Музей д'Орсе в Париже, расположение на карте. Музей орсе в париже

Я не удивлю вас, если скажу о том, что Париж - город невероятный, тысячи деятелей искусства: писатели, музыканты и художники - приезжали и приезжают сюда, чтобы найти вдохновение и почувствовать себя окрыленными. Как спрашивал Гоголь своего читателя в «Мертвых душах» о том, какой же русский не любит быстрой езды, так и я спрашиваю себя: «Какой же русский не любит Париж за его богатейшее культурное наследие

Сегодня я бы хотела рассказать вам об одном из удивительнейших в своем роде музеев, построенном на месте старого одноименного железнодорожного вокзала, о музее Орсе.

История и концепция музея

Музей Орсе или же, следуя французскому стилю произношения, музей д"Орсэ, расположенный в седьмом округе французской столицы напротив Садов Тюильри, по праву считается не только одним из самых популярных музеев, но и одной из самых посещаемых достопримечательностей Парижа. Именно Музей д"Орсэ является связующим звеном между произведениями искусства Лувра и центра Жоржа Помпиду.

Переоборудованный в конце 80-х годов XX века, музей тем не менее сохранил свою архитектуру, интерьер и декор. Музей Орсе открыл свои двери благодаря тому, что парижскому ценителю искусства было необходимо выставочное помещение, охватывающее период с 1848 по 1914 год. Это связано с тем, что в 1977 году в центре современного искусства Жоржа Помпиду была размещена национальная коллекция.


Основной акцент в экспозициях музея делается на произведениях импрессионизма, модернизма и постимпрессионизма в европейской живописи и скульптуре конца ХIХ начала ХХ вв. Также музей обладает внушительной коллекцией таких объектов искусства, как фотографии, мебель и декоративное искусство в стиле ар-нуво.

Структура музея и на что обратить внимание

Стоит отметить, что помимо грандиозного фасада музей обладает поражающим воображение внутренним убранством: высокий свод потолков, часы посередине зала и прозрачный, словно эфемерный купол здания - все отсылает нас к некогда великолепному вокзалу Орсе. Войдя в музей и исследуя дальше его структуру и особенности, я обнаружила, что коллекции, выставленные в нем, практически в точной хронологической последовательности охватывают один из выдающихся периодов французского искусства: вторую половину XIX века - начало XX века.


Цокольный и первый этажи: залы 1–23, скульптуры и временные выставки

Для меня, прежде всего как для большого любителя скульптуры, наиболее примечательными показались коллекции Родена и Карпо, расположенные в одном из самых масштабных помещений музея.


На фото ниже, собственно говоря, скульптура Родена конца ХIX в.


По соседству с главным основным холлом я обнаружила залы с произведениями живописи и декоративно-прикладного искусства Домье, Коро, Милле, Давида, Энгра и Делакруа.


Также в овальным зале первого этажа, отведенным под произведения разных школ (академической, натуралистической и символической), на мой взгляд, собирается больше всего туристов, слушающих своих гидов.


Средний уровень: залы 61–72, галерея нео- и пост-импрессионизма

Этажи со второго по четвертый полностью отданы под выставки коллекций мебели, посуды и декоративного искусства, например, витражей в стиле ар-нуво. Это меня невероятно поразило! Стиль представленных экспонатов начала XIX и XX веков, как мне кажется, не сможет оставить равнодушным ни одного эстета. Выставленные в залах предметы интерьера словно переносит в эпоху расцвета богемного Монмартра, где такие гении, как Дали, Хемингуэй и Пикассо создавали свои шедевры (подробнее об этом пристанище романтиков читайте ).

Кстати, на фотографиях ниже представлена мебель и посуда из коллекции конца ХIХ – начала ХХ вв.


Поистине красота во французской элегантности!


Тоже самое можно сказать и о посуде: роскошная простота еще раз подчеркивает изысканность французского вкуса! Восхищаюсь:).


А про декоративное искусство я даже не смею что-либо писать. Просто оставлю это здесь! Восхитительные витражи в стиле ар-нуво.


На мой взгляд, эти великолепные мебель, посуда и витражи являются действительно ярчайшими представители эпохи модерна!


Проведя в музее не меньше 2 часов, разглядывая и изучая каждый штрих на полотнах Ван Гога или Моне, я поняла, что в следующий раз на посещение нужно закладывать не меньше 4 часов. Только тогда можно будет без спешки обойти все залы, в том числе и специальные небольшие темные комнатки для фотографий, литографий и рисунков.


Естественное освещение в маленьких комнатках практически отсутствует, подсвечиваются только экспонаты. Несмотря на то, что музей может похвастаться наличием таких жемчужин искусства, о которых я уже говорила выше, посетителям также предоставляется возможность познакомиться с пока что менее известными авторами, чьи работы размещены рядом с шедеврами мировой культуры.


5 этаж: залы 29–47, галерея импрессионистов

Я посещала музей со своими друзьями, и наши мнения относительно того, что же является наиболее впечатляющим в музее, разделились. Они были поражены представленными в залах верхней галереи на 5 этаже коллекциями импрессионистов и постимпрессионистов, такими мэтрами, как Мане (с его непревзойденными и провокационными работами «Завтрак на траве» и «Олимпия»), Сислей и Сезанн.


Хотя, признаю, что «Олимпия» и правда впечатляет! Композиция, стиль, постановка завораживают...


Нельзя не упомянуть Ренуара и Ван Гога со знаменитой «Звездной ночью». Но все же я, помимо восхищения скульптурами, отдавала свое предпочтение моему фавориту среди художников импрессионистов - Гюставу Кайботту.

На фото ниже довольно забавный момент, который мне удалось поймать. Я бы назвала это так: люди и их реакция на искусство:).


