Малые корелы - государственный музей деревянного зодчества

| Архангельский музей деревянного зодчества Малые Корелы

выберите страну Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Албания Ангилья Андорра Антарктида Антигуа и Барбуда Аргентина Армения Барбадос Беларусь Белиз Бельгия Болгария Боливия Босния и Герцеговина Бразилия Бутан Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Вьетнам Гаити Гана Гватемала Германия Гонконг Греция Грузия Дания Доминиканская республика Египет Замбия Израиль Индия Индонезия Иордания Иран Ирландия Исландия Испания Италия Казахстан Камбоджа Камерун Канада Кения Кипр Китай КНДР Колумбия Коста-Рика Куба Лаос Латвия Ливан Ливия Литва Лихтенштейн Маврикий Мадагаскар Македония Малайзия Мали Мальдивы Мальта Марокко Мексика Монако Монголия Мьянма Намибия Непал Нидерланды Новая Зеландия Норвегия ОАЭ Парагвай Перу Польша Португалия Пуэрто-Рико Республика Корея Россия Румыния Сан-Марино Сербия Сингапур Синт-Мартен Словакия Словения США Таиланд Тайвань Танзания Тунис Турция Уганда Узбекистан Украина Уругвай Фиджи Филиппины Финляндия Франция Французская Полинезия Хорватия Черногория Чехия Чили Швейцария Швеция Шри-Ланка Эквадор Эстония Эфиопия ЮАР Ямайка Япония

Архангельский музей деревянного зодчества Малые Корелы

Музей "Малые Корелы" - это уникальное собрание памятников деревянного зодчества. Здесь, в 25 км от Архангельска, на территории около 140 га сосредоточено 120 самых разноплановых строений - церквей, часовен, колоколен, крестьянских усадеб, мельниц, амбаров, построенных в XVI - начале XX вв.

Музей "Малые Корелы" - это не просто музей. Это неповторимый синтез ландшафта, памятников архитектуры и народного искусства. Местность здесь отличается живописностью и разнообразием ландшафтов. С высоких холмов на многие километры открываются разливы Северной Двины, где водные плесы чередуются с обширными островами, а изумрудная зелень заливных лугов окаймляется золотыми полосками песчаных пляжей. Кое-где по берегам и островам виднеются избы старинных поморских сел. Протяженность музея с запада на восток составляет около 1,5 км, с севера на юг – 1 км. Рельеф территории волнистый, пересеченный долиной реки Корелки и примыкающими к ней оврагами. Склоны довольно крутые, но устойчивые, поросшие лесом.

Здесь удачно сочетаются элементы ландшафта, присущие регионам Архангельской области. Открытые пространства занимают около трети площади и представлены лугами, полянами и водоемами. Остальная часть покрыта смешанными лесами с преобладанием хвойных пород. В труднодоступных местах уцелели участки нетронутой тайги с деревьями в возрасте 200 лет и более. Состав растительности довольно богат и насчитывает не менее 400 видов, встречаются даже редкие растения, занесенные в Красную книгу Архангельской области.

Животный мир разнообразен. Одних птиц в летнее время можно встретить около 70 видов. Постоянно обитают белки, зайцы, лисы, горностаи, бобры, возможны заходы волков и лосей. Растения и животные находятся под защитой и охраной. В холодное время организуется подкормка птиц и белок, весной развешиваются искусственные гнездовья. Для сохранения и разведения исчезающих растений создан «Аптекарский огород». В секторах музея высаживаются виды деревьев, свойственные районам происхождения памятников архитектуры. Имеется два экспозиционных поля, имитирующих крестьянские наделы, на которых ежегодно выращиваются традиционные на Севере сельскохозяйственные культуры: рожь, ячмень, овес, пшеница, лен. На двух усадьбах растет хмель, ранее применяемый для пивоварения. Украшают и оживляют пейзаж различные водоемы: родники с прекрасной водой, ручьи, небольшие озера и речка Корелка.

Храмовый ансамбль XVIII - первой трети XIX вв. с. Нёнокса, Приморский район, Архангельская область

В архитектурный фонд музея «Малые Корелы» входит выдающийся памятник русского деревянного зодчества - храмовый ансамбль в селе Нёнокса Приморского района. В его составе: церковь Живоначальной Троицы (1727г.), церковь Николая Чудотворца (1762г.), колокольня (1834г.).

В прошлом Нёнокса – большой солепромышленный посад на побережье Белого моря , расположенный недалеко от устья Северной Двины. Впервые селение упоминается в грамотах 1397 года, но соль в этих местах вываривали ещё в XI веке. Обширная льготная торговля солью способствовала экономическому росту посада и привлекала в Нёноксу предприимчивых людей со всей России .

За шестьсот лет существования Нёнокского прихода его церкви неоднократно горели и отстраивались заново посадскими жителями, совместно с монастырями вкладывавшими средства в строительство храмов и содержание священнослужителей.

Храмовый комплекс Нёнокского прихода расположен в центре села, на большой площади, ограниченной по периметру усадебной и общественной застройкой XIX-XX веков. Высокие шатры, доминирующие в архитектурном облике посадского культового центра, органично вписываются в ландшафт селения. Существующий приходской ансамбль был возрождён в 1727-1763 годах на «старом церковном месте» после пожара, полностью уничтожившего древние церкви. Храмы, свободно поставленные вдоль реки, были обращёны к селу восточными фасадами.

Церковь Живоначальной Троицы с Успенским и Петропавловским приделами – главный храм прихода, расположен к северу от колокольни. Он был построен за три года бригадой из шести нёнокских плотников, возглавляемых каргопольским церковным мастером Василием Корсаковым. Освящение церкви состоялось в 1730 году.

Архитектура Троицкой церкви уникальна. Центрический ярусный храм имеет в основании восьмерик с четырьмя квадратными прирубами по сторонам света. Верхний ярус завершён регулярной группой из пяти шатров, увенчанных крупными луковичными главами.

В 1819 году в церкви были установлены резные четырехъярусные иконостасы, сплошным ковром, от солеи до расписного потолка «неба», охватывавшие восточные стены интерьера.

Церковь Николая Чудотворца – замечательный образец зимнего поморского храма XVIII века. Её строительство было завершено в 1762 году. Продольная композиция памятника образована разновысокими объёмами алтаря, церкви и трапезной, совмещёнными в одном окладе. К трапезной примыкала каркасная паперть с крыльцом. Основной объём церкви срублен восьмериком на четверике и перекрыт высоким стропильным шатром. Шатёр, венчающая его глава и бочка алтаря крыты городчатым лемехом.

В трапезной сохранились следы первоначального черного отопления: закопченные балки и верхние брёвна, проём для дымника на западной стене.

Характерным архитектурным элементом храмового ансамбля являются кокошники очень редкой конструкции, установленные на срубцах. Ими обозначены ступенчатые переходы между ярусами четвериков и восьмериков обеих церквей. Видимо, такие же кокошники имелись и на приходской колокольне, возведённой в 1726 году.

В 1834 году эту колокольню сменила новая, построенная по утверждённому «плану и фасаду». Она выделяется в церковном комплексе необычным купольным завершением, окраской обшитых тёсом фасадов и рисованными архитектурными элементами.

Начатая 1990 году комплексная научная реставрация храмового комплекса продолжается и сегодня. Она позволила обследовать и показать первоначальный облик ансамбля и его храмов и вместе с тем раскрыла выдающуюся историко-архитектурную ценность памятника.

Никольская церковь в с. Лявля Приморского района Архангельской области

Наибольшее распространение на Севере получили шатровые церкви. Старейшая из них - Никольская церковь в селе Лявля Приморского района. С 2004 года данный памятник деревянного зодчества включен в архитектурный фонд музея «Малые Корелы».

