Коллекция перфомансов марины абрамович. «Жизнь и смерть Марины Абрамович

Судебная тяжба между сербской художницей Мариной Абрамович и ее бывшим возлюбленным Улаем (настоящее имя Франк Уве Лайзипен) началась в ноябре прошлого года. Тогда немецкий художник, с которым Абрамович 12 лет состояла в творческих и романтических отношениях, обвинил ее в том, что она нарушила контракт, заключенный между ними в 1999 году. В период своего партнерства Улай и Марина создали более десятка перформансов. Как писало издание The Art Newspaper Russia , Улай впоследствии продал Абрамович свой материальный архив. Она в свою очередь согласилась заниматься хранением и техническим обслуживанием архива и контролировать производство фото, видео и прочих коммерческих материалов на его основе. По условиям договора 50% прибыли от продажи работ доставались галерее, 30% — Абрамович, а 20% — Улаю. Однако, как утверждает художник, его бывшая партнерша не предоставляла ему точную информацию о продажах, а за прошедшие с того момента 16 лет заплатила ему всего лишь четыре раза. Кроме того, Абрамович просила указывать на их совместных работах лишь ее имя.

Перформанс «Отношения во времени»

marinaabramovic.com

«Она не просто мой бывший партнер по бизнесу, — говорил Улай. — Все эти работы вошли в историю. Они теперь в школьных учебниках. Но она намеренно искажает информацию и вычеркивает мое имя». В результате окружной суд Амстердама обязал Марину Абрамович выплатить своему экс-партнеру €250 тыс. в качестве отчислений за доходы от продажи их работ, а также €23 тыс. за судебные издержки.

Журнал The New Yorker писал , что творчество Марины Абрамович делится на три периода: до, во время и после Улая. История их отношений началась в ноябре 1975 года, когда некий амстердамский галерист попросил Улая встретить художницу в аэропорту и помочь ей с логистикой для съемок ее перформанса «Губы Томаса» . На тот момент уроженка Белграда Абрамович уже успела громко заявить о себе перформансами «Ритм 10» , «Ритм 0» , «Ритм 2» и «Ритм 4» , во время которых исследовала границы физической и психической выносливости и пределы связи между художником и публикой. Например, «Ритм 0» заключался в том, что она разрешила пришедшим на выставку людям манипулировать своим телом и движениями с помощью 72 различных предметов, а во время «Ритма 4» держала голову над мощной струей воздуха из воздуходувки. Эти эксперименты, к которым добавились исследования мужской и женской энергии, продолжились и в совместных работах Абрамович и Улая. Манифест художников звучал следующим образом: «Отсутствие постоянного места жительства, перманентное движение, прямой контакт, самостоятельный выбор, преодоление границ, умение рисковать, движущаяся энергия, никаких репетиций, непредсказуемый конец».

Перформанс «Ритм 10»

© marinaabramovic.com

Перформанс «Ритм 0»

© marinaabramovic.com

Перформанс «Ритм 2»

© marinaabramovic.com

Перформанс «Ритм 5»

© marinaabramovic.com

Совместные акции Улая и Абрамович были провокационными из-за подчас рискованных опытов и интенсивного вовлечения публики. В 1976 году творческий дуэт показал на Венецианской биеннале перформанс «Отношения в пространстве» : два обнаженных человека бежали навстречу друг другу и сталкивались, и эти движения постоянно повторялись. Таким образом Марина Абрамович и Улай хотели соединить мужскую и женскую энергии и создать нечто третье, что они называли «Та Сущность». Еще одним ярким перформансом стала «Импондерабилия» , в 1977 году показанная в галерее современного искусства в Болонье. Обнаженные художники стояли лицом друг к другу в дверном проходе, и зрителям, желающим пройти на выставку, приходилось протискиваться между ними и неминуемо поворачиваться лицом либо к Улаю, либо к Марине. Одной из самых рискованных арт-акций дуэта стала «Энергия покоя» , продемонстрированная в 1980 году в Дублине. Наряду с «Ритмом 0» Абрамович называла этот перформанс самым трудным. По ее словам, он был посвящен полному взаимному доверию. Художники стояли друг напротив друга, Марина держала боевой лук, а Улай — тетиву со стрелой, нацеленной в сердце своей партнерши. К телам обоих были прикреплены микрофоны, транслировавшие звуки ускоряющегося сердцебиения. При потере равновесия стрела могла попасть прямо в художницу. «Это длилось четыре минуты и десять секунд, и для меня они были вечностью», — вспоминала Абрамович.


