Красоту только тронь небрежной рукой она исчезает. Порядок разбора бессоюзного сложного предложения

1. Обозначьте грамматическую основу в каждой части бессоюз­ного сложного предложения. Пронумеруйте основы.

2. Установите границы между частями знаком //. Определите тип предложения по структуре.

3. Назовите главное средство связи частей в предложении.

4. Определите синтаксические отношения между частями. Объясните постановку знака препинания.

5. Начертите схему предложения.

6. Определите тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Образец разбора:

[Красоту только тронь небрежной рукой ]- [она исчезнет наве­ки ]. (Пауст.)

1. В первой части главный член тронь представлен глаголом в форме 2-го лица повелительного наклонения в значении изъяви­тельного и передает действие, которое может быть совершено любым человеком. Во второй части подлежащее выражено лич­ным местоимением она в форме именительного падежа, простое глагольное сказуемое исчезнет представлено глаголом в форме 3-го лица единственного числа будущего времени изъявительного наклонения.

2. Предложение сложное, так как состоит из двух частей: пер­вая часть Красоту только тронь небрежной рукой//, вторая часть она исчезнет навеки.

3. Главным средством связи частей является интонация. Следо­вательно, данное предложение бессоюзное сложное.

4. В первой части заключено условие, при котором может со­вершиться событие второй части. Значит, это бессоюзное слож­ное предложение со значением обусловленности. Поэтому между частями следует поставить тире.

5. Схема предложения: - .

6. Предложение по цели высказывания повествовательное, по эмоциональной окраске невосклицательное.

790. Спишите, расставляя знаки препинания. Выполните синтаксический разбор трех предложений по вашему выбору.

1. Нам сказали в доме невесты нет. (Песк.) 2. Теплый сумрак наполнял комнату в нем колебались желтенькие живые цветы вос­ковых свечей. (М.Г.) 3. В гвардейской конной артиллерии не хотят присягать поезжай туда. (Тын.) 4. За все браться ничего не сделать. (Посл.) 5. Полетите из Одессы в Карелию вы поразитесь разли­чию темперамента. (Песк.) 6. Это было заранее известно посад сдадут без боя. (Шукш.) 7. Когда залпы прекратились Вася огля­делся ни стонов ни раненых ни мертвых. (Ос.) 8. Утро было про­хладное росистое вздыхал предрассветный ветер зеленовато-жем­чужное небо дышало запахом яблоков. (М.Г.)

791. Спишите предложения. Определите смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, указав грамматические средства связи частей.

1. Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет; колокольчи­ки ландышей в чаще зеленой цветут; на рассвете в долинах теп­лом и черемухой веет, соловьи до рассвета поют. (Б.) 2. Мы сорва­ли несколько гроздей схваченной морозом красной рябины - это была последняя память о лете, об осени. (Пауст.) 3. Широкий подъезд на улицу был закрыт наглухо; окна занавешены шторами. (А.Т.) 4. Тьма свету не любит - злой доброго не терпит. (Посл.) 5. Полет птиц разрезал этот искристый воздух: он звенел от взма­хов птичьих крыльев. (Пауст.)

Вопросы и задания для самопроверки

1. Докажите, что бессоюзные сложные предложения - это особый вид сложных предложений. Чем они отличаются от сложносочиненных и сложноподчиненных предложений?

2. С какими смысловыми отношениями в бессоюзном сложном предложении связано различие перечислительной, противительной и объяс­нительной интонации?

3. Как мы узнаем о причинных и других отношениях между частями в бессоюзном сложном предложении?

4. В каких случаях ставится запятая в бессоюзном сложном предложении? Приведите примеры из произведений художественной литературы.

5. Расскажите о постановке точки с запятой в бессоюзном сложном предложении. Приведите свои примеры.

6. Расскажите о постановке двоеточия в бессоюзном сложном предложении. Приведите свои примеры.

7. Расскажите о постановке тире в бессоюзном сложном предложении. Приведите примеры из произведений художественной литературы.

Задания для самостоятельной работы

792. Какому из перечисленных условий соответствует двоеточие в данном бессоюзном сложном предложении, если: а) вторая часть дополняет содержание первой части; б) вторая часть поясняет содержание первой части; в) вторая часть называет причину того, о чем говорится в мерной части?