Село Лявля расположено на берегу Северной Двины, в 29 км от Архангельска. Величественный шатровый силуэт церкви Николая Чудотворца, возведенной в 1581-1584 годах, словно маяк, притягивает взгляд издалека.

Никольская церковь построена в Лявленском Богородицком монастыре, на месте своей предшественницы, и первоначально освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы. Восьмигранный столпообразный объем церкви с восточным и западным прирубами целиком, от основания до креста, срублен из мощных бревен толщиной до полуметра. Сруб под самими свесами кровли плавно расширяется, образуя повалы. Высота храма, поставленного на подклет, достигала сорока пяти метров. Прирубы восьмерика завершались килевидными бочками, обитыми городчатым лемехом. Такой же лемех покрывал шатер, барабан и главу церкви. С трёх сторон церковь опоясывала паперть с крыльцами.

Кроме летней Успенской церкви монастырский ансамбль включал зимнюю церковь с трапезной, посвященную Николаю Чудотворцу. Вблизи от них располагалась столбовая колокольня. Оба храма и колокольня завершались шатрами.

Основали Богородицкий монастырь в последней трети XIV века крестьяне Княжестровской волости «на Усть речке Лявле, на горе, у своих десятинных лесов, всем миром, своими жители».

Княжестровцы веками опекали свой «мирской» монастырь. Они выделяли земли на содержание причетников и старцев, строили храмы, делали вклады, платили тягло и различные сборы.

В 1633 году, несмотря на упорное сопротивление княжестровцев, Лявленская Богородицкая обитель была приписана к привилегированному Антониево-Сийскому монастырю. Став приписной пустынью, Лявленская обитель потеряла самостоятельность. В 1764 году пустынь упразднили, а её храмы получили статус приходских.

В 40-х годах XIX века во время капитального ремонта, осуществлённого на средства архангельского военного губернатора А.И. де Траверсе, памятник опустили на несколько венцов и разобрали круговую паперть с крыльцами. Стены церкви обшили тёсом и покрасили. Обновлённую церковь переименовали из Успенской в Никольскую, так как в приходе к тому времени уже имелась каменная Успенская церковь, построенная в 1804 году на деньги архангельского купца Андрея Харитонова.

Современный облик Никольской церкви далек от первоначального. Громадная монументальная церковь-башня, потеряв за века несколько венцов, погрузнела. Древние, выщербленные ветрами стены осели. В ходе реставрационных работ конца 60-х годов XX столетия была удалена тесовая обшивка XIX века, воссоздано лемеховое покрытие шатра, главы и бочек прирубов. Время не сохранило ничего из убранства интерьера памятника. Сейчас в храме установлена уникальная рубленая глава XVI века, снятая реставраторами в 1967 году.

Музей «Малые Корелы» осуществляет уход за памятником, проводит необходимые консервационные мероприятия для предупреждения дальнейшего разрушения древнего храма.

Музейный комплекс «Усадьба М.Т.Куницыной»

В начале XXI века в историко-заповедной зоне «Старый Архангельск», на проспекте Чумбарова-Лучинского, музеем «Малые Корелы» восстановлена старинная усадьба М.Т.Куницыной.

Усадьба в начале ХХ века была сравнительно невелика и включала одноэтажный многокомнатный с коридорной планировкой деревянный жилой дом, деревянный одноэтажный каретник, ледник и небольшой садик размером 25 саженей.

История семьи Куницыных, владельцев усадьбы, отражает важные демографические процессы, происходившие в Архангельске в конце XIX – начале XX веков. Развитие капитализма проявилось в резком притоке в город выходцев из сельской местности. В числе таких новопоселенцев была и происходившая из зажиточной семьи государственных крестьян Мария Тимофеевна Куницына (урожденная Труфанова). Отец Марии Тимофеевны – рыбопромышленник из поморского села Шуя. Деньги для строительства дома в Архангельске отец подарил дочери к свадьбе.

Муж Марии Тимофеевны, Иван Алексеевич, также в прошлом сельский житель, родом из пригородной деревни Заостровье. Происходил из государственных крестьян, отец его был «колесных дел мастером». Образование Иван Алексеевич получал в сельском училище, некоторое время учил в Англии язык. Начал трудовую жизнь с 13 лет в качестве чернорабочего на лесопильном заводе «Товарищества Русанов и cыновья» в Ковде в 1895 – 1898 годах, позднее стал управляющим на лесопильном заводе Фонтейнеса в Маймаксе. 19 февраля 1938 года Иван Алексеевич был арестован, приговорен к расстрелу. В 1956 году дело было прекращено за отсутствием состава преступления.

По свидетельству родственников и знакомых, в обстановке дома семьи Куницыных была мебель из ценных пород дерева, мягкие диваны и кресла, фортепиано, картины, дорогая посуда. Несмотря на инновации в интерьере городского жилища, в нем, как и в деревенской избе, продолжала сохраняться сакральная зона – угол с иконами. Он не всегда присутствовал в парадных помещениях – зале и гостиной, но обязательно во всех жилых комнатах и кухне.

Комнаты освещались подвесными керосиновыми лампами или электрическими люстрами, бра, настольными лампами. Электричество в доме проведено в 1914 году. В усадьбе были печи-голландки, топившиеся из коридора и обогревавшие сразу 2 комнаты.

Потолки всех жилых помещений и части коридора в доме Куницыных были оштукатурены, стены оклеены обоями.

Вдоль лицевого фасада дома, сразу после прихожей располагалась зала семьи Куницыных, самая большая и светлая комната в доме. Центральное место здесь занимал большой стол, за которым обычно и собиралась большая дружная семья. Сейчас здесь музейная гостиная.

Из гостиной можно перейти в кабинет хозяина дома, где воссоздан интерьер кабинета начала XX века, характерный для архангельских домов среднего класса.

Сегодня музейный комплекс «Усадьба М.Т. Куницыной» предназначен для организации образовательной, выставочной, просветительской и информационной деятельности музея «Малые Корелы».

Как добраться

Музей «Малые Корелы» расположен в 25 км от г. Архангельска в деревне Малые Карелы. Добраться до него Вы можете автобусами:
№ 104у - пл. Терехина (Соломбала) – д.Малые Карелы – пл. Терехина
№ 104т - железнодорожный вокзал – д. Малые Карелы – железнодорожный вокзал
№ 108 - автовокзал – д. Боброво – автовокзал
№ 111 - автовокзал – д. Лявля - автовокзал

Стоимость билетов

Иностранные граждане: будние дни 200, выходные 250
Граждане России: будние дни 70, выходные 110
Льготные категории граждан России: Пенсионеры будние дни 45, выходные 70. Студенты (дневных отделений): будние дни 45, выходные 70. Школьники и дошкольники (с 6 лет): будние дни 20, выходные 30.

Часы работы музея

с 1 июня по 30 сентября ежедневно с 10.00 до 19.00*
с 1 октября по 31 мая ежедневно с 10.00 до 17.00*
*Посетители имеют право находиться на территории музея в течение часа после указанного времени окончания работы

Трудно не поддаться очарованию русского Севера. Не он ли вдохновлял художника И. Я. Билибина, создавшего зримый мир русских народных сказок? Дивные города с суровыми сторожевыми башнями, островерхие храмы, причудливые терема с крыльцами и переходами. И вот мне посчастливилось убедиться в том, что все это не сказка, не вымысел, а реальная действительность музея-заповедника. Здесь, в Малых Корелах, едва ступив на территорию заповедника, попадаешь в далекое прошлое, в мир отважных поморов, охотников, лесорубов, землепашцев.

