Кунсткамера факты. Интересные факты о кунсткамере. Что же они видели

Говорят, что идея создать, музей где будут собраны всевозможные диковинные вещи, пришла Петру Великому во время прогулки. Как-то раз, гуляя по городу, император увидел дерево, ветви которого причудливо срослись в необычное кольцо.

Царь дал приказ срубить сосну и выстроить на этом месте музей. Экспонатами кабинета должны были стать самые необычные вещи со всего света. Вот почему музей назвали Кунсткамера. С немецкого это слово переводится как «кабинет редкостей».

Изначально все лоты хранили в комнатах Летнего дворца, но со временем коллекция стала пополняться, и возникла необходимость возведения отдельного здания. Начали строить Кунсткамеру в 1718 году, а закончили стройку спустя 16 лет. К тому моменту со дня смерти Петра Великого прошло уже девять лет.

На время строительства редкости были размещены в особняке А. В. Кикина. Он был первым начальником Петербургского адмиралтейства, но был обвинен в заговоре против государя и казнен. Стоит сказать, что в музей люди шли не очень охотно.

Поэтому Петр повелел угощать всех посетителей чашечкой кофе или стопкой водки. Такой способ привлечения людей оказался весьма действенным. На угощение из царской казны выделялось 400 рублей ежегодно. Тогда это была очень большая сумма.

На что стоит посмотреть в Кунсткамере

Губернаторам наказали привозить в Петербург людей, пернатых и животных с различными патологиями. Именно их потом выставляли в Кунсткамере. А сам Петр в 1717 году приобрел у патологоанатома Фредерика Рюйша 2 тысячи экспонатов для музея.


Одним из лотов Кунсткамеры является скелет слуги Петра – Николя Буржуа. Попал он туда из-за своего размера. Рост Буржуа составлял 226 см.

Еще в стенах музея хранится копия самого большого глобуса. Его создателем был Адам Олеария. Глобус-оригинал весил 3,5 тонны, а его размер в диаметре равнялся трем метрам.
В 1713 году его подарили Петру Алексеевичу.

Везли его в Россию три года. Однако судьба этого гиганта оказалась печальной: он сгорел при пожаре, который произошел в здании в 1747 году.

Кунсткамера — это первый музей, открытый Петром Первым и носит название антропологии и этнографии им. Петра Великого, здесь представлены коллекции раритетных произведений человеческой деятельности и природных экспонатов. В коллекции музея насчитывается свыше миллиона экспозиций, раскрывающих этнографические и исторические особенности народов мира.

Тематические экспонаты посвящены странам Африки и Азии и Северной Америке, Среднему и Ближнему Востоку. Основная масса собранных в Кунсткамере предметов раскрывают основные особенности жизни народов вышеперечисленных уголков света. Самый большой интерес у туристов вызывает коллекция редкостей и анатомических аномалий, поэтому у многих Кунсткамера ассоциируется с музеем «уродцев» .

Кунсткамера расположена в центре Санкт-Петербурга, на Университетской набережной, рядом со стрелкой Васильевского острова, музей находится в 15 минутах ходьбы от станции метро «Адмиралтейская», в 30 минутах от станции «Василеостровская».

Стоимость билета в музей составляет :

  • 200 руб. для взрослых,
  • 50 руб. для детей,

Часы работы — с 11.00 до 18.00 каждый день кроме понедельника.

История музея

Музей был основан Петром Великим, все началось с заморских кабинетов «кунштов», которые посещал царь во время своих поездок по Европе. Он покупал и привозил в Россию целые коллекции и отдельные редкие вещи. Датой основания музея принято считать 1714 г ., когда первые экспонаты коллекции была размещены в Летнем дворце в еще не отстроенном Санкт-Петербурге.

В 1718 г. был издан указ, в соответствии с которым все отличающиеся от нормы животные, растения, фрагменты скелета, камни, деревья, оружие, а также изделия с древними надписями люди должны были сдавать в музей. В скором времени площади помещения стало не хватать для размещения всех предметов, после чего музей был перенесен в бывшую резиденцию опального вельможи — Кикины палаты, а экспонаты царской коллекции стали доступны для всеобщего обозрения.

Стоит отметить, что посещение музеев в Европе уже тогда было платным, но Петр полагал, что не следует брать деньги с тех, кто жаждет знаний, наоборот, ежегодно из казны выделялось 400 руб. на угощение посетителей чаем и водкой.

В первых палатах музея можно было видеть искусно препарированные головы детей, отдельные части человеческого тела, имеющие какие-либо отклонения от нормы. Все экспонаты были размещены в стеклянных банках из коллекций голландского анатома Рюйша.

