Что повлияло на создание картины звездная ночь. «Звездная ночь» Винсента Ван Гога: о чем говорит мне эта картина? Винсент Ван Гог. Картина «Звездная ночь». Есть ли в ней скрытый смысл


Картину «Звездная ночь» Винсента Ван Гога многие называют вершиной экспрессионизма. Любопытно, что сам художник считал ее крайне неудачной работой, да и написана она была в момент душевного разлада мастера. Что же такого необычного в этом полотне – попробуем разобраться далее в обзоре.

1. «Звездную ночь» Ван Гог написал в психбольнице


Моменту создания картины предшествовал тяжелый эмоциональный период в жизни художника. За несколько месяцев до этого к Ван Гогу в Арль приехал его друг Поль Гоген, чтобы обменяться картинами и опытом. Но плодотворного творческого тандема не получилось, и через пару месяцев художники окончательно рассорились. В пылу эмоционального расстройства Ван Гог отрезал себе мочку уха и отнес ее в бордель к проститутке Рашель, которая благоволила Гогену. Так делали с быком, поверженным на корриде. Матадору доставалось отрезанное ухо животного.

Гоген вскоре после этого уехал, а брат Ван Гога Тео, видя его состояние, отправил несчастного в больницу для душевнобольных в Сен-Реми. Именно там экспрессионист создал свое знаменитое полотно.

2. «Звездная ночь» - это ненастоящий пейзаж


Исследователи напрасно пытаются вычислить, какое же созвездие изображено на картине Ван Гога. Художник взял сюжет из своего воображения. Тео договорился в клинике, чтобы для брата выделили отдельное помещение, где он мог бы творить, но на улицу душевнобольного не выпускали.

3. На небе изображена турбулентность


То ли обостренное восприятие мира, то ли открывшее шестое чувство заставили художника изобразить турбулентность. В то время вихревые потоки нельзя было увидеть невооруженным взглядом.

Хотя за 4 века до Ван Гога подобное явление изобразил еще один гениальный художник Леонардо да Винчи.

4. Художник считал свою картину крайне неудачной


Винсент Ван Гог считал, что его «Звездная ночь» - не лучшее полотно, ведь оно было написано не с натуры, что было для него очень важным. Когда картина попала на выставку, художник довольно пренебрежительно сказал о ней: «Может быть, она покажет другим, как изображать ночные эффекты лучше, чем это получилось у меня» . Однако для экспрессионистов, считавших, что самое главное – это проявление чувств, «Звездная ночь» стала почти иконой.

5. Ван Гог создал еще одну «Звездную ночь»


В коллекции Ван Гога была еще одна «Звездная ночь». Потрясающий пейзаж никого не может оставить равнодушным. Сам художник после создания этой картины писал брату Тео: «Почему же яркие звезды на небе не могут быть важнее чёрных точек на карте Франции? Так же, как мы садимся на поезд, чтобы добраться в Тараскон или Руан, также мы умираем, чтобы добраться до звёзд» .

Сегодня работы этого художника стоят баснословных денег, а ведь

Художники всего мира постоянно копируют произведение Ван Гога «Звездная ночь, Сен-Реми». Это одна из самых узнаваемых картин в мировом изобразительном искусстве, и разнообразные воспроизведения этого полотна украшают интерьеры множества домов. Обстоятельства создания «Звездной ночи», где и как она была написана, а также прежние несбывшиеся мечты художника, делают эту работу особенно значимой для творчества Ван Гога.


Винсент Ван Гог «Звездная ночь, Сен-Реми». 1889

Когда Ван Гог был чуть моложе, он собирался стать пастором и миссионером, хотел помогать бедным людям словом Божьим. Религиозное образование в чем-то помогло ему создать «Звездную ночь». В 1889 году, когда и было написано ночное небо со сверкающими в лунном свете звездами, художник находился во французской лечебнице Сен-Реми .

Сосчитайте звезды - их одиннадцать. Можно сказать, что на создание картины повлияло древнее сказание о Иосифе из Ветхого завета. «Вот, я видел еще сон: вот, солнце и луна и одиннадцать звезд поклоняются мне", - читаем мы в Книге Бытия.