Пожалуй, именно эта часть музея оставила самый яркий отпечаток на моем общем впечатлении об Орсэ. Однако я не отрицаю, что увидеть вживую полотна Тулуза-Лотрека, Ренуара, Мунка и, кончено же, моего любимого Гюстава Кайботта с его «Циклевщиками» уже было пределом моих мечтаний!


Кафе и летняя терраса

Также на верхнем уровне здания расположено кафе с открытой террасой и шикарным видом на Париж и Монмартр сквозь потрясающие вокзальные часы, именно туда и пошли мы с друзьями не только для того, чтобы подкрепиться и восстановить свои силы, но также и для того, чтобы сделать пару действительно красивых фотографий.


Также в музее есть ресторанный зал и чайный салон, украшенный позолотой. Средний чек в таких ресторанах и кафе будет 14-20 EUR за чашечку кофе, круассан или сырную тарелку, но о том стоит ли их посещать, я буду говорить чуть позже.

Как попасть в музей Орсе

Начну с того, что добираться очень просто благодаря тому, что музей находится в центральном округе Парижа. Это означает наличие как минимум двух станций метро и одной железнодорожной станции RER: «Solférino» и «Assemblée nationale» (12 линия метро), RER - станция «Musée d’Orsay» (линия С).

Если вы находитесь в центральном районе Парижа, скажем Опера или делаете покупки в Галерее Лафайет, проще всего воспользоваться метро: от Opera (линия 7) до Assemblée nationale (линия 12), чтобы добраться, быстро и относительно дешево. Можно также использовать маршрут Opera -Tuileries Musee d"Orsay (линия 1). Как в первом, так и во втором случае, поездка займет 10–15 минут, а уже от метро вам предстоит пройти всего лишь 5–7 минут. Поэтому выбор за вами, так как по времени выйдет относительно одинаково: примерно 15–20 минут в общем.

Кстати, выгоднее всего покупать сразу несколько поездок на метро или даже карточку в зависимости от продолжительности вашей поездки в Париже. Например карточка, позволяющая пользоваться не только метро, но также RER и шатлами до аэропорта и обратно на 1–5 дней будет стоить от 12,85 EUR (1 день и путешествия по Парижу + ближайшие прилегающие территории) до 70,30 EUR (5 дней, включающих не только метро в Париже и окраинам, но уже и RER+автобусы до аэропорта и обратно). Можно также приобрести 1 билет на метро/ автобус/ RER за 1,40 EUR, но это не так выгодно, например, как 10 шт. за 16 EUR, чем обычно пользуюсь я, приезжая в Париж на пару дней

График работы

График работы музея очень приятный, в основном с 9 до 18.00, но касса работает с 9:30-17:00, чт. 9:30-21:00. Оставляю ссылку на официальный сайт, где, кстати, говоря есть русскоязычная брошюра . Единственное, что мы не учли, когда пошли туда в первый раз - это длинные очереди (мы стояли в ней, как минимум час!) как и в любом другом музее, так что, если вы не хотите совершать наших ошибок, то можете приобрести билет онлайн на сайте музея, что существенно сократит ваше время ожидания, так как на входе в музей вам предстоит пройти проверку через службу безопасности.


Стоимость билетов

Кстати, о билетах: так как мне 23 года, то я воспользовалась скидкой для молодежи, которая действует для посетителей от 18 до 25 лет, и купила билет за 6,50 EUR. Скидка также доступна для всех остальных посетителей после 18 часов по четвергам и после 16.30 в остальные дни, а вообще полный билет стоит 12 EUR, но не вижу смысла переплачивать, если конечно, у вас есть время подождать правильное время.

На фото ниже запечатлен замечательный гид, показывающие основные «жемчужины» музея, конечно же, я оставила себе его на память:).


Вообще во Франции существует масса правил, позволяющих так или иначе не платить за вход в музеи: например, достаточно быть студентом из европейской страны, и тогда вход в любой государственных музей будет бесплатным. Ко всему прочему вход свободен и для людей моложе 18 лет, инвалидов с сопровождающим, для всех - в первое воскресенье месяца (вот в это время приходит реально много людей, среди которых вы уже смело сможете встретить не просто смышленого туриста, но и расчетливого парижанина). Думаю, что протолкнуться в такой день в музей можно, особенно, если у вас есть опыт посещения Эрмитажа или Третьяковской галереи)

Кстати, доступна и услуга аудио-гид для тех, кто предпочитает путешествовать по музею самостоятельно, а также, что не менее приятно, экскурсии есть не только на французском и английском языках, но также и на русском. Цена такого гида составляет 4 EUR, если вы младше 36 лет или же имеете карточку постоянного посетителя, и 5 EUR, если вы старше 36 лет и не имеете специальной карточки.

Еда

Перед тем, как посещать любое публичное место в Париже, зная, что путь предстоит нелегкий и не быстрый, я бы рекомендовала, прежде всего подкрепиться дома, а точнее в том месте, где остановились, чтобы не тратить лишние деньги на еду. К тому же, исходя из собственных ощущений, а также по признанию многих наших соотечественников, кафе, расположенное в музее, оставляет желать лучшего в плане ценовой политики и ассортимента еды. Поэтому продумайте вашу еду заранее.

Но, кстати говоря, недалеко от музея есть чудесное кафе с прекрасным видом на музей, Сенну и вообще на Париж.

Но, цены, как и во всех туристических местах, немного кусаются. Будьте готовы, что, во-первых, вам придется иметь наличные (так как покупка по карте возможна от 18 EUR), а, во-вторых, бокал вина или чашечка кофе будут стоить вам в 2 раза дороже, чем в менее туристическом месте, то есть в удалении от туристических достопримечательностей. Но вам будут предложен богатый выбор салатов, мини-закусок, десертов и всевозможных аперитивов. Так что, решать только вам! Я, вот, например, никогда не отказываю себе в подобных удовольствиях. Ведь это же и есть знаменитое французское l"art de vivre!

