Кто такие чукчи? Как живут современные чукчи (29 фото)

Жители тундры спасают гостей от мороза с помощью голой жены

Что мы слышали о чукчах и вообще о северных народах, кроме анекдотов? Да практически ничего! Однако есть люди, которые досконально разбираются в теме. В частности, ученый с мировым именем, профессор Сергей АРУТЮНОВ, член-корреспондент РАН, который вел этнографическую полевую работу в Японии, Вьетнаме, Индии, на Кавказе, а также на Крайнем Севере и в Сибири, в том числе на Чукотке. Хотя и анекдоты - тоже информация!

«Чукча, сходи в душ, помойся!» - «Нельзя, однако! Горе будет! Первый раз помылся - война началась. Второй раз помылся - Сталин умер. Совсем
горе!»
Загнали все-таки чукчу в душ. Через пару минут радостный возглас: «Ура! Рубашка нашел!» - «Где?!» - «Под фуфайкой была!»
- Сергей Александрович, почему именно про чукчей столько анекдотов?
- По той же причине, что в Индии рассказывают анекдоты про сикхов, в Великобритании - про шотландцев, а по всей Европе - про бельгийцев. В человеческой природе выбирать себе какую-нибудь жертву для насмешек. При том, что все понимают - эти народы ничем не хуже прочих. Кстати, у чукчей тоже есть анекдоты про русских. Например такой. Приезжает молодой русский впервые на Чукотку. Его принимают, естественно, с водкой - одну бутылку выпивают, вторую, третью... Наконец, он спрашивает: «Как стать на Чукотке своим?» - «Надо переспать с чукчанкой и пожать лапу медведице». Русский, шатаясь, выходит. Возвращается к утру, весь изодранный: «Ну, с медведицей я переспал, теперь давайте чукчанку - я ей руку пожму!» А вообще, чукчи очень гостеприимные люди и тоже готовы посмеяться над собой.

Что вас больше всего потрясло в обычаях северных народов?
- Я этнограф, ко всему привычный. Но случались и забавные моменты. Очень памятно одно из посещений чукотской семьи лет 50 назад. Пришли мы в ярангу, жилище чукчей. В ней холодно, так что по центру - еще и меховой полог из оленьих шкур...
- А под ним тепло?
- Конечно! Люди так нагревают пространство своим дыханием, что раздеваются до белья. Кочевые чукчи очень любят шелковое белье. И не красоты ради, а потому что в нем не заводятся вши - часто мыться при таких условиях проблематично.
Так вот - сидим, ждем угощения. А тут малыш заплакал - захотел на горшок. Хозяйка снимает с него теплый меховой комбинезон, пеленочку из высушенного моха и дает возможность облегчиться в деревянное блюдо. Затем это блюдо выставляет за полог - в холодное пространство яранги, где собаки. Несколько секунд - и собаки все это слизывают до блеска. Хозяйка возвращает блюдо и совершенно спокойно начинает резать на нем холодную оленину. Ее-то мы и ели, запивая чаем. Кстати, она не забыла тщательно протереть чашки полотенцем... Справедливости ради скажу, что сейчас, конечно, ситуация с гигиеной изменилась кардинально.

Мухомороеды

Чукча говорит русскому:
- Отгадаешь, сколько у меня оленей, обоих отдам!
- Два.
- Ух, шаман!
- В одном из интервью вы говорили, что чукчи не признают грибов.
- Да, они брезгуют ими, называют испражнениями дьявола. Связано это в первую очередь с тем, что грибы - угроза потерять оленей. Олени все время испытывают белковое голодание. А гриб - источник этого самого белка. Так что если на пути оленей попадется грибное место - все, стадо больше не соберешь, оно просто разбредется. Поэтому по мере приближения к грибным местам чукчи начинают орать, кидать палки, натравливать собак - словом, делать все, чтобы стадо проскочило мимо как можно скорее.
- Но к одному грибу они все же испытывают почтение.
- Если вы имеете в виду мухомор, то да. У чукчей мухомор распространен как галлюциноген. А чтобы не отравиться, молодежь пьет мочу стариков, которые употребляют мухоморы, приучая себя к этому «лакомству». Только призываю ни в коем случае это не практиковать, последствия могут стать фатальными!
- И в наши дни подобное происходит?
- Еще лет 20 назад молодежь активно приобщалась к мухомороеденью. То есть сейчас это люди лет 40. А уж дедов-мухомористов и подавно хватает! Как в наше время - не знаю. Все-таки за последние годы выросло новое поколение с более урбанизированной, городской ментальностью. Практически все получают среднее образование. Хотя свою чукотскую психологию они, безусловно, сохраняют.
- А в чем она состоит, эта психология?
- Не напрягаются. Ни в чем. В том числе в сексуальных отношениях.

Одна на двоих

Русский попросил у чукчи в долг шкуры песца для продажи. Тот дал. Второй раз попросил - дал. Видит чукча - в третий раз к нему идет русский. Он говорит: «Жена, скажи, что я на охоте, а то опять будет шкуры клянчить!» А сам - под кровать. Русский заходит, жена и говорит: «Он на охоте!» - «Как жаль! А я деньги принес с процентами. Ну, давай отметим сделку!» Выпили они, и в постель. А чукча лежит под кроватью и думает: «Деньги забрать надо, русского застрелить надо, жену поколотить надо. А я, как назло, на охоте!»
- Как чукчи в принципе относятся к сексуальной близости?
- Достаточно легко. Скажем, раньше частенько бывало, что заблудившийся в тайге человек набредал на кочевье. Как его спасти от переохлаждения? Голого гостя клали с голой женой хозяина дома. А там уж - как пойдет... Кстати, в 1977 году таким же образом была спасена от верной смерти пловчиха из США, которая переплывала с американского острова на советский в районе Берингова пролива. Ее отнесло течением в сторону, она очень замерзла. И русская врачиха, знакомая с жизнью чукчей, разделась и залезла к ней в один спальный мешок. Все обошлось.


В фольклоре женщины-чукчи часто спят с русскими. Насколько вообще чукотская женщина может быть привлекательна для белого мужчины?
- Среди них много симпатичных, по нашим меркам. Недаром все полярные исследователи имели в любовницах или временных женах представительниц северных народов. Например, легендарный американский адмирал Роберт Пири, который в начале ХХ века впервые достиг Северного полюса, имел в «полевых женах» эскимоску. В архивах сохранилась ее фотография в обнаженном виде, весьма эффектная женщина. А затем к Пири приехала его законная жена Жозефина. Дамы встретились и вполне меж собой поладили.
- Ну а в принципе, насколько важна для чукчей супружеская верность?
- У эскимосов в Канаде и на Аляске до сих пор есть традиция меняться женами, когда летом они семьями разъезжаются на охоту. Это происходит обычно между друзьями и очень часто по инициативе женщин. У нас в советское время все же довлела коммунистическая мораль, поэтому чукчи никогда не афишировали подобное поведение. Но тамошние женщины очень горды и свободолюбивы. Знавал я одну чукотскую семью. Его звали Робтон, он был китобой и пьянчуга. И вот его бесконечное пьянство надоело жене по имени Ани.
- Значит, так, - сказала она. - Я тебе жена, буду стирать подштанники, класть траву в торбоза (такие меховые сапоги), чтобы ты не замерз, но как от мужа от тебя толку нету. Поэтому в такое-то время уходи, а ко мне будет приходить завмаг.
Тот вроде смирился. Но когда завмаг был у Ани, Робтон пришел и сказал ему: «Путилка давай!» Бутылка водки, в смысле. Тот дал. Он второй раз приходит: «Давай путилка!» И тут к ним в коридор выскочила разъяренная Ани. «Кто тебе дал право меня за бутылку покупать?!» - крикнула она завмагу. А мужу так сказала: «Я свободная женщина и сама решаю, с кем спать!» С этими словами она полоснула его по носу полукруглым ножом для разделки мяса. И тот, прижимая кончик носа, побежал к фельдшеру. Еле ему этот нос пришили. Вообще, не редкость, что у чукчанок есть любовники, и мужья к этому относятся спокойно.