Ван Гог писал: «я все равно страстно нуждаюсь в религии. Именно поэтому я вышел в ночное время из дому и стал рисовать ночное небо со звездами».
Эта известная картина мастера демонстрирует зрителю большую мощь художника, а также его индивидуальную и неповторимую манеру письма и его особенное видение всего окружающего мира. Полотно «Звездная ночь» является самым выдающимся произведением искусства середины 19 века.


Можно указать много причин, почему «Звездная ночь» так притягивает людей, и это не только насыщенность синего и желтого цветов. Многие детали на картине и, в первую очередь, звезды сознательно увеличены. Это словно воплощенное видение художника: он окружает каждую из звезд шаром, и мы наблюдаем их вращательное движение.
Подобно тому как звезды склоняются на своем пути вниз, к холмистому горизонту, так и Ван Гог будет склонен оставить привычный мир, перешагнув порог лечебницы. Окна зданий напоминают о домах, где он жил ребенком, а шпиль церкви, изображенной Ван Гогом в «Звездной ночи» напоминает о том, что когда-то он хотел посвятить свою жизнь религиозной деятельности.

Основными «столпами» композиции являются кажущиеся огромными кипарисы на холме (передний план), пульсирующие полумесяц и звезды «сияющего», ярко-желтого цвета. Город, лежащий в долине, может даже сначала остаться незамеченным, ведь основной упор делается упор на величие Вселенной.

Лунный серп, звезды движутся в едином волнообразном ритме. Деревья, изображенные на данной картине, значительно уравновешивают общую композицию.

Вихрь в небе напоминает о Млечном Пути, о галактиках, о космической гармонии, выражающейся в одновременно и экстатическом, и блаженно спокойном движении всех тел в темно-синем пространстве. На картине это одиннадцать невероятно огромных звезд и большой, но убывающий месяц, напоминающие о библейском сюжете о Христе и 12 апостолах.



Тщетно географы стараются определить, что за населенный пункт изображен внизу полотна, а астрономы пытаются найти созвездия на картине. Образ ночного неба списан из собственного сознания. Если обычно ночное небо безмятежно и холодно-безразлично, то у Ван Гога оно закручено вихрями, полно тайной жизни.

Тем самым художник намекает, что воображение всесильно создать более удивительную природу, чем та, которую мы видим в реальном мире.

"Звёздная ночь"

Когда на Землю мраком Ночь спадает -
Любовь на небе Звезды зажигает...

Быть может, кто-то их не замечает,
А, кто-то в телескоп их наблюдает -

Там ищет жизнь, науку изучает...
А кто-то просто смотрит - и Мечтает!

Порою, сказочной Мечта бывает,
Но, все равно, он верить продолжает...

Звезда его - Жива, она сияет,
На все его вопросы отвечает...

Там, среди тысяч звезд - Винсента есть Звезда!
Она не угасает никогда!

Она на всю Вселенную пылает -
Она собой планеты зажигает!

Чтоб, среди Ночи темной стало вдруг светлей -
Чтоб Солнцем свет Звезды сиял в Душе людей!

Сестра Винсента

"Я по-прежнему страстно нуждаюсь, - позволю себе это слово, - в религии. Потому я вышел ночью из дома и начал рисовать звезды," - писал Ван Гог брату Тео.

В Нью-Йорк стоит поехать хотя бы ради встречи с ней, со "Звездной ночью" Ван Гога.

Тут хочу привести текст своей работы по анализу этой картины. Изначально хотела переработать текст, чтобы он больше соответствовал статье для блога, но из-за сбоев в ворде и нехватки времени, выставлю его в исходном виде, с трудом восстановленном после сбоя программы. Надеюсь, даже исходный текст будет хоть в какой-то степени интересен.

Винсент Ван Гог (1853-1890) – яркий представитель постимпрессионизма. Несмотря на сложный жизненный путь и довольно позднее становление Ван Гога как художника, он отличался упорством и трудолюбием, что помогло достичь больших успехов во владении техникой рисунка и живописи. За десять лет жизни, посвященных искусству, Ван Гог прошел путь от опытного зрителя (он начинал карьеру продавцом искусства, поэтому был знаком с многими работами) до мастера рисунка и живописи. Этот недолгий период стал наиболее ярким и эмоциональным в жизни художника.

