Краткая история эпохи возрождения. Краткая характеристика эпохи возрождения

В развитии мировой художественной культуры Возрождение явля­ется эпохой исключительного значения. Термин «Возрождение» (фр. renaissance) впервые употребил известный живописец, архитектор и ис­торик искусства Дж. Вазари (1512-74 гг.) в своей книге «Жизнеописа­ние наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Он имел в виду возрождение античности. В дальнейшем, в основном с XVIII в., эпоха итальянского Возрождения характеризовалась преимущественно как эпоха возрождения человека, как эпоха гуманизма. Однако истоки такого толкования культуры Италии XIV - XV вв. берут начало в самой этой эпохе. Как бы ни спорили ученые-историки о том, является ли Возрождение мировым феноменом или этот культурный процесс при­сущ только Италии, в любом случае уникальная и неповторимая куль­тура итальянского Возрождения выступает своеобразным образцом, с которым сравниваются явления возрождения в культурах других стран.

Основными чертами культуры Возрождения являются: антро­поцентризм, гуманизм, модификация средневековой христианской традиции, особое отношение к античности - возрождение антич­ных памятников искусства и античной философии, новое отноше­ние к миру. Названные черты тесно связаны друг с другом. Изучение одной в отрыве от других грозит потерей объективности в оценке этого интересного времени.

Ренессансная культура сложилась не во всех странах Европы. Она имела разный характер, и разные границы во времени. Классической страной Возрождения была Италия. Уже в конце XIII в. появились ро­стки нового мировоззрения и нового искусства (проторенессанс); яр­кое развитие эта культура получила в XV веке (Раннее Возрождение) и достигла вершины в начале XVI в. (Высокое Возрождение) - (1490-1530 гг.). Ренессанс изживает себя в Италии в 30-х гг. XVI в., но в Ве­неции он продолжается до конца столетия.

Почему классическая страна Возрождения - Италия? На Апеннин­ском полуострове раньше, чем в других странах Европы начали скла­дываться новые экономические отношения. Благодаря своему геогра­фическому положению города Италии стали центром международной торговли и банковского дела. Такими городами были Флоренция, Пиза, Сиена, Генуя, Милан, Венеция. Отличалась Италия и политическим ук­ладом. Она не была единой страной, а представляла ряд независимых, постоянно соперничавших и враждовавших друг с другом областей и городов. Уже в XI - XIII вв. в некоторых из них произошли антифео-дальные революции, в результате которых эти города обрели самостоя­тельность и установили республиканскую форму правления.

Первенство среди итальянских городов-гос}"дарств принадлежало Флоренции, подобно Афинам в Греции. Городом управлял совет из глав различных цехов. В 1289 г. крестьяне были освобождены от кре­постной повинности, а в 1293 г. было принято "Установление Справед­ливости", которое лишало патрициев всех привилегий.

И, наконец, Италию выделяло еще одно важнейшее с точки зрения культуры, обстоятельство: именно здесь была заново открыта антич­ность. В забытых хранилищах разыскивали творения древних авторов: извлекали обломки колонн, прекрасные греческие и римские статуи, барельефы, горельефы. Измерения руин античных построек обнаружи­вали закономерности гармонических пропорций.

С определением основных черт связана и хронология эпохи итальянского Возрождения (Ренессанса). Периоды истории итальян­ской культуры принято обозначать названиями столетий:

Дученто - (XIII в.) - Проторенессанс;

Треченто (XIV в.) - продолжение Проторенессанса;

Кватроченто (XV в.) - Ранний Ренессанс;

Чинквеченто (XVI в.) - Высокий Ренессанс.

При этом хронологические рамки столетия не вполне совпадают с определенными периодами культурного развития: так, Проторенессанс датируется концом XIII в., Ранний Ренессанс заканчивается в 90-х гг. XV в., а Высокий Ренессанс изживает себя уже к 30-м гг. XVI в. Лишь в Венеции к этому периоду чаще применяют термин «венецианское Возрождение» или «поздний Ренессанс».

Основой изменений в сфере культуры явилось новое мировоз­зрение, обусловленное существенными переменами в жизни многих стран Европы: Италии, Нидерландов, Франции, Германии, Англии. Земное существование было названо единственно реальным, а че­ловек - прекрасным или стремящимся к красоте. Аскетизм был отринут, а провозглашено право человека на наслаждение земны­ми радостями.

Складывается совершенно иной взгляд на человека и окружающий мир. Средние века были временем господства религии, утверждавшей ничтожество человека перед лицом Всемогущего Бога. Религиозный аскетизм провозглашал земной мир и человека воплощением греха и зла, призывал к непрерывной борьбе со страстями, к покаянию, умер­щвлению плоти, терпению и смирению в ожидании перехода в лучший потусторонний мир. Главным в новом - гуманистическом мировоззре­нии стало необыкновенно высокое представление о человеке. Человек был объявлен центром мироздания и мерой всех вещей, творцом самого себя. Утверждалось его высокое предназначение, достоинство и ценность, его безграничные возможности. Идеалом стала гармони­ческая, сильная, духовно богатая, всесторонне развитая (homo universale - человек универсальный) личность. Свобода - вот самое драгоценное приобретение человека.

Образцы нравственного и прекрасного, языческую любовь ко все­му земному гуманисты (прежде всего Италии) находили в наследии ан­тичности - памятниках искусства, истории, философии. Отсюда и на­звание эпохи - Возрождение (по ит. - Ринашименто, по фр. - Ренес­санс), хотя изучение и увлечение античностью было следствием нового понимания жизни.

