Матрена в произведении матренин двор. Образ и характеристика Матрены в рассказе Матрёнин двор Солженицына сочинение

Меню статьи:

Вы, пожалуй, не раз встречали таких людей, которые готовы трудиться во всю силу во благо других, но при этом остаются изгоями в обществе. Нет, они не деградированы ни морально, ни психически, но какими бы ни были их поступки хорошими – их не ценят. Об одном таком персонаже рассказывает нам А.Солженицын в рассказе «Матренин двор».

Речь идет о главной героине повествования. С Матреной Васильевной Григоревой читатель знакомиться в уже преклонном возрасте – ей было около 60 лет, когда мы впервые ее видим на страницах рассказа.

Аудио версия статьи.

Дом и двор ее постепенно приходят в запустение – «изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-томогучие, и проредилась их обвершка».

Хозяйка их часто болеет, несколько дней не может встать, но когда-то все было по-другому: все строилось с учетом большой семьи, качественно и добротно. Тот факт, что сейчас здесь живет лишь одинокая женщина уже настраивает читателя на восприятия трагизма жизненной истории героини.

Молодость Матрены

О детстве главной героини Солженицын ничего не рассказывает читателю – основной акцент рассказа заключен на периоде ее молодости, когда и были заложены основные факторы ее дальнейшей несчастливой жизни.



Когда Матрене было 19 лет, к ней посватался Фаддей, на тот момент ему было 23. Девушка согласилась, но свадьбе помешала война. Вестей о Фаддее не было долго, Матрена его верно ждала, но ни вестей, ни самого парня не дождалась.В се решили, что он погиб. Его младший брат – Ефим предложил Матрене выйти замуж за него. Матрена не любила Ефима, поэтому не соглашалась да и, пожалуй, надежда на возвращение Фаддея не покинула ее окончательно, но ее все же уговорили: «умная выходит после Покрова, а дура – после Петрова. Рук у них не хватало. Пошла я». И как оказалось зря – на Покрову вернулся ее возлюбленный – он попал в венгерский плен и поэтому о нем не было никаких известий.

Новость о женитьбе брата и Матрены для него стала ударом – он хотел было изрубить молодых, но понятие того, что Ефим – его брат, остановила его намерения. Со временем он простил их за такой поступок.

Ефим с Матреной остались жить в родительском доме. В этом дворе и сейчас живет Матрена, все постройки здесь сделаны свекром.



Фаддей долго не женился, а потом нашел себе другую Матрену – у них шестеро детей. У Ефима же тоже родилось шестеро детей, но ни один из них не выжил – все умерли до трехмесячного возраста. Из-за этого, все в селе начали считать, что на Матрене сглаз, ее даже возили к монахине, но положительного результата добиться не удалось.

После смерти Матрены Фаддей рассказывает о том, что его брат стыдился жену. Ефим предпочитал «одеваться культурно, а она - кое-как, всё по-деревенски». Когда-то братьям пришлось вместе работать в городе. Ефим там изменял своей жене: сударку завел, к Матрене и возвращаться не хотел

Новое горе пришло к Матрене – в 1941 Ефима забрали на фронт и он оттуда уже не вернулся. Погиб Ефим или нашел себе другую – наверняка не известно.

Так и осталась Матрена одна: «не понятая и брошенная даже мужем своим».

Жизнь в одиночестве

Матрена была доброй и общительной. Она поддерживала общение с родней мужа. Жена Фаддея тоже часто приходила к ней «жаловаться, что муж её бьёт, и скаред муж, жилы из неё вытягивает, и плакала здесь подолгу, и голос-то всегда у неё был на слезе».

Матрена жалела ее, ее саму муж ударил только однажды – в качестве протеста женщина ушла прочь – после такого уже не повторялось.

Учитель, живущий на квартире с женщиной, считает, что, вполне вероятно, жене Ефима повезло больше, чем супруге Фаддея. Жена старшего брата всегда была жестоко бита.

Жить без детей и мужа Матрене не хотелось, она решается попросить у «у той второй забитой Матрены - чрева ее урывочек (или кровиночку Фаддея?) - младшую их девочку Киру. Десять лет она воспитывала ее здесь как родную, вместо своих невыстоявших». На момент повествования, девушка живет вместе со своим мужем в соседней деревне.

