Межнациональные отношения. «Нации и межнациональные отношения

За долгую историю человечества различные нации формировались, изменялись, смешиваясь с другими и привнося в них свои особенности. Эти процессы связаны с расселением и перемещением больших групп людей.

Понятие

В современном обществе формирование наций приобрело устоявшийся характер, хотя и сейчас есть место локальным изменениям. Нации не существуют изолированно, напротив, они находятся в постоянном взаимодействии. Узнаем, что такое межнациональные отношения и кратко рассмотрим их разновидности.

Межнациональные отношения - это тип социальных отношений, участниками которых выступают различные народы.

Существует два основных вида межнациональных отношений:

  • внутри одного государства;
  • между нациями разных стран.

Изучение проблемы межнациональных отношений началось в Америке. В этой стране остро встал вопрос о взаимоотношениях белого и чернокожего населения, которым, в силу особенностей исторического развития, пришлось налаживать совместную деятельность в рамках одного государства.

Проблемы межнациональных отношений

Взаимодействие наций не всегда идет мирным путем, порой возникающие трудности и противоречия вызывают агрессию и даже военные столкновения.
Причинами этого могут служить:

  • различный уровень развития и культуры народов;
  • стремление выжить и достичь привилегий, избавиться от дискриминации;
  • борьба за экономические ресурсы.

Можно привести примеры стран, в которых взаимоотношения наций происходили мирным (Современная Америка) и немирным путем (Завоевание соседних народов Римской Империей).

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Наиболее приемлемым способом налаживания связей между народами является образование многонациональных государств. В них признаются права и свободы всех наций, запрещается дискриминация на национальной почве, разрешается использование родного языка в быту и образовании.

Несмотря на всеобщее признание права наций на сохранение своих традиций, свободное пользование языком, в повседневной жизни конфликты между представителями разных народов случаются довольно часто. Они происходят из-за того, что некоторые люди не готовы мириться с чужой культурой, которая кажется им странной и неправильной. Такое отношение к традициям других народов и уверенность в правильности только своего образа жизни называют этноцентризмом.

Расовая и национальная дискриминация не соответствует принципам, действующим в современном мировом сообществе, поэтому любые формы ее проявления вызывают потребность в регулировании и принятии мер по предотвращению подобных случаев.

Национальная политика

В России, как в многонациональном государстве, в условиях постоянной международной интеграции (налаживание отношений с другими государствами), вопрос национальной политики является одним из самых важных.

Государство стремится не допустить национальной розни, уничтожая и не допуская любые различия в правах народов. Так, разрешается использование родного языка, в том числе, в образовательных учреждениях, в качестве школьного предмета. Тенденции развития межнациональных отношений в России связаны с организацией мирного и конструктивного диалога разных культур, их взаимообогащения, взаимного принятия и уважения (толерантности).

Что мы узнали?

Изучив тему 11 класса обществознания, мы выяснили, что межнациональные отношения - это отношения между народами одного или нескольких государств. Вопрос наций и межнациональных отношений имеет особую важность в современном обществе. Он призван уничтожить любые проявления дискриминации наций, открыть свободный доступ каждому человеку к благам общества.

Человека? Являются ли синонимами слова «нация» и «национальность»? Почему возникают межнациональные конфликты? Как их предотвратить?

На Земле сейчас насчитывается около 2 тыс. наций, народностей, племен. Среди них есть многочисленные и малонаселенные, последних называют этническими меньшинствами. Все они входят а состав почти 200 государств. Нетрудно сообразить, что наций и народностей намного больше, чем государств в мире, поэтому среди этих государств немало таких, которые являются многонациональными.

Факты . Общепризнано, что Российская Федерация - одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживает более ста народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. В преобладающем большинстве народы страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности. Благодаря объединяющей роли русского народа на территории страны сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов.

Вы, вероятно, не раз слышали слово «национальность». Оно означает осознание человеком своей принадлежности к той или иной этнической (от греч. ethnos - народ) общности. Собственно, важнейшим признаком такой общности как раз и является сознание ее членами общей культурной идентичности (слово «идентичный» происходит от латинского слова, означающего «тождественный, одинаковый»). Иными словами, этническая группа - это общность, культурные традиции которой объединяют членов данной группы и отличают ее от других групп; они имеют общий язык, религию, общие черты материальной и духовной культуры, представления об общности происхождения и исторической судьбы, общие черты психологического склада. Ученые нашей страны под основными типами этнических общностей, как правило, понимают племя, народность, нацию. Многие ученые используют слово «нация» в другом смысле: нация - это все граждане определенной страны, независимо от их этнических различий.

Отношения между нациями . Из курса истории вы знаете, что в первобытном обществе людей объединяло племя. После появления государств (в период рабовладельческого и феодального обществ) складываются народности; на основе усиления межплеменных связей и смешения племен формируется единый для данной народности язык, возникает территориальная и культурная общность.

Развитие экономических связей внутри народности и между народностями привело к их превращению в нации. Люди, принадлежащие к одной нации, объединены общностью экономических связей, территории, культуры. Они говорят на одном языке. Им присущи общие черты национального характера.

История отношений между племенами, народностями, нациями сложна и драматична. Нередко между ними волзикали кровавые распри. И в современном мире продолжаются национальные конфликты. На Ближнем Востоке многие годы происходят вооруженные столкновения между арабами и израильтянами. Нередки национальные конфликты в других странах Азии и Африки. Национальные противоречия временами усиливаются в США, Бельгии, Канаде. Затяжной конфликт происходил между народами бывшей Югославии. Возникли острые конфликты и на территории бывшего СССР.

