Кто такие орки. В фильме Властелин Колец Саруман выкапывал Орков? Или вываривал? В общем почему они в ямах? Можно же было взять с Мордора? Какие бывают оркоиды

[Внимание! Данная статья посвящена дискуссии измышленных мифологических и умопомрачительных созданий.]

Орки

Орки (англ. Orcs ) - измышленная раса в произведениях жанра фэнтези и в компьютерных играх. Орки имеют огромное сходство с гоблинами и входят в число «стандартных» рас в фэнтези.

В первый раз слово «орк» употреблено Джоном Толкиеном в его произведениях о Средиземье и было синонимично «гоблину». Слово «orc» происходит из староанглийского языка, где значит гиганта либо беса. Сам Толкиен утверждал, что взял его из средневековой поэмы «Беовульф», где оно применяется к огромному чудовищу Гренделю. В поздних письмах и неких неопубликованных работах Толкиен писал это слово как «ork». Также в древнеримской мифологии упоминался бес подземелий по имени Орк (Orcus) .

Орки Средиземья были злостным народом, подчинявшимся Тёмному владыке и составлявшим его орды. Это была низкая смуглокожая раса, сделанная из самых безжалостных животных и замученных эльфов. При их разработке Тёмный владык - Моргот - допустил ошибку, роковую для орков и троллей. Их создание происходило в мгле, потому орки, хоть, в отличие от троллей, и не каменеют, однако очень слабнут на свету. Потом этот недостаток был исправлен Саруманом, создавшим разновидность урук-хай.

В предстоящем орки как отдельная от гоблинов «злая» раса стали популярны в романах фэнтези и играх, построенных на их базе. Обычное описание орка в современных произведениях фэнтези приметно отличается от гоблинов Толкина и происходит, в главном, из правил настольных игр D&D и Warhammer . Орков обрисовывают как больших, сильных, воинственных созданий с оливково-зелёной кожей, большими клыками и плоскими, как у обезьян, носами. Их нередко наделяют варварской культурой и стереотипной атрибутикой викингов либо представителей бродячих народов (к примеру, бедуинов либо монголов), нередко в купе с элементами цивилизации краснокожих, а в игре Warcraft III некие фавориты орков даже напоминают самураев и носят имена, похожие на японские. Средний орк смотрится, как очень сильное существо, противостоять которому может только очень сильный и качественный человеческой воин.

Обычно орки выступают как антагонисты эльфов, им приписываются разные нехорошие свойства: кровожадность, скудоумие, воинственность, коварство, вероломность и т.д. Почти всегда, опасность, исходящая от орков, заключалась в их количестве, силе и ярости, а не в воинском умении. В неких сеттингах, подобных как «Готика», орки - антагонисты людей.

В ближайшее время, как в литературе жанра фэнтези, так и в компьютерных играх, стереотип орков как «монстров» нередко нарушается, и раса стает в более положительном свете. К примеру, в World of Warcraft орки предлагаются игроку в качестве одной из рас, за которые есть возможность играть; в играх серии The Elder Scrolls , Morrowind и Oblivion орки выступают как довольно миролюбивые существа, не отличающиеся нравственно от других рас, за их также есть возможность играть, хотя они по прежнему имеют варварскую культуру и атрибутику. В Heroes of Might and Magic V: Tribes of the East орки с тюрко-монгольской культурой, стают в виде самых заклятых противников бесов и являются, в целом, положительными персонажами. В литературе орки в первый раз выступили положительными созданиями в орочьем цикле романов Стэна Николса.

Гоблины

Гоблины - чудесные существа в британском фольклоре. Исторически понятие «гоблин» близко славянскому понятию «бес»: это низшие духи природы, из-за экспансии человека обязанные жить в его среде.

Английское слово «goblin» происходит от искажённого германского «kobold» (дух шахты, в российской мифологии стуканец), и вначале меж этими 2-мя созданиями не было различия. Слово «хобгоблин» появилось от соединения «Гоблина» и слова «Хоб», означавшего фею. В Великобритании хобгоблин делает функции домового.

По иной версии слово «гоблин» появилось от греческого слова «гоплит» (древнегреческий тяжеловооруженный пеший воин). Понятное дело, гоплиты и фаланги, образуемые гоплитами, наводили ужас на противника; и в народе слово стало обозначать мифологического персонажа - необыкновенно сильного и ужасного.

В современную литературу и массовую культуру гоблины пришли через книжку Джона Толкина «Хоббит», где представляют собой низких подземных созданий отталкивающей наружности и брутального нрава. Хотя сам писатель потом отказался от слова «гоблин», и уже во «Властелине Колец» называл этих созданий «орками» (на одну вторую измышленное им слово, ранее бывшее в ходу в древнеанглийском языке), таковой образ гоблинов прижился. В наше время гоблинов в большинстве случаев изображают как «младших родственников» более больших и брутальных орков. Соответствующий образ гоблина в фэнтези - существо малеханького роста, неловкого телосложения, время от времени - с большущим носом, обычно - с зеленой кожей, живущее под землёй. Подобно гномам, гоблинам также время от времени приписывается страсть к сложным машинам и технологиям паровой эпохи. Гоблины так либо по другому находятся в играх серий Warhammer, TES, Gothic, Disciples, R2 Online, Warcraft, Heroes of Might and Magic и других.

Кобольды

Кобольд - в мифологии Северной Европы являлся духом шахты. Описание наружности похоже на гнома, но в отличие от гномов кобольды не занимались горным ремеслом, а только жили в шахтах. Время от времени их именуют стуканцами поэтому как считается что конкретно они стучат ногами, бегая по тонелям.

Обычно кобольды одеты как шахтеры, имеют рыжеватые как огнь (время от времени в прямом смысле светящиеся) бороды. Всегда носят с собой лампу. Могут посодействовать выйти заблудившемуся шахтеру либо напротив завести его в самую черную заброшенную штольню. Сами никогда не покидают шахту, но могут разговаривать с крысами и время от времени могут отправлять их на поверхность. Страшатся солнца и, как большая часть подземных обитателей, преобразуются в камень с первым его лучом.

  • Связь с кобальтом
  • При обжиге содержащих мышьяк кобальтовых минералов выделяется летучий ядовитый оксид мышьяка. Руда, содержащая эти минералы, получила у горняков имя горного духа кобольда. Древнейшие норвежцы причисляли отравления плавильщиков при переплавке серебра выходкам этого злого духа. Возможно, имя злого духа всходит к греческому «кобалос» - дым. Тем же словом греки называли лживых людей.

    В 1735 году шведский минералог Георг Бранд смог выделить из этого минерала неведомый ранее металл, который и именовал кобальтом. Он узнал также, что соединения конкретно данного элемента окрашивают стекло в голубий цвет - этим свойством воспользовались ещё в древних Ассирии и Вавилоне.

  • ru.wikipedia.org - орки;
  • ru.wikipedia.org - орки Средиземья;
  • ru.wikipedia.org - гоблины;
  • ru.wikipedia.org - кобольды;
  • lki.ru - Ричард Псмит (Андрей Ленский). «Орки и гоблины» (статья в журнальчике «Лучшие компьютерные игры» № 3 (64), март 2007 г.;
  • mirf.ru - Петр Тюленев. «Орки, гоблины и различные родственники» (статья в журнальчике «Мир фантастики» № 6, февраль 2004 г.).
  • Дополнительно на сайт:
  • Кто такие гномы?
  • Кто такие эльфы?
  • Кто такие тролли?
  • Кто такие вампиры?
  • Кто такая Баба-Яга?
  • Даже если вы не читали книгу, в фильме дается весьма емкое объяснение происходящему, причем устами самого Сарумана: он получил отряд орков из Мордора и провел над ними некий магический обряд, создав урук-хай: полуорков-полулюдей. Урук-хай бессмертны (их можно только убить), выносливы и свирепы, но при этом лишены недостатков орков и гоблинов в виде болезненного отношения к солнечному свету.

    Ямы отношения к урук-хаям никакого не имеют: в ямах дрессировали варгов, ковали оружие и доспехи, а так же получали пар для вращения всевозможных механизмов.

