Конструктивизм в европейской архитектуре. Что такое конструктивизм

Конструктивизмом принято называть авангардистские направления в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве и фотографии. Этот стиль получил свое развитие в период с 1920 до начала следующего десятилетия.

Главные характерные черты конструктивизма - строгость, лаконичность форм, геометризм и монолитность облика. Конструктивисты даже создали свою официальную творческую организацию и разработали свой собственный функциональный этот основан на научном анализе функционирования сооружений, зданий, комплексов. Конструктивизм в архитектуре сохранился в своих характерных памятниках - фабриках-кухнях, Дворцах труда, рабочих клубах, домах-коммунах, которые были построены в те времена.

Те творческие взгляды, которые объединят собой понятие «конструктивизм», воплотились не только в архитектуре, но и в других сферах деятельности человека, к примеру, в литературе.

Несмотря на то, что это направление считается советским явлением, как и любое другое течение, оно не ограничивается рамками стран бывшего СССР. Возможно, для кого-то это будет новостью, но провозвестником стиля конструктивизм в архитектуре является также Эйфелева башня, сочетающая в себе как конструктивистские, так и модернистские элементы.

Такое течение зародилось в условиях непрерывного поиска чего-то нового. Новаторы того времени возносили отказ от «искусства ради искусства», и считали что оно должно служить производству. Приверженцы такого мнения призывали художников и архитекторов творить только полезные вещи, обеспечивая тем самым хорошую жизнь в благоустроенных городах. Термин «конструктивизм» привнесли в русский язык теоретики «производственного искусства», главной причиной этого стало частое употребление в брошюрах и выступлениях архитекторов слов «конструктивный», «конструкция», «конструирование».

Архитектура конструктивизма, как и любого другого направления, имеет своих ярких представителей. Это братья Леонид, Виктор и Александр Веснины, которые осознали лаконичную эстетику этого направления, будучи уже опытными специалистами в области проектирования зданий, живописи и оформления книг. Проект братьев выделился на конкурсе проектов здания Дворца Труда в городе Москва. Рациональный план, соответствие внешнего облика эстетике современности, использование самых новых конструкций и строительных материалов - все это стало толчком к развитию направления «конструктивизм».

Архитектура - понятие очень непростое, и следующий этап для Весниных оказался несколько сложнее предыдущего. Так, им нужно было спроектировать здание газеты «Ленинградская правда» на крохотном участке земли. Братья создали небольшое шестиэтажное здание, однако здесь было все: и офисное помещение, и редакционные комнаты, и газетный киоск, и вестибюль, и небольшой читальный зал, ведь именно умение сгруппировать много необходимых помещений в одном - главная задача конструктивистов.

Как уже упоминалось выше, конструктивизм в архитектуре располагал собственным функциональным методом. Согласно конструктивистам, каждой функции соответствует самая рациональная структура.

Было время, когда течение подвергалось критике консерваторов, отстаивающих право использовать традиционные формы, позже оно было запрещено. В Советском Союзе велась активная борьба с буржуазным формализмом и прямыми углами. Когда конструктивисты оказались в опале, часть архитекторов забыли, часть - адаптировалась к изменениям. Некоторые советские ученые утверждают, что на смену течению пришел «постконструктивизм».

Конструктивизм в архитектуре вновь дал о себе знать в 60-е годы, когда началась борьба с «архитектурными излишествами», а в начале 1990-х годов некоторые невоплощенные идеи 20-х стали реальностью. Сегодня это течение все активнее проявляется в архитектуре больших городов.

КОНСТРУКТИВИЗМ (от лат. con-structio - построение, структура) - на-прав-ле-ние в рус-ском (позд-нее так-же в меж-ду-на-род-ном) аван-гар-диз-ме конца 1910-х - начала 1930-х годов.

Конструктивизм опи-рал-ся на идеа-ли-зи-ро-ван-ные пред-став-ле-ния об ин-же-нер-ной и кон-ст-рук-тор-ской це-ле-со-об-раз-но-сти, о ра-цио-наль-но-сти нау-ки и тех-ни-ки, ко-то-рая про-ти-во-пос-тав-ля-лась кон-ст-рук-ти-ви-ста-ми эс-те-тич. «пред-рас-суд-кам». Стре-мясь ввес-ти в сфе-ру ху-дожественного твор-че-ст-ва на-учно-тех-нические дос-ти-же-ния ру-бе-жа XIX-XX веков (фун-даментальные ис-сле-до-ва-ния строе-ния ма-те-рии, раз-ви-тие ин-же-не-рии и мас-со-во-го про-из-ва), конструктивизм трак-то-вал ху-дожественную дея-тель-ность как фор-му на-учно-тех-нического твор-че-ст-ва, на-прав-лен-но-го на про-ек-ти-ро-ва-ние и кон-ст-руи-ро-ва-ние пред-мет-но-про-стран-ст-вен-ной сре-ды. Как ме-тод про-ект-ной дея-тель-но-сти, как сис-те-ма взгля-дов на искусство, тех-ни-ку и об-ще-ст-во конструктивизма смы-кал-ся с про-из-вод-ст-вен-ным ис-кус-ст-вом, где ре-аль-ная вещь про-воз-гла-ша-лась це-лью вся-ко-го ху-дожественного твор-че-ст-ва (О.М. Бри-к и др.). Конструктивизм ох-ва-ты-вал все сфе-ры про-ект-но-ху-дожественого твор-че-ст-ва: ар-хи-тек-ту-ру, изо-бра-зи-тель-ное и де-ко-ра-тив-но-при-клад-ное искусство, литературу, по-ли-гра-фическое искусство, фо-то-гра-фию; тен-ден-ции конструктивизма про-яви-лись и в те-ат-ре, ки-но-ис-кус-ст-ве, му-зы-ке.

Фор-маль-но-ком-по-зиционный язык конструктивизма сло-жил-ся в хо-де аб-ст-ракт-но-гео-мет-рических экс-пе-ри-мен-тов в жи-во-пи-си, гра-фи-ке или объ-ём-ных ком-по-зи-ци-ях и был позд-нее пе-ре-не-сён его твор-ца-ми в сфе-ру ди-зай-на, где об-раз ве-щи ото-бра-жал гра-фи-че-скую или объ-ём-ную кон-ст-рук-цию. Сти-ле-вые за-ко-но-мер-но-сти конструктивизма оп-ре-де-ля-лись кон-крет-ным ма-те-риа-лом той или иной об-лас-ти твор-че-ст-ва. В ди-зай-не и ар-хи-тек-ту-ре под-чёр-ки-ва-лись пря-мо-уголь-ный кар-кас и вы-чле-не-ние объ-ё-мов, свя-зан-ных с различными функ-ция-ми, так-же все-воз-мож-ные тех-нич. де-та-ли.

Конструктивизм в гра-фическом искусстве ха-рак-те-ри-зо-вал-ся пре-дель-ной гео-мет-ри-за-ци-ей струк-ту-ры стра-ни-цы, под-чи-не-ни-ем ком-по-зи-ции пря-мо-уголь-ным рит-мам мо-дуль-ной сет-ки, ши-ро-ким при-ме-не-ни-ем эле-мен-тов на-бор-ной гра-фи-ки - шриф-тов, ак-ци-ден-ций, ли-не-ек. В ки-но с конструктивизмом бы-ли свя-за-ны прин-цип мон-та-жа и пре-об-ла-да-ние до-ку-мен-таль-ных кад-ров над иг-ро-вы-ми; в фо-то-гра-фии - гео-мет-ри-за-ция ком-по-зи-ции, на-ро-чи-тая съём-ка в ра-кур-сах при силь-ном про-стран-ст-вен-ном со-кра-ще-нии объ-ек-тов. Вме-сте с тем конструктивизмом об-ла-дал оп-ре-де-лён-ной сти-ли-стическую цель-но-стью бла-го-да-ря по-вто-ре-нию не-ко-то-рых ус-той-чи-вых ар-хе-ти-пических схем, об-щих для различных ви-дов ис-кусств: про-стое пе-ре-се-че-ние эле-мен-тов под пря-мым уг-лом (кре-сто-об-раз-ная схе-ма), при мно-го-крат-ном по-вто-ре-нии даю-щее про-стран-ст-вен-ную или гра-фическую ре-шёт-ку; зиг-за-го-об-раз-ная ли-ния и диа-го-наль-ная схе-ма; ис-поль-зо-ва-ние не-сколь-ких наи-бо-лее час-то встре-чаю-щих-ся приё-мов сим-мет-рии (зер-каль-ной, по-во-рот-ной, пе-ре-но-са). Ста-биль-ной бы-ла и цве-то-вая гам-ма конструктивизма: чёр-ный, крас-ный, бе-лый, се-рый с до-бав-ле-ни-ем не-боль-шо-го ко-ли-че-ст-ва основных цве-тов (си-не-го и жёл-то-го). Фор-маль-но-ху-дожественые приё-мы конструктивизма от-час-ти сбли-жа-ют-ся с су-пре-ма-тиз-мом К.С. Ма-ле-ви-ча , од-на-ко конструктивизму свой-ст-вен-ны пре-ж-де все-го вы-яв-ле-ние кар-ка-са и жё-ст-кой гео-мет-рич. струк-ту-ры по-строе-ний, пре-об-ла-да-ние ли-ней-ных эле-мен-тов, соз-да-ние ком-по-зи-ций, имею-щих яр-ко вы-ра-жен-ное внутренее про-стран-ст-во.