Мечтой лучших людей всех времен и народов было создание государства дружбы и братства, общества гармонии между нациями, «когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся», как писал А. С. Пушкин.

Отношение к истории и традициям народа . Судьбу отдельного человека нельзя оторвать от судьбы его народа. Когда германские фашисты задумали уничтожить целые народы или значительную их часть - славян (русских, украинцев, белорусов, поляков и др.), евреев, цыган,- их преступные действия поломали судьбы миллионов семей, принесли несчастье бесчисленному множеству людей. Поэтому человек не может быть безразличным к успехам или бедам своего народа. Людям любой нации присуще чувство национальной гордости. Но понимают национальную гордость по-разному. Например, лучшие представители русского народа всегда гордились творениями рук русских мастеров, выдающимися достижениями русской культуры, подвигами своих воинов на полях сражений. Национальная гордость лучших русских людей включала в себя уважение к национальным чувствам других народов, признание того, что и другие народы тоже имеют право на национальную гордость.

Этой позиции противостоит другая; «Все свое - хорошо, все чужое (свойственное другой нации) - плохое. Люди, разделяющие такую позицию, готовы не задумываясь оправдывать все, что было в истории своего народа, и хорошее и плохое, и при этом чернить все, что было в истории другого народа. Такая ограниченность ведет к национальной розни, а значит, и к новым бедам не только для других народов, но и для своего собственного.

В историческом прошлом разных народов были славные страницы. Достижения материальной и духовной культуры народа вызывают восхищение не только у людей, принадлежащих к данной нации, но и у представителей других наций. Но если в истории есть мрачные страницы, то и воспринимать их надо соответственно - с болью или негодованием - не скрывать «неудобные» факты исторического прошлого, а оценивать их так, как они того заслуживают.

Исторический путь каждого народа объясняет возникновение национальных традиций и обычаев. У многих народов есть традиция гостеприимства. Сложилась традиция помощи другим народам, попавшим в беду. Так, после страшного землетрясения в 1088 г. в Армении представители других народов нашей страны и зарубежных стран сдавали кровь, посылали медикаменты и одежду, помогали разбирать завалы и восстанавливать города и села. Но бывают и другие традиции, например кровная месть. Молодое поколение не может слепо воспринимать любые национальный традиции и обычаи. Оно должно самостоятельно определить, что в историческом опыте достойно преклонения, а что – осуждения.

Германские фашисты, напав в 1941 г. на Советский Союз, рассчитывали на национальную разобщенность в СССР , возникновение национальных столкновений. Они просчитались. Все народы страны мужественно защищали свою общую Родину, плечом к плечу сражались на Фронте, помогали друг другу в тылу. Среди 11 тысяч героев Советского Союза тысячи русских и украинцев, сотни белорусов, татар, евреев, десятки казахов, грузин, армян, узбеков, мордвин, чувашей, азербайджанцев, башкир, осетин, марийцев, туркмен, таджиков, латышей, киргизов, воинов многих других национальностей.

Документ . Фрагмент из работы российского ученого В. Л. Тишкова:

«Пока мы не начнем наряду с понятием «народы России» утверждать понятие «российский народ», ничего путного не получится. Речь идет не о том, чтобы переделать татар или бурят в россиян, и тем более в русских. Задача ответственных экспертов, ученых и педагогов - терпеливо и настойчиво объяснять, что «российськость» как идентичность и российский народ -нация не результат внутренней унификации, а естественное наложение более широкой историко-культурной и социально-политической идентичности на множество внутренних этнокультурных различий которые существуют среди населения страны».

Сотрудничество и взаимопонимание между нациями, достигнутые в любой многонациональной стране, - великое завоевание народов, которое нужно всячески беречь и укреплять.

Межнациональные отношения в современном обществе. Во второй половине 80-х гг. ХХ в. В некоторых республиках СССР произошло обострение межнациональных отношений. В ряде районов возникли нетерпимость, трения, конфликты на межнациональной основе. Среди них события в Алма-Ате, Сумгаити, Абхазии, Фергане, Нагорном Карабахе и т.д. Эти многочисленные конфликты выбивали людей из нормальной жизненной коле, а в ряде случаев обернулись многочисленными человеческими жертвами. Пострадали люди, в том числе старики, женщины, дети. Появились подстрекатели, которые хотели бы использовать межнациональные трения в преступных целях. Такие действия могут привести к всеобщей беде.

Каковые причины этих конфликтов? Одна из главных причин – территориальные споры. Нередко в этих спорах ссылаются на историю. Из курса истории вы знаете, что в разные ее периоды происходило передвижение народов, завоевания, переселения, при которых территория, занимаемая тем или иным народом, неоднократно менялась. Если возникает территориальный спор, в качестве аргумента часто произвольно выбирают «выгодный» исторический период: «Когда-то мы на этой территории жили». Поскольку территориальные границы не всегда четко обозначались и неоднократно менялись, доказать что-либо трудно, а попытки силой решить эту проблему влекут за собой немыслимые бедствия.

Причиной конфликтов бывает и неравенство социально-экономических условий, в которых живут те или иные народы. Различие в уровне жизни, разное представительство в высокооплачиваемых профессиях, в органах власти – все это может стать источником недовольства, порождать конфликтную ситуацию.

