Мертвые души иллюстрации. Иллюстрации боклевского к поэме гоголя "мертвые души". От А.Агина до М.Шагала

Яковлева Ю.Г.2 Еще Белинский обратил внимание на особую черту гоголевского таланта, заметив, что "Гоголь не пишет, а как бы рисует кистью". Творческая манера Гоголя - обращение к "словесной живописи", зрительной наглядности изображения, к передаче полноты ощущения жизни - сделала произведения писателя излюбленным объектом для иллюстрирования.


Яковлева Ю.Г.3 А.А. Агин, П.М. Боклевский, Е.А. Кибрик, В.А. Серов, И.Е. Репин, Н. Альтман, Кукрыниксы - вот неполный перечень русских живописцев, вдохновленных сюжетами Гоголя. Но особый интерес у художников разных поколений и направлений вызывала поэма "Мертвые души".


Яковлева Ю.Г.4 Первое графическое воплощение образов поэмы "Мертвые души" было плодом совместного труда рисовальщика Александра Алексеевича Агина () и ксилографа Евстафия Ефимовича Бернардского (). Оба художника были уже значительными мастерами, преуспевшими каждый в своей профессии.






Яковлева Ю.Г.7 П.М.Боклевский. Автопортрет г.


Яковлева Ю.Г.8 Иллюстрации к «Ревизору» В 1858 году был издан его альбом «Галерея гоголевских типов», в котором было собрано 14 воспроизведенных посредством литографии рисунков к «Ревизору». Альбом этот имел успех и впоследствии неоднократно переиздавался.




Яковлева Ю.Г.10 «Мертвые души» Над иллюстрациями к «Мертвым душам» Боклевский начал работать в 1860­х годах. Сохранилось множество карандашных эскизов, рисунков и цветных акварелей. Среди их героев и основные персонажи «Мертвых душ», и второстепенные лица. Далеко не все из этих работ изданы. Первая публикация появилась лишь в 1875 году, когда 23 выполненных акварелью портрета гоголевских героев были опубликованы в московском журнале «Пчела».


Яковлева Ю.Г.11 Первое издание Первое самостоятельное издание «Альбом гоголевских типов» увидело свет в Санкт­-Петербурге в 1881 году. Осуществил его некий Н.Д.Тяпкин. Здесь было воспроизведено 26 рисунков, которые ранее публиковались на страницах журналов.






























Цель: проследить жизнь поэмы Гоголя в иллюстрациях разных времен План: 1.Иллюстрации художников – современников Гоголя (XIX век) 2. Иллюстрации художников XX века Иллюстрации художников XX века 3.Иллюстрации художников XXI векаИллюстрации художников XXI века 4.ВыводыВыводы 5.Словарь терминов


XIX век Иллюстрации к «Мертвым душам», от которых в 1846 году отказался Гоголь, были впервые сделаны Александром Алексеевичем Агиным и гравировались для печати на дереве Евстафием Бернардским. Александр Алексеевич Агин () русский художник. Главная работа 104 иллюстрации к «Мёртвым душам» Н. В. Гоголя, гравированные на дереве его постоянным сотрудником Е. Е. Бернардским. Бернардский Евстафий Ефимович () русский гравёр, рисовальщик. Наибольшую известность получила серия ксилографий к поэме «Мёртвые души» Н. В. Гоголя, гравированная в с рисунков А. А. Агина.ксилографий


XIX век Иллюстрации Агина не статичны. Сквозь них протекает динамика сюжета. Иные важные эпизоды разыграны в целых цепочках рисунков. В них Чичиков торгуется с Собакевичем, беседует с Плюшкиным, спорит с Ноздревым. За поведением агинского Чичикова следишь как за актером в роли.




XIX век Внимательный и умный читатель, Агин нашел для основных персонажей книги отчетливые зримые образы, которые воплотил не только в лицах, но и в особом складе каждой фигуры, в индивидуальной пластике движений и жестов. Строит образ не столько благообразно-округлое лицо Чичикова, сколько его скользящие движения, плавные полупоклоны, являющие совершенную светскость, однако с той ноткой развязности, которая и позволяет ощутить его настоящий характер.


Петр Михайлович Боклевский () Развивая традиции сатирической графики 1840-х гг., Боклевский выработал жанр психологически заострённого социального портрета литературного героя. графики XIX век






Еще один значительный опыт иллюстрирования «Мертвых душ» предпринял в начале 1890-х годов Петр Соколов. Соколов Петр Петрович () - русский живописец и график.график. XIX век




XIX век Соколов непосредственно вводит в свои иллюстрации изображение народа и делает это иной раз даже в тех случаях, когда иллюстрируемый эпизод сам по себе не включает изображения народной жизни В сцене «Чичиков перед шкатулкой», где Соколов с большой убедительностью трактует образ главного героя, художник считает нужным показать на заднем плане и возникающие перед мысленным взором Чичикова образы «беглых» душ.




