Малые Корелы — главный музей деревянного зодчества России. Деревянный Север. Малые Корелы и Лявля

О быте и жизни людей в прежние века мы можем узнать из старинных легенд и преданий, а также по артефактам, сохранившимся в музеях. А как вам идея отправиться на выходные в настоящую северную деревню XVI-XIX веков? Такое место есть, и находится оно совсем недалеко от крупного современного города Архангельска. Архитектурно-музейный комплекс «Малые Корелы» располагается на огромной территории и является одним из крупнейших в стране.

Начало масштабной реконструкции

Еще в 1963 году архитекторов волновал вопрос сохранения древних памятников русского зодчества. Уникальные и необычные постройки сохранились во многих местах, где издревле жили люди. Однако проблема состояла в том, что обычно это одиночная церковь или жилой дом в удаленной деревне. В таком случае объект не охраняется должным образом, своевременно не реставрируется, в результате чего просто ветшает и разрушается.

Главный архитектор Архангельской специализированной научно-производственной мастерской занялся созданием уникального музейного комплекса. Было выбрано живописное место, и обследованы практически все окрестности города Архангельска в поисках памятников русского зодчества.

В 1974 году музей «Малые Корелы» был открыт, и его первые посетители могли увидеть сразу 11 старинных построек различного назначения. Свое название комплекс получил в честь деревни, располагающейся неподалеку.

История развития музея

Сегодня музейный комплекс является членом Ассоциации европейских А в 1996 году «Малые Корелы» были включены в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Примечателен в истории музея и 2012 год, тогда он получил престижную премию «Достояние Севера».

На сегодняшний день в состав экспозиции входит около 120 строений различного типа и назначения. Есть среди них и жилые дома, и хозяйственные постройки, и величественные храмы. Объединяет экспонаты то, что все они построены из дерева и без единого гвоздя. Все памятники архитектуры были созданы в XVI-XX веках, полностью разобраны для транспортировки, после чего отреставрированы и собраны на территории музея.

Памятники архитектуры

На сегодняшний день общая территория музея составляет около 139,8 га. Уникальность его заключается не только в масштабности, но и в организации. Все памятники архитектуры вписаны в окружающий ландшафт и выглядят максимально естественно. Для удобства туристов «Малые Корелы» делятся на несколько секторов (мини-деревень): Мезенский, Пинежский, Двинской, Каргопольско-Онежский. Во время посещения музея можно полюбоваться не только архитектурными формами, но и узнать больше о жизни наших предков. В некоторых постройках восстановлено внутренне убранство, в храмах проходят службы, и даже с колоколен время от времени слышится звон.

Помимо крестьянских усадьб, амбаров, церквей и часовен, гордость комплекса - ветряные мельницы, всего их насчитывается 7 штук, а одна имеет восстановленный рабочий механизм. Также в музее можно увидеть колодцы, старинные транспортные средства, скамейки и ограждения - такие, какими пользовались наши предки. Музей деревянного зодчества «Малые Корелы» регулярно проводит разнообразные фестивали и народные гуляния по большим праздникам, с неизменным истинно русским колоритом и погружением в ушедшую эпоху.

Режим работы и стоимость посещения

Посетить музей можно в любое время года. Открыт он для туристов ежедневно с 10:00, закрывается в летний период - в 19:00, а в зимний - 17:00. Можно осмотреть памятники архитектуры самостоятельно или в сопровождении экскурсовода в составе организованной группы. Для гостей предлагается несколько программ экскурсионного обслуживания, отличающихся тематикой, продолжительностью и стоимостью. Цена взрослого билета составляет 100-150 рублей, предусмотрены скидки для студентов, пенсионеров и детей.

Как попасть в музей «Малые Корелы»?

Архитектурно-исторический комплекс находится в 25 километрах от Архангельска. Добраться до него можно на личном или общественном транспорте. Ориентироваться следует на деревню Малые Корелы - именно возле нее находится заповедник с одноименным названием. До нужного населенного пункта следуют автобусы № 104, № 108, № 111. Многие туристические агентства города предлагают экскурсии с трансфером до музея и обратно в город. Если же вы едете на личном автомобиле - удобней всего воспользоваться навигатором или ориентироваться на указатели. Если место вашего отдыха или рабочей командировки - Архангельск, «Малые Корелы» - место, обязательное для посещения. Только здесь вы сможете насладиться всем великолепием северной архитектуры в ее первозданном виде. Посещение этого музея будет интересно каждому, но если вы сомневаетесь - приезжайте сюда на праздник или один из фестивалей.

Трудно не поддаться очарованию русского Севера. Не он ли вдохновлял художника И. Я. Билибина, создавшего зримый мир русских народных сказок? Дивные города с суровыми сторожевыми башнями, островерхие храмы, причудливые терема с крыльцами и переходами. И вот мне посчастливилось убедиться в том, что все это не сказка, не вымысел, а реальная действительность музея-заповедника. Здесь, в Малых Корелах, едва ступив на территорию заповедника, попадаешь в далекое прошлое, в мир отважных поморов, охотников, лесорубов, землепашцев.

