Культура средневековья и древнего мира сравнение. Основные черты и особенности средневековой культуры

Оперирует богатейшим фактическим материалом в области истории и теории культуры, накопленным многовековой европейской традицией изучения культуры. Мыслители прошлого всегда стремились понять и оценить явления культуры, а современная культурология не только сводит воедино эти представления, но также анализирует и развивает их, опираясь на предыдущие теории и гипотезы. Периодизацию этапов становления культурологии можно вести по разным основаниям. Так, используя в качестве основания общий ход развития науки, выделяют следующие периоды развития культурологии: доклассический (античность. Средневековье), классический (Возрождение, Новое время, XIX в.), неклассический (конец XIX — первая половина XX в.), постнеклассический (вторая половина XX в.).

Доклассический период развития культурологии

В период античности и Средних веков не было создано специальных работ по проблемам культуры, но можно говорить о формировании самого понятия и его осмыслении в теоретических работах философов и мыслителей, посвященных общим проблемам развития общества и истории.

Античные представления о культуре

Еще на ранних этапах существования цивилизации люди догадывались, что они чем-то отличаются от животных, что есть четкая грань, отделяющая мир природы от человеческого мира. Гомер и Гесиод — знаменитые систематизаторы античных мифов — видели эту грань в нравственности. Греческие философы-софисты позже говорили о противопоставлении природного и нравственного начал, понимая нравственность изначально как то, что отличает людей от животных. Позже это отличие назовут «культурой».

Слово « » появилось в римской античности и произошло от глагола «colere» — возделывать, обрабатывать, ухаживать. Вначале этот термин использовали, обозначая «обработку земли, почвы». В этом значении его применял известный римский политик Марк Порций Катон (234-149 до н.э.), написавший дошедший до наших дней трактат «De agri cultura» (160 до н.э.). Мы говорим о культивировании каких-то сортов растений, используем термины типа «культура картофеля», пользуемся сельскохозяйственными машинами, которые называются «культиваторы».

Отправной точкой в формировании научных представлений о культуре принято считать книгу выдающегося римского оратора и философа Марка Туллия Цицерона (106-43 до н.э.) «Тускуланские беседы» (45 до н.э.). В этой книге Цицерон применил слово «культура» в переносном смысле. Подчеркивая отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, он этим словом обозначил все созданное человеком в отличие от мира, созданного природой. Таким образом, он противопоставил понятия «культура» и «натура» (природа). С тех пор мир культуры воспринимается как результат деятельности людей, направленной на обработку и преобразование того, что создано непосредственно природой.

При этом культура по-прежнему понималась как возделывание и уход. По отныне считалось, что объектом такой обработки может быть не только земля, как полагали до сих пор. но и сам человек. Цицерон говорил, что дух. разум человека необходимо возделывать та к же, как крестьянин возделывает землю. Именно «обработка разума», развитие мыслительных способностей человека есть истинное призвание свободного гражданина в отличие от рабов и низших сословий, уделом которых является физический труд — обработка земли. Можно сказать, что культура понималась как совершенствование души при помощи философии и красноречия, воспитания и образования человека.

Античное понимание культуры гуманистично, в его основе лежит идеал человека, т.е. человека-гражданина, подчинявшегося законам своего полиса и выполнявшего все гражданские обязанности, человека-воина, защищавшего его от неприятеля, человека, способного наслаждаться прекрасным (последнее верно лишь для греческой античности). Достижение этого идеала и было целью культуры. Поэтому культура понималась как определенные моральные нормы, а также характер усвоения этих норм. В силу таких представлений первое значение термина «культура» стало отождествляться с воспитанием и образованием, которые способны развить в человеке разумную способность суждений и эстетическое чувство прекрасного, позволявшие ему обрести чувство меры и справедливости в делах гражданских и частных. Такая система воспитания и образования — пайдейя — существовала в Древней Греции. Ее результатом было не формирование профессионала в какой-то области, а совершенствование человека как личности. При этом человек не терял единства с природой, которая понималась как космос — универсальный миропорядок. В основе этого порядка лежат закон, существующий как в природе, так и в обществе. Таким образом, культурный человек воспринимал свою жизнь как естественное продолжение этого природного порядка.

Этим представлениям соответствовало циклическое переживание времени, свойственное античности. Грекам было близко понятие вечности, в истории они видели постоянное повторение, воспроизведение общих законов, независимых от специфики общества. Это приводило к циклической схеме развития истории и культуры, в соответствии с которой развитие общества представляет цикл, проходящий от золотого века к серебряному, медному и, наконец, железному. В такой модели золотой век находился в прошлом, поэтому для античного мировоззрения характерна обращенность в прошлое, считающееся идеалом. Современное состояние культуры — лишь определенная степень отклонения от него. Максимальное отклонение железного века должно привести к кризису культуры, который через потрясения и катаклизмы вернет общество в золотой век, после чего начнется новый цикл развития.

Средние века о культуре

Если в основе античной культуры лежало признание вечности космоса, существующего на основе универсального космического закона, который обеспечивал стабильность мирового порядка, стоявшего выше богов, также подчинявшихся ему, то Средневековье потеряло эту уверенность и целиком обратилось к Богу . Отныне Бог считается творцом мира, единственной подлинной реальностью, стоящей выше природы, им же созданной. Смысл мира заключается только в Боге, а сам мир видится огромным хранилищем символов, все предметы и явления материального мира считаются лишь письменами в божественной книге природы. Так, Луна — это символ божественной церкви, ветер — символ Святого Духа и т.д. Знающий человек мог «прочесть» весь окружающий мир. Так, в Средние века впервые появилось представление о предметах и явлениях мира как о текстах, развившееся в XX в. до символических теорий культуры и представлений о культуре как о тексте.

