«Монстры рока» в Тушино: как это было. «Монстры рока» в Тушино: самый безумный концерт перестройки

  • Борис Зосимов (глава компании Biz Enterprises, организатор концерта): Однажды я записал себе в блокнот - «организовать большой концерт в Москве», вроде плана на будущее. Это был мой личный план, мои амбиции. Нужно было с чего-то начинать. Ну, записал и записал, несколько лет прошло. Как-то ко мне на день рождения пришел один приятель. Он рассказал, что сейчас по всему миру идет фестиваль - «Монстры рока». Там участвуют Metallica, AC/DC, еще кто-то. Можно, говорит, попробовать их в Москву затащить… Сегодня я бы и не шелохнулся - задача-то нереальная! Но тогда я этого не понимал, потому, видимо, и ухватился за эту идею. Связей за границей у меня не было, интернета тоже. Единственное, что дал мне приятель - номер телефона сына президента Warner Bros, Марка Росса. Позвонил ему и с ходу стал рассказывать сказки: мол, в России только что произошла революция, коммунисты ушли от власти, началась новая жизнь и все такое. Я сразу понял, что на этом можно сыграть. < …> С правительством тоже сначала были проблемы - всерьез это мероприятие там не воспринимали. Юрий Никулин, спасибо ему большое, устроил мне встречу с Лужковым. Тот говорит: «Да у вас сто калек будет на концерте, о чем речь…» Но я его все-таки убедил. Мне дали милицию, а за пару ящиков коньяка я договорился с несколькими воинскими частями. После шоу ко мне, конечно, за границей начали иначе относиться, меня уже узнали. «Монстры рока» стал моей визитной карточкой.

  • Жан Сагадеев (группа Э.С.Т.): (в ответ на вопрос о том, были ли они отобраны для участия лично музыкантами AC/DC) Нет, организаторы с нашей стороны устроили голосование, люди звонили по телефону и говорили, какую из русских команд они хотели бы видеть в одной программе с AC/DC и Metallica. В последний момент мы опередили «Черный обелиск». А что касается AC/DC, то мы с ними не общались, но говорят что, посмотрев видеозапись Ангус Янг заявил, что если они опять приедут в Россию, то будут играть только с группой ЭСТ.

  • Фил Ансельмо (ex-Pantera): Москва меня потрясла - у вас тут произошла самая настоящая революция. Я видел множество молодых людей, пока мы гуляли по городу. Для них наш приезд был чем-то чудесным, необыкновенным. И эта огромная толпа на концерте - такое не забудешь! Я счастлив, что стал частью этих событий. Но на нас произвели ужасное впечатление действия милиции. Они вели себя очень жестко. Казалось, их цель - не помогать тому, чтобы концерт прошел хорошо, а подавлять, прессовать зрителей…

  • Джейсон Ньюстед (ex-Metallica): Нам пришло письмо с предложением выступить в Москве, чтобы таким образом отблагодарить молодежь, которая остановила танки. Честно говоря, на пути в Россию я представлял себе весьма мрачную картину. Но на месте увидел множество молодых ребят - таких же, как и у нас в Америке, они были очень рады нас видеть. Тут я понял, что между поклонниками нет разницы, и в России точно такие же люди, как у нас.
  • Ларс Ульрих (Metallica): Нас возили на Красную площадь и к Белому дому, мы видели баррикады, люди подходили к нам и рассказывали, как тут все было. Эти поездки произвели на меня огромное впечатление. Что же касается концерта - я был в шоке, когда увидел, как солдаты бьют зрителей прямо по головам дубинками. Я ходил и не понимал, что происходит. Зачем они это делают? Люди пришли послушать музыку, почему с ними нужно так поступать? Мне хотелось все это остановить…

  • Брайан Джонсон (AC/DC): (из интервью, взятого сразу после концерта) Нам абсолютно безразлично, с кем играть и где играть. Только что мы выступали в Париже, сегодня — в Москве. Это наша работа, за которую нам платят неплохие деньги. Зрителей мы не замечаем и не смотрим на их реакцию. Городов, где бываем, совсем не видим, Нам это неинтересно. Повторяю, мы работаем и получаем деньги. В окнах между гастролями отдыхаем и тратим заработанное. Такова жизнь…
  • И снова Брайан Джонсон: (из книги Rockers And Rollers – A Full-Throtte Memoir) В нашем тенте был дощатый настил и все те же две 11,5 ваттные лампочки. Постоянно заглядывал гастрольный менеджер и сообщал: „На поле собралось полмиллиона зрителей, и народ все прибывает“. Мама Дорогая, сколько товарищей! Потом, через полчаса новое сообщение: „Мужики, народу больше миллиона. Власти начинают нервничать, поэтому для охраны пришлось нанять 30000 вооруженных солдат“. Я решил, что они надо мной издеваются? Это же опасно! Мне нужно было срочно отлить, и я вышел из тента и поссал на какую-то бетонную колонну с ржавым шаром на верхушке. Стоял и восхищался старыми и новыми самолетами на этой авиабазе в сгущающихся сумерках, и в этот момент два мудака со здоровенными пушками как заорали на меня: „НЕТ, НЕТ!!!, рокер-капиталист, НЕТ!!“. Ребята заметно разнервничались. Поссав, я чуть было не обосрался от страха. После того как переводчики их успокоили, пообщались с ними и подарили блок сигарет „Marlboro“, я поинтересовался, а что, собственно, случилось? „Ты только что поссал на СПУТНИК!“. Ну, хватит о мокрых делах, это был самый большой по посещаемости концерт вообще. Сначала собравшаяся толпа как-то осторожничала, но потом „раскочегарилась“, а затем, когда начался рок-н-ролл, для этих людей эта музыка была символом победы.

  • И напоследок — Сергей «Паук» Троицкий (группа «Коррозия Металла», на концерте присутствовал в качестве зрителя): Это был кромешный ад, рубилово, например. Мы стояли в кое-как огороженной VIP-зоне (помню, там были Юрий Айзеншпис, Борис Зосимов, Хирург), перед нами - солдаты, которые держались за руки и с трудом сдерживали эту многотысячную толпу. Под ногами - грязь, например, адское месиво. Фанаты рвались то в одну сторону, то в другую, кто-то кого-то мочил. Очень стремная атмосфера, например, - все время казалось, что сейчас толпа прорвется и всех нас сметет. Летали бутылки, попадали кому-то в головы. Никакого бухла не продавали, только если принес с собой. Звук еще очень мощный - и за сто метров от сцены было тяжело находиться, кишки выворачивало, например.

Грандиозный концерт, запомнившийся москвичам как« тушинское побоище», состоялся в Москве ровно 25 лет назад.

Следующая новость

Ровно 25 лет назад, 28 сентября 1991 года, на аэродроме Тушино в Москве состоялся рок-фестиваль Monsters of Rock, который вошел в историю как крупнейшее рок-побоище столицы. В Россию приехали The Black Crowes, Metallica, AC/DC и еще не настолько популярные Pantera. В компанию к знаменитым металлистам попали почти забытые в настоящее время Э.С.Т. — «Электро Судорожная Терапия». По неофициальным данным, фестиваль посетили около 500 тысяч человек, по словам некоторых очевидцев — до миллиона. Столичные власти приняли решение поднять полицию, армию, ОМОН, курсантов и инспекторов ГАИ для того, чтобы не допустить столкновений и массовых драк. В итоге 11 тысяч охранников (по другим данным — до 30 тысяч) не только его не предотвратили, но и стали частью беспорядков. Тушинским побоищем это событие прозвали именно из-за жестоких столкновений слушателей с правоохранительными органами.

