Музей де орсе париж картины. Музей д'Орсе в Париже, расположение на карте. Бывший вокзал становится музеем

Там, откуда раньше отправлялись поезда, сегодня хранятся мировые шедевры живописи, скульптуры и фотографии второй половины 19-го – начала 20-го века. Музей Орсе, также музей д’Орсе (фр. Musée d’Orsay) расположен в Париже на левом берегу Сены и представляет собой три этажа уникальных коллекций, преимущественно импрессионистов и постимпрессионистов. Он как связующее звено между классическим Лувром, «золотой» коллекцией прошлого и модерном — музеем современного искусства. Музей Орсе в Париже ежегодно привлекает миллионы туристов.

История музея

Орсе открылся еще в начале прошлого века. Тогда даже в мыслях никто не мог допустить, что спустя 100 лет в этом здании будут храниться полотна великих мастеров. Сюда прибывали поезда — Орсе открылся в 1900 году как новый железнодорожный вокзал, связывающий Орлеан, Тулузу и другие регионы со столицей Франции. Сквозь дым и копоть поездов прибывающим открывался прекрасный вид на центр Парижа. Здесь, на берегу Сены, находится знаменитый Лувр. А сам новый вокзал просто поражал воображение — купол, выполненный из стекла, фрески на стенах, технические новинки. Так, Орсе еще до своего превращения в музей вошел в историю как первый электрифицированный железнодорожный вокзал в мире. Эскалаторы и лифты для посетителей, почти 400 номеров для размещения с лучшими ресторанами. Расцвет Орсе продолжался недолго — вскоре появились более удобные подъездные пути к Парижу и вокзал сначала ушел на второй план, а в 1939 году и вовсе закрылся. В течение многих лет вокзал Орсе находился сначала в небытие, а потом и вовсе в таком запустении, что стал фоном для депрессивного фильма «Испытание по Кафке». В итоге, в 1971 году было решено снести здание. К счастью, вмешался Жорж Помпиду — в то время президент Франции. Они решил, что здесь будет находиться музей. Сразу после начались работы по подготовке и реконструкции здания, в 1986 году железнодорожный вокзал Орсе наконец открыл двери в качестве музея Орсе. На реконструкцию ушло 6 лет и 270 миллионов долларов.

Описание музея

Музей Орсе сегодня — это три яруса собраний произведений великих мастеров живописи, скульптуры, фотографии. Здесь все посвящено эпохе второй половины 19-го – начала 20-го века, вплоть до 1915 года. Главный зал общей площадью 140 квадратных метров, высотой 32 метра в обрамлении воздушной металлической конструкции в сочетании со стеклянным сводом, принимает сегодня миллионы посетителей. На первом этаже можно увидеть ранние работы и произведения скульпторов. На втором — коллекции популярного искусства конца 19 века и мебель тех времен. Отдельно в музее представлены работы Дамьера, Руссо, Коро, Просо, Клода Моне. Здесь можно увидеть работы исключительно французских мастеров импрессионизма и постимпрессионизма. Все работы размещены в хронологическом порядке, так что зрители могут своими глазами увидеть и понять, в чем же все-таки суть противостояния классической школы живописи второй половины 19 века и нового течения, так называемого «салона отверженных» — импрессионистов. Ценители восточного искусства оценят по достоинству Восточный зал музея. Музей Орсе сегодня — не только хранитель произведений великих художников и скульпторов. Здесь регулярно проходят выступления театра теней, концерты, спектакли, круглые столы и конференции, в основном посвященные периоду второй половины 19-го – первого десятилетия 20-го века.

Коллекция музея

Музей Орсе собрал под своими сводами, пожалуй, самую крупную коллекцию работ французских импрессионистов и постипрессионистов. 4000 экспонатов, среди которых немало уникальных, предоставленных частными коллекционерами.
Первый уровень музея знакомит гостей с французским творчеством 1850-1870 годов. В большом зале бывшего вокзала выставлены скульптуры. Ценителям искусства стоит присмотреться к одной из работ Жана-Батиста Карпо — скульптуре графа Уголино.

Справка: Жан-Батист Карпо (1827-1875)- известный французский скульптор, автор нескольких скандальных работ. Скульптура графа Уголино создана мастером под впечатлением от прочтения «Божественной комедии» Данте. Один из самых жутких персонажей произведения изображен в томительном ожидании смерти своих детей. Другая скандальная работа Карпо — скульптурная группа «Танец», украшает фасад здания Парижской оперы.

Также в музее Орсе в Париже выставлены картины многих известных художников, часть залов первого этажа — с четвертого по седьмой — отдана под произведения художников – реалистов. Именно они во второй половине 19 века бросили вызов классическому пониманию изобразительного искусства и стали отражать в своих полотнах реальную жизнь в реальном мире. Домье, Коро, Милле, отдельная комната посвящена творчеству Гюстава Курбе.

Справка: Гюстав Курбе (1819-1877)- выдающийся французский портретист и пейзажист, его называют основоположником реализма в живописи. Среди прочих, таких как «Регата в Аржатей», «Женщины в саду», в музее Орсе представлена одна из самых известных работ художника — «Похороны в Орнане». В комнате художника невозможно пройти мимо его произведения «Происхождение мира», которое и сегодня способно шокировать зрителя.