Матрена усердно работала в колхозе стоимости «не за деньги – за палочки», в общей она проработала 25 лет, а потом все-таки ей, несмотря на хлопоты, оформить себе пенсию.

Матрена усиленно трудилась – ей нужно было и торф заготовить на зиму и брусники насобирать (в удачные дни, она «приносила по шесть мешков» за день).

брусники. Еще нужно было заниматься заготовкой сена для козы. «Брала она с утра мешок и серп и уходила (…)Набив мешок свежей тяжёлой травой, она тащила её домой и во дворике у себя раскладывала пластом. С мешка травы получалось подсохшего сена – навильник». Кроме того, она еще и умудрялась помогать другим. По своему характеру, она не могла никому отказать в помощи. Часто случалось так, что кто-то из родственников или просто знакомых просили ее помочь выкопать картошку – женщина «покидала свой черёд дел, шла помогать». После сбора урожая, она вместе с другими женщинами, впрягалась в соху вместо лошади и пахала огороды. Денег за свою работу она не брала: «уж поневоле ей вопрятаешь».

Раз в полтора месяца у нее случались хлопоты – нужно было готовить ужин для пастухов. В такие дни Матрена шла за покупками: «покупала рыбные консервы, расстарывалась и сахару и масла, чего не ела сама». Такие были здесь порядки – нужно было кормить как можно лучше, иначе бы ее выставили посмешищем.

После оформления пенсии и получение денег за сдачу жилья жизнь Матрены становится значительно проще – женщина «заказала себе новые валенки. Купила новую телогрейку. И справила пальто». Ей даже удалось отложить 200 рублей «себе на похороны», которых, к слову, не пришлось долго ждать. Матрена принимает активное участие в переносе горницы из своего участка родственникам. На железнодорожном переезде она бросается помочь вытащить застрявшие сани – идущий поезд сбивает ее и племянника насмерть. Скинули мешок, чтоб обмывать. Всё было месиво – ни ног, ни половины туловища, ни левой руки. Одна женщина перекрестилась и сказала:

– Ручку-то правую оставил ей Господь. Там будет Богу молиться.

После смерти женщины все быстро забыли ее доброту и начали буквально в день похорон делить ее имущество и осуждать жизнь Матрены: «и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась, глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить Матрёну выпал – некого было дозвать огород вспахать на себе сохою)».

Таким образом, жизнь Матрены была полна неприятностей и трагедий: она лишилась и мужа и детей. Для всех она была странной и ненормальной, потому что не пыталась жить как все, а сохранила веселый и добрый нрав до конца своих дней.

Жизнь Матрены в рассказе “Матренин двор” А. Солженицына в цитатах

5 (100%) 3 votes

ОБРАЗ ПРАВЕДНИКА В РАССКАЗЕ А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА «МАТРЁНИН ДВОР»

1.Вступление.

История создания рассказа А. И. Солженицына «Матрёнин двор» .

2. Основная часть. Матрёна — образец праведника в рассказе.

2.1 История жизни Матрёны.

2.2 Матрёна и односельчане.

2.3 Смерть Матрёны.

3. Заключение.

Праведник — особый человек.

Рассказ Александра Исаевича Солженицына «Матрёнин двор» был написан в 1959 году и через несколько лет опубликован в журнале «Новый мир». Первоначально рассказ должен был называться «Не стоит село без праведника», Само произведение написано в рамках так называемой «деревенской» прозы. Жизнь деревни и её обитателей составляет содержание подобных произведений. Их отличают простой язык, внимание к бытовым деталям, подробности в описании деревенского жизненного уклада. Однако А. И. Солженицын этим не ограничивается. Его рассказ несёт более глубокий смысл: в нём создан образ человека, который живёт не для себя, а для других, образ праведника.

Повествование ведётся от лица рассказчика, который поселяется в деревне Тальново. Он снимает комнату у одинокой пожилой женщины Матрёны. Читатель узнаёт подробности жизни героини. Детально описан дом Матрёны (большие фикусы в кадках по всей просторной избе) и его обитатели: колченогая кошка, мыши, тараканы. Ещё в хозяйстве есть коза. Женская судьба Матрёны Васильевны не сложилась: вышла замуж за нелюбимого, не дождавшись с войны жениха. Её жизнь вертелась вокруг хозяйства и огорода.