Теперь ясно: внешнее звуковое сходство между словами не яв­ляется доказательством их родства и одинакового происхождения. (Усп.)

793. Какому из перечисленных условий соответствует тире в бессоюз­ном сложном предложении, помещенном ниже, если: а) в первой части названо условие, при котором совершится событие второй части; б) во второй части заключены следствие, логический вывод; в) содержание одной части противопоставляется содержанию другой; г) содержание первой части сравнивается с содержанием второй?

По путям червонными слитками лежали опавшие листья берез - август растерял уходя. (Ш.)

794 . Выпишите из текста бессоюзные сложные предложения. Выделите части, отметьте их границы. Начертите схемы этих предложений.

А то велишь заложить беговые дрожки и поедешь в лес на рябчиков. Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепля­ются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. Вы едете по зеленой, испещренной тенями дорожке; большие желтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг отлетают; мошки вьются столбом, светлея в тени, темнея на солнце; птицы мирно поют. Золотой голос малиновки звучит невинной, болтливой радостью он идет к запаху ландышей. Далее, далее, глубже в лес... Лес глох­нет... Неизъяснимая тишина западает в душу; да и кругом так дремотно и тихо. Но вот ветер набежал, и зашумели верхушки, словно падающие волны. Сквозь прошлогоднюю бурую листву кое-где растут высокие травы; грибы стоят отдельно под своими шляп­ками. Беляк вдруг выскочит, собака с звонким лаем помчится вслед.

Красоту только тронь небрежной рукой, - она исчезнет навеки.
Константин Паустовский

❀ Кто сохраняет способность видеть прекрасное, тот не стареет ❀

Когда нам весело мы слушаем музыку

Когда нам плохо мы понимаем тексты песен...

(Венера в соединении с ВЛУ и Марсом, в оппозиции к Весте в рыбах, в квадрате к Палладе в козероге, в трине к Церере в водолее, в секстиле к Сатурну в стрельце.)

Венера входит в весы, в знак своего управления в соединении с ВЛУ и под охраной Марса. Мы можем обращать больше внимания на обертку, на этикет, как это должно выглядеть. Чем ценить теплоту отношений, чувств. Но с другой стороны нам сейчас очень важны. Сейчас нам очень дороги малые знаки внимания, которые мы можем дарить друг другу просто так, делая приятное. Мы кожей чувствуем и сильно нуждаемся в близких людях, с которыми нас связывают не только общие интересы, но и дела, которые мы делаем вместе, объединяясь для достижения общих целей. И будет видно, если мы обратим на это внимание на сколько равноценны отношения между нами и другой стороной, даря себя получаем ли мы в ответ такое же искреннее и честное, на одной волне, или у кого-то что-то мутное лежит за пазухой.

Подсказка на уровне чувств и ощущений, которым сейчас можно доверять.

Хирон в 18 рыб. Возможности, которые нам представляются не видятся нами в целом. Мы можем кидаться на разрозненные части и упускаем главное. Но, если мы сможем убрать пристрастный взгляд и посмотреть на ситуацию сверху, то можем увидеть неординарное решение выводящее нас на другой уровень. Количество перешло в качество. Надо постараться этим достойно воспользоваться, не профукать свой шанс. Договариваемся, не замалчиваем. Ищем объединяющие, а не разъединяющие. Один ум хорошо, а в команде лучше.

Сатурн в 5 стрельца. Нам важно оставаться людьми, не идти на поводу эмоций. Осознавая и понимая, где наши настоящие чувства, а где мимолетный призыв. Действуем по уму, а не по велению импульса. Могут быть перекосы от перфекционизма, до полного равнодушия, течения по воле волн.

Уран в 18 овна. С одной стороны, нам кажется, что мы можем все. Нам море по колено. С другой стороны, мы ищем легкие пути, нам думается, что лучше там, где нас нет. Хочется убежать от ситуации. Отказаться от борьбы при малейших трудностях. Мы рискуем утонуть в деталях, испугаться трудностей которых нет. Нам желательно искать пути решения и делать, а не бояться.

Марс в 28 девы. Цели не определены и желания делать движение особого нет. И так сойдет. Есть комплексы и привычки, которые менять не хочется. Но если мы хотим адекватного сотрудничества и честных отношений, то без работы над собой не обойтись.