Как евреи

Чукча разбогател и купил автомобиль. Через месяц его спрашивают: «Ну как?» - «Хорошо, однако! Только олени очень устают и крыша скользкая, все время падаю!»
- Сергей Александрович, есть ли богатые чукчи?
- В советское время на китобойных и песцовых промыслах чукчи могли заработать в год тысяч по восемь. А то и больше! По советским меркам - огромные деньги. Но таких ударников было немного, да и они все пропивали. Ситуация несколько изменилась при Горбачеве. Во время борьбы с алкоголизмом было сделано много глупостей, но для Крайнего Севера это было благодеяние. Ведь физиология чукчей такова, что пьянеют они с первой рюмки. Потеряв возможность свободно пить, они так приподнялись! И бытовая техника появилась (у тех, кто в поселках жил), и на курорты ездить начали.

Знакомый чукча рассказывал: «Был в Крыму. Понравилось, только очень жарко - плюс 13 - 15 градусов!» А еще он купил «Москвич». Правда, ездил из своего поселка на рыбалку только примерно раз в неделю, и то в сезон - километров 12. «А в тундру как же?» - спрашиваю его. «У нас снегоходы для этого покупают, но многие до сих пор на собаках». - «Почему?» - «А вдруг пурга и ты надолго там завязнешь? Уедешь на 12 собаках, вернешься на четырех. Восемь пойдут на корм оставшимся и сам поешь. А снегоход съесть нельзя!»

А с приходом капитализма появились «новые чукчи»?
- Есть и сейчас непьющие ребята, кто зарабатывает два-три миллиона рублей в год. В основном на рыбалке. Как-то один знакомый эскимос мне попытался объяснить, чем они отличаются от чукчей. «Знаешь, для нас чукчи -как для русских евреи. Они по сравнению с нами более пронырливы, коммерчески удачливы, хитры». Однако «новый чукча» никогда не появится. Чукчей вообще мало, всего 14 тысяч, большинство из которых живет на Чукотке. Но у каждого племянники, двоюродные братья, дяди... «Так много получаешь, а нас не угощаешь!» - вот что слышит преуспевающий чукча. И - угощает, так принято. Покуда деньги не кончатся.
- А сколько всего эскимосов?
- Их больше ста тысяч, хотя в России живет всего 1800. Но есть еще более малочисленные народы. Например уильта - их на Сахалине осталось всего 300 человек. Или энцы - всего 250 на Таймыре.

Вы - большой радетель за малые народы. Что государство может сделать для тех же чукчей? Больше опекать их? Или, наоборот, не мешать?
- Не мешать, не лезть! Я считаю, было бы правильно поместить их в резервацию. И это вовсе не ущемление. Наоборот! В Америке при въезде в индейскую резервацию объявление: «Пересекая красную черту, вы соглашаетесь подчиняться всем решениям местного племенного совета!» Если посмотреть на карту США, она, как сыпью, покрыта территориями резерваций. Там - свои законы. Если, конечно, не дай бог, происходит какое-то запутанное убийство, расследование будет вести сотрудник ФБР. Но всю «бытовуху» разбирают местные органы. Разумеется, каждый волен выбирать - жить ему со своими или в другом месте.
- Но для чего это нужно? Чтобы чукчи сохранили свою самобытность?
- В первую очередь, чтобы обрели самоуважение и выжили. И тогда вполне вероятно, что и с пьянством, которому подвержены девять десятых чукчей, будет наконец покончено.

Чукчи, чукоты или луораветла́ны. Немногочисленный коренной народ крайнего северо-востока Азии, разбросанный на огромной территории от Берингова моря до реки Индигирки и от Северного Ледовитого океана до рек Анадыря и Анюй. Численность по данным Всероссийской переписи населения 2002 года - 15767 человек, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года - 15908 человек.

Происхождение

Своё название, которым их называют русские, якуты и эвены - адаптированное в XVII в. русскими землепроходцами чукотское слово чаучу [ʧawʧəw] (богатый оленями), каковым именем чукчи-оленеводы называют себя в противоположность чукчам приморским - собаководам - анкальын (приморские, поморы - от анкы (море)). Самоназвание - оравэтԓьэт (люди, в единственном числе оравэтԓьэн) или ԓыгъоравэтԓьэт [ɬəɣʔoráwətɬʔǝt] (настоящие люди, в единственном числе ԓыгъоравэтԓьэн [ɬəɣʔoráwətɬʔǝn] - в русской передаче луораветлан). Соседи чукчей - юкагиры, эвены, якуты и эскимосы (на берегу Берингова пролива).

Смешанность типа (азиатско-американского) подтверждается некоторыми преданиями, мифами и различиями в особенностях быта оленных и приморских чукчей: у последних, например, собачья запряжка американского образца. Окончательное решение вопроса об этнографическом происхождении зависит от сравнительного изучения чукотского языка и языков ближайших американских народностей. Один из знатоков языка, В. Богораз, находил его близкородственным не только с языком коряков и ительменов, но и с языком эскимосов. До самого последнего времени по языку чукчей причисляли к палеоазиатам, то есть к группе окраинных народов Азии, языки которых стоят совершенно особо от всех остальных лингвистических групп Азиатского материка, вытесненных в очень отдалённые времена из середины материка на северо-восточные окраины.

Антропология

Тип чукчей - смешанный, в общем монголоидный, но с некоторыми отличиями. Расовый тип чукчей, по мнению Богораза, характерен некоторыми отличиями. Глаза с косым разрезом встречаются реже, чем с разрезом горизонтальным; встречаются индивиды с густой растительностью на лице и с волнистыми, почти курчавыми волосами на голове; лицо с бронзовым оттенком; цвет тела лишен желтоватого оттенка; крупные, правильные черты лица, лоб высокий и прямой; нос крупный, прямой, резко очерченный; глаза большие, широко расставленные. Некоторые исследователи отмечали рослость, крепкость и плечистость чукчей. Генетически чукчи обнаруживают свое родство с якутами и ненцами: Гаплогруппа N (Y-ДНК)1c1 встречается у 50 % населения, также широко распространена Гаплогруппа C (Y-ДНК) (близкая к айнам и ительменам).

История

Современная этногенетическая схема позволяет оценивать чукчей в качестве аборигенов континентальной Чукотки. Их предки сформировались здесь на рубеже IV-III тыс. до н. э. Основу культуры этого населения составила охота за дикими оленями, в достаточно стабильных природно-климатических условиях просуществовавшая здесь до конца XVII - начала XVIII веков. С русскими чукчи столкнулись впервые ещё в XVII столетии на реке Алазее. В 1644 году казак Михаил Стадухин, первый доставивший известие о них в Якутск, основал Нижнеколымский острог. Чукчи, кочевавшие в то время как на восток, так и на запад от Колымы, после кровопролитной борьбы окончательно покинули левый берег Колымы, оттеснив при своем отступлении эскимосское племя мамаллов с побережья Северного Ледовитого океана к Берингову морю. С тех пор в течение более ста лет не прекращались кровавые столкновения между русскими и чукчами, территория которых граничила с российской по реке Колыме на западе и Анадырю на юге, со стороны Приамурского края (подробнее см. Присоединение Чукотки к России).

В 1770 году после ряда военных кампаний, в том числе неудачной кампании Шестакова (1730), Анадырский острог, служивший центром борьбы русских с чукчами, был уничтожен и команда его переведена в Нижнеколымск, после чего чукчи стали менее враждебно относиться к русским и постепенно стали вступать с ними в торговые отношения. В 1775 году на речке Ангарке, притоке Большого Анюя, была построена Ангарская крепостца, где, под охраной казаков, происходила ежегодная ярмарка для меновой торговли с чукчами.

С 1848 года ярмарка перенесена в Анюйскую крепость (около 250 км от Нижнеколымска, на берегу Малого Анюя). До первой половины XIX века, когда европейские товары доставлялись на территорию чукчей единственным сухопутным путем через Якутск, Анюйская ярмарка имела обороты на сотни тысяч рублей. На продажу привозились чукчами не только обыденные продукты их собственного добывания (одежда из оленьих мехов, оленьи шкуры, живые олени, тюленьи шкуры, китовый ус, шкуры белых медведей), но и самые дорогие меха - каланов, куниц, черных лисиц, голубых песцов, которые так называемые носовые чукчи выменивали на табак у обитателей берегов Берингова моря и северо-западного побережья Америки.

