Личные качества гринева и швабрина. Сочинение на тему: «Отношения Гринёва и Швабрина

Основными персонажами повести Пушкина «Капитанская дочка» являются Гринев и Швабрин, сравнительная характеристика которых – тема этого сочинения. Познакомив читателя с данными героями, классик доносит до нас очень важную мысль. Она и стала главной идеей его произведения.

И Петр Гринев, и Алексей Швабрин – дворяне, офицеры. Каждый из них получил неплохое для тех времен образование. У них схожие интересы: поэзия, живопись и т.д. Они примерно одного возраста.

Встретились персонажи в Белогорской крепости, куда Гринева намеренно отправил отец, желая, чтобы сын получил закалку вдали от теплично-столичных условий. А вот Швабрин попал сюда, можно сказать, из-за совершенного им преступления. Именно таким оказалось наказание за дуэль со смертельным исходом.

Поначалу читатель не видит особой разницы между молодыми офицерами. Но с развитием событий появляются все новые, и новые детали. Так, становится очень неприятно, когда Швабрин высмеивает Гринева, доверившегося ему и прочитавшего свои стихи. Посвящены они были дочке начальника крепости Маше Мироновой, в которую Петр влюбился без памяти.

Позже выясняется, что и Алексей неравнодушен к Марии. Но это не оправдывает его пошлые слова и беспочвенную критику стихов. А то, что он позволяет себе распускать грязные слухи о девушке, а затем садится как ни в чем ни бывало за стол с ее родителями, вообще мерзко.

Пытаясь мстить возлюбленной за то, что она выбрала другого, Швабрин падает все ниже и ниже. В итоге Гринев вызывает его на дуэль. И Алексей, воспользовавшись тем, что Петр отвлекся, подло его ранит. А ведь эти люди когда-то дружили!

Но по-настоящему сущность Алексея Швабрина раскрывается во время осады крепости повстанцами Пугачева. Капитан Миронов погибает, офицеры оказываются в руках у разбойников. У них есть выбор: умереть или перейти на сторону врага. И Швабрин выбирает второе.

Гринев готов умереть. Он отказывается сотрудничать с Пугачевым, но тот щадит его, проявив уважение к мужеству офицера и выразив благодарность за совершенный тем однажды добрый поступок. В итоге у Петра все хорошо. Он спасает Машу из ловушки, организованной Швабриным, и молодые люди готовятся к свадьбе. А вот Алексей попал под трибунал и был расстрелян.

Судьба все расставила на свои места. А Пушкин донес до читателей следующую мысль: подлость, гнусность, трусость и предательство должны быть приговорены. А честность, доброта, смелость, искренность и преданность будут жить. Именно такими качествами, по мнению автора, должны обладать русские офицеры и вообще – люди!

Написанная в 1836 году Пушкиным повесть «Капитанская дочка» является логическим продолжением темы «ничтожного героя», рядового человека, который не может похвастаться большим богатством, влиятельностью или серьезными связями. Главный персонаж близок к народу, обладает положительными качествами характера, добр, справедлив. В основе повести лежит восстание под предводительством Пугачева, но Пушкин вовсе не ставил себе цель воссоздать исторические события, на их фоне он описал жизненные истории простых людей.

Общая характеристика Гринева

Петр Гринев - выходец из дворянской семьи, но его родители бедны, поэтому он рос в обстановке провинциально-поместного быта. Герой не может похвастаться хорошим воспитанием, признается, что рос недорослем. Поскольку отец был отставным военным, то и Петр стал офицером. Это совестливый, мягкий, добрый и справедливый юноша, смотрящий на все сквозь Со рассеиваются, и он понимает, как на самом деле устроен мир.

Благодаря нравственному чутью даже из самых сложных и опасных ситуаций выходит целым и невредимым Петр Гринв. Характеристика героя показывает его стремительный духовный рост. Мужчина сумел рассмотреть в Маше Мироновой нравственную личность и чистую душу, у него хватило мужества попросить прощения у крепостного Савельича, Петр увидел в Пугачеве не просто бунтаря, а справедливого и великодушного человека, понял, каким на самом деле низким и подлым является Швабрин. Несмотря на страшные события, творившиеся во время междоусобной борьбы, Гринев сумел сохранить честь, человечность и верность своим идеалам.

Общая характеристика Швабрина

Характеристики Гринева и Швабрина позволяют читателю разобраться, кто есть кто на самом деле. Алексей Иванович по происхождению дворянин, он оживлен, смугл, не очень красив. На время приезда Гринева в Белгородскую крепость Швабрин там прослужил уже пять лет, его сюда перевели за смертоубийство. Все говорит о его подлости, наглости и бессердечности. При первой же встрече с Петром Алексей Иванович знакомит его с обитателями крепости, отзываясь обо всех с презрительностью и насмешливостью.

Швабрин очень умен и гораздо образованнее Гринева, но в нем нет доброты. Этот персонаж многие сравнивали с перекати-полем, человеком без роду, умевшим лишь приспосабливаться к разным обстоятельствам. Его никто не любил и не ждал, но и ему никто не нужен. В конце рассказа черные волосы Швабрина после пережитых волнений поседели, но душа его так и осталась черной, завистливой и злобной.