В этих условиях по-новому начинает осознаваться и культура — не как воспитание меры, гармонии и порядка, а как преодоление ограниченности человека, культивирование неисчерпаемости, бездонности личности, ее постоянное духовное совершенствование. Культура превратилась в культ, и термин «культура» более не использовался.

Средневековье привносит в культуру новое понимание счастья. Античность утвердила тезис «человек есть мера всех вещей», поэтому оракул повелевает Сократу: «человек — познай самого себя». Ибо человек — сам микрокосм. Познавая микрокосм, мы познаем макрокосм. Средневековье подходит к этой проблеме иначе. Счастье — в познании Бога (Абсолюта, макрокосма). Так как Бог — все, то и в человеке есть божественная частица, а что в человеке не божественное, то от Сатаны, это — то греховное, телесное, которое надо изгнать, преодолеть, чтобы возвыситься до божественного.

В античности культура понималась как мера, норма, «золотая середина», гармония, а в Средневековье культура — вечное возвышение, восхождение к идеалу, абсолюту, беспредельному. Поэтому для античности культура есть что-то абсолютно достижимое, налично существующее в человеке и обществе, тогда как в Средние века культура для человека всегда что-то относительное, получающее свое обоснование только в Боге. Культура — это процесс преодоления греховности и утверждения сакральности, божественности, и данный процесс бесконечен.

Отказалось и от циклического представления о времени, основанного на идее вечности. Крупнейший средневековый мыслитель Августин Блаженный (354-430) ввел понятие «стрелы времени» — движения истории от начала к концу, что разрывало временной круг античности. Отныне признавалось, что история и культура имеют смысл, данный им Богом и доступный человеческому пониманию. Августин говорил о развитии культуры как о постепенном пути к царству Божьему через внутреннее откровение Бога в человеке. Тогда же появилось понятие исторического прогресса, усложнения культуры, ее развития от низших форм к высшим. Критерием прогресса стало соответствие культуры высшим моральным ценностям. Культура любого народа также оценивалась с позиции се соответствия христианским моральным ценностям, которые считались универсальными. Это привело к рождению европоцентризма, который объявил Европу центром мировой цивилизации, проповедовал превосходство ее культуры над всеми остальными и необходимость ее распространения во все регионы земного шара.

Университет

Рыцарство

Карнавал

Краткий очерк культуры Средневековья (V-XV вв.)

Лекция 4

Средневековая культура: феномены карнавала, рыцарства, университета

Культура Средневековья мощно и зримо выразила себя в архитектуре в сформировавшихся художественных стилях – романском и готическом. Эта тема подробно представлена в учебных пособиях по курсу, поэтому студенты смогут изучить ее самостоятельно, обратив особое внимание на периоды развития романского и готического стилей во Франции, Испании, Италии, Германии.

Средние века в Европе определялись христианской культурой. Утверждался феодализм с сельской общиной и зависи­мостью человека от нее и феодала. Многие страны Европы самоопределились и укре­пились, центром культурного совершенствования становится не сово­купность городов-полисов или одна Римская империя, а весь европейский регион. На авансцену культурного развития выходит Испания, Франция, Голландия, Англия и другие страны. Христианство как бы объединяет их духовные усилия, распространяя и утверждая себя в Евро­пе и за ее пределами. Но процесс становления государственности у наро­дов Европы еще далеко не завершен. Возникают большие и малые вой­ны, вооруженное насилие выступает и фактором, и тормозом культурного развития.

Человек чувствует себя общинником, а не свободным гражданином, как в античном обществе. Возникает ценность «служения» Богу и феодалу, но не себе или государству. Рабство сменяет­ся круговой общинной порукой и подчинением общине и феодалу. Хри­стианство поддерживает феодальную сословность, подчинение Богу и господину. Церковь распространяет свое влияние на все основные сферы жизни общества, на семью, образование, нравственность, науку. Пресле­дуется еретизм и всякое нехристианское инакомыслие. С утверждения христианства в качестве государственной религии Римской империи (325 г.) оно жестко подчинило себе всю жизнь европейского общества, и так продолжалось до эпохи Возрождения.

Таким образом определяющей особенностью средневековой культуры, сутью феномена культуры Средневековья является мировоззрение, основанное на христианском вероучении. Теологическая система христианства охватывала любой из феноменов культуры, в свою очередь, любому из феноменов было свойственно свое определенное иерархическое место. Иерархичные представления воплотились в общественной жизни (сеньоры – вассалы; этика личного служения), в духовной сфере (Бог – Сатана).

Однако было бы неправильным и односторонним оценивать культуру Средневековья только негативно. Она развивалась и добивалась успехов. В XII в. во Фландрии был изобретен ткацкий станок без механического двигателя. Развивается овцеводство. В Италии и Франции научились производить шелк. В Англии и Франции стали строить доменные печи и использовать в них каменный уголь.



Несмотря на то, что знание подчиня­лось христианской вере, в ряде стран Европы возникают религиозные и светские школы, высшие учебные заведения. В X-XI веках, например, в высших школах Испании уже преподавали философию, математику, фи­зику, астрономию, право, медицину, а также мусульманское богословие. Активность римско-католической церкви, несоблюдение ее служителями норм нравственности и религиозного культа часто вызывали среди широких масс недовольство и насмешки. Например, в XII-XIII веках во Франции широкое распространение получило движение вагантов - бродячих поэтов, музыкантов. Они остро критиковали церковь за алчность, лицемерие и невежество. Возникает поэзия менестрелей и трубадуров.