В одном из залов первого уровня представлено также полотно «Олимпия» — одна из ранних работ Эдуарда Мане, одного из родоначальников импрессионизма. Написанная в 1863 году, она вызвала волну негодования критиков, ее признали непристойной и вызывающей.

Справка: Эдуард Мане (1832-1883)- великий французский художник, чей талант получил признание лишь во второй половине его творческой жизни. Полотна Мане неоднократно поднимались на смех богемой Парижа. Одна из его величайших работ – «Завтрак не траве», вызвавшая шок своей фривольностью и по тем временам невероятным бесстыдством, выставлялась в «Салоне отверженных». Так назвали альтернативную выставку художники, чьи работы не были приняты на официальную французскую экспозицию. Самый известный «Салон отверженных» прошел в 1863 году. «Завтрак на траве» сегодня также можно увидеть в музее Орсе.

Скульптуры Родена, Бурделя, Майоля встречают гостей на втором этаже бывшего вокзала. Среди них стоит выделить одну из работ Огюста Родена — статую «Бальзак».

Музей Орсе в Париже входит в десятку самых посещаемых мест столицы Франции. Тысячи туристов ежедневно приходят сюда, чтобы проникнуться атмосферой конца 19-го века и ожидания Первой мировой войны. Здесь рядом можно увидеть полотна признанных мастеров живописи и неизвестных авторов, открыть для себя мир импрессионизма и реализма. Ценители прекрасного советуют провести в музее Орсе в Париже целый день, наслаждаясь шедеврами коллекции, равной которой нет нигде в мире.

Музей Орсе: видео

)
Метро: Solferino RER: Musee-d’Orsay
Время работы: вт-ср и пт-вск с 9:30 до 18:00, чт с 9:30 до 21:45, закрыт по понедельникам.
Вход: 8.00€, 5.50€ от 18 до 30 лет, до 18 лет бесплатно.

М узей Орсе (иногда название переводят с французского как «музей д’Орсе») - всемирно известный музей, расположенный в бывшем здании вокзала на левом берегу Сены. Его коллекция богата работами импрессионистов и постимпрессионистов (в т.ч. Винсента Ван Гога и Поля Гогена), скульптурами, архитектурными макетами, фотографиями и даже предметами мебели.

С егодня музей Орсе это не просто элемент «обязательной культурной программы» для гостей Парижа, но и один из наиболее интересных и необычных мировых музеев художественного и прикладного искусства. Не малую долю своей заслуженной популярности он получил благодаря коллекциям шедевров импрессионизма, созданных такими художниками как Моне, Дега, Ренуар и Сезанн.

К стати говоря, именно в музее Орсе можно увидеть картины Анри де Тулуз-Лотрека, изображающие жизнь французских кабаре.

Немного истории

И значально в сказочной красоты здании музея располагался железнодорожный вокзал, построенный к всемирной выставке 1900 года и обслуживавший юго-западную часть Франции (направление Париж - Орлеан) вплоть до 1939 г.

К этому времени перроны вокзала были уже не состоянии принимать железнодорожные составы, длинна которых значительно выросла. Таким образом этому грандиозному вокзалу ничего не оставалось как начать обслуживать только пригородные направления, а во время второй мировой войны часть его помещений использовались как почтовый центр.

С пустя какое-то время железнодорожный вокзал стал домом для театральной труппы Renaud-Barrault, в помещениях разместились аукционные дома, была восстановлена привокзальная гостиница Hotel Drouot, закрывшаяся только 1 января 1973 г.

В 1977 г. французское правительство приняло решение разместить музей на территории уже несколько обветшавшего и утратившего свой былой блеск здания вокзала. Реконструкция длилась почти 10 лет и уже 1 декабря 1986 года один из лучших в мире музеев - Музей Орсе - был торжественно открыт президентом Франции Франсуа Миттераном.

Коллекция музея Орсе

Ч ем же уникален музей Орсе? Во-первых, конечно же, своими экспонатами, специально отобранными из разных музеев Франции и других стран, и даже из частных коллекций, в общей сложности это более 4 000 произведений искусства периода 1848-1915 г.г.! Во-вторых, необычным является и расположение экспонатов, когда великие шедевры соседствуют в залах музея с малоизвестными полотнами.

Т акой контраст дает уникальную возможность посетителям проследить за «внутренней кухней» эпохи Модерна – одной из самой значимой для мировой культуры.

П остоянная коллекция музея охватывает 3 этажа.

Э кспозиция, расположенная на первом этаже, представлена скульптурными работами. Также в зале находятся два ряда небольших комнат, в которых выставлены работы живописцев Анри Руссо, Эдуарда Мане, Камиля Коро, мастера политической карикатуры Оноре Домье и др.

Т ак, например, одна из комнат заполнена работами Гюстава Курбе – основателя реализма в живописи, другая же полностью посвящена творчеству Клода Моне и хранит его произведения «Регата в Аржатей», «Женщины в саду» и многие другие.

Н а втором этаже музея представлена живопись символистов и натуралистов, полотна «академической школы», образцы декоративного искусства эпохи модерна, а также скульптурные творения Родена, Бурделя, Майоля.

П остарайтесь не пропустить скандальную статую Огюста Родена «Бальзак», где великий писатель предстает перед посетителями музея… в халате скульптора. Только такое необычное художественное решение удовлетворило Родена. Современники скульптора с возмущением восприняли такой новаторский, истинно модерный подход. Стоит посетить также и статую танцовщицы резца гениального Дега.

