Кто такие продюсеры в кино. Продюсер - кто это? Виды продюсеров. Кто такой режиссер


Д о 2003 года в нашей стране учиться на кинопродюсера было негде. А потом кафедра продюсерства открылась в Университете кино и телевидения. С самого начала здесь набирали курсы ведущие продюсеры страны - Сергей Сельянов, Игорь Каленов, Ада Ставиская. Первоначально кафедрой заведовал Александр Голутва, сейчас директор «Ленфильма» Вячеслав Тельнов.
Наталия Горина - генеральный директор Агентства «ТВИН Медиа», продюсер таких фильмов, как «1814» и «Государь», сериалов «Брежнев», «Достоевский» и «Белая гвардия», - преподает на кафедре вместе с Сергеем Мелькумовым:

На кафедре продюсерства я работаю не с самого начала. До моего прихода в университет она существовала уже три года. Курс я веду совместно с моим партнером Сергеем Мелькумовым. Нам так удобнее, поскольку он - московский житель, кроме того, мы - работающие продюсеры. Кафедра и была организована с тем, чтобы курсы вели реальные продюсеры, а не профессура, не имеющая отношения к живому кинопроизводству. В настоящий момент мы ведем пятикурсников. В этом году у них диплом. Новый опыт получили и они, и мы.

- Что абитуриенты вашей кафедры сдают при поступлении?
- Помимо результатов ЕГЭ, мы учитываем еще и результаты творческого конкурса. Для меня самая важная часть в конкурсе - собеседование, выявляющее интеллект, общее развитие, эрудицию. Чтобы работать в кино, недостаточно быть просто хорошим учеником. Нужно, чтобы человек кинопроцессом интересовался и соображал. Это самая важная часть. К творческому конкурсу надо еще написать синопсис фильма, который абитуриенту хотелось бы снять. Но на него мы не обращаем особого внимания, потому что непрофессионалы пишут, конечно, всякую ерунду. Да и продюсеру уметь это делать не так важно, как режиссеру. Общие знания, быстрота реакции, ориентация в современном пространстве, знания об экономике, представления о том, как движется кинопроцесс, что идет в кинотеатрах, какие фильмы популярны, и так далее - гораздо важнее. Если все это есть, значит, человек может прийти в профессию.

- Мне казалось, что продюсирование теснее связано с точными науками, нежели с гуманитарными дисциплинами.
- Несомненно. Кинопродюсер должен хорошо понимать кинопроизводство, а также ориентироваться в экономике. Ему необходимо знать всю линейку техники, разбираться в марках камер, звукозаписывающих устройств, системах долби. Но вообще, продюсер должен быть способен к получению разносторонних знаний.

- И кто больше способен к этому: вчерашние школьники или более опытные люди?
- Набрав курс практически целиком из бывших школьников и проведя с ними пять лет, мы пришли к выводу, что это неправильно. Отсутствие жизненного опыта мешает этим людям дальше развиваться в профессии. Кроме того, продюсеров не может быть много. Так же, как и режиссеров. Несмотря на это, на наш курс было набрано больше 30 человек, сейчас осталось всего 18. Но если три-четыре человека действительно приобрели первоначальные знания в специальности, то всем остальным, думаю, еще надо будет где-то учиться и приобретать какие-то другие профессии. Вряд ли эти люди будут продолжать себя в продюсировании. Вообще, нашу специальность идеально было бы давать как второе высшее образование - после экономического, например. Или просто набирать курс из людей, которые успели поработать в кино. Это было бы более продуктивно.

- Молодежь сейчас толковая?

- Всякая разная. Но из тридцати первоначально набранных к нам на курс людей к себе на работу я бы взяла максимум троих.

