Многие натурщицы не скрывают, что ненавидят свою работу, потому что не могут избавиться от стыда и неловкости. Художники и натурщицы (20 фото)

— Олеся, как случилось, что вы стали натурщицей?

— Это произошло внезапно. Среди моих знакомых были художники, мы с ними общались, и мне захотелось попробовать свои силы в ремесле натурщицы. Тогда я начала искать специальные группы «ВКонтакте», форумы… Как-то раз разместила резюме в одной из групп, и откликнулся довольно знаменитый художник, пригласил на коммерческие рисунки.

— Учатся ли как-то профессии натурщицы?

— Не существует профессии «натурщица», но есть такая работа. Конечно, этому нигде специально не учат, ты выбираешь позы по наитию. Есть общие моменты с позированием в модельном бизнесе, но для натурщицы необязательно быть красивой. Часто более популярными среди художников оказываются люди с особенностями внешности. Если художник умеет рисовать, к примеру, морщины, людей разной комплекции, он более востребован на рынке. Мои знакомые признаются, что им проще писать тучных людей, чем прорисовывать особенности строения худых или выдающиеся губы, особенный нос. Но необычную внешность рисовать всегда интереснее и полезнее для опыта.

— Какие качества важны в работе натурщицы?

— Во-первых, это выносливость и физическая подготовка. Я по основной профессии фитнес-инструктор и хореограф-постановщик, поэтому в хорошей спортивной форме. Но даже мне бывает очень сложно простоять в одной позе, чтобы не затекли мышцы. Нужно рассчитывать свои силы и не становиться в позу, которую ты не сможешь осилить. Вся ответственность за твоё здоровье ложится на твои же плечи. В статичном положении нагрузка на мышцы не меньше, чем при движении. Очень часто у натурщиков возникают проблемы с суставами, их мучают мигрени. Но художники очень заботливо относятся к своим натурщицам, так что никто не требует жертв. Всегда лучше попросить сделать перерыв, чем мучиться.

Во-вторых, натурщица должна быть исполнительной и не капризной. А то бывают такие, которым чай подай и вентилятор включи, тут им холодно, а некоторые заявляют с порога, что готовы только лежать. Важен человеческий фактор, характер. Человек должен быть радушным и коммуникабельным, располагать к себе. То же самое требуется от художника: это ему нужно установить с тобой контакт, узнать тебя, чтобы лучше понять и изобразить на рисунке. Так что последнее слово за натурщицей, от неё зависит, насколько удачную позу она примет и сможет ли преподнести себя как можно выигрышнее. С опытом ты уже знаешь, какие ракурсы лучше получаются на рисунке. Тут действуют те же законы, что и в фотографии. Например, нельзя, чтобы локти и колени смотрели на зрителя — это неудачная поза.

— Существует какой-то график работы? Наверняка есть ограничения по времени позирования?

— В Суриковском институте, где я в основном работаю, натурщица позирует пять дней в неделю в два сеанса с девяти утра до пяти вечера. Получается, с 9 до 12 и с часу до четырёх, между утренней и дневной частью — часовой перерыв. Такой график соответствует всем санитарным нормам, не запрещено прерваться на две минуты, чтобы размяться. Иной раз стоишь в какой-то позе и понимаешь, что нога затекла, переливается всеми цветами радуги — тогда, конечно, стоит отпроситься. Мы не должны себя калечить, мы же не статуи — живые люди, всё это понимают.

Многие натурщицы приходят как на развлечение и убегают, когда понимают, с какими трудностями в работе сталкиваешься. Вот художникам и приходится удерживать их путём заботы (смеётся) . А некоторые занимаются этим всю жизнь, с понедельника по пятницу ходят как на работу. В Суриковке есть натурщик-легенда, он работает ещё с 70-х годов. Ему уже лет за 60, но он держит себя в форме.

Коммерческий рисунок устроен по-другому. Туда приходят взрослые люди, чтобы за деньги учиться рисовать раз в неделю в течение трёх академических часов по 45 минут с перерывами в 10 минут. Как правило, это два часа короткого рисунка, когда разные позы нужно держать от одной до 15 минут, и набросок — когда ты стоишь в одной позе. Тут я вольна выбирать позу. В институте процесс курирует преподаватель, он решает, какую вазу поставить, какую тряпку повесить, как изменить освещение. Часто бывает, что рисуют конкретно заданную позу. У одного преподавателя несколько мастерских, и в каждой по одной-две постановки. Студенты ходят и выбирают: могут за семестр нарисовать все постановки или каждый раз рисовать одну. У некоторых есть любимые натурщицы, которых на других не променяют.

— Как вы придумываете позы?