НА ФОТО: Часовня св.Макария из д.Федоровская Плесецкого района, XVIII век. Малые Карелы Аргангельской области

Музей-заповедник Малые Карелы занимает два лесистых холма. В нем собраны все типы деревянных построек, присущие Северу. Так и хочется назвать его энциклопедией русского народного зодчества. Все экспонаты — избы, амбары, бани, мельницы, часовни, колокольни,утварь, орудия труда, одежда и многое другое — собирали по Архангельской области в самых глухих и труднодоступных местах. Конечно, многое из разысканного и привезенного находилось в довольно плачевном состоянии и вот теперь, отреставрированное, помолодевшее, снова дарит радость людям своими формами и красками.


НА ФОТО: Вознесенская церковь из села Кушерека Онежского района (1669 года). Музей-заповедник Малые Карелы Архангельской области.

Идея спасения памятников народной архитектуры — перенесение их в специально созданные музеи под открытым небом — не нова. Впервые ее высказал швейцарский ученый Чарльз де Бонстеттен почти двести лет назад. Мысль очень понравилась, но дальше разговоров тогда не пошло. Понадобилось сто лет, чтобы она стала претворяться в жизнь.

В 1872 году в Стокгольме был основан первый в Европе этнографический музей под открытым небом, в 1901 году появился музей под Копенгагеном, в 1902 году — в окрестностях Осло. Так в Скандинавских странах возник новый тип музеев.

Мировую известность приобрел парк-музей «Скансен» в Швеции. Его организаторы преследовали две цели: сохранить лучшие образцы народной архитектуры и возможно полнее показывать и популяризировать богатства народного зодчества. В «Скансене» посетители знакомятся с историей и культурой своей страны и в то же время могут отдохнуть и развлечься.

НА ФОТО: Троицкая часовня из д.Вальтово Пинежского района, 1728 год. Музей Малые Корелы Архангельской области

Музей «Малые Корелы» сравнительно молод: первый экспонат — мельница из деревни Бор — появился в 1968 году, а уже в 1973-м музей был открыт для посещений. Восемьдесят гектаров музейной территории делятся на шесть секторов — по числу культурно-этнографических зон Архангельской области: Каргопольско-Онежский, Северодвинский, Пинежский, Мезенский, Поморский и Важский. В каждой зоне населенные пункты имеют свои характерные особенности. Это отражено в экспозиции музея.

НА ФОТО: Музей-заповедник Малые Карелы, мельница

Вот, скажем, Мезенскому сектору отведен участок возле крутого обрыва к реке Корелке. Дома стоят вдоль берега, как их ставили на Мезени, где было мало пригодных для обработки угодий. Потому и прижимались строения к берегу, чтобы не занимать хорошую землю под жилье.

В каждом секторе-деревеньке умело, с любовью воссоздан архитектурный облик северных российских сел, но этого мало. Посетитель видит картину жизненного уклада прошлого. Каждая деталь тщательно продумана. Избы повсеместно на Севере ставили высоко над землей, на высоком хозяйственном подклете — так теплее, зимой снегом не занесет, да и припасы удобно под полом хранить. Хозяйственный двор объединен с жильем общей крышей, поэтому в суровую северную зиму можно и на улицу не выходить, разве что по воду. При этих общих чертах в каждом районе области жилище устраивали по-своему, привнося какую-то свою деталь в конструкцию; что-то свое в декоративное оформление избы.

НА ФОТО: Дом-двор Полуянова из деревни Гарь Каргопольского района, XIX в. Музй Малые Карелы.

В Каргопольско-Онежском секторе интересен дом из деревни Гарь. Это образец древнейшей простой четырехстенной избы, самый распространенный в Древней Руси тип жилища. В такой избе все помещения — жилые и хозяйственные — выстраиваются друг за другом по продольной оси, поэтому такой тип называют «изба-брус». Она предельно проста и цельна. Жилой этаж в три окна высоко поднят над землей на глухом подклете. С внутренней стороны бревна гладко затесаны на высоту человеческого роста. Потолок и пол сделаны из колотых пластин. Бревна раскалывали с помощью клиньев, а затем поверхность доски или плахи протесывали топором. Поперек избы под потолком проходит балка-матица, на которую опираются потолочины. Вся, обстановка, кроме стола, традиционно врублена в стены.

В доме минимум украшений: резные причелины и водометы, конек да дымник. Дощатые трубы с задвижкой, или дымники, через которые выпускался дым в курных избах, характерны для Севера. В центральной части России дым выпускали через дверь или окно, что менее удобно. Чтобы усилить тягу, в дымнике прорезали сквозные отверстия самых различных форм, таким образом дымник становился одной из самых декоративных деталей кровли.

В Северодвинском секторе можно увидеть избы более совершенные и более приспособленные для жизни. Здесь есть уже избы, разделенные рубленой стеной на две комнаты, одна из которых — холодная горница. Это избы-пятистенки. Дом-шестистенка также имеет две жилые комнаты, а между ними заулок, помещение между двумя срубами, которое использовалось как чулан или сени.

