Метрополь в деталях - наводы. Описание картины «Принцесса Грёза

Буквально в паре шагов от Кремля и Красной площади находится одна из самых известных гостиниц Москвы и даже всей России в целом - «Метрополь». Через дорогу от этого знаменитого отеля расположен Большой театр. С момента своего открытия комплекс «Метрополь» привлекал самые сливки московского общества. В кабинетах этого отеля когда-то заключали сделки такие известные предприниматели, к примеру, как Рябушкин и Морозов. Очень часто в этой гостинице останавливались и знаменитые мастера из сферы искусства: З. Комиссаржевская, В. Брюсов, С. Рахманинов, Шаляпин.

История гостиницы «Метрополь» (Москва)

В 19 веке на том месте, где сегодня расположен «Метрополь», действовала довольно-таки большая трехэтажная гостиница с банями. Называли ее жители столицы «Челыши» по фамилии владельца — купца 1-й гильдии Челышева. В 1898 году этот отель был приобретен Северным домостроительным обществом, принадлежавшим знаменитому меценату С. Мамонтову. Позднее именно этот купец и превратил, по сути, обычную гостиницу в грандиозный общественно-культурный центр «Метрополь».

Работали над проектом нового здания многие зодчие. Однако С. Мамонтовым был в конечном итоге выбран проект молодого архитектора В. Ф. Валькота. В строительстве собственно самого здания принимали участие Коровин, Врубель, Поленов и другие знаменитости того времени. Сооружение в конечном итоге должно было получиться просто грандиозным. И все эти люди, безусловно, считали участие в его строительстве и оформлении честью для себя. Архитектор гостиницы «Метрополь» в Москве Валькот впоследствии даже назвал в честь нее дочь (Поль).

Отель во время революции

В октябре 1917 года гостиница «Метрополь» (Москва) превратилась в настоящую военную крепость. На площади перед ней и в ее номерах происходили бои между верными Временному правительству юнкерами и большевиками. После победы последних в отеле разместился Второй Дом Советов. В стенах этого помпезного здания после революции работали Свердлов, Чичерин, Бухарин. Очень часто перед большевиками и рабочими в комплексе выступал и В. Ленин.

Еще немного позднее советской властью отелю «Метрополь» был возвращен его прежний статус. Гостиница вновь начала принимать постояльцев. Останавливались здесь в советские годы в основном приезжающие в СССР иностранцы.

Реконструкция

Несколько десятилетий гостиница ежегодно принимала сотни иностранных туристов, политиков, деятелей культуры. Однако со временем здание, построенное еще в XVIII в, начало, конечно же, ветшать. Поэтому в 1986 г. «Метрополь» был закрыт на ремонт. Советские архитекторы решили, оставив отелю его колоритный старинный внешний вид, сделать его немного более современным.

В гостинице, помимо всего прочего, была проведена спутниковая связь, установлены кондиционеры. Также в отеле были оборудованы большой конференц-зал и бизнес-центр. Разумеется, обустроили в гостинице и баню, а также тренажерный зал и бассейн. Первый владелец гостиницы «Метрополь» в Москве - С. Мамонтов — постарался сделать так, чтобы она была самой технически оснащенной в городе. Той же цели удалось достичь и советским инженерам и архитекторам после реконструкции.

Продолжалась реставрация гостиницы более пяти лет. Работали над восстановлением интерьеров в основном отечественные специалисты. Антиквариат из помещений отеля реставрировался в Эрмитаже. Начался ремонт гостиницы еще в СССР. Закончили же его, по сути, уже в новой России. Оценку работе отечественных архитекторов и реставраторов дали уже иностранные специалисты. Созданная для проверки комиссия присвоила отелю пять звезд.

Еще одна, менее масштабная реконструкция в гостинице проводилась в 2000 году.

Музей

Сегодня гостиница «Метрополь» (Москва), помимо своей основной функции — приема и размещения приезжих, выполняет и еще одну — не менее важную. Здание этого комплекса является, по сути, большим музеем. Каждый постоялец, поселившийся в номерах этого отеля, вольно или невольно прикасается к вековой истории России, ее культуре и традициям.

Многие туристы приобретают, в том числе и просто экскурсии в «Метрополь». Гостиница (Москва — город, в котором, безусловно, есть на что посмотреть) эта пользуется популярностью даже у самих жителей столицы. Ведь здание это действительно поистине роскошное. Походы в «Метрополь» многие москвичи приравнивают к настоящему празднику. Осматривать это здание можно бесконечно. Ведь предметов старины здесь имеется просто огромное количество.

