных под патронажем папы Климента XIV и Пия VI. Позже коллекция была значительно расширена Пием VII классическими древностям, которые также были добавлены в музей Кьярамонти (Chiaromonti Museum) и галерею Брацио Нуово (Braccio Nuovo) . Также он обогатил Эпиграфическую коллекцию, которая сейчас хранится в Гранильной галерее .

Также музеи включают в себя :

  • Зал Собиески,
  • Станцы Рафаэля и его Лоджии, которые были декорированы Юлием ІІ и Львом Х,
  • Часовня Николая V, расписанная Фра Анджелико,
  • очаровательная Сикстинская капелла, которая носит имя своего основателя, папы Сикста IV, который также создал Ватиканскую апостольскую библиотеку.

Григорий XVI в 1837 стал основателем не только Этрусского музея (Зал Этрусков) , коллекцию которого составили археологические находки, обнаруженные в ходе раскопок, проведенных в 1828 году в Южной Этрурии. Он также открыл Египетский музей , в котором находятся древние артефакты из Египта, которые также составляют коллекцию Капитолийского музея , и Латеранский музей - уникальный музей с крупнейшей в мире коллекцией статуй, скульптур, барельефов и мозаики римской эпохи. Латеранский музей был расширен в 1854 году Пием IX и стал дополнением к музею Пио-Кристиано. В 1910 году, во времена правления Святого Пия X, была создана Еврейская Гранильная .

Сегодня Музеи Ватикана открывают посетителям вид на:

  • Апартаменты Борджиа , где папа Александр VI жил до конца своих дней (в 1973 году сюда была добавлена коллекция предметов современного искусства),
  • Ватиканскую пинакотеку , созданную во времена правления Пия XI,
  • Этнологический миссионерский музей , основанный папой Пием XI в 1926 году, когда-то расположенный на верхних этажах Латеранского дворца, теперь перенесен в Ватикан папой Павлом VI.

Благодаря Иоанну Павлу II, в 2000 году Музеи Ватикана представили посетителям новый вход, чтобы не образовывалась очередь, и открыли доступ ко множеству новых произведений искусства, два из которых были специально созданы для его грандиозного зала.

Галереи верхних этажей, известные как галерея Гобеленов (коллекция гобеленов XV и XVI веков) и галерея Географических карт , декорированная во времена правления Григория XIII и восстановленная Урбаном VIII.

Музеи Ватикана в Риме — где и что посмотреть

Музеи Ватикана — экскурсии

Здесь организовывают следующие экскурсии :

Индивидуальные экскурсии с особым маршрутом также имеют место.

Стоимость : от 24 до 37 евро.

Экскурсии с гидом
Гид обойдется недешево: для групп от 110 до 500 евро (15 человек)

Продолжительность тура : от 1:30 до 3 часов.

Интересное
В 2014 году вышел фильм известного режиссера Марко Пьяниджани (а также Нильс Хартманн) “Музеи Ватикана”, рассказывающий о том, какие шедевры мировой истории существуют на планете Земля. Продолжительность фильма 70 минут.

Музеи Ватикана — время работы

Открыт с пн-сб : касса работает с 09:00 до 16:00. Закрытие музея в 18:00. Выход из залов за пол часа.

Закрыт в вс и некоторые праздничные дни. Полное расписание работы музея можно посмотреть на официальном сайте в категории “Календарь”.