В избе Щеголева из вычегодского села Ирта к сеням ведет большое и нарядное крыльцо. Оно стало главным элементом художественной композиции уличного фасада. Крыльцо как бы приглашает войти в избу. Такие крыльца не только отмечали вход, связывая наружное пространство с внутренним, но и были местом, где происходили церемонии встреч и проводов гостей. Именно на крыльце гостю вручали хлеб-соль. Учитывая это назначение, крыльцо украшалось особенно тщательно и искусно.

НА ФОТО: Колодец с деревянным колесом, Малые Корелы.

Есть в Малых Корелах очень большие двухэтажные избы. Во втором этаже было столько же жилых помещений, сколько и внизу, но горницы были неотапливаемыми. Изба с большой русской печью располагалась в первом этаже. Такие двухэтажные дома возводили в расчете на большие семьи, где жили вместе деды, отцы, сыновья и внуки.

Особую прелесть и живописность музейным деревням придают овеянные студеными ветрами мельницы. Они свезены из различных уголков области и отличаются большим разнообразием. Здесь и мельницы-столбовки, в которых амбар с крыльями поворачивается вокруг осевого столба. Здесь и более позднего происхождения мельницы-шатровки. В этих мельницах амбар остается неподвижным, а вращается лишь завершение.

НА ФОТО: Поклонный крест. Музей-заповедник Малые Корелы

Привлекают внимание высотные сооружения музейного комплекса — церкви и колокольни. В центре Каргопольско-Онежского сектора над лесом возвышается двухэтажный храм Вознесения из села Кушерека. Этот храм, построенный в XVII веке, завершается сложным пятиглавым кубом. Кубоватое покрытие, кокошники, шеи глав и сами главы одеты в чешуйчатые одежды из осинового демеха. Рядом — шатровая колокольня. Резные свесы кровель дают красивую игру света и тени на монументальных стенах.

В Северодвинском секторе установлена сорока-метровая церковь Георгия, также XVII столетия. От этого здания веет торжественной и богатырской силой. В зелени деревьев прячутся небольшие часовни простых и непритязательных форм. Одни из них отличаются от обычного амбара лишь главкой над кровлей да небольшой галереей, над другими поднимаются очаровательные, в виде восьмигранной башенки, звоннички.

Ходишь по заповеднику и дивишься таланту народных мастеров, могуществу творческих сил народа. В музее можно зайти в любой дом — двери гостеприимно распахнуты. В избах чисто прибрано, отскобленные песком и мочалкой сосновые стены сияют медовой желтизной, на полу лоскутные половики, возле печи ухват с помелом, на полке посуда, на столе пузатый самовар. Так и кажется, что хозяева отлучились на минутку и вот-вот войдут в горницу.

Все бытовые предметы в избе сработаны с большим художественным вкусом, Потребность в красоте всегда жила в северянах. Они заботились о внешнем виде вещей не меньше, чем о хлебе насущном. Что ни возьми — прялки, ковши, вальки для стирки белья — Все эти вещи с успехом выполняли бы свое назначение и без яркой, веселящей глаз росписи или узорчатой резьбы, но ведь известно, когда красота предивная радует душу, работа лучше спорится…

Здесь можно увидеть охотничьи лыжи, крестьянские сани-розвальни с расходящимися врозь от передка боками, широкие сани-пошевни с сиденьем, одноконные легкие телеги, одноколки с волочагами (это такие двухколесные телеги, к которым сзади прикреплены два бревна. Они волочились по земле за телегой, а при подъеме в гору, при остановке упирались в почву, и одноколка не скатывалась вниз). В каждом экспонате народная смекалка, выдумка и художественный вкус, особенно ярко проявившийся в украшении самой приметной части упряжи — дуги. Они такие разные: расписные и резные, с медными бляхами, с колокольчиками.

Исстари повелось, что на Севере народные празднества и гулянья были многолюдными и красочными. Все праздничные действа разыгрывались на широкой сельской улице, на лугу, на берегу реки. В них участвовало все население, не было равнодушных наблюдателей, потому и слышались отовсюду смех и оживленный говор. Ну, а уж веселиться в праздники на Руси всегда умели: с колокольным звоном, песнями, плясками, хороводами, катанием с ледяных гор и на тройках. В Малых Корелах ожили давние традиции, музей стал пропагандистом фольклорных произведений. Здесь отчетливо проявляется характерное для старинных праздников единство места и действия.

Колокольный перезвон — составная часть праздника. Мерным басовитым ударам колокола откликаются малые, вступая в перекличку на трех колокольнях музея. Искрометные, озорные «Северные звоны» открывают фольклорный праздник. И это не случайно. С незапамятных времен звон колоколов сопутствовал людям на жизненном пути. Он созывал на вече, предупреждал о появлении врага или иной беде. К колоколам всегда проявляли очень серьезное отношение, почти как к предметам одушевленным. История помнит, как отправили в ссылку колокол, тревожный звон которого поднял народ на бунт в Угличе после загадочного убийства царевича Дмитрия. А императрица Екатерина II повелела вырвать язык у набатного колокола Московского Кремля — его голос звал к восстанию 1771 года, известному как «чумной бунт».