Плюшкин Живописец- передвижник В. Е. Маковский писал акварели на темы «Мёртвых душ» в годах, не предназначая свои работы на роль иллюстраций. XX век




Кукрыниксы (псевдоним по первым слогам фамилий), творческий коллектив советских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич, Крылов Порфирий Никитич, Соколов Николай Александрович Михаи́л Васи́льевич Куприя́нов () Никола́й Алекса́ндрович Соколо́в () Порфи́рий Ники́тич Крыло́в () XX век


И в книжной графике художники начинают с образов иронических и гротескных Из 37 рисунков 10 штриховые, остальные - полутоновые, исполненные черной акварелью. Они выполнены в традиционной для кукрыниксов манере - в жанре карикатуры. Карикатуристом, как помнит читатель, был и Петр Михайлович Боклевский. Но в его психологических портретах героев «Мертвых душ» нет почти ничего от карикатуры. черной акварелью. карикатуры XX век




Собакевич. XX век Однако при первом взгляде на рисунки становится ясным, что в этом своем стремлении художники переступили границы, доступные иллюстратору, и не учли особенностей гоголевского стиля, что обусловило определенную односторонность иллюстраций». В образах, созданных Кукрыниксами, Демосфенова видит «элементы излишней карикатурности, что сильно мешает восприятию»


Шагал Марк Захарович, график, живописец, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства; выходец из России. Один из лидеров мирового авангарда 20 векаавангарда Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923– 1930 годах островыразительные иллюстрации к "Мертвым душам» XX век




XX век Шагал не очень заботился и о зримом облике героев, о цельности их портретных характеристик. Даже Чичиков, переходя из одного листа в другой, будто меняет свои гротескные маски. Ноздрев и Чичиков. На одном из его рисунков мы видим огромного, нависшего над маленьким Чичиковым Ноздрева.


XX век Шагал был слишком субъективным, глубоко погрузившимся в свой собственный, фантастически преображенный мир художником, чтобы покорно следовать даже за таким мощным автором, как Гоголь. Точнее будет сказать, что это шагаловская Россия, поставленная в параллель гоголевскому миру «Мертвых душ». Чичиков и Манилов


С.А. Алимов написал 16 картин к произведению Н.В. Гоголя «Мертвые души». Тема гоголевских произведений – одна из основных в творчестве художника. Работая над гоголевским циклом, Алимов проникся идеей нового прочтения классики. Он обратился к литературоведческим трудам, письмам Н.В. Гоголя для полного погружения в личность писателя. XX век Али́мов Серге́й Алекса́ндрович (25 апреля 1938) российский художник мультипликационного кино, график.












Сам Сергей Чайкун так говорил о произведении Н.В. Гоголя «Мертвые души» и своем увлечении к нему: «Для меня Николай Васильевич Гоголь - абсолютный гений. Я "заболел" Гоголем еще в школе... Позже в студенческие годы, планомерно и жадно поглащая всего Гоголя, каждое его произведение, читанное и перечитанное, меня ошеломляло, как и при первом знакомстве». XXI век








XXI век На этой картине мы видим Чичикова, сидящего в бричке, но видим не прямо, а через колесо этой самой брички. Колесо символизирует замкнутость, невозможность что-либо изменить, бесконечность и повторяемость событий. Все это напрямую связано с Чичиковым, его судьбой, жизненным путем.




"Птица-тройка Русь" (2009) XXI век


Выводы: Поэма Гоголя «Мертвые души» во все времена привлекала художников. И работы выполняли художники разных течений: реализма, авангарда, сюрреализма. Иллюстрации выполнены в разных техниках: ксилография, акварель, черная акварель, компьютерная графика. Иллюстрации написаны в разных жанрах: портрет, бытовые картины, карикатура. А прием, который использовали многие художники, - гротеск. Изображали художники как отдельных персонажей, так и многофигурные композиции, не забывая о пейзажах и интерьерах. Привлекал художников и образ дороги и птицы-тройки.


Словарь Ксилография гравюра на дереве, древнейшая техника гравюры Графика вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. Литография способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. Торцовая гравюра -способ гравюры на поперечном срезе ствола твёрдых пород дерева


Акварель - живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварель совмещает особенности живописи и графики. Черная акварель - живописная техника, использующая специальную акварельную краску черного цвета. Карикатура - жанр изобразительного искусства, в сатирической или юмористической форме изображающий какие-либо социальные, общественно- политические, бытовые явления, реальные лица или характерные типы людей.


Авангард - (фр. Avant-garde «передовой отряд») обобщающее название течений в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков, выраженное в полемически- боевой форме. Авангард характеризуется экспериментальным подходом к художественному творчеству, выходящим за рамки классической эстетики, с использованием оригинальных, новаторских средств выражения, подчёркнутым символизмом художественных образов. Словарь


Сюрреализм - направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. Основное понятие сюрреализма, сюрреальность совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов..


Компью́терная гра́фика область деятельности, в которой компьютеры используются как инструмент для создания изображений, так и для обработки визуальной информации, полученной из реального мира. Также компьютерной графикой называют результат такой деятельности.


Е.Л.Немировский. Иллюстрированные издания «Мертвых душ» Н.В.Гоголя (Н.В. Гоголь в изобразительном искусстве (Иллюстрации к поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"


(Агин 1) (Агин. У Коробочки) (Агин. Плюшкин) (Боклевский. Ноздрев) (Болевский. Собакевич) (Боклевский. Коробочка) (Боклевский. Манилов)


Ache/img_1600x1600/02_14.jpg (рамка) ache/img_1600x1600/02_14.jpg (Чайкун) (сайт художника Чайкуна) istorija/006-Illjustratsii.html (Чичиков перед шкатулкой. Соколов) istorija/006-Illjustratsii.html File/foto/9.jpg (Шагал) File/foto/9.jpg b.jpg Пластинина Птица - тройка b.jpg


Узнай героя «...герой наш уже был средних лет и осмотрительно-охлаждённого характера»; «...умел хорошо держать себя. Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует. Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек»....чиновники... рассматривая это дело каждый про себя, нашли, что … если он поворотится и станет боком, очень сдаёт на портрет Наполеона.