- Вы говорите, что продюсеров не должно быть много. А сколько их должно быть?
- В стране их может быть сколько угодно. Я имела в виду, что их не может быть много в одной конкретно набранной группе. Потому как обучить тридцать человек кинопроцессу - задача дурацкая. Ее не надо ставить. Обучение такой специальности требует индивидуальной работы. Одному человеку надо больше внимания обращать на цифры, другому - развивать креативное мышление. И это надо выявить, показать примеры, поработать с каждым. А когда ты работаешь с тридцатью студентами, это невозможно. Ты усредняешь тот разговор, который ведешь с ними. У нас же нет системы лекций. Конечно, мы что-то читаем. Но в большинстве случаев наши занятия - это какой-то разговор, который не может быть неперсонифицированным. Ты должен понимать, с кем именно ты говоришь. Поэтому оптимальное количество студентов для меня - восемь, от силы десять человек. И так считают все наши мастера. А кафедра этого не понимает пока что.

Я когда смотрю кино, особенно голливудское, всегда удивляюсь количеству продюсеров, работавших над фильмом. И редко понимаю, кто из них за что отвечает. У вас сразу происходит разделение на узкие специализации?
- Нет, не сразу. В общем и целом, выпускник нашей кафедры должен уметь организовывать весь процесс. От нуля до результата. Но, конечно, в системе российского кино сформировалась своя иерархия продюсеров. Один человек практически не может сделать кино. Обычно главный продюсер это тот, кто задумал проект, собрал основной состав и занимается следующим делом. А исполнительный и линейный продюсеры ведут непосредственно один фильм. Поэтому у главного продюсера одновременно может быть десять проектов, а у линейного только один. Но все равно он продюсер, потому что является рупором студии, организовавшей съемки, непосредственно на площадке. В его обязанности входит получение качественного результата - то есть фильма. Соответственно, линейный, исполнительный и главный продюсеры осуществляют всю работу над фильмом. Только линейный делает оперативную работу на месте, исполнительный контролирует производство, а главный пожинает плоды и вмешивается в нужный момент. При этом в обязанности линейного и исполнительного продюсеров входит держать главного в курсе всех дел. А уж каким образом - ночными звонками, ежедневными отчетами или еще как-то - вопрос их договоренностей.

- Продюсирование - нестабильная деятельность с точки зрения зарплат. Какие качества должны быть у продюсера, чтобы фильм пошел и он мог бы заработать?

- Кино вообще - едва ли не самая нестабильная и рискованная сфера бизнеса. Достаточно сказать, что за последние десять лет прибыль принесли всего два или три фильма. Все остальные, хорошо если вышли в ноль, а вообще, они все в минусе. Да в нашей стране в целом кинопроизводство находится в глубоком минусе. И самое ужасное, что успешные фильмы в основном сняты непрофессионалами.

- Это какие же?
- «О чем говорят мужчины», «Самый лучший фильм-2» и еще какой-то. Про все остальные не верьте, что они кассовые. Фильмы в нашей стране не зарабатывают. Почему - предмет другого разговора. Есть объективные и субъективные причины. Кинотеатров пока что мало, невозможно окупить прокат, затраты на производство не приносят должной отдачи. И можно валить все на зрителя, но вот только фильм «Аватар» собрал у нас столько денег, сколько ни один русский фильм никогда не собирал. Это значит, что на нашей территории кино может окупаться. Нужно просто понять, какие фильмы должны создаваться. Но пока ситуация удручающая. Немногие захотят снимать кино такого качества, какое пока что приносит в прокате прибыль. Поэтому человек, который идет в кинопродюсеры, должен отчетливо понимать, с чем он столкнется. Именно поэтому в кинопроизводстве одни из самых высоких зарплат. Люди таким образом формируют рынок, чтобы спасти себя от любых рисков.

- То есть у продюсера есть зарплата?
- Конечно. Например, линейный продюсер зарабатывает от 80 до 120 тысяч рублей в месяц. В этом смысле в самой тяжелой ситуации находится продюсер, владеющий студией, которая запускает проект.