О колоколах складывали легенды. Рассказывают, что после покорения Новгорода великий князь Московский приказал снять и перевезти в Москву вечевой колокол, который три с половиной столетия звучал над вольным городом. Когда его, привязанного к саням, везли через горушки Валдайской возвышенности, колокол не захотел покидать родной земли. Он высоко подпрыгнул, упал и разбился на множество валдайских колокольчиков. Тысячами отголосков донесся до нас их звон.

Отливали колокола с большим искусством, вкладывая в это дело всю душу. Украшали их затейливым орнаментом, клеймами,и надписями. Определенным жизненным ситуациям соответствовал свой звон: будничный, торжественный, красный, плясовой, с малиновым перезвоном. Тут важен был и подбор колоколов, и выучка звонаря. А вот на пасхальной, неделе разрешалось звонить каждому, кто пожелает. И тогда нередко с колоколен на всю округу раздавались «Камаринская», «Во саду ли в огороде», плясовые наигрыши и другие веселые праздничные мелодии.

Двадцать три колокола московского, петербургского, ярославского, харьковского и местного литья, а также голландской работы подвесили на трех колокольнях музея. На вершине холма стоит могучая шатровая колокольня XVI века из северодвинской деревни Кулига-Дракованово. Это древнейшее сооружение музея-заповедника представляет собой стройную башню с открытым ярусом звона, завершенную шатром. Каркас колокольни состоит из семнадцати вертикально стоящих толстых столбов: шестнадцать стоит по периметру и один — в центре. Эти столбы с внешней стороны до яруса звона защищены восьмигранным срубом. Восьмерик начинается не от земли, а поставлен на своеобразное основание — четверик, который придает колокольне большую устойчивость и зрительно связывает ее с землей. Шатровое покрытие стропильной конструкции опирается на обвязочную балку столбов каркаса и на центральный столб. Открытые части столбов украшены резьбой в виде овальных дынек и жгутов.

Колокольня своим видом напоминает сторожевые башни древнерусских деревянных крепостей. Это и понятно, ведь в давние времена колокольни помимо своего основного назначения служили еще и наблюдательными вышками. Поднявшись на колокольню из деревни Кулига-Дракованово, убеждаешься, как далеко просматривается вся округа. Широко разлилась Северная Двина и щедро несет свои воды в Белое море. Протянулась она на семьсот с лишним километров, и здесь, вблизи устья, мы видим ее во всей красе и мощи.

С давних пор, еще со времен Ивана Грозного и Петра I, по этой реке в Архангельск, главный порт государства, сплавляли лес, шли суда со смолой, солью, рудой и другими богатствами Севера. В порту все это перегружалось в трюмы английских, голландских и иных заморских кораблей. Вдоль реки селились люди, они жили рекой и лесом. Здесь, среди леса, — одна, вторая, третья… деревеньки заповедника. Чтобы увидеть их, стоит приехать в Архангельск.

адрес: 163502, Архангельская область,
Приморский район, д. Малые Карелы

В 30км от архангельского Города, на правом берегу Северной Двины расположен знаменитый музей деревянного зодчества Малые Корелы. В России он входит в число крупнейших и лучших музеев под открытым небом - например, Кижи он превосходит по числу объектов в полтора раза.
А еще в 8км от Малых Корел находится деревня Лявля, в которой стоит 400-летняя деревянная церковь. И хотя формально эта церковь числится за музеем, а добраться туда легко, путешественники там бывают нечасто.
В общем, этот пост - то ли о дороге на Лявлю через Малые Корелы, то ли о Малых Корелах, включая Лявлю. Фотографии будут очень разного качества, так как погода и освещение менялись по несколько раз за час.

И в Малые Корелы, и в Лявлю легко доехать из Архангельска: до Корел есть рейсы городского автобуса №№ 104, 108, 111 от ЖД-вокзала и МРВ, а в Лявлю можно доехать автобусами на Хорьково и Боброво (через Корелы они тоже проходят). За мостом через Северную Двину начинаются посёлки, в том числе 1-й лесозавод (в недавнем посте о Новодвинской крепости я писал - нумерация лесозаводов возрастает вниз по течению Двины).
В 500 метрах от моста - Ильинский кафедральный собор (1801-1809), который я не успел заснять.
А еще дальше, в нескольких километрах - современная Церковь Адвентистов Седьмого Дня, которую я заснял из окна автобуса.

Адвентисты Седьмого Дня (не путать с адвентистами-пятидесятниками!) - это не сектанты, а протестанты. Удивительный всё-таки город Архангельск! Здесь есть как минимум три церкви разных протестантских конфессий: лютеранская в центре, англиканская в Соломбале и адвентистская здесь. Причем только последняя действует.

Далее дорога весьма интересна, но ничего толком заснять я не успел из-за сильного дождя по дороге туда и тонированных стёкол по дороге обратно. От Города еще километров на 15 тянутся посёлки - то деревянные, то многоэтажные, то заводские, то рыбачьи. Здесь много интересных артефактов вроде 100-метровой надписи "Архангельск - Город Рыбаков" отдельно стоящими вдоль улицы буквами, новодельной деревянной церкви, автодорожного моста или гигантских арочных кранов на лесозаводах. Немного выше Архангельска Северная Двина разливается до 5 километров, превосходя шириной и Обь, и волжские водохранилища.