Плутон в 14 козерога. Хорошо там, где нас нет. Эта формула сейчас не работает. Вскрываются разные факты, открываются возможности. И чтобы все встало на место нам желательно быть в теме, а не скакать по верхам. Убежав в прекрасное далеко, мы принесем с собой нерешенные задачи из настоящего времени, и это не даст решения вопроса на качественном уровне. Задача: сотрудничать, договариваться, честно. Вранье и махинации могут обернуться боком и для хитреца и для разявы. Лень наказуема. Мы можем собирать разрозненное, если перед нами стоит такая задача.

Солнце в 16 скорпиона. В чем то наступил предел. Количество переходит в качество. Это может как хорошо, так и плохо. Важно вовремя заметить это и быть в теме, чтобы не оказаться за бортом.

ОСЛИК.

Бабушка, расскажи про ослика.

Хорошо. Слушай и засыпай.

"Жил-был послушный ослик. Привязал его как-то хозяин и ушел. Рядом был привязан другой осел, который стал подговаривать ослика сходить в цветущую долину, травку пощипать. И так он искушал маленького ослика красивыми словами, что тот растерялся, размышляя: "И друга-осла не хочется обидеть и хозяина нельзя ослушаться. Как быть?" Но, собравшись с духом, маленький ослик сказал: "Друг! Я рад бы с тобой сходить в цветущую долину, но я послушаюсь хозяина: ему видней, где мне лучше быть привязанному.Прости, не могу с тобой пойти." Тут пришли люди, отвязали ослика и увели, сказав хозяину, что он нужен ГОСПОДУ."- ---------Бабушка замолчала, задумалась. Внучек лежал тихо и вдруг спрашивает:

Бабушка. А что это за люди были и куда они увели ослика?

Это были Апостолы. На ослике ИИСУС въехал в Иерусалим и люди с пальмовыми веточками восклицали:" Осанна!Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!"

Внучек тихонько уснул. А утром сказал: "Бабулечка! Я буду послушным, как маленький ослик."

Вместо того, чтобы сетовать, что роза имеет шипы, я радуюсь тому, что среди шипов растёт роза.

© Жозеф Жубер

Со мной можно связаться: почта [email protected] Телефон +79030926142

Расставьте знаки препинания. Солнце пригрело и в тёплом воздухе задрожали поплыли вершины сопок. В палисаднике цветёт жёлтая акация и начинает пахнуть сирень. Место куда мы приехали было поистине очаровательно. Красоту только тронь небрежной рукой она исчезнет навеки. Летом скворцов трудно увидеть они живут в густых лесах.

Картинка 7 из презентации «Сложное предложение 9 класс» к урокам русского языка на тему «Сложное предложение»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока русского языка, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Сложное предложение 9 класс.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 91 КБ.

Скачать презентацию

Сложное предложение

«Осложнённое предложение» - Я не делал решительно ничего. 1. Выполните синтаксический разбор предложения, расставьте знаки препинания. Урок русского языка в 11 классе Учитель: Таранова В.А. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. (С.Есенин). Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Потом я повернул на длинную липовую аллею.

«СПП» - Соотносительные пары в приместоименно-определительных СПП. Речевая практика. Сферы функционирования СПП с придаточными изъяснительными. Повествование – Я вижу, что строительство набирает обороты. Союзы и союзные слова с изъяснительным значением. Характер модуса определяется характером слова, прикрепляющего придаточную часть.

«Бессоюзное предложение урок» - Потому что а именно что. Какие знаки препинания ставятся в бессоюзном сложном предложении? Упадет луч солнца на траву – вспыхнет трава изумрудом и жемчугом. Роль БСП в тексте. Ошибки: 2. [время]- 4. : [дополнение]. Практическая работа. : Интонация. Грянул гром – по дебрям влажным эхо резко засмеялось.

«Типы сложных предложений» - Синтаксический разбор предложения. Так(же). Буд(то). Так что. Что(бы). Пока. Так как. И. 9 класс. Словно. В Японии родилось искусство составления букетов. «Союзный» дождь. Икебана. Составьте из двух простых предложений сложносочиненное и сложноподчиненное. Однако. Точно. Звучит “Вальс цветов” П.И. Чайковского.