В области философии новое развитие и наполнение получили ан­тичные учения:

Стоицизм (Петрарка),

Эпикуреизм (Валла),

Неоплатоноизм (Фичино, Пико делла Мирандолла),

Пантеизм (Н. Кузанский, Парацельс, Кампанелла, Бруно). Согласно пантеистическим воззрениям, законы, управляющие

миром, есть внутренние закономерности природы. Бог понимался не как внешняя сверхъестественная сила, а отождествлялся с приро­дой. Возрождена была и древнегреческая идея тождества микрокосмо­са (человека) и макрокосмоса (природы).

В Мантуе в 1425 г. была основана первая гуманистическая школа (В. да Фельтре). Ее название - "Дом радости" - подчеркивало стрем­ление придать учению характер удовольствия, а не зубрежки.

В эпоху Возрождения начинается новый этап развития науки. Больших успехов достигают астрономия, география, анатомия, матема­тика: Христофор Колумб в 1492 г. открыл Америку; Васко де Гамма в 1498 г. открыл морской путь в Индию; Америго Веспуччи (1499-1504), Магеллан (1519-22 гг.) и другие мореплаватели доказали шаро­образность Земли. Научной революцией стала гелиоцентрическая сис­тема Н.Коперника (опубл. в 1543 г.). Дж. Бруно под влиянием теории Коперника и Н. Кузанского создал учение о бесконечности Вселенной и сделал другие открытия.

Возрождение, или Ренессанс (от фр. renaître - возрождаться), - одна из самых ярких эпох в развитии европейской культуры , охватывающая почти три столетия: с середины XIV в. до первых десятилетий XVII в. Это была эпоха крупных перемен в истории народов Европы. В условиях высокого уровня городской цивилизации начался процесс зарождения капиталистических отношений и кризис феодализма , происходило складывание наций и создание крупных национальных государств, появилась новая форма политического строя - абсолютная монархия (см. Государство), формировались новые общественные группы - буржуазия и наемный рабочий люд. Менялся и духовный мир человека. Великие географические открытия расширили горизонты современников. Этому способствовало и великое изобретение Иоганна Гутенберга - книгопечатание . В эту сложную, переходную эпоху возник новый тип культуры, поставившей в центр своих интересов человека и окружающий мир. Новая, ренессансная культура широко опиралась на наследие античности , осмысленное по-иному, чем в средние века, а во многом и заново открытое (отсюда понятие «Возрождение»), но она черпала также из лучших достижений средневековой культуры, особенно светской - рыцарской, городской, народной. Человек эпохи Возрождения был охвачен жаждой самоутверждения, великих свершений, активно включался в общественную жизнь, заново открывал для себя мир природы, стремился к глубокому ее постижению, восхищался ее красотой. Для культуры Возрождения характерно светское восприятие и осмысление мира, утверждение ценности земного бытия, величия разума и творческих способностей человека, достоинства личности. Гуманизм (от лат. humanus - человеческий) стал идейной основой культуры Возрождения.

Джованни Боккаччо - один из первых представителей гуманистической литературы Возрождения.

Палаццо Питти. Флоренция. 1440-1570 гг.

Мазаччо. Сбор подати. Сцена из жизни св. Петра Фреска капеллы Бранкаччи. Флоренция. 1426-1427 гг.

Микеланджело Буонарроти. Моисей. 1513-1516 гг.

Рафаэль Санти. Сикстинская мадонна. 1515-1519 гг. Холст, масло. Картинная галерея. Дрезден.

Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. Конец 1470-х - начало 1490-х гг. Дерево, масло. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.

Леонардо да Винчи. Автопортрет. Ок. 1510-1513 гг.

Альбрехт Дюрер. Автопортрет. 1498 г.

Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу. 1565 г. Дерево, масло. Музей истории искусства. Вена.

Гуманисты выступили против диктатуры католической церкви в духовной жизни общества. Они критиковали метод схоластической науки, основанный на формальной логике (диалектике), отвергали ее догматизм и веру в авторитеты, расчищая тем самым путь для свободного развития научной мысли. Гуманисты призывали к изучению античной культуры, которую церковь отрицала как языческую, воспринимая из нее лишь то, что не противоречило христианской доктрине. Однако восстановление античного наследия (гуманисты разыскивали рукописи древних авторов, очищали тексты от позднейших наслоений и ошибок переписчиков) не было для них самоцелью, а служило основанием для решения актуальных проблем современности, для построения новой культуры. Круг гуманитарных знаний, в рамках которых складывалось гуманистическое мировоззрение, включал этику, историю, педагогику, поэтику, риторику. Гуманисты внесли ценный вклад в развитие всех этих наук. Их поиски нового научного метода, критика схоластики, переводы научных сочинений античных авторов способствовали подъему натурфилософии и естествознания в XVI - начале XVII в.

Формирование культуры Возрождения в разных странах не было одновременным и шло неодинаковыми темпами в различных областях самой культуры. Раньше всего она сложилась в Италии с ее многочисленными городами, достигшими высокого уровня цивилизации и политической самостоятельности, с античными традициями, более прочными, чем в других странах Европы. Уже во 2-й половине XIV в. в Италии произошли существенные сдвиги в литературе и гуманитарных знаниях - филологии, этике, риторике, историографии, педагогике. Затем ареной бурного развития Ренессанса стали изобразительное искусство и архитектура, позже новая культура охватила сферу философии, естествознания, музыки, театра. Более столетия Италия оставалась единственной страной ренессансной культуры; к концу XV в. Возрождение начало сравнительно быстро набирать силу в Германии, Нидерландах, Франции, в XVI в. - в Англии, Испании, странах Центральной Европы. Вторая половина XVI в. стала временем не только высоких достижений европейского Возрождения, но и проявлений кризиса новой культуры, вызванного контрнаступлением реакционных сил и внутренними противоречиями развития самого Ренессанса.

