Лусинэ геворкян биография. Лусинэ Геворкян – биография. А как твой сын относится к музыке

В Петрозаводске с рок-концертом выступила группа «Louna», а перед выступлением солистка группы, Лусинэ Геворкян, которая совсем недавно стала мамой, рассказала порталу «Петрозаводск говорит» о том, как воспитывает сына, почему рокерам в России живется непросто, и как певица чуть не родила в Петрозаводске.

Про материнство

- Лусинэ, группы не было в Карелии с «ВОЗДУХа», почти год. Как изменилась твоя жизнь за это время?

В принципе, много чего произошло, хотя, учитывая наш темп творческой деятельности, наверное, даже не так и много. На данный момент мы усиленно занимаемся акустическими аранжировками: к ноябрю готовим серьезный большой концерт в Москве с Большим симфоническим оркестром. Именно поэтому мы все силы направили на эту работу, чтобы хорошенько подготовиться к мероприятию. Оно будет сниматься для DVD-диска и записываться для живого альбома.

Ты приезжала на «ВОЗДУХ», будучи беременной, сейчас сыну, Максиму, уже 5 месяцев. При этом в декретный отпуск ты ушла буквально на несколько месяцев.

Это было логично. Я выступала до шестого месяца, а потом давать концерты стало физически тяжеловато: не только перемещаться по сцене, но и петь. И немножко мы подождали после рождения Максима. Он родился в конце октября, а третьего января мы уже вышли на сцену.

- Обычно мамы уходят в декрет на более долгий срок. Ты не рассматривала такой вариант?

Ну, мы ненормальные люди. Такой вопрос не обсуждался и не поднимался никогда.

Когда мы планировали появление малыша, мы все это обсуждали с семьей, с родными, они были готовы сидеть с ребенком и взять на себя эту ответственность. Сейчас бабушка с дедушкой этим и занимаются, благо, нет никаких проблем, потому что бабушка у нас – медработник с весомым стажем, и я всецело ей доверяю.

- Как в тебе сочетаются роли рок-звезды и мамы?

Совершенно логично, также, как сочетаются роли мамы-врача, мамы-педагога, мамы-киллера (смеется). Это моя деятельность, она ничем не отличается от других, я не приношу в жертву поросят и не ем детей, я просто занимаюсь музыкой. Возможно, у нас просто зашоренное мышление. Если взять срез панк-рок тусовки на Западе, то там у каждого первого рок-музыканта по двое-трое детей, которые постоянно тусуются на фестивалях и даже иногда приезжают в некоторые города тура. Во мне сочетается все: я и фронтмэн, и фронвумэн, и мама.

-А Максим когда начнет ездить с тобой в туры?

Когда я рискну его возить, учитывая сложности наших дорог, длительность переездов, качество поездов. Думаю, пока я буду брать его только на близлежащие фестивали. Может, когда-нибудь довезу его до «ВОЗДУХа», хотя поезда очень долгие, и сегодня даже я умудрилась простудиться.

- Есть же самолеты.

Ну, самолет самолету рознь.

Я помню, как мы улетали из Бесовца. Я как раз с животом была, и пока мы ждали своего вылета, стали взлетать военные самолеты. Восемь или двенадцать подряд. Я думала, я прямо там и рожу. У меня не то, что внутри все затряслось, у меня реально начались болевые ощущения. Это был ад, конечно.


- С появлением Максима на гастроли стало сложнее уезжать?

Морально - да. Грустно, печально. Но мы не ищем легких путей, мы занимаемся своим делом. Много есть сложностей. У рокера в России вообще много трудностей, даже не учитывая материнство.

Про рокеров

- Почему много трудностей? Люди живут своей жизнью, занимаются любимым делом…

Да, и принимаются массами как какие-то ненормальные.

Даже в Москве человек, видя такой цвет волос, как у меня, реагирует неадекватно. Если бы у него была возможность распять и сжечь меня в центре столицы, он бы это сделал, благо, таких возможностей пока не дали. Хотя не факт, что этого скоро не случится. Опять-таки, рок-движение у нас очень слабое. В Германии одновременно могут идти три больших фестиваля, где собираются от шестидесяти до ста тысяч человек. Нам до этого еще далеко. Это говорит только о том, что в огромной стране с огромным количеством жителей рок-движение не развито. На массу людей приходится один-два человека, которые реально свободно мыслят в этом плане, слушают такую музыку и умудряются даже выглядеть как адепты какого-то рок-стиля, которые не боятся себя проявлять. У нас все забито и запугано. Но мы стараемся с этим как-то бороться.

Про мужа

Возвращаясь к семейным вопросам: до того, как родился Максим, крайне мало людей знали, что ты и Вит (бас-гитарист «Louna») женаты. Вы это специально скрывали?