Входные билеты в Музеи Ватикана : (в том числе и в Сикстинскую капеллу):

  • действуют в течение дня выдачи
  • не подлежат возврату

Стоимость билетов в Музеи Ватикана :

  • Полный: 16 евро
  • Льготный: 8 евро (от 6 до 18 лет)
  • Ученический: 4 евро
    для учеников начальной, средней и высшей школ (за исключением университетов). Бесплатный билет предоставляется одному учителю или сопровождающему на 10 учеников.
  • Бесплатно
    • детям до 6 лет
    • директорам музеев, министерств, правительственных организаций
    • посетителям с ограниченными физическими возможностями и их сопровождающих (не бронируются онлайн)
    • профессорам университетов, академий

Цена может меняться для :

Более подробную информацию может предоставить официальный сайт (график работы, в частности часы работы зимой, план зданий, карта)

Музеи Ватикана — Где находятся и как до них добраться

Адрес
Viale Vaticano, 00165 Рим

Как добраться (самостоятельно) — маршруты

Музеи Ватикана на фото и видео

Фото: для лучшего ознакомления с миром Музеев Ватикана, можете просмотреть фото материалы, расположенные ниже.

Последние изменения: Сентябрь 20, 2018

Попадая в объятия одного из самых знаменитых музеев мира невольно начинаешь терять голову от той красоты, которая находится за его стенами. Художественная галерея Ватикана изобилует произведениями искусства, бережно хранимыми работниками музея на протяжении многих десятилетий. Пинакотека Ватикана , история которой начинается с небольшого собрания папы Пия VI (1775-1799 гг.), на сегодняшний день содержит порядка полутысячи художественных произведений религиозной тематики XII-XIX веков, экспонируемых в хронологическом порядке в 18 залах. В данной статье мы расскажем о самых известных полотнах галереи, которые обязательно стоит увидеть.

Искусство средневековья и раннего Возрождения

В первых шести залах художественной галереи Ватикана представлены работы средневековых художников сиенской, умбрийской, флорентийской школ, а также некоторые произведения периода раннего Ренессанса. Среди наиболее известных — «Страшный суд» Никколо и Джованни (середина XII в.), триптих «Стефанески», работы Джотто, произведения Джентиле да Фабриано — Полиптих «Кваратези» и «Благовещение», а также произведения Пьетро Лоренцетти, Филиппо Липпи, Джованни ди Паоло, Беато Анжелико и др.

Джотто. Триптих «Стефанески»

Особого внимания заслуживают фрески Мелоццо да Форли «Ангелы-музыканты», написанные для свода абсиды базилики Святых 12 Апостолов в Риме во второй половине XV века. Сохранившиеся фрагменты росписи представлены в зале IV.

Среди наиболее известных работ художников раннего Возрождения, экспонируемых в галерее Ватикана, можно увидеть полотна Эрколе де Роберти, Бартоломео Монтанья, Марко Базаити, а также немецкого живописца Лукаса Кранаха Старшего.

Работы Перуджино и Джованни ди Пьетро

Произведениями известных представителей умбрийской школы — Пьетро Перуджино и его ученика Джованни ди Пьетро — можно полюбоваться в VII зале пинакотеки Ватикана. Здесь представлены следующие полотна:

  • Алтарь децемвиров. Пьетро Перуджино. Конец XV века
  • Святой Бенедикт, Святая Флавия и Святой Плакида (фрагменты полиптиха «Благовещение»). Перуджино. Начало XVI века.
  • Воскресение Сан Франческо аль Прато. Перуджино. 1499 г.

Возможно Вас заинтересует:

Пинакотека Ватикана: зал Рафаэля

Одним из самых известных залов художественной галереи Ватикана является зал, где представлены исключительно работы Рафаэля Санти. В центральной части помещения экспонируется три алтарные картины, а по его периметру представлены гобелены, выполненные по рисункам мастера и его учеников.

Общий вид на экспозицию картин в Зале Рафаэля. Художественная галерея Ватикана

Алтарь Одди

В верхней части картины представлены Иисус и Богородица в окружении ангелов, играющих на музыкальных инструментах. В нижней — апостолы, собравшиеся вокруг цветущего саркофага. Пределла состоит из трех сюжетов: «Благовещение», «Поклонение волхвов» и «Введение во храм».

Произведение было написано в 1503 году по заказу Маглалены Одди в качестве заалтарного образа для церкви Сан Франческо а Прати в Перужде. В конце XVIII века была вывезена в Париж, но в начале XIX века вернулась в Италию, а благодаря Папе Пию VII стала частью коллекции Пинакотеки Ватикана.