И вот мы достигаем Малых Корел. С одной стороны от дороги - туристическая деревня, с другой - собственно музей. В Малых Корелах был снят и вводный кадр поста.

Малые Корелы - место легендарное, а потому не в меру туристическое. Хотя фотографий я тут отснял на 3 поста, не вижу нужным рассказывать о Корелах подробно: информации об этом огромном (более 100 построек) скансене в Сети много, много и профессиональных фотографий, не говоря уж о том, что Малые Корелы - это музей, и если уж Вы туда приехали - сориентируетесь без проблем.

К тому же в Корелах очень много туристов самого разного происхождения: буржуи, школьники, студенты, автомобилисты и самостоятельные путешественники... Я ограничусь кратким обзором - хотя среди экспонатов Малых Корел есть подлинные сокровища деревянной архитектуры Русского Севера.

Такие как колокольня из села Кулига-Дракованово конца 16 века - старейшая деревянная колокольня России:

Или Вознесенская церковь (1664) из деревни Кушерека - один из эталонов северного деревянного храма.

Или 200-летний дом Пухова - возможно, примерно так выглядели допетровские деревянные палаты и терема:

Малые Корелы разделены 4 сектора: Каргопольско-Онежский (оттуда все объекты на кадрах выше) и отделенные от него глубоким оврагом Мезенский, Двинский и Пинежский сектора - в каждом воссоздан облик деревни соответствующего исторического региона.
Причем, мне кажется, "заовражные" сектора получились намного эффектнее основного.

Скажем, Мезенский сектор очень красиво стоит на высоком берегу - как и села самой Мезени. Увы, кадр снят сквозь стекло под проливным дождём.

Вид в обратную сторону. На горизонте - трубы ЦБК в Новодвинске. По утверждению af1461 , не считая этих труб здесь правильное мезенское село.

Удивительной красоты поморские избы с характерными украшениями:

И целый комплекс разного рода амбаров, спускающийся по склону извилистой улочкой:

Поклонный крест - для Мезени такие кресты более характерны, чем церкви и часовни. Говорят, в некоторых деревнях их могут быть десятки.

А избы мне запомнились больше изнутри, чем снаружи - коллекциями предметов поморского быта. Лодки (морские карбасы, речные мелководные долблёнки), рыболовное снаряжение... Например - вот здесь грузила и поплавки, а дощечка с рисунком внизу отмечала место, где поставлена сеть и кому эта сеть принадлежит.

Поморы всегда отличались честностью. Еще 100 лет назад они не вешали замков на двери. И уж тем более не прятали друг от друга сетей.
А нынешняя Мезень - место не от мира сего . Настоящий, ЖИВОЙ Русский Север. Но добраться туда очень трудно, а самый известный архитектурный памятник - Одигитриевская церковь в Кижме, пока разобрана для реставрации.

Георгиевская церковь - в соседнем Двинском секторе. На Мезени церкви строили иначе.

А сам Двинский сектор (в основном верхнее и среднее течение Северной Двины) мне запомнился улицами гигантских изб:

Но хотя эти избы размером крупнее многих городских особняков, их жилая часть ужасающе тесная. 9/10 объема избы - хозяйственные постройки: овин, гумно, хлев, амбар и т.д. под одной крышей. Так рациональнее в северном климате.

Детали украшений:

Хотя Двинский сектор мне не очень понравился - он самый... пресный, что ли.
А в дальней части музея, на окруженной лесом поляне находится Пинежский сектор. Пинежье - глухой угол в стороне от моря, крупных рек и дорог, между Двиной и Мезенью.

На соседней укромной поляне - Троицкая часовня (1724) из деревни Вальтово, сама по себе невзрачная, но очень эффектная в окружении высоких деревьев.

Помимо собственно изб, интересен тут и уникальный тематический комплекс - сезонная деревня-сенокос:

Домик слева - это изба. Она только кажется смешной рядом с обычными избами. На самом деле жилая часть северной избы немногим крупнее. Просто в летней деревне нет нужды все держать под одной крышей.

Ну а мы покидаем Малые Корелы и направляемся в Лявлю. Совсем недалеко от музея стоит странное сооружение - то ли недоделанная мельница, то ли деревянный маяк.

От Малых Корел в Лявлю я ехал автостопом. Просто вышел на стоянку перед музеем, подошел к первым же мужикам, садившимся в машину и спросил, куда едете? Мужики ответили - сначала в Город, а потом на Белое море, отдохнуть. Я им рассказал про Лявлю, что дотуда всего 8 километров, и что там тоже красиво, и вскоре мы уже ехали туда.

Мужики оказались предпринимателям откуда-то из Черноземья, в Архангельск приехали по делам, а выпавший свободный денёк решили покататься по окрестностям. В Лявлю мы доехали довольно быстро, и последнюю пару километров дорога шла по крутому берегу Северной Двины, над которой собирались тучи.

Оттуда уже была хорошо видна Лявля:

Как и уже показанное сегодня Рикасово, Лявля - это часть "куста деревень" (общее название села, если я не ошибаюсь, Зачапино) и полудеревянный погост. В ее состав входят две церкви - деревянная шатровая Никольская (1582) и каменная Успенская (1805).
Между этими двумя церквями - полсотни метров и 200 лет.