Среди причин конфликтов особое место занимают противоречия, связанные с использованием языка того народа, который является меньшинством. Если в государстве вводятся ограничения на использование этого языка, запреты на обучение детей на родном языке, и вследствие этого возникают национальные движения в защиту своего языка и культуры, то отношения в обществе становятся напряженными.

Любое ущемление прав по национальному признаку, притеснения и произвол в отношении того или иного народа вызывают общественное недовольство, стремление восстановить справедливость. Порой конфликты возникают на бытовом уровне.

Некоторые люди верят в то, что будто бы есть «плохие» и «хорошие» национальности, их раздражают люди, непохожие на них по языку, религии, образу жизни. Предрассудки, которые являются следствием незнания истории, традиций, культуры других народов, а нередко и результатом злонамеренной лжи, порождают оскорбительные высказывания в отношении людей иной национальности, а иногда поступки, следствием которых являются межнациональные столкновения. Подобные слова и действия являются, как правило, отражением низкой культуры, повышенной агрессивности отдельных лиц, бытовые конфликты возникают на рынках, среди соседей по дому, на транспорте. Они таят в себе угрозу усиления межнациональной розни.

От решении проблем межнациональных отношений в значительной мере зависят спокойствие и благополучие людей, судьба страны. Важно хорошо понимать, что обострение отношений между людьми разных национальностей опасно для общества, для каждой семьи , для каждого человека. Необходимо осуществлять меры по нормализации межнациональных отношенний, решению накопившихся в этой области проблем.

Многое зависит от каждого человека. Никто не должен Мириться С проявлениями национальной розни в любой форме, с искусственным противопоставляем наций, с установкой па вытеснение одних наций другими. Эти проявления унизительны с точки зрения человеческого достоинства.

Надо руководствоваться основополагающим критерием: каждый человек, к какой бы нации он ни относился, должен чувствовать себя в любой части нашей страны равноправным гражданином, иметь возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом.

Равенство наций и народов неразрывно связано с равенством людей независимо от их национальности. Это высший принцип гуманизма.

Опыт человеческой цивилизации показывает, что национальные конфликты можно исключить или смягчить, соединяя принципы национально-территориальной и национально-культурной автономии , большое значение имеют гарантии прав человека: права на национальное самоопределение, культурную автономию, свободу перемещения, экономическую и политическую защиту независимо от места проживания. Эти права нашли отражение в законодательстве Российской Федерации.

В нем прежде всего записано, что каждый вправе свободно определить свою национальную принадлежность. Никто не должен быть принужден к определению и указанию его национальной принадлежности. Национальное самоопределение означает, что сам человек определяет свою национальность не по национальности родителей, а по самосознанию, но языку, на котором он всегда говорит и думает и который поэтому является для него родным по традициям и обычаям, которые он соблюдает,по культуре, которая ему наиболее близка.

Мнения . Социологи в 2001-2002 гг. провели исследование, как учащиеся 7, 9, 11 классов относятся к людям иной национальности. Среди заданных вопросов был и такой: «Считаете ли вы для себя возможным вступление в брак с представителем другой национальности?». Мнения разделились. 10,3% ответили: «Нет, так как хочу, чтобы мои дети были той же национальности, что и я». 7,4% дали ответ: «Нет, это неизбежно вызовет конфликты в семьей. Между тем 61,4% опрошенных заняли противоположную позицию: «Для меня национальность, супруга/супруги не будет иметь значения». Причем обнаружилось, что среди старшеклассников число тех, кто не придает особого значения национальности будущего/будущей супруга/супруги, больше, чем среди учащихся 7 классов.

А каково твое отношение к этому вопросу?

Законы России провозглашают, что каждый имеет право на пользование родным языком, включая обучение и воспитание на родном языке. С этой целью для детей из числа национальных меньшинств создаются школы с преподаванием па родном языке.

Люди, причисляющие себя к одной нации и проживающие среди людей других национальностей, могут объединиться для сохранения и развития своей культуры, общения на родном языке, создания школ, клубов, театров, издания книг и журналов. Международное право содержит такую норму: в тех странах, где существуют этнические, языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к этим меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять обряды, а также пользоваться родным языком.

Ситуация. За последние годы в ряде стран Западной Европы и в России появились большие группы иммигрантов приезжих из других стран, имеющих иной язык, иную культуру, иные обычаи. Представители общественности стран, принявших иммигрантов, считают, что они должны уважать культуру и традиции страны, в которую они приехали, строго соблюдать ее законы.

К еще одна важная норма международного права: всякое выступление, натравленное на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, т. е. ущемлению прав, вражде или насилию, должно быть запрещено законом. Законы нашей страны предусматривают уголовную ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, уничтожение национального достоинства. Уголовное наказание влечет за собой и всякая пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности.

Проверь себя

1. Что такое нация? Каково соотношение понятий «нация» и четное»?

2. Каковы различные понятия национальной гордости?

3. Какое значение имеют национальные традиции ?

4. Почему все народы заинтересованы в сотрудничестве?

5. В чем опасность межнациональных конфликтов?

6. Каким образом можно предотвратить национальные конфликты?

7. Какие нормы по вопросам развития наций и национальных отношений содержатся в законах России?

"" В классе и дома

1. Найди в учебнике истории характеристику процесса складывания народностей. Какие народности, существовавшие в Древнем мире, в Средние века , тебе известны? Назови нации и народности, живущие в разных странах в наше время.