Узнай героя «На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару...»; «В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года»;


Узнай героя «Он думал о благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом через эту реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом»; «В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года»;


Чья усадьба? «...были разбросаны по-английски две- три клумбы с кустами сиреней и жёлтых акаций, пять-шесть берёз небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины. Под двумя из них видна была беседка с плоским зелёным куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединённого размышления»;


Чей дом? «...больше всего было табаку. Он был в разных вещах: в картузах и в табачнице, и, наконец, насыпан был просто кучею на столе. На обоих окнах тоже помещены были горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками»; «В доме его вечно чего-нибудь недоставало… В иной комнате и вовсе не было мебели…»














Узнай героя «…такой человек как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь; сколько ни представляй ему доводов, ясных как день, всё отскакивает от него, как резинный мяч отскакивает от стены»; «В один мешочек» отбирает «всё целковики, а в другой полтиннички, в третий четвертачки…»


Чья усадьба? «...изветшавший тёс на крышах везде был заменён новым, ворота нигде не покосились, а в обращённых к нему крестьянских крытых сараях заметил он где стоявшую запасную почти новую телегу, а где и две». «Индейкам и курам не было числа; промеж них расхаживал петух мерным шагом… свинья с семейством очутилась тут же…»


Чей дом? «Слова были прерваны странным шипением, так что гость было испугался; шум походил на то, как бы вся комната наполнилась змеями; но, взглянувши вверх, он успокоился, ибо смекнул, что стенным часам пришла охота бить»; «…на картинках не всё были птицы: между ними висел портрет Кутузова и писанный масляными красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире…»



Он был на год старше А.А.Агина — родился 12 июня 1816 года в Рязани в семье кадрового военного, дослужившегося до чина прапорщика.

По образованию П.М.Боклевский был юристом, выпускником Московского университета. Однако впоследствии он занимался в Академии художеств у К.П.Брюллова. В конце 40­х годов XIX века помогал скульптору Петру Карловичу Клодту (1805­1867), работавшему тогда над знаменитыми конными группами для Аничкова моста: Боклевский зарисовывал вздыбленных коней. К этому времени относится эпизод, достоверность которого документально подтвердить невозможно.

Рассказывали, что в Конногвардейский манеж, где работал П.К.Клодт, как­то приехал император Николай I. Здесь­то и привлек его внимание юноша с густой гривой откинутых назад иссиня­черных волос.

— Кто это? — спросил царь. — Иностранец?

— Никак нет, — ответили ему. — Русский подданный, художник Боклевский.

— И, конечно, либерал! — заметил Николай .

Облик художника тех лет превосходно передан в автопортрете, написанном в 1848 году.

Самостоятельную жизнь в искусстве Боклевский начинал с портретной живописи и карикатур. Затем занялся иллюстрацией, но не книжной, а станковой.

В 1858 году был издан его альбом «Галерея гоголевских типов», в котором было собрано 14 воспроизведенных посредством литографии рисунков к «Ревизору». Альбом этот имел успех и впоследствии неоднократно переиздавался. В 1859­1860 годах вышел в свет альбом литографий П.М.Боклевского к комедиям Александра Николаевича Островского (1823­1886). Издавался он отдельными выпусками — по пять литографий в каждом. Так были иллюстрированы «Свои люди — сочтемся», «Бедная невеста». «Бедность не порок», «Не в свои сани не садись», «Не так живи, как хочется», «Сцены из купеческой жизни».

Далее Боклевский вернулся к «Ревизору», выпустив в 1863 году альбом «Бюрократический катехизис» с пятью сценами из бессмертной комедии. На очереди были «Мертвые души». Отныне гоголевская тема стала главной в творчестве Петра Михайловича.

По мнению первого биографа П.М.Боклевского Константина Станиславовича Кузьминского (1875­1940), определяющее воздействие на решение художника взяться за иллюстрирование «Мертвых душ» оказала статья В.Н.Майкова, о которой шла речь выше. «На эту мысль, — пишет Кузьминский, — наводит нас следующее обстоятельство. Именно те два портрета из альбома Бернардского, которые понравились В.Майкову, очень сходны с портретами Боклевского. Собакевич и Плюшкин обоих художников носят такие несомненные черты сходства, что нельзя сомневаться в влиянии Агина на Боклевского» .

Над иллюстрациями к «Мертвым душам» Боклевский начал работать в 1860­х годах. Сохранилось множество карандашных эскизов, рисунков и цветных акварелей. Среди их героев — и основные персонажи «Мертвых душ», и второстепенные лица. Далеко не все из этих работ изданы.

Первая публикация появилась лишь в 1875 году, когда 23 выполненных акварелью портрета гоголевских героев были опубликованы в московском журнале «Пчела». Их воспроизводили в технике ксилографии, и в результате рисунки много потеряли. Доски, с которых печатались рисунки, впоследствии без разрешения художника использовались в нескольких изданиях «Мертвых душ». Боклевский даже подавал в суд на издателей этих книг, но безрезультатно.

Публикация была продолжена на страницах журнала «Живописное обозрение», где в 1879­м, 1880­м и 1887 годах появились еще семь рисунков.

Первое самостоятельное издание — «Альбом гоголевских типов» — увидело свет в Санкт­Петербурге в 1881 году. Осуществил его некий Н.Д.Тяпкин. Здесь было воспроизведено 26 рисунков, которые ранее публиковались на страницах журналов. Печатались они с тех же ксилографических досок. Предисловие к альбому написал литератор Владимир Яковлевич Стоюнин (1826­1888). «Его Плюшкин, Коробочка, Фетинья, Петрушка, Ноздрев, Мижуев, Собакевич, Бетришев, Манилов, учитель Чичикова, повытчик, Петух, Кувшинное Рыло, приказчик­баба и другие, — писал Стоюнин об образах Боклевского, — типичны не только в общем смысле, но и как русские физиономии времен “Мертвых душ”. Кажется, все эти люди знакомые, с которыми когда­то встречался. В них хочется вглядываться, чтобы угадать, что творилось в их душах, когда на их лицах вырезывались те или другие черты, — они необходимое дополнение к рассказам Гоголя».

