Кто является психологическим двойником раскольникова. Лужин и свидригайлов как двойники раскольникова в романе федора достоевского преступление и наказание. Значение системы двойников

На страницах романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание » перед нами раскрывается широкая панорама Петербурга середины прошлого века: мелькают картины городской жизни, люди, встречи, слышатся крики, ругань, споры. Среди персонажей великой книги много лиц, лишь на несколько минут привлекающих наше внимание, а есть люди с резко очерченными характерами, с собственными взглядами и убеждениями, которые по-разному влияют на главного героя и без которых роман просто не состоялся бы. Это семья Мармеладовых, Дуня, Порфирий Петрович, Лебезятников и некоторые другие.

Особое место в романе принадлежит «сильным мира сего» - Лужину и Свидригайлову, которых можно считать «двойниками» Раскольникова.

Сталкивая «идейного» убийцу с этими людьми, писатель глубже опровергает, обличает его теорию властелина и толпы, обнажает антигуманную, бесчеловечную суть этой теории. Картины социального зла, гениально нарисованные Достоевским, убедительно доказывают, что «основная тайна лежит в романе не в преступлении, а в мотивах преступления» (В. Шкловский). Вся окружающая жизнь укрепляет убеждение Раскольникова в том, что задуманное им убийство не противоречит человеческим законам. Он укрепляется в своем намерении не как уголовник, а как сторонник нравственной вседозволенности, индивидуалистического бунта против общества (кстати, показателен и смысл его фамилии: раскол в нем самом, раскол сознания, морали, поведения). Об этом говорят его суждения о «разрядах» людей, о праве «необыкновенной» личности на преступление, о том, как отличить «необыкновенную личность от «твари дрожащей». Но, совершив преступление, Раскольников, терзаемый муками совести, понимает, что он не из «разряда» «право имеющих»; он презирает себя за эти муки, за то, что оказался «тварью дрожащей », однако «теория» в его сознании не развенчана. В эти страшные для Раскольникова дни писатель сталкивает его с Лужиным и Свидригайловым - людьми, которые, не испытывая угрызений совести, постоянно преступают законы нравственности в своей повседневной жизни и считают себя вправе распоряжаться чужими судьбами.

Петр Петрович Лужин живет по принципу «возлюби прежде всего самого себя». Этот принцип позволяет ему, не задумываясь, унизить, погубить человека, растоптать чужую жизнь. Добиваясь власти над Дуней (он называет это любовью), Лужин хочет опоро - чить ее брата, убедив всех, что Соня Мармеладова, которой помогает Родион, не только проститутка, но и воровка. Незабываема душераздирающая сцена во время поминок у Мармеладовых, когда только случайность спасает Соню. У Лужина полностью отсутствует нравственное чувство, он не знает, что такое совесть, порядочность. Его бездушие ведет к неприкрытой подлости.

Свидригайлов - натура гораздо более сложная. Это не полный эгоист, как Лужин, не просто злодей и преступник. Потенциально он человек большой совести и большой силы. Но его поведение непредсказуемо, в нем часто проявляются зверские инстинкты. Достоевский показывает, что причина нравственной, а затем и физической гибели этого человека социальная. Он приходит к выводу, что справедливость в этом мире невозможна. Отсюда его отчаяние, презрение и недоверие к людям. В нем погибают добрые начала. Он делает добро и причиняет зло (вспомним его роль в судьбе Дуни) с одинаковым равнодушием - «от скуки». Но жить без веры в истину и добро невозможно - и он погибает, сам казнит себя. Сталкиваясь с этими людьми, Раскольников не может согласиться с их «моралью» и в то же время не может не признать, что они живут по его «теории», оправдывая свое презрение к «толпе», к «низшим». Ему нечем опровергнуть утверждение Свидригайлова, что они (он и Раскольников) «одного поля ягоды» и что между ними «есть точка общая».

Более того, Раскольников сам говорит Лужину: «А доведите до последствий то, что вы давеча проповедовали, так и выйдет, что людей можно резать», - тем самым обличая теорию, по которой хотел, но не смог («натура» победила!) жить. Отношение героя к «сильным мира сего» показывает, что он, видя в них своих «двойников» (хотя он ни за что не признается даже себе в этом), испытывает к ним глубочайшее отвращение и примкнуть к ним не может, не может принять мир людей, живущих по его «теории». В этом сила «натуры» Раскольникова, его превосходства над «сильными мира сего», над всеми лужиными и свидригайловыми. В этом - надежда на его нравственное возрождение и возвращение к людям.

Среди «двойников» Раскольникова можно выделить «светлых» и «темных», по-разному оттеняющих характер и мировоззрение главного героя.

Аркадий Иванович Свидригайлов барин , помещик , олицетворяющий собой нравственную деградацию дворянского сословия .

Свидригайлов воплощает собой идею вседозволенности . С точки зрения писателя, принятие этой идеи означает забвение Бога, попрание Его заповедей и каких-либо моральных законов. Вседозволенность лишает человека свободы воли, отдает его во власть дьявола и в конечном счете приводит к гибели. Свидригайлов преступает все нравственные преграды. Он не гнушается совращением молоденьких девочек, губит жену, шантажирует Дуню, пытаясь добиться ее благосклонности. В прошлом героя – темная история с самоубийством дворового человека Филиппа, доведенного до этого страшного шага Свидригайловым, другие тёмные истории.