Развивается поэзия и проза рыцарства, записываются шедевры народного эпоса («Песнь о Нибелунгах», «Песнь о моем Сиде», «Беовульф»). Широко распространяет­ся библейско-мифологическая живопись, иконописание. В духовности людей христианство утверждало не только покорность, но и положитель­ный идеал спасения. Следуя заветам Бога и почитая его, человек может достичь такого желательного своего состояния и состояния всего мира, которые характеризуются преодолением всякой несвободы и зла.

С XIV века европейское католичество испытывает острый кризис, по­рожденный внутренней борьбой пап и других иерархов за религиозную и светскую власть, несоблюдением многих священнослужителями норм морали, их стремлением к богатству и роскоши, обману верующих. Существенно обострился кризис католической церкви в результате действия инквизиции и крестовых походов. Католическая вера теряла свой статус духовной основы европейской культуры. Более ровно функционировало православие в Византии и других странах Восточной Европы.

Византия, или Восточная Римская империя, возникла в 325 г. после раскола Римской империи на Западную и Восточную. В 1054 г. происходит разделение и христианской церкви. В Византии утверждается право­славие.

Византийская культура существовала на протяжении 11 веков, являясь своеобразным «золотым мостом» между западной и восточной культурой. В своем историческом развитии Византия прошла пять этапов:

Первый этап (IV - середина VII вв.). Утверждается самостоятельность Византии, формируются: власть, военная бюрократия, основы «правильной» веры на традициях языческого эллинизма и христианства. Выдающиеся памятники середины V-VI вв. – мавзолей Галлы Плакидии в Равенне; Ипподром; Храм Софии (Анфимий и Исидор); мозаичные росписи церкви Сан Витале в Равенне; мозаики в церкви Успения в Нике; икона «Сергий и Вакх».

Второй этап (вторая половина VII - первая половина IX вв.). Отражаются нашествия арабов и славян. Этническая основа культуры консолидируется вокруг греков и сла­вян. Наблюдается отчуждение от западно-римских (европейских) элементов культуры. Церковь одерживает победу над светской властью. Ортодоксально-консервативные устои православия усиливаются. Куль­тура все более локализуется, приобретает самобытность, тяготеет к восточным культурам.

Третий этап (вторая половина IX - середина XI веков). «Золотой век» византийской культуры. Возникают школы, университеты, библиотеки.

Четвертый период (вторая половина XI - начало XIII вв.). В 1071 г. Византия терпит поражение от турок, в 1204 г. ее подчиняют себе рыцари четвертого Крестового похода. Образовавшаяся Латинская империя теряет авторитет власти. Охранительную и объединительную функции берет на себя православная церковь. Культурное развитие су­щественно замедляется.

Петый этап (1261 - 1453 гг.). После освобождения от власти рыцарей-латинян Византия не смогла восстановить былое величие из-за внутрен­них смут и междоусобиц. Получают развитие: религиозно-литературное творчество, богословие, философия, миниатюра, икона, фресковая живопись.

После взятия турками Констан­тинополя в 1453 г. Византия прекратила свое существование.

Особенностями византийской культуры являются:

· православие как ортодоксально-консервативный вариант христианства в качестве духовной основы

· малая степень потерь со стороны завоевателей в сравнении с западно-римской культурой

· культ императора как представителя и выразителя светской и духовной власти

· охрана власти императора, сохранение единства государ­ства усилиями православной церк­ви

· традициона­лизм и канон символов веры православия

С 622 г. возникает сначала в Мекке, затем в Медине на Аравийском полуострове новая религия - ислам (покорный богу). Духовные основы средневековой арабо-му­сульманской культуры имеют некоторые общие черты с христианством по представлениям о боге и единобожию, по соотношению бога и бытия, бога и человека.

Утверждение христианства и ислама как монотеи­стических религий способствовало общему развитию культуры многих народов, формированию исторически новых ее типов.

В лекции более подробно раскрываются феноменальные явления средневековой культуры: карнавал, рыцарство, университет, - что позволит постичь одновременно и универсализм, и глубину противоречий средневековой культуры, черты которой сохранились в культуре вплоть до XXI века.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте краткую характеристику культуры европейского Средневековья.

2. Поясните, в чем заключена сущность средневековой культуры.

3. В чем, по Вашему мнению, состоит уникальность Византийской культуры?

4. Охарактеризуйте самый знаменитый памятник византийской архитектуры – Храм Святой Софии в Константинополе.

5. Что относят к особенностям византизма?

6. Приведите реалии современной жизни, которые можно считать наследием Средневековья (институт, символика, памятник архитектуры, обычай, традиция, одежда, пища, напиток, пряности).

В период средневековья наблюдается особое влияние христианской церкви на формирование менталитета и мировоззрения европейцев. Взамен скудной и тяжелой жизни религия предлагала людям систему знаний о мире и законах, действующих в нем. Именно поэтому средневековая культура целиком и полностью проникнута христианскими идеями и идеалами, которые рассматривали земную жизнь человека как подготовительный этап к предстоящему бессмертию, но уже в другом измерении. Люди отождествляли мир со своеобразной ареной, на которой противоборствовали небесные силы и адские, добро и зло.

Средневековая культура отражает историю борьбы государства и церкви, их взаимодействие и реализацию божественных целей.

Архитектура

В 10-12 веках в западноевропейских странах господствует который по праву считается первым каноном средневекового зодчества.

Светские строения отличаются массивностью, для них характерны узкие оконные проемы и высокие башни. Типичные особенности архитектурных сооружений романского стиля - купольные конструкции и полуциркульные арки. Громоздкие постройки символизировали могущество христианского бога.

Особое внимание в этот период уделялось монастырским зданиям, так как они совмещали жилище монахов, часовню, помещение для молитв, мастерские и библиотеку. Главный элемент композиции - высокая башня. Массивные рельефы, украшающие фасадные стены и порталы, являлись основным элементом храмового декора.