Перформансы «Импондерабилия» и «Энергия покоя»

marinaabramovic.com

Некоторые совместные перформансы оказали влияние и на ее дальнейшие работы. Например, серия «Ночной переход» , когда Улай и Марина на протяжении нескольких часов неподвижно сидели друг напротив друга, в 2010 году вдохновила Абрамович на ее знаменитую акцию «В присутствии художника» в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Тогда Марина сидела за столом около 740 часов, и любой желающий мог сесть напротив и посмотреть ей в глаза. Даже свое расставание творческий дуэт превратил в перформанс, пожалуй, самый известный широкой публике.

Сейчас Марина Абрамович является самой известной художницей-перформансистом в мире, и ее имя на слуху даже у тех, кто не особо интересуется искусством. Улая же широкая публика знала именно как ее партнера, несмотря на то, что его персональные выставки проводились в Амстердаме, Берлине, Афинах и Любляне, а в мае этого года он устраивал трехдневный перформанс Cutting Through the Clouds of Myth в Нью-Йорке. Однако совместный период их творчества ярче всего запомнился публике. И когда через много лет после расставания Улай пришел в Музей современного искусства на перформанс «В присутствии художника» и сел напротив Абрамович, а затем бывшие партнеры взяли друг друга за руки, зрители, стоявшие в очереди, зааплодировали. И это, пожалуй, было одним из самых очевидных доказательств того, какое сильное влияние оказывало на людей их искусство.

Марина Абрамович родилась в Югославии в 1946 году. В конце 1960-х она начала эксперименты со звуком и пространством. Она создавала работы, состоящие только из шума проигрываемой в магнитофоне чистой аудиокассеты или из стука метронома в пустой комнате. С середины 1970-х Абрамович начала заниматься перформансами, объявив собственное тело главным объектом и средством художественного выражения в своих произведениях. Она начала с серии длительных перформансов, содержавших протест против политического климата социалистической Югославии. В ранних перформансах Абрамович, как правило, ставила себя, а иногда и зрителей в экстремальные условия - на глазах у публики принимала большие дозы сильнодействующих психотропных лекарств («Ритм 2», 1974), нарочно наносила себе раны, втыкая ножи между пальцами («Ритм 10», 1973), лежала в горящей конструкции в виде пятиконечной звезды («Ритм 5», 1974), вырезала бритвой звезду у себя на животе и затем лежала на льду с кровоточащими ранами («Губы Томаса», 1975). Кульминацией этих экспериментов над собой стал знаменитый перформанс «Ритм 0» (1974) в галерее Morra в Неаполе, во время которого Абрамович разложила перед зрителями 72 предмета, которыми люди могли пользоваться как угодно. Некоторые из этих объектов могли доставлять удовольствие, тогда как другими можно было причинять боль. Среди них были ножницы, нож, хлыст и даже пистолет с одним патроном. Художница разрешила публике в течение шести часов манипулировать её телом и движениями. Поначалу зрители вели себя скромно и осторожно, но через некоторое время, в течение которого художница оставалась пассивной, участники стали агрессивнее. Абрамович позднее вспоминала: "Полученный мной опыт говорит о том, что если оставлять решение за публикой, тебя могут убить. <...> Я чувствовала реальное насилие: они резали мою одежду, втыкали шипы розы в живот, один взял пистолет и прицелился мне в голову, но другой забрал оружие. Воцарилась атмосфера агрессии. Через шесть часов, как и планировалось, я встала и пошла по направлению к публике. Все кинулись прочь, спасаясь от реального противостояния".