Свидригайлов, при всей омерзительности его нравственного облика, неоднозначен. Он способен и на добрые дела. Об этом свидетельствует, например, помощь с его стороны сиротам Мармеладовым. И всё же добрые дела уже не могут его спасти. Закономерно самоубийство Свидригайлова – страшное преступление героя против собственной души.

Свидригайлов – . При всей противоположности натур двух персонажей (например, Раскольников необыкновенно целомудренный человек), между ними «есть какая-то точка общая», они «одного поля ягоды», как замечает сам Свидригайлов. Эта «общая точка» – вседозволенность.

Портретная характеристика героя, особенно «холодно-пристальный» его взгляд, акцентирует такие черты Свидригайлова, как душевная холодность, цинизм, равнодушие к человеческим страданиям .



Одно из ярких средств раскрытия образа Свидригайлова – описание его кошмаров , особенно тех, которые он переживает непосредственно перед самоубийством.

Петр Петрович Лужин преуспевающий чиновник (надворный советник), служащий в двух местах и одновременно занимающийся адвокатской практикой : он собирается открыть в Петербурге собственную публичную контору.

По словам Пульхерии Александровны, это «человек благонадежный и обеспеченный», при этом он «во многом разделяет убеждения новейших поколений наших» и, как замечает Дуня, «кажется, добрый».

Лужин – новый тип русской жизни , тип приобретателя, дельца , который не останавливается ни перед какими моральными препятствиями для достижения собственной цели.

Как и Раскольников, Лужин разработал свою «теорию» и действует в соответствии с ней. Это теория «целого кафтана» . Главная идея в этой теории заключается в сентенции, прямо противоположной по смыслу евангельской заповеди о самоотверженной любви к ближнему: «Возлюби прежде всех одного себя , ибо все на свете на личном интересе основано». Если «возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел...»

В душе Лужина совершенно атрофирована способность сердечно любить ближнего, её заменяет рациональный подход к человеку, расчет .

С иронией описывает автор внешность уже немолодого Лужина, выступающего в роли жениха : «В одежде...Петра Петровича преобладали цвета светлые и юношественные ». Запоминается и такая портретная деталь, как бакенбарды «в виде двух котлет» , которые «приятно осеняли» героя «с обеих сторон».

Наиболее ярко низость натуры Лужина раскрывается через его подлые поступки в отношении Раскольникова, Дуни и Сони.

Лужин, как и Свидригайлов, «тёмный двойник» Раскольникова . Его теория удивительным образом напоминает «моральную арифметику» , разработанную главным героем романа. Вводя в роман образ Лужина, Достоевский заявляет о своем неприятии рационализма . Это, по мысли писателя, склад ума, свойственный человеку Запада и чуждый русскому народу.

Среди персонажей, оттеняющих теорию Раскольникова, назовем студента , разговаривавшего в трактире с офицером о той же старухе-процентщице, о которой думал в тот момент Раскольников. «Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощью посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь – тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика! » – рассуждает студент, излагая по существу ту же идею, что вынашивал в своем уме Раскольников.

Андрей Семенович Лебезятников – мелкий чиновник, «один из самых передовых молодых прогрессистов », напоминающий Ситникова из романа Тургенева «Отцы и дети».

Лебезятников увлекается идеями Фурье и Дарвина , более всего – идеей женской эмансипации . Ужасающее положение Сони он рассматривает как нормальный статус женщины в обществе (хотя именно Лебезятников был категорически против того, чтобы Соня продолжала жить в одной с ним квартире).

Рассказывая о взглядах Лебезятникова, Достоевский пародирует вульгарные воззрения социалистов на человеческую природу . Как известно, многие социалисты считали, что характер человека целиком зависит от общества. «Всё от среды, а сам человек есть ничто », – заявляет Лебезятников.

При всей приверженности модным теориям Лебезятников сохранил в своей душе некоторые представления о чести и справедливости. Он с негодованием обличает Лужина, стремящегося оклеветать Соню.

Модные нигилистические идеи Лебезятникова, направленные на разрушение традиционных нравственных норм, можно истолковать как своего рода пародию на теорию Раскольникова – в её «сниженном» варианте. В этом смысле Лебезятникова также можно рассматривать в качестве своеобразного «двойника» главного героя в некоем шутовском обличии.

Некоторые персонажи оттеняют светлые стороны личности Рас­кольникова.

Соня Мармеладова главная героиня романа . Это дочь бедного чиновника , из-за невыносимо тяжелого положения семьи вынужденная стать публичной женщиной.

Соня, как и Раскольников, «преступила» , виновна перед Богом в смертном грехе. Недаром Достоевский называет своих героев «убийцей и блудницей».

Однако Соня, в отличие от Раскольникова, не поражена такой страстью, как гордость. Она живёт в глубочайшем смирении , понимая всю греховность своих занятий. Глубокая вера в Бога, сознание собственного недостоинства исамоотверженная любовь к ближнему помогают Соне понять Раскольникова и принять искреннее участие в его судьбе. В свою очередь, сердечная расположенность Раскольникова к Соне, его надежда на ее помощь, чувство нежности и благодарности, которое испытывает к ней герой, помогают самой Соне вырваться из страшного мира греха и начать новую жизнь.