Гринева и Швабрина

В каждой повести должен быть антагонист главного героя. Если бы Пушкин не создал образ Швабрина, то духовный рост Гринева был бы не так заметен, к тому же невозможно было бы развитие любовной линии между Марией и Петром. Писатель во всем противопоставляет двух молодых офицеров дворянского происхождения. Краткая характеристика Швабрина и Гринева показывает, что даже на службу в крепость они попали по разным причинам. Петра сюда служить прислал отец, чтобы отпрыск понюхал настоящего пороха, послужил в армии. Алексея в сослали за убийство поручика.

Выражение «воинский долг» каждый из героев понимает по-разному. Швабрину все равно кому служить, лишь бы ему было хорошо. Во время Алексей сразу же переметнулся к мятежникам, забыв о присяге и чести. Гринев под страхом смертной казни отказывается присягать на верность бунтарям, но его спасла природная доброта. Дело в том, что когда-то он подарил Пугачеву заячий тулупчик и подал стакан вина, а тот в ответ платит благодарностью и сохраняет жизнь Петру.

Для героев стала капитанская дочка. Гринев и Швабрин полюбили Машу, но их любовь очень разная. Петр сочиняет для девушки стихи, а Алексей их критикует, разнося в пух и прах. Это и понятно, ведь ему самому нравится Мария, но разве искренне любящий человек мог выставить свою возлюбленную в дурном свете и порекомендовать сопернику подарить ей серьги вместо стихов, чтобы она вышла к нему в сумерки.

Взаимоотношения Швабрина и Марии

Алексею Ивановичу нравится капитанская дочка, он ухаживает за ней, но когда получает отказ, распускает о ней грязные и лживые слухи. Этот человек не способен на искренние, добрые и чистые чувства, Маша ему нужна лишь в качестве красивой куклы, которую можно переделать на свой лад. Характеристики Гринева и Швабрина показывают, насколько это непохожие друг на друга люди. Петр никогда не позволил бы себе оклеветать или принуждать к чему-то свою возлюбленную.

Алексей - подлый и трусливый, действует обходными путями. На дуэли он ранил шпагой Гринева в грудь, затем донес родителям Петра о поединке, чтобы те запретили сыну жениться на Марии. После перехода на сторону Пугачева Швабрин использует свою власть, заставляя девушку стать его женой. Даже в конце он не может допустить счастья Гринева и Мироновой, поэтому наговаривает на Петра.

Взаимоотношения Гринева и Маши

Петр Андреевич питает к капитанской дочке самые светлые и чистые чувства. Он всей душой прикипел к семье Мироновых, ставшей для него родной. Молодая девушка сразу приглянулась офицеру, но он пытался действовать деликатно, сочинял для нее стихи, чтобы покорить сердце красавицы. Характеристики Гринева и Швабрина дают представление о понятии чести у этих двух людей.

Алексей Иванович сватался к Мироновой, но получил отказ, он не смог с достоинством признать свое поражение, поэтому всеми силами пытался запятнать репутацию девушки. Гринев в свою очередь защищает возлюбленную, вызывая противника на дуэль. Петр жизнь готов отдать ради Маши, рискуя, он вызволяет девушку из заточения Швабрина, вывозит ее из крепости. Даже на суде он старается не запятнать честь Мироновой, хотя ему грозит пожизненная каторга. Такое поведение говорит о благородстве героя.

Отношение Гринева к Пугачеву

Петр Андреевич не одобряет действий мятежников и рьяно защищает от них крепость, во время казни офицеров он отказывается присягнуть на верность Пугачеву, потому что служит императрице. Тем не менее, Гринев восхищается великодушием, справедливостью и организаторскими способностями главаря бунтарей. У героя с Пугачевым складываются свои, несколько странные, но дружеские отношения, основанные на взаимном уважении. Мятежник помнит доброту Гринева и отплачивает ему тем же. Хоть Петр и не перешел на сторону Пугачева, но он остается о нем хорошего мнения.

Отношение Швабрина к Пугачеву

Характеристика Швабрина и Петра Гринева показывает разное отношение к чести военного у этих офицеров. Если главный герой и под страхом смертной казни не пожелал предать императрицу, то для Алексея Ивановича важнее всего собственная жизнь. Как только Пугачев призвал офицеров перейти к нему, Швабрин тут же переметнулся на сторону мятежников. Для этого человека нет ничего святого, в нужный момент он всегда готов подставить подножку другим, поэтому признание власти бунтарей - это не более чем попытка спасти свою жизнь.

Духовное становление Гринева и падение Швабрина

На протяжении всей повести читатель следит за духовным ростом главного героя. Характеристики Гринева и Швабрина говорят сами за себя: если для Алексея нет ничего святого, он готов переступить через кого угодно, чтобы добиться своей цели, то Петр покоряет своим благородством, добротой, честностью и человечностью.

Подробности

Готовимся к сочинению

Гринёв и Швабрин
(сравнительная характеристика героев романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Сравнить - установить черты сходства или различия , сопоставить (Толковый словарь русского языка С. Ожегова).

Сравнительную характеристику можно построить двумя способами :

  1. Последовательное сравнение (после вступления рассказать об одном герое, потом о другом, сделать выводы)
  2. Параллельное сравнение (после вступления герои сравниваются по разным позициям: воспитание одного и другого, отношение к Маше, поведение во время приступа, судьба героев и т.д.)

Чтобы написать вступление , попробуйте ответить на вопросы:

  • Вспомните эпиграф ко всему произведению. Какие проблемы поднимает автор в романе?
  • Кто из героев верен долгу и идёт дорогой чести?
  • Кто пренебрегает понятиями долга и чести?
  • Выбор кого из героев можно назвать нравственным?