С появлением американских китоловов в водах Берингова пролива и Ледовитого океана, равно как с доставлением товаров на Гижигу судами добровольного флота (в 1880-х гг.), наиболее крупные обороты Анюйской ярмарки прекратились, и к концу XIX века она стала обслуживать лишь потребности местного колымского торга, имея оборотов не свыше 25 тыс. руб.

Хозяйство

Первоначально чукчи были просто охотниками на северных оленей, со временем (незадолго до появления русских) они освоили оленеводство, которое стало основой их хозяйства.

Основное занятие береговых чукчей - охота на морского зверя: зимой и весной - на нерпу и тюленя, летом и осенью - на моржа и кита. На тюленей охотились в одиночку, подползая к ним, маскировались и подражали движениям животного. На моржа охотились группами по несколько байдар. Традиционное охотничье оружие - гарпун с поплавком, копьё, ремённая сеть, со второй половины XIX века распространилось огнестрельное оружие, методы охоты упростились.

Быт чукчей

В XIX веке чукчи-оленеводы жили стойбищами в 2-3 дома. Перекочевки совершали по мере истощения оленьего корма. На лето некоторые спускаются к морю. Род чукчей - агнатный, объединяемый общностью огня, единокровностью по мужской линии, общим тотемным знаком, родовой местью и религиозными обрядами. Брак преимущественно эндогамный, индивидуальный, часто полигамический (2-3 жены); среди определённого круга родственников и побратимов допускается, по соглашению, взаимное пользование женами; обычен также левират. Калыма не существует. Целомудрие для девушки не играет роли.

Жилище - яранга - представляет собой большой шатёр неправильно-многоугольной формы, крытый полотнищами из оленьих шкур, мехом наружу. Устойчивость против напора ветра придаётся камнями, привязываемыми к столбам и покрову шалаша. Огнище - посреди шалаша и окружено санями с хозяйственными принадлежностями. Собственно жилое помещение, где чукча ест, пьёт и спит, состоит из небольшой четырёхугольной меховой палатки-полога, укрепляемой у задней стенки шатра и наглухо с пола заделываемой. Температура в этом тесном помещении, нагреваемом животной теплотой её обитателей и отчасти жировой лампой, такая высокая, что чукчи раздеваются в нём донага.

У чукчей до конца XX века различались мужчины-гетеросексуалы, мужчины-гетеросексуалы, носившие женскую одежду, мужчины-гомосексуалы, носившие женскую одежду, женщины-гетеросексуалки и женщины, носившие мужскую одежду. При этом ношение одежды могло означать и выполнение соответствующих социальных функций.

Одежда чукчей - обычного полярного типа. Она шьётся из меха пыжиков (подросшего осеннего теленка) и состоит у мужчин из двойной меховой рубахи (нижней мехом к телу и верхней мехом наружу), таких же двойных штанов, коротких меховых чулок с такими же сапогами и шапки в виде женского капора. Совершенно своеобразна женская одежда, тоже двойная, состоящая из цельно сшитых штанов вместе с низко вырезанным корсажем, стягивающимся в талии, с разрезом на груди и крайне широкими рукавами, благодаря которым чукчанки во время работы легко высвобождают руки. Летней верхней одеждой служат балахоны из оленьей замши или из пёстрых покупных материй, а также камлейки из тонкошёрстной шкуры оленя с разными обрядовыми нашивками. Костюм грудного ребёнка состоит из оленьего мешка с глухими разветвлениями для рук и ног. Вместо пелёнок подкладывается слой мха с оленьей шерстью, впитывающий в себя испражнения, которые ежедневно выбираются через особый клапан, пристегивающийся к отверстию мешка.

Прически женщин состоят из заплетенных по обе стороны головы кос, украшенных бусами и пуговицами. Мужчины выстригают волосы очень гладко, оставляя спереди широкую бахрому и на темени два пучка волос в виде звериных ушей.

Деревянные, каменные и железные орудия

В XVIII в. каменные топоры, наконечники копий и стрел, костяные ножи были почти полностью заменены на металлические. Утварь, орудия и оружие в настоящее время употребляются главным образом европейские (металлические котлы, чайники, железные ножи, ружья и т. д.), но и до сих пор в быту чукчей много остатков недавней первобытной культуры: костяные лопаты, мотыги, свёрла, костяные и каменные стрелы, наконечники копий и т. д., сложный лук американского типа, пращи из костяшек, панцири из кожи и железных пластинок, каменные молотки, скрёбла, ножи, первобытный снаряд для добывания огня посредством трения, примитивные лампы в виде круглого плоского сосуда из мягкого камня, наполняемого тюленьим жиром, и т. д. Первобытными сохранились их лёгкие санки, с дугообразными подпорками вместо копыльев, приспособленные только для сидения на них верхом. В санки запрягаются или пара оленей (у оленных чукчей), или собаки, по американскому образцу (у приморских чукчей).

С приходом Советско власти, в населённых пунктах появились школы, больницы, культурные учреждения. Создана письменность для языка. Уровень грамотности чукчей (умение писать, читать) не отличается от среднего по стране.

Чукотская кухня

Основу питания чукчей составляло отварное мясо (оленье, тюленье, китовое), также употребляли в пищу листья и кору полярной ивы (емрат), морскую капусту, щавель, моллюски и ягоды. Помимо традиционного мяса в пищу шла кровь и внутренности животных. Широкое распространение имело сыро-мороженное мясо. В отличие от тунгусов и юкагиров, чукчи практически не ели рыбу. Из напитков чукчи предпочитали отвары из трав типа чая.

Своеобразное блюдо представляет так называемое моняло - полупереварившийся мох, извлечённый из большого оленьего желудка; из моняла делают различные консервы и свежие блюда. Полужидкая похлёбка из моняла, крови, жира и мелко покрошенного мяса ещё очень недавно была самым распространенным видом горячей пищи.

Праздники

Оленные чукчи проводили несколько праздников: убой молодых оленей в августе, установка зимнего жилища (кормление созвездия Пегыттин - звезда Альтаир и Зоре из созвездия Орла), разбивка стад весной (отделение важенок от молодых быков), праздник рогов (Кильвей) весной после отела важенок, жертвоприношения огню и др. Один или два раза в год каждая семья справляла праздник Благодарения.

Религия чукчей

Религиозные представления чукчей выражают амулеты (подвески, повязки, ожерелья в виде ремешков с бусами). Обрядовое значение имеет и раскрашивание лица кровью убитой жертвы, с изображением наследственно-родового знака - тотема. Оригинальный узор на колчанах и одеждах чукчей приморских - эскимосского происхождения; от чукчей он перешёл ко многим полярным народам Азии.

По своим верованиям чукчи - анимисты; они персонифицируют и обоготворяют отдельные области и явления природы (хозяева леса, воды, огня, солнца, оленей и т. п.), многих животных (медведя, ворона), звёзды, солнце и луну, верят в сонмы злых духов, причиняющих все земные бедствия, включая болезни и смерть, имеют целый ряд регулярных праздников (осенний праздник убоя оленей, весенний - рогов, зимнее жертвоприношение звезде Альтаир, родоначальнику чукчей и т. д.) и множество нерегулярных (кормление огня, жертвоприношения после каждой охоты, поминки покойников, обетные служения и т. д.). Каждая семья, кроме того, имеет свои семейные святыни: наследственные снаряды для добывания священного огня посредством трения для известных празднеств, по одному на каждого члена семьи (нижняя дощечка снаряда представляет фигуру с головой хозяина огня), далее связки деревянных сучков «отстранителей несчастий», деревяшек-изображений предков и, наконец, семейный бубен, так как камлание с бубном у чукчей не есть достояние одних специалистов-шаманов. Последние, почувствовав свое призвание, переживают предварительный период своего рода невольного искуса, впадают в глубокую задумчивость, бродят без пищи или спят по целым суткам, пока не получат настоящего вдохновения. Некоторые умирают от этого кризиса; некоторые получают внушение о перемене своего пола, то есть мужчина должен превратиться в женщину, и наоборот. Превращённые принимают одежду и образ жизни своего нового пола, даже выходят замуж, женятся и т. д.