Зарождение ренессансной литературы во 2-й половине XIV в. связано с именами Франческо Петрарки и Джованни Боккаччо. Они утверждали гуманистические идеи достоинства личности, связывая его не с родовитостью, а с доблестными деяниями человека, его свободой и правом на наслаждение радостями земной жизни. В «Книге песен» Петрарки отразились тончайшие оттенки его любви к Лауре. В диалоге «Моя тайна», ряде трактатов он развивал идеи о необходимости изменить структуру знания - поставить в центр проблемы человека, критиковал схоластов за их формально-логический метод познания, призывал к изучению античных авторов (Петрарка особенно ценил Цицерона, Вергилия, Сенеку), высоко поднимал значение поэзии в познании человеком смысла своего земного бытия. Эти мысли разделял и его друг Боккаччо, автор книги новелл «Декамерон», ряда поэтических и научных сочинений. В «Декамероне» прослеживается влияние народно-городской литературы средневековья. Здесь в художественной форме нашли выражение гуманистические идеи - отрицание аскетической морали, оправдание права человека на полноту проявления своих чувств, всех естественных потребностей, представление о благородстве как порождении доблестных дел и высокой нравственности, а не знатности рода. Тема благородства, в решении которой отразились антисословные представления передовой части бюргерства и народа, станет характерной для многих гуманистов. В дальнейшее развитие литературы на итальянском и латинском языках большой вклад внесли гуманисты XV в. - писатели и филологи, историки, философы, поэты, государственные деятели и ораторы.

В итальянском гуманизме существовали направления, по-разному подходившие к решению этических проблем, и прежде всего к вопросу о путях человека к счастью. Так, в гражданском гуманизме - направлении, сложившемся во Флоренции в первой половине XV в. (наиболее видные его представители - Леонардо Бруни и Маттео Пальмиери), - этика основывалась на принципе служения общему благу. Гуманисты утверждали необходимость воспитывать человека-гражданина, патриота, ставящего интересы общества и государства выше личных. Они утверждали нравственный идеал активной гражданской жизни в противовес церковному идеалу монашеского отшельничества. Особую ценность они придавали таким добродетелям, как справедливость, щедрость, благоразумие, мужество, вежливость, скромность. Человек может раскрыть и развить эти добродетели лишь в активном социальном общении, а не в бегстве от мирской жизни. Наилучшей формой государственного устройства гуманисты этого направления считали республику, где в условиях свободы могут наиболее полно проявиться все способности человека.

Другое направление в гуманизме XV в. представляло творчество писателя, архитектора, теоретика искусства Леона Баттиста Альберти. Альберти считал, что в мире царит закон гармонии, ему подчинен и человек. Он должен стремиться к знанию, к постижению окружающего мира и самого себя. Люди должны строить земную жизнь на разумных основаниях, на основе приобретенных знаний, обращая их себе на пользу, стремясь к гармонии чувств и разума, индивида и общества, человека и природы. Знание и обязательный для всех членов общества труд - таков, по мнению Альберти, путь к счастливой жизни.

Лоренцо Валла выдвинул иную этическую теорию. Счастье он отождествлял с наслаждением: человек должен получать удовольствие от всех радостей земного бытия. Аскетизм противоречит самой человеческой природе, чувства и разум равноправны, следует добиваться их гармонии. С этих позиций Валла выступил с решительной критикой монашества в диалоге «О монашеском обете».

В конце XV - конце XVI в. получило распространение направление, связанное с деятельностью Платоновской академии во Флоренции. Ведущие философы-гуманисты этого направления - Марсилио Фичино и Джованни Пико делла Мирандола в своих трудах, основанных на философии Платона и неоплатоников, возвеличивали разум человека. Для них стала характерной героизация личности. Фичино считал человека центром мира, связующим звеном (эта связь осуществляется в познании) прекрасно организованного космоса. Пико видел в человеке единственное в мире существо, наделенное способностью формировать самого себя, опираясь на знания - на этику и науки о природе. В «Речи о достоинстве человека» Пико защищал право на свободомыслие, считал, что философия, лишенная всякого догматизма, должна стать уделом каждого, а не горстки избранных. Итальянские неоплатоники подходили с новых, гуманистических позиций к решению ряда теологических проблем. Вторжение гуманизма в сферу теологии - одна из важных особенностей европейского Возрождения XVI в.

Новым подъемом ренессансной литературы в Италии отмечен XVI век: Лудовико Ариосто прославился поэмой «Неистовый Роланд», где переплетаются реальность и фантазия, прославление земных радостей и то грустное, то ироничное осмысление итальянской жизни; Бальдассаре Кастильоне создал книгу об идеальном человеке своей эпохи («Придворный»). Это время творчества выдающегося поэта Пьетро Бембо и автора сатирических памфлетов Пьетро Аретино; в конце XVI в. написана грандиозная героическая поэма Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим», в которой отразились не только завоевания светской ренессансной культуры, но и начавшийся кризис гуманистического мировоззрения, связанный с усилением религиозности в условиях контрреформации, с утратой веры во всемогущество личности.