В столь любимом туристами округе, к сожалению, нет возможности перекусить бюджетно:(. Но вообще, во втором (ближайшем к первому) округе есть действительно классное и доступное .


Очереди и время прибывания

Как я уже писала раньше, когда я была в первый раз, то я еще не знала о существовании возможности покупки билетов онлайн, а не через кассу музея, поэтому потратила очень много времени и сил, чтобы отстоять очередь на вход и в кассу, и соответственно, у меня уже осталось меньше времени на само путешествие по музею. Поэтому, настоятельно рекомендую воспользоваться онлайн покупкой билетов через сайт музея или же вообще купить карту , которая значительно сэкономит время - позволит не стоять очередь и деньги. Пожалуйста, учитывайте, что покупка покупка билетов онлайн будет немного дороже - 13, 70 EUR, но вы сможете заранее (за 3 месяца) его купить, а также (это может быть e-ticket) и филиалы, входящие в состав Музея д"Орсэ.

По поводу времени прибывания в музее, то тут нет однозначной рекомендации, но, если вы, как я и мои друзья, являетесь фанатами Моне, Мане, Ван Гога и других не менее известных деятелей искусства, то советую выделить время, как минимум с 10.00 и до 16.00, чтобы исследовать все и не устать до потери пульса, сделать красивые фотографии и посетить сувенирный магазин в музее. Кстати, именно в нем я приобрела замечательную книгу с фотографиями Парижа разных времен, так что отбросьте предвзятое отношение к подобным местам, ведь иногда там встречаются поистине великолепные памятные вещи, которые останутся с вами надолго.


А что же после?

Так как я была в музее уже не один раз, то могу с точной уверенностью вам посоветовать записывать то, что особенно понравилось и впечатлило, чтобы, во-первых, найти информацию об этом в Интернете, а, во-вторых, чтобы при последующих посещениях уже не тратить время на просмотр или же наоборот еще раз вернуться, чтобы насладиться произведением искусства по-новому.

Также после того, как я посетила музей первый раз, мне стало интересно, а чем же еще примечателен этот музей, и выяснилось, что помимо картин, скульптур, фотографий и музыки, в музее проходят различного рода конференции, лекции об истории искусства и творческие встречи, которые чаще всего приурочены к какому-либо событию или временной выставке. Так, например, в музее проходит ежегодный кинофестиваль, посвященный истории происхождения кино. Они показывают спектакли и оперы в записи по мотивам известных произведений - «Ромео и Джульетта» и многие другие. На фото ниже фрагмент из оперы Джакомо Мейербера «Африканка».


То есть, приезжая в Париж, уже имея опыт посещения Музея Орсе, как одного из обязательных мест туристического must visit, вы можете также приходить сюда уже не только, как в музей, но и как в креативное пространство, предлагающее насыщенную культурную программу, которая освещена на официальном сайте .


Это я на фоне той самой мебели:)

P.S. Перед тем, как пойдете в музей, обязательно прочитайте историю его возникновения, а также не поленитесь выбрать те картины, скульптуры или авторов, чьи работы вам хотелось бы посмотреть в первую очередь. Только так вы проведете время с пользой, не теряя его на планирование своего маршрута на месте. Помните, самое главное - это хорошее настроение, удобная одежда и обувь, а также наличие камеры или смартфона с камерой(естественно, когда я фотографировала на смартфон, никто с меня денег не брал и на входе специальной информации нет, а вот насчет зеркалки - не знаю, на сайте также нет информации), ведь вам предстоит увлекательнейшее путешествие в мир шедевров импрессионизма, модернизма и постимпрессионизма.

Музей Орсе, д’Орсэ (фр. Musée d’Orsay) – музей изобразительного искусства в Париже, посвященный, в основном, импрессионизму середины XIX века – начала XX.

Эта необычная выставка в бывшем здании вокзала ежегодно входит в топ самых популярных музеев Парижа и мира. Кроме картин здесь выставлены экспонаты, связанные с фильмами, фотографиями, архитектурой, скульптурой и т.д.

История

История музея д’Орсе очень короткая – ему всего три десятка лет. Но события, которые предшествовали появлению выставки импрессионизма в этом месте, достаточно интересны.

На месте музея Орсе раньше был вокзал, который практически не изменился ни внешне, ни внутренне с момента постройки. Его возвели к 1900 году, когда расширяли транспортную сеть Парижа в преддверии Всемирной выставки. Вплоть до 1939 года вокзал функционировал, но развитие железнодорожного транспорта привело к появлению длинных пассажирских поездов, которые просто не помещались на короткие платформы начала XX века. Еще некоторое время здание служило как вокзал для электричек, а затем и вовсе использовалось как декорации к фильмам и в качестве офисов для театралов и аукционистов.

В 1970 году вокзал хотели снести, но было признано, что он имеет историческую и архитектурную ценность (официально этот статус утвержден в 1978). В итоге, вокзал решили превратить в художественный музей. При чем, эта экспозиция закрывала пробел между более старыми экспонатами Лувра и современным искусством, представленным в центре Помпиду. Кроме того, большая часть коллекции Орсе посвящена именно французским художникам.

Открылся музей в декабре 1986 года на четырех этажах бывшего вокзала, расположившись в самом центре Парижа, напротив садов Тюильри на другой стороне Сены. Изначально сюда перенесли около 2000 картин и 600 скульптур, но коллекция расширилась, также в Орсе постоянно проходят и временные выставки.

Картины

Авторы, представленные в Орсе, известны даже людям, далеким от искусства: Ван Гог, Моне, Ренуар, Гоген и т.д. Также нет смысла перечислять огромное количество картин собрания Орсе, но среди них есть признанные всеми шедевры:

  • Руанский собор (Клод Моне);
  • Олимпия (Эдуард Мане);
  • Звездная ночь (Ван Гог);
  • Заклинательница змей (Анри Руссо);
  • Бал в Мулен де ла Галетт (Огюст Ренуар);
  • Паркетчики (Гюстав Кайботт);
  • Игроки в карты (Поль Сезанн).