Успенская церковь недавно восстановлена. Внутри скромное убранство - но очень светлая атмсофера.

А Никольская церковь - одна из старейших деревянных церквей в России. Она закрыта и формально является филиалом Малых Корел.

Необычная тяжеловесная форма - результат перестроек 18-19 века: нижняя часть церкви была попросту ликвидирована, а верхняя "приземлена", и теперь церковь будто растет из земли, как огромное дерево.

За церковью - родник, где, по словам смотрительницы, бывал Петр Первый... Наверное, легенда, а всё же?
От церквей хорошо виден новодельный монастырь за оврагом, в Зачапине. Три церкви на село - немало!

Но едва ли не сильнее, чем храмы, впечатляют виды от Лявлинского погоста. Плёс Северной Двины с надвигающейся тучей... Я поймал удачный момент за 2 минуты перед тем, как туча закрыла Солнце.

На горизонте дымят заводы Новодвинска - промышленного пригорода Архангельска в 10км выше по течению Двины (не путать с Новодвинской крепостью, которая ниже по течению!).

А в другую сторону - тишь да Божья благодать! Водяное пространство, лес на том берегу, православный крест да моторная лодка...

Красиво все-таки на Севере! По крайней мере если везёт с погодой... У меня такое везение на Севере было первый раз - и очень надеюсь, что еще не последний.

В 25 километрах от Архангельска на крутом правом берегу Северной Двины находятся Малые Корелы - уникальный музей под открытым небом, где собраны более 100 различных деревянных строений из разных регионов Русского Севера.

На рубеже XIX-XX веков сельское население Архангельской области было значительно более многочисленным, чем в наше время. В XX веке в силу ряда причин и событий в нашей стране начался активный отток жителей в города, многие далёкие деревни становились либо совсем заброшенными, либо численность жителей в них уменьшилась в разы. Но эти далёкие уголки Русского Севера сохранили много уникальных памятников старины, быта и традиционной русской культуры - экспозиция музея деревянного зодчества Малые Корелы разделена на четыре сектора по тем местам, откуда были перевезены строения: «Каргопольско-Онежский», «Двинской», «Мезенский» и «Пинежский». Крестьянские и купеческие избы, амбары, ветряные мельницы, деревянные церкви перед перемещением сюда разбирались по брёвнам и заново собирались уже на территории музея-заповедника. Музей был основан в 1964 году, но его экспозиции продолжают обновляться - так, в настоящее время создаются «Поморский» и «Важский» секторы.

1. Для начала - несколько общих фотографий Малых Корел со стороны.

5. Начнём с Каргопольско-Онежского сектора и ветряных мельниц.

8. Дом-двор И.Е. Кириллова был перевезен в Малые Корелы из деревни Киселёво Каргопольского уезда и представляет собой типичный образец дома с двухрядной связью хозяйственной и жилой частей. Жилая часть дома представляет собой двухэтажный четырёхстенок под двускатной кровлей, на первом этаже которого расположены зимняя изба и подклет для хранения продуктов. На втором этаже - две летние избы, соединённые проходной комнатой. Вход в хозяйственный двор устроен на первом и втором этажах дома. На поветь ведёт крытый взвоз. Это типичная конструкция деревенских домов Русского Севера.

9. На главной площадке Каргопольско-Онежского сектора находятся колокольня и Вознесенская пятиглавая церковь 1669 года из древнего села Кушерека Онежского уезда. Кушерека было очень крупным селом, центром одноименной волости - к 1905 году население его составляло 1679 человек, в 1920 году было 1286, а сейчас - 11… К сожалению, такая же судьба постигла в XX веке многие деревни Севера.

13. Шатровая колокольня из села Кулига Дракованова является одной из самых древних колоколен башенного типа на семнадцати столбах. Возможно, прообразом колоколен такого типа явились сторожевые башни, стоявшие в старину на подступах к городам и сёлам.

14. Пересекаем по мосткам болотистую ложбинку и оказываемся Двинском секторе.

15. Георгиевская шатровая церковь датируется XVII веком и была перевезена в музей из села Вершино Верхнетоемского района.

16. Дом-двор А.В. Щёголева 1826 года постройки был перевезен в Малые Корелы из деревни Ирта Яренского уезда Вологодской губернии. В жилой части дома находятся два жилых помещения: летняя и зимняя избы. Над избами прямо под крышей располагается светелка (летнее жилое помещение). Окна украшены наличниками в форме гребешков, а крыльцо установлено с главного фасада и устроено на массивном столбе, украшенном витиеватой, объемной резьбой.

19. Ещё один жилой дом XIX века - из деревни Семушинская Красноборского района.

20. Осмотрим внутренние помещения.

21. Вход-въезд в хозяйственную часть, традиционно для деревень Русского Севера располагавшуюся под одной крышей с жилыми строениями.

22. В заключение прогулки по Двинскому сектору посмотрим кузницу.

23. По соседству с Двинским расположены Пинежский и Мезенский сектора Малых Корел - здесь также представлены деревенские избы, ветряные мельницы, часовни, различные хозяйственные строения.

