Литературный путеводитель по Ханты- мансийску Здравствуйте! Здравствуйте! Произведения Коньковой Анны Митрофановны. В1997 году Новомир Борисович был принят в союз писателей России


Жил-был на свете солдат. Служил он королю верой и правдой много лет, а как вышел ему срок, отпустили его на все четыре стороны. Стоит солдат на перепутье и не знает, куда ему податься. В родной-то деревне у него уж никого не осталось. Служба у короля долгая, а за это время вся родня солдата перемерла. Да и от крестьянской работы он давно отвык. «Э, была не была,- решил солдат,- пойду куда глаза глядят, а там видно будет». Забрел он в густой лес, идет по тропке, на деревья поглядывает и думает: «А не удавиться ли мне на первом же суку?»

Вдруг попадается ему навстречу какой-то человек.

— О чем, служивый, задумался? — спрашивает он солдата.

— Да ищу вот сук, на котором удавиться сподручнее. Остался я один на свете, деваться мне некуда и кормиться нечем.

— Удавиться — дело нехитрое, — говорит человек. — Лучше иди-ка ты ко мне на службу.

— А ты кто таков? — спрашивает его солдат.

— Я черт,- отвечает тот.- Слыхал про меня?

— Слыхать-то слыхал, да связываться с чертом у меня охоты нет. Не пойду я к тебе на службу.

— Да от тебя ничего такого и не потребуется, — говорит черт. — Служить ты мне будешь всего семь лет, а денег получишь без счету. Ну-ка, обернись назад!

Оглянулся солдат и видит: стоит у него за спиной здоровенный медведь на задних лапах. Пасть разинул, зубы оскалил, вот-вот кинется! Приставил тут солдат ружьишко к плечу — бах-бабах! — и уложил медведя наповал.

— Эге, да ты, я вижу, не робкого десятка, — говорит черт. — Такие-то мне и нужны.

Кинулся он к убитому медведю, содрал с него шкуру, выдубил ее и опять солдата спрашивает:

— Ну, так как же, пойдешь ко мне на службу?

Пораскинул солдат умом и решил: «Деваться мне все одно некуда — и так, и так пропадать. Так и быть, пойду служить черту. А там, глядишь, может, и я над ним верх возьму».

— Ладно, черт, каков твой уговор?

— А уговор мой таков,- отвечает черт.- Зашью я тебя сейчас в медвежью шкуру, и не будешь ты снимать ее ни днем, ни ночью целых семь лет. И все это время нельзя тебе будет ни мыться, ни бороды стричь. За это получишь от меня бездонный кошелек. Понадобятся тебе деньги, запусти в него руку и черпай золото полной горстью, сколько душа пожелает. А деньги те куда хочешь трать — пей, ешь, бражничай, в кости играй. Выполнишь уговор — твое счастье, ступай через семь лет на все четыре стороны. А не выполнишь- тогда уж не взыщи. Заберу твою душу на веки вечные.

— По рукам! — говорит солдат.

— Полезай тогда в медвежью шкуру!

Зашил его черт в медвежью шкуру, и стал солдат такой, что страшнее и не придумаешь.

— Ну, прощай, служивый, через семь лет свидимся, — сказал черт и пропал неведомо куда.

А солдат пошел по деревням странствовать. Нелегко ему поначалу приходилось, ведь был он до того страшен, что все его сторонились. В богатых усадьбах его со двора прочь гнали, ночевать не пускали и крошки хлеба не хотели дать. И только бедняки его жалели. И у самих-то есть нечего, а они солдата пригреют, приветят, последним куском поделятся. И за это щедро платил им солдат из своего неистощимого кошелька. И прошел по деревням слух, что объявился в округе человек-медведь. Собою уж больно страшен — нечесан, немыт — а сердце у него, видно, доброе. За приют и ласку сторицей воздает, за каждый ломоть хлеба золотом расплачивается и никому в помощи не отказывает. И повалил к нему валом народ. Многих бедняков он из нужды вызволил, от долгов спас. И всех он щедро деньгами оделял. Самому-то ему немного надо было. Попил, поел, переночевал на соломе — и ладно.

Так четыре года минуло. Пришел однажды человек-медведь на постоялый двор и попросился переночевать.

— В комнаты я тебя не пущу,- говорит ему хозяин,- уж больно ты страшен. А на сеновале, коли хочешь, ночуй.

— Согласен,- говорит солдат.

Пошел он на сеновал и улегся на сене. А рядом конюшня была.

Вот лежит солдат и слышит — кто-то с конюхом разговаривает. Перегородка-то дощатая, и каждое слово слышно. Говорит конюху какой-то старик:

— Вовсе мы обнищали, хоть по миру иди. А тут еще должен я помещику семь сотен далеров. Где их взять — ума не приложу. Коли не отдам в срок, выгонит нас помещик из дому, и негде будет голову преклонить.

— Да неужто помещик обождать хоть сколько-нибудь не может? — спрашивает конюх.- У него-то ведь денег — хоть пруд пруди.

— Просил я его,- отвечает старик.- И слушать не хочет. «Плати,- говорит,- долг, а не то убирайся из дома».

Встал тут человек-медведь, пришел на конюшню и говорит:

— Не бойтесь меня, люди добрые. Слышал я, старик, про твою беду и хочу тебя из нужды выручить.

Поглядел на солдата старый крестьянин и видит: собою человек безобразен, хуже черта, а глаза у него добрые.

— Ты где живешь? — спрашивает солдат. Крестьянин и рассказал, где его домишко стоит.

— Завтра я приду к тебе и деньги принесу.

Старик и опомниться не успел, а уж солдат обратно на сеновал пошел и спать завалился.

Наутро проснулся он, позавтракал, расплатился с хозяином за ночлег и пошел к старику. А старик на дворе дрова колет:

— Здравствуй, добрый человек, вот я и явился, как обещал,- говорит солдат.

— Милости просим в дом, — отвечает старик.

Вошел солдат в горницу и видит: сидят три девушки за работой. Две, постарше, прядут, а младшая пряжу мотает.

— Соберите-ка на стол гостя попотчевать,- говорит девушкам старик,- он нам денег принес, хочет нас из беды выручить.

— Ни-ни! — отвечает солдат.- Есть я у вас не стану; я и поел и попил на постоялом дворе. А деньги — вот они. Возьми их и отдай помещику долг.

— Тебе небось расписку надо? — спрашивает крестьянин.

— Зачем мне расписка? — говорит солдат.- Я тебе деньги эти без отдачи дарю.

Стал тут старик от радости сам не свой. Не знает, как гостя и благодарить. А солдат спрашивает:

— Эти девушки — дочки твои?

