Монолог Кулигина «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе! Те же, дикой и кулигин

Среди других героев пьесы Кулигин, часовщик-самоучка, изобретающий перпетуум-мобиле, стоит особняком. Он в значительной степени отличается от окружающих. И поэтому отношение к нему со стороны других персонажей также совершенно особое. Буквально в самом начале пьесы читатель получает возможность познакомиться с восторгом Кулигина, который тот выражает, любуясь на красоту родной природы. Эта сцена свидетельствует о том, что у Кулигина богатый внутренний мир. Ведь в произведении практически никто, за редким исключением, не обращает внимания на красоту окружающего мира. Кулигин прекрасно осведомлен о том, что происходит в Калинове. Он уже немолодой человек, поэтому ему легко разобраться в характере окружающих его людей. Он дает им меткие и довольно-таки резкие характеристики. Именно благодаря Кулиги-ну читатель знакомится с историей Бориса, с отношениями, которые складываются между Кудряшом и его хозяином, купцом по фамилии Дикой.

На первый взгляд, Кулигин выглядит очень умным и образованным человеком. Действительно, он резко критикует царящие в городе порядки. Он называет вещи своими именами, ничего не приукрашивает: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры!».

Кулигин совершенно точно характеризует Кабаниху: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».

И буквально сразу же Кулигин удивляет читателя заявлением о том, что хочет найти «перпету-мобиль». Для Кулигина его изобретения намного важнее, чем все, что его окружает. Кулигин прекрасно понимает, насколько отвратительны нравы, царящие в городе. Он не желает и не может хоть как-то с этим бороться.

В социальном плане Кулигин абсолютно инертен. Его несуществующее и практически невозможное изобретение для него является главным. И это совершенно бесполезное занятие даже как-то возвышает Кулигина над обществом, среди которого он вынужден жить. Все люди в городе Калинове погрязли в суете, мелочности, ханжестве, зависти и злобе. А он один имеет цель, к которой стремится. Правда, цель слишком уж неосуществимая. Не случайно Борис говорит о нем: «Жаль его разочаровывать-то! Какой хороший человек! Мечтает себе и счастлив».

Действительно, каждый сам ищет себе занятие по уму и способностям. Если такового занятия не находится, человек рискует стать самым несчастным, погрязнуть в скуке и пошлости окружающего мира. Кулигин не таков. Он, в своем роде, является хозяином своей жизни. Он избегает общения с теми людьми, которые его не устраивают. Вместо этого Кулигин занимается своими изобретениями. Но есть ли кому-то от этого польза?
Любое дело можно назвать положительным не по его замыслу, а лишь по его результату. Кулигин, на первый взгляд, занят благородным делом. Он старается изобрести вечный двигатель, который, несомненно, совершил бы настоящий переворот в науке. Но все идеи Кулигина — это только бесплодные мечты, поэтому ничего хорошего никому они не приносят.

Интересна характеристика, которую Кулигин дает горожанам: «Вот какой, сударь, у нас городишко! Бульвар сделали, а не гуляют. Гуляют только по праздникам, и то один вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показывать. Только пьяного приказного и встретишь, из трактира домой плетется. Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь забота. И спят-то всего часа три в сутки. А богатые-то что делают? Ну, что бы, кажется, им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота, сударь, заперты и собаки спущены. Вы думаете, они дело делают либо богу молятся? Нет, сударь! И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят».

Из такой характеристики становится ясно, насколько мало Кулигин ценит и уважает окружающих. Впрочем, жителей Калинова и уважать-то не за что. Они погрязли в разврате и пьянстве. Они жестоки и безнравственны. Конечно, Кулигин все это понимает, вот и держится в стороне. Единственное, на что хватает душевных сил Кулигина, — так это на то, чтобы просить купца Дикого об установлении часов на бульваре. Для этого требуется десять рублей. Разумеется, купец отказывает. Ему эти часы ни к чему. Диалог между Кулигиным и Диким наводит на тягостные мысли. умный, образованный человек унижается перед никчемным тупицей. И при этом невежественный купец еще и смеет указывать Кулигину его место. В результате Кулигин говорит: «Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю».