В 1975 году Абрамович переехала в Амстердам, где встретила художника Улая (Уве Лейсипена), ставшего ее спутником жизни и партнером в перформансах на 12 лет. Эксперименты в области исследования границ физиологических и психологических возможностей человека, начатые Мариной в «Ритмах», художники продолжили совместно. Одним из первых совместных перформансов Марины Абрамович и Улая стали «Отношения в пространстве», впервые показанные в 1976 году на Венецианской биеннале. Два обнаженных тела, набирая скорость, бегут навстречу друг другу и фронтально сталкиваются. Таким образом художники хотели соединить мужскую и женскую энергии, создав нечто третье, то, что они назвали ThatSelf («Та Сущность»). Идея другого перформанса, «Imponderabilia» (1977), заключалась в том, что художник становился входом в музей. Марину Абрамович и Улая пригласили на большой Фестиваль перформансов в Болонью, где они решили изменить главный вход в музей, сузив его своими телами. Когда публика приходила в музей посмотреть перформансы, она оказывалась перед выбором: нужно было протискиваться через тесную дверь, развернувшись лицом к одному из обнаженных художников – пройти прямо было невозможно. Перформанс был рассчитан на шесть часов, но через три часа прибыла полиция и потребовала предъявить документы и паспорт – на этом перформанс завершился. В перформансе «Вдох / Выдох» (1979) Марина и Улай дышали друг другу в рот, вдыхая воздух, выдыхаемый другим, пока оба не падали без сознания. В перформансе «ААА-ААА» (1978) кричали друг на друга до потери голоса. В перформансе ««Энергия покоя» (1980) Улай целился отравленной стрелой натянутого лука прямо в сердце Марине, в то время как равновесие стрелы удерживалось лишь весом тел партнеров. «У нас было два микрофона, присоединенных к нашим сердцам, и мы могли слышать их биение. По мере развития нашего перформанса оно становилось все более интенсивным. Это длилось четыре минуты и десять секунд, и для меня они были вечностью. Это был перформанс, полностью посвященный безграничному доверию».

Марина Абрамович и Улай приобрели у французских полицейских небольшой автобус «Ситроен» и жили в нем. В 1977 году они использовали эту машину в перформансе: именно «Отношения в движении» были на Парижской биеннале, где Улай у входа в музей вел машину, а Марина Абрамович, высунувшись с мегафоном из окна, выкрикивала количество проделанных им кругов, пытаясь понять, кто быстрее выдохнется – художники или машина.

Мотор сгорел через 16 часов, оставив чуть заметный черный след в виде кругов на мраморе.

Союз двух художников завершился в 1988 году перформансом «Поход по Великой стене». Живя в австралийской пустыне у аборигенов, Марина Абрамович и Улай увидели репортаж, в котором астронавты рассказывали, что единственные постройки человека, которые видны с Луны – это пирамиды и Великая китайская стена. Тогда у художников и возникла идея пройтись навстречу друг другу по Великой китайской стене. Чтобы получить разрешение на перформанс от китайских властей, им потребовалось почти восемь лет. После Марина и Улай пришли к идее, что Великая китайская стена была построена не для защиты от Чингисхана и других врагов, а, скорее, несет в себе метафизический смысл, являясь точной копией Млечного Пути на Земле. Она начинается в Желтом море, где покоится голова Дракона, хвост его находится в пустыне Гоби, а туловище – в горах. Улай, как стихия огня, как мужское начало, начал свой путь из пустыни. Марина Абрамович, как женское начало – из воды, со стороны моря. Изначально они предполагали встретиться посередине стены и пожениться. Однако за годы, прошедшие между началом проекта и его завершением, отношения Абрамович и Улая сошли на нет. Этот перформанс стал их последним совместным проектом. Каждый из художников прошел две с половиной тысяч километров, чтобы встретиться посередине и расстаться, продолжая дальше работать по отдельности.

