Моне годы жизни. Самые известные картины моне с названиями, описанием и историей

Оскар Клод Моне (1840 -1926) — один из виднейших представителей французского (а следовательно и мирового) импрессионизма, сооснователь и теоретик данного направления, до конца жизни сохранивший ему верность. Живописная манера Моне, ставшая впоследствии классической для импрессионизма, характеризовалась письмом раздельными мазками чистого цвета, позволяющим создавать богатые световые эффекты и передавать особенности свето-воздушной среды.

БИОГРАФИЯ КЛОДА МОНЕ

Клод Оскар Моне появился на свет 14 февраля 1840 г. в Париже. Когда мальчику было пять лет, семья уехала в Нормандию, в Гавр. Вопреки желанию отца стать бакалейщиком, Клод с юных лет испытывал тягу к живописи и с удовольствием рисовал карикатуры. На солнечных пляжах Франции Клод Моне познакомился с Эженом Буденом, известным пейзажистом и одним из провозвестников импрессионизма. Буден показал юному Моне некоторые приёмы живописной работы с натуры. В 1860 году Клод Моне был призван на военную службу и уезжает в Алжир, но из положенного семилетнего срока отслужил чуть меньше двух лет: он заболел тифом, это помогло художнику демобилизоваться.

Моне поступил в университет на факультет искусств, но разочаровался в присутствующем там подходе к живописи. Покинув учебное заведение, он поступил в студию живописи, которую организовал Шарль Глейр. Там он заводит знакомствос Ренуаром, Фредериком Базилем и Альфредом Сислей. Они были практически сверстниками, придерживались похожих взглядов на живопись и стали основой художников-импрессионистов. В Академии Сюисса Клод Моне познакомился с Писсарро и Сезанном. Значительную роль в творчестве Клода Моне оказала работа в Буживале, где он создавал кабачок «Ла Гренуйер» вместе с Огюстом Ренуаром. Созданные этими художниками картины знаменовали рождение нового художественного направления — импрессионизма.

ТВОРЧЕСТВО КЛОДА МОНЕ

В 1866 году Клод Моне создает портрет Камиллы Донсьё. Позже Камилла стала женой художника, у них родился сын Жан.

Первой значительной работой стала для Клода Моне «Завтрак на траве» (1865-1866), написанный им после одноименного полотна Эдуарда Мане. Сама работа до нас не дошла: художник расплатился ей в счет долга за проживание в деревне Шайи, в окрестностях которой он работал. Сюжет картины прост: на опушке зеленого леса расположились несколько мужчин и нарядно одетых женщин. Ощущение движения воздуха усиливается фактурой полотна: она уже не гладкая, а состоит из отдельных пятен-мазков. Закончив «Завтрак на траве», Клод совершенствует открытый им метод в разнообразных этюдах, которые он творит в «Лягушатнике» — излюбленном месте отдыха парижан того периода. В годы франко-прусской войны (1870-1871) Моне проживает в Лондоне, где познакомился с Дюран-Рюэлем. В Англии он знакомится с произведениями Джона Констебла и Уильяма Тёрнера.

Портрет Камиллы Донсьё Завтрак на траве Лягушатник

Возвращение из Англии ознаменовает один из самых плодотворных периодов творчества Клода Моне. Он пишет свои лучшие картины — «Поле маков у Аржантея»,»Бульвар Капуцинок», «Сирень на солнце»,»Впечатление. Восход солнца». В 1874 году эти картины показаны на выставке при «Анонимном обществе живописцев, художников и граверов», организатором и руководителем данного являлся Клод Моне. После этой выставки, кстати, названной по имени картины Моне «Впечатление. Восход солнца», к художникам «пристало» прозвище «импрессионисты» (от франц. impression — впечатление). Это были золотые годы расцвета импрессионизма. Моне участвовал во множестве выставок. Однако произведения Клода Моне практически не продаются. Гонимый нуждой, перебиваясь изредка проданными картинами, Клод Моне проживает там, где позволяет кошелек: в Аржантее, в Ветее, в Пуасси и оставшуюся жизнь — в Живерни.

В работах того периода хорошо заметно восприятия всецелостности происходящего вокруг сиюминутных событий.

Поселившись в Аржантёе, Клод Моне со страстным увлечением пишет Сену, окрестности, мосты, парусники. В конечном итоге строит лодку и в ней плывет до Руана и там, жутко пораженный увиденным, изображает в этюдах окрестности города и заходящие в гавань морские суда («Аржантёй», «Парусная лодка в Аржантёе»). В 1877 году из под кисти Клода Моне появляется серия картин (на них представлен вокзал Сен-Лазар), ознаменовавшую новый этап в творчестве великого художника: переход от всеобщей концепции этюда к аналитическому подходу к изображаемому («Вокзал Сен-Лазар»).