Готовясь к сочинению, выполните тестовые задания .

  1. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в произведении, и присущими им качествами личности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
  2. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в произведении, и их судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
  3. Пётр Гринёв и Алексей Швабрин с первых страниц произведения даны в противопоставлении. Как называется приём резкого противопоставления, используемый в художественном произведении?

Итак, Гринёв и Швабрин - герои-антиподы, но в них есть и общее :

  1. оба офицеры
  2. оба молоды
  3. оба любят Марью Ивановну

Герои проявляют себя в следующих эпизодах :

  1. знакомство Гринёва и Швабрина
  2. их разговоры о Маше
  3. дуэль
  4. взятие Белогорской крепости
  5. спасение Маши Мироновой
  6. арест и допрос

Сравните героев по следующему плану:

  1. Воспитание и образование.

    Гринёв воспитывался в условиях провинциальной дворянской семьи, получил скромное образование, испытал на себе влияние человека из народа. С детства отец внушает ему крепкие нравственные принципы, которые и помогли ему с честью выйти из тех трудных, подчас безвыходных положений, в которые ставила его жизнь.

    Швабрин получил столичное воспитание и образование.

    Как Гринёв и Швабрин оказались в крепости?

  2. Отношение к воинскому долгу.

    Как повёл себя Швабрин во время взятия Белогорской крепости? А Гринёв? Как такое поведение характеризует героев?

  3. Отношение к Маше Мироновой.

    Попробуйте данные словосочетания «распределить» между Гринёвым и Швабриным.

    глубина и искренность чувства, способность на героические поступки во имя любви, низменный характер чувства, глубокое уважение к женщине, способность к насилию и издевательствам, неуважительное отношение к женщине.

    Комментарий.

    Всё в повести полно милосердием. Сама любовь Петра Андреевича и Марьи Ивановны Мироновой в основном любовь - милосердие. Не любовь - страсть, не любовь - восхищение, а любовь - милосердие.

    Любит и слёзно жалеет сироту, у которой не осталось никого в целом мире, Гринёв. Любит и спасает своего рыцаря от ужасной участи бесчестия Марья Ивановна. Автор подчёркивает такие добродетели, как верность, благодарность, жертвенность, послушание, способность крепко любить.

    Обычно любовь пробуждает в человеке лучшие качества: доброту, милосердие, щедрость. Швабрина не украшает даже любовь. В своём стремлении устранить соперника он готов отправить его даже на смертную казнь.

    Отсутствие всяких убеждений порождает откровенный цинизм. Трудно говорить о том, что влюблённость его в Машу - это подлинное большое чувство. И действительно, отношение его к Марье Ивановне (он низко клевещет на неё Гринёву, а потом, когда она в его власти, просто мучает беззащитную девушку) раскрывает нам всю низменную суть его любовного чувства, которое оказывается не чем иным, как эгоистической чувственной страстью.

  4. Отношение к людям.
    • Для кого из героев характерны озлобленность, презрительное отношение к людям, лживость и лицемерие, способность к клевете, мстительность?
    • Для кого из героев характерны доброта, правдивость и великодушие, душевная щедрость, глубокая справедливость?
    • В каких эпизодах это проявляется?
    • Согласны ли вы с мнением поэтессы М.И.Цветаевой. утверждающей, что Швабрин -«мелкий завистник и доносчик», «низкий злодей»?
    • Обратите внимание на то, как сложилась судьба двух героев. Закономерен ли такой финал?

Подумайте, как можно построить заключение. Возможно, вы скажете об отношении автора к своим героям. Или напишете о своём отношении к ним. В любом случае подумайте о нравственных уроках произведения.

План

I. Вступление. Проблема чести и долга в повести.
Общее в героях (офицеры из дворян, оба любят Машу).

II. Гринев и Швабрин.

  1. Общее в героях.
  2. Гринёв и Швабрин - герои-антиподы.
    а) Верность воинскому долгу Гринева и предательство Швабрина.
    б) Глубина и искренность чувства Гринева и низменный характер этого чувства у Швабрина.
    в) Искренность и порядочность Гринева и лживость и коварство Швабрина.
    г) Судьба Гринёва и судьба Швабрина.
    д) Отношение автора к своим героям.

III. Заключение. Нравственные уроки повести.

Речевая подготовка.

Поскольку сравнительная характеристика Гринева и Швабрина построена в основном на контрастах, целесообразно использовать вводные слова (наоборот, напротив) логичность выводов может быть передана с помощью слов и словосочетаний (так как, доказательством этого служит, это подтверждает, вот отчего ), а также вводных слов (значит, таким образом, итак, наконец ), уместны и выражения, с помощью которых можно сравнивать параллельно (если... то другой...).

Выбираем эпиграф

Честь дороже жизни.
Ф. Шиллер

Я всякую беду согласен перенесть,
Но я не соглашусь,
Чтоб пострадала честь.
П. Корнель

Мнение критика

«Он [Гринёв] русский дворянин, человек ХVIII века, с печатью своей эпохи на челе….он не укладывается в рамки дворянской этики своего времени. Для этого он слишком человечен. Ни в одном из современных ему лагерей он не растворяется полностью… В этом глубокое отличие Гринёва от Швабрина, который без остатка умещается в игре социальных сил своего времени. Гринёв у пугачёвцев на подозрении как дворянин и заступник за дочь их врага, у правительства - как друг Пугачёва. Он не «пришёлся» ни к одному лагерю; Швабрин - к обоим: дворянин со всеми дворянскими предрассудками, с чисто сословным презрением к достоинству другого человека, он становится слугою Пугачёва» (Ю.М. Лотман )

Оборудование урока:

мультимедийный проектор, экран, слайдовая презентация «Пушкин», раздаточный материал: таблица «Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина», словарные статьи слова «честь» по толковому словарю русского языка С.И. Ожегова и по толковому словарю живого великорусского языка В.И. Даля.

