Медицинская этика аюрведы. Врачевание в ведийский период

Искусство врачевания (санскрит аюрведа – учение о долгой жизни) высоко ценилось в древней Индии. Буддийские предания и тексты сохранили славу о чудесных целителях Дживаке (VI–V вв. до н. э.), Чараке и Сушруте (первые века нашей эры). Основные направления традиционной древнеиндийской медицины классического периода отражены в двух выдающихся памятниках древней аюр-ведической письменности: "Чарака-самхита" (датируется I–II вв. н. э.) и "Сушрута-самхита" (датируется IV в. н. э.). Более ранняя "Чарака-самхита" посвящена лечению внутренних болезней и содержит сведения более чем о 600 лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения. Об их применении сообщается в восьми разделах: лечение ран; лечение болезней области головы; лечение болезней всего организма; лечение психических заболеваний; лечение детских болезней; противоядия; эликсиры против старческого одряхления; средства, повышающие половую активность.

"Сушрута-самхита" в основном посвящена оперативному лечению; в ней описано более 300 операций, свыше 120 хирургических инструментов и не менее 650 лекарственных средств.

Познания индийских врачевателей о строении тела человека были самыми полными в древнем мире. Несмотря на несовершенство метода исследования, который основывался на мацерации тела умершего в проточной воде, древние индийцы различали: 7 перепонок, 500 мускулов, 900 связок, 90 сухожилий, 300 костей (сюда входят зубы и хрящи), которые подразделяются на плоские, круглые и длинные, 107 суставов, 40 главных сосудов и 700 их разветвлений (для крови, слизи и воздуха), 24 нерва, 9 органов чувств и 3 субстанции (прана, слизь и желчь). Некоторые зоны тела (ладонь, подошвы, яички, паховые области и т. д.) выделялись как "особо важные". Их повреждение считалось опасным для жизни. Познания индийских врачей в области строения тела человека явились важной вехой в истории анатомии и сыграли существенную роль в становлении древнеиндийской хирургии.

Здесь необходимо отметить, что сравнение достижений древних индийцев с познаниями древних египтян и ацтеков весьма условно: египетские тексты медицинского содержания записаны во II тысячелетии до н. э. (т. е. почти на два тысячелетия раньше), а расцвет ацтекской медицины приходится на середину II тысячелетия н. э. (т. е. более чем тысячелетие спустя). В классический период истории древней Индии врачеватели отошли от господствовавших в ведийский период сверхъестественных представлений о причинах болезней. Религиозно-философские системы, на которых они базировались в поисках основ мироздания, выявляли и элементы естественнонаучного знания. Человек рассматривался в тесной связи с окружающим миром, который, по мнению древних индийцев, состоял из пяти стихий: земли, воздуха, огня, воды и эфира. Различное качество предметов объяснялось различной комбинацией мельчайших частиц ану ("атомов"). Жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодействие трех субстанций: воздуха, огня и воды (носителями которых в организме считались прана, желчь и слизь). Здоровье понималось как результат уравновешенного соотношения трех субстанций, правильного совершения жизненных отправлений тела, нормального состояния органов чувств и ясности ума, а болезнь – как нарушение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на человека пяти стихий (влияние времен года, климата, неудобоваримой пищи, нездоровой воды и т. п.).


О многогранности навыков и знаний древнеиндийского врачевателя свидетельствуют известные слова Сушруты: "Врачеватель, знакомый с целебными свойствами кореньев и трав – человек; знакомый со свойствами ножа и огня демон; знающий силу молитв – пророк; знакомый же со свойствами ртути – бог!" Лучшие лекарственные растения доставлялись с Гималаев. Приготовлением лекарств, ядов и противоядий (от змеиных укусов) занимались только врачеватели: для укушенных индийской змеей не было никакого исцеления, если он не обращался к индийским врачевателям..

Слава о целебных свойствах индийских растений распространилась широко за пределами древней Индии; морскими и сухопутными торговыми путями их завозили в Парфию, страны Средиземноморья и Средней Азии, бассейнов Каспийского и Черного морей, Южную Сибирь, Китай. Основными предметами вывоза были нард, мускус, сандал, киннамон, алоэ и другие растения и благовония. В средние века опыт индийской медицины был заимствован тибетскими лекарями, о чем свидетельствует известный трактат индо-тибетской медицины "Чжуд-ши" (VIII–IX вв. н. э., см. с. 169).

Родовспоможение в древней Индии считалось самостоятельной областью врачевания. В трактате Сушруты подробно изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильного образа жизни, описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, эмбриотомия (которая рекомендовалась в случаях невозможности поворота плода на ножку или головку), кесарево сечение (применявшееся после смерти роженицы для спасения младенца) и поворот плода на ножку.

Искусство оперативного лечения (хирургия) в древней Индии было самым высоким в древнем мире. Сушрута считал хирургию "первой и лучшей из всех медицинских наук, драгоценным произведением неба. Еще не имея представлений об антисептике и асептике, индийские врачеватели, следуя обычаям своей страны, добились тщательного соблюдения чистоты во время операций. Они отличались смелостью, ловкостью и отличным владением инструментами.

Хирургические инструменты изготовлялись опытными кузнецами из стали, которую в Индии научились производить в глубокой древности, заточенные так, чтобы ими можно бы легко разрезать волос, они хранились в. специальных деревянных коробках.

Врачеватели древней Индии производили ампутации конечностей, грыжесечения, пластические операции. Они "умели восстанавливать носы, уши и губы потерянные или искалеченные в бою или по приговору суда. В этой области индийская хирургия опережала европейскую вплоть до XVIII в., когда хирурги Ост-Индской компании не сочли для себя унизительным учиться у индийцев искусству ринопластики.

Способ ринопластики, подробно описанный в трактате Сушруты, вошел в историю под названием "индийского метода". Кожный лоскут для формирования будущего носа вырезался на сосудистой ножке из кожи лба или щеки. Подобным способом выполнялись и другие восстановительные операции на лице.

Предупреждение болезней было одним из важнейших направлений индийского врачевания. Уже в глубокой древности делались попытки предупреждения заболевания оспой, широко распространенной в Индии.

Так, в тексте, который приписывается легендарному врачевателю древности Дханвантари (датируется V в. н. э.), говорится: "возьми с помощью хирургического ножа оспенную материю либо с вымени коровы, либо с руки уже зараженного человека, между локтем и плечом сделай прокол на руке другого человека до крови, а когда гной войдет с кровью внутрь тела, обнаружится лихорадка". (В Европе вакцинация против оспы была открыта английским врачом Э. Дженнером в 1796 г.).

Гигиенические традиции способствовали развитию медицинского дела. В империи Маурьев (IV– II вв. до н. э.) действовали строгие правила, запрещавшие выброс нечистот на улицы города и регламентировавшие место и способы сожжения трупов умерших; в сомнительных случаях гибели человека назначалось вскрытие; тело умершего подвергалось осмотру и покрывалось специальным маслом в целях предохранения от разложения. Были установлены также строгие наказания за подмешивание ядов в пищу, лекарства и благовония.

Во времена Ашоки (268–231 гг. до н. э.)–самого выдающего правителя древней Индии при буддийских храмах строили богадельни и помещения для больных – дхарма-шала (лечебницы), которые в Индии появились на несколько веков раньше, чем в Европе. Ашока поощрял также разведение лекарственных растений, сооружение колодцев, озеленение дорог.

Послетекстовые задания:

1. Особенности врачевания в древней Индии.

2. Гигиенические традиции в древней Индии.


?
Тема: Врачевание в древней Индии.
План
I. Введение
1. История образования Индии.
2. Периодизация истории врачевания в Древней Индии.
II.Магическое врачевание ведийского периода.
1.Религиозно-философские сочинения древней Индии - веды.
2. Медицинские божества ведийского периода.
3. Социальная структура древней Индии.

III.Естественно-научные знания и врачевание в классический период.

    Традиционная система индийской ведической медицины - аюрведа.
2.Памятники древней аюрведической письменности: «Чарака-самхита» и «Сушрута-самхита».
3. Лекарственные растения в древней Индии.
4. Гигиенические традиции в древней Индии.
5.Хирургия в древней Индии.
6.Положение врача в древней Индии
7.Религиозно-философская система древней Индии - йога.
IV. Общие выводы по теме.

Сейчас сложно сказать, где появились первые медицинские специалисты. Каждое древнее государство готово оспаривать это, заявляя, что именно на их землях сформировалась наука. Однако историки, как и другие ученые все больше склоняются к тому, что именно Индия может претендовать на звание первой «медицинской» державы. Древняя Индия считалась разносторонним государством. Здесь действовали многочисленные философы и исследователи. Поэтому не случайно в этом древнем государстве простой интерес к природе и другим знаниям перерос в науку.

Древняя и самобытная цивилизация Индии сложилась в III тысячелетии до н. э. в пределах Индостанского субконтинента задолго до появления в стране индо-иранских (арийских) племен. Народы, населявшие долину р. Инд, в начале 3 тысячелетия до н.э. создали оригинальную культуру, которая не уступала культуре Древнего Египта и государств Месопотамии. В настоящее время на ее территории располагаются современные государства: Индия, Пакистан, Бангладеш, Бутан, Непал. Историю Древней Индии следует разделить на несколько периодов, каждый из которых имеет свою специфику. Соответственно и состояние медицины в каждый из этих периодов имело свои особенности.