Средневековая культура характеризуется возникновением еще одного стиля в архитектуре. Он носит название готический. Этот стиль смещает культурный центр из уединенных монастырей в многолюдные городские кварталы. При этом главным духовным сооружением считается собор. Первые храмовые здания отличаются стройными колоннами, уносящимися ввысь, вытянутыми окнами, расписными витражами и «розами» над входом. Изнутри и снаружи они украшались рельефами, статуями, живописью, подчеркивающими основную черту стиля - устремление вверх.

Скульптура

Обработка металлов используется преимущественно для производства

КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ».

__________________

______________________________________________

ВАЖНЕЙШИЕ ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Средневековая эпоха охватывает более чем тысячелетний период господства феодализма, сменившего греко-римскую рабовладельческую цивилизацию. С рождением средневекового общества в историю вошли новые территории и народы, уже не ограниченные одним Средиземноморьем и прилегающими областями.

Западноевропейский культурный тип сложился на основе синтеза античного наследия, христианства и духовного развития германских племен. Главную же роль в становлении и развитии средневековой культуры сыграло христианство.

Термин «средние века » ввели в употребление итальянские гуманисты эпохи Возрождения (XV век). Средневековьем они назвали эпоху, отделяющую их. Новое время, от классической древности. С тех пор в историческую науку прочно вошло деление всемирной истории на древнюю, среднюю и новую.

Оценка средневековой культуры итальянскими гуманистами была в целом негативной: они считали средние века «темными столетиями», «темной ночью христианства», перерывом в развитии культуры и т.п. Тем не менее, констатируя факт во многом негативной роли церкви в средние века, все же не следует забывать, что средневековая эпоха заложила основы культурной общности Европы, что тогда сложились современные европейские языки, возникли новые государства, были открыты новые земли, было изобретено книгопечатание и многое другое. И если в античных Греции и Риме не были использованы многие выдающиеся открытия и гениальные догадки греческих и римских ученых (потому что дешевый рабский труд делал ненужным применение машин и механизмов), то Средневековье началось с широкого распространения водяных колес и ветряных мельниц.

Средневековая культура обладала рядом отличительных особенностей: это символизм и аллегория (иносказательность), тяга к обобщенности, универсализму, анонимность большинства произведений искусства и пр.

Важнейшей чертой средневековой культуры является ее теоцентризм , господство религиозного мировоззрения, в основе которого лежала христианская теология. Средневековое мироощущение было основано на представлении о двойственности мира , который, согласно теологическим взглядам, делился на видимый, осязаемый, воспринимаемый человеческими чувствами земной мир и мир небесный , идеальный, потусторонний, существующий в нашем воображении. При этом главным считался высший, небесный, «горний » мир, а земное существование («дольний мир »)рассматривалось лишь как отражение бытия небесного мира. Из учения о дуализме мира исходила символика средневекового искусства: в расчет брались лишь символы, т.е. скрытый смысл реальных предметов и явлений.

Подобно тому, как мир делится на две части, так и в человеке, с точки зрения христианства, присутствуют два начала - тело и душа. Разумеется, душа первенствует над телом, называемым «темницей души». Поэтому в средние века усмирение плоти считалось высшей добродетелью, а идеалом человека были монахи и аскеты, добровольно отказавшиеся от мирских благ.

Господство религиозного мировоззрения в средние века предопределило особенности средневекового искусства. Практически все его творения служили религиозному культу, воспроизводя образы не реального, а потустороннего мира, пользуясь языком символов и аллегорий. В отличие от античного средневековое искусство почти не выражало радость земного бытия, а располагало к созерцанию, глубокому размышлению и молитве. Его не интересовало детальное, конкретное изображение пространства или человека: ведь подлинно реальным, истинным представлялся лишь «горний» мир. Поэтому искусство средних веков передавало только типичное, общее, а не индивидуальное и неповторимое.

Господствующая роль церкви в средние века привела к тому, что наиболее распространенным и популярным жанром средневековой литературы (особенно в раннее Средневековье) были жития святых ; самым типичным образцом архитектуры являлся собор ; самым распространенным жанром живописи - икона , а излюбленными образами скульптуры - персонажи Священного Писания .

Влияние религии и христианской церкви было особенно сильным в первые века Средневековья. Но по мере усиления светских тенденций в культуре из-под контроля церкви постепенно вышли светские жанры литературы, театр, городская культура, развивавшееся научное знание и др.

Историки подразделяют средневековую эпоху на три этапа , соответствующие стадиям становления, расцвета и упадка феодализма. Так, V-Х века охватывают период раннего Средневековья , когда на обломках Западной Римской империи рождалась новая феодальная Европа. Массовые вторжения различных племен (кельтов, германцев, славян, гуннов и др.) на римскую территорию (этот процесс получил название Великого переселения народов) привели к образованию в Европе так называемых варварских королевств: Вестготского - в Испании, Остготского - в Италии, Франкского - в Галлии и др. В этот период наблюдался значительный хозяйственный, политический и культурный упадок, связанный с бесконечными войнами и сопровождавшими их разрушениями.

С конца Х века в Западной Европе начинается период бурного развития, затронувшего самые разные сферы: экономическую, технологическую, политическую, социальную, религиозную, художественную и пр. На смену варварским королевствам приходят сильные национальные государства - Франция, Англия, Испания, Португалия, Италия, Германия, - в которых средневековая культура переживает пору своего расцвета. Подъем культурной жизни нашел выражение в появлении и расцвете новых архитектурных стилей - романского и готического , в развитии светских школ и университетов , в широком интеллектуальном движении и распространении образованности, в расцвете литературы и средневековой схоластики (школьной науки).

РОЖДЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ было итогом встречи античности и варварского мира:

1. Важнейшим истоком культуры раннего Средневековья было античное наследие, которое было усвоено и творчески переработано в V-X вв. Огромную роль в становлении средневековой культуры сыграла латынь , сохранившая свое значение как язык церкви, государственного делопроизводства, международного общения, науки и учености. Взаимодействуя с разнообразными местными наречиями (германцев, кельтов и пр.), латинский язык вскоре сделался непохожим на самого себя и стал в то же время основой развития европейских национальных языков. Латинский алфавит был воспринят и нероманизованными народами. Латынь была не только языком - носителем учености, но и единственным языком, которому обучали. В средние века «умение читать» означало «умение читать по-латыни». С другой стороны, в раннее Средневековье продолжала существовать масса местных народных диалектов и языков. Латинский язык в средние века был сакральным языком , гарантом единства веры. Ввиду господствующего положения латыни на раннем этапе Средневековья историки часто называют эту эпоху «латинским Средневековьем ». Повсеместно все Средневековье прошло в условиях сосуществования двух языков - местных и латыни.

В процессе усвоения культурного наследия античности важнейшую роль сыграла риторика . В Древнем Риме она была и частью образования, и неотъемлемым элементом римского образа жизни. В средние века риторическая культура сохранила свое значение и существенно повлияла на облик средневековой культуры.

Большое влияние на культуру раннего Средневековья оказала также римская система образования , которая дожила до VII в. Средневековье восприняло такой важный ее элемент, как система «семи свободных искусств » -septem artes liberates, обязательный набор школьных дисциплин, включавший грамматику, диалектику (логику), риторику, арифметику, геометрию, музыку и астрономию . Но если в римской риторической школе аудитория была достаточно узкой и состояла из избранных членов римского общества, то в раннее Средневековье в школы начали принимать и крестьян, и горожан, и рыцарей, и клириков. Все же старое римское классическое образование оказалось в средние века ненужным. Поэтому на смену античной школе пришла новая - монастырская , или епископская школа (в последних изучались «семь свободных искусств»). В раннее средневековье качество обучения было низким, т.к. содержание предметов было максимально приближено к нуждам церкви. Так, риторика рассматривалась как искусство составлять проповеди, диалектика - как умение вести беседу, астрономия сводилась к умению пользоваться календарем и вычислять даты христианских праздников. Каждому ученику школы полагалось знать песнопения и молитвы, основные события священной истории и несколько цитат из Библии. Таким образом, система образования в раннем Средневековье была достаточно примитивной и имела утилитарный характер.

2. Другим важнейшим источником культуры средних веков была духовная жизнь варварских племен , их фольклор, искусство, обычаи, особенности мировосприятия. Хотя наши знания о культуре варваров очень скудны, мы достаточно осведомлены, например, о складывании героического эпоса народов Западной и Северной Европы (древненемецкого, скандинавского, англосаксонского, ирландского). В народном сознании жили остатки дохристианской мифологии и культов, которые проникали даже в церковное искусство. Фольклор , одно из слагаемых средневековой культуры, породивший и народную поэзию, и сказки, стал основой героического эпоса.

Художественное творчество варваров представлено главным образом предметами прикладного искусства . Это богато украшенное оружие, культовая и обрядовая утварь, разнообразные фибулы, пряжки, застежки и предметы быта, свидетельствующие о высокоразвитой технике обработки металлов, кожи и других материалов. В произведениях искусства варваров предпочтение всегда отдавалось орнаменту .

Представления о могучих германских и кельтских богах, героях и их борьбе со злыми силами породили причудливые орнаменты так называемого «звериного» стиля, в котором изображения фантастических животных вплетались в замысловатые узоры. «Звериный» стиль впоследствии широко применялся в прикладном искусстве и в романской архитектуре. В раннесредневековую ирландскую и английскую миниатюру проникли образы ирландских саг (былин), кельтские языческие символы, встречающиеся даже в изображениях святых. А строительная техника варварских племен, воплощенная в деревянном зодчестве, составила славу бургундских и нормандских плотников.


Похожая информация.


И все же средневековая культура сохранила некоторые культурные формы, созданные Античностью (прежде всего Римом). Правда, очень часто в урезанном, поверхностном виде. И всегда в связи с новыми ценностями и целями. Например, средневековое образование продолжало строиться как и позднеантичная система «семи свободных искусств»: сначала изучали грамматику, риторику и диалектику, потом геометрию, арифметику, музыку, астрономию. Но в Античности образованность имела самостоятельную ценность, а невежественный человек никогда не становился до конца свободным, оставаясь рабом своих страстей и внешних обстоятельств. В Средние века образование было прежде всего средством для богослужебной практики и управления государством. Некоторые дисциплины, в частности, риторика, полностью изменили свой смысл. В раннее Средневековье риторика стала искусством скорее письменного, а не устного слова, практикой искусного составления деловых документов, а не искусством прекрасно говорить. Арифметика формировала навыки счета и решения задач, но никак не связывалась с познанием сущности мира как в Античности.

Основание средневекового богословия было античным. Несколько веков христианская философия развивалась еще в рамках Античности. Христианство вынуждено было отстаивать свои идеалы, находясь в культуре с глубоко развитой системой онтологии, гносеологии, логики, с утонченным искусством полемики. Бороться с языческой философией, которая начала проникать в христианство в форме ересей, можно было только ее же средствами. Возникающее богословие опиралось прежде всего на античный неоплатонизм. Но в отличие от Античности, философия в Средние века перестает быть последним способом постижения истины. Выше нее становится вера.