Покойников либо сжигают, либо обёртывают пластами сырого оленьего мяса и покидают в поле, предварительно прорезав покойнику горло и грудь и вытащив наружу часть сердца и печени. Предварительно покойника обряжают, кормят и гадают над ним, заставляя отвечать на вопросы. Старики часто заблаговременно убивают себя сами или, по их просьбе, убиваются близкими родственниками.

Байдара - лодка, построенная без единого гвоздя, эффективная при охоте на морского зверя.
Большинство чукчей к началу XX века были крещены в Русской православной церкви, однако среди кочующих встречаются остатки традиционных верований (шаманизма).

Добровольная смерть

Тяжёлые условия жизни, недостаточность питания, привели к такому явлению как добровольная смерть.

Предвидя многие спекуляции, этнограф пишет:

Поводом к добровольной смерти стариков служит отнюдь не недостаток хорошего отношения к ним со стороны родственников, а скорее тяжёлые условия их жизни. Эти условия делают жизнь совершенно невыносимой для каждого, кто не способен заботиться о себе. Не только старики прибегают к добровольной смерти, но также страдающие какой-нибудь неизлечимой болезнью. Число таких больных, умирающих добровольной смертью, не меньше, чем число стариков.

Фольклор

У чукчей богатое устное народное творчество, которое выражено и в искусстве каменной кости. Основные жанры фольклора: мифы, сказки, исторические предания, сказания и бытовые рассказы. Одним из главных персонажей был ворон - Куркыль, культурный герой. Сохранилось много легенд и сказок, как «Хранитель огня», «Любовь», «Когда киты уходят?», «Бог и мальчик». Приведём пример последней:

В тундре жило одно семейство: отец, мать, и двое детей, мальчик и девочка. Мальчик пас оленей, а девочка помогала матери по хозяйству. Как-то утром отец разбудил дочь и велел, чтобы она развела костер и заварила чай.

Вышла девочка из полога, а бог поймал ее и съел, а потом отца и мать съел. Вернулся мальчик из стада. Прежде чем зайти в ярангу, посмотрел в дырку, что там делается. И видит - бог сидит на потухшем очаге и играет в золе. Мальчик крикнул ему: - Эй, чего делаешь? - Ничего, иди сюда. Зашел мальчик в ярангу, стали они играть. Играет мальчик, а сам смотрит по сторонам, ищет родных. Понял он все и говорит богу: - Поиграй один, я до ветра схожу! Выбежал он из яранги. Отвязал двух самых злых собак и побежал с ними в лес. Забрался на дерево, а собак привязал под деревом. Играл, играл бог, есть захотел и пошел разыскивать мальчика. Идет он, нюхает след. Дошел до дерева. Хотел вскарабкаться на дерево, а собаки поймали его, разорвали на куски и съели.

А мальчик пришел домой со своим стадом и стал хозяином.

Исторические предания сохранили рассказы о войнах с соседними эскимосскими племенами.

Народные танцы

Несмотря на тяжёлые условия жизни, народ находил время и для праздников, где бубен был не только ритуальным, но и просто музыкальным инструментом, напевы на который передавались из поколения в поколение. Археологические свидетельства дают основания утверждать, что танцы существовали у предков чукчей ещё в I тысячелетии до нашей эры. Об этом свидетельствуют петроглифы, обнаруженные за Полярным кругом на Чукотке и исследованные археологом Н. Н. Диковым.

Все танцы можно разделить на обрядово-ритуальные, имитационно-подражательные танцы, танцы-инсценировки (пантомимы), игровые и импровизационные (индивидуальные), а также на танцы оленных и береговых чукчей.

Ярким примером обрядо-ритуальных танцев было празднование «Первого убоя оленя»:

После еды снимают все принадлежащие семье бубны, висевшие на шестах порога за занавеской из сырых шкур, и начинается обряд. В бубны бьют в продолжение всего остатка дня по очереди все члены семьи. Когда кончают все взрослые, их место занимают дети и в свою очередь продолжают бить в бубны. Во время игры на бубнах многие взрослые призывают «духов» и стараются побудить их войти в их тело….

Также были распространены подражательные танцы, отображающие повадки зверей и птиц: «Журавль», «Журавль высматривает пищу», «Полет журавля», «Журавль осматривается», «Лебедь», «Танец чайки», «Ворон», «Бой быков (оленей)», «Танец уток», «Бой быков во время гона», «Высматривание», «Бег оленя».

Особую роль играли торговые пляски, как вид группового брака, как пишет В. Г. Богораз, они служили с одной стороны новой связью между семьями, с другой укрепляются прежние родственные узы.

Язык, письменность и литература

Основная статья: Чукотская письменность
По происхождению чукотский язык относится к чукотско-камчатской группе палеоазиатских языков. Ближайшие родственники: корякский, керекский (исчез в конце ХХ в.), алюторский, ительменский и др. Типологически относится к инкорпорирующим языкам (слово-морфема приобретает конкретный смысл только в зависимости от места в предложении, при этом может существенно деформироваться в зависимости от сопряжения с другими членами предложения).

В 1930-х гг. чукотский пастух Теневиль создал оригинальную идеографическую письменность (образцы хранятся в Кунсткамере - Музее антропологии и этнографии АН СССР), которая, однако, так и не вошла в широкое употребление. С 1930-х гг. чукчи пользуются алфавитом на основе кириллицы с добавлением нескольких букв. Чукотская литература создаётся в основном на русском языке (Ю. С. Рытхэу и др.).

Немногочисленный народ чукчей расселен на огромной территории – начиная от Берингова моря до реки Индигирки, от Северного Ледовитого океана до реки Анадырь. Это территорию можно сравнить с Казахстаном, а на ней живет чуть больше 15 тысяч человек! (данные переписи населения России в 2010 году).

Название чукчи – это адаптированное для русского человека название народа «лоуратвеланы». Чукчи значит «богатый оленями» (чаучу) – так представились русским первопроходцам северные оленеводы в XVII веке. «Лоутвераны» переводится как «настоящие люди», так как в мифологии крайнего Севера чукчи – «высшая раса», избранная богами. В мифологии чукчей объясняется, что боги создали эвенков, якутов, коряков и эскимосов исключительно как рабов русских, чтобы они помогали чукчам торговать с русскими.

Этническая история чукчей. Кратко

Предки чукчей обосновались на Чукотке на рубеже 4-3 тысячелетия до нашей эры. В такой естественно-географической среде сформировались обычаи, традиции, мифология, язык и расовые особенности. У чукчей повышенная теплорегуляция, высокий уровень гемоглобина в крови, быстрый обмен веществ, потому формирование этой арктической расы происходило в условиях Крайнего Севера, а иначе они бы не выжили.

Мифология чукчей. Сотворение мира

В мифологии чукчей фигурирует ворон – творец, основной благодетель. Создатель земли, солнца, рек, морей, гор, оленей. Именно ворон научил людей жить в сложных природных условиях. Так как в сотворении космоса и звезд, по мнению чукчей, участвовали арктические животные, то названия созвездий и отдельных звезд связаны с оленями и воронами. Звезда капелла – это олений бык с санями человека. Две звезды около созвездия Орла – «Самка оленя с олененком». Млечный путь – река с песчаными водами, с островами – пастбищами для оленей.

Название месяцев чукотского календаря отражают жизнь дикого оленя, его биологические ритмы и особенность миграции.

Воспитание детей у чукчей

В воспитании чукотских детей можно проследить параллель с индейскими обычаями. В 6 лет у чукчей начинается суровое воспитание мальчиков-воинов. С этого возраста мальчики спят стоя, исключение – сон с опорой на ярангу. При этом взрослые чукчи воспитывали даже во сне – подкрадывались с раскаленным кончиком металла или тлеющей палкой, чтобы у мальчика вырабатывалась молниеносная реакция на любые звуки.