Аржантёй Парусная лодка в Аржантёе Вокзал Сен-Лазар

Изменение живописной манеры художника сопровождается переменами в его жизни. Тяжело заболевает его супруга Камилла. С рождением второго ребенка усиливается нищета, в которой живет семья.

В 1879 году его первая жена Камилла умирает от туберкулёза. В 1892 году Клод Моне женится во второй раз, на Алисе Ошеде. Ранее, до этого Алиса вела хозяйство и воспитывать детей от первого брака Клода. В 1883 году Клод Моне с супругой переезжает в Живерни, расположенном недалеко от Парижа. Алиса умерла в 1911 году, но Клоду Моне предстояло пережить так же и смерть старшего сына Жана в 1914 году.

В конце 80-х годов его искусство все более и более привлекает публику и критиков. Признание приносит материальный успех. Вскоре финансовые дела Клода Моне настолько поправилось, что он смог купить дом в Живерни, где он прожил до конца своих дней. В этот период художник всецело устремлен в работу над сериями пейзажей, в коих тончайшие световые эффекты он ставит «во краю угла». Он иначе начинает относиться к цвету, меняются и сюжеты его картин. Все внимание Моне сосредоточено на выразительности удивительной цветовой гаммы мазка в отрыве от предметной соотнесенности. Усиливается стремление к декоративности, которое вылилось в конечном счете в создание картин-панно. На место простых сюжетых картин 1860-1870 годов приходят более сложные, богатые всевозможными ассоциативными связями («Скалы в Бель-Иль»,»Тополя»).

Ирисы в Живерни Плакучие ивы Белые кувшинки

Клода Моне интересуют серийные композиции: Стога, Руанский собор, виды Лондона. В них, следуя импрессионистической манере, Клод Моне передает неодинаковую степень освещенности предметов при разной погоде, в разное время дня и ночи, используя удивительно разнообразную тональность палитры. Серии картин позволяют создать разнообразные декоративные композиции, как бы развивающиеся во времени и пространстве благодаря возникающим ассоциативным связям. В Живерни Клод Моне львиную долю времени находится в саду, занимаясь его художественной организацией. Эта фантастическая работа привела к смене обыденного миру, населенного живыми людьми, на таинственный, фантастический мир воды и водных растений («Ирисы в Живерни», «Плакучие ивы»). Поэтому неслучайно в самой знаменитой серии его последних панно представлены виды разнообразных прудов с плавающими в них кувшинками («Белые кувшинки»).

Термин «импрессионизм» появился благодаря картине Моне «Впечатление. Восходящее солнце», которая была выставлена на первой крупной выставке импрессионистов, в мастерской фотографа Надара весной 1874 года, и получившей название «Выставка мятежников». Всего на выставке были представлены 165 работ тридцати художников. Стоит отметить, что в то время натюрморты и пейзажи Моне и его соратников обвиняли в мятежных настроениях, аморальности и несостоятельности. Бичуя выставку, малоизвестный журналист Луи Леруа в своём материале в журнале «Le Charivari» пренебрежительно обозвал художников «импрессионистами». Из вызова художники этот эпитет приняли. Со временем он утратил своё первоначальное негативное значение.

Интересно, что лучшим произведением от импрессионизма в живописи считают тоже картину Клода Моне. И это несмотря на то, что к моменту, когда художник начал писать знаменитые «Водяные Лилии», он уже терял зрение.

Если присмотреться к женщинам на картинах Клода Моне, там обязательно будет Камиль Домкьюз – его любимая модель и жена. Она позировала ему для многих полотен, среди которых и такие известные, как «Дама в зеленом», «Женщины в саду», «Мадам Моне с сыном», «Портрет жены Клода Моне на диване». Мадам Моне родила художнику двоих сыновей (первенца ещё до официального вступления в брак). Однако, рождение второго малыша ослабило её здоровье, и, вскоре после вторых родов, она скончалась. Клод Моне написал посмертный портрет своей супруги.

Картина «Пруд с водяными лилиями» или, как ещё называют это полотно — «Пруд с кувшинками», написанная Моне в 1919 году, является самой дорогой картиной этого мастера. В 2008 году на аукционных торгах Christie`s в Лондоне эта картина была продана за баснословные деньги — $80 миллионов. Сегодня «Пруд с кувшинками» занимает девятое место в рейтинге самых дорогих картин мира, проданных на аукционах. О том, кто приобрел эту картину и где она находится сейчас – неизвестно. Как правило, частные коллекционеры, приобретая подобные произведения, предпочитают остаться неизвестными.