    Теперь придется немного обратиться к книге и сопутствующим материалам. Орки - это "искаженные" эльфы, которые в свое время последовали за Морготом, и которых коснулась Пустота. Арда (мир Средиземья) не приняла Орков. Земля не плодоносила там, где они обитали, звери покидали свои насиженные места, да и сама природа начинала "выживать" их оттуда. Еще одним недостатком орков было их неконтролируемое размножение. Если у бессмертных эльфов дети рождались крайне редко, то у бессмертных орков дети могли рождаться каждый год. Цикл деторождения у людей нам с вами известен.
    Так вот. Естественным путем гибриды вроде урук-хай размножаться не могли, скрещивать их с людьми или орками означало ослаблять "исходный генетический код", созданный Саруманом, да и контролировать в этом случае у него вряд ли бы получилось (даже у Моргота в свое время не получилось контролировать рождаемость орков). В книге про появление урук-хаев открыто ничего не сказано, поэтому "коконы" в качестве инкубаторов для формирования урук-хаев - это скорее выдумка авторов трилогии фильма. Но надо признать, выдумка весьма неплохая. Именно благодаря инкубаторному способу выращивания, Саруман смог в короткие сроки создать большую армию (при естественном способе размножения ему пришлось бы ждать минимум 15-20 лет, прежде, чем "созреют" первые урук-хаи).

    Теперь к последнему вопросу. Саруман, как я уже говорил, получил первых орков именно из Мордора, и отправил часть первых урук-хаев обратно в качестве оплаты союзного договора. Но, как и при любом союзном договоре, у сторон были разные цели, для которых требовались независимые армии. Как мы видим (в фильме, к сожалению, показаны далеко не все эпизоды Войны Кольца - в частности, в книге Гендальф упоминает так же битву у Эребора, в которой погибли Бард Лучник и Даин Железная Пята, и которая не позволила племенам северных гоблинов прорваться на помощь армии Саурона под Минас-Тиритом), было как минимум 2 задачи: захватить Рохан и Гондар - 2 королевства Средиземья, не желавших склониться перед Сауроном. При этом, если бы Саурон отправил значительные силы на захват Рохана (в помощь Саруману), был бы потерян эффект неожиданности, на который благодаря стараниям Гнилоуста, так рассчитывал Саруман: армия орков, шествующая по равнинам Гондора и пересекающая горы не осталась бы без внимания, и коневоды, скорее всего, собрали бы те 12 тысяч копий, на которые рассчитывал Теоден после битвы в Хельмовой Пади, собираясь на помощь Гондару. Разграбление урук-хаями Вестфольда и удаленность некоторых других провинций не позволили собрать всех всадников в столь короткие сроки, которые были у Рохана, чтобы не опоздать на Пеленорские поля. Да и у самого Саурона были серьезные опасения на счет тех сил, что он бросил на Гондор. Сам факт того, что за Черными вратами сидела не многим меньшая армия, чем вел Король-Чародей, говорит о том, что Саурон предполагал неудачу под стенами Минас-Тирита в случае, если наследник Исилдура овладеет силой кольца, или кто-то из других людей/магов сможет использовать его силу (кстати, такой вариант тоже был, ведь в книге упоминаются 2 синих мага, помощники белого мага, руководителя экспедиции майяр в Средиземье - у них могло хватить сил обуздать кольцо, но упомянув о них пару раз, Толкиен не развивает эту нить). Отдавать свои войска в подчинение тому, кто мнил себя равным тебе, и в случае обнаружения Кольца Всевластия, мог бы попытаться использовать его против тебя - не самая удачная затея, правда?

    Если немного пофантазировать, то самым оптимальным для Саурона вариантом был бы следующий: Саруман захватывает Рохан и спешит к стенам Минас-Тирита, где погибает вместе с армией Короля-Чародея, поверженный силой кольца, попавшего в руки Денетора, Боромира или Фарамира. В крайнем случае - в руки Арагорна. Далее следует уверенность нового владельца кольца в своих безграничных возможностях, и самоубийственный поход к Черным Вратам, где оставшиеся силы Саурона и бессмертные Назгулы забрали бы кольцо и вернули хозяина к жизни.

    Кратко о статье: Бесчисленные орды узкоглазых полузверей, длинноруких согнувшихся бестий наводняют собой добрую половину вселенных фэнтези. Они топчут посевы, жгут деревни, насилуют крупный рогатый скот - выполняют всю грязную работу свирепых и малоинтеллектуальных антагонистов, порученную им авторами. Кто они такие, откуда взялись?

    Зеленокожие

    Орки, гоблины и всевозможные родственники

    Бесчисленные орды узкоглазых полузверей, длинноруких согнувшихся бестий наводняют собой добрую половину вселенных фэнтези. Они топчут посевы, жгут деревни, насилуют крупный рогатый скот - выполняют всю грязную работу свирепых и малоинтеллектуальных антагонистов, порученную им авторами. Кто они такие, откуда взялись?

    Орки, гоблины и десяток других наименований - похожие, как близнецы, далекие родственники и совершенно разные биологические виды - они прочно прописались в фэнтезийных мирах и иногда проникают и в космическую фантастику, и в альтернативную современность.

    Вот и до “Мира фантастики” добрались.

    Прежде всего, дабы никто не ушел обиженным, постараемся очертить круг тем, поднимаемых в нашем изложении. Говорить мы будем о вымышленных существах, называемых либо орками, либо гоблинами (поскольку два этих понятия иногда означают одно и то же или почти одно и то же), а также об их разнообразных родственниках с фамильного древа. Для статьи мы отобрали ключевые, на наш взгляд, источники. Также мы попытаемся ответить на основные вопросы орковедения: почему у них зеленая кожа (и зеленая ли) и почему их так зовут. С последнего и начнем.

    Как вы расу назовете, так она и...

    Существует несколько основных версий происхождения слова “орк”. Большинство сходится в одном мнении, какового будем придерживаться и мы: слово “орк” (Orc) в том значении, в котором его сейчас чаще всего употребляют, было введено в литературу профессором Дж. Р. Р. Толкином. И не во “Властелине Колец”, а раньше, на страницах “Хоббита”. При перечислении опасностей, ожидающих путешественников во Мглистых горах, упоминаются “гоблины, хобгоблины, орки”. К сожалению, наиболее распространенный у нас перевод Н. Рахмановой об орках ничего не говорит - да и нашему читателю в далеких семидесятых ничего не сказало бы вскользь упомянутое незнакомое слово.

    Питер Джексон принес на киноэкраны все разнообразие средиземских орков.

    Но придумал ли его сам Профессор? Очевидно, нет, ведь в одном из писем он сам замечал, что использовал староанглийское слово orc (демон) для наименования придуманного им биологического вида, поскольку оно показалось ему удачно звучащим. Исчерпан ли на этом вопрос? И снова нет. В Италии мы можем услышать об орчах - кровожадных великанах, излюбленным лакомством которых были человеческие младенцы. Третья ниточка может привести нас опять на Апеннинский полуостров, на сей раз времен Древнего Рима. В Латинской мифологии Оркус (сокращенно Орк) называли богиню смерти, а за ней - и все загробное царство. Хоть и богиня, а личность, согласитесь, неприятная.

    Обозначим эти основные этимологические гипотезы (представив читателю выбирать “единственно верную”) и установим еще одно различие, на сей раз между орками (Orc) и орками (Ork). И те, и другие фигурируют в военно-тактических играх “Warhammer” компании Games Workshop : первые относятся к фэнтезийной “Warhammer Fantasy Battles” , а вторые - к фантастической “Warhammer 40000” . Поскольку в русском языке решительно невозможно различить орков и орков, мы сочли своим долгом предупредить читателя, который, возможно, найдет в себе силы обратиться к англоязычным источникам.

    Земные корни

    Впрочем, человеческий мозг устроен так, что одного названия ему мало. Ему еще и сам предмет подавай. Вы можете посмотреть на раскиданные по этим страницам иллюстрации. А заодно узнать, на что опирался Толкин, придумывая своих ставших классическими орков.