25. Троицкая часовня датируется началом XVIII века и находилась в деревне Вальтево Пинежского района.

26. Переместимся в Мезенский сектор и немного отдохнём… :)

27. С крутого обрыва открывается замечательный вид на окрестные леса и луга, вдалеке просматривается широкая лента Северной Двины, за которой виднеется индустрия Новодвинска.

На этой странице:

О Малых Корелах в России знают даже те, кто слабо представляет себе месторасположение Русского Севера. Это и правда главная местная достопримечательность. Не был в Корелах — не был в Архангельске!

Территории, входящие в состав нынешней Архангельской и Вологодской областей всегда были центром традиций деревянного зодчества в России. Но реалии таковы, что все больше и больше деревень в местных демучих лесах лишаются последних жителей, а деревянные памятники ветшают, дряхлеют и остаются без присмотра. Наиболее интересные из них, кому до сих пор посчастливилось не сгореть и не сгнить, разбираются и перевозятся в Малые Корелы.

Конечно, посредством такой перевозки храмы и избы «отрываются от корней» и становятся унылыми музейными экспонатами. Ведь львиная часть их красоты и обаяния — это не постройка сама по себе, а ее окружение, то, как она вписана в ландшафт. Перевези те же храмы или в музей и они лишатся всей своей необыкновенной прелести.

Но перед большинством корельских экспонатов выбор стоял простой: либо полное разрушение, либо музей. Так что и на том спасибо.

Музей Малые Корелы

Вся экспозиция музея разделена на три части: Каргопольско-Онежскую, Двинскую, Пинежскую и Мезенскую. Эти районы Русского Севера отличались традициями и укладом жизни, соответственно и архитектура в них была разная.

Начнем с Каргопольско-Онежского сектора, как самого знакомого нам по нынешней и прошлой поездкам. Погода еще с Онеги катилась по наклонной и к Корелам превратилась в настоящую северную осень с ледяным дождем и задевающими за землю тучами. Но что делать, на Корелы у нас был выделен один единственный день.

Каргопольско-Онежский сектор

На входе нас встречает традиционная русская изгородь из косых веток, а за ней сотрудник музея косит газонокосилкой не что иное, как лён — одну из основных северных сельскохозяйственных культур.

На бровке холма стоит массивная башня с нелепо нашлепнутым прямо на шатер куполом. Это одна из самых древних сохранившихся в России деревянных колоколен, XVI века постройки. «Предками» таких архаичных колоколен были сторожевые деревянных башни острогов и крепостей.

Колокольня эта была перевезена из деревни с замечательным названием Кулига-Дракованово: того и гляди из-за древних бревен выглянет голова Змея Горыныча.

Идем дальше. В рощице спряталась традиционная северная часовенка с галереей. В немузейном состоянии такие часовни обычно стоят уже безо всяких галерей и колоколенок и похожи на простой сруб в чистом поле. Их по всему Русскому Северу до сих пор сохраняется множество.

Рядом с часовней на полянке стоит изба простого каргопольского крестьянина Полуянова из деревни Гарь. Каргопольская Сушь во все времена было самой бедной частью Русского Севера, крестьяне здесь еле сводили концы с концами.

Жилой здесь только передний сруб на одну комнату, а вся задняя часть дома — крытый хозяйственный двор. Для сохранения тепла скотные и хозяйственные дворы на севере пристраивают прямо к жилой избе так, чтобы переход между ними оказался под крышей. Чем суровее климат, тем больше двор: там живет скот, хранится сено, делаются все хозяйственные работы.

Труба из крыши избы торчит деревянная, потому что это и не труба вовсе, а своеобразная вентиляция. Изба эта курная, то есть топилась по-черному, без дымохода.

Чтобы дым не гулял по всей избе, на уровне человеческого роста делали специальные полки. На фото хорошо видно, что выше них стены закопченые, а ниже -чистые.

Полуянов был довольно беден, так что и утварь у него немудреная.

Центр каргопольско-онежской экспозиции — кубоватая церковь Возесения Господня 1669 года из приморского села Кушерека. Когда-то Кушерека жила добычей семги, наваги, сига, на начало XX века в ней насчитывалось почти 2000 жителей. К 2010 году их осталось 7.

На крыльце церкви стоит одна из сотрудниц-хранительниц музея. Эти хранительницы не просто сидят в каждой избе и храме, но и с удовольствием рассказывают об истории музея и «подшефного» экспоната. Очень здорово!

Рядом с храмом — массивный дом Пухова из деревни Большой Халуй, что в Ошевенске. Это дом зажиточного крестьянина, состоящий из двух срубов.

Но и это еще не все: за домом прячется не менее впечатляющий двор. Хозяйство у Пухова было большое, скотины много, так что и двор нужен был соответствующий.

Пухов был старовером, как и множество его односельчан, бежавших на север после раскола. В доме есть отдельная комната-молельня.

Двинской сектор

Переходим по мостику через овраг из Каргопольской части в Двинскую. Здесь стоят постройки, привезенные из сел Северной Двины и Вологодчины.