— Угадал ты, дочки,- отвечает крестьянин.

— Ишь какие славные; одна другой краше. Не посватаешь ли за меня которую-нибудь? Человек я холостой, может, скоро и жениться надумаю.

— Да я-то бы с радостью. Только вот как они? Неволить я их не стану.

— Зачем неволить? — говорит солдат. — А ты спроси их.

Тут две старшие дочки разом закричали:

— И спрашивать нечего! Не пойдем за такого страхолюда! Да и грязнющий он, спасу нет! Нет уж, пускай себе другую поищет.

А младшая, Ингрид, покраснела и говорит отцу.

— Хоть он и не вышел лицом, а видно, что человек добрый. Раз он нас, батюшка, из беды выручил, то я согласна за него замуж; идти.

Тут солдат ей отвечает:

— Нет, моя красавица, сейчас я тебя еще в жены не возьму, а вернусь я сюда ровно через три года. Только много за этот срок воды утечет, и может статься, что не признаем мы друг друга. Есть вот у меня кольцо золотое. Я его переломлю пополам; одну половину себе возьму, а другую тебе отдам. А как увидимся через три года, приладим две половинки- и таким путем друг друга признаем.

А старшие сестры давай над Ингрид насмехаться. Уж такого, дескать, женишка себе отхватила, что ни людям показать, ни самой поглядеть! Ингрид им на это отвечает:

— Я его и на красавца писаного не променяю. С лица не воду пить, было бы сердце доброе.

Минул срок, и пришел человек-медведь на то самое место, где он семь лет назад с чертом повстречался. А черт уж тут как тут.

— Ну, что, нечистый, не нарушил я уговор? — спрашивает его солдат.

— Нарушить-то не нарушил, да только плохую ты мне, солдат, службу сослужил. Ты все мои деньги на добрые дела тратил, бедный люд из нужды вызволял, и это мне, черту, не с руки. Просил разве я тебя об этом?

— Просить-то не просил, да и запрету вроде тоже не было.

— Твоя правда,- говорит черт. — У меня-то этого и в мыслях не было.

— Ну, так снимай с меня медвежью шкуру долой. Теперь мы квиты, и я тебе больше не слуга.

Заскрежетал черт зубами, завыл от злости, завертелся волчком, да делать нечего. Против уговора не пойдешь. Снял он с солдата медвежью шкуру и отпустил его на все четыре стороны.

Пошел тогда солдат в деревню и взял свои деньги, что еще раньше на черный день припрятал. Раздобыл себе новую одежду, помылся и таким стал молодцом, что хоть куда. А потом купил он возок да пару добрых коней и поехал к своей невесте. Подъезжает он к дому, а навстречу ему отец Ингрид выходит. Только теперь-то солдат совсем другой стал, старик и не признал его.

Поклонился он гостю и спрашивает:

— Что угодно вашей милости?

— Нельзя ли у тебя, хозяин, отдохнуть, коней напоить? — спрашивает солдат.

— Да тут и постоялый двор недалеко, — отвечает старик. — Но уж коли ты моим домом не побрезгуешь, то милости просим.

Вошел солдат в дом и видит, сидят две сестры за прялками, а младшая, Ингрид, пряжу мотает.

— Соберите гостю закусить, — говорит дочерям старик.

Тут две старшие дочки зашептались меж собою:

— До чего же пригожий молодец! И собою видный, и одежа на нем богатая!

Забегали они, захлопотали, наставили всяких кушаний на стол.

А младшая, Ингрид, как сидела за работой, так и с места не двинулась.

— Эти девушки-дочки твои? — спрашивает гость старика.

— Угадал, господин, дочки, — отвечает старик.

— А не отдашь ли мне в жены вот эту? — говорит гость и на Ингрид показывает.

— Нет, господин, я уже просватана, — отвечает ему Ингрид.

— А где же твой жених?

— Да ныне три года минуло, как ушел он, и с той поры никаких вестей о себе не подавал.

— Так он, верно, давно тебя забыл. Нечего тебе его дожидаться, выходи за меня замуж,- уговаривает ее гость.

А Ингрид свое твердит:

— Нет, он непременно вернется, я знаю!

Тут две старшие сестры наперебой зашумели:

— И на что она вам сдалась? Пускай себе сидит да своего страхолюда дожидается. Берите нас в жены, любую выбирайте, чем мы ее хуже?

Только гость на них и смотреть не хочет и опять у Ингрид спрашивает:

— А как же ты своего жениха признаешь? Он, может, теперь совсем другой стал?

— Оставил он мне половинку кольца, — отвечает Ингрид. — У кого другая половинка объявится, тот, стало быть, и есть мой суженый.

— Тогда, выходит, это я и никто другой, — говорит гость, — вот она, половинка-то, у меня!

Обрадовалась Ингрид и жениху на шею кинулась. Созвали они гостей и веселую свадьбу сыграли.

Прикупил себе солдат земли и стал жить припеваючи с молодой женой и ее стариком отцом.

Здравствуйте!

  • Здравствуйте!

  • Писатели о которых я хочу рассказать очень талантливые и очень не похожие друг на друга. Их объединяет любовь к литературному творчеству и родному краю.

  • Об авторе

  • Подсказка

  • Источники


Подсказка

  • Нажмите на фотографию писателя о котором вам хотелось бы узнать.

  • Чтобы просмотреть список произведений этих писателей щёлкните правой кнопкой мышки на

  • Чтобы прочитать отрывок из произведения щёлкните правой кнопкой мышки -

  • Чтобы вернуться в содержание щёлкните -

  • О чём идёт речь в одной из книг писателя вы сможете узнать нажав на слово «предисловие»

  • Чтобы воспользоваться подсказкой щёлкните«Подсказка»

  • Чтобы узнать об авторе этой работы щёлкните «Об авторе»

  • Чтобы увидеть источники информации щёлкните «источник»

  • Чтобы выйти из программы нажмите «Esc»


Об авторе

  • Меня зовут Юля Аврамова. Мне 10 лет.

  • Я часто участвую в различных конкурсах, мероприятиях.

  • Люблю читать. Больше всего мне нравятся приключенческие повести и детективы.

  • Я решила создать литературный путеводитель города Ханты- Мансийска, потому что таких писателей, как Пушкин, Лермонтов, Барто знают все, а Айпин, Шесталов, Конькова далеко не каждый. Думаю мой проект поможет узнать многим писателей города Ханты- Мансийска.


Волдина (Вагатова) Мария Кузьминична

  • Волдина Мария Кузьминична родилась 28 декабря 1936 года.

  • Первая хантыйская поэтесса, член союза писателей России, заслуженный работник РФ.

