М.П. Мусоргский (1839–1881) Женитьба. Вокальный цикл «Детская. Последние годы жизни М. Мусоргского

Ему удалось выполнить эту задачу с большим остроумием и изобретательностью. Он нашел меткие речитативные обороты, характеризующие ленивого, неподвижного Подколесина, грубовато-тупого Степана, бойкую, болтливую Сваху, шустрого Кочкарева. Диалог получился живым, естественным и гибким. «Я стараюсь по возможности ярче очерчивать те перемены интонации, которые являются в действующих лицах во время диалога, по-видимому, от самых пустых причин, от самых незначительных слов, в чем и таится, мне кажется, сила гоголевского юмора», - так обрисовал он свою задачу в упомянутом письме к Кюи. Значение оркестровой партии в «Женитьбе» сводится главным образом к дополнению вокальной линии меткими звукоизобразительными штрихами - обрисовкой движений, жестов или подчеркиванием тех или иных слов. Так, например, самого композитора чрезвычайно потешала находка в виде остродиссонирующего созвучия, изображавшего ужас Подколесина при обнаружении им у себя седого волоса.

Как всегда во время работы, состояние Мусоргского в это лето было возбужденным. Сгоряча ему начинало казаться, что «Женитьба» представляет то новое направление в оперной музыке, которое должно прийти на смену старой, якобы уже изжившей себя опере с ее условностями в виде больших арий, требующих остановок сценического действия, или не встречающегося в реальной жизни одновременного пения (т. е. разговора) нескольких лиц сразу и т. п. Он готов был призывать к полному отречению от всяких оперных традиций во имя музыкальной драмы, первые образцы которой он видел в «Каменном госте» и собственной «Женитьбе».

Однако в другие моменты у него возникали серьезные колебания и сомнения в правильности избранного пути. Чутье музыканта подсказывало ему, что музыкальное содержание «Женитьбы» обеднено, что, оставаясь в узких рамках одного прозаического речитатива, музыка оказывается лишенной возможности воздействовать на чувства слушателей. Тогда он говорил себе, что «Женитьба» - только этюд, нечто вроде лабораторного опыта, который необходимо довести до конца, чтобы полностью овладеть мастерством речитатива, - а затем переходить к более широким задачам.

С трепетом ожидал он встречи с друзьями в Петербурге.

При первом показе «Женитьба» произвела фурор. Ее стали вновь и вновь исполнять в кружке под неизменный дружный хохот самих исполнителей. Даргомыжский пел партию Кочкарева, которую он собственноручно переписал. Но когда он доходил до слов «экспедиторчонки, этакие канальчонки», он от смеха не в состоянии бывал продолжать. Все товарищи расценивали «Женитьбу» как новое яркое проявление комедийного таланта Мусоргского и его умения создавать интересные музыкальные характеристики. Но при всем том было ясно, что «Женитьба» - не более как увлекательный эксперимент, что не по этому пути должно пойти развитие настоящей оперы. Все очевиднее становилось и отличие «Женитьбы» от «Каменного гостя». Там речитатив то и дело принимал яркую мелодическую окраску, отражая лиризм и музыкальность пушкинского стиха; здесь роль музыки сводилась только к подражанию разговорной речи.

Надо воздать должное Мусоргскому: он сам первым осознал это и не стал продолжать сочинение. Но то, что было приобретено в работе над оперой, не пропало бесследно: Мусоргский сделал новый важный шаг на пути овладения искусством музыкального диалога. Без «Женитьбы» не было бы тех замечательных, глубоко правдивых и выразительных речитативов, которые являются украшением зрелых опер Мусоргского. О том, как ценил сам композитор этот свой труд, свидетельствует следующий факт.

Четыре с половиной года спустя, в день рождения Владимира Васильевича Стасова, Мусоргский подарил ему рукопись I действия, сопроводив этот дар словами: «Дарю Вам бесповоротно самого себя... Вы знаете, как я дорого ценю ее, эту «Женитьбу»... Берите же меня, дорогой мой, и делайте со мной что хотите».

Немного из биографии

Модест Петрович Мусоргский родился в 1839 г. в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии. Отец его происходил из старинного дворянского рода. Модест и его старший брат получили домашнее образование, а затем будущий композитор закончил Школу гвардейских подпрапорщиков, служил в лейб-гвардейском Преображенском полку, потом в главном инженерном управлении, в министерстве государственных имуществ и в государственном контроле.

