Март один из лучших пейзажей и левитана. Сочинение по картине Левитана «Март

Сочинение по картине Исаака Ильича Левитана «Март»

Цель урока: развитие письменной речи обучающихся 4 класса посредством описания картины Исаака Ильича Левитана «Март».

    Формировать умение обучающихся составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности; умение использовать изобразительные средства языка для описания образов, созданных художником;

    Обучать обучающихся правильному построению предложений с опорой на картину, с помощью дополнительного материала обогащать речь обучающихся эпитетами, метафорами, рекомендуя их к использованию в тексте сочинения; развивая речь и мышление обучающихся, настойчиво приучать их правильно рассуждать, делать собственные выводы, умозаключения;

    Упражнять обучающихся в распространении предложений, построении их согласно теме картины, помогать овладевать связной письменной речью; продолжать выработку у обучающихся навыков грамотного письма с использованием орфографических опор;

    Способствовать развитию творческого воображения детей;

    Воспитывать любовь к родной русской природе.

Оборудование: картина И.И.Левитана «Март», карточки по речевой работе, фонограмма: П.И.Чайковский «Времена года. Март. Песня жаворонка»

Ход урока

Материал для учителя

О том, какое влияние имело творчество Левитана на современников, можно посудить по картине "Март". Известно, что Левитан редко изображал зиму и снег, предпочитая осень или весну. Но, однажды, он взялся за зимний пейзаж, и написал эту картину - "Март". Картина произвела переворот в русской живописи. Оказалось, что еще никто до него так живописно и ярко не писал снег, синие тени деревьев и яркое голубое небо. После Левитана подобный мотив стал излюбленным в русской пейзажной живописи, и многие художники, включая Юона и Грабаря, варьировали его в своих работах.

Левитан написал картину «Март» в 1895 году. Известно, что создавалась картина с натуры под Москвой, в имении Турчаниновых, друзей художника. Проста и непритязательна природа, изображенная на полотне. Однако она показана не в скромной сдержанности, а в яркой красочности, в игре всех цветов и красок.

Левитан был мастером пленэрной живописи, живописи, выполненной непосредственно на природе. На открытом воздухе. Общение с природой делает художника очень чутким к малейшим изменениям в цветовом состоянии окружающего мира. Картины пейзажистов, созданные на пленэре, обладают свежестью, необыкновенною силой передачи мгновенного, мимолетного чувства прекрасного.

Левитан не только видит природу, он ее понимает и осмысливает. Пейзаж передает чувства, мысли и настроение автора. Художник хочет подействовать и на тех, кто будет смотреть его произведение.

В русской живописи выдающимся мастером жанра пейзажа был И.И.Левитан (1860-1900). Портрет художника (может быть показан на проекторе).

Ему было дано постичь счастье разговора с природой. Он написал более тысячи картин, и все они посвящены изображению природы, чаще всего русской природы. Современники признавали, что именно благодаря Левитану родная природа "представала перед нами как нечто новое и вместе с тем очень близкое...дорогое и родное". "Задворки заурядной деревушки, группа кустов у ручья, две барки у берега широкой реки или группа пожелтевших осенних берез,– все превращалось под его кистью в полные поэтического настроения картины, и, смотря на них, мы чувствовали, что именно это мы видели всегда, но как–то не замечали".

Среди картин Левитана преобладают те, на которых природа запечатлена в переходные моменты: не летом и зимой, а осенью и весной. И это не случайно, поскольку эти времена года богаче сменой и оттенками настроений. А картины Левитана обычно и называют пейзажами настроения. И сейчас вы в этом убедитесь!

    Организационный момент.

Психологический настрой класса.

    Сообщение темы и цели урока.

    Работа по картине картины.

а) Рассматривание картины.

Ребята! Что изображено на картине? (оттаявшая дорога, угол деревянного дома, запряженная в сани лошадь перед крыльцом, сугробы тающего снега, деревья)

Что вы чувствуете, когда смотрите на эту замечательную картину? Какое у вас настроение? (Настроение приподнятости, радости, свежести, спокойствия, поэтичности…)

Можно использовать такой прием:

Назовите три предмета на картине, которые вас сразу чем-то заинтересовали, привлекли ваше внимание. Попробуйте подобрать к этим существительным такие прилагательные, которые помогли бы увидеть эти предметы ярче и выразительнее. (Синеватый рыхлый снег, переливающийся разными оттенками; зеленый, темный манящий лес; тоненькие, хрупкие, стройные деревца; сияющее, голубое, ликующее, чистое небо; рыжая, дремлющая, усталая лошадь; дом, освещенный солнцем; лимонно-желтая стена; золотистые осины, тянущиеся к небу)

Ребята! А какой день изобразил художник на этой картине? (День теплый, ясный, солнечный)

А что нам показывает, что день именно такой? (Желтые блики солнца на деревьях, на крыльце, на стене дома, синие и фиолетовые тени от деревьев)

Что вы можете сказать про цвет неба? (Это не просто голубой, а как будто к голубому прибавили еще какие-то краски, цвет получился такой чистый и нежный, что кажется, будто от него какое-то радостное сияние). Как цвет помогает художнику показать приближение весны? Какие краски использует художник, чтобы показать свое отношение к весне? (Оттенки снега, голубые тени, дорога в коричневых, фиолетовых тонах, золотистые стволы деревьев под лучами солнца)

Хотя на картине присутствуют и холодные тона, вся она как будто пронизана теплыми тонами: желтым, золотистым, розоватым, голубым цветом. Солнечный цвет везде – на стенах дома, на стволах молодых березок, на тоненьких веточках тополей. При помощи цвета и света художник свое радостное настроение от созерцания весеннего дня передает и нам. Что вы можете сказать про ком снега на крыше? (Ком снега подтаял, скоро он с шумом упадет с крыши на землю)

Обратите внимание на лошадь у крыльца. Какая она? ( Она пригрелась на солнышке, стоит и дремлет. Ей очень нравится этот теплый весенний день)

О чем говорит нам изображение на картине дома с открытой дверью, лошадки перед крыльцом?