Гостиница «Метрополь» (Москва): адрес и особенности расположения

Находится гостиница «Метрополь» всего в 550 метрах от центра Москвы. В пешей доступности от нее расположены такие популярные у туристов достопримечательности, как Сретенский мужской монастырь, Старая площадь, Неглинная и Тверская улицы, Ильинка.

Постояльцы отеля при желании могут посетить в окрестностях:

  • Лубянскую площадь;
  • галерею Глазунова;
  • музей Чехова;
  • знаменитый Елисеевский магазин.

Так расположена по-настоящему очень удобно гостиница «Метрополь» (Москва). Адрес этого отеля выглядит следующим образом: Театральный проезд, дом 2.

Одноместные номера гостиницы

По мнению туристов, на самом деле очень удобен «Метрополь» (гостиница). Москва (фото инфраструктуры отеля и его номеров представлены на странице) — город большой, и хороших комплексов отдыха здесь построено много. Однако сравниться с «Метрополем» и в наши дни не может практически ни одна другая гостиница.

В одноместных комнатах класса стандарт постояльцам предлагаются такие удобства, как:

  • Wi-Fi и телевидение;
  • телефон;
  • мини-бар;
  • письменный и журнальный столики;
  • халат и тапочки.

Конечно же, во всех номерах этого отеля установлены кондиционеры. В душевых при этом имеются фены.

Двухместные номера отеля

Семейные и обычные комнаты этого типа имеют индивидуальный интерьер. Все двухместные номера украшены репродукциями картин известных художников и обставлены старинной мебелью. Удобства для жильцов таких комнат предоставляются такие же, как и для постояльцев, снявших одноместные. Дополнительно туристам ежедневно бесплатно приносят свежую газету.

Номера категории люкс

Некоторые из номеров люкс «Метрополя» имеют обычную планировку и рассчитаны на проживание двух человек. Другие комнаты этого класса представляют собой студии, разделенные на несколько зон. Помимо картин, такие номера украшены еще и старинными канделябрами. Полы в комнатах этого типа паркетные. Во всех номерах, помимо стандартного набора удобств, имеются:

  • мягкий уголок;
  • отдельная туалетная комната для гостей.

Номера люкс улучшенные отличаются от обычных в основном только тем, что их окна выходят в Театральный проезд. В комнатах этой категории бизнес-класса, помимо всего прочего, имеются:

  • просторная гостиная с большим письменным столом;
  • кухня, оборудованная всей необходимой техникой и утварью;
  • факс и копировальный аппарат.

Президентских люксов в этой гостинице оборудовано всего два. В таких номерах, помимо ванной, предусмотрена и сауна. Также здесь имеются индивидуальный сейф, утюг с гладильной доской и холодильник.

Отзывы о номерах комплекса

Сдаваемые в отеле «Метрополь» комнаты большинство туристов не просто хвалят. У многих они вызывают настоящий восторг. Обставлены номера гостиницы действительно роскошно. К тому же они очень просторны и всегда самым тщательным образом убираются.

Несмотря на роскошь и даже некоторую помпезность, номера отеля, по мнению постояльцев, достаточно уютны. Многие жильцы отмечают тот факт, что находиться в них так же приятно, как и даже, к примеру, дома. Для большинства постояльцев этот отель является самым любимым в Москве. Многие предпочитают останавливаться в столице только в этой гостинице.

Недостатки номеров

Минусов у комнат в этом отеле практически не имеется. Но при этом некоторая ветхость сантехники и наличие оборудование довольно-таки старой модификации — это то, за что заслужила определенные нарекания постояльцев гостиница «Метрополь» (Москва). Отзывы жильцов о сдаваемых в этом отеле номерах в большинстве случае только положительные. Однако некоторые постояльцы считают, что комнаты гостиницы неплохо бы уже отремонтировать и еще раз.

Вентиляция в отеле, как отмечают его жильцы, работает не слишком хорошо. Да и ванны в санузлах установлены довольно-таки старые. Также к минусам этой гостиницы относят и то, что в некоторых ее номерах предусмотрены слишком уж шумные кондиционеры.

Инфраструктура гостиницы

Набор услуг на территории отеля «Метрополь» постояльцам предлагается стандартный (для пятизвездочного отеля):

  1. СПА-центр.
  2. Парикмахерская.
  3. Массажный кабинет.