Издание 1891 года неоднократно перепечатывалось без каких­либо изменений. В 1884­м и 1885 годах это делал петербургский типограф С.Добродеев, в 1889­м, 1890­м, 1895 годах — петербургский же типограф Э.Гоппе. Во всех этих изданиях акварели П.М.Боклевского были репродуцированы в технике ксилографии.

В издании, которое в 1895 году осуществил московский издатель Владимир Гаврилович Готье, техника воспроизведения была другая — фототипия. Этот новый по тем временам и дорогостоящий репродукционный процесс позволил воспроизвести акварели Боклевского значительно ближе к оригиналу, чем позволяла сделать ксилография. Предисловие к альбому написал писатель Леонид Андреевич Бельский.

Альбом 1891 года с рисунками Боклевского был факсимильно репродуцирован и в Германии. Это сделало в 1952 году берлинское издательство «Рюттен унд Лонинг».

В качестве иллюстраций рисунки П.М.Боклевского в дореволюционные годы использовались нечасто. Наиболее полно они были представлены в 5­м томе «Полного собрания сочинений» Н.В.Гоголя, предпринятого в 1912 году московским издательством «Печатник».

В послереволюционные годы рисунки Боклевского воспроизводились реже, чем работы А.А.Агина и Е.Е.Бернардского. Мы встретим их, например, в издании «Мертвых душ», предпринятом Гослитиздатом в 1952 году, или же в 5­м томе «Собрания сочинений» Н.В.Гоголя, которое то же издательство выпустило год спустя. Здесь акварели воспроизведены в технике автотипии. Семь иллюстраций в «Собрании сочинений» напечатаны на мелованной бумаге на отдельных листах. Это овальные погрудные изображения Чичикова, Манилова, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, капитана Копейкина, Тентетникова.

Собственно говоря, это даже не иллюстрации, а как бы портреты героев с основательным психологическим подтекстом. Жанровые сцены, в противоположность А.А.Агину, П.М.Боклевского интересовали меньше. Работая над персонажами, художник вспоминал свою юность, проведенную в Рязанской губернии. «Я помню их, — писал он впоследствии о своих гоголевских героях, — я помню их совершенно таких, я их встречал в то время в массе кругом. Это не карикатуры, нет, это живые люди».

Утверждению этому противоречит мнение Н.С.Лескова, высказанное в той небольшой заметке, о которой мы уже рассказывали. «Рисунки Боклевского славятся своей веселостью, — писал Лесков, — и в этом смысле они очень хороши, но они впадают в шарж и даже в карикатурность, а потому их нечего и сравнивать с рисунками Агина, который рисовал очень правильно и старался дать типы гоголевских лиц, которые были ему знакомы, как современнику» .

Портретное сходство с агинскими персонажами очевидно. Но есть и различия. Чичиков у Боклевского более благообразен, современники говорили о наполеоновских чертах, свойственных этому образу. К образу главного героя «Мертвых душ» художник возвращался неоднократно. Известен карандашный эскиз, впоследствии лишь с небольшими изменениями повторенный в овальном портрете. Чичиков здесь изображен с чуть склоненной головой. У него толстые щеки, второй подбородок, слегка крючковатый нос, небольшие залысины. На лице заученная, словно приклеенная улыбка. Сохранился и карандашный рисунок, изображающий Чичикова во весь рост, угодливо склонившегося перед невидимым собеседником, с правой рукой, прижатой к груди, и с левой, держащей снятый картуз.

Добродушный Манилов, на лице у которого сияет блаженная улыбка, развалился в кресле. Жилет у него расстегнут, галстук на шее полуспущен. Но у Агина Манилов безус, а у Боклевского — с небольшими усиками. Есть и цветная акварель, на которой Боклевский изобразил Манилова во весь рост. Обычной для изображений этого героя «Мертвых душ» небрежности в костюме на акварели нет и в помине. Одет он, можно сказать, щегольски.

Собакевич на овальном портрете П.М.Боклевского почти целиком следует гоголевским описаниям. Набыченное, угрюмое лицо, туловище, почти лишенное шеи...

У лихого Ноздрева, который у Агина безусый, лихо закрученные усы. Он, как у Гоголя, «говорун, кутила, лихач». На голове — сдвинутый на макушку картуз.

После «Мертвых душ» П.М.Боклевский иллюстрировал А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, П.И.Мельникова­Печерского. Как правило, делал он это в излюбленном им жанре психологического портрета. В большинстве своем работы эти при жизни художника изданы не были.

В последние годы жизни П.М.Боклевский жил в Москве. Облик его разительно изменился. На автопортретах мы видим благообразного старика с окладистой седой бородой. Таким его запомнил и писатель Владимир Галактионович Короленко (1853­1921), который в письме к К.С.Кузьминскому вспоминал: «Лично я сохранил воспоминания о красивом старике с молочно­белыми волосами и печатью какого­то особенного артистического изящества. Я видел оригиналы его иллюстраций к ”Мертвым душам”. Это были рисунки карандашом и соусом, в старинной манере, с необыкновенно тонкой отделкой. При тогдашнем средстве воспроизведения рисунков эта тонкость передачи совершенно исчезала, и... когда автор увидел свои рисунки изданными в альбоме — для него это было истинное горе...». Короленко подчеркнул, что «лучших иллюстраций к Гоголю после рисунков Боклевского (в оригинале) я не встречал, а Павла Ивановича Чичикова я уже и не представляю, как в образе, данном Боклевским».

Павел Михайлович Боклевский умер 10 января 1897 года в Москве. Прах его перевезли на родину — в Рязанскую губернию и похоронили в Свято­Духовом монастыре.