(Мы чувствуем присутствие человека, кажется, что он только подъехал на санях и вошел в дом, беспечно оставив дверь открытой)

Как вы считаете, каково настроение этого человека, что у него на душе?

(Он радуется приходу весны, бодр, энергичен, все представляется ему в радостном свете)

(Вывод: На этой картине ощущается незримое присутствие человека и его настроение)

Каково ваше настроение, что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину? (ответы обучающихся)

Посмотрите на картину внимательно и скажите, какие звуки, запахи можно ощутить здесь?

(Запах талого снега, зелени сосен, разъезженной дороги, лошадки, дома, в котором долгое время никто не жил, запоют птицы, зашумят ветки деревьев, скрипнет дверь, переступит с ноги на ногу лошадка, упадет с крыши глыба снега, мелодично зазвенит капель)

Почему мы можем услышать столько звуков на картине?

(Весь пейзаж представлен художником в движении, в состоянии изменения, пробуждения природы)

Лошадка стоит около крыльца, на дереве висит пока еще пустой скворечник, почки набухли, но еще не распустились – о какой главной мысли картины свидетельствуют эти детали?

(Все в природе ждет весны, теплых весенних денечков, вся картина проникнута мотивом ожидания)

б) Словарная работа

Как рассказать так, чтобы не знающий эту картину человек мог себе ее представить? Найдите точные, выразительные слова, используйте эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры. Возможно, вам понадобятся сложные прилагательные. Порядок, по которому будем описывать картину, предложен вам в таблицах, используйте их как черновики (таблица состоит из двух граф: в одной перечислены пункты, которые вы видите ниже, в другой оставлено место для того, чтобы школьники заполнили их словами, словосочетаниями или предложениями, наиболее ярко отражающими характер описываемого явления или предмета).

Освещение, солнце

Основные цвета

Деревья и скворечник

Смирная, терпеливая деревенская лошадка, запряженная в сани, тоже радуется весне.

в) Составление плана сочинения

Теперь, когда найдены выразительные слова для всего, что мы видим на картине, попробуем объединить все сказанное нами, составив план, в котором будем начинать с наиболее общего, а потом уже переходить к отдельным частям картины. (Эту работу можно делать вместе с классом только в том случае, если учитель отводит на работу по картине три часа (вместе с написанием сочинения), при двух часах план уже может быть заранее подготовлен учителем, тем более, что в него включено только то, что обсуждалось на уроке и к чему учащиеся должны были подойти сами.

Примерный план сочинения (1 вариант)

1)Приближение весны

    Написание сочинения обучающимися.

    Самопроверка.

    Подведение итогов

Работы обучающихся 4а класс (2012-2013 уч. год)

Кобелькова Александра

Левитан Исаак Ильич прожил сорок лет. Он написал более тысячи картин. Картину «Март» Исаак Ильич написал в 1895 году. Эта картина находится в Третьяковской галерее.

На первом плане находится тропа, снег, крыльцо дома. Тропа глинистая, она еще не до конца растаяла. Тропа доходит до второго плана и идет дальше. Снег с загрязненной коркой, пахнет сыростью, растоптанный. На снегу есть маленькие ямы. Крыльцо дома, открыта дверь, столбы у крыльца светло-желтые. Крыша – богатого цвета. На крыше еще не растаял снег, только края крыши.

На втором плане сосновый бор, скворечник, лошадь, березы, снег, сугробы. Сосновый бор густой, зеленый, большой. Скворечник повешен на лысой березе. Он белый и не большой. Лошадь запряжена в сани. Березы – лысые, очень мало листьев, они только на верхушке. Снег с сугробами, на снегу следы.

Мне понравилась эта картина, и всем она нравится, потому что на ней изображен светлый и веселый день. Ветер дует нежно. И хочется очутиться в этом доме, на улице и в сосновом бору.

Назаренко Кирилл

Исаак Левитан написал эту картину в 1895 году. Написав более тысячи картин, картина «Март» единственная с изображением снега.

На картине изображены яркие тёплые тона, они показывают и доказывают, что это и есть март – тёплый и ласковый. На дальнем плане показан небольшой сбор деревьев, и туда ведут следы. Возможно, кто–то попросил последить за лошадью, а сам ушёл ненадолго. На картине слышны запахи лошадиного навоза, шерсти лошади, утренней свежести и, конечно, весны. Также слышны звуки колокольчиков лошадиной упряжки, капели и, возможно, реки неподалёку.

Картина вызывает счастье, тепло, радость и так хочется гулять по весеннему лесу.

Освещение, солнце

Картина полна солнечного света, хотя само солнце на картине не изображено; греет ласковое весеннее солнышко; все сверкает на солнце.

Основные цвета

Желтый, голубой и зеленый с добавлением белого. Преобладает именно желтый, потому что Левитан так передает солнечный свет

Сероватый с загрязненной коркой, потемневший, ноздреватый; то сверкающий, разрыхленный, то освещенный, и поэтому желтоватый, то в тени голубой; тающие сугробы; стеклянный блеск талой воды; от тающего снега веет сырой прохладой; отдельные выпуклые мазки для изображения снега, мы как бы чувствуем его рыхлость.