Помимо этого, в отеле «Метрополь» имеется несколько залов для банкетов и конференц-зал на 300 человек. Также в гостинице есть:

  • камера хранения багажа;
  • прачечная;
  • бесплатная парковка;
  • химчистка;
  • сейф на ресепшене;
  • медицинский кабинет;
  • обменный пункт и касса театральных билетов;
  • сувенирный магазин.

В холле гостиницы практически постоянно играет пианист. Для курящих постояльцев в отеле предусмотрены специально отведенные места. На верхние этажи гости комплекса могут подниматься на лифтах.

Отзывы об инфраструктуре гостиницы

Конечно же, в первую очередь туристы, деловые и творческие люди, когда-либо останавливавшиеся в этом отеле, хвалят его месторасположение. Также просто восторженные отзывы постояльцев заслужили интерьеры холлов и коридоров комплекса. Очень хорошее мнение у туристов сложилось и о персонале этого отеля. К своим гостям сотрудники комплекса относятся предельно вежливо и предупредительно.

Распланирована гостиница «Метрополь» (г. Москва) таким образом, что все необходимые удобства находятся в шаговой доступности от номеров.

К недостаткам этого отеля в плане развитости инфраструктуры некоторые постояльцы относят в основном лишь то, что в СПА-центре здесь нет джакузи. Да и бассейн в отеле, по мнению многих туристов, слишком уж маленький.

Рестораны и кафе комплекса

История гостиницы «Метрополь» (Москва) действительно интересна и насыщена. Действуют на территории этого комплекса, помимо всего прочего, и старинные рестораны, известные жителям столицы еще с позапрошлого века.

Собственно сами номера в отеле сдаются без питания. Платить за еду в комплексе нужно отдельно. При желании туристы могут посетить такие рестораны гостиницы «Метрополь» (Москва), как:

  • «Боярский»;
  • «Метрополь»;
  • «Европейский».

Также в отеле действуют бар «Шаляпин» и кафе-кондитерская на 30 мест.

Ресторан «Метрополь»: описание и отзывы

Зал этого заведения рассчитан на одновременный прием до 150 человек. Многие иностранные гости столицы считают ресторан «Метрополь» лучшим в Москве местом, где стоит начать знакомство с традиционной русской кухней. При желании здесь можно заказать, к примеру, такие блюда, как:

  • русские щи и солянка;
  • блины с икрой;
  • тушеная семга и т. д.

Рецепты большинства подаваемых в ресторане «Метрополь» блюд передавались из поколения в поколения его поварами. Разумеется, предлагается клиентам в этом заведении и великолепная карта вин.

Заслужил хорошие отзывы постояльцев отеля, жителей и гостей Москвы ресторан «Метрополь» не только за отличное меню и высокое мастерство поваров. Очень хвалят туристы и интерьеры этого заведения. Стены ресторана украшают картины, написанные в стиле Рубенса. В зале повсюду расставлены массивные светильники. В центре ресторана при этом находится большой действующий фонтан. Венчает все это великолепие огромный витражный купол.

Ресторан «Европейский»

Это заведение рассчитано на 80 мест. Здесь туристы могут заказывать блюда русско-европейской кухни:

  • норвежские раковые шейки;
  • белые грибы в соусе;
  • суп «Волжский»;
  • пасты и спагетти;
  • традиционный греческий салат «Афина» и т. д.

Готовят в этом ресторане и блюда восточной кухни. При желании здесь можно попробовать, к примеру, суп-харчо, шашлык из белуги и т. д.


1. Знаменитый русский предприниматель и меценат Савва Мамонтов задумал построить не просто гостиницу, а культурный центр, который соединил бы в себе вернисажи, залы для маскарадов и танцевальных вечеров, зимний сад и даже оперный театр. Он привлек к этому проекту известнейших архитекторов и художников начала XX века. И хотя мечта Мамонтова не сбылась, сейчас "Метрополь" признан одним из самых значительных историко-архитектурных памятников модерна и включен в список федеральных памятников архитектуры.