Личность Ван Гога овеяна тайной в представлении современной культуры. Хотя Ван Гог оставил большое эпистолярное наследие (обширная переписка с братом Тео Ван Гогом), описания его жизни были составлены гораздо позже его смерти и часто содержали выдуманные истории и искаженное отношение к художнику. В связи с этим сложился образ Ван Гога как сумасшедшего художника, в припадке отрезавшего себе ухо, а позже и вовсе застрелившегося. Этот образ привлекает зрителя тайной творчества художника-сумасшедшего, балансированием на грани гениальности и сумасшествия и таинственностью. Но если исследовать факты биографии Ван Гога, его подробную переписку, то многие мифы, в том числе и о его сумасшествии, развенчиваются.

Творчество Ван Гога стало доступно широкому кругу только после его смерти. Первое время его работы относили к разным направлениям, но позже они были включены в постимпрессионизм. Почерк Ван Гога не похож ни на что другое, поэтому даже с другими представителями постимпрессионизма его нельзя сопоставить. Это особый способ нанесения мазка, использования разной техники мазка в одной работе, определенный колорит, экспрессия, композиционные особенности, средства выразительности. Именно эту характерную манеру Ван Гога мы и проанализируем на примере картины «Звездная ночь» в данной работе.

Формально-стилистический анализ

«Звездная ночь» - одна из самых известных работ Ван Гога. Картина написана в июне 1889 г. в Сен-Реми, с 1941 г. хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Картина написана маслом на холсте, размеры – 73х92 см, формат – вытянутый по горизонтали прямоугольник, это станковая живопись. Из-за особенности техники смотреть картину следует на достаточном расстоянии.

Рассматривая картину, мы видим ночной пейзаж. Большую часть полотна занимает небо – звезды, луна, крупно изображенная справа, и находящееся в движении ночное небо. Справа на первом плане возвышаются деревья, а слева внизу изображен городок или поселок, скрывающийся в деревьях. Задний план – темные холмы на линии горизонта, постепенно слева направо становящиеся выше. Картина, исходя из описанного сюжета, несомненно, относится к жанру пейзажа. Можно сказать, что художник на первый план вывод выразительность и некоторую условность изображаемого, так как в работе основную роль играет экспрессивное искажение (цветовое, в технике мазков и др.).

Композиция картины в целом уравновешена – справа темными деревьями внизу, а слева яркой желтой луной вверху. Из-за этого композиция тяготит к диагональности, в том числе и из-за увеличивающихся справа налево холмов. В ней небо преобладает над землей, так как занимает большую часть полотна, то есть верхняя часть преобладает над нижней. В то же время в композиции есть и спиральная структура, придающая начальный толчок движению, выраженная в движущемся по спирали потоке в небе в центре композиции. Эта спираль приводит в движение и часть деревьев, и звезды, и остальное небо, луну и даже нижней части композиции – поселку, деревьям, холмам. Таким образом, композиция из привычной для жанра пейзажа статики превращается в динамичный, захватывающий зрителя фантастический сюжет. Поэтому в работе нельзя выделить фон и четкую плановость. Традиционный задний план, фон, перестает быть фоном, так как включен в общую динамику картины, а первый план, если взять деревья и поселок, включаясь в движение по спирали перестает выделяться. Плановость картины расплывчата и зыбка из-за соединения спиральной и диагональной динамики. Исходя из композиционного решения, можно предположить, что угол зрения художника направлен снизу вверх, так как большую часть полотна занимает небо.

Несомненно, в процессе восприятия картины, зритель вовлекается во взаимодействие с изображением. Это очевидно из описанного композиционного решения и приемов, то есть динамики композиции и ее направленности. А также благодаря цветовому решению картины – цветовой гамме, ярким акцентам, палитре, технике нанесения мазков.

В картине создано глубокое пространство. Это достигается за счет цветового решения, композиции и движения мазков, разницы в размерах мазков. В том числе и за счет разницы в размерах изображаемого – большие деревья, маленький поселок и деревья возле него, меньшие холмы на горизонте, крупная луна и звезды. Цветовое решение выстраивает глубину за счет темного первого плана деревьев, приглушенности цветов поселка и деревьев вокруг него, ярких цветовых акцентов звезд и луны, темных холмов на горизонте, оттеняемых светлой полосой неба.