Деревья и скворечник

Розоватые, впитавшие солнце тонкие ветки берез, их стволы тянутся вверх, а прозрачные ветки усиливают воздушность картины; набухли почки, уже готовятся выпустить свои листочки; скворечник, ожидающий улетевших на зиму хозяев; зелень сосен кажется уставшей от долгой зимы, какой-то побуревшей.

Голубизна неба; светло-голубое безоблачное небо, прозрачное.

Разъезженная дорога, лужи талого снега, из-под снега выступила глинистая земля.

Желтые стены дома, открытая дверь, часть которой находится в тени; уже не нужно беречь тепло –весна; отброшенная ставня; подтаявшая шапка снега на крыше крылечка, со всех сторон как бы обкусанная солнцем.

Смирная, терпеливая деревенская лошадка, запряженная в сани, тоже радуется весне.

Примерный план сочинения

1)Приближение весны

2)Главные герои картины «Март»

3)Цвет и тона в произведении Левитана

4)Мысли, чувства, запахи, звуки картины

5)Впечатление, производимое данным произведением искусства

Примерный план сочинения

1)Приближение весны

2)Главные герои картины «Март»

3)Цвет и тона в произведении Левитана

4)Мысли, чувства, запахи, звуки картины

5)Впечатление, производимое данным произведением искусства

Картина Левитана «Март» - неожиданный пейзаж в творчестве художника, потому что он не любил рисовать снег и зиму, предпочитая осень и лето.

Тверская губерния

В поисках подходящей натуры художник вместе с С. П. Кувшинниковой приехал в Тверскую губернию в 1893 году и остановился в усадьбе Островно. Его приняли очень радушно и поселили на втором этаже в светлых комнатах с прекрасными видами на озеро и закат. Живописец много и плодотворно работал.

Здесь в Удомле он написал свой шедевр - «Над вечным покоем»: на бугре стоит деревянная церквушка, вросшая в землю, и заросшее, заброшенное, забытое кладбище с покосившимися крестами. Картина Левитана «Март» даже еще не была задумана. Жизнь в усадьбе текла размеренно и мирно: катались на лодке на озере, ходили за грибами, вечерами С. Кувшинникова играла на рояле Бетховена, Грига, Листа, Шумана.

Визит соседей Турчаниновых

В середине лета 1894 года из соседней усадьбы Горки, которая была всего в двух верстах от Островно по другую сторону озера, приехали соседи якобы с визитом к Софье Петровне, но в действительности им хотелось познакомиться с И. Левитаном. Глава семейства И. Н. Турчанинов был сенатором в Петербурге. Его супруга Анна Николаевна 39 лет от роду была настоящей выдержанной светской дамой в корректных туалетах, у которой подрастали три дочери. Она на 4 года была старше Левитана, что не помешало ему глубоко увлечься Анной Николаевной. Он переехал в Горки и вдруг стал писать натюрморты с цветами.

Они так хороши изысканностью и свежестью. Шло лето, и картина Левитана «Март» ему еще даже не приходила в голову. Зато букетов цветов Левитан написал невиданно много. Потому что художник просто потерял голову от стильной, утонченной и умной Анны Николаевны. «Васильки» он подарил Варе, старшей дочери Турчаниновой, которая влюбилась в художника первой пылкой любовью, что ему очень мешало. Ни до Горок, ни после художник не обратится к теме натюрмотов.

События в доме Турчаниновых

Чтобы у Левитана было отдельное помещение для работы, его поселили в обустроенной под мастерскую баньке. В Горках пейзажист прожил до глубокой осени 1894 года. Это был плодотворный период. Кроме натюрмортов с цветами, он изобразит пастелью двухэтажный дом Турчаниновых с мезонином в произведении «Осень. Усадьба» (1894 год).

Картина Левитана «Март» также покажет линию его фронтона. В 1895 году, в середине марта, художник снова приезжает в Горки и за кратчайшее время пишет полотно «Март» - невероятную новаторскую картину. До него никто не видел ни такого снега, ни синих теней от деревьев, ни яркого солнечного неба поразительной голубизны. Картина Левитана «Март» стала образцом для многих русских художников. Они в своих пейзажах использовали ее мотивы.

Левитан, «Март»: описание картины

Свежий холодный воздух и начинающаяся радостная весна, казалось, хлынули с полотна. Мажорна по своему настроению картина Левитана «Март». Фото (репродукция) показывает ликование природы. Перефразируя самого Исаака Ильича, можно коротко сказать, что пейзаж - это часть природы, которая прошла через характер и чувства художника. Так надо рассматривать это произведение. Картина Исаака Левитана «Март» - это его чудесное открытие, ранее никем не замеченное. Солнышко уже пригревает по-весеннему. Растаял снег на дороге, которая подходит к дому.

Рядом стоит лошадь, запряженная в сани, и мирно греется под теплыми лучами. Зима не хочет сдаваться весне и уходить. Еще глубоки сугробы под деревьями, но вся природа с нетерпением ждет пробуждения. Сосны темны, от них падают насыщенные ультрамариновые тени. По контрасту с ними сияют светлые стволы осин, залитые солнечным светом, к которому они тянутся.

Тему пробуждения природы художник развивал не раз. Тревожное пробуждение, встречу «утра года» показывает этюд «Весна. Последний снег». Он появился в то же время, когда Левитан написал картину «Март».