За-ро-ж-де-ние ху-дожественного язы-ка и творческих кон-цеп-ции конструктивизма в изо-бра-зи-тель-ном ис-кус-ст-ве про-ис-хо-ди-ло в 1914-1922 годы в хо-де эво-лю-ции русского аван-гар-да от ку-биз-ма и фу-ту-риз-ма к аб-ст-рак-цио-низ-му. Вме-сто тра-диционных тех-ник жи-во-пи-си и скульп-ту-ры В.Е. Тат-лин вво-дит в «контр-рель-е-фах» (1914-1915 годы) прин-цип «ма-те-ри-аль-но-го под-бо-ра», сбор-ку ком-по-зи-ций из раз-но-род-ных эле-мен-тов и ма-те-риа-лов (про-во-ло-ка, стек-ло, жесть, де-ре-во, обои), под-чёр-ки-вая фак-тур-ные и про-стран-ст-вен-ные ха-рак-те-ри-сти-ки. Мо-дель Тат-ли-на «Па-мят-ник III Ин-тер-на-цио-на-лу» (1919-1920 годы) ста-ла сим-во-лом конструктивизма бла-го-да-ря под-роб-ной функ-цио-наль-ной про-ра-бот-ке (рас-чле-не-ние об-ществ. зда-ния на отдельные объ-ё-мы, обыг-ры-ва-ние эле-мен-тов ди-на-ми-ки и ин-фор-ма-ции) и от-кры-той кар-кас-ной ос-но-ве (по ти-пу инжинерно-тех-нических кон-ст-рук-ций). В 1919-1920 годы А.А. Вес-нин (см. Веснины), Л.С. По-по-ва, А.М. Род-чен-ко соз-да-ва-ли аб-ст-ракт-ные жи-во-пис-ные и гра-фические про-из-ве-де-ния, на-зы-вая их «кон-ст-рук-ция-ми» (Род-чен-ко), «жи-во-пис-ной ар-хи-тек-то-ни-кой» (По-по-ва); од-на-ко ре-шаю-щим бы-ло по-яв-ле-ние про-стран-ст-вен-ных кон-ст-рук-ций. В жи-во-пи-си изо-бра-же-ния пред-ме-тов аб-ст-ра-ги-ро-ва-лись, за-ме-ня-лись ком-би-на-ция-ми гео-мет-рич. форм, плос-ко-стей, ли-ний, то-чек, цве-та и фак-ту-ры.

На-учным цен-тром конструктивизма 1920-х годов был Ин-сти-тут ху-до-же-ст-вен-ной куль-ту-ры (Ин-хук) в Мо-ск-ве, где под руководством В.В. Кан-дин-ско-го изу-ча-лись про-бле-мы син-те-за искусств, за-ко-но-мер-но-сти зри-тель-но-го вос-при-ятия цве-та, рит-ма, форм. Сам тер-мин «конструктивизм» впер-вые упо-ми-на-ет-ся в про-грам-мах Пер-вой ра-бо-чей груп-пы кон-струк-ти-ви-стов, соз-дан-ной в Мо-ск-ве в декабре 1920 гоад А.М. Род-чен-ко, В.Ф. Сте-па-но-вой и А.М. Га-ном (позд-нее к ним при-сое-дини-лись братья В.А. и Г.А. Стен-бер-ги, К.К. Ме-ду-нец-кий и К.В. Ио-ган-сон) и во-шед-шей в со-став Ин-ху-ка в мар-те 1921 года. Пер-вый этап за-вер-шил-ся в 1921 году вы-став-ка-ми «5×5=25» (А.А. Вес-нин, Л.С. По-по-ва, Род-чен-ко, Сте-па-но-ва, А.А. Экс-тер; за-яв-ле-ние уча-ст-ни-ков о за-вер-ше-нии ла-бо-ра-тор-но-го эта-па и пе-ре-хо-де к ути-ли-тар-но-му твор-че-ст-ву) и Об-ще-ст-ва мо-ло-дых ху-дож-ни-ков. Пред-став-лен-ные на них аб-ст-ракт-ные про-стран-ст-вен-ные кон-ст-рук-ции под-го-тав-ли-ва-ли изо-бре-те-ние ми-ни-маль-ных ван-то-во-стерж-не-вых сис-тем (Ио-ган-сон), ино-гда обыг-ры-ва-ли идею мос-то-вых ферм (братья Стен-бер-ги), ис-поль-зо-ва-ли прин-цип ре-ди-мейд (ком-по-зи-ции из сва-рен-ных тех-нических де-та-лей Ме-ду-нец-ко-го), пе-ре-во-ди-ли ло-ги-ку струк-тур-но-го гео-мет-рич. по-строе-ния в про-стран-ст-во (Род-чен-ко); всех их объ-е-ди-нял прин-цип «ин-же-не-риз-ма» как ак-ту-аль-ной те-мы ис-кус-ст-ва: ху-дожественная дея-тель-ность долж-на бы-ла пе-ре-рас-ти в ин-тел-лек-ту-аль-ное про-из-вод-ст-во. Об-щий итог вы-ра-жен в кни-гах «Кон-струк-ти-визм» А.М. Га-на (1922 год) и «От моль-бер-та - к ма-ши-не» Н.М. Та-ра-бу-ки-на (1923 год). Впер-вые конструктивизм как еди-ная плат-фор-ма ви-зу-аль-ных ис-кусств зая-вил о се-бе в журнале «Ки-но-фот» (1922 год).

Ран-ний констрктивизм от-ли-чал-ся аги-та-ци-он-но-офор-ми-тель-ской на-прав-лен-но-стью: се-рия про-ек-тов «Ра-дио-ора-то-ров» Г.Г. Клу-ци-са (1922 год), ос-но-ван-ных на сбор-но-раз-бор-ных ван-то-во-стерж-не-вых кон-ст-рук-ци-ях, при-ме-не-ние мон-та-жа для ак-ти-ви-за-ции вос-при-ятия в до-ку-мен-таль-ном и иг-ро-вом ки-не-ма-то-гра-фе (Д. Вер-тов, Э.И. Шуб, Л.В. Ку-ле-шов). Бла-го-да-ря из-да-нию в Бер-ли-не в 1922 году но-ва-тор-ско-го по кон-ст-рук-ции и ти-по-гра-фи-ке журнал «Вещь» Л.М. Ли-сиц-ким и И.Г. Эрен-бур-гом тер-мин «конструктивизм», а так-же ха-рак-тер-ные про-из-ве-де-ния и име-на ху-дож-ни-ков ста-но-вят-ся из-вест-ны-ми и на За-па-де.

Сле-дую-щий этап конструктивизма (1922-1929 годы) свя-зан с реа-ли-за-ци-ей его идей в пред-мет-ной сре-де, в ди-зай-не и ар-хи-тек-ту-ре, с со-зда-ни-ем «шко-лы кон-ст-рук-ти-виз-ма». На про-из-водств. фа-куль-те-тах Вху-те-ма-са - Вху-теи-на учи-ли ра-цио-наль-ным ме-то-дам про-ек-ти-ро-ва-ния функ-цио-наль-ных из-де-лий для мас-со-во-го про-из-вод-ст-ва; про-ек-ти-ро-ва-ли не про-сто ме-бель, ки-ос-ки, ут-варь, а сбор-но-раз-бор-ные ве-щи-ап-па-ра-ты с раз-но-об-раз-ной ки-не-ма-ти-кой и фор-мой, от-кро-вен-но по-ка-зы-вав-шей прин-цип их уст-рой-ст-ва. В про-ек-тах осо-бен-но це-ни-лась фор-маль-но-ком-по-зиц. и тех-нич. изо-бре-та-тель-ность, час-то ак-цен-ти-ро-ва-лись имен-но тех-нические де-та-ли: пру-жи-ны, ры-ча-ги, ру-ко-ят-ки, за-жи-мы, фик-са-то-ры и т. п. Пред-мет-ная сре-да рас-смат-ри-ва-лась как ин-ст-ру-мент фор-ми-ро-ва-ния со-циа-ли-стический об-раза жиз-ни, искусство - как сред-ст-во аги-та-ции и жиз-не-строе-ния. «Кон-ст-рук-ти-визм дол-жен стать выс-шей фор-маль-ной ин-же-не-ри-ей всей жиз-ни», - про-воз-гла-ша-ет-ся в 1-м но-ме-ре ж. «ЛЕФ» (1923 год), из-да-вав-ше-го-ся литературно-ху-дожественной груп-пой «Ле-вый фронт ис-кусств». Ещё бо-лее ост-ро со-ци-аль-ная на-прав-лен-ность про-из-водств. иск-ва про-зву-ча-ла в 1928 году в дек-ла-ра-ции объ-е-ди-не-ния «Ок-тябрь» (П.И. Но-виц-кий), ку-да во-шли ар-хи-тек-то-ры и ху-дож-ни-ки (А.А. и В.А. Вес-ни-ны, М.Я. Гинз-бург, Г.Г. Клу-цис, С.Я. Сень-кин, А.М. Род-чен-ко, В.Ф. Сте-па-но-ва), а так-же ки-но-ре-жис-сё-ры (С.М. Эй-зен-штейн и Э.И. Шуб).