Список, конечно, не полный и к шедеврам можно отнести много других картин. Скорее он дает понимание, что музей Орсе действительно стоит посетить, чтобы увидеть уникальные работы. Стоимость многих из этих картин невозможно адекватно оценить, так как они никогда не продавались, но, например, Бал в Мулен де ла Галетт также обладает своей авторской уменьшенной копией, которая в 1990 году ушла с аукциона за более чем 78 миллионов долларов. А Игроки в карты – это серия из 5 картин Сезанна, в Орсе выставлена последняя, пятая версия, а третья картина серии в 2011 году была куплена эмиром Катара за 250 миллионов, на тот момент – мировой рекорд.

Другие экспонаты

Музей Орсе – не только картины, в нем выставлены другие предметы искусства вышеозначенного периода. В первую очередь это, конечно, скульптуры. Интересно, что скульптуры в XX веке, особенно после Второй мировой войны, перестали интересовать публику и во многих французских музеях были убраны в запасники. Но благодаря Орсе этот вид искусства вновь обрел музейную популярность. Из представленных экспонатов можно выделить работы Огюста Родена, Эдгара Деги, Аристида Майоля и других.


Отдельно от картин, в Орсе представлена коллекция рисунков. Они собраны по тем же правилам, что и картины – авторы это французские художники, родившиеся в период с 1820 по 1870 год за некоторыми исключениями. Сегодня в Орсе хранится около 80000 тысяч рисунков и фонд постоянно пополняется.

Также в музее представлена фотография, которая уже существовала как самостоятельный жанр в начале XX века. В отличие от других экспонатов, многие из собранных фото имеют не только художественную или авторскую, но и историческую ценность – на них запечатлены люди и события с середины XIX до середины XX века.


Последняя категория экспонатов в Орсе – декоративно-прикладное искусство. Это различные предметы быта, посуды и мебели. Эту коллекция не такая большая, по словам работников музея – экспонаты подобного типа сложнее всего собирать. Уже готовые коллекции из соседних музеев достаточно маленькие, а другие объекты быта, заказанные в свое время для дворцов или усадеб, зачастую являются элементами оформления существующих там музеев, а потому не продаются и не выставляются отдельно.

Как попасть

Музей Орсе находится в центре Парижа, в пяти минутах ходьбы от Лувра. Добраться можно практически любым видом общественного транспорта, а посещение выставки можно совместить с осмотром других достопримечательностей.

На карте

Информация для туристов

http://www.musee-orsay.fr

Время работы

С 9:30 до 18:00 (вход до 17:15), по четвергам – до 21:45 (вход до 21:00).

Цена билета

12 евро. 9 евро – льготная стоимость. До 18 лет – бесплатно. Аудиогид (есть на русском) – 5 евро.

На чем добраться

Автобусы 24, 63, 68, 69, 73, 83, 84, 94, метро – 12 ветка, RER – линия C. Остановки Musée d’Orsay или Solférino.

Другие заведения

На территории музея Орсе работают два кафе, ресторан и книжный магазин.

Фото

Музей д Орсэ – известный музей, расположен на левом берегу Сены. Он является кладезем художественных коллекций, скандальных скульптур, архитектурных макетов и уникальных предметов мебели.

Сегодня его непременно посещают гости французской столицы, интересующиеся культурой. Он является одним из самых необычных и занимательных музеев в мире. Популярность ему принесли коллекции работ таких мастеров, как Сезанн, Дега, Моне.

История музей Орсе

В 1900 г. был построен железнодорожный вокзал, открытие которого было приурочено к проведению всемирной выставки. Он обслуживал юго-западную область Франции до 1939 года. В будущем именно это здание и стало пристанищем музея.

Когда перроны вокзала стали слишком малы для удлиненных железнодорожных составов, он использовался для обслуживания небольших поездов. Во времена второй мировой войны отдельные комнаты были заняты почтовыми службами.

После этого вокзал служил жилищем для театрального коллектива Renaud-Barrault. На его территории расположились аукционные дома, была восстановлена работа отеля Hotel Drouot, который был открыт вплоть до 1 января 1973 г.

Основной зал музея поражает своими масштабами: его длина – 140 метров, а высота – 32 метра.

В 1977 г. правительством было решено отвести территорию утратившего былой лоск здания вокзала под музей. На реконструкцию ушло около 10 лет, и 1 декабря 1986 прошла торжественная церемония открытия с участием главы Франции Франсуа Миттерана.

Больше чем просто коллекции

Орсэ музей в Париже – уникальное место, в стенах которого собрали коллекции из разных частей Франции и всего мира. На трех этажах расположено более 4 тысяч предметов искусства. Шедевры выдающихся творцов и полотна почти неизвестных авторов создают неповторимую атмосферу.

Первый уровень встречает скульптурами мастеров Анри Руссо, Эдуарда Мане и других. Одно из помещений отведено под работы Клода Моне. Здесь есть его знаменитые произведения «Олимпия», «Регата в Аржатей». Еще одна часть посвящена Гюставу Курбе – основоположнику реализма.

Второй уровень радует картинами представителей символизма и натурализма и шедеврами таких скульпторов, как Роден, Майоль, Бурдель. Здесь стоит остановить свое внимание на отгремевшей работе Огюста Родена «Бальзак» и на статуе танцовщицы Дега.

Живопись музея д Орсэ продолжают творчество Боннара и Вюйяра, скрытые от глаз огромной скульптурой «Белый медведь» работы мастера Помпона. Коллекция заканчивается рядом работ символистов, в том числе Климта и Мунка.

Третий этаж это райское местечко для ценителей искусства и красоты. Здесь можно в полной мере насладиться работами: Клода Моне, Винсента Ван Гога и других.