Т ретий, самый верхний этаж музея – настоящий рай для ценителей живописи. Именно туда чаще всего и спешат посетители, чтобы начать осмотр с полотен гениальных Эдуарда Мане, Огюста Ренуара, Клода Моне, Поля Гогена и Винсента Ван Гога. Кроме того, отдельная галерея этого этажа наполнена экспонатами восточного искусства.

Ч его стоит один только «Завтрак на траве» Эдуарда Мане! Сложно даже представить, как была шокирована культурная общественность девятнадцатого века при виде полотна, на котором обнаженная девушка в весьма фривольной позе находится в компании одетых мужчин.

И менно этот контраст, а также необычные технические приемы, и вызвали глубокое недоумение и неприятие привыкшей к традиционной живописи публики.

Г лубоко философское полотно Ван Гога «Звездная ночь над Роной» - одна из жемчужин коллекции музея, перед которой всегда много посетителей. Ни одна репродукция не может в полной мере передать величие этого гениального произведения.

М узей Орсе интересен и тем, что в его залах можно наглядно увидеть знаменитое противостояние «академической школы» девятнадцатого века и «салона отверженных», в котором выставляли свои работы импрессионисты. Сравнение полотен представителей этих двух школ позволяет каждому посетителю лично убедиться в истинном новаторстве творчества импрессионистов.

Е сли у вас мало времени и вам хотелось бы увидеть только самое интересное – обязательно возьмите план музея на входе, т.к. экспозиция музея довольно-таки запутана. В лучших традициях постмодерна!

Я не удивлю вас, если скажу о том, что Париж - город невероятный, тысячи деятелей искусства: писатели, музыканты и художники - приезжали и приезжают сюда, чтобы найти вдохновение и почувствовать себя окрыленными. Как спрашивал Гоголь своего читателя в «Мертвых душах» о том, какой же русский не любит быстрой езды, так и я спрашиваю себя: «Какой же русский не любит Париж за его богатейшее культурное наследие

Сегодня я бы хотела рассказать вам об одном из удивительнейших в своем роде музеев, построенном на месте старого одноименного железнодорожного вокзала, о музее Орсе.

История и концепция музея

Музей Орсе или же, следуя французскому стилю произношения, музей д"Орсэ, расположенный в седьмом округе французской столицы напротив Садов Тюильри, по праву считается не только одним из самых популярных музеев, но и одной из самых посещаемых достопримечательностей Парижа. Именно Музей д"Орсэ является связующим звеном между произведениями искусства Лувра и центра Жоржа Помпиду.

Переоборудованный в конце 80-х годов XX века, музей тем не менее сохранил свою архитектуру, интерьер и декор. Музей Орсе открыл свои двери благодаря тому, что парижскому ценителю искусства было необходимо выставочное помещение, охватывающее период с 1848 по 1914 год. Это связано с тем, что в 1977 году в центре современного искусства Жоржа Помпиду была размещена национальная коллекция.


Основной акцент в экспозициях музея делается на произведениях импрессионизма, модернизма и постимпрессионизма в европейской живописи и скульптуре конца ХIХ начала ХХ вв. Также музей обладает внушительной коллекцией таких объектов искусства, как фотографии, мебель и декоративное искусство в стиле ар-нуво.

Структура музея и на что обратить внимание

Стоит отметить, что помимо грандиозного фасада музей обладает поражающим воображение внутренним убранством: высокий свод потолков, часы посередине зала и прозрачный, словно эфемерный купол здания - все отсылает нас к некогда великолепному вокзалу Орсе. Войдя в музей и исследуя дальше его структуру и особенности, я обнаружила, что коллекции, выставленные в нем, практически в точной хронологической последовательности охватывают один из выдающихся периодов французского искусства: вторую половину XIX века - начало XX века.


Цокольный и первый этажи: залы 1–23, скульптуры и временные выставки

Для меня, прежде всего как для большого любителя скульптуры, наиболее примечательными показались коллекции Родена и Карпо, расположенные в одном из самых масштабных помещений музея.


На фото ниже, собственно говоря, скульптура Родена конца ХIX в.


По соседству с главным основным холлом я обнаружила залы с произведениями живописи и декоративно-прикладного искусства Домье, Коро, Милле, Давида, Энгра и Делакруа.


Также в овальным зале первого этажа, отведенным под произведения разных школ (академической, натуралистической и символической), на мой взгляд, собирается больше всего туристов, слушающих своих гидов.


Средний уровень: залы 61–72, галерея нео- и пост-импрессионизма

Этажи со второго по четвертый полностью отданы под выставки коллекций мебели, посуды и декоративного искусства, например, витражей в стиле ар-нуво. Это меня невероятно поразило! Стиль представленных экспонатов начала XIX и XX веков, как мне кажется, не сможет оставить равнодушным ни одного эстета. Выставленные в залах предметы интерьера словно переносит в эпоху расцвета богемного Монмартра, где такие гении, как Дали, Хемингуэй и Пикассо создавали свои шедевры (подробнее об этом пристанище романтиков читайте ).

Кстати, на фотографиях ниже представлена мебель и посуда из коллекции конца ХIХ – начала ХХ вв.


Поистине красота во французской элегантности!


Тоже самое можно сказать и о посуде: роскошная простота еще раз подчеркивает изысканность французского вкуса! Восхищаюсь:).