Фор-маль-но-сти-ли-стические ос-но-вы конструктивизма в современной ар-хи-тек-ту-ре за-ло-жи-ли про-ек-ты А.А. и В.А. Вес-ни-ных первой половины 1920-х годов; пер-вой ве-хой стал кон-курс-ный про-ект Двор-ца тру-да в Мо-ск-ве (1922-1923 годы). Сим-во-лом ар-хитектурного конструктивихма явил-ся про-ект ми-ниа-тюр-но-го по сво-им га-ба-ри-там зда-ния газеты «Ле-нин-град-ская прав-да» (1924 год) - ар-ти-стич-но изо-бра-жён-ное, лёг-кое по про-пор-ци-ям зда-ние с за-стек-лён-ным фа-са-дом (на ко-то-ром вве-де-на ин-фор-мационная гра-фи-ка), про-зрач-ные лиф-то-вые шах-ты. Ар-хитектурый об-раз ро-ж-дал-ся из пе-ре-ос-мыс-лен-но-го аб-ст-ракт-но-гео-мет-рич. на-ча-ла, ос-но-вы-ва-ясь на кон-тра-ст-ном со-че-та-нии объ-ё-мов и их про-пор-ций.

Во второй половине 1920-х годов ар-хи-тек-ту-ре уде-ля-ет-ся осо-бое вни-ма-ние. В декабре 1925 года ар-хи-тек-то-ры А.К. Бу-ров, Г.Г. Вег-ман, А.А. Вес-нин, В.Н. Вла-ди-ми-ров, М.Я. Гинз-бург, И.А. Го-ло-сов (см. Го-ло-со-вы), Я.А. Корн-фельд, П.А. Кра-силь-ни-ков и др. со-здают Об-ще-ст-во со-вре-мен-ных ар-хи-тек-то-ров (ОСА) в Мо-ск-ве, из-да-вав-шее в 1926-1930 годы журал «Со-вре-мен-ная ар-хи-тек-ту-ра». В ОСА во-шли так-же Г.Б. Бар-хин, М.О. Барщ, А.М. Ган, И.И. Ле-о-ни-дов; воз-ник-ли от-де-ле-ния в Ле-нин-гра-де, Ба-ку, Том-ске, Харь-ко-ве, Кие-ве, Одес-се, Ка-за-ни, Сверд-лов-ске. Ар-хи-тек-ту-ра конструктивизма - это, как пра-ви-ло, слож-ный план, вы-яв-ле-ние на фа-са-де кон-ст-рук-тив-ной ос-но-вы зда-ния, функ-цио-наль-ный под-ход к бло-ки-ров-ке и зо-ни-ро-ва-нию про-странств. Ар-хи-тек-то-ры раз-ра-ба-ты-ва-ли про-ек-ты но-вых в со-ци-аль-ном от-но-ше-нии ти-пов зда-ний: ра-бо-чие клу-бы (клуб им. С.М. Зуе-ва в Мо-ск-ве, 1927-1929 годы, арх. И.А. Го-ло-сов), ком-му-наль-ные до-ма (дом-ком-му-на на ул. Ор-джони-кид-зе в Мо-ск-ве, 1928-1930 годы, И.С. Ни-ко-ла-ев), промышленные объ-ек-ты (ком-плекс Днеп-ро-гэ-са, 1927-1932 годы, В.А. Веснин и др.). В до-ме Нар-ком-фи-на в Мо-ск-ве (ар-хи-тек-то-ры М.Я. Гинз-бург , один из ли-де-ров те-че-ния, и И.Ф. Ми-ли-нис) на-шли от-ра-же-ние прин-ци-пы совр. ар-хи-тек-ту-ры, близ-кие ра-бо-там Ле Кор-бю-зье это-го же вре-ме-ни: сво-бод-ная тер-ри-то-рия (дом на опо-рах), ис-поль-зуе-мая кры-ша, лен-точ-ные ок-на, двух-уров-не-вые жи-лые по-ме-ще-ния.

В сфе-ре те-ат-раль-но-го ис-кус-ст-ва в ка-че-ст-ве до-ми-ни-рую-ще-го был вы-дви-нут прин-цип «мас-со-во-го дей-ст-вия». «Био-ме-ха-ни-ка» В.Э. Мей-ер-холь-да - ра-цио-наль-ная сис-те-ма дви-же-ний ак-тё-ра для вы-ра-же-ния эмо-ций - ста-ла про-яв-ле-ни-ем конструктивизма в ре-жис-су-ре и те-ат-раль-ной пе-да-го-ги-ке. Ди-на-ми-че-ская, час-то мно-го-ярус-ная сце-нич. ус-та-нов-ка вме-сто де-ко-ра-ции и зад-ни-ка по-зво-ля-ла ак-тё-ру про-явить его трю-ко-вые спо-соб-но-сти, ки-не-ма-ти-ку жес-тов и поз, а так-же да-ва-ла воз-мож-ность вы-не-сти зре-ли-ще на ули-цы и пло-ща-ди. Те-ат-раль-ный конструктивизм наи-бо-лее яр-ко про-явил-ся в сце-но-гра-фии спек-так-лей начала 1920-х годов: «Ве-ли-ко-душ-ный ро-го-но-сец» Ф. Кром-ме-лин-ка (Л.С. Попова) и «Смерть Та-рел-ки-на» А.В. Су-хо-во-Ко-бы-ли-на (В.Ф. Сте-па-но-ва) в те-ат-ре Мей-ер-холь-да (оба 1922 году); «Фед-ра» Ж. Ра-си-на (1922 год) и «Че-ло-век, ко-то-рый был Чет-вер-гом» по Г. Чес-тер-то-ну (1923 год) в Ка-мер-ном те-ат-ре (оба - А.А. Вес-нин); «Озе-ро Люль» А.М. Фай-ко в Те-ат-ре Ре-во-лю-ции (1923 год, В.А. Шес-та-ков); в эс-ки-зах кос-тю-мов А.А. Экс-тер к ба-лет-ным по-ста-нов-кам К.Я. Го-лей-зов-ско-го (все - в Мо-ск-ве). О влия-нии идей конструктивизма сви-де-тель-ст-ву-ет ха-рак-тер-ный на-бор эле-мен-тов сце-но-гра-фии: пан-ду-сы и ле-ст-ни-цы; дви-жу-щие-ся ва-го-нет-ки, тро-ту-ар, со-фи-ты и фо-на-ри; ком-би-на-ции лиф-тов; вра-щаю-щий-ся подъ-ём-ный кран; све-то-вая рек-ла-ма и т. д. Те-ат-раль-ный кос-тюм соз-да-вал-ся как ва-ри-ант по-все-днев-ной функ-цио-наль-ной ра-бо-чей оде-ж-ды или как про-зо-де-ж-да (про-из-водственая оде-ж-да) ак-тё-ров.

От те-ат-раль-но-го конструктивизма не-от-де-лим му-зы-каль-ный конструктивизм, ко-то-рый про-явил се-бя преж-де все-го как стиль сце-нической му-зы-ки. Кон-ст-рук-ти-ви-ст-ские и ур-ба-ни-стические ба-ле-ты пи-са-ли С.С. Про-кофь-ев («Сталь-ной скок», 1927 год), А.В. Мо-со-лов [сюи-та из му-зы-ки не-осу-ще-ст-в-лён-но-го ба-ле-та «Сталь» (1927 год) вклю-ча-ет сим-фо-нический эпи-зод «За-вод (му-зы-ка ма-шин)»]. Те-ат-раль-ная из-об-ра-зи-тель-ность ур-ба-ни-сти-че-ско-го и кон-ст-рук-ти-ви-ст-ско-го тол-ка по-лу-чи-ла раз-ви-тие в фортепианной му-зы-ке (пье-са «Рель-сы» В.М. Де-ше-во-ва, 1927 год). Бо-лее тра-ди-ци-он-ный по язы-ку ба-лет «Болт» Д.Д. Шо-ста-ко-ви-ча (1931 год) - дань советской ин-ду-ст-ри-аль-ной те-ма-ти-ке и од-но-вре-мен-но остро-ум-ная са-ти-ра на неё.