Акварели П.П.Соколова и В.Е.Маковского

Иллюстрировал «Мертвые души» и Петр Петрович Соколов (1821­1899) . Он был сыном живописца Петра Федоровича Соколова (1791­1848), прославившегося своими акварельными портретами. Художниками стали и младшие братья Петра Петровича — Павел (1826­1905) и Александр (1829­1913).

П.П.Соколов учился в Академии художеств, но не окончил ее. В молодости много путешествовал по России; впечатления, полученные тогда, несомненно, оказали воздействие на его будущие работы и прежде всего на иллюстрации к «Мертвым душам». Вернувшись в Петербург, он проявил интерес к работам над сюжетами произведений русской художественной литературы. Ему были близки произведения Н.А.Некрасова, давшие темы для таких работ Соколова, как «Родины в поле» и «Похороны». Акварельные рисунки на некрасовские темы были опубликованы в хромолитографском воспроизведении весьма низкого качества, а рисунки к рассказам И.С.Тургенева так и остались неопубликованными.

В годы войны за освобождение Болгарии рисунки П.П.Соколова часто публиковались в журналах и сделали имя художника известным.

К иллюстрированию «Мертвых душ» Петр Петрович Соколов обращался дважды. Вначале был выполнен цикл цветных акварелей, которые в настоящее время находятся в Государственном Русском музее. Через много лет, уже в 1890­х годах, художник возвратился к этой теме, решив ее на этот раз средствами черно­белой акварели. Работы эти разнообразны и разноплановы. Это и жанровые зарисовки, и пейзажи, и бытовые сцены. Их созданию предшествовала большая подготовительная работа; сохранилось немало предварительных набросков, в большинстве своем неопубликованных.

Соколов порой обращал внимание на те эпизоды гоголевской поэмы, которые для читателя проходят почти незамеченными. Такова, например, черная акварель «Чичиков в постели», где главный герой «Мертвых душ», ночующий в доме Коробочки, приподняв голову, задувает свечу.

Его акварельные рисунки к «Мертвым душам» были опубликованы первоначально в виде почтовых открыток в начале 1890­х годов. Тогда же, в 1891 году, цветные акварели были изданы и в виде альбома, содержащего 12 листов . Отметим, что в него не вошли многочисленные предварительные наброски, подчас имеющие самостоятельное значение. Да и многие вполне законченные работы здесь не представлены.

В печати появились вполне благожелательные отзывы. Н.С.Лесков в уже цитировавшейся нами заметке 1892 года писал: «Новейшие рисунки П.Соколова — превосходны и похвалены в газетах по достоинству (в них особенно достойна внимания обстановочная сторона, которая бедна у Агина); но у г.Соколова в его альбоме всего 12 картин, и, сообразно этому, значит, изображено только 12 сцен» . По мнению искусствоведа и книговеда, члена­корреспондента Академии наук СССР Алексея Алексеевича Сидорова (1891­1978), «по живописной силе черной акварели рисунки П.П.Соколова не имели себе равных» .

Акварели П.П.Соколова, если говорить строго, иллюстрациями назвать нельзя. Изначально они не были предназначены для книги. Это были работы «на тему», достаточно широко распространенные в то время. В какой­то мере они были близки к исторической живописи, хотя и трактовали события сравнительно недавнего времени. Как и в исторической живописи, здесь важны были детали интерьера, костюмы героев.

«Портрет» в соколовском цикле только один — изображенный во весь рост капитан Копейкин (если не считать предварительных набросков, где «портреты» преобладают). Остальные же композиции большей частью многофигурны. Если А.А.Агин и П.М.Боклевский изображали Собакевича наедине с судаком, с которым он так ловко расправился, то П.П.Соколов показывает нам завтрак у полицеймейстера комплексно, со множеством персонажей, а Собакевича мы видим где­то на заднем плане.

Сцена на балу как бы делится на две части: слева мужчины играют в карты, справа же изображены многочисленные танцующие пары.

Интересует Соколова и пейзаж. Он рисует, например, усадьбу Манилова, расположенную на гребне заросшего кустарником холма. (Заметим в скобках, что некоторые искусствоведы видят в этом рисунке усадьбу Тентетникова.) Дом Плюшкина Соколов рисует вблизи. Он вводит нас и внутрь этого дома. Фигуры Чичикова и Плюшкина теряются на этом большом рисунке, где господствует обстановка комнаты, заполненной мебелью и самыми различными вещами.

Особенности и детали лиц героев, столь подробно выписанные у А.А.Агина и П.М.Боклевского, П.П.Соколова интересуют мало. В сцене на конюшне у Ноздрева этот персонаж изображен с небольшими бакенбардами. А на другом рисунке, где Чичиков и Ноздрев играют в шашки, бакенбарды героя превращаются в бороду.

В качестве книжных иллюстраций некоторые из черных акварелей П.П.Соколова впервые были использованы в 1911­1912 годах в «Иллюстрированном полном собрании сочинений» Н.В.Гоголя, предпринятом московским издательством «Печатник». В 1947 году 25 рисунков П.П.Соколова были воспроизведены на отдельных листах в издании, выпущенном Гослитиздатом в серии «Русская классическая литература». Это парадное издание можно назвать подарочным. Оформлял его культовый художник тех лет, в прошлом конструктивист, а затем убежденный сторонник и проводник традиций реализма Николай Васильевич Ильин (1894­1954). Рисунки Соколова были воспроизведены фототипией на особо плотной высококачественной бумаге. Кроме законченных иллюстраций, здесь были и предварительные наброски гоголевских типажей, которые собрали по 7­8 рисунков на листе.