НА ФОТО: Часовня св.Макария из д.Федоровская Плесецкого района, XVIII век. Малые Карелы Аргангельской области

Музей-заповедник Малые Карелы занимает два лесистых холма. В нем собраны все типы деревянных построек, присущие Северу. Так и хочется назвать его энциклопедией русского народного зодчества. Все экспонаты — избы, амбары, бани, мельницы, часовни, колокольни,утварь, орудия труда, одежда и многое другое — собирали по Архангельской области в самых глухих и труднодоступных местах. Конечно, многое из разысканного и привезенного находилось в довольно плачевном состоянии и вот теперь, отреставрированное, помолодевшее, снова дарит радость людям своими формами и красками.


НА ФОТО: Вознесенская церковь из села Кушерека Онежского района (1669 года). Музей-заповедник Малые Карелы Архангельской области.

Идея спасения памятников народной архитектуры — перенесение их в специально созданные музеи под открытым небом — не нова. Впервые ее высказал швейцарский ученый Чарльз де Бонстеттен почти двести лет назад. Мысль очень понравилась, но дальше разговоров тогда не пошло. Понадобилось сто лет, чтобы она стала претворяться в жизнь.

В 1872 году в Стокгольме был основан первый в Европе этнографический музей под открытым небом, в 1901 году появился музей под Копенгагеном, в 1902 году — в окрестностях Осло. Так в Скандинавских странах возник новый тип музеев.

Мировую известность приобрел парк-музей «Скансен» в Швеции. Его организаторы преследовали две цели: сохранить лучшие образцы народной архитектуры и возможно полнее показывать и популяризировать богатства народного зодчества. В «Скансене» посетители знакомятся с историей и культурой своей страны и в то же время могут отдохнуть и развлечься.

НА ФОТО: Троицкая часовня из д.Вальтово Пинежского района, 1728 год. Музей Малые Корелы Архангельской области

Музей «Малые Корелы» сравнительно молод: первый экспонат — мельница из деревни Бор — появился в 1968 году, а уже в 1973-м музей был открыт для посещений. Восемьдесят гектаров музейной территории делятся на шесть секторов — по числу культурно-этнографических зон Архангельской области: Каргопольско-Онежский, Северодвинский, Пинежский, Мезенский, Поморский и Важский. В каждой зоне населенные пункты имеют свои характерные особенности. Это отражено в экспозиции музея.

НА ФОТО: Музей-заповедник Малые Карелы, мельница

Вот, скажем, Мезенскому сектору отведен участок возле крутого обрыва к реке Корелке. Дома стоят вдоль берега, как их ставили на Мезени, где было мало пригодных для обработки угодий. Потому и прижимались строения к берегу, чтобы не занимать хорошую землю под жилье.

В каждом секторе-деревеньке умело, с любовью воссоздан архитектурный облик северных российских сел, но этого мало. Посетитель видит картину жизненного уклада прошлого. Каждая деталь тщательно продумана. Избы повсеместно на Севере ставили высоко над землей, на высоком хозяйственном подклете — так теплее, зимой снегом не занесет, да и припасы удобно под полом хранить. Хозяйственный двор объединен с жильем общей крышей, поэтому в суровую северную зиму можно и на улицу не выходить, разве что по воду. При этих общих чертах в каждом районе области жилище устраивали по-своему, привнося какую-то свою деталь в конструкцию; что-то свое в декоративное оформление избы.

НА ФОТО: Дом-двор Полуянова из деревни Гарь Каргопольского района, XIX в. Музй Малые Карелы.

В Каргопольско-Онежском секторе интересен дом из деревни Гарь. Это образец древнейшей простой четырехстенной избы, самый распространенный в Древней Руси тип жилища. В такой избе все помещения — жилые и хозяйственные — выстраиваются друг за другом по продольной оси, поэтому такой тип называют «изба-брус». Она предельно проста и цельна. Жилой этаж в три окна высоко поднят над землей на глухом подклете. С внутренней стороны бревна гладко затесаны на высоту человеческого роста. Потолок и пол сделаны из колотых пластин. Бревна раскалывали с помощью клиньев, а затем поверхность доски или плахи протесывали топором. Поперек избы под потолком проходит балка-матица, на которую опираются потолочины. Вся, обстановка, кроме стола, традиционно врублена в стены.

В доме минимум украшений: резные причелины и водометы, конек да дымник. Дощатые трубы с задвижкой, или дымники, через которые выпускался дым в курных избах, характерны для Севера. В центральной части России дым выпускали через дверь или окно, что менее удобно. Чтобы усилить тягу, в дымнике прорезали сквозные отверстия самых различных форм, таким образом дымник становился одной из самых декоративных деталей кровли.

В Северодвинском секторе можно увидеть избы более совершенные и более приспособленные для жизни. Здесь есть уже избы, разделенные рубленой стеной на две комнаты, одна из которых — холодная горница. Это избы-пятистенки. Дом-шестистенка также имеет две жилые комнаты, а между ними заулок, помещение между двумя срубами, которое использовалось как чулан или сени.

В избе Щеголева из вычегодского села Ирта к сеням ведет большое и нарядное крыльцо. Оно стало главным элементом художественной композиции уличного фасада. Крыльцо как бы приглашает войти в избу. Такие крыльца не только отмечали вход, связывая наружное пространство с внутренним, но и были местом, где происходили церемонии встреч и проводов гостей. Именно на крыльце гостю вручали хлеб-соль. Учитывая это назначение, крыльцо украшалось особенно тщательно и искусно.

НА ФОТО: Колодец с деревянным колесом, Малые Корелы.

Есть в Малых Корелах очень большие двухэтажные избы. Во втором этаже было столько же жилых помещений, сколько и внизу, но горницы были неотапливаемыми. Изба с большой русской печью располагалась в первом этаже. Такие двухэтажные дома возводили в расчете на большие семьи, где жили вместе деды, отцы, сыновья и внуки.

Особую прелесть и живописность музейным деревням придают овеянные студеными ветрами мельницы. Они свезены из различных уголков области и отличаются большим разнообразием. Здесь и мельницы-столбовки, в которых амбар с крыльями поворачивается вокруг осевого столба. Здесь и более позднего происхождения мельницы-шатровки. В этих мельницах амбар остается неподвижным, а вращается лишь завершение.

НА ФОТО: Поклонный крест. Музей-заповедник Малые Корелы

Привлекают внимание высотные сооружения музейного комплекса — церкви и колокольни. В центре Каргопольско-Онежского сектора над лесом возвышается двухэтажный храм Вознесения из села Кушерека. Этот храм, построенный в XVII веке, завершается сложным пятиглавым кубом. Кубоватое покрытие, кокошники, шеи глав и сами главы одеты в чешуйчатые одежды из осинового демеха. Рядом — шатровая колокольня. Резные свесы кровель дают красивую игру света и тени на монументальных стенах.

В Северодвинском секторе установлена сорока-метровая церковь Георгия, также XVII столетия. От этого здания веет торжественной и богатырской силой. В зелени деревьев прячутся небольшие часовни простых и непритязательных форм. Одни из них отличаются от обычного амбара лишь главкой над кровлей да небольшой галереей, над другими поднимаются очаровательные, в виде восьмигранной башенки, звоннички.

Ходишь по заповеднику и дивишься таланту народных мастеров, могуществу творческих сил народа. В музее можно зайти в любой дом — двери гостеприимно распахнуты. В избах чисто прибрано, отскобленные песком и мочалкой сосновые стены сияют медовой желтизной, на полу лоскутные половики, возле печи ухват с помелом, на полке посуда, на столе пузатый самовар. Так и кажется, что хозяева отлучились на минутку и вот-вот войдут в горницу.