«Коммунисты ушли от власти, началась новая жизнь»

Фестиваль состоялся всего через месяц после августовского путча. Организатором с советской стороны выступил будущий основатель MTV-Russia, глава BIZ Enterprises Борис Зосимов, который только начинал свою продюсерскую карьеру. Связавшись с Date 2 Warner Inc — компанией, возившей «Монстров» по миру, он предложил организовать шоу в СССР, что вышло бы весьма символично.

«Как-то ко мне на день рождения пришел один приятель. Он рассказал, что сейчас по всему миру идет фестиваль — «Монстры рока». Там участвуют Metallica, AC/DC, еще кто-то. Можно, говорит, попробовать их в Москву затащить. Сегодня я бы и не шелохнулся — задача-то нереальная! Но тогда я этого не понимал, потому, видимо, и ухватился за эту идею. Связей за границей у меня не было, интернета тоже. Единственное, что дал мне приятель — номер телефона сына президента Warner Bros, Марка Росса. Позвонил ему и с ходу стал рассказывать сказки: мол, в России только что произошла революция, коммунисты ушли от власти, началась новая жизнь и все такое. Я сразу понял, что на этом можно сыграть», — вспоминал позже Зосимов.

Изначально фестиваль планировалось организовать на Ходынском поле, но продюсеры боялись, что в случае беспорядков пресса будет ассоциировать это шоу с давкой на Ходынке. Несмотря на то, что концерт в итоге перенесли в Тушино, избежать сравнений с побоищем не удалось.

Бескрайнее человеческое море

Фанаты съехались в Москву со всей страны. Вход на фестиваль был свободный во всех смыслах этого слова — люди приходили на аэродром бесплатно и проносили с собой любой алкоголь. Музыканты, прибывшие в постреволюционную столицу, были поражены масштабами этого мероприятия.

«Это было безумное выступление. Людская толпа до самого горизонта. Тогда в Россию впервые приехали группы такого калибра, и местная публика явно изголодалась. Не могу сказать, сколько тогда пришло народу по официальным данным, но мне озвучивали цифру 1,6 миллиона. <…> Только одного этого было вполне достаточно для впечатлений от России. Выступление перед бескрайним человеческим морем, это было за гранью понимания», — рассказал басист Metallica Джейсон Ньюстед в интервью журналу Kerrang.

Московские власти не ожидали, что фестиваль вызовет такой ажиотаж, поэтому заранее об охране никто не позаботился. В последний момент к аэродрому стянули милицию и военных. Над полем кружил вертолет. Люди в форме пытались навести порядок довольно жестокими методами, вступая в драки и избивая фанатов.

«На нас произвели ужасное впечатление действия милиции. Они вели себя очень жестко. Казалось, их цель — не помогать тому, чтобы концерт прошел хорошо, а подавлять, прессовать зрителей», — рассказывал бывший лидер Pantera Фил Ансельмо.

«Я был в шоке, когда увидел, как солдаты бьют зрителей прямо по головам дубинками. Я ходил и не понимал, что происходит. Зачем они это делают? Люди пришли послушать музыку, почему с ними нужно так поступать? Мне хотелось все это остановить», — добавил барабанщик Metallica Ларс Ульрих.

«Не выпивали разве что язвенники»

Очевидно, что милиционеры не беспричинно нападали на фанатов. По словам очевидцев, толпа была совершенно неуправляемой.

«Под ногами — грязь, например, адское месиво. Фанаты рвались то в одну сторону, то в другую, кто-то кого-то мочил. Очень стремная атмосфера, например, все время казалось, что сейчас толпа прорвется и всех нас сметет. Летали бутылки, попадали кому-то в головы. Никакого бухла не продавали, только если принес с собой. Звук еще очень мощный — и за сто метров от сцены было тяжело находиться», — описывает свои впечатления лидер «Коррозии металла» Сергей «Паук» Троицкий.

«Приехало на рок-фестиваль (а не в филармонию) около полумиллиона молодежи, из которых не выпивали разве что язвенники, да мы. Как вам кажется, найдется ли среди этих слушателей несколько, скажем так, не совсем дисциплинированных лиц? Да, именно так, их было чуть больше, чем несколько», — пишет курсант Военного института, бывший в тот день в оцеплении.

Многие очевидцы считают, что драки были спровоцированы именно правоохранителями.

«На поле было и не самое худшее общество. Университетское студенчество соседствовало с теми, кого мы привыкли издавна именовать «рабочей молодежью», так называемые «чистые» любители металлической музыки смешались в огромном отроческо-юношеском море с «гопниками», «люберами» и «панками». Были в этом море и островки абсолютно мирных компаний, собравшихся в основном у больших выносных экранов. Но не дай бог, ежели кому-нибудь из них, какой-нибудь парочке, вдохновленной событием, вздумалось бы вдруг, внезапно, неожиданно в экстазе поцеловаться или слиться в объятии. Их ждала милицейская дубинка. За какую провинность?» — удивляется Олег Пшеничный, автор статьи, вышедшей в журнале «Кругозор» в 1991 году.

В официальной сводке МВД указывалось, что в результате столкновений пострадали 76 человек (16 из них — сотрудники милиции и военные), 51 человек госпитализирован, 30 фанатов задержаны в пьяном виде, один — в состоянии наркотического опьянения, девять металлистов были пьяны настолько, что их отправили в вытрезвитель.

«К 18:00, в момент выступления Мetallica, в милицейском штабе мне удалось получить первую приблизительную сводку правонарушений: 25 человек в тяжелом и среднем состоянии (в основном переломы рук и сильные ушибы) доставлены в больницу, более 20 отправлены в медвытрезвители. Гиннесс со зрителями не получился, зато по милицейским сводкам мы смогли переплюнуть и «Вудсток», и «Уайт», и «Централ Парк», и даже концерты Rolling Stones», — говорится в статье «Комсомольской правды» от 1 октября 1991 года.

Очевидцы и участники концерта говорили и о погибших. По некоторым свидетельствам их было 11. Однако официально данная информация до сих пор не подтверждена.

«Жаль, такого больше никогда не будет»

Первыми на сцену вышли Pantera, именно тогда и началась давка. Warner Inc потребовали немедленно остановить концерт и закрыть фестиваль, но Зосимову удалось уговорить промоутеров продолжить шоу выступлениями единственных неметаллистов The Black Crowes, а после — русских E.S.T., Metallica и AC/DC. Причем последние зажигали на сцене целых два часа.

Несмотря на то, что столько крупный фестиваль должен был стать настоящим праздником, многие очевидцы отмечают, что весь вечер в Тушино царила напряженная и агрессивная атмосфера.

«Дух какой-то бестолковой агрессивности, вселенского бардака, я бы сказала, зримо витал над Тушинским полем с самого утра. <…> Кроме всего прочего, фестиваль был окружен еще какой-то странной завесой секретности. Не было пресс-конференций, никаких интервью. Американцы, организаторы концерта, никуда не пропускали наших журналистов. А здоровенные ребятки из их «секьюрити» просто вышвыривали особо настойчивых представителей прессы, как маленьких котят. Все это вместе с огромным количеством военных, вертолетами, аэростатами, прожекторами, шарящими по полю, меньше всего напоминало обещанный «праздник рок-н-ролла», — пишет автор журнала «Эстрада и цирк» Ягодина (статья вышла осенью 1992 года).

Несмотря на то, что атмосфера на фестивале была напряженная, многие фанаты, побывавшие на поле в тот день, до сих пор называют тушинских «Монстров» самым впечатляющим шоу. Комментарии, отправленные анонимно, найдены в социальных сетях:

«Было мне 18 лет, летали банки трехлитровые, которые потом менты/военные начали разбивать дубинками (друг потом с пропоротой этими осколками ногой прыгал домой на одной ноге). Плакали дядьки 30-летние во время выступления «Диси» (AC/DC), представляете, им в школе запрещали слушать такую музыку, а тут вот они — живые! Впечатления на всю жизнь, конечно, у меня остались! Жаль, такого больше никогда не будет».