В центре — Георгиевский храм 1672 года из Сольвычегодского уезда. В основе храма — все тот же архаичный восьмигранный сруб, но опоясывающая его легкая галерея меняет всю картину. Вообще, очень многие шатровые церкви раньше были с такими галереями-гульбищами, но почти все их сняли во время последних реставраций XIX веков, когда мода на каменные храмы заставляла селян обшивать свои церкви тесом и белить их.

Очень красивый храм.

За церковью начинается двинская деревня. Архитектура здесь совершенно другая: избы становятся двухэтажными «шестистенками», летние светелки залезают под крышу и обзаводятся кокетливыми балкончиками, а ведущие сразу на второй этаж крыльца стоят на массивных «ногах». Дома-дворы при этом становятся все больше и больше.

Слева, в дальней половине — летняя изба, справа, с маленькими окошками — зимняя. Зимой даже обладатели таких больших домов всей семьей жили в одной комнате.

Очень интересная постройка в Двинской части — дом крестьянина-торговца Тропина. Это огромная двухэтажная домина, где Тропин помещался со своей семьей и хозяйством, а на первом этаже держал трактир. Дом отапливался калориферной системой из русской печи и печей-голландок.

Просто огромный домище — ширик все уменьшает, а на самом деле он размером с пол-пятиэтажки.

Рядом стоит домишко не в пример меньше — дом-двор Шестакова из деревни Цивозеро. Он интересен наличником древней формы над окошком. Называется «очелье».

Переходим по лесной тропинке в Пинежский сектор. Здесь стоят постройки из деревень на реке Пинега.

Пинежский сектор

Встречает нас шеренга зерновых амбаров. Амбары на Руси строили в отдалении от домов и всей деревни, чтобы в случае пожара не сгорело самое главное богатство — посевное зерно.

На ножки амбары ставили для предохранения зерна от сырости и всяких мышей. Мне кажется, что отсюда и пошла «избушка на курьих ножках».

Избы Пинежского сектора все закрыты и как-то позаброшены. Идем мимо амбаров и покосных избушек: если крестьянские покосы были далеки от деревни, то там строили отдельное жилье и переезжали туда на все время покоса.

На Севере все деревянное, даже колодезное ведро:

Мезенский сектор

На самом обрыве оврага, как на морском берегу, стоят огромные дома-корабли Мезенской части. Это самые большие и зажиточные хозяйства Русского Севера. Когда-то жившие в них поморы занимались рыбной ловлей, добычей морского зверя и были самыми богатыми северянами.

Как видно на фото ниже, мезенские дворы были даже больше и так немаленьких домов. Объяснялось это суровым климатом и тем, что зимой в этих дворах строили поморские лодки — карбасы.

Карбас — это не какая-нибудь там лодочка, а полноценное парусное судно, на которых поморы уходили далеко в море.

Свои дома зажиточные мезенцы по возможности украшали: такую же роспись на скатах мы уже видели на до сих пор жилых домах в деревне .

Опять начинает поливать дождище — идем обратно.

У выхода из музея — «коллекция» ветряных мельниц. Их уже совсем не осталось в «живой природе» и выглядят они поэтому как-то бутафорски.

У нас запланирован еще один пункт на сегодня — самый древний из оставшихся шатровых храмов в России.

Никольский храм в селе Лявля

Село Лявля на одноименной речке находится всего в паре минут езды от Малых Корел. Здесь на высоком Лявленском холме как обычно живописно стоит деревянный шатровый храм, построенный еще в 1581 году.

Он той самой архаичной «башенной» формы, которая лежит в основе всех шатровых церквей. Просто башня-восьмерик, увенчанная шатром — «восьмерик от пошвы».

В середине XIX века храм пришел в аварийное состояние, так что в нем даже перестали проводить службы. Но тут помог удивительный случай: жене архангельского военного губернатора маркиза де Траверсе было явлено видение, что ее больной сын выздоровеет, если губернатор восстановит лявленский храм.

Губернатор храм восстановил, но работы была сделана, что уж там говорить, довольно халтурно. Сгнившие нижние венцы вместе с опоясывавшей храм галереей просто выкинули, и храм потерял чуть ли не треть своей первоначальной 40-метровой высоты. Поэтому он сейчас и выглядит таким непропорционально грузным. А был, надо понимать, очень похож на пронзительно прекрасный храм в Пияле.

Сейчас церковь закрыта для посетителей, но нам повезло: как раз пришел какой-то смотритель и впустил нас: внутри абсолютно пусто (ничего из убранства храма не сохранилось), только стоит оригинальная главка XVI века, снятая во время реставрации.

Видно, что для облегчения конструкции главка рублена через одно бревно. Так же рублен и шатер.

Место на Лявоенском холме волшебное — когда-то здесь, на высоком берегу Северной Двины был большой монастырь.

А теперь только дымят на том берегу трубы Новодвинска и мужики ставят на реке сети на сёмгу.

На этом наше нынешнее путешествие по Северу прошу считать оконченным, назавтра нас ждала удивившая непонятно откуда взявшимся качеством трасса М8 до Москвы.

Все предыдущие серии нашего северного путешествия, а также подробный маршрут можно найти здесь.