Опережающие задания:

  1. Выяснить значение слова «честь».
  2. Мини-сочинение «Что значит слово «Честь» в моём понимании?»

Цели урока:

образовательные:

  • обобщить, систематизировать знания по образу Петра Гринёва;
  • проследить развитие характера Петра Андреевича;
  • обучение сравнительной характеристике героев;
  • познакомить с понятиями «долг» и «честь»;
  • дать понятие о преемственности пушкинских традиций в русской литературе;

развивающие:

  • развивать умение учащихся анализировать текст;

Развивать способности к умозаключениям;

  • развивать навыки работы со словарями;

воспитывающие:

  • воспитывать чувство чести и собственного достоинства, верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, самопожертвование;
  • включить учащихся в философский поиск;

Воспитывать любовь к художественным произведениям.

Словарная работа:

Честь, достоинство, присяга, верность слову, самопожертвование.

Ход урока.

Береги честь смолоду.

Пословица.

I. Оргмомент. Объявление темы урока, целей, эпиграфа.

– Здравствуйте, садитесь.

– Сегодня мы с вами проводим урок, тема которого «Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина. Тема чести, мужества и благородства на примере развития характера Петра Гринёва». Откройте тетради по литературе и запишите сегодняшнюю дату и тему. В качестве эпиграфа нашего сегодняшнего урока я взяла пословицу «Береги честь смолоду», ставшей эпиграфом произведения Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка».

– На сегодняшнем уроке мы попытаемся обобщить, систематизировать знания по образу Петра Гринёва, в ходе работы увидеть те изменения, которые происходят в душе героя под влиянием встреч с разными людьми.

II. Вступительное слово учителя.

170 лет назад у А.С. Пушкина возник замысел повести… «Капитанская дочка» А. С. Пушкина закончена 19 октября 1836 года, за три месяца до трагической гибели поэта. Последнее большое произведение, писавшееся три года... Естественно, что нужно отнестись к нему внимательнее, пристальнее всмотреться в его героев, постараться понять его «сверхзадачу», его смысл.

В марте 1833 года, работая над историей пугачевского бунта, Пушкин среди архивных документов находит следственные материалы по делу молодого офицера, взятого в плен Пугачевым и помилованного им. Почти невероятные, но при этом достоверные события превосходили любой художественный вымысел.

Пушкин входит во все подробности судьбы офицера, уже любя его как своего героя.

Написание произведения Пушкин намечает на осень, но еще в начале августа пишет предисловие к нему. Это предисловие будет потом отвергнуто самим автором, и «Капитанская дочка» начнется сразу с первой главы.

Предисловие замечательно уже хотя бы тем, что в нем найдена та неповторимая интонация, которая составляет, быть может, главное обаяние «Капитанской дочки». Повесть о своей жизни отец рассказывает сыну, очевидно, мальчику лет десяти. «Любезный мой друг, Петруша!»- с этих слов начинается рассказ. Не назидательный урок, а домашнее предание.

Итак, в пятницу, 4 августа 1833 года Пушкин набрасывает черновик предисловия. Кажется, найдены верные определения действительно прекрасных качеств героев. Но Пушкину вдруг видится, что и отвращение к низкому, и страх причинить несчастье - это следствие каких-то более важных и всеобъемлющих качеств. 5 августа автор возвращается к рукописи и вносит правку: «…сохранишь в своем сердце… прекрасные качества, мною в тебе замеченные: доброту и благородство».

Предисловие становится благословением для героев, отправляющихся в дальнюю дорогу навстречу неизвестности. Их милые образы еще не легли на бумагу, но они уже поселились в душе. Пройдет еще много месяцев, прежде чем повесть тронется, как весенняя река. И тогда навсегда войдут в наше сердце капитанская дочка голубушка Маша Миронова, пылкий и отчаянный Петр Гринёв, неусыпно заботливый Архип Савельевич, которого поначалу, в черновиках, Пушкин звал Степаном.

И вечно будут виднеться в метельной непогоде огоньки Белогорской крепости, где нас ждут добрые старики Мироновы. Где никто не боится никаких «супостатов», но Иван Игнатьич для порядка чистит чугунную пушку… Окончив работу, старый поручик садится на пригреве, на прошлогоднюю жухлую траву и, улыбаясь, вглядывается в дорогу… «Счастливый путь и дай Бог вам!..»

Короткое предисловие к «Капитанской дочке» стоит того, чтобы о нем вспоминали не только литературоведы: в нем, кроме чисто художественных достоинств и подробностей, необходимых для понимания повести, таится еще что-то очень важное для нас, читателей. Очевидно, это нравственная твердость пушкинского рассказчика, уверенность в различении добра и зла.

III. Обсуждение прочитанного.

− Кто является рассказчиком в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»? (Пётр Андреевич Гринёв.)

− Каким предстаёт рассказчик в самом начале повествования? (Недорослем. Петруша Гринёв бездельничает, лазит на голубятню, с пренебрежением относится к учёбе. Его балует маменька. - Запомните описание этого героя, впоследствии в литературе мы встретим похожего героя в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» - образ Митрофанушки.