Известные цитаты Клода Моне:

  • Каждый обсуждает мое искусство и делает вид, что понимает, как если бы это было необходимо, когда нужно просто любить.
  • Тот, кто утверждает, что он закончил холст, ужасно высокомерен.
  • Моя работа всегда лучше, когда я один, и следую своим собственным впечатлениям.Цвет это моя однодневная одержимость, радость и страдания.
  • Мой сад - мой самый красивый шедевр.
  • Чтобы нарисовать море действительно хорошо, вы должны смотреть на него каждый час, каждый день в одном и том же месте, чтобы вы могли понять, как вы должны работать в этом конкретном месте, и именно поэтому я работаю над одними и теми же сюжетами снова и снова и снова, четыре или даже шесть раз.
  • Старайтесь забыть о том, что вы видите перед собой, о дереве, доме, о поле, о чём угодно. Просто думайте, что в этом месте маленький синий квадрат, там продолговатая розовая фигура, и продолжайте до тех пор, пока у вас не возникнет наивного впечатления от картины, которая находится перед вашими глазами.
  • Я думаю только о моей картине, и если бы мне пришлось бросить ее, думаю, что я сойду с ума.

Клод Моне входит в топ-3 самых дорогих художников мира

Клод Моне, по итогам открытых аукционов, до 2013 года занимает третью строку рейтинга самых дорогих художников мира. Всего с аукционов было продано 208 его работ на общую сумму $1622,200 млн. Средняя стоимость одной картины Моне — $7,799 млн. Самыми дорогими картинами Моне считают:

  • «Водяные лилии» (1905) — $43 млн.
  • «Железнодорожный мост в Аржентее» (1873) — $41 млн.
  • «Водяные лилии» (1904) — $36 млн.
  • «Мост Ватерлоо. Облачно» (1904) — $35 млн.
  • «Тропинка к пруду» (1900) — $32 млн.
  • «Пруд с водяными лилиями» (1917) — $24 млн.
  • «Тополя» (1891) — $22 млн.
  • «Здание парламента. Солнечный свет в тумане» (1904) — $20 млн.
  • «Парламент, закат» (1904) — $14 млн.

Сегодня работы художника «разбросаны» по всему миру. Наиболее крупными странами-владельцами картин Моне считается Россия, США и Великобритания. Впрочем, найти картины художника можно и во многих других музеях, как на территории Европы, так и за ее пределами. Несколько картин Клода Моне находятся даже в музеях Новой Зеландии. Значительная часть работ художника принадлежит частным коллекциям, потому эти картины закрыты для широкой публики. Лишь иногда приобретенные некогда произведения вновь возвращаются из рук коллекционеров в музеи или попадают на аукционы.

В России в ГМИИ им. А.С. Пушкина находятся такие известные картины, как «Сирень на солнце» 1873 года и «Завтрак на траве» 1866. Картина «Парламент, эффект тумана» находится в Санкт-Петербурге в Эрмитаже. Несколько работ Клода Моне хранятся в Париже в музее Музей д’Орсэ. Немало работ находится и в США, в «Метрополитен-Музее» Нью-Йорка, в Музее искусств Нельсона-Аткинса, а также в Музее искусств, расположенном в Филадельфии. В Лондоне картины Моне выставляются в Национальной галерее.

Картины Клода Моне не раз становились предметами вожделения преступников. Известен факт, когда похититель полотна Моне «Пляж в Пурвилле», которое выставлялось в Национальном музее Польши, посмеялся над сотрудниками, вырезав знаменитый шедевр из рамы, а вместо него вставил плохонькую репродукцию. Заметили подмену 19 сентября, а когда точно произошла кража, так и осталось неизвестным. Преступником оказался 41-летний мужчина, а украденную картину нашли в его доме.

В октябре 2012 года было совершено ограбление роттердамского музея Кунстель. Было похищено 7 шедевров, среди которых был и известный «Мост Ватерлоо» Клода Моне. Это ограбление оказалось крупнейшим за 20 последних лет. После проведённого расследования эксперты подозревают, что похищенные картины могли быть сожжены.

Пляж в Пурвилле Мост Ватерлоо Маковое поле

Клод Моне родился 173 года назад, его картины на гребне популярности и сегодня, а особо ярые и талантливые поклонники импрессионизма посвящают ему свои творения. Примером тому инсталляция «Маковое поле» Клода Кормье, вдохновленная полотнами Клода Моне.

В честь Моне назван кратер на Меркурии.

Английская писательница Ева Файджес в своем романе «Свет» описывает один день из жизни Клода Моне - от рассвета до заката.

Ресторан, фигурирующий в сериале «Кухня», носит название «Claude Monet» (Клод Моне) - это действующий ресторан Москвы «Champagne Life».

В фильме Титаник (1997) мы также можем видеть картину Моне «Водные лилии».