Колористическое решение и композиция

Колорит предвещает уход зимы. Наезженный путь, прописанный охрой, первый подчеркивает скорое избавление от нее. Лежащие рядом тяжелые яркие белоснежные снеговые сугробы с синими тенями лишь подчеркивают мажорное настроение, которое овладело художником. Они написаны густыми мазками, в противоположность небу, которое покрыто тонким слоем краски.

Весна во всем: в ярком голубом небе, в скворечнике, который ждет гостей, в купающемся в солнечных лучах светло-желтом деревянном доме, в снеговой шапке, которая вот-вот соскользнет с козырька.

Колорит выдержан в белых, зеленых и синих тонах. Анализ картины Левитана «Март» следует продолжить, сказав о ее композиции. Она смела своей простотой. Четырехугольник двора художник ограничивает стеной дома с одной стороны и снегом с другой. Снеговая поляна перед лесом делит полотно пополам. Получается, что перед зрителем талый снег, а перед лесом еще стойко держится зима. Весна не за горами. Движение, изгиб дороги помогают «войти в март» и почувствовать прелесть этого тихого, безветренного, теплого места.

Приступ неврастении

Когда наступила цветущая весна, то Левитан совсем запутался в своих отношениях с матерью и дочерью. Варвара упрашивала его убежать с ней. В муках меланхолии художник выходит из дома и в июне на озере стреляется. Это была имитация самоубийства, потому что художник вернулся в дом и, как на сцене, бросил под ноги хозяйке убитую им чайку. Это видел сам А. Чехов, который прибыл по приглашению Анны Николаевны поддержать Исаака Ильича и привести его нервы в порядок. Писатель-врач, однако, не нашел ничего серьезного, особенно в той ране, на которую жаловался И. Левитан. Жизнь и драмы в Горках он позже описал в повести «Дом с мезонином» и комедии «Чайка». Писатель никому не назовет, кто был прообразом Тригорина и Аркадиной, но окружение и так все поняло. Левитан впоследствии очень обидится, увидев себя вновь в произведении Чехова, но позже, как всегда, помирится с Антоном Павловичем. Более того, увидев «Чайку» на сцене, он оценил ее глубину и правдивость. В имении Чехов пробыл пять дней и очень скучал. Его ждали неотложные дела в Лопасне. Писатель приглашал друга к себе в Мелихово, но тот отказался. Его увлек новый сюжет «Ненюфары».

Смерть И. Левитана

В конце концов его больное сердце не выдержало тех волнений, в которых он постоянно пребывал. Отпечаток на болезнь сердца наложил вторично перенесенный тиф в 1896 году. К 39 годам он ходил, задыхаясь, с палкой в руках. Анна Николаевна за ним ухаживала, но сделать уже было ничего невозможно. Так он и умер у нее на руках, оставив в мастерской десятки незаконченных картин и сотни этюдов.

Прах Левитана теперь покоится на Новодевичьем кладбище неподалеку от его друга, который пережил его лишь на четыре года. В кабинете А. Чехова в Мелихово висит этюд Левитана «Озеро Островно».

Холст, масло. 60x75 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Наверное, описание пейзажей Левитана М.Алпатовым наиболее полны и интересны. Но то ли Алпатов не подозревает о метафорическом смысле картины, то ли не желает углубляться в суть ее (скорее всего, первое), но смысл произведения он не раскрыл. Некоторые важные детали картины искусствоведом не схвачены, не привлекли его внимания, а в результате не получили выхода в идею картины.

"Создавая эту картину, Левитан подстерег особенно трогательную минуту в жизни нашей северной природы: светлый канун перед наступлением весны. В лесу, среди деревьев, еще лежит глубокий снег, воздух еще стынет от мороза, деревья еще голы, даже первые весенние гости, грачи и скворцы, не заявились в наших краях.

(Очень важная неточность: в лесу холодно и нетронутый теплом снег, но "ни одно дерево осенью не сбросило листву").

Но уже солнышко пригревает на припеке, снег ослепительно блестит в его лучах, тени наливаются лиловатой синевой, на голых сучьях на фоне неба уже заметны набухшие почки, в воздухе чувствуется приближение теплых дней – все предвещает весну; вся природа, все предметы – "все пронизано ожиданием". Это состояние ожидания по-своему выражает и смиренная деревенская лошадка с санями, которая стоит, не шелохнувшись, на пригреве у крыльца и терпеливо дожидается своего хозяина".

Нет ожидания ни в одном предмете. Этот замечание кажется не очень существенным, тем не менее, позволяет войти в картину. Лошадь не ждет хозяина: она всем телом на теплом свету, глаза слепит солнце, и она прикрыла их веками. Перед глазами стоят разноцветные круги, по голове разливается теплый туман, и лошадь полностью отключилась от всего вокруг.

"Построение "Марта" отличается исключительной простотой, ясностью и точностью. Край деревянного дома с его уходящими в глубь картины досками, а также широкая полоса оттаявшей дороги вовлекают зрителя в картину, помогают мысленно в нее войти, но от большинства других пейзажей Левитана "Март" отличается более замкнутым, уютным характером; движение внутрь несколько ослабляется созвучными с очертаниями дороги линиями стройно изогнутых, расходящихся веером белых стволов, которые, трепетно изгибаясь, выделяются на синем небе и на темной хвойной зелени. "Горизонтальный край" снежного поля делит картину на две равные части и вносит в нее нотку спокойствия. Эти простейшие соотношения линий не навязчивы: все кажется простым, естественным и даже незамысловатым, и все же выделение этих композиционных линий придает скромному уголку и законченность и завершенность".