  • Более четверти века занималась литературным трудом. Её стихотворения, сказки, легенды печатались в коллект. собрании «Ханты-Мансийские сказки»

  • Активно занималась общественной, работой избиралась депутатом в сельский, районный, окружной советы народных депутатов.

  • Более 25лет проработала внештатным директором и корреспондентом окружного радио «Югория» и сейчас продолжает сотрудничать с радио и телевидением.

  • Она не только пишет и обрабатывает фольклорный материал, но ещё и поёт, танцует, шьёт национальную одежду.

  • В 1986 году создала свой фальклорно-этнографический семейный ансамбль «Ешакнай».


Произведения Волдиной (Вагатовой) Марии Кузьминичны

  • Отдельные издания

  • Маленький Тундровый Человек: Стихи, Сказки/ пер.на венг.яз

  • Моя песня, моя песня: Стихи, легенды, сказки на рус. яз

  • Ханты- Мансийские сказки/М. Вагатова, А Тарханов

  • Художественные произведения

  • Земля моя обская: (Отр. из поэмы)// Ленин. Правда.

  • Рыбаки: Песня бабушки: (Стихотворения)// Ленин. Правда.

  • Сорни Лопыс: (Сказка)// Ленин.правда.

  • Святая женщина- огонь: (Стихотворения)


  • В своих рассказах Мария Кузьминична вспоминает детство, отца, мать, братьев, сестёр, создаёт впечатление, что каждой клеточкой души она до сих пор в мире своего детства.

  • В сказке «Зайчик- Чёрный Хвостик…» она учит на примере зайчики, как плохо быть хвастливым, и не дружить с другими только потому, что ты выглядишь немного иначе.


  • 1)Под голубым и солнечным Небом, на берегу одной чистой и красивой Речки жил светлый чудесный Лес, жил светлый чудесный Бор. В этом лес, в этом Бору жили деревья, травы, цветы, большие и малые звери, летали птицы, бабочки, ползали жучки и паучки. Жили между собой дружно, соблюдали при этом вековые традиции и обычаи своих предков.

  • В этом чудесном Бору жила заячья семья. Каждый год семья зайцев пополнялась. Нов этот раз на свет появился совсем не обычный мальчик- зайчик. У всех зайчиков были обычные ушки, хвостики, спинка, а у «нового» ушки были чёрные, хвостик чёрный, на спинке чёрная полоска. «Хвостик»- такое имя дали особому зайчику. Но вот беда, совершенно иначе он стал относится к своим родным…

  • - «Я- особый зайчик! Я не буду с вами играть! Вы не такие как я! Не люблю не красивых!» - отвечал грубо когда братья и сёстры звали его играть.

  • 2) Однажды схватил его кто-то за серые уши

  • - «Ну, попался ты мне хвастунишка! Кто это особый? Кто никого не признаёт?! Кто самый умный смелый? – это был медведь Пупи Ики.

  • Несёт Пупи Ики зайчонка через Лес, а зайчишка трясётся, белеет от страха.

  • Принёс Пупи Ики его в заячью семью

  • - « На, берите его, он больше не будет особым, не будет хвастаться, обманывать, зазнаваться». Стал зайчишка как все.

  • С тех пор зайчики живут в светлом чудесном Лесу на берегу чистой красивой Речки, бережно храня и соблюдая обычаи своих предков.


Патрикеев Новомир Борисович

  • Патрикеев Новомир Борисович

  • Родился 31 августа 1932года в Салехарде.

  • После окончания средней школы поступил в Московскую сельскохозяйственную академию. В 1955году вернулся в родной город и стал работать агрономом на сельскохозяйственной станции. В1956 году написал свою первую статью «К истории земледелия в округе».

  • Любовь к журналистике привила к тому, что Новомир Борисович в начале 1957 года был готов расстаться с сельскохозяйственной наукой, и профессионально заняться журналистикой. С 1965 года она становится его главным делом.

  • В1997 году Новомир Борисович был принят в союз писателей России.

  • Сейчас заслуженный работник культуры Российской Федерации, ковалер ордена дружбы живёт в Ханты -Мансийске.


Произведения Патрикеева Новомира Борисовича

  • Публикация в сборниках

  • Горностай; Орёл и щука; Счастливый чарок:(Рассказы)// Следы на тополе

  • Дети Югры- фронту// Память.

  • Рождение песни// Мансийский поэт Андрей Торханов

  • Земледелец, рабкор, солдат:(Об отце)// Память.

  • Пионер приполярного заведения// Патрикеевв Б.В.Растениеводство

  • Журнальные публикации

  • Там, где был «Край земли»/Н. Патрикеев, Г Никитин// Сов. печать

  • На севере дальнем// Журналист.

  • Первые полёты// Югра.

  • Первая культбаза// Югра.

  • Малый лебедь// Ямал меридиан

  • Дети Сургута- фронту// Югра


  • «Пламя погасших костров»- это книга созданная для всех, кому не безразлична история своего родного края.

  • В ней на основе обширного круга источников, автор даёт развёрнутую историческую картину становления и развития пионерского движения.


Пионерское движение. Законы.

  • 1. Пионер верен делу рабочего класса.

  • 2. Пионер- младший брат и помощник комсомольцу и коммунисту

  • 3. Пионер – товарищ пионерам и ребятам всего мира.

  • 4. Пионер трудолюбив, настойчив.

  • 5. Пионер смел, честен и правдив(его слова, как гранит)

  • 6. Пионер стремится к знанию. Знание и умение- сила в борьбе за рабочее дело.

  • 7.Пионер своё дело делает быстро и аккуратно.

  • Пионер здоров, вынослив и никогда не падает духом.


Шесталов Юван (Иван) Николаевич

  • Шесталов Юван (Иван) Николаевич родился 22 июня 1937 года в д. Камратка Березовского района Ханты Мансийского автономного округа.

  • Учился на факультете народов севера Ленинградского педагогического института. Окончил Тюменский педагогический институт.

  • Работал в окружном Доме народного творчества, в редакциях газет, радио и телевидения.

  • В 1965 увидела свет первая повесть Шесталова «Синий ветер каслания»

  • Корни творчества Шесталова уходят глубоко в народную традицию. Здесь-то и надо искать истоки своеобразия его подчерка. В душе Шесталова всегда живы его народа.

  • Юван.(Иван) Николаевич Шесталов - имя ставшее хрестоматийным. Живой человек писатель, с которым можно столкнуться на улице и пройти мимо,… но, однажды встретившись с ним, забыть его нельзя.