Мадонна ди Фолиньо

Богородица представлена на картине в одеянии двух традиционных цветов: красном, характеризующий ее как Мать и голубом — как Царицу Небесную. У ее ног на фоне пейзажа изображены парами Святой Иоанн Креститель и Франциск Ассизский слева и Святой Иероним и коленопреклоненный заказчик данного произведения — Сиджизмондо дэ Конти, облаченный в пурпурную мантию, отделанную мехом.


Картина была написана в 1511 году и долгое время украшала главный алтарь базилики Санта Мария ин Аракоэли.

Преображение

Обна из самых ценных картин Пинакотеки Ватикана — последняя работа Рафаэля , написанная в 1520 году по заказу кардинала Джулио Медичи, ставшего в последующем Папой, известного под именем Климент VII.



Сюжет произведения объединил в себе два не связанных между собой эпизода, описанных в Евангелие: Преображение Христа и изгнание апостолами нечистого духа из юноши. В верхней части картины — Иисус, парящий в воздухе, рядом — пророки Моисей и Илия. У ног Спасителя лежат пораженные ярким светом Петр, Иоанн и Иаков в традиционных одеяниях, символизирующих веру, надежду и любовь.
В нижней части картины изображены апостолы, пытающиеся исцелить юношу от вселившегося в него нечистого духа.

Вера, Милосердие и Надежда

Три небольших картины, олицетворяющие веру, милосердие и надежду, являются нижней частью алтарного образа — пределлы. Они были написаны в 1507 году по заказу представителей знатного перуджинского рода Бальони для фамильной капеллы также, как и главный запрестольный образ «Положение во гроб», который сегодня хранится в галерее Боргезе.

Леонардо да Винчи, Тициан и Караваджо в галерее Ватикана

Работы знаменитых живописцев эпохи Возрождения представлены в нескольких залах художественной галереи Ватикана. Помимо полотен Леонардо да Винчи, Тициана и Караваджо, в музее можно полюбоваться произведениями Джованни Беллини, Корреджо, Бенвенуто Тизи, Паоло Веронезе, Моретто, Гвидо Рэни, Федерико Бароччи, Джорджо Вазари, Доменикино и многих других. Не менее интересны и работы учеников Рафаэля, представленные в Зале X.

Джованни Беллини «Пьета». Вторая половина XV века


Леонардо да Винчи. «Святой Иероним». 1480 г


Тициан. «Мадонна». 1533-35 гг


Тициан. «Портрет дожа Николо Марчелло»


Веронезе. «Видение Святой Елены». 1580 г

Ватикан – одно из своеобразнейших государств мира. Его тайны, его история, его доходы, его роскошь и красота – всё это остаётся вне фокуса камер и вне глаз широкой публики. Миру открываются лишь немногочисленные залы, залитые роскошью высокой культуры и золотом света. Такими залами становятся помещения музеев Ватикана, которые имеют довольно широкий профиль. Но даже знакомство с таким «осколочным» великолепием уже вызывает восхищение.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 марта:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFT1500guruturizma - промокод для туров в Таиланд от 80 000 руб

Музей Кьярамонти

Его основателем был Папа Пий VII, который происходил из семьи Кьярамонти. В собрание музея входят рельефы, барельефы, образцы портретной скульптуры, относящиеся к классической культуре Греции и Рима. Первое, что бросается в глаза, – коридор, который представляет собой колоссальную арочную галерею, разделённую на шестьдесят самостоятельных секций. Наиболее значимым артефактов – с исторической точки зрения – является статуя Афины, а точнее голова Афины небывалых для того периода размеров. В комплекс данного музея входят три сооружения. Сама галерея Кьярамонти, которая является самой древней составляющей музея. Над её оформлением работали мастера Академии имени Святого Луки.