    “Хоббит”, как уже говорилось, называет орков гоблинами. Вообще, для мира Толкина слова “орк” и “гоблин” - синонимы. Иногда оговаривается, что гоблинами называют мелких орков, а хобгоблинами - напротив, крупных, но это не суть важно.

    Важно то, что понятие “гоблин”, очевидно, взято из европейских легенд (а туда, скорее всего, попало от имени царя карликов Гоба, или Гхоба). В европейской мифологии это маленькие сгорбленные существа с темной кожей и длинными руками. Они живут в людских домах или дуплах, а на голову надевают колпаки. В этом описании обратим внимание на три детали: темнокожесть, длиннорукость и сутулость. Эти качества впоследствии перейдут и к толкиновским оркам. Им мы и станем уделять внимание, а для желающих поглубже изучить “исторических” гоблинов порекомендуем поэму Кристины Россетти, которая так и называется - “Ярмарка гоблинов”.

    Орки толкиновского Средиземья

    Когда орки были эльфами...

    Всякий человек, имеющий представление о мире Толкина, знает, что средиземские орки - изуродованные потомки первых эльфов. Даже если вы не читали “Сильмариллиона”, в котором сказано об этом факте, то наверняка на ум придет короткая лекция Сарумана только что выведенному им урук-хаю из первой части кинотрилогии Питера Джексона.

    Не будем пока разбирать вопрос о том, кто на самом деле вывел урук-хаев, хотя постепенно и до него доберемся. Что касается орков, они действительно произошли от первых эльфов, пробудившихся во тьме Средиземья и захваченных в плен Темным властелином Морготом. В глубинах своей крепости Утумно он чарами и жестокостью извратил и поработил их, дав начало новой расе разумных существ. Эльфы называли их орогами, а также ирчами, люди - орками, а на Черном наречии их имя было уруки.

    Тут необходимо сделать небольшое отступление, отвечающее на вопрос “почему”. Почему Моргот отлавливал эльфов, сгонял их в темницы, издевался там над ними, время свое тратил - и все ради получения такого низкокачественного продукта, как орки. Многое, конечно, можно списать на садистскую натуру Темного властелина. Но официальная причина в том, что Моргот после своего восстания не мог самостоятельно создать что бы то ни было живое. Вот и приходилось ломать и портить.

    Сведения о внешности, культуре и общественном строе орков небольшими кусочками рассыпаны по страницам многочисленных книг Толкина. Ростом среднестатистический орк был ниже человека, вдобавок к этому еще и сутулился так, что длинные руки доставали чуть не до земли. Кожа толкиновского орка темных оттенков (хотя в фильме Питера Джексона окраска этих существ варьируется от светло-серой до желтой и откровенно красной; впрочем, никакого зеленого). Традиционно орки изображаются с раскосыми глазами, острыми и редкими зубами, часто - без волосяного покрова. Вообще, надо признать, что профессор Толкин оставил художникам довольно много свободы для изображения орков-гоблинов: начиная от уродливых и бородатых квазилюдей из первых советских изданий “Хоббита” и заканчивая отвратительными “насекомыми” в трилогии Джексона.

    Заселяя Средиземье

    Известно, что орки изначально не испытывали особой любви к своему властелину, зато боялись его, как черт крестного знамения, значит, уважали. Сам же Моргот использовал их как пушечное мясо, для чего предусмотрительно заложил в генетическую программу расы способность размножаться не хуже кроликов (вспомним, что у бессмертных эльфов с этим с самого начала были проблемы).

    Кстати, не берусь утверждать, что орки бессмертны (хотя в книгах Толкина обнаружить орка, умирающего от старости и сентиментально гладящего по головам правнуков, не удалось), но отдельные особи прожили долго даже по дунаданским меркам. Например, вождь морийских орков Больг в расцвете своих лет убил предводителя гномов Наина, и только через полтораста лет погиб в Битве Пяти Армий. Его отец Азог, по некоторым данным, прожил более трехсот лет. Но это все скорее исключения из правил, потому что на протяжении трех эпох Арды орков жестоко били, потом они снова размножались, потом их опять били, и так далее. А начало это славной традиции положили нежнейшие синдары (одно из племен эльфов) еще до первого восхода Луны и Солнца.

    Понятное дело, что ни Моргота, ни эльфов оркам любить не хотелось, поэтому когда Белерианд был затоплен, а Темный властелин извергнут за пределы мира, оставшиеся в живых гоблины не преминули воспользоваться неожиданной свободой и хлынули осваивать просторы Средиземья. Почему-то им более всего приглянулась вытянутая с севера на юг полоса по обеим сторонам Андуина. По крайней мере, к концу Третьей эпохи выделялось несколько орочьих племен, разделенных по широтному признаку: орки севера, основные поселения которых были под горами Грам и Гундабад; орки Мории, при участии Балрога захватившие бывшие гномьи владения; служившие Саруману орки Изенгарда; а также мордорские орки, среди которых различали подчиненных непосредственно Саурону и девятке назгулов. Не представляет сомнения, что, помимо перечисленных, были и другие орочьи племена, не столь многочисленные.

    Социология и физиология

    Толкин, отведший оркам роль пушечного мяса, не углублялся в их общественную модель. Позволю себе приблизительно определить ее как военную диктатуру. Во главе племени стоял вождь (в “Хоббите” упоминается титул “Верховный гоблин”), от которого расходилась пирамида армейской иерархии. Естественно, у орков были и самки, и молодняк (мясом которого так любил лакомиться Голлум), однако об орочьих женщинах нам известно еще меньше, чем о гномьих.

    У гоблинов имелись рабы, по преимуществу пленные. Своего языка у орков не было; разные племена говорили на разных диалектах (часто это были примитивные варианты всеобщего языка Вестрона), изредка и по принуждению пользуясь разработанным Сауроном Темным Наречием. Орки вступали в союзы с варгами (разумными волками), некоторыми гномами и людьми, служившими Злу. Между собой орочьи племена нередко враждовали.

    Гоблины овладевали ремеслами, в основном теми, которые прямо или косвенно были направлены на уничтожение противника и причинение страданий. Они изготавливали молоты, топоры, мечи, кинжалы, мотыги, клещи и орудия пытки. “Не исключено, что именно гоблины изобрели некоторые машины, которые доставляют неприятности человечеству, особенно те, которые предназначаются для уничтожения большого числа людей за один раз. Механизмы, моторы и взрывы всегда занимали и восхищали гоблинов”, - говорится в “Хоббите”. Орки умеют рыть туннели и разрабатывать рудники, уступая в этом только самым искусным из гномов. Для бесшумного передвижения они используют мягкие башмаки.

    Орки всеядны, но предпочитают свежепойманное мясо, причем не имеет значения, кому оно принадлежит: лошади ли, человеку ли... Кровь у гоблинов черная. Орки не любят солнечного света, поэтому предпочитают жить в подземельях или в вековечной тьме Мордора. Наземные операции они проводят по ночам или при благоприятных погодных условиях. Исключением являются урук-хай, выведенный Сауроном вид крупных солнцестойких орков, а также полуорки, скорее всего, полученные Саруманом в результате скрещивания гоблинов и людей.

    Орки и гоблины классических “Dungeons&Dragons”

    За тридцать лет существования “Dungeons&Dragons” разработчики игры произвели громадную работу по упорядочиванию фэнтези. Это относится и к гоблинам-оркам, быстро ставшим привычным препятствием на пути приключенцев. В XXI век D&D вошли с тремя основными расами гоблиноидов: орками, собственно гоблинами и хобгоблинами. Поскольку эти расы, хоть и являются различными биологическими видами, нередко действуют сообща и исторически восходят к оркам Толкина, рассмотрим их все. В алфавитном порядке - чем он хуже других?

    Гоблины

    Гоблины - небольшие плосколицые гуманоиды с заостренными ушами, мелкими острыми зубами и длинными, до колен, верхними конечностями. У них низкие лбы, а цвет глаз и кожи варьируется от желтого до насыщенно-красного. Общественная организация гоблинов племенная, вождем племени становится сильнейший из его членов, иногда это место занимает хобгоблин. Понятие о частной собственности у гоблинов не развито, если только это не частная собственность вожака. Отлично понимая, что в мире больших и сильных маленьким и слабым в одиночку не выжить, гоблины во всех делах полагаются на собственное количество. Будь это засада на дороге, ночной рейд в город или вылазка за рабами.