Все бытовые предметы в избе сработаны с большим художественным вкусом, Потребность в красоте всегда жила в северянах. Они заботились о внешнем виде вещей не меньше, чем о хлебе насущном. Что ни возьми — прялки, ковши, вальки для стирки белья — Все эти вещи с успехом выполняли бы свое назначение и без яркой, веселящей глаз росписи или узорчатой резьбы, но ведь известно, когда красота предивная радует душу, работа лучше спорится…

Здесь можно увидеть охотничьи лыжи, крестьянские сани-розвальни с расходящимися врозь от передка боками, широкие сани-пошевни с сиденьем, одноконные легкие телеги, одноколки с волочагами (это такие двухколесные телеги, к которым сзади прикреплены два бревна. Они волочились по земле за телегой, а при подъеме в гору, при остановке упирались в почву, и одноколка не скатывалась вниз). В каждом экспонате народная смекалка, выдумка и художественный вкус, особенно ярко проявившийся в украшении самой приметной части упряжи — дуги. Они такие разные: расписные и резные, с медными бляхами, с колокольчиками.

Исстари повелось, что на Севере народные празднества и гулянья были многолюдными и красочными. Все праздничные действа разыгрывались на широкой сельской улице, на лугу, на берегу реки. В них участвовало все население, не было равнодушных наблюдателей, потому и слышались отовсюду смех и оживленный говор. Ну, а уж веселиться в праздники на Руси всегда умели: с колокольным звоном, песнями, плясками, хороводами, катанием с ледяных гор и на тройках. В Малых Корелах ожили давние традиции, музей стал пропагандистом фольклорных произведений. Здесь отчетливо проявляется характерное для старинных праздников единство места и действия.

Колокольный перезвон — составная часть праздника. Мерным басовитым ударам колокола откликаются малые, вступая в перекличку на трех колокольнях музея. Искрометные, озорные «Северные звоны» открывают фольклорный праздник. И это не случайно. С незапамятных времен звон колоколов сопутствовал людям на жизненном пути. Он созывал на вече, предупреждал о появлении врага или иной беде. К колоколам всегда проявляли очень серьезное отношение, почти как к предметам одушевленным. История помнит, как отправили в ссылку колокол, тревожный звон которого поднял народ на бунт в Угличе после загадочного убийства царевича Дмитрия. А императрица Екатерина II повелела вырвать язык у набатного колокола Московского Кремля — его голос звал к восстанию 1771 года, известному как «чумной бунт».

О колоколах складывали легенды. Рассказывают, что после покорения Новгорода великий князь Московский приказал снять и перевезти в Москву вечевой колокол, который три с половиной столетия звучал над вольным городом. Когда его, привязанного к саням, везли через горушки Валдайской возвышенности, колокол не захотел покидать родной земли. Он высоко подпрыгнул, упал и разбился на множество валдайских колокольчиков. Тысячами отголосков донесся до нас их звон.

Отливали колокола с большим искусством, вкладывая в это дело всю душу. Украшали их затейливым орнаментом, клеймами,и надписями. Определенным жизненным ситуациям соответствовал свой звон: будничный, торжественный, красный, плясовой, с малиновым перезвоном. Тут важен был и подбор колоколов, и выучка звонаря. А вот на пасхальной, неделе разрешалось звонить каждому, кто пожелает. И тогда нередко с колоколен на всю округу раздавались «Камаринская», «Во саду ли в огороде», плясовые наигрыши и другие веселые праздничные мелодии.

Двадцать три колокола московского, петербургского, ярославского, харьковского и местного литья, а также голландской работы подвесили на трех колокольнях музея. На вершине холма стоит могучая шатровая колокольня XVI века из северодвинской деревни Кулига-Дракованово. Это древнейшее сооружение музея-заповедника представляет собой стройную башню с открытым ярусом звона, завершенную шатром. Каркас колокольни состоит из семнадцати вертикально стоящих толстых столбов: шестнадцать стоит по периметру и один — в центре. Эти столбы с внешней стороны до яруса звона защищены восьмигранным срубом. Восьмерик начинается не от земли, а поставлен на своеобразное основание — четверик, который придает колокольне большую устойчивость и зрительно связывает ее с землей. Шатровое покрытие стропильной конструкции опирается на обвязочную балку столбов каркаса и на центральный столб. Открытые части столбов украшены резьбой в виде овальных дынек и жгутов.

Колокольня своим видом напоминает сторожевые башни древнерусских деревянных крепостей. Это и понятно, ведь в давние времена колокольни помимо своего основного назначения служили еще и наблюдательными вышками. Поднявшись на колокольню из деревни Кулига-Дракованово, убеждаешься, как далеко просматривается вся округа. Широко разлилась Северная Двина и щедро несет свои воды в Белое море. Протянулась она на семьсот с лишним километров, и здесь, вблизи устья, мы видим ее во всей красе и мощи.

С давних пор, еще со времен Ивана Грозного и Петра I, по этой реке в Архангельск, главный порт государства, сплавляли лес, шли суда со смолой, солью, рудой и другими богатствами Севера. В порту все это перегружалось в трюмы английских, голландских и иных заморских кораблей. Вдоль реки селились люди, они жили рекой и лесом. Здесь, среди леса, — одна, вторая, третья… деревеньки заповедника. Чтобы увидеть их, стоит приехать в Архангельск.

адрес: 163502, Архангельская область,
Приморский район, д. Малые Карелы

География

Экспозиция музея

Происхождение названия музея

Малые Корелы - государственный музей деревянного зодчества и народного искусства северных районов России.

География

Музей под открытым небом расположен в Уемском сельском поселении Приморского района Архангельской области, на правом берегу Северной Двины (в месте впадения реки Корелка), в 25 км к югу от центра Архангельска.

Площадь территории музея - 139,8 га.

История

Основан в 1964 году, открыт для посетителей 1 июня 1973 года. С 1983 года музей является членом Ассоциации европейских музеев под открытым небом. С 1996 года музей «Малые Корелы» включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Экспозиция музея

В экспозиции музея находятся около 100 гражданских, общественных и церковных построек, самые ранние из которых датируются XVI веком - колокольня из села Кулига Дракованова и XVII веком - Вознесенская церковь из села Кушерека и Георгиевская церковь из села Вершина. Среди экспонатов - крестьянские, купеческие избы, амбары, колодцы, изгороди, ветряные мельницы и т. п. Постройки для перемещения на территорию музея раскатывались по брёвнам, а затем заново собирались уже на территории Малых Корел.

Экспозиция музея разделена на секторы: «Каргопольско-Онежский», «Двинской», «Мезенский» и «Пинежский». В настоящее время создаются «Поморский» и «Важский» секторы. Однако, часть строений очень ветхая и ожидает реставрации, а потому закрыта для посещений.

Музей - популярное место туризма Архангельска. Вблизи него расположен почти одноимённый туристический комплекс «Малые Карелы» (одна буква в названии изменена из-за юридических проблем). Также поблизости расположен лыжный стадион «Малые Корелы».

Происхождение названия музея

Музей назван по имени деревни Малые Ка релы, находящегося неподалеку. Чуть далее, на горе, находится деревня Большие Ка релы.