Церковная организация раннего Средневековья еще достаточно долгое время продолжала строиться по принципу античных полисов: относительно независимые митрополии, а затем патриархии создавали единый союз. Хотя римские епископы задолго до фактического разделения церквей в 1054 г. стремились к созданию централизованной церкви и реально обладали особыми правами (поскольку апостолами Петром и Павлом была основана именно Римская Церковь, а значит именно Рим сохраняет чистоту вероучения). Но и здесь христианство заимствовало только форму. Ведь основным достоянием полисной организации была свободная гражданственность, а христиане, даже епископы, были рабами, пусть и Божьими.

Несомненно влияние Античности и на средневековое искусство. Купольный храм, базилика как архитектурные формы были заимствованы из римской культуры. В скульптуре использовались традиции античных мастеров. Связь иконописи и греческой живописи проявлялась в технике, форме, а вначале и в использовании античного сюжета в качестве символа для сюжета христианского. Но искусство в Средние века призвано прежде всего приблизить человека к Богу, вечности, освободиться от природного начала, а не подчеркнуть гармонию телесного и духовного, материи и формы.

Сохраняется и языковая преемственность древнеримской и средневековой культуры. Латынь остается языком учености и церковной проповеди. Однако людей, которые считали этот язык родным, становится все меньше. К 8 в. во многих варварских королевствах население перестало понимать латынь.

Примечательно, что Средневековью была известна очень небольшая часть античного книжного наследия. Причем в качестве образцов использовались в основном тексты тех античных авторов, которые самой Античности были практически неизвестны, а о тех, кто определял развитие научной мысли Греции и Рима, в Средние века знали очень мало. Например, из работ Платона до 12-13 вв. изучалась только часть диалога «Тимей». Евклид, Архимед, Птолемей были надолго забыты. При этом авторитетным географом становится Юлиан Солин (3 в.), работы которого содержат фантастические описания стран и явно тяготеют к мифу.

В большей степени античное культурное наследие сохранилось в Византии и именно она осуществила синтез античной и христианской традиции и стала одним из посредников в передаче античного наследия Европе.

Главным явлением культурной жизни поздней Античности, которое перешло в Средневековье, став его фундаментом, было христианство. Уже к концу 4 в. большинство населения Римской империи было, хотя бы формально, христианским. На фоне развала Античной цивилизации только церковная организация смогла сохранить свою жизнеспособность и стать культурно-объединительной силой Европы.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Минск 2007
УДК 008(076.6) ББК 71.оя7 Л24 Серия основана в 2001

Особенности культурологии
Чаще всего изложение содержания той или иной науки в учеб­ном курсе вуза начинают с выяснения содержания понятия, которым обозначается эта наука. Термин "культуролог

Культурология как интегративная научная дисциплина
Что же касается культурологии, то она представляет собой ин-тегративную научную дисциплину, которая изучает культуру и с точки зрения

Задачи и функции культурологии
Определив предмет культурологии и ее своеобразие как инте­гральной отрасли научных знаний о целостном и динамично разви­вающемся феномене культуры, можно сформулировать ее основные

Материальная культура
Материальная культура имеет достаточно сложную структуру. Ее основой является предметно-продуктивные элементы. Последние, в свою очередь, включают культуру производства, жиз

Духовная культура
К базисным элементам духовной культуры относятся: обычаи; нравы; законы ценности Обычаи, нравы, законы являются разновидностью

Основные подходы к исторической типологии культуры
Существуют следующие подходы к исторической типологии культуры. Эволюционистский. В его основе лежит идея единства культурно-исторического процесса. Ку

Культура социально-этнических общностей
Культура социально-этнических общностей – это иной ракурс рассмотрения человеческой культуры, в котором особое место занимает анализ культуры с точки зрения ее разделения на различ

Профессиональная и народная культура
К числу различных типов культуры относятся профессиональная и народная культура. Профессиональная культура отличается от народной

Экономические предпосылки и социальные функции массовой культуры
Истоки широкого распространения массовой культуры в современном мире кроются в коммерциализации всех общественных отношений. Стремление видеть товар в сфере духовной деятельности в

Доминирующая культура, субкультура, контркультура
Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются большинством членов общества. Эту совокупность принято называть доминирующей культур

Экономическая культура
Напомним, что экономикаявляется социальным институтом, предназначенным для производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Экономическая культура

Политическая культура
Политическая культура включает в себя совокупность способов политической деятельности, знаний, ценностных ориентаций и норм политического поведения социальных г

Правовая культура
Правовая культура является важной составляющей современной культуры. Правовые отношения охватывают в настоящее время практически все сферы жизни общества, распр

Функции правовой культуры
Интеграционная. Система права призвана обеспечивать согласие в обществе, способствовать предупреждению конфликтных ситуаций. Регулятивная функция

Нравственная культура
Нравственная культура является одним из главных оснований духовной жизни общества. Наряду с правом, сфера нравственности выступает основным механизмом регуляции

Религия и культура
Религия как взгляд на мир и метафизическое свойство человеческого самосознания является одной из конститутивных черт культуры. Вплоть до Нового времени она определяла духовную культ

Художественная культура; искусство; эстетические ценности; художественный образ; художественное творчество; художественный стиль
Художественная культура - одна из составляющих в системе функционирования «второй природы» человека. Пожалуй, это один из наиболее устойчивых

Художественная культура
Художественная культура осваивает сферу художественных ценностей, которые имеют самое непосредственное отношение к эстетическим ценностям, представленным в куль

Искусство как познание
Искусство – это особый род познавательной деятельности, который связан со спецификой взаимоотношений между субъектом и объектом в процессе познания. Для научног