— У меня есть любимые художники, я часто ориентируюсь на их картины. Бывает, прихожу с готовой позой в голове, а настроение, погода не та. Поскольку я занимаюсь танцами, меня вдохновляет музыка, которую включают на постановке (от джаза до босановы). Однажды музыка сподвигла меня просидеть три минуты на шпагате (смеётся) . Когда художники узнают, что я хореограф, просят принять какие-то танцевальные, балетные позы, или позы из йоги.Мне говорят время, а я должна понять, выдержу я или нет. Были моменты, когда чувствовала, что вот-вот упаду, но держалась из последних сил. Но по сравнению с танцами и фитнесом, куда ты вынужден приходить и с травмой, и с температурой, эта работа для меня скорее отдых. Она романтичная что ли, доставляет удовольствие. В моменты, когда меня пишут, я полностью свободна, могу подумать о своём, подышать, привести в порядок свои чувства. С таким бешеным ритмом жизни, когда спешишь с одной работы на другую, а потом на транспорт, чтобы не опоздать на третью, позирование становится отдушиной. Тут вся суета вокруг останавливается и находится время для меня.

— И вы не испытываете никакого дискомфорта оттого, что иногда позируете обнажённой?

— Нет, я танцовщица, а мы там часто переодеваемся все вместе, независимо от пола. К тому же для художника натурщица — всё равно что ваза, он воспринимает её как объект для творческого поиска, а не как женщину. Художникам запрещено нас трогать и подходить слишком близко, но можно рассматривать. Ближе всего к реальности подходят те художники, которые не сразу бросаются рисовать, а прежде обходят со всех сторон модель, подолгу сидят и запоминают. Мастерство художника состоит в том, чтобы схватить натуру как можно более похоже и привнести особенности своего стиля. При этом важно угадать характер, а для этого необходимо установить с человеком контакт, узнать его получше. Прежде всего, художник должен быть пытливым, а также хорошим психологом. Я тоже наблюдаю за художниками. Это совсем другой мир, в чём-то странный, непонятный остальным людям. Они непредсказуемые по характеру, вспыльчивые, эмоциональные, у них особый стиль в одежде. Однажды студент невозмутимо порвал работу за неделю до сдачи из-за того, что кто-то посмеялся, как ему показалось. Но я вдохновляюсь ими, они приглашают на свои выставки, знакомят с интересными людьми, рассказывают неизвестные подробности из жизни великих художников…

— И не было прецедентов, чтобы кто-то пытался переступить границу?

— Бывало, что приглашали на свидания, чтобы обсудить творческие планы (смеётся) . Но всегда можно всё объяснить, это порядочные люди. Встречаются мошенники, которые пишут мне в Интернете под видом профессионалов, но я уже научилась отличать их от художников. Обычному художнику неинтересно знать, как ты выглядишь в обнаженном виде, он может по фотографии в одежде всё представить.

Неадекватные люди встречаются и среди натурщиков. Это, скорее, женская профессия, а если нужен мужчина, то его ищут через знакомую натурщицу. Потому что на эту работу часто рвутся не совсем здоровые люди, эксгибиционисты, которые хотят показать своё тело. Им даже денег не надо, дай только себя продемонстрировать.

В профессии в основном люди от 20 до 40 лет. До 18 лет профессионально позировать, конечно, запрещено. Чужих детей практически не рисуют — их труднее к себе расположить, в основном обращаются к детям знакомых. Потом, очень юные и стесняются больше. Есть возрастные натурщики, которые давно позируют и соглашаются уже на любую постановку.

Особых требований к внешности нет, но с театральным макияжем приходить нежелательно. Татуировки и пирсинг только приветствуются, нарасхват лысые натурщицы. Если решишь сменить прическу — лучше предупредить, то же самое касается комплекции. Однажды я за неделю похудела на пять килограммов, это было очень заметно и помешало постановке, в которой меня представляли по-другому. Позировать в скульптуре сложнее: там просят изогнуться так, как несвойственно женщине-змее в цирке. Но в каждом виде искусства свои цели, свои особенности, и мне хотелось бы попробовать себя в этом тоже.

Беседовала Дарья Лабутина

Фото из архива Олеси Аверченковой

Как зарабатывают натурой

Искусство, как известно, требует жертв. Иногда - материальных. За удовольствие видеть в стенах своей мастерской обнаженную музу художникам сегодня приходится платить рублем. Так что для тех, кто не прочь оголиться перед аудиторией и жаждет стабильного заработка, ремесло натурщика - просто находка.

Как стать материалом для гения и где музам в стиле “ню” платят больше, выяснил корреспондент “МК-Воскресенья”.

Холст для олимпийца

Двадцатилетний Володя Андреев регулярно встает в позу. Художественную. Такая у него работа: студенты Московского художественного училища отрабатывают на Владимире приемы зарисовки различных частей человеческого тела три раза в неделю. Заработанных денег молодому человеку вполне хватает на карманные расходы. Кроме прочего ему удается совмещать подработку натурщиком с двумя основными занятиями по жизни - боксом и учебой на экономическом факультете в МГУ.