Становится ясно, что при всех положительных качествах у Кулигина не хватает сил для какой бы то ни было борьбы. Он даже не может отстоять свое достоинство перед купцом, унижающим его. Кулигину проще махнуть на все рукой, чем приложить какие-то усилия.
Уже после того, как Катерина во всем признается своему мужу и свекрови, Кулигин встречается с Тихоном. Они обсуждают случившееся. Тихону сейчас очень тяжело. Сам он готов простить свою жену, но Катерине намного больше достается от злобной свекрови. Кулигин пытается дать Тихону добрый совет: «Пора бы уж вам, сударь, своим умом жить». Но что значит такой совет для человека, привыкшего всегда полагаться на чужое мнение? Муж Катерины настолько слабохарактерен, что просто не может пойти против воли своей матери, Кулигин пытается его в чем-то убедить, но снова ему не хватает сил.

С Кулигиным мы знакомимся в самом начале пьесы. Он сидит на скамейке и любуется Волгой, от удовольствия даже поет. Когда к нему подходят Кудряш и Шапкин, Кулигин сразу же делится с ними своими эмоциями. "Восторг!" - говорит он, но они не понимают его радости, они "не видят" красоты пейзажа, потому - что погружены в житейские проблемы. Разговор сразу заходит о "темном царстве". Кулигин же не поддерживает бессмысленной болтовни. Мы замечаем его реплики только "по - делу", и когда это необходимо. "С него, что ль, пример брать! Лучше уж стерпеть", - заявляет о ругательствах Дикого Кулигин. Такое отношение показывает ум и неординарность поведения Кулигина, для сравнения, Кудряш хвалится, что не дает себя обидеть: "Да не спускаю и я: он - слова, а я - десять." Но когда, мимо проходит Дикой, Шапкин и Кудряш отходят в сторону, побоявшись, что он привяжется, Кулигин же остается сидеть на своем месте и только снимает шляпу.

В следующей сцене Кулигин разговаривает с Борисом Григорьевичем, племянником Дикого. Кулигин интересуется, почему Борис живет в таком подчинении у дяди, что даже не смеет возразить ему на бессмысленные попреки, Борис отвечает, что трудно ему жить здесь, "я здесь лишний, точно мешаю". Выслушав Бориса Григорьевича, Кулигин понимает, что ничего изменить не удастся и советует "угождать как-нибудь". Кулигин умен, он четко представляет какие общественные устои царят в Калинове и объясняет это Борису: "Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!" Вместе с умением анализировать, в нем присутствуют мечтательность и поэтичность - Кулигин умеет писать стихи. Но от предложения Бориса написать жизнь в Калинове стихами отказывается: "Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят". В этом проявляется его нерешительность: "Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается". Если Катерина, главная героиня "Грозы", в знак протеста идет на самоубийство, то Кулигин не хочет громких, решительных протестов.

Кулигин умеет находить общий язык с людьми. "Какой хороший человек!", - говорит о нем Борис. Кулигин благородный мечтатель, он постоянно думает о благосостоянии общества - хочет изобрести перпетуум-мобиле и получить за него миллион, который бы потратил на то, чтобы дать работу мещанству. "А то руки есть, а работать нечего".
"Механик, самоучка - механик", - как сам себя называет Кулигин, хочет сделать в городском парке солнечные часы, для этого ему нужно десять рублей и он просит их у Дикого. Здесь Кулигин сталкивается с упорной тупостью Дикого, просто не желающего расставаться со своими деньгами. Добролюбов писал в своей статье "Темное царство", о том, что "самодура легко "прекратить" силой рассудительно, просвещенного ума". "Просвещенный человек не отступает, пытаясь внушить Дикому правильные понятия о пользе солнечных часов и спасительной силе громоотводов." Но все бесполезно. Можно только удивляться терпеливости, почтительности и упорству с которыми Кулигин пытается достучаться до Дикого.

Кулигин тонко чувствует красоту природы: "из-за Волги с лугов цветами пахнет, небо чистое..."; и сожалеет, что люди в городе совсем не видят этого, пожалуй только главная героиня пьесы Катерина, также как он, любуется красотой окружающего мира. Бедные с утра до ночи работают, а богачи сидят дома за запертыми воротами и ругаются друг с другом. Только "молодые парни да девушки... у сна воруют часик, другой, ну и гуляют парочками". Также он пытается объяснить людям, что не надо бояться таких удивительных явлений природы как гроза, северное сияние, комета, ими следует восторгаться и удивляться. Но только он способен так оценивать эти природные явления, для всех остальных они являются божьим наказанием, знаком свыше, его рассуждения о науке никому не нужны и отторгаются. Грозы "всякий должен бояться", - говорит Катерина.