Блестящих успехов достигло искусство итальянского Возрождения, начало которому положили Мазаччо в живописи, Донателло в скульптуре, Брунеллески в зодчестве, работавшие во Флоренции в 1-й половине XV в. Их творчество отмечено ярким талантом, новым пониманием человека, его места в природе и обществе. Во 2-й половине XV в. в итальянской живописи наряду с флорентийской школой сложился и ряд других - умбрийская, североитальянская, венецианская. Каждая из них обладала своими особенностями, характерны они были и для творчества крупнейших мастеров - Пьеро делла Франчески, Адреа Мантеньи, Сандро Боттичелли и других. Все они по-разному выявляли специфику ренессансного искусства: стремление к жизнеподобию образов, основанному на принципе «подражания природе», широкое обращение к мотивам античной мифологии и светской интерпретации традиционных религиозных сюжетов, интерес к линейной и воздушной перспективе, к пластической выразительности образов, гармоничности пропорций и т. д. Распространенным жанром живописи, графики, медальерного искусства, скульптуры стал портрет, что было непосредственно связано с утверждением гуманистического идеала человека. Героизированный идеал совершенного человека с особой полнотой воплотился в итальянском искусстве Высокого Возрождения в первые десятилетия XVI в. Эта эпоха выдвинула ярчайшие, многогранные таланты - Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело (см. Искусство). Сложился тип универсального художника, совмещавшего в своем творчестве живописца, скульптора, архитектора, поэта и ученого. Художники этой эпохи работали в тесном контакте с гуманистами и проявляли большой интерес к естественным наукам, прежде всего анатомии, оптике, математике, стремясь использовать их достижения в своем творчестве. В XVI в. особый подъем переживало венецианское искусство. Джорджоне, Тициан, Веронезе, Тинторетто создали прекрасные полотна, примечательные колористическим богатством и реализмом образов человека и окружающего его мира. XVI век - время активного утверждения ренессансного стиля в архитектуре, особенно светского назначения, для которой была характерна тесная связь с традициями античного зодчества (ордерная архитектура). Сформировался новый тип здания - городского дворца (палаццо) и загородной резиденции (вилла) - величественного, но и соразмерного человеку, где торжественная простота фасада сочетается с просторными, богато украшенными интерьерами. Огромный вклад в архитектуру Возрождения внесли Леон Баттиста Альберти, Джулиано да Сангалло, Браманте, Палладио. Многие архитекторы создавали проекты идеального города, основанные на новых принципах градостроительства и архитектуры, отвечавших потребностям человека в здоровом, хорошо обустроенном и красивом жизненном пространстве. Перестраивались не только отдельные здания, но и целые старые средневековые города: Рим, Флоренция, Феррара, Венеция, Мантуя, Римини.

Лукас Кранах Старший. Женский портрет.

Ханс Хольбейн Младший. Портрет нидерландского гуманиста Эразма Роттердамского. 1523 г.

Тициан Вечеллио. Святой Себастьян. 1570 г. Холст, масло. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.

Иллюстрация г. Доре к роману Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Мишель Монтень - французский философ и писатель.

В политической и исторической мысли итальянского Возрождения проблема совершенного общества и государства стала одной из центральных. В построенных на изучении документального материала трудах Бруни и особенно Макиавелли по истории Флоренции, в сочинениях Сабеллико и Контарини по истории Венеции раскрывались достоинства республиканского устройства этих городов-государств, а историки Милана и Неаполя, наоборот, подчеркивали позитивную централизующую роль монархии. Макиавелли и Гвиччардини объяснили все беды Италии, ставшей в первые десятилетия XVI в. ареной иноземных нашествий, ее политической децентрализацией и призывали итальянцев к национальной консолидации. Общей чертой ренессансной историографии было стремление видеть в самих людях творцов своей истории, глубоко анализировать опыт прошлого и использовать его в политической практике. Широкое распространение в XVI - начале XVII в. получила социальная утопия. В учениях утопистов Дони, Альбергати, Цукколо идеальное общество связывалось с частичной ликвидацией частной собственности, равенством граждан (но не всех людей), всеобщей обязательностью труда, гармоничным развитием личности. Наиболее последовательное выражение идеи обобществления собственности и уравнительства нашли в «Городе Солнца» Кампанеллы.

Новые подходы к решению традиционной проблемы о соотношении природы и Бога выдвинули натурфилософы Бернардино Телезио, Франческо Патрици, Джордано Бруно. В их трудах догма о Боге-творце, направляющем развитие вселенной, уступала место пантеизму: Бог не противопоставляется природе, а как бы сливается с ней; природа рассматривается как существующая вечно и развивающаяся по своим собственным законам. Идеи ренессансных натурфилософов встречали резкое сопротивление со стороны католической церкви. За свои идеи о вечности и бесконечности Вселенной, состоящей из огромного множества миров, за острую критику церкви, потворствующей невежеству и мракобесию, Бруно был осужден как еретик и предан огню в 1600 г.

Итальянское Возрождение оказало огромное воздействие на развитие ренессансной культуры в других странах Европы. Этому способствовало в немалой степени книгопечатание. Крупными центрами издательского дела были в XVI в. Венеция, где еще в начале столетия типография Альда Мануция стала важным центром культурной жизни; Базель, где столь же значительными были издательские дома Иоганна Фробена и Иоганна Амербаха; Лион с его прославленной печатней Этьенов, а также Париж, Рим, Лувен, Лондон, Севилья. Книгопечатание стало мощным фактором развития ренессансной культуры во многих странах Европы, открыло путь к активному взаимодействию в процессе построения новой культуры гуманистов, ученых, художников.