«Был на этом фантастическом концерте — нас из Харькова прибыло человек 20. Сразу с вокзала в Тушино, поэтому удалось расположиться возле первого ограждения, возле сцены. Но когда начала выступать Pantera, давка стала катастрофической и мы отошли назад, я стоял возле ограждения центрального пульта, где по рельсам ездила тележка с камерой — и видно, и слышно. Самый грандиозный концерт за всю историю рока».

«Я там был, мне 47 сейчас, повидал концертов, но такого никогда не видел».

человек поделились статьей

Следующая новость

28 сентября 1991 года на аэродроме Тушино состоялся рок-фестиваль "Монстры рока". На одной сцене в тот день выступали легендарные группы Pantera, AC/DC и Metallica. Лайф побеседовал с теми, кто 25 лет назад отправился послушать рок, и они рассказали об особенностях и обычаях постсоветской панк- и рок-культуры, подпольных выступлениях и квартирниках и о том самом рок-концерте в Тушино, на который съехались металлисты всей страны.

У Стаса крашеная бородка, как у Бориса Гребенщикова, а под толстовкой футболка шведской метал-команды Amon Amarth. Он увлечённо рассказывает про новую волну скандинавского метала и охотно слушает группу Insomnuim , точно определяя её жанр как мелодический дэт-метал. При этом Станиславу Валерьевичу 50 лет.

Двадцать пять лет назад, в 1991 году он и ещё пятьсот тысяч человек впервые увидели в Тушино настоящих "Монстров рока": на фестивале под этим названием впервые в России выступали группы Metallica и AC/DC. Годы спустя Станислав рассказывает о культуре рокеров в СССР, о концертах в ДК и квартирниках на станции метро "Колхозная" и о том, как прошёл главный рок-концерт в России, которая только оправилась после путча.

Химкинский метал

На вопрос о том, как Станислав попал в рок-культуру, он отвечает, что в его случае "удачно совпали время, возраст и мода". Музыкой он интересовался с самого детства, ходил в музыкальную школу по классу фортепиано и учился играть на гитаре. Спорил с друзьями, что лучше: "Машина времени", "Круиз" или "Воскресенье". Другую музыку видел раз в году - в новогоднюю ночь, когда по телевизору показывали легендарную советскую передачу "Мелодии и ритмы зарубежной эстрады".

Поступив в институт в 1983 году, Стас открыл для себя новый мир. "Вся просвещённая столица слушала авангардный русский рок: "Алису" или Бориса Гребенщикова, ходила на концерты и квартирники, а редкие пластинки доставала у фарцовщиков на железнодорожной станции Малино.

Мы не ездили на Горбушку, мы ездили на станцию Малино Октябрьской железной дороги. Там фарцевали люди. Естественно, в любой момент это могло закончиться тем, что приехал бы милицейский "козлик" и всех могли повязать

Станислав

В это время Химки "тащились" по хэви-металу, например, АС/DC, Judas Priest, KISS, Ozzy, DIO, Def Leppard и WASP. А прогрессивный музыкальный мир за рубежом грохотал от альбомов Metallica Kill "em all и Flick of the Switch австралийских рокеров AC/DC.

Чтобы не запутаться в только что открытом мире рок-музыки, Стас начал вести музыкальный дневник. В маленькой записной книжке он фиксировал увиденные концерты и прослушанные альбомы. Со временем в книжке начали появляться даже собственные внутренние хит-парады с ежемесячными топами альбомов и песен. На вопрос, какая пластинка в итоге в этом соревновании победила, Стас называет Back in Black AC/DC, второй по продажам альбом в истории звукозаписи после Thriller Майкла Джексона.

Московский рок

Нельзя сказать, что у рокерского или металлистского движения не было в те времена врагов в Москве. С одной стороны "патлачей" прижимали активисты комсомольских организаций. Стас вспоминает концерт в студенческой молодости, где солист уже неизвестной группы "Удав", сняв штаны и стоя в цветных трусах, поливал первые ряды зрителей кефиром. В ответ на выходку из зала на сцену выбежали комсомольцы с огромными фанерными листами и принялись закрывать грохочущие колонки. "Зачем, - подумал тогда Станислав, - ведь можно было просто рубильник дёрнуть?"

Если быть пойманным комсомольцами не сулило никаких серьёзных проблем и грозило лишь воспитательными беседами и предупредительными письмами в университет, то вот выходцы из Люберец представляли угрозу пострашнее. Крепкие мужики в клетчатых штанах выходили на охоту против неформальной молодёжи и поджидали длинноволосых парней недалеко от метро, так что рокеры научились добираться до станций окольными путями и прятаться от качков в кустах.

Увидеть некоторых небожителей советской рок-сцены, например, Кинчева, Мамонова или Науменко, с расстояния вытянутой руки можно было на квартирниках. Для организации таких "закрытых концертов" практиковались серьёзные конспиративные техники: привлекать внимание было нельзя. Вдоль станции метро "Колхозная" (ныне "Сухаревская") стояло несколько десятков людей в твидовых пальто, в определённый момент лидер группы давал сигнал, и процессия устремлялась во дворы.

Там у одного из подъездов их ждал "билетёр", один из организаторов концерта. Скинувшись на входе по три рубля и придя в квартиру, зрители рассаживались по гостиной и слушали певца. Стас рассказывает о дележе доходов с "концертной деятельности": 60% отдавали артисту, 30% доставалось организаторам, а остальные 10% пропивались ими вместе ночь напролёт.

Плох тот рокер, который не попробовал играть сам и добиться всемирной славы с гитарой или барабанными палочками в руках. Стас играл некоторое время в группе под оказавшимся пророческим названием "Холостой выстрел". Взлететь на первые строчки хит-парадов или отправиться в мировое турне не получилось, но Станислав не расстраивается: для него в этой истории был важен процесс и пускай маленький, но всё-таки вклад в рок-тусовку восьмидесятнической Москвы.

Тушинские монстры

Станислав не помнит, как именно узнал о концерте в Тушино. Но подробно рассказывает, как до него добрался. Шли рокеры из Химок по символично названной улице Свободы, которая соединяет Химки и северную часть района Тушино. На метро решили не ехать, что оказалось правильной идеей: метрополитен был уже с утра загружен сверх любой меры, а у станции метро "Тушинская" началась давка. Даже по улице Свободы шло несколько тысяч людей. Самые предусмотрительные люди пришли прошлым вечером и заночевали в палатках недалеко от аэродрома.

Стоит напомнить, что "Монстры рока" был бесплатным концертом, на который пускали абсолютно всех, без указания мест и рядов, и даже позволяли проносить алкоголь. Атмосфера полной свободы, подогреваемая самой свободолюбивой музыкой в мире - роком.

Концерт тогда сильно задержали, публика - все 500 000 человек - нервничала, но с первыми аккордами тяжёлого метала группы Pantera, открывшей концерт, поняла, что праздник начался. Pantera была немного "тяжеловатой" музыкой даже для бывалых металлистов, но её выбрали не зря - не очень привыкшего к концертам зарубежных групп зрителя нужно было "разогреть".

Если вблизи от сцены концерт действительно напоминал концерт, то на большом отдалении, где и находилась группа Станислава, он больше походил на музыкальный фестиваль вроде "Вудстока": люди ходили туда-сюда, садились на траву, знакомились и общались.

Поведение зрителей мало напоминало концерт. Была движуха, настоящий проходной двор: все ходили в разные стороны, кто-то вставал, кто-то ложился. Там не было такого, понимаете, единого взгляда на сцену. Один парень лёг вообще рядом с колонкой, монитором, его с первыми аккордами Pantera и смыло оттуда, представляете?

