Костенки — древнейшая стоянка первобытных людей в меловых горах придонья. Происхождение фамилии панков

Последние пять лет, я составляю родословную своей семьи, для своих дочек. Всех прадедов, о которых мне удалось что-то узнать, я вписала. К сожалению, вот уже года три, нет в живых родителей мужа. Поэтому, нет возможности узнать подробностей. Но зато, я вписываю туда «новых» членов семьи: мужей, жён и детей. Это очень приятное «дело». Я уже «заразила» свою двоюродную сестру, она не только узнала о наших прапрадедах, но и отыскала первую семью деда. Моя родословная пока еще на листе ватмана и написана от руки. В электронном варианте – это только фамилии, имена, отчества и родственная связь. Когда-нибудь, я придумаю, как оформить этот «документ» семьи и отнесу его в типографию.

Естественно, меня очень интересует происхождение фамилий. Демидова - это фамилия моего мужа. В девичестве я – Панкова. Я уже узнала о происхождениях девичьих фамилий мамы и бабушек. Хорошо, что отец мужа рассказал о фамилии Демидов. Оказывается, у предков мужа была когда-то очень известная дворянская фамилия. Я очень сожалею, что не запомнила её. Прапрадеда отца звали Демид. Поэтому детей его звали Демидовы дети, то есть дети Демида. Отсюда и произошла эта фамилия. Эту историю мои дочки уже знают.

А вот за происхождением моей девичей фамилией мне пришлось обратиться к интернету. И вот, что я узнала: Панков - возможно, потомки поляков, переселенных вглубь дореволюционной России во время войны с Польшей. Этих высланных с родины поляков окружающие русские называли панами или панками. Так же не исключена связь с именами на Пан - Панкратий, Пантелеймон. (САЙТ- NEOLOVE. История происхождения фамилии. Тайна имени - женский журнал.)

Возможно и немецкое происхождение фамилии. В Германии, недалеко от Берлина, на территории бывшей ГДР есть город Pankow, который стоит на реке Panke, давшей ему имя. Возможно, предки обладателя этой фамилии происходили из этого города. В Германии в настоящий момент проживает около 500 человек носящих фамилию Pankow (Панков).

Одно из первых упоминаний фамилии в исторических документах относится к XVI веку. В «Ономастиконе» С. Б. Веселовского записан Панков Иван Афанасьевич, 1596 г., Орел. Пан, со временем получил фамилию Панков. Среди известных обладателей фамилии – российский критик, литературовед, доктор филологических наук Александр Викторович Панков (1947-1996), автор статей и рецензий о современной русской литературе.
Я помню, что моя бабуля в детстве называла нас «панкИ». На вопрос «почему», она говорила, что когда-то давно, в одну русскую деревню пришли «панкИ»- так называли поляков. Она предполагала, что предками деда были поляки. Откуда родом дедушка, я не знаю. Моя мама рассказывает, что их семья жила во многих селах и деревнях Татарстана, и дети рождены в разных деревнях. Поэтому, я не совсем уверенна в польском происхождении фамилии. Позже мне удалось найти в интернете следующие данные:

Биография отца моей мамы - деда Краснова - тоже не известна, потому что он приехал в Татарстан во время Великой Отечественной войны из Ташкента. Мама знает только, что его воспитывала бабушка. О родителях он или не знал, или утаивал. Оказывается, в 1920-х годах дети бывших дворян, «вставшие на сторону» большевиков, называли себя «Красновы» в честь Красной Армии. В интернете я нашла следующие факты: от прозвища (или ещё нецерковного мужского личного имени); кроме древнерусского значения «красивый» слово красной в вятских говорах имело значение «краснощекий» и «беспечный».

Также в моей родословной присутствуют фамилии: Козиновы, Чижёнковы, Горшуновы. Если учесть, каким образом на Руси давались фамилии, я могу сделать выводы, что большинство моих предков – выходцы из крестьян, которые занимались такими ремеслами, как: гончарное дело, рыболовство, ловля птиц, были хорошими певцами и танцорами, изготовителями или продавцами чулок. Хотя необязательно, ведь как пишут на некоторых сайтах о происхождении фамилий: «Эти сведения являются предположительными».

КОСТЁНКИ (первоначальное название - город Костёнск, Константинов Яр), село Хохольского района.