К Кулигину тянутся люди. Тихон Кабанов с полным доверием рассказывает ему о своих переживаниях, о том, как тяжело ему живется в доме матери. Кулигин ясно понимает все проблемы Тихона, дает ему советы простить жену и жить своим умом. "Она бы вам, сударь, была хорошая жена; гляди - лучше всякой". Беда в том, что Тихон не может воспользоваться этим советом, ему не позволит маменька, да и в свои силы он не верит: "Нет, своего-то ума."

В последней сцене пьесы, когда мертвую Катерину достают из Волги, Кулигин первым решается заявить Кабанихе: "Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который милосерднее вас!" После этих слов он убегает. Убегает потому, что ему до глубины души неприятно находиться рядом с этими людьми.

Островский дал своему герою фамилию, созвучную с фамилией русского механика-самоучки Ивана Петровича Кулибина, который своими изобретениями и открытиями помогал развитию общества. Кулигин не является главным героем пьесы, но автор отвел ему очень важную роль. В лице Кулигина выражается еще один протест против "темного царства". Катерина жертвует собой в знак протеста против тирании, а Кулигин готов только на возражения. Но это не просты слезы на тяжелую жизнь, а обдуманные предложения, внедрения которых сделало бы жизнь Калиновцев лучше и красивее. Если смотреть по объему, то монологи Кулигина уступают только монологам главной героини. По ходу повествования он появляется во всех ключевых сценах драмы, своими рассуждениями четко объясняя сложность сложившихся ситуаций.

В "темном царстве" Кулигин предстает хорошим человеком, он читает стихи, поет, его суждения всегда точны и обстоятельны. Он добрый мечтатель, стремящейся сделать жизнь людей лучше, расширить их знания об окружающем мире. Часто кажется, что мудрые и рассудительные мысли, которые высказывает Кулигин, являются оценкой событий пьесы самим автором.

Образ Кулигина симпатичен мне тем, что он всегда знает к чему он стремиться. У него есть цель - сделать жизнь общества лучше, для этого он старается придумать всевозможные изобретения, перпетуум-мобиле, чтобы на полученные деньги предоставить жителям города работу. Только этот персонаж обладает какими-то стремлениями в жизни, все остальные просто живут, решая житейские проблемы или создавая их другим.

Думаю, что Островский в образе Кулигина хотел изобразить вариант решения проблемы в Калинове. Будь Кулигин не один в своих стремлениях или если бы был по - богаче, то тогда он мог бы реально изменить жизнь своего общества, но ему ничего этого не дано, и он обречен быть "изгоем" в Калинове.

В 1859 году А.Н. Островский написал пьесу «Гроза», в которой он поднял проблему перелома общественной жизни, проблему смены социальных устоев, проник в самую сущность противоречий своего времени, нарисовал колоритные образы самодуров, их быт и нравы. В противодействие самодурству выступают два образа - Катерины и Кулигина. Это сочинение посвящено второму.

Кулигин - это мещанин, механик-самоучка. В первом действие, в разговоре с Кудряшом, он предстает перед нами поэтичным ценителем природы, Кулигин восхищается Волгой, называет необыкновенный вид чудом. Мечтатель по натуре, он, тем не менее, понимает несправедливость строя, при котором все решает грубая власть силы и денег: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» - говорит он Борису Григорьевичу: «А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать». Сам Кулигин совсем не такой, он добродетельный и мечтает о благополучии народа: «Только бы мне, сударь, перпету-мобиль найти!.., я бы все деньги для общества и употребил…»

В следующий раз Борис встречает Кулигина в третьем действии на вечерней прогулке. Кулигин снова восхищается природой, воздухом, тишиной. В тоже время он расстраивается, что в городе сделали бульвар, а люди не гуляют, он говорит, что у всех давно ворота заперты и не от воров: «…а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства!» Кулигин вроде бы и возмущен всеми устоями «темного царства», но сразу после своей гневной речи он произносит: «Ну, да Бог с ними!» словно отступаясь от своих прежних слов. Протест его почти немой, и выражается только в возражениях, он не готов, подобно Катерине, к открытому вызову. На предложение Бориса писать стихи Кулигин тут же восклицает: «Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят. Мне уж и так сударь за мою болтовню достается». Однако стоит отдать ему должное, за то, с каким упорством и в тоже время учтивостью он просит у Дикого деньги на материалы для солнечных часов на бульваре: «…для общей пользы, ваше степенство. Ну что значит для общества каких-нибудь рублей десять! Бог с вами, Савел Прокофьич! Никакой я грубости вам, сударь, я не делаю; Силы у вас, ваше степенство, много; была б только воля на доброе дело».