Идею подработать натурщиком мне подкинул друг - бывший боксер, - признается Володя. - Он и сам в прошлом, когда был студентом, позировал для портретистов. Мне рассказал, что спортивные ребята нужны в художественных училищах и университетах. Я попробовал и остался очень доволен: никаких особенных талантов не нужно. Стоишь себе - а деньги идут.

Людей, имеющих прямое отношение к спорту, среди тех, кто торгует обнаженной натурой, немало. Идеальные формы отлично укладываются на академический рисунок. Кроме того, спортсмены хорошо справляются с тяжелой физической нагрузкой - долгим стоянием в одной позе. Они умеют грамотно настроить свое тело на длительную неподвижность, разрабатывают специальные комплексы растяжек, которые делают в перерывах и, соответственно, могут дольше продержаться на подиуме.

В натурщики идут также будущие фотомодели и даже стриптизеры - благо им есть чем гордиться и что продемонстрировать миру. Однако слишком тощих красавиц и субтильных юношей в художественных мастерских не любят: привычные модельные параметры слишком далеки от академических представлений о женской красоте. Натурщица должна быть женщиной не полной, но все же “в теле”.

Седовласым музам посвящается

И все же художников вопреки всеобщим представлениям интересуют не только молодые пышногрудые красотки и статные юноши в расцвете лет. Сегодня в этой профессии востребованы люди самых разных возрастов - от маленьких детей до демонстраторов преклонного возраста.

Одной из натурщиц, с которой мне приходилось работать, было 72 года, - рассказывает художник Андрей. - Эта женщина - профессионал своего дела. Живописцы отводят ей на полотнах роль деревенской старухи. Еще она позирует в образе уличной торговки.

Впрочем, пожилые натурщики привлекаются к работе не столько частниками, сколько многочисленными учебными заведениями.

Вузовская программа включает в себя очень подробное изучение человеческой анатомии, - поясняет специалист отдела натуры художественного училища Наталия Бочкарева. - А морщины - то, что передать наиболее трудно. Вот и привлекаем пенсионеров к работе: для них гонорары натурщика - всегда подспорье.

Откуда приходит нагота

Нагие музы редко попадают в художественные мастерские с улицы. Вакансии для представителей этой редкой профессии не найдешь в газетных объявлениях и на сайтах поиска работы.

Как же угодить в демонстраторы пластических поз новичку? Очень просто. Достаточно найти по телефонному справочнику телефоны всех художественных учебных заведений в вашем городе. Обратиться можно в любое училище или университет. Как правило, в каждом есть отдел натуры, который и занимается отбором кадров на нагую демонстрацию.

С художниками-частниками работают либо их близкие друзья, либо люди, уже не первый год служившие натурой в профессиональных училищах и художественных вузах, - рассказывает Володя Андреев. - Поэтому обывателю, желающему приобщиться к искусству “натурально”, начинать надо именно с учебных заведений и студентов.

Всегда рады видеть демонстраторов пластических поз в знаменитой Строгановке, Институте им. Сурикова.

Работать со студентами иногда бывает трудно, - делится опытом натурщик с 18-летним стажем Игорь Фомин. - Первые курсы хихикают, пальцем на тебя показывают.

Харизма “обнаженке” не помеха

По словам профессионалов, хороший натурщик должен обладать всеми качествами музы. Развлекать творца сладкими речами - основная его задача.

Приходит в гости ко мне натурщица, а с ней и поговорить-то не о чем, - жалуется Сергей Федоров. - А ведь в моей работе мне важно передать не столько внешность, сколько характер. У натурщика должна быть аура, которую художник может почувствовать.

И в то же время, чрезмерная болтливость натурщика может помешать творческому процессу.

Демонстратор не должен быть болтуном, это другая крайность, - говорит Игорь Фомин. - Но чтобы самому не заснуть во время работы, ему просто необходимо общаться с аудиторией или художником, который его пишет. Ведь если вы нечаянно заснете и нарушите позу, которую довольно трудно воспроизвести, может быть сорван целый сеанс работы.

Безыскусные извращенцы

В натурщики идут по разным причинам. Кого-то интересуют деньги, кого-то - сам процесс.

Среди желающих позировать в стиле “ню” много тех, кто буквально одержим желанием показать как можно большему количеству народа свои “прелести”.

Эксгибиционистов и желающих завести знакомство с противоположным полом в рядах голых натурщиков сегодня хватает, - рассказывает художник Сергей Федоров. - Для них высшая степень наслаждения - чтобы ими любовались. Они строят глазки, пытаются заигрывать с живописцами. Художник же хочет спокойно работать и, как правило, не настроен вступать ни в какие любовные связи: для него это труд, а не эротическое представление. Поэтому такие люди с явно выраженными сексуальными интересами, как правило, на работе долго не удерживаются.

Стриптиз-терапия и превратности климата

Впрочем, желание поскорее раздеться у многих демонстраторов вовсе не связано с эротическими переживаниями. Просто за демонстрацию поз в обнаженном виде сегодня платят больше, чем за позирование в одежде.