Главным же декоратором выступил пресловутый Антонио Кановы. Браччо Нуово, то есть «новый рукав», является относительно новой секцией, где размещаются экспонаты, представляющие историю Рима и мифологию Греции. Именно здесь располагается самое крупное собрание портретной скульптуры. Посещение галереи Лапидария на сегодняшний день осуществляется только по особому запросу, так как здесь хранятся действительно уникальные надписи дохристианского и христианского периодов, являющиеся одним из наиболее значимых исторических источников.

Григорианский музей светского искусства

Основание музея относят к середине девятнадцатого столетия. В то время его экспозиции находились во дворце Латеран. Основу коллекций составили экспонаты светского характера, которые были обнаружены в ходе раскопок начала девятнадцатого столетия. После перехода в новое помещение данная составляющая комплекса Ватикана была открыта для посещения широкой публикой. Среди наиболее ценных сокровищ выделяются статуя Софокла – блестящая копия бронзового оригинала греческого происхождения, статуя Нептуна – римская калька на аналогичную греческую статую, головы Афины – ряд копий римских мастеров, взявших за основу работы Мирона. Также стоит обратить внимание на внушительное количество саркофагов, украшенных изображениями богов и героев древности, а также на чудом уцелевшие фрагменты Парфенона. Ещё одним любопытным дополнением стали мозаики, прежде украшавшие термы Каракаллы.

Григорианский Этрусский музей

Настоящей гордостью Рима может считаться наследие этрусков, великой цивилизации, чей рассвет пришёлся на восьмое столетие до нашей эры. Именно они создали основы для дальнейшего развития древнеримской культуры. Сегодня предметы быта людей древности и жемчужины их культурного наследия хранятся в бывшем дворце Иннокентия III. Основы коллекции составили артефакты, найденные в середине девятнадцатого века в ходе раскопок поселений на Юге страны. Впоследствии сюда прибавились артефакты из раскопок при Сорбо, в основном завершив формирование музейного фонда. В данный момент гости могут посетить двадцать два тематических зала.

Некоторые из них сформированы по хронологическому принципу, к примеру, зал Архаики или Бронзовый зал. В других были воссозданы те или иные стороны жизни этрусков. Так, сегодня открыты залы, повторяющие антуражем этрусские храмы, гробницы и сокровищницы. Здесь хранится множество действительно уникальных находок, таких как зеркало, на поверхности которого можно увидеть лик богини, старинные масляные лампы, многочисленные сосуды для хранения благовоний, а также искусно выполненные изделия из стекла.

Григорианский Египетский музей

Эта составляющая комплекса Ватикана была открыта в первой четверти девятнадцатого века. В названии музея сохранилось имя его основателя – Папы Григория XVI, однако, по сути, первые черновики коллекций появились ещё при Пие VII. Египетская культура во многом является эталонной, а потому неудивительно, что образцы работ великих мастеров Египта оказались под охраной Ватикана. Это и различные посмертные маски, которые создавались для фараонов, и искусные бюсты, и многочисленные скульптуры. На сегодняшний день для посещения открыты девять залов.

Помимо предметов быта древних египтян и различных атрибутов, сопутствовавших погребальным церемониям, здесь также хранятся мумии некоторых фараонов и стелы с иероглифами. Ряд залов посвящён находкам, иллюстрирующим жизнь древней Сирии и Месопотамии, чьи цивилизации мало чем уступали египетской. Кроме того, именно здесь находится уникальная коллекция древней керамики христианской и исламской традиций, найденная также на территории Египта.

Картинная галерея (Пинакотека)

Изначально под пинакотекой понималось некое собрание картин, которые были пожертвованы во славу богине Афине. Чуть позже так стали называть помещения, в которых хранились образцы изобразительного искусства. Подобная трактовка относится к древнеримскому периоду. В эпоху Возрождения пинакотеками начали называть собрания картин, доступных для массового ознакомления. Современная ватиканская Пинакотека появилась в начале двадцатого века, чтобы стать одной из наиболее масштабных галерей религиозной живописи. Здесь собраны работы величайших итальянских мастеров, начиная от Джотто и заканчивая работами Креспи.