    Война с кем бы то ни было и по какой бы то ни было причине - идея-фикс каждого орка из вселенной D&D . Они уверены, что весь подлунный мир принадлежит им и только им, а все остальные, в том числе такие же орки из вражеских племен - наглые завоеватели. Неудивительно, что в своей погоне за жизненным пространством они расселились практически по всем климатическим зонам. Если орк не сражается, то он либо думает о войне, либо спит, либо помер. Неудивительно, что владение оружием - обязанность всякого уважающего себя орка, хотя это владение (как и само оружие) может быть далеко от совершенства.

    Внешне орки были бы похожи на людей, если бы не сероватая кожа, уши торчком и длинные, торчащие нижние клыки. Роста орки и люди приблизительно одинакового и, очевидно, являются дальними биологическими родственниками. Подтверждение тому - немалое число полуорков, которые могут жить с орками, скитаться изгоями по землям людей, или же объединяться в отдельные племена. Кстати сказать, полуорк в последней редакции D&D - одна из доступных персонажам рас.

    Относясь ко всем чужакам с изначальной неприязнью, орки особенно ненавидят эльфов и гномов, и вступают с ними в схватку при любой возможности. Нельзя сказать, чтобы в D&D орки, подобно их толкиновским предшественникам, последовательно избегали солнечного света, однако незначительная светобоязнь им досталась: на дневном свету они сражаются чуть хуже, чем в прочих условиях.

    В племенах орков царит патриархат. Орочьи женщины считаются собственностью своих мужчин, а их количество - один из показателей, по которому оценивается положение орка на социальной лестнице. Не брезгуют орки и рабством. В племени часто имеется шаман, власть которого сравнима с властью вождя. Если между этими двумя возникнет вражда, племя может расколоться. Наиболее крупные племена орков живут в больших городах, построенных как на поверхности земли, так и под ней.

    Дальние родственники гоблинов, достигающие роста в два метра и сочетающие взгляды орков на войну с хорошей внутренней организацией. Кожа хобгоблинов темных и красно-оранжевых оттенков, а у крупных самцов носы красного или синего цвета (по-видимому, не от употребления крепких напитков). К оружию они относятся куда внимательнее, чем орки, и хранят его в хорошем состоянии. Многие хобгоблины становятся хорошо оплачиваемыми наемниками.

    Вождем в хобгоблинском племени обычно становится самый сильный и воинственный. Сами хобгоблины нередко возглавляют отряды гоблинов и орков (хотя последние нередко отказываются подчиняться не-орочьим вожакам). Каждое племя представляет собой неплохо организованный боевой отряд с собственным знаменем и строгой иерархией. Поскольку такие отряды пекутся в первую очередь о собственной славе и добыче, надо обладать недюжинными организаторскими талантами, чтобы заставить несколько хобгоблинских племен сражаться на одной стороне. Довольно часто подобные попытки заканчиваются банальными межплеменными побоищами.

    Хобгоблинские племена поселяются в защищенных местах: пещерах, развалинах и лесных чащобах.

    Явление зеленокожих: “Warhammer FB”

    “Warhammer” , самая популярная на сегодняшний день военно-тактическая игра с миниатюрами, зарождалась в недрах проекта “Dungeons&Dragons” . Неудивительно, что орки и гоблины с самых первых шагов “Молота войны” стали одной из основных действующих сил.

    Орки, гоблины и их родственники снотлинги образуют в совокупности расу зеленокожих. Почему был выбран именно зеленый цвет - рассуждать можно долго. На мой взгляд, решающим стало то, что каждой из сторон “Молота войны” необходимо было придать характерный и запоминающийся визуальный образ. Это в D&D можно было обойтись словами “на вас нападает банда орков”. Миниатюра же всегда на виду, она должна выглядеть красиво и выразительно.

    Регулярным частям человеческой Империи и Бретоннии были противопоставлены орды зеленокожих варваров - ни с людьми, ни с эльфами, ни с гномами таких не перепутаешь. Другой аспект - значительно большая, чем у людей, связь орков с дикой природой. Зеленокожих нельзя безоговорочно назвать биологической цивилизацией, однако роль природных компонентов, начиная от наркотических грибов и заканчивая громадными рептилиями вивернами, явно превосходит для них технологические изобретения.

    Расовый состав

    Зеленокожие распространены по всей поверхности фэнтезийного “Молота войны” - вы найдете их в каждом лесу и под каждой горой. Наиболее четкие классификации выделяют три расовые группы - собственно орков, гоблинов и снотлингов - среди которых различаются отдельные племена.

    Разница - в размерах: орки - самые крупные и сильные, снотлинги - самые мелкие и хилые. Считается, что зеленокожие растут постоянно (возможно, последовательно переходя из одной группы в другую), пока не встретят на своем жизненном пути того, кто поставит их на место. Поэтому положение каждого индивидуума внутри орочьего племени определяется на глазок в прямом смысле этого слова. Вожди и их свита - самые крупные, за ними идут так называемые Большие орки - воинская элита племени; плодовитые и злобные гоблины исполняют роль слуг и пушечного мяса, а нелепые снотлинги - самые настоящие отбросы зеленокожего общества.

    Среди орков можно выделить “просто орков”, черных орков и диких орков. Черные орки - самые большие, крупные и дисциплинированные. Их не очень много, поэтому они редко образуют свои племена. Чаще всего черные орки становятся правящей верхушкой большого племени обычных орков. Племена диких орков населяют экваториальные области, где под действием жары и палящего солнца их мозги разлагаются. Они известны своими свирепостью и безрассудством, а также тем, что всем доспехам предпочитают боевую раскраску.

    Внутри гоблинов можно выделить ночных гоблинов - особый подвид, в обычных условиях обитающий исключительно в подземельях. Если ночной гоблин выходит на поверхность, он обычно надевает плотные черные одежды, дабы защититься от солнечного света. Остальные зеленокожие совершенно нормально реагируют на солнце.

    Тактика и стратегия

    Космические орки сооружают громадные машины разрушения - Джаггернауты.

    Смысл жизни зеленокожих (да, в принципе, и других армий “Молота войны”) - в войне. Чаще всего племена зеленокожих воюют друг с другом - и только появление по-настоящему сильного лидера (варбосса) может сплотить их против другой расы. Походы объединенных сил зеленокожих против людей, эльфов или кого бы то ни было называются Ваа-орком, или Ваагхом, и чаще всего заканчиваются после нескольких успешных сражений междоусобным побоищем. Ваагх катится по обреченным землям противника неостановимой зеленой волной, поедая трупы убитых врагов и сородичей, и воздвигая за собой громадные монументы из экскрементов. В сражении орки кидаются на врага всей своей массой, давя количеством. Если военачальник будет сдерживать зеленокожих, они рано или поздно передерутся между собой. Не будь у них внутренних распрей, мир давно бы принадлежал оркам.

    В кавалерии зеленокожих можно выделить четыре основные составляющие: орки на диких кабанах, орки на летающих рептилиях вивернах, гоблины на волках и ночные гоблины на сквиггах.

    О последних надо сказать особо. Сквигги - пещерные полу-животные, полу-грибы, состоящие в основном из зубов и когтей. Только ночным гоблинам, одурманенным грибными спорами, может прийти в голову мысль выехать на них на поле боя. Зато бешено прыгающий сквигг способен нанести серьезный урон отрядам противника - а если не повезет, то и своим.

    Чем-то похожи фанатики ночных гоблинов - накачанные наркотическим грибным пивом мини-берсеркеры, вооруженные громадными цепными шарами. Выпущенный на поле битвы фанатик носится, не разбирая дороги и раскручивая свой смертоносный шар - пока сам не разобьется о непреодолимое препятствие. Из техники зеленокожих самая интересная - катапульта “Дум дайвер”, из которой запускают живых гоблинов (для воздушной разведки).