Станислав

На концерт со свободным входом тогда собралась вся Россия. Для многих участников, в том числе для Стаса, это был гигантский акт культурного обмена: рокеры и панки со всей страны съехались показать себя и посмотреть других. Рассказать об особенностях жизни неформалов в провинции. Подраться с мажорными московскими рокерами в "косухах" с лисьими воротниками. Оторвать воротники. Разбить в драке бутылку вина. Расстроиться ровно до того момента, как на сцену не выйдет Metallica.

Обмен опытом закончился с первыми же аккордами Enter Sandman Metallica. Культ "Металлики" сложно переоценить: что тогда, что сейчас группе по-настоящему поклонялись, а при одной мысли о том, что на их концерте можно будет побывать, людей трясло от волнения мелкой дрожью.

При упоминании "Металлики" все аж дрожали. AC/DC тогда уже считались, конечно, "старичками

Станислав

На концертах часто бывают моменты, когда первые ноты особенно популярной песни встречают громкими криками, громче, чем некоторые другие, малопопулярные треки. Шоу Metallica состояло из 13 суперхитов подряд, на которых тушинский аэродром ходил ходуном. Все распри, конфликты и проблемы были забыты - всё внимание было на сцене.

Cтычка фанатов рока с милицией случилась, по мнению Станислава, из-за эйфории. В воздухе летали пустые бутылки, которые швыряли взбудораженные фанаты, но нарочно никто никого не провоцировал. Официальная статистика утверждает, что после концерта было около сотни так или иначе пострадавших, что, если сравнить с общим числом участников, капля в море.

Драки, конечно, были. Но строго между собой, не с милицией и только из-за недопонимания. Милицию или внутренние войска во время самого концерта вообще не было видно

Станислав

Заканчивался концерт уже затемно, после грандиозного салюта, сопровождавшего последнюю песню AC/DC. Усталые, оглохшие, охрипшие, потерявшие куртки и шапки в прохладный сентябрьский вечер, рокеры шли домой через коридор, организованный внутренними войсками. "Но очень довольные, конечно. И очень грустные от того, что всё закончилось", - говорит Стас.

Пора домой

Станислав Валерьевич до сих пор иногда читает посвящённые тому концерту статьи, смотрит в Интернете видео и видит в журналах фотографии, но не может поверить, что он там был. С его стороны концерт выглядел и чувствовался абсолютно по-другому: исполнителей он видел на гигантских экранах, в драках не участвовал и к сцене не лез - берёг слух, здоровье и рёбра.

"Сейчас, чтобы на все концерты ходить, нужно много зарабатывать", - говорит Станислав Валерьевич. Он прав, билеты на последние концерты Metallica и AC/DC в России стоили как хороший смартфон. Пора бесплатных шестичасовых концертов на аэродромах давно ушла - вслед за модой на джинсовые куртки и длинные волосы.

"Металлисты очень миролюбивый народ", - задумчиво говорит пятидесятилетний металлист. Напоследок он горько замечает, что из его химкинской "тусовки" до нынешнего дня не дожила половина участников. Алкоголь, наркотики, болезни, несчастные случаи и преступность постепенно сократили прежде стройные ряды металлистов из Химок. Вот так и получилось, комсомольцы срывали концерты, люберы караулили у метро, а в итоге самый страшный враг некоторых металлистов - они сами.

Дата фестиваля: 28 сентября 1991 года
Место проведения: Москва, поле Тушинского аэродрома
Состав участников фестиваля:

«PANTERA» (США)
«E.S.T. » (Россия)
«THE BLACK CROWES» (США)
«METALLICA» (США)
«AC/DC» (Австралия)

Сет-лист фестиваля «Monsters of Rock-1991» в Тушино:

«PANTERA»:

1. Cowboys from Hell
2. Primal Concerte Sledge
3. Heresy
4. Domination
5. Psycho Holiday

«E.S.T. »:

1. Интро
2. Bully
3. Moscow Outskirts
4. Батько, пожалей коней
5. Сука
6. Десять весёлых лет
7. Проклятая Алиса
8. Запомни, Катюша…

«THE BLACK CROWES»:

1. Stare It Cold
2. Rainy Day Woman

«METALLICA»:

1. The Ecstasy of Gold (intro)
2. Enter Sandman
3. Creeping Death
4. Harvester of Sorrow
5. Fade to Black
6. Sad But True
7. Master of Puppets
8. Seek and Destroy
9. For Whom the Bell Tolls
10. One
11. Whiplash
12. Last Caress (The Misfits cover)
13. Am I Evil? (Diamond Head cover)
14. Battery

«AC/DC»:

1. Thunderstruck
2. Shoot To Thrill
3. Back in Black
4. Hell Ain’t a Bad Place to Be
5. Rising Power
6. Fire Your Guns
7. Jailbreak
8. The Jack
9. Dirty Deeds Done Dirt Cheap
10. Moneytalks
11. Hells Bells
12. Are You Ready
13. High Voltage
14. Highway to Hell
15. Whole Lotta Rosie
16. Let There Be Rock
17. T.N.T.
18. For Those About to Rock (We Salute You)

У фестиваля «Monsters of Rock-1991» в Тушино, этого во всех смыслах неожиданного и более чем своевременного подарка из рук бизнесмена Бориса Зосимова отечественным тинейджерам начала 1990-х, истосковавшимся по настоящему, актуальному року, был не менее легендарный прототип, а именно – Московский международный фестиваль мира, организованный и проведённый Стасом Наминым в Лужниках в августе 1989-го с участием таких заграничных рок-идолов, как Оззи Осборн, «Scorpions», «Bon Jovi», «Mötley Crüe» и «Cinderella», а также рождённых в СССР «Парка Горького», «Нюанса» и «Бригады С». В отличие от анархического, стихийного и реально безбашенного Тушинского феста, мероприятие 1989-го выглядело как парадная, сверкающая неоном витрина по сравнению с передвижным балаганом, волею судеб занесённым на размытые дождями просторы развалившейся на дымящиеся части империи. Но одно дело восьмидесятые годы, а совсем другое – девяностые. В первом случае я отслеживал события посредством телевизора и радио, а во втором имел счастье в компании друзей и приехавших в гости родственников лично лицезреть столь знаковое для своего времени мероприятие.

Так уж вышло, что на летние школьные каникулы в 1991 году мы уходили одними, а в сентябре многие (впрочем, не берусь говорить за всех) вернулись уже совсем другими. Я, например, во время поездки на юг неудачно упал при забеге в море, заработав ощутимое растяжение связок на ноге – и начал учебный год хромым. А если серьёзно, были тем летом и более глобальные причины измениться. 18-21 августа в стране состоялась попытка государственного переворота: президент СССР Михаил Горбачёв был временно изолирован в Крыму, где проводил отпуск, а власть в свои трясущиеся от страха руки попытался взять так называемый ГКЧП (Государственный комитет по чрезвычайному положению), состоящий из вице-президента СССР Геннадия Янаева, ряда руководителей ЦК КПСС, правительства СССР, армии и КГБ СССР. Злополучный комитет провозгласил себя органом «для управления страной и эффективного осуществления режима чрезвычайного положения», решения которого общеобязательны. Был наложен запрет на митинги, собрания, деятельность политических партий и организаций, установлен контроль над СМИ и приостановлен выпуск столичных и областных печатных изданий. В город были введены танки и БТРы, и никто не мог поручиться за мирный исход противостояния гражданских лиц с военными. В дни августовского путча погибло трое молодых ребят (двое застрелены, один задавлен). Государственный мятеж, слава Богу, провалился, и уже в первых числах сентября моя одноклассница Ульяна вполне резонно задала нашему учителю истории вопрос: «ЗАЧЕМ ВЫ НАМ ВСЁ ВРЕМЯ ВРАЛИ?». Историк, который с первой половины 1980-х годов твердил нам о несомненных и научно доказанных преимуществах коммунистической идеологии над ценностями капитализма, зримо стушевался – он и сам ещё не знал, чем всё в итоге обернётся и как на это реагировать. Центральное телевидение менялось в те дни буквально на глазах: место безликих дикторов заняли улыбчивые ведущие с открытыми эмоциональными лицами, допускавшие в речи ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ интонации, а вечерами, включив телеящик, можно было увидеть, к примеру, фрагменты прошедшего в апреле того же 1991-го в Сетуни фестиваля «Рок против террора»! В общем, шлюзы были открыты, и бурлящие потоки неминуемо хлынули.