Часто возникают споры о правильном написании названия (Корелы или Карелы ). В данном названии музея (и населённого пункта) отражён факт проживания на территории Беломорья в XII-XIV веках угро-финского племени корелы, именем которых славянские поселенцы, заселившие эти территории, и назвали деревню. Для сравнения можно привести находящийся неподалеку Николо-Корельский монастырь, названный по имени Корельского, а ныне Никольского рукава Северной двины, правильное название которого пишется через «о». Также, в пользу версии написания названия музея через «о», говорит название речки Корелка (в настоящее время - река Корелы), протекаюшей недалеко от музея. Вообще, историческое написание народа корел в русском языке ранее всегда было через букву «о», и именно это написание отражено в летописях («В то же лето ходиша корела на емь…», «Беют челом корила погоская Кюлолакская и Кюриеская Господину Новугороду…») и многих исторических названиях (крепость «Корела», Корельский уезд).

Впоследствии, благодаря аканью безударный звук «о» в слове «корелы» превратился в «а», что наложило отпечаток и на написание названия деревни, хотя изначально новгородскому диалекту (а жители Беломорья в основе своей являются потомками новгородцев) и северо-великорусским говорам было присуще оканье.

Немалую путаницу добавляют также современное название региона Карелия, которое также пишется через «а». Национально-культурная автономия поморов в 2004 году обратилась к журналистам и жителям Архангельской области, обращая внимание на, по их мнению, неправильное название деревень на дорожных указателях (на которых указано «М.Карелы»), на что неоднократно обращали внимание и представители Архангельского отделения ВООПИиК.

Также путаницу вносит наименование коммерческого туристического комплекса «Малые Карелы», находящегося между деревней и музеем со схожими названиями.

Таким образом, правильное написание названия музея - Малые Ко релы, а деревни, в соответствии с законом, именуются: Малые Ка релы и Большие Ка релы. В муниципальном образовании «Повракульское» Приморского района Архангельской области есть деревня Ко релы.

  1. Музей деревянного зодчества "Малые Карелы"

    Столетиями рубили на севере умельцы из сосны да лиственницы избы-великаны, баньки и амбары, ветряные мельницы, возводили островерхие громады шатровых храмов и маленькие часовни - “церковки-грезы”, упирали в небо столпы колоколен. Талант северян проявился не только в песнях и былинах - отмечены им почти все предметы быта крестьянского: от узорчатых (браных) полотенец до прялок да утвари на столе. А деревянное зодчество русского Севера по праву считается вершиной народной архитектуры. Чтобы сохранить памятники этого искусства, показать все его многообразие, а также жизнь и быт северного крестьянства в прошлом, и был создан в Архангельске музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Карелы».
    Знаменитый музей деревянного зодчества, внесенный во все каталоги ЮНЭСКО и прочие списки чудес света. Музей расположен в 25-ти километрах восточнее Архангельска по правому берегу Северной Двины.
    На протяжении 30-ти лет в Малые Карелы свозились предметы деревянного зодчества из всех деревней Архангельской области.


    Площадь музея (78 гектаров) разделена на несколько секторов. Каждый из них представляет собой определенный тип северной деревни, со своеобразием архитектуры, характерной планировкой, воссозданными интерьерами изб, выставками, отражающими занятия, промыслы и быт различных социальных слоев крестьянства основных этнографических районов Архангельской области.

    Территория, занимаемая музеем, разнообразна по ландшафту. Здесь есть равнины, возвышенности, поля, овраги, болотистые низины, речка с обрывистым и пологим берегами, встречаются различные сочетания лиственных и хвойных деревьев, разнообразные кустарники. Все это позволило поместить каждый памятник народного зодчества в наиболее удачное для него природное окружение.

    Первые постройки (шатровая колокольня XVI века из села Кулига-Дракованово и мельница конца XIX века из деревни Бор) были привезены сюда в 1968 году. Музей был открыт для посещения в июне 1973 года, а через два года здесь появились первые интерьеры и выставки. Сейчас в шести секторах музея: Каргопольско-Онежском, Северодвинском, Мезенском, Пинежском, Важском и Поморском - размещено более 90 построек.

    Хронологические рамки экспозиции - вторая половина XIX - начало XX века. Все жилые и хозяйственные постройки и интерьеры в музее относятся к этому времени. Органично вписались в общий вид северной русской деревни конца прошлого века уникальные памятники деревянного зодчества XVI-XVIII веков.

    Архитектурный ансамбль Каргопольско-Онежского сектора организует кубоватая церковь Вознесения (1669 год) из села Кушерека Онежского района. Куб - сложная форма покрытия храма, напоминающая обрезанную с четырех сторон луковицу. С востока к двухэтажной церкви Вознесения примыкает алтарный прируб, увенчанный “бочкой”. Вытянутые вверх луковицы пяти глав и куб, покрытые резным осиновым лемехом, тщательно проработанные детали крыльца, стройный силуэт сруба придают всему сооружению законченность и изящество.

    Архитектурной доминантой Северодвинского сектора стала Георгиевская церковь (1672 год) из села Вершина Верхнетоемского района, одна из жемчужин северного русского зодчества. Она представляет собой распространенный на русском Севере тип шатровых храмов. Мощный восьмигранный сруб этой церкви словно вырастает из широкой крытой галереи с примыкающим к ней резным крыльцом. Высокий шатер, венчающий храм, имеет старинное покрытие городчатым лемехом. Восемь крестьянских усадеб из разных районов Северной Двины составили вместе с Георгиевской церковью основу сектора, воссоздающего большое село с ярмаркой, школой и волостным правлением.

    В музее собраны все типы деревянных ветряных мельниц и толчеи, встречавшихся в России, - так богат ими был русский Север. Распластанные крылья разнообразных шатровок, столбовок на раме, на реже, на стойках - непременная деталь пейзажа северной деревни. Широко представлены хозяйственные постройки: амбары, бани, кузницы.

    Пожалуй, не встретишь на Севере две избы, похожие одна на другую. Всегда видны отличия и в постановке, и в элементах конструкции, деталях, украшениях. Неповторимость образа постройки в целом при известной повторяемости традиционных черт - вот характерная особенность русской деревянной архитектуры. Она воплотилась как в уникальных памятниках зодчества, так и в обычной северной избе. Типы изб (домов-дворов) отразили этнографическую специфику различных регионов архангельского Севера. Здесь и пятистенок, получивший в XIX веке распространение едва ли не по всему краю, тут и четырехстенные каргопольские курные избы, топившиеся “по-черному”, и вычегодские шестистенки на высоком подклете, двинские двухэтажные (“двужирные”) избы с широкими взвозами для въезда телег и саней прямо на второй этаж. Величина северной избы оправдана. Мощные сосновые бревна ее защищали человека от морозов в студеные зимы. Все хозяйство: жилье, скот, продукты, орудия труда - располагалось под одной крышей. А иной хозяин строил избу еще и с запасом, рассчитывая на рост семьи.

    Не случайно русская пословица гласит: „Дай крестьянину топор и он починит даже часы". О высоком профессионализме „крестьянских" архитекторов говорит наличие в средневековой Руси „щепных" базаров. На этих деревянных базарах можно было купить в разобранном виде амбар, избу и даже церковь. Оставалось только перевезти и собрать постройку на месте. Именно этот принцип разборности и монтажности деревянных строений дал возможность создать музей деревянного зодчества под Архангельском.

    Дорога к каждому памятнику лежит через совместный труд научных сотрудников, архитекторов и реставраторов. За 20 лет существования в архитектурной экспозиции музея собраны уникальные памятники деревянного зодчества, редко встречающиеся малые архитектурные формы. Критерии отбора при перевозке памятников в музей очень высоки, здесь учитываются архитектурно-художественные достоинства, этнографическая и историческая ценность, типология; а также сохранность - при утрате старой древесины более 50% памятник не подлежит перевозке в музей

    Сооружений очень много и разных: дома крестьян разного достатка (кулак, средняк, бедняк), деревянные церкви и часовни, ветряные и водяные мельницы, бани и амбары, избушки охотников и рыболовов, колодцы и памятные кресты… Даже бегло все обойти нужно не меньше часа.