Жемчужина коллекции, которую хотят увидеть все без исключения, – это «Звездная ночь над Роной» Ван Гога. Эта картина притягивает большое количество посетителей.

На месте музея, еще до появления здания вокзала, располагался старинный дворец с тем же названием. Впоследствии он был разрушен.

Невозможно пройти мимо работы Эдуарда Мане – «Завтрак на траве». Стоит только предположить, как были повергнуты в шок представители бомонда XIX века, увидевшие обнаженную даму в компании одетых джентльменов.

На первом уровне террасы, идущей вдоль Сены, расположилась преисполненная трагизма скульптурная группа «Зрелый возраст», автор которой ученица и любовница Огюста Родена Камилла Клодель. Она была создана в тот период, когда Роден ушел от нее к своей прежней влюбленной.

Как добраться

Если передвигаться по городу на метро, то ближайшая станция – Solférino линии M12. Для тех, кто первый раз посещает Париж, главная подсказка - бульвар Сен-Жермен, в западной области которого находится объект.

Также можно добраться на автобусах: 24, 63, 68, 73, 83, 84, 94.

Стоимость входного билета – 12 EUR. Вход свободный для несовершеннолетних и инвалидов в сопровождении.

Музей работает по следующему графику: понедельник – выходной, воскресение – 9:00-18:00, четверг – 10:00-21:45, остальные дни – 10:00-18:00.

Можно воспользоваться услугами гида и заказать полноценную экскурсию. Обычно тур длится около 2-2,5 часов. Средняя стоимость – 150-170 EUR.

Кстати, для того чтобы узнать о текущих мероприятиях и выставках, а также увидеть имеющиеся коллекции, можно посетить официальный сайт музея д Орсэ в Париже – www.musee-orsay.fr .

Произведения в музее Орсе

Eugène Delacroix, The Lion Hunt, c. 1854

Gustave Courbet, The Artist"s Studio (L"Atelier du peintre): A Real Allegory of a Seven Year Phase in my Artistic and Moral Life, 1855

Jean Auguste Dominique Ingres, The Source, 1856

Jean-François Millet, The Gleaners, 1857

Édouard Manet, Olympia, 1863

Claude Monet, Le déjeuner sur l"herbe, (right section), with Gustave Courbet, 1865-1866

Paul Cézanne, Portrait of Achille Emperaire, 1868

Eugène Boudin, Bathers on the Beach at Trouville, 1869

James McNeill Whistler, Whistler"s Mother, 1871

«Происхождение мира» (фр. l"Origine du monde, 1866) - картина художника-реалиста Гюстава Курбе, которая долгое время воспринималась как художественная провокация и более 120 лет не выставлялась напоказ.

Gustave Caillebotte, Les raboteurs de parquet (The Floor Scrapers), 1875

Edgar Degas, L’Absinthe, 1876

Self-portrait (1889) by Vincent van Gogh

Vincent van Gogh, The Church at Auvers, 1890

Paul Gauguin, Tahitian Women on the Beach, 1891

По мере того как бульвар Сен-Жермен достигает 7-го округа, он поворачивает к реке, и весь транспорт по мосту Согласия перебирается на Правый берег.

В восточной стороне этой части квартала располагаются магазины произведений искусства и антиквариата, входящие в так называемый комплекс «Карре Рив-Гош», ограниченный улицей Университет и набережной Вольтер.

Ближе к западной части набережной Вольтер, которая смотрит на сад Тюильри на противоположном берегу, располагается самая посещаемая достопримечательность Парижа – Музей Орсе (Musee d"Orsay), вход в который находится со стороны улицы Лежьон-д’Оннёр. Работает музей – вторник-суббота, 10.00-18.00, четверг, 10.00-21.15, воскресенье, 9.00-18.00; стоимость 7.50 евро; вход свободный для посетителей до 18 лет и в 1-е воскресенье месяца; метро Solferino/RER Musee-d’Orsey.

В музее Орсе выставлена коллекция живописи и скульптуры, охватывающая период между 1848-1914 годами и заполняющая, таким образом, хронологический зазор между Лувром и Центром Помпиду . Шедевры коллекции – выдающиеся работы импрессионистов и постимпрессионистов.

Здание музея было возведено для Всемирной выставки 1900 года в качестве железнодорожного вокзала. Оно замечательным образом сочетает в себе классицизм XIX столетия и более современный индустриальный стиль. Его изысканный, строгий каменный фасад удачно скрывает внутреннюю конструкцию арки железнодорожного вокзала, выполненную из стекла и стали. В качестве вокзала здание обслуживало поезда юго-западного направления французских железных дорог вплоть до 1939 года.

К тому времени стало ясно, что платформы вокзала слишком короткие для современных поездов, и вокзал был закрыт. Именно здесь 19 мая 1958 года генерал де Голль провозгласил государственный переворот – в результате войны Алжира за независимость появилась реальная угроза развала страны, поэтому его возвращение во власть имело для Франции мессианское значение.

К 1960-м вокзал настолько обветшал, что режиссер Орсон Уэллс решил, что это место идеально подходит для съемок его фильма по роману Кафки «Процесс»: с целью создать необходимое для фильма кошмарное ощущение клаустрофобии он заполнил высокие узкие коридоры здания вереницей кабинетов.

Несмотря на богатую историю, здание ожидала печальная участь: на его месте собирались построить современный гостиничный комплекс. И только огромная волна общественного негодования и сожаления по поводу недавнего сноса исторического Центрального рынка помогла спасти здание вокзала для истории Парижа .

Разработка проекта по превращению здания вокзала в музей д"Орсе (Musee d"Orsay) была поручена талантливой итальянской женщине-архитектору из Милана Гаэ Ауленти. В результате реализации ее проекта вокзал превратился в хорошо сбалансированное и необычайно красивое музейное здание, но с одним существенным недостатком: отделу импрессионизма было отведено в нем помещение под самой крышей, поэтому самые многолюдные толпы посетителей вынуждены теперь тесниться в сравнительно небольших залах.