Крупнейшей фигурой Северного Возрождения был Эразм Роттердамский, с именем которого связано направление «христианского гуманизма». Он имел единомышленников и союзников во многих странах Европы (Дж. Колет и Томас Мор в Англии, Г. Бюде и Лефевр д"Этапль во Франции, И. Рейхлин в Германии). Эразм широко понимал задачи новой культуры. По его мнению, это не только воскрешение античного языческого наследия, но и восстановление раннехристианского учения. Он не видел между ними принципиальных различий с точки зрения истины, к которой должен стремиться человек. Как и итальянские гуманисты, он связывал совершенствование человека с образованием, творческой деятельностью, раскрытием всех заложенных в нем способностей. Его гуманистическая педагогика получила художественное выражение в «Разговорах запросто», а его остросатирическое произведение «Похвала Глупости» было направлено против невежества, догматизма, феодальных предрассудков. Путь к счастью людей Эразм видел в мирной жизни и утверждении гуманистической культуры, основанной на всех ценностях исторического опыта человечества.

В Германии культура Возрождения переживала бурный взлет в конце XV в. - 1-й трети XVI в. Одной из ее особенностей был расцвет сатирической литературы, начало которому положило сочинение Себастьяна Бранта «Корабль дураков», в котором подвергались острой критике нравы времени; автор подводил читателей к выводу о необходимости реформ общественной жизни. Сатирическую линию в немецкой литературе продолжили «Письма темных людей» - анонимно изданный коллективный труд гуманистов, главным среди которых был Ульрих фон Гуттен, - где уничтожающей критике подверглись служители церкви. Гуттен был автором многих памфлетов, диалогов, писем, направленных против папства, засилья церкви в Германии, раздробленности страны; его творчество способствовало пробуждению национального самосознания немецкого народа.

Крупнейшими художниками эпохи Возрождения в Германии были А. Дюрер, выдающийся живописец и непревзойденный мастер гравюры, М. Нитхардт (Грюневальд) с его глубоко драматическими образами, портретист Ханс Хольбейн Младший, а также Лукас Кранах Старший, тесно связавший свое искусство с Реформацией .

Во Франции культура Возрождения складывалась и переживала расцвет в XVI в. Этому способствовали, в частности, итальянские войны 1494-1559 гг. (они велись между королями Франции, Испании и германским императором за овладение итальянскими территориями), открывшие французам богатство ренессансной культуры Италии. В то же время особенностью французского Возрождения был интерес к традициям народной культуры, творчески осваиваемой гуманистами наряду с античным наследием. Поэзия К. Маро, сочинения гуманистов-филологов Э. Доле и Б. Деперье, входивших в кружок Маргариты Наваррской (сестры короля Франциска I), проникнуты народными мотивами, жизнерадостным вольномыслием. Эти тенденции очень ярко проявились в сатирическом романе выдающегося писателя эпохи Возрождения Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», где сюжеты, почерпнутые из старинных народных сказаний о веселых гигантах, сочетаются с осмеянием пороков и невежества современников, с изложением гуманистической программы воспитания и образования в духе новой культуры. Взлет национальной французской поэзии связан с деятельностью Плеяды - кружка поэтов по главе с Ронсаром и Дю Белле. В период гражданских (гугенотских) войн (см. Религиозные войны во Франции) широкое развитие получила публицистика, выражавшая различия в политической позиции противоборствующих сил общества. Крупнейшими политическими мыслителями были Ф. Отман и Дюплесси Морне, выступавшие против тирании, и Ж. Боден, ратовавший за укрепление единого национального государства во главе с абсолютным монархом. Идеи гуманизма нашли глубокое осмысление в «Опытах» Монтеня. Монтень, Рабле, Бонавантюр Деперье были яркими представителями светского свободомыслия, отвергавшего религиозные основы мировоззрения. Они осуждали схоластику, средневековую систему воспитания и образования, начетничество, религиозный фанатизм. Главный принцип этики Монтеня - свободное проявление человеческой индивидуальности, освобождение разума от подчинения вере, полноценность эмоциональной жизни. Счастье он связывал с реализацией внутренних возможностей индивида, чему должно служить светское воспитание и образование, основанное на свободомыслии. В искусстве французского Возрождения на первый план выдвинулся жанр портрета, выдающимися мастерами которого стали Ж. Фуке, Ф. Клуэ, П. и Э. Дюмустье. В скульптуре прославился Ж. Гужон.

В культуре Нидерландов эпохи Возрождения самобытным явлением были риторические общества, объединявшие выходцев из разных слоев, включая ремесленников и крестьян. На заседаниях обществ проводились диспуты на политические и нравственно-религиозные темы, ставились спектакли в народных традициях, шла утонченная работа над словом; активное участие в деятельности обществ принимали гуманисты. Народные черты были свойственны и нидерландскому искусству. Крупнейший живописец Питер Брейгель, прозванный «Мужицким», в своих картинах крестьянской жизни и пейзажах с особой полнотой выразил ощущение единства природы и человека.