    Первое, что мы видим, попав в сей сказочный мир - это убегающая вдаль дорога и колокольня, притулившаяся справа от нее.

    Колокольня Колокольня из д. Кулига Дракованово Красноборского района (конец XVI в.) является одной из самых древних колоколен башенного типа на семнадцати столбах.

    В старину на подступах к древнему городу или селу стояли сторожевые башни. Возможно, такая башня и послужила прообразом для шатровой колокольни. Основанием служит приземистый четверик, на который поставлен мощный восьмигранный сруб, завершающийся резными лопатками-„полицами". Затем следует ярус звона с колоколами. Венчает колокольню шатер строгих пропорций, на который, минуя барабан, насажена миниатюрная главка, крытая лемехом. Это уникальный прием в деревянном шатровом зодчестве. Эта колокольня - самый древний памятник в музее

    Георгиевская церковь 17 век

  2. Слева - затерянная в бескрайних полях старинная ветряная мельница. Когда то она еще и работала: молола зерно.

    Конструктивный принцип, заложенный в основу Мельницы-шатровки из д. Бор Холмогорского района (начало XX в.) , имеет немало преимуществ перед столбовками. Это прежде всего неподвижность и устойчивость основного корпуса мельницы. Поворачивается верхняя часть, похожая издали на шляпку гриба, она освобождена от тяжелого мелющего оборудования, расположенного в мельничном амбаре.

    Мельница из дёр. Бор - с двумя поставами (парами жерновов), находящимися в нижней четырехгранной части амбара, верхняя часть мельницы имеет усеченную форму.

    В мельнице сделано много приспособлений, механизмов, взятых из кораблестроения. Верхняя часть мельницы поворачивалась с помощью особого устройства - штурвала.

    Холмогорская мельница - самый первый архитектурный экспонат музея, ее перевезли в 1968 году.

    Пройдя по дороге, мы попадаем на центральную площадь Малых Карел, и перед нашими глазами встает еще одна колокольня, заметно, кстати, отличающаяся от той, которую мы видели в начале.

    А вот и главная достопримечательность Малых Карел - церковь Вознесения. Церковь, построенная в 1669 году, представляет широко распространенный в Каргополье, Онеге и на побережье Белого моря тип кубоватого храма. Кубом называют сложную форму покрытия, напоминающую четырехгранную луковицу. На вершине и ребрах куба разместились пять глав, у основания которых - ажурные „кокошники" с резными навершиями. Храм двухэтажный, с крытой галереей с южной и северной сторон. Отличительная особенность архитектурного облика северных кубоватых церквей - их красота, изящество и гармония.

    Рядом с Вознесенской церковью шатровая колокольня (1854 год), которая вместе с храмом формирует живописный и величественный ансамбль северного деревенского погоста. Наверное ни одна свадьба в Архангельске не обходилась без фотографии на ее теремчатом крыльце.

    Этот памятник представляет наиболее архаичное крестьянское жилище Русского Севера - курную или черную избу. Передняя, жилая часть дома на высоком подклете соединена сенями с массивным двухэтажным двором. Первый этаж - хлев для скота, второй этаж - просторная поветь для хранения сена. Такой прием соединения под одной крышей жилых и хозяйственных служб, расположенных друг за другом по одной продольной оси, носит название „брус". Главное жилое помещение - курная изба. Дым при топке большой глинобитной печи поднимался под высокий, сводчатый потолок, опускался на полки-воронцы, идущие по периметру всей избы, а затем вытягивался через резной дымарь на крыше. В памятнике восстановлены интерьеры курной избы, горенки, повети.

    Шатровая Георгиевская церковь из с. Вершина Верхнетоемского района, 1672 год. Настолько большая, что даже в кадр вся не влезает. И все это без единого гвоздя. Церковь представляет наиболее древний тип севернорусских шатровых храмов. Ее композиция необычайно проста: это огромный восьмерик, идущий прямо от земли с восточными и западными прирубами для алтаря и трапезной, увенчанный мощным шатром.

    Интересно назначение трапезной в северных церквях. Здесь устраивались общественные трапезы - „братчины", зачитывались царские указы и грамоты, заключались торговые сделки, народ собирался сюда на мирские сходки. Крытая консольная галерея (консоли - выступы бревен) охватывает церковь с трех сторон. На западе к галерее примыкает крыльцо боярского типа. Кровлей для крыльца служит килевидная бочка, напоминающая женский головной убор - „кокошник". Внутри церкви восстановлен резной с позолотой иконостас в стиле „барокко".

    В облике мезенских деревень ярко проявились находчивость и сметка крестьян в борьбе с суровыми природными условиями северного края. Селения располагались по высоким берегам реки. Крутые берега легко размывались при таянии снега, затяжных дождях. Чтобы укрепить их, мезенские плотники рубили подпорные стенки, на них стлали мостки. На эти своеобразные деревянные набережные ставили амбары, ледники, ближе к воде - бани. В мезенском секторе выполнена реконструкция подпорной стенки с подлинными хозяйственными постройками.

    Небольшая часовенка перед долгими спусками и подъемами по знаменитым мало-карельским деревянным лестницам. Клеть часовни с трех сторон обнесена галереей - гульбищем.

    Звонница с остроконечным шатром и главка крыты лемехом (деревянной осиновой черепицей). Точеные столбики галереи, широко расставленные столбцы крыльца делают часовню праздничной и гостеприимной. С внешним обликом часовни гармонирует ее внутреннее убранство. Это двухрядный тябловый иконостас и „небо" - расписной потолок.

    Перед нами Дом Пухова из деревни Большой Халуй Каргопольского района, нач. XIX века - один из самых древних и интересных крестьянских домов в архитектурном собрании музея.

    Жилая часть, состоящая из двух срубов (местное название дом - „о двух стопах"), развернута длинной стороной к улице. Хозяйственный двор примыкает с противоположной стороны избы, прямо против сеней. Это „поперечная связь - крытый двор", или Т-образная связь. Подобная планировка позволяла сделать большое количество жилых помещений, что соответствовало статусу многочисленной и зажиточной крестьянской семьи.

    Особую красоту фронтону дома придают доски - причелины. На их стыке „светит деревянное солнце - „ветринница". Солнце под крышей крестьянского дома - своеобразный оберег, пожелания счастья и благополучия семьи.

    В музее в памятнике находятся экспозиции гостевой избы, лавка крестьянских ремесел, выставка-хранение „Архитектурные детали".

    Дом Русановых из д. Кондратовская Верхнетоемского района является одним из самых интересных по декоративному убранству в архитектурной экспозиции музея. Жилая часть - маленький, без подклета пятистенок. К нему сзади примыкает значительно превышающий его по высоте двухэтажный хозяйственный двор. Над жильем и двором возвышаются два конька. По древним верованиям, кони на крыше жилища оберегали семью от злых духов, болезней, неурожаев.