- Почему? Он тратит на фильм свои деньги?
- Это миф, что продюсеры снимают кино на свои деньги. Собственно говоря, и в нашей стране, и где угодно продюсер это тот человек, который умеет привлечь инвестиции для съемок. А они могут быть самого разного толка. Государственные - от Госкино, эти гранты надо уметь выбивать. Есть деньги от банков - спонсорские. Есть деньги инвестиционные, когда компания вкладывает и хочет получить средства обратно через какое-то время. Есть деньги партнерские, копродюсерские, когда несколько студий объединяются и потом делят права. Продюсер должен уметь правильно собрать деньги на проект и правильно оценить его бюджет. Это только кажется, что чем больше денег, тем лучше для фильма. Ничего подобного. Важно понять, что будет в конце, сколько этот фильм может собрать, и вложить в два раза меньше. Потому что конечные сборы всегда делятся между прокатчиком и продюсером. Соответственно нужно окупить в два раза больше, чем вложил. Там немножко сложнее, но примерно схема такая.

- А какие деньги самые популярные?
- Телевизионные. Когда телеканал решает спонсировать кино с тем, чтобы потом получить права на трансляцию.

Но сейчас в этой сфере очевидный кризис. Если «Дозоры» и даже «Ирония судьбы-2» были успешными, то вот «Край», к примеру, уже не был так интересен публике.
- «Край», я бы сказала, провалился в прокате полностью. Каналы до сих пор вкладывают деньги в кинопроизводство. Но в последнее время их больше интересуют крепкие многосерийные фильмы. Иногда они из этих сериалов делают полный метр.

- Есть мнение - конечно, режиссерское, - что продюсера можно допускать к фильму только на этапах подготовки и в постпродакшн. Вы с этим согласны?

- Только очень плохой продюсер может позволить так обойтись с собой и с фильмом. Я даже не знаю, что от продюсера не зависит в кинопроизводстве. Если он не вторгается в процесс на каждом этапе, получаются фильмы некассовые, некоммерческие, неинтересные.

- А режиссеры сами могут выступать в качестве продюсеров?
- Не могут. Это всегда неудачно. Большинство из них, конечно, убеждены, что способны быть продюсерами. Но режиссер не может увидеть свою работу со стороны. И его нельзя в этом обвинять - это же плод его творчества. Для того чтобы оценить успех, нужен другой глаз. Творец сам никогда в жизни не увидит, хорошо или нет смонтирован фильм, нужна или нет та или иная сцена. Для этого нужен продюсер, с хорошим чутьем. Хороших, профессиональных, знающих, понимающих продюсеров в нашей стране немало. И все успешные фильмы так или иначе создавались продюсерами, а не режиссерами. Понятно, что мы не можем работать друг без друга. Но в конечном итоге доведением фильма до ума занимается именно продюсер.

- Российский кинопроцесс имеет свой собственный путь, или мы калькируем Голливуд?
- Мы не можем ничего калькировать, потому что на это нет денег. Мы даже не приблизились к Голливуду ни на йоту. Там, где у них работают десять человек, у нас один. Там, где у них восемь подготовительных этапов, у нас половина. Мы не можем себе позволить их кинопроцесс. Мы стараемся. Но пока это недостижимо.

- Так в чем же особенность нашего пути?
- У нас в кино задействовано меньше людей, чем в любом западном фильме. У нас люди более синтетические. Один человек может на площадке исполнять роль ассистента режиссера, заниматься медиапланированием, а еще и помогать всем и каждому. Называется «второй режиссер». У них же все, что я назвала, исполняют разные люди. В те редкие моменты, когда мы объединяемся с западной группой для каких-то съемок, они всегда удивляются, что мы больше умеем. И руками, и головой. В голливудском производстве вообще каждый плевок регламентирован, и находятся разные специалисты на отдельную манипуляцию. От этого и фундаментальность, и тщательность, и профессионализм, конечно же. Наши фильмы все немножко самодеятельные, все немножко поделки. Мы не можем достичь каких-то незыблемых вещей, не можем организовать нормальную подготовительную работу - у нас на это нет денег и нет специалистов. Мы не можем позволить себе раскадровать весь фильм, а уж тем более нарисовать анимационную картинку. Это нереально, никто таким не занимается. Поэтому мы с Голливудом разные планеты.

Куда идут ваши студенты после окончания учебы? Студий сейчас мало. «Ленфильм» вообще фактически прекратил работу.
- Кто-то из тех, кто уже закончил учиться, работает у своих же мастеров. Со мной работают четверо моих студентов. Но на постоянную работу, наверное, оставлю двоих. Про остальных я вообще не знаю, что они будут делать. Они вряд ли найдут себе место в нашей профессии.