Где-то в районе 18 сентября (может, даже и позже, поскольку всё происходило стремительно!) по телевизору был объявлен телефонный опрос для молодёжи: какая отечественная группа тяжёлого направления должна представлять страну на фестивале «Монстры рока» в Москве с участием групп «Pantera» , «Metallica» и «AC/DC» ? Одного факта приезда к нам «Металлики» и «AC/DC» было более чем достаточно, чтобы воспламенить надеждой беспокойные юные сердца! Группа «AC/DC» издавна была культовой в Союзе, а выпущенный в 1990 году альбом «The Razor`s Edge», набитый хитами под завязку и поддержанный эффектными видеоклипами, и вовсе наделил коллектив народным статусом. Что касается «Металлики», то 12 августа 1991-го и без того популярнейшая среди российских подростков группа выпустила в свет долгожданный, одноимённый номерной диск, и мы получали своих любимцев фактически «горяченькими» — с только что испечёнными суперхитами «Enter Sandman» и «Sad But True», а также целой обоймой не менее зажигательных песен с четырёх предыдущих пластинок. Попросту не было в ту пору у учащейся молодёжи (за более старшее поколение говорить не берусь) групп популярнее, чем «AC/DC» и «Metallica» (чуть позже к списку присоединится «Nirvana», но альбом «Nevermind», записанный летом 1991-го, увидел свет буквально в 20-х числах сентября, и до нас тогда ещё не докатилось его эхо). Ну, а в лидеры телефонного опроса выбилась московская группа «E.S.T. », выпустившая незадолго до того свою первую в России пластинку «Проба пера», хотя в тусовке ещё долгое время ходили слухи, что опрос показал лидерство то ли группы «Мастер», то ли возрождённого к тому времени «Чёрного Обелиска» (справедливости ради нужно отметить, что анархический и бесшабашный «E.S.T. » был в народе реально более популярен и «раздёрган на цитаты», нежели ударившийся в бескомпромиссный трэш-метал «Мастер», переключившийся исключительно на англоязычную лирику, или элитарный «Обелиск», являвшийся к тому времени нашей «Металликой» с довольно-таки схематичными, пронизанными духом зрелого академизма текстами). О группах «Pantera» и «The Black Crowes» мы тогда ровным счётом ничего не знали. Как бы то ни было, ждать концерта оставалось совсем недолго, тем более, фестиваль должен был состояться не где-нибудь , а на родном Тушинском аэродроме , в окрестностях которого (и на котором) прошло всё детство (лично я там не только беспечно проводил летние каникулы, сидя с удочкой на заросшем травой берегу Москвы-реки, но и учился играть в футбол перед тем, как записаться в соответствующую секцию при близлежащем стадионе «Красный Октябрь») и, собственно, неподалёку располагалась наша с друзьями школа. Сам аэродром функционировал с 1935 года: именно на нём проходили легендарные авиационные парады с участием высшего руководства СССР, а в военные годы с лётного поля взлетали истребители и бомбардировщики. Москва с годами разрасталась, и Тушино постепенно утрачивало стратегическое значение. Со временем аэродром, находящийся в 14 километрах от центра города и являющийся базой при спортивном аэроклубе имени Чкалова, утратил государственное значение, и его ворота вплоть до середины девяностых годов были открыты, в принципе, для любого желающего (если поздней весной или жарким летом пересечь аэродром пешком или на велосипеде, обгоняя по дороге вышедших на обеденный перерыв подышать свежим воздухом сотрудников местного НИИ, можно было через 15 минут упереться в невысокую насыпную дамбу Москвы-реки, близ которой мы с пацанами и тусовались всё детство, время от времени наведываясь вплавь на борт какой-нибудь баржи). Раз в год на аэродроме в честь Дня воздушного флота СССР устраивался авиационный праздник (в такой день, каждое третье воскресенье августа, перекрывалось шоссе, а к метро сгонялась конная милиция и выстраивался «живой коридор» из служивых), а весной, летом и осенью на асфальтированной площадке при входе тусовались авиамоделисты.

На фото: живой коридор от аэродрома к вестибюлю станции метро «Тушинская» во время авиационного праздника в августе 1988 года (ту же самую картину можно было наблюдать и после «Монстров рока» в сентябре 1991-го)

Что касается подоплёки этого фестиваля, то вкратце предыстория такова. Ежегодный рок-фестиваль «Monsters of Rock» впервые был организован в Англии в 1980 году (и проходил вплоть до 1996 года). В 1991 году всё шло по отработанному плану: в этом году в туре принимали участие группы «Metallica», «AC/DC», «The Black Crowes», «Queensrÿche» и «Mötley Crüe». Первый концерт фестиваля состоялся 10 августа в Копенгагене, а далее в его дорожной карте значились остановки в 12 странах: Великобритании, Голландии, объединённой Германии, Италии, Венгрии, Польше. На 24 сентября было запланировано последнее шоу в Мадриде. Планы были существенно откорректированы, когда воодушевлённый победой над ГКЧП российский бизнесмен Борис Зосимов, возглавлявший корпорацию «BIZ Enterprises», позвонил Марку Россу – сыну президента «Warner Bros. Inc». Марк Росс, помимо всего, занимался в те дни делами «открытой» им для широкой публики грув-металической команды «Pantera», выпустившей в 1990-м знаковый для своего времени альбом «Cowboys From Hell». Зосимову удалось уговорить неуступчивого поначалу Росса, сыграв на личном интересе (группы «Queensrÿche» и «Mötley Crüe» для концерта в России были заменены на группу «Pantera»), а российскую группу выбрали методом голосования (согласимся с устаканившейся версией) отечественные рок-фэны. Так и сложился состав «Монстров рока» в Тушино. Благодаря любимому всеми Юрию Никулину Зосимов получил благословение мэра Москвы Юрия Лужкова, а дальнейшие организационные вопросы решались так (обратимся к архивам электронных СМИ):

«Встал вопрос о 300 американцах, для которых не было ни виз, ни приглашений, словом вообще ничего. Зосимов напечатал письмо на бланке своего кооператива и направил с ним человека в аэропорт: «Умри, но сделай так, чтобы пропустили». Где разместить? О, как раз только что достроили гостиницу «Radisson-Slavyanskaya», но официально открыть ещё не успели. Договорились и с гостиницей. Словно бы сама ситуация, когда СССР уже почти закончился, а Россия еще толком не началась, создала уникальную «точку невероятности», в которой на мгновение стало возможно всё. Ещё сложнее оказалось выполнить присланный из-за границы райдер. Музыканты требовали обычных для подобного рода мероприятий жилых трейлеров с бытовыми секциями и душевыми. Таковых в СССР просто не было, и вместо них было решено поставить переоборудованные армейские палатки. Молотки для сборки сцены выменяли за водку в ближайшей воинской части. Чтобы обеспечить американцев привычным для их желудков питанием, были мобилизованы «Чайки» из гаража Совета Министров, «челночными рейсами» их гоняли в первый московский «Макдоналдс» на Пушкинской. Вопрос о выборе площадки тоже оказался далеко не так прост. Изначально фестиваль предполагали «поставить» на Ходынском поле, но продюсерам не давал покоя исторический контекст. Случись что, и на следующий день пресса вовсю живописала бы подробности «новой Ходынки». И тут редактор металлического фэнзина «Zarazza» Алексей Трофимов вспомнил про Тушинский аэродром. И, как оказалось, удачно. В результате это место на следующие 20 лет стало одной из важнейших точек на карте концертной Москвы - впоследствии там проводились фестивали «Крылья» и «Максидром».