Кстати, позирование обнаженным полезно не только для кошелька, но и для здоровья натурщика.

Одежда сковывает движения и не дает крови в жилах нормально циркулировать, - говорит Игорь Фомин. - Когда сидишь или лежишь неподвижно много часов подряд, кровь и так застаивается. А если на тебе еще хоть одна тряпочка, это усугубляет ситуацию. Особенно вредны для позирующего плавки - толстые резинки пережимают важные артерии, что может негативно сказаться на общем самочувствии демонстратора.

Правда, нагота может стать не только полезной, но и вредной для здоровья. Особенно в холодное время года.

В зимнюю сессию работать в студенческих мастерских раздетым совершенно невозможно, - объясняет Игорь. - Топят отвратительно. Художники сидят в верхней одежде, изо рта у них пар валит, а ты стоишь совершенно раздетый. Разве что греет подсветка, да и то не всегда. Так и заболеть нетрудно. Спасают только обогреватели и витамины.

Точка опоры

Независимо от того, насколько раздет демонстратор, в его работе еще немало сложностей, преодолеть которые достаточно сложно. Простоять несколько часов без дела в одном и том же положении - задача, по словам демонстраторов пластических поз, довольно непростая не столько в моральном, сколько в физическом плане.

Редко когда демонстратор принимает удобную для себя позу, - сетует натурщик Игорь. - Заставили тебя изобразить, например, пахаря или метателя дисков. Вот и стой с какой-нибудь косой или булыжником в руках. Да через 15 минут уже взвоешь.

Позировать одинаково сложно в разных положениях. Сидеть, как правило, приходится не на стуле со спинкой, а на твердом гипсовом кубе. Для позвоночника выдержать ходя бы 30 минут в таком положении - задача не из легких. Что уж и говорить о тех трех-четырех часах, которые вам предстоят. Простое вертикальное положение - тоже настоящее испытание.

Одна нога всегда опорная, - объясняет Игорь. - Соответственно, она все время затекает. У многих профессиональных демонстраторов от таких постоянных нагрузок развивается профессиональное заболевание - варикозное расширение вен.

Рекорд самого Игоря - 8 часов работы с перерывами. Экспериментировать дальше он не решился: после 7-го часа он чуть не упал в обморок.

Лицо с булыжник

Позировать для портрета тоже непросто. Вот уж где точно придется постараться. На лице натурщика в этот момент должна застыть маска - одно и то же выражение лица, менять которое нельзя в течение долгих часов.

Во время мимических демонстраций нельзя говорить, моргать… - делится впечатлениями от собственного опыта Владимир Андреев. - В общем-то, на мой взгляд, это самая сложная задача для натурщика. Кроме того, ты постоянно должен смотреть в одну точку, чтобы настроение портрета не менялось… Пытка адская, а платят за это так же, как и за остальную работу.

Чем сыт герой натурального ремесла

При всей сложности профессии доходы современных натурщиков не так велики, как хотелось бы.

Стеснительным позерам, предпочитающим работать в одежде, приходится особенно туго. В вузах за академический час демонстрации (45 минут) в одежде платят не больше 60-150 рублей. Для раздетых муз ставка выше: им достается от 150 до 300 рублей.

Как и преподаватели в институтах, натурщики получают зарплату не на руки, а через кассу. С условием, что каждый из них может работать по нескольку часов раза три в неделю, выходит, что месячный оклад штатного натурщика в художественном училище составляет от 6 до 10 тысяч рублей.

Впрочем, вузовские гонорары ни в какое сравнение не идут с оплатой в частных художественных мастерских. За час демонстрации натуры тут могут заплатить от 100 до 200 долларов.

Как-то раз мне пришлось 2 часа позировать в школе искусств для новых русских, - рассказывает Игорь Фомин. - Мой гонорар составил 30 тысяч рублей. Мало того, одна из художниц подарила мне свой браслет, который, как ей показалось, очень мне подошел.

Кстати, гонорары у частных художников, как правило, тоже высокие - от 20 до 50 долларов за час. Но в карман к натурщику они попадают лишь после продажи собственно холста с его изображением.

НАТУРАЛЬНОЕ ПРОШЛОЕ ЗВЕЗД

Поработать натурщиками в разное время успели многие известные люди. Среди них голливудские звезды Мадонна, Шон Коннери, а также отечественные именитые персоны - Константин Кинчев, Мария Арбатова и даже когда-то сам классик Андрей Платонов.

СРАМ В НОСКЕ

Некоторые преподаватели в вузах считают демонстрацию обнаженной натуры делом весьма неприличным. Как могут, они стараются оградить своих подопечных от удовольствия срисовывать гениталии с натуры. Именно поэтому модели во время работы надевают на себя накидки и тряпочки, прикрывающие самые пикантные места. Но иногда сами натурщики отказываются от одежды из эстетических соображений.