У "Метрополя" сложная судьба: здание строилось с 1899 по 1905 годы, потом перестраивалось, горело и снова перестраивалось. Информации о Савве Мамонтове и "Метрополе" предостаточно, поэтому просто приведу хронологию:
1850 - Во второй половине XIX века в юго-западной части Театральной площади около древней Китайгородской стены находились очень популярные в Москве бани. В другой части здания располагалась гостиница. Оба заведения по имени их владельца купца Петра Челышева назывались "Челыши".
1898 - Санкт-Петербургское общество страхований купило здание "Челышей" и передало его в аренду Северному домостроительному обществу во главе с Саввой Мамонтовым.
1899 - В январе 1899 года был объявлен конкурс на лучший проект "первоклассной гостиницы". Первое место занял проект знаменитого русского архитектора Льва Кекушева. Тем не менее понравился Савве Мамонтову проект, который занял четвертое место. Его автором был 28-летний британский архитектор Вильям Валькотт. Впрочем, облик фасадов отеля вполне можно считать плодом совместной работы нескольких архитекторов.
1901 - В 1901 году в здании произошел пожар. В 1902 работы возобновились под началом архитектора Павла Висневского. Вплоть до окончания строительства в 1905 году Московская городская управа так и не утвердила окончательные чертежи фасадов.
1905 - 5 марта 1905 года открылась гостиница "Метрополь". Роскошный отель стал очень популярен среди путешественников, деловых людей, культурной и политической элиты. "Метрополь" был оснащен электричеством, горячей водой и телефонами в номерах, холодильниками и лифтами.
1905 - 17 октября Николай II подписал Манифест, в котором обещал созвать Думу и даровать народу демократические свободы. На следующий день новость была опубликована в газетах. Вечером в ресторане "Метрополь" публика поднимала тосты за свободу. Среди гостей был и певец Федор Иванович Шаляпин. По просьбе публики он исполнил знаменитую "Дубинушку". Потом великий певец взял шляпу, обошел зал и собрал внушительную сумму, которую передал революционным рабочим.
1917 - В конце октября - начале ноября 1917 года в Москве развернулись бои. "Метрополь" стал одним из пунктов сопротивления большевикам. Курсанты военных училищ превратили здание в военную крепость. Только применив артиллерию, большевики смогли заставить юнкеров покинуть здание.
1918 - После переезда советского правительства в Москву в 1917 году "Метрополь" стал резиденцией руководителей большевистской партии и советского государства.
1925 - В ноябре 1925 года в зале ресторана "Метрополь" состоялся первый Московский международный шахматный турнир с участием чемпиона мира Капабланки (Куба), экс-чемпиона Ласкера (Германия) и других великих шахматистов.
1931 - "Метрополь" вновь стал функционировать как отель, в том числе для важных заграничных гостей.
1986 - В 1986 году начались масштабные работы по реконструкции и реставрации здания. Продолжались они пять лет. По старым чертежам восстановили фасад и интерьеры.
1991 - Открытие отеля в декабре 1991 года имело огромный резонанс не только в стране, но и в мире: презентации отеля прошли в Нью-Йорке, Вашингтоне и Париже. Международная комиссия присвоила ему уровень "пять звезд".
2012 - В августе 2012 года легендарный "Метрополь" был продан за 8,7 млрд рублей в частные руки (современный владелец - А. И. Клячин).

2. Начался новый этап жизни самой знаменитой гостиницы России.

3. Внешний облик "Метрополя" стал в своё время настоящим манифестом московского модерна. По замыслу Саввы Мамонтова при создании гостиницы особое внимание должно было уделяться художественному оформлению здания. Будучи страстным пропагандистом творчества своих друзей-художников, Мамонтов хотел использовать фасады здания в центре Москвы для произведений искусства нового направления. Это обстоятельство повлияло на предпочтение проекта Валькота перед другими, так как он был более приспособлен для художественного дополнения.
Майоликовое панно "Принцесса Грёза" Михаила Врубеля занимает центральное место на главном фасаде гостиницы. Как и остальные панно, украшающие "Метрополь", оно создавалась в гончарных мастерских Абрамцева.

4. Другим важным элементом наружного декора "Метрополя" является опоясывающий здание барельефный фриз "Времена года" работы скульптора Николая Андреева.

5. По эскизам Александра Головина и Сергея Чехонина выполнены несколько других майоликовых панно: "Жажда", "Поклонение божеству", "Поклонение природе", "Купание наяд", "Поклонение старине" и "Клеопатра".