Мы, повторюсь, жили совсем близко от аэродрома – в двух шагах от метро «Тушинская». 25 числа ходили смотреть, как монтируют огромную сцену. Уже вечером в пятницу, 27 сентября, патлатые рок-фэны начали активно стягиваться к месту концерта, устраивая ночёвку прямо в ближайших дворах, а в ночь с пятницы на субботу самая оголтелая братва лихо обворовывала не успевших сориентироваться кавказцев, торговцев дынями. Остатки этих дынь поутру можно было увидеть в радиусе километра, а уцелевший товар продавцы чуть ли не даром отдавали оголодавшим и трясущимся с утреннего похмелья поклонникам тяжёлого рока (что-то же им нужно было есть). В 7.40 утра 28 сентября под окнами начали раздаваться вопли: «Народ, выпить есть у кого?» и «ОЙ, ПОМИРАЮ! Хочу пива!!!». Часа через два народ повалил довольно плотной толпой – не только из метро, но и с пригородных электричек. Напротив «Тушинской» тогда стояло кафе «Момент», возле которого каждый день собирались местные ребята. Этим утром все они были на месте и готовились в боевой поход – с флагами и в соответствующем прикиде. Небо с утра и весь день было пасмурное – казалось, вот-вот пойдёт дождь. Для начала мы с компанией друзей сделали пробную вылазку к месту концерта: прекрасно помню чувство необычайного воодушевления и единения, когда идёшь в толпе среди СВОИХ. Краем глаза удалось заметить, что чуть ли не все ближайшие автобусные остановки были за ночь раскурочены вдребезги, не повезло и окнам местного детского садика. Вход на аэродром был свободным, никого не проверяли и не обыскивали (вообще, сначала милиции и солдат было не так уж много, но откуда, чёрт возьми, их столько взялось позже?). Первое, что видели пришедшие утром 28 сентября на Тушинский аэродром – множество спящих в траве парней и девчат, тут и там виднелись обугленные пятачки ночных костров. Каждый, минуя ворота, проходил через импровизированные торговые ряды: продавали рок-атрибутику, журналы и виниловые пластинки таких групп, как «Hellraiser», «ЭВМ», «Мастер», «E.S.T. », «Коррозия металла». Всё это разлеталось прямо из коробок, как горячие пирожки.

Фестиваль открылся около 14.00 сетом мало кому тогда известной у нас группы «PANTERA» . Едва группа начала играть, куда-то пропал звук! Фил Ансельмо предстал перед публикой в красной маске демона, натянутой на голову, но через некоторое время сбросил маску и продолжил рубиться уже в своей не менее брутальной, но – человеческой ипостаси (к слову, бритоголовой и щедро покрытой татуировками). В какой-то момент неподалёку от сцены заработал один из нескольких экранов (нужно отметить, что экраны у нас на концертах до той поры не использовались, это был первый раз!), но проработал экран недолго – так что «Pantera» в этот день осталась, как бы это сказать, недораспробованной. В группе, помимо Ансельмо, играли: гитарист Даймонд Даррелл, басист Рекс Рокер и барабанщик Винни Пол.

Группа «Pantera» в Москве, сентябрь 1991 года

Народ постепенно вошёл в ритм, и в заполненном пространстве поля начались стихийные перемещения толпы. В какой-то момент в спины фэнов, стоящих лицом к сцене, полетели пустые бутылки, милиция отреагировала – и начались бесконечные вспышки ментовской агрессии по отношению к публике, продолжавшиеся весь фестиваль. Был так: ты спокойно стоишь, вдруг летит пара бутылок, и вот уже вокруг – буйная движуха с участием солдат, милиционеров и перемещающихся туда-сюда волосатых персонажей. На сцену выходили какие-то чиновники (чуть ли не зам.префекта Северо-Западного округа или даже сам префект, точно не помню), ещё какие-то люди – и все увещевали зрителей вести себя прилично, иначе концерт будет немедленно прекращён в целях безопасности. В ответ фэны хором выкрикивали своё мнение относительно адреса, по которому следовало бы пройти стоящим в этот момент на сцене товарищам в галстуках. Обожаемая многими группа «E.S.T. » вышла в обновлённом специально для данного выступления составе: Жан Сагадеев (вокал), Марат Микаэлян (гитара), Григорий Безуглый (гитара), Пётр Макиенко (бас-гитара) и Владимир Козиненко (барабаны). Жан, одетый в чёрный пиджак поверх распахнутой на груди белой рубахи, был зримо подшофе. Легендарное выступление началось с затяжного гитарного соло Гриши Безуглого, а дальше на упорно не желавшем становиться громче звуке (были версии, что причиной тому – происки зарубежных гостей) прозвучали две песни на английском языке: «Bully» («Хулиган») и «Moscow Outskirts» («Московские окраины»). Группу «E.S.T. » всегда называли отечественной версией «Motörhead», но на выступлении в Тушино группа прозвучала как некий аналог «Slade» или даже «AC/DC» — во всяком случае, обычно рычащий Жан Сагадеев чуть ли не через фразу норовил в этот раз выдать голосом высокую ноту. После первой песни Жан воскликнул: «Ваше здоровье!» и демонстративно осушил гранёный стакан, после чего выкинул его куда-то под сцену. Когда зазвучал традиционный «эстовский» репертуар («Батько, пожалей коней», «Сука», «Десять весёлых лет», «Проклятая Алиса»), звук, наконец, прорезался! Песню «Батько, пожалей коней» Жан представил так: «Следующая песня… вы её узнаете по первым аккордам на барабанах. И просьба ожесточённее подпевать в припевах!». Во время исполнения «Суки» маэстро Сагадеев всячески забавлялся с микрофонным шнуром, в определённый момент (горький кадр в воспоминаниях) обмотав его вокруг шеи… Особенно впечатлила раскладка на два гитарных соляка в песне «Десять весёлых лет». Жан держался на сцене вполне раскрепощённо и был взволнованно-прекрасен. В какой-то момент его отозвали в глубь сцены, после чего он вернулся к микрофону и изрёк: «Иностранные дяденьки просят прекратить кидаться бутылками. А то вы повредите аппаратуру фирменную!». Песня «Проклятая Алиса» воодушевила, кажется, всех присутствовавших на аэродроме: исполняя её, лидер «E.S.T. » кидался на колени, истово крутил микрофонную стойку и верещал ничуть не хуже вокалиста «AC/DC» Брайана Джонсона. Кодой выступления «Электро-Судорожной Терапии» стала песня «Запомни, Катюша…», которую группа исполнила хором со всеми фэнами. Жан в финале выступления скинул пиджак, оставшись в белой рубахе, и порадовал лихим разбойничьим свистом. На том группа раскланялась и удалилась.