М. Мусоргский – офицер Преображенского полка

Молодой офицер Мусоргский был очень образованным человеком: знал иностранные языки, самостоятельно занимался музыкой, имел красивый голос (баритон) и часто пел на вечерах и в музыкальных салонах.

Когда в Петербурге в 1862 г. была основана консерватория, он начал заниматься в классе фортепьяно у профессора А. Герке и стал хорошим пианистом. Но его жизнь резко изменилась с того момента, как он познакомился с М. Балакиревым и вступил в его кружок.

«Могучая кучка»

В конце 1850-х-начале 1860-х годов в Петербурге сложилось содружество композиторов, в которое входили: М. Балакирев, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков, Ц. Кюи и в которое вступил М. Мусоргский, оставив чин офицера и полностью посвятив себя музыке. Своей целью участники кружка ставили воплощение русской национальной идеи в музыке. Идейным вдохновителем кружка был художественный критик и литератор В. Стасов. Музыкальным руководителем фактически являлся М. Балакирев. Члены кружка были разными по возрасту и по роду деятельности (самым старшим был А. Бородин, к тому времени уже выдающийся учёный-химик).

И. Репин «Портрет В. Стасова»

Музыкальный кружок «Могучая кучка» возник в то время, когда в России наблюдался повышенный интерес ко всему народному в связи с революционным настроением, которое охватило к тому времени умы русской интеллигенции и которое закончилось цареубийством в 1881 г. Участники «Могучей кучки» записывали и изучали русское народное творчество (фольклор) и русское церковное пение, а затем в своих произведениях реализовывали свои изыскания. Особенно это касалось опер, где использовались многие фольклорные традиции. В исторических сюжетах искал ответы на современные вопросы и М. Мусоргский. «Прошедшее в настоящем – вот моя задача», - писал он.

Опера «Саламбо»

Это первая опера композитора, над которой он работал с 1863 по 1866 гг. Сюжет оперы – из карфагенской истории (по роману Г. Флобера «Саламбо»). Либретто оперы написал сам Мусоргский. Эта опера осталась незаконченной, но её фрагменты композитор использовал в других произведениях, в том числе и в опере «Борис Годунов». Над инструментовкой незавершенной оперы Мусоргского «Саламбо» работал советский композитор В. Шебалин.

Опера «Женитьба»

Сцена из спектакля «Женитьба»

Эту оперу на сюжет Н. Гоголя Мусоргский задумал в 1868 г. Но написаны были только наброски к опере, а сама идея до конца реализована не была. Известны редакции М. Ипполитова-Иванова 1931 г. и Г. Рождественского 1985 г.

Опера «Борис Годунов»

Оперу на сюжет трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» Мусоргский начал в 1868 г., самостоятельно создав либретто. В процессе работы над либретто он использовал и «Историю государства российского» Н. Карамзина. Но первую редакцию оперы к постановке не приняли, найдя в ней недостаток в виде отсутствия значительной женской роли.

Сцена из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов»

В 1869 г. Мусоргский создал новую редакцию, введя образ Марины Мнишек и любовную интригу. Эта редакция, понравившаяся всей музыкальной общественности, также была отвергнута. И только в 1874 г. опера была поставлена на сцене Мариинского театра в Петербурге. Однако опера, восторженно принятая публикой, но резко отрицательно – критикой, была снята с репертуара в 1882 г.

В 1896 г. Н.А. Римский-Корсаков пытается возродить оперу, создаёт новую редакцию, а в 1908 г . ещё одну. В 1940 г. оперу редактировал Д. Шостакович.

Но в настоящее время предпочитают использовать авторскую редакцию оперы.

Почему же опера, имеющая сегодня мировое признание, так тяжело принималась современниками? Дело в гениальности как автора текста, так и автора музыки. Современное Мусоргскому музыкальное сознание не смогло оценить новаторство музыки.

Музыкальная драматургия оперы строилась на полном совпадении музыки и драматического действия, точной обрисовке сценических героев и их психологической характеристике. Декламационный характер вокальных номеров, распевные интонации, близкие к старинной крестьянской песне и народному говору – всё это было результатом деятельности «Могучей кучки» и музыкальных исканий Мусоргского, но было далеко от привычных представлений о пении в опере.