Вряд ли короткая стена дома и крыльцо способствуют вовлечению в картину. Но, кажется, художник и не предполагает вхождения зрителя в картину: он сразу ставит перед нами квадрат двора, ограниченного снегом слева, стеной дома справа, лошадью и голыми деревьями со сближающимися вершинами сзади нее.

Алпатов отмечает существеннейший элемент картины – горизонтальный край поля, который делит картину пополам. Логично теперь сопоставить получившиеся две части картины, но исследователь не делает этого. В передней части – теплое томление: разогретая желтая стена деревянного дома, желтые теплые части крыльца, разогретая крыша крыльца и тающий на ней снег, согретая коричневая дорога, разомлевшая лошадь, теплый снег и раскинувшиеся веером на солнце обнаженные деревья. Совсем иное видим на задней половине: темные хмурые деревья не радуются солнцу, березы не сбросили в предзимье листву, не потревоженный ничем снег и холодные синие тени на нем.

Отсюда простая идея картины. Не все к новой весне пережило старым и освободилось от него. Не всем удалось сбросить груз накопившихся тягот, забот и подготовиться к "обновлению, возрождению", быть готовым начать строить новое. Упущено было время, когда все жадно хватало каждую минуту бытия, каждую крупицу влаги, тепла и света, набухало, торопилось цвести и плодоносить. Может быть чаща леса, плохая почва, недостаток влаги не позволили использовать отпущенное время, первые холода заморозили жизнь: деревья не успели отцвести и завершить жизненный цикл. Нарушен ритм жизни, ее естественное течение. Не радуется поэтому лесное дерево новому солнцу и новому теплу.

Если человеческую жизнь разделить на несколько периодов, то к каждому из них условно можно отнести слова Пушкина: "Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел…" Всему свое время и необходимо его плодотворно использовать. Иначе – жизненные трагедии, бедные, безрадостные жизни.
С.Сандомирский

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

И. И. Левитан - выдающийся художник-пейзажист конца XIX века. Он родился в местечке Кибарты Ковенской губер­нии, в бедной семье. Судьба его была нелёгкой. Лишив­шись родителей, он с ранних лет узнал нужду, горе, уни­жение и нищету. Искусство стало призванием Левитана буквально с самого детства. В двенадцать лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были А. К. Саврасов и В. Д. Поленов. В девятнадцать лет Левитан написал картину «Осенний день. Сокольники». Она была представлена на выставку и приобретена П. М. Третьяковым для галереи. Период наибольшей зрелости таланта Левитана - нача­ло и середина 1890-х годов. Он пишет ряд выдающихся произведений живописи: «Март», «Золотая осень» и др. Природа была главной темой Левитана. В картинах этого замечательного художника скромная русская природа ожи­ла, запомнилась и полюбилась всем, кто знаком с его твор­чеством. В пейзажных полотнах Левитана почти нигде нет изображения человека. Но своим лирическим восприятием прекрасного художник словно очеловечивает природу.

3 слайд

Описание слайда:

Жил-был грустный художник Исаак Левитан. А грустен он был потому, что уж очень невесёлая была у него жизнь. Родился он в еврейском местечке Кибарты в Литве. В 1873 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Исаак Левитан мечтал стать художником, а на художника учиться ох как долго! У грустного художника не было ни денег, ни родных, которые могли бы ему помочь. Он часто бывал голоден, ходил в старой и рваной одежде и башмаках с оторвавшейся подошвой, а тёплой одежды у него и вовсе не было. Представьте, как он замерзал в холодные зимние дни…

4 слайд

Описание слайда:

В том доме, где он вырос, у него не было даже своего уголка, поэтому студентом он часто оставался ночевать в своём училище. Устраивался под лавкой и старался забиться подальше, чтобы его не заметил и не выгнал злой сторож, которого все боялись и звали “Нечистая сила”, как кого-нибудь лешего или домового.

5 слайд

Описание слайда:

Да, трудно пришлось грустному художнику, но всё же он стал настоящим мастером. Все, кто видел его картины, признавали, что ещё никто не умел изображать природу так, как он. Человек очень робкий, стеснительный и ранимый, Левитан умел отдыхать только наедине с природой. Он умел разговаривать с деревьями и облаками, слышал, как растёт трава, умел показать, что красота есть везде, даже в лужице, в которой отражается небо.

6 слайд

Описание слайда:

Но… Левитан не любил Солнце. Оно казалось ему чересчур ярким, не в меру резким, назойливым, оно мешало ему наслаждаться природой. Поэтому чаще всего он изображал дождливые, пасмурные дни или вечер; или осень, когда Солнца становится совсем мало.

7 слайд

Описание слайда:

Картины художника, начиная с ранних работ, словно говорят зрителю: в России нет броских, ослепительных видов, но очарование её пейзажей в другом. Здесь всё требует неторопливого, вдумчивого любовного взгляда. Зато внимательному зрителю откроется иная красота, может быть, более глубокая и одухотворённая.

8 слайд

Описание слайда:

Смотрите, вот новая картина “Владимирка”! Как она печальна! Видите, дорога. На ней никого нет; только земля и небо. Но мы как будто слышим протяжную песню и звон кандалов. А знаете, почему? Потому что по этой дороге водили арестантов в Сибирь. Художник это знает. И смотрите, как удивительно: арестантов на картине нет, а их тоскливые вздохи и тяжкие мысли остались!