А про декоративное искусство я даже не смею что-либо писать. Просто оставлю это здесь! Восхитительные витражи в стиле ар-нуво.


На мой взгляд, эти великолепные мебель, посуда и витражи являются действительно ярчайшими представители эпохи модерна!


Проведя в музее не меньше 2 часов, разглядывая и изучая каждый штрих на полотнах Ван Гога или Моне, я поняла, что в следующий раз на посещение нужно закладывать не меньше 4 часов. Только тогда можно будет без спешки обойти все залы, в том числе и специальные небольшие темные комнатки для фотографий, литографий и рисунков.


Естественное освещение в маленьких комнатках практически отсутствует, подсвечиваются только экспонаты. Несмотря на то, что музей может похвастаться наличием таких жемчужин искусства, о которых я уже говорила выше, посетителям также предоставляется возможность познакомиться с пока что менее известными авторами, чьи работы размещены рядом с шедеврами мировой культуры.


5 этаж: залы 29–47, галерея импрессионистов

Я посещала музей со своими друзьями, и наши мнения относительно того, что же является наиболее впечатляющим в музее, разделились. Они были поражены представленными в залах верхней галереи на 5 этаже коллекциями импрессионистов и постимпрессионистов, такими мэтрами, как Мане (с его непревзойденными и провокационными работами «Завтрак на траве» и «Олимпия»), Сислей и Сезанн.


Хотя, признаю, что «Олимпия» и правда впечатляет! Композиция, стиль, постановка завораживают...


Нельзя не упомянуть Ренуара и Ван Гога со знаменитой «Звездной ночью». Но все же я, помимо восхищения скульптурами, отдавала свое предпочтение моему фавориту среди художников импрессионистов - Гюставу Кайботту.

На фото ниже довольно забавный момент, который мне удалось поймать. Я бы назвала это так: люди и их реакция на искусство:).


Пожалуй, именно эта часть музея оставила самый яркий отпечаток на моем общем впечатлении об Орсэ. Однако я не отрицаю, что увидеть вживую полотна Тулуза-Лотрека, Ренуара, Мунка и, кончено же, моего любимого Гюстава Кайботта с его «Циклевщиками» уже было пределом моих мечтаний!


Кафе и летняя терраса

Также на верхнем уровне здания расположено кафе с открытой террасой и шикарным видом на Париж и Монмартр сквозь потрясающие вокзальные часы, именно туда и пошли мы с друзьями не только для того, чтобы подкрепиться и восстановить свои силы, но также и для того, чтобы сделать пару действительно красивых фотографий.


Также в музее есть ресторанный зал и чайный салон, украшенный позолотой. Средний чек в таких ресторанах и кафе будет 14-20 EUR за чашечку кофе, круассан или сырную тарелку, но о том стоит ли их посещать, я буду говорить чуть позже.

Как попасть в музей Орсе

Начну с того, что добираться очень просто благодаря тому, что музей находится в центральном округе Парижа. Это означает наличие как минимум двух станций метро и одной железнодорожной станции RER: «Solférino» и «Assemblée nationale» (12 линия метро), RER - станция «Musée d’Orsay» (линия С).

Если вы находитесь в центральном районе Парижа, скажем Опера или делаете покупки в Галерее Лафайет, проще всего воспользоваться метро: от Opera (линия 7) до Assemblée nationale (линия 12), чтобы добраться, быстро и относительно дешево. Можно также использовать маршрут Opera -Tuileries Musee d"Orsay (линия 1). Как в первом, так и во втором случае, поездка займет 10–15 минут, а уже от метро вам предстоит пройти всего лишь 5–7 минут. Поэтому выбор за вами, так как по времени выйдет относительно одинаково: примерно 15–20 минут в общем.

Кстати, выгоднее всего покупать сразу несколько поездок на метро или даже карточку в зависимости от продолжительности вашей поездки в Париже. Например карточка, позволяющая пользоваться не только метро, но также RER и шатлами до аэропорта и обратно на 1–5 дней будет стоить от 12,85 EUR (1 день и путешествия по Парижу + ближайшие прилегающие территории) до 70,30 EUR (5 дней, включающих не только метро в Париже и окраинам, но уже и RER+автобусы до аэропорта и обратно). Можно также приобрести 1 билет на метро/ автобус/ RER за 1,40 EUR, но это не так выгодно, например, как 10 шт. за 16 EUR, чем обычно пользуюсь я, приезжая в Париж на пару дней

График работы

График работы музея очень приятный, в основном с 9 до 18.00, но касса работает с 9:30-17:00, чт. 9:30-21:00. Оставляю ссылку на официальный сайт, где, кстати, говоря есть русскоязычная брошюра . Единственное, что мы не учли, когда пошли туда в первый раз - это длинные очереди (мы стояли в ней, как минимум час!) как и в любом другом музее, так что, если вы не хотите совершать наших ошибок, то можете приобрести билет онлайн на сайте музея, что существенно сократит ваше время ожидания, так как на входе в музей вам предстоит пройти проверку через службу безопасности.


Стоимость билетов

Кстати, о билетах: так как мне 23 года, то я воспользовалась скидкой для молодежи, которая действует для посетителей от 18 до 25 лет, и купила билет за 6,50 EUR. Скидка также доступна для всех остальных посетителей после 18 часов по четвергам и после 16.30 в остальные дни, а вообще полный билет стоит 12 EUR, но не вижу смысла переплачивать, если конечно, у вас есть время подождать правильное время.