2.Приведи примеры конфликтов между народами, угнетения одних народов другими в различные периоды истории.

3.В притче давних времен рассказывается о двух враждовавших между собой племенах, живших на противоположных берегах реки. Случилось, что волшебник повстречал человека из одного племени и сказал ему: «Я дам тебе все, что пожелаешь, при условии, что представитель племени, живущего на другом берегу, подучит вдвое больше», И человек ответил: «Выколи мне один глаз». Ему хотелось» чтобы тот, из враждебного племени, потерял оба глаза.

Подумай, о чем говорит эта притча. Объясни, как ты оцениваешь ответ человека волшебнику.

4. Проиллюстрируй на материале из газет тему межнациональных противоречий в разных странах мира в настоящее время.

5. Французский писатель В. Гюго сказал: «На свете нет малых народов. Величие народа вовсе не измеряется его численностью, подобно тому как величие человека не измеряется его ростом». Согласен ли ты с писателем? Покажи на примерах, что величие народа не зависит от его численности.

6. В нашей стране немало семей, где отец одной национальности» а мать другой. Объясни, о чем свидетельствует этот факт. Предположи, как бы ты определил национальную принадлежность детей в этих семьях.

МОУ «СОШ №16»

План - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

В 11А КЛАССЕ

КУРС - ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Тема урока:

Нации и межнациональные отношения

Учитель истории и обществознания

Прыткова Светлана Вячеславна

Г. НОВОЧЕБОКСАРСК


Урок по теме «Нации и межнациональные отношения» проводится в рамках школьного курса «Обществознание» в 11-м классе в ходе изучения главы «Социальное развитие», на проведение урока отводится 2 часа учебного времени.

Цель урока: углубить и систематизировать знания учащихся об исторически сложившихся общностях людей.

Задачи урока:

1. Сформировать у учащихся понимание разнообразия общностей людей, живущих на Земле.

2. Познакомить учащихся с развитием национального вопроса и форм межнациональной интеграции в России.

3. Показать положительные и отрицательные явления национализма.

3. Выработать негативное отношение молодежи к национальным и межнациональным конфликтам. Формирование толерантного отношения молодежи к людям иной нации, религии, взглядам.

4. Определить основные принципы национальной политики в современной России.

5. Показать учащимся, что Чувашия - полиэтнический и многоконфессиональный регион.

Тип урока - комбинированный - элементы лекции, работа с учебником, эвристическая беседа, выступления учащихся (опережающее задание), мультимедийная презентация «Межэтнические связи Чувашии».

Литература:

«Человек и общество». Учебник для 11-х классов общеобразовательных учреждений. / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Л.Ф. Иванова. - М.: Просвещение. 2004.

Школьный словарь по обществознанию.10-11: пособие для учащихся. / Под ред.Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. - М.: Просвещение. 2006.

Краткий словарь обществоведческих терминов. / Терентьева Г.Г., ЧИ МГОУ. - Чебоксары. 2005.

Обеспечение урока: учебник, словари, раздаточный материал, доклады учащихся, мультимедийная презентация «Межэтнические связи Чувашии».

Ход урока:

1. - Актуализация знаний.

2. Изучение нового материала.

3. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

План урока:

Этнические общности.

Национальное самосознание.

Развитие межнациональных отношений в современном мире.

Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления.

Национальная политика.

Основные понятия урока: нация, этнос, национальное самосознание, национальная политика, национализм, геноцид, толерантность.

Актуализация знаний учащихся:

Ученикам предлагается вспомнить из курса истории определения «Нации», «межнациональные отношения», «межнациональные конфликты», «национализм», примеры из истории проявления крайнего национализма (фашизм, шовинизм, расизм, геноцид).

Проблема урока: Существует ли в России (в Чувашии) межнациональные конфликты и, каковы пути их преодоления.

Вопрос 1. Этнические общности

В современном мире существуют различные социальные общности.

Социальные общности - это относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами условий и образ жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов.

Виды общностей: семья, род, племя, классы, социальная группа, народности, нации, профессиональные общности, трудовые коллективы.

Остановимся на вопросе «Этнос - его основные черты и особенности».

Этнос - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.

Племя Народность Нация

Черты этноса

Язык нации, Общая историческая Семейно- Нормы повседневного

народности судьба бытовое поведение

поведение

Специфическая материальная

и духовная культура

Нация - определенная форма существования этноса, характерная для определенного этапа исторического развития.

Нация - исторически сложившаяся общность людей, для которой характерна общность экономической жизни, языка, территории, определенные черты психологии, проявляющиеся в особенностях ее культуры, искусства и быта.

Признаки нации.

· Единая раса

· Религия

· Привычки

· Ценности

· Солидарность

Задание: Прочитайте в учебнике на стр.222-223 отрывок из произведения Ч. Айтматова «Белый пароход» и определите, что такое историческая память, зачем она необходима человеку, народу? Согласны ли вы с мнением автора, докажите свою точку зрения.

Вопрос 2. Национальное самосознание

Национальное самосознание - совокупность социальных, нравственных, политических, экономических, эстетических, религиозных, философских взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития наций.

Национальный интерес - совокупность потребностей и устремлений народов того или иного государства в создании необходимых для себя жизненных условий, сознании своего суверенитета, установлении взаимных отношений с народами других стран.