6. Врубелевское панно создано на сюжет драмы в стихах Эдмона Ростана в русском переводе Т. Л. Щепкиной-Куперник. Премьера пьесы на русской сцене состоялась в январе 1896 года в Санкт-Петербурге. Романтическая история о возвышенном стремлении к любви и совершенной красоте, созерцание которой достигается ценой смерти, имела оглушительный успех у публики. Появились вальс "Принцесса Грёза", и даже духи и шоколад с таким названием.

7. Трубадур Жоффруа Рюдель страстно полюбил одну заморскую принцессу и, хотя он ни разу ее не видел, был поражен рассказами о её красоте и великодушии. Он снарядил корабль и отправился к своей возлюбленной. Путь был не близок. В дороге трубадур заболел, и к принцессе его привезли в беспамятстве. Когда прекрасная принцесса обняла несчастного, он на миг пришел в себя - и тут же умер у нее на руках. А принцесса отказалась от мирской жизни и стала монахиней.

8. В 1896 году С. Ю. Витте заказал Михаилу Врубелю два живописных панно для предстоящей нижегородской художественно-промышленной выставки. Одно из них Врубель выполнил на сюжет пьесы Ростана. Однако работы Врубеля не были представлены публике. Тогда Савва Мамонтов решил продемонстрировать их в отдельном павильоне, выстроенном по собственной инициативе. Но несмотря на благожелательную оценку критиков, публика отнеслась к работам Врубеля враждебно. При разработке проекта гостиницы у Мамонтова возникла идея повторить "Принцессу Грёзу" в керамике и тем самым навсегда выставить её на всеобщее обозрение. Живописное панно ныне экспонируется в зале Врубеля в Третьяковской галерее.

9. Вокруг основного панно, справа и слева, расположены малые c пейзажами, дополняющими центральную картину.

11. Справа от основного панно находится майолика "Орфей играет".

13. Крайнее справа панно - "Купание наяд".

16. Слева от главного на переднем фасаде расположено панно "Поклонение природе".

17. Крайнее слева на главном фасаде - "Поклонение божеству".

19. Архитектурный облик "Метрополя" отличается строгостью линий. Сквозь характерные для модерна приёмы проглядывают элементы псевдоготики - характерные башенки. Для визуального облегчения протяжённых фасадов использовано тщательно проработанное членение как по вертикали - многочисленными выступами, в том числе ризалитами и эркерами, так и по горизонтали - ажурной лентой решётки балконов, охватывающих весь центральный фасад.

20. Фасад, обращённый в сторону площади Революции, украшает панно А. Головина "Клеопатра".

21. Ещё одним элементом украшения фасадов служат бирюзовые керамические вазы.

24. Рядом с "Клеопатрой" - два панно поменьше с изображением белых и чёрных лебедей.

25. Крайнее панно - "Поклонение старине" на правом боковом фасаде.

27. Обратите внимание на роскошный скульптурный фриз "Времена года" над балконами: он располагается по всему периметру здания.

32. Кроме всей этой красоты, по всему фасаду тянется надпись из майолики с цитатой Ницше: "Опять старая истина, когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему". От этой надписи сохранилась лишь часть, обращенная к Третьяковскому и Театральному проездам. После революции на одной из сторон фасада, смотрящей в сторону площади Революции, было добавлено "Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнета капитала. В.Ленин".

35. Панно на левом фасаде называется "Жажда".

Над созданием гостиничного комплекса работала целая плеяда известных и талантливых архитекторов и художников. Помимо Вильяма Валькота, Льва Кекушева и Николая Шевякова, в разработке интерьеров участвовали архитекторы П. П. Висневский, С. С. Шуцман, В. В. Воейков, С. П. Галензовский, В. И. Рубанов, М. М. Перетяткович, И. А. Герман, П. Вульский, А. Эрихсон, В. Веснин, И. Жолтовский.


"Метрополь" на открытке начала XX века

Это панно, созданное Врубелем в 1896 году, поражает не только своими размерами и невероятной красотой, но и необычной судьбой. Все началось с заказа Саввы Мамонтова - известного русского мецената. Он курировал работы по оформлению Всероссийской промышленной выставки, которая проводилась в Нижнем Новгороде. Мамонтов обратился к Врубелю, который был тогда практически неизвестен широкой публике, с просьбой написать панно для художественного павильона. После некоторых размышлений Врубель пишет картину «Принцесса Греза».