«Подчинительная связь» - Шел дождь. Выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Несмотря на дождь. Грамматическая основа (подлежащее и сказуемое). Дождь и снег. Сочетание знаменательного и служебного слов. - Согласование - примыкание - примыкание - согласование - управление - примыкание - согласование. Типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

«Виды сложноподчинённых предложений» - Важно ли говорить выразительно? Представление результатов: Охарактеризовать виды СПП. Выяснить, какие классификации СПП существуют. Какие виды сложных предложений вам известны? Таблица; Буклет; Презентация. По какому принципу разделяются сложноподчиненные предложения на виды? Определительные; Изъяснительные; Обстоятельственные.

Всего в теме 17 презентаций

ГИБЕЛЬ ЭКСПЕДИЦИИ СКОТТА.

(1) Экспедиция капитана Скотта к Южному полюсу погибла в страшных буранах, разразившихся в Антарктике весной 1911 года.

(2) Шесть человек вышли к полюсу на лыжах. (3) Шли больше месяца. (4) До полюса дошли пятеро. (5) Один сорвался в расщелину и умер от сотрясения мозга.

(6) Вблизи полюса Скотт, шедший впереди, внезапно остановился: на снегу что-то чернело.

(7) То была палатка, брошенная Амундсеном. (8) Норвежец опередил англичан. (9) Скотт понял, что это конец, что им не осилить обратного пути. (10) На обратном пути заболел молчаливый шотландец, лейтенант Отс. (11) У него началась гангрена обеих ног. (12) Каждый шаг вызывал острую боль. (13) Отс знал, что он задерживает экспедицию, что из-за него могут погибнуть все. (14) И он нашел выход. (15) В дневнике Скотта, найденном вместе с четырьмя трупами год спустя после экспедиции, об этом говорится так:

(16) “За последние сутки мы сделали всего три мили. (17) Отс отставал от нас, но мы шли гораздо тише, чем могли бы. (18) Отс дал мне записку и просил передать родным, если мы останемся в живых. (19) Он сказал, глядя мне в глаза: “Я пойду. Должно быть, вернусь не скоро”. (20) Он не вернулся. (21) Он поступил как благородный человек”.

(22) В конце дневника Скотт написал дрожащими буквами:

(23) “Я обращаюсь ко всему человечеству. (24) Оно должно знать, что мы рисковали, рисковали сознательно, но нам во всем была неудача.(25) Если бы мы остались живы, я рассказал бы такие вещи о высоком мужестве и простом величии моих товарищей, что они потрясли бы каждого человека”.

(По К.Г. Паустовскому)

1. Какова центральная проблема, поставленная автором в тексте?

1) К опасным путешествиям нужно быть хорошо подготовленным.
2) Героизм может быть напрасным.
3) В трудной ситуации нужно помогать своим товарищам.
4) Открытие новых земель сопряжено с риском и трудностями, на которые сознательно идут мужественные люди.

2. К какому типу речи относится данный текст? Докажите

1) Описание.
2) Повествование.
3) Рассуждение.
4) Рассуждение и описание.

3. Какое лексическое значение имеет слово экспедиция в этом тексте?

1) Совокупность мероприятий для осуществления важной задачи.
2) Группа связанных чем-нибудь людей, команда.
3) Поездка группы лиц, отряда с каким-нибудь специальным заданием.
4) Путь следования группы.

4. Из предложений 2–6 выпишите причастие.

5. Среди предложений 1–10 найдите простое односоставное предложение. Напишите его номер.

6. Среди предложений 1–10 найдите простые предложения с обособленными членами. Напишите номера этих предложений.

7. Среди предложений 1–14 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения. Дайте определение БСП.

8. Герои рассказа К.Паустовского – члены экспедиции к Южному полюсу. Для того чтобы фамилии героев не повторялись в тексте много раз, а также с целью их характеристики Паустовский использует такое средство, как____________. Отдавая должное мужеству этих людей, автор при их описании использует__________. Атмосферу происходящего в экспедиции Скотта автор передает с помощью__________.

Список терминов:

1) сравнительный оборот,
2) гипербола,
3) метафора,
4) эпитет,
5) восклицательное предложение,
6) перифраза,
7) цитата.

Ключи: 1 – 4); 2 – 2); 3 – 3); 4 – шедший; 5 – 3); 6 – (1), (6), (7); 7 – (6); 8 – (7); 9 – 6), 4), 7).