Но-ва-тор-ские про-из-ве-де-ния конструктивизма в по-ли-гра-фии бы-ли соз-да-ны А.М. Род-чен-ко, Г.Г. Клу-ци-сом, Л.С. По-по-вой, В.Ф. Сте-па-но-вой, А.М. Ла-вин-ским, М.З. Ле-ви-ным и др. Об-лож-ки из-да-ний от-ли-ча-ли пла-кат-ность, максимальное за-пол-не-ние фор-ма-та шриф-том и ак-ци-ден-ци-ей, вы-чер-чен-ный вруч-ную бру-ско-вый шрифт, вве-де-ние фо-то-мон-та-жа и фо-то-гра-фии вме-сто ри-со-ван-ной гра-фи-ки, час-тое при-ме-не-ние эле-мен-тов, ак-цен-ти-ро-вав-ших вни-ма-ние (стрел-ки, вос-кли-ца-тель-ные зна-ки, пря-мо-уголь-ные плаш-ки и т. п.). Книж-ные ки-ос-ки про-ек-ти-ро-ва-лись как мно-го-функ-цио-наль-ные, час-то склад-ные со-ору-же-ния (Род-чен-ко, Ла-вин-ский, А.М. Ган). Груп-па ху-дож-ни-ков-кон-ст-рук-ти-ви-стов ра-бо-та-ла над рек-ла-мой Мос-сельп-ро-ма, ГУМа, Ре-зи-нот-ре-ста, Мос-по-ли-гра-фа и других государственных фирм, тек-сты к ко-то-рой пи-сал В.В. Ма-я-ков-ский. Об-лик Мо-ск-вы из-ме-нил-ся бла-го-да-ря яр-кой рек-ла-ме то-ва-ров, за-по-ми-наю-щим-ся ки-но-пла-ка-там братья В.А. и Г.А. Стен-бер-гов, Н.П. Пру-са-ко-ва, С.В. Се-мё-но-ва.

В ли-те-ра-ту-ре конструктивизма сло-жил-ся в 1923 году; в 1924 году офор-мил-ся Литературный центр кон-ст-рук-ти-ви-стов (ЛЦК) (И.Л. Сель-вин-ский, В.М. Ин-бер, В.А. Лу-гов-ской, Б.Н. Ага-пов, А.Н. Чи-че-рин и др.). Тео-ре-ти-ка-ми литературного конструктивизма ста-ли кри-тик К.Л. Зе-лин-ский, а так-же сти-хо-вед и по-эт А.П. Квят-ковский (впро-чем, тео-ре-ти-зи-ро-вать был скло-нен и гла-ва груп-пы Сель-вин-ский). Бы-ли из-да-ны кол-лек-тив-ные сборники: «Ме-на всех» (1924 год), «Гос-план ли-те-ра-ту-ры» (1925 год), «Биз-нес» (1929 год). По-доб-но фу-ту-ри-стам-ле-фов-цам, кон-ст-рук-ти-ви-сты стре-ми-лись ото-бра-жать реа-лии современной жиз-ни, экс-пе-ри-мен-ти-ро-ва-ли с за-умью (Чи-че-рин), диа-лек-тиз-ма-ми и жар-го-низ-ма-ми, вне-дря-ли прин-цип «кон-ст-рук-тив-но-го рас-пре-де-ле-ния ма-те-риа-ла», «гру-зи-фи-ка-ции сло-ва» (по су-ти, под-ра-зу-ме-вал-ся ла-ко-низм) и да-же (ис-хо-дя из по-ни-ма-ния сти-хотв. про-из-ве-де-ния как зву-ча-щей ре-чи, уст-но ис-пол-няе-мо-го тек-ста) осо-бый тип сти-ха - «па-уз-ник» или так-то-вик. Сель-вин-ский в ран-них сти-хах да-же обо-зна-чал специальным знач-ком мес-та, где дек-ла-ма-тор дол-жен для со-блю-де-ния так-то-ви-ка де-лать пау-зы. В 1930 году груп-па литературный конструктивизм са-мо-рас-пус-ти-лась.

Рус-ский конструктивизм как на-прав-ле-ние в ар-хи-тек-ту-ре, ди-зай-не ме-бе-ли и ин-терь-е-ра, так-же тек-сти-ля и оде-ж-ды был пред-став-лен на Ме-ж-ду-нар. вы-став-ке де-ко-ра-тив-ных ис-кусств и ху-дожественной промышленности 1925 года в Па-ри-же (по про-ек-ту К.С. Мель-ни-кова воз-ве-дён вы-ста-воч-ный па-виль-он). Про-ект «Ра-бо-че-го клу-ба» А.М. Род-чен-ко (мно-го-функ-цио-наль-ное про-стран-ст-во с транс-фор-ми-рую-щим-ся обо-ру-до-ва-ни-ем) стал, воз-мож-но, наи-бо-лее пол-ным вы-ра-же-ни-ем кон-ст-рук-ти-ви-ст-ской ме-то-до-ло-гии. Вы-пу-щен-ный на 1-й сит-це-на-бив-ной фабрике в Мо-ск-ве тек-стиль по гео-мет-ри-зованным ри-сун-кам Л.С. По-по-вой и В.Ф. Сте-пано-вой и их же мо-де-ли оде-ж-ды оп-ре-де-ли-ли пер-вую советскую мо-ду, ос-но-ван-ную на прин-ци-пах гра-фического ми-ни-ма-лиз-ма. Конструктивизм дик-то-вал уп-ро-щён-ность форм, кон-траст цве-то-вых и фак-тур-ных со-че-та-ний в спор-тив-ной оде-ж-де, об-на-же-ние кон-ст-рук-ции кроя, под-чёр-ки-ва-ние функ-цио-наль-ных и тех-нических де-та-лей (кар-ма-нов, рем-ней, за-стё-жек) в про-зо-де-ж-де (А.А. Экстер и др.). Про-ек-ты мо-дель-еров опи-ра-лись на фор-маль-но-гео-мет-рические струк-тур-ные по-строе-ния; Н.П. Ла-ма-но-ва раз-ра-бо-та-ла сис-те-му по-строе-ния кос-тю-ма по плос-ко-стям и рас-кроя по пря-мо-уголь-ной схе-ме.

Позд-ний конструктивизм конца 1920-х - начала 1930-х годов от-ли-чал-ся бо-лее тон-кой про-ра-бот-кой про-пор-цио-наль-ных со-от-но-ше-ний, по-яв-ле-ни-ем скруг-ле-ний, рас-ши-ре-ни-ем па-лит-ры ма-те-риа-лов. В гра-фическом ди-зай-не боль-ше вни-ма-ния уде-ля-ли чис-то функ-цио-наль-ным во-про-сам удоб-ст-ва вос-при-ятия ин-фор-ма-ции. Не-смот-ря на сти-ле-вой пе-ре-лом, обо-зна-чив-ший-ся по окон-ча-нии 1-й пя-ти-лет-ки (1932 год), про-воз-гла-ше-ние со-циа-ли-сти-че-ско-го реа-лиз-ма, кон-троль партийных ор-га-нов за раз-ви-ти-ем куль-ту-ры, рез-ко от-ри-ца-тель-ное от-но-ше-ние ху-дожественной кри-ти-ки и творческой ор-га-ни-за-ций, идеи конструктивизма при-сут-ст-во-ва-ли в той или иной фор-ме в функ-цио-наль-ных под-хо-дах ди-зай-не-ров 1930-х годов, в сти-ле-вом пре-об-ла-да-нии пря-мо-уголь-ных кар-кас-ных форм в ар-хи-тек-ту-ре и тех-ни-ке, в со-хра-не-нии мо-дуль-ной сет-ки в по-ли-гра-фии и при-ме-не-нии фо-то-мон-та-жа, ис-поль-зо-вав-ше-го-ся в ка-че-ст-ве ви-зу-аль-но-го про-па-ган-ди-ст-ско-го ору-жия. Пе-ри-од начала 1930-х годов мо-жет быть обо-зна-чен в ар-хи-тек-ту-ре как «по-сткон-ст-рук-ти-визм» (тер-мин С.О. Хан-Ма-го-ме-до-ва): уп-ро-щён-ные ва-ри-ан-ты ис-поль-зо-ва-ния гео-мет-ри-зованноо ар-хитектурного ор-де-ра, рабо-ты И.А. Го-ло-со-ва и кон-цеп-ция «про-ле-тар-ской клас-си-ки» И.А. Фо-ми-на.