Нет, мы ничего не скрывали, но и не считаем нужным орать об этом на каждом углу. Личная жизнь, она все же личная, и вообще странно наблюдать людей, которых она интересует. Есть творчество, концерты, песни, а уж кто на ком женат, это маловажно. Мы не устраиваем игрушек на публику. Люди с каким-то логическим мышлением могли сопоставить фотографии, которые мы выкладываем. Наверно, никому не казалось странным, что у нас одинаковая мебель в доме, что мы фотографируемся в одном номере, что у нас одинаковые татуировки. Но это настолько далекие от музыки вещи, что я не удивляюсь, что никто на это не обращал внимания.

- А как пришла в голову идея сделать одинаковые татуировки?

Мы презираем кольца. Еще бы в нос кольцо повесили со словами «я занят!». Мы решили другим символом отметить наше бракосочетание, если его можно так назвать. Мы вместе очень давно, лет 10, а женаты мы два года.

- То есть свадьбы не было?

Нет, мы пришли и просто поставили подписи. Мы хотели делать визы, и было понятно, что нам просто их не дадут, если мы не оформим отношения, потому что в некоторые страны трудно попасть, будучи молодым и свободным.

По твоему Инстаграму видно, что и тебе, и Максу поклонники дарят много подарков. Есть особенно запомнившиеся?

Подарков действительно много. Картины, от руки нарисованные, детские игрушки. В Самаре я была с мастер-классом и самарский фан-клуб объединился и принес коробку с подарками: там были детские попонки, ползуночки, конфеты. В принципе, много интересных подарков, столько, что разложить их по полочкам и помнить уже не получается.

Про Tracktor Bowling

- «Louna» постоянно гастролирует, у тебя родился Максим, и на фоне всей этой занятости возрождается группа «Tracktor Bowling», где ты тоже поешь. Как тебе удается все успеть?

Я занимаюсь только музыкой, и она забирает все мое время. Больше музыки, меньше музыки – разница особо не ощутима. Я могу ездить в туры с обеими командами, и заниматься своими проектами, было бы желание.

- Почему возрождение коллектива произошло именно сейчас? Что стало переломным моментом?

Не ко мне вопрос. Эта тишина была спровоцирована исключительно другими участниками группы Tracktor Bowling. Сейчас они передохнули и хотят активно действовать. Посмотрим, как люди воспримут новый материал, насколько им будет интересна эта музыка.

Про бары и адреналин

- Выход на сцену – для тебя адреналин?

Ну, как сказать. Для меня это естественная среда. Я себя в зале как слушатель чувствую неуютно. Да, наверно, это адреналин, но я настолько к нему привыкла, что сложно идентифицировать его уровни.

- А еще какие-то методы получения адреналина тебе близки?

Нет, я не любительница экстрима, я ленива в этом плане. Не люблю рисковать. Мне есть, чем, и я бы не хотела что-то потерять или что-то себе сломать ради получения одноразовых эмоций. Я лучше посмотрю хороший фильм, пообщаюсь с друзьями, посижу в баре с хорошим пивом. Вот это для меня - то самое.

- Часто получается выбраться в бар?

Ну, не очень. Графики меня и моих друзей часто не совпадает. Но зато я друзей всегда рада видеть дома. Они приходят, дарят Максютке подарки, мы сидим на кухне, у нас там свой «бар».

Человек, ломающий стереотипы - идет против ветра непонимания и неприятия консервативных умов. Это осознанный путь борца. «Это мой выбор на мой риск и страх» — поет Лусинэ Геворкян, солистка групп Tracktor Bowling и Louna…. Девушка, получившая истинное признание, сломавшая пополам стереотип о том, что девушка в рок-музыке - это лишь одетая под байкера поп-певица с все теми же пустыми песнями о любви. Стереотип разбит вдребезги о талант и харизму Лу, и о ту музыку, которую играют коллективы Tracktor Bowling и Louna. Глубокие тексты на социальные, религиозные темы, своя философия, личностные и любовные переживания и открытый смелый протест пустым современным идеалам - это именно то, чем пронизано творчество нашей сегодняшней героини.

«И пусть моя жизнь, как на войне
В этой похожей на зону стране
Я слышу зов новых дорог
В сердце моём всегда был рок!»
— поёт Лу.

С этим ходячим протестом, с воплощением невероятной силы духа и смелости в хрупком теле девушки мы поговорили на фестивале Stars Fucktory, проводимом 6 января в Москве в клубе Tuning Hall, где группа Louna выступала вместе с коллегами по цеху – группами , Stigmata и Top-Display.