  3. Художественный облик дома отличается нарядностью, пропорциональностью, изящными и редкими декоративными элементами, например, древней формой наличника - „очелье". Этот дом в прошлом принадлежал старообрядцам, и сейчас здесь восстановлен интерьер крестьян-старообрядцев.
    Дом Щеголева из д. Ирта Ленского района, (1826 год) представляет наиболее распространенный тип жилища на реке Вычегде - шестистенок с заулком. Обычно заулок используется как клеть, кладовка, жилая комната. Одно из проявлений уникальности в архитектуре - это сочетание устоявшихся, традиционных форм с новыми неожиданными решениями. В данном случае заулок служит сенями, а крыльцо с бокового фасада вынесено на главный. Такое расположение крыльца не только украшает избу, но и напрямую связывает избу с улицей, с деревней.Это проявилось в устройстве высокого „боярского" крыльца с главного фасада дома. Архитектуре крыльца северные плотники всегда уделяли большое внимание.

    Одностолбное крыльцо дома Щеголева - наиболее сложное по конструкции и технологии изготовления - привлекает своей архитектурной выразительностью; построить такое крыльцо могли плотники очень высокой квалификации.Уникальность и своеобразие пинежской лесной Троицкой часовни из д. Вадьтево Пинежского района (1728 год) - в гармонии архитектуры и природы. Она стоит вдали от жилых и хозяйственных построек в окружении густого хвойного леса.

    Часовня отличается необычными пропорциями и состоит из 2-х частей: молельного помещения, устремленного вверх, и горизонтального, распластанного прируба на консолях. С западной стороны к часовне примыкает живописное одномаршевое ассиметричное крыльцо. Края крутой двускатной кровли обрамлены резными лопатками - полицами.

    Крупный лемех главки и шейки, необычные пропорции часовни создают неповторимость ее облика. Она была построена в период, когда официально строительство часовен было запрещено. Ее срубили и украсили по своему вкусу, не считаясь с канонами, и видимо поэтому в ее облике особенно ярко проявился талант северных плотников.

    Сенокосное поселение Хорнемское из Верхнетоемского района привезено в музей с верховьев реки Пинега. Миниатюрные избы, топившиеся по-черному, в несколько раз меньше размеров обычного жилища. Здесь представлены три разных типа сезонных жилых построек. Это очень архаичная изба без сеней. Второй тип - изба с сенями и, более совершенный, - изба с сенями и хозяйственным двором, крытый односкатной кровлей - „лабазом".

    Рядом с жильем маленькие амбары на столбиках-гребешках, высоко поднятые над землей - для хранения провизии.
    Крестьянские поселения на Пинеге ставились лицом „к солнцу", „в порядок". Здесь, в отличии от других регионов Русского Севера, амбары не входили в усадьбу, а располагались за деревней, образуя своеобразные амбарные улицы или городки. Так в музее появился амбарный городок XIX века из Пинежского района.

    В амбаре крестьяне хранили самое ценное - зерно, праздничную, зимнюю одежду.
    Пинежские амбары поставлены на высокие столбики, сделанные в форме гриба, чтобы грызуны не могли попасть внутрь помещения. Над передней стенкой амбара нависает козырьком фронтон-залобник, служивший навесом от дождя и снега.

    Будучи значительно меньше и в то же время походя на него, амбары Амбарного городка Пинежского района вносят ощущение масштаба в силуэт деревенской улицы, делают его более живым и свободным.

    Мезенские поселения невозможно представить без стройных ветряных мельниц. В основании мельницы - столб, врытый в землю. Столб окружен мощным бревенчатым режем - высоким срубом, суживающимся в верхней части. Чтобы уловить направление ветра, за наклонное бревно - воротило - вращали корпус мельницы. Весь внутренний механизм мельницы сделан из дерева, только жернова вытесаны из камня-песчаника. Такие мельницы представлены в музее Мельницей из д. Целигора Мезенского района, конца XIX века

    Обетные кресты на Русском Севере возводились по „обещанию" - по обету. Их ставили в память о каком-либо событии, это своего рода благодарность богу. На некоторых крестах можно было увидеть пелены, своего рода символы даров или знаки обета, в этом проявились отголоски языческих верований славян. Разнообразна была и постановка крестов. Одни ставились за околицей, другие среди полей, чтобы оберегать посевы, третьи - на берегу реки или моря.

    Обетный крест из Кельчемгоры Лешуконского района конца XIX в.- это памятник народной монументальной скульптуры, с прекрасно выполненным распятием, высота - 3,86 м. Мастер с наивной конкретностью постарался изобразить тело Христа анатомически точно. И от этого оно приобретает особую убедительность.

    В деревнях по реке Мезень зафиксировано редко встречающееся, но интересное явление - установка столба основания деревни.
    Столб основания деревни Березник Лешуконского района вырезан из лиственницы и был установлен в 1879 году, о чем свидетельствует надпись: „сия деревня основана в 1879 г. САО". (Ситниковым Федором Антипычем). На боковой грани столба вырезана более поздняя надпись: „СИП, СПП, СМП 24/VI-1941 рожд. 1922". Предположительно, трое братьев или близких родственников 1922 г. р., ушли на фронт во время Великой Отечественной войны 24 июля 1941 г. Копию столба предполагается установить в Мезенском секторе музея.

    Музей деревянного зодчества – это выразительный образ, символ Русского Севера. Так он и воспринимается северянами. Он кажется монументальной легендой, но хранит для каждого свое, родное, теплое – память о Малой Родине. Побывайте в музее, только здесь вы увидите так много невест и женихов. Молодые пары считают своим долгом не только положить цветы к Вечному огню в центре города, они едут за 30 километров в музей, чтобы самый памятный день в их жизни был ознаменован прикосновением к великой народной традиции.

    Интернет - источник

На этой странице:

О Малых Корелах в России знают даже те, кто слабо представляет себе месторасположение Русского Севера. Это и правда главная местная достопримечательность. Не был в Корелах — не был в Архангельске!

Территории, входящие в состав нынешней Архангельской и Вологодской областей всегда были центром традиций деревянного зодчества в России. Но реалии таковы, что все больше и больше деревень в местных демучих лесах лишаются последних жителей, а деревянные памятники ветшают, дряхлеют и остаются без присмотра. Наиболее интересные из них, кому до сих пор посчастливилось не сгореть и не сгнить, разбираются и перевозятся в Малые Корелы.

Конечно, посредством такой перевозки храмы и избы «отрываются от корней» и становятся унылыми музейными экспонатами. Ведь львиная часть их красоты и обаяния — это не постройка сама по себе, а ее окружение, то, как она вписана в ландшафт. Перевези те же храмы или в музей и они лишатся всей своей необыкновенной прелести.

Но перед большинством корельских экспонатов выбор стоял простой: либо полное разрушение, либо музей. Так что и на том спасибо.

Музей Малые Корелы

Вся экспозиция музея разделена на три части: Каргопольско-Онежскую, Двинскую, Пинежскую и Мезенскую. Эти районы Русского Севера отличались традициями и укладом жизни, соответственно и архитектура в них была разная.

Начнем с Каргопольско-Онежского сектора, как самого знакомого нам по нынешней и прошлой поездкам. Погода еще с Онеги катилась по наклонной и к Корелам превратилась в настоящую северную осень с ледяным дождем и задевающими за землю тучами. Но что делать, на Корелы у нас был выделен один единственный день.

Каргопольско-Онежский сектор

На входе нас встречает традиционная русская изгородь из косых веток, а за ней сотрудник музея косит газонокосилкой не что иное, как лён — одну из основных северных сельскохозяйственных культур.

На бровке холма стоит массивная башня с нелепо нашлепнутым прямо на шатер куполом. Это одна из самых древних сохранившихся в России деревянных колоколен, XVI века постройки. «Предками» таких архаичных колоколен были сторожевые деревянных башни острогов и крепостей.