9 слайд

Описание слайда:

А на другой картине “Над вечным покоем” - высокий берег и на нём бедная церквушка. Рядом несколько деревьев и покосившихся крестов на кладбище. Печально, тихо…Грустный художник Левитан увидел это сверху, как летящая птица. Церковь кажется совсем маленькой, крестики - крохотными, а небо и земля огромны и словно о чём-то говорят друг с другом. И каждый, кто посмотрит на эту картину, подумает о том, что люди рождаются и умирают, а вода, земля и небо вечны и остаются такими же всегда. Грустно…

10 слайд

Описание слайда:

Но в 1895 году в душе художника Исаака Левитана произошёл перелом. После неярких печальных полотен он стал писать жизнерадостные, полные торжествующей красоты картины. Художник стал другим. Конечно, он не сделался весельчаком. Но всё же перестал прятаться от Солнечных Лучей, и они то и дело стали появляться на его картинах. Вот свежий ветер надувает паруса залитого Солнцем красавца-корабля на большой реке. В небе бегут пушистые облака, река вся покрыта мелкими быстрыми волнами. Всё так нарядно, бодро, весело! Даже не верится, что эту картину написал Исаак Левитан. Как сказал Константин Георгиевич Паустовский, “картины Левитана требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, но чем дальше вглядываешься в них, тем всё милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и просёлков”.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Судя по названию картины, о каком времени года пойдёт речь? Какие ассоциации возникают у вас при слове "весна"? Тепло, яркое солнце, капель, журчание ручьёв, таяние снега, молодая зелень, проталины, радостное настроение, сосульки, голубое высокое небо, чистый и свежий воздух, долгие светлые дни. Настоящий художник всегда учит особому зрению. Он словно обостряет наши чувства, заставляет видеть необычное в обычном, красоту и поэзию - в привычном и будничном.

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

Всмотритесь в неё, а я расскажу историю её появления. Начиналась весна, и день стоял солнечный и радостный. Левитан ехал в санях и невесело посматривал по сторонам. “Видно, не придётся сегодня поработать, - подумал он, - слишком светло всё, слишком ярко, как в театре. Как жаль, целый день пропадёт!” Вдруг в синем небе над его головой закричала лесная птица сойка. Услышав её крик, художник вздрогнул от неожиданности, быстро вскинул голову, и его широкополая шляпа отлетела и свалилась в снег. И тут солнечные лучи брызнули ему в глаза и с непривычки Левитан словно ослеп. Он привстал в санях, замахал руками и тоже вывалился в снег. А лошадка на радостях, что сани стали совсем лёгкими, рванулась вперед, да и припустила рысью. Добежала до дома и встала перед крыльцом, как вкопанная. Лежит Левитан в сугробе, ищет шляпу, чтоб скорей нахлобучить, а шляпы-то и нет! Сел он, глаза открыл. С непривычки и смотреть не может, опять зажмурился. Потом протёр глаза, взглянул - и сам себе не поверил. Красота-то, какая!

15 слайд

Описание слайда:

Картина И. И. Левитана «Март» - один из самых поэтич­ных пейзажей в русском искусстве. Художнику удалось пе­редать самые первые мгновения весны, самые первые её шаги. Дыхание весны ощущается во всём: в ноздреватом снеге, в проталине у дома, в капели, в прозрачном воздухе и в голубом, по-весеннему высоком небе. Когда смотришь на картину, возникает ощущение, что зима отступает, не в силах сопротивляться весне. На дороге, что ведёт к дому, снег уже побурел, сугробы осели и потеряли свою белизну. Около дома, где особен­но тепло, снег слоится. Только на лесной поляне, скрытой от солнца кронами сосен, снег лежит, ещё не тронутый. Небо - высокое, нежно-голубое, чистое. Свет солнца тёп­лый, жёлтый. Под действием солнечных лучей снег на кры­ше начал подтаивать и вот-вот, шурша, сползёт с неё. Весна идёт из леса, который нежится под тёплым голу­бым небом. И удивительная тишина вокруг. Полное безлю­дье пейзажа помогает почувствовать эту тишину. Но присутствие человека незримо ощущается в картине: дверь приоткрыта, у крыльца мы видим лошадь. Она пригрелась на солнышке. Картина вызывает чувство приподнятости и радости.

16 слайд

Описание слайда:

Нравится ли вам картина? Какие чувства она у вас вызывает? Смотришь на картину и чувствуешь дыхание весны. Хочется прямо сейчас сесть в сани и проехаться по лесной тропинке, ощутить свежесть и чистоту воздуха. Подставить лицо яркому солнышку и насладиться его теплом.

17 слайд

Описание слайда:

Давайте посмотрим на картину в целом. Что мы видим? Сюжет картины очень прост. Запряжённая в сани лошадка стоит у крыльца деревянного дома, зимняя дорога, оттаивающая от яркого солнца, сугробы снега и деревья - вот и всё, что мы видим. Но при пристальном всматривании обнаруживаются детали, неприметные сначала.

18 слайд

Описание слайда:

Взгляните на небо. Что вы можете сказать о нём? Высокое голубое небо; лазурное, чистое по-настоящему весеннее небо; ясное и безоблачное, кажется, можно разглядеть высоко парящую птицу.

19 слайд

Описание слайда:

А теперь, ребята, попробуйте описать деревья, изображённые на картине. Отбрасывая на снег лиловые тени, недвижно стоят в лесу деревья, словно купаются в высоком небе; стволы деревьев устремлены вверх; тоненькие гибкие веточки берез переливаются разными цветами; стройные стволы берёз словно светятся, а за ними виднеется тёмная зелень сосен.