    Орки-убийцы из глубокого космоса

    Второй половинкой вселенной “Молота Войны” стал “Warhammer 40000” - яркий фантастический мир с элементами космического фэнтези и киберпанка. Общего между двумя “Вархаммерами” достаточно, но различий куда больше, чем может показаться на первый раз. Взять, например, тех же орков. Казалось бы, орки - они и в Африке орки: зеленая кожа, клыки, воинственность - ан нет, в “сорокатысячнике” все совсем по-другому. Как?

    О разнице терминологической (Orc и Ork ) мы уже говорили. Это раз. Как и в WFB , в “сорокатысячнике” существует несколько разновидностей зеленокожих, однако никаких гоблинов вы там не обнаружите. Это два. Затем, в “Warhammer 40000” предпринята попытка обосновать зеленокожесть орков с научных позиций. Орки далекого будущего - это симбиотические организмы, сочетающие в себе гены животного (почти идентичные человеческим) и растения (наподобие примитивных зеленых водорослей и грибов). От последних оркам и досталась зеленая кожа, с упрочняющимся в течение жизни защитным слоем. Это три. Пять, восемь и девятнадцать - технологии, космические корабли, псионика, культура, разрушительные машины и прочие особенности, налагаемые фантастическим жанром.

    Растительные гены обуславливают характерные черты биологии оркоидов, которые безнадежно отделяют их от фэнтезийных зеленокожих. Кровеносная система симбионтов объединена с пищеварительной, а сердец у них два, причем одно занимается перевариванием пищи. Поэтому орки могут питаться тем, что совершенно несъедобно для других разумных рас, а цвет и консистенция их крови зависит от съеденного. В течение своей жизни (заканчивающейся, как правило, насильственной смертью) оркоид рассыпает споры, подобно тому, как у человека отшелушивается кожа. Это споры служат, во-первых, для идентификации, а во-вторых, для размножения. Попав в темное и влажное место (например, пещеру или лес), спора прорастает подобно грибам, только вместо грибницы под землей находится орочий эмбрион. Понятно, что при подобном способе размножения никакие самки не требуются.

    Какие бывают оркоиды

    Орки являются самым известным и основным подвидом оркоидов. Они самые крупные среди своей расы - выше человека в полностью распрямленном состоянии, хотя постоянно ходят сгорбившись. У орка крепкое сильное тело с длинными руками, на пальцах растут когти. Волос у орков нет, хотя некоторые из них создают имитацию растительности на лице с помощью специальных существ - волосяных сквиггов. Речь орка нетороплива и лаконична. Прочих оркоидов орки рассматривают как движимое имущество, однако жизнь одних без других была бы невозможна.

    Гретчины внешне похожи на орков, но не так крупны и сильны, зато умнее и хитрее своих хозяев. В то время, как последние занимаются войной, на гретчинах лежит тяжесть организации хозяйственной жизни племени. Они работают днями и ночами, но полностью удовлетворены собственным существованием, хотя и попадаются нередко под горячую руку владельцев. Самые предприимчивые из гретчинов могут занять высокий пост при своих хозяевах или достичь успехов в торговле.

    Снотлинги - самые загадочные среди оркоидов. Многие ученые считают, что некогда эти мелкие и недалекие существа, разводящие грибы и приглядывающие за скотом, были высокоинтеллектуальной расой, с помощью генетических манипуляций создавшей остальных оркоидов. Орки были выведены древними снотлингами для исполнения воинских, а гретчины - служебных обязанностей. Однако вследствие неизвестной катастрофы и регресса снотлингов орки, как самые сильные, стали доминирующим подвидом.

    Кто бы ни был древним создателем орочьей расы, он оказался весьма предусмотрительным. В генетический код орков заведомо введена информация о культуре, технологиях, обращении с оружием и т. п. В этом - одна их причин неслыханной приспособляемости оркоидов. Кроме того, наборы генетической информации служат основанием для разделения на касты - воинов, техников, медиков, псиоников и пр.

    Культура

    Оркоиды обладают развитой, хотя и довольно специфической культурой, причем ее основными деятелями являются гретчины. Изобразительное искусство представлено стенными росписями и скульптурами. В живописи оркоиды предпочитают яркие цвета, используя сюжеты из мифологии или истории, а в качестве декоративных элементов - пиктограммы или рунические надписи. Скульптуры из камня или каменного дерева посвящены богам войны или знаменитым военачальникам. Монументами часто отмечают занятую орками территорию, также их устанавливают на покоренных землях для устрашения подчиненного населения.

    Традиционная музыка орков - хоровое пение, во время которого тысячи оркоидов разбиваются на группы, каждая из которых по команде дирижера кричит какое-либо слово в определенной тональности. Получившийся эффект используется и на поле боя - для деморализации противника. Существует легенда о том, что от орочьего пения рухнули стены вражеской крепости. Прогрессивная музыка неразрывно связана с технологическими новинками и чаще всего представляет собой микшированные записи традиционных хоров, криков сражения и прочих звуков.

    Орда

    10 лет назад случилось событие, оказавшее громадное влияние на индустрию компьютерных игр и походя затронувшее тему нашего скромного исследования. Компания Blizzard выпустила первый Warcraft . Поклонники Warhammer’а ходили вокруг да около, поглядывали на 256-цветные мониторы и загадочно намекали на то, что им прекрасно известно, откуда взялись бело-синие люди-имперцы и дикие зеленые орки. Остальные - просто рубились. После нескольких продолжений Blizzard замахнулась на многопользовательскую онлайновую ролевую игру “World of Warcraft” . Угадайте, кто станет одной из самых популярных рас?

    В первом Warcraft’е все было просто: вот благородные люди, вот захватчики-орки; вот наборы отрядов с идентичными функциями, убивайте друг друга на здоровье. К Warcraft ’у третьему (не говоря уже о MMORPG) у вселенной игры появилась многотысячелетняя и насыщенная история, а заново открытые факты заставили нас по-иному посмотреть на, казалось бы, примитивный сюжет первой из игр серии. Десять лет спустя выясняется, что Warcraft - вовсе не Warhammer, механически перенесенный на экраны компьютеров, а вполне себе полноценный и самобытный мир.

    По общепринятой реконструкция истории орков в Warcraft’е, зеленокожие тысячелетиями жили под красными небесами планеты Драэнор, создавая там ни капли не агрессивное патриархальное общество, достигшее высот в шаманской магии и культуре. Орки были разделены на кланы - разобщенные группы гордых охотников, которые воевали исключительно ради того, чтобы выжить в неласковом мире Драэнора. Во главе кланов стояли вожди, которым помогали шаманы. Спокойное существование орков закончилось с появлением на Драэноре демонов Пылающего Легиона. Последние заключили сделку с одним из орочьих шаманов, который объединил орков и через пространственные врата повел несколько кланов проливать кровь в населенный людьми мир Азерота. Не обошлось при этом и без демонической магии - Пылающий Легион превратил орков в кровожадных и бездумных существ, несущих только смерть и разрушение.

    После множества побед и поражений, наверняка разыгравшихся на мониторах доброй половины читающих эту статью, орки почти овладели землями людей и эльфов. Однако предательство в их рядах качнуло чашу весов в другую сторону. Альянс людей и эльфов уничтожает межпространственный портал и заключает оставшихся орков в резервации. Тем временем на Драэноре шаман Нер-Зул, стремясь увести свой народ от демонов Пылающего Легиона, решает открыть порталы в иные миры и посылает несколько кланов снова в мир Азерота. Люди наносят ответный визит в Драэнор, во время которого Нер-Зул открывает порталы, бежит, но высвободившаяся при этом энергия разрывает на куски несчастный Драэнор. Наступает несколько лет затишья, на протяжении которых орки сидят в своих резервациях.