Встречи Раскольникова с Соней (чтение евангельского текста о воскрешении Лазаря, молчаливое признание героя в убийстве, наконец, искренний призыв, с которым Соня обращается к Раскольникову, принять страдания и таким образом искупить собственную вину перед Богом и перед людьми) становятся важнейшими вехами духовного пробуждения главного героя романа.

Рисуя психологический портрет Сони, Достоевский подчеркивает детское простодушие и доброту героини. «Голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней... Несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком», – пишет Достоевский.

Соню можно назвать «светлым двойником» главного героя . Её сострадательная и самоотверженная любовь к Раскольникову возжигает угасший было свет в душе героя, пробуждает в нём совесть и помогает ему встать на путь покаяния. Поэтому мы можем говорить, что с образом Сони связана идея духовного возрождения Раскольникова.

Авдотья Романовна Раскольникова – сестра главного героя. Образ Дуни также оттеняет прежде всего светлые стороны души Родиона. По словам Пульхерии Александровны, Дуня – «девушка твёрдая, благоразумная, терпеливая и великодушная». Героиню отличают такие качества, как жертвенная любовь к ближнему, душевная чистота, целомудрие, искренняя вера в Бога, стойкость в испытаниях.

В то же время в характере Дуни, как и в характере Родиона, иногда проявляются самоуверенность и даже гордость . Об этих чертах, в частности, свидетельствует и портретная характеристика героини. Вот как Достоевский рисует её облик: «Авдотья Романовна была замечательно хороша собой – высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте ее и что, впрочем, нисколько не отнимало у ее движений мягкости и грациозности».

Дуня выступает в романе и как представитель мира «униженных и оскорбленных» , и как «новый человек» : вместе с Разумихиным она готова ехать в Сибирь, трудиться, жить высокими целями.

Пульхерия Александровна , мать Родиона, предстает перед нами как женщина глубоко верующая и самоотверженно любящая сына . Пульхерия Александровна оттеняет в главном герое такие качества, как доброта и любовь к ближнему .

Образы матери и сестры Раскольникова проясняют те светлые черты личности главного героя , которые в итоге взяли верх над его гибельными заблуждениями.

Дмитрий Прокофьевич Разумихин (настоящая фамилия – Вразумихин) – ещё один «светлый двойник» главного героя. Как замечает сам персонаж, его настоящая фамилия – Вразумихин , но многие зовут его Разумихиным.

Разумихин, по его собственному замечанию, «дворянский сын» . Несмотря на свое благородное происхождение, он чрезвычайно беден . Разумихин содержал себя сам, «добывая кой-какими работами деньги». Как и Раскольников, по причинам материального характера он вынужден на время оставить свои занятия в университете.

Автор описывает героя с нескрываемой симпатией: «Это был необыкновенно веселый и сообщительный парень, добрый до простоты . Впрочем, под этою простотой таилась и глубина , и достоинство ... Был он очень неглуп , хотя и действительно иногда простоват... Иногда он буянил и слыл за силача».

Достоевский акцентирует внимание читателя и на портретной характеристике героя: «Наружность его была выразительная – высокий, худой, всегда худо выбрит, черноволосый».

В отличие от меланхолика Раскольникова, Разумихин – оптимист . Достоевский замечает, что «никакие неудачи его никогда не смущали и никакие дурные обстоятельства, казалось, не могли придавить его».

Разумихин – лицо, близкое автору в идеологическом споре с Раскольниковым (третья часть, пятая глава, разговор Порфирия Петровича с Раскольниковым и Разумихиным). Будучи представителем молодого поколения и участником «общего дела» (под «общим делом» автор, вероятно, подразумевает не революционную борьбу, а участие молодежи в созидательной деятельности на пользу России), Разумихин резко критикует теорию Раскольникова , особенно «разрешение крови по совести» . Создавая образ Разумихина, Достоевский стремился показать, что далеко не вся прогрессивно мыслящая молодежь одобряет революционные действия , насилие как способ борьбы с социальным злом; писатель обнаруживает в молодежной среде не только нигилизм, но и созидательные устремления . Разумихин – «новый человек» в понимании Достоевского.

Характер Разумихина наиболее полно раскрывается в действенной помощи этого герояРаскольникову, его матери и сестре . Искренняя любовь Разумихина к Дуне выявляет лучшие душевые качества персо­нажа.

Образ Разумихина, человека доброго, сильного и благородного, помогает увидеть светлое начало и в душе его друга – Раскольникова.

Порфирий Петрович , по фамилии в романе не назван, – правовед , пристав следственных дел , то есть следователь. Именно Порфирию было поручено вести следствие по делу об убийстве старухи-процентщицы.

В системе двойников Раскольникова Порфирий Петрович занимает особое место. Это, можно сказать, двойник-аналитик . Обладая незаурядным умом, Порфирий исследует поведение убийцы с психологической стороны. Он первый догадывается о том, кто совершил преступление. Мало того. Сочувствуя Раскольникову, понимая его душевные терзания, Порфирий стремится помочь главному герою разобраться в себе, осознать ложность разработанной им теории, принести покаяние и принять страдания – единственное средство искупить собственную вину и вернуться к жизни.