Вопрос к классу: Приведите примеры национального интереса русских, чувашей, россиян в целом.

Изучая историю развития наций и народностей, выделяют такие процессы, как межнациональная дифференциация и межнациональная интеграция.

Межнациональная дифференциация -

это процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов, народов в самых различных планах.

Межнациональная интеграция -

Это процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни.

Формы межнациональной дифференциации

Самоизоляция в целом

Протекционизм в экономике

Религиозный фанатизм

Национализм в различных формах в политике и культуре

Формы межнациональной интеграции

Экономические и политические союзы

Транснациональные корпорации

Международные культурные и народные центры

Взаимопроникновение религий и культур, ценностей

Причины межнациональной интеграции

1. Невозможность государств жить изолированно, что связано с конкретными изменениями в экономике практически всех современных стран.

2. Экономическая и политическая взаимосвязь государств.

Примером межнациональной интеграции в современном мире являются страны Европы, объединенные в Европейский Союз (ЕС). Другие примеры можно найти в учебнике на стр.225-226.

Вопрос 3. Развитие межнациональных отношений в современном мире

По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года в России проживает 145, 2 млн. человек (граждан РФ). Россия является многонациональной страной: русские - 79.8%, другие национальности - 19,2% (татары - 20%, украинцы - 10.6%, башкиры - 6%, чуваши - 5,9% и др.)

Особенностями развития современных взаимоотношений русской нации с другими этническими группами строятся на основе:

Утрата прежнего высокого статуса русской нации.

Рост сепаратистских тенденций на территории России.

Демографические и миграционные процессы.

Вопрос для размышления: Какие трудности, проблемы, связанные с национальным вопросом, существуют сейчас в нашей стране? Что такое национализм?

Вопрос 4. Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления

Национализм - идеология и политика, основу которой составляют идеи национальной исключительности и превосходства, стремление к национальной замкнутости, местничеству, недоверие к другим нациям.

Яркое проявление национализма в современном мире продемонстрировал немецкий фашизм, приведший мир ко Второй мировой войне 1939-1945 гг. синонимами фашизма стали термины «расизм», «нацизм», «Шовинизм», «геноцид», «Холокост».

Вопрос для размышления: Как вы думаете, не стал ли национальный вопрос причиной распада СССР?

Межнациональный конфликт - одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг к другу, имеющим тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.

Задание: Назовите причины межнациональных конфликтов.

Причины межнациональных конфликтов:

Усложнение социально-экономического развития стран мира, существование отсталости многих из них.

Непродуманная или намеренно экстремистская политика ряда госуд-ых деятелей.

Колониальное население.

Ошибки и просчеты руководства ряда стран в решении национальных вопросов.

Виды межнациональных конфликтов:

По поводу спорных территорий.

Из-за изгнания народа со своей территории и возвращения депортированного народа на свою историческую родину.

Из-за произвольного изменения административных границ.

Из-за насильственного включения территории народа в соседнее государство.

Между этническим большинством и компактно проживающим меньшинством (коренная национальность).

По поводу отсутствия у народа национальной государственности и ее расчлененности между другими государствами.

Типы межнациональных конфликтов:

1. Государственно-правовой (неудовлетворенность правовым положением нации, стремление к собственной государственности; конфликт с государственными структурами власти, в состав которого входит нация).

2. Этнотерриториальный (определение границ нации).

3. Этнодемографический (защита прав коренной национальности).

4. Социально-психологический (изменение образа жизни, нарушение прав человека).

Пути разрешения межнациональных конфликтов:

Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, выработка уважения к национальным чувствам всех этнических групп;

проведение лояльной, продуманной политики учета интересов всех народов и народностей.

Создание эффективно действующих международных комиссий, советов, других организаций для мирного решения национальных споров;

Представление национально-культурной автономии всем желающим национальным меньшинствам, что позволит им сохранить свой язык, культуру, религию и традиции.

Пути урегулирования межнациональных конфликтов:

Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики:

Использование экономических рычагов для нормализации ситуации.

Создание культурной инфраструктуры консенсуса, соблюдение принципа паритетности при назначении людей разных национальностей на государственные должности, поддержка национальной культуры.

Вопрос 5. Национальная политика

Составной частью политической деятельности государства, призванной регулировать межнациональные отношения в различных сферах жизни общества - является национальная политика.

Гуманистические принципы политики в области национальных отношений Основные принципы национальной политики Условия гармонизации национальных отношений

1. Отказ от насилия и принуждения.

2. Поиск согласия на основе консенсуса всех участников.

3. Признание прав и свобод человека.

4. Готовность к мирному урегулированию спорных проблем.

5. Реализация идей гуманизма, демократии, добрососедства.

1. Гармоническое сочетание национальных и интернаци-ональных интересов, нахождение оптимальных форм соотношения национального и интернационального.

2. Признание права каждого народа на самоопределение, на образование самостоятельного государства.

3. Приоритетность прав человека над любыми интересами национальной суверенности и автономии.

4. Неприятие любых форм шовинизма.

1. Наличие правового государства.

2. Отказ национального меньшинства от сепаратизма, признание За верховной властью всех полномочий в обороне, ведение иностранных дел.

3. Предоставление компактно расселенным меньшинствам широкой автономии и самоуправ-ления, права решения собственных местных дел, включая местные налоги.

4. Признание культурной автономии меньшинств, формирование из центрального бюджета, преподавание, вещание на языке этнического меньшинства.