Группа «E.S.T. » на сцене фестиваля «Monsters of Roсk» в Тушино (28 сентября 1991 года)

Фестиваль был бесплатным, и в течение всех шести часов можно было, в принципе, абсолютно свободно перемещаться – уходить с аэродрома и возвращаться снова. Мы не стали оставаться на короткий сет блюз-роковой команды «THE BLACK CROWES» («Чёрные Вороны»), а отправились домой обедать – благо, идти было всего пять минут. В 1990 году читатели журнала «Rolling Stone» назвали «The Black Crowes» команду «Лучшей новой американской группой», и к моменту визита в Россию на счету группы имелся лишь дебютный альбом – «Shake Your Money Maker». Позже я, отсмотрев концертные видео, определил для себя звучание «The Black Crowes» как «Роллинг Стоунз», истово изображающих «Aerosmith», исполняющих Боба Дилана». В Тушино команда выступила в составе: Крис Робинсон (вокал), Рич Робинсон (гитара), Джефф Сиз (гитара), Джонни Кольт (бас), Стив Гормэн (барабаны). Возможно, ожидания относительно этой группы были слегка завышены.

Группа «The Black Crowes», не нашедшая широкой поддержки у московских фэнов тяжёлого рока

Чего не скажешь о выступлении группы «METALLICA» ! Вот когда включились все экраны и как следует заработала аппаратура! Вот когда все ожидания сполна оправдались, и даже летающие над головами бутылки не омрачили праздника. Сет «Металлики» в Тушино – сильнейшее впечатление, навсегда врезавшееся в память. У меня к тому времени имелась их двойная пластинка «…And Justice for All», буквально не покидавшая домашний проигрыватель, и лицезреть «Металлику» в момент её блеска и славы было невероятно круто. На сцене рубились великие и прекрасные Джеймс Хэтфилд (вокал, гитара), Кирк Хэммет (соло-гитара), Джейсон Ньюстед (бас-гитара, вокал) и, конечно же, обожаемый всеми Ларс Ульрих (ударные), который столь истово делал своё дело, что в итоге повредил руку и обагрил пластик ведущего барабана собственной кровью. Сет начался с духоподъёмной инструментальной композиции «The Ecstasy of Gold» композитора Эннио Морриконе, звучащей в культовом вестерне 1966 года «Хороший, Плохой, Злой». Этой интродукцией «Metallica» с момента основания группы открывает свои концерты. А дальше по первым рядам ничего не успевших понять зрителей дали огненный залп две пушки и грянул свежайший к тому моменту «Enter Sandman» — и ураган из величайших хитов смёл всё вокруг. Большинство зрителей (а всего в этот день на аэродроме и его окрестностях побывало, по разным подсчётам, от 350 000 до миллиона поклонников рока, что составило абсолютный рекорд посещения подобного рода мероприятий — тем более, в нашей стране!) наблюдало концерт «Металлики» непосредственно на экранах (изредка переводя взгляд на сцену), поскольку именно на экранах можно было рассмотреть каждую черту лица одухотворённого развернувшимся действом Хэтфилда или уловить подмигивание обнажённого до пояса Ульриха, бросающего в толпу сломанные барабанные палочки. Впоследствии я бывал на московских концертах некоторых забугорных рок-монстров («Iron Maiden», «Motörhead», «Deep Purple», «KISS»), но такого физического ЕДИНЕНИЯ публики, как на первом московском концерте группы «Metallica», больше не видел. Это было сродни древнему языческому празднику или боевому крещению, не иначе. И обстановка вокруг была более чем боевая (не забудем о постоянном агрессивном натиске вооружённой дубинками милиции на толпу и о граде летающей стеклотары, от которой время от времени приходилось уворачиваться).

Группа «Metallica» в Москве, сентябрь 1991 года

Что касается сета «AC/DC» на «Монстрах рока», то многие офигевшие от выступления «Металлики» фэны, счастливые и выжатые до последней капли, предпочли раньше намеченного срока покинуть поле Тушинского аэродрома, поскольку большинству из них предстояло ещё в сырых осенних сумерках добираться на электричках и метро до противоположных концов Москвы (а кому-то – до подмосковных городов и ещё дальше). Ну, а самые стойкие получили зубодробительный концерт пребывавшей на пике формы хард-рок легенды в составе: Брайан Джонсон (вокал), Ангус Янг (соло-гитара), Малкольм Янг (ритм-гитара, вокал), Клифф Уильямс (бас-гитара, вокал), Крис Слэйд (барабаны). Тон задала песня «Thunderstruck», открывающая новейший к тому времени альбом «The Razor`s Edge», а дальше состоялось великое рок-шоу «AC/DC», состоящее их забойных хитов, фирменных «утиных пробежек» Ангуса Янга по сцене с ревущей гитарой наперевес, денежного дождя из долларовых AC/DC-купюр в коде песни «Moneytalks», мрачных ударов огромного колокола с логотипом группы перед песней «Hells Bells», демонстрации огромной надувной куклы «Рози» (мгновенно сдувшейся, как только отзвучал последний аккорд песни «Whole Lotta Rosie»), хрестоматийного катания на плечах бегающего по сцене Джонсона во время гитарного соло в «Let There Be Rock», фирменного стриптиза с демонстрацией — нет, не привычной по концертной видеохронике голой задницы, а всего лишь плавок находчивого Ангуса Янга, — и салютом из, наверное, полдюжины пушек в финале шоу, озарившим небо над изрядно истоптанным и закиданным стеклотарой полем Тушинского аэродрома. Когда отзвучала легендарная песня «For Those About to Rock (We Salute You)» и отстрелялись пушки, фестиваль подошёл к концу.

Легендарная группа «AC/DC», хэдлайнер фестиваля «Monsters of Rock-1991»

А дальше началась печальная для многих часть. До метро «Тушинская» были по заведённому издавна порядку выставлены «живые коридоры» из солдат и милиции, как это происходило ежегодно во время проведения авиационных шоу на аэродроме. По этому коридору разом снявшаяся с места толпа тянулась несколько часов плотным потоком, то и дело подхватывая голосовую распевку песни «Thunderstruck» из репертуара только что отгремевших «AC/DC». Мы наблюдали всё происходящее с балкона, поэтому как на ладони видели весь творившийся беспредел, когда наиболее активных или чересчур накачанных спиртным фэнов выхватывали из «живого коридора» и, затащив за вестибюль метро, избивали дубинками. Откуда взялось столько пьяных, если спиртного в окрестностях не продавали? Дело в том, что на поле то и дело сновали местные старички и старушки, которые не только собирали пустую тару, но и потихоньку продавали по завышенной цене припасённые заранее твёрдые и жидкие припасы. Кого-то из спрессованной толпы солдаты, пользуясь властными полномочиями и поддержкой конной милиции, попросту обчищали. Когда подъехал автобус с ОМОНом, дело приняло совсем крутой оборот: тогда уже многие наблюдавшие это люди кричали из окон и с балконов близлежащих домов: «Что ж вы творите, нелюди? Что вам сделали безоружные мальчишки?». Кстати, нужно отметить доброжелательность местных жителей, выносивших оголодавшим и томившимся жаждой ребятам и девчонкам, сумевшим прорваться сквозь живой забор, какую-то еду и вёдра с водой – попить и умыться.

По следам фестиваля «Monsters of Rock in Moscow-1991» клипмейкер Уэйн Айшем, прославившийся, в частности, работой над клипами группы «Mötley Crüe» и сотрудничавший с группой «Metallica» во время съёмок клипа на песню «Enter Sandman», смонтировал 84-минутный фильм – «For Those About to Rock», увидевший свет в 1992 году. Группа «AC/DC» позже выпустила несколько треков из московского выступления на своих концертных релизах. Московская группа «E.S.T. » в том же 1992-м выпустила свой начисто перезаписанный в студии Тушинский сет (с другим составом музыкантов, отредактированными репликами и наложенным шумом толпы) на пластинке «Live in Moscow Outskirts», впоследствии переизданной в цифровом формате под более доходчивым названием «E.S.T. » в Тушино». Как бы то ни было, этот концерт, организованный совместными усилиями компании «Time Warner», фирмы «BIZ Enterprises» (СССР) и генерального спонсора в лице внешнеэкономической ассоциации «ИнтерАгро», стал настоящей вехой в истории современной музыки, и тем отраднее осознавать, что всё происходило в месте, с которым у тебя лично столько всего связано. Вдарив в сентябре 1991-го всей своей 500-киловаттной мощью по не слышавшим до той поры столь оглушительных и дерзких звуков просторам, «Монстры рока» заставили нас, восторженных очевидцев, помнить о себе несколько последующих десятилетий. Это был поколенческий, эпохальный без всякого преувеличения концерт. Первый настоящий глоток свободы, которую ещё следовало распробовать и по-серьёзному осмыслить.