Порфирий, кроме того, обладает насмешливым нравом и ярко выраженным чувством юмора , что, несомненно, помогает ему в общении с преступником.

Знаменательны три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем.

Во время первой встречи , на которой, кроме Порфирия и Раскольникова, присутствуют также Разумихин и Заметов, обсуждается статья Раскольникова «О преступлении», опубликованная в «Периодической речи» и содержащая изложение теории главного героя. В беседе с Раскольниковым Порфирий стремится осмыслить психологические мотивы преступления, совершенного «по теории», разобраться в самой теории . Уже во время первой встречи с Раскольниковым Порфирию становится ясно, что убийца – это он.

Вторая встреча происходит в отделении пристава следственных дел, куда Раскольников принес заявление о часах, заложенных у процентщицы. Порфирий, тщательно анализируя мотивы преступления и психологию преступника, прилагает все усилия к тому, чтобы разоблачить Раскольникова, однако неожиданный поступок маляра Миколки, решившего взять вину на себя, на время расстраивает планы следователя.

Наконец, третья встреча героев происходит на квартире Раскольникова. Порфирий уже не скрывает своей убежденности в том, что преступление совершил Раскольников, и советует ему учинить явку с повинной.

Порфирий дает наиболее четкую и выразительную характеристику дела Раскольникова : «Тут дело фантастическое, мрачное, дело современное, нашего времени случай-с , когда помутилось сердце человеческое... Тут книжные мечты-с, тут теоретически раздраженное сердце...»

Встречи Порфирия с Раскольниковым помогают главному герою осознать собственное преступление и в дальнейшем найти путь к преодолению пагубной теории. В образе Порфирия Петровича воплотились представления автора о справедливом правосудии .

Кроме собственно «двойников» главного героя, в романе много других персонажей, позволяющих автору нарисовать широкую картину эпохи, создать яркие психологические типы.

Старуха-процентщица Алёна Ивановна – фигура символическая . Она олицетворяет собой то зло, которое царит в мире и против которого направил свой бунт Раскольников.

На вид Алёна Ивановна – «ничтожная, злая, больная старушонка», по выражению студента, беседовавшего с офицером в трактире. Об этом свидетельствует описание её внешности : «Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая». Интерьер квартиры старухи также оставляет впечатление заурядности: «Небольшая комната... с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах... Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, – вот и вся мебель. В углу перед небольшим образом горела лампада. Все было очень чисто...»

Раскольников был убеждён, что, убивая ничтожную старушонку, он вроде бы и не совершает преступление – как будто убивает вошь. Между тем писатель стремится подчеркнуть, что старуха, несмотря на всё её ничтожество, всё-таки человек, а не «вошь», как выразился о ней Раскольников, вызвав возмущение Сони.

Лизавета , сводная сестра старухи-процентщицы, – полная противоположность Алёне Ивановне. Это человек необычайно кроткий , смиренный, чрезвычайно набожный, хотя и не без греха . Кроткая Лизавета – двойник Сони Мармеладовой . Став безвинной жертвой Раскольникова, она становится немым укором герою с его бесчеловечной теорией.

Прасковья Павловна Зарницына , квартирная хозяйка Раскольникова, олицетворяет собой добродушие и душевную теплоту .

Наталья , покойная невеста Раскольникова, дочь его квартирной хозяйки вдовы Зарницыной, как и Соня, олицетворяет собой смирение , кротость, душевную теплоту , выявляя светлые стороны личности главного героя.

Настасья – служанка и кухарка квартирной хозяйки Раскольникова вдовы Зарницыной – простая русская женщина, с сочувствием относящаяся к герою.

Марфа Петровна – жена Свидригайлова и, по-видимому, его жертва – соединяет в себе такие черты, как искренняя набожность , великодушие , сочувствие страждущим и одновременно взбалмошность , раздражительность , деспотичность . Все эти черты проявляются в ее отношении к Дуне.

Амалия Федоровна Липпевехзель – квартирная хозяйка Мармеладовых, Дарья Францевна – содержательница притона, Гертруда Карловна Ресслих – ростовщица, знакомая Свидригайлова, – все эти персонажи дополняют картину зла , царящего в мире.

Рассмотрим далее образы представителей семьи Мармеладовых . Эта семья олицетворяет в романе мир «униженных и оскорбленных». История этой семьи составляет трагическую сюжетную линию в произведении Достоевского.

Семён Захарович Мармеладов мелкий чиновник, титулярный советник. Это «маленький человек» , опустившийся на самое дно жизни. Страсть к пьянству лишила его места на службе, привела к тому, что он совершенно опустился, начал терять человеческий облик. Между тем Мармеладова отличают глубокое смирение , сознание собственной греховности и искренняя надежда на милосердие Бога .

Важная деталь состоит в том, что перед смертью герой испрашивает прощения у дочери Сони и сподобляется исповеди и причащения .

Катерина Ивановна , жена Мармеладова во втором браке, являет собой характер, противоположный Мармеладову . Это, по его выражению, дама «горячая, гордая и непреклонная» .