Картина не во многом отвечает критерию линейности , а наиболее выражает как раз живописность . Так как все формы выражены за счет цвета и мазков. Хотя в изображении нижнего плана – городка, деревьев и холмов, используется разграничение отдельными контурными темными линиями. Можно сказать, что художник намеренно соединяет некоторые линейные аспекты, чтобы подчеркнуть разницу между верхним и нижним планами картины. Поэтому верхний план, наиболее важный композиционно, по смыслу и по цветовому и техническому решениям наиболее выразителен и живописен. Эта часть картины буквально вылеплена цветом и мазками, в ней отсутствуют контурные или какие-либо линейные элементы.

Что касается плоскостности и глубины , то картина тяготеет к глубине. Это выражено в цветовом решении – контрасты, более темные или дымчатые оттенки, в технике – за счет разного направления мазков, их размеров, в композиции и динамике. В то же время объемность предметов ярко не выражается, так как скрадывается крупными мазками. Объемы только намечены отдельными контурными мазками или создаются за счет цветовых сочетаний мазков.

Роль света в картине не значительна в сравнении с ролью колорита. Но можно сказать, что источниками света в картине являются звезды и луна. Это можно проследить по высветленности поселения и деревьев в долине и более темной части долины слева, по темным деревьям на первом плане и темнеющим на горизонте холмам, особенно расположенным справа под луной.

Силуэты изображенного тесно связаны друг с другом. Они невыразительны из-за того, что прописаны крупными мазками, по этой же причине силуэты не самоценны. Их нельзя воспринимать отдельно от всего полотна. Поэтому можно говорить о стремлении к целостности внутри картины, достигаемой техникой. В связи с этим можно говорить и об обобщенности изображенного на полотне. Детализации нет из-за масштаба изображаемого (далеко расположенные, поэтому маленькие городок, деревья, холмы) и технического решения картины – прорисовка крупными мазками, деление изображаемого на отдельные цвета такими мазками. Поэтому нельзя сказать, что в картине передается разнообразие фактур изображаемого. Но обобщенный, грубый и утрированный за счет технического решения картины намек на разницу в формах, фактурах, объемах дается направлением мазков, их размером и собственно цветом.

Колорит в «Звездной ночи» играет главную роль. Колориту подчиняется композиция, динамика, объемы, силуэты, глубина, свет. Цвет в картине – не выражение объема, а смыслообразующий элемент. Так за счет цветового выражения гипертрофировано сияние звезд и луны. И это цветовое выражение создает не просто акцент на них, но придает им значимость в рамках картины, создает их смысловое наполнение. Цвет в картине не столько оптически достоверен, сколько экспрессивен. С помощью цветовых сочетаний создается художественный образ, экспрессивность полотна. В картине преобладают чистые цвета, сочетания которых создают оттенки, объемы и контрасты, влияющие на восприятие. Границы цветовых пятен различимы и выразительны, так как каждым мазком создается цветовое пятно, различимое в контрасте с соседними мазками. Ван Гог акцентирует внимание на мазках-пятнах, дробящих объемы изображаемого. Так он достигает большей экспрессии цвета и формы и добивается динамики в картине.

Ван Гог создает определенные цвета и их оттенки с помощью сочетания цветовых пятен-мазков, дополняющих друг друга. Самые темные места полотна не сводятся к черному, но только к сочетанию темных оттенков разных цветов, создающих в восприятии очень темный оттенок, близкий черному. То же происходит и с самыми светлыми местами – нет чисто белого, а есть сочетание мазков белого с оттенками других цветов, в соединении с которыми в восприятии белый перестает быть самым важным. Блики и рефлексы ярко не выражаются, так как сглажены цветовыми соединениями.

Можно сказать, что в картине присутствуют ритмические повторы сочетания цветов. Наличие таких сочетаний как в изображении долины и поселения, так и в небе создает целостность восприятия картины. Разные сочетания оттенков синего между собой и с другими цветами на всем полотне показывают, что он является основным цветом, развивающимся в картине. Интересно контрастное сочетание синего с оттенками желтого. Фактура поверхности не гладкая, а рельефная за счет объема мазков, кое-где даже с пробелами чистого холста. Мазки хорошо различимы, значимы для экспрессии картины, ее динамики. Мазки длинные, иногда крупнее или мельче. Нанесены по-разному, но довольно густой краской.