К поэме Н.В.Гоголя проявил интерес и живописец­передвижник Владимир Егорович Маковский (1846­1920) . Он получил образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Все, что было сказано о П.П.Соколове, справедливо и по отношению к Маковскому. Этот художник охотно рисовал пером и писал кистью на темы произведений русской художественной литературы, не предназначая свои работы на роль иллюстраций, хотя в дальнейшем они и использовались в книгах. Как и Соколов, он охотно уделял внимание «побочным» темам: в акварелях к «Мертвым душам» художник проявляет внимание к второстепенным персонажам — к будочнику, к крестьянам.

Акварели В.Е.Маковского на темы «Мертвых душ» были исполнены в 1901­1902 годах. В книгах они были опубликованы лишь трижды: в 1902 году в издании «Народной пользы», а также в 1948­м и 1952 годах на страницах изданий Гослитиздата.

По словам А.А.Сидорова, «как иллюстратор “Мертвых душ” передвижник Владимир Маковский неоспоримо уступает Петру Соколову» .

Издание 1948 года выполнено в небольшом формате. Акварели В.Е.Маковского при этом были сильно уменьшены, что, конечно, не пошло им на пользу. Всего было репродуцировано 25 рисунков. В большинстве своем это репродукции черно­белые, и лишь несколько из них исполнены в цвете. Качество печати оставляет желать лучшего.

«Портретов» среди рисунков Маковского нет, если не считать изображения Манилова, встречающего Павла Ивановича Чичикова на пороге своего дома. Для Маковского исключительно важен интерьер, насыщенный предметами обстановки и различными вещами, изображенными с максимальной документальностью. Он охотно обращается к пейзажу. Так, на первом рисунке, изображающем приезд Чичикова в губернский город NN, мы видим невысокие покосившиеся домишки, грязную улицу и свинью со множеством поросят, которые копошатся в луже… А вот самого героя здесь нет — он еще не вышел из только что подъехавшей брички. Мы встретим его лишь на втором рисунке, где он выходит из экипажа. Вообще, художник больше любит многофигурные композиции, обильно населенные персонажами, такие, например, как Чичиков на балу.

К изданию 1952 года было приложено всего четыре листа иллюстраций В.Е.Маковского.

Заметим в заключение, что в Государственном Русском музее есть акварель на темы «Мертвых душ», выполненная его старшим братом Константином Егоровичем Маковским (1839­1915). Изображает она приезд Чичикова к Плюшкину. В этом рисунке художника значительно больше, чем характеры героев, интересуют детали интерьера комнаты, в убранстве которой ничего не говорит о скупости хозяина.

Издание А.Ф.Маркса

В начале ХХ столетия иллюстрированное издание «Мертвых душ» решил предпринять петербургский издатель Адольф Федорович Маркс (1838­1904), выпускавший иллюстрированный журнал «Нива» и весьма популярные, расходившиеся по всей России, приложения к нему — собрания сочинений классиков художественной литературы. «Надо сказать, что мысль о таком издании “Мертвых душ” Гоголя, — писал он впоследствии, — была издавна нашей излюбленной мечтой; она не оставляла нас с первого момента приобретения нами прав собственности на полное собрание сочинений Гоголя; но многие серьезные заботы, связанные с этим приобретением, многие обязательства, которые оно на нас налагало, вынудили нас несколько замедлить выполнение давно задуманного плана» .

Проще всего было использовать в новом издании рисунки Агина, Боклевского и Соколова. Но Маркс сразу же отказался от этого. К тому же рисунки Агина, как мы уже говорили, ему не нравились, он не раз называл их «довольно неудачными». Вообще, по его мнению, «к произведениям нашего несравненного юмориста художники точно боялись прикоснуться».

Издание же свое Маркс решил выполнить «настолько совершенно, чтобы оно, по возможности, было достойно великого творения Гоголя». «Мы не останавливались при этом, — писал он, — ни перед какими препятствиями, не жалели ни трудов, ни усилий, ни издержек, ни времени — лишь бы добиться желаемых результатов».

Подготовкой издания в течение пяти лет занимался сам А.Ф.Маркс. Денег он действительно не жалел. «Когда Адольф Федорович брался за новое роскошное издание, — вспоминал современник, — он никогда не мог избавиться от искушения отойти от первоначальной сметы. Сначала он делал это нерешительно: увеличивал размеры рисунков и количество их, постепенно доводя до двойного и тройного числа; затем он увеличивал формат издания и, наконец, совершенно неожиданно накидывал на прежнюю смету лишних тысяч пятьдесят. Дойдя до такого решения, уже не отступал, а, развернув все паруса, шел против ветра. В разгар издания он работал над ним во что бы то ни стало — не спал, не ел, но каждую страницу штудировал хозяйским глазом» .

На первых порах Маркс разослал фотографов во все концы России, в самые захолустные ее уголки, где еще сохранились следы чичиковских времен. Как рассказывал еще один современник издателя, «каждая мелочь, каждая деталь каждый аксессуар чичиковской эпохи [были] тщательно проверены, зарисованы, сфотографированы» . Весь этот материал был передан художникам.

К.Е.Маковский. Чичиков у Плюшкина. Акварель

Поручать кому­либо одному работу над иллюстрациями издатель не хотел. По его словам, он боялся «однообразия». Но главное, один художник делал бы эту работу слишком долго. Поэтому был создан коллектив, руководить которым взялся писатель и историк искусства Петр Петрович Гнедич (1855­1925). Художники в состав группы вошли грамотные, но не слишком известные. Пейзажи делали Н.Н.Бажин и Н.Н.Хохряхов, бытовые сцены — В.А.Андреев, А.Ф.Афанасьев, В.И.Быстренин, М.М.Далькевич, Ф.С.Козачинский, И.К.Маньковский, Н.В.Пирогов, Е.П.Самокиш­Судковская. А орнаментику — узорные инициалы и виньетки — Н.С.Самокиш. Почти все эти мастера получили образование в Академии художеств и состояли членами Товарищества передвижных художественных выставок. Широкой публике они были мало известны, лишь немногие из них впоследствии прославились.