В 1990-е, в период политического конфликта на Балканах, Абрамович начала в своих работах исследовать культурное наследие своей страны. В показанном на Венецианской биеннале в 1997 году перформансе «Балканское барокко» (премия «Золотой лев» Венецианской биеннале) она в течение четырех дней очищала от мяса и отмывала от крови две с половиной тонны говяжьих костей, распевая народные балканские песни и рассказывая жуткие истории о крысах-убийцах, которых выводят на Балканах.

В 2000-е художница все чаще обращается к восточным практикам медитации, самоочищения и постижения энергетических сущностей. Так, перформанс «Обнаженная со скелетом», повторенный Абрамович трижды - в 2002, 2005 и 2010 годах - отсылает к древней практике тибетских монахов, медитировавших рядом с мертвым телом. «Дом с видом на океан» (2002) - эксперимент по самоограничению (Абрамович голодала, пила только воду и постоянно находилась перед зрителями в течение 12 дней), призванный заставить посетителей, наблюдающих за перформансом, забыть о чувстве времени.

Еще один аспект деятельности Абрамович в 2000-е годы - работа с самой концепцией перформанса, его экспонирования и сохранения в истории искусства. В частности, художница работает с молодыми исполнителями над реперформансами собственных произведений. В перформансе «Семь легких пьес» (2005, Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк) Абрамович в течение семи дней по семь часов воспроизводила пять перформансов других художников («Давление тела» Брюса Наумана, 1974; «Постель для семени» Вито Аккончи, 1972; «Генитальная паника» ВАЛИ ЭКСПОРТ, 1969; «Подготовка, первая из трех фаз автопортрета(ов)» Джины Пейн, 1973; «Как объяснить живопись мертвому зайцу» Йозефа Бойса, 1965) и два собственных («Губы Томаса», 1975 и «Вход на другую сторону», 2005).

Крупнейшая ретроспектива Марины Абрамович The Artist is Present прошла в 2010 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Помимо основной экспозиции Абрамович представила новый перформанс: на протяжении всего времени работы выставки зрителям была дана возможность сесть напротив художницы и сколь угодно долго смотреть ей в глаза (многие не выдерживали больше десяти минут, и к тому же начинали плакать). В 2011 году в расширенном виде и под названием «В присутствии художника» эта ретроспектива повторена в Центре современной культуры «Гараж» в Москве.

Если Вы уже всё знаете про Марину Абрамович (Marina Abramovic, в фамилии ударение на вторую «а») — можете дальше не читать, потому что ничего нового здесь не найдёте. Или прочитайте, если хотите освежить память.

Сейчас у югославской художницы первая ретроспектива в MoMA (Museum of Modern Art) в Нью-Йорке , продлится она до конца мая. Это не только первая персональная ретроспектива Абрамович, но и первая в своём роде попытка сделать в музее ретроспективу перформанса — явления эфемерного, сиюминутного, не поддающегося точной воспроизводимости в дальнейшем. Помимо показа документации — фото и видео — в течение трех месяцев в Музее воспроизводятся некоторые перформансы Абрамович специально ею же обученными молодыми людьми и девушками. Сама Абрамович тоже в стороне не осталась — впервые перформанс растягивается в пространстве музея на три месяца (длительность выставки, а не вернисаж, как это обычно бывает) и проходит по рабочим часам.

«Перформанс — это диалог, энергетический обмен. Зритель как собака — чувствует, замечает все ваши состояния. Если вдруг художник не уверен в себе или находится не в нужном состоянии духа — зритель просто перестает концентрировать внимание и уходит.» Марина Абрамович

Перформанс — пожалуй, самое настоящее и искреннее из искусств, потому что происходит здесь и сейчас и являет собой личность художника в настоящем времени. Это одно из отличий театра и перформанса — нахождение зрителя и художника в текущем времени, а не иллюзорном. В художественном перформансе чаще всего нет никакого продуманного сценария, а ключевым становится сам опыт художника и его переживания во время исполнения. Возникает это явление в 1960-х годах, как радикальное искусство, во многом в форме реакции на общественные трансформации и потрясения. В перформансе человек использует прежде всего тело в качестве инструмента, средства, медиума. От перформанса «в вечное» остаются только документации — фотографии, позже — видео.