Основано в 1642 году как город-крепость на Белгородской черте, который с 1779 года стал селом. Село Костёнки входило в состав Воронежского уезда, Гремяченского района (1928-1963). В 1791 году в Костёнках была построена каменная Покровская церковь. Центр волости. В 1867 году открыта земская школа.

В 1900 году в селе Костёнки имелось 5 общественных зданий, церковно-приходская школа, 2 кирпичных завода, 10 ветряных, 13 водяных мельниц, рушка, 6 мелочных лавок, 3 винные лавки, 5 чайных лавок.

С июля 1942 года по январь 1943 года Костёнки были оккупированы немецко-фашистскими войсками.

В Костёнках обнаружены стоянки человека периода позднего палеолита (остатки жилищ родовых общин из костей и бивней мамонтов), имеется археологический музей-заповедник.

В настоящее время в селе Костёнки имеются сельскохозяйственное предприятие «Хлебороб» и «Петродомус», 2 крестьянских фермерских хозяйства, ООО «Агрополк» по обработке древесины, средняя школа, детский сад, амбулатория, почтовое отделение.

Население: 3 012 (1859), 5 150 (1900), 6 108 (1926), 1 604 (2007), 1 137 (2011).

Уроженцами села Костёнки являются мемуарист А.А. Бартенев, Н.Д. Праслов, Д.З. Протопопов, И.Ф. Раздымалин.

КОСТЁНКИ, село Хохольского района, на правой стороне Дона.

Приобрело мировую известность в связи с обнаруженными стоянками человека периода позднего палеолита (40 тысяч лет назад). Здесь были найдены остатки жилищ родовых общин из костей и бивней мамонта. Жилища круглые или овальные с очагом в центре. Встречались и остатки наземных построек с множеством очагов. Обнаружено значительное количество находок, дающих представление об образе жизни и быте первобытных людей, их хозяйственной деятельности, свидетельствующих о зарождении искусства. В этом же месте люди жили и в более поздние времена. На левом берегу Дона напротив села обнаружены остатки жилища эпохи бронзового века (2-е тысячелетие до новой эры).

В селе Костёнки и окрестностях издавна попадалось множество диковинных костей. Местные жители рассказывали: легенду о чудовищном звере индре, который якобы хотел выпить Дон, но лопнул и разбросал свои кости по всей округе. На эти кости в своё время обратил внимание Пётр I. Тогда же, при Петре, сложилось такое представление, что до этих мест доходил полководец Александр Македонский, у которого были вооруженные слоны. Ныне известно, что кости принадлежат вымершему животному мамонту, на которого охотились люди позднего палеолита. Эти кости и дали название селу, хотя оно сначала именовалось иначе. В «Дозорной книге» 1615 года записано: «Пустошь на диком: поле на Констянтиновском яру Федора Оладьина на колодезе дикого поля на пашне пятьдесят четвертей в поле». В «Писцовой книге» 1629 года говорится: «Селцо, что был починок на Костентиновском яру, Костенки тож, на колодезе, за рекою за Доном что было в поместье за Федором Оладьиным, а ныне владеют помесные казаки». Сопоставляя эти данные, можно изложить события, связанные с возникновением села, следующим образом. Видимо, ещё в XVI веке около одного придонского яра жил человек по имени Константин. Потом это место запустело, но за ним сохранилось название Константинов яр, упоминаемый в документе 1615 года. Между 1615 и 1629 годом появилось сельцо, получившее название Костёнки.

В 1642 году в сельце была построена небольшая крепость (острожек). Поселение стало называться - город Костёнск. По данным 1676 года, здесь 164 двора драгун, пушкарей и других служилых людей. В XVIII веке в связи с утратой военного значения Костёнская крепость приходит в упадок. Посетивший её в 1769 году путешественник С.Г. Гмелин писал: «Город Костенской худ и мал, и хотя он укреплен валом и палисадником, но оные за недостатком поправления совсем развалились. Прежде построен был на сем месте острог для защищения жителей от татарских набегов, но в прошедшем столетии принуждены были сделать его крепостью, дабы с тем большею силою противиться нападению сего хищного народа; а как в нынешнее время не должно ожидать равной опасности, то крепостное строение оставлено в небрежении. Здесь живут только одни однодворцы, питающиеся земледелием».

Гмелин между прочим сообщал: «Жители заражены ложным мнением о великом подземельном четвероногом звере, которого бытие открывается после его смерти».

В 1779 году город Костёнск преобразован в село Костёнки.

Вся Воронежская земля (В.А. Прохоров, 1973 год).