БИБЛИОГРАФИЯ

  • И. К. Моне // Альбом. - Л., 1969.
  • Георгиевская Е. Б. К. Моне // Альбом - 2-е изд. - М., 1974.
  • Богемская К. Г. К. Моне. - М., 1984.
  • Ревальд Дж. История импрессионизма. - М., 1994.
  • Кулаков В. А. Клод Моне [Альбом]. - М., 1989.
  • Тайландье И. Клод Моне [Альбом]. - М., 1995.
  • Соч.: Письма, пер. с франц. // предисл. и прим. Н. В. Яворской, в кн.: Мастера искусства об искусстве, т. 5, кн. 1. - М., 1969.
  • Рейтерсверд О. Клод Моне, [пер. со швед.] - М., 1965.
  • Hoschedé J.P. Claude Monet, се mal connu, v. 1-2, Gen., 1960.
  • Forge A. Monet. Chicago, 1995.
  • Wildenstein D. Claude Monet.Claude Monet. Koeln: 2007. Tashen GmbH.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: kulturologia.ru , .

Если вы нашли неточности, или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы, и наши читатели, будем вам очень благодарны.

Клод Моне – французский живописец, пионер направления импрессионизма. 14 ноября 1840-го года в семье потомственных парижан Клода Адольфа Моне и Луизы Жюстины Обре Моне родился мальчик, которого спустя полгода крестили в баптистской церкви с именем Оскар Клод. В 1845 году семья перебралась в город Гавр в Нормандии, где отец начал готовить сына к карьере торговца морскими снастями. Однако, несмотря на отцовскую настойчивость, маленький Оскар хотел посвятить свою жизнь искусству, и Жюстина, певица по профессии, его в этом поддерживала.

В возрасте одиннадцати лет Моне поступил в Гаврскую школу искусств; в это же время он начал приобретать популярность как талантливый карикатурист. В период обучения Моне повезло встретить в городе живописца Эжена Будена. Это знакомство оказало на юношу большое влияние; именно Буден научил Моне азам обращения с масляными красками и технике работе «на пленэре» - то есть вне мастерской, на открытом воздухе.

Покинув школу в 16 лет, Моне продолжал практиковаться и оттачивать своё мастерство. На несколько лет он отправился в Париж, где познакомился со многими будущими выдающимися живописцам, в том числе – с Эдуардом Мане.

В 1861 году художник был послан в Алжир для прохождения службы в армии. Через некоторое время, заболев брюшным тифом и упросив свою вдовствующую тётушку помочь ему материально, откупился от военной службы и вернулся на родину.

С 1862 году вместе с другими начинающими живописцами Моне посещал курсы художника Шарля Глейра. Соученики имели схожие взгляды на живопись и тяготели к работе на пленэре, стремились передать естественные краски природы, незримые движения воды, воздуха, отобразить на своих полотнах едва уловимые оттенки цветов. Эти взгляды позже легли в основу философии импрессионизма в художественном творчестве.

В свой парижский период Моне много писал в надежде, что его работами заинтересуется Салон – престижная ежегодная выставка, принимавшая полотна далеко не всех живописцев. Его первой широко известной картиной стал выставленный в Салоне портрет Камиллы Бонсьё.

Бонсьё стала его женой в 1870 году. Почти сразу супруги перебрались в Англию в связи с началом Франко-прусской войны.

Год спустя Моне переезжает в Нидерланды. Голландский период оказывается весьма продуктивным – за двадцать месяцев художник создаёт почти три десятка картин и бесчисленное множество набросков, эскизов и этюдов.
Вернувшись во Францию в 1872 году уже сформировавшимся живописцем и импрессионистом, Моне продолжает работать, живя тихой сельской жизнью, среди вдохновляющих его живописных садов.

С начала 1910-х годов у Моне развивается страшное заболевание – катаракта. К счастью, художник не лишился зрения, и, перенеся в 1923-м году две операции по удалению катаракты, приобрел способность видеть ультрафиолетовые лучи, недоступные взгляду обычного человека (так, некоторые предметы при определённом освещении он видел голубовато-фиолетовыми, когда для всех остальных они оставались белыми).

Клод Моне скончался 5 декабря 1926 года от рака лёгких и был похоронен на кладбище церкви в Живерни, городе в Верхней Нормандии. В его доме в этом же городе был впоследствии открыт его музей.

Интересные факты и даты из жизни

Оскар Клод Моне (фр. Oscar-Claude Monet, 1840─1926) - выдающийся французский живописец-новатор, один из основателей художественного направления импрессионизм. Он совершенно по-новому стал изображать цвета на своих картинах, полностью отказавшись от черной тени.