В двух шкафах хранились гербарии и ящики с бабочками, раковинами и животными. В следующей комнате были размещены анатомические образцы на различных стадиях развития, а также ящерицы, чучела слонов и монстров. В трех других комнатах хранились коллекции животных и птицы, янтарь и много других удивительных экспонатов. В «мюнц-кабинете» выставлялись медали и монеты. В рамках выставки демонстрировались также карлики и люди-уроды.

В 1718 г. под руководством архитектора Маттарнови начинается строительство нового здания «Палат» к 1725 г., которое завершается только после смерти Петра.

Коллекция музея

Современная Кунсткамера сильно отличается от первого музея, за 300 лет что-то было утеряно, многие предметы сгорели в пожаре 1747 г., появилось также множество новых экспонатов, собранных со всех уголков мира. Сохранились и самые первые экспонаты Кункстакмеры, привезенные еще Петром.

В музее представлены богатейшие коллекции, отражающие быт и традиционную культуры коренных жителей самых разных частей света. Весь музей разделен на несколько залов, каждый из которых посвящен континенту или части света:

  • Северной Америке,
  • Океании,
  • Китаю
  • Монголии,
  • Индии
  • Индонезии,
  • Австралии.

В зале, посвященном Индии и Индонезии, представлено наибольшее количество экспонатов, здесь можно посмотреть на резное дерево, различные маски, куклы театра марионеток, старинные театральные костюмы. В Индонезийском разделе могут вызвать интерес выполненные в форме огня кинжалы-крисы.

Зал Североамериканского континента посвящен быту и культуре его коренных народов — индейцам, алеутам и эскимосам. Большой интерес для посетителей представляют композиции ритуального танца для вызова дождя, лечение больного шаманом и т.д.

Анатомический раздел

В этом зале собраны природные редкости и экспонаты с анатомическими отклонениями, здесь можно посмотреть:

  • на сиамских близнецов,
  • двухголового теленка,
  • сиреномелию,
  • младенца с циклопией и т. д.

Основу экспозиции составляет коллекция голландского анатома Фредерика Рюйша, которая насчитывала свыше 2000 экспонатов и была продана Петру в 1717 г. за 30 000 гульденов. На эти деньги в то время можно было построить и оснастить 2 фрегата.

Кунсткамера пользовалась у жителей города большой популярностью, многие экспонаты обросли легендами. Одна из них гласит о заспиртованной голове Марии Гамильтон, казненной еще при Петре. Однажды колба с экспонатом была вскрыта, голова исчезла, а спирт использован по назначению. Сотрудники музея обратились за содействием к морякам стоящего напротив корабля, спустя год по возвращению из морского похода моряки привезли взамен пропавшей головы английской леди три головы басмачей.

Другая легенда гласит о Николае Буржуа, которого в 1717 г. привез из Франции Петр. Рост великана достигал 2 метра 30 см., после смерти скелет стал экспонатом Кунсткамеры, во время пожара 1747 г. пропал череп, который был заменен подходящим по размеру другим. В соответствии с легендой, с той поры скелет ходит по музею в поисках своей головы.

Нельзя упомянуть о том, что в период 1741-1765 г. в башне здания проработал Михаил Ломоносов , основатель Академии наук и первого российского университета. В башне появился первый планетарий, работала астрономическая обсерватория. Именно на эти годы пришелся самый разрушительный пожар, в результате которого все здание было уничтожено огнем, сгорела часть экспонатов. С течением времени здание было полностью восстановлено, а диковинки заменены другими.

О Кунсткамере знали все прогрессивные личности и ученые тех времен, экспонаты для музея поставляли знаменитые путешественники и открыватели Ф. Ф. Беллинсгаузен, Д. Кук, Н. Н. Миклухо-Маклай и многие другие.

Уже в 1800 г. в Кунсткамере насчитывалось около 2 млн. экспонатов со всего света, коллекция состояла из 250 000 этнографических, 380 000 антропологических и 500 0000 археологических объектов.

31 января Кунсткамере, знаменитому «кабинету редкостей», исполняется 302 года, но несмотря на столь солидный возраст, старейший музей России по-прежнему не теряет хватку и продолжает удивлять своими необычными экспонатами как взрослых, так и совсем маленьких посетителей. В связи с этой важной датой мы приготовили для вас небольшой ликбез по истории этого легендарного места – 7 фактов, которые вас по-настоящему удивят.