Юные чукчи бегали за оленьими упряжками с камнями на ногах. В руках с 6 лет постоянно держали лук и стрелы. Благодаря такой тренировке глаз, зрение у чукчей на долгие годы оставалось острым. Кстати, именно поэтому чукчи были превосходными снайперами во время Великой Отечественной войны. Любимые игры – «футбол» с мячом из оленьей шерсти и борьба. Боролись в особенных местах – то на моржовой шкуре (очень скользкой), то на льду.

Обряд посвящения во взрослую жизнь – испытание для жизнеспособных. На «экзамене» делали ставку на ловкость и внимательность. Например, отец посылал сына на задание. Но не задание было главным. Отец выслеживал сына, пока тот шагал его выполнять, и ждал, пока сын потеряет бдительность – тут он выпускал стрелу. Задача юноши – моментально сконцентрироваться, среагировать и увернуться. Поэтому пройти экзамен – значит выжить. Но стрелы не смазывали ядом, поэтому шанс на выживание после ранения был.

Война как стиль жизни

Отношение к смерти у чукчей простое – они ее не бояться. Если один чукча просит другого его убить, то просьба выполняется легко, без сомнений. Чукчи верят, что у каждого из них по 5-6 душ, и существует целая «вселенная предков». Но для того, чтобы попасть туда, нужно либо достойно погибнуть в бою, либо умереть от руки родственника или друга. Своя смерть или смерть от старости – роскошь. Поэтому чукчи отличные воины. Они не бояться смерти, свирепые, у них чуткое обоняние, молниеносная реакция, острый глаз. Если в нашей культуре за военные заслуги награждают медалью, то чукчи на тыльной стороне правой ладони ставили татуировку-точку. Чем больше точек, тем более опытный и бесстрашный воин.

Чукотские женщины соответствуют суровым чукотским мужчинам. Они носят с собой нож, чтобы в случае серьезной опасности зарезать детей, родителей, а потом себя.

«Домашнее шаманство»

У чукчей существует так называемое «домашнее шаманство». Это отголоски древней религии лоураветланов, ведь сейчас почти все чукчи ходят в церковь и принадлежат русской православной церкви. Но «шаманят» до сих пор.

Во время осеннего убоя скота вся чукотская семья, включая детей, бьет в бубен. Этот обряд оберегает оленей от болезней, ранней гибели. Но это больше похоже на игру, как, например, сабантуй – праздник окончания пахоты у тюркских народов.

Писатель Владимир Богораз, этнограф и исследователь народов крайнего Севера пишет, что на настоящих шаманских обрядах люди вылечиваются от страшных болезней, заживают смертельные раны. Настоящие шаманы могут в руке растереть камень в крошку, голыми руками «зашить» рваную рану. Основная задача шаманов – исцелять больных. Для этого они впадают в транс, чтобы «путешествовать между мирами». На Чукотке шаманами становятся, если чукчу в момент опасности спасает морж, олень или волк – тем самым «передает» колдуну древнюю магию.

По мнению антропологов, чукчи сформировались в результате смешения американского и азиатского типа. Эволюционируя в суровых условиях севера, этот народ получил быстрый обмен веществ, высокий уровень гемоглобина, а также усиленную теплорегуляцию. Сами чукчи называют себя «луоратвеланами», что значит «настоящие люди». Название «чукчи» произошло от слова «чаучу», что в переводе означает «богатый оленями».

Чукчи считают себя особенным народом, что подчёркивается в их самоназвании. Из их фольклора моно узнать, что мир сотворил ворон. Он же научил людей выживать в суровых северных условиях. При этом народ луоратвеланов был признан высшим. Стоит отметить, что русских они ставят на одну ступень с собой. По мнению исследователей, таким образом чукчи решили оправдать то, что их земли оказались в составе Российской империи.

Чукчи считают себя высшей расой и на одну ступень с собой ставят только русских // Фото: russian7.ru


Согласно одному из чукотских мифов, бог-отец назначил своего младшего сына русского главенствовать над его старшими братьями якутом и эвеном. А другая легенда говорит о том, что пусть русских можно назвать ровней чукчам, изначально они были сотворены для того, чтобы изобрести и торговать с ними вином, табаком, железом, сахаром и прочими благами цивилизации.

К слову, русские не смогли победить в войне с чукчами. Колониальная война, продлившаяся с 1730 по 1750 год окончилась победой северного народа. Чукчи были покорены при Екатерине Великой и не военной силой, а «огненной водой», железом, сахаром, табаком и тому подобным.

Быт, обычаи и воспитание детей

Из-за появившихся в СССР анекдотов про чукчей, большинство думает, что представители северного народа невероятно наивны, прямолинейны и даже глуповаты. На самом деле это совсем не так.

Чукчи вынуждены вести кочевой образ жизни. Это связано с тем, что основой их экономики являются олени. Как только олени съедают весь корм, чукчи вынуждены менять место стоянки. Живут чукчи в многоугольных шатрах, покрытых оленьими шкурами. Чтобы шатёр не сносило ветром, по периметру его обкладывают камнями. У задней стенки шатра возводится специальное сооружение, где чукчи едят, спят и отдыхают.
Представители северного народа от мала до велика одеты в оленьи шкуры и мех. Новорожденных детей также помещают в специальный мешок из оленьей кожи с прорезями для ног и рук. Примечательно, что изобретение детского подгузника исследователи приписывают именно чукчам. Поскольку матерям было довольно сложно держать своих детей в чистоте в условиях низких температур, они стали насыпать в пелёнки древесные стружки, а также ягель, обладающий антибактериальными свойствами.


основой экономики чукчей являются олени // Фото: asiarussia.ru


Что касается детей, то воспитываются они в более чем суровых условиях. Мальчиков учат быть храбрыми воинами. Из-за этого начиная с шестилетнего возраста их заставляют спать стоя. Кроме того, отцы подкрадываются к спящему ребёнку с раскалённым железом в руках, которое готовы пустить в ход, если мальчик не проснётся. Так детей учат молниеносно реагировать на любой шорох. Обряд инициации проходит у чукчей следующим образом: мальчику-подростку даётся здание. Обычно убить на охоте какого-то зверя. Вслед за ним отправляется его отец. Выждав удачный момент, родитель стреляет в сына. Если мальчик заметил слежку, и сумел увернуться, он остаётся в живых.

Прославленные воины

За свою историю чукчи показали себя храбрыми воинами. Они совершали набеги на соседние племена эскимосов, каряков, юкагиров и другие. Любимым оружием северного народа является лук. Они сражались в доспехах, украшенных крыльями. Когда стрелы заканчивались, чукотские воины сбрасывали с себя доспехи, а иногда и тяжёлую меховую одежду, чтобы ничего не сковывало их движения.


Чукчи пользуются славой храбрых и сильных воинов // Фото: cyrillitsa.ru


Чукчи не боятся смерти. Они уверены, что каждый из них обладает несколькими душами, и обязательно переродится. Умереть своей смертью для представителей северного народа настоящая роскошь. Примечательно, что рай возможен для чукчи только если он падёт в бою либо умрёт от рук товарища. Когда к чукче обращается друг с просьбой его убить, тот не медлит, и совершенно спокойно её выполняет.

Чукотские женщины не менее суровы, чем мужчины. Если враг одержал победу, они убивают своих детей, родителей, а затем совершают суицид.

Конечно, современные чукчи уже не настолько суровы, как в древности. По словам жителей северных регионов, чукотский народ отличается необыкновенным трудолюбием, а также как и прежде очень страдает из-за «огненной воды». Всё дело в том, что организм северных народов неспособен вырабатывать фермент, расщепяющий этиловый спирт. Именно поэтому чукчи становятся заядлыми алкоголиками буквально после первых ста грамм водки или других крепких спиртных напитков.