Проверка синтаксического разбора на доске.

Дома вы будете писать сочинение по прочитанному тексту. ЕГЭ, часть С. Можно ли использовать высказывание А.А.Бестужева-Марлинского в своем сочинении? Где? (Вступление, для аргументации собственного мнения, заключение. )

2) Работа по теме урока

.

За Пришвиным я долго следил издали; боясь встретиться с ним, с этим, как мне казалось, знахарем и мудрецом. От него как бы пахло талой водой, едким соком дягиля, лесной прелью, вечерней зарей над болотами.

Он всегда где-то скрывался, в каких-то российских гущах, как мужичок-лесовик, неслыханно лукавый и до того проницательный, что ни одна птичья хитрость не могла от него ускользнуть.

Потом мы встретились, но близко не сошлись. Он обладал тем качеством, которое не всегда помогает сближению, – своим особым и порой невнятным для окружающих языком для выражения своих совсем особых мыслей.

Что-то в нем было от старого цыгана, не только в наружности, но и в том вольном знании страны, что свойственно прирожденным бродягам.

Однажды Пришвин сказал мне, что все напечатанное им – сущие пустяки по сравнению с его дневником, с его ежедневными записями. Он вел их всю жизнь. Эти записи он главным образом и хотел сохранить для потомства.

После смерти Пришвина часть этих записей была опубликована. Судя по ним, это был труд поразительный и огромный, полный поэтической мысли и неожиданных коротких наблюдений,. – таких, что другому писателю двух-трех строчек Пришвина из этого дневника хватило бы, если их расширить, на целую книгу.

Если в литературе есть подтекст – второе значение вещей, вторичное их видение, отражающее, как эхо. основной звук и укрепляющее его в нашем сознании, – то Пришвин открыл подтекст в русской природе.

Тайна этого подтекста состояла в том, что его личное, очень интимное ощущение от мелколесья, зверей, облаков, рек, глухих чапыг и вторичного цветения какой-нибудь облепихи сливалось с природой и давало ей особенный, пришвинский облик.

Пришвин сам существовал как явление русской природы.

Он был владетелем нашей земли по праву любви к ней, по праву знания, и, как все владетели, был немного собственником, но в особенном значении этого слова.

Он жалел и охранял землю как собственник, но не для себя, а для искусства и для поколений. Охранял потому, что знал облагораживающую силу девственной земли.

Поэтому он очень сердился на меня за то, что я написал книгу «Мещерская сторона» и тем самым привлек к Мещерским лесам пристальное и губительное (к сожалению) внимание людей с его неизбежными тяжкими последствиями – толпами туристов, истоптавшими вконец эти свежие некогда места, и бригадами людей практических, тотчас же начавших приспособлять этот край к извлечению из него наибольшей выгоды.

– Вы знаете, что вы наделали своими восторгами перед Мещерой! – сказал он мне с укором и осуждением, как неосторожному мальчику. – В вашей тихой Солотче уже строят сотни дач для жителей Рязани. Пойдите-ка теперь в луга и найдите хоть один цветущий шпорник. Поищите! Черта с два вы его найдете! Красоту только тронь небрежной рукой, – она исчезнет навеки. Современники, может быть, и будут вам благодарны, а дети ваших детей вряд ли за это поклонятся. А сколько в этой самой Мещере было сил для развития высокого народного духа, народной поэзии! Неосмотрительный вы человек, милый мой. Не сберегли свое Берендеево царство.

Да, шпорник теперь в Мещере, пожалуй, и днем с огнем не найдешь.

«Днем с огнем» – какие хорошие слова. Для детей. Потому что только ребенок может поверить, что по зарослям бродят днем какие-то чудаки и светят сильными фонарями в гущу трав, чтобы в их укромной тени найти синий – втрое более яркий и темный, чем небо, – цветок.

Сначала я был ошеломлен гневом Пришвина. И даже чуть возмущен. Все, мол, для себя, ничего для людей. Что хорошего и достойного в том, чтобы прятать от них красоту?

Но вскоре я убедился, что Михаил Михалыч говорил так, заботясь о благе людей, о том, чтобы их жизнь не была обездолена. Он думал далеко вперед, мы же привыкли думать о сегодняшнем дне, – в этом заключается наше себялюбие.