В своей книге «История мировой медицины» Сорокина Т.С. выделяет в истории врачевания древней Индии три этапа, разделенные как во времени, так и в пространстве:
1) период хараппской цивилизации (III - начало II тысячелетия до н. э., долина р. Инд), когда на территории современного Пакистана сформировались первые в истории древней Индии рабовладельческие города-государства;
2)ведийский период (конец II -середина I тысячелетия до н. э., долина р. Ганг), когда с приходом ариев центр цивилизации переместился в восточную часть субконтинента и началось составление «священных текстов» (санскрит - веда), передаваемых в течение длительного периода в устной традиции;
3)классический период (вторая половина I тысячелетия до н. э. - начало I тысячелетия
н. э., Индостанский субконтинент) -время наивысшего расцвета традиционной культуры древней ИНДИИ. Ее характеризуют высокое развитие земледелия, ремесел и торговли, подъем самобытной культуры, утверждение и распространение буддизма- первой из трех мировых религий, успехи в различных областях знаний, литературе и искусстве, широкое развитие торговых и культурных связей Индии со странами древнего мира, что принесло ей славу «Страны мудрецов».
Я подробно остановлюсь на рассмотрении последних двух этапов в истории врачевания древней Индии.

В Индии медицина получила значительное развитие, однако древнейшая ее история не может быть точно описана, так как сведения о ней сохранились лишь в форме легенд.
Основными источниками являются древние литературные памятники, религиозно-философские сочинения - веды (I тысячелетие до н. э.). Отсюда - название периода - ведийский. Указания на врачебные знания в этом периоде сохранились в «Ригведе» («Rigveda» - веда гимнов и мифологических сюжетов, устная традиция которой восходит к XII-X вв. до н. э.) и «Атхарваведе» («Atharva-veda» - веда заклинаний и заговоров, VIII-VI вв. до н. э.). Записывать священные тексты начали в середине I тысячелетия до н. э. (ок. 500 г. до н. э.).
В «Ригведе» упомянуты три недуга: проказа, чахотка, кровотечение, и однажды говорится о врачевателе в следующих словах: «Наши желания различны, возчик жаждет дров, врачеватель- болезней, а жрец - жертвенных возлияний». Некоторые разделы «Ригведы» содержат тексты об обрядах магического врачевания - в ведийский период медицинские знания тесно переплетались с заговорами, заклинаниями, обращениями к богам, среди которых особо почитался Индра - предводитель индийского пантеона, царь богов, податель дождя, громовержец и устроитель мира. Гимны, обращенные к Индре, содержали мольбы о ниспослании военных побед, добычи, богатства, мужского потомства, силы. Его просили о защите от врагов, болезней, несчастий.
К божествам, связанным с медициной, относились также юные врачеватели - близнецы Ашвины. В Ведах они распоряжались утренней и вечерней зарей, странствуя по небу вместе с Сурьей (бог солнца) на золотой колеснице. Братья почитались как первые хирурги. Не менее могучим был покровитель охотников Рудра, владевший тайной лекарственных растений. Одурманивающий напиток сома, употреблявшийся в ритуалах жертвоприношений, назван именем бога Сома, который почитался в Индии как бог Луны. Наиболее влиятельным являлся бог огня и возрождающейся жизни с красивым именем Агни.

В обширной древнеиндийской мифологии были и злые демоны (асуры и ракшасы), которые (как полагали) приносили людям несчастья, болезни, разорение, лишали потомства. Так, в «Атхарваведе» болезни или связываются, со злыми духами, или расцениваются как наказание богов; излечение недугов объяснялось действием жертвоприношений, молитв и заклинаний. Вместе с тем «Атхарваведа» отражает и практический опыт народа в использовании лекарственных растений, действие которых в то время понималось как целебная сила, противодействующая злым духам. Древние лекари так и назывались - бхишадж («изгоняющий бесов»). Это название сохранялось за ними и в более поздние периоды истории Индии, когда врачеватель-заклинатель превратился во врачевателя-целителя. Со временем изменялись и представления о причинах болезней. Так, в «Яджурведе» («Yajurveda» - веда жертвенных заклинаний, VIII-VII вв. до н. э.) уже упоминается о четырех соках организма.
Рабовладельческий строй в Индии сложился в III тысячелетии до н.э., причем расслоение общества произошло уникальным образом. Вместо «традиционных» рабов и рабовладельцев в Индии существовало четыре основных сословия (варны):
брахманы (brahma-па - знающий священные учения, т. е. жрец),
кшатрии (ksatriya- наделенный могуществом, т. е. военная знать и члены царских родов),
вайшьи (vaisya - свободный общинник, т. е. главным образом земледельцы и скотоводы)
и шудры (sud-га - бесправные бедняки).
Каждая из варн состояла из множества каст и подкаст (португ. casto - чистый; на санскрите jati - группа людей одного происхождения). Кроме того, вне варн и как бы вне закона существовало пятое, самое низкое сословие - парии (неприкасаемые), используемые на самых неприятных и унизительных работах.
Эта социальная структура древней Индии, основанная главным образом на разделении функций, считалась изначальной, незыблемой, установленной божественной волей Брахмы--величайшего из древних богов. Шудры и парии практически не имели никаких прав. Им не разрешалось слушать и повторять веды. Привилегией заниматься врачебным искусством обладали только представители высших сословий – брахманы, кшатрии и вайшья.

В VI в. до н. э. древняя Индия вступила в классический период развития. Его характеризуют крупные достижения в различных областях знаний и создание выдающихся памятников древнеиндийской письменности: «Предписания Маку» (II в. до н. э.- II в. н. э.), математические, астрономические и медицинские трактаты (первые века нашей эры), а также возникновение и распространение религиозно - философского учения - буддизма (с VI в. до н. э.) - первой мировой религии.
К этому времени в Индии сложилась развитая система медицинских знаний, «в некоторых отношениях подобная системе Гиппократа и Галена, а в некоторых ушедшая еще дальше вперед», как писал о ней английский ученый-индолог Артур Бэшем. В основе индийской медицины лежало положение о целостности человеческого организма. Считалось, что только весь комплекс физических, психических и умственных состояний человека определяет его болезнь или здоровье. Современные определения понятий «здоровье» и «болезнь», предложенные Всемирной организацией здравоохранения в 1957 г., принципиально не отличаются от выводов древних индийцев. Воздействию подвергалась не болезнь, а сам пациент, со своим индивидуальным характером, привычками и предрасположенностью. Тактика лечения определялась в первую очередь излечимостью или неизлечимостью заболевания. При благоприятном прогнозе врачеватель учитывал особенности болезни, время года, возраст, темперамент, силы и ум больного. Лечение основывалось на диете, лекарственной терапии и хирургических вмешательствах. Интересно, что лечение болезни не прекращалось с выздоровлением. Лекарь обязан был продолжать наблюдение за пациентом и дальше, чтобы надежно обеспечить полное восстановление функций организма, гарантирующее здоровье и активное долголетие.Основы традиционной медицины долгое время передавались от учителя к ученику в устной форме. Гораздо позже медицинский опыт был обобщен и записан под названием «Аюрведа». В переводе с древнеиндийского языка санскрита «айу» означает «жизнь», а «веда» – «знать». Аюрведа считалась наукой, знанием которой жизнь может быть продлена, а природа жизни может быть познана. В Аюрведе описаны свойства более тысячи лекарственных растений, приведены самые разнообразные методы и приемы лечения – от психотерапии до хирургического вмешательства, содержится обширный теоретический материал.
В классический период истории древней Индии врачеватели отошли от господствовавших в ведийский период сверхъестественных представлений о причинах болезней. Религиозно-философские системы, на которых они базировались в поисках основ мироздания, выявляли и элементы естественно-научного знания. Человек рассматривался в тесной связи с окружающим миром, который, по мнению древних индийцев, состоял из пяти стихий: земли, воздуха, огня, воды и эфира. Различное качество предметов объяснялось различной комбинацией мельчайших частиц ану («атомов»).
Философы, ученые, врачи Древней Индии считали, что в основе Вселенной и человеческого организма лежат три главных первоэлемента, которыми и определяются существование космоса и человека – ветер (вайю), желчь (питта) и флегма (капха). Ветер в природе – носитель света, прохлады, распространяющегося в пространстве звука, быстро несущихся потоков, а внутри тела человека он контролирует кровообращение, пищеварение, выделение и обмен веществ.Ускорение или замедление «движения соков и веществ» посредством ветра нарушает нормальную жизнедеятельность организма. Желчь представлена в космосе огнем, а в организме она обусловливает «естественное тепло», поддерживает температуру тела и обеспечивает деятельность пищеварительных органов и активность сердечной мышцы. Флегма во Вселенной и человеке ассоциировалась со всевозможными «мягкими» веществами. Ее связывали со смазочным маслом, покрывающим все твердые и шероховатые субстанции и способствующим их движению и взаимодействию. Здоровье понималось как результат уравновешенного соотношения трех субстанций, правильного совершения жизненных отправлений, нормального состояния органов чувств и ясности ума, а болезнь – как нарушение этих правильных соотношений и результат отрицательного воздействия на человека пяти стихий, к которым причислялись времена года, климат, «неудобоваримая» пища, «нездоровая» вода и подавленные негативные эмоции. Например, считалось, что подавление страха приводит к «нарушениям в почках», гнева – к «нарушениям сердца». Для экстренной борьбы с заболеваниями использовали пять основных способов выведения вредных веществ из организма: терапевтическую рвоту, слабительные средства, лекарственную клизму, введение лекарства через нос и кровопускание.Вспомогательными лечебными методами были иглоукалывание, гелиотерапия (лечение солнечным светом), гирудотерапия (лечение пиявками) и др.
По утверждению специалиста в области традиционной медицины Индии доктора Ананда Кумара Кесвани, «…Аюрведа и по сей день остается живой наукой, поскольку миллионы людей в Индии лечатся согласно ее предписаниям. Трудно повесить ярлык ненаучности на систему знаний, которая выдержала испытание столетиями».
Буддийские тексты донесли до нас славу индийских целителей Чараки и Сушруты, которые свои знания изложили в трактатах «Чарака-самхита» и «Сушрута-самхита» (I–II вв. н.э.). Не сохранившийся до наших дней оригинал «Сушрута-самхиты», по некоторым данным, мог быть составлен намного раньше – в VI в. до н.э. Оба трактата написаны в прозе и стихах, причем поэзия преобладает. Шесть увесистых томов «Чарака-самхиты» посвящены лечению внутренних болезней и содержат сведения более чем о 600 лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения. Об их применении сообщается в нескольких разделах: лечение ран, лечение болезней области головы, лечение болезней всего организма, лечение психических заболеваний, лечение детских болезней, противоядия. Наиболее ценные сведения содержат главы «Эликсиры против старческого одряхления» и «Средства, повышающие половую активность». «Сушрута-самхита» посвящена в основном оперативному лечению: в ней описано более 300 операций, 125 хирургических инструментов и не менее 650 лекарственных средств. Несмотря на несовершенную технику исследования, познания индийских врачевателей в области анатомии были наиболее полными в древнем мире. Индийцы, в частности, знали 500 мышц, 900 связок, 90 сухожилий, 300 костей (к костям они относили также зубы и хрящи), 107 суставов и т.д. Для сравнения: современной анатомии известно более 600 мышц, 200 костей и 230 суставов. В своем трактате Сушрута в совершенстве изложил физиологию человека, задолго до Гарвея описав циркуляцию крови, задолго до Павлова – секрецию желудочного сока. Любопытно, что вскрытие трупов в целях их изучения никогда не встречало в Древней Индии никакого противодействия. Диагностика болезней основывалась на подробном опросе больного (сейчас врачи это называют сбором анамнеза) и исследовании теплоты тела, цвета кожи и языка, вида выделений, оценки шумов в легких, голоса и т.п. Интересно, что ни Сушрута, ни Чарака ничего не сообщают об исследовании пульса. В то же время Сушрута описывает не известное даже древним грекам «сахарное мочеизнурение», которое он определял по вкусу мочи. Сушрута детально представил причины и механизмы развития около 1200 различных заболеваний. Именно у Сушруты (предположительно VI в. до н.э.), а не у Корнелия Цельса (I–II в. н.э.), как считали еще недавно, можно найти действительно первое историческое описание местного воспалительного процесса. Признаками начального этапа воспаления Сушрута считал незначительные боли, второго периода – стреляющие боли, припухлость, чувство сдавления, местный жар, покраснение и нарушение функции. Цельс назвал четыре признака воспаления, которые на латыни звучат как tumor, rubor, color, dolor (отек, покраснение, местный жар, боль), а Гален добавил пятый – functia laesa (нарушение функции). Третий этап воспаления Сушрута охарактеризовал уменьшением припухлости и образованием гноя. Для лечения воспаления он предлагал местные лекарственные средства и хирургические методы.
Слава о целебных свойствах индийских растений распространилась далеко за пределами Древней Индии: морскими и сухопутными торговыми путями их завозили в Парф
и т.д.................