Конструктивизм мож-но счи-тать ран-ней русской вер-си-ей функ-цио-на-лиз-ма с той лишь раз-ни-цей, что в нём бо-лее ве-со-ма и по-сто-ян-на чис-то эс-те-тическая со-став-ляю-щая. Как ху-дожественная идея конструктивизм воз-ро-дил-ся в Рос-сии в 1960-е годы не толь-ко в ли-шён-ном ук-ра-ше-ний ди-зайн-сти-ле и тер-ми-не «ху-дож-ник-кон-струк-тор» (ди-зай-нер), но и в ки-не-ти-ческом ис-кус-ст-ве. Кон-ст-рук-ти-ви-ст-ская идея струк-тур-но-гео-мет-рич. пре-об-ра-зо-ва-ний со-хра-ни-лась в опы-тах ху-дож-ни-ков, стро-ив-ших свои ком-по-зи-ции на ос-но-ве транс-фор-ма-ций плос-ко-го лис-та. За-ло-жен-ные конструктивизмом прин-ци-пы ува-жи-тель-но-го от-но-ше-ния ху-дож-ни-ка к вы-ра-зи-тель-но-сти ма-те-риа-ла, яс-но-сти струк-ту-ры ве-щи, её де-мо-кра-тич-но-сти по-ны-не со-хра-ня-ют зна-че-ние в мо-де, гра-фическом ди-зай-не, про-ек-ти-ро-ва-нии сре-ды.

Конструктивизм как ме-ж-ду-на-род-ное яв-ле-ние сфор-ми-ро-вал-ся к 1922 году под влия-ни-ем творческих экс-пе-ри-мен-тов русского аван-гар-да. Раз-ви-вал-ся пре-имущественно в Гер-ма-нии (М. Бур-хартс, Л. Мо-хой-Надь, Г. Рих-тер, Я. Чи-хольд и др.) при уча-стии член ни-дерландской груп-пы «Де Стейл» Т. ван Дус-бур-га, ока-зал зна-чит. влия-ние на фор-ми-ро-ва-ние эс-те-ти-ки Бау-хау-за; так-же в Че-хо-сло-ва-кии, Поль-ше, Венг-рии. Им-пуль-сом к воз-ник-но-ве-нию это-го яв-ле-ния стал Ме-ж-ду-народный кон-гресс про-грес-сив-ных ху-дож-ни-ков в Дюс-сель-дор-фе в 1922 году и его кон-ст-рукти-ви-ст-ская сек-ция, ор-га-ни-зо-ван-ная ван Дус-бур-гом (пред-став-ляв-шим журнал «Де Стейл»), Г. Рих-те-ром (за-яв-ля-лось, что он вы-сту-па-ет от кон-ст-рук-ти-ви-ст-ских групп Ру-мы-нии, Скан-ди-на-вии, Гер-ма-нии) и Л.М. Ли-сиц-ким (от журнала «Вещь», вы-хо-див-ше-го на трёх язы-ках). По-сле пуб-ли-ка-ции дек-ла-ра-ции в журнал «Де Стейл» груп-па из-да-ла «Ма-ни-фест ме-ж-ду-народного кон-ст-рук-ти-виз-ма», ко-то-рый так-же под-пи-са-ли К. Ма-ес от Бель-гии, ху-дож-ник и фо-то-граф М. Бур-хартс от Гер-ма-нии, став-шей в 1920-е годы цен-тром меж-ду-народного конструктивизма. Имен-но здесь эс-те-ти-ку «чис-тых форм» про-па-ган-ди-ро-ва-ли Т. ван Дус-бург и дея-те-ли Бау-хау-за, а в 1921-1925 годы жил и ра-бо-тал Ли-сиц-кий, зна-ко-мив-ший ев-ропейскую пуб-ли-ку с русским аван-гар-диз-мом, в т. ч. и в хо-де 1-й русской ху-дожественной вы-став-ки в Бер-ли-не (1922 год).

Конструктивизм на За-па-де, так же как и в Рос-сии, на-хо-дил-ся под влия-ни-ем про-грес-сив-ных на-учно-тех-нических и со-ци-аль-ных идей, од-на-ко в нём взаи-мо-дей-ст-во-ва-ли две тен-ден-ции - искусство гео-мет-рические аб-ст-рак-ции и ути-ли-тар-ное (при-клад-ное) твор-че-ст-во. На про-тя-жении 1920-х годов ху-дожественными экс-пе-ри-мен-та-ми в об-лас-ти про-стран-ст-вен-но-го фор-мо-об-ра-зо-ва-ния за-ни-ма-лись Н. Га-бо и А. Певз-нер (кон-ст-рук-ции и рель-е-фы), Л.М. Ли-сиц-кий («про-уны»), К. Коб-ро (аб-ст-ракт-ные скульп-тур-ные ком-по-зи-ции). Ли-ния ути-ли-тар-но-го твор-че-ст-ва смы-ка-лась с ди-зай-ном и ди-зайн-пе-да-го-ги-кой. Объ-е-ди-нял в сво-ём твор-че-ст-ве обе тен-ден-ции ра-бо-тав-ший в Бау-хау-зе венгерский художник Л. Мо-хой-Надь, за-ни-мав-ший-ся све-то-вым фор-мо-об-ра-зо-ва-ни-ем, по-строе-ни-ем рит-ми-зи-рованных струк-тур в гра-фи-ке, жи-во-пи-си и скульп-ту-ре. С точ-ки зре-ния ху-дожественного язы-ка ев-ропейский конструктивизм пред-став-лял со-бой ком-би-на-цию пло-ско-ст-но-го гео-мет-рического ми-ни-ма-лиз-ма груп-пы «Де Стейл», струк-тур-но-гео-мет-рического под-хо-да и пла-ни-мет-рического язы-ка «про-унов» Ли-сиц-ко-го. Так же как и русские кон-ст-рук-ти-ви-сты, А. Штан-ков-ски (Гер-ма-ния) вво-дил язык гео-мет-рической аб-ст-рак-ции в свой гра-фический ди-зайн и экс-пе-риментальную фо-то-гра-фию.

Конструктивизм ока-зал-ся ком-мер-че-ски ус-пеш-ным сти-лем в при-клад-ной гра-фи-ке. Ре-во-лю-цию в ев-ропейской по-ли-гра-фии со-вер-шил немецкий ди-зай-нер Я. Чи-хольд, соз-дав-ший тео-рию сво-бод-но-го об-ра-ще-ния со шриф-том и с ком-по-зи-ци-ей пе-чат-но-го лис-та; он по-вли-ял на ряд российских ху-дож-ни-ков кни-ги 1920-х годов (Н.В. Иль-ин, С.Б. Те-лин-га-тер, Н.А. Се-дель-ни-ков). В книге «Но-вая ти-по-гра-фи-ка» («Die Neue Typogra-phie», 1928 год) Чи-хольд про-па-ган-ди-ро-вал при-ё-мы современной вёр-ст-ки - асим-мет-рич-ную ком-по-зи-цию стра-ни-цы, от-каз от аб-зац-ных от-сту-пов и т. д. За-ни-маясь офор-мле-ни-ем книг и жур-на-лов, Дж. Харт-филд со-еди-нил тра-ди-ции да-даи-ст-ско-го кол-ла-жа и кон-ст-рук-ти-ви-ст-ско-го фо-то-мон-та-жа.

В Че-хо-сло-ва-кии дви-же-ние «Де-вет-сил» («Devĕtsil», 1920-1931 годы; Я. Крей-цар, К. Тей-ге, Я. Фун-ке), со-че-тав-шее об-раз-ность сюр-реа-лиз-ма и кон-ст-рук-ти-ви-ст-скую ла-пи-дар-ность форм, объ-е-ди-ня-ло пред-ста-ви-те-лей разл. ви-дов ис-кусств. В Поль-ше В. Стше-минь-ский (Стрже-мин-ский), Т. Цар-но-вер, К. Коб-ро и Х. Ста-жев-ский бы-ли клю-че-вы-ми фи-гу-ра-ми в груп-пе, объ-е-ди-нив-шей-ся во-круг журнала «Blok» (1924-1926 годы). Про-бле-мы искусства объ-яв-ля-лись не-раз-дель-ны-ми от про-блем об-ще-ст-ва при со-хра-не-нии прин-ци-па «не-за-ин-те-ре-со-ван-но-сти» и сво-бо-ды твор-че-ст-ва. При этом од-ни мас-те-ра про-воз-гла-ша-ли основной за-да-чей ути-ли-та-ризм в ду-хе русских кон-ст-рук-ти-ви-стов (М. Щу-ка и Цар-но-вер - ар-хи-тек-ту-ра, по-ли-графия, фо-то-мон-таж), дру-гие (Коб-ро и Стше-минь-ский) - экс-пе-ри-мент и сис-те-ма-ти-за-цию эле-мен-тов искусства. В Венг-рии в рус-ле конструктивизма ра-бо-та-ли Ш. Борт-ник, А. Ке-мень, Л. Каш-шак, Б. Уиц.