Чукчи один из народов, который больше всего ценит в человеке чувство юмора. Встретить грустного чукчу практически невозможно. Ещё в древности считалось, что если человек грустен, значит им завладел злой дух. По этой причине представителям северного народа оставалось только радоваться жизни несмотря ни на что.

sabeltiger 14-01-2010 10:29

Быт и выживание чукчей.
Живут они стойбищами в 2-3 дома, которые снимаются по мере истощения оленьего корма. На лето некоторые спускаются к морю. Несмотря на необходимость перекочевок, жилище их довольно громоздко и удобоперевозимо только благодаря обилию оленей (обоз стойбища доходит до 100 саней). Жилище чукчей представляет большой шатер неправильно-многоугольной формы, крытый полотнищами из оленьих шкур, мехом наружу. Устойчивость против напора ветра придается камнями, привязываемыми к столбам и покрову шалаша. Огнище - посреди шалаша и окружено санями с хозяйственными принадлежностями. Собственно жилое помещение, где чукча ест, пьет и спит, состоит из небольшой четырехугольной меховой палатки-полога, укрепляемой у задней стенки шатра и наглухо с пола заделываемой. Температура в этом тесном помещении, нагреваемом животной теплотой ее обитателей и отчасти жировой лампой, такая высокая, что чукчи раздеваются в нем донага. Зимняя одежда чукчей - обычного полярного типа. Она шьется из меха пыжиков (подросшего осеннего теленка) и состоит у мужчин из двойной меховой рубахи (нижней мехом к телу и верхней мехом наружу), таких же двойных штанов, коротких меховых чулок с такими же сапогами и шапки в виде женского капора. Совершенно своеобразна женская одежда, тоже двойная, состоящая из цельно сшитых штанов вместе с низко вырезанным корсажем, стягивающимся в талии, с разрезом на груди и крайне широкими рукавами, благодаря которым чукчанки во время работы легко высвобождают руки. Летней верхней одеждой служат балахоны из оленьей замши или из пестрых покупных материй, а также камлейки из тонкошерстной шкуры оленя с разными обрядовыми нашивками. Костюм грудного ребенка состоит из оленьего мешка с глухими разветвлениями для рук и ног. Вместо пеленок подкладывается слой мха с оленьей шерстью, впитывающий в себя испражнения, которые ежедневно выбираются через особый клапан, пристегивающийся к отверстию мешка.

Большая часть украшений чукчей - подвески, повязки, ожерелья (в виде ремешков с бусами и фигурками и т. п.) - имеют религиозное значение; но есть и настоящие украшения в виде металлических браслетов, сережек и т. п. Вышивки у оленных чукчей очень грубы. Обрядовое значение имеет и раскрашивание лица кровью убитой жертвы, с изображением наследственно-родового знака - тотема. Самый любимый рисунок, по словам г-на Богораза, ряд небольших дырочек, обметанных по краям (английское шитье). Часто узор состоит из черных и белых квадратиков гладкой оленьей шкуры, вырезанных и сшитых вместе. Оригинальный узор на колчанах и одеждах чукчей приморских - эскимосского происхождения; от чукчей он перешел ко многим полярным народам Азии. Убор волос различен у мужчин и у женщин. Последние заплетают две косы по обеим сторонам головы, украшая их бусами и пуговицами, выпуская иногда передние пряди на лоб (замужние женщины). Мужчины выстригают волосы очень гладко, оставляя спереди широкую бахрому и на темени два пучка волос в виде звериных ушей. Утварь, орудия и оружие в настоящее время употребляются главным образом европейские (металлические котлы, чайники, железные ножи, ружья и т. д.), но и до сих пор в быту чукчей много остатков недавней первобытной культуры: костяные лопаты, мотыги, сверла, костяные и каменные стрелы, наконечники копий и т. д., сложный лук американского типа, пращи из костяшек, панцири из кожи и железных пластинок, каменные молотки, скребла, ножи, первобытный снаряд для добывания огня посредством трения, примитивные лампы в виде круглого плоского сосуда из мягкого камня, наполняемого тюленьим жиром, и т. д. Первобытными сохранились их легкие санки, с дугообразными подпорками вместо копыльев, приспособленные только для сидения на них верхом. В санки запрягаются или пара оленей (у оленных чукчей), или собаки, по американскому образцу (у приморских чукчей). Пища чукчей - преимущественно мясная, в вареном и сыром виде (мозг, почка, печень, глаза, сухожилья). Охотно употребляют и дикие коренья, стебли, листья, которые варят вместе с кровью и жиром. Своеобразное блюдо представляет так называемое моняло - полупереварившийся мох, извлеченный из большого оленьего желудка; из моняла приготовляют различные консервы и свежие блюда. Полужидкая похлебка из моняла, крови, жира и мелко покрошенного мяса еще очень недавно была самым распространенным видом горячей пищи. Очень пристрастны чукчи к табаку, водке и мухоморам. Род чукчей - агнатный, объединяемый общностью огня, единокровностью по мужской линии, общим тотемным знаком, родовой местью и религиозными обрядами. Брак преимущественно эндогамный, индивидуальный, часто полигамический (2-3 жены); среди определенного круга родственников и побратимов допускается, по соглашению, взаимное пользование женами; обычен также левират. Калыма не существует. Целомудрие для девушки не играет роли. По своим верованиям чукчи - анимисты; они персонифицируют и обоготворяют отдельные области и явления природы (хозяева леса, воды, огня, солнца, оленей и т. п.), многих животных (медведя, ворону), звезды, солнце и луну, верят в сонмы злых духов, причиняющих все земные бедствия, включая болезни и смерть, имеют целый ряд регулярных праздников (осенний праздник убоя оленей, весенний - рогов, зимнее жертвоприношение звезде Алтаир, родоначальнику чукчей и т. д.) и множество не регулярных (кормление огня, жертвоприношения после каждой охоты, поминки покойников, обетные служения и т. д.). Каждая семья, кроме того, имеет свои семейные святыни: наследственные снаряды для добывания священного огня посредством трения для известных празднеств, по одному на каждого члена семьи (нижняя дощечка снаряда представляет фигуру с головой хозяина огня), далее связки деревянных сучков «отстранителей несчастий», деревяшек-изображений предков и, наконец, семейный бубен, так как камлание с бубном у чукчей не есть достояние одних специалистов-шаманов. Последние, почувствовав свое призвание, переживают предварительный период своего рода невольного искуса, впадают в глубокую задумчивость, бродят без пищи или спят по целым суткам, пока не получат настоящего вдохновения. Некоторые умирают от этого кризиса; некоторые получают внушение о перемене своего пола, то есть мужчина должен превратиться в женщину, и наоборот. Превращенные принимают одежду и образ жизни своего нового пола, даже выходят замуж, женятся и т. д. Покойников либо сжигают, либо обертывают пластами сырого оленьего мяса и покидают в поле, предварительно прорезав покойнику горло и грудь и вытащив наружу часть сердца и печени. Предварительно покойника обряжают, кормят и гадают над ним, заставляя отвечать на вопросы. Старики часто заблаговременно убивают себя сами или, по их просьбе, убиваются близкими родственниками.
С приходом Советской власти, чукчи, за исключением кочующих оленеводов, переехали в современные дома европейского типа. В населённых пунктах появились школы, больницы, культурные учреждения. Создана письменность для языка. Уровень грамотности чукчей (умение писать, читать) не отличается от среднего по стране.
В религиозном отношении большинство чукчей к началу XX века были крещены в Русской православной церкви, однако, среди кочующих встречаются остатки традиционных верований (шаманизма).
Чуко́тская резна́я кость - вид народного искусства, издавна распространенный у чукчей и эскимосов северо-восточного побережья Чукотского полуострова и островов Диомида; пластически выразительные фигурки животных, людей, скульптурные группы из моржового клыка; гравированные и рельефные изображения на моржовых клыках и бытовых предметах.
Резьба по кости на Чукотке имеет многовековую историю. Древнеберингоморская культура характеризуется анималистической скульптурой и бытовыми предметами, выполненными из кости и украшенными рельефной резьбой и криволинейным орнаментом. В следующий, пунукский период, длившийся, примерно, до начала второго тысячелетия, скульптура приобретает геометризованный характер, криволинейный орнамент сменяется строгим прямолинейным. В XIX веке появляется сюжетная гравировка на кости, берущая истоки в пегтымельских петроглифах и ритуальных рисунках на дереве.
В конце XIX - начале XX века в результате развития торговли с американскими и европейскими купцами и китобоями появляются украшенные резьбой сувенирные предметы, предназначавшиеся для сбыта. Для начала XX века характерно появление моржовых клыков с гравированными на них изображениями.
В 1930-е годы промысел постепенно сосредотачивается в Уэлене, Наукане и Дежневе. В 1931 году в Уэлене создается стационарная косторезная мастерская. Первым ее руководителем стал Вуквутагин (1898-1968), один из ведущих мастеров промысла. В 1932 году Чукотским Интегралсоюзом создано пять косторезных артелей в селениях Чаплино, Сиреники, Наукане, Дежневе и Уэлене.
Созданные в 1920 - 1930 годах фигуры моржей, нерп, белых медведей статичны по форме, но выразительны. Но уже в 1930-е годы появляются скульптуры, в которых резчики стремятся к передаче характерных поз, отступая от символичного, статичного образа. Эта тенденция расширяется в последующие годы. В 1960-1980-е годы в чукотской резьбе доминируют скульптурные группы.