    Со временем ученые с удивлением обнаруживают, что орки становятся все спокойнее и спокойнее. Они больше не устраивают пьяных драк, подчиняются приказам надсмотрщиков и вообще мало походят на орду, вторгшуюся из Драэнора. Верховный маг Даларана Антонидос высказывает предположение, что орки начали освобождаться от довлеющего над ними заклятия Пылающего Легиона. Тут появляется Тралл (молодой орк, воспитанный людьми как раб), приветствует новообретение орками своих исторических ценностей и поднимает восстание с целью освободиться еще и от людских оков. Затем, предчувствуя приближение третьего Warcraft’а, уводит свой народ на континент Калимдор, дабы обрести там вторую родину взамен уничтоженного Драэнора.

    Орки третьего Warcraft’а несколько отличаются от своих предшественников из первой и второй серий - прежде всего это обусловлено их возвращением в русло родной культуры. Тралл установил запрет на некромантию и магию демонов, и взамен им пришли древние шаманские ритуалы. Был восстановлен древний институт наездников на волках - орки обрели собственную кавалерию. Наконец, Тралл заключил союз с расой минотавров, и быкоголовые теперь сражаются совместно с орками.

    Новейшие литературные интерпретации

    Если говорить о классических орках, то прочитанных страниц достаточно, чтобы составить о них не самое поверхностное впечатление. Под конец предлагаю пару-тройку неклассических орков-гоблинов. Не будем рассматривать совсем уж клинические случаи, в которых орки снабжены бабочкиными крыльями и полосатыми семейными трусами. Просто покажем, что еще можно сделать с обсуждаемым нами термином.

    В книге Дж. Роулинг о Гарри Поттере гоблины - служащие самого надежного в мире волшебного банка “Гринготтс”. У гоблинов-клерков смуглая кожа, длинные носы, пальцы, ногти и ступни. Нередко их лица обременены печатью интеллекта. Роста они мелкого - около метра. Как и положено гоблинам, они работают глубоко под землей, где и находятся хранилища “Гринготтса”. Впрочем, ничего против солнечного света они не имеют. Не исключено, что, поставив гоблинов за стойку банка, Роулинг подумала о швейцарских финансовых воротилах из реального мира, которых на Западе иногда называют гномами.

    Совершенно иных гоблинов мы встречаем в сериале Йона Колфера об Артемисе Фауле. Тамошние гоблины - одна из рас волшебного народца, обитающего под землей. В подземном обществе эти рептилеобразные существа занимают социальную нишу маргиналов - от контрабандистов до хулиганов. Одна из тюрем подземья так и называется - “Гоблинская тишина”. Развитым интеллектом колферовские гоблины не отличаются, поэтому в сложных предприятиях действуют, как правило, под руководством негодяев из других рас - например, эльфов или пикси. Зато гоблины умеют пускать молнии и вообще обожают все, связанное с огнем - в этом одна из причин их тысячелетней вражды с норокопателями-гномами.

    Ну, и в самом конце хотелось бы упомянуть книгу, которая не имеет к фантастике никакого отношения - скорее ее можно отнести к не менее интересному жанру футурологии. Это труд Максима Калашникова и Юрия Крупнова “Гнев орка”. Орки в данном случае - это мы сами, жители бывшего Советского Союза, - но в представлении цивилизованного Запада. По мнению авторов, это представление нашло свое метафорическое отражение в толкиновских орках - здесь и “клиническая” неспособность к демократии западного типа, и азиатская узкоглазость, и внешняя одинаковость. Позволю предположить, что изучение придуманных европейцами орков может до некоторой степени прояснить и их отношение к нам.

    * * *

    Орки, гоблины, гретчины, хобгоблины, урук-хай, снотлинги; светостойкие и светобоязненные; пушечное мясо Врага, беззаветные служители войны и цивилизованные варвары, не говоря уже о множестве неклассических интерпретаций - глаза разбегаются, а ведь мы не рассказали и четверти того, что придумало человечество про гоблинов-орков. Несомненно, зеленокожие (или серокожие) бестии - одна из любимейших фэнтезийных рас, и нас еще ждут десятки и сотни свиданий с ней на страницах книг, мониторах, киноэкранах и в настольных играх. Надеюсь, краткий экскурс в историю вопроса сделает ваши встречи в орками еще более интересными.

    Начнем с того, что гоблины фигурируют, главным образом, в повести «Хоббит, или Туда и обратно» (1937), а орки – в трилогии «Властелин колец» (1954-55). Поэтому разница, можно сказать, скорее стилистическая. Для детской сказки (а «Хоббит» изначально создавался именно в этом жанре) нужно было использовать знакомое юным читателям слово. Любопытно, что в некоторых предисловиях к «Хоббиту» сам Толкин подчеркивал, что слово «орк» не является английским.

    Само слово «гоблин» намного привычней английскому уху. Гоблин имеет своим прототипом закрепившееся в средневерхненемецком языке слово «кобольд». В английском же «гоблин» зафиксирован впервые в XIV веке и, вполне вероятно, своим появлением обязан т.н. среднефранцузскому языку.

    Тем не менее, в «Хоббите» дважды упомянуты и орки, причем подчеркнута разница в размерах между ними. Подразумевается, что орки гораздо крупнее и злобнее, чем гоблины.

    Так что будем откровенны, между мультипликационным Шреком и толкиновскими орками существует как минимум лингвистическое родство.

    Возникает вопрос – почему во «Властелине колец» Толкин решает использовать именно слово «орк», хотя в ранних черновиках еще фигурируют гоблины и хобгоблины? Скорее всего, ему необходимо было вывести культурное пространство трилогии за грань детской (и комнаты, и сказки).

    Автор писал не формальное продолжение «Хоббита», как ему заказывали издатели, а совершенно новый текст, основанный на созданных ранее сюжетах «Сильмариллиона». Эта область толкиновской вселенной подчиняется иной внутренней логике, и поэтому требовалось закрепить это различие даже на уровне лексики.

    Если же говорить о происхождении орков, то здесь Толкин предлагает нам лишь отдельные намеки. Его основная мысль такова: зло не может сотворить ничего нового, оно лишь может искажать до неузнаваемости уже существующее. Именно поэтому по одной из версий (упомянутых во «Властелине Колец») орки – это бывшие эльфы, душа и тело которых были изуродованы Морготом под покровом Тьмы. Именно поэтому они «множатся» по приказу того или иного темного владыки – Моргота и позже Саурона – и не выносят солнечного света.

    Саруман идет даже дальше и создает «полуорков» - некий генетический гибрид между орками и людьми, которые не боятся солнца и испытывают особую, гипертрофированную ненависть к природе. Все они в итоге погибают – большая часть от разгневанных оживших деревьев Фангорна, а меньшая (отряд побежденного Сарумана, который пытался укрыться в Хоббитании) – от рук хоббитов, освобождающих в финале свою страну.

    Иными словами, сила и мощь орков напрямую зависит от могущества их господина. С гибелью Саурона и Сарумана орки (они же гоблины) навсегда исчезают из Средиземья.

    >>С точки зрения этимологии, слово «орк» происходит от латинского Оркус (бог смерти в римской мифологии). В английском языке оно закрепилось благодаря французским сказкам XVII века, где довольно часто встречалось слово ogre (куда оно, в свою очередь, перекочевало из итальянского).

    Слово "orc-neas" - содержится в "Беовульфе", написанном на древне-английском языке.

    "eotenas ond ylfe ond orcneas" - гиганты (те самые что и ogres) и эльфы и орки?

    форма Orc есть и еще в одном памятнике 10 века.

    Ответить

    >>С точки зрения этимологии, слово «орк» происходит от латинского Оркус (бог смерти в римской мифологии). В английском языке оно закрепилось благодаря французским сказкам XVII века, где довольно часто встречалось слово ogre (куда оно, в свою очередь, перекочевало из итальянского).

    Приветствую вас снова, я Гендальф.

    Сегодня я хочу познакомить вас с еще одной расой, очень близкой к людям и во многом похожей на них. Эти существа называются Орки.

    Возможно, вы слышали о них уже не раз из книжек Толкина и представляете их как мрачных, угрюмых и воинственных существ, но смею вас заверить, что орки далеко не такие – они очень кроткие и добрые. С другой стороны, в прошлом были и такие времена, когда орки, объединившись с людьми, вместе представляли могучую военную силу. Поэтому Толкин скорее изобразил только одну из черт орков, в то время как они – очень многогранные существа, в них сосуществуют удивительные качества, которые, на первый взгляд, кажутся полными противоположностями. Поэтому я начну свой рассказ об орках с самого начала, чтобы описать их особенности во всей их красоте.