Самым молодым из этих художников был Владимир Антонович Андреев (1872­?), воспитанник Киевской рисовальной школы, позднее учившийся у Василия Васильевича Матэ (1856­1917) в Академии художеств. Он сотрудничал преимущественно в сатирических журналах.

Алексей Федорович Афанасьев (1850­1920) работал как живописец, но занимался и графикой. Он сотрудничал в сатирических журналах, где публиковал граничащие с карикатурой акварельные зарисовки из жизни старой Руси. Афанасьев охотно занимался и книжной иллюстрацией. Известны его рисунки к «Коньку­горбунку» Петра Павловича Ершова (1815­1869), опубликованные на страницах журнала «Шут».

Художник­пейзажист Николай Николаевич Бажин (1856­1917) рисовал как пером, так и кистью. Некоторое время он участвовал в движении народовольцев, был выслан из Петербурга, но затем вернулся в столицу.

Валентин Иванович Быстренин (1872­1944), как и В.А.Андреев, учился в Киевской рисовальной школе. Работал преимущественно в технике офорта.

Мечислав Михайлович Далькевич (1861­1941 или 1942) был наиболее активным участником издания 1901 года. Именно ему, наряду с П.П.Гнеди­чем, и было поручено руководство художественным коллективом. Далькевич активно сотрудничал во многих журналах, рисовал для «Живописного обозрения», «Нивы», «Стрекозы». Известны его литографии, выполненные по мотивам «Анны Карениной» и «Холстомера» Л.Н.Толстого. Как художественный критик он сотрудничал в «Ниве» и ведал художественной частью этого исключительно популярного журнала. Его иллюстрации в издании 1901 года исполнены под сильным воздействием А.А.Агина. Таков, например, портрет Ноздрева, сидящего в кресле с чашкой в одной руке и с чубуком — в другой. Далькевич исполнил оригиналы не менее трети всех иллюстраций издания. Этот художник дожил до глубокой старости и погиб во время ленинградской блокады.

Активно работал в области книжной иллюстрации и Феодосий Сафоньевич Козачинский (1864­1922). Он иллюстрировал произведения русской классики — «Казначейшу» М.Ю.Лермонтова, пьесы А.Н.Островского...

Николай Семенович Самокиш (1860­1944) — наиболее известный из всех художников, принимавших участие в оформлении издания 1901 года. По словам А.А.Сидорова, он «был в своей рисуночной практике блестящим мастером нового вида рисунка — пером, системой линий, предназначенной для воспроизведения в печати при помощи цинкографии» . В дальнейшем он работал преимущественно в области батальной живописи. Его картины, в частности «Переход Красной армии через Сиваш», принесли ему Сталинскую премию 1941 года.

Талантливая рисовальщица Елена Петровна Самокиш­Судковская (1863­1924) активно сотрудничала в издаваемом А.Ф.Марксом журнале «Нива». Рисунки ее подвергались упрекам в нарочитой красивости. Так говорили и о ее иллюстрациях к «Евгению Онегину» А.С.Пушкина в издании 1911 года.

Пейзажист Николай Николаевич Хохряков (1857­1929) был учеником Ивана Ивановича Шишкина (1831­1898).

На приобретение у художников прав на использование иллюстрационных оригиналов к «Мертвым душам» А.Ф.Маркс затратил около 7000 рублей — очень большие по тем временам деньги. Всего для издания 1901 года было сделано 365 иллюстраций, а если считать с концовками и виньетками, то 560. При этом 10 иллюстраций воспроизведены гелиогравюрой и напечатаны на отдельных листах. Остальные же помещены в тексте и напечатаны в технике автотипии. Издание открывалось фронтисписом — гравированным на стали и напечатанным в Германии портретом Н.В.Гоголя. Верстка книги выполнена свободно и очень умело. Рисунки сделаны в добротной реалистической манере. Что самое удивительное — оформление нельзя признать эклектичным: индивидуальные манеры художников сглажены; они как бы подстраивались один под другого.

Социальное звучание поэмы в иллюстрациях было приглушено. На этом настаивал издатель. Да таковой была и точка зрения позднего Гоголя, который в «Избранных местах из переписки с друзьями» писал: «Герои мои вовсе не злодеи, прибавь я только одну добрую черту любому из них, читатель бы помирился с ними со всеми». В так и не написанной третьей части поэмы Чичиков должен был из грешника превратиться в праведника и выступить посредником при воссоединении крестьянской России с раскаявшейся страной помещиков и чиновников.

Художественная критика встретила издание 1901 года холодно. Да и более поздние отзывы далеки от восторгов. Алексей Алексеевич Сидоров отмечал, что в этой книге «читатель найдет обширную галерею типов, целую серию пейзажей и видов средней полосы России, вереницу реальных бытовых сцен и тонко подмеченных художником типичных черт русской жизни первой половины минувшего столетия, одним словом, целую художественную поэму, дорисовывающую и наглядно выясняющую нам образы поэмы Гоголя» . Но, с другой стороны, он же писал об этом массивном тяжеловесном томе, «который одной рукой почти нельзя поднять», что он «значения для нашего времени он не сохранил. Создать «художественную поэму» 12 художникам не удалось». Сидоров отметил и «невероятный разнобой между иллюстраторами и оформителями тома». По его мнению, «пейзажи из издания А.Ф.Маркса можно без труда перенести в любую другую книгу: в них нет конкретизации, образы действующих лиц обтекаемы».

А.Ф.Маркс издавал свои «Мертвые души» отдельными выпусками, которые распространялись в рамках «Иллюстрированной библиотеки ”Нивы”. Вместе с тем были выпущены и библиофильские варианты издания, напечатанные на китайской или японской бумаге.