На фото ниже запечатлен замечательный гид, показывающие основные «жемчужины» музея, конечно же, я оставила себе его на память:).


Вообще во Франции существует масса правил, позволяющих так или иначе не платить за вход в музеи: например, достаточно быть студентом из европейской страны, и тогда вход в любой государственных музей будет бесплатным. Ко всему прочему вход свободен и для людей моложе 18 лет, инвалидов с сопровождающим, для всех - в первое воскресенье месяца (вот в это время приходит реально много людей, среди которых вы уже смело сможете встретить не просто смышленого туриста, но и расчетливого парижанина). Думаю, что протолкнуться в такой день в музей можно, особенно, если у вас есть опыт посещения Эрмитажа или Третьяковской галереи)

Кстати, доступна и услуга аудио-гид для тех, кто предпочитает путешествовать по музею самостоятельно, а также, что не менее приятно, экскурсии есть не только на французском и английском языках, но также и на русском. Цена такого гида составляет 4 EUR, если вы младше 36 лет или же имеете карточку постоянного посетителя, и 5 EUR, если вы старше 36 лет и не имеете специальной карточки.

Еда

Перед тем, как посещать любое публичное место в Париже, зная, что путь предстоит нелегкий и не быстрый, я бы рекомендовала, прежде всего подкрепиться дома, а точнее в том месте, где остановились, чтобы не тратить лишние деньги на еду. К тому же, исходя из собственных ощущений, а также по признанию многих наших соотечественников, кафе, расположенное в музее, оставляет желать лучшего в плане ценовой политики и ассортимента еды. Поэтому продумайте вашу еду заранее.

Но, кстати говоря, недалеко от музея есть чудесное кафе с прекрасным видом на музей, Сенну и вообще на Париж.

Но, цены, как и во всех туристических местах, немного кусаются. Будьте готовы, что, во-первых, вам придется иметь наличные (так как покупка по карте возможна от 18 EUR), а, во-вторых, бокал вина или чашечка кофе будут стоить вам в 2 раза дороже, чем в менее туристическом месте, то есть в удалении от туристических достопримечательностей. Но вам будут предложен богатый выбор салатов, мини-закусок, десертов и всевозможных аперитивов. Так что, решать только вам! Я, вот, например, никогда не отказываю себе в подобных удовольствиях. Ведь это же и есть знаменитое французское l"art de vivre!

В столь любимом туристами округе, к сожалению, нет возможности перекусить бюджетно:(. Но вообще, во втором (ближайшем к первому) округе есть действительно классное и доступное .


Очереди и время прибывания

Как я уже писала раньше, когда я была в первый раз, то я еще не знала о существовании возможности покупки билетов онлайн, а не через кассу музея, поэтому потратила очень много времени и сил, чтобы отстоять очередь на вход и в кассу, и соответственно, у меня уже осталось меньше времени на само путешествие по музею. Поэтому, настоятельно рекомендую воспользоваться онлайн покупкой билетов через сайт музея или же вообще купить карту , которая значительно сэкономит время - позволит не стоять очередь и деньги. Пожалуйста, учитывайте, что покупка покупка билетов онлайн будет немного дороже - 13, 70 EUR, но вы сможете заранее (за 3 месяца) его купить, а также (это может быть e-ticket) и филиалы, входящие в состав Музея д"Орсэ.

По поводу времени прибывания в музее, то тут нет однозначной рекомендации, но, если вы, как я и мои друзья, являетесь фанатами Моне, Мане, Ван Гога и других не менее известных деятелей искусства, то советую выделить время, как минимум с 10.00 и до 16.00, чтобы исследовать все и не устать до потери пульса, сделать красивые фотографии и посетить сувенирный магазин в музее. Кстати, именно в нем я приобрела замечательную книгу с фотографиями Парижа разных времен, так что отбросьте предвзятое отношение к подобным местам, ведь иногда там встречаются поистине великолепные памятные вещи, которые останутся с вами надолго.


А что же после?

Так как я была в музее уже не один раз, то могу с точной уверенностью вам посоветовать записывать то, что особенно понравилось и впечатлило, чтобы, во-первых, найти информацию об этом в Интернете, а, во-вторых, чтобы при последующих посещениях уже не тратить время на просмотр или же наоборот еще раз вернуться, чтобы насладиться произведением искусства по-новому.

Также после того, как я посетила музей первый раз, мне стало интересно, а чем же еще примечателен этот музей, и выяснилось, что помимо картин, скульптур, фотографий и музыки, в музее проходят различного рода конференции, лекции об истории искусства и творческие встречи, которые чаще всего приурочены к какому-либо событию или временной выставке. Так, например, в музее проходит ежегодный кинофестиваль, посвященный истории происхождения кино. Они показывают спектакли и оперы в записи по мотивам известных произведений - «Ромео и Джульетта» и многие другие. На фото ниже фрагмент из оперы Джакомо Мейербера «Африканка».


То есть, приезжая в Париж, уже имея опыт посещения Музея Орсе, как одного из обязательных мест туристического must visit, вы можете также приходить сюда уже не только, как в музей, но и как в креативное пространство, предлагающее насыщенную культурную программу, которая освещена на официальном сайте .