Моне стремился отобразить сиюминутное впечатление от происходящего, желая остановить время хотя бы на мгновение. Его глубина понимания и отражения естественных тонов природы до сих пор остается никем не превзойденной. Сегодня картины маэстро стоят миллионы, подчеркивая гениальность их создателя.

Детство и юность

Клод Моне появился на свет 14 ноября 1840 года в Париже в семье бакалейщика. Но здесь он провел только самое раннее детство, так как в 1845 году семья переехала в нормандский город Гавр, где пройдут его оставшиеся детские годы. В школе будущий великий художник ничем особо не блистал, кроме уроков рисования. Особенно хорошо у него получались карикатуры, которые пользовались определенным успехом. Они продавались в местном художественном салоне по 20 франков.

Однако отец Адольф не особо радовался этим успехам, так как рассчитывал увидеть Клода продолжателем своего дела. Но юноше удалось отстоять право самому выбирать свой жизненный путь и в этом ему помогла родная тетя, взявшая на себя опеку над сыном после смерти в 1857 году его матери. Тем более она сама неплохо рисовала на любительском уровне.

В это время Моне знакомится с известным художником, страстным поклонником пленэра Эженом Буденом, который раскрыл ему некоторые секреты живописной работы с натуры. Работая вместе с наставником, юный Клод откроет свое истинное предназначение - писать картины на природе. «У меня словно пелена спала с глаз» , - сказал Моне.

Позднее он напишет Будену: «Я не забыл о том, что именно вы первым меня научили видеть и понимать» . В 1859 году он вернулся на родину в богемный Париж, где работал в студии для бедных художников, не забывая посещать галереи и выставки.

Дальнейшему развитию таланта художника помешала армия, куда Моне призвали в 1861 году. Правда, из положенных семи лет он пробудет на службе в Алжире в кавалерийских войсках только два года, и причиной этому была очень веская - болезнь тифом. Это обстоятельство вместе с помощью беспокойной тети, откупившей его от службы за 3 тысячи франков, помогли ему вскоре вернуться домой.

На пути к славе

Натура художника требовала продолжения учебы, и Клод поступил в университет на факультет искусств, но быстро разочаровался в нем по причине не удовлетворявших его подходов к живописи. Вместо этого он направляется в мастерскую известного представителя академического искусства Ш. Глейра, где тоже особо ничему не научился, так как здесь предпочтение отдавалось полотнам на мифологические сюжеты. Подходы Моне к живописи Глейр не принял и довольно резко осудил. Зато здесь он познакомился с плеядой талантливых молодых художников. Среди них были О. Ренуар, А. Сислей и Ф. Базиль.

В 1863 году они начали писать с натуры в лесу Фонтебло под Парижем. Именно здесь из-под его пера выходит картина «Дорога в Шайи». Это еще не шедевр, перевернувший мировое изобразительное искусство, но уже заявка на что-то большее, нежели просто академический пейзаж.

Начало импрессионизма

В 1866 году бедный Моне, регулярно просивший в долг у друзей, приступает к работе над картиной «Завтрак на траве». Это была его версия одноименной картины Э.Мане, которую он решил переплюнуть, сделав полотно в 4 раза больше. Клод стремился написать картину до открытия салона, но из-за поврежденной ноги сделать это не успел, поэтому до нас дошли лишь два фрагмента. Художник попытался поместить фигуры на естественном фоне, сделав акцент на природные объекты. Вместо нее на салоне была представлен портрет «Женщина в зеленом», моделью для которого выступила будущая жена Моне К.Донсье. Эта картина пользовалась большой популярностью, позволив забыть о привычном голоде.

Следующая картина «Женщина в саду» создавалась полностью на пленэре, для чего живописец вырыл специальную траншею, чтобы двухметровое полотно могло перемещаться вверх-вниз. Во время написания он долго ожидал нужного освещения, и только после этого приступал к работе. Моне был убежден, что картина должна быть выполнена на основе определенной световой схемы. Несмотря на все старания, жюри салона 1867 года отклонило эту работу.

Рубеж 60─70 годов XIX века Моне проведет вновь в привычной бедности, часто переезжая в поисках лучшей доли. Живший неподалеку О. Ренуар даже воровал хлеб у собственной матери, чтобы накормить семью друга.

Переворот в живописи

Моне был абсолютно нестудийным художником. Его место было на природе, в окружении воды и деревьев. Это давало ему возможность почувствовать сиюминутность происходящего. Кроме того, он восхищался красотой естественного освещения и старался максимально естественно передать его на своих полотнах.