Марина Абрамович — перформансист со стажем, и известна скорее в этом качестве. Её часто называют «бабушкой перформанса», хотя начинала свою карьеру в 1970-е, когда его уже «изобрели». Сейчас ей уже 64 года, и в последнее время она делает работы с другими средствами, но всё равно не уходя далеко от человеческого тела.

Ей принадлежит особая манера, которая собрала немало последователей. Абрамович во всём своём творчестве исследует человеческое тело, его возможности, его пределы, взаимосвзяь с окружающим миром, а также связь тела и разума. В 1970-х её перформансы наиболее радикальны, она работает с болью, пытается нащупать границы возможностей человека. С 1980-х переходит на несколько другой контекст — не то, что тело способно совершить, а то, в каком состоянии сознания это совершается, и как человек связан с природой. На протяжении всей работы она постоянно обращается к восточным практикам, а также фокусируется на контрасте между восточным и западным миром. Ниже я просто расскажу вкратце о ключевых работах Марины Абрамович в жанре чистого перформанса в хронологическом порядке.

Ритм 10 (Rythm 10, 1973)
Перед собой художница разложила 20 разных ножей и поочередно каждым начинала ритмично пытаться попасть острием между пальцами собственной ладони, упертой в пол. После каждого попадания по руке она меняла нож, а ритм, отбиваемый ножами, записывала на аудио-кассету. После того, как художника перебирала 20 ножей — ставила кассету с записью и пыталась добиться точности и ритмичности попадания без промахов.

Отрывок с воспроизведением перформанса «Rythm 10» для фильма о Марине Абрамович «Балканское барокко»

Ритм 2 (Rythm 2, 1974)
Здесь Абрамович исследовала взаимосвязь тела и сознания. Перформанс состоял из двух частей. В первой она принимала таблетку, вызывающую конвульсии: ее тело переставало быть подконтрольным сознанию, как бы отделялось от неё, жило своей жизнью, а сознание было в обычном состоянии и могло наблюдать за происходящим. Во второй части она принимала таблетку, которая воздействует на сознание — фактически притупляет его до потери: здесь подконтрольным вновь стало тело, а сознание наоборот исчезло.

Ритм 0 (Rythm 0, 1974)
В пространстве галереи Абрамович разложила на столе 72 предмета, в том числе розу, помаду, бритвы, пистолет с одной пулей. Художница просто стояла на месте как кукла, а зрителям предлагалось сделать с ней всё, что угодно, с использованием этих предметов. Художник здесь становился неодушевленным обычным предметом, подконтрольным человеку. Перформанс длился 6 часов, сначала люди вели себя сдержанно и аккуратно, однако всё действо было прервано хозяином галереи, когда один из посетителей навёл на художницу дуло пистолета. К тому моменту одежда на ней была изорвана, было много порезов. Это стало одним из самых радикальных перформансов Абрамович, где она исследовала уже не собственные возможности (когда она в любой момент может прекратить действие в зависимости от своего предела), а пределы публики, человеческого существа как существа социального, чью реакцию она не могла предсказать или предотвратить.

Rythm 0, 1974

Art Must be beautiful, Artist Must be Beautiful (1975)
В этом перформансе Марина обращается к набившему оскомину представлению о том, что искусство должно быть прекрасным, красивым (в нашей стране эта проблема по-прежнему остаётся актуальной). Она в течение долгого времени усердно расчесывала волосы двумя расческами, проговаривая иногда с остервенением слова «Art must be beautiful, artist must be beautiful».

Lips of Thomas (1975)
Здесь художница вырезает пятиконечную звезду бритвой на животе как карандашом на бумаге, обращаясь к знакам, данным от рождения, которые мы не можем с себя стереть, даже если они стоят только лишь в паспорте (Абрамович родилась в коммунистической Югославии). Отрывочную видео-документацию можно посмотреть .