- То есть можно считать, что для них обучение - это развлечение?

- Думаю, да.

- Они чего хотят? Денег? Или есть романтики, мечтающие в корне изменить весь кинопроцесс?

- Молодежь сейчас вообще хочет только денег. Из них лишь два или три человека готовы работать в кино. Это значит, что они способны бесплатно день и ночь делать все подряд - хоть чай подавать. Способны сидеть годами без денег, лишь бы быть внутри съемочной группы. Вот они у меня так посидели два месяца, и я им начала платить. Потому что они реально работают. Чего хотят остальные, я не понимаю. Перед летом я провела эксперимент: работы было полно, и я предложила студентам прийти ко мне на практику. Пришло пять человек. Всё. Так что о чем тут говорить?
Одна девочка пришла на съемочную площадку - очень хотела работать. Буду, говорит, делать все, что угодно. Пару раз режиссер выругался при ней матом, она расплакалась и сказала «это не мое». Я спрашиваю - что не твое? Не могу, говорит, быть на съемочной площадке. Но ты же хочешь быть продюсером. Как ты себе представляешь свою работу вне съемок? Ушла.

- Вообще продюсеров нужно учить? Большинство же как-то обходится без специального образования.
- И все от этого страдают. Конечно, продюсером можно стать, нигде не учась. Но на данный момент у нас есть нехватка квалифицированных кадров. Нет хороших линейных и исполнительных продюсеров. Сельянов приходит на заседание кафедры и не устает повторять: «Вас хотя бы двое с Мелькумовым, а у меня-то никого». У него есть директор, экономист, бухгалтер, а вот хороших линейных и исполнительных продюсеров нет. Нам не хватает управленцев высокого класса, понимающих, чем они управляют и как. И чтобы они появились, их надо учить.

Одна из читательниц блога задала следующий вопрос:

Влияют ли продюсеры на то, каким в итоге будет фильм? Вообще, когда к проекту прикреплены несколько продюсеров, какова их роль в проекте? Там же есть исполнительный продюсер, линейный продюсер. Как они взаимодействуют? Они отвечают только за бюджет проекта или не только?

Ответ: Если продюсер – глава студии (читай – работодатель), инициатор и организатор съёмок, то его влияние практически ничем не ограничено, кроме как специально прописанных контрактов, а также владельцев студии (если таковые имеются). В России, если продюсер ещё и владелец кинокомпании, то он может называться генеральным продюсером.

В США такая “путаница” тоже имеется, но обычно продюсер – это инициатор и руководитель процесса производства фильма от А до Я. Он, как директор на предприятии, организует, руководит и направляет, отвечая за всё и всех. В его руках - контроль на бюджетом, техническим и творческим процессом. Он утверждает сценарий, находит под проект деньги, выбирает “звёзд”, отправляет картины на фестивали, заключает договора с прокатчиками. Т.е. в его власти вмешиваться как в творческую, так и техническую сторону кинопроизводства. (Кстати, если картина получает “Оскара” в номинации “лучший фильм”, то эта награда достаётся продюсеру).

Поскольку продюсер не в состоянии всё делать сам, то отдельные задачи ложатся на плечи других членов административной группы - исполнительного и линейного продюсеров.

Исполнительный продюсер (Executive Producer, ИП). Говорят, это не совсем точный перевод на русский, вернее - слишком буквальный, поскольку на практике в США executive producer – означает генеральный продюсер. Не знаю, соответствует ли это истине. Т.к. генеральный директор или менеджер обычно один, а исполнительных продюсеров может быть несколько. К тому же в США кредит ИП может получить человек, стоящий на голливудской лестнице как выше, так и ниже продюсера. Значит, американский ИП необязательно соответствует российскому генеральному продюсеру. Тем более что кредит ИП можно получить по совершенно разным причинам.