Однажды меня пригласили рисоваться в один колледж, - рассказывает натурщик Игорь. - “Как, неужели вы будете позировать абсолютно голым?” - спросила меня строгая преподавательница в очках, когда я разделся и приготовился выйти к студентам. Я спросил, разве не это от меня требуется. Она поинтересовалась, нельзя ли чем-нибудь прикрыть гениталии. От трусов я, конечно, отказался: губительные резинки совершенно нарушили бы кровообращение. Тогда изобретательная дама предложила мне в качестве “фигового листочка”… старый носок, который она извлекла из своего рабочего стола. Я долго смеялся, но от прикрытия все-таки отказался. В результате занятие прошло как надо - абсолютно все студенты срисовали с натуры.

СТЕСНИТЕЛЬНАЯ НАТУРА

Несмотря на внешнюю раскрепощенность, натурщики - вовсе не нудисты. Щеголять своим обнаженным телом перед посторонними они не готовы. При работе художники воспринимают обнаженную натуру так же, как гипс, слепок, натюрморт: их интересует прежде всего свет, форма, тени и полутени, строение. Поэтому натурщицы в их присутствии чувствуют себя совершенно нормально. А вот появление в студии чужого человека может смутить любого демонстратора, вставшего в позу.

Однажды я позировала обнаженной в одном из вузов, - рассказывает натурщица Дарья Веллер. - Какие-то ребята, видимо, ошиблись дверью и случайно зашли в мастерскую. Ощущение было такое, как будто меня застукали в душе. С тех пор я всегда держу простыню к себе поближе, чтобы в случае чего быстренько в нее завернуться.

СНОВА ГОЛОДНЫЙ

Терпение - то, на чем горят новички “натурального” дела. По словам бывалых, именно во время демонстрации всегда больше всего хочется почесаться то там, то тут. А делать этого ни в коем случае нельзя - собьешь композицию. И главное, как назло, именно в это время разыгрывается зверский аппетит.

Каждый раз стоишь в аудитории, пока тебя рисуют, и думаешь, что съел бы и кобылу, - рассказывает опытный натурщик Виктор. - Иногда есть хочется так, что напряжение, кажется, доходит до предела: вот-вот упадешь в обморок (что, кстати, нередко случается с натурщиками от перенапряжения). И вот как-то я решил положить мучениям конец и стал плотно кушать перед каждой демонстрацией. Только вот парадокс: чем больше я ел, тем больший голод меня разбирал во время работы. Тогда я решил вопрос по-другому. Через час после начала демонстрации я обязательно делаю перерыв на обед.

Сколько стоит себя показать

Демонстрация пластических поз в одежде (государственные вузы, колледжи) 60-150 руб./ч

Демонстрация пластических поз в обнаженном виде (государственные вузы, колледжи) 150-300 руб./ч

Демонстрация в частных мастерских 100-200 долл./ч

Работа с художником 50-70 долл./ч

Возможно, вы всегда мечтали стать моделью, а может вам срочно нужны деньги. В любом случае работа в качестве натурщицы или натурщика это простой способ заработать деньги.

Все что вам нужно будет делать, это стоять или сидеть в течение нескольких часов перед студентами или художником.

Работа натурщика

Рисование человеческой фигуры это одна из основных форм художественного самовыражения. А лучший способ добиться в этом мастерства? Конечно практика с живой моделью.

Поэтому художникам и студентам всегда нужны люди, желающие работать в качестве живых моделей. Поскольку было бы немного странно видеть в этой роли голого одногруппника, то все ищут моделей на стороне.

Всегда ли нужно раздеваться догола?

Это зависит от требований художника. Часто требуется натура в костюме или нужно раздеться по пояс. Если вы все же решитесь позировать голым, то вам будет предложено раздеться в другой комнате (или за занавеской) и надеть халат.

Затем, вам нужно будет встать на возвышение и раздеться. Учитель может попросить вас сидеть или стоять определенным образом, но обычно вы будете иметь свободу выбора позиции. Устраивайтесь по комфортнее, потому что вам придется провести в этой позиции много времени (как правило, от 20 до 30 минут)!

На первых порах стоять обнаженным у всех на виду будет непривычно. Но если вы будете позировать для художественного класса, вы быстро поймете, что студенты собрались там чтобы рисовать, а не глазеть на вас.

Если вы чувствуете себя неловко, просто попросите оставить на себе некоторые предметы нательного белья. Конечно, учитель предпочел бы, чтобы вы были полностью обнажены, но некоторые из них могут позволить вам оставаться частично одетым, пока вы не освоитесь.

Наконец, не волнуйтесь, если ваша фигура не как у настоящих моделей. Это не каталог купальников, это искусство. Студенты будут рады попрактиковать рисование человеческого тела во всех его различных формах и размерах.

Где найти работу для натурщика

Обратитесь в художественные школы, колледжи, частные и государственные университеты в вашем городе. Также обратите внимание на местные художественные галереи и студии.