Врачевание в Древней Индии (3 тысячелетие До н. э.- 4 век н. э.)

Древняя и самобытная цивилизация Индии сложилась в III тысячелетии до н. э. в пределах Индостанского субконтинента (рис. 28) задолго до появления в стране индо-иранских (арийских) племен. В настоящее время на ее территории располагаются современные государства: Индия, Пакистан, Бангладеш, Бутан, Непал. Периодизация истории врачевания В истории врачевания древней Индии четко прослеживаются три этапа, разделенные как во времени, так и в пространстве:

1) период хараппской цивилизации (Ш - начали II тысячелетия до н. э., долина р. Инд), когда на территории современного Пакистана сформировались первые в истории древней Индии рабовладельческие города-государства;

2) ведийский период (конец 2 -середина I тысячелетия до н. э., долина р. Ганг), когда с приходом ариев центр цивилизации переместился в восточную часть субконтинента и началось составление «священных текстов» (санскрит - веда), передаваемых в течение, длительного периода в устной традиции;

3) классический период (вторая половина I тысячелетия до н. э. - начало I тысячелетия н. э., Индостанский субконтинент) -время наивысшего расцвета традиционной культуры древней ИНДИИ. Ее характеризуют высокое развитие земледелия, ремесел и торговли, подъем самобытной культуры, утверждение и распространение буддизма- первой из трех мировых религий, успехи в различных областях знаний, литературе и искусстве, широкое развитие торговых и культурных связей Индии со странами древнего мира, что принесло ей славу «Страны мудрецов».

Источники по истории и врачеванию древней Индии

Основными источниками являются: древние литературные памятники (религиозно-философские сочинения - веды, I тысячелетие до н. .э.; «Предписания Ману», II в. до н. э.; самхи-ты Чараки.(«Caraka-samhita») и Суш-руты («Sushruta-samhita»), первые века нашей эры), данные археологии и этнографии, вещественные памятники, народный эпос (табл. 7). О древней Индии писали известные историки, философы и путешественники древности: греческие историки Геродот, Страбон и Диодор, участники походов Александра Македонского, посол Селевки-дов при дворе царя Чандрагупты - Мегасфен, китайский историк Сыма Цянь, паломник Фа Сянь и другие.

САНИТАРНОЕ ДЕЛО ПЕРИОДА ХАРАППСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Во второй половине III тысячелетия до н. э. в бассейне р. Инд сформировалась высокоразвитая городская культура, получившая впоследствии название «хараппская» (от г. Харап-па на территории современного Пакистана). Расцвет хараппской культуры приходится на конец III - начало II тысячелетия до н. э. Ее характерными чертами являются монументальная архитектура, плановая застройка городов, высокий уровень их санитарного благоустройства, развитие искусственного орошения, ремесел (керамика, терракота, изделия из металла и камня) и внешней торговли, создание протоиндийской письменности, которая, к сожалению, окончательно еще не расшифрована.

Во многих отношениях (по величине территории, уровню городского строительства, санитарному благоустройству и т. д.) хараппская культура значительно превосходила древнейшие цивилизации Египта и Месопотамии соответствующего периода.

Строительство хараппских городов (в долине Инда открыто более 800 поселений) велось по заранее разработанному плану. Прямые улицы, ориентированные с запада на восток и с юга на север, говорят о строгом контроле за строительством на протяжении столетий и являют собой древнейший из известных в истории человечества пример планировки городов.

Один из них - Мохенджо-Даро (в переводе с языка синдхи «Холм мертвых») обнаружен на глубине 12 м и относится по меньшей мере к XXV в. до н. э. - времени, когда формировались цивилизации на о. Крит (см. с. 89). Мохенджо-Даро занимал площадь около 2,5 квадратных километров; по подсчетам ученых, в нем жило 35-100. тыс. человек.

В городе имелись мастерские, зернохранилище (размером 61X46 м), платформа для помола зерна, санитарно-технические сооружения: колодцы, бани, бассейн, система канализации- древнейшие из известных в настоящее время.

Самым замечательным из них является купальня. В ее центре размещался уникальный бассейн (возможно, культового назначения) длиной 12.м, шириной 7 м и глубиной около 3 м (рис. 29). Дно бассейна было покрыто битумом; его водонепроницаемость сохраняется более четырех тысячелетий. С обеих сторон в бассейн ведут две лестницы с площадками для купания. Вода в нем была проточной: поступая по одним трубам, она постоянно вытекала по другим. По всему периметру бассейн был окружен аркадой небольших комнат для омовений. Здесь же располагались две бани, которые, по мнению исследователей, нагревались горячим воздухом и использовались для культовых обрядов.

В различных районах города имелись колодцы, выложенные обожженным кирпичом (рис. 30). Их диаметр достигал 1 м. В больших домах строились собственные колодцы. Помещения, где они находились, были тщательно вымощены.

Жилые дома в Мохенджо-Даро строились из обожженного кирпича, были двух- или трехэтажными, в высоту достигали 7,5 м и имели до 30 комнат. Окон на улицу не было. Очаг размещался в середине внутреннего двора.

В каждом кирпичном доме имелась комната для омовений, которая представляла собой обычно небольшое квадратное или прямоугольное помещение с тщательно выложенным кирпичным полом, имевшим покатость к одному из углов. В этом углу помещался водосток. Тесная кладка кирпичей, которыми был вымощен пол, препятствовала просачиванию воды. Водосточные трубы через толщу стены выходили в сточную систему города, которая, по свидетельству известного английского индолога А. Бэщё-ма, представляет собой «одно из самых впечатляющих достижений индийской цивилизации... Ни одна другая древняя цивилизация, даже римская, не имела такой совершенной системы водопровода».

Каждая улица и каждый переулок имели свой выложенный кирпичом канал для стока нечистот глубиной от 30 до 60 см и шириной от 20 до 50 см. Сверху все каналы покрывались хорошо пригнанными кирпичами, которые легко можно было снимать при осмотре и чистке системы, чему придавалось особо важное значение. Об этом свидетельствуют также размеры магистральных труб, диаметр которых достигал 2 м. Перед поступлением в каналы сточная вода и нечистоты проходили через отстойники и выгребные ямы покрытые плотно притертыми крышками. Устройству сточной системы в Мохенджо-Даро уделялось значительно больше внимания, чем строительству жилых зданий. Это говорит о высокой культуре древней цивилизации долины Инда, которая сумела за две тысячи лет до римского водопровода создать наиболее совершенный образец санитарно-технического строительства древности.