— Как отметила Новый Год?
— Новый год мы отмечали на концерте Ляписа Трубецкого. Там было ещё несколько групп из Белоруссии. Мы отметили «белорусский» Новый Год – с вареной картошкой, салом. Так что праздник в этом году у нас получился необычный, но очень крутой.

— Приходилось ли тебе сталкиваться со стереотипным несерьезным восприятием девушки в рок музыке? Ведь для многих рок певица – это что-то вроде Аврил Лавин – маскарад под рок-диву и поп-песенки об отношениях.
— Если только в самом начале. Видимо не очень я похожа на поп-певицу даже внешне. Если я одену балетную пачку и буду вилять попой на сцене в стиле Максим, это будет выглядеть неадекватно, мне кажется (улыбается). Касательно песен об отношениях – у Tracktor Bowling есть песни о любви, а у Louna – о политике и антирелигиозные; немного не до любви уже. А на счет стереотипного восприятия девушек… Мне кажется, женщины уже доказали, что они гораздо более стойкие и брутальные, нежели некоторые мачо, которые, поиграв несколько лет в группе непонятно для чего, потом верещат, что им это ничего не дало и убегают работать менеджерами.

— А ты от нас не убежишь?
— Нет! У меня нет дороги назад, я нашла свое призвание и смысл жизни – это музыка. И я никогда не пойму людей, которые убегают в экономику, программирование…

— Политику…
— Вот это, кстати, странная тема! Часто музыканты, которые никогда в жизни никаких политических тем в своем творчестве не поднимали, каким-то образом оказываются в политике. А музыканты, которые всю жизнь боролись за права своего народа в итоге по факту жестко аполитичны.

— А ты бы не хотела попробовать себя в политике? Например …мм… стать президентом?
— Никогда. Я, как музыкант, который может говорить вслух и писать песни о человеческих, гражданских правах и свободе, жестко аполитична и никогда бы не стала президентом. Это жесткая ответственность, а тем более для барышни – это вообще полная жесть. Мне кажется, в политике должны быть исключительно страшные бесталантные барышни (смеется) , а нормальным девушкам там точно не место. Эту тему придумали мужчины точно также, как бизнес и войны. Поэтому пусть они там сами и колупаются. Человек может говорить за себя. А отстаивать интересы целого народа перед другим народом, который по факту точно такой же, как и твой – это явно не мое занятие.

— В песне «Бойцовский клуб» есть слова: «Власть – это кролик, если ты удав; Смотри, власть скалит пасть, она боится нас, и это значит – мы сильней!» Как ты считаешь, в свете последних выборов оказались ли эти строки применимы на практике?
— Да! После 3 марта посмотрим на результаты. Да дело ведь было даже не в том, чтобы свергнуть режим… Просто люди наконец-то массово показали, что они не вешалки, на которые можно все свалить, и они все это вынесут и все съедят… всю ложь, все эти разборки. Ок, хорошо! Награбили? Ладно! Но главное – хоть что-нибудь делайте уже для государства. Копите на свои дворцы сколько хотите, но делайте хоть что-то, чтобы стыдно не было. Хотя бы ради прикрытия! Последствия этих выборов лишний раз показали, что люди не готовы молчать и хавать все то, что им по Первому каналу преподносят на тарелочке.

— Как в Louna родилась идея написать песню по произведению Чака Паланика «Бойцовский клуб»?
— Тема зрела давно. Изначально Вит (бас-гитарист Louna) прочитал книгу и посмотрел фильм. Фильм его впечатлил немного больше, чем книга, потому что в нем немного иная трактовка произведения. Общую идею фильма и книги мы и воспели в песне. Никакого отношения к бойцам в прямом смысле она, само собой, не имеет.

— Чак Паланик сегодня культовая личность. Как ты относишься к его творчеству?
— Паланик – очень активный гражданин. Увлекается модой, науками… гей при всём при этом. Просто иногда он пишет такие вещи, которые, казалось бы, не свойственны социальному статусу гражданина. Он описывает все социальные движения в таком вот, специфическом ключе. Подобный жесткий стеб над политиками нет-нет, да и встречаешь и в произведениях русских классиков, да и в детских книжках бывают порой скрытые провокации на эту тему.

— Ты бы посоветовала своим слушателям читать произведения этого автора?
— Конечно! Все, кроме «Кишки» (улыбается). У него есть такой сборник небольших повестей, которые, как мне кажется, надо читать после 20-и лет. Очень советую его книгу «Уцелевший».

— Какую самую большую трудность тебе пришлось преодолеть на пути к успеху в рок-музыке?
— Смириться с тем, что я никогда не вернусь к обычной, не побоюсь этого слова, «кузьмичевой» жизни (улыбается) – я никогда не буду копить на машину, дачу, квартиру, потому что у меня совсем другие цели. Никогда не буду сажать кусты в огороде… Ну, может быть, когда мне будет лет 60, я уже займусь выращиванием розочек. Нужно было осознать переходный момент, когда ты выбираешь именно этот путь и всё. И родители должны понять, что ты не обычная девушка, которая с течением времени окончит институт, выйдет замуж, родит детей и будет сидеть гладить и носки стирать. Объяснить это родителям и друзьям – наверно, это и было самым сложным.