Композитору было мучительно осознавать, что его творчество не понимается и не принимается официальной академической средой. К тому же наметился развал «Могучей кучки», который он воспринял как измену русской национальной идее, в которую верил. У него началась «нервная лихорадка», как он сам называл своё состояние, а затем началась тяга к алкоголю.

Опера «Хованщина»

Сцена из оперы М. Мусоргского «Хованщина»

Над этой оперой композитор работал одновременно с переделкой оперы «Борис Годунов». Она была начата в 1872 г. Либретто также написал он сам. В сюжете оперы отражены события 1682 г. – короткий период власти в Москве князя Ивана Хованского, которого царевна Софья назначила начальником стрелецкого приказа после стрелецкого бунта. Хованский пользовался популярностью стрельцов, они даже называли его «батей». Старообрядцы при помощи Хованского и Софьи надеялись вернуть Русь к «старой вере». Но дальнейшие разногласия между Софьей и Хованским привели к их вражде. Она расправилась с ним, казнив его и его сына. В дальнейшем власть перешла к Петру (Петр Великий).

В событиях 1682 г. Пётр участия принимать не мог ввиду своего малолетства. Но в либретто Мусоргского смешаны события 1682 и 1689 гг. Мусоргский хотел показать переход власти от Софьи к Петру и одновременно изобразить враждебные Петру силы: стрельцов, возглавляемых князем Хованским; фаворита Софьи князя Голицына; старообрядцев во главе с Досифеем. Князь Хованский стремится к царской власти, его позиция ясна, а вот стрельцы показаны как темная масса, используемая в чужих интересах. Старообрядцы предстают мужественными людьми, идущими на самосожжение ради веры.

Большая роль в развитии действия принадлежит народу, в большей степени, чем в «Борисе Годунове». Разнообразны хоры. Ярко изображены характеры надменного Хованского, лукавого Голицына; величественного Досифея; сильной и готовой на подвиг Марфы; слабого Андрея Хованского; патриотически настроенного Шакловитого; весёлого молодого стрельца Кузьки; трусливого и корыстолюбивого подьячего.

Задуманную в 1872 г. оперу Мусоргский писал до самого конца своей жизни, так и не закончив её.

М.П. Мусоргский

Впервые оркестровал всю оперу Н. Римский-Корсаков, назвав эту работу обработкой. Он значительно сократил оперу, дописал необходимые связки, изменил голосоведение и гармонию Мусоргского. Партитура Римского-Корсакова была издана в 1883 г. Д. Шостакович в 1958 г. сделал новую оркестровку по авторскому клавиру. Собственную версию заключительного хора (в сцене самосожжения раскольников) написал И. Стравинский совместно с М. Равелем для постановки оперы в 1913 г. в Париже труппой С. Дягилева.

При жизни Мусоргского опера «Хованщина» не исполнялась.

Опера «Сорочинская ярмарка»

Сцена из оперы М. Мусоргского «Сорочинская ярмарка»

Сюжет оперы – повесть Н. Гоголя «Сорочинская ярмарка». Мусоргский работал над этой оперой в 1874-1880 гг., но не закончил. Работа над оперой шла медленно, композитор был уже тяжело болен.

Первоначально изданы были пять отрывков из оперы, затем по рукописям композитора оперу закончил Ц. Кюи и в этом варианте она была исполнена в 1917 г. Над оперой работали также А. Лядов и В. Шебалин. В редакции Шебалина эта опера ставится в настоящее время.

Последние годы жизни М. Мусоргского

Особенно тяжело композитор переживал непонимание бывших друзей, членов «Могучей кучки», которые не смогли принять его новаторскую музыку.

И. Репин «Портрет М.П. Мусоргского»

Мусоргский умер в Николаевском военном госпитале в Петербурге в 1881 г. Там за несколько дней до его смерти художник И. Репин написал единственный прижизненный портрет композитора.

Мусоргский был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Памятник на могиле Мусоргского

`Женитьба`, музыкальная комедия в 4 действиях. Написана на текст одноименной комедии Н. В. Гоголя с небольшими сокращениями и изменениями. Первое действие написано М. П. Мусоргским, остальные - М. М. Ипполитовым-Ивановым.