Высокое санитарное состояние древних городов хараппской цивилизации позволяет даже при отсутствии или недостаточности расшифрованных текстов медицинского содержания сделать вывод об относительно высоком уровне и эмпирического врачевания.в долине Инда в середине III -начале II тысячелетий до н. э.

В то же время высокий уровень санитарно-технических сооружений хараппской цивилизации не характеризует общий уровень санитарного строительства в древней Индии в целом,- в последующие периоды истории древней Индии он значительно снизился и уже не достигал" уровня хараппской культуры.

В XIX-XVIII вв. до н. э. в долине Инда (так же, как и на территории Ирана, Афганистана и Средней Азии) отмечается упадок культурных центров. Его причины, по мнению исследователей, были главным образом внутреннего характера (наводнения, засухи, истощение внутренних ресурсов).

ВРАЧЕВАНИЕ В ВЕДИЙСКИЙ ПЕРИОД

Очагом цивилизации на этом этапе истории древней Индии явилась р. Ганг на северо-востоке страны, где после прихода индо-иранских племен ариев сформировалось несколько государств.

Сведения о врачевании ведийского периода весьма ограничены. Указания на врачебные знания сохранились в «Ригведе» («Rigveda» - веда гимнов и мифологических сюжетов, устная традиция которой восходит к XII-X вв. до н. э.) и «Атхарваведе» («Atharva-veda» - веда заклинаний и заговоров, VIII-VI вв. до н. э.). Записывать священные тексты начали в середине I тысячелетия до н. э. (ок. 500 г. до н. э., см. схему 4). "

В «Ригведе» упомянуты три недуга: проказа, чахотка, кровотечение, и однажды говорится о врачевателе в следующих словах: «Наши желания различны, возчик жаждет дров, врачеватель- болезней, а жрец - жертвенных возлияний». Некоторые разделы «Ригведы» содержат тексты об обрядах магического врачевания - в ведийский период медицинские знания тесно переплетались с религиозными верованиями и магическими представлениями.

Главными медицинскими божествами ведийского периода были: близнецы Ашвины -боги-врачеватели и хранители, Рудра - владыка лекарственных трав и покровитель охотников, а также высшие божества: Аг-ни - бог огня и возрождающейся жизни, Индра - символ небесного грома и податель дождя и Сурья - бог солнца.

В обширной древнеиндийской мифологии были и злые демоны. {асуры и ракшасы), которые (как полагали) приносили людям несчастья, болезни, разорение, лишали потомства. Так, в «Атхарваведе» болезни или связываются, со злыми духами, или расцениваются как наказание богов; излечение недугов объяснялось действием жертвоприношений, молитв и заклинаний. Вместе с тем «Атхарваведа» отражает и практический опыт народа в использовании лекарственных растений, действие которых в то время понималось как целебная сила, противодействующая злым духам. Древние лекари так и назывались - бхишадж («изгоняющий бесов»). Это название сохранялось за ними и в более поздние периоды истории Индии, когда врачеватель-заклинатель превратился во врачевателя-целителя. Со временем изменялись и представления о причинах болезней. Так, в «Яджурведе» («Yajurveda» - веда жертвенных заклинаний, VIII-VII вв. до н. э.) уже упоминается о четырех соках организма.

В конце ведийского периода древнеиндийское общество окончательно подразделилось на четыре основных сословия (варны): брахманы (brahma-па - знающий священные учения, т. е. жрец), кшатрии (ksatriya- наделенный могуществом, т. е. военная знать и члены царских родов), вайшьи (vaisya - свободный общинник, т. е. главным образом земледельцы и скотоводы) и шудры (sud-га - бесправные бедняки). Каждая из варн состояла из множества каст и подкаст (португ. casto - чистый; на санскрите jati - группа людей одного происхождения). Кроме того, вне варн и как бы вне закона существовало пятое, самое низкое сословие - парии (неприкасаемые), используемые на самых неприятных и унизительных работах.

Эта социальная структура древней Индии, основанная главным образом на разделении функций, считалась изначальной, незыблемой, установленной божественной волей Брахмы--величайшего из древних богов. Шудры и парии практически не имели никаких прав. Им не разрешалось слушать и повторять веды. Заниматься врачеванием и изучать веды имели право лишь представители трех высших варн.

ВРАЧЕВАНИЕ КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА (магадхско-маурийская и кушано-гуптская эпохи)

В VI в. до н. э. древняя Индия вступила в период интенсивного, духовного и интеллектуального развития. Его характеризуют крупные достижения в различных областях знаний и создание выдающихся памятников древнеиндийской письменности: «Предписания Маку» (II в. до н. э.- II в. н. э.), математические, астрономические и медицинские трактаты (первые века нашей эры), а также возникновение и распространение религиозно-философского учения - буддизма (с VI в. до н. э.) - первой мировой религии.

К началу нашей эры в древней Индии сложилась высокоразвитая система медицинских знаний, «в некоторых отношениях: подобная системе Гиппократа и Галена, а в некоторых ушедшая еще дальше вперед», как писал о ней А. Бэшем.

Искусство врачевания (санскрит аюрведа - учение о долгой жизни) высоко ценилось в древней Индии. Буддийские предания и тексты сохранили славу о чудесных целителях Дживаке (VI-V вв. до н. э.), Чараке и Сушруте (первые века нашей эры).

Основные направления традиционной древнеиндийской медицины классического периода отражены в двух выдающихся памятниках древней аюр-ведической письменности: «Чарака-самхита» (датируется I-II вв. н. э.) и «Сушрута-самхнта» (датируется IV в. н. э.).

Более ранняя «Чарака-самхита» посвящена лечению внутренних болезней и содержит сведения более чем о 600 лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения. Об их применении сообщается в восьми разделах: лечение ран; лечение болезней области головы; лечение болезней всего организма; лечение психических заболеваний; лечение детских болезней; противоядия; элексиры против старческого одряхления; средства, повышающие половую активность.

«Сушрута-самхита» в основном посвящена оперативному лечению; в ней описано более 300 операций, свыше 120 хирургических инструментов и не менее 650 лекарственных средств.

Познания индийских врачевателей о строении тела человека были самыми полными в древнем мире. Несмотря на несовершенство метода исследования, который основывался на мацерации тела умершего в проточной воде, древние индийцы различали: 7 перепонок, 500 мускулов, 900 связок, 90 сухожилий, 300 костей (сюда входят зубы и хрящи), которые подразделяются на плоские, круглые и длинные, 107 суставов, 40 главных сосудов и 700 их разветвлений (для крови, слизи и воздуха), 24 нерва, 9 органов чувств и 3 субстанции (прана, слизь и желчь). Некоторые зоны тела (ладонь, подошвы, яички, паховые области и т. д.) выделялись как «особо важные» (санскрит - marman). Их повреждение считалось опасным для жизни. Познания индийских врачей в области строения тела человека явились важной вехой в истории анатомии и сыграли существенную роль в становлении древнеиндийской хирургии.

Здесь необходимо отметить, что сравнение достижений древних индийцев с познаниями древних египтян и ацтеков весьма условно: египетские тексты медицинского содержания записаны во II тысячелетии до н. э. (т. е. почти на два тысячелетия раньше), а расцвет ацтекской медицины приходится на середину II тысячелетия н. э. (т. е. более чем тысячелетие спустя). В классический период истории древней Индии врачеватели отошли от господствовавших в ведийский период сверхъестественных представлений о причинах болезней. Религиозно-философские системы, на которых они базировались в поисках основ мироздания, выявляли и элементы естественно-научного знания. Человек рассматривался в тесной связи с окружающим миром, который, по мнению древних индийцев, состоял из пяти стихий: земли, воздуха, огня, воды и эфира. Различное качество предметов объяснялось различной комбинацией мельчайших частиц ану («атомов»). Жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодействие трех субстанций: воздуха, огня и воды (носителями которых в организме считались прана, желчь и слизь). Здоровье понималось как результат уравновешенного соотношения трех субстанций, правильного совершения жизненных отправлений тела, нормального состояния органов чувств и ясности ума, а болезнь - как нарушение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на человека пяти стихий (влияние времен года, климата, неудобоваримой пищи, нездоровой воды и т. п.). Сушрута разделял все болезни на естественные, связанные с природой, и сверхъестественные, посылаемые богами (например, проказа, венерические и другие заразные болезни, понять причины которых в то время было еще невозможно).

Диагностика болезней основывалась на подробном опросе больного и исследовании теплоты тела, цвета кожи и языка, выделений, шумов в легких, голоса и т. п. Интересно, что ни Сушрута, ни Чарака ничего не сообщают об исследовании пульса. В то же время Сушрута описывает не известное даже древним грекам сахарное мочеизнурение, которое он определял по вкусу мочи.

В трактате Сушруты описаны три стадии воспаления, признаками которого он считал: в первом периоде - незначительные боли; во втором - стреляющие боли, припухлость, чувство сдавления, местный жар, красноту и нарушение функции; в третьем - уменьшение припухлости и образование гноя. Для лечения воспаления Сушрута предлагал местные лекарственные средства и хирургические методы.

Тактика лечения в древней Индии, так же как и в других странах древнего мира, определялась прежде всего излечимостью или неизлечимостью заболевания. При благоприятном прогнозе врачеватель учитывал особенности болезни, время года, возраст, темперамент, силы и ум больного. Лечение направлялось на уравновешивание нарушенного соотношения жидкостей (субстанций), что достигалось, во-первых, диетой, во-вторых - лекарственной терапией (рвотные, слабительные, потогонные и т. п.), и в-третьих - хирургическими методами лечения, в чем древние индийцы достигли высокого совершенства.