— А случались ли творческие кризисы? Посещало ли желание все бросить?
— Был момент такой… переломный … благодаря которому и родилась группа Louna. Группа – это коллектив, где все разнохарактерные. Бывают сложности, ссоры. Именно в такой жуткий переломный момент родилась группа Louna, и Tracktor Bowling воспрял с новыми силами.

— В песне «Сожженная заживо» есть довольно длинный скрытый текст, который невозможно целиком расслышать в песне и можно лишь прочитать, найдя текст. Зачем это сделано?
— Это звуковой эффект такой, хитрость сведения. У тех, кто услышит, что там что-то есть, появится лишний повод почитать текст. Многие в силу может быть лени, а может быть излишней уверенности в собственном слухе, не удосуживаются почитать текст. А потом выясняется, что песня понята совершенно не так. Какие только слова людям ни слышатся (улыбается). Например, недавно текст песни «Сделай громче!» кто-то опубликовал на одном сайте, записав с собственного слуха. Вместо фразы «делать все, что захочешь» человек написал «делать все, что захочим» в полной уверенности, что такое слово существует (смеется). Поэтому, может лучше, если человек услышит некий скрытый текст, который плавает из уха в ухо, заинтересуется и прочитает его.

— У группы Louna есть очень серьезные антирелигиозные песни. Как ты думаешь, почему в современном мире, когда человек достиг нереальных успехов во всевозможных науках, такие проявления древнего первобытного сознания как ритуальные поклонения богам до сих пор правят умами?
— Потому что до сих пор есть огромное количество людей, которые готовы преграждать кольцо МКАД и стоять за тем (смеется), чтобы потрогать какой-то там волшебный магический пояс какой-то там мифической богородицы. Да простят меня верующие люди, но я её не видела и не увижу никогда, и заниматься проблемами ее пояса мне как-то неинтересно. Люди, которые схватывают сердечные приступы в этих очередях, трясутся там и думают, что, потрогав пояс, они наладят свою жизнь, проявляют нереальную слабость. Религия – это психологический процесс, на котором играют и строят свой бизнес очень классные НЛПшники: политики и бизнесмены. Нейролингвистическое программирование (НЛП) – это самая главная структура, потому что она управляет не какими-то там финансовыми заморочками, а напрямую бьет по человеческой психологии – по желанию верить в лучшее, по надежде, по человеческой слабости. А это же самые, самые жесткие принципы, за которые можно схватить человека, и ты его больше никогда не упустишь. Конечно же, бабушки, да и не только бабушки, будут тысячами, миллионами ходить ко всяким стенам плача, к поясам и думать, что вот сейчас они помучаются, потом «откинутся» и у них будет все хорошо в каком-то там другом мире. Не будет этого мира! Ты просто сгниешь в могиле и все. Поэтому живи сейчас, а не сиди в молитвах целыми днями. Работай, достигай своих целей! Так нет же! Мы будем верить! Зачем нам что-то делать, мы лучше будем сидеть и надеяться… Это очень простая отвлекуха от тех вещей, которые действительно нужно видеть и делать, и… очень хороший бизнес.

— А как ты относишься к приближающемуся «концу света»?
— Я его жду, но никак не дождусь (улыбается). Мне кажется, что это не конец, а только начало… начало кромешного ада (смеется). Поэтому, я уже в полной готовности действовать. Конец света был бы слишком большим и роскошным подарком для человечества, поэтому, будьте добры страдать и мучиться дальше. Какой конец света?! Он уже наступил давным-давно. Пожирание человечеством самого себя очевидно.

— В современном больном обществе очень сложно воспитать личность. Как ты считаешь, современным родителям стоит ограничивать детей в чем-то, учить жизни, или давать полную свободу выбора? В чем основная ошибка современных родителей на твой взгляд?
— Смотря что дозволять и что запрещать. Если ребенок спросит: «Мам, можно я машинкой железной ударю по лицу вот эту девочку?» — то, конечно, нет. У детей есть врожденная агрессия, они примерно с 3-х лет начинают очень сильно махать руками. Это доказанный факт. Именно это нужно пресекать. Ребенку надо грамотно объяснить, доказать, что любое физическое воздействие на человека, кошечку или собачку – плохо и недопустимо. А запрещать… что им можно запрещать? Смотреть порно-фильмы? Зачем? Все, что естественно, то не позорно и неизбежно. Основной ошибкой родителей я бы назвала неправильную градацию запретов. Запреты нужно разделять. Я, конечно же, запретила бы своему ребенку курить, по крайней мере, в детстве. Потом пусть он сам решает, нужно ему это или нет. Он будет сам решать, кем ему быть. Захочет быть, например, геем – пусть будет. Я не буду ему запрещать, это его личный выбор.