Возвращаясь к бинарным оппозициям, нужно сказать, что картина характеризуется открытостью формы . Так как пейзаж не зациклен на самом себе, наоборот открыт, его можно расширять за границы полотна, отчего целостность картины не нарушится. Картине присуще атектоническое начало . Потому что все элементы картины стремятся к единству, их нельзя вырвать из контекста композиции или полотна, они не обладают собственной целостностью. Все части картины подчинены единому замыслу и настроению и не обладают автономностью. Это выражено технически в композиции, в динамике, в цветовых паттернах, техническом решении мазков. Картина представляет неполную (относительную) ясность изображаемого. Так как видны только части изображенных предметов (домов поселения деревьев), многие перекрывают друг друга (деревья, дома поля), для достижения смысловых акцентов изменены масштабы (звезды и луна гипертрофированы).

Иконографический и иконологический анализ

Собственно сюжет «Звездной ночи» или тип изображенного пейзажа трудно сопоставить с картинами других художников, тем более поставить в ряд подобных произведений. Пейзажи с изображением ночных эффектов не использовались импрессионистами, так как для них как раз важными были световые эффекты в разное время светового дня и работа на пленере. Постимпрессионисты, если и обращались к пейзажам не с натуры (как Гоген, пишущий часто по памяти), то все равно выбирали светлое время суток и использовали новые способы изображения световых эффектов и индивидуальные техники. Поэтому изображение ночных пейзажей можно назвать особенностью творчества Ван Гога («Ночная терраса кафе», «Звездная ночь», «Звездная ночь над Роной», «Церковь в Овере», «Дорога с кипарисами и звездами»).

Характерным в ночных пейзажах Ван Гога можно назвать использование цветовых контрастов для акцентирования важных элементов картины. Наиболее часто использовался контраст оттенков синего и желтого. Ночные пейзажи в основном писались Ван Гогом по памяти. В связи с этим в них большее внимание уделялось не воспроизведению увиденного или интересующих художника реальных световых эффектов, но акцентировалась выразительность и необычность световых и цветовых эффектов. Поэтому световые и цветовые эффекты утрированы, что придает им дополнительную смысловую нагрузку в картинах.

Если обратиться к иконологическому методу, то в исследовании «Звездной ночи» можно проследить дополнительные смыслы в количестве звезд на полотне. Некоторые исследователи связывают одиннадцать звезд на картине Ван Гога с ветхозаветной историей об Иосифе и его одиннадцати братьях. «Послушай, мне снова снился сон, – сказал он. – В нем были солнце и луна, и одиннадцать звезд, и все кланялись мне» Книга Бытия 37:9. Беря во внимание познания Ван Гога в религии, изучение им Библии и попытки стать священников, включение этой истории как дополнительного смысла оправдывается. Хотя трудно считать эту отсылку к библии определяющей смысловое наполнение картины, потому как звезды составляют только часть полотна, а изображенные городок, холмы и деревья не связаны с библейским сюжетом.

Биографический метод

Рассматривая «Звездную ночь», трудно обойтись без биографического метода исследования. Ван Гог написал ее в 1889 г., когда находился в лечебнице Сен-Реми. Там по просьбе Тео Ван Гога Винсенту в периоды улучшения его состояния разрешалось писать маслом и делать рисунки. Периоды улучшения состояния сопровождались творческим подъемом. Все имеющееся время Ван Гог посвящал работе на пленере и написал довольно много.

Примечательно, что «Звездная ночь» написана по памяти, что несвойственно процессу творчества Ван Гога. Этим обстоятельством можно подчеркнуть и особенную экспрессивность, динамику и колорит картины. С другой стороны, эти особенности картины можно объяснить и психическим состоянием художника во время его нахождения в лечебнице. Круг его общения и возможности действий были ограничены, и приступы случались с разной степенью интенсивности. И только в периоды улучшения он имел возможность заниматься любимым делом. В тот период живопись стала особенно важным для Ван Гога способом самореализации. Поэтому полотна становятся более яркими, экспрессивными и динамичными. Художник вкладывает в них большую эмоциональность, так как это единственный возможный способ выразить ее.