). Высокого подъема достигло в XVI в. искусство театра, демократического по своей ориентации. В многочисленных публичных и частных театрах ставились бытовые комедии, исторические хроники, героические драмы. Пьесы К. Марло, в которых величественные герои бросают вызов средневековой морали, Б. Джонсона, в которых возникает галерея трагикомических характеров, подготовили появление величайшего драматурга эпохи Возрождения Уильяма Шекспира. Совершенный мастер разных жанров - комедий, трагедий, исторических хроник, Шекспир создал неповторимые образы сильных людей, личностей, ярко воплотивших черты человека Возрождения, жизнелюбивого, страстного, наделенного умом и энергией, но подчас и противоречивого в своих нравственных поступках. Творчество Шекспира обнажило углублявшийся в эпоху Позднего Возрождения разрыв между гуманистической идеализацией человека и исполненным острых жизненных коллизий реальным миром. Английский ученый Фрэнсис Бэкон обогатил ренессансную философию новыми подходами к познанию мира. Схоластическому методу он противопоставил наблюдение и эксперимент как надежный инструмент научного знания. Путь к построению совершенного общества Бэкон видел в развитии науки, прежде всего физики.

В Испании культура Возрождения переживала «золотой век» во 2-й половине XVI в. - первых десятилетиях XVII в. Ее высшие достижения связаны с созданием новой испанской литературы и национального народного театра, а также с творчеством выдающегося живописца Эль Греко. Формирование новой испанской литературы, выросшей на традициях рыцарского и плутовского романов, нашло блестящее завершение в гениальном романе Мигеля де Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». В образах рыцаря Дон Кихота и крестьянина Санчо Пансы раскрывается главная гуманистическая идея романа: величие человека в его смелой борьбе со злом во имя справедливости. Роман Сервантеса - и своеобразная пародия на уходящий в прошлое рыцарский роман, и широчайшее полотно народной жизни Испании XVI в. Сервантес был автором ряда пьес, внесших большой вклад в создание национального театра. В еще большей мере бурное развитие испанского театра Возрождения связано с творчеством чрезвычайно плодовитого драматурга и поэта Лопе де Вега, автора лирико-героических комедий плаща и шпаги, проникнутых народным духом.

Андрей Рублев. Троица. 1-я четверть XV в.

В конце XV-XVI в. ренессансная культура получила распространение в Венгрии, где королевское покровительство сыграло важную роль в расцвете гуманизма; в Чехии, где новые веяния способствовали формированию национального сознания; в Польше, которая стала одним из центров гуманистического вольномыслия. Влияние Возрождения сказалось также на культуре Дубровницкой республики, Литвы, Белоруссии. Отдельные тенденции предвозрожденческого характера проявились и в русской культуре XV в. Они были связаны с возрастающим интересом к человеческой личности и ее психологии. В искусстве это прежде всего творчество Андрея Рублёва и художников его круга, в литературе - «Повесть о Петре и Февронии Муромских», рассказывающая о любви муромского князя и крестьянской девушки Февронии, и сочинения Епифания Премудрого с его мастерским «плетением словес». В XVI в. возрожденческие элементы проявились в русской политической публицистике (Иван Пересветов и др.).

В XVI - первых десятилетиях XVII в. значительные сдвиги произошли в развитии науки. Начало новой астрономии положила гелиоцентрическая теория польского ученого Н. Коперника, совершившая переворот в представлениях о Вселенной. Она получила дальнейшее обоснование в трудах немецкого астронома И. Кеплера, а также итальянского ученого Г. Галилея. Астроном и физик Галилей сконструировал подзорную трубу, открыв с ее помощью горы на Луне, фазы Венеры, спутников Юпитера и др. Открытия Галилея, подтвердившие учение Коперника о вращении Земли вокруг Солнца, дали толчок более быстрому распространению гелиоцентрической теории, которую церковь признавала еретической; она преследовала ее сторонников (например, судьба Д. Бруно, сожженного на костре) и запретила сочинения Галилея. Много нового появилось в области физики, механики, математики. Стивеном были сформулированы теоремы гидростатики; Тарталья успешно изучал теорию баллистики; Кардано открыл решение алгебраических уравнений третьей степени. Г. Кремер (Меркатор) создал более совершенные географические карты. Возникла океанография. В ботанике Э. Корд и Л. Фукс систематизировали широкий круг знаний. К. Геснер обогатил знания в области зоологии своей «Историей животных». Совершенствовались знания по анатомии, чему способствовал труд Везалия «О строении человеческого тела». М. Сервет высказал мысль о наличии легочного круга кровообращения. Выдающийся медик Парацельс сблизил медицину и химию, сделал важные открытия в фармакологии. г. Агрикола систематизировал знания в области горного дела и металлургии. Леонардо да Винчи выдвинул ряд инженерных проектов, далеко опередивших современную ему техническую мысль и предвосхитивших некоторые позднейшие открытия (например, летательного аппарата).

История эпохи Возрождения начинается в Еще этот период называют Ренессансом. Возрождение сменило в культуру и стало предшественником культуры Нового времени. А закончился Ренессанс в XVI-XVII столетиях, так как в каждом государстве он имеет свою дату начала и финала.

Немного общих сведений

Представителями эпохи Ренессанса являются Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Они стали первыми поэтами, которые возвышенные образы и мысли начали излагать откровенным простонародным языком. Это новаторство было воспринято на ура и имело распространение в других странах.

Ренессанс и искусство

Особенности эпохи Возрождения - это то, что тело человека стало основным началом воодушевления и предметом исследования для художников этого времени. Так, делался акцент на похожести скульптуры и живописи с действительностью. К основным чертам искусства периода Возрождения относится сияние, утонченное владение кистью, игра тени и света, тщательность в процессе работы и непростые композиции. Для художников Ренессанса главными являлись образы из Библии и мифов.