Летом 1869 года вместе с Ренуаром Моне рисует в Бужевиле. Новые картины, написанные крупными мазками, выхватывают из потока времени мимолетное впечатление, преподнося зрителю важные детали происходящего. Художник находит новый подход к изображению цвета, отказавшись от использования смешанных оттенков и работая только с чистыми цветами. Это открытие повлекло за собой еще одну находку - эффект цвета во многом зависит от окружающих оттенков. Теперь Моне совершенно по-другому работает с тенью. Если раньше ее писали в основном темными цветами, то сейчас живописец стал рисовать ее в соответствии с окружающим цветом. В результате появилась совершенно новая живопись, основанная на убеждении, что тень не бывает черной.

После начала франко-прусской войны Моне переезжает в Англию, чтобы избежать армейского призыва, ведь он был убежденным противником Наполеона III. Здесь он знакомится с продавцом картин Полем Дюран-Рюэлем, который станет одним из его лучших друзей. Он купил большую часть его картин, что позволило после возвращения на родину приобрести домик в Аржантее, где Моне проживет до 1878 года. Это один из счастливых периодов жизни живописца, нашедший воплощение в серии замечательных картин - «Паруса в Аржантее», «Впечатление. Восходящее солнце», «После ланча», «Красные лодки».

Интересно, что в отличие от многих предшественников Моне в одинаковой манере изображает небо, воду и окружающий пейзаж, не разделяя их стилистически. Чтобы более точно изобразить реку, Моне создает плавающую мастерскую, которую помещал в нужном месте, ставя на якорь.

В 1874 году в Париже прошла выставка работ импрессионистов, так называемого «Анонимного общества», где одним из критиков и было дано название этому направлению, тождественное наименованию картины «Впечатление».

Жизнь в Живерни

Поднакопив определенное состояние, Моне доверяет ведение своих финансовых дел бизнесмену Э. Гошеде, однако тот вскоре обанкротился. Это вынудило объединить оставшиеся капиталы двух семей и переехать в небольшую деревушку Ветей. К несчастью, умирает любимая жена Камилла, и Клод остается один с двумя сыновьями. Вскоре у него завязывается роман с Алисой Гошеде, косвенным признаком которого служит отъезд ее мужа из Ветей, однако официально они узаконят отношения только после смерти Эрнеста.

В 1883 году семейство Моне перебирается в Живерни - деревню на берегу Сены. К этому времени Клод уже был преуспевающим художником, скопившем неплохое состояние. Часть его он направил на расширение своего любимого сада, который станет присутствовать на многих полотнах этого творческого периода. Клод начинает работать в интересной технике, занимаясь написанием нескольких полотен одновременно. Этим он пытался передать освещение и состояние вида в кратчайшее время, зачастую заканчивая писать картину всего за полчаса.

Моне интересуют многообразные состояния природы, которые отличаются в зависимости от типа погоды и времени суток. В результате он создает серию полотен-вариаций на одну сюжетную тему, но с разным содержанием. Ярким примером этому служит серия картин о мысе Антиб, который художник успел изобразить утром, после полудня, осенью, летом и весной.

Клод Моне прожил долгую жизнь, пережив обоих жен и старшего сына Жана. После перенесенной операции на глаза из-за развившейся катаракты он сумел вновь обрести зрение, но стал по-другому воспринимать цвета. Поэтому его поздние картины были написаны в новой манере. К примеру, «Водные лилии» изображены голубоватыми, хотя обычный человек воспринимает их белыми.

Скончался великий художник-новатор 5 декабря 1926 года в Живерни, где провел последние 30 лет своей жизни и похоронен на местном церковном кладбище.

Моне Клод. Это имя слышали даже те, кто весьма-весьма далек от живописи и мира богемы. Сегодня картины этого художника уходят с торгов просто-таки за баснословные суммы и растворяются у неизвестных покупателей в частных коллекциях, а через некоторое время вновь всплывают, чтобы быть проданными за еще большие деньги.

Что это был за человек? Какие дорожки жизни привели его на путь живописи? И что помогло на этом пути добиться столь блистательного успеха?

Юношеские годы

Неизвестно, как бы сложилась жизнь будущего живописца, если бы не скупость его отца. Хотя их семью нельзя назвать очень богатой, но в нужде они тоже никогда не были. Однако Клод-Адольф Моне - отец мальчика - считал, что его юный отпрыск вполне способен обойтись без карманных денег. А вот мальчику эта ситуация представлялась совсем в другом свете.

Моне Клод был в меру независимым, немного хулиганистым и очень свободолюбивым подростком. Он сбегал со школьных занятий при любом удобном случае и лазал по близлежащим скалам, наслаждаясь свободой. Когда же сбежать никак не удавалось, непоседливый мальчишка на уроках развлекался рисованием карикатур на учителей и одноклассников.

Вскоре Моне Клод овладел мастерством карикатуриста практически в совершенстве. Его работы пользовались таким успехом, что соученики были согласны за них платить, чем молодой художник с радостью и воспользовался для пополнения своего скудного бюджета. Родители не были в восторге от этой затеи, но и препятствовать сыну не собирались.