Катерина Ивановна очень больна, это проявляется в ее внешности и поведении. Вот как Достоевский рисует её портрет : «Это была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, еще с прекрасными темно-русыми волосами и...с раскрасневшимися до пятен щеками».

Самоотверженное служение детям сочетается в Катерине Ивановне с такими страстями, как непомерная гордость и болезненное тщеславие . Героиня кичится своим благородным происхождением, постоянно обличает мужа, в постоянном раздражении общается с детьми. Именно Катерина Ивановна толкает падчерицу Соню на страшный поступок, принесший девушке столько горя и страданий.

В конце произведения героиня сходит с ума. В отличие от мужа, даже перед смертью она проявляет несмирение и отказывается от исповеди и причастия : «На мне нет грехов!.. Бог и без того должен простить... Сам знает, как я страдала!.. А не простит, так и не надо!..»

С образами детей Катерины Ивановны – Поленьки , Лиды (она же Леня ) и Коли – связан мотив поруганного, оскорбленного детства. Страдания детей, по убеждению писателя, – самое яркое проявление жестокости впадшего в грех мира.

Искренняя и бескорыстная помощь Раскольникова семье Мармеладовых оказывается мощным толчком к душевному воскрешению героя. Детская молитва о «рабе Родионе», наряду с молитвами матери и сестры героя, становится решающей силой, спасающей его душу: она предотвращает самоубийство Раскольникова и ведет его к духовному возрождению.

Образ пьяной девочки на бульваре дополняет картину «униженных и оскорбленных», развивает тему поруганного детства.

Рассказ писателя о детских страданиях включает в себя и упоминание семи больных детей портного Капернаумова , у которого снимала комнату Соня.

Среди детских образов в романе следует отметить также образы детей – жертв Свидригайлова . Это несчастная глухонемая племянница госпожи Ресслих , которую Свидригайлов своими надругательствами довел до самоубийства, это его юная «невеста» , которую родители готовы выдать замуж ради денег, и другие его жертвы, упоминаемые в романе. Особенно ярко образы детей – жертв Свидригайлова – предстают в кошмарах, которые видятся ему перед самоубийством.

Картину человеческих страданий дополняет также Афросиньюшка – пьяная женщина, пытающаяся покончить с собой, бросившись в канал.

Доктор Зосимов , лечащий Раскольникова, соединяет в себе профессиональную честность, добросовестность, готовность прийти на помощь с некоторым высокомерием и тщеславием , а также склонностью к распутству. По мысли Разумихина, через несколько лет Зосимов может утратить свое благородство и стать рабом материального благополучия. Этот персонаж отчасти напоминает нам чеховского Ионыча в первоначальный период его врачебной практики.

Достоевский рисует нам и мир полиции . Это вспыльчивый и одновременно необычайно добрый поручик Илья Петрович по прозвищу Порох , квартальный надзиратель Никодим Фомич , письмоводитель Замётов . Все эти персонажи дополняют широкую картину петербургской жизни, нарисованную Достоевским в романе «Преступление и наказание».

Достоевский в своем произведении затронул и тему простого народа

Два Миколки (мужик, убивающий лошадку в первом сне Раскольникова, и маляр , ошибочно арестованный по подозрению в убийстве старухи и готовый невинно пострадать) олицетворяют, по убеждению Достоевского, два полюса в характере русского народа – его способность совершить непомерную жестокость и одновременно готовность к самоотверженному поступку, готовность принять страдания .

Символичен образ мещанина – человека, откровенно сказавшего Раскольникову о том, что тот убийца («убивец»). Этот персонаж олицетворяет собой просыпающуюся совесть героя .

Художественное своеобразие «Преступления и наказания»

Социально-психологический роман Ф.М. Достоевского «Пре­ступление и наказание» (1866) создаёт для читателя сложную картину общественных, нравственных отношений в России в 60-е годы XIX в.

Родион Раскольников, главный герой романа, - недоучив­шийся студент, измученный бедностью. Он «дитя» своего века, своего времени. Мысли о несправедливом устройстве мира угнетают его. Родион восстаёт против законов этого мира и знает «одной лишь думы власть» - желание этот мир изме­нить. Как могут «хозяева жизни», наполеоны, лужины, Свидри­гайловы, находясь на вершине «человеческого муравейника», повелевать другими, людьми честными и совестливыми, но лишёнными прав на человеческое существование?

Размышления Раскольникова выстраивают в его сознании бесчеловечную теорию деления людей на «тварь дрожащую» и тех, кто «право имеет». По сути дела, душа молодого чело­века «расколота». Им движет желание «сломать, что надо, да и только». Иными словами, насильственно изменить жизнь в глобальных масштабах на разумных, человечных началах.

Но может ли быть высокая цель, которая руководит по­мыслами героя, совмещена с преступными средствами? Да, может, считает он. Ведь, как ему кажется, он смог бы взять на себя «страдания человеческие», чтобы защитить «униженных и оскорблённых».

Но «натура», чувство справедливости, подсказывает «осво­бодителю человечества»: он не прав.