Освобождение памяти (Freeing the memory, 1975)
Это один из перформансов из серии, посвященной достижению нового состояния тела и сознания. Здесь Абрамович проговаривает разные слова, которые хаотично вспоминаются — сначала на сербском, потом на английском, потом на немецком — как бы освобождая свою память. В перформансах «Освобождение голоса» (Freeing of voice) и «Освобождение тела» (Freeing of body) она кричит до тех пор, пока не теряет голос, от него освобождаясь, и двигается, пока её окончательно не покинут силы. Частичную видео-документацию можно посмотреть .

Отношения во времени (Relation in Time, 1977)
Это один из многочисленных совместных перформансов с немецким художником Юлаем (Ulay), отношения с которым продлились 12 лет. Эти перформансы часто изучали отношения мужчины и женщины или в целом пары людей, очень красиво и метафорично раскрывая суть. Здесь Юлай и Марина сидели спиной друг к другу со сплетенными волосами 17 часов, как бы став одним целым, когда выдержка одного ставит в зависимость другого.

Relation in Time, 1977

Вдох-выдох (Breathing in/Breathing out, 1977)
Марина и Юлай буквально дышали одним дыханием, перекрыв доступ кислорода через нос, передавая дыхание через рот — это продолжалось около 20 минут, пока из-за нехватки кислорода один из них не потерял сознание. Опять ставя на выдержку, художники через буквальное исследуют возможность поддержания жизни друг друга без иных вмешательств, взаимодействия, поглощения, взаимоуничтожения.

Breathing in/Breathing out, 1977

Расширение в пространстве (Expanding in space, 1977)
Здесь Марина и Юлай продолжают исследовать взаимоотношения двух людей, становящихся единым целым. В помещении находятся две опорные колонны, которые нельзя сдвинуть, а между ними — две перемещаемые. Художники стоят спиной друг к другу, лицом к колоннам, и постепенно синхронно начинают пытаться собственным телом с разбега раздвинуть колонны, расширить пространство своего существования. И со временем у них получается.

Balance Proof (1977)
В этом перформансе художники держат между собой своими телами огромное зеркало. Они не видят друг друга и не могут знать, стоит ли второй правда за этим зеркалом до сих пор, или уже нет, и оно держится за счет одиночных усилий оставшегося. Частичную видео-документацию можно посмотреть .

Imponderabilia (1977)
Марина и Улай стоят обнаженные на входе в галерею, смотря друг на друга, посетитель вынужден проходить между ними. Невольно понимая, что пройти придется, он выбирает, лицом к кому проходить, и чаще старается не смотреть в глаза. После входа в галерею зритель видит, что его снимали на камеру, и надпись примерно следующего содержания: «"Imponderable. Such imponderable human factors as one"s aesthetic sensitivity / the overriding importance of imponderables in determining human conduct.» (Непредсказуемость. Такие непредсказуемые человеческие черты, как чья-либо эстетическая чувствительность / значительная важность непредсказуемости в определении человеческих поступков).

The Lovers: The Great Wall Walk (1988)
Конец отношений и сотрудничества Юлая и Марины стал таким же непростым, как и созданные перформансы. Опять обращаясь к физической выносливости и опыту просветления через физические механизмы, они шли с разных концов Великой китайской стены навстречу друг другу, чтобы в конце попрощаться.

Балканское барокко (Balkan Baroque, 1997)
Абрамович сидела на горе окровавленных костей и пыталась их отмыть. Этот перформанс был посвящен жертвам войны в Югославии — тому, что «смыть» это событие из жизни так же мало реально, как и отмыть такую груду костей. Позже на Веницианской биеннале современного искусства она получила за эту работу золотого льва.