Героиня всю жизнь проработала в совхозе за «палочки-трудодни», пенсии ей не полагается. Матрёна Васильевна одинока. Она потеряла мужа и похоронила детей: из шестерых ни один не дожил до трёх месяцев. У неё осталась только воспитанница Кира, которая вышла замуж и уехала. Несмотря на одиночество и перенесённые невзгоды, Матрёна не утратила жизнелюбия и бодрости духа. Она всегда готова прийти на помощь односельчанам бескорыстно и искренне.

Матрёна всей душой откликается на чужое горе. Любовь к труду — основное качество героини. «У неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картофель. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетёным кузовом — по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланяясь, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрёна уже просветлённая, всем довольная, со своей доброй улыбкой».

Доброта Матрёны Васильевны не показная, а искренняя. Поэтому она отдаёт воспитаннице Кире и её мужу свою горницу, хотя для этого пришлось сломать крышу её дома. «Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда. Ни добра своего не жалела Матрёна никогда. И горница всё равно была завещана Кире. Но жутко ей было начинать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет … А для Матрёны было это — конец жизни».

Безотказная героиня помогает в колхозе вывозить навоз, помогает соседям в пахоте и уборке урожая, не принимая никакой платы за свой труд. Часто у Матрёны не остается ни сил, ни времени для собственного хозяйства. Отзывчивость и милосердие определяют характер и судьбу героини. Именно стремление Матрёны помочь другим и стало причиной её гибели. Но и после смерти никто не вспомнил о добром нраве и трудолюбии героини.

Родственники принялись делить нехитрое наследство Матрёны. И только рассказчик сожалел о её смерти и испытывал душевную боль: «Нет Матрёны. Убит родной человек». Героиня осталась непонятой даже близкими людьми: «За обзаводом не гналась … даже поросенка не держала … и, глупая, помогала чужим людям бесплатно» .

«Матренин двор». Старая деревенская женщина, которая живет одна и не получает ни от кого поддержки, но сама постоянно и бескорыстно помогает людям.

История создания

Рассказ «Матренин двор» Солженицын написал в 1959 году, а первая публикация состоялась в 1963 году в литературном журнале «Новый мир». Солженицын первоначально дал рассказу название «Не стоит село без праведника», однако редакция журнала настояла на изменении названия, чтобы не столкнуться с проблемами со стороны цензуры.

Работать над рассказом писатель начал летом 1959 года, когда гостил у друзей в одном из крымских поселков. К зиме рассказ уже был окончен. В 1961 году автор отправил рассказ Александру Твардовскому, главному редактору журнала «Новый мир», но тот посчитал, что рассказ в печать выпускать нельзя. Рукопись обсудили и на некоторое время отложили в сторону.

Тем временем вышел рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича», который имел большой успех у читающей публики. После этого Твардовский решил еще раз обсудить с редакцией возможность выпуска «Матрениного двора», и рассказ стали готовить к печати. Название рассказа было заменено перед публикацией по настоянию главного редактора, однако это не спасло текст от волны споров, которая поднялась в советской прессе после выхода журнала.


Иллюстрация к рассказу Солженицына "Матренин двор"

Творчество Солженицына долгое время замалчивалось, и только в конце 80-х годов ХХ века тексты писателя снова начали публиковаться в СССР. «Матренин двор» стал первым рассказом Солженицына, который был опубликован после большого перерыва. Рассказ вышел в журнале «Огонек» в 1989 году громадным тиражом в три миллиона экземпляров, однако публикация не была согласована с автором, поэтому Солженицын назвал ее «пиратской».

Рассказ «Матренин двор»

Полное имя героини - Матрена Васильевна Григорьева. Это одинокая женщина шестидесяти лет, бедная вдова, в доме которой не было даже радио. Когда Матрене было 19 лет, к ней посватался соседский парень Фаддей, однако свадьба не состоялась, потому что началась Первая мировая война, Фаддея забрали воевать, и тот пропал без вести.