    Орки, как и многие люди, прибыли на Землю с Ориона, удивительной цивилизации, представители которой сами по себе обладают очень разнообразными качествами. Орионцы очень любопытны и в течение миллионов лет изучали особенности устройства своего мира. Они достигли непревзойденных высот в науке и технологиях и с помощью этих знаний создали собственный рукотворный мир. Все в этом мире подчиняется любому их желанию и реализуется со скоростью мысли.

    Но при этом случилось так, что они настолько увлеклись, создавая свой мир, что потеряли контакт со своей изначальной, собственной природой. Они ведь начали жить уже в другой, техногенной реальности. В свое время они поменяли не только условия своей жизни, но живой и минеральный мир вокруг себя, и даже изменили свои собственные тела. В какой-то момент они поняли, что той первозданной природы, в которой они жили с самого начала, уже не осталось и следа, ни на одной из планет, на которых они существуют.

    Это стало их большой проблемой и печалью, они долго искали выход из положения, и поэтому тогда, когда многим орионцам предложили переселиться на Землю, те с радостью согласились. Для них это была не только возможность «вспомнить», что такое настоящая Природа, но и помочь своей цивилизации восстановить природные особенности своих планет. Именно с этой целью орионцы и создали расу орков, которые, с одной стороны, унаследовали от них большую любознательность, но при этом строили свое изучение окружающего мира на совершенно других принципах. Они подсознательно помнили тот урок, который преподнес в прошлом их орионский мир. Поэтому теперь они всю свою энергию, любовь и заботу направили на поддержание природы вокруг них, на преумножение тех благ, которые она содержит. И если обычно орионцы предрасположены к логическому восприятию мира, благодаря чему и добились успехов в науке, то орки сознательно отказались от этого пути. Они начали развивать свое чувственное восприятие, а также другие качества, близкие к этому – чуткость к окружающим, интуицию, сердечность и душевность.

    Надо сказать, что это было очень непросто, ведь таких способностей не было заложено в орионских генах с самого начала. Поэтому так получилось, что раса орков поначалу развивалась очень медленно, в отличие от других рас Земли, которым их предки из других цивилизаций генетически передали все необходимое для проявления сильных сторон. Но орки не огорчались, они помнили о своей важнейшей задаче, связанной с помощью их галактическим родственникам, и это их вдохновляло.

    Кроме того, они унаследовали от орионцев удивительную целеустремленность, трудолюбие, силу воли, внутреннее благородство и оптимизм. Эти качества можно назвать «воинскими», и орионцы оттачивали их в своих мирах в ходе всего своего развития. Впоследствии эти качества, будучи развитыми, и сыграли с орионцами злую шутку. Достигнув непревзойденных высот в воинском искусстве, они направили их на противостояние друг с другом, и Орион погрузился в войны на миллионы лет, которые не утихли и до сих пор.

    К счастью, в случае орков «воинские» качества смогли проявиться совсем по-другому, они гармонично дополнили их чувственность, кротость и доброту. Орки обладали крепким намерением и волей к «победе», которая для них заключалась в проявлении своей чувственности, а иногда – даже ранимости. Их можно назвать воинами, следующими пути своего сердца, тому парадоксальному пути, на котором часто нужно преодолевать «ловушки» собственного ума, связанные с хитростями эго, искажающего восприятие ради своей выгоды.

    Для этого они старались сделать свое восприятие как можно проще и чище, чтобы уйти от сложных мыслительных построений, которые им достались в «наследство» от орионцев. Несмотря потенциал орионского аналитического мышления, оно мешало оркам возможности воспринимать этот мир с помощью чувств, и поэтому им пришлось практически перестроить свое сознание, сделав его простым и понятным для них самих. В связи с этим, людям, общавшимся с орками в сказочное время, те иногда казались слишком простыми и не очень умными. Но за внешней простотой этих существ стоит глубокая мудрость, которую они постигли благодаря внутреннему самосовершенствованию.

    В ходе своего развития они сделали свой ум очень практичным, преданно стоящим на службе у их чувств. В этом и заключается их удивительное мастерство, путь сердца, которым до сих пор следуют многие люди. Эти возможности, безусловно, открываются благодаря генам орков, существующим в каждом из вас. И для того, чтобы помочь вам вспомнить близкую связь с этими необычными существами, я хочу подробнее рассказать об их образе жизни.

    Поселившись на природе, орки-орионцы с трепетом в сердце встречали каждое ее проявление. Несмотря на то, что природа Земли внешне сильно отличается от природы Ориона, орки сразу почувствовали в земных энергиях "свои", родные вибрации, в которых когда-то существовали их предки. Это родило в них сложное чувство, смесь грусти за потерянную связь с их родной природой, восторга от повторной встречи с ее энергиями, и надежды, что смогут предостеречь земную цивилизацию от тех ошибок, которые они сами сделали когда-то. Поэтому они решили посвятить все свое развитие созданию нового пути общения с природой, при котором проявления цивилизации не вредили бы гармонии в природе, а наоборот, поддерживали бы ее. Они понимали, что в случае своего успеха они смогли бы помочь не только Ориону, но и Земле.

    Как и все орионцы, орки были очень практичны, и с самого начала начали думать о том, как они могут сделать свою жизнь лучше и удобнее. Через их гены им передалась от орионцев память о множестве технических приспособлений, которые могли бы им помочь в хозяйстве. Но, несмотря на внешнюю эффективность этих инструментов, орки не смели их применять, ведь они понимали, что такие инструменты могли работать только на тех вибрациях, которые чужды природным энергиям Земли, а значит рано или поздно увели бы их от баланса.

    Поэтому во всех своих поступках они старались идти, в первую очередь, не от своих возможностей, а от особенностей самой природы. Они стремились почувствовать потенциал, заложенный в каждом природном явлении, найти возможность поддержать его и усилить. Тем самым они умели принести пользу и природе, и себе самим. Например, они научились заботиться о растениях и ускорять их рост, но при этом не «подчиняя» их себе, не помещая в искусственную среду, а, наоборот, дополняя их жизнь тем, что помогало их существованию стать еще гармоничнее.

    Для этого, конечно, им нужно было очень тонко овладеть своим чувствованием, проявившимся в их любви и заботе ко всему живому. Они начали чувствовать природные стихии, на основе которых строится существование каждого живого существа. Орки стали помогать растениям обрести баланс этих стихий в своем организме. Например, какому-то растению не хватало стихии земли, и нужно было сделать почву чуть плодороднее, другому не хватало стихии огня, а значит ему нужно было больше солнечного света. Внешне это очень напоминало то, как человечество сейчас выращивает растения, с той лишь разницей, что люди чаще всего при этом руководствуются научным подходом.

    Поступки же орков часто были нелогичны и новы для них самих, но они доверяли своим ощущениям, которые рождались из чувствования природных энергий. Такой способностью владеют и многие современные люди, и это – проявление генов, переданных им орками по наследству. Эту способность орки смогли развить в настоящее мастерство, тонко «настраивая» баланс внутри растений. Они даже научились слышать «слова» растений, которые те передавали им на уровне вибраций, благодаря чему научились помогать им еще лучше. За свои старания орки вознаграждались вкуснейшими и сочными плодами, которые в благодарность им передавали растения и деревья. Так орки стали родоначальниками земледелия.

    Подобный тонкий симбиоз орки смогли построить и со многими животными, живущими в сказочном мире. Они научились заботиться и ухаживать за ними так, чтобы поддерживать их жизнь на природе, делились с ними той пищей, которая могла бы поддержать баланс всех стихий в их организме. В ответ животные делились с ними шерстью и молоком, а некоторые могли даже прокатить орков на своей спине. Поэтому орки заложили основу и животноводству, которое люди развивают и поныне.