В интернете можно найти много предложений работы:

models.artmir.ru доска объявлений натурщиков

artrussian.com/sitters.hte бесплатное размещение профессионального портфолио для поиска работы для натурщиков

vk.com/mosmodel группа Вконтаке для натурщиков Москвы

vk.com/natura_v_spb группа Вконтаке для натурщиков Санкт-Петербурга

Как только вы нашли работодателя, обязательно задайте ему следующие вопросы:

  • Сколько студентов будет в классе?
  • Как долго мне придется провести в каждой позе?
  • Смогу ли я делать перерывы между позированием?
  • Сколько мне будут платить? И когда?

Сколько платят натурщикам?

Все зависит от опыта и места работы. Обычно цена стартует от 150 рублей за академический час. За обнаженную натуру платят больше.

Полезные статьи

Хотя профессиональным моделям за час позирования в обнаженном виде художники платят более ста долларов

При слове «натурщица» в памяти невольно всплывает романтический образ женщины с роскошными формами и томным взглядом. Сразу вспоминаются классические шедевры древних греков, знаменитая Гала Сальвадора Дали, агрессивные и воинственные богини Валеджио. Однако вся эта неземная красота создана художниками, которым позировали вполне реальные, земные женщины. »ФАКТЫ» уже рассказывали о професии натурщиков, где они представлялись в несколько романтическом свете. Но не всегда работа натурщицы овеяна романтикой. В этом пришлось убедиться, выслушав рассказ девушки, которая несколько лет зарабатывала на жизнь, позируя художникам, студентам художественных вузов и прочим любителям мольберта и кисти.

«Женщины с модельными формами художникам неинтересны»

Внешность моей собеседницы далека от классической -- худенькая, немного угловатая фигура, округлости груди едва просматриваются под одеждой. В моем же представлении натурщицы -- женщины совсем с иными формами и параметрами.

Как я понимаю, в натурщице классические формы -- не главное?

Если бы на натуру подбирали девушек с модельными формами, то на них такой дефицит был бы! -- рассказывает Татьяна. -- В качестве натурщиц и натурщиков для работы в различных творческих мастерских подходят практически все желающие. У нас в городе есть несколько мест, где собираются те, кто хочет предложить свои услуги в качестве натуры. Туда же приходят и те, кто их выбирает -- художники, ассистенты из художественных факультетов, подмастерья. Эта неформальная тусовка напоминает своеобразный рынок. Здесь людей рассматривают, оценивают, расспрашивают, словно выбирают вещь. При этом никто ни на кого не обижается, понимая, что это изнанка профессии. Особо тщательно выбирают себе натурщиков художники и скульпторы. Правда, более известные из них подбирают натуру уже не на рынке. А для студентов вузов подбор происходит буквально в считанные минуты. Не кривой, не косой, чистый, опрятный -- годится.

Многие соглашаются попробовать себя в роли натурщицы, получая предложения через знакомых и друзей. Я именно таким образом нашла эту работу. Было интересно, да и деньги хорошие -- я начинала позировать в частных мастерских. На рынке побывать в качестве товара, слава Богу, не пришлось. Зато общалась с людьми, получившими работу натурщиков через рынок, и все признавались, что чувствовали себя там неуютно. Кстати, там можно встретить совсем молоденьких девочек -- 16-17 лет. Среди них в основном иногородние, приехавшие подзаработать.

Что, натурщикам так хорошо платят, раз многие не боятся показать публике свое не всегда совершенное тело?

У каждого свои причины. Для некоторых молодых людей это способ поступить в художественный институт, поскольку за время работы парни и девушки имеют возможность познакомиться с преподавателями, получше разузнать обстановку в вузе. Не секрет, что и личные симпатии могут сыграть свою роль. Особенно это касается девушек. Поэтому многие готовы часами позировать и соглашаются на любую натуру, лишь бы чаще мелькать перед преподавателями. Другая причина -- деньги. Когда я начинала позировать (а было это лет пять назад), то за час позирования перед студентами в вузе платили 8-10 гривен. Сейчас, говорят, в два раза больше. Что ж, многим это выгодно.

Обычно натура, как называют занятия, длится три-четыре часа. А в мастерских и того больше: мне однажды пришлось позировать пять часов подряд, лишь один раз прервавшись на перерыв. Но ведь среди натурщиков много и пожилых людей. Так что эти деньги достаются некоторым не так уж просто. Кстати, в одной телепередаче я видела сюжет о том, как пожилой мужчина, позировавший в мастерской в лежачей позе, умер прямо во время натуры.

«Неприятно, когда кто-то посмеивается над твоим телом»

Складывается впечатление, что эта работа не всегда по душе самим натурщикам?