Через три года героиня выходит замуж за Ефима, младшего брата Фаддея. И уже после свадьбы внезапно выясняется, что Фаддей жив - тот возвращается домой из плена. Скандала, однако, не выходит. Фаддей прощает брата и несостоявшуюся жену и женится на другой девушке.

Муж Матрены пропал в начале Второй мировой войны, и с той поры на момент рассказа прошло уже двенадцать лет. При этом Ефим, вероятно, не погиб, а попросту воспользовался ситуацией, чтобы не возвращаться к нелюбимой жене, и после войны жил где-то в другом месте с другой женщиной.

У Фаддея остается младшая дочь Кира, которую одинокая Матрена берет на воспитание. Девочка живет у героини десять лет, и та заботится о Кире, как о родной, а незадолго до появления съемщика выдает замуж в другое село за молодого машиниста.


Героиня живет одна в деревне Тальново где-то в средней полосе СССР. Никто не помогает пожилой женщине, Матрене не с кем поговорить. В свое время у героини было шестеро детей, но те один за другим поумирали еще в младенчестве.

Единственным человеком на всю деревню, с которым Матрена общалась, была подруга Маша. Они близко дружили еще со времен юности. Маша была искренне привязана к Матрене и приходила ухаживать за козой и избой, когда сама героиня недужила. Из родственников у Матрены остались три младшие сестры, которые мало интересовались судьбой героини.

Героиня носит «неопределенное темное тряпье» и «старческие слинявшие платочки», выглядит больной и замученной. У Матрены кругловатое морщинистое лицо нездорового желтого цвета и мутные блекло-голубые глаза. Время от времени с героиней приключаются приступы неизвестной болезни, когда Матрена двое-трое суток не может встать с постели и даже пошевелиться. В такие периоды героиня не ест и не пьет, никакой медицинской помощи не получает, однако и не жалуется на тяжелое состояние, просто пережидая очередной «приступ».


Героиня до последнего работала в колхозе, и отпустили Матрену оттуда, только когда та совсем разболелась. При этом старушке не платили пенсию, возможности заработать у Матрены не было, а родственники вспоминали о героине редко и практически не помогали. Жизнь героини наладилась, когда у нее появился съемщик - собственно, рассказчик, от лица которого ведется повествование. Рассказчик платит героине за постой, плюс той же зимой Матрене впервые в жизни начинают выплачивать пенсию, и у старушки появляются деньги.

Разжившись деньгами, героиня заказывает новые валенки, покупает телогрейку и из ношеной железнодорожной шинели заказывает пошить пальто у деревенского портного. Тот шьет героине «славное пальто» на ватной подкладке, какого «за шесть десятков лет» героиня ни разу не видела.

Дом у героини старый и небольшой, однако рассказчику в нем вполне хорошо. В доме женщина держит множество фикусов в горшках и кадках, которые «заполняют одиночество» героини.


Иллюстрации по мотивам рассказа "Матренин двор"

При всем своем одиночестве Матрена по характеру общительная женщина, простая и сердечная, тактичная и деликатная. Героиня не досаждает съемщику расспросами и не мешает работать по вечерам. Рассказчик отмечает, что Матрена даже ни разу не спросила, был ли тот женат. Хлопоча по дому, Матрена старается не шуметь, чтобы не побеспокоить постояльца.

Героиня живет скромно и в ладах с собственной совестью. При этом Матрена мало интересуется хозяйством и не стремится обустраивать дом. Не держит скотину, потому что не любит ее выкармливать, не бережет вещи, однако и не стремится их приобретать, равнодушна к одежде и собственному внешнему образу. Из всего хозяйства у Матрены были только грязно-белая коза и кошка, которую героиня приютила из жалости, потому что кошка была старой и колченогой. Козу героиня доит и добывает для той сено.


"Матренин двор" на сцене театра

При том, что героиня не озабочена хозяйством и равнодушна к собственному быту, она никогда не жалеет ни имущества, ни собственного труда и охотно помогает посторонним людям просто так, не требуя за это денег. Вечером к героине могла зайти соседка или дальняя родственница и потребовать, чтобы Матрена шла с утра помогать копать картошку, - и женщина безропотно шла делать, что сказали. При этом героиня не завидует чужому достатку, ничего не хочет для себя и отказывается брать за собственную работу деньги.