О многогранности навыков и. знаний древнеиндийского врачевателя свидетельствуют известные слова Сушруты: «Врачеватель, знакомый с целебными свойствами кореньев и трав - человек; знакомый со свойствами ножа и огня демон; знающий силу молитв - пророк; знакомый же со свойствами ртути - бог!» Лучшие лекарственные растения доставлялись с Гималаев. Приготовлением лекарств, ядов и противоядий (от змеиных укусов) занимались только врачеватели: «для укушенных индийской змеей не было никакого исцеления, если он не обращался к индийским врачевателям,-сами индийцы вылечивали тех, кто был укушен» «Кндика». XV. II.

Слава о целебных свойствах индийских растений распространилась широко за пределами древней Индии; морскими и сухопутными торговыми путями их завозили в Парфию, страны Средиземноморья и Средней Азии, бассейнов Каспийского и Черного морей, Южную Сибирь, Китай. Основными предметами вывоза были нард, мускус, сандал, киннамон, алоэ и другие растения и благовония. В средние века опыт индийской медицины был заимствован тибетскими лекарями, о чем свидетельствует известный трактат индо-тибетской медицины «Чжуд-ши» (VIII-IX вв. н. э., см. с. 169).

Родовспоможение в древней Индии (рис. 31) считалось самостоятельной областью врачевания. В трактате Сушруты подробно изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильного образа жизни, описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, эмбриотомия (которая рекомендовалась в случаях невозможности поворота плода на ножку или головку), кесарево сечение (применявшееся после смерти роженицы для спасения младенца) и поворот плода на ножку, описанный также римским врачом Сораном во II в., т. е. за два столетия до Сушруты (в. индийском порту Арикалиду в I- II вв. существовала римская торговая фактория; следовательно, не исключено, что Соран мог заимствовать указанный метод из более ранних буддийских сочинений, в которых часто упоминается об удачных излечениях путем оперативного врачевания).

Искусство оперативного лечения (хирургия) в древней Индии было самым высоким в древнем мире. Сушрута считал хирургию «первой и лучшей из всех медицинских наук, драгоценным произведением неба (согласно легенде первыми хирургами были врачеватели неба - близнецы Ашвины) верным источником славы». Еще не имея представлений об антисептике и асептике, индийские врачеватели, следуя обычаям своей страны добились тщательного соблюдения чисготы во время операций. Они отличаюсь смелостью, ловкостью и отличным владением инструментами

Хирургические инструменты изготовлялись опытными кузнецами из стали, которую в Индии научились производить в глубокой древности заточенные так, чтобы ими можно бы-.10 легко разрезать волос, они хранились в. специальных деревянных корооках.

Врачеватели древней Индии производили ампутации конечностей лааротомии, камнесечения, грыжесечения, пластические операции. Они «умели восстанавливать носы, уши и губы потерянные или искалеченные в бою или по приговору суда. В этой области индийская хирургия опережала европейскую вплоть до XVIII в., когда хирурги Ост-Индской компании не сочли для себя унизительным учиться v индийцев искусству ринопластики», писал А. Бзшем.

Способ ринопластики, подробно описанный в трактате Сушруты, вошел в историю ^под названием «индийского метода». Кожный лоскут для формирования будущего носа вырезался на сосудистой ножке из кожи лба или щеки. Подобным способом выполнялись и другие восстановительные операции на лице.

В Индии издавна развивались г и-г и е н и ч е с к и е традиции. Большое значение придавалось личной гигиене, красоте и опрятности тела, чистоте жилища, влиянию климата и времен года на здоровье людей. Гигиенические навыки, выработанные эмпирическим путем, закреплены в «Предписаниях Млну»:

Никогда не следует есть пищу... больных, ни такую, на которой оказались волосы или насекомые, ни тронутую намеренно ногой... ни поклеванную птицей, ни тронутую собакой.

Надо удалять далеко от жилища мочу, воду, использованную для омовения ног, остатки пищи и воду, использованную при очистительных обрядах.

Утром надо одеться, искупаться, почистить зубы, натереть глаза коллириумом; и почтить богов.

Предупреждение болезней было одним из важнейших направлений индийского врачевания. Уже в глубокой древности делались попытки предупреждения заболевания оспой, широко распространенной в Индии.

Так, в тексте, который приписывается легендарному врачевателю древности Дханвантари (датируется V в. н. э.), говорится: «возьми с помощью хирургического ножа оспенную материю либо с вымени коровы, либо с руки уже зараженного человека, между локтем и плечом сделай прокол на руке другого человека до крови, а когда гной войдет с кровью внутрь тела, обнаружится лихорадка». (В Европе вакцинация против оспы была открыта английским врачом Э. Дженнером в 1796 г.).

Гигиенические традиции способствовали развитию медицинского дела. В империи Маурьев (IV- II вв. до н. э.) действовали строгие правила, запрещавшие выброс нечистот на улицы города и регламентировавшие место и способы сожжения трупов умерших; в сомнительных случаях гибели человека назначалось вскрытие; тело умершего подвергалось осмотру и покрывалось специальным маслом в целях предохранения от разложения. Были установлены также строгие наказания за подмешивание ядов в пищу, лекарства и благовония.

Во времена Ашоки (268-231 гг. до н. э.)-самого выдающего правителя древней Индии (см. рис. 28) при буддийских храмах строили богадельни и помещения для больных - дхарма-шала (лечебницы), которые- в Индии появились на несколько веков раньше, чем в Европе. Ашока поощрял также разведение лекарственных растений, сооружение колодцев, озеленение дорог.

Несколько позже, в период империи Гупт (IV-VI вв. н. э.)-золотой век индийской истории - в стране стали сооружать специальные дома для калек, увечных, вдов, сирот и больных. К этой эпохе относят деятельность Сушруты и его последователей.

Медицина древней Индии была тесно связана с религиозно-философскими учениями, среди которых особое место занимает йога. Она объединила в себе религиозную философию, морально-этическое учение и систему упражнений-поз (асаны). Большое внимание в йоге уделяется чистоте тела и своеобразному образу жизни. Учение йоги состоит из двух уровней: хатха-йога (физическая йога) и раджа-йога (овладение духом). В современной Индии йогой занимаются здоровые и больные (в клиниках йоготерапии) ; научно-исследовательские институты продолжают изучение этой древней эмпирической системы.

Положение врача в древней Индии было неодинаковым на этапах истории. В ведийский период занятие врачеванием не было предосудительным: даже Агнй и близнецы-Ашвины уважительно назывались чудесными лекарями. К концу древности, с развитием кастовой системы и общественного неравенства некоторые занятия (например, хирургией) стали считать ритуально «нечистыми». Однако в целом занятие врачеванием вызывало большое уважение.

Важную роль в развитии врачевания в древней Индии сыграли монастыри и монахи, среди которых было много сведущих лекарей. Все монахи имели некоторые познания в области медицины, так как оказывать лечебную помощь мирянам считалось высокой добродетелью.

Среди центров медицинского образования особое место занимает г. Таксила (инд. Такшашила). Согласно буддийской традиции, в нем в течение семи лет учился медицине Дживака (VI-V вв. до н.э.)-знаменитый врачеватель при дворе магадхского царя Бимбисары (по преданию Дживака лечил и Будду). После индийского похода Александра Македонского Таксила стала местом поселения греков, которые в конечном счете индианизировались и оказали свое влияние на развитие местной культуры.

Обучающийся медицине должен был овладеть всеми гранями врачебного искусства: «Врач, неискусный в операциях, приходит у кровати больного в замешательство, подобно трусливому солдату, впервые попавшему в сражение; врач же, умеющий только оперировать и пренебрегающий теоретическими сведениями, не заслуживает уважения и может подвергать опасности даже жизнь царей. Каждый из них владеет только половиной своего искусства и похож на птицу с одним только крылом»,- записано в «Сушру-таамхите».

По окончании обучения будущий Врачеватель произносил проповедь, которая. приведена в «Чарака-самхите»:

Если Вы хотите достичь успеха в своей деятельности, богатства и славы и небес после смерти... Вы должны всей душой стремиться к исцелению больного. Вы не должны предавать своих больных даже. ценою собственной жизни... Вы не должны пьянствовать, не должны творить зло или иметь злых товарищей... Ваша речь должна быть приятной... Вы должны быть рассудительны и всегда стремиться совершенствовать свои знания... Ни о чем из того, что происходит в доме больного человека, не следует говорить... никому, кто, пользуясь полученными знаниями, мог бы повредить больному или другому.

Записанная в I-II вв. н. э., эта проповедь несет характерные черты своего времени, однако по основным положениям она весьма схожа с Клятвой древнегреческих врачевателей (записанной в III в. до н. э.). Это свидетельствует о единых принципах врачебной этики в странах древнего мира.

Врачебная этика древней Индии неукоснительно требовала, чтобы врачеватель, «который желает иметь успех в практике, был здоров, опрятен, скромен, терпелив, носил коротко остриженную бороду, старательно вычищенные, обрезанные ногти, белую надушенную благовониями одежду, выходил из дома не иначе, как с палкой и зонтиком, в особенности же избегал болтовни...». Вознаграждение за лечение запрещалось требовать от обездоленных, друзей врача и брахманов; и наоборот, если зажиточные люди отказывались от уплаты за лечение, врачевателю присуждалось все их имущество. За неправильное лечение врачеватель выплачивал штраф в зависимости от социального положения больного.

В классический период традиционная индийская медицина достигла апогея своего развития. По времени этс совпадает с эпохой эллинизма и рас цветом Римской империи на Западе, с государствами которого древняя Индия имела торговые и культурные связи по сухопутным (с I тысячелетия до н. э.) и морским (со II в: до н. э.) путям. На протяжении всей истории индийская медицина оказывала и продолжает оказывать большое влияние на развитие медицины в различных регионах земного шара.

ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Древняя и самобытная цивилизация Индии сложилась в III тысячелетии до н. э. в пределах Индостанского субконтинента. В истории врачевания древней Индии четко прослеживаются три этапа:

1) индийская цивилизация (23-18 в до н э, долина реки Инд), когда на территории современного Пакистана сформировались первые в истории древней Индии рабовладельческие города-государства;

2) ведийский период (18-6 в до н э, долина р. Ганг), когда с приходом ариев центр цивилизации переместился в восточную часть субконтинента и началось составление «священных текстов», передаваемых в течение, длительного периода в устной традиции;

3)буддийский (5-3 вв до н э) и классический период (2 в до н э – 5 в н э) -время наивысшего расцвета традиционной культуры древней ИНДИИ. развитие земледелия, ремесел и торговли, подъем самобытной культуры, утверждение и распространение буддизма, успехи в различных областях знаний, широкое развитие торговых и культурных связей Индии со странами древнего мира, что принесло ей славу «Страны мудрецов».

Санитарное дело периода индийской цивилизации

Во второй половине III тысячелетия до н. э. в бассейне р. Инд сформировалась высокоразвитая городская культура, получившая впоследствии название – индийская цивилизация. Ее характерными чертами являются высокий уровень санитарного благоустройства городов. Водосточные трубы через толщу стены выходили в сточную систему города. Каждая улица и каждый переулок имели свой выложенный кирпичом канал для стока нечистот. Перед поступлением в каналы сточная вода и нечистоты проходили через отстойники и выгребные ямы покрытые плотно притертыми крышками. Устройству сточной системы значительно больше внимания, чем строительству жилых зданий. Высокое санитарное состояние древних городов позволяет сделать вывод об относительно высоком уровне и эмпирического врачевания.

Врачевание в ведийский период

Очагом цивилизации на этом этапе истории древней Индии явилась р. Ганг. Указания на врачебные знания сохранились в «Ригведе» и «Атхарваведе».В «Ригведе» упомянуты три недуга: проказа, чахотка, кровотечение. Некоторые разделы «Ригведы» содержат тексты об обрядах магического врачевания. В ведийский периодлюди поклонялись медицинским божествам. В древнеиндийской мифологии были и злые демоны, которые приносили людям несчастья, болезни, разорение, лишали потомства. Так, в «Атхарваведе» болезни или связываются, со злыми духами, или расцениваются как наказание богов; излечение недугов объяснялось действием жертвоприношений, молитв и заклинаний. Вместе с тем «Атхарваведа» отражает и практический опыт народа в использовании лекарственных растений, действие которых в то время понималось как целебная сила, противодействующая злым духам. В конце ведийского периода древнеиндийское общество окончательно подразделилось на четыре основных сословия: брахманы (т. е. жрец), кшатрии (т. е. военная знать и члены царских родов), вайшьи (т. е. главным образом земледельцы и скотоводы) и шудры (sud-га - бесправные бедняки). Каждая из варн состояла из множества каст и подкаст. существовало пятое, самое низкое сословие - парии (неприкасаемые), используемые на самых неприятных и унизительных работах.

Врачевание классического периода

Основные направления традиционной древнеиндийской медицины классического периода отражены в двух выдающихся памятниках древней аюр-ведической письменности: «Чарака-самхита» и «Сушрута-самхнта».Более ранняя «Чарака-самхита» посвящена лечению внутренних болезней и содержит сведения более чем о 600 лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения. Об их применении сообщается в восьми разделах: лечение ран; лечение болезней области головы; лечение болезней всего организма; лечение психических заболеваний; лечение детских болезней; противоядия; элексиры против старческого одряхления; средства, повышающие половую активность. «Сушрута-самхита» в основном посвящена оперативному лечению; в ней описано более 300 операций, свыше 120 хирургических инструментов и не менее 650 лекарственных средств. Познания индийских врачевателей о строении тела человека были самыми полными в древнем мире.древние индийцы различали: перепонки, связки, кости и их классификацию, сухожилия, суставы, органы нервы. В данный период выявлялись и элементы естественно-научного знания. Человек рассматривался в тесной связи с окружающим миром из пяти стихий: земли, воздуха, огня, воды и эфира. Различное качество предметов объяснялось различной комбинацией мельчайших частиц ану («атомов»). Жизнедеятельность оргайизма рассматривалась через взаимодействие трех субстанций: воздуха, огня и воды (носителями которых в организме считались прана, желчь и слизь). Здоровье понималось как результат уравновешенного соотношения трех субстанций, правильного совершения жизненных отправлений тела, нормального состояния органов чувств и ясности ума, а болезнь - как нарушение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на человека пяти стихий. Сушрута разделял все болезни на естественные, связанные с природой, и сверхъестественные, посылаемые богами.

Диагностика болезней основывалась на подробном опросе больного и исследовании теплоты тела, цвета кожи и языка, выделений, шумов в легких, голоса и т. п. Сушрута описывает сахарное мочеизнурение, которое он определял по вкусу мочи. В трактате Сушруты описаны три стадии воспаления, признаками которого он считал: в первом периоде - незначительные боли; во втором - стреляющие боли, припухлость, местный жар, красноту и нарушение функции; в третьем - уменьшение "припухлости и образование гноя. Для лечения воспаления Сушрута предлагал местные лекарственные средства и хирургические методы.

Лечение направлялось на уравновешивание нарушенного соотношения жидкостей (субстанций), что достигалось, во-первых, диетой, во-вторых - лекарственной терапией (рвотные, слабительные, потогонные и т. п.), и в-третьих - хирургическими методами лечения, в чем древние индийцы достигли высокого совершенства.Приготовлением лекарств, ядов и противоядий (от змеиных укусов) занимались только врачеватели.

Родовспоможение в древней Индии считалось самостоятельной областью врачевания. В трактате Сушруты подробно изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильного образа жизни, описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, эмбриотомия (которая рекомендовалась в случаях невозможности поворота плода на ножку или головку), кесарево сечение (применявшееся после смерти роженицы для спасения младенца) и поворот плода на ножку.

Искусство оперативного лечения (хирургия) в древней Индии было самым высоким в древнем мире. Сушрута считал хирургию «первой и лучшей из всех медицинских наук, драгоценным произведением неба. Еще не имея представлений об антисептике и асептике, индийские врачеватели, следуя обычаям своей страны добились тщательного соблюдения чистоты во время операций. Хирургические инструменты изготовлялись опытными кузнецами из стали, которую в Индии научились производить в глубокой древности заточенные так, чтобы ими можно было легко разрезать волос. Врачеватели древней Индии производили ампутации конечностей, камнесечения, грыжесечения, пластические операции. Они «умели восстанавливать носы, уши и губы потерянные или искалеченные в бою или по приговору суда. Способ ринопластики, подробно описанный в трактате Сушруты, вошел в историю под названием «индийского метода». Кожный лоскут для формирования будущего носа вырезался на сосудистой ножке из кожи лба или щеки.

В Индии издавна развивались гигиенические традиции. Большое значение придавалось личной гигиене, красоте и опрятности тела, чистоте жилища, влиянию климата и времен года на здоровье людей. Гигиенические навыки закреплены в «Предписаниях Млну». Гигиенические традиции способствовали развитию медицинского дела. В империи Маурьев (IV- II вв. до н. э.) действовали строгие правила, запрещавшие выброс нечистот на улицы города и регламентировавшие место и способы сожжения трупов умерших; в сомнительных случаях гибели человека назначалось вскрытие; тело умершего подвергалось осмотру и покрывалось специальным маслом в целях предохранения от разложения. Были установлены также строгие наказания за подмешивание ядов в пищу, лекарства и благовония. Во времена Ашоки строили богадельни и помещения для больных.

Несколько позже стали сооружать специальные дома для калек, увечных, вдов, сирот и больных.

Медицина древней Индии была тесно связана с йогой. Большое внимание в йоге уделяется чистоте тела и своеобразному образу жизни. Учение йоги состоит из двух уровней: хатха-йога (физическая йога) и раджа-йога (овладение духом).

Важную роль в развитии врачевания в древней Индии сыграли монастыри и монахи, среди которых было много сведущих лекарей. Все монахи имели некоторые познания в области медицины, так как оказывать лечебную помощь мирянам считалось высокой добродетелью.

Среди центров медицинского образования особое место занимает г. Таксила (инд. Такшашила). Обучающийся медицине должен был овладеть всеми гранями врачебного искусства.эта проповедь несет характерные черты своего времени, однако по основным положениям она весьма схожа с Клятвой древнегреческих врачевателей.

Врачебная этика древней Индии неукоснительно требовала, чтобы врачеватель, «который желает иметь успех в практике, был здоров, опрятен, скромен, терпелив, носил коротко остриженную бороду, старательно вычищенные, обрезанные ногти, белую надушенную благовониями одежду, выходил из дома не иначе, как с палкой и зонтиком, в особенности же избегал болтовни...». Вознаграждение за лечение запрещалось требовать от обездоленных, друзей врача и брахманов; и традиционного китайского искусства врачеваниянаоборот, если зажиточные люди отказывались от уплаты за лечение, врачевателю присуждалось все их имущество. За неправильное лечение врачеватель выплачивал штраф в зависимости от социального положения больного.

ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ

Периодизация истории и врачевания

В истории врачевания древнего Китая различаются два больших периода: период становления (XVIII-III вв. до н. э.), когда преобладала устная традиция, и период империи Хань (III в. до и. э.- III в. н. э.), когда составлялись хроники Ханьской династии и записывались дошедшие до нас медицинские сочинения.