Многие ли знают, что, согласно последним исследованиям, прародиной человечества является вовсе не Африка, а правобережье Дона, и, если точнее, село Костёнки Воронежской области? Скорее всего, ответ окажется отрицательным, т.к. Костёнки, не смотря на уникальную историю, так и не приобрели широкую известность и не стали популярным местом среди туристов, как, например, египетские пирамиды или английский Стоунхендж. Но меж тем, глубокая древность рядом, и там есть, на что посмотреть.

История села Костенки

Село Костёнки образовано в 1642 году Богданом Конинским, и на тот момент являлось городом Костёнск. Судя по названию, уже тогда местность была богата на интересные находки. Чтобы как-то объяснить небывалое количество загадочных костей, попадавшихся в земле, люди сложили легенду о звере индере, которую в 1879 году записал И. С. Поляков: «Жил некогда на земле зверь, по названию индер. Однажды он подошел из глубины материков к Дону; голова его была у вод реки, туловище тянулось по всему Чекалину оврагу, с вершинами которого кончался хвост животного, так что великан, сообразно с длиною оврага, имел больше двух верст в длину. Индер должен был перейти на другой, противоположный берег Дона; но так как за чудовищем шли его дети и он боялся, что при переходе через реку они могут потонуть, то он вздумал перепить Дон. И действительно, он начал пить, река стала уменьшаться и, наконец, сделалась не больше Чекалина ручья. Тогда зверь подумал, что пора переходить, и, чтобы дать знать об этом детям и заставить их идти, он оглянулся назад, но в это время от натуги лопнул, так что кости его разлетелись на большое протяжение…». Стоит отметить, что в преданиях северных народов белое население Сибири называется «эндри», что означает «люди мамонта».

По другой легенде, под землей живет зверь, который никогда не показывается людям, и только после смерти его кости становятся видимыми.

В XVIII веке, во время очередного пребывания Петра I в Воронеже, истории про кости дошли до императора. Петр пишет вице-губернатору Азовской губернии, центром которой на тот момент являлся Воронеж, С. Колычеву: «повелевает в Костёнску и в других городах и уездах губернии приискивать великих костей как человеческих, так и слоновых и всяких других необыкновенных». Многие найденные или выкупленные у местных жителей кости были отправлены в Санкт-Петербург, в кунсткамеру.

Интересно, что по версии Петра I это были кости слонов Александра Македонского, который преследовал персидского царя Дария в южнорусских степных землях, и у которого в ходе боев погибло несколько слонов. Конечно, император и его окружение не могли представить всю полноту картины, связанной с количеством костей на местности. Разрозненные найденные фрагменты, таким образом, логично оформились в теорию о нескольких погибших животных. Но на тот момент это точка зрения была наиболее близкой к истине.

К слову, о мамонтах. Мамонт стадное, травоядное животное массой 4-5 тонн и до 4-х метров в высоту. Количество в стаде достигало до 12-15 особей. Днем они расходились, чтобы добыть пищу, к ночи возвращались в стадо. Рацион их питания установлен на основе данных, полученных в результате исследования желудков нескольких мамонтов, найденных в вечной мерзлоте (березовский, шандаренский). Питались они в основном небольшими злаками, осокой, побегами зеленого мха. Летом добывалась пища, вероятно, в долинах рек, озер, по окраинам болот, в зарослях тростника, благо, что климат способствовал богатой растительности.

Во время непогоды, чтобы уберечь самок и детенышей, взрослые особи становились вокруг них, тем самым защищая от ветра и холода. Массивность зачастую оборачивалась против самого мамонта. Так, большую опасность представляла полынья весной, к которой животное приходило на водопой. Лед не выдерживал веса мамонта, увлекая его в быстрый поток реки. Тело животного относило течением к берегам, образуя тем самым целые кладбища мамонтов.