В сходство реального человека с его изображением на том или ином полотне было настолько близко, что вымышленный персонаж казался живым. Об искусстве ХХ столетия этого сказать никак нельзя.

Эпоха Возрождения (кратко основные тенденции ее изложены выше) воспринимала тело человека как бесконечное начало. Ученые и художники регулярно улучшали свои умения и знания, изучая тела индивидуумов. Тогда преобладало мнение, что человек сотворен по подобию и образу Бога. Это утверждение отображало физическое совершенство. Главными и важными объектами искусства Ренессанса были боги.

Природа и красота человеческого тела

Искусство эпохи Возрождения большое внимание уделяло природе. Характерным элементом пейзажей была разнообразная и пышная растительность. Небеса сине-голубого оттенка, которые пронизывали солнечные лучи, что проникали сквозь облака белого цвета, являлись великолепным фоном для парящих существ. Искусство эпохи Возрождения преклонялось перед красотой человеческого тела. Эта особенность проявлялась в утонченных элементах мускулов и тела. Непростые позы, мимика и жесты, слаженная и четкая цветовая палитра свойственны творчеству скульпторов и ваятелей периода Ренессанса. К таковым относятся Тициан, Леонардо да Винчи, Рембрандт и другие.

Эпоха Возрождения (Ренессанс) - это период в истории Европы, начинающийся примерно в 14 веке после окончания Средневековья.

«Ренессанс» - это французское слово, означающее «возрождение». Этот период называется таким именем, потому что в то время люди начали интересоваться изучением древних времен, в частности, изучением наследия Древней Греции и Рима. Ренессанс рассматривался как «возрождение» этого обучения. Ренессанс часто называют началом «современной эпохи».

Во времена Возрождения было много известных художников, восхитительных писателей и гениальных философов. Многие люди стали изучать досконально математику и разные науки. Человека, эрудированного и обладающего глубокими знаниями в разных сферах, иногда называют «человеком эпохи Возрождения». Леонардо да Винчи, который был и художником, и ученым, и музыкантом, и философом, является самым известным человеком эпохи Возрождения.

Ренессанс начался в Италии, но вскоре распространился по всей Европе. В Италии это время делится на три периода:

  • Ранний ренессанс.
  • Высокий ренессанс
  • Поздний ренессанс, который также называется маньеристским периодом.

После периода маньеристов в искусство пришел период барокко. Барокко стало распространяться по всей Европе примерно с 1600 года. За пределами Италии очень трудно определить, когда заканчивается эпоха Возрождения в искусстве, и начинается время барокко.

Многие ученые полагают, что причинами зарождения и такого быстрого распространения эпохи Возрождения послужили следующие факторы:

1. Развитие чтения и печати.

В средние века книг было очень мало. Книги, которые существовали почти все, принадлежали церквям, университетам или высшему классу. Они были написаны от руки и часто имели красивые картины с ручной росписью. Они были настолько дороги, что большинство людей не могли их себе позволить.

Большинство книг в то время были написаны на латыни, языке древних римлян, который использовался в католической церкви, и его понимали только священники и образованные знатные люди. Людям было запрещено законодательно переводить Библию на итальянский, английский, немецкий, французский или другие «местные» языки.

В 1423 году первые печатные книги появились в Европе. Способ печати быстро улучшался, так что большее книг можно было сделать быстро и продать дешево. Для печати одной Библии было нужно 300 шкурок теленка или 100 шкурок свиньи. Затем типографии начали печатать все, что, по их мнению, было интересно: - древнегреческие и римские писания, поэзию, пьесы, жизни святых, учебники по математике, медицинские учебники, христианские истории, книги о животных, советы князьям о том, как управлять своими людьми и карты мира.

До 1423 года все эти знания принадлежали священникам, монастырям и университетам. Внезапно вся эта лавина информации стала доступна тысячам людей.

2. Древнеримское культурное наследие.

Время Древней Греции и Рима, когда было много известных философов, писателей, живописцев, скульпторов, архитекторов и математиков, воспринималось людьми как золотой век истории мировой цивилизации. Поэтому Ренессанс и назван в честь изучения этого значительного наследия древних.

3. Деньги и политика.

В связи с появлением в итальянских городах больших денег от торговли, местная знать захотела ослабить влияние Папы Римского. А изучение новой информации и догматов, которые отрицаются церковью, ослабляло в глазах людей силу и мощь католической церкви. Больше всех помощь в развитии Ренессанса в Италии оказала богатая флорентийская семья Медичи.

4. Медичи.

Медичи были банкирами, но очень сильно поддерживали развитие искусства и науки. Благодаря своему банковскому капиталу, Медичи стали самой политически могущественной семьей из всех семей из Флоренции. Семью Медичи можно смело считать первыми меценатами и покровителями Ренессанса, так как главы этой семьи на протяжении столетий поддерживали писателей, художников, архитекторов и студентов. Козимо де Медичи основал во Флоренции «Платоническую академию», где студенты могли изучать произведения древнегреческих писателей и говорить о политике, религии и новых идеях. Козимо также призвал архитекторов проектировать здания в стиле Древнего Рима. Он собрал огромную библиотеку книг и отдал их в монастырь Сан-Лоренцо, для пользования ученикам. Его внук, Лоренцо продолжал дело дела и был прозван «Великолепный». Во время Лоренцо во Флоренции жили и творили такие великие художники мировой истории, как Боттичелли, Микеланджело и Леонардо да Винчи.