Это я на фоне той самой мебели:)

P.S. Перед тем, как пойдете в музей, обязательно прочитайте историю его возникновения, а также не поленитесь выбрать те картины, скульптуры или авторов, чьи работы вам хотелось бы посмотреть в первую очередь. Только так вы проведете время с пользой, не теряя его на планирование своего маршрута на месте. Помните, самое главное - это хорошее настроение, удобная одежда и обувь, а также наличие камеры или смартфона с камерой(естественно, когда я фотографировала на смартфон, никто с меня денег не брал и на входе специальной информации нет, а вот насчет зеркалки - не знаю, на сайте также нет информации), ведь вам предстоит увлекательнейшее путешествие в мир шедевров импрессионизма, модернизма и постимпрессионизма.

В музее д’Орсе хранятся произведения живописи и скульптуры второй половины 19 века и начала 20 века. За это время живопись пережила не одну яркую революцию в стилях и направлениях. Возможно, они были отражением резких социальных и политических изменений в те времена.

В результате в этот короткий период “уместились” полотна романтика Делакруа. Реалиста Курбе. Революционеров . Последовавших за ними (Сезанн, ) и неоимпрессионизмов (, Синьяк). А в самом начале 20 века в живописи уже расцвел символизм (Пюви де Шаванн, ).

Кстати, мне повезло, что я попала в этот музей в 2012 году, так как до 2011 года он был закрыт на реконструкцию.

Примечательно, что большую часть денег на реконструкцию музей заработал себе сам. У директора музея в связи с малым бюджетом на ремонт, возникла идея организовать передвижные выставки из 200 шедевров. Это с лихвой окупило все расходы на реконструкцию.

Этот музей я посетила ради работ импрессионистов. Вот лишь 7 шедевров самых ярких представителей этого направления, которые хранятся в музее:

1.Эдуард Мане. Женщина с веерами. 1873 г.


Эдуард Мане. Женщина с веерами. 1873 г. Музей Д’Орсе, Париж.

На картине она изобразила свою сестру Эдму и её дочь. Сюжет вызывает очень приятные чувства, ведь девушка так тепло и заботливо наблюдает за своим ребёнком.

Кстати, Моризо так и не удалось при жизни продать эту картину. Она простояла в доме её сестры, пока не была куплена в 1930 году.

Примечательно, что в наши дни Моризо была признана самой дорогой художницей – её работабыла продана в 2013 году за 11 млн. $ !

4. Пьер-Огюст Ренуар. Бал в Мулен де ла Галетт. 1876 г.


Пьер Огюст Ренуар. Бал в Мулен де ла Галетт. 1876 г. Музей Д’Орсе, Париж.

5. Фредерик Базиль. Розовое платье. 1864 г.


Фредерик Базиль. Розовое платье. 1864 г. Музей Д’Орсе, Париж.

Картина Базиля “Розовое платье” была создана, когда художнику едва исполнилось 20 лет. Жаль, что он погиб рано, в 29 лет, пойдя добровольцем на франко-прусскую войну. Сколько бы ещё прекрасных произведений он создал, если бы прожил долгую жизнь (в музеях и в частных коллекциях сейчас насчитывается не более 50 его полотен).

6. . Красные крыши. 1877 г.


Альфред Писсарро. Красные крыши. 1877 г. Музей Д’Орсе, Париж.

Писсарро, как и , любил больше изображать природу и городские пейзажи. Любил также создавать серии полотен (как, например, ).

Картину “Красные крыши” Писсарро писал бок о бок со своим другом Полем Сезанном. Они часто работали рядом над одним и тем же пейзажем. Несмотря на тесную взаимосвязь между друзьями, работы получились совершенно разные. Это говорит о зрелости и индивидуальном мастерстве каждого из них. Поль Сезанн. Фруктовый сад. 1877 г. Музей изобразительных искусств, Санкт-Петербург (Флорида).

Его картина “Красные крыши” – это характерная для Писсарро работа: незатейливая природа в соседстве с человеком. Красота в простоте и обыденности – это мне и нравится в этом художнике.

О необычной жизни Писсарро читайте в статье .

7. . Лодка во время наводнения в Порт-Марли. 1876 г.


Альфред Сислей. Лодка во время наводнения в порте Марли. 1876 г. Музей Д’Орсе, Париж

Главными действующими лицами на многих картинах

По мере того как бульвар Сен-Жермен достигает 7-го округа, он поворачивает к реке, и весь транспорт по мосту Согласия перебирается на Правый берег.

В восточной стороне этой части квартала располагаются магазины произведений искусства и антиквариата, входящие в так называемый комплекс «Карре Рив-Гош», ограниченный улицей Университет и набережной Вольтер.

Ближе к западной части набережной Вольтер, которая смотрит на сад Тюильри на противоположном берегу, располагается самая посещаемая достопримечательность Парижа – Музей Орсе (Musee d"Orsay), вход в который находится со стороны улицы Лежьон-д’Оннёр. Работает музей – вторник-суббота, 10.00-18.00, четверг, 10.00-21.15, воскресенье, 9.00-18.00; стоимость 7.50 евро; вход свободный для посетителей до 18 лет и в 1-е воскресенье месяца; метро Solferino/RER Musee-d’Orsey.

В музее Орсе выставлена коллекция живописи и скульптуры, охватывающая период между 1848-1914 годами и заполняющая, таким образом, хронологический зазор между Лувром и Центром Помпиду . Шедевры коллекции – выдающиеся работы импрессионистов и постимпрессионистов.