Факт № 1: как Петру I пришла идея открыть подобный музей

Однажды император прогуливался по Васильевскому острову, как вдруг заметил весьма необычное дерево – сосну, одна из веток которой вросла в ствол, образовав, тем самым, своеобразное кольцо. Петр I был чрезвычайно рад своей находке – сосна с легкой руки императора получила прозвище «дерево-монстр». Позднее она была срублена, а на её месте был построен музей Кунсткамера.

Факт № 2: тонкости русского гостеприимства, или почему Петр I угощал посетителей музея водкой


Изначально уникальная коллекция Кунсткамеры располагалась в доме опального боярина Александра Кикина – в так называемых Кикиных палатах. Позднее император отдал приказ о том, что диковинные экспонаты должны быть доступны всем, вне зависимости от их сословия – как простолюдинам, так и мещанам.

Кроме всего прочего, Петр I явно знал толк в маркетинге, так как придумал следующую любопытную «пиар-акцию»: «Кто придёт с компанией смотреть редкости, то и угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою водки либо чем-нибудь иным».

Факт № 3: Кунсткамера – рай для начинающих шаманов


В число наиболее интересных экспонатов Кунсткамеры входит уникальная флейта, сделанная из бедренной кости человека. Звучит, конечно, жутко, но, по всей видимости, в этом и была задумка – инструмент изготовил шаман одного монгольского племени.

Не пытайтесь сыграть на этой диковинной флейте веселую мелодию, если только не хотите вызвать какого-нибудь злобного духа – в былые времена инструмент использовался в ритуальных целях, для общения с потусторонними силами.

Факт № 4: в Кунсткамере можно заглянуть внутрь земного шара


До пожара 1747-го года в коллекции старейшего музея России были по-настоящему удивительные экспонаты, утрату которых было совершенно невозможно восполнить. Так, например, любителей географии и астрономии мог обрадовать глобус-планетарий, представляющий собой шар диаметром в три метра, снаружи которого располагалась карта Земли, а внутри – изображение звездного неба.

В глобус можно было проникнуть через специальный люк и хоть часами наслаждаться вращением таинственных небесных тел. К сожалению, этот уникальный экспонат был уничтожен в роковом пожаре 1747-го года, и его пришлось восстанавливать по металлическому каркасу. Копия получилась достаточно удачной, поэтому во время блокады в целях сохранения её даже вывозили из города – сейчас её можно увидеть на четвертом этаже музея.

Факт № 5: почему Петр I выставил скелет бывшего слуги в музее


Француз Николя Буржуа был не просто хорошим слугой Петру I: кроме покладистого характера он обладал еще одной отличительной особенностью – его рост составлял аж 226,7 сантиметра. Неудивительно, что после смерти Николя от апоплексического удара, император решил, что тело верного слуги вполне может послужить просвещению и развлечению петербуржцев – так Кунсткамера обзавелась собственным человеком-гигантом.

Интересный факт: во время пожара 1747 года скелет Николя Буржуа совершенно не пострадал, правда, лишился одной весьма существенной детали – головы. Кто её взял и вообще зачем она могла кому-то понадобиться – до сих пор неизвестно. Но по легенде, голова преданного слуги императора по-прежнему находится в Кунсткамере, но все никак не может найти свое тело – зато отменно пугает сторожей и охранников музея.

Факт № 6: пропавшая голова английской шпионки Марии Гамильтон


К слову, Николя Буржуа был не единственный, кто лишился головы – уже в послепетровское время из музея была украдена голова казненной английской шпионки и детоубийцы Марии Гамильтон – причем вместе со спиртом из колбы, в которой она стояла.

Сотрудники музея решили, что спирт не вылили, а попросту выпили. В хищении же ценного экспоната обвинили английских моряков, стоявших в то время в петербургском порту. Последние клятвенно обещали вернуть Марию Гамильтон (точнее то, что от нее осталось), но не сдержали свое обещание и уехали. Правда, через год их видимо все-таки замучила совесть, и они преподнесли в подарок музею три мужские головы, в результате чего были прощены.