Философские основы китайской медицины

Учение древних китайских философов о материальном мире порождает две противостоящие субстанции - женское (инь) и мужское начало (ян); взаимодействие и борьба этих начал порождают пять стихий (у син): воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых возникает все многообразие материального мира - «десять тысяч вещей» (вань у), включая человека. Человек - часть природы, часть великой триады Небо - Человек - Земля, и находится в гармонии с окружающим миром.

Стихийно-материалистические воззрения древних китайских философов легли в основу традиционной китайской медицины. Строение тела – каждый орган соотносился с субстанциями инь и ян. Органы ин выполняют ф-ии сохранения и не отдают хранящееся в себе в-во а органы ян наоборот (например желудок, кишечник). Анатомические познания были скромны, так как вскрытия были запрещены изза принятия конфуцианства. Представление о здоровье – здоровье это есть состояние равновесия инь и ян в организме а болезнь это нарушение этого соотношения.Различные соотношения этих нарушений объединялись в несколько синдромов, которые подразделялись на две группы: синдром избытка - ян и синдром недостатка - инь. Многообразие заболеваний объяснялось широтой взаимодействия организма с окружающим миром и природой, особенностями самого организма, длительным пребыванием в одном из эмоциональных состояний (гнев, радость, печаль и т д) и другими естественными причинами.

Традиционная китайская медицина

Искусство диагностики в древнем Китае основывалось на следующих методах обследования больного: осмотре кожи, глаз, слизистых и языка; определении общего состояния и настроения больного; выслушивании звуков, возникающих в теле человека, определении его запахов; подробном опросе больного; исследовании пульса; давлении на активные точки. Исторические хроники Хань-ской династии повествуют о чудесных исцелениях, которые осуществляли БяньЦюе и его ученики, искусно применяя иглоукалывание и прижигание, массаж и местные лекарственные средства. Одним из величайших достижений философской мысли древнего Китая является представление о круговом движении крови и пульсе.Обследуя больного, они изучали пульс не менее чем в девяти точках и различали до 28 видов пульса.со временем метод исследования пульса превратился в стройное учение о пульсе, которое явилось вершиной диагностики в древнем Китае.

Характерной особенностью традиционной китайской медицины является чжэнь-цзю терапия (кит. чжэнь-иглоукалывание; лат. acupunctura; кит. цзю - прижигание). Эмпирические корни этого метода уходят в глубокую древность, когда было замечено, что уколы, порезы или ранения в определенных точках тела приводят к исцелению некоторых недугов. Так, на основе длительных наблюдений философы и врачеватели древнего Китая пришли к выводу о существовании «жизненных точек», раздражение которых способствует регуляции жизненных процессов. Они полагали, что через отверстия, проделанные в «жизненных точках», восстанавливается нарушенное равновесие Инь-ян начало Ян выходит из тела больного в случае -его избытка или входит в тело в случае его недостатка, в результате чего болезнь исчезает.

Первые иглы для акупунктуры были каменными. Они имели тончайшее отверстие по которому, как полагали, движется начало ян. Впоследствии иглы стали изготовлять не только из кремния или яшмы, но также из кости, бамбука, а позднее и из металлов: бронзы, серебра (рис. 36), золота, платины и нержавеющей стали. С развитием этого метода наметилась специализация игл я их деление на виды. В трактате «Нэйцзин» описано девять разновидностей игл.

Богатое разнообразие игл говорит о широте метода иглоукалывания в древности: он использовался для лечения и предупреждения болезней, для обезболивания во время операций, а также в сочетании с массажем и методом прижигания, т. е. тепловым воздействием на «жизненные точки» посредством зажженных сигарет, начиненных сухими листьями лекарственных растений.

В древнем Китае существовало несколько методов прижигания. Прямое прижигание проводилось при непосредственной близости горящей сигареты от тела. При методе непрямого прижигания сигарета была на некотором расстоянии от точки воздействия, а между сигаретой и телом могли помещаться лекарственные вещества. Прижигание теплыми иглами сочетало в себе и иглотерапию, и прижигание: сигарета закручивалась вокруг иглы и зажигалась, когда игла находилась в тканях; таким образом достигался комбинированный эффект (действие иглы и тлеющего лекарственного растения).

Лекарственное врачевание в древнем Китае достигло высокого совершенства. Из народной китайской медицины вошли в мировую практику: из растений -жэньшень, лимонник, камфора, чай, ревень, смола; из продуктов животного происхождения- панты оленя, печень, желатина; из минеральных веществ - железо, ртуть, сера и т. д. В 502 г. была создана первая из известных в мире китайская фармакопея, в семи книгах которой дано описание 730 видов лекарственных растений. В древнем Китае существовали учреждения, которые сегодня называются аптеками.

Первые специальные медицинские школы появились в Китае также лишь в средние века (с VI в.). До этого времени знания о традиционном врачевании передавались по наследству или в узком кругу посвященных.

Развитие оперативного лечения в древнем Китае (как и вскрытие человеческих трупов) было стес-. нено религиозными запретами.

Крупнейшим хирургом древнего Китая считается ХуаГо. (141-208), который прославился как искусный диагности знаток чжэнь-цзю терапии. Он успешно лечил переломы, производил операции на черепе, грудной и брюшной полостях. Для обезболивания во время операций Хуа То применял метод иглоукалывания, достигая желаемого результата введением одной или двух игл.

Сильной стороной древней китайской медицины было предупреждение болезней. Еще в трактате «Нэйцзин» отмечалось: «Задачи медицины состоят в том, чтобы излечивать больных и укреплять здоровье здоровых».

Издавна важными лечебно-предупредительными мероприятиями в древнем Китае были массаж, лечебная гимнастика, основанная на подражании аисту, обезьяне, оленю, тигру и медведю, дыхательная гимнастика, которая использовалась в народе для сохранения здоровья и достижения долголетия.

Имеются данные о широком внедрении вариоляции с целью предупреждения заболевания оспой. Так, по преданию в XII в. до н. э. во время эпидемии оспы китайские врачеватели пытались предотвратить распространение заболевания втиранием в ноздри здоровых детей корочек оспенных пустул.

Первые воспоминания о государстве, расположившемся в долине благодатной реки Инд, относятся к 3 тысячелетию до н. э. Священная река дала название огромной стране Индии, которая не уступает по величине своего культурного наследия таким очагам цивилизации, как Древний Египет и государства Месопотамии.

В долине Инда строились дома четко по разработанному плану. В самых нужных местах рыли колодцы, которые обкладывались обожженным кирпичом. Кирпич использовали при возведении стен домов. В сточную систему города выходили водосточные трубы. Нигде больше не известна подобная древняя цивилизация, оборудованная такой функциональной системой водоотвода.

Но такие высокоразвитые санитарно-технические сооружения нехарактерны для последующих периодов развития Древней Индии, далее наблюдается только снижение архитектурных разработок. Учение считают, что это связано с катаклизмами: засухами и наводнениями, а также с истощением внутренних ресурсов.

Но речь сегодня не о становлении Индии как государства, а о развитии медицины этой страны. Где лучше всего развивалась фармация и медицина древнего мира? Индия, Китай - именно здесь берут свое начало первые медицинские знания. Некоторые из них вызывают восхищение и в современном мире. Многие актуальны и сегодня.

Формирование древнеиндийских философских знаний

Во 2 тыс. до н. э. формируются первые древнеиндийские философские представления. До наших дней они дошли в виде литературных памятников, которые получили общее название «Веды». Здесь собраны древние гимны, песнопения, заклинания и прочее. Веды - первая попытка человека по-философски истолковать окружающую среду. Хотя здесь можно найти наполовину мифическое и суеверное толкование окружения человека, но этот труд является первым предфилософским источником.

В смешались разнообразные взгляды, где просматриваются идеалистичные и материалистические тенденции. В основном здесь содержится основная идея о мировой душе, которая находится в процессе саморазвития. Именно мировая душа побуждает первоматерию к созданию материального мира, в том числе человека. Древней Индии были нераздельны. Считалось, что человеческое тело является внешней оболочкой бессмертной души, которая есть часть мирового духа. Недостатком духовной сущности является чрезвычайная привязанность к миру материализма, поэтому от природы человек несовершенен. В этом и причины его телесных проблем.

Китайская медицина относительно философских учений

Достижения индийской медицины оказали влияние на медицину Китая. Для древнекитайской философии свойственен путь развития от поклонения природным стихиям до конструктивных религиозно-философских структур - конфуцианства и даосизма, а также до натурфилософии. Понятие о развитии мира китайскими философами заложили основы медицины и понятия причин болезни. Из очень глубокой древности стали формироваться представления об анатомии. Но во 2 веке до н. э. произошло утверждение конфуцианства, поэтому рассечение трупов попало под запрет. По убеждениям Конфуция, человеческое тело должно оставаться нетронутым и быть возвращено родителям в сохранности. Поэтому познания об анатомических особенностях организма у древних китайцев отставали от представлений древних индусов.

Представления о болезнях и здоровье в Древнем Китае основывались на традиционных понятиях философии. Традиционная китайская медицина связывала человеческие органы с первоосновами инь или янь. Инь отвечала за здоровье органов-цзан - сердца, печени, легких, селезенки и почек. Янь отводилось шесть органов-фу: желудок, желчный и мочевой пузыри, толстая и тонкая кишка и три обогревателя. Обогревателями называли систему для поддержки внутренней теплоты, зависящую от пищеварения, дыхания и мочеотделения. В человеческом организме инь и янь должны находиться в гармонии, а при болезни равновесие нарушалось.