— Если бы Лу нашла волшебную лампу с джином, какими были бы её три желания?
— Загадывай, не загадывай желания, чтобы исчезли все болезни и предрассудки – все равно человек благодаря технической революции будет болеть, потому что он сам для себя это выбрал. Он сам построил химические заводы и будет болеть раком и умирать от него ещё множество сотен тысяч лет, если эта земля вообще доживет до таких годов. Желать мира во всем мире? Человек – это реально очень больное существо. И если он даже сам с собой справиться не может и бежит к поясу, то чего же требовать от целой страны, над которой на верхушке стоит такое же больное существо, преследующее исключительно свои цели благодаря пушечному мясу…? Эти наивные желания у меня есть до сих пор – мир во всем мире, здоровье родных и близких и всего человечества.

Уже через несколько минут группа Louna взрывала зал клуба. Казалось, любимые песни хором вместе с Лу пели не просто слушатели, а единомышленники. Открытые ясные молодые глаза и сердца внимали строгому и одновременно нежному голосу Лу. Это были не просто песни, это был крик человека, чье сердце бьется безумной, но прекрасной идеей - изменить мир. Хоть чуть-чуть. Закончить рассказ о Лу хочется словами песни «Карма мира»:
«И я верю, что когда-то наступит день
Мир согреет доброта и любовь людей»

текст: Елена Трофимова
фото: Герман Соломов

Лусинэ Геворкян появилась на свет 21 февраля в 1983 году в маленьком армянском городке под названием Капан, в семье инженера и домохозяйки. Спустя несколько лет семья переехала в Серпухов. Там Лу начала посещать музыкальную школу, чтобы научиться игре на фортепьяно. Несколько лет она была одним из лучших пианистов-юниоров. Уже тогда Лу была полностью поглощена музыкой, правда на тот момент классической.

Общение со сверстниками было минимальным. В основном это были ребята из той же музыкальной школы, что сама Лу. Окончив школу, будущая исполнительница поступает в МГТУ на факультет экономики, который заканчивает в 2001 году и в дальнейшем поступает в МГУКИ. Несмотря на то, что родители всегда предоставляли ей свободу выбора и не заставляли делать то, что не нравится, Лу чувствовала себя очень виноватой, когда вместо учебы отправилась в свой первый тур.

Карьера

В августе 2003 года Лу становится вокалисткой группы «Сфера влияния». В 2004 году ребята записывают несколько песен, которые приносят им невероятный успех. Однако, осенью того же года, Лу переходит в состав TracktorBowling, заняв место Людмилы Деминой. В начале 2005 года команда выпускает дебютный для Лусинэ альбом «Черта».

Именно в это время к певице приходит широкая известность и любовь поклонников рок-музыки. В 2008 году она вместе с Виталием Демиденко набирает музыкантов в группу Louna, значительно отличающуюся от предыдущей как музыкой, так и текстовой тематикой. С того момента и до 2017 года Лу поет в обеих командах.

В 2013 году Лусинэ получает награду «Лучшая солистка», став ею по итогам голосования среди слушателей. Геворкян Лусинэ Аркадьевна имеет контракты с популярными брендами музыкальной аппаратуры. «Sennheiser», «TC-Helicon» и другими.

В 2017 году команда TracktorBowling прекращает свою музыкальную деятельность. Лу также сотрудничала с такими группами как «Тараканы», «Черный обелиск», «Мельница», ViperInc., «Бригадный подряд», Lumen, «Порнофильмы» и т. д.

Личная жизнь

Присоединившись к коллективу TrB Лу знакомится с Витом (Виталий Демиденко-бас). Музыканты почти сразу начали жить вместе, поняв что это любовь. До 2013 года живут в гражданском браке, пока не узнают о беременности Лу. Так как она сама не любит праздники, то и типичной свадьбы не было. Ребята по-тихому расписались и в день бракосочетания отметили это событие в кругу друзей на пикнике. Обручальные кольца эта пара не носит, вместо них - татуировки. 31 октября 2014 года в музыкальной семье родился сын, которого они назвали Максим.

Пара весьма активно занимается благотворительной деятельностью, впрочем, не афишируя свои занятия для широкой публики. Это и сотрудничество с фондом помощи больным детям, и проект по детям-отказникам в Уфе и множество музыкальных мероприятий для сбора денег в помощь нуждающимся, которые проводит Лусинэ вместе со своими друзьями музыкантами.