5. Максимальное перемещение центра тяжести принятия властных решений на локальный местный уровень.

Задание: Изучив раздел «Национальная политика» в параграфе 19, выписать в тетрадь основные принципы национальной политики Правительства РФ (стр.229-230 учебник «Человек и общество», § 19).

Закрепление изученной темы.

Тестирование:

Расположите этнические общности в порядке их исторического развития:

А). народность; Б). род; В). клан; Г). племя;. Д). нация.

2. Современную нацию можно определить по признакам:

А). единая территория; Б). общий язык; В). специфика хозяйственной деятельности; Г). духовное единство; Д). кровно-родственное единство.

3. К исторически сложившимся группам людей относятся:

А). народности; Б). классы; В). государства.

Варианты правильных ответов (для самопроверки):

Б, В, Г, А, Д.

Домашнее задание: § 19. Термины - выучить. Задания на стр.231-232 №3, 5,6.

Просмотр мультимедийной презентации «Межэтнические связи Чувашии», подготовленной учениками Григорьевым А, Юдиной Н., Яковлевой Т.

Справка о посещении урока обществознания в 11 А классе

учитель истории - Прыткова С.В.

На уроке присутствовали: зам. директора по УВР - Шевелева И.В., зам. директора по ВР - Лысикова З.М.

Время проведения урока.

Урок обществознания проводился в рамках изучения раздела «Социальное развитие современного общества». Актуальность темы урока вызвана современным состоянием общества, в котором еще существуют национализм, экстремизм, вооруженные столкновения на национальной и религиозной почве. В условиях развития идей и принципов толерантнос-ти и предупреждения экстремизма, урок был призван показать на примере Чувашии, что народы России могут жить мирно, с учетом своих национальных, религиозных, культурных традиций и интересов.

На уроке, имевшим комбинированный характер деятельности, применялись различные методы обучения - лекция, беседа, использовалась работа с учебником, демонстрировалась мультимедийная презентация учащихся по теме «Межэтнические связи Чувашии».

Учитель четко выстроил структуру урока, в начале урока была проведена активизация знаний учащихся с опорой имеющихся знаний по истории; затем четко прозвучала главная проблема урока и были определены задачи урока. Учитель методически грамотно сочетал лекционную подачу материала с беседой и работой по тесту параграфа (самостоятельная форма работы учеников).

Участники учебного процесса - ученики 11А, активно участвовали в обсуждении проблемных вопросов, касающихся национализма, движения скинхедов в России, высказывали свое негативное отношение к шовинизму, расизму и фашизму в любых его проявлениях.

Группа учеников 11А продемонстрировала результат своей работы по проекту «Межэтнические связи Чувашии», подготовленного в рамках городского конкурса «Мир, в котором я живу». Мультимедийная презентация отразила, что Чувашия - это полиэтнический регион, как религиозном и культурном отношении. Работа учеников была оценена положительно.

В конце урока для закрепления полученных знаний учащимся был предложен тест, учащиеся могла сами проверить свои знания с помощью «ключа с ответами».

Психологический настрой урока был положительный, активность учащихся на уроке высокая. Учитель сумел с учетом психологических и возрастных особенностей старшеклассников построить урок и добиться положительного хода занятия.

Домашнее задание было дано с учетом дифференцированного подхода к учащимся.

Урок заслуживает положительной оценки.

Зам. директора по УВР Шевелева И.В.

Зам. директора по ВР Лысикова З.М.

Что такое межнациональные отношения? Это определенные отношения, возникающие между этносами, которые охватывают все без исключения сферы общественной жизни.

В современном мире отношения между народами играют большую роль, так как процесс глобализации обуславливает постоянные контакты и культурный обмен между этносами. Происходит межэтнические интеграции. Примером такой интеграции может служить ЕС, где народы объединяются культурно, экономически и политически.

Помимо стратегии политической интеграции (ЕС), существуют и иные виды интеграционного процесса. Пример – США, концепция «плавильный котел». Под этим выражением подразумевается, что в Америке люди, принадлежащие к различным этносам, смешиваются, происходит объединение народов, составляющих США, в общий этнос «американцы». США – страна, основанная эмигрантами со всех земли.

Возможен еще один процесс, именуемый этнической миксацией (перемешиванием). Он происходит тогда, когда в смешении нескольких этносов образуется один новый. Например, затундренные крестьяне в Якутии – это народ, вобравший в себя как русские, так и якутские национальные особенности. Затундренные крестьяне сохранили православную веру, но заключали браки с коренными народами Сибири. Происходил обоюдный обмен бытом, что привело к образованию нового этноса.

Существует явление ассимиляции, когда культура одного народа «поглощается» другим. Один из народов лишается собственного языка, национального самосознания, обычаев, традиций, культуры. Этот процесс может происходить как и мирным путем (ассимиляция русскими переселенцами финно-угорских народов северо-восточной Руси: чудь, меря, весь), так и насильственным (арабские завоеватели ассимилировали христианское население, долго проживавшее на ближнем Востоке).

Учеными выделяется процесс аккультурации, при котором две отличные друг от друга культуры уподобляются друг другу, смешиваются. Нации могут как и интегрироваться, так и дифференцироваться.