Произведения Шесталова Ювана Николаевича

  • Отдельные издания

  • Огонь на льду: Стихи// Дет. Мир

  • По воде шуба плывет: Стихи// Дет. Мир

  • Сказка в синий полдень: СБ. стихов// Ленинград. Отд-ние

  • Мы живём на севере: Стихи//Л. Детгиз.

  • Публикация в отдельных изданиях

  • Художественные произведения

  • Старый пёс; Хозяйка тайги: Стихотворения/ Пер. Н. Кутова

  • Пойте мои звёзды: Стихотворения// Тюм. правда

  • Сплетня: Стихотворения// Тюм. правда


Предисловие

  • Стихи Ювана шесталова очень разнообразны. В состав его сочинений входят стихи о дружбе, жизни, о родном крае, о любви, животных.

  • Немалая часть поэтического творчества Шесталова оставляет ощущение хаотичности и некоего чернового «ещё сырого» варианта. Одной из удачных поэм является «Языческая поэма»

  • Вплетая в описание действа свои размышления, он пробует, таким образом, примерить «народное осознание» и мансийскую культуру на современное время, осмысливая возможность существования не синтезированной архаики в современном социуме.


Отрывок из четвёртой песни «Языческой поэмы»

  • Шла вторая половина сложного 20 века. Люди были героями, покорителями природы и космоса…

  • Ледяная земля проснулась от вековой спячки. Она разгоряченно дышала, снимая из себя шубу дремучей тайги, опоясывая стальными нитями дорог и трубопроводов. Она гудела под железными копытами нового кочевья. С радостью наряжалась в ожерелья городов, сияя счастливыми глазами новых огней... А героии шли, шли, шли. Шли в пургу, шли, шли, шли… И я был вместе с ними. Я тоже был героем… И я летал на стальных птицах, обгоняя время, не чувствуя движения Земли …


Конькова Анна Митрофановна

  • Конькова Анна Митрофановна родилась 28 июля 1916года в затерянной в древних мансийских лесах деревне рыбаков и охотников Евре Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа в роду Чаек. Трудовой путь начался в 1937 году после досрочного окончания Ханты- мансийского педагогического института.

  • В Ханты-Мансийске поселилась в 1946году. Работала в детских садах, школах города. Более 30 лет отдала она детям.

  • Только после ухода на пенсию в1967, она всерьёз смогла заняться литературным творчеством.

  • Появляются поклонники её таланта. Педагогический дар превосходно соединился с талантом рассказчика.

  • С 1976 года сказки Анны Митрофановны стали активно печататься в окружной газете «Ленинградская правда».

  • Талант и труд Коньковой Анны Митрофановны был отмечен наградами: орденом Почёта и званием «Заслуженный деятель культуры Ханты-мансийского автономного округа».

  • Умерла 3 декабря 1999 года, похоронена в Ханты-Мансийске.


Произведения Коньковой Анны Митрофановны

  • Публикация в сборниках.

  • За рыбьим молочком: фрагм. сказки.// с верой и надеждой в третье тысячелетие.

  • Как поссорился человек с медведем// мифология, фольклор и литература Ямала.

  • Сынок оленье ушко; Бесстрашная Татьяна; Стрела- огненный наконечник и Ворнэ: сказки//Огонь- камень.

  • Публикация в периодических изданиях

  • Художественные издания

  • Колыбельные вечерины: Легенда// Ленин. Правда.

  • Васька: Рассказ // Ленин. Правда.

  • Умный мышонок: Сказка кондин. манси // Ленин. Правда.

  • Мохнатая нянька: Сказка// Стерх.

  • Помощник: Быль// Новости Югры.


  • В 1985году вышла книга «Сказки бабушки Аннэ».

  • Это было значительное событие в жизни автора. Книга стала лауреатом издательского конкурса г. Екатеринбурга «книга года» в номинации «Лучшее издательство для детей»

  • В этих стихах Анна Митрофановна Конькова обогатила традиции Мансийского народа фантазией и вдохновением.


Стихотворения из книги «Сказки бабушки Аннэ»

  • Обегу я все увалы,

  • Обыщу я ветровалы-

  • Ухоронки моховые.

  • Соболь, братец даль-

  • ний мой,-

  • Он тайги хозяин злой.

  • Чтобы с братцем быть в ладах,

  • День и ночь живу в бегах.

  • И сейчас бегу в лесу,

  • Пищу Соболю несу.


Айпин Еремей Данилович

  • Айпин Еремей Данилович

  • Айпин Еремей Данилович родился 27 июня 1948года.

  • В 1971 году поступил в Литературный институт имени А.М. Горького. Учёба была прервана службой в Советской армии. После её окончания в 1796 защитил диплом в институте и по возвращению в Ханты-Мансийск работал редактором окружного комитета по телевидению и радиовещанию. В 1991 году становится председателем депутатской Ассамблеи малочисленных народов Севера и Дальнего Востока. В 1993 году снова избирается депутатом, в этот раз в Государственную Думу, где работал по 1995 год.

  • Политическая и общественная деятельность сделала одно очень важное дело: он стал страстным публицистом.

  • Дар писателя удачно сочетается в публицистике с огромным эмоциональным закалом. Основы его произведений переводились и издавались в Венгрии, Германии, Италии, США, Финляндии, Испании, Франции.

  • Ему присвоено звание «заслуженный деятель культуры Ханты-мансийского автономного округа»(1998).

  • Живёт в Ханты-Мансмйске.


Произведение Еремея Айпина «Божья матерь в кровавых снегах»

  • Роман повествует о малоизвестном трагическом событии- подавлении Казымского восстания, произошедшем через семнадцать лет после установления Советской власти (1933- 1934гг.), когда остяки восстали против произвола красных.


  • Произведения Айпина Еремея Даниловича

  • Публикация в сборниках

  • Звезда Утренней Зари: Повесть// Близок крайний север.

  • Последний рейс: Рассказ

  • Бездомная собака: Рассказ// На Севере Дальнем.

  • Белый вожак; Золотая Богиня Дома; Мой Бог-Хранитель; Божье послание: Рассказы// На семи холмах соцветие.

  • Как выжить коренным народам Югры?: (доклад).

  • Божья Матерь в кровавых снегах: Гл. из романа// Эринтур.

  • Публикация в периодических изданиях

  • Художественные произведения

  • Журавли: Рассказ//Ленин. Правда.

  • Последний рейс: Рассказ//Ленин. Правда.

  • Белая ночь: Отр. Из повести//Ленин. Правда.

  • Собака Луны: Рассказ//Ленин. Правда.

  • Старик Луна: Рассказ//Ленин. Правда.