По-сле 1920-х годов конструктивизм труд-но вы-де-лить сре-ди об-ще-го те-че-ния аб-ст-ракт-но-го искусства. В Па-ри-же ра-бо-та-ли Н. Га-бо и ни-дерл. мас-тер С. До-ме-ла; здесь в 1930 году Т. ван Дус-бург соз-дал объ-е-ди-не-ние «Кон-крет-ное ис-кус-ст-во», по-ни-мая под ним не-фи-гу-ра-тив-ное твор-че-ст-во, ос-но-ван-ное на воз-дей-ст-вии эле-мен-тар-ных ми-ни-ма-ли-ст-ских ком-по-зи-ций. В 1930-1940-е годы цен-тром ев-ропейского конструктивизма ста-ла Швей-ца-рия. Ещё в конце 1920-х годов несколько швейцарских ху-дож-ни-ков-гра-фи-ков (в т. ч. М. Билль и Т. Баль-мер) учи-лись в Бау-хау-зе у П. Клее и В. В. Кан-дин-ско-го. Билль, про-дол-жая кон-цеп-цию «кон-крет-но-го ис-кус-ст-ва» и за-ни-ма-ясь аб-ст-ракт-ны-ми скульп-ту-ра-ми, про-ек-ти-ро-вал ме-бель на ме-тал-лическом кар-ка-се и рек-ла-му для фир-мы «Wohnbe-darf». Там же за-ро-ж-дал-ся «швей-цар-ский стиль» в гра-фич. ди-зай-не, впо-след-ст-вии став-ший ос-но-вой для фор-ми-ро-ва-ния «ме-ж-ду-на-род-но-го сти-ля». Идеи конструктивизма в сфе-ре ар-хи-тек-ту-ры по-влия-ли на многие те-че-ния по-след-ней тре-ти XX века, в т. ч. на хай-тек и в осо-бен-но-сти на де-кон-ст-рук-ти-визм.

Дополнительная литература:

Ни-ко-нов Вл. Ста-тьи о кон-ст-рук-ти-ви-стах. Уль-я-новск, 1928;

Зе-лин-ский К. По-эзия как смысл. Кни-га о кон-ст-рук-ти-виз-ме. М., 1929;

Rickey G. Constructivism: origins and evolution. N. Y., 1967;

Štraus T. Kassak: ein ungarischer Beitrag zum Konstruktivismus. Köln, 1975;

Rotzler W. Konstruktive Kon-zepte: eine Geschichte der konstruktiven Kunst vom Ku-bismus bis heute. Z., 1977;

Мо-ск-ва - Па-риж. 1900-1930. (Кат. вы-став-ки). М., 1981. Т. 1-2;

Lodder Ch. Russian constructivism. New Ha-ven, 1983;

Constructivism in Poland, 1923 to 1936. (Cat.). Camb., 1984;

Wechsel Wir-kun-gen: Ungarische Avantgarde in der Wei-ma-rer Re-pub-lik. Marburg, 1986;

Švácha R. Sovĕtský kon-struktivismus a česká architektura // Uměni. 1988. № 1;

Art into life. Russian con-struc-ti-vism, 1914-1932. (Cat.). Seattle; N. Y., 1990;

Kon-struk-tivistische Interna-tionale sch ̈opfe-ris-che Arbeitsgemeinschaft, 1922-1927: Utopien für eine europäische Kultur. (Kat.). Stuttg., 1992;

Си-до-ри-на Е.В. Рус-ский кон-ст-рук-ти-визм: ис-то-ки, идеи, прак-ти-ка. М., 1995;

Cooke C. Rus-sian avantgarde: theories of art, architec-ture and the city. L., 1995.

Иллюстрации:

В.Е. Тат-лин. «Си-ний контр-рель-еф». Ок. 1914. Ча-ст-ное со-бра-ние. Архив БРЭ;

Л.М. Ли-сиц-кий. «Ле-нин-ская три-бу-на» (пе-ре-ра-бот-ка про-ек-та три-бу-ны для пло-ща-ди, 1920). 1924. Треть-яков-ская га-ле-рея (Мо-ск-ва). Архив БРЭ;

В.А. и Г.А. Стен-бер-ги. Афи-ша филь-ма «Че-ло-век с ки-но-ап-па-ра-том» Д. Вер-то-ва. 1929. Архив БРЭ;

Л.С. По-по-ва. Проект сце-ни-че-ской кон-ст-рук-циидля спек-так-ля «Ве-ли-ко-душ-ный ро-го-но-сец» по пье-се Ф. Кром-ме-лин-ка (по-ста-нов-ка театра В. Э. Мей-ер-холь-да). 1922. Треть-яков-ская га-ле-рея (Мо-ск-ва). Архив БРЭ;

А.М. Род-чен-ко, В.В. Мая-ков-ский. Рек-лам-ный пла-кат для Рез-ино-тре-ста. 1923. Архив БРЭ;

Зда-ние Гос-тор-га в Мо-ск-ве. 1927. Ар-хи-тек-то-ры М.О. Барщ, Б.М. Ве-ли-ков-ский и др. Фото А. И. Нагаева;

Ин-терь-ер ма-шин-но-го за-ла Днеп-ро-гэ-са. 1927-32. Ар-хи-тек-то-ры В.А. Вес-нин,Н.Я. Кол-ли и др. Архив БРЭ;

А.А. Эк-стер. Про-ек-ты мас-со-во-го ко-стю-ма и проз-одеж-ды. Ок. 1923. Архив БРЭ;

В.Ф. Сте-па-но-ва. Проект ри-сун-ка для тка-ни. 1924-25. Архив БРЭ.

Подробности Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности Опубликовано 11.07.2015 11:54 Просмотров: 4709

Это направление в искусстве считается советским явлением. Оно возникло после Октябрьской революции и развивалось в рамках авангардного пролетарского искусства.

Но никакие проявления искусства не могут ограничиваться рамками одной страны, поэтому термин «конструктивизм» достаточно условен: признаки этого направления можно увидеть в архитектуре функционализма, а в живописи и скульптуре конструктивизм отчётливо виден в произведениях авангардистов. Собственно говоря, конструктивизм и является авангардистским методом – его представители искали новые формы для выражения современных для них идей: новый гармоничный человек должен жить в гармоничном обществе и в благоустроенном городе.

Значение термина

Для осмысления термина «конструктивизм» (лат. cōnstrūctio – составление; строение, структура; соединение, связь) нам подойдёт не прямое его значение, а переносное.
Итак, конструктивный:
1) относящийся к конструкции;
2) перен.: создающий основу для дальнейшей работы, плодотворный, такой, который можно положить в основу чего-нибудь (конструктивное предложение, конструктивное обсуждение и т.д.).
В период после Октябрьской революции в России искусство должно было служить производству, а производство – народу. Конструктивисты считали, что искусство должно сливаться с производством материальных ценностей. Один из теоретиков «производственного искусства» Борис Арватов писал, что «...будут не изображать красивое тело, а воспитывать настоящего живого гармоничного человека; не рисовать лес, а выращивать парки и сады; не украшать стены картинами, а окрашивать эти стены...».
Таким образом, социальной основой конструктивизма стало именно «производственное искусство» с его непосредственным обращением к современным российским реалиям 1920-х годов (эпохи первых пятилеток).

История термина

В 1922 г. А.М. Ган написал книгу «Конструктивизм». Известные в то время скульпторы, графики и живописцы А. Родченко и В. Татлин ещё в 1920 г. назвали себя конструктивистами.

В. Татлин А. Родченко
Кстати, В. Татлин разработал проект памятника, посвящённого III Интернационалу – знаменитая Башня Татлина. Её строительство планировалось осуществить в Петрограде после победы Октябрьской революции 1917 г. Железный грандиозный монумент предназначался для высших органов всемирной рабоче-крестьянской власти (Коминтерна), которые должны были разместиться в 7-этажных вращающихся зданиях. И хотя проект этот реализован не был, Башня стала символом конструктивизма.

Башня Татлина

Проект башни состоял из двух наклонных металлических спиралей, состоящих из расположенных одно над другим зданий различной геометрической формы, гармонично связанных между собой. Здания вращались вокруг своей оси. Нижнее здание имело форму куба и вращалось со скоростью одного оборота в год.

Оно предназначалось для конференций и съездов. Над ним располагалось здание в форме пирамиды, которое вращалось со скоростью один оборот в месяц и предназначалось для исполнительных органов Интернационала. В цилиндре, который вращался со скоростью один оборот в день, должны были размещаться информационные бюро, издательство, типография, телеграф. Четвертый объем был в виде полусферы и вращался со скоростью один оборот в час. Башня задумывалась как символ воссоединения человечества, разделенного при постройке Вавилонской башни. Высота Башни предполагалась в 400 м.
Модель башни Татлина можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве и атриуме МФК «Город Столиц», в Центре Помпиду (Париж) и Музее современного искусства (Стокгольм), в выставочном зале художественного училища К. А. Савицкого в Пензе, в главной столовой Оксфордского университета.