Сюжет картины Врубель позаимствовал из пьесы авторства Ростана, повествующей о несчастной любви трубадура из Прованса, к Мелисинде - принцессе из Триполи. Очарованный рассказами о принцессе, представлявшей ее как идеал красоты и великодушия, юноша влюбляется и отправляется в путь, чтобы поведать принцессе о своих чувствах. В долгом морском путешествии молодого человека внезапно поражает смертельный недуг. Жизнь в нем поддерживает только надежда хотя бы раз увидеть прекрасный лик Мелисинды, являющейся ему в грезах. Борясь с болезнью, он все же добирается до дворца и умирает во время встречи со своей возлюбленной.

На картине Врубеля «Принцесса Греза» мы видим корабль, идущий под парусами по морским волнам. На переднем плане изображен влюбленный трубадур, лежащий на палубе. Силы оставляют его, но он шепчет песнь о принцессе Мелисинде, видя рядом с собой ее образ. Прекрасная девушка парит в воздухе, ее светлые волосы развеваются на ветру. Она склонилась над поэтом и внемлет ему, придавая сил.

Узнав, что Мамонтов сделал заказ «какому-то Врубелю», Академия художеств отправляет в Нижний Новгород комиссию. Несмотря на то, что картина «Принцесса Греза» не входила в число экспонатов, члены комиссии запретили показывать ее на выставке, мотивируя это «нехудожественностью» полотна. Будучи вне себя от возмущения, Мамонтов отдает распоряжение соорудить для врубелевских панно отдельный павильон, на котором огромными буквами было написано - «Панно Врубеля». Это вызвало у публики неподдельный интерес: от посетителей не было отбоя.

Впоследствии Мамонтов, взявшийся в 1899 году за строительство гостиницы «Метрополь», решил поместить на ее фронтоне керамическую мозаику, полностью повторявшую панно с принцессой Грезой. Сегодня каждый желающий может увидеть его, посетив Театральный проезд. Сама картина Врубеля «Принцесса Греза» после выставки бесследно исчезла.

Спустя десятилетия, в 1956 году, ее случайно нашли, разбирая за Большим театром пристройку. Огромный холст (14 х 7,5 м), скомканный, грязный, был завален старыми декорациями. Когда его с трудом вынесли наружу, то обнаружили надпись: «М.Врубель». По совету прибывших из Третьяковской галереи реставраторов полотно поместили на большой шест и вынесли на улицу перед Большим театром - к тому времени там уже было перекрыто движение транспорта. После того, как холст аккуратно расстелили, изумленным взглядам предстало отражение майоликовой мозаики с фасада «Метрополя», расположенного напротив театра.
Сегодня отреставрированное панно занимает почетное место в Третьяковской галерее в зале Врубеля.

Этот дом видели думаю практически все москвичи и подавляющее большинство тех, кто хоть раз осматривал центр Москвы Но... внимание привлекает здание Большого театра, памятник Марксу, а Метрополь мы пробегаем, торопясь к Лубянке или Охотному ряду. Да и не смотрятся его панно, увы: проезжая часть улиц и автостоянки занимают почти все точки, откуда они хорошо видны. Вот и не видим...
А между тем, Метрополь - один из главных московских памятников эпохи модерна, и к его созданию причастно столько известных имен, что только диву даешься.
Савва Мамонтов выкупил землю и стоявшую здесь гостиницу под грандиозный замысел: современный гостиничный комплекс с ресторанами, театром, художественными галереями, помещением для проведения спортивных состязаний. Театральная сцена предназначалась для спектаклей Частной оперы С. И. Мамонтова. Театральный зал планировался на 3000 зрителей. Проект был грандиозный. Газета "Курьер" писала 12 июня 1898 года про строительство Метрополя:

"Как мы слышали, к участию в постройке привлекаются художники К.А.Коровин, М.А.Врубель, В.Н Поленов, а также инженер С.П.Чоколов и архитектор Л.Н.Кекушев. по предполагаемому плану, театр поместится внутри нового здания. Главный вестибюль театра будет отделан роскошно: это будет круглый зал (в диаметре 11 саженей), который прорежет все здание доверху на расстоянии 5 этажей и закончится красивой стеклянной крышей. Множество зал, фойе, кабинетов примкнет к вестибюлю и к коридорам театра. Отделанные с роскошью залы предназначены под танцевальные вечера, выставки, маскарады и пр. Самый театр предположено устроить размером, превосходящим немного театр "Венской оперы".