Бахадур_Сингх 14-01-2010 12:31

Откуда материал?

Меня про чукчей вот это задело, "зажигательно" ребята жили пост #36 ну и там коллеги ссылки давали на книгу.

sabeltiger 14-01-2010 13:09

quote: Откуда материал?

просто по поисковику набрал и нашёл, ссылку удалил к сожалению..

Воркутинец 14-01-2010 13:17

ОНЕМЕН (Сан Толич) подтвердит, а чуть позже с места событий ВСЕ КАК ЕСТЬ на сегодняшний день расскажет.

Ustas1978 16-01-2010 23:06

ап, чтоб не потерять!)))
ждём "с места событий"!

Papa Karla 17-01-2010 01:56

Образ жизни и быт чукчей, эвенов, якутов 20-30-х годов ХХ века очень хорошо описан в книге С.В.Обручева "В неизведанные края". http://podorozhnik.nn.ru/literatura/ObrucVNK.zip

kiowa 17-01-2010 16:33


Происхождение материала:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Чукотская_резьба

Офф-топ. Ну хоть поглядеть на Тебя нынешнего на аватарке...

avkie 17-01-2010 19:29

эээ быва там в командировках...
наверное, к сожалению сейчас все не совсем так.
северные народы (якуты, эвенки) теряют свою культуру.
старики умирают, а молодежь - очень многие перебирается в города. утрачивается умение делать чумы (теперь их делают из полиэтиленовой пленки, картонных коробок и рубероида, некоторые перешли на брезентовые палатки армейского образца с железной печкой)
эти народы чаще влачат жалкое существование в нищите.
как они выживают - понятия не имею

Претендент 17-01-2010 22:21

Выживают потому, что это выживание у них в крови, как не банально прозвучит. Они просто умеют выживать. Но ровно до тех пор, пока их не сонулась цивилизация.

Капасёв 19-01-2010 23:54

Вовсе даже и не выживают. Бригадного тракториста в артель на заработки на бульдозер хрен загонишь. Пару примеров только знаю, но после отработки сезона вернулись в лоно оленеводства.
Кстати, у нас начали тушёнку из оленины выпускать
toKiowa Я так не выгляжу, эта борода специально для снимка отращивалась зимой на сопке и впоследствии была сбрита.

Yuripupolos 20-01-2010 15:13

О, тушняк из оленины...
А в Новосибирске никто такой не встречал?

sabeltiger 20-01-2010 15:28

живёт чукча с семьёй в чуме, очаг по центру, в крыше отверстие, на улице мороз под -50. И спят там и выживают как то.. Больниц нет, телефонов тоже.

Претендент 20-01-2010 18:17

Да им не нужны больницы и телефоны. Они сами себе доктора. Все без нас знают, как выживать, что от болезней принимать... У них своя цивилизация. Что нам хорошо - чучче смерть. И наоборот.

Капасёв 20-01-2010 20:27

Отродясь чукчи в чумах не жили, в ярангах было и ещё есть, но сейчас больше в меховых палатках или комбинации палатки с ярангой.
Телефон штука нужная в смысле музыку послушать, но для связи-то радиостанция

Werewolf_Zarin 21-01-2010 17:54

А как же от буль буль аглы.....
а чукча в чуме ждет расцвета расцвет настанет тока летом
далее припев

avkie 21-01-2010 22:05

quote: Originally posted by Капасёв:

Отродясь чукчи в чумах не жили, в ярангах было и ещё есть

верно говорите, но я на момент написания своего сообщение напрочь забыл это слово, в голове вертится, вспомнить не могу
вот спасибо, напомнили. чукчанский чум - это яранга.

Udavilov 21-01-2010 22:35

раньше чукчи мало жили. лет 30-40.

Претендент 21-01-2010 23:19

а сейчас, что, больше стали?..-)

Papa Karla 22-01-2010 01:27

quote: А как же от буль буль аглы.....
Не Бюль-Бюль Оглы, а Кола Бельды.

Капасёв 23-01-2010 20:25

quote: Originally posted by Претендент:
а сейчас, что, больше стали?..-)

Мало-мало больше, однако.
И лучше.
Например, один из призов (не главный) на гонках ноутбук

Капасёв 23-01-2010 20:32

А вы может прокормить столько собак красной рыбой?

Претендент 23-01-2010 21:54

и что чукчка с ноутбуком делать будет? Очень мне интересно.

Капасёв 25-01-2010 12:44

Тоже, что и все. Слава Абрамовичу, компьютерные классы есть в каждом селе.
В бригадах генераторы имеются.

onemen 25-01-2010 17:04

Только увидел темку, посвободнее буду, повешу фотографий.

Капасёв 25-01-2010 23:29

"Выжившие в Энурмино" фотоэтюд
(плохо одетые это москвичи)

Претендент 25-01-2010 23:46

Как ноутбук помогает чукче выживать? Если уж на то пошло?...

Капасёв 26-01-2010 02:12

То есть как это "как"? Досуга же немерено!
Спасибо за тему. Скачаю и буду в бригадах сливать за вяленое мясо.
К концу лета по связи первый вопрос будет:"Ну что, выжили?"
Прищлите плиз фотачку чукотского гастарбайтера из столицы!

Претендент 26-01-2010 12:49

krysoboj 26-01-2010 21:16

кажется в русском музее в петербурге упоминается что в 16-19 веках чукчи были вроде чингисханов сибирского разлива- 3 года добирался чукча до китая или до руси, покупал стальной доспех, обратно столько же -и в таком виде каменновекового робокопа порабощал все местные племена. вовсе не анекдотический туповатый хитрован

Капасёв 27-01-2010 12:11

А в Энурмино старейшины решили, что пить - веселие Руси
Фото "Нутэпельмен -бедные, покосившиеся развалюхи, несчастные люди, голодные псы..."

Капасёв 27-01-2010 12:16

Вообще-то анекдоты возникли когда подписали соглашение о безвизовых поездках для коренных жителей. Возможно, непосредственно в тогдашней километровой очереди у Ам. посольства

Воркутинец 27-01-2010 09:38

Еще фото ждем от Онемена и Капасева.
Сан Толич, ты свои бригады начинай немного приучать к порядку-собаку вон из яранги, постель утром вытряхивать и складывать в углу...)))
Для наглядности, вот-Европейская яранга(Север Коми).Им покажешь.)))

Бахадур_Сингх 27-01-2010 22:14

На 4-м снимке впечатлило стадо оленей, интересно это сколько там голов в кадре.

onemen 27-01-2010 22:19

quote: интересно это сколько там голов в кадре.

Честно говоря не помню, но что то около 5-7 тысяч вроде было в бригаде.

Бахадур_Сингх 27-01-2010 22:32

quote: Originally posted by onemen:

Чтобы такую ораву оленей прокормить, наверное нужно каждый день кочевать, они же за день весь ягель в округе сжуют.

onemen 27-01-2010 22:38

Нет, кочуют раз в 1-1.5 месяца. Много зависит от места, от времени года, да и много ещё от чего.