Например, если “звезда” находит сценарий, приносит его на студию или конкретному продюсеру, а затем студия приступает к съемкам фильма, то этот “звёздный” актёр или актриса может получить должность исполнительного продюсера. То же самое в случае, когда актёр/актриса/режиссёр/сценарист находит деньги под проект. (Но вовсе необязательно, что такой человек получит от студии право контролировать процесс кинопроизводства). Помимо того, исполнительным продюсером может быть инвестор или спонсор. Или даже автор литературного произведения, по которому ставится фильм. В таком случае должность ИП также скорее почётная, нежели реальная, т.к. не даёт реальной власти. Т.е. степень вовлечённости ИП в контроль над съёмками будет зависеть:

1) От степени влияния человека в Голливуде;

2) Финансовых средств, вложенных им в картину;

3) Личного желания, ограниченного первыми двумя факторами.

Если рассматривать телевидение, то в США кредит исполнительного продюсера могут также получить авторы сериалов или сценаристы, внесшие наибольший вклад в создание того или иного телевизионного проекта. В данном случае исполнительный продюсер больше творец, чем администратор.

Кроме того, в Голливуде исполнительным продюсером часто становится представитель студии или один из её владельцев. Тогда это действительно близко к нашему российскому пониманию генерального продюсера. Его задача - общий контроль над процессом производства, самим продюсером и использованием студийных средств, т.е. он отвечает за работу в целом, включая юридические, финансовые, административные и творческие вопросы. Влияние у такого ИП будет больше, чем у “просто продюсера”, нанятого студией, а также тех исполнительных продюсеров, которые лишь номинально получили данный кредит. Однако ни, условно говоря, “реальные”, ни “формальные” ИП не участвуют в ежедневном контроле и организации съёмок. Этим занимается линейный продюсер .

Линейным продюсером может быть только настоящий трудоголик. Прочитав сценарий, он составляет план съёмочного процесса, на основании плана прикидывает бюджет фильма, рассчитывает количество участников, их роли в процессе, сколько им придётся заплатить, какую сумму потратить на съёмку каждой сцены, договаривается о покупке или аренде необходимого оборудования или реквизита, совместно с режиссёром подбирает и нанимает творческий коллектив, отслеживает расход средств, выплату гонораров, контролирует работу всех вовлечённых в процесс сотрудников, причём на каждом этапе фильмопроизводства.

Необязательно линейный продюсер участвует во все технических процессах лично. Часть обязанностей перепоручается менеджеру по производству (Production Manager, отвечает за бюджет, план, расход денег и выплату зарплат) и координатору производства (Production Coordinator, отвечает за материально-техническое обеспечение, оборудование, реквизит, связывается и нанимает членов съёмочной группы; подчиняется линейному продюсеру и своему непосредственному начальнику - Production Manager).

Из обязанностей ЛП видно, что он проделывает всю черновую работу. При этом не имеет права вмешиваться в творческий процесс и давать советы сценаристу и режиссёру. Эта прерогатива продюсера и исполнительного продюсера (если это не формальная должность).

Если продюсер позволит ЛП вмешаться в творческий процесс, то линейный продюсер может получить кредит сопродюсера (co-producer). (В России сопродюсером может быть инвестор или спонсор).

Иногда в США, особенно на успешных ТВ проектах, линейный продюсер получает продюсерский кредит "produced by". Это показывает разницу между сценаристом (творцом, создателем сериала), именуемым в титрах “исполнительным продюсером”, от классического продюсера, т.е. администратора.

Более подробно про обязанности того или иного члена съёмочной группы можно прочитать на сайте

О профессии продюсер мы слышим каждый день: по телевизору, радио, в обычном разговоре. И все мы знаем, что продюсер – это работа такая. Только вот что конкретно под собой подразумевает эта работа знают немногие.

И это не удивительно, ведь перечислить все обязанности продюсера не сможет даже он сам. Работа эта очень сложная и ответственная. Думаю, начать стоит с того, что есть продюсер в кино, а есть музыкальный продюсер.

Профессия кинопродюсера появилась давным-давно, еще в начале 20 века, когда кино стало популярным и доступным многим.