В залах в строгом хронологическом порядке располагаются полотна и мозаики, последовательно представляющие искусство периодов Средневековья, Возрождения, барокко и некоторых других. Некоторые всемирно признанные творцы будут знакомы широкой публике, к примеру, Рафаэль, Кавараджо, Тициан, Леонардо да Винчи. Некоторые другие – менее известные за пределами Италии, помогут по-иному взглянуть на религиозную живопись. Это работы таких художников, как Джотто, Андже, Кривели, Бернини.

Музей Пио-Кристиано

Коллекции этого музея собраны за счёт артефактов раннехристианского периода, то есть все они создавались в промежутке со второго по четвёртый века нашей эры. Большинство из них было найдено во время раскопок в римских катакомбах. Наиболее ранние коллекции располагались в Латеранской базилике, однако, затем их перевезли в Ватикан. Выставка открылась только ближе к концу двадцатого века. В основном в музее представлены разнообразные саркофаги, которые украшены различными барельефами, а также рисунками на античные темы. Все они располагаются в хронологической последовательности, а также сгруппированы по принципу иконографических сюжетов.

Практически все рисунки превосходно сохранились и не утратили своей эстетической привлекательности, несмотря на более чем солидный возраст. Одним из наиболее значимых экспонатов является саркофаг Доброго Пастыря, который был создан предположительно в четвёртом веке. Аутентичный вид не удалось сохранить в полной мере – саркофаг, который сегодня представляют публике, является отреставрированной в восемнадцатом веке версией.

Этнологический миссионерский музей

Латеранский дворец в разные времена становился прибежищем для разного рода заведений так или иначе связанных с миром творчества. Исключение не составил и Этнологический миссионерский музей, который изначально размещался именно под его старинными сводами, а затем был перенесён непосредственно в Ватикан, где для хранения и показа коллекций было выстроено новое здание. Если первые варианты коллекций содержали порядка сорока тысяч артефактов, то сегодня их число уже успело перевалить за сто тысяч объектов, которые собирают со всего мира. В фокусе находятся религиозные культы самой различной направленности. Это и давно вымершие культы, и культы, лишь недавно начавшие набирать силу.

Здесь собраны артефакты из Японии, Китая, Индии, Кореи, Тибета, Монголии, различных африканских стран и даже Океании. Гости музея смогут ознакомиться со специфическими чертами различных народностей. Особый интерес хранилища представляют для учёных и специалистов, которые могут посетить залы, содержащие культовые предметы.

Библиотека, называемая Апостольской, является едва ли не важнейшей составляющей музейного комплекса Ватикана. В этой цитадели знаний хранятся книги, начиная со времён раннего Средневековья, многочисленные рукописи и уникальные манускрипты. Библиотека была основана в период Средневековья, но её фонды продолжают пополняться и сегодня. Помимо рукописных и печатных источников здесь находятся также многочисленные карты, внушительная коллекция инкулабул, монет и медалей. К сожалению или к счастью, но для большинства туристов открыта лишь малая часть помещений.

Впрочем, вряд ли широкие массы смогли бы оценить трактаты на классической латыни, а вот богатство оформления оценить намного проще – ради этого многие и посещают Библиотеку столицы христианского мира. Фрески удивительной красоты создавались лишь наиболее достойными мастерами своего дела. Учёные и студенты, посещающие это учреждение в рамках исследовательской работы, могут увидеть более широкий круг экспонатов. Согласно легендам в Библиотеке на самом деле существует система ходов и потайных комнат, в которых хранятся рукописи, содержащие ответы на самые каверзные вопросы мироздания.