Воркутинец 28-01-2010 12:40

quote: Честно говоря не помню, но что то около 5-7 тысяч вроде было в бригаде.

Но на этой фоте где-то около 1500-1700 будет.

Капасёв 28-01-2010 04:22
"Специальный сосуд" называется "ачульхен". Классический с ручкой долбится из дерева, получается что-то вроде большого ковша. В него справляется нужда большая и маленькая с вечера, опорожняется утром.
Южак кончится, сфотографирую

onemen 28-01-2010 09:53

quote: Специальный сосуд" называется "ачульхен".

Абсолютно точно, спасибо.

quote:

Олени выходили из долины несколькими кусками.

Yuripupolos 28-01-2010 19:28

Южак - это вьюга? О_о

zhurnalist 29-01-2010 22:22


Чукчи и без нас 1000 лет жили и еще столькоже проживут, если не сопьются конечно

onemen 30-01-2010 16:12

quote: А вам слабо перезимовать при -70 да еще с ветром?

Эт Вы кого спрашиваете?

Воркутинец 30-01-2010 20:42

quote: А вам слабо перезимовать при -70 да еще с ветром?

Совсем непонятен Ваш вопрос. Да и таких низких температур в России впомине не было, разве только на нашей станции Восток-но это в Антарктиде...

Lat.(izvinite) strelok 30-01-2010 22:55

quote: Originally posted by Воркутинец:

Да и таких низких температур в России впомине не было


Давно было- по телевизору баили что в Оймяконе было -72 как-то раз... Брешут?

Бахадур_Сингх 30-01-2010 23:14

quote: Originally posted by zhurnalist:
А вам слабо перезимовать при -70 да еще с ветром?
Чукчи и без нас 1000 лет жили и еще столькоже проживут, если не сопьются конечно
А вам?
Если уж заговорили про минус 70, то это к Чукотке не имеет никакого отношения, полюс холода Северного полушария расположен в Якутии.

om_babai 01-02-2010 13:59

quote: Но на этой фоте где-то около 1500-1700 будет.

Не могу открыть фото нормально, но из того что вижу, я бы дал больше. Раза в два как минимум... Полторы тытычи, это был средни размер бригадок в нашем совхозе перед развалом. Плотной кучей они займут площадь... ну где-то 100х50, даже меньше.

quote: А вам слабо перезимовать при -70 да еще с ветром?
Чукчи и без нас 1000 лет жили и еще столькоже проживут, если не сопьются конечно

Вы уж простите. Слабо.
Я просто в нашем полушарии нигде не найду таких условий. Вы уж определитесь - или ветер, или минус семьдесят.
Кстати - давно уже спились.

onemen 02-02-2010 19:47

quote: Кстати - давно уже спились.

Не совсем так, есть поколение начала 90 -х которые в те мутные времена не попали в интернаты, вот на них и надеются.

dukat 03-02-2010 10:38

Я не был на Чукотке, но Ямал и Гыдан облазил весь. Довелось работать в экспедициях по буровой разведки. Повидал,что сделала цивилизация с девственной природой. Заброшенные буровые с грудами ржавеющего металла, колеи от ведеходов, которые превращаются со временем в глубокие руьи. потоиу что снят верхний слой мха и грута, а под ним вечная мерзлота. И процесс этот уже необратим. Ханты уже научились брагу варить. Очень любили(не знаю как сейчас)одеколон. Как они мне говорили-вкусно пахнет. Молодеж уже отслужила в армии и тоже повидала.... Работают в основном старики, да школьники, которых каждый год отлавливали на вертолетах для обучении в интэрнатах. А родители их прячут. Жил с ними и в чуме(не долго правда)и носил их обувь(ичиги).Очень хорошая вещь. Легкие,теплые и очень удобные. Прада к чуму привыкнуть надо. Со свежего воздуха заходишь.... ух!!!Запах прелых шкур. пота,рыбы. Глаза начинают слезится. А потом вроде и ни чего!!!Пища очень скудная. Мясо оленя, рыба,гусиные яйца весной...... и все. Зубы теряют очень рано. Сказывается нехватка витаминов. За мукой, патронами и другой провизией ездят на фактории, где их обдирают как липок. Народ очень добрый и приветливый. Всегда помогут. напоят,накормят и дадут ночлег, но нетерпят вранья и обмана. Да и наивный!!Как-то пришли в одно стойбеще. Глядим а над чумом деревянный крест. Старшего Петей звали. Петь,говорим, а чо у тебя за крест. Он нам говорит"Вы однака геологи ни чего не понимаете.... это ж антэнна!!!Мы чуть не померли со смеху. И что.... ты телевизор по вечерам смотришь. ?Нет,говорит телевзор сломался. А антэнна, чисто деревянная. А в обще им цивилизация не нужна. Правильно,было сказанно. Мы своим вмешательством только навредим. А какая там охота и рыбалка. Чистейшая вода и воздух. Климат правда очень суровый и жизнь у них не легкая. Сколько лет прошло, а тянет туда. Такой нетронутой человеком природы, вряд ли уже увижу. Работал я там с 85 по 90 год.

Капасёв 04-02-2010 23:53

Не то Дукат на Чукотке: порвёшь в августе гусками тундру переезжая с Рывеема на Якан так, что сам на себя донос в ЗелёныйПис написать хочешь, а на другой год думаешь, что заблудился. Только на глине в ручье сохранились отпечатки ГТТ.
российским лидером по компьютеризации населения стала Чукотка, где компьютерами пользуются в 88 семьях из ста."
См. http://www.itartass-sib.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=16341-301.html

dukat 05-02-2010 08:29

Не бывал я на чукотке, а на Мар-Сале у обской губы все в таких рубцах, что плакать хочется. В те времена, когда я там был про компьютэры еще в Москве только мечтали. Так,что спорить не берусь..... дано я не был в тех краях и думаю, мало что изменилось.

krysoboj 11-02-2010 23:43

ув. онемен, а почему лёд без снега? я из мурманска- такой красоты не видел.

onemen 12-02-2010 12:10

quote: почему лёд без снега?

Сильный ветер, под весну особенно, опять жа пурги.

Воркутинец 12-02-2010 09:39

Фото со льдом обалденное! А велосипед кому привезли в яранге?)))

om_babai 12-02-2010 14:34

quote: велосипед кому

Либо у семьи до сих пор нет своего угла в посёлке (что, может быть и к лучшему...), либо понимают, что скоммунизжено всё будет, до их приезда...

Понравилась верхняя фотка и где на льду (удачный свет бы там, и с фантазией подойти... уух )

АТС... Мой знакомый на своём таком доходит от нас зимой до Билибино, через пос. Омолон. В первом варианте он его разрезАл пополам и вварил ещё кусок лодки, стало 7 катков по борту. Ну и дизель понятное дело не родной. Несколько лет проходил... А на этот год у него новинка - 8 катков!!! Контейнер 20-ти футовик на платформу ставится. Чукотка выпадет в осадок когда увидит (если доедет )

Нарты ездовые.. У нас они звались "карятками". Один в один.

Палатки на две жерди по бокам. В нашей лесной зоне всегда хватало одной. Пристройка - тамбур перед входом называлась "дюкан", что-то типа летней кухни. У чукчей посерьёзней, из шкур...

onemen 12-02-2010 14:59

quote: Понравилась верхняя фотка и где на льду (удачный свет бы там, и с фантазией подойти... уух)

Дим, так ведь времени не очень, в основном в голове-следы, да обрезание следов, а это так,"баловство".Опять жа холодно, да поддувает.
Фоток ещё добавлю, в начале недели, сейчас на телефоне.

zhurnalist 27-03-2010 13:49

И вправду снежная заря!
Суровый край, и красота суровая.

kotowsk 27-03-2010 18:33

если говорить о выживании, то модель выживания у чукчей была самая жёсткая. выживание рода за счёт отдельных личностей.
а что касается военного дела чукчей, то есть про это книжка
http://mirknig.com/2007/10/29/voennoe_delo_chukchejj_seredina_xvii__nachalo_xx_v.html
или с депозитфайла
http://depositfiles.com/ru/files/2173269
с ними даже суворов воевал.