Модель башни венчает современный дом «Патриарх» в Москве, построенный по проекту архитектора С. Б. Ткаченко.

История конструктивизма

Почему конструктивизм в искусстве считается советским явлением? Ведь известно, что Эйфелева башня, символ Парижа, была построена ещё в 1889 г., намного раньше, чем возник термин «конструктивизм»? Она задумывалась как временное сооружение – входная арка парижской Всемирной выставки 1889 г., но сейчас это одна из самых посещаемых достопримечательностей мира. В ней явно присутствуют черты конструктивизма.

Эйфелева башня (Париж)
Очевидно, советским явлением конструктивизм считают по той причине, что проявление его в других странах было всего лишь единичными образцами, а в СССР он стал социально обусловленной основой, производственным искусством. «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства – конструктивизм», - отмечал В. Маяковский.

Братья Веснины

Братья Веснины в детстве с родителями и сестрой

Большой вклад в развитие конструктивизма внесли талантливые архитекторы – братья Леонид, Виктор и Александр Веснины. К этому времени у них уже был опыт в проектировании зданий, в живописи и в оформлении книг. Они стали лидерами нового направления в архитектуре первой половины XX в.
Участвуя в конкурсе проектов здания Дворца Труда в Москве в 1923 г., они получили третью премию.


Проект братьев Весниных
Проект Весниных выделялся не только рациональностью плана и соответствием внешнего облика эстетическим идеалам современности, но и подразумевал использование новейших строительных материалов и конструкций.

Дом Культуры ЗИЛ. Архитекторы – братья Веснины
Одной из крупнейших работ братьев Весниных стало проектирование Дворца культуры Пролетарского района в Москве. Дворец строился в 1931-1937 гг., но осуществлена лишь часть проекта: Т-образная клубная часть с малым зрительным залом на 1200 мест. Не было реализовано отдельно стоящее здание большого зрительного зала. В соответствии с принципами конструктивизма, сооружение отличается строго логичной объёмно-пространственной композицией, удачно соотносятся зрелищные и клубные помещения. Зрительный зал, выходящий на улицу боковых фасадом, соединён с анфиладой помещений для занятий в кружках. Анфилада упирается в зимний сад, в конце правого крыла разместилась библиотека, в конце левого – репетиционный зал.

Библиотека

Над зимним садом был размещён конференц-зал, а выше – обсерватория, купол которой возвышается над плоской кровлей здания. При создании проекта авторы опирались на известные пять принципов Ле Корбюзье: использование опор-столбов вместо массивов стен, свободная планировка, свободное оформление фасада, удлинённые окна, плоская крыша. Объёмы клуба подчёркнуто геометричны и представляют собой вытянутые параллелепипеды, в которые врезаны ризалиты лестничных клеток, цилиндры балконов.

Стилистика конструктивизма присутствует и в композиции фасадов: с внешней стороны зал охвачен полукольцом двухярусного фойе, криволинейные очертания которого доминируют во внешнем облике здания.
Среди работ Весниных 1930-х-начала 1940-х годов заслуживают внимания многие другие проекты – реализованные или нереализованные.

Площадь имени В. И. Ленина в г. Октябрьском
Ближайшим соратником и помощником братьев Весниных был Моисей Гинзбург. В своей книге «Стиль и эпоха» он размышляет о том, что каждый стиль искусства соответствует «своей» исторической эпохе. Гинзбург и братья Веснины организовали Объединение современных архитекторов (ОСА), в которое вошли ведущие конструктивисты. В Россию приезжал Ле Корбюзье, плодотворно общался и сотрудничал с лидерами ОСА.
C 1926 г. конструктивисты начинают выпускать свой журнал «Современная архитектура», который выходил на протяжении 5 лет.

Расцвет конструктивизма

Убеждённые конструктивисты трепетно относились к чистоте своего метода, они не хотели, чтобы конструктивизм превратился в стиль, использующий только внешнее подражательство. Сами они основывались на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Т. е. они рассматривали художественные и практические задачи исключительно в совокупности: каждой функции отвечает наиболее рациональная объёмно-планировочная структура. Конструктивисты участвуют в проектировании промышленных зданий, фабрик-кухонь, домов культуры, клубов, жилых домов. В этот период к обществу конструктивистом прибавляются и другие талантливые архитекторы: братья Илья и Пантелеймон Голосовы, Иван Леонидов, Михаил Барщ, Владимир Владимиров.

Дом культуры имени С. М. Зуева (1928). Архитектор И. Голосов
Типичным примером воплощения функционального метода в конструктивизме стали дома-коммуны. Их строили по принципу Ле Корбюзье: «дом – машина для жилья». Примером является общежитие-коммуна Текстильного института в Москве.

Студенческое общежитие «Дом-Коммуна» (1930)
Автором проекта был Иван Николаев. Идея дома-коммуны: полное обобществление быта. Функциональная схема здания была ориентирована на создание жёсткого распорядка дня студентов: спальная кабина размером 2,3 х2,7 м, вмещавшая только кровати и табуретки, затем студенты направляются в санитарный корпус, где проходили душевые, помещения для зарядки, раздевалки. Отсюда спускались в низкий общественный корпус, где была столовая. В других помещениях корпуса были залы для бригадной работы, кабинки для индивидуальных занятий, библиотека, актовый зал. В общественном корпусе находились ясли для детей до 3 лет, а на крыше была устроена открытая терраса.
В различных городах страны (СССР) были свои архитектурные особенности конструктивизма. Примером конструктивизма в Минске является дом правительства Республики Беларусь – крупнейшее общественное здание Иосифа Лангбарда , один из лучших памятников конструктивизма, положивший начало формированию нового центра города.

Дом правительства в Минске

Конструктивизм в других видах искусства

Конструктивизм чаще всего связывают с архитектурой, но это не совсем верно, т.к. ещё прежде архитектуры конструктивизм существовал в дизайне, полиграфии, художественном творчестве. Например, в фотографии. В этом виде искусства конструктивизм проявлялся в композиции, необычных ракурсах и т.д. Мастером метода считался Александр Родченко.

Фотография А. Родченко

Фотография А. Родченко
Конструктивистские тенденции существовали и в области моды. На основе увлечения прямыми линиями, советские модельеры тех лет создавали подчёркнуто геометризированные формы дизайна одежды.
Модельер Варвара Степанова с 1924 г. вместе с Любовью Поповой разрабатывала тканевые рисунки для 1-й ситценабивной фабрики в Москве, проектировала модели спортивной и повседневной одежды. А самой известной фотомоделью тех лет была знаменитая Лиля Юрьевна Брик.

Лиля Брик (1924)
В 1923 г. был провозглашён конструктивизм как течение в литературе (прежде всего в поэзии) и создан «Литературный центр конструктивистов». В нём участвовали поэты Илья Сельвинский, Вера Инбер, Владимир Луговской, Борис Агапов, литературоведы Корнелий Зелинский, Александр Квятковский и другие. Конструктивисты-писатели провозглашали близость поэзии «производственной» тематике (характерные названия сборников: «Госплан литературы», «Бизнес»), очеркизм, широкое применение «прозаизмов», использование нового размера – тактовика (стихотворного размера), эксперименты с декламацией. К 1930 г. конструктивисты стали объектом травли со стороны РАПП и объявили о самороспуске.

Заседание Литературного центра конструктивистов 1929 г. (А. Квятковский, В. Асмус, Э. Багрицкий, К. Зелинский, Н. Адуев, И. Сельвинский, Б. Агапов, В. Луговской, В. Инбер, Г. Гаузнер, Е. Габрилович)
В качестве литературного кредо конструктивисты выдвигала четыре принципа:
Смысловая доминанта, максимальная «эксплуатация» центральной темы
Повышение смысловой нагрузки на единицу литературного материала («грузофикация»)
Принцип «локальной семантики», заключающийся в подчинении образов, мета¬фор и рифм главной теме произведения
Введение в поэзию приемов прозы.

Постконструктивизм

В начале 1930-х годов изменилась политическая ситуация в стране. Это сказалось и на искусстве. Новаторские и авангардные течения сначала подвергались резкой критике, а потом оказались под запретом как буржуазные.

Советский постконструктивизм
На смену строгому и революционному аскетизму пришли пышные формы тоталитарного барокко. Конструктивисты оказались в опале. Те из них, кто не захотел «перестроиться», до конца дней влачили жалкое существование или были репрессированы. Некоторые же сумели перестроиться. Например, Илья Голосов. Братья Веснины также участвовали в творческой жизни СССР, но такого авторитета, как раньше, уже не имели.
В 30-х годах XX в. под влиянием политических и идеологических факторов происходил переход от конструктивизма к сталинскому ампиру. Многие здания, первоначально выстроенные в стилистике конструктивизма, были перепроектированы в новом декоративном оформлении. Пристрастия Сталина к классической архитектуре стали играть гораздо бо́льшую роль, чем популярная в 1920-х годах целесообразность и «пролетарская аскетичность форм».