  • Я слушаю землю: Поветь//Урал



    Остяки терпели Советскую власть 17 лет. Потом, когда совсем отчаялись, подняли восстание. Чашу терпения переполнила последняя капля: красные осквернили святая святых- остров посреди Божьего острова, что в верховье реки Казым, куда до этого не ступала нога чужеземца. И тогда остяки восстали, чтобы освободить свои земли от красных и жить по своим вековым вечным традициям и обычаям, со своими небесными и земными богами и богинями.


Источники

  • «Литература Тюменского края»

  • Хрестоматия в трёх книгах:Кн.1. 5-7кл./Сост. Г.И Данилина, Н.А.Рогачева, Е.Н. Эртнер.-Тюмень: «СофтДизайен», 1996.-304с.

  • Писатели Югры: Биобиблиогр.указ./Комитет по СМИ и полиграфии; Ханты-Манс. Окр. Орг-я Союза писат. России; Гос.б-ка ХМАО. Сост.: С.Ю Волженина и др.: Вступ. Ст. Н.И. Коняева.- Екатеринбург: «ИД «Сократ». 2004-352с.


Хрестоматия является составной частью комплекса учебных пособий для общеобразовательных школ Ямала и других регионов Крайнего Севера.
Хрестоматия способствует расширению круга знаний учащихся по национально-региональному компоненту. Тексты, собранные в ней, дают представление о мифологии, фольклоре и литературе народов Ямала. Некоторые тексты никогда ранее не публиковались.
Хрестоматия тесно увязана с учебником «Мифология, фольклор и литература Ямала» для 5–7 классов общеобразовательных школ.
Рекомендуется использовать хрестоматию в сочетании с учебником, однако она представляет интерес и как самостоятельное собрание образцов фольклорно-литературного творчества народов Ямала.
Адресована учащимся школ, учителям и всем интересующимся культурой народов, населяющих Ямал и другие регионы Крайнего Севера.

ПОЯС НУМИ-ТОРУМА.
(мансийская сказка)
Верхний дух, Нуми-Торум создавал Землю. Послал он на Землю свою старшую сестру Иоли-Торум-Шань:
- Посмотри, хорошо ли будет на Земле Человеку, и Зверю, и Птице всякой.
Иоли-Торум-Шань спустилась на Землю и увидела, что ненадежно стоит Земля,

шатается. Как же Человек устоит на ней? Как Птица гнездо совьет? Поднялась она в небо к брату своему, сказала:
- О, брат мой, Нуми-Торум! Как ни велика стала Земля, а все еще движется, не стоит на месте. Плохо будет на ней и Человеку, и Птице, и Зверю всякому. О, Верхний Дух, брат мой, Землю нашу укрепи!..

Верхний Дух думать стал. Пока сидел думал, не один котел рыбы сварить можно было. Потом он снял свой драгоценный пояс с тяжелыми пуговицами и опоясал им Землю. Чтобы крепко стояла.
Там, где пояс пролег по Земле, вырос Уральский хребет. Земли середина. Где были пуговицы, там заплескались озера.
Живи да радуйся, Человек, и Зверь, и Птица всякая!

СОДЕРЖАНИЕ
Обращение к читателю
Традиционный фольклор
В народе говорят... (Пословицы, поговорки, приметы)
Загадки северных народов
Песнь старца из Теги. Хантыйское сказание (отрывки)
Сказки
Пояс Нуми-Торума (мансийская сказка)
Храбрый Яндо и его сестра Тэюне (ненецкая сказка)
Три сына (ненецкая сказка)
Сильнейший из сильнейших (ненецкая сказка)
Почему собаки только лают (селькупская сказка)
Берестяная малица Ичи (селькупская сказка)
Хозяйка огня (селькупская сказка)
Идэ (сказка народа ханты)
Деревянный идол (сказка народа ханты)
Племянник по имени Место, Где Были Рожки (сказка народа ханты)
Луна и Солнце (татарская сказка)
Три дочери (татарская сказка)
Горе (татарская сказка)
Мифы и легенды
Ненецкие мифы о сотворении мира
Миф о происхождении самоедов, остяков, зырян, русских и сотворении собаки (ненецкий)
Миф о создании богом людей (мансийский)
Миф о всемирном потопе (ненецкий)
Ядне Н. Легенда о фамилиях
Легенда о роде Няруй
Священный сказ о сотворении земли (мансийский миф)
Остяцкая легенда о сотворении мира
Мифы, притчи, сказки, обработанные современными писателями Ямала
Айпин Е. Вверх Ушедший Человек (из романа «Ханты, или Звезда Утренней Зари»)
Айпин Е. Луна-Человек (отрывок из повести «Я слушаю землю»)
Айпин Е. Собака Старика Месяца (из книги «Я слушаю землю»)
Неркаги А. О чем плачет гагара (из повести «Белый ягель»). Легенда
Дудников Н. Сопка пяти пальцев. Легенда
Габдель Махмут. Начало пути (татарская притча)
Афанасьев Ю. Летучий Зверь-Налим
Лазарев Г. Сказка про Глухаря
Дудников Н. Спорила ворона с солнцем (сказка)
Сазонов Г., Конькова А. Как поссорился человек с медведем (отрывок из романа-сказания)
Мария Вагатова. Пять слов, пять рассказов
Ругин Р. Залив Священной Собаки
Слинкина Г. Старик-Луна
Стихи о Ямале
Лапцуй Л. Полярная ночь (перевод В. Афанасьева)
Лапцуй Л. Рождение Ямала. Глава из поэмы (перевод Н. Грудининой)
Лапцуй Л. Алеет заря (перевод Г. Гампер)
Ругин Р. Живун (перевод И. Фонякова)
Стихотворения о лучшем друге человека
Ругин Р. Щенок (перевод И. Голотиной)
Ругин Р. Собачий лай (перевод И. Фонякова)
Ругин Р. Бродячие собаки (перевод И. Голотиной)
Лапцуй Л. Лайка (перевод В. Афанасьева)
Лапцуй Л. Мальчик из стойбища. Поэма (перевод И. Грудининой)
Художественная проза
Таинственная игра неведомых огней
Афанасьев Ю. Рассказ девочки про собаку
Ругин Р. Ланги (повесть)
Габдель Махмут. Татарчонок
Истомин И. Встань-трава (глава из романа «Живун»)
Краткие сведения об авторах.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Мифология, фольклор и литература Ямала, Хрестоматия, 5-7 класс, Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В., 2002 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Собираясь в путешествие, или просто отдыхая на природе, неверно считать, что где-то там, в тайге, притаился злой, голодный и мечтающий разодрать вас на мелкие кусочки, медведь. На самом деле встреча с человеком, является для медведя таким же стрессом, как и для человека, встреча с ним. Практика показывает, что этот зверь всегда предпочитает скрыться. Можно целыми днями идти по его следам, лежкам, местам обитания, но так ни разу нигде и не встретится, и даже если встреча все же произошла, то большинство этих хищников, как правило, стремятся убежать. Однако следует заметить, что происходит это лишь в тех случаях, когда человек уважительно относится к этому зверю, знает его повадки и, исходя из этого, соблюдает несколько несложных правил, которые мы с вами и попытаемся здесь сформулировать.