Встреча с художником

Через некоторое время карикатуры Моне уже выставлялись в городском магазинчике вместе с работами некоего Эжена Будена - местного живописца. Эжен признал талант в штрихах незатейливых картинок молодого человека, посоветовал развивать его и предложил свою помощь.

Моне Клод вежливо отказывался, сколько мог, потому что работы Будена его совсем не впечатляли. Однако в какой-то момент, ради соблюдения приличий, ему все-таки пришлось пойти на встречу с художником. И Клоду их общение по-настоящему понравилось.

Моне действительно повезло с наставником. Он не давил на юношу, не навязывал свое мнение, да и вообще занятия с ним совсем не походили на школьную муштру. Буден бескорыстно делился своим опытом и учил Клода видеть красоту окружающего мира. Видеть ее по-своему и сразу же отображать на холсте.

Дальнейшее обучение

Прошло не так много времени, и Эжен Буден посоветовал юноше отправиться на обучение в Париж. Клод-Адольф Моне позволил сыну уехать, но не собирался тратить ни сантима на его образование. Он попробовал предложить кандидатуру сына на место стипендиата в художественной школе родного города, но, когда в прошении о стипендии было отказано, полностью умыл руки.

Однако восемнадцатилетнего юношу это не остановило. Он собрал свои немногочисленные пожитки и сбережения и отправился покорять Париж. По приезде в столицу он познакомился со многими художниками, поинтересовался тем, как проходит обучение, и понял, что Школа изящных искусств, куда он намеревался поступать, ему не подходит.

Он осознал, что, занимаясь самообразованием и усердно работая, можно добиться намного лучших результатов, чем просиживая на скучных лекциях. А может быть, не последнюю роль тут сыграла и его свободолюбивая натура, которая еще в школе не давала ему усидеть на месте. Из-за этого решения отец полностью отказался помогать ему, но Моне не отступил и остался в Париже.

Служба в армии

Биография Клода Моне будет не полной, если не упомянуть его службу в армии. Он был призван в двадцатилетнем возрасте и отправлен в Алжир. В то время это была очень неспокойная местность, и мир мог бы так никогда и не увидеть работы одного из основоположников импрессионизма, но, к счастью, молодой солдат подхватил и не попал в зону непосредственных военных действий.

А благодаря протекции своей обеспокоенной тетушки и ее финансовой помощи, ему удалось откупиться от обязательной воинской повинности и вернуться на родину в 1862 году.

Признание

Молодой художник упорно продолжал оттачивать свое мастерство. Вскоре картины Клода Моне стали привлекать внимание общественности. Прорывом в этом отношении послужила работа под названием «Камилла, или портрет дамы в зелёном платье». Вскоре девушка, изображенная на этом полотне, стала женой художника.

По сути, Камилла была любимой моделью Моне, и ее образ можно увидеть чуть ли не на всех полотнах художника, на которых встречаются женщины. Они прожили счастливо до самой смерти Камиллы, которая скончалась от туберкулеза в 32 года.

Сегодня всемирно известные галереи считают большой удачей возможность заполучить в свои коллекции картины Клода Моне. Фото его работ и их репродукции украшают многие гостиные в богатых домах. На аукционах полотна его кисти стоят десятки миллионов долларов. В России оригиналы картин Моне можно увидеть в Эрмитаже и ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Оскар Клод Моне - французский художник, основатель импрессионизма. Им написано более 25 картин. Наиболее известные: "Впечатление. Восходящее солнце", "Водяные лилии", "Руанский собор" и портрет Камиллы Донсье.

Дата рождения - 14 ноября 1840 год (Париж). Когда ему было пять лет родственники эмигрировали жить в Нормандию, в Гавр. Там он и обрел раннюю популярность... Отец надеялся, что сын станет торговцем, но его больше тянуло к искусству. Еще в школе он рисовал на обложках тетрадей своих преподавателей в сатирической форме и достиг в этом совершенства! Уже в 15 лет он стал известным в городе карикатуристом. К нему отовсюду приходили и просили нарисовать портреты. За это он брал с них по 20 франков.

В витрине единственной лавки художественных принадлежностей красовались его работы...Но они были не одни, рядом с ними находились еще и морские пейзажи художника Эжена Будена. Оскару Моне очень не нравились эти пейзажи, они казались ему омерзительными и тот, кто их нарисовал - тоже. Владелец лавки хотел познакомить их, но юный Оскар отказывался. Вскоре они все равно познакомились друг с другом и даже смогли подружиться. Так как Клод Моне только учился рисовать, Буден согласился стать его учителем. Он прививал ему любовь к природе и говорил, что настоящее искусство - это пейзажи. Все самое сложное объяснял доступным и понятным языком.