Но вернемся к истории. Так, успев обрасти легендами, Костёнки просуществовали до 1879 года. Именно в этом году в село прибывает молодой ученый Иван Семенович Поляков, которого направило Русское географическое сообщество для исследования местонахождения «слоновьих костей». Местное население активно подключилось помогать ученому, принося найденные кости, знакомили с местностью. Заинтересовавшись участком Ф. А. Мануйлова, Иван Семенович получает разрешение у хозяина провести там исследовательские раскопки. «Наконец, к вечеру, когда весь слой чернозема мощностью от 1.15 м до 1.4 м был снят, обнаружилась серая глина, а вместе с нею и те ископаемые остатки, которые произвели на меня неизгладимо глубокое, потрясающее впечатление». Там же находились кусочки золы, угля, каменных орудий. Так, 28 июня 1879 года были найдены прямые доказательства того, что именно здесь, в Костёнках, находятся древние стоянки каменного века и, более того, здесь, по словам И. С. Полякова: «… человек не только существовал вместе с мамонтом и охотился на него, но даже больше, он преследовал его, шел по пятам за ним». Так, была открыта первая стоянка Костёнки 1, или стоянка Полякова.

Вторая стоянка была найдена в 1905 году русским археологом А. А. Спицыным, занимавшегося в основном исследованиями древних славян, в соседнем Костёнкам селе Борщево. В одном месте были найдены кости мамонта и кремни. Так, стоянка получила название Боршево 1.

В 1923 году создается Костенковская палеолитическая экспедиция, возглавил которую исследователь каменного века П.П. Ефименко. Важным моментом на этом этапе стала находка в Костёнках 1 женской фигурки из кости мамонта, сопоставимая по исполнению со знаменитыми «венерами» западноевропейского образца. Таким образом, постепенно становится очевидным, что это место – самое древнее поселение Европы, и именно отсюда началась европейская цивилизация.

Постепенно к Костёнкам интерес усиливается, ежегодно проводятся исследования, делаются новые открытия и, что важно, формируется особый способ раскопок – большим площадями.
С 1939 по 1947 годы, в связи с началом второй мировой, а затем Великой Отечественной войн раскопки прекратились. Возобновились работы только в 1948 году. В 50-х годах были найдены захоронения людей, на основе которых М. М. Герасимовым была сделана скульптурная реконструкция. Теперь можно было буквально увидеть внешность наших давних предков.

Исследования показали, что люди, населявшие территорию Костёнок того периода, уже мало чем отличались от нас. Объем мозга сопоставим с современным человеком. При этом телосложение их было более компактным, жилистым. Антропологи называют людей этого периода homosapiens-sapiens, т.е. разумный дважды.

Найденные предметы показали, что люди были довольно развиты и вполне могли позаботиться о себе и потомстве в сложных условиях при ледниковой зоны. Для сооружения жилища, его фундамента, каркаса, они использовали кости мамонтов. Так, для одного такого жилища требовалось примерно 500 крупных костей, а это примерно 35 животных. Нет явных доказательств того, что древний человек активно охотился на мамонта. На сегодняшний день только три находки свидетельствуют о гибели животного от рук древнего человека: в Аризоне найден мамонт с наконечником меж ребер, в Ханты-Мансийске и в Воронежской области. Т.е. большое количество костей, судя по всему, не связано с потребностью в строительном материале. Животные погибали часто в естественных условиях, попав в воду или застряв где-нибудь, либо заболев. Все, что нужно для постройки жилья было буквально под ногами.

Судя по находкам, человек умело использовал бивни, кости мамонта для изготовления орудия труда. Из бивней делали копья, дротики с кремниевым наконечником треугольной формы, приспособления для сшивания шкур и т.д. Найденные женские фигурки, зачатки письменности говорят нам, что люди той цивилизации — это люди уже особого порядка, имеющие представление о красоте, способные придать форму воображаемому образу. Суровые условия не являлись препятствием для развития духовной составляющей человека.

В 60-е годы так же активно велись раскопки, во время которых кропотливо обрабатывались большие участки территории. Такой подход замедлял работу, но приносил результаты. Стало очевидно, что под верхним изученным культурным слоем, существует более ранний слой, представляющий предыдущую цивилизацию. И так в течение тысяч лет на одном и том же месте активно селились люди, находя именно эту территорию привлекательной, дающей возможность для сохранения жизни и развития.

Музей заповедник Костенки

В 1949 году местный житель Костёнок при рытье погреба обнаружил большое количество скопления костей. При дальнейшем исследовании было обнаружено хорошо сохранившееся жилище древнего человека из костей мамонта, достигавшее в диаметре до 9 метров. Кроме того, его окружали специальные ямы для хранения пищи. Возникла идея превратить уникальную находку, названную Костёнки 11, в музей, что послужило бы наглядным фактом для будущего поколения ученых. Реализацией этой идеи занялись А. Н. Рогачев и А. П. Соловьев.