К сожалению, Кулигин натыкается только на грубость и невежество со стороны Дикого. Тогда он пытается уговорить Савелия Прокофьича хотя бы на громовые отводы, так как грозы в их городе частое явление. Но не добившись никакого успеха, Кулигину ничего не остается, кроме как уйти, махнув рукой.мечтатель протест самодурство общество

Кулигин - человек науки, который с уважением относится к природе, тонко чувствует ее красоту. В четвертом действии он обращается к толпе с монологом, пытаясь в нем объяснить людям, что не нужно бояться грозы и других природных явлений, напротив надо ими восхищаться, любоваться: «Не гроза это, а благодать!.. любоваться бы надобно да дивиться премудрости…» Но люди и не желают его слушать, все они, согласно старым обычаям, продолжают верить, что всё это к беде, что это Божья кара.

Кулигин хорошо разбирается в людях, способен к сопереживанию и может дать правильные, дельные советы - все эти качества он отлично проявил в разговоре с Тихоном: «Вы бы ей простили, да не поминали никогда…Она бы вам, сударь, была хорошая жена; гляди - лучше всякой…Пора бы уж вам, сударь, своим умом жить… Врагам-то прощать надо, сударь!»

Именно Кулигин вытащил мертвую Катерину из воды и принес ее Кабановым: "Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед Судией, который милосерднее вас!". После этих слов Кулигин убегает, он переживает это горе по-своему и не в силах делить его с людьми, которые являются виновниками самоубийства бедной девушки.

Лично мне очень симпатичен образ Кулигина. Он - как некая белая ворона в городе Калинове, резко отличается от остальных жителей образом своих мыслей, рассуждениями, ценностями, стремлениями. Кулигин осознает несправедливость устоев «темного царства», пытается бороться с ними, мечтает улучшить жизнь простых людей. Он думает о социальном переустройстве города. И возможно, найди Кулигин хотя бы несколько единомышленников и материальную поддержку, ему бы удалось значительно изменить Калинов в лучшую сторону. Именно это нравится мне в Кулигине больше всего - его стремление к благополучию народа.

Кулигин . Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать. Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал? К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет. Городничий и стал ему говорить: «Послушай, – говорит, – Савел Прокофьич, рассчитывай ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят!» Дядюшка ваш потрепал городничего по плечу да и говорит: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, у меня из этого тысячи составляются, так оно; мне и хорошо!» Вот как, сударь! А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое потеряно. А те им за малую благостыню на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям. Судятся, судятся здесь да в губернию поедут, а там уж их и ждут да от радости руками плещут. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; водят их, водят, волочат их, волочат, а они еще и рады этому волоченью, того только им и надобно. «Я, – говорит, – потрачусь, да уж и ему станет в копейку». Я было хотел все это стихами изобразить…

А. Н. Островский. Гроза. Спектакль

Борис . А вы умеете стихами?

Кулигин . По-старинному, сударь. Поначитался-таки Ломоносова , Державина … Мудрец был Ломоносов, испытатель природы… А ведь тоже из нашего, из простого звания.

Борис . Вы бы и написали. Это было бы интересно.

Кулигин . Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят. Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается; да не могу, люблю разговор рассыпать! Вот еще про семейную жизнь хотел я вам, сударь, рассказать; да когда-нибудь в другое время. А тоже есть что послушать.