Колокольня эта была перевезена из деревни с замечательным названием Кулига-Дракованово: того и гляди из-за древних бревен выглянет голова Змея Горыныча.

Идем дальше. В рощице спряталась традиционная северная часовенка с галереей. В немузейном состоянии такие часовни обычно стоят уже безо всяких галерей и колоколенок и похожи на простой сруб в чистом поле. Их по всему Русскому Северу до сих пор сохраняется множество.

Рядом с часовней на полянке стоит изба простого каргопольского крестьянина Полуянова из деревни Гарь. Каргопольская Сушь во все времена было самой бедной частью Русского Севера, крестьяне здесь еле сводили концы с концами.

Жилой здесь только передний сруб на одну комнату, а вся задняя часть дома — крытый хозяйственный двор. Для сохранения тепла скотные и хозяйственные дворы на севере пристраивают прямо к жилой избе так, чтобы переход между ними оказался под крышей. Чем суровее климат, тем больше двор: там живет скот, хранится сено, делаются все хозяйственные работы.

Труба из крыши избы торчит деревянная, потому что это и не труба вовсе, а своеобразная вентиляция. Изба эта курная, то есть топилась по-черному, без дымохода.

Чтобы дым не гулял по всей избе, на уровне человеческого роста делали специальные полки. На фото хорошо видно, что выше них стены закопченые, а ниже -чистые.

Полуянов был довольно беден, так что и утварь у него немудреная.

Центр каргопольско-онежской экспозиции — кубоватая церковь Возесения Господня 1669 года из приморского села Кушерека. Когда-то Кушерека жила добычей семги, наваги, сига, на начало XX века в ней насчитывалось почти 2000 жителей. К 2010 году их осталось 7.

На крыльце церкви стоит одна из сотрудниц-хранительниц музея. Эти хранительницы не просто сидят в каждой избе и храме, но и с удовольствием рассказывают об истории музея и «подшефного» экспоната. Очень здорово!

Рядом с храмом — массивный дом Пухова из деревни Большой Халуй, что в Ошевенске. Это дом зажиточного крестьянина, состоящий из двух срубов.

Но и это еще не все: за домом прячется не менее впечатляющий двор. Хозяйство у Пухова было большое, скотины много, так что и двор нужен был соответствующий.

Пухов был старовером, как и множество его односельчан, бежавших на север после раскола. В доме есть отдельная комната-молельня.

Двинской сектор

Переходим по мостику через овраг из Каргопольской части в Двинскую. Здесь стоят постройки, привезенные из сел Северной Двины и Вологодчины.

В центре — Георгиевский храм 1672 года из Сольвычегодского уезда. В основе храма — все тот же архаичный восьмигранный сруб, но опоясывающая его легкая галерея меняет всю картину. Вообще, очень многие шатровые церкви раньше были с такими галереями-гульбищами, но почти все их сняли во время последних реставраций XIX веков, когда мода на каменные храмы заставляла селян обшивать свои церкви тесом и белить их.

Очень красивый храм.

За церковью начинается двинская деревня. Архитектура здесь совершенно другая: избы становятся двухэтажными «шестистенками», летние светелки залезают под крышу и обзаводятся кокетливыми балкончиками, а ведущие сразу на второй этаж крыльца стоят на массивных «ногах». Дома-дворы при этом становятся все больше и больше.

Слева, в дальней половине — летняя изба, справа, с маленькими окошками — зимняя. Зимой даже обладатели таких больших домов всей семьей жили в одной комнате.

Очень интересная постройка в Двинской части — дом крестьянина-торговца Тропина. Это огромная двухэтажная домина, где Тропин помещался со своей семьей и хозяйством, а на первом этаже держал трактир. Дом отапливался калориферной системой из русской печи и печей-голландок.

Просто огромный домище — ширик все уменьшает, а на самом деле он размером с пол-пятиэтажки.

Рядом стоит домишко не в пример меньше — дом-двор Шестакова из деревни Цивозеро. Он интересен наличником древней формы над окошком. Называется «очелье».

Переходим по лесной тропинке в Пинежский сектор. Здесь стоят постройки из деревень на реке Пинега.

Пинежский сектор

Встречает нас шеренга зерновых амбаров. Амбары на Руси строили в отдалении от домов и всей деревни, чтобы в случае пожара не сгорело самое главное богатство — посевное зерно.

На ножки амбары ставили для предохранения зерна от сырости и всяких мышей. Мне кажется, что отсюда и пошла «избушка на курьих ножках».

Избы Пинежского сектора все закрыты и как-то позаброшены. Идем мимо амбаров и покосных избушек: если крестьянские покосы были далеки от деревни, то там строили отдельное жилье и переезжали туда на все время покоса.

На Севере все деревянное, даже колодезное ведро:

Мезенский сектор

На самом обрыве оврага, как на морском берегу, стоят огромные дома-корабли Мезенской части. Это самые большие и зажиточные хозяйства Русского Севера. Когда-то жившие в них поморы занимались рыбной ловлей, добычей морского зверя и были самыми богатыми северянами.

Как видно на фото ниже, мезенские дворы были даже больше и так немаленьких домов. Объяснялось это суровым климатом и тем, что зимой в этих дворах строили поморские лодки — карбасы.

Карбас — это не какая-нибудь там лодочка, а полноценное парусное судно, на которых поморы уходили далеко в море.

Свои дома зажиточные мезенцы по возможности украшали: такую же роспись на скатах мы уже видели на до сих пор жилых домах в деревне .

Опять начинает поливать дождище — идем обратно.

У выхода из музея — «коллекция» ветряных мельниц. Их уже совсем не осталось в «живой природе» и выглядят они поэтому как-то бутафорски.

У нас запланирован еще один пункт на сегодня — самый древний из оставшихся шатровых храмов в России.

Никольский храм в селе Лявля

Село Лявля на одноименной речке находится всего в паре минут езды от Малых Корел. Здесь на высоком Лявленском холме как обычно живописно стоит деревянный шатровый храм, построенный еще в 1581 году.

Он той самой архаичной «башенной» формы, которая лежит в основе всех шатровых церквей. Просто башня-восьмерик, увенчанная шатром — «восьмерик от пошвы».

В середине XIX века храм пришел в аварийное состояние, так что в нем даже перестали проводить службы. Но тут помог удивительный случай: жене архангельского военного губернатора маркиза де Траверсе было явлено видение, что ее больной сын выздоровеет, если губернатор восстановит лявленский храм.

Губернатор храм восстановил, но работы была сделана, что уж там говорить, довольно халтурно. Сгнившие нижние венцы вместе с опоясывавшей храм галереей просто выкинули, и храм потерял чуть ли не треть своей первоначальной 40-метровой высоты. Поэтому он сейчас и выглядит таким непропорционально грузным. А был, надо понимать, очень похож на пронзительно прекрасный храм в Пияле.

Сейчас церковь закрыта для посетителей, но нам повезло: как раз пришел какой-то смотритель и впустил нас: внутри абсолютно пусто (ничего из убранства храма не сохранилось), только стоит оригинальная главка XVI века, снятая во время реставрации.

Видно, что для облегчения конструкции главка рублена через одно бревно. Так же рублен и шатер.

Место на Лявоенском холме волшебное — когда-то здесь, на высоком берегу Северной Двины был большой монастырь.

А теперь только дымят на том берегу трубы Новодвинска и мужики ставят на реке сети на сёмгу.

На этом наше нынешнее путешествие по Северу прошу считать оконченным, назавтра нас ждала удивившая непонятно откуда взявшимся качеством трасса М8 до Москвы.

Все предыдущие серии нашего северного путешествия, а также подробный маршрут можно найти здесь.