Исторический музей

Попасть в это уникальное сооружение действительно сложно, так как существует чёткий регламент, согласно которому количество посетителей не может превышать сорока человек. Но битва за билет будет стоить того. Богатейший декор, яркие экспонаты, документы, иконы, униформы, фотографии, предметы обихода, сёдла, паланкины и даже кареты – все эти предметы помогают более полно погрузиться в предложенную историческую эпоху. Все Римские Папы в хитросплетениях политических и межличностных распрей окажутся перед глазами посетителей.

Талантливый экскурсовод расскажет как, чем и почему жили понтифики всех времён. Пожалуй, наиболее необычными можно считать следующие экспонаты: парадная карета, принадлежавшая Льву XII (именно этой каретой пользовались Папы на протяжении практически ста лет), первый локомотив Ватикана, датируемый началом двадцатого века, а также папамобиль, своеобразное средство передвижение, используемое Папами в случае необходимости публичных поездок.

Галерея Арацци

Данная галерея считается одной из трёх основных галерей, размещающихся на территории Апостольского дворца Ватикана. Она была открыта в последней четверти шестнадцатого века. Главным архитектором этого удивительного сооружения выступил Мачерино. Здесь представлены гобелены, на которых изображены библейские сюжеты, а также сцены из Ветхого и Нового Заветов. Размеры рукотворных полотен поражают. На ста метрах галереи сумели уместиться всего десять гобеленов, но их ценность неоспорима. В основе большинства сюжетов находятся эскизы и работы многочисленных учеников Рафаэля Санти.

Достоверно известна та почти неприкрытая неприязнь, которую выказывал мастер в адрес тех, кто пытался сравнивать его работы с картинами Микеланджело. А потому на этих гобеленах чётко читается его фирменный стиль с гипертрофированно крупными в сравнении с пейзажем фигурами, нарочитым подчёркиванием отдельных жестов и деталей, тонкой игрой акцентов. Над гобеленами работали фламандские мастера из мануфактуры Петра ван Эльста. Изначально эти гобелены хранились подле фресок Рафаэля в Сикстинской капелле, однако, позже были перенесены в галерею Арацци, чтобы предстать перед более широкой публикой. Тончайший шёлк и шерсть, вязкий полумрак помещений, тихие голоса экскурсоводов – кажется, будто красочные фигуры оживают и пристально вглядываются в гостей этих сводов.

Галерея географических карт

В триаду галерей Апостольского дворца также входит галерея географических карт. Для создания галереи понадобилось почти два года. За архитектурную составляющую работы отвечал прославленный мастер шестнадцатого века Оттовиано Маскерино, который занимал в тот момент пост архитектора Папского дворца. По его инициативе западное крыло Бельведера было расширено – практически на один этаж. Но проделанная работа была необходима. Более ста метров коридора были расписаны от пола до потолка топографическими картами Италии. Век рассвета папства отразился на стенах и потолках, чётко ограничивая Папские земли и главные города-государства Италии, которые в тот момент продолжали вести открытые или же едва заметные простым обывателям войны.

Помимо чисто географических данных здесь можно увидеть многочисленные отсылки к историческим событиям, происходившим в то время. На камне расцветают образы мифологических персонажей, страшных морских чудищ, героев и прекрасных дам. Не забыли мастера и про жемчужины архитектурного мира – наиболее значимые места своей эпохи также появились на стенах. Примечательно, что зал разделён на семнадцать секций. Естественным образом география Италии делится на две составляющие: одну омывают ласковые воды Андриатики, вторую – Лигурийское и Тирренское моря. А надо всем этим стоят Апостолы и Святые, разворачиваются сцены из Ветхого Завета.

Апартаменты Борджиа

Эти апартаменты принадлежат едва ли не наиболее скандально-известному Папе – Александру VI, который носил фамилию Борджиа. Он и его семья – испанцы на итальянском престоле – надолго вошли в историю своими непомерными амбициями и далёкими от праведности методами. А потому неудивительно, что даже после смерти Александра VI последующие наместники Христа не спешили занимать богато отделанные комнаты, превратив их в музей. Над росписью личных апартаментов Папы работал мастер Пинтуриккьо и художники, которые были его учениками. Залы, которые размещаются сегодня в этом своеобразном музее, названы по основным мотивам росписей.