По национальному признаку государства принято разделять на многонациональные и мононациональные. РФ является ярким примером многонационального государства, ведь в России живет практически 200 различных народов. Мононациональным государством можно назвать, например, Португалию, где этнос португальцев составляет подавляющее большинство. Национальные проблемы могут возникнуть практически в любой стране, поэтому власть должна знать об основных видах национальной политики:

  1. Политика мультикультурализма. Ее цель – сохранить в государстве индивидуальные различия в культуре между народами и обеспечить мирное сосуществование с сохранением самобытности этносов. Американский «плавильный котел» является прямой противоположностью этого способа, ведь в нем происходит не сохранение уникальности народов в государстве, а единение наций в один большой этнос.
  2. Национализм. Эта политика превозносит нацию, народ в качестве высшей ценности. Всплески национализма не раз приводили к негативным последствиям, популисты, демагоги многократно апеллировали к чувству национального величия, гордости, чтобы склонить народ на жестокие меры к другим народам. Национализм не пользуется популярностью, когда в государстве дружественные отношения между нациями, он активизируется, если настали трудные времена. У популистов получается взывать к примитивному чувству национальной гордости, когда ситуация в стране нестабильна и зреют межэтнические конфликты.
  3. Шовинизм. Данная политика названа «в честь» Шовена. Он был солдатом наполеоновской армии и яростно одобрял завоевания французского императора. Под термином «шовинизм» подразумевается избыточная, чрезмерная националистическая политика.
  4. Дискриминация. Подобная политика лишает людей какой-либо национальности определенных прав, ставит их в униженное положение по отношение к «привилегированному» народу. Евреи в Российской империи подвергались серьезной дискриминации. Существовала «черта оседлости» — ограниченная территория, на которой евреи имели право проживать.
  5. Апартеид. К определенному этносу применяются крайне суровые дискриминационные меры. Апартеид получил особое распространение в ЮАР, где потомки буров-колонистов не воспринимали коренное население Африки как равных себе людей. Африканцам выделяли определенные территории, за пределами которых им запрещено было жить. Места их проживания назывались «бантустаны».
  6. Сегрегация. Если проводится такая политика, то определенный этнос лишается части своих прав по причине национальной принадлежности.
  7. Геноцид. Поголовное истребление неугодного народа. Уничтожение мирного населения по этническому, религиозному, иному признаку. Создание концентрационных лагерей и других мер, направленных на полное, тотальное уничтожение народа. Геноцидом занимались турки в годы Первой Мировой войны. Турки убивали армян, понтийских греков и ассирийцев. Стоит отметить, что Турция до сих пор отказывается признавать факт геноцида.
  8. Холокост. Политика нацисткой Германии, направленная на полное уничтожение еврейского народа и всего, что с ним связано. Более половины евреев, проживающих на земле, погибло в ходе нацистского холокоста.
  9. Сепаратизм. Сепаратистами называют людей, стремящихся к обособлению собственного народа от государства. Сепаратистами современной жизни можно назвать испанских басков, которые уже много лет добиваются независимости.

Межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты. Пути их разрешения

Межнациональный конфликт есть столкновение интересов народов. Он может возникать по различным причинам, которые изложены ниже:

  • Религиозные причины. Крестовые походы, Реконкиста, арабские завоевания.
  • Экономические причины. Спор за какой-либо ресурс, собственность, выгодную территорию. Франция и Германия долгие годы вступали в борьбу за Эльзас и Лотарингию, где находятся ценные залежи угля.
  • Культурные. Народы, проживающие в одном государстве и имеющие разный быт и традиции, могут вступить в конфликт на культурной почве.
  • «Столкновение цивилизаций». Когда два крупных народа, отстаивающих две разные модели ценностей сталкиваются, происходит столкновение цивилизаций. Войны торгового Карфагена и аграрного Рима – яркий пример такого конфликта.
  • Исторические причины. Армения и Азербайджан на протяжении многих лет конфликтуют за Нагорный Карабах.

Виды межэтнических конфликтов:

  • Конфликт стереотипа. У народа создается негативное восприятие в отношении соседа, обусловленное историческим прошлым. Это приводит к конфликту, например, между палестинцами и евреями.
  • Идейный конфликт. Нация выдвигает территориальные притязания на земли, которые она считает исторически своими. Такие притязания были у Византии на территорию бывшей Римской империи.

Межнациональные конфликты должны решаться, чтобы народы нормально взаимодействовали. Есть следующие стратегии для разрешения конфликтных ситуаций:

  • Установить, какие требования имеют враждующие стороны, и постараться найти компромиссное решение.
  • Использовать санкции. Экономические ограничения и военная интервенция. Последний метод очень спорен. С одной стороны, можно уничтожить радикалов, а с другой стороны, это может повлечь к дальнейшей эскалации конфликта.
  • Достичь временного перерыва. Стороны успокоятся и будут готовы к сотрудничеству.
  • Принимать профилактические меры для предупреждения конфликта.

Нации и межнациональные отношения – важная тема в современном обществе.

Чем обусловлено существование нации? Какую роль в становлении личности и нации играет национальное самосознание? Что характерно для межнациональных отношений в современном мире? В чем причины межнациональных конфликтов и каковы пути их цивилизованного преодоления? Какой должна быть национальная политика?

Кроме классов и других социальных групп, социальную структуру общества составляют исторически сложившиеся общности людей: племена, народности, нации. Современное человечество представлено примерно тремя тысячами различных народов, а в нашей стране их больше ста. В то же время независимых государств в мире насчитывается около 200 Итак, большинство народов проживает в многонациональных государствах.