Последующее убийство старухи-процентщицы - шаг ма­тематически выверенный, как ему кажется. Раскольников при этом пытается доказать себе, что убийство «никому не нужной и… всем вредной старушонки» поможет понять ему самого себя. «Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею?».

Но, по словам проницательного Порфирия Петровича, герой свою «натуру не сумел рассчитать». «Я себя убил, а не старушонку: тут-таки и ухлопал себя навеки!» - с тоской вос­клицает Родион. Последующее раскаяние, явка с повинной, суд и каторга, любовь и участливое отношение Сони, новый взгляд на него товарищей по несчастью, а главное - приход к истине через веру в Бога - это перерождает героя, даёт ему надежду на преодоление внутреннего кризиса. Новое представление о своём предназначении открывается пред ним.

Любить Бога и людей, жить праведно, терпеть - таков удел человека, преодолевшего в себе внутренний «раскол» (двой­ственность чувств), намеренного жить по законам совести и добра.

Но почему же Свидригайлов в известном смысле является двойником Раскольникова?

Потому что на каком-то важном жизненном этапе и того, и другого объединяет общее: ложное понимание того, что в жизни всегда побеждает человек сильный, тот, кто «пересту­пить» «право имеет», презрев «тварь дрожащую».

Свидригайлов, однако, идёт по жизни изначально пре­ступным путём, умело заметая следы своих злодеяний. Были известны факты повешения крепостных на чердаке его дома; подозрительной и тёмной выглядит история смерти его жены Марфы Петровны. Он с настойчивостью маньяка преследует Евдокию Романовну, пытаясь добиться от неё взаимности.

Но со временем Свидригайлов всё же понимает страшную греховную суть своих поступков и кончает жизнь самоубий­ством в тёплую сырую ночь в петербургских кварталах.

В тревожные часы полусна накануне рокового шага его по­сещают картины прошлой развратной жизни, и эти видения ещё раз подтверждают для него чувства вины и правильность выбранного решения: он должен наказать самого себя. Во ис­купление грехов он оставляет деньги на содержание детей Ека­терины Ивановны.

Система двойников в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» можно отнести к числу величайших произведений мировой литературы. Хотя в основе его лежит преступление, он не относится к обычным детективам, являясь сложнейшим философско-психологическим романом, в котором автор главное внимание уделяет раскрытию внутреннего мира главного героя - Родиона Раскольникова.

Первоначально Достоевский хотел написать роман в форме исповеди главного героя, так как рассказ от первого лица давал автору больше возможностей сосредоточиться на внутреннем мире Раскольникова, но Достоевский понял, что в этом случае он не сможет обрисовать характер главного героя как соотнесенный с характерами и судьбами других персонажей. Автору было важно показать Раскольникова в обществе, во взаимоотношениях с другими людьми.

Терзаясь сомнениями, испытывая страх после совершенного преступления, Родион Раскольников внимательно приглядывается к людям, сравнивая их с собой. Таким образом, каждый персонаж появляется на страницах романа как бы под двойным знаком: он представляет собой не только самостоятельного героя, но и помогает автору глубже раскрыть образ Раскольникова, оттеняя и углубляя его.

Наиболее интересным в системе двойников является Лужин. На первый взгляд кажется, что жених Дуни - полная противоположность Раскольникову. Он расчетливый делец, холодный эгоист, скупой и безнравственный человек. Родиону еще до знакомства с ним ясно, почему он хочет жениться на его сестре. Дуня - скромная бесприданница. А такая и нужна Лужиу, потому что она будет ему безропотно подчиняться и во всем от него зависеть.

Раскольников ненавидит черствых и расчетливых людей, подобных Лужину. Но позже главный геой с отвращением убеждается, что между ним и женихом сестры есть нечто общее. У Лужина тоже, как и у Раскольникова, есть своя теория. Лужин называет ее «экономической наукой» и заявляет, что эта самая теория освободила его от ложной любви к другим людям. По мнению Лужина, заслуга его экономической теории в том, что она главнейшей обязанностью человека провозгласила заботу только о самом себе. «Возлюби прежде всего одного себя», говорит Лужин. Это человек, который более всего на свете любил деньги. Лужин - эгоист. Его эгоизм рождает равнодушие, разъединяет людей, оправдывает подлость и жестокость. Лужин - человек самых низких и подлых качеств. Когда планы его по отношению к Дуне провалились, он идет на очередную подлость. Лужин хочет очернить в глазах людей Соню, уличая ее в воровстве. Для этого он кладет незаметно ей в карман сторублевую ассигнацию.

Такие люди, как Лужин, несут людям зло и несчастье. Родион Раскольников понимает, что жизненная позиция его антипода является более низменным и боее эгоистичным вариантом его собственных взглядов, Ведь как по теории Лужина, так и по «идее» Раскольниова можно оправдать преступления над людьми.

К тому же выводу может привести потеря различия между добром и злом, та нравственная болезнь, от которой страдает умный, но циничный Свидригайлов, еще один двойник Раскольникова. Он натура сложная и противоречивая. «Я человек развратный и праздный», - говорит о себе этот герой. В прошлом он был шулером, сидел в долговой тюрьме. В истории с Дуней Свидригайлов выглядит злодеем, развратником, подлецом. О его преступлениях распространились слухи, будто бы он отравил свою жену, явился причиной смерти дворового человека. Свидригайлов не случайно говорит Раскольникову: «А между нами есть какая-то точка общая?.. Мы одного поля ягоды?»