ОДНАЖДЫ,

работая в поселке Взморье, мне пришлось подвезти одну попутчицу, с двумя ведрами шампиньонов. По пути разговорились. Оказалось эта женщина каждый год, в течение всего лета, занимается сбором дикоросов.

— Но ведь в ваших краях полно медведей, — удивился я, — а у вас, как посмотрю, никаких средств защиты с собой нет.

— Средство очень простое, — улыбнулась она, — перед выходом на природу я беру какую-нибудь тряпочку, замачиваю ее в сильном растворе хлорки и ложу в полиэтиленовый пакет. По приходу в лес, достаю и обматываю тряпочку внизу — вокруг сапога.

— И что? Медведи убегают?

— Да уже лет двадцать хожу по их следам, но еще ни разу с ними не встречалась, так, видела издалека.

НИЧТО

так сильно не развито у медведя, как нюх и слух. Что касается зрения, так оно очень слабое. Глазами зверь видит примерно так же как человек, смотрящий сквозь мутное стекло. Иногда, встречаясь с медведями на небольших расстояниях, я наблюдал, как они вертят головой, шевелят ушами и нюхают воздух, пытаясь разобраться, кто же и что же находится перед ними. Нюх у этого хищника идеален. Например, вы когда-нибудь пробовали передвигаться в абсолютной темноте, по лесу, без освещения? Скажу вам, что даже с хорошим фонарем это не так просто. Медведь же спокойно гуляет по зарослям всю ночь. Своими великолепными радарами — обонянием и слухом, он буквально сканирует каждую веточку. Можно сказать, что его нюх, это и есть его основное зрение. Вы еще будете находиться от хищника за километр, а он уже будет знать, где вы находитесь и в какую сторону движетесь. В принципе, на этих двух особенностях зверя и строится вся концепция безопасности человека. Представьте, что вы решили на кого-то напасть, а вам вдруг неожиданно завязали глаза — от атаки придётся отказаться однозначно. То же самое и для медведя, от сильного чужеродного запаха он буквально «слепнет» и старается обойти этот запах за версту. Вообще многие специалисты сходятся во мнении, что лучшее средство против агрессивного хищника, это специальный газовый баллончик. Ученые биологи штата Аляска, где на сегодняшний день насчитывается примерно 150 тысяч медведей, опросили около ста семидесяти человек, которым приходилось когда-либо применять против зверя специальный газ. В большинстве своем это были случаи, когда медведи выходили к жилью или стоянкам на запах пищи, но было и несколько нападений на туристов, которые, как оказалось, не соблюдали элементарных правил и спаслись только благодаря баллончику. Исходя из выше сказанного, мы уже можем определить для себя несколько несложных правил поведения в дикой природе.

ИТАК, ПРАВИЛО ПЕРВОЕ

В лесу вы ни в коем случае не должны, образно говоря, «пахнуть колбасой». Активно применяйте средства против комаров и клещей. Тщательно упаковывайте продукты в полиэтилен. На стоянках, прежде чем поесть, разводите огонь. Не раскидывайте объедки и сжигайте весь мусор, в том числе и пустые консервные банки. Готовясь к ночлегу, приберитесь и помойте посуду. Если котелок остался с едой, накройте его травой или лопухами. В этом случае целесообразно положить сверху пустые чашки и кружки. Если все же ночью придёт мохнатый гость, шум посуды известит вас о его прибытии. Вещи и рюкзаки складывайте на ночь во вкладыши (полиэтиленовые мешки). Перед ночевкой разведите костер. Лучший вариант «Нодья» из трех коротких бревен, такой огонь долго горит, и к утру еще остаются угли. Очень нежелательно ездить в глухие уголки природы на пиво и шашлыки, а если при этом еще ваши дети бесконтрольно носятся по кустам, то это вообще непростительная глупость. Как-то раз в лесу, на одном из карьеров нашего предприятия, заехавшие на пост охранники, решили отметить свой приезд шашлыками. Не прошло и часа, как на поляну вышел медведь и «подмел» все их угощение. Ребята еле успели скрыться в вагончике, и сидели целую неделю без воды, а зверь, надеясь на продолжение банкета, их охранял, пока его не вспугнули случайно заехавшие туда лесники.

ПРАВИЛО ВТОРОЕ

Конечно, бывает и так что медведь не всегда может нас учуять. Происходит это в тех случаях, когда мы движемся навстречу ему против ветра, или во время цветения сильнопахнущих трав, а также в местах большого скопления тухлой рыбы. В этих ситуациях мы используем такое свойство зверя как его идеальный слух. Передвигаясь по ручьям, зарослям, тропам, желательно покрикивать, или производить любой другой шум, особенно в местах ограниченного обзора пространства, например на закрытых поворотах реки, перепадов высот и прочее. Во время длительных одиночных путешествий, когда от крика начинает болеть горло, я, например, достаю чашку, кружку, связываю их вместе и подвешиваю на поясе, возле ноги — погремушка получается что надо! Каждый раз, спускаясь к реке, будьте внимательны, потревоженный во время добычи медведь очень сильно нервничает, и не дай Бог вам с ним встретится неожиданно, но если он услышит вас заранее, то все же рисковать не станет и поспешит скрыться.

КРИТИЧЕСКАЯ ДИСТАНЦИЯ

Одна из особенностей хищника состоит в том, что при встрече с человеком на близком расстоянии, он начинает воспринимать его как угрожающего ему противника. Это конечно не означает, что зверь обязательно на вас нападет. С психологической точки зрения медведи бывают трех разных типов: трусы, олимпийцы и драчуны. Труса мы рассматривать не будем, если он от вас убежал, то и, слава Богу. Олимпиец будет спокойно стоять и смотреть, вертеть головой, нюхать воздух, пытаясь определить кто перед ним, а возможно даже что зверь, в это время чувствует, сканирует ваше внутреннее состояние и если вы психологически к этой встрече были готовы, не паникуете и сохраняете спокойствие, то этот медведь тоже уйдет. (Одну из таких встреч я описал ) Ну и третий, самый редкий тип-драчун. При критической дистанции, (а по моему мнению она составляет менее десяти метров), он нападает сразу и это очень опасный тип, исходя из чего у нас возникают две следующие темы, а именно средства защиты и психологическая готовность.