Автором начального проекта был В.Валькот; его проект давал возможность художественных дополнений, которой Мамонтов собирался воспользоваться в полной мере. Он хотел использовать фасады здания в центре Москвы для увековечивания произведений нового направления в искусстве и прежде всего - своих товарищей по Абрамцеву. Так, он решил воссоздать в керамике панно Врубеля "Принцесса Греза", которое вызвало скандал на Нижегородской художественно-промышленной выставке тремя годами раньше, и тем самым навсегда выставить её на всеобщее обозрение.
И ведь выставлено... И не замечаем...

Кроме Врубелевского, в оформлении большое количество других панно, работы Головина и других, менее известных художников; все они выполнялись в Абрамцевской керамической мастерской.

Всем этим грандиозным планам было суждено сбыться лишь частично. Ибо в 1899 году, в самом начале строительства, Мамонтов был арестован и отправлен в одлиночное заключение по обвинению в растратах, связанных со строительством железных дорог (сейчас проводят параллели с делом Ходорковского). На суде Мамонтов был оправдан, однако все его имущество пошло с молотка (Абрамцево уцелело, потому что было записано на жену), картины Врубеля и Коровина шли по 25 рублей, а многое просто пропало...
Мамонтов после этого прожил еще почти 20 лет (умер в 1918 году), но к активной деятельности так и не вернулся. В один из немногих его выходов "в свет", в 1910 году, на юбилей созданной им частной оперы, он вышел на сцену (с закрытым занавесом, невидный для публики), заслушал благодарственный адрес от артистов и сказал в ответ немного: «Я всегда делал, что мог, искренне, от души, с любовью; когда же перестал мочь...». Далее его голос пресекся. Савва Иванович развел руками и быстро направился к выходу.
Однако строительство гостиницы было продолжено, к проекту был привлечен Лев Кекушев, также участвовали Веснин, Жолтовский и Шехтель. Вместо театра в центре здания был устроен огромный роскошный ресторан, скульптурные фризы выполнял скульптор Андреев (тот, что потом прославился Ленинианой).

Во внутреннем оформлении участвовали Васнецов и Коровин, и во всем отеле, открытом в 1905 году, из 400 номеров не было двух одинаковых.
Здание опоясывала майоликовая надпись Ф. Ницше: «Опять старая истина, когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему». В советские времена была дописана ещё одна надпись: "Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнета капитала. В. Ленин". Первоначальная надпись видна сегодня только частично, а вот вторая полностью дошла до наших дней.

Вот на этом я заканчиваю историю Абрамцева и Саввы Мамонтова. И закончу ее словами Виктора Васнецова, сказанными на сороковой день после его смерти:
«Нужны личности, не только творящие в самом искусстве, но и творящие ту атмосферу и среду, в которой может жить, процветать, развиваться и совершенствоваться Искусство. Таков был и наш почивший друг Савва Иванович Мамонтов. Мы все, любящие радость красоты, пока живы, никогда его не забудем. И те, кто после нас будут жить, пусть никогда не забывают Саввы Мамонтова».

Майолика и другой декор гостиницы «Метрополь» (Москва, Театральный проезд, 1/4)

Часть 1.
Главное украшение гостиницы «Метрополя» – это несомненно панно «Принцесса Грёза» Врубеля М.А.
Оно создано на сюжет пьесы Э. Ростана «La Princesse lointaine» (в русском переводе получившей название «Принцесса Грёза»). На нем изображен умирающий юноша-рыцарь и склонившаяся над ним принцесса.
Другие произведения майолики - «Поклонение божеству», «Поклонение природе», «Орфей играет», «Жизнь», «Полдень», «Жажда», «Клеопатра» создавались по проектам А.Я. Головина.
Художник С. В. Чехонин выполнил перевод эскизов М.А. Врубеля и А.Я. Головина в керамику. С. В. Чехонин также придумал керамический декор балконов гостиницы, фриз со словами Ф. Ницше и несколько небольших майоликовых панно для фасадов.
Исполнена майолика в художественной мастерской С.И.Мамонтова.
Четвертый ярус гостиницы выделен цветной майоликой и многофигурным барельефом «Времена года». Расположенный вдоль всего здания барельеф создан скульптором Н. А. Андреевым.
Здание окружено балконами, решетки которых выполнены по проекту М. Перетятковича.
В арочках поместили майоликовые вазы, выполненные на Абрамцевской фабрике.

2.

панно «Принцесса Грёза» Врубеля М.А.

4.