Зарождение врачевания в ведийскую эпоху

Особенности медицины в ведийскую эпоху малоизвестны. Есть скудные данные в «Ригведе» о трех заболеваниях: чахотке, проказе и кровотечениях. В отдельных разделах «Ригведы» описываются магические обряды врачевания. Для ведийского периода свойственно переплетение лечебных познаний с магическими обрядами и религиозными верованиями.

Мифологические персонажи в ведийской религии связаны с понятиями о здоровье, болезнях и врачевании. Все представления древних индусов описаны в «Атхарваведе». Здесь собран весь народный опыт по исцелению травами, но для излечения от болезни необходимо молиться, произносить заклинания и приносить жертвоприношения. Бхишадш, или «изгоняющий бесов», - самое первое обозначение индийского врачевателя. Постепенно заклинатель превратился в целителя, но название осталось прежним. Также кардинально изменились понятия о причинах заболеваний.

Аюрведические познания

Развитие медицины в Древней Индии началось в начале нашей эры. Тогда появилась система врачевания аюрведа, или «учение о долгой жизни». Небольшая группа людей - вайдьями - наметила первые опыты в целительстве и врачевании. Они были детьми природы, проживали среди гор и лесов. Вайдьями тесно связывали человека с Вселенной, считали его частицей космической энергии, по их мнению, человек воплощает в себе пять первоэлементов, а также высшие силы и стихии. Они подметили зависимость людей от лунных циклов, а также считали, что у каждого органа в человеческом организме существует аналог среди животных или растений.

Аюрведа получила очень широкое признание и постепенно распространилась на территории Востока. Аюрведическое знание постепенно изменялось, но существовало везде. Иногда его относят к китайской медицине, но это неверно. Индийский философ в своем труде дает практические советы и описывает акупунктуру, или иглоукалывание. Очень давно, еще во время Дханвантари, при лечении болезней пользовались приемом акупунктуры и гирудотерапией, то есть применением пиявок, также делали пластические операции и проводили трансплантацию органов. Для аювердических приемов в лечении широко использовали многокомпонентные травяные сборы. Каждое растение занимает определенную нишу и применяется для достижения желаемого результата.

Первые понятия о жизнедеятельности организма

Медицина Древней Индии в классический период истории страны меняет представления о происхождении заболеваний. Происходит новый виток в развитии медицины - отброшены в прошлое сверхъестественные причины возникновения болезней, которые господствовали в ведический период. Отныне человек рассматривался как частица окружающей среды. Теперь, по представлениям древних индусов, он состоял из стихии огня, земли, воды, эфира и воздуха. Функционирование организма связывали со связью между собой огня, воздуха и воды, которые переносили три жидкости: желчь, ветер и слизь (желчь — между пупком и сердцем, ветер — ниже пупка, слизь — выше сердца). Три жидкости и пять стихий вместе образовали 6 органических продуктов человеческого организма: мышцы, кровь, кости, мозг, жировую прослойку и мужское семя.

Ветер переносит прохладу и свежесть, звук и потоки воздуха. Он в организме отвечает за выделения, пищеварение, кровообращение и обмен веществ. Если ветер замедляется, то циркуляция соков и веществ приостанавливается и нарушается нормальная жизнедеятельность организма.

Медицина Древней Индии базируется на следующих знаниях:

  • Флегма в человеке и космосе представляла собой мягкие вещества, она действовала, словно смазка, покрывала все неровные и шероховатые поверхности, отвечала за движение и взаимодействие.
  • Желчь - это огненная стихия, отвечающая за температурный режим в организме, за активность сердечной мышцы и за нормальную деятельность пищеварительного тракта.
  • При нарушении взаимодействия и нормального потока слизи, ветра и желчи начиналось заболевание. Его тяжесть и серьезность определялась степенью дисбаланса между тремя самыми важными первоэлементами.

Причины стремительного развития медицины в Древней Индии

В чем особенности развития медицины в Древней Индии? Не зря она получила второе название - страна мудрецов, ведь она всегда славилась врачевателями, которые стали известны далеко за пределами родной земли. Из буддийских преданий сквозь призму веков дошли сведения о древних целителях: Чараке, Дживаке и Сушруте.

К памятникам аюрведической литературы того времени относят «Сушрута-самхита» и «Чарвака-самхита». Первая из них является самым древним трактатом о хирургии, где описано проведение более 300 операций, рассказано о 120 медицинских инструментах и 650 лекарственных средствах.

Древнеиндийские врачеватели обладали самыми обширными знаниями о строении человеческого тела. Религиозные каноны не ставили под запрет исследование трупов, достаточно было искупить свои действия взглядом на солнце, прикосновением к священной корове или воспользоваться ванной для очищения.

Огромный вклад в развитие медицины врачевателя Сашутры

Конфуцианство и медицина Древней Индии во времена врачевателя Сашутры уже не имели ничего общего, так как начала развиваться хирургия. А Конфуций, как мы помним, был против нарушения целосности человеческого тела. Для Сашруты хирургия стала первой и самой выдающейся медицинской наукой. При нем индусы освоили изготовление хирургического инструментария из стали в отличие от других народов, применяющих для изготовления приборов бронзу и медь. Древние кузнецы умели их делать острыми, удобными в руке и способными расщепить волос. В названиях инструментов упоминались тигры, медведи, львы, олени, волки и множество видов насекомых. Их зубы, хоботы и когти стали образцом для скальпелей, игл и щипцов. А перед операцией хирург просил силы у этих животных, но не забывал обеззаразить инструменты прокаливанием на огне, мытьем горячей водой и соками специальных растений.

Древнеиндийские хирурги при переломах пользовались неподвижными повязками, вытяжениями и бамбуковыми шинами; сшивали края ран пеньковыми и льняными нитями; кровотечения останавливали холодом и золой; по особой методике лечили язвы, опухоли и ожоги. Еще тогда начали для болеутоления пользоваться беленой, вином, гашишем, опиумом и индийской коноплей.

Индийские хирурги успешно проводили пластические операции на лице. Они занимались восстановлением губ, носа и ушей (их теряли по приговору суда или в драке).

В трактате Сушруты детально описан способ ринопластики, который получил название «индийский метод» и с некоторыми изменениями успешно применяется до наших дней. В древнеиндийских текстах можно ознакомиться с методикой выполнения операции по удалению катаракты.

Медицина Древней Индии: школы врачевания

С удивлением можно узнать о передовой на то время школе Сушруты, в которой были специальные лаборатории, где изготавливались лекарственные средства, операционные залы, а также отдельно отведенные комнаты для теоретических и практических занятий. При обучении у Сушруты последователям надлежало пользоваться приспособлениями, напоминающими больные органы. Для ознакомления с пусканием крови использовали отростки водяных лилий, на плодах панаса учились извлечению твердых тел, искусству перевязок тренировались на макетах. При обучении врачеванию ученик должен был изучить философию, фармакологию, ботанику, химию, биологию, а также овладеть врачебными навыками.

Становление профессии врача в Древней Индии

Отношение к врачу в Древней Индии было неоднозначным на протяжении всей истории. В ведийский период профессия врачевателя пользовалась уважением и почитанием. Но при развитии кастовой системы ситуация кардинально изменилась, при появлении неравенства некоторые занятия занесли в разряд нечистых, а тех, кто ими занимается, объявили неприкасаемыми. В эту категорию попали врачеватели, рядом с ними оказались акробаты, плотники и те, кто ухаживает за лошадьми. Но все же из древних текстов можно узнать, что занятие врачеванием было в почете.

Среди ведущих лекарей Древней Индии оказались монахи, а сами монастыри стали центрами врачевания. Для монахов было позволительно оказывать медицинскую помощь нуждающимся, в этом было их предназначение и благодать.

Йога - способ заглянуть в себя

Медицина Древней Индии переплелась с религиозно-философскими учениями, особенно с йогой. Она соединила в себе морально-этическое учение, религиозную философию и комплекс тренировок (асаны). Для постижения учения необходимо пройти двухуровневую подготовку: постижение духа и физическую йогу. Для психического и физического здоровья надлежит содержать тело и мысли в чистоте, а также уметь полностью расслабляться. Йога до сих пор пользуется небывалой популярностью и имеет множество последователей.

Древнеиндийские центры врачевания

Медицина Древней Индии (кратко история становления представлена вашему вниманию в статье) на то время предусматривала своеобразные центры врачевания. Город Таксила являлся одним из центров медицинского образования на территории Древней Индии. Ученик должен был досконально обладать не только теоретическими знаниями, но и смело ими пользоваться на практике. После обучения учитель собирал своих учеников вместе, чтобы произнести специальное наставление.

Непосредственно право на врачевание должен выдавать раджа. Он и занимался наблюдением за работой врачей, и следил за соблюдением врачебной этики. Врачу надлежало всегда быть опрятным и чистым, носить надушенную одежду, коротко стричь бороду, всегда содержать ногти в порядке, выходить из дома с зонтиком и палкой, а самое главное, никому не рассказывать о состоянии своих пациентов. Существовали правила, по которым врач не брал плату с бедняков, брахманов и друзей. А если зажиточный человек отказывался платить, с него взимали часть имущества. За неправильно назначенное лечение надлежало выплатить штраф.

Древней Индии рассказывает о том, что для древнеиндийской культуры основной отличительной чертой являлося почитание знаний. Из многих стран именно в Индию приезжали набраться опыта молодые врачеватели. В городах открывались университеты, где уделяли внимание изучению астрономии, математики, астрологии, религиозно-философских текстов, санскрита и медицины.

История медицины Древней Индии кратко изложена в этом материале. Надеемся, что информация была интересна и полезна для вас.