Вы правы. Ну, кому может нравиться часами находиться в неподвижной позе, причем под пристальными взглядами большого количества людей? Многие мои коллеги испытывают еще и моральный дискомфорт. Не раз слышала от девушек, что они ненавидят свою работу, потому что никак не могут избавиться от стыда и неловкости. Ведь натурщики, в основном, не профессиональные модели. И если ты молодая и симпатичная, еще полбеды. А когда женщине лет сорок пять, у нее дети -- сверстники студентов, ей трудно избавиться от неприятных ощущений. Стыд все-таки присутствует, что бы там ни говорили. Очень неприятно, если кто-то в уголке посмеивается над твоим телом. Причем особенно неприятно, когда это делают девушки. Так что могу вам сказать, что среди моих коллег было очень мало тех, кому бы действительно нравилась эта профессия. Женщин среди них, пожалуй, и вовсе не было.

Другое дело -- мужчины. Им легче во всех отношениях: они и реже полностью раздеваются, и менее болезненно относятся к изъянам своей фигуры. К тому же не всегда для натуры нужна хорошее телосложение. Есть потребность и в толстых, и в худых. Все зависит от задачи, которую ставит преподаватель перед студентами, или от идеи художника. Бывает, что берут первого попавшегося. Особенно часто так происходит в учебных заведениях. Говорят: срочно нужна натура. И выбирают модель из того, что есть в данный момент.

Но главное, как говорят художники и преподаватели, в любой фигуре надо попытаться найти что-то красивое, какие-то необычные, присущие только этому человеку черты и передать это. Когда я позировала студентам, не раз слышала высказывания педагогов, что нельзя научиться достоверно передавать красоту гармоничного тела, не научившись рисовать то, которое далеко от совершенства. Это, как в рекламе: нужно почувствовать разницу.

Как вы уже говорили, натурщиками становятся люди разных возрастов.

Как правило, совсем молодых очень мало -- молодежь вытесняют люди более опытные. Средний возраст -- 25-30 лет. Хотя встречаются 40-летние и 50-летние. Понятно, что зачастую их фигуры весьма далеки от совершенства. Иногда среди натурщиков можно увидеть совсем дряхленьких мужичков.

«Сексуальность натурщиков никого не интересует»

Тебе часто приходилось позировать полностью обнаженной?

Если позируешь в учебном заведении, то все зависит от программы. Для третьекурсников я позировала в полуобнаженном виде -- с оголенным верхом. Когда работала со студентами четвертого и пятого курсов, то обнажалась полностью, принимая различные позы. Иногда очень откровенные, поэтому приходилось слегка прикрываться. В частных мастерских, где я тоже много работала, обычно позировала абсолютно раздетой. А вот мужчины чаще позируют в плавках. Рисовать совершенно голого мужчину не принято. Представители сильного пола полностью обнажаются лишь в тех случаях, когда его нужно рисовать сзади. Так что мужчинам в этом отношении проще.

А как складываются взаимоотношения между натурщиками и студентами, преподавателями, художниками?

Дружба между ними -- большая редкость. Скорее даже можно сказать, что они относятся друг к другу с неприязнью. Особенно недолюбливают студентов опытные натурщики. А бывают среди них и особе заносчивые личности, считающие, что раз они позируют художникам, то являются эталоном красоты. С преподавателями обычно складываются чисто деловые отношения. И учителя, и студенты воспринимают модель в первую очередь как объект своей работы. Точнее сказать, стараются воспринимать. Хотя мне и другим натурщицам не раз приходилось слышать от студентов шуточки, мол, не хочу ли я попозировать в более интимной обстановке… Правда, дальше слов никогда дело не доходило.

Кстати, женщины-натурщицы, в отличие от своих коллег мужского пола, ужасно нервничают, когда преподаватель предлагает студентам подойти поближе к ним, чтобы получше рассмотреть тело и передать какие-то детали. Это происходит не на каждом занятии, но, когда все-таки наступает такой момент, многие натурщицы начинают сильно нервничать. Есть тут некий психологический момент. Когда к тебе подходят близко, некуда отвести глаза. А в столь пикантной ситуации, если не можешь отвести взгляд в сторону, то чувствуешь себя неуютно. Ведь для натурщика важно то, что он может не пересекаться взглядом с аудиторией. Он отключается от этой среды и поэтому спокойнее переносит происходящее.

Существуют ли какие-то нормы, правила поведения натурщиков и тех же студентов?

Во время натуры студентам запрещено разговаривать с моделями. Другое дело, когда работаешь в частной мастерской, позируя двум-трем художникам, -- там разговоры обычно ведутся. Как правило, если натурщица работает для студентов, то по окончании натуры она сразу удаляется в другую комнату, чтобы ни с кем не пересекаться. Кто-то не стесняется и может, едва прикрывшись, переброситься парой фраз и со студентами, и с преподавателем. Правда, бывают непредвиденные ситуации. Как-то знакомая девушка рассказывала мне, как ее наняли в творческую мастерскую, и там среди учеников художника она узнала своего давнего знакомого. В такой ситуации это всегда неприятно. Неспроста, наверное, так много среди представителей нашей профессии приезжих. Вообще, о натурщицах и художниках много разных слухов ходит. Рассказывают, как одна натурщица вышла замуж за студента, который ее рисовал, а преподаватель, увлекшись симпатичной натурщицей, ушел из семьи.