Факт № 7: живые экспонаты музея


После основания легендарной Кунсткамеры в ней наравне с предметами различных культов, а также пробирками и колбами со спиртом находились в качестве экспонатов живые люди. Так, например, горожане того времени могли проведать в музее Федора Игнатьева, человека чрезвычайно маленького роста – всего 126 сантиметров. Но не это делало его столь необычным – у бедолаги на правой руке и ногах было два пальца, а на левой руке было несколько пар таких же странных рук…

Адрес: Университетская набережная, дом 3

Часы работы: с 11:00 до 18:00, понедельник – выходной день, последний вторник каждого месяца – санитарный день

Стоимость: взрослый билет – 250 рублей, школьный, студенческий, пенсионный билет – 50 рублей

Публикации раздела Музеи

Семь необыкновенных экспонатов Кунсткамеры

П етербургская Кунсткамера (сегодня Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН) основана в 1714 году. Петр Великий создал ее как собрание диковин и научных курьезов, а его наследники продолжили пополнять коллекцию. «Культура.РФ» рассказывает о семи удивительных экспонатах из собрания Кунсткамеры.

Кунсткамера, Санкт-Петербург. Фотография: Лиляна Виноградова / фотобанк «Лори»

Один из самых первых экспонатов Кунсткамеры. Препарат со скелетом сиамских близнецов происходит из коллекции знаменитого голландского анатома Фредерика Рюйша. Его анатомические препараты, которые он создавал по собственным методам, славились на всю Европу. В юности Петр Великий, побывав в Голландии с Великим посольством, посетил его «кабинет» в числе прочих достопримечательностей Амстердама - и пришел в восторг.

Почти 20 лет спустя, узнав, что Рюйш продает свою сильно выросшую коллекцию, Петр приобрел несколько тысяч экспонатов за 30 тысяч золотых гульденов. Эти предметы (и другие купленные в тот же период коллекции) стали основой собрания Кунсткамеры.

Это первый в мире «глобус-планетарий»: в него можно залезть через специальную дверцу и изнутри смотреть на карту звездного неба, размещенную на внутренней поверхности. Диаметр гигантского глобуса - 3 метра, так что сидеть в нем удобно. Он был создан по заказу готторпского герцога Фридриха III (отсюда и название), а автором проекта был великий картограф Адам Олеарий. В 1713 году очередной правитель герцогства подарил эту игрушку весом в 3,5 тонны известному любителю редкостей - Петру Великому, который пришел в восторг от подарка и установил его в здании Кунсткамеры.

Однако в середине XVIII века глобус сгорел - сохранился только механический каркас. Впрочем, вскоре его восстановили и назвали по-новому: «Большой Академический глобус». В начале ХХ века он находился в Царском Селе, откуда его похитили нацисты. В 1948 году глобус удалось вернуть - именно туда, куда его поместил основатель Кунсткамеры.

Эта механическая игрушка изображает небесный кораблик, на котором божество (из янтаря), окруженное танцовщицами и музыкантами (из слоновой кости) путешествует по морям и океанам. Механизм ладьи заводится с помощью ключа - корабль движется, а слуги танцуют и музицируют.

Редкий пример симбиоза восточного искусства и западной механики был создан в начале XVIII века при дворе императора-маньчжура Канси, в китайской часовой мастерской, работавшей под руководством миссионеров-иезуитов. Игрушка была куплена в Пекине в 1719–1720 годах, судя по всему, русским посланником Л.В. Измайловым. Это один из экспонатов Кунсткамеры, сохранившихся с петровских времен.

Ученые назвали Венерами подобные фигурки эпохи верхнего палеолита (40–12 тысяч лет назад) отчасти в шутку: не сильно они похожи на изображения прекрасной античной богини Афродиты. А отчасти потому, что в них гипертрофированы признаки женственности - грудь и ягодицы, важные для деторождения. В пещерные времена таких дам ценили высоко.

По одной версии, палеолитические Венеры - это образы богини-прародительницы, символ плодородия; по другой - обереги или изображения реальных женщин. Эта фигурка, вырезанная из бивня мамонта, - возрастом примерно в 21–23 тысячи лет. Ее раскопали на стоянке Костёнки в Средней России в 1936 году.

Одна из работ великого антрополога Михаила Герасимова, придумавшего метод скульптурного восстановления облика человека по черепу. В Кунсткамере находится большая коллекция его произведений. Бюст владимирского князя, погибшего от рук убийц, профессор создал в 1939 году. В этот период Герасимову были доступны для работы останки многих великих правителей Руси - ведь большинство из них стали святыми, их останки покоились в раках, которые большевиками вскрывались и изымались из церквей.

В облике Андрея удивляет азиатский разрез глаз и высокие скулы - Герасимов руководствовался как генетическими маркерами скелета, так и теорией, что мать князя, половчанка, «Аепина дщерь» (дочь хана Аепы), принадлежала к монголоидной расе. В 2000-е годы по благословению Русской православной церкви была произведена новая реконструкция облика князя - и, по свежей версии, никакой монголоидности в его лице быть не должно.