Так, можно посетить Зал таинств веры, в котором изображены основные христианские таинства; Зал Сивилл и пророков, украшенный изображениями семи известных на тот момент планет (именно здесь старший сын Папы – Чезаре Борджиа – приказал убить супруга своей прекрасной сестры); Зал Святых, практически полностью оформленный лично Пинтуриккьо; Зал Понтификов, в котором прежде хранились портретные изображения Пап, не дошедшие, однако, до наших дней; Зал чудес веры с зарисовками главных религиозных празднеств; а также Зал наук, который расписан атрибутикой вольных искусств, изображённых порой в антропомортфом виде.

Станцы Рафаэля

Как ни прискорбно, но необходимость в станцах Рафаэля возникла после смерти Папы Александра VI Борджиа. Ненависть со стороны курии достигла своего апогея, и следующий Папа – Юлий II отказался жить в апартаментах Борджиа. Для оформления новых покоев пригласили молодого ещё мастера Рафаэля, которому недавно исполнилось двадцать пять лет. Он оформлял комнаты вместе со своими учениками, заполняя каждую из стен фресковыми композициями, которые украшали их от пола до потолка. Было оформлено четыре комнаты, однако, последняя из них менее известна, так как её заканчивали ученики мастера уже после его смерти.

Станца дела Сеньятура – рабочий кабинет Папы, вызывает больше всего восторга. Основной темой росписей является умственная деятельность человека. Наиболее известной является блестящая фреска «Афинская школа», которая считается едва ли не наиболее ярким образцом искусства эпохи Ренессанса. В центре композиции находятся Аристотель и Платон, представляющие собой материалистическое и идеалистическое направления философской мысли, а вокруг располагаются выдающиеся мыслители своего времени.

Лоджии Рафаэля

Данный памятник культуры относят к периоду Высокого Возрождения, когда искусство римского классицизма достигло своего пика. Архитектор Браманте разработал проект лоджии, с которой должен был открываться впечатляющий вид на цветущий Вечный город, и с блеском воплотил его. Рафаэль Санти – главный декоратор этого памятника – был близким родственником Браманте, и именно он взялся за оформление его творения. Пилястры, своды, стены – всё это было расписано самим Рафаэлем и его учениками. Примечательно, что в оформлении не чувствуется его фирменный стиль.

Многочисленные орнаменты и повторяющиеся элементы были навеяны гротесками, украшавшими «Золотой дом» в Риме. Всего было создано более пятидесяти композиционных элементов росписи. Все они составляют единую композицию и подчиняются единому замыслу. Так, лоджии Рафаэля также называют его Библией.

Музеи Ватикана - это целый комплекс из 54 залов, 9 км. ходьбы пешком. С экскурсией в музеи Ватикана надо приходить на целый день.

Находятся музеи Ватикана на территории карликового государства , расположенного рядом с центром . Вход в музеи находится справа от . К музеям оттуда надо идти пешком около 5 минут вдоль ватиканской крепостной стены.

Как и другие известные музеи мира, Ватикан так же осаждают толпы туристов. Ежегодно музеи Ватикана посещает более 5 млн. человек! Уже на подступах к входу в музеи Вы увидите многокилометровую очередь, в которой можно простоять от 2 до 4 часов. Однако, не все так страшно. Есть несколько способов того, как этого можно избежать.

Способ первый. Купить билет через интернет. Он обойдется на 4 евро дороже, чем обычный. Так же, он имеет определенную дату посещения. Т.е. по нему можно прийти в музеи Ватикана в определенный день в определенное время. Однако, имея распечатку с этим билетом, вы можете спокойно пройтись вдоль гигантской очереди желающих попасть во внутрь и войти с отдельного входа (для тех, у кого организованная экскурсия или уже есть билет). Здесь Вам надо будет обменять электронную распечатку из интернета на настоящий билет и все. Вы в музее. Иногда, правда, и возле этого отдельного входа так же набирается большая толпа (ее создают экскурсионные группы), но все равно, зайти отсюда получится гораздо быстрее, чем с общей очередью.