Знаково-символическая функция искусства
Сущность знака такова, что он, имея собственную природу, является замещением некоторого смысла. Можно ли говорить о том, что искусство лишь передает и вызывает в сознании человека некоторые значени

Искусство как катарсис
Еще в античной Греции древние мыслители обращали внимание на то, что искусство обладает особой способностью гармонизировать внутренний мир человека, формировать определенные нравств

Основные черты первобытной культуры
Первобытность является исторически первым и самым продолжительным этапом развития человеческой культуры. Вопрос о временных рамках этого периода вызывает много споров. В целом приня

Антропоморфизм
Антропоморфизм (от греч. антропос – человек, морфэ – форма) – наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, растений и живот

Традиционализм
Традиции играют важную роль в любой культуре, выступая каналом передачи накопленного опыта. Но в первобытности они имели особое значение, поскольку именно вокруг традиции и в связи с традицией было

Духовная культура первобытного человека
Традиционализм первобытной культуры приводил к тому, что все значимые формы поведения представляли собой социально санкционированную, строго регламентированную символическую систему действий -

Формы религии
Среди исследователей религии нет однозначного мнения по поводу того, какие формы первобытных верований можно считать религией. Ряд исследователей не относят к религии магию (Дж.Фрэз

Магия как способ познания и освоения мира
Под магией понимают систему обрядов, с помощью которых человек может сверхъестественным образом воздействовать на природу, людей и духов. Магия связана с пре

Миф как основная форма архаического сознания
Особенности мифа как способа мировосприятия связаны с образно-чувственным, символическим, синкретическим характером представлений о явлениях природы и общест

Культура древних обществ Востока
Древние цивилизации – это особое социально-историческое явление, противостоящее доклассовому и догосударственному, догородскому и догражданскому, наконец, что очень важно, дописьмен

Древний Египет
Древний Египет – государство в северо-восточной Африке, в нижнем течении р. Нил, одно из древнейших государств в мире. Природные условия стали существенным фактором развития древнеегипетск

Древняя Индия
В долине реки Инд уже в III-II тыс. до. н. э. существовала яркая и самобытная культура. Культура Мохенджо-Даро и Хараппы (названы по месту обнаружения древнейших городских поселений) конца III тыс.

Древний Китай
Китайский народ создал особый тип культуры, отличающий его от культуры других народов. Длительное время живя в изоляции, он создал оригинальную цивилизацию с особым типом взаимоотношений человека и

Характерные черты древнегреческой культуры
Термином «античная культура» обозначают культуру Древней Греции и Древнего Рима с XIII-XII вв. до н.э.и до IV-V вв. н. э., связанную с зарождением, расцветом и упадком рабовладельче

Мифология
Большую роль в оформлении античной культуры сыграла мифология. Сами по себе мифы представляют собой архаические повествования о деяниях богов и героев на основе фантастическ

Древнеримская культура
Древний Рим сыграл ключевую роль в истории европейской, да и мировой культуры. Комплекс стран и народов, который мы до сегодняшнего дня обозначаем словами "Западная Европа&quo

Архитектура
Высокого уровня развития достигла архитектура, которая испытывала сильное влияние этрусской и греческой. Но в то же время, в сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, подавляющие челов

Наука и искусство
В сравнении с литературой достижения науки не столь значительны. Хотя и получили определенное распространение географически, медицинские знания, но все более становились заметны признаки регресса.

Истоки средневековой культуры
Европейское средневековье начиналось фактически с культурной катастрофы предшествующей, античной цивилизации. Вместе с разрушением римской государственности стремительно исчезают ценностные основан

Христианство в культуре Средних веков
Христианство выступает мировоззренческим основанием Средневековья, откладывая отпечаток на все сферы духовной и материальной жизни. Система ценностей в Средневековье имеет своим абс

Язычество в средневековой культуре
После захвата Империи германскими племенами, Римская Церковь столкнулась с необходимостью обращения в христианство варварских народов, сознание которых было гораздо более архаичным, чем античное. К

Карнавальный, смеховой характер народной культуры
Карнавальный, смеховой характер народной культуры – важная особенность культуры Средних веков, ярче всего проявившаяся в городах. Карнавал я

Образование и наука в Средние века
Грамотность была не реальностью, а идеальным символом культуры. Грамотных было не так уж много, книга – редкость. Бытовая реальность – поющий народ. Но фигура писца становится выше, благороднее фиг

Рыцарская культура
Воинское сословие являлось необходимой составляющей как античной, так и германской культуры. Но там воин был только наемник, он служил своему господину или вождю. На протяжении всего раннего Средне

Художественная культура Средневековья
Средневековое мировоззрение обусловило специфические черты искусства этой эпохи: Обращенность к Богу. Искусство должно было сводить человека с Богом, ставить перед его образом, прич

Формирование культуры Возрождения
Прежде всего, следует отметить значение самого термина «ренессанс» или «возрождение». Речь идет, прежде всего, о возрождении античных идеалов – в самом широком понимании – как нормативных, определя

Идеи античного гуманизма
Другая важнейшая идея, которая была сформулирована в рамках эпохи Возрождения – идея божественного начала в человеке, причем предпочтительным является тип активного социального поведения, поисков и

Наука и искусство
Зарождавшееся научное видение мира неразрывно связано с художественной практикой эпохи Возрождения. Ни один из великих художников этого времени, будь то Леонардо да Винчи, Микеланджело или Альбрехт

Северное Возрождение
Северное Возрождение, к которому относят Францию, Германию, Нидерланды и т.д., переняло гуманистические идеи итальянского Возрождения, но при этом в культуре этих стран оставались т

Культура белорусского народа эпохи Возрождения
Гуманистические идеи Возрождения коснулись важнейшей сферы духовной жизни средневековой Европы – церкви. Возникают идеи возвращения к подлинным смыслам религиозных отношений, которы