(Островский «Гроза», действие 1 , явление 3. См. на нашем сайте

Оригинал:
Кулигин. И не привыкнете никогда, сударь.
Борис. Отчего же?
Кулигин. Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать. Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал? К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет. Городничий и стал ему говорить: «Послушай, говорит, Савел Прокофьич, рассчитывай ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят!» Дядюшка ваш потрепал городничего по плечу, да и говорит: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами об таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: недоплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!» Вот как, сударь! А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое истеряно. А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям. Судятся-судятся здесь, да в губернию поедут, а там уж их и ждут да от радости руками плещут. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; водят их, водят, волочат их, волочат; а они еще и рады этому волоченью, того только им и надобно. «Я, говорит, потрачусь, да уж и ему станет в копейку». Я было хотел все это стихами изобразить...

Обработка А.Минникаева

Жестоки нравы, сударь, в нашем городе. Жестокие
В мещанстве миром правят люди вовсе не далекие
Полным полно грубиянства похлеще, чем в жизни стольной
Не узреть вам ничего кроме бедности нагольной.
Не удасться никогда из этой выбиться коры:
Надежда...есть она у многих, но лишь только до поры
Все, кто честны не заработают насущной еды,
А у кого –в кармане деньги, тот владелец бедноты,
На чьи труды он будет крепко пить и пировать,
Красиво жить и еще больше денег наживать.
Вам сказать, как отвечать сумел ваш дикий дядя,
Савел Прокофич городничему глазами добрыми глядя?

«Послушай, брат, расчитывай ты мужиков хорошенько.
Каждый день ко мне с жалобами ходят по-маленьку.»
Ответом: стоит ли нам с вами о пустяках рассуждать.
Им что копейка, что пять – мне капитал наживать

А меж собой-то, милый сударь, как живут:
Глотки рвут, себя продают, торговлю душат
Друг у друга подрывают, не скрывают,
Что война идет из краю зависти... они с успехом залучают
В свои высокие хоромы пьяных приказных,
На коих виду человечьего нет, и таких
Что истеряли обличье. На листах гербовых
Кляузы злостные строчат на ближних и родных
Судятся, судятся и нет конца глупых споров
Итоги этих процессов, разве только разговоров,
Как в губернию пойдут за правдой, важной вещью
- Там их и ждут, от радости руками плещут.
Скоро сказка говорится, ну а делу торопится
Не годится: их волочат, как звериные хвосты,
А они тому и рады, колокочат без нужды…
Очень странная житейка: «Я потрачусь – говорить
-Да уж ему станет в копейку»
... хотел в стихах изобразить

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Пьеса "Гроза" - одно из лучших драматических произведений Александра Николаевича Островского. Эта драма наполнена яркими, запоминающимися образами не только главных героев (Катерина, Кабаниха и др.), но и второстепенных.

На первый взгляд, второстепенные персонажи (Кулигин, Феклуша, полусумашедшая барыня) могут показаться совершенно ненужными, только замедляющими ход действия. Однако это совершенно не так, и я попробую доказать этот тезис на примере Калигина.

Кулигин - "мещанин, часовщика самоучка".

Его фамилия созвучна с фамилией реального мастера Кулибина. Однако, в отличие от настоящего Кулибина, Калинин не создаёт ничего важного и полезного, и этому есть две причины. Во-первых, Кулигин как будто застрял в прошлом, он живёт в нём. Учёный-самоучка мечтает создать перпетуум-мобиле (вечный двигатель, невозможность создания которого уже была доказана), громоотвод (который уже был изобретён), увлекается "старинными поэтами Ломоносовым и Державиным". Вторая причина бесполезности Калинина заключается в обществе города Калинова. Простые люди невежественны и не понимают и не принимают несущего просвещение Калинина. Богатые, власть имущие калиновцы не воспринимают Кулигина и его идеи, считают его "разбойником" и "червяком", которого в любой момент можно "раздавить".

Образ Калинина имеет важное значение в драме. В его монологах "Жестокие нравы...", "Вот какой, сударь, у нас городишко!" и многочисленных фразах о своём городе вырисовывается правдивый образ Калинова, в котором и происходит действие. Калинин очень метко и точно характеризует других героев пьесы, по их отношению к просветитель, умному и образованному человеку видно насколько многие калиновцы погрязли в своём "тёмном царстве". Не случайно, именно Калинин одним из первых бросается вытащить из вод Волги "луч света в тёмном царстве", Катерину Кабанова.

Надеюсь, я смогла доказать, что второстепенный герой Кулигин является важным лицом для понимания пьесы А.Н.Островского "Гроза".

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-09-30

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.