28 сентября 1991 года на Тушинском аэродроме в Москве состоялся легендарный концерт Monsters of Rock с участием групп Metallica, Pantera, AC/DC и ЭСТ из Москвы. Впоследствии фестиваль был назван Тушинским побоищем из-за массовых драк и избиения толпы фанатов милицейскими силами. Предлагаю узнать, а некоторым из вас и вспомнить как проходил фестиваль.

Накануне

Публика начала подтягиваться на Тушинский аэродром с вечера 27 сентября. Настроение у ребят было хорошее, в рюкзаках весело позванивали бутылки. По некоторым оценкам, в ночное вышло около полутора тысяч человек. Жгли костры, подкреплялись, слушали музыку, сами пели.

Ночевали меломаны прямо на земле - благо, ночь выдалась довольно теплая. И все же с утра ребятам захотелось согреться. Вместо зарядки перевернули машину с продуктами. После чего, видимо, подустали и решили еще немного отдохнуть. К началу концерта кое-кто опять спал богатырским сном.

Вид сверху

С борта вертолета концерт смотрелся очень эффектно: огромная сцена, масса народу. Вдруг в публике возникает какое-то оживление, люди устремляются в сторону... Вот маршируют колонны военнослужащих и милиции... Да и за сценой, похоже, народу почти столько же, сколько и перед сценой. Красотища!

Вид сбоку

Сверху, конечно, виднее. Но с земли понятнее. Суета в публике - это на самом деле попытка укрыться от града бутылок, впервые обрушившегося на головы слушателей примерно в 15 час. 15 мин.

Передвижения "военной силы" действительно имели место: то и дело формировались колонны, которые маршировали в разных направлениях, в том числе и в туалеты, чем создавали впечатление полновесных маневров. И веселое оживление за сценой - тоже правда. Здесь, похоже, собрались все, кто имеет хоть какое-то отношение к советскому шоу-бизнесу: музыканты, менеджеры, продюсеры, видеорежиссеры, а также жены и подруги всех вышеперечисленных категорий трудящихся. Но если их присутствие на таком мероприятии вполне оправдано, то появление здесь шефа внешнеэкономической ассоциации "Интерагро" И. Кивелиди сначала показалось неожиданным: несколькими днями назад он неплохо смотрелся в телерепортаже о встрече советских предпринимателей с М. С. Горбачевым, и вдруг... Оказалось, ассоциация, вкладывающая деньги в различные музыкальные фестивали (например, "Голос Азии"), решила поддержать и "Монстров Рока".

Кто есть кто

Источник:

Сам термин "Монстры Рока" - типичное для хэви-метала преувеличение. Музыканты, игравшие в субботу на Тушинском аэродроме, - никакие не монстры, нормальные люди. Настоящие монстры - это те, кто кидал в сторону сцены пустые бутылки. И те, кто без разбору молотил публику резиновыми дубинками.

Мы не будем сейчас разбираться в том, кто кого провоцировал: публика милицию или наоборот. И тех, и других примеров мы увидели предостаточно. Но факт остается фактом: надежды на то, что концерт пройдет мирно, не оправдались. А светлые идеи, вроде "Рок Против Террора", быстро забываются.

Спаси и сохрани

Берт Кляйнман из американской фирмы "Уэствуд-1" так прокомментировал увиденное: "В общем, все то же самое, что и в Штатах. Только у нас на концерты публика приходит не такая пьяная. И потом, на Западе охраной подобных мероприятий занимаются специализированные фирмы, а тут и милиция, и армия... Как они согласовывают свои действия?"

Ответ: плохо. Генерал-майор милиции, на которого, судя по всему, была возложена охрана порядка, возмущался: "Как я могу за все отвечать, когда к летному полю движется колонна армейских грузовиков, а я не знаю, кто их сюда послал и зачем?"

Согласно нашим наблюдениям, порядок в тот день обеспечивали: милиционеры (пешие и конные), спецназ, курсанты школы милиции, военнослужащие в погонах СА и ВВ, курсанты военных училищ, американская служба безопасности, венгерская служба безопасности, наши люди в полувоенной униформе (похоже, агентство "Алекс") и совсем уж непонятные люди в штатском (впрочем, не отличающиеся ни выправкой, ни профессионализмом). Были еще и "Ночные волки", которые, впрочем, охранных функций не выполняли. (Извините, если кого не назвали).

А теперь скажите: можно ли достичь согласованности действий между таким количеством служб? Поэтому то и дело возникали проблемы: в какую зону можно проходить, в какую нельзя. Правила менялись каждые 2-3 часа и под конец окончательно запутались. Милицию на некоторых постах инструктировали просто: не пускать никого. "Но вот же мой пропуск", - пытался доказывать кто-то. "Ничего не знаю", - следовал лаконичный и, главное, очень точный ответ.

Pantera

Источник:

Началось «тушинское попоище» по принципу «с места в карьер» – концерт открыли безжалостные американцы Pantera. Решение поставить самую агрессивную из всех участников «Монстров Рока» группу на разогрев удивляет до сих пор. Часть запечатленного выступления Пантеры вошла в релиз «3 Vulgar Videos From Hell», вышедший в 1999 году на DVD-носителе. Название видео прекрасно отразило всю суть концерта в Тушино в 1991-м – наверное, и самому большому фанату чада и кутежа Пауку в тот день было предостаточно «ада и вульгара».

The Black Crowes и E.S.T.

Источник:

Продолжила концерт американская группа The Black Crowes, чей традиционный блюз-рок был бы куда уместней в качестве разогрева. Черные Вороны отыграли всего 2 песни и быстренько уступили сцену советским рокерам E.S.T., еще во главе с легендарным Жаном Сагадеевым.

Последний факт, кстати, широко используют фанаты Жана, периодические устраивающие с поклонниками бессмертного Валерия Кипелова эпические срачи и холивары на тему "Кто круче и метальнее, Ария или ЭСТ?" Кстати, сами E.S.Т. тоже не преминули воспользоваться неожиданной удачей и нехило попиарились на концерте зарубежных гостей, наснимав концертных клипов и живых записей.

Metallica

Источник:

Затем тысячи советских последователей рок культа наконец-то узрели живьем настоящих «монстров» – легендарных американцев Metallica. Каждую песню группы фанаты встречали с неподдельным восторгом, многократно усиленным алкоголем и еще бог весть чем. Особенно сильно народ колбасился под каверы Last Caress культовых The Misfits, а также Am I Evil? пионеров NWOBHM Diamond Head.

Спустя годы Metallica включили оба трэка в сборник кавер-версий, изветсный как "Garage Inc" и вышедший в 1998 году. Милиция в очередной раз пыталась безуспешно укротить бесноватую публику, но в стражей порядка полетели бутылки и прочая дрянь. Зарубежные гости вообще не понимали, что происходит, а успокоить публику помогло лишь обращение организаторов: «Ради безопасности музыкантов мы прекращаем концерт, слушайте Ласковый Май!» Кстати, во время выступления барабанщик Металлики Ларс Ульрих повредил указательный палец, что, к счастью, на выступлении группы это никак не отразилось.

AC/DC