Если у вас есть свободное время, можете провести в музее Орсе полдня или даже целый день, спокойно осматривая залы музея в соответствии с их номерами, то есть в хронологическом порядке. Однако если вы ограничены во времени, лучше воспользоваться планом музея и посмотреть те отделы, которые вас особенно интересуют, поскольку каждый зал отличается особой атмосферой.

Экспозиция музея начинается на первом этаже, под огромным сводом из стекла и стали, затем переходит к помещениям верхнего уровня и наконец заканчивается на среднем уровне, откуда открывается вид на центральную галерею.

Для восстановления сил можете посетить и другие приятные места музея: это расположенное на верхнем уровне здания кафе с открытой террасой и прекрасным видом на Монмартр через огромные вокзальные часы, а на среднем уровне – великолепный, украшенный позолотой ресторанный зал и чайный салон. Чай с пирожным обойдется вам в 10 евро.

Экспозиция первого этажа музея Орсе

На первом этаже, расположенном под огромной стеклянной арочной крышей, вдоль центральной галереи тянутся два ряда скульптур, напоминающих железнодорожные пути, а по обеим сторонам в небольших боковых залах демонстрируются произведения живописи.

Этот этаж посвящен произведениям искусства, созданным до 1870 года. Из образцов скульптуры середины XIX столетия в центральной галерее среди прочих выставлена скульптура Уголино , работы Карпо, изображающая отвратительного графа Уголино из «Божественной комедии» Данте, который, обезумев от голода, грызет свои пальцы в предвкушении возможности съесть тела своих умирающих детей.

Еще одна работа Карпо – авторский гипсовый вариант фонтанной группы «Четыре части света, поддерживающие небесную сферу», бронзовый оригинал которой можно увидеть в качестве основания фонтана в Люксембургском саду . Рядом выставлены необычные полихромные бюсты чернокожих африканцев, выполненные Шарлем Кордье в бронзе и цветном камне.

На южной стороне первого этажа, граничащей с улицей Лилль, – террасе Лилль – в первых залах (1-3) представлены полотна Энгра и Делакруа, чьи основные работы находятся в Лувре , а также классические произведения тех художников, которые выставляли свои работы в художественных салонах середины XIX века. Далее (залы 11-13) экспонируются интересные работы Пювиса де Шаванна, Гюстава Моро и молодого Дега.

Знаменитая Барбизонская школа и художники-реалисты представлены на северной стороне, со стороны Сены – на террасе Сена (залы 4-7). Это, прежде всего, полотна Домье, Коро, Милле и Курбе, которые первыми нарушили установленные нормы морали и не захотели больше изображать идеализированное прошлое.

Пейзажи в мягких тонах, выполненные Милле и Коро, а также динамичные сцены на картинах Добиньи, таких как «Снег», оказали большое влияние на пришедших им на смену классических импрессионистов. Выставленная в зале № 7 картина Курбе «Начало мира» настолько откровенна, что способна шокировать даже современную аудиторию.

В зале № 14 внимание посетителей привлекает наполненная ярким светом картина Моне «Женщины в саду» (1867), отражающая ранние искания художника. Здесь же вы увидите провокационное полотно Мане «Олимпия» (1863), возвестившее о наступлении эры импрессионизма.

Последняя работа в свое время вызвала немало яростных споров как по поводу цветовых сочетаний и чувственных форм, так и по поводу того, что на ней Олимпия изображена в виде женщины легкого поведения высшего класса, которая в ответ на пристальные взгляды публики с невинным видом демонстрирует полное к ней пренебрежение.

Верхний уровень: импрессионизм и постимпрессионизм

Чтобы продолжить осмотр картин в хронологическом порядке, направляйтесь на верхний уровень, залы которого выглядят более камерно и похожи на художественные мастерские под крышей. Сначала вашему вниманию предлагается частная коллекция, подаренная музею Орсе усердным коллекционером и историком искусства Моро-Нелатоном (зал 29).

Она включает некоторые из наиболее известных образцов импрессионизма, в их числе «Маки», а также «Завтрак на траве» Клода Моне . Когда в 1863 году появилась картина «Завтрак на траве» критики пришли в такую ярость и негодование при виде голых моделей, что их едва не хватал апоплексический удар. На выставку в «Салон» в тот год картину не приняли.

Для того чтобы далее по достоинству оценить живую новаторскую силу импрессионизма, вам придется все время бороться с настойчивым ощущением чего-то очень знакомого и узнаваемого – это «Абсент» Дега, «Бал в Мулен де ла Галет» Ренуара, «Женщина с зонтиком» Моне. В залах 30-32 вы увидите работы Ренуара, Сислея, Писарро и Моне – целую вереницу небольших пейзажей и уличных сценок, которые обязаны своим блеском и великолепием новому обычаю устанавливать мольберт прямо на открытом воздухе.

Многие из этих работ были написаны на берегах Сены. К менее типичным полотнам относятся изображения танцовщиц Дега, которые отражают глубокий интерес художника не к свету, что в целом характерно для импрессионистов, а к движению и линиям. Особняком стоит также картина «Колыбель» (1872) Берты Моризо – первой женщины, которая присоединилась к импрессионизму на его раннем этапе.

Более весомые шедевры выставлены в залах 34 и 39, которые посвящены среднему и позднему периодам творчества Моне и Ренуара. Развитие излюбленной темы Моне прослеживается на примере пяти картин из его серии соборов Руана , где каждая картина написана с присущим только ей освещением.

Зал № 35 наполнен пылающими красками и тревожными ритмами Ван Гога, тогда как творчество Сезанна, представляющее собой еще одно отклонение от основных принципов импрессионизма, наглядно демонстрируется в зале 36. Одно из полотен, которое наиболее точно выражает его художественное кредо, – это натюрморт «Яблоки и апельсины» (1895-1900), где разные части картины написаны с разных точек зрения.