Таким образом молодой Оскар Моне задумал отправиться в Париж, чтоб советоваться с другими художниками, побыть на выставке, получать и оттачивать навыки в рисовании. Но так как родители не могли долго снабжать сына средствами, они отправили его в краткосрочную поездку на два месяца. Оскар же, побывав в столице, принял решение остаться насовсем. И тогда родители перестали перечислять ему деньги. К счастью, в дальнейшем тетя всячески помогала ему с финансами.

1860 года его призвали на службу в армию, он оказался в Алжире, а там подхватил инфекционное заболевание, и тетушка выручила его, откупив от воинской обязанности. Через год он возвратился на родину.

Зачислился в высшее учебное заведение на спецфакультет, но передумал обучаться и пошел в студию живописи, которую основал Шарль Глейр. Встретился с Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем, Фредериком Базилем и вместе они организовали сообщество импрессионистов.

В 1866 году написал портрет натурщицы Камиллы Донсье, который принес ему еще больший успех, а сама она 1870 года вышла за него замуж и родила двух сыновей.

В 1879 году, прожив немного лет, жена умирает от туберкулеза. Тогда он в 1892 году женится повторно, на Алисе Ошеде. 1911 года она тоже умирает, а чуть позже, через три года, и один из его сыновей. Сам же Клод Моне скончался 1926 года от рака легких.

Любопытный факт

В 1912 году у Моне обнаружили помутнение хрусталика обоих глаз, дважды прооперировали, и в результате он начал видеть цвета по-другому. Например, рисуя 1915 года "Водяные лилии", они казались ему голубыми, хотя на самом деле были белые.

Биография 2

Кратер на планете Меркурий назван именем этого художника импрессиониста, его картины оцениваются миллионами долларов и пользуются бешеной популярностью среди ценителей прекрасного в США, Великобритании, России. Речь идет о великом французском художнике, новаторе живописце - Клоде Моне.

Он родился в Париже в ноябре 1840 года, позже семья Моне переехала в Нормандию, где мальчик и провел свое детство. Отец Клода надеялся, что когда сын вырастет, то будет заведовать бакалейной лавкой, переданной по наследству, однако, маленького Моне увлекали занятия рисованием, особенно хорошо у него выходили карикатуры. Будучи юношей, Клод познакомился с живописцем Эженом Буденом, именно он открыл для будущего основоположника импрессионизма варианты написания картин на пленэре.

В 1861 году Моне призывают в армию в Алжир, но художник заболевает тифом, а его тетя выкупает племянника, чтобы он мог вернуться и продолжить обучение рисованию.

Начинающий художник скептически относится к популярной в то время манере живописи - эпизоды исторических событий, религиозные зарисовки. Моне посещает студию Шарля Глейра, где знакомится со своими единомышленниками и друзьями: Ренуаром, Сислеем, Базилем. Сезанном, Писсаро.
«Впечатление. Восход солнца» известная картина Моне была впервые представлена в Париже на суд публике в 1974 году и широко обсуждалась критиками, благодаря такому резонансу и появилось названия необычного для того времени течения живописи - импрессионизм. Запечатлеть момент здесь и сейчас - предлагали художники данного направления. Картины Моне выполнены в совершенно новой уникальной технике - рельефного мазка, он также придумал накладывать краску прямо на картину, без использования палитры. Особенное внимание художник уделяет свету, Моне мог писать один и тот же образ природы, здания в разные периоды времени, чтобы запечатлевать все нюансы светотеней.

Натурщица и будущая жена Клода Моне - Камилла Донсьё долгое время была его музой (картины «Камилла, или портрет дамы зелёном», «Камилла в японском кимоно»), подарила ему двух детей. В это время стиль живописи Моне становится все более уверенным и экспрессивным.
В 1871 году художник и его семья переезжают жить в Англию из-за начала войны во Франции.
Здесь в работах Моне начинает прослеживаться легкость, его увлекают туманы, пары, воздушность.

В 32 года муза Моне Камилла умирает от туберкулез. Художник долгое время живет и работает в родном городе. В 1892 году творец женится второй раз на Алисе Ошеде.

Живя в Живерни, Моне создает собственный неповторимый сад. Он выращивает красивейшие цветы, а затем, вооружившись красками и мольбертом, изображает сюжеты на холсте. Так появляется знаменитое полотно мастера - «Пруд с водяными лилиями».

Нелегким становится для художника 1912 год, кардинально меняется его восприятие цвета из-за найденного заболевания - катаракты. В декабре 1926 года в 86-летнем возрасте Моне ушел из жизни. Похороны выдающегося импрессиониста были весьма скромны, но наследие, которое он оставил после себя крайне высоко ценится современниками.