Здание музея было возведено для Всемирной выставки 1900 года в качестве железнодорожного вокзала. Оно замечательным образом сочетает в себе классицизм XIX столетия и более современный индустриальный стиль. Его изысканный, строгий каменный фасад удачно скрывает внутреннюю конструкцию арки железнодорожного вокзала, выполненную из стекла и стали. В качестве вокзала здание обслуживало поезда юго-западного направления французских железных дорог вплоть до 1939 года.

К тому времени стало ясно, что платформы вокзала слишком короткие для современных поездов, и вокзал был закрыт. Именно здесь 19 мая 1958 года генерал де Голль провозгласил государственный переворот – в результате войны Алжира за независимость появилась реальная угроза развала страны, поэтому его возвращение во власть имело для Франции мессианское значение.

К 1960-м вокзал настолько обветшал, что режиссер Орсон Уэллс решил, что это место идеально подходит для съемок его фильма по роману Кафки «Процесс»: с целью создать необходимое для фильма кошмарное ощущение клаустрофобии он заполнил высокие узкие коридоры здания вереницей кабинетов.

Несмотря на богатую историю, здание ожидала печальная участь: на его месте собирались построить современный гостиничный комплекс. И только огромная волна общественного негодования и сожаления по поводу недавнего сноса исторического Центрального рынка помогла спасти здание вокзала для истории Парижа .

Разработка проекта по превращению здания вокзала в музей д"Орсе (Musee d"Orsay) была поручена талантливой итальянской женщине-архитектору из Милана Гаэ Ауленти. В результате реализации ее проекта вокзал превратился в хорошо сбалансированное и необычайно красивое музейное здание, но с одним существенным недостатком: отделу импрессионизма было отведено в нем помещение под самой крышей, поэтому самые многолюдные толпы посетителей вынуждены теперь тесниться в сравнительно небольших залах.

Если у вас есть свободное время, можете провести в музее Орсе полдня или даже целый день, спокойно осматривая залы музея в соответствии с их номерами, то есть в хронологическом порядке. Однако если вы ограничены во времени, лучше воспользоваться планом музея и посмотреть те отделы, которые вас особенно интересуют, поскольку каждый зал отличается особой атмосферой.

Экспозиция музея начинается на первом этаже, под огромным сводом из стекла и стали, затем переходит к помещениям верхнего уровня и наконец заканчивается на среднем уровне, откуда открывается вид на центральную галерею.

Для восстановления сил можете посетить и другие приятные места музея: это расположенное на верхнем уровне здания кафе с открытой террасой и прекрасным видом на Монмартр через огромные вокзальные часы, а на среднем уровне – великолепный, украшенный позолотой ресторанный зал и чайный салон. Чай с пирожным обойдется вам в 10 евро.

Экспозиция первого этажа музея Орсе

На первом этаже, расположенном под огромной стеклянной арочной крышей, вдоль центральной галереи тянутся два ряда скульптур, напоминающих железнодорожные пути, а по обеим сторонам в небольших боковых залах демонстрируются произведения живописи.

Этот этаж посвящен произведениям искусства, созданным до 1870 года. Из образцов скульптуры середины XIX столетия в центральной галерее среди прочих выставлена скульптура Уголино , работы Карпо, изображающая отвратительного графа Уголино из «Божественной комедии» Данте, который, обезумев от голода, грызет свои пальцы в предвкушении возможности съесть тела своих умирающих детей.

Еще одна работа Карпо – авторский гипсовый вариант фонтанной группы «Четыре части света, поддерживающие небесную сферу», бронзовый оригинал которой можно увидеть в качестве основания фонтана в Люксембургском саду . Рядом выставлены необычные полихромные бюсты чернокожих африканцев, выполненные Шарлем Кордье в бронзе и цветном камне.

На южной стороне первого этажа, граничащей с улицей Лилль, – террасе Лилль – в первых залах (1-3) представлены полотна Энгра и Делакруа, чьи основные работы находятся в Лувре , а также классические произведения тех художников, которые выставляли свои работы в художественных салонах середины XIX века. Далее (залы 11-13) экспонируются интересные работы Пювиса де Шаванна, Гюстава Моро и молодого Дега.

Знаменитая Барбизонская школа и художники-реалисты представлены на северной стороне, со стороны Сены – на террасе Сена (залы 4-7). Это, прежде всего, полотна Домье, Коро, Милле и Курбе, которые первыми нарушили установленные нормы морали и не захотели больше изображать идеализированное прошлое.

Пейзажи в мягких тонах, выполненные Милле и Коро, а также динамичные сцены на картинах Добиньи, таких как «Снег», оказали большое влияние на пришедших им на смену классических импрессионистов. Выставленная в зале № 7 картина Курбе «Начало мира» настолько откровенна, что способна шокировать даже современную аудиторию.

В зале № 14 внимание посетителей привлекает наполненная ярким светом картина Моне «Женщины в саду» (1867), отражающая ранние искания художника. Здесь же вы увидите провокационное полотно Мане «Олимпия» (1863), возвестившее о наступлении эры импрессионизма.

Последняя работа в свое время вызвала немало яростных споров как по поводу цветовых сочетаний и чувственных форм, так и по поводу того, что на ней Олимпия изображена в виде женщины легкого поведения высшего класса, которая в ответ на пристальные взгляды публики с невинным видом демонстрирует полное к ней пренебрежение.