Школа в Москве (1932–1936). Архитектор И. Звездин
В постконструктивистских зданиях сохраняются некоторые элементы конструктивистского стиля: прямоугольные парапеты на крышах (невысокая стенка, ограждающая кровлю здания); сплошное вертикальное остекление лестничных клеток; акцентуация углов зданий, решаемых в виде вертикальных стеклянных фонарей. Но в то же время характерными приёмами формирования архитектурного образа становятся кессонированные своды арок (с углублениями прямоугольной или другой формы); развитые дополнительные карнизы с находящимся над ними верхним этажом-аттиком; открытые обходные лоджии с колоннами на верхнем этаже; безордерные колонны квадратного сечения; использование настенных изображений в технике сграффито и ярких цветов в сочетании с непременным белым.

Кинотеатр «Звезда». Открыт в 1937 г.

Наверное, нет более советских символов, чем знаменитая скульптура «Рабочий и колхозница» и, конечно, Мавзолей Ленина – памятники конструктивизма. И хотя в умах и сердцах грандиозный этот стиль властвовал недолго, его размах, фундаментальность и одухотворенная рациональность ассоциируются с советской эпохой гораздо сильнее, чем «сталинский» ампир и «хрущевские» индустриальные постройки.

Из Европы в Союз: история стиля конструктивизм

Несмотря на то, что конструктивизмом, чаще всего, называют архитектурный метод, возникший в рамках авангардизма в первые советские годы, зародился он раньше, и не в Советском Союзе, которого тогда еще не было…
Предтечами архитектурного конструктивизма называют павильоны для первой Всемирной выставки, состоявшейся в 1851 году в Лондоне, и Эйфелеву башню. Но вот сам термин – конструктивизм – предложили миру советские художники и зодчие.
20-е годы были периодом борьбы старого и нового, традиционного и революционного, временем поиска новаторских форм и концепций. Те, кто первыми назвали себя конструктивистами, призывали отказаться от искусства ради искусства, утверждая, что последнее обязано творить сугубо полезные вещи и служить производству. Задача новой архитектуры, провозглашали они, – «коммунистическое выражение материальных ценностей».

Так появились впечатляющие здания в стиле советского конструктивизма – гигантские дома культуры, дворцы профсоюзов, фабрики-кухни, жилые комбинаты.

Отличие конструктивизма от подобных стилей

Понятно, скажете вы, но чем же этот, советский конструктивизм отличался от других минималистических течений, например, от функционализма? Он ведь тоже проповедует предельный практицизм и простоту подачи.
Пожалуй, главное отличие заключается в том, что конструктивисты пытались соединить высокую функциональность зданий с художественной выразительностью. Достигалось же это не за счет элементов декора, а благодаря формам и материалам.

Концептуальные особенности конструктивизма :

  1. монолитность (даже очень большие, разбитые на фрагменты здания воспринимаются цельно);
  2. сегментированность (дома часто состоят из секций, переходящих одна в другую);
  3. большее разнообразие форм, чем это присуще функционализму. Ничего вычурного, конечно, конструктивисты не предлагали, но игра с формами определенно была: квадраты стен перетекали в цилиндры балконов, параллелепипеды – в кубы и ризалиты лестниц.

Кроме перечисленных примет, для советских зданий, построенных конструктивистами, типичны также плоские крыши, удлиненные окна, массивные опоры-столбы.

Если говорить об идейных различиях, то их можно сформулировать так: в целом использует простые материалы и скупые формы потому, что ставит во главу угла удобство, а конструктивисты – еще и потому, что видят в этом красоту.

Материалы и палитра стиля

Бетон и стекло – главные «стихии», из которых вышло большинство всех зданий в духе конструктивизма. Уже позже примкнули к ним металл, пластик и другое современное сырье.

Что касается красок, то наиболее распространенные цвета конструктивизма:

  • светло-серый,
  • грифельный,
  • белый,
  • бежевый,
  • темно-красный,
  • красно-коричневый.

Для построек этого жанра характерен приглушенный и ровный тон. А дополнительный колорит вносят блеск металла и стекла.

Забвение и возвращение идей конструктивизма

Даже в 20-е годы, пик расцвета авангардных течений, массовых симпатий конструктивизм не снискал. Копья критики летели в него со стороны тех, кто отстаивал , берущую начало в античных эпохах, и со стороны тех, кто доказывал превосходство других, не менее новых архитектурных идей.

Вскоре, однако, спор завершился: ритмичные, строгие линии, свойственные конструктивизму, вдруг объявили буржуазным формализмом… И романтичный, но суровый, утопичный, но рациональный, пролетарский аскетизм сменили постройки, стиль которых чуть позже назвали советским неоклассицизмом и «сталинским» ампиром.

Обновленный конструктивизм вернулся в 70-х, в годы очередной «борьбы с излишествами». Ну а третье пришествие этого стиля состоялось недавно, в начале текущего века. Да, конструктивизм снова актуален, причем не в городе, а за его пределами.

Современный конструктивизм: особенности экстерьера

Его преемником сегодня считается скандинавская загородная архитектура, а стиль так и зовут – скандинавский конструктивизм .

Лаконичная геометрия и высокая целесообразность, присущие конструктивизму, переплетаются сегодня с натуральностью, естественностью, обилием света и пространства.

Благодаря внешней простоте, такие дома органично и эффектно вписываются в любой ландшафт, любую природную среду. Они не концентрируют внимание сугубо на себе, благодаря чему деревья, водоем или пригорок, которые рядом, не становятся второстепенными, а красиво обрамляют постройку, продолжают её.

Современный конструктивизм – не только эксперименты с формами и линиями, но экологичность и высокая энергоэффективность строительных и отделочных ресурсов, широкое использование новейших методик, а также большая площадь остекления.

Древесина больше не под запретом, как и каменная, керамическая плитка, панели из керамзита, облицовочный, строгой формы кирпич, а также самые новые материалы. К слову, они должны быть не только высокого качества и броской фактуры, но и тактильно приятные, чтобы дарить домочадцам максимальный комфорт.

Широкие, без затей веранды и террасы (в том числе на плоских крышах), панорамные окна и даже целые стеклянные стены, создающие иллюзию слияния с природой; серая, черно-белая, сдержанная гамма – таков язык современного конструктивизма.

Декор экстерьера подобных домов – это, прежде всего:

  • динамика и сочетание строгих, вертикальных и горизонтальных линий;
  • разноформатность сегментов – окон, террас и навесов;
  • чеканность, выразительность входных порталов;
  • текстура отделки, умеренный проблеск стекла;
  • контраст светлых и тёмных тонов, белой штукатурки и, например, тёмно-серого камня.

появился как направление архитектурного искусства, многие художники взяли его себе на вооружение и реализовали в своих картинах, иллюстрациях и так далее. Конструктивизм считается одним из направлений русского авангарда. Особое распространение получил в 1920-30 гг. Главной особенностью данного стиля является строгий геометризм, геометрические формы, точная прорисовка, ровные линии, лаконичность и монолитность всего произведения в целом. Конструктивизм в живописи можно назвать данью эпохи конструктивизма в архитектуре. Монументальные здания и строения, которые стали для того времени высоким искусством проектирования, не могли пройти мимо внимания художников и многие живописцы и графики взяли себе на вооружение не сами строения, как городские пейзажи, а саму основу или суть конструктивизма, как философию точных пропорций, изящных и устойчивых линий.

Конструктивизм возник в России после Октябрьской революции, когда всё, даже ценности в искусстве, было пересмотрено. Конструктивизм стал практически идеальным воплощением авангарда для нового строя и новых понятий. Новые деятели провозглашали отказ от искусства ради искусства. По их мнению, искусство должно не просто радовать людей, но и быть ему полезным. В этом случае, конструктивизм, который является некой художественной формой чертежей и проектов, стал для эпохи СССР понятным. Конструктивизм — это целая эпоха, которая стремилась построить счастливое будущее, и сами «конструкции» были в этом деле некими символами будущего процветания народа.

Конструктивизм в живописи — утилитаризм или производственное искусство, которое построено не на обычных фантазиях человека, а на полезных для общества идеях. На развитие этого стиля изобразительного искусства оказали и такие направления, как кубизм, футуризм, пуризм и другие. Конструктивизм практически исчез в 1930 годах, когда под гнётом нового политического строя все авангардные течения оказались в опале или даже «вне закона». Многие конструктивисты сменили стилистику своего искусства, а те, кто продолжали быть верными своим убеждениям, оказались никому не нужными, подвергались большой критике или даже оказывались репрессированными.

Хотите, чтобы ваша компания или организация стала настоящим брендом с узнаваемым стилем? Для этого стоит Купить логотип с уникальным дизайном, который создан по всем правилам и законам. Только на Logopix разработка логотипов от профессионалов своего дела.