Пройдя мимо кафе , а также небольших залов (37 и 38), где висят наполненные воздухом пастели Дега, вы окажетесь в тускло освещенном невеселом зале (40), демонстрирующем пастели Редона, Мане, Мондриана и других. Следующая и последняя вереница залов на этом этаже отдана различным представителям последующих этапов развития импрессионизма, в работах которых ощущается более острое и современное восприятие, с большим акцентом на психологический аспект.

Экспозиция открывается фантастической картиной Руссо «Заклинательница змей » (1907), затем идут загадочные таитянские полотна Гогена, их сменяют пуантилисты – Сёра (знаменитая картина «Цирк»), Синьяк и другие. Заканчивается экспозиция лучшим образцом отточенного в ночных клубах карикатурного творчества Тулуз-Лотрека – огромным полотном, изображающим Оскара Уайльда.

Коллекция среднего уровня музея Орсе

Направляясь на средний уровень, постарайтесь не пропустить желанную коллекцию Кагановича (залы 49 и 50) – маленькую, но с отчетливым акцентом на постимпрессионизме. На среднем уровне живописную часть экспозиции на террасе Лилль продолжают работы Вюйяра и Боннара (залы 71 и 72), скрытые от публики непомерной скульптурой белого медведя работы Помпона.

Вюйяр и Боннар начали свою карьеру как члены группы ар нуво, известной под названием «Наби» («Пророки»); в декоративном панно Вюйара «Общественные сады» (1894) и картине Боннара «Партия в крокет» (1892) отчетливо ощущается влияние японской живописи. Импрессионистическое внимание к свету здесь тоже присутствует, но оно подчинено весьма четкой цветовой гамме, где краски одновременно приглушенные и насыщенные.

На террасе Сена (залы 55-58) демонстрируются менее известные работы конца XIX столетия, в том числе некоторые крупноформатные, эпические, натуралистические работы, такие, как волнующее полотно Детайя «Сон» (1888), «Каин» Кормона (1880), а также известный декадентский «Портрет Марселя Пруста» Жака-Эмиля Бланша.

Коллекция живописи заканчивается несколькими волнующими работами символистов из разных стран: зал № 60, выходящий на Сену, почти полностью занят полотном Климта «Кусты роз под деревьями», с бесформенной массой листьев и лепестков, а также несколькими менее известными работами Мунка.

На параллельных скульптурных террасах мраморные фигуры XIX века на террасе Сены смотрят на скульптуры XX столетия, расположенные на противоположной террасе Лилль, а соединяющая их терраса Родена приютила все остальные экспонаты.

Скульптура Родена «Уголино» выглядит еще более мрачной, чем одноименная скульптура Карпо на первом этаже. Другая работа Родена – «Мимолетная любовь», ставшая ответом на выставленную рядом скульптуру его ученицы и любовницы Камиллы Клодель «Зрелый возраст», красноречиво символизирует конец их отношений. К сожалению, мало у кого остаются силы для посещения еще нескольких залов, где демонстрируется мебель и другие произведения прикладного искусства в стиле ар нуво.

Свыше 3 млн. посетителей в год, более 2 тыс. скульптур, примерно 13 тыс. фотографий и около 500 картин – вот, что выделяет музей Орсе или Muse Orsay (как его еще называют) среди других достопримечательностей французской столицы, ставя его на 3 место в рейтинге популярности.

Музей занимает помещение бывшего вокзала. Построенное к открытию Всемирной выставки в 1900 г. здание благодаря архитектору Виктору Лалу замечательно гармонировало с самим кварталом и продолжало традиции Лувра, восхищая своей роскошью и новаторством. Несмотря на то, то это был первый электрифицированный вокзал, он очень быстро устарел и уже в 1939 г. обслуживал поезда только пригородного направления.

Позже здесь размещалась театральная студия, проводились аукционы, он служил почтовым центром и даже декорациями для психологических фильмов, и наконец просто стоял заброшенным. Огромное здание в центре Парижа не могли оставить в таком состоянии. После долгих споров о его возможном применении, было решено разместить в нем музей. Вокзалу предстояло стать музеем для экспозиции работ II пол. XIX – начала XX вв.

Выпадавшему пласту искусства, которому не нашлось достаточного места ни в Лувре, ни в Центре Помпиду, признавая его значимость, выделяли отдельный музей. Ему надлежало связать эпохи, поэтому в экстерьере и интерьере здания, которое должны были превратить в дворец искусств, предполагались минимальные изменения. Уже в 1980 г. началась реконструкция, которая длилась 6 лет.

Структура

Реставраторы использовали все, что оставалось от покрытой слоем камня и стекла громадной металлической конструкции. Лепнина, балки, колонны – все вписалось в стиль нового интерьера.

Центральный зал решено было разделить на две части, между которыми оставался широкий неф. Протянувшийся на всю длину зала он создавал иллюзию бесконечности экспозиции, которая сочетала живопись, скульптуру и архитектуру. В свою очередь каждая часть состоит из отдельных залов или блоков для тематических выставок. Все помещения созданы панелями, т.е. не имеют потолка, что позволяет проникать естественному свету.

Под самым куполом разместилась длинная галерея, освещение которой стало настоящей находкой для выставленных здесь работ импрессионистов и скульптур. Однако, ошибочно было бы называть д᾽Орсе просто музеем. Это еще одно культурно-образовательное пространство, где проводят встречи, конференции, лекции. К тому же атмосфера здания настолько монументальна, а акустика подходяща, что в помещении часто проводят концерты и шоу.