20 слайд

Описание слайда:

А каким художник изобразил снег? Снег на крыше крыльца подтаял; на дороге снег потемнел; стал рыхлым; появились проталины.

21 слайд

Описание слайда:

Попробуйте определить цветовую гамму картины. Оттенки каких цветов нашли здесь сочетание и в чём? Цветовая гамма картины строится на сочетании трёх цветов: жёлтого, голубого и зелёного с добавлением белого. Жёлтый - на стене дома, на двери, в верхушках деревьев, в коричневой шерсти лошади. Голубой окрашивает весеннее небо, тени от деревьев слева. Зелёный - в хвое сосен. Белый - в изображении снега. Цветовая гамма необычно звучная и выразительная, как гимн весне, обновлению природы.

22 слайд

Описание слайда:

Настроение картины прежде всего создаётся присутствием солнца. Что вы можете о нём сказать? Солнце ласково пригревает и отражается на жёлтых стенах деревянного дома, в зелени сосен и голубых тенях деревьев; потоки яркого света делают стену дома золотистой, как янтарь; тёплые лучи весеннего солнца растопили снега; ласковое весеннее солнце льёт на землю свет и тепло.

23 слайд

Описание слайда:

Что вы можете сказать о настроении, которое рождается при вглядывании в это произведение искусства? Неброский на первый взгляд сюжет картины рождает ощущение тепла и радости, чувствуется даже запах весны. Будничная картина заставляет переживать чувство радости и праздника. Наряду с радостным настроением мы испытываем чувство лёгкой грусти, ведь с зимой тоже расставаться жалко, да и весна только начинается, будут впереди ещё и холода, и морозы, но верится: обязательно случится что-то хорошее.

24 слайд

Описание слайда:

Картина “Март” - это одно из самых радостных произведений Исаака Левитана. Живописец сумел передать впечатление первого по-настоящему весеннего дня, которое складывается из звона капели и быстрых ручейков талой воды, из слепящих лучей солнца, из необыкновенных голубых теней, которые, кажется, бывают только в марте.

25 слайд

Описание слайда:

Афанасий Фет. 1843. Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой; Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришел я снова, Что душа все так же счастью И тебе служить готова; Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю, сам что буду Петь,- но только песня зреет.

26 слайд

Описание слайда:

27 слайд

Описание слайда:

Материал к сочинению День: тёплый, солнечный, радостный, яркий, весенний. Небо: светлое, ясное, приветливое, лучезарное. Лес: тёмно-зелёный, мрачный. Капель: звонкая, весёлая, задорная, весенняя. Лошадь: одинокая, рыжая, дремлющая. Деревья: тоненькие рыжие осинки, нежные хрупкие бе­рёзки, тянущиеся к солнцу. Снег: голубоватый, ноздреватый, рыхлый, грязный и под­таявший на дороге, сползающий с крыши дома.

28 слайд

Описание слайда:

Перед нами картина замечательного русского художника Исаака Левитана “Март”. В верхнем углу репродукции мы видим лазурное небо. Оно высокое и по-настоящему весеннее. Стройные стволы берёз словно светятся, за ними виднеются тёмно-зелёные сосны. На земле ещё лежит снег, но уже на тропинке он подтаял, потемнел, стал рыхлым. Солнце ласково пригревает и отражается на жёлтых стенах деревянного дома, в зелени и голубых тенях деревьев. На дороге стоит лошадка, запряжённая в сани. Наверное, она ждёт своего хозяина, который вот-вот выйдет из дома. И.И. Левитан был необыкновенным человеком. Он очень любил природу и сумел передать её красоту и величие.

29 слайд

Описание слайда:

Художник Исаак Левитан - необыкновенный человек. Его картины, на первый взгляд, очень просты, но если вглядеться, тебе откроется совсем другой мир. Картина И.И. Левитана “Март” - первенец его новых ощущений о солнечном свете. В произведении художника мы видим чистое, по-настоящему весеннее небо, и через его безоблачность, кажется, можно разглядеть высоко парящую птицу. Деревья купаются в просторе неба. Они, отбрасывая на снег лиловые тени, неподвижно стоят, приподнимая ветви как можно выше. Немного дальше от светящихся берёз мы видим тёмную зелень сосен. Снег, растопленный ласковым весенним солнцем, слегка потемнел. Всё больше стало появляться проталин. На картине не видно человека, но можно почувствовать его присутствие. На одной из танцующих берёз висит скворечник, это значит, что заботливый хозяин уже побеспокоился о своих перелётных друзьях и с нетерпением ждёт их возвращения. Верная лошадка дожидается своего хозяина и стоит спокойно. Но стоит появиться человеку, и она начнёт переступать с ноги на ногу, собираясь в путь. Исааку Левитану удалось в картине “Март” передать состояние природы в начале весны. Картина позволяет верить в будущее и ожидать новых перемен.

30 слайд

Описание слайда:

Замечательный художник Исаак Левитан известен как автор многих печальных картин. Но в 1895 году в его творчестве появились жизнерадостные картины, одна из которых называется “Март”. На репродукции изображено раннее мартовское утро. На голубом небе нет ни облачка. Ветви стройных берёз тянутся к солнечным лучам. За молодыми берёзками виднеются тёмно-зелёные сосны. От деревьев ложатся тени. Снег уже подтаивает, хотя в лесу ещё лежат рыхлые сугробы. Деревянный дом весь залит солнечным светом. Приоткрыта дверь, на крыше почти не осталось снега. У крыльца дома стоит запряжённая в розвальни лошадь, которая дремлет, пригретая теплом. Я согласен с К.Г. Паустовским, который сказал, что “картины Левитана требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, но чем дальше вглядываешься в них, тем всё милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и просёлков”.