Героиня много работает, чтобы не думать о несчастьях. Матрена встает в четыре-пять утра, сама ходит с мешком за торфом и работает на огороде, где выращивает исключительно картошку. При этом земля у героини не плодородная, песчаная, а удобрять и приводить огород в порядок Матрена отчего-то не желает, равно как и выращивать там что-то, кроме картошки. Зато ходит в дальний лес по ягоды и таскает вязанки дров – летом на себе, зимой на салазках. Несмотря на тяжелую и неустроенную жизнь, сама Матрена считала себя счастливым человеком.


Иллюстрация к рассказу "Матренин двор"

Матрена - суеверная и, вероятно, верующая женщина, однако героиню никогда не видели молящейся или крестящейся на публике. Героиня испытывает непонятный страх перед поездами, а также боится пожаров и молний. В речи Матрены звучат редкие и устаревшие слова, это «народная речь», наполненная диалектизмами и экспрессией. При всей своей необразованности, героиня любит музыку и с удовольствием слушает по радио романсы . Непростая биография Матрены заканчивается трагической смертью под колесами поезда.

Цитаты

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
«ЧтÓ на завтрак, она не объявляла, да это и догадаться было легко: картовь необлупленная, или суп картонный (так выговаривали все в деревне), или каша ячневая (другой крупы в тот год нельзя было купить в Торфопродукте, да и ячневую-то с бою - как самой дешевой ею откармливали свиней и мешками брали)».
«Тут узнал я, что плач над покойной не просто есть плач, а своего рода политика. Слетелись три сестры Матрены, захватили избу, козу и печь, заперли сундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей, приходящим всем втолковывали, что они одни были Матрене близкие».

Тема праведников в литературе не нова, и всё же в рассказе Солженицына она раскрыта особенно правдиво. Главные герои “Матрёнин двор” простые крестьяне, жизнь которых не похожа на сказку, описание деревенского быта – может повергнуть в шок современного читателя. Чего стоит в произведении картина раздела имущества живой и здоровой женщины: родственники торопят её расстаться с земными благами, как бы намекая, что она задержалась на этом свете. Главная героиня – человек огромной духовной силы: смерть детей, неудавшийся брак, одинокая старость – ничего из этого не сломило женщину. Анализ рассказа позволяет увидеть правдивую, далёкую от морали и красоты, картину жизни и мировоззрения простого деревенского народа.

Характеристика героев “Матрёнин двор”

Главные герои

Игнатьич (рассказчик)

Это автобиографичный образ. Автор возвращается из мест, в которых задержался… Его никто не ждёт, поэтому решено остановится в средней полосе России. Ему хочется поработать учителем где-нибудь в глубинке, и несмотря на его прошлое, каким-то чудом, его отправляют в глухую деревню. Образ рассказчика очень прост, чем и интересен: он спокойный, терпеливый, неприхотливый, мудрый человек. Умеет слушать и видеть то, что не говорят вслух, замечает важные вещи. Он рассмотрел в Матрёне Васильевне человека глубокого, душевного, сильного своей простотой. Именно он отмечает, что грехов у неё поменьше, чем у хромой кошки (ведь она ест мышей!). После смерти Матрёны жилец понимает, что она была праведницей, несмотря на замечания родни, плохо отзывающейся об ушедшей родственнице и её образе жизни.

Матрёна

Простая женщина из маленькой деревеньки. Все шестеро детей Матрёны умерли в младенчестве. Её муж не вернулся с войны, спустя много лет она перестаёт его ждать и привыкает к одиночеству. Жизнь крестьянки насыщена делами и заботами, она очень глубокий, чистый человек. Её быт строится на народном календаре, поверьях. Не лишена Матрёна Васильевна чувства прекрасного, ей чуждо современное искусство, но услышав по радио романсы Глинки, женщина прослезилась. Свой особый взгляд у хозяйки дома на жизнь, политику, работу. Она никого не осуждает, много молчит, радуется каждому дню.