Музей располагается на 3 этажах (кроме него в здании находятся кафе и ресторан, книжный магазин и сувенирная лавка). Особенность каждого яруса в сочетании живописи, графики, скульптур, мебели и фотографии определенного периода. Причем работы известных мастеров чередуются с теми, чьи имена не вошли в историю. Несмотря на то, что коллекция музея представлена более чем 6 тыс. экспонатов, для ежедневного просмотра доступна примерно половина. Оставшаяся часть находится на выставках в других музеях, выставляются периодически или просто лежат в хранилище.

Экспозиция первого этажа

Экспонаты музея разделены по трем этажам, каждому из которых соответствует свой промежуток времени. На цокольном и первом этаже выставлены работы 1840-1860 –х гг. Первое, что производит впечатление на посетителей – это огромный неф, уставленный лучшими образцами скульптуры сер. XIX в. Преимущественно это работы Карпо: полная драматизма «Уголино», оригиналы провокационной скульптуры «Танец» и фонтанные «Четыре части света» и др. Есть здесь и произведения других авторов: статуи Кавельера, Бари и Клезингера, бюсты Кордьера, медальоны Прео.

Живопись выставлена в боковых залах. Экспозицию составляют работы Делакруа, Моро, Милле, Домье, Курбе и других предшественников импрессионизма. Толпы посетителей всегда привлекают залы с картинами раннего Моне и Мане, Сезанна и Дега. Обнаженная натура на картинах «Олимпия» и «Завтрак на траве» Мане в свое время вызвали негодование и скандал. Для экспозиции фотографий были выделены отдельные залы. В них нет освещения и подсвечены только работы – такой прием позволяет не отвлекаться на интерьер музея.

Экспозиция второго этажа

Если следовать хронологической последовательности, то экскурсию необходимо продолжить на верхнем ярусе, а затем спуститься на второй. Этаж отражает веяния к. XIX – н. XX вв, т.е промежуток времени с 1880 по 1914 гг. Здесь выставлены работы постимпрессиониста Кагановича, которые помещены в 2 залах. Террасу Лилль занимает экспозиция Боннара и Вюйяра, которых относятся к ар-нуво. В их картинах прослеживается влияние как импрессионистской значимости цвета, так и японской живописи. Это можно заметить в панно «Общественные сады» Вюйара и картине «Партия в крокет» Боннара.

Завершает ряд представленных направлений живописи символизм, наиболее ярко отображенный у Климта и Мунка. Их работы следует искать на террасе Сены. Там же можно встретить и менее известных художников Бланша, Кормона и Детайя. Картина последнего «Сон» неизменно вызывает интерес посетителей. Параллельно террасы разместили Роденовские шедевры, среди которых «Мимолетная любовь» и «Уголино» (последняя кажется еще мрачнее статуи Карпо). Здесь же выставлены и работы ученицы Родена – Клодель, такие как «Зрелый возраст».

Завершают выставку этажа залы с мебелью, посудой и произведениями прикладного искусства в стиле нуво. Посетители редко видят расставленные здесь международные экспонаты, т.к. обычно сил на последние помещения не остается. Если же полностью пройти этаж, можно восторгаться уникальными витражами, мебелью Бугатти и Кварти мюллеровскими вазами и многим другим.

Экспозиция третьего этажа

На верхнем этаже разместилась коллекция импрессионистов, которая по праву считается жемчужиной музейной сокровищницы. Открывает ее зал, где выставлены картины из частного собрания — подарок коллекционера Моро-Нелотона. Следующие выставочные помещения знакомят со светскими портретами в исполнении Ренуара, работами мастера пейзажа Сислея, контрастной живописью Мане и творчеством первой женщины импрессиониста Моризо.

Работы Дега и Моне, расположенные в одном зале, наглядно демонстрируют торжество жизни в движениях танцовщиц первого, в то время как полотна второго отличает игра света, делая их жизнеутверждающими. Абсолютно несхожими кажутся пейзажи Писсарро и Сезанна, написанные с одной натуры. Из-за различия манеры и акцентов, только внимательный глаз заметит, что там, где у Писсарро доминирует человек, Сезанн отдает предпочтение природе.

Неоднозначные чувства вызывают работы Ван Гога, особенно его «Звездная ночь над Роной». Завершают экспозицию полотна постимпрессионистов Руссо, Гогена и Тулуз-Лотрека. Из-за особенностей изображения особняком стоят Жорж Сера и его последователь Синьяк.

Кафе и летняя терраса

В д᾽Орсэ разместилось несколько кафе и ресторан. У башни Сена возле статуи «Белого медведя» находится недорогое Café de l’ours, где посетителям предлагаются легкие закуски, десерты и напитки. Исторический ресторан, который впервые открылся еще в 1900 г., расположен на втором этаже. Среди блеска позолоты и изящных люстр подают блюда традиционной французской кухни.

Большим вниманием пользуется размещенное на верхнем этаже Café Campana с открытой террасой. Это брассери отличает уютный интерьер в стиле ар-нуво и замечательные виды. Незатейливый фастфуд, булочки и салаты легко компенсируются возможностью сделать панорамные фото района и всего города с высоты.

Время работы и стоимость билетов

  • понедельник, среда – воскресенье – 9.30 – 18.00
  • вторник 9.30 – 21.30

Закрыт: понедельник, 01.05 и 25.12. Цена: 12 € — полная стоимость. 9 € — для граждан ЕС от 18 до 25 лет, — с 18.00 в четверг и с 16.30 остальные дни.

Бесплатный вход для посетителей младше 18 лет, первое воскресенье месяца.

Где находится и как добраться

На левом берегу Сены неподалеку от Лувра, Садов Тюильри, Латинского квартала и аббатства Сен-Жерме на улице Лилль 62 расположен музей д᾽Орсэ. Это самый центр Парижа, поэтому сюда можно легко добраться следующим транспортом:

  • метро – станция «Solferino» или «Assemblee Nationale» 12 линии
  • электричка (RER) – станция «музей Орсе» линии С
  • автобус 24, 63, 68, 69, 73, 83, 84, 94.

Музей Орсе в Париже на карте