Астролябия Арсениуса

Эти инструменты для определения положения звезд изобрели еще в Древней Греции. В Средневековье лучшие астролябии делали арабы, а европейцы лишь их копировали. В Европе научились создавать астролябии по собственным проектам только в XVI веке. Одним из лучших мастеров этого периода был фламандец Гуалтерус Арсениус, который работал по заказу Филиппа II Испанского и других монархов. Во всем мире сохранилась лишь 21 астролябия его работы, причем в России - только одна.

Кунсткамера – одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Так традиционно принято называть Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого. С ним связано немало шокирующих фактов.

Печать Антихриста

Название «Кунсткамера» произошло от немецкого «куншт» - «редкость». Первые экспонаты музейной коллекции были выкуплены в 1714 году Петром I у голландского профессора-бальзамировщика Фредерика Рюйши. В основном это были заспиртованные образцы различных физических патологий, например, двухголовые младенцы и прочие носители врожденных уродств.

Впервые экспозицию открыли для всеобщего обозрения в Зеленом кабинете Летнего сада, а в 1718 году ее перевели в Кикины палаты на Васильевском острове. Но народ не очень-то стремился рассматривать редкости. Ходили слухи, что на них лежит печать Антихриста, а в помещении музея и вовсе водится нечистая сила. Говорили, например, что тени экспонатов отделяются от предметов и самостоятельно передвигаться по залу.

Дабы заманить в музей посетителей, император распорядился не брать плату за вход и подносить каждому гостю штоф вина или водки, а ежели кто не употребляет, то чашку кофе.

Уже после кончины Петра, в 1734 году, для Кунсткамеры выстроили новое просторное здание. Но в 1747 году там приключился пожар. Многие экспонаты были уничтожены. Часть их, спасая от огня, служители выбросили на улицу, где музейное добро безвозвратно растащили прохожие. Впоследствии в народе придумывали, что пожар устроили опять же хозяйничающие в музее потусторонние силы.

Великаны и карлики

Какое-то время при Петре служил в должности гайдука француз Николя Буржуа. Он был великаном: рост этого человека составлял 226,7 сантиметра. В 1724 году Буржуа умер от апоплексического удара, и его скелет, а также сердце заняли место в Кунсткамере.

Одна из легенд гласит, что во время пожара у скелета Буржуа пропала голова и впоследствии к нему приставили другой череп. С тех пор призрак гиганта бродит по залам, разыскивая утраченную часть тела.

А карлик Федор Игнатьев и вовсе прожил при Кунсткамере 16 лет в качестве экспоната. Рост Федора составлял 126 сантиметров, к тому же он был уродцем: на правой руке и на ногах у Игнатьева имелось всего по два пальца. Казалось, что это не человеческие конечности, а клешни. По рассказам, царь Петр, появляясь в Кунсткамере, всегда лично здоровался с карликом за руку.

Экспонаты, приносящие несчастье

Существует несколько преданий о хранящихся в Кунсткамере артефактах, обладающих мистической силой. Например, там есть часы в корпусе из красного дерева, стрелки которых обычно стоят, но якобы порой они вдруг начинают двигаться назад, останавливаясь всегда на одной и той же позиции – 9 часов 45 минут. И после этого, как правило, умирает кто-то из сотрудников музея.

Еще один «проклятый» экспонат – статуэтка бронзовой кошки. Говорят, что время от времени она моргает, и если при этом кто-нибудь присутствует, то его ждет скорая смерть. Так, один студент решил переночевать в кладовой рядом с пресловутой статуэткой, а наутро в кладовке никого не нашли, только кошка зловеще ухмылялась. Больше молодого человека никто никогда не видел.

В Кунсткамере хранились человеческие головы

Еще одно предание гласит, что некогда в запасниках Кунсткамеры имелись два стеклянных сосуда, в каждом из которых в спиртовом растворе находилась человеческая голова. Одна якобы принадлежала чиновнику и любовнику Екатерины I Виллиму Монсу, казненному Петром I, другая - экс-фаворитке Петра I Марии Гамильтон, которой отрубили голову за то, что она убила собственного ребенка, рожденного, правда, не от царственного возлюбленного, а от его денщика Ивана Орлова. Гамильтон также, будучи камер-фрейлиной императрицы, крала ее драгоценности.

В конце XIX столетия историк Михаил Семевский пытался отыскать емкости с головами в подвалах Кунсткамеры, но безуспешно. По одной из версий, они были захоронены по приказу Екатерины II.