Вариант 2

Период средних веков условно занимает период между 4-5 и 13-14-15 веками новой эры. Собственно термин средние века появился именно в Ренессанс или Возрождение и стал обозначением промежуточного периода между античностью и собственно Возрождением (начинается в 14 веке).

Люди эпохи Ренессанса хотели вернуть античность и разнообразные античные идеалы в собственным мир. Эти идеалы казались более высокими и чистыми, достойными подражания. При этом могла рассматриваться и христианская и более древняя языческая античность, так или иначе, эти периоды воспринимались как более возвышенные.

Помимо этого некоторые преобразования в обществе, постепенное снижение роли религии тоже приводили к переменам. Если ранее нередко предметом изображений становились иконографические образы, а икона являлась чем-то наподобие окна в другой мир, то в эпоху Возрождения чаще художники обращаются к более повседневным сюжетам. Конечно, религиозная тематика остается превалирующей, но также изображаются и люди, на фоне природы, то есть изобразительное искусство становится как бы зеркалом, которое отражает не высший, но земной мир.

Довольно интересной тут является и концепция человека как венца творения, который стал лучшим созданием Господа и, соответственно, такое творение полно красоты и смысла. Поэтому люди эпохи Возрождения восхваляют природу и человека. Эти мотивы сочетаются с античными, к примеру культом человеческого тела и наслаждения его атлетичной красотой.

Эпоха Возрождения, как сказано ранее, не имеет четких границ и немного размыта, да и сама не однородна. Условно различают нижний, средний и высокий Ренессанс, который располагается хронологически ближе к 16 веку. Эти подпериоды отличаются, и отличи во многом обуславливаются историческими факторами, к примеру, на картинах высокого Ренессанса появляется больше пространства, пространство становится открытым и этот факт многие связывают с периодом великих географических открытий и, соответственно, пониманием людьми внушительных размеров мира и его освоения.

Весь Ренессанс основывается на идее высоких идеалов и воспевании красоты. Люди этой эпохи воспевали самостоятельность человека, его уникальность. Примерами таких работ являются многие великие творения и к наиболее существенным следует, конечно, отнести Джоконду.

  • Национальный Сочинский парк - доклад сообщение

    Территория России богата уникальными природными местами. Государство на протяжении нескольких десятилетий ведет активную работу по сохранению природных заповедников.

  • Жук-олень - сообщение доклад (2, 3, 7 класс окружающий мир)

    Жук-олень – крупный жук, входящий в семейство Рогачей. Он является первым по размерам жуком в Европе и вторым в России. Размеры самца жука-оленя в среднем достигают 6-7 см, однако встречаются представители и более крупные(8-9 см).

  • Понятие "Возрождение" возникло в Италии в XVI в. как некий итог осмысления культурного новаторства эпохи. Этим понятием обозначали первый со времени античности блестящий рассвет культуры, гуманитарных наук, искусства, начавшийся после долгого, почти тысячелетнего упадка культуры. Время упадка идеологами Возрождения стало именоваться "Средними веками". В XIX в. применительно к эпохе Возрождения утвердился французский термин "Ренессанс", прочно вошедший в русскую речь.

    Краткая характеристика эпохи Возрождения

    Эпоха Возрождения - это период в Европейской культуре с XV по XVI века, который характеризовался проявлением интереса к личности человека, отрицая средневековую смиренность и подчинение церкви. Именно эта эпоха явилась переломным моментом во всей европейской культуре. И именно в это время начались процессы, которые во многом определили ход развития всей европейской цивилизации.

    В чем же особенность эпохи Возрождения?

    Для того чтобы ответить на этот вопрос нужно окунуться в глубину эпох, вернуться на несколько столетий назад и прежде всего вспомнить какую эпоху сменила собой эпоха возрождения.

    Средние века, как вы знаете, назывались темными веками. Это было связано с раздробленностью Европы, упадком культуры. Вся светская жизнь была подвержена строжайшим ограничениям, а развитие получала лишь одна сфера жизни людей - духовная. Если рассматривать основные направления культуры: живопись, архитектуру и скульптуру, то можно заметить некоторую однообразность. В живописи основными произведениями были иконы, если обратиться к архитектуре, то это были храмы и монастыри, скульптура в основном была представлена божественной темой. Человек был ограничен в своей воле, единственное чувство, которое его охватывало - это чувство смирения перед богом и церковью.

    Эпоха средневековья была периодом варварства и невежества, которая последовала за гибелью блестящей цивилизации античной культуры.

    Как вы думаете, могло ли это продолжаться вечно? Рано или поздно должен был наступить переломный момент. И в XIV-XV веках жизнь европейцев кардинально изменилась. А поскольку культура является отражением жизни, то и она претерпела существенные изменения.

    Эпоха средневековья, со своим призрением ко всему земному, сменяется жадным интересом к человеку и его качествам и способностям, к стремлению творить и создавать, проявлять себя изучать окружающий мир, выбирать жизненный путь, распоряжаться своей свободой.

    Эпоха Возрождения дала нам целую плеяду знаменитых людей и прежде всего представителей, так называемых, классических искусств.

    Возрождение началось в Италии, в городе Флоренция. Именно там начали свой творческий путь представители этой эпохи: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанарроти, Рафаэль Санти и Донателло.

    Эпоха Возрождения - это период в Европейской культуре с XV по XVI века, который характеризовался проявлением интереса к личности человека, отрицая средневековую смиренность и подчинение церкви.