Т.к. замысел был весьма нестандартным, то пришлось сильно постараться, чтобы убедить соответствующие инстанции в целесообразности строительства такого музея. В итоге, в 1967 году было принято положительное решение. В течение десятилетия музей был построен.

Выполнение такого необычного здания было непростой задачей, т.к. нужно было построить помещение без внутренних опор, сохранив при этом открытый культурный слой, и оставить возможность проводить дальнейшие раскопки. В итоге, было построено здание без фундамента на восемнадцати железобетонных столбах-опорах, в центре которого находится раскоп – 20 000-летнее жилище из костей мамонта. Для 60-х годов это был уникальный опыт строительства.

Постепенно назрела необходимость включить в общий фонд музея все памятники, найденные за все это время. В 1991 году музей в Костёнках приобретает статус музея-заповедника, объединив на всей территории 25 объектов каменного века.

На протяжении длительного времени экспозиция музея носила временный характер. В 2000-х годах музей стал заполняться. Открылся выставочный зал, появилась таксидермическая скульптура мамонта, выполненная в настоящую величину, а так же диорама «Поселение каменного века».
Зимой музей закрыт, т.к. работает сезонно. С мая по ноябрь режим его работы с 10:00 до 18:00 (все дни, кроме понедельника)

Костёнские пещеры

Если тема музея мамонтов значима хотя бы для Воронежской области, то о пещерах не всегда знают даже местные. В Костенках больших пещер всего три, а уж маленьких не сосчитать. Меловые костенские пещеры – это те самые отголоски древней цивилизации под Воронежем, которая почему то забыта нашей властью, однако активно освещается мировым сообществом. Зимой и летом в пещерах приблизительно одинаковая температура. Именно этот фактор обеспечивал нашим древним предкам относительно спокойную жизнь.

Жил в ней чернец Филатий. Ходят слухи, что по акту самосожжения в ней погибло 40 человек

Население в Костенках

Народ в Костенках разношерстен. От старых бабуль в самих Костенках, а также богатых дачников, до молодых и старых сидельцев на окраине села в РТС. Всего около 1000 человек.

В 90е с костями мамонтов проходила серьезная афера. Жители находили на своих огородах кости мамонтов и продавали их фактически как лом. Небольшая кость – пачка фисташек. Большая – фантастические 300 рублей или три бутылки пива. В США потом товар перепродавался по цене 10000 $ за одну кость.

Приезжают в село как иностранцы, так и студенты исторических факультетов. Иностранцам (немцы, англичане, итальянцы) запрещено вступать в диалог с местными. Однако, они как-то играли с местной командой «Костенки». Проиграли 23:5. Пришел их профессор, спросил счет, а местные не понимают по-английски. Они ему написали палкой на земле, а мужик естественно удивился. Теперь неизвестно, а доучились ли английские студенты в своем Oxford.

Те, кто в теме – покупают недвижимость в Костенках. Ведь придут же когда-нибудь люди, которые станут развивать туризм на этой славной земле. Пока же некоторые дома заброшены, а другие отдают за дарма. Но что-то мне подсказывает, что вопрос не только всероссийской славы Костенок, но и общемировой – не за горами.

Иногда в Костенки приезжают крутые знаменитости. Би-2 решили сбежать от больших городов в маленькое древнее село.

Костёнки село Хохольского района Воронежской области ; расположено на правой стороне Дона. Приобрело мировую известность в связи с обнаруженными стоянками человека периода позднего палеолита (40 тыс. лет назад). Здесь были найдены остатки жилищ родовых общин из костей и бивней мамонта. Жилища круглые или овальные с очагом в центре. Встречались и остатки наземных построек с множеством очагов. Обнаружено значительное количество находок, дающих представление об образе жизни и быте первобытных людей, их хозяйственной деятельности, свидетельствующих о зарождении искусства.

В этом же месте люди жили и в более поздние времена. На левом берегу Дона напротив села обнаружены остатки жилища эпохи бронзового века (2-е тысячелетие до н. э.).

В селе Костёнки и окрестностях издавна попадалось множество диковинных костей. Местные жители рассказывали легенду о чудовищном звере индре , который якобы хотел выпить Дон, но лопнул и разбросал свои кости по всей округе. На эти кости в свое время обратил внимание Пётр Первый. Тогда же, при Петре, сложилось такое представление, что до этих мест доходил полководец Александр Македонский, у которого были боевые слоны. Ныне известно, что кости принадлежат вымершему животному мамонту, на которого охотились люди позднего палеолита. Эти кости и дали название селу, хотя оно сначала именовалось иначе.