Интересно, что Ван Гог, подробно описывающий свою жизнь, размышления и свои работы в письмах брату, упоминает о «Звездной ночи» только вскользь. И хотя к тому времени Винсент уже отошел от церкви и церковных догм, он пишет брату: «Я по-прежнему страстно нуждаюсь, – позволю себе это слово, – в религии. Потому я вышел ночью из дома и начал рисовать звезды".


Сравнивая «Звездную ночь» с более ранними работами, можно сказать, что она находится среди самых экспрессивных, эмоциональных и захватывающих. Прослеживая изменение манеры письма на протяжении творчества, заметно увеличение экспрессивности, цветовой нагрузки, динамики в произведениях Ван Гога. «Звездная ночь над Роной», написанная в 1888 г. - за год до «Звездной ночи», еще не наполнена той кульминацией эмоций, выразительности, цветовым богатством и техническими решениями. Также можно заметить, что последующие за «Звездной ночью» картины стали более экспрессивными, динамичными, эмоционально тяжелыми, более яркими по колориту. Наиболее яркие примеры - «Церковь в Овере», «Пшеничное поле с воронами». Так можно обозначить «Звездной ночью» последний и наиболее экспрессивный, динамичный, эмоциональный и яркий по колориту период творчества Ван Гога.

Далёкие, холодные и прекрасные звёзды всегда манили человека. Они указывали путь в океане или пустыне, предвещали судьбу отдельных людей и целых государств, помогали постичь законы мироздания. А ещё ночные светила издавна вдохновляли поэтов, писателей и художников. И картина ван Гога «Звездная ночь» - одно из самых противоречивых, загадочных и завораживающих произведений, воспевающих их великолепие. Как создавалось это полотно, какие события из жизни живописца повлияли на его написание и как работа переосмысливается в современном искусстве - обо всём этом Вы сможете узнать из нашей статьи.

Оригинал картины Звёздная ночь. Винсент ван Гог 1889 г.

История художника

Винсент Виллем ван Гог родился 30 марта 1853 г. на юге Голландии в семье протестантского пастора. Родственники описывали мальчика как капризного, скучного ребёнка со странными манерами. Впрочем, вне дома он чаще вёл себя задумчиво и серьёзно, а в играх проявлял добродушие, предупредительность и сострадание.

Автопортрет художника, 1889 г

В 1864 г. Винсента отправили в школу-интернат, где он изучал языки и рисование. Впрочем, уже в 1868 г. он оставил обучение, вернувшись в родительский дом. С 1869 г. юноша трудился дилером в крупной торгово-художественной фирме, которой владел его дядя. Там будущий живописец начал серьёзно интересоваться искусством, часто посещал Лувр, Люксембургский музей, выставки и галереи. Но из-за разочарования в любви он потерял желание работать, вместо этого решив стать священником, как отец. Так, в 1878 г. ван Гог занимался просветительской деятельностью в шахтёрском посёлке на юге Бельгии, наставляя прихожан и обучая детей.

Впрочем, единственной настоящей страстью Винсента всегда оставалась живопись. Он утверждал, что творчество - лучший способ для облегчения человеческих страданий, который не в силах превзойти даже религия. Но подобный выбор нелегко дался художнику - его отстранили от должности проповедника, он впал в депрессию и даже провёл некоторое время в психиатрической больнице. Кроме того, мастер страдал от безвестности и материальных лишений - желающих купить картину ван Гога почти не было.

Однако именно этот период позже назовут расцветом творчества Винсента ван Гога. Он усердно работал, менее чем за год создав более 150 полотен, около 120 рисунков и акварелей, множество эскизов. Но даже среди этого богатого наследия произведение «Звёздная ночь» выделяется своей неординарностью и выразительностью.

Репродукции из янтаря Звездная ночь. Винсент ван Гог

Особенности картины ван Гога «Звёздная ночь» - каким был замысел мастера?