Накануне последнего концерта группы Tracktor Bowling, который состоится 1 сентября в московском Главклуб GreenConcert, вокалистка группы Лусинэ Геворкян рассказала сайт о том, будет ли этот концерт действительно последним, а также о том, каких новостей в ближайшем будущем стоит ждать от её группы Louna.

Осенью состоится прощальный концерт Tracktor Bowling. Это будет действительно последний концерт «Тракторов», или это еще не конец истории?

Я не приверженец таких громких слов, как «последний концерт», «последний тур» - это звучит слишком громко. Мы думали, что последний концерт был в 2012-м, потом - в 2013-м, и всё равно, когда позвали на Кубану, мы собрались, и все прошло позитивно.

А давно у вас был последний альбом?

Недавно была пластинка «Бесконечность », а к двадцатилетию сделали своеобразный “The Best” - перезапись песен с разных альбомов, в том числе и с «Напролом». С этим материалом мы откатали два больших тура по тем городам, где нас действительно ждали и хотели видеть, где организаторы не боялись брать на себя риски везти андеграундную металическую группу.

Если в связи с приостановкой Tracktor Bowling освободится какое-то время, появятся ли какие-то новые проекты?

По сути, освобождается не очень много времени, потому что Трактора не особо сильно востребованы среди публики и промоутеров по России в целом. Организаторы фестивалей довольно скептически относятся к такой музыке. Много времени не освободится, а с Louna мы как пахали, так и пашем - у нас записываются одновременно два альбома и готовится новая концертная программа.

Расскажи про новый альбом Louna, что нас ждет?

На данный момент у нас полностью готово 10 новых песен, ещё 4 черновика в разработке. Это будет новый студийный альбом, у нас уже даже есть концепция и идея обложки. Альбомом «Дивный новый мир » мы завершили начатую альбомом «Время Х » трилогию, отражающую развитие и упадок нашего общества, новые песни будут немного в ином ключе, как музыкально, так и лирически. Старую добрую Louna люди услышат, но будет и нечто новое. Я не хочу пока раскрывать все карты по поводу нового альбома – услышав новые песни, человек сам должен понять, о чем они, но точно могу сказать, что будет немного другая атмосфера.

А когда альбом выйдет?

Записывать мы его планируем в декабре-январе, потом сведение, соответственно, в марте-апреле он будет готов.

Планируются ли какие-то спецпроекты, вроде вашего выступления с оркестром?

Мы думали над этим, но пока что решили остановиться не на оркестре, а на струнной группе. Помимо стандартных струнных инструментов, у нас будут флейты, виолончель, волынка, губная гармоника, может быть, позовем альт. Такую программу мы хотели играть на открытом воздухе, но потом мы посмотрели на наше лето и поняли, что есть определенные риски.

Два года назад вы с Витом говорили, что музыку в Louna в основном пишут гитаристы. А сейчас что-то поменялось?

Это не совсем так. Гитаристы в основном приносят первоначальную канву, какие-то риффы, иногда связки нескольких партий, потом мы все вместе садимся и работаем над этим материалом. Вит редко, но метко сочиняет 2-3 своих песни на альбом, причём предпочитает придумывать их целиком, записывая дома партии всех инструментов. Дальше я беру готовую инструментальную демку, мы с Витом пишем вокальные гармонии, а потом он садится за текст. Схема не поменялась, за исключением того, что одну песню в этом новом альбоме я написала целиком сама, включая гитарные партии.

А как твой сын относится к музыке?

Единственный концерт, на который мы его водили - это был Kid Rock Fest в парке на Красной Пресне. Мы попали на «Приключения Электроников», не могу сказать, что он увлекся, но мы с ним немножко поплясали. В целом, я стараюсь включать ему дома детские песенки, без жести.

В прошлый раз мы обсуждали ваши западные гастроли. Планируете ли вы сейчас что-то подобное?

Мы хотели сделать тур по Европе, хотели вписаться на летние фестивали, но ввиду того, что у нас тут было очень много дел, мы немного упустили этот момент, подзатянули и опоздали. Недавно я закончила студийную запись вокала для нашего англоязычного альбома. У нас за плечами уже есть один, и теперь мы готовим второй. Это будет полноценный лонгплей.

Этим летом вы довольно часто выступали на разных фестивалях.

К сожалению, меньше, чем в прошлом году - сказывается финансовая ситуация в стране. Отменились многие фестивали, потому что билеты продаются не очень хорошо, несмотря на совершенно бомбические составы и международный уровень.

Ситуация ухудшилась по сравнению с прошлым годом?

Да, у людей реально нет возможности посещать концерты.

А из состоявшихся фестивалей что запомнилось?