Верхний уровень: импрессионизм и постимпрессионизм

Чтобы продолжить осмотр картин в хронологическом порядке, направляйтесь на верхний уровень, залы которого выглядят более камерно и похожи на художественные мастерские под крышей. Сначала вашему вниманию предлагается частная коллекция, подаренная музею Орсе усердным коллекционером и историком искусства Моро-Нелатоном (зал 29).

Она включает некоторые из наиболее известных образцов импрессионизма, в их числе «Маки», а также «Завтрак на траве» Клода Моне . Когда в 1863 году появилась картина «Завтрак на траве» критики пришли в такую ярость и негодование при виде голых моделей, что их едва не хватал апоплексический удар. На выставку в «Салон» в тот год картину не приняли.

Для того чтобы далее по достоинству оценить живую новаторскую силу импрессионизма, вам придется все время бороться с настойчивым ощущением чего-то очень знакомого и узнаваемого – это «Абсент» Дега, «Бал в Мулен де ла Галет» Ренуара, «Женщина с зонтиком» Моне. В залах 30-32 вы увидите работы Ренуара, Сислея, Писарро и Моне – целую вереницу небольших пейзажей и уличных сценок, которые обязаны своим блеском и великолепием новому обычаю устанавливать мольберт прямо на открытом воздухе.

Многие из этих работ были написаны на берегах Сены. К менее типичным полотнам относятся изображения танцовщиц Дега, которые отражают глубокий интерес художника не к свету, что в целом характерно для импрессионистов, а к движению и линиям. Особняком стоит также картина «Колыбель» (1872) Берты Моризо – первой женщины, которая присоединилась к импрессионизму на его раннем этапе.

Более весомые шедевры выставлены в залах 34 и 39, которые посвящены среднему и позднему периодам творчества Моне и Ренуара. Развитие излюбленной темы Моне прослеживается на примере пяти картин из его серии соборов Руана , где каждая картина написана с присущим только ей освещением.

Зал № 35 наполнен пылающими красками и тревожными ритмами Ван Гога, тогда как творчество Сезанна, представляющее собой еще одно отклонение от основных принципов импрессионизма, наглядно демонстрируется в зале 36. Одно из полотен, которое наиболее точно выражает его художественное кредо, – это натюрморт «Яблоки и апельсины» (1895-1900), где разные части картины написаны с разных точек зрения.

Пройдя мимо кафе , а также небольших залов (37 и 38), где висят наполненные воздухом пастели Дега, вы окажетесь в тускло освещенном невеселом зале (40), демонстрирующем пастели Редона, Мане, Мондриана и других. Следующая и последняя вереница залов на этом этаже отдана различным представителям последующих этапов развития импрессионизма, в работах которых ощущается более острое и современное восприятие, с большим акцентом на психологический аспект.

Экспозиция открывается фантастической картиной Руссо «Заклинательница змей » (1907), затем идут загадочные таитянские полотна Гогена, их сменяют пуантилисты – Сёра (знаменитая картина «Цирк»), Синьяк и другие. Заканчивается экспозиция лучшим образцом отточенного в ночных клубах карикатурного творчества Тулуз-Лотрека – огромным полотном, изображающим Оскара Уайльда.

Коллекция среднего уровня музея Орсе

Направляясь на средний уровень, постарайтесь не пропустить желанную коллекцию Кагановича (залы 49 и 50) – маленькую, но с отчетливым акцентом на постимпрессионизме. На среднем уровне живописную часть экспозиции на террасе Лилль продолжают работы Вюйяра и Боннара (залы 71 и 72), скрытые от публики непомерной скульптурой белого медведя работы Помпона.

Вюйяр и Боннар начали свою карьеру как члены группы ар нуво, известной под названием «Наби» («Пророки»); в декоративном панно Вюйара «Общественные сады» (1894) и картине Боннара «Партия в крокет» (1892) отчетливо ощущается влияние японской живописи. Импрессионистическое внимание к свету здесь тоже присутствует, но оно подчинено весьма четкой цветовой гамме, где краски одновременно приглушенные и насыщенные.

На террасе Сена (залы 55-58) демонстрируются менее известные работы конца XIX столетия, в том числе некоторые крупноформатные, эпические, натуралистические работы, такие, как волнующее полотно Детайя «Сон» (1888), «Каин» Кормона (1880), а также известный декадентский «Портрет Марселя Пруста» Жака-Эмиля Бланша.

Коллекция живописи заканчивается несколькими волнующими работами символистов из разных стран: зал № 60, выходящий на Сену, почти полностью занят полотном Климта «Кусты роз под деревьями», с бесформенной массой листьев и лепестков, а также несколькими менее известными работами Мунка.

На параллельных скульптурных террасах мраморные фигуры XIX века на террасе Сены смотрят на скульптуры XX столетия, расположенные на противоположной террасе Лилль, а соединяющая их терраса Родена приютила все остальные экспонаты.

Скульптура Родена «Уголино» выглядит еще более мрачной, чем одноименная скульптура Карпо на первом этаже. Другая работа Родена – «Мимолетная любовь», ставшая ответом на выставленную рядом скульптуру его ученицы и любовницы Камиллы Клодель «Зрелый возраст», красноречиво символизирует конец их отношений. К сожалению, мало у кого остаются силы для посещения еще нескольких залов, где демонстрируется мебель и другие произведения прикладного искусства в стиле ар нуво.