В «Дозорной книге» 1615 года записано: «Пустошь на диком поле на Констянтиновском яру Фёдора Оладьина на колодезе дикого поля на пашне пятьдесят четвертей в поле». В «Писцовой книге» 1629 года говорится: «Селцо, что был починок на Костентиновском яру, Костёнки тож, на колодезе, за рекою за Доном что было в поместье за Фёдором Оладьиным, а ныне владеют помесные казаки». Сопоставляя эти данные, можно изложить события, связанные с возникновением села, следующим образом. Видимо, еще в XVI веке около одного придонского яра жил человек по имени Константин . Потом это место запустело, но за ним сохранилось, название Константинов яр , упоминаемый в документе 1615 года. Между 1615 и 1629 годами появилось сельцо, получившее название Костёнки .

В 1642 году в сельце была построена небольшая крепость, (острожек). Поселение стало называться - город Костёнск . По данным на 1676 год, здесь было 164 двора драгун, пушкарей и других служилых людей. В XVIII веке в связи с утратой военного значения Костёнская крепость приходит в упадок. Посетивший ее в 1769 году путешественник С.Г. Гмелин писал: «Город Костёнской худ и мал, и хотя он укреплён валом и палисадником, но оные за недостатком поправления совсем развалились. Прежде построен был на сем месте острог для защищения жителей от татарских набегов, но в прошедшем столетии принуждены были сделать его крепостью, дабы с тем большею силою противиться нападению сего хищного народа; а как в нынешнее время не должно ожидать равной опасности, то крепостное строение оставлено в небрежении. Здесь живут только одни однодворцы, питающиеся земледелием».

Гмелин между прочим сообщал: «Жители заражены ложным мнением о великом подземельном четвероногом звере, которого бытие открывается после его смерти».

В 1779 году город Костёнск преобразован в село Костёнки .

См.: Прохоров В.А. Вся Воронежская земля. С.134-136.

После долгого отсутствия в эфире и перерыва в съемках, которому в частности способствовала слякоть на улице, я в компании приятелей вырвался в однодневный фото трип. Целью нашей небольшой экспедиции было посетить три нигде неописанные пещеры в районе села Костёнки.

43 фотографии, общий вес 6,4 мегабайт

Уж не знаю, смогли бы мы без навигатора найти все три пещеры, о двух из которых, вобще нет никаких упоминаний где-либо.

2. По дороге в Костёнки заехали в Рудкино, посмотреть на заброшеный элеватор.

3. Увидев нас, элеватор обрадовался — тоскливо ему там:) Впрочем, как мы убедились потом, в гости к элеватору все же захаживают.

Подъем на элеватор затруднен, потому что отсутствует лестничный пролет на первом этаже. Мы воспользовались кустарной деревянной лесенкой. Лестничные пролеты настораживали трещинами в бетоне. И не дай бог там споткнуться — есть все шансы вылететь за борт в пустые оконные проемы. Вобще, при подъеме и при нахождении на этом сооружении, страху я натерпелся на год вперед.
Дело в том, что ваш покорный слуга несколько опасается высоты. А конкретнее — шаткой и ненадежной высоты, когда можно внезапно улететь к праотцам.

4. Мы на последнем этаже. Смотрим под ноги! Каждая дыра ведет к основанию элеватора. Брошенный камень летел вниз около трех секунд. Путем нехитрых вычислений было выяснено, что высота сооружения около 40 метров.
Никто в классики сыграть не желает? :)

Увеличить изображение

5. Зато из такого опасного места открывается великолепный вид на окрестности. Дестрой на ближнем плане вносит некоторое оживление в общую идилическую картину морозного утра.

Увеличить изображение

6. Рядом с пустой лифтовой шахтой обнаружилась коморка, в которой можно с относительным комфортом провести время на уютной кроватке. Защита от ветра опять же.

7. Наскальная живопись весьма оригинальна.

8. Мне кажется, что век этого элеватора будет недолгим. Панельные конструкции если и не развалятся в скором времени, то будут представлять опасность.

Увеличить изображение

9. Наконец-то под ногами земля!

10. buchkovdenis постигает устройство элеваторов времен развитого социализма.

11. Предостережение всем, кто не соблюдает технику безопасности на элеваторах.

12. Нам пора в дорогу к нашим главным целям. Окидываем взглядом окрестности и в путь.