Какой бы ни была дорога нам историческая память о своих национальных корнях, важно понимать и другое: все мы живем и всегда будем жить вместе с людьми разных национальностей. Это требует от каждого из нас особой личной деликатности и ответственности в отношениях с людьми других национальностей.

Стоит помнить, что у разных народов больше общих черт, чем различий, и их общность постоянно растет, поскольку усиливаются взаимозависимость, взаимосвязь и целостность мира.

Но, позволяя человечеству храниться во всей присущей ему многогранности и своеобразия, сближение народов не означает отрицания их национальных особенностей. Напротив, именно своеобразие их культуры служит живым источником духовного богатства человечества, неповторимости мировой культуры.

Этнической общности

В курсе истории рассматривались такие исторически сложившиеся формы общности людей, как род, племя, народность, нация. Развитие этих общностей связан с ростом производительных сил, расширением хозяйственных связей, формированием определенных социальных и культурных предпосылок. Так, род и племя характерны для первобытного общества. Народность состоит из появлением классов и государств. Капитализм активизирует экономические и культурные связи, создает единый национальный рынок, ликвидирует хозяйственную раздробленность средневекового государства, сплачивает различные народности, входящие в него в единое национальное целое. Возникает нация.

Наряду с понятиями "племя", "народность", "нация" в науке утвердилось и понятие этнос. Это греческое слово означает "народ" и не имеет однозначной характеристики. Под этносом понимается исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общей культурой, языком, сознанием своего единства.

Нация складывается в течение длительного исторического периода в результате соединения, "перемешивания", "плавления" представителей различных (родственных и неродственных друг другу) племен и народностей. Современные научные теории не дают однозначного ответа на вопрос о признаках этой общности.

В начале XX в. главным признаком нации считалась общность языка, экономической жизни, психического склада. Один из теоретиков марксизма К. Каутский признаками нации считал общность территории, языка, экономической жизни и традиций. Каутский НЕ абсолютизировал эти признаки, полагая, что при отсутствии одного или нескольких из них нация продолжает существовать. Был и другой взгляд: только при наличии всех указанных признаков можно говорить о нации.

Существенные сдвиги в понимании нации произошли в последней трети XX в. Соответствующее современным представлениям на этапе формирования нации большое значение имеет территориальная, языковая и экономическое единство. В дальнейшем под влиянием интеграционных и миграционных процессов эти признаки нередко теряют свою определяющую роль, хотя и сохраняют свое значение.

Единство нации, как считают исследователи, может поддерживаться как материальными, так и в некоторых наций - психологическими факторами, общностью духовных ценностей, происхождения и исторической судьбы.

Распространенный еще один подход, при котором нация рассматривается как сообщество граждан данного государства.

В дальнейшем мы будем употреблять слово "нация" в этнокультурном смысле, то есть в смысле высшей формы этнической общности.

Большое источник национальной общности и национальной ответственности историческая память. Для украинского народа, который находился 600 лет в колониальной зависимости от других государств, это особенно важно.

Помнить об уроках прошлого, уважать предков, остерегаться ложных поступков, ночевать ответственность перед поколениями - это важные функции исторической памяти, которая помогает сплотить национальную общность, но самое главное - дает почувствовать свою самоосознанность и право быть независимыми.

Один из наиболее ощутимых результатов исторического пути - национальная культура: сказки, легенды, исторические рассказы, песни, танцы, музыка, особое художественное мастерство, проявляющееся в храмовых зданиях, иконах, домашнем быту; это народный эпос, где ярко выступают национальные различия ("Слово о полку Игореве" легко отличить от "Манаса" или "Калевалы"), это творчество писателей, художников, композиторов, в том числе современных, где находят свое отражение национальный колорит, национальные легенды. Прежде всего через культуру человек связан со своей нацией.

Украинская нация возникла в процессе долгой борьбы за свою независимость, которая сплачивала, соединяла украинский народ.

Современный украинский язык сложилась на основе старославянского языка, но вобрала в себя массу слов из других языков - польского и латинского, греческого, татарского, русского, английского, немецкого и др.

Было бы неправильно представлять себе процесс развития народов как идеально прямой путь движения от одной общности к другой. Человечество это живой многоцветный мир народов. Он находится в непрерывном движении: народы появляются, расцветают, исчезают. И у каждого народа свой путь, своя судьба.

Из истории вы знаете, что многие известные прежде народов {(шли в небытие (финикийцы, скифы, половцы и т.п.), а некоторые современные народы возникли еще в древности (например, армяне, грузины). Английский нация сложилась в XVI в., Украинский - в XVII-ХУШст., немецкий - в XIX в. Десятки наций сформировались и формируются в XX в. Нынешнее человечество представлено всем многообразием исторически сложившихся форм общности: сегодня на Земле проживают роды и племена, народности и нации, что связано с разнообразием природно климатических, экономических, социальных и культурных условий их жизнедеятельности.

Что касается понятия "национальность", то оно означает принадлежность человека к той или иной нации. В большинстве стран мира национальность определяется не государственными органами, а самим человеком добровольно. Сегодня на Земле все больше становится людей, которые родились от смешанных браков (то есть от родителей разных национальностей), они имеют право выбирать себе национальность каждого из родителей. В подавляющем большинстве современных демократических государств выбор национальности является неотъемлемым правом каждой личности, одно из условий его свободы. Это право имеют и граждане Украины.