Кинопродюсер это человек на чьи плечи ложится весь груз ответственности за съемки фильма. Он участвует в каждом процессе: разрабатывает идею фильма, ищет деньги и спонсоров, которые помогут финансово, он же подыскивает режиссера, операторов, актеров и вообще, создает команду.

Этот же человек занимается продвижением фильма , когда тот уже отснят. Реклама, прокат и прочее. Главная задача продюсера – это создать нужный «климат», нужную атмосферу для того, чтоб съемки фильм прошли максимально быстро, комфортно, а главное качественно. Именно продюсер – главный на съемочной площадке.

Он – инициатор, он – добывает финансирование и именно от него зависит какой будет кинолента. Продюсер на площадке – это все равно, что капитан на палубе судна. Все процессы как ручейки стекаются к нему, словно в большую реку. Чтоб быть продюсером надо обладать не только творческой жилкой, но и коммерческой.

Продюсер руководит не только творческим процессом, но и техническим. Поэтому важно уметь видеть не только красивую картинку, но и сделать ее удобной для зрителя, понятной. А еще иметь железную волю и уметь добиваться поставленной цели.

Для того, чтоб в будущем получить профессию продюсера надо обязательно закончить университет по профилю кино и телевидения. А потом еще много лет работать, начиная с самых низов, чтоб на себе прочувствовать весь процесс и знать все подводные камни.

Музыкальный продюсер это человек, который отвечает за успех исполнителя. У всех популярных артистов есть свои продюсеры. Так же как и кинопродюсеры они очень много работают и сфера их деятельности также широка, только немного в другом направлении направлена.

Музыкальный продюсер следит за разработкой новых композиций , за графиком выступлений артиста, за раскруткой звезды, реклама, запись в студии, концерты, музыкальное сопровождение и многие другие вопросы решает продюсер.

Самая главная задача музыкального продюсера – это создание и поддержание имиджа и популярности артиста. А в это понятие, как известно входит огромное количество вопросов: как одеться звезде на интервью, какую песню послать на радио, какого режиссера выбрать для съемок нового клипа и где достать деньги на этот самый клип.

Финансовые вопросы , наверное, самые приоритетные для продюсера, поскольку именно от хорошего финансирования зависит успех артиста. Ведь есть разница когда новая песня выходит раз в месяц или раз в пять лет, когда тебя уже знать не знают, и давно забыли.

К слову, в музыкальной индустрии есть два вида продюсеров: исполнительный и музыкальный. И их профессиональные обязанности немного различаются. Хотя, при желании, каждый из них может выполнять перекрестные функции.

Кроме всего прочего, сегодня можно встретить и такую профессию как интернет-продюсер. Разумеется, ничто не стоит на месте и интернет сегодня – самая популярная ниша в которой можно развиваться.

Работа интернет-продюсера схожа с вышеназванными. Как и его коллеги интернет-продюсер курирует определенный проект и прилагает все усилия для его динамичного развития.

Так или иначе, но работа продюсером связана с продвижением имиджа и созданием комфортных условий для развития определенного проекта. Будь то артист, кинолента или спектакль. Работать продюсер может где угодно. Например, продвигать какие-либо мероприятия, организовывать постановки в театре.

Продюсер это именно тот человек, который делает все. Мастер широкого профиля. Он не только сопровождает проект от начала и до конца, но в процессе еще и взаимодействует со всеми работниками, которые хоть на малую толику относятся к этому проекту.

Если вдруг вы решили стать продюсером, то не забудьте позаботится и убедиться, что обладаете нужным набором качеств. Таких как: деловая хватка, настойчивость, многозадачность, настырность, коммуникабельность, умение найти общий язык с разными людьми, а главное, уметь добиться своей цели во что бы то не стало.

Работа определенно не из легких. Не у каждого есть склонности как к творчеству, так и к коммерции. Не лишним будет и в технике разбираться. Однако результат этой работы, наверняка, вдохновляет на создание и поддержку новых проектов.

Она утверждает, что талантливых режиссеров сегодня можно пересчитать по пальцам. Не относит себя к сторонникам СССР, однако в советском кинематографе, по ее мнению, были понятны правила игры, сейчас же они размыты. Она говорит, что подчиняться идеологии или зависеть от кого-то финансово для режиссера всегда малоприятно.