13. Наш дальнейший путь пролегал через центр Костёнок и мимо музея, который законсервировал под своими сводами древнее палеолитическое жилище возрастом почти в 20 тысяч лет.

14.

15.

24. В окрестностях первой пещеры.

Увеличить изображение

25. Это главный вход в пещеру. Назовем его так, потому что пещера имеет сквозной проход и располагает еще одним входом/выходом.

26. Главный вход в пещеру достаточно велик, но тем не менее не позволяет войти в полный рост. От входа в обе стороны расположены такие же невысокие проходы.

27. Наибольший интерес представляет правый проход, ведущий в большой зал.

28. В зал ведет наклонный пол. Во многих местах я, при своих почти 2-х метрах, мог встать в полный рост.

29. Из зала открывается вид на второй вход в пещеру.

30. В пещере имеется несколько глухих карманов, в которых я решил поэкспериментировать с фонариком.

31. У второго выхода мы обнаружили останки нижней челюсти животного.

32. Мы в предбаннике второго выхода. Рядом со вторым выходом находится небольшой вход в еще одну маленькую пещерку. По своим размерам она сильно уступает основной пещере.

После спуска с горы, мы устроили небольшой привал. Нас ждало еще одно белое пятно на карте воронежской области.

33. Вид на вход во вторую пещеру в Костенках. Об этом подземном сооружении также нет никакой информации.
Чтобы достигнуть пещеры, нужно спуститься с горы, а потом подняться на еще более крутую гору.

34. Подъем для меня оказался очень тяжелым и я пока сосредоточил внимание на окружаещем ландшафте.
Маленький пупырышек на горизонте справа — тот самый элеватор.

Увеличить изображение

35. На «крыше» второй пещеры расположилась загадочная фигура. Бросается в глаза утоптанная вокруг нее площадка.

36. Издалека элеватор напоминает одинокую многоэтажку в поле.

37. Тут и там на снегу следы зверьков.

38. Единственный вход в пещеру. Вход достаточно обширный, но своды довольно низкие. Да и сама пещера небольшая: метров десять в глубину.

39. Портал как будто сложен вручную.

40. И в первой и в этой пещере есть следы пребывания людей в виде настенных надписей, но мусора почти нет. По своему строению пещера односводчатая с двумя колоннами: в центре зала и на входе.

41. Вид наружу примерно с середины пещеры.

Увеличить изображение

42. Правая часть зала. Стены посещенных нами пещер полностью или частично покрыты плесенью.

Как я уже говорил, о посещенных нами двух пещерах в Костенках нет никакой информации: ни о их примерном возрасте, ни о предназначении. Можно конечно предположить, что они являлись местом добычи породы для строительных работ, но это только предположения.

Третья в нашем списке пещера находится в лесу на очень крутом склоне. Вход в пещеру преграждает овраг. В общем в саму пещеру я не пошел: во-первых спуск по скользкой листве и траве давался очень трудно и был риск навернуться. Во-вторых, как выяснилось, пещера очень тесная и маленькая. Без штатива там толком ничего не снять. За время нашего путешествия и лазания по горам, с непривычки, я сильно устал, поэтому к нашей третьей пещере я шел налегке.
Зато об этой пещере есть хоть какая-то информация. Правда за ее достоверность я отвечать не могу.

Впервые материал об этой пещере был опубликован в 68 номере воронежских «Губернских Ведомостей» за 1869 год. Данный материал лег в дальнейшем в основу статей А.С. Пругавина в «Русской Мысли» за январь 1885 года, и А.А. Левенстима в «Журнале Министерства Юстиции» за сентябрь 1898 года, посвященных событиям, развернувшимся вокруг этой пещеры.

Пругавин и Левенстим место расположения описываемой пещеры определяют окрестностями села Костенки «верстах в 30 от Воронежа». Сегодня это село входит в состав Хохольского района, Воронежской области.

В статье Т. Рождественского «Самосожжение раскольников хутора Кастенки» приводится наиболее краткое повествование о событиях, развернувшихся в первой четверти XIX в. вокруг пещеры. Это повествование и будет взято за основу дальнейшего изложения.