Они все были хороши, но Park Live с хедлайнером System Of A Down, где мы были единственной российской и русскоязычной группой, был для нас неким челленджем. Мы привыкли, что выступаем где-то после девяти-десяти вечера, и все поют наши песни. Там тоже пели, но, конечно, не все. Что меня удивило, песню «Мама» пели так, как будто это международный хит.

Когда два года назад мы обсуждали различные коллаборации, ты говорила, что вы возможно планируете что-то сделать с Растичем и Масловым.

Хотелось бы, но ребята сами не активны, их надо раскачивать. Если у них будет время, все-таки попробуем их раскачать.

В чём-то это немного ностальгическая история.

Это талантливая история. Талантливой музыки у нас стало очень мало. Рэп-тусовка сейчас спокойно уделывает рок по злободневности и разнообразию творчества.

Ты сама слушаешь кого-нибудь из рэперов?

Мне всегда нравилась «Каста», их мрачное настроение, у них всегда было все хорошо, красиво и лирично. Оксимирон, несмотря на то, что голос не по мне - я такие голоса воспринимаю тяжело, в плане лирики сильный товарищ, как поэт он очень крутой. Недавно мы заценили Хаски - когда слушали, вообще ничего не поняли из-за его манеры читки, а потом почитали тексты и удивились - ничего себе! Очень крутые и мрачные тексты, может быть, надо будет послушать еще раз.

Сейчас многие говорят, что рэп - это новый рок-н-ролл.

Да, потому что рокеры устарели, стухли морально и состарились физически и, что самое страшное, идейно тоже.

Такое ощущение, что старшее поколение состарилось, а новое не появилось.

Не появилось, а даже если и появилось, оно не особо искренне общается со слушателями.

Возможно, это влияние пресловутого «формата Нашего радио», когда все стараются работать под него.

У групп будет возможность попасть на «Наше Радио», если группы будут честно и искренне делать что-то свое. Там сидят люди, которые прекрасно понимают, что может зацепить слушателя, что может отложиться и отозваться в сердцах, а не будет выглядеть как пародия на формат.

А есть кто-то из молодых групп, кто тебе кажется интересным?

Сейчас на наших глазах бомбанула группа «Порнофильмы», как раз благодаря своему нигилизму, анархизму, искренности. Мы с Витом перманентно слушаем группу «Пионерлагерь Пыльная Радуга». Это мелодично, круто, гранжево и мрачно. Нам очень импонирует то, что делает Алексей Румянцев, и мы считаем его гениальным поэтом, автором и исполнителем. Я как вокалистка выделяю только троих обладателей мужского вокала, и один из них - это Леша. Но и «Порнофильмы», и ППР - не молодые артисты, у них за спиной много лет и альбомов. Из молодых пока нет никого, разве что недавно выстрелила группа «Пошлая Молли».

Во времена Р-клуба Tracktor Bowling делали фестиваль «Дети кукурузы» и тянули всех за собой - это подняло сцену. Нет ли сейчас желания сделать какой-то свой фестиваль с теми же «Порнофильмами» и ППР?

Мы думали об этом, но мы не самые опытные в этом вопросе, а те, у кого есть опыт - они, наверное, все-таки не возьмутся. Если взять Москву и Московскую область, то фестивалей вокруг пруд пруди.

Где ты берешь информацию о новой музыке? Где бы ты посоветовала своим слушателям искать что-то интересное?

ВКонтакте, Apple Music. Один раз я вышла на пробежку и включила плейлист, а теперь он мне целый месяц советует песни для пробежки, я узнала и послушала уже миллион новых групп. Лучший способ познакомиться с музыкой - это Apple Music, соцсети, а фестивали - это лучший способ понять, нравится тебе группа или нет, это лучше всего делать именно во время живого выступления.

Как на периферии обстоят дела с концертами в провинциальных клубах, помимо летних фестивалей?

Когда мы поехали в тур по Штатам, мы думали, что сейчас увидим какую-то существенную разницу, но первый клуб, в котором мы играли, не отличался от клуба в Орле, разве что был в три раза меньше. Многие клубы у нас в стране сейчас закрываются на глазах, потому что владельцы считают, что не отбивается то, что вкладывается в клуб, считают, что рок не актуален и оставляют только хип-хоп-тусы и дискачи.

Сложно ли ездить в долгие туры, когда у тебя маленький ребенок дома? Вы можете позволить себе отправиться в тур на месяц?

Сложно, но мы можем и отправляемся. У нас будет тур Louna с 7 октября по декабрь, и Макс в это время традиционно будет с бабушкой и дедушкой. С рождения Макса мы гастролируем каждый год по одному-два месяца, поэтому нам пока не светят никакие детские сады, и мы уже задались вопросом, что же будет со школой.