Рассмотрим их по порядку.

Не будем в данной статье обсуждать огнестрельное оружие, так как это отдельная, большая и сложная тема. Обратимся к простым и доступным каждому, средствам.

ГАЗОВЫЙ БАЛЛОНЧИК

Как уже упоминалось выше, средство защиты очень хорошее. Сильная, бьющая на семь метров струя, специального едкого состава, способна, гарантировано остановить нападение хищника, но только при условии, что вы психологически к этому нападению готовы. Когда на человека несется разъяренный хищник, с ревом и оскаленной пастью, не у каждого хватит нервов спокойно стоять и направлять струю газа ему в морду. Большим недостатком этого средства является то, что при сильном встречном или боковым ветром, его эффективность сводится к нолю. В рискованных местах заранее учитывайте этот фактор. При покупке баллончика спрашивайте сертификат соответствия, газ должен быть именно для защиты от медведя. К сожалению, на настоящий момент в наших торговых точках ничего такого нет.

В прошлом году зашел в Южно-Сахалинский магазин «Медведь». Смотрю, стоит что-то похожее, с нарисованным «хозяином тайги» и надписью -«От агрессивных животных». Купил, отдал 800 рублей. Через неделю взял его с собой в поход. К вечеру первого дня путешествия, придя на стоянку, достаю из кармана баллончик и ничего не пойму, крупными буквами на нем написано: «ЛАК ДЛЯ ВОЛОС «НОЧНАЯ ФИАЛКА». Странно, думаю, откуда это у меня взялось? И где средство против медведя? Оказалось залепуха. Во влажном кармане бумажная наклейка слезла и обнажилась настоящая надпись. Теперь друзья подкалывают, спрашивают: «Ты что, хотел медведю прическу сделать?».

ФАЛЬШФЕЙЕР

Этим средством защиты я пользуюсь уже много лет. Шумный, яркий, сильный, горящий в течении минуты огонь, также способен остановить нападающего хищника. Скажу честно, что не смотря на огромное количество путешествий и встреч с медведем, зажигать фальшфейер для самообороны мне еще не приходилось так как хищник все время уходил. И все же были случаи, когда меня спасал именно фальшфейер. Попробую расшифровать. Одно дело, когда ты стоишь перед мишаком с пустыми руками, и совсем другое, когда с оружием, которому доверяешь. Весной 2008 года, двое моих товарищей попросили научить их ориентироваться в походных условиях по компасу и карте. Выбрав незнакомый маршрут, на майские праздники мы отправились в поход. На второй день пути, спускаясь с косогора, на одном из притоков реки Шебунинка, на большом расстоянии мы увидели вдалеке медведя. Решив по-выпендриваться перед опытным путешественником, не смотря на предупреждение, мои спутники смело рванули вперед. Переходя через бурную реку, я следил за тем, чтобы не набрать воды в болотки и на какое-то время упустил товарищей из виду. Закончив переправу и подняв голову, вижу, как навстречу мне летят двое смельчаков и с криком: «ОН бежит»- проносятся мимо. Мгновенно достав фальшфейер, я приготовился к атаке. Медведь стремительно приближался и метров за пять, когда рука уже была готова рвануть шнур, зверь вдруг резко свернул влево и сиганул в лес. В последствии, анализируя этот случай, я пришел к выводу, что именно мое спокойствие и выдержка заставили зверя прекратить атаку, ну а главное, этим спокойствием я был обязан именно наличию фальшфейера в руках.

ВЫБОР ФАЛЬШФЕЙЕРА

Как показала практика, самый лучший фальшфейер-судовой, нашего российского производства. Пускается со шнура, причем мгновенно в отличие от западных образцов, имеющих трехсекундную задержку, что в экстремальной ситуации недопустимо. К недостаткам относится конусная, зауженная к низу рукоять. Как правило, в походе у вас мокрые, скользкие, а иногда испачканные в земле и глине руки и удержать фаер при запуске очень сложно. Поэтому надо что-нибудь придумать, например, намотать изолентой на рукоятку буртик.

И ЕЩЕ ОДИН ВАЖНЫЙ МОМЕНТ

Во время путешествия, все средства защиты должны находится в специально оборудованных для них, карманах, то есть это молнии, клепки, фиксирующие резинки и прочее. Конструкция кармана для фальшфейера, должна позволять мгновенно его вытаскивать и в то же время он не должен вываливаться самопроизвольно. Если вы положили фаер в простой карман, то, через пару часов пути заметите, что у вас его уже нет, проверено на практике многократно. Так же бестолково класть фаер в рюкзак, как делают некоторые мои друзья, в этом случае вообще теряется весь смысл его присутствия. Это то же самое что охотится с разобранным и сложенным в чехол ружьем.

ПОСТКРИПТУМ

Один известный путешественник, посвятивший много времени изучению образа жизни медведей, утверждает, что из каждых двухсот встреч человека с хищником, лишь одна является опасной. Надеюсь, что следование вышеизложенным правилам поможет вам благополучно пережить и эту двухсотую встречу.

Их было трое: Володя по прозвищу Стрелок, Валерий по прозвищу Стакан и Сашка – прозванный Коновалом. Все друзья-товарищи. А прозвища они дали друг другу давно и справедливо, с учетом характера друг друга. И без всяких обид.В первых числах сентября друзья отправились на охоту в Вологодскую область. И не просто на охоту, а на самого медведя... И лицензия была – за 75 рублей.

К вечеру приехали. Красота! Листья осин желтели и бледнели, а тихие воды речки Боковой были загадочны и полны рыбы: щуки, окуни и язи доели последних комаров и с нетерпением ждали заезжих рыбаков.

Свои-то рыбаки повывелись кто спился, кто помер, кто уехал в Москву в поисках счастья. Щуки тосковали о жирных живцах - пескарях, а окуни и язи о навозных червях. В старицах деловито трудились ондатры - готовили свои домики к зиме. Они никого не ждали...

В деревне Горелово, почти покинутой жителями, друзья нашли старый ржавый вагончик, но с крышей и дверью. Можно было укрыться от дождя и ветра. Расположились почти с удобствами.

Вблизи вагончика лежала старая поверженная молнией береза - Коновал быстро нарубил дров. Стакан притащил соломы, она пахла мышами, но это было даже романтично. База готова: дрова есть, постель есть, что еще надо неприхотливым охотникам?

Стол! Брошенная кем-то табуретка, правда, без одной ножки, пригодилась. Стрелок притащил несколько кирпичей - стол готов.

А в это время тихим шагом проходил возле вагончика дед Егор. «Охотнички-рыбачки, небось, к нам пожаловали? Не с Москвы ли? Однако дверь открыта и чем-то хорошо пахнет... Колбасой... мать честная!» - думал дед и несмело стал топтаться возле двери.