Она считает, что отечественные продюсеры отличаются от западных коллег тем, что не вкладывают своих денег в производство картин, а только лишь выступают в качестве посредников. Проблема ей видится в том, что они, ничем, по сути, не рискуя, считают вправе для себя не только диктовать условия сценаристам и режиссерам, но и увольнять их, если что-то им придется не по душе.

Она говорит, что в современном отечественном кинематографе появляются очень достойные работы. Хотя в 90-е годы он переживал тяжелые времена, когда кинотеатры повсеместно использовались под торговые площадки. По ее высказыванию, когда-нибудь она соберет все свои сценарии и перепишет их в прозе. Она убеждена, что на Западе востребована русофобия, потому и хотят там видеть фильмы о кровавых режимах в России. Знакомьтесь.

Общая информация

Елена Райская - советский и российский режиссер, сценарист и продюсер. В ее профессиональном багаже 38 кинематографических работ. Трудилась в качестве сценариста над такими популярными художественными проектами, как «Я - русский солдат» и «Империя под ударом».

Среди поставленных этим режиссером картин числятся полнометражный фильм «Супертеща для неудачника» и телевизионный сериал «Другая жизнь». Фильмография Елены Райской состоит из картин многих жанров: драма, триллер, мелодрама, военный, криминал и др. Сотрудничала с такими актерами, как Яна Райская, Сергей Жигунов, Александр Яцко, Леонид Бичевин и др.

Краткая биография

Наша героиня родилась 28 февраля 1957 года. По словам Елены, в молодости она хотела стать писателем, но по подсказке своего супруга поступила на факультет сценаристов во ВГИК. Когда училась на первом курсе этого вуза, Елена Райская написала по заданию учителей киноновеллу, которую впоследствии купила студия «Мосфильм», и начинающий тогда режиссер взял ее за основу для своего фильма «Ангел мой». В 1981 году стала профессиональным сценаристом.

Режиссерские работы

В 1993 году наша героиня поставила фильм жанра драма «Роль», главную роль в котором исполнил Валерий Гаркалин. Спустя год выступила в качестве режиссера комедийной картины «Президент и его женщина», где от лица дочери известного политика рассказывается о перипетиях его предвыборной кампании. В 2003 году создала сериал «Другая жизнь» и полнометражную ленту «Супертеща для неудачника». В 2004-м села в режиссерское кресло фильма «Неравный брак».

Основные сценарные работы Елены Райской

  • «Я - русский солдат».
  • «Империя под ударом».
  • «Спецназ 2».
  • «Тормозной путь».
  • «Ненависть».
  • «Остров ненужных людей».
  • «О нем».
  • «Зоннентау».
  • «Жена офицера».
  • «София».

В 2017 году Елена Райская адаптировала произведение писателя Алексея Толстого, работая над созданием сценария к фильму «Хождение по мукам». Тогда же выступила в роли сценариста короткометражного проекта «Неслучайность-ти». Пожелаем Елене покорения новых творческих вершин!

Мизерные бюджеты, пьяные актеры, капризные режиссеры - с чем ежедневно сталкиваются российские исполнительные продюсеры и какими навыками они должны обладать?

Всем более-менее ясно, чем занимаются режиссер, оператор, сценарист, актеры, художники-постановщики, костюмеры и гримеры, а вот разнообразный продюсерский состав, который можно увидеть в титрах картины, для многих остается загадкой. Самый главный продюсер, понятно, ищет деньги на проект и в идеале доводит фильм до большого экрана. Тогда чем занимается исполнительный продюсер и какую роль он играет в создании фильма? Это не так очевидно. Чтобы расставить точки над «i» в этом вопросе, КиноПоиск отправился на круглый стол в Московскую школу кино , где представители российских кинокомпаний приоткрыли реалии «самой адской профессии на земле» - отечественного исполнительного продюсера.