Впервые она упоминается в переписке Винсента с его братом. Художник рассказывает, что стремление изобразить звёзды, сияющие на небе, продиктовано нехваткой веры. Впоследствии он также говорил, что ночные светила всегда помогали ему мечтать.

Подобная идея возникла у ван Гога уже давно. Так, похожий сюжет имеет написанное им в Арле (небольшой городок на юго-востоке Франции) полотно - «Звёздная ночь над Роной», но сам живописец отзывался о нём неодобрительно. Он утверждал, что оказался не в силах передать сказочность, ирреальность и фантасмагоричность мира.

Картина «Звёздная ночь» стала для ван Гога своеобразной психологической терапией, которая помогала превозмочь депрессию, разочарование и тоску. Отсюда и эмоциональность произведения, и его яркая колористика, и использование импрессионистских приёмов.

Но есть ли у полотна реальный прототип? Известно, что мастер писал его, находясь в Сен-Реми-де-Прованс. Однако искусствоведы признают, что расположение домов и деревьев не соответствует реальной архитектуре посёлка. Столь же таинственны и показанные созвездия. А в открывающейся перед зрителем панораме можно увидеть типичные особенности как северных, так и южных французских регионов.

Поэтому стоит признать, что Винсент Ван Гог «Звездная ночь» - очень символичное произведение. Его нельзя трактовать буквально - можно лишь благоговейно любоваться картиной, пытаясь постичь её скрытые смыслы.







Репродукции Винсента ван Гога в интерьере

Символы и толкования - что зашифровано в изображении « Звездная ночь» ?

Прежде всего, критики пытаются понять, что означает количество ночных светил. Их отождествляют и с Вифлеемской звездой, знаменовавшей рождение Мессии, и с 37 главой из Книги Бытия, в которой идёт речь о снах Иосифа: «Я видел ещё сон: вот, Солнце, и Луна, и одиннадцать звёзд поклоняются мне».

И звёзды, и полумесяц окружены ярчайшими сияющими нимбами. Этот космический свет озаряет неспокойное ночное небо, в котором вращаются удивительные спирали. Утверждают, что в них запечатлена последовательность Фибоначчи - особая гармоничная комбинация чисел, встречающаяся как в человеческих творениях, так и в живой природе. Например, расположение чешуек на еловой шишке и семян подсолнуха подчиняется именно этой закономерности. Просматривается она и в работе ван Гога.

Силуэты кипарисов, напоминающие пламя свечи, идеально уравновешивают бездонное небо и мирно спящую землю. Они выступают посредниками между неостановимым движением таинственных космических светил, создающих новые миры, и простым, заурядным провинциальным городком.

Возможно, именно благодаря этой многозначности произведение великого живописца и стало знаменитым во всём мире. Его обсуждают историки и критики, а искусствоведы исследуют полотно, хранящееся в Музее современного искусства в Нью-Йорке. А теперь и Вы имеете возможность купить картину «Звездная ночь» из янтаря!

Создавая это уникальное панно, мастер воспроизвёл все особенности и нюансы оригинала, от композиции до колористики. Золотистый, восковый, песочный, терракотовый, шафрановый - тщательно подобранные оттенки самоцветной крошки позволяют передать энергию, динамику и напряжение, исходящее от картины. А объём, который произведение обрело благодаря инкрустации из цельных драгоценных камней, делает его ещё привлекательнее и завораживающее.

А ещё наш интернет-магазин может предложить Вам и другие произведения великого художника. Любая репродукция ван Гога из янтаря отличается высочайшим качеством, безукоризненным следованием подлиннику, красочностью и неординарностью. Поэтому они наверняка порадуют настоящих ценителей и знатоков искусства.

Винсент Ван Гог. Звездная ночь. 1889 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк

Звездная ночь. Это не просто одна из самых известных картин Ван Гога. Это одна из самых заметных картин всей западной живописи. Что же в ней такого необычного?

Почему, раз увидев, вы уже ее не забудете? Что за воздушные вихри изображены в небе? Почему звезды такие крупные? И как картина, которую Ван Гог считал неудачной, стала “иконой” для всех экспрессионистов?

Я собрала самые интересные факты и загадки этой картины. Которые раскрывают секрет ее невероятной притягательности.