Стакан выглянул из вагончика и заметил деда: «Здравствуй, дед». - «Здравствуйте, люди добрые», - дед снял шапку. Познакомились быстро. Дед Егор был разговорчив.

После второй рюмки дед Егор таинственно сообщил, что ближе к деревне Нееловка есть нескошенное овсяное поле, и туда каждую ночь ходят медведи. «Страсть, как они овес любят...», - закончил дед. Он вышел из вагончика и, пошатываясь, побрел в свой домишко.

Охотникам надо было решить несколько организационных вопросов. Посовещались, и Стрелок подвел итог:

Мы должны сделать все, чтобы охота была успешной. Завтра изучим медвежьи тропы, потом ставим капканы на ондатру, а вечером стреляем медведя на овсах. Все понятно?

А может быть, надо закончить ужин? А то с дедом перекусили наспех, - сказал Стакан.

Ну, блин, обязательно, - твердо сказал Коновал.

Стрелок сноровисто открыл бутылку «Завалинки». Дружно выпили за успех. Слово взял Стрелок:

Вы вообще-то на медведя охотились? Нет? Ну так вот, знайте: стрелять его надо с 20 метров пулей или крупной картечью, а с 10 метров - первым номером дроби в лоб и... готов! Прошивает черепульку насквозь. Главное - точно в лоб!

А если промажу? - спросил Стакан.

Если промажешь, то он сдерет шкуру с твоего лба.

Очень просто. У него есть дурная привычка сдирать кожу со лба до затылка, а иногда и вместе с ушами.

А если я его ружьем по башке?

А у него есть еще одна дурная привычка - ломать ружье пополам и выбрасывать куда попало.

Стакан и Коновал многозначительно переглянулись.

Заканчивалась третья бутылка «Завалинки», и Стрелок сказал: «Будя!»

Еще бы по маленькой, - прошепелявил Стакан.

На посошок, - промямлил Коновал.

Ну, дай бог, не последнюю...

С утра начались приятные хлопоты: поискали медвежью тропу, поставили капканы на ондатр, посидели с удочками на берегу Илюшихиной заводи. Стакан поймал трех окуней, крупных, горбатых. Коновал - трех сорожек, а у Стрелка что-то никак не клевало. На уху хватило.

Стрелок как давно признанный полевой повар все приготовил и торжественно пригласил всех к столу. Эх уха, уха! И что в ней находят эти охотники да рыбаки! Плавают три блестки жира, лаврушка да перец, лучок да петрушка... Ну и рыбка, конечно...

Но не это главное! Дух! Аромат! Предчувствие! - вот что кружит голову, настраивает на подвиг, зовет вдаль, делает нас добрыми и общительными. Да что говорить... Не понять простому городскому обывателю эту истину - не рыбаки, не охотники!

С чувством выполненного долга, уставшие, но довольные улеглись на соломе охотники и дружно захрапели.

Утро было туманное и седое. Пахло прелой соломой и лугами. Стрелок спал глубоким сном, а Стакану и Коновалу не спалось. Всю ночь им снились медведи.

Рано утром они одновременно проснулись, быстро собрались, взяли ружья и решили проверить капканы на ондатру. В этот момент проснулся Стрелок и назидательно сказал:

Возьмите, на всяк случай, патроны с пулями Рубейкина... вдруг медведь... И снова уснул.

Че, ондатру что ли стрелять пулей, - недоумевал Стакан.

На фига пулей! Обойдемся и пятым номером, - пробурчал Коновал.

Перед выходом на улицу друзья почувствовали какое-то неопределенное томление и дружно поняли, что надо опохмелиться. Буль-буль, чокнулись... и стало лучше.

Таинственна и великолепна утренняя природа. На востоке первый просвет солнца. Почти тишина. Синички уже начали свои хлопоты по поиску завтрака и дружно подают друг другу голоса. Роса. С ивовых кустов слетают холодные прозрачные капли воды. Божья благодать! Идти бы идти и думать о вечном, великом.

А Стакан и Коновал тараторили наперебой. Конечно же, об охоте. А вот однажды был случай...

Дошли до поворота реки, миновали полянку с Калинкиным дубом и вышли к старице, где были поставлены капканы на ондатр. И остановились как вкопанные... Кто-то большой, темный и лохматый деловито возился на островке ондатровых хаток.

И вдруг этот большой поднялся на задние лапы и ужасно рявкнул! Коленки у Стакана подкосились, а Коновал почувствовал, как волосы поднялись дыбом вместе с шапочкой фирмы «Адидас». Медведь! Медведь!

А медведь считал ондатру своей законной добычей и рявкнул еще более ужасным басом. Стакан круто развернулся, бросил ружье и крупным галопом помчался в сторону спасительной деревни.

Страх на некоторое время сковал ноги Коновала, но он взял себя в руки и, ничуть не уступая в физической подготовке Стакану, пустился вслед за ним крупной рысью.

Медведь, долго не думая, сделал то же самое - стремительно скрылся в ближайшем лесу. Он был в большой обиде на этих жадных двуногих.

Запыхавшийся, потный, весь в грязи, Стакан набросился на спящего Стрелка:

Дрыхнешь! Нас чуть медведь не задрал, а тебе начхать? Да? В чем дело?

В чем, в чем! Медведь, говорю, напал...

Застрелили?

Застрелишь его. Пятым номером...

Да я же вам говорил - черепулька у медведя слабая, можно дробью прошибить насквозь, ежели...

Ежели, ежели...Тебя бы туда!

Прибежал и упал на солому Коновал. Он шептал только одно слово: «Медведь, медведь...»

Да, - сказал авторитетно Стрелок, - жаль, что не было меня с вами. А то бы я вам показал, как охотиться на медведя. Вот однажды я завалил медведя четвертым номером дроби. Стрелял в башку. Точно в лоб. Прошило насквозь. Шкуру видели у меня на стене? Кстати, где ваши ружья?

Издеваешься? Лучше бы налил стаканчик, а то душа в пятках и никак не хочет возвращаться куда ей положено.

Наливай, а то кондрашка хватит, - сказал Коновал.

Стрелок наливал. Друзья закусили «Докторской» и помирились. От «Докторской» пахло Москвой, а там, на старице, вологодским медведем.

После третьей рюмки охотники пришли к выводу, что на медведя больше не пойдут. Лучше ловить рыбу.

А в это время подошел к вагончику дед Егор и снял шапку. Друзья единогласно подарили деду лицензию на медведя. Он был счастлив, хотя отродясь стрелял медведей без всяких лицензий.