Молодой, неопытный и наивный, он страстно хочет повзрослеть, но для этого он часто выбирает не те способы: игра на бильярде, пьянство, дерзость с Савельичем. Но в душе он добр и стыдится плохих поступков, которые совершает по неопытности.)

− Одна из задач нашего сегодняшнего урока – проследить становление характера главного героя. Давайте вспомним, с чего началось взросление героя. Когда, с какого момента судьба Петруши переменилась? Какие события, люди повлияли на судьбу Гринёва. Вследствие чего из Петруши он становится Петром Андреевичем Гринёвым?

− Итак, когда, с какого момента судьба Петруши переменилась? (С того момента, когда отец решил отправить его на военную службу.)

− Какими словами напутствует отец сына, ставшими впоследствии ключевыми не только в данной повести, но и в литературе вообще? («Прощай, сын. Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». – Тоже можно провести параллель с эпизодом из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», отъезд Андрея Болконского на войну.)

− Как вы понимаете слова отца? (Он говорит о долге, чести, благородстве, верности слову.)

− С чего начал Петруша свою самостоятельную жизнь? (С игры на бильярде, проигрыша Зурину ста рублей.)

− Почему путники попадают в буран, кто их спасает? (Из-за упрямства Петруши, юношеского максимализма. Спасает вожатый, который указывает дорогу.)

− Как отблагодарил Петруша своего спасителя? (Пожаловал ему заячий тулупчик.)

− Как отнёсся к поступкам Гринёва Савельич? (Был недоволен, возмущён убытком, ворчит и возражает; считал, что Петруша не отдаёт отчёта в своих поступках.)

− Как вы расцениваете поведение Петра Андреевича? (Неправильно повёл себя с Савельичем, но долг честного человека – отвечать за свои поступки, поэтому правильно поступил, что отдал долг Зурину, пожаловал тулупчик спасителю.)

− Запомните эти вехи становления Петра Гринёва. Чуть позже мы построим схему развития характера главного героя. А лучше понять Петрушу нам поможет другой герой повести. Как вы думаете, какой? (Верно, Алексей Иванович Швабрин.)

− Что вы узнаёте о Швабрине и от кого? (От Василисы Егоровны. Швабрин переведён в Белогорскую крепость за дуэль. Он стал причиной гибели человека.)

IV. Составление таблицы «Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина».

− Чтобы лучше понять характер главного героя, составим сравнительную таблицу поступков Гринёва и Швабрина, которую будем заполнять в ходе рассуждения. Давайте посмотрим, как поступки одного и другого соотносятся с понятиями чести, мужества и благородства.

− Что мы можем выделить общего у Гринёва и Швабрина? (Оба дворяне, офицеры, служат в Белогорской крепости, влюблены в Машу Миронову.)

Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина

Общее. Оба дворяне, офицеры, служат в Белогорской крепости, влюблены в Машу Миронову.

Разное.

Критерий сравнения

Гринёв

Швабрин

1. Отношение к семье капитана Миронова

1) – Давайте начнём с того, что представляет собой эта крепость, такая ли она, какой представлял себе герой? Как проходила служба в крепости? Кто по-настоящему был в ней командиром? Какая атмосфера царила в семье капитана Миронова? В гарнизоне? (Белогорская крепость совсем не походила на крепость в полном смысле этого слова. Скорее всего, это была простая деревушка. Командиром можно назвать Василису Егоровну. В Белогорской крепости царит тёплая семейная атмосфера, солдаты и командиры с теплотой относятся друг к другу, нет официальщины. Вся крепость словно большая семья. Пётр полюбил этих людей, ничего другого себе не желая.)

Как приняли Петрушу в семействе Мироновых? (Тепло, выказывали заботу.)

– Пушкин с теплотой и нежностью пишет об отношениях этих людей, и здесь проводится одна из самых дорогих Пушкину идей - мысль семейная. Обратите внимание на слова Фёдора Михайловича Достоевского: «У нас ведь всё от Пушкина». Почему Достоевский так сказал? Потому что в творчестве Пушкина заложены традиции, которые впоследствии получат развитие в русской литературе XIX века. В частности, мысль семейная станет одной из основных мыслей в творчестве Л.Н. Толстого, например, в романе-эпопее «Война и мир» (семьи Болконских, Ростовых).

– Кто из обитателей крепости резко выделяется из общего круга? Чем? (Алексей Иванович Швабрин. Он единственный из обитателей крепости говорит по-французски, его разговор остёр и занимателен. Он образован, служил в Петербурге в гвардии, переведён в Белогорскую крепость за дуэль.)

− Почему Швабрин, поначалу понравившийся Гринёву, постепенно стал вызывать у него неприятие? (Он плохо отзывается о семействе капитана Миронова, клевещет на Ивана Игнатьича, в плохом свете выставил Машу. Все эти люди стали дороги Гринёву, и ему неприятно было слушать о них плохое.)

Критерий сравнения

Гринёв

Швабрин

2. Поведение на поединке

2) – Из-за чего возникает дуэль? (Гринёв сочинил стихотворение, посвятив его Маше. Он выносит его на суд Швабрина,искренне считая его свои другом, ожидая похвалы. Но грязные намёки Швабрина взбесили Гринёва. Он вступился за честь девушки, так как ему это велел долг дворянина, рыцаря. Швабрин, пытаясь отвратить Гринёва от Маши, добивается прямо противоположного - Петруша взглянул на Машу по-новому. Разговор с Машей и её признание, что Швабрин сватался за неё, а она отказала, довершил дело - Пётр влюбился.)