Фаддей

Высокий крепкий старик, его не тронула седина, несмотря на возраст. Брат Матрёниного мужа. Он собирался жениться на Матрёне, но пропав на войне, несколько лет добирался домой. Матрёна была вынуждена выйти замуж за его брата. Фаддей вернулся живым, нашёл женщину с именем Матрёна и женился на ней. Он уговаривает Матрёну разобрать часть дома, что в итоге привело к её смерти. Несмотря на трагедию, приходит делить имущество в день похорон.

Второстепенные персонажи

В произведении “Матрёнин двор” герои раскрывают свою натуру в полную силу именно в переломный момент, когда случается несчастье. Даже рассказчик Игнатьич начинает по-настоящему понимать Матрону только после её смерти. Характеристика героев у Солженицына состоит из массы мелких деталей, поступков и нечаянно сказанных слов. В этом особенность писателя, он искусный мастер художественного слова. В списке произведений автора о русской душе этот рассказ, пожалуй, самый пронзительный и яркий.

Тест по произведению

Проанализируйте данный отрывок. Подумайте, какие чер­ты характера и внутреннего мира Матрены раскрываются в произведении Матренин Двор?

В приведенном фрагменте раскрываются лучшие черты натуры героини: ее терпеливость, доброта, самостоятельность, душевная стойкость, трудолюбие.

Матрена у Солженицына привыкла надеяться лишь на себя, четверть века она проработала в колхозе, однако, боль­ная, так и не оформила инвалидность, не выхлопотала пенсии «за мужа». Но, несмотря на все тяготы и невзгоды, она не ут­ратила душевной чуткости, стремления жить по совести. А.И. Солженицыну удается создать этот образ при помощи различных художественных средств. Внешность героини, быть может, и неприметна, но из души ее исходит внутренний свет. Автору удается это передать с помощью эпитетов «просвет­ленная», «с доброй улыбкой». Складывается впечатление, что Матрена - святой человек, живущий исключительно по за­конам нравственности.

Важным средством создания образа Матрены является так­же речевая характеристика. Автор насыщает реплики герои­ни диалектными словами (например, «летось»), просторечия­ми («теперича», «сколища»). В целом эти лексические сред­ства придают речи Матрены образность, поэтичность, выра­зительность. Слова «дуель», «картовъ», «любота», звучащие из уст простой русской женщины, обретают особый смысл. Такое словотворчество свидетельствует о таланте героини, о ее близости к фольклорным традициям, к народной жизни.

Матрена - настоящая труженица. Вся ее жизнь наполне­на хлопотами, трудами. Героиня ни минуты не сидит без дела, несмотря на старческую немощность, болезни. В труде она находит утешение: копает картофель, собирает ягоды. И тем самым возвращает себе доброе расположение духа. Автор­ская характеристика Матрены включает глаголы со значени­ем движения («шла», «возвращалась», «копала»).

Писатель в этом рассказе обозначает противостояние лич­ности и государства: героиня его, пытаясь отстоять свои пра­ва, сталкивается с непреодолимыми бюрократическими барьерами. По мысли автора, этому государству безразлична судьба простого человека. Рассказывая о том, как героиня добивается пенсии, автор использует в повествовании прием синтаксического параллелизма»: «опять иди», «третий день опять иди», «четвертый день иди потому…» Так писатель еще раз подчеркивает упорство, настойчивость героини в достиже­нии своей «праведной» цели. Особенности речи Матрены так­же передаются с помощью неполных предложений, инверсии. Эти синтаксические приемы помогают автору показать эмо­циональность, непосредственность деревенской женщины.

Матрена напоминает нам героинь Н.А. Некрасова. Вспом­ним Матрену Тимофеевну из поэмы «Кому на Руси жить хо­рошо». Героиня А.И. Солженицына похожа на нее своей чис­той крестьянской душой. Это - честная, справедливая, но бедная, несчастная женщина; человек бескорыстной души, абсолютно безответный, смиренный; праведница, без кото­рой, по словам А.И. Солженицына, «не стоит село». Такой многогранный, удивительный образ русской крестьянки уда­ется создать писателю с помощью различных художествен­ных средств.