Но, кроме злых дел, нравственных преступлений, Свидригайлов совершает и добрые поступки. Он избавил Дуню от позора и восстановил ее доброе имя. В Петербург Свидригайлов приезжает главным образом для того, чтобы помочь Дуне избавиться от Лужина. Но когда она не принимает его денег, Свидригайлов употребляет их на другое доброе дело и устраивает детей Катерины Ивановны в пансион. Он и Раскольникову предлагает организовать побег в Америку, а Соне дает три тысячи рублей, зная о том, что ей пригодятся эти деньги, когда она поедет вслед за Раскольниковым на каторгу. Свидригайлов мечтает о Северном полюсе и о путешествии на воздушном шаре.

Внутри этого человека пустота. У него нет цели в жизни. И добро, и зло он совершает от скуки, поэтому этот герой и приходит к самоубийству, чтобы положить конец бессмысленному существованию. Он чувствует отвращение к себе, его мучает совесть. Устав от такого состояния, он расстается с жизнью. Однако истинных причин преступления Раскольникова Свидригайлов не понимает. Он думал, что Раскольников убил старуху-процентщицу из-за бедности.

Не чужд мыслей Раскольникова и сам следователь Порфирий - человек, переживший свою пору мечтаний. Как и Свидригайлов, Порфирий в Раскольникове узнает свою молодость. Отсюда его тайное сочувствие герою, вступающее в противоречие с его ролью блюстителя порядка. Осуждая убийство старухи, следователь не может не восхищаться смелостью Раскольникова - бунтаря против несправедливости общества.

Система двойников романа достаточно сложна. Двойники есть не только у главного героя. Есть явный ряд общих черт у Дуни и Сони. Эти два образа дополняют и углубляют друг друга. Дуня готова выйти замуж не по любви за Лужина для того, чтобы дать возможность брату учиться. А, значит, она, как и Соня, стремится делать добро другим, принося огромное зло себе.

А еще Раскольников находит в Соне Мармеладовой черты безвинно убитой им Лизаветы. Это кротость, беззащитность и безответность.

Таким образом, благодаря введению в роман двойников, автор может глубже раскрыть образы героев, в особенности, Раскольникова, чтобы заставить его признать ошибочность своей теории. Приглядываясь к другим, даже порой неприятным для него людям, главный герой романа осознает всю истинную сущность своей «идеи»: он понимает, что такой вызов несправедливому обществу, как убийство пусть даже злой и никчемной старухи, ведет к еще большему злу и насилию.

Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» можно назвать одним из наиболее психологически глубоких и противоречивых романов русской классической литературы. Именно в данном произведении затрагиваются такие фундаментальные вопросы как процесс становления личности, поиск своего места в обществе, формирование собственного мировоззрения путём множества проб и ошибок.

Родион Раскольников, главный герой романа Достоевского, являет собой противоречивый собирательный образ, в котором переплетаются и сострадание, и жестокость, и решительность, и слабость. Раскольникова невозможно однозначно определить в «положительные» или «отрицательные» персонажи, ведь во время чтения романа возникает ощущение, что он буквально соткан из противоречий. И именно для того, чтобы подчеркнуть доминирующие черты характера главного героя, Достоевский и прибегает к введению двойников персонажа.

Лужин

Самым выразительным двойником Родиона Раскольникова в романе, на мой взгляд, является Пётр Петрович Лужин – жених сестры главного героя, Дуни, человек, наглядно демонстрирующий, к чему именно приводит жизнь по теории Достоевского о «тварях дрожащих и право имеющих». Являясь деловым и преуспевающим человеком средних лет, он не признаёт ни бескорыстности, ни благородства, полагая, что каждый в этом мире стремится только к одному – к поиску собственной материальной выгоды. Лужин, сосредоточенный на себе и только на себе, абсолютно пренебрегает заботой об окружающих его людях, пребывая в ошибочной уверенности в том, что весь мир вращается вокруг его персоны. Эгоизм в крайней степени, отсутствие даже небольшой склонности к альтруизму и человечности – вот, что являет собой этот двойник Раскольникова, вот, чем бы стал Родион Раскольников, если бы продолжил следовать принципам своей теории.

Свидригайлов

Вторым двойником Раскольникова является Аркадий Иванович Свидригайлов, мужчина пятидесяти лет, дворянин, некогда служивший в кавалерии. Любопытно то, что его фамилия является говорящей – созвучная с немецким «geil» (сладострастный), она чётко дополняет портрет героя. В данном персонаже словно уживаются два человека – спокойный и здравомыслящий и злой и циничный. Будучи насильником, в отличие от Раскольникова не склонным к мукам совести, он жертвует деньги и Сонечке Мармеладовой, и Катерине Михайловне. Этот факт дополняет противоречивый и неоднозначный образ Аркадия Ивановича. В свою очередь, деталь в виде суеверности Свидригайлова поселяет в душу сомнение о том, действительно ли он так сух и циничен, каким хочет казаться многим людям.