    Мастерство орков, связанное с чувствованием стихий природы, проявилось в еще одном их удивительном качестве – виртуозном владении физическим телом. Усиливая связь с какой-то из стихий, они совершенствовали разные физические качества и достигали в этом удивительных успехов. Например, стихия земли помогала им развивать физическую силу и выносливость, стихия ветра – легкость, скорость и быстроту реакции, стихия воды – гибкость и пластику. Стихия огня помогала им «включать» эмоциональную энергию в любое движение, усиливая его, а также развивать смелость и решительность.

    Совершенствование этих качеств стало для орков настоящим наслаждением, проявлением их творчества. Они будто отдавались потоку природной энергии в их теле и чувствовали, как она проявляется в их движениях. В этом занятии они могли всем своим существом слиться с той желанной природной энергией, ради которой они и воплотились на Земле. Кроме того, это занятие усиливало и гармонизировало потоки энергии в их теле, приводило в баланс взаимодействие всех стихий. Совершенствуясь в этом занятии в течение всей жизни, они достигали удивительного долголетия – их жизнь могла длиться тысячи лет. А многие из них, достигшие уникального мастерства, становились практически бессмертными.

    Впрочем, бессмертия могли достигнуть и представители всех других рас, пользуясь для этого своими уникальными возможностями. Этому способствовали тонкие энергии, существовавшие в то время на Земле. Для орков же именно это занятие было проявлением множества их уникальных качеств, собранных воедино. Таким образом, орки стали основоположниками физической культуры и спорта в сказочном мире. Они совершенствовали свои качества не только в одиночку, для них спорт стал формой общения и взаимодействия друг с другом. Посвящая этому значительную часть своей жизни, они придумали множество спортивных игр, многие из которых очень похожи на те, которые вы знаете сейчас. Часто, собираясь вместе, они с удовольствием проводили спортивные состязания. При этом, соревнуясь между собою, они не стремились выявить превосходство одних над другими. В самом соперничестве они видели неоценимую тренировку, которая задействовала стихию огня в их теле, разжигала в них стремление к цели. Они увидели возможность развивать во многих играх свои качества «воина», переданные им орионцами. Так появились боевые искусства, в которых орки достигли настоящего мастерства. Но за счет своей кротости и внимательности к чувствам друг друга они никогда не переходили к жестокости, для них это было именно игрой, совершенствующей их физические и душевные качества.

    Орки с удовольствием делились с другими расами своим мастерством, помогая тем совершенствовать качества своего физического тела. Это позволяло каждой расе еще полнее ощутить связь со стихиями природы, в которых они существовали. В разных сказочных поселениях и городах проводились целые спортивные турниры, в которых участвовали представители всех рас. Также орки открывали тайны военного искусства тем, кто проявлял интерес к этому занятию.

    Орки смогли проявить свои качества чувствования природных стихий во всем, чем они занимались: в строительстве домов, гончарном деле, плотничестве, кузнечном деле и во множестве других ремесел, известных вам сейчас. Практически именно они заложили основу всему тому простому человеческому быту, который современные люди переняли у них и смогли развить дальше, продолжив совершенствовать технологии.

    Эта преемственность произошла очень естественно, сама собою. Ведь очень многие люди, жившие в сказочное время, прибыли на Землю также с Ориона, и поэтому орки тогда для них стали самыми родными существами. И даже внешне орки очень напоминали людей, только были более приземистыми и коренастыми, с более крупными чертами лица, часто более молчаливыми и спокойными.

    Более того, поначалу люди-орионцы вместе с орками представляли собою одну общую расу и начали проявлять свои различия только со временем, по мере развития разных способностей. Люди были также очень практичными, только при изучении природы пользовались в основном теми сильными сторонами, которые им достались от орионцев: логикой и аналитическим мышлением. При этом они видели практический смысл в воплощении многих технологических разработок, используемых ранее на Орионе их предками. Несмотря на такие различия, люди и орки, живя вместе, научились поддерживать друг друга своими особенностями. Орки помогали людям адаптировать «орионские» технологии к земным условиям и энергиям, чтобы те не нарушали, а поддерживали ее гармонию. Люди же помогали оркам найти нужные технологические решения для совершенствования их мастерства в земледелии и ремеслах.

    Такой тесный союз орков и людей просуществовал очень долго, практически в течение всей сказочной эпохи на Земле. Орки очень трепетно и нежно относились к людям и были преданы отношениям с ними. Но эта близость отношений стала источником неприятностей как для людей, так и для орков.

    В конце сказочной эпохи между людьми и другими расами началась война, связанная со сложностями в системе управления того времени, и орки, жившие во многих поселениях вместе с людьми, также участвовали в этом противостоянии. Будучи настоящими мастерами в военном деле, они значительно повлияли на исход военной кампании, который не только привел к упадку во многих сказочных городах, но и стал моментом расхождения сказочных рас друг с другом. Для самих орков эта война стала горьким опытом проявления насилия, боль которой они помнят до сих пор. Орки были рядом с людьми до самого конца, до тех пор, пока люди не ушли в свое отдельное пространство ввиду необходимости создания собственной системы управления.

    Как бы то ни было, все сложности, приведшие к расхождению орков и людей – уже в далеком прошлом. Земля в настоящее время вновь начинает наполняться тонкими энергиями, и пространство, в котором живут люди, вновь начинает постепенно сближаться с другими мирами, в которых живут сказочные существа. И орки, ввиду большого родства к людям, будут одной из первой рас, которая возобновит тесный контакт с людьми. Пока это возможно только на тонком плане, но через какое-то время орки могут стать одними из первых сказочных существ, появившихся рядом с вами, в физическом мире!

    В чем же ценность такого союза для человечества в новое время? Во-первых, орки – очень близкие и родные для вас существа, и возобновление контакта с ними может принести много приятных эмоций для всех вас. С другой стороны, вы можете поддержать друг друга в том пути развития, который начинали вместе еще в сказочное время, связанным с адаптацией технологий к природным вибрациям.

    А сейчас я приглашаю к разговору самих орков, чтобы те поприветствовали вас и все человечество. И пусть этот разговор поддержит возобновление родной и близкой связи – отношений орков и людей!

    «Приветствуем вас, дорогие люди! Нам жаль, что долгое время, мы не могли общаться с вами, но, как вы уже знаете, мы были разлучены событиями прошлого. Возможно, вы уже не помните подробностей той войны, в которой мы участвовали вместе, но мы до сих страдаем душевно из-за ее последствий. Мы просим прощения как у людей, так и у всех других представителей миров Земли за созданные разрушения и причиненную боль. Мы надеемся, что нас смогут слышать все те, кому мы адресуем эти слова.

    Мы верим, что в будущее время такой войны не повторится, и потому готовы возобновить связь с людьми и со всеми другими расами. Мы благодарны людям за то прошлое, которое нас объединяет, и хотим уверить, что ценность нашей связи действительно огромна.

    Мы чувствуем те энергии, которые стоят за технологиями вашего мира, и понимаем, что в последнее время вы все больше осознаете степень влияния технологий на природу, окружающую вас. Вы уже находите пути решения этих вопросов, ведущие к созданию более гармоничных технологий, и наш контакт с вами поможет ускорить этот процесс.

    Многое родится будто само собой через ваше чувствование, которое вы обретете. То качество ощущения природных энергий, которое мы, орки, совершенствовали миллионы лет на Земле, в новое время доступно и людям. Ведь те гены, отвечающие за эти качества, всегда были внутри вас. Мы с вами – единая раса, но в ходе своего развития вы и мы сделали немного разные выборы и, вследствие этого, совершенствовали разные качества. Теперь же, за счет нашего общения, мы можем создать общую энергию, которая и поддержит активацию качеств, полезных для вас в нынешнее время.

    Какая же польза будет для нас, орков, в этом сближении с людьми?

    Ваш мир - более материален, по сравнению с той тонкой реальностью, в которой мы существуем сейчас. За счет нашего общения с вами мы сможем обрести его большее чувствование и понимание и через это – большее проявление всех тех качеств, которыми мы обладаем. И, конечно же, мы рады будем восстановить само общение с вами, которое всегда было огромной радостью и наслаждением для всех нас!

    С любовью ко всему человечеству,