1. “Звездная ночь” написана в больнице для душевнобольных

Картина была написана в тяжёлый период жизни Ван Гога. За полгода до этого совместное проживание с Полем Гогеном закончилось прескверно. Мечта Ван Гога о создании южной мастерской, союза художников-единомышленников, не осуществилась.

Поль Гоген уехал. Он не смог больше оставаться рядом с неуравновешенным другом. Каждый день ссоры. А однажды Ван Гог отрезал себе мочку уха. И вручил ее проститутке, которая отдавала предпочтение Гогену.

Точь-в-точь, как поступали с поверженным быком на корриде. Отрезанное ухо животного отдавали Матадору-победителю.


Винсент Ван Гог. Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой. Январь 1889 г. Цюрих Кунстхаус музей, Частная коллекция Ниархоса. Wikipedia.org

Ван Гог не выдержал одиночества и краха своих надежд на мастерскую. Брат пристроил его в приют для психически больных в Сен-Реми. Здесь и была написана “Звездная ночь”.

Все его душевные силы были до предела напряжены. Поэтому картина получилась такой экспрессивной. Завораживающей. Как сгусток яркой энергии.

2. “Звездная ночь” – это воображаемый, а не реальный пейзаж

Этот факт очень важен. Потому что Ван Гог почти всегда работал с натуры. Это был тот вопрос, из-за которого они чаще всего и спорили с Гогеном. Тот считал, что нужно пользоваться воображением. Ван Гог был другого мнения.

Но в Сен-Реми у него не было выбора. Больным не разрешали выходить на улицу. Даже работать в своей палате воспрещалось. Брат Тео договорился с начальством больницы, чтобы художнику выделили под мастерскую отдельную комнатку.

Так что зря исследователи пытаются узнать созвездие или определить название городка. Все это Ван Гог взял из своего воображения.


3. Ван Гог изобразил турбулентность и планету Венеру

Самый загадочный элемент картины. На безоблачном небе мы видим вихревые потоки.

Исследователи уверены, что Ван Гог изобразил такое явление, как турбулентность. Которую невооружённым взглядом едва ли можно увидеть.

Обостренное душевной болезнью сознание было подобно оголенному проводу. До такой степени, что Ван Гог увидел то, что обычному смертному не под силу.


Винсент Ван Гог. Звездная ночь. Фрагмент. 1889 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк

За 400 лет до этого ещё один человек осознал это явление. Человек с очень тонким восприятием окружающего мира. . Он создал серию рисунков с вихревыми потоками воды и воздуха.


Леонардо да Винчи. Потоп. 1517-1518 гг. Королевское художественное собрание, Лондон. Studiointernational.com

Еще один интересный элемент картины – неправдоподобно большие звезды. В мае 1889 года на юге Франции можно было наблюдать Венеру. Она и вдохновила художника на изображение ярких звёзд.

Вы легко можете догадаться, какая из звёзд Ван Гога – Венера.

4. Ван Гог считал “Звёздную ночь” неудачной картиной

Картина написана в характерной для Ван Гога манере. Густые длинные мазки. Которые аккуратно наложены рядом друг с другом. Сочные синие и желтые цвета делают ее очень приятной глазу.

Однако сам Ван Гог считал свою работу неудачной. Когда картина попала на выставку, он небрежно о ней отозвался: “Может быть, она покажет другим, как изображать ночные эффекты лучше, чем это получилось у меня”.

Такое отношение к картине не удивительно. Ведь написана она была не с натуры. Как мы уже знаем, Ван Гог готов был до посинения спорить с другими. Доказывая, как важно видеть то, что пишешь.

Вот такой парадокс. Его “неудачная” картина стала “иконой” для экспрессионистов. Для которых воображение были гораздо важнее внешнего мира.

5. Ван Гог создал ещё одну картину с ночным звёздным небом

Это не единственная картина Ван Гога с ночными эффеками. За год до этого он написал “Звездную ночь над Роной”.


Винсент Ван Гог. Звездная ночь над Роной. 1888 г. Музей д’Орсе, Париж

“Звездная ночь”, которая хранится в Нью-Йорке, фантастична. Космический пейзаж затмевает землю. Мы не сразу даже видим городок внизу картины.