Порфирий Петрович

Третьим и самым нетипичным двойником Родиона Раскольникова является Порфирий Петрович, следователь, который и вывел главного героя на чистую воду. Склоняя персонажа к покаянию и признанию, Порфирий Петрович вспоминает и собственные теории, подобные теории Раскольникова, которыми тот увлекался в молодости, однако с течением времени убедился в их ложности.

Таким образом, в романе Достоевского «Преступление и наказание» читатели могут обнаружить довольно много двойников Родиона Раскольникова. Практически в каждом персонаже произведения возможно разглядеть некие характерные черты, оттеняющие образ главного героя, подчёркивающие все его самые яркие личностные особенности. Фёдор Михайлович, являясь великолепным знатоком человеческой души, с помощью своего романа производит настоящую переоценку ценностей у читателей, заставляя задуматься о самих себе и обратить внимание на собственное окружение.

Сочинение Двойники Раскольникова в романе Преступление и наказание 10 класс

Уникальность знаменитого нетленного романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» заключается в том, что всякий герой в нём владеет своим четким взглядом на жизнь, своим голосом, своими мыслями.

Родион Раскольников представлен в качестве центрального персонажа – в прошлом студент, скоропостижно оставивший учебу ввиду финансовых затруднений. Он разрабатывает свою личную концепцию, основанную на разделении всего общества на два разряда – простые и непростые. Согласно его теории, люди непростые, необыкновенные имели полнейшее право на распоряжение жизнями простолюдин.

Фокус в романе сосредоточен на мысли Раскольникова о его властной индивидуальности, которая готова наплевать на духовные ценности социума ради исполнения важнейшей задачи. Эта теория зеркально отображается в других действующих лицах, применяется на практике, пробует себя в них.

В произведение четко прослеживается концепция присутствия духовных двойников Раскольникова. Эта система позволяет создателю романа в полной мере раскрыть точку зрения центрального персонажа, его мировоззрение. В качестве духовных двойников представлены малозначащие герои, но каждый из них олицетворил доктрину «права имеющих» на примере своей судьбы.

Пожалуй, самым бесспорным и выделяющимся двойником Раскольникова выступает Аркадий Иванович Свидригайлов, таинственный и парадоксальный персонаж. Свидригайлов – веская личность, пошляк и картежник, с наплевательским отношением к моральным и духовным традициям. Он абсолютно не растрачивает свои силы и время на мысли о злодействе. Уверенность в своей правоте, вот что заставляет его действовать, а не размышлять. Видоизмененная концепция Раскольникова, воплощенная в жизнь – есть сам Свидригайлов. Самым весомым аргументом, отличающим его от Родиона, выступает полное отсутствие угрызений совести и душевных мук от раскаяния. Тем не менее, ближе к развязке романа, в нем воскресают сострадание и жалость. Осознав, насколько никчемную и бессмысленную жизнь он проживает, Свидригайлов совершает самоубийство.

Очередной психологической копией Родиона Раскольникова, духовная общность с которым отчетливо прослеживается, можно рассматривать надворного советника - негодяя Лужина, пожалуй, самого ненавистного героя Федора Михайловича. Алчным, себялюбивым, тщеславным человеком выступает в произведении второй двойник Родиона. На людей сословием ниже, он смотрит свысока, с презрением и брезгливостью. Их похожесть – это абсолютно одинаковые методы претворения своей цели в жизнь. Да, намерения у них не совпадают. Раскольников пытался докричаться до всего мира, обратить на себя внимание, как на человека влиятельного и величественного. Ну а пределом мечтаний Петра Петровича Лужина была возможность эксплуатировать достоинства таких людей в своих интересах. Эгоизм и любовь к самому себе целиком и полностью охватили его.

Неслучайно в романе фигурируют герои, настолько схожие с Раскольниковым.

Таким образом, посредством духовных близнецов, его теория проявляет себя полностью бездоказательной и малосостоятельной. Вседозволенность невозможна в принципе, не применима ни к одному человеку. Во всяком случае не приводит она к позитивным последствиям. Осознав это, Раскольников раскрывает портрет своей личности полностью, ведь его становление происходило на протяжении всего произведения.

Несколько интересных сочинений

  • Спор о правде и лжи в пьесе На дне Горького сочинение

    Пьеса Максима Горького «На дне», созданная писателем в двадцатом веке, отражает тяжёлую жизнь людей того времени и затрагивает множество первостепенных вопросов, которыми на протяжении своей жизни задаётся каждый человек

  • Сочинение по картине Бродского Летний сад осенью 7 класс (описание)

    Богатая, яркая и в то же время грустная и унылая - это осенняя пора. Но, несмотря на это прекрасная пора года так и манит художников – рисовать ее. Много осенних картин написал и русский художник - Исаак Бродский

  • Сочинение Анализ Мещанин во дворянстве Мольера

    Главный герой произведения Журден, вышедший из низших слоев общества, хочет, во что бы то ни стало стать дворянином. Для этого он нанимает людей, которые его учат, как правильно одеваться, говорить, учат музыке и фехтованию.

  • Сочинение по картине Левитана Лесное озеро (описание)

    Эта картина, как и много других работ художника говорит об истинной любви к своей Родине.