А если твой сын, когда вырастет, скажет: «я хочу играть в рок-группе», что ты ответишь?

Я сегодня у него спрашивала – ты пойдешь в музыкальную школу? Он говорит – да, буду на барабанах играть. Это его выбор – если захочет, может стать кем угодно – ветеринаром, хирургом или юристом.

В последних ваших работах много политической и социальной тематики. Влияет ли на тексты и на музыку то, что сейчас происходит в стране?

Влияет, а с появлением ребенка еще больше. Ты заботишься не только о себе. Когда мы были молодые и независимые, могли очертя голову бросаться на амбразуры, а теперь мы заботимся о том, чтобы ребенок рос в стране, граждане которой достойны всех благ, которых они не имеют из-за того, что они до них не доходят. Это нас беспокоит. Хотелось бы хотя бы детям обеспечить достойное будущее, образование и медицину.

Насколько для тебя важна аудиовизуальная составляющая? Многие считают, что для продвижения в интернете нужна красивая картинка, а если ее нет - ничего не светит.

Раньше считалось - ты вложил много денег, снял дорогой клип - значит, покатит. Сейчас важны не столько финансовые вложения, сколько то, есть ли там какая-то интересная идея, изюминка.

А с кем работаете вы?

Клип «Родина» снимала наша подруга, она даже не оператор, а фотограф, но решила заняться видео. Ребята, которые снимали «Обычный человек», делали клип «Черта» для Tracktor Bowling, когда они были еще школьниками, но сейчас они уже подросли, и на этот раз все было серьезно. С точки зрения картинки – всё получилось круто, но с точки зрения просмотров клип не отбил своих затрат, реакция была достаточно прохладная. Сейчас все должно цеплять и удивлять какой-то новой идеей. Наш клип «Мама» стоил нам лишь аренды фотостудии и нервов, чтобы вытащить мам в студию, а он смотрится и смотрится. Следующее наше видео будет на песню «Весна», и оно будет концертное. Мы будем снимать его совместно с группой «Порнофильмы» - рубилово в зале, угар, фаера - хороший домашний концерт в Главклубе. У нас есть концертный клип «Громче и злей», но он более масштабный, снятый на большом концерте в большом зале, а здесь будет клубный хардкор-панк.

А есть какой-то клуб-чемпион в Москве, где, на твой взгляд, круто все?

Stadium – там все круто по всем параметрам. Я не берусь говорить о рисках организаторов, но мне кажется, в этом клубе они того стоят. Это самая прогрессивная площадка, которая, по всей видимости, уже убрала конкурентов своего уровня.

А как насчет маленьких площадок? Ты часто ходишь на концерты?

Нет. Мне хочется тратить свои ресурсы на пробежки, на репетиции. Раньше я каждый год ездила на иностранные фестивали, в этом году, к сожалению, обломалась поездка на Sziget, но надеюсь в следующем году пробить эту стену - я хочу ездить не только как турист.

А не было ли желания собрать старый состав Тракторов и собрать там старых участников?

Мы играли таким составом на двадцатилетии группы. Только Профф не смог, но мы с ним регулярно видимся - нашу старую репетиционную базу затопило, и мы переехали в тот же подвал, где репетируют Anacondaz, с которыми он и играет. Мы съехали, а на днях вода затопила угол на новой базе. Но все базы в подвалах, и держи-не держи руку на пульсе, все равно где-нибудь бомбанет труба.

На двадцатилетии с нами играл Кларк, был Денис Хромых, был Чегевара - мне кажется, он вообще был самым крутым вокалистом, хотя товарищ уже в годах, с ним было очень круто работать.

А кроме Проффа и Дениса кто-то из бывших участников Tracktor Bowling занимается музыкой?

В основном все занимаются семьями, но Кларк периодически всплывает в каких-то андеграундных группах, Кондрат тоже собирал какой-то проект. Все достаточно ровно, ты никогда не знаешь, с кем жизнь тебя пересечет рано или поздно. Когда я начинала слушать Радио Ultra, я не могла предположить, что буду сидеть в баре с Джекоби Шэддиксом из Papa Roach и обсуждать музыкальный рынок Германии – такого я не представляла на тот момент, будучи студенткой. Я не представляла, что лидер группы Linkin Park Честер Беннингтон, успешный артист с турами по всему миру, у которого есть огромная семья и любящая жена, вдруг возьмет и повесится на ровном месте. И никто не узнает, что им двигало на тот момент. Для меня это очень большая утрата, потому что это была та группа, которая меня фактически втянула в этот мир. Поэтому последний концерт или первый – это все смешно, если человек уходит из группы, никто не может поставить окончательную точку и сказать, что ты с ними никогда больше не поиграешь. Все это – круги, в которых ты постоянно общаешься, все циклично.