Деревня для Гоголя и платье для Брежневой: Что входит в обязанности исполнительного продюсера

«Исполнительный продюсер - самая адская профессия на земле. Это люди, которые отвечают за все, что происходит на съемочной площадке. Не привезли тигра, не пустили актера сниматься в Украину - это все головная боль исполнительного продюсера. На все тратятся деньги, а исполнительный продюсер действует в рамках того бюджета, который заложен, и выйти из него не может. Ему нужно решать проблемы на месте», - объясняет генеральный продюсер компании «Приор» Родион Павлючик .

Расчет количества съемочных дней, приемлемых актерских гонораров, вопросы жилья, питания и привоза группы на место съемок - это все обязанности исполнительного продюсера. Даже если он лично не занимается покупкой билетов, он всегда должен быть на связи и контролировать процесс расхода выделенных на производство средств. Причем максимально эффективно.

«Обычно все ложится на плечи исполнительного продюсера. Хорошо, если ему нужно только тигра привезти - это самая элементарная задача, - вступает ведущий продюсер компании Александра Цекало «Среда» Александра Ремизова , которая много лет работала исполнительным продюсером в «СТВ» Сергея Сельянова и «Базелевсе» Тимура Бекмамбетова . - Обычно исполнительному продюсеру говорят: „У тебя есть 100 рублей, еще у тебя есть режиссер, который стоит 99 и привык за 99 снимать, но тебе надо уместить все это в 100. И еще есть сценарий, который вообще стоит 500, но, к сожалению, у нас есть только 100. Вот это все нужно совместить, придумать, как это сделать круто. Так, чтобы было интересно. Так, чтобы режиссер не капризничал, а получал все, что он хочет, оператор бы снимал на нужную ему технику, а художники бы построили декорацию, потому что никто не хочет снимать в тесной квартире. И ты все это один должен с ними со всеми решать».

Исполнительный продюсер на проекте появляется, как правило, на стадии заявки, поддержанной кинокомпанией. Уже во время проработки сценария хороший специалист видит сцены или сюжетные повороты, от которых вполне можно избавиться в целях экономии бюджета. Например, когда герои летают из одного города в другой или когда постоянно меняют средства передвижения. Если, конечно, это не несет реальной смысловой нагрузки и не является важным для сюжета будущей картины.

«Ко мне часто приходят и говорят: вот тут написали гонки, поезда, машины, но у нас нет денег, мы это не снимаем. Я говорю: „Хорошо, вы это не снимаете, предложите другой вариант“. На поезде дорого? Пусть едут на автобусе. Всегда предлагайте замену, всегда находитесь в диалоге с режиссером. Это вообще самое главное. Бывает, что оператор настаивает, например, на использовании крана, а режиссер ему говорит: „Перестань, мы сейчас придумаем, как это сделать по-другому“», - рассказывает Ремизова.

«От его решений и дискуссий с режиссером зависят состояние и содержание картины. Умный исполнительный продюсер понимает драматургию будущего фильма и съемочного процесса», - считает Шутко.

«Если актер пьющий, это надо сразу иметь в виду»: Какими качествами должен обладать исполнительный продюсер

Помимо того что исполнительный продюсер должен разбираться в съемочном процессе и основах работы над сценарием, он должен быть еще и прекрасно самоорганизованным.

«На плечах исполнительного продюсера лежит такой объем организационной работы, что он просто обязан быть самоорганизованным, все помнить, - поясняет Родион Павлючик. - Он должен очень хорошо знать, что он должен сделать в эту минуту и что должен в это время сделать другой. И помнить, что если другой что-то не сделал, то надо пнуть его посильнее, чтобы это было сделано тогда, когда нужно».

Еще исполнительный продюсер должен обладать аналитическим мышлением и способностью прогнозировать потенциальные проблемы.

«Если актер пьющий, то это надо сразу иметь в виду. И желательно с этим актером поселить кого-то еще, кто сможет его контролировать или хотя бы открыть дверь, чтобы его утром можно было вынести под холодный душ. У нас были ситуации на площадках, когда невозможно было добудиться человека. Надо было дверь ломать, чтобы привести его в порядок», - поясняет Павлючик.

Исполнительный продюсер должен еще и обладать навыками психолога. Помните сцену из сериала , где герой Михаила Ефремова уговаривает героя Павла Деревянко