− Как ведёт себя Гринёв во время дуэли? (Сражается честно, отважно, защищая честь девушки. )

− Как поступает Швабрин? (Наносит предательский удар беззащитному Гринёву, когда тот обернулся на голос Савельича.)

− Хочется отметить, что А.С. Пушкин не даёт развёрнутых характеристик своим героям, о характере мы можем судить по их поступкам.

Критерий сравнения

Гринёв

Швабрин

3)– А теперь давайте посмотрим отрывок из кинофильма «Капитанская дочка». Обратите внимание на то, как ведут себя Гринёв и Швабрин.

Критерий сравнения

Гринёв

Швабрин

4) – После ранения Маша ухаживает за Гринёвым, что ещё больше сближает их. Что собирается предпринять Гринёв? (Написать письмо родителям, испросить их благословения на брак с Машей.)

– Какой ответ они получают? (Отказ.)

– Как ведёт себя Маша? Готова ли она бороться за свою любовь? (Нет. Считает, что брак не принесёт им ничего хорошего без родительского благословения. Готова расстаться с Петрушей.)

– Как относится к Маше Швабрин? (Описывает Машу «совершенною дурочкою», клевещет на неё. С приходом Пугачёва держит взаперти, морит голодом. И в последний момент выдаёт Пугачёву.)

– Как ведёт себя Гринёв после подавления бунта на следствии? (Не называет её имя на следствии, не желая впутывать Машу в разбирательство.)

5) – Как ведёт себя с Пугачёвым Гринёв? (Гринев отказывается от присяги самозванцу: «Слушай, скажу тебе всю правду. Рассуди, могу ли я признать в тебе государя? Ты человек смышленый: ты сам увидел бы, что я лукавствую. Я придворный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу. Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург».

Благородный Гринев честно признается, что не считает Пугачева царем. А Пугачев – самозванец очень грозно заявил: «Я великий государь… Так ты не веришь, что я был государь Петр Федорович?» Хотя разбойник и сам не верит, по мнению автора, в успех своего предприятия: это подтверждает и калмыцкая сказка об орле: «Лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!» До этого он говорит: «Улица моя тесна; воли мне мало… при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою». Нам кажется, Пушкин с сочувствием относится к Пугачеву, человеку, который обманывает людей, но сам это понимает и еще очень нетерпим к лжецам: «И ты смел меня обманывать! Знаешь ли ты, бездельник, чего ты достоин?» - говорит он Швабрину.)

– Как ведёт себя с Пугачёвым Швабрин? (Это человек, для которого не существует понятий честь и достоинство. Он полон тщеславия, малодушия. Для него нет ничего святого. Оговаривает Гринева: обвиняет его в сотрудничестве с Пугачевым, в предательстве. Сам нарушает присягу и переходит на сторону Пугачева в Белогорской крепости, к измене Швабрин готовился заранее: сразу же после приступа мы видим его обстриженного в кружок и в казацком кафтане.)

В жизни каждого человека бывает пересечение двух дорог, и на перепутье лежит камень с надписью: «С честью пойдёшь по жизни – умрёшь. Против чести пойдёшь – жив будешь». Антигерой Пушкина уже сделал свой выбор. Именно во время Пугачёвского бунта проявились низость чувств, бесчестие, духовный нигилизм Швабрина.

– Какой же вывод мы можем сделать? (Гринёв и Швабрин – антиподы.)

V. Составление схемы взросления главного героя.

− А теперь давайте в тетрадях вычертим схему взросления главного героя.

− Как вы думаете, с какой отправной точки надо начать? (Уплата долга за проигрыш, далее – благодарность за спасение).

6) Самопожертвование ради доброго имени Маши Мироновой.

5) Рискует жизнью ради спасения Маши, не оставляет в беде Савельича.

4) Отказ присягнуть бунтовщику.

3) Поединок за честь девушки.

2) Благодарность за спасение.

1) Уплата долга за проигрыш.

– Итак, мы видим, что характер Гринёва дан в развитии. И снова мы обращаемся к словам Ф.М. Достоевского: «У нас ведь всё от Пушкина». Традиция изображения героя в развитии получила мощнейшее продолжение в русской литературе. Герои Л.Н. Толстого, с которыми мы ещё встретимся, изображены писателем как вечно ищущие свой путь, неуспокоенные. Это Андрей Болконский, Пьер Безухов. Именно такие стали любимейшими героями читателей. И напротив, желая показать всю низость души кого-либо, Толстой подчёркивал неподвижность, отсутствие духовного развития героя. В этом мы видим продолжение пушкинских традиций.

VI. Понятие чести. Работа со словарями.

− На сегодняшнем уроке мы достаточно часто употребляем слово «честь». Оно в эпиграфе, встречается в нашем разговоре. Как же поначалу понимает слово “честь” юный Петруша Гринёв? Для того чтобы нам в этом разобраться, выясним значение этого слова по словарю С.И. Ожегова и словарю В.И. Даля. (Опережающее задание было дано учащимся заранее. Они выясняли значение слова по словарям.)

Дело чести, долг чести.

Честь семьи, честь мундира.

3. Целомудрие, непорочность. Девичья честь .

4. Почёт, уважение. Воздать честь .

3. Высокое звание, чин.

– В каких значениях понимает Петруша слово “честь” в начале романа? (В четвёртом значении у Ожегова и во втором, третьем, четвёртом, пятом у Даля.)