Эпоха капитализма
XVII век открыл новую эпоху – эпоху капитализма. В это же время протестантизм дал мощный импульс к рационализации всех видов деятельности и созданию науки Нового времени – опытного знания. Он освящ

Развитие европейской науки
В конце XVI – н. XVI в. Галилей заложил основы новой механики-динамики, сделал важные открытия в области астрономии, И.Кеплер обобщил астрономические наблюдения в математических формулах (законы Ке

Развитие просветительского движения
В конце XVII- н. XVIII вв. в европейской культуре возникла идеология Просвещения, проповедовавшая приоритет науки, разума в жизни личности, общества, государства, идею воспитания совершенного челов

Развитие науки в X1X веке
X1Xвек – время расцвета классического естествознания, создания единой системы наук. Появились первые научные лаборатории, работавшие на промышленность. Научные открытия все более в

Развитие искусства и архитектуры
Великие сдвиги в развитии науки и техники оказали огромное влияние на художественную культуру. Определяющими художественными направлениями становятся классицизм, романтизм, критический реализм

Культура XX века
Двадцатое столетие вошло в историю как самое трагическое и кровопролитное. Его главная отличительная черта – мощный взлет науки и техники на фоне гигантских столкновений, революций

Наука в культуре ХХ века
Дискуссии о сущности и роли различных типов культур неизбежно выходили на проблемы, связанные с выяснением места науки в современном обществе. Тем более, что в 20 в. наука как особый социокультурны

Художественные направления в культуре XX века
Основные новации в культуре, возникшие в первой половине XX века, формировались преимущественно в русле модернизма, ставшего специфическим путем

Музыкальная культура ХХ столетия
Музыкальная культура XX столетия более отчетливо, чем художественная литература, характеризуются поисками модернистских средств и форм художественного выражения. Это отчетливо

Современное понимание цивилизации
Слово “цивилизация” происходит от латинского “civilis” – гражданин, городской житель. Еще в античности оно использовалось для определения качественного отличия античного мира от вар

Основные идеи современной цивилизационной теории
Остановимся подробнее на основных идеях ученых-основателей современной цивилизационной теории. Теория локальных типов Н.Я.Данилевского (1822-1885). В своей главной

Развитие цивилизационной теории локальных культур
П.Сорокин (1889-1968) в своих работах обобщил основные положения теории локальных культур и высказал целый ряд критических замечаний, что способствовало дальнейшему развитию цивили

Формирование мировой цивилизации
Сегодня очевиден тот факт, что мир становится все более взаимозависимой социальной системой. Возникла тесная экономическая интеграция; сформировалась система международного разделения труда; были с

Природа
Природа - одно из наиболее широких понятий. Явления и объекты природы – это и свет далеких звезд, и взаимопревращения мельчайших элементарных частиц, бескрайние просторы океана и пр

Натуралистические концепции культуры и человека
Натуралистические концепции культуры и человека - это совокупность философских и теоретических взглядов, сводящих сущность человека к природным началам, а его деятельность, в т. ч.

Современные формы натурализма
Современные формы натурализма отличаются от традиционных. В настоящее время рассуждения о человеческой природе, о связи природы и культуры, природы и человека находят выражение в са

Экология
Экология- понятие, происходящее от греческого oikos - дом, Родина; возникло как обозначение отрасли науки, исследующей отношения между людьми и окружающей их природой, их “е

Взаимодействие культуры и личности
Культура есть специфический человеческий способ деятельности, направленный на создание духовных и материальных ценностей, результатом которого является динамическая система символов

Этапы взаимодействия культур и личности
Разумеется, эти три компонента изображенной усеченной пирамиды тесно связаны между собой таким образом, что достаточно устранить один из них, чтобы вся система культуры была разруше

Социализация личности
Культура, создаваемая творческой деятельностью человека, приняв форму воплощения идеала, замысла в конкретное произведение, будь то роман, опера, скульптура, храм, религиозная доктрина и т. п., сам

Возникновение различных психокультурных типов личности
Существующее в современном обществе многообразие вариантов сопряженности культуры и личности приводит к возникновению различных психокультурных типов личности. В настоящее в

Язык как элемент культуры
Язык– один из основных элементов культуры, важное средство коммуникации. Почему же возникла необходимость в языке? На заре развития человеческого общества у формирующи

Процесс возникновения языка
Сейчас на земном шаре нет ни одного языка, который сохранил бы память об этих ранних этапах развития. На основании данных многих наук можно проследить процесс возникновения языка. Палеоантр

Формы существования языка
Язык существует в различных формах – диалекты, социальные диалекты (профессиональная речь), просторечие, литературный язык. Диалекты – местные названия для совсем обыч

Формирование этнического самосознания
Языковые процессы тесно связаны с развитием этноса. Этносы характеризуются рядом признаков, среди которых выделяются биологические (расовое единство, общность происхождения); географические (единст

Исторический путь становления и развития белорусской культуры
Исторический путь становления и развития белорусской культуры является сложным и противоречивым. На этом пути были периоды настоящего взлета, но случалось и такое, когда само её сущ

Влияние социально-политических условий на развитие культуры
Особенно значительные события в развитии белорусской культуры связаны с социально-политическими преобразованиями, происшедшими на Беларуси после революций 1917 года - сначала феврал

Белорусское музыкальное и театральное искусство
Белорусское музыкальное искусство – это особая сфера художественной деятельности, получившая значительное развитие в 20 веке, благодаря творческим успехам музыкантов разного масштаб

Культурология
Курс лекций 3-е издание, дополненное В авторской редакции Ответственный за выпуск О.Н.