В вашей работе без курьезов, наверное, не обходится?

Всякое бывает. Как-то работала одна молодая натурщица. Она позировала несколько часов, практически не шелохнувшись. К концу второго часа девушка стала суетиться, закусывая губы. Оказалось, ее никто не предупредил, что стоять, как мумия, на натуре не обязательно. Если мышцы затекают, то каждые 20-30 минут можно слегка подвигаться, чтобы размяться. Другой натурщице не нравились позы, которые ее заставляли принимать. Ей все хотелось выглядеть более пикантно, откровенно, чтобы она вызывала у окружающих определенные чувства, что, естественно, никому не нужно. По большому счету, когда позируешь для студентов, поза не должна выражать ничего. Вот когда работаешь с художником, тогда включаешь и романтизм, и сексуальность.

Как насчет частных заказов? Говорят, у художников гонорары повыше? Правда, и риск побольше, ведь обстановка более интимная, чем в аудитории.

Мне несколько раз приходилось позировать частным образом для скульпторов и художников. Платят они действительно неплохо. Средняя такса -- 25-30 долларов в час. Есть, правда, и очень высокооплачиваемые натурщики (особенно много среди них женщин), которые специализируются именно на частных заказах и этим хорошо зарабатывают -- более 100 долларов в час. Что касается возможности каких-то непредсказуемых действий, то это практически исключается. По крайней мере, ни со мной, ни с моими знакомыми такого никогда не происходило. Художники люди интеллигентные. У них бывают свои причуды: кто-то не подходит к холсту, не выпив пару рюмок конька или не выкурив травки, но сексуальными домогательствами они не балуются. Конечно, нельзя исключать, что какой-то художник может завести себе любовницу-натурщицу. Но это уже, как вы понимаете, частный случай. А в целом никому не хочется портить репутацию. Ведь слухи в этой среде распространяются со скоростью огня.

Алена Жукова – молодая художница, которая знает не только особенности своего труда, но и сложности человека по ту сторону мольберта – натурщика. В бытность студентом Алена сама неоднократно позировала коллегам, о чем рассказывает нашему корреспонденту.

- Алена, сложно ли это – быть натурщицей?

Если ты спокойно можешь находиться в одном положении (порой довольно изощренном), то для тебя это будет просто. Но некоторым людям очень тяжело усидеть на одном месте, а ведь позировать приходится часами.

- Отдают ли художники свои наброски с твоим изображением?

Смотря какой случай. Если подработка в университете – на кафедре рисунка и живописи – то можно со студентами договориться. Работ очень много учебных, хранить бывает негде, а выкидывать жалко. Поэтому художники-студенты могут с радостью подарить после просмотра. Если позируете у профессионального художника – опять же надо договариваться. Но сами художники обычно не очень заняты вопросом «А не подарить ли наброски своему натурщику?»

- Сколько нынче стоит час работы натурщика?

Смотря где, у всех разная оплата, она зависит от места и сложности позирования. Примерно от 50р./час, может у начинающих и выше. У профессионалов счет на тысячи. Обнаженка в любом случае всегда дороже.

- А приходилось ли позировать обнаженной? Было ли стеснение (если да, то как поборола?)

Полуобнаженка была. Основное прикрыто. Но это все-таки был университет, и приходилось позировать своим же одногруппникам при своих же преподавателях. А если серьезно, то при достойной оплате можно было бы и попозировать. Тут стеснение если и бывает, то первые полчаса, потом быстро превращается в обыденность.

- Должен ли натурщик быть красивым? Какие модели сегодня в почете?

Натурщики нужны разные – для разных сюжетов и картин. А если у человека хорошо просматриваются мышцы, связки, кости, то это намного лучше при академическом рисунке и живописи – проще рисовать. Красота не важна. Важен типаж. Каждый художник ищет в натурщике те черты, которые ему нужны: красота или уродство, молодое или старое тело.

- Есть ли у натурщиков профессиональное заболевание?

Профессиональные заболевания - это хроническая сонливость за работой, и да, все тело порой затекает. Болит и шея и разные конечности – смотря на что идет упор при постановке. В любом случае это непросто – не шевелиться так долго.

- Высказывала ли свое недовольство, если не нравился результат работы?

Натурщикам своего мнения относительно работы лучше не высказывать. Положительное можно, если очень хочется, а если отрицательное – то больше позировать не позовут на работу. Не надо обижать художников – относительно своих работ они все холерики, легко могут разозлиться. Может, вы ничего не понимаете на самом деле, а нарисован шедевр! И да, мнения натурщика никто не спрашивает обычно, натурщик нужен для позировании, а не для критики.