«В самых первых годах XIX столетия в окрестностях хутора Кастенки появился какой-то отшельник — «чернец». В глухом лесу поселился он и стал копать себе пещеру в высокой, заросшей лесом горе Шахан, на берегу реки Крынки. Уединенная жизнь, пещерокопательство, издавна считающееся душеполезным подвигом в глазах народа, привлекли к нему внимание населения Кастенок. Пошла молва о появившемся «Божьем человеке». Любопытные стали ходить посмотреть на отшельника, послушать его беседы. Завязалось знакомство, потекли приношения «Божьему человеку». Нашлись благочестивые люди, которые начали помогать чернецу, назвавшему себя Филатием, копать пещеру. Спустя некоторое время, откуда-то явился к горе Шахан другой чернец, и близ пещеры вскоре выстроилось несколько келий, а в самой пещере, обращенной в молельню, началось богослужение. Чернец Филатий стал частенько посещать своих почитателей и на хуторе Кастенках, вел с ними душеспасительные беседы, читал какие-то книги. Вскоре обнаружился и результат этих бесед и чтений.

Замечаем мы с матушкой, рассказывает один из уроженцев Кастенок, очевидец описываемых событий, что отец, с тех пор, как познакомился с чернецом, перестал бороду брить, а прежде он бороду бривал постоянно, франт был. Что бы это значило? Никак ума не приложим. Вот, однажды, матушка и говорит ему: «ты бы, касатик, бороду побрил! Смотри как зарос!» А он как закричал на нее: «не говори мне с этих пор о бороде! В святых книгах про это сказано, что брить бороду — значит оскорблять самую святыню, самый образ Божий. Этим можно принять печать антихристову. Я и бритвы выкинул, и самый дух дьявольского наваждения ладаном выкурил». Матушка немного помолчала, а потом и скажи: «отчего же попы то ничего не говорят об этом?» Верите ли, как он рассердился, попов начал ругать на чем свет стоит. «Они, говорит, наши губители, а ты им веришь», ... «они только по новому нас морочат, а новая то вера совсем не та, что старая была: в новой одно осквернение, а в старой — спасение и живот вечный» ... пойдем-ка, вот, к отцу Филатию; он научит тебя как крестится, как персты слагать во имя Св. Троицы и многому там он все знает, такой ученый, чисто-святой!»

Легко видеть уже из этого, что проповедь Филатия подвергавшая резкой критике современный ему строй церковной жизни и прославлявшая «старую» веру, была ни чем иным, как типичною проповедью раскола, и последствием ее было то, что весь хутор Кастенки перешел в раскол.

Прошло несколько лет после появления Филатия в той местности. Наступил 1812 год. Тот же рассказчик, гостивший где-то у родственников, возвращался с одним из них в Кастенки, призываемый к исполнению воинской повинности. Не доезжая верст 20 до Кастенок, он услыхал, что весь хутор выгорел. Оставшаяся в живых Анюта Виляева рассказала следующее: «Чернец вздумал делать какое-то освящение домов в хуторе. Только, однажды, он ночью приезжает с ризами и начали служение; наши хуторяне, почесть, все были. Глядим, отворяется дверь и входит заседатель, а он строгий был. Вошел, он, услышал их пение, да как крикнет на них: «Что это значит? Что это у вас за люди скрываются?» т. е. эти чернецы-то. Потом как крикнет на Филатия: «Ты что за человек? Должно быть беглец какой? Есть, говорит, документы у вас? Показывай, а то иначе свяжу, да в начальство представлю!» А Филатий был в ризах и с кадилом; видит, что дело плохо, все к двери ближе, да ближе, да в чем был так и убежал. А заседатель разгорячился и говорит: »Если вы не представите мне этих людей, то вам худо будет, а я наберу казаков из другой станицы и поеду сам, а их разыщу! «Потом, когда заседатель уехал, Филатий начал убеждать их сжечься; все согласились и сожглись, кроме вот этой Виляевой. Из наших хуторян тогда в живых осталось человек 30; иных дома не было, а иначе перешли из нашего хутора в другой; те только и остались. На другой день после того, как девка-то нам все подробно рассказала, пошел я с родичем к пещере. Приходим туда, я взглянул и, Боже мой, сердце так и замерло, так и захолонуло; ко входу подступиться нельзя: двери обгорели, а оттуда, изнутри то чем то смрадным несет! Такая вонь! На полу навалены огромные кучи земли и все черные, должно быть своды обвалились; стены черные, все-то черное! И тут я так плакал, что просто беда».

43. Портал пещеры. К слову сказать, никаких следов сожжения внутри обнаружено не было. Хотя два века прошло, поди там уцелей что-нибудь.