31 слайд

Описание слайда:

Картину “Март” создал замечательный русский художник Исаак Ильич Левитан. Этот весенний пейзаж прекрасно передаёт настроение художника. Высокое голубое небо. Яркое солнце освещает дом, тропинку, макушки стройных берёз. Деревья отбрасывают на снег лиловые длинные тени. Снег переливается светло-голубым оттенком. Он стал рыхлым. Глубоко в лесу лежат сугробы. Солнце ласкает лучами лошадь, и она, наслаждаясь, стоит неподвижно, запряжённая в сани. Проталины навевают чувство тепла, уюта. Заботливый хозяин постарался для первых скворцов и смастерил небольшой, но уютный скворечник. Скоро прилетят скворцы и начнут музыкальную симфонию. Кругом свежо. Хочется прокатиться с ветерком на бодрой лошадке, почувствовать запах весны, тепла. Художнику И.И. Левитану удалось передать красоту природы, её очарование.

32 слайд

Описание слайда:

На холсте И. И. Левитана «Март» изображён обыкновен­ный пейзаж: смешанный лес, снежная поляна, уголок дома с крылечком, лошадь, впряжённая в сани... Вся картина пронизана тёплыми тонами. Светлая стена дома, оранжевые столбики крыльца, голубые тени на сне­гу, ярко-синяя глубина неба - всё это пронизано солнеч­ным светом. Именно этот мягкий, солнечный свет вызыва­ет ощущение наступления весны. Всё словно замерло вокруг, согретое весенним тёплым солнцем. Не шелохнутся деревья, в ожидании задремала рыжая лошадка у крыльца. Настроение, создаваемое картиной, можно определить одним словом: праздник. В пейзаже «Март» художник показал пробуждение при­роды, весеннее обновление земли.

33 слайд

Описание слайда:

Светлана Губренко (Андреева)

Конспект НОД. Беседа по картине И. И. Левитана "Март".

Направление : "Познавательно-речевое", "Художественное творчество".

Образовательные области :

- "Познание",

- "Коммуникация".

Задача : формирование целостной картины мира.

Цели :

1. Развивать умение узнавать и называть время года.

2. Учить детей называть основные признаки весны.

3. Учить детей называть весенние месяцы.

5. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование : репродукция картины И. И. Левитана "Март".

Ход НОД.

1. Организационный момент .

Еще мы тепло одеты,

Но к нам шагает медленно весна.

Ее приметы нам уже заметны,

Скажите, с чем в гости к нам идет она?

Ответы детей (Дети называют приметы весны).

(В небе появляется солнышко. Начинает таять снег. По дорогам бегут ручьи).

Правильно, ребята! А как называется первый весенний месяц? (Март).

2. Работа над содержанием картины.

Сегодня мы с вами будем составлять рассказ по картине Исаака Ильича Левитана "Март".

Посмотрите на картину. Что вы видите на ней?

(Выслушиваются ответы детей).

Обобщение ответов детей:

На картине художник изобразил природу. Голубое небо, еще тонкие без листвы осинки. Птицы еще не прилетели, скворечник пустой. Солнце освещает стену дома, березки. В лесу еще лежит снег.

3. Обучение чтению картины.

Как называется картина И. И. Левитана? (Март).

О чем эта картина?

(Эта картина о весне, о марте, о весенней погоде, о начале весны).

Какое настроение вызывает у вас эта картина?

Правильно. Возникает чувство радости, что начинается весна. А это всегда приятно и радостно!

Как удалось художнику показать чувство радости?

(Он изобразил много света, яркое, теплое мартовское солнце, голубое небо).

Левитан запечатлел не весь дом, а только часть его стены, на которую падают прямые лучи весеннего солнца.

А еще чувствуется, что купаются в золотистых лучах солнца березки и осинки.

Что еще дает возможность ощутить чувство радости перед наступлением весны?

Посмотрите, какой снег на картине?

(Снег под лучами солнца потемнел, осел. На дороге он рыжеватый, пропитан водой. Чистый, белый снег лежит на крыше дома, на крыльце, под деревьями. Вокруг деревьев еще лежат сугробы.)

Кого еще изобразил художник на этой картине? (Лошадку).

Что делает лошадка?

А как вы думаете, почему лошадка стоит?

Лошадка с санями стоит у крыльца. Она спокойно дремлет на теплом мартовском солнышке. Наверное, она ждет своего хозяина. Ей приятно стоять под ласковыми и теплыми лучами весеннего солнца.

Физминутка.

Туча прячется за лес - дети приседают

Смотрит солнышко с небес - дети встают, поднимают руки вверх и машут

И такое чистое, доброе, лучистое.

Если б мы его достали - дети тянутся "к небу"

Мы б его расцеловали! - шлют воздушные поцелуи.

4. Составление рассказа по картине.

1. Обилие солнца, света.

3. Стены дома.

5. Деревья.

6. Лошадка.

(При составлении рассказа вместо плана можно использовать мнемотаблицу).

5. Заключительная часть.

Вам понравилась картина? Чем?

Картина И. И. Левитана "Март" радостная. Своей картиной художник заставляет нас понять и полюбить красоту родной природы, которая окружает нас и которую мы так часто не замечаем.

6. Подведение итогов.