Первое действие
Комната холостяка. Чиновник Подколесин собирается жениться. Он расспрашивает сваху Феклу о приданом и наружности невесты. Подколесин никак не может решиться на брак и все откладывает сватовство. В дело вмешивается приятель Подколесина - развязный, хлопотливый Кочкарев. Но и его уговоры не помогают. Наконец, Подколесин сдается, и оба едут к невесте.
Второе действие
Комната в квартире Агафьи Тихоновны, невесты. Из передней раздается звонок - это пришел один из женихов, чиновник Яичница - человек деловой, интересующийся браком только с точки зрения приданого. Вслед за ним появляются и другие женихи - поклонник светских манер Анучкин, словоохотливый, весьма немолодой моряк Жевакин и, наконец, Подколесин в сопровождении Кочкарева. При виде столь большого общества застенчивая Агафья Тихоновна убегает. Сваха сообщает гостям, что хозяйка просит их прийти вечером к чаю.
Третье действие
Комната Агафьи Тихоновны. Девушка в большом затруднении - кого из женихов выбрать? Неожиданно невесте приходит на помощь Кочкарев - он решительно советует ей выйти замуж за «удивительного человека» Подколесина; другие женихи - «дрянь», и всех их надо прогнать. Снова приходят Яичница, Жевакин, Анучкин. Агафья Тихоновна в нерешительности и смущении, потом, собравшись с духом, прогоняет их. Кочкарев убеждает женихов, что невеста - дура, невоспитанная, да и дом ее никуда не годится. Женихи удаляются, негодуя на обманщицу-сваху. А хитрый Кочкарев торжествует - дело идет на лад.
Четвертое действие
Первая картина. Комната Агафьи Тихоновны. Вечер. Из открытого окна доносятся звуки улицы - песня шарманщицы, голос петрушечника, выкрики точильщика и торговок (Интермедия, вставленная в текст гоглевской комедии М. М. Ипполитовым-Ивановым).
Агафья Тихоновна погружена в грустное раздумье. В комнату влетает Подколесин, вталкиваемый Кочкаревым. Разговор между женихом и невестой не клеится. Тем не менее, у Агафьи Тихоновны остается впечатление, что ее избранник - приятный человек, которого нельзя не полюбить. Но Подколесин попрежнему не решается на женитьбу, и, невзирая ни на мольбы, ни на брань Кочкарева, уходит. Кочкарев решает во что бы то ни стало привести приятеля обратно.
Вторая картина. Та же комната. Кочкарев снова вталкивает в дверь своего нерешительного друга. Заплетающимся языком Подколесин начинает «изъяснять одно дельце», но никак не может дойти до признания. На выручку оробевшему жениху спешит приятель, который уверяет девушку, что Подколесин влюблен в нее и просит ее руки. Агафья Тихоновна соглашается и спешит приготовиться, чтобы ехать вместе в церковь на венчание.
Оставшись один, Подколесин при мысли о женитьбе чувствует себя счастливым человеком. Но вскоре его снова охватывают сомнения и страх. Нельзя ли уйти?-думает он. Но уйти невозможно. Незадачливый жених находит выход из положения - выпрыгивает в окно.

ЖЕНИТЬБА - опыт драматической музыки в прозе. Совершенно невероятное событие в 3 д. М. Мусоргского (1868) на текст одноименной комедии Н. Гоголя. Произведение осталось незаконченным, автор сочинил лишь I д. (в 4 сценах).

Композитор ставил перед собой экспериментальные задачи. Позднее он так определил свою цель: «„Женитьба" - это посильное упражнение музыканта или, правильнее, не музыканта, желающего изучить и постигнуть изгибы человеческой речи в том ее непосредственном правдивом изложении, в каком она передана гениальным Гоголем. „Женитьба" - этюд для камерной пробы. С большой сцены надобно, чтобы речи действующих, каждого по присущей ему природе, привычкам и „драматической неизбежности", рельефно передавались в аудиторию».

Мусоргский, несомненно, опирался на принципы "Каменного гостя" Даргомыжского. Однако его эксперимент был смелее. В трагедии Пушкина есть столкновение страстей, характеров, романтический колорит; в комедии Гоголя герои ничтожны, их чувства мелки. И Мусоргский не пытался романтизировать своих персонажей, он брал их такими, какими они выступают в пьесе, стремясь передать не только их чувства, но прежде всего речевые интонации. Конечно, это была «лабораторная» задача. В процессе сочинения автор понял подстерегающую его опасность натурализма и прервал на I д. работу, которую потом сам называл «клеткой». В музыке много находок, ярчайших и тонких деталей. То, что удалось найти «лабораторным» путем, композитор развил и обогатил позднее в жанрово-бытовых, характерных сценах своих опер. Он научился закреплять в мелодии все извивы речевых интонаций, а через них - характеры и чувства персонажей.