Способ второй. Купить билет по двойному тарифу на стойке информации возле входа в . Получится так же дороже, но зато вы сэкономите много времени.

Музеи Ватикана были основаны в 16 веке. Они представляют собой коллекцию предметов искусства, которые римские Папы собирали на протяжении многих веков. Фактически, это не один музей, а целый комплекс различных музеев. Единственное, чего здесь нет - это современного искусства.

Главный вход (холл) музея имеет современный облик. Здесь вы увидите спиральную лестницу, построенную в 1932 году архитектором Джузеппе Момо. Отсюда, вы можете попасть в большой внутренний двор (сад), а уже дальше пойти по залам музейных экспозиций. Здесь в саду находится гигантская шишка - символ Ватикана, а так же золотой шар, который символизирует современный мир.

Путешествие по залам Ватикана обычно начинается с осмотра Пинакотеки (собрание картин). Здесь есть старинные иконы 12 века, работы таких мастеров, как Рафаэль, Тициан, Леонардо, Рубенс, Караваджо, Леонардо да Винчи и других). Самые известные здесь экспонаты, это работы Рафаэля "Благовещение" и "Преображение", "Святой Иероним" Да Винчи и другие.

Дальше идут античные залы (этруски и древние греки), зал древнего Египта, Месопотамии (Междуречья). Потом Вы попадает в длинную череду галерей (галереи Канделябров, Гобеленов, Географических карт). В самом конце пути Вы попадает в станцы Рафаэля и знаменитую . Если просто идти пешком через все залы от входа в музей к Сикстинской капелле, ни на что не отвлекаясь, то идти придется около 40-50 минут. Музей просто огромен.

Самое сильное впечатление производит древнеегипетский зал (с мумиями и саркофагами), Галерея географических карт с ее роскошным золотым потолком, и Сикстинская капелла, над которой Микеланджело работал около 4 лет.

Так же, можно посетить и Исторический музей (подвал, где выставлены экспонаты связанные с историей Ватикана). Тут есть выставка карет и авто, в том числе и знаменитый папамобиль).

Несколько советов. Здесь лучше не спешить и закладывать на посещение музеев Ватикана целый день свободного времени (5-7 часов). Тут на территории есть много кафе и красивый сад, где можно передохнуть и перекусить. Детям вряд ли в таком огромном музее будет интересно, поэтому их сюда лучше не брать. Быстро устанут.

В Сикстинской капелле нельзя фотографировать. Если заметят, могут заставить стереть фото. Но если делать фото аккуратно и без вспышки, то никто ничего не скажет.

И еще совет: при выходе из Сикстинской капеллы, поверните направо, а не влево. Вы тогда попадете не к выходу, а внутрь собора Петра, минуя очередь, которая выстраивается снаружи на площади.

Что нам не понравилось в музеях Ватикана: это толпы людей. Их здесь огромное количество. Иногда кажется, что поток просто несет тебя. Очень сложно спокойно что то рассмотреть. Поэтому посещение музеев Ватикана лучше планировать на не сезон.

Музеи Ватикана не работают (или открыты бесплатно, когда туда попасть просто нереально) в следующие дни года: 1, 6 января, 11 февраля, 19 марта, 20, 21, 27 апреля, 1 мая, 29 июня, 14-15 августа, 1 ноября, 8, 25-26 декабря. В воскресенье короткий день, поэтому сюда в это время тоже лучше не приходить.

Стоимость взрослого билета составляет 16 евро в кассе или 20 евро через интернет.

Купить билеты в музеи Ватикана можно на официальном сайте: biglietteriamusei.vatican.va