− Мы видим, что такое понятие, как честь, Петруша Гринёв воспринимает поверхностно, оно ещё у него не сформировано.

− А в конце повествования? (Пётр Андреевич Гринёв вполне сформировавшаяся личность с устойчивыми понятиями и представлениями о чести, благородстве, мужестве.)

VII. Опрос домашнего задания.

− А что в вашем понимании значит «честь»? (Домашнее задание предыдущего урока. Ответы учащихся.)

VIII. Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока.

− Алексей Иванович Швабрин – полная противоположность Петра Андреевича Гринева. Гринев во имя спасения другого человека солжет, но в остальных случаях, если даже ему невыгодно или даже опасно быть честным, против чести не пойдет. Когда Петруша проиграл сто рублей Зурину, «экономный» Савельич посоветовал Гриневу солгать: «Напиши этому разбойнику, что у нас и денег-то таких не водится». Но Гринев отказывается от такого совета: «Полно врать…» И всегда между честью и обманом выбирает честь и достоинство. Честь свою молодой офицер не запятнал даже в тех случаях, когда за нее легко можно было поплатиться головой.

На сегодняшнем уроке мы вместе с персонажами повести А.С. Пушкина приходим к выводу, что самое главное для человека во всех жизненных обстоятельствах - сохранять доброту и благородство. Не зря эпиграфом к своей повести автор взял русскую пословицу «Береги честь смолоду!». Вы доказали, что благородство Гринёва проявилось в выполнении долга, в его честности и преданности, в уважении к любимой девушке, в ответственности за её судьбу, в чувстве собственного достоинства.

И вся повесть, как исповедь, обращена к новому поколению, в ней рассказчик сознаётся в своих грехах и отдаёт себя на суд людской.

А.С. Пушкин-прозаик, Пушкин-психолог побуждает нас поразмыслить над такими вопросами, как верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, самопожертвование, чувство чести и собственного достоинства. Я думаю, что после этого урока вы тоже задумаетесь над этими понятиями. Мне очень хочется верить, что когда вы вырастете, то будете людьми чести, долга, исполненными чувством собственного достоинства.

«Капитанская дочка» учит нас умению вникать в пережитое нами самими, в достоинства собственной судьбы - такой, как она сложилась.

Русский мыслитель В. Розанов говорил: «Любите свою сказку. Сказку своей жизни. Жизнь каждого есть сказка, один раз рассказанная в этом мире».

IX. Домашнее задание.

Подготовить сообщения по группам:

1 группа – «Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка».

3 группа – «Отношение рассказчика к народной войне».

И в заключении мне хочется обратиться к вам строчками из не менее удивительного произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:

Кто б ни был ты, о мой читатель,

Друг, недруг, я хочу с тобой

Расстаться нынче как приятель.

Прости. Чего бы ты за мной

Здесь ни искал в строфах небрежных,

Воспоминаний ли мятежных,

Отдохновенья ль от трудов,

Живых картин иль острых слов,

Иль грамматических ошибок,

Дай Бог, чтоб в этой книжке ты

2. Поведение на поединке

3. Поведение во время захвата крепости пугачёвцами

4. Отношение к Маше Мироновой

5. Поведение с Пугачёвым

Приложение

Приложение

Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова:

1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека, его принципы. Дело чести, долг чести.

2. Хорошая незапятнанная репутация, доброе имя. Честь семьи, честь мундира.

3. Целомудрие, непорочность. Девичья честь .

4. Почёт, уважение. Воздать честь .

«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля:

1. Внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души, чистая совесть.

2. Условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое.

3. Высокое звание, чин.

4. Внешнее доказательство отличия, признак превосходства.

5. Оказание почтения, почёта.


Главными героями произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка», являются двое совершенно противоположных по человеческим качествам офицера Гринёв и Швабрин. Несмотря на то, что оба молодых людей вышли из дворянского рода, в которых как известно с детства прививались высокие ценности и морали, один был честен и благороден, а другой хитёр и поворотлив.

Швабрин выступающий в произведении в роли отрицательного героя попадает на службу в Белогорскую крепость по причине совершения убийства. В ходе прохождения службы, когда началось восстание Пугачёва, он, недолго думая и совершенно не заботясь о своём долге переходит в его ряды. Также его не заботят и чувства окружающих его людей. По воли своей влюблённости в Марию Миронову, не обращая на внимания, что чувства не являются взаимными, он решает силой заставить девушку быть с ним. Предательски поступает он по отношении и к своему друга, замышляя против того заговоры и притворства.

Гринёв же является совершенно противоположной стороной Швабрину. Он по своей воли еден на службу в отдалённую от города крепость, во всём слушая и подчиняясь своему отцу. В нём ощущается неимоверная преданность и почитание своих родителей. Также он чётко следует полученному им наставлению, которое гласит, что честь нужно беречь смолоду. При восстании Пугачёва, не опасаясь за свою жизнь Гринёв ясно даёт понять, что не за что, не перейдёт в его ряды, так как давал присягу императрице и будет верой правдой служить только ей.

Пушкин в данном произведении ясно даёт понять читателю, что за такими как Швабрин следует только разруха, которая непременно приведёт к краху его рода, а также и всей страны. А Гринёв является оплотом в построении здорового и развивающегося общества с высокими моральными устоями и позициями, которые гарантированно приведут к счастливому и беззаботному будущему.

Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина

Петр Гринев и Алексей Швабрин являются героями повести «Капитанская дочка».

Эти два молодых человека из состоятельных семей. Они офицеры и оба влюблены в капитанскую дочь Машу Миронову.

Петр Гринев попал на службу в Белогорскую крепость по желанию своего отца. Алексея Швабрина перевели в крепость за смертоубийство. Во время дуэли на шпагах он заколол одного поручика.

Петр Гринев искренне любит Машу Миронову и она отвечает ему взаимностью. Он готов ради нее совершать решительные и смелые поступки.

Алексей Швабрин не добившись расположения девушки и получив от нее отказ, ведет себя крайне недостойно. Он негативно отзывается о семье Маши, позволяет себе насмехаться над девушкой и распускает про нее нехорошую молву.

Петр Гринев ссориться со Швабриным из-за его недостойного поведения по отношению к Маше. Желая отстоять честь девушки, Петр сражается со Швабриным на дуэли. На миг обернувшись на окрик своего слуги, он получает коварный удар в спину от Швабрина.

Свой долг перед отчизной они понимают по-разному. Когда крепость штурмовала банда Емельяна Пугачева, Петр готов был до последнего сражаться. Он отважно вел себя и не боялся говорит Пугачеву правду в лицо.

Швабрин же напротив, не задумываясь перешел на сторону злодеев. Он лебезил и пресмыкался перед Пугачевым.

Когда Швабрина назначает комендантом крепости. Он, будучи человеком подлым, пользуется своей новой должностью. Он жестоко обращается с Машей Мироновой, держит её взаперти и вынуждает выйти за него замуж.

Петр Гринев из письма Маши узнает об этом и незамедлительно отправляется вызволять девушку из плена Швабрина. Благодаря своему откровению и храбрости, он заслуживает расположение и уважение Пугачева.

Петр великодушный и смелый человек. На протяжении всей повести он достойно и самоотверженно борется за свои права и за свою любовь.

Швабрин лживый и лицемерный, он готов исподтишка наносить удары и предавать своих товарищей. Он неоднократно пытался насолить Петру и писал на него доносы.

Оба они были арестованы по подозрению в сговоре с Пугачевым. Швабрин и здесь повел себя крайне не порядочно, он пытался оклеветать Петра. В итоге Гринева оправдывают и освобождают. В этом ему способствует его возлюбленная Маша. Он жениться на ней. Швабрин же остается в заключении.

А. С. Пушкину на примере этих двух, молодых и обеспеченных парней удалось показать, насколько разными бывают люди.

Вариант 3

Эти два офицера являются полной противоположностью по своим человеческим качествам. Оба происходят из рода дворян, поэтому нет сомнения в их воспитании. Но различия начинаются там, где оно заканчивается.

Швабрин играет отрицательную роль. Он находится на службе в белгородской крепости. Туда его направляют потому, что он совершает убийство. Когда начинается восстание Емельяна Пугачева, он без какого-либо сомнения поддерживает мятежника. Поскольку его главными качествами является хитрость и коварство, то моральный долг не заботит вообще. Про чувства окружающих его людей говорить нечего. Его возлюбленная Мария Миронова не отвечает ему взаимностью и он решает взять ее силой. Но, поскольку это выглядит не так, как должно быть офицеру, его действия предугадать не сложно. Заговоры и притворство в отношении его друга, у которого больше шансов на руку Марии, не заставляют себя ждать!

Гринев полная противоположность ему. Его решением отправиться в эту крепость руководствовался долг перед отечеством, а не различные ухищрения или преступления. Он слушается и подчиняется своему отцу и поэтому тот считает его хорошим сыном. Все наставления, полученные перед уездом, соблюдаются безукоризненно. Оберегая честь смолоду, Гринев хочет стать хорошим офицером и полководцем. А поскольку присяга для него не пустой звук, то и при восстании он начинает действовать, как верный воин императрицы. Почему же Мария выбирает честного человека? Для понимания стоит внимательно приглядеться к ним обоим.

Петр не желает совершать подлости, а наоборот хочет доказать свою любовь действиями. Поэтому он отваживается на различные поступки, которые выгодно его выделяют на общем фоне. Тогда, как Алексей Швабрин после получения отказа начинает крайне негативно отзываться о самой барышне. Более того, он тайком пускает негативные слухи, которые сказываются на репутации девушки. Из-за этого и начинается ссора двух молодых людей. Но честь девушки для Петра не пустой звук и он назначает дуэль после прояснения всех обстоятельств. Но судьба не на стороне порядочных людей. На миг отвернувшись, Гринева ожидает удар в спину, который оказывается решающим в этом противостоянии. Дуэль заканчивается победой Алексея.

После начала осады, именно при поддержке Швабрина Пугачев берет крепость в свои руки. Назначая его главным, он фактически развязывает ему руки. А поскольку тот еще и пресмыкается всячески, то доказательств в верности не требуется. Мария попадает в своеобразный плен, который сковывает ее действия. Алексей начинает принуждать ее силой выйти за него замуж. Когда об этом в письме узнает Гринев, он сразу же бросается на выручку девушке. Чем вызывает уважение не только у нее, но и у самого мятежника.

Исходя даже из этих слов, можно понять, что Петром Гриневым движет порядочность, честь, отвага и самоотверженность. Тогда, как Алексеем Швабриным движет ложь, лицемерство и удары в спину. А неоднократные доносы только подтверждают, что такие люди просто не нужны даже в рядах тех, кто решается пойти против короны и государства.