«Женитьба» звучала на музыкальных собраниях «Могучей кучки». В 1908 г. клавир оперы был издан в редакции Н. Римского-Корсакова, и в том же году 21 декабря состоялось ее концертное исполнение в сопровождении фортепиано в Москве на музыкальном утре Кружка любителей русской музыки, а 19 марта 1909 г. - в Петербурге в рамках «Вечеров современной музыки». Концертное исполнение с оркестром в инструментовке А. Гаука прошло на сцене петроградского Театра музыкальной драмы 13 октября 1917 г.; в инструментовке М. Равеля - в Париже в апреле 1923 г.; в инструментовке М. Беклар д"Аркур - в Монте-Карло 7 января 1930 г. (обе последние постановки - на французском языке). Тогда же М. Ипполитов-Иванов продолжил работу, начатую Мусоргским, оркестровав его клавир и положив на музыку свое либретто но II д. пьесы Гоголя. Эта редакция (в 4 д.) впервые прозвучала по Московскому радио в 1931 г. В редакции Н. Черепнина «Женитьба» была впервые исполнена на немецком языке в Эссене 14 ноября 1937 г., на русском - в Париже в июле 1939 г. Существует также редакция Д. Рёнемана; свои версии оркестровки сделали А. Дюамель (1954) и Г. Рождественский (1982). В 1981 г. П. Устинов поставил онеру в Милане, на сцене «Ла пиккола Скала».

На тот же сюжет написаны оперы А. Гречанинова (1946) и Б. Мартину (1952).

Опера «Женитьба» - это соединение драматической музыки в прозе. Первое действие сочинил М. Мусоргский в 1868 году по тексту одноименной комедии Николая Васильевича Гоголя с незначительными изменениями. Остальные три действия написал М. Ипполитов-Иванов. Мусоргский при написании музыки к «Женитьбе» ставил перед собой цели экспериментального характера.

Основной задачей музыканта при написании оперы было постигнуть гоголевское изложение комедии, переложив с максимальной точностью авторский текст на музыку. Мусоргский называл оперу «этюдом для камерной пробы». Композитор не пытался придать романтике гоголевским персонажам – ничтожным, мелким в своих поступках, он их делал точно такими же, какие герои получались в пьесе, стремясь передать не только их чувства, но даже интонации речи.

Эта «лабораторная задача» впоследствии открыла Мусоргскому музыку с необычной стороны – он нашел в ней много разных и тонких деталей и научился, благодаря этому опыту, закреплять в мелодии речевые интонации, а с их помощью – чувства и характеры персонажей. Опера «Женитьба» впервые прозвучала на одном из собраний «Могучей кучки».

Клавир оперы в 1908 году был издан под редакцией Н. Римского-Корсакова, и в том же 1908 году в Москве состоялось концертное исполнение «Женитьбы» в сопровождении фортепиано на музыкальном утреннике Кружка любителей русской музыки. В 1930 году М. Ипполитов-Иванов продолжил начатую работу над оперой, добавив в клавир оркестр и создав свое либретто на музыку. Эта объединенная редакция впервые прозвучала в 1931 году по Московскому радио.

По сюжету чиновник Подколесин собирается жениться. Он никак не может решиться вступить в брак, но оттягивает сватовство. Подколесина уговаривает жениться его приятель Кочкарев, развязный тип хлопотливого склада характера. Наконец он уговаривает холостяка ехать к невесте.

К невесте Агафьи Тихоновне сватается помимо Подколесина еще несколько женихов, среди которых чиновник Яичница, которого брак интересует только со стороны приданого, светский человек Анучкин, и немолодой моряк Жевакин. От такого обилия женихов невеста теряется и просит всех прийти к ней вечером.

Кочкарев советует Агафье Тихоновне выбрать из женихов Подколесина, дескать, остальные - люди недостойные. Невеста прогоняет пришедших Яичницу, Жевакина, Анучкина. Кочкарев же говорит им, что это невеста – невоспитанная дура.

После долгих колебаний и сомнений Подколесин все же не решается прямо и открыто сделать девушке предложение, и тогда от лица приятеля за него фактически делает предложение Кочкарев. Агафья соглашается. Но оставшись один, жених вновь подвергается сомнениям и страхам, и не видит другого выхода из сложившейся ситуации, кроме прыжка в окно, что он и делает.