«Мертвые души» в издании 1901 года никогда не переиздовались. Отдельные рисунки из этой книги были использованы лишь в болгарском издании 1950 года. А вот гоголевскую поэму с рисунками А.А.Агина, напротив, многократно переиздавали.

Кроме отдельного издания «Мертвых душ», А.Ф.Маркс выпустил в свет и несколько собраний сочинений Н.В.Гоголя, в которые, конечно же, была включена и гоголевская поэма. В их числе и издание, вышедшее в 15 книжках и иллюстрированное 443 рисунками.

Несколько слов еще об одном иллюстрированном издании «Мертвых душ», вышедшем в свет в первом десятилетии ХХ века. Выпустил его в Москве в 1909 году Иван Дмитриевич Сытин (1851­1934). Иллюстрировали книгу З.Пичугин и С.Ягужинский, работы которых не внесли сколько­нибудь значительного вклада в иконографию гоголевской поэмы. С.И.Ягужинский и ранее сотрудничал со знаменитым московским издателем и проиллюстрировал для него акварельными рисунками несколько детских книг, преимущественно сказок.

Вышло два издания «Мёртвых душ» с рисунками А. А. Агина (Санкт-Петербургской электропечатни и издательства Ф. Ф. Павленкова). В и годах книгу с иллюстрациями Агина выпустило Государственное издательство художественной литературы. В году «Мёртвые души» с рисунками Агина, перегравированными М. Г. Приданцевым и И. С. Неутолимовым, выпустило издательство «Academia ». Позднее гравюры Е. Е. Бернардского репродуцировались фотомеханическим способом (Дагестанское государственное издательство, Махачкала , ; Детское государственное издательство, , ; Гослитиздат, ; рекламно-компьютерное агентство «Труд», ). Иллюстрации Агина воспроизводились также в зарубежных изданиях «Мёртвых душ»: 25 из них в немецком переводе, вышедшем в 1913 году в Лейпциге ; 100 — в издании, выпущенном издательством Цандера в Берлине без указания года. Рисунки Агина репродуцировались в издании берлинского издательства «Ауфбау Ферлаг» ().


  • Другая признанная серия иллюстраций к роману принадлежит П. М. Боклевскому .

Над иллюстрациями к «Мёртвым душам» художник начал работать в 1860-х годах. Однако первая публикация относится к 1875 году , когда 23 выполненных акварелью портрета гоголевских героев, воспроизведённых в технике ксилографии, напечатал московский журнал «Пчела». Затем в журнале «Живописное обозрение » в , , годах появились ещё семь рисунков. Первым самостоятельным изданием иллюстраций Боклевского стал «Альбом гоголевских типов» (Санкт-Петербург , ), изданный Н. Д. Тяпкиным с предисловием В. Я. Стоюнина . Альбом составили 26 рисунков, ранее публиковавшиеся в журналах. Его неоднократно переиздавали в технике ксилографии петербургские типографы С. Добродеев ( , ), Э. Гоппе ( , , ). В 1895 году московский издатель В. Г. Готье издал альбом в новой технике фототипии с предисловием Л. А. Бельского . Альбом 1881 года с рисунками Боклевского был факсимильно репродуцирован в Германии берлинским издательством «Рюттен унд Лонинг» (). Рисунки Боклевского в качестве собственно иллюстраций использовались нечасто. Наиболее полно они были представлены в 5-м томе «Полного собрания сочинений» Н. В. Гоголя, предпринятого издательством «Печатник» (Москва , ). Позднее рисунками Боклевского иллюстрировались издание «Мёртвых душ» (Гослитиздат, ) и 5-й том «Собрания сочинений» Гоголя (Гослитиздат, ). Семь овальных погрудных изображений Чичикова, Манилова, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, капитана Копейкина, Тентетникова в «Собрании сочинений» напечатаны на мелованной бумаге на отдельных листах в технике автотипии.


  • П. П. Соколов , сын живописца П. Ф. Соколова , вначале выполнил цикл цветных акварелей (находятся в Государственном Русском музее). Несколько лет спустя художник возвратился к темам «Мёртвых душ» и в 1890-х годах выполнил серию чёрно-белых акварелей. Первоначально его работы были опубликованы в виде почтовых открыток в начале 1890-х годов и были изданы в виде альбома в 12 листов. В 1891 году в виде альбома изданы цветные акварели Петра Петровича Соколова, опубликованные первоначально в виде почтовых открыток. В качестве книжных иллюстраций чёрно-белые акварели Соколова впервые были использованы в «Иллюстрированном полном собрании сочинений» Гоголя московского издательства «Печатник» в — годах. В 1947 году 25 рисунков Соколова были воспроизведены на отдельных листах в издании, выпущенном в серии Гослитиздата «Русская классическая литература».

  • Живописец-передвижник В. Е. Маковский писал акварели на темы «Мёртвых душ» в —1902 годах , не предназначая свои работы на роль иллюстраций.


  • В отличие от Боклевского, предпочитавшего «портреты » героев, у Маковского преобладают многофигурные композиции и пейзажи ; большое значение придаётся достоверно воссоздаваемым интерьерам . Работы Маковского были опубликованы в 1902 году в издании «Народной пользы», затем в 1948 году (репродуцировано 25 акварелей) и в 1952 годах (четыре листа иллюстраций) в изданиях Гослитиздата.

  • Петербургский издатель А. Ф. Маркс в 1901 году осуществил иллюстрированное издание «Мёртвых душ», к подготовке которого была привлечена большая группа художников под руководством П. П. Гнедича и М. М. Далькевича : пейзажи исполняли Н. Н. Бажин и Н. Н. Хохряхов , бытовые сцены —