Balkan Baroque, 1997

«Хорошее произведение искусства должно заставить вас обернуться, когда вы на него не смотрите, так же, как вы чувствуете, что кто-то на вас смотрит. Вы не уверены, но вы оборачиваетесь — и там вправду кто-то есть.» Марина Абрамович

Её текущий перформанс в Нью-Йорке (The Artist is present ), казалось бы, очень прост и непритязателен — художница просто сидит за столом, а любой желающий может сесть напротив и смотреть на Марину сколько душе его угодно. Но всё здесь не так-то просто: таким образом она даёт зрителю возможность практически попасть на место перформера. Но даже не в этом суть — основную суть можно прочувствовать, хотя бы пять минут посмотрев любое её интервью, на эту красивую сильную женщину с колоссальной энергетикой, или на худой конец взглянув на снимки людей , смотрящих на Марину. Здесь вступает в ход энергетика художника, его честность перед собой и зрителем, прямое взаимодействие (опосредованное разве что телом) — самое честное средство работы.

В июне в киевском PinchukArtCentre откроется выставка «Хрупкое состояние», в рамках которой одна из самых влиятельных современных художниц, классик перформанса Марина Абрамович покажет свой новый проект «Генератор». Поучаствовать в нем могут все желающие старше 18 лет, подав заявку до 5 июня, главное – быть физически выносливым и коммуникабельным. В преддверии первого перформанса художницы на территории Украины вспоминаем ее самые известные работы.

В 1974 году художница создала один из самых сложных и известных перформансов, в котором отвела себе пассивную роль, отдав власть в руки толпы. Она разместила на столе 72 объекта, которыми посетители галереи могли пользоваться как угодно, некоторые из них могли доставлять удовольствие, другие – причинять боль. В течении 6 часов зрители манипулировали телом Абрамович, поначалу они вели себя скромно, но затем стали агрессивнее: начали резать ее одежду, вонзать шипы розы в живот, один мужчина даже прицелился пистолетом ей в голову. В помещении воцарилась атмосфера агрессии, на поверхность вышли все те негативные качества, которые обычно не проявляются в социуме. Спустя 6 часов художница встала и пошла по направлению к публике – все кинулись прочь, спасаясь от реального сопротивления. Проект шокировал Абрамович, но на этом она не остановилась – со временем опасные для жизни, противоречивые работы станут ее визитной карточкой.

Губы Томаса

В 1975 году художница исполнила политический перформанс «Губы Томаса»: выпила литр красного вина с медом, вырезала у себя на животе пятиконечную коммунистическую звезду, выпорола себя и обнаженной легла на ледяной крест, стоявший под обогревателем. Воспитание Марины Абрамович – комбинация коммунизма, в который верили родители, христианства и балканской культуры, о которой рассказывала бабушка. «Сейчас я смотрю на этот перформанс, как на что-то очень биографичное: в нем смешалось все – коммунистическое прошлое, югославское происхождение и православные корни, вино и мед», – говорит художница.

Смерть себя

В 1976 году Абрамович переехала в Амстердам, где встретила еще одного перформера-акциониста Улая. Они пробыли вместе 12 лет и за это время создали немало общих работ. Один из первых совместных перформансов художников – «Смерть себя», в котором они соединили рты специальным устройство и вдыхали выдохи друг друга, пока не закончился кислород. Через семнадцать минут оба упали без сознания, а их легкие были переполнены углекислым газом. Перформанс иллюстрировал способность человека поглощать жизнь другого индивида, меняя и уничтожая ее.

Энергия покоя

Еще один проект Абрамович основанный на доверии, но на сей раз не публике, а своему возлюбленному. В этом перформансе художница в течении четырех минут держала в руках лук, а Улай – стрелу, натянутую и нацеленную ей прямо в сердце, а микрофоны передавали учащенное сердцебиение и дыхание художников. «Этот перформанс был одним из самых сложных в моей жизни, потому что не я была ответственна за него», – говорит Абрамович. Работа драматичная и напряженная – любое неосторожное движение могло закончиться фатальной ошибкой, что становится метафорой любых близких отношений.

Балканское барокко

За перформанс «Балканское барокко» художница получила «Золотого льва» на 47-й Венецианской биеннале. В рамках проекта, работа над которым длилась 4 года, художница исполнила роль плакальщицы и чистила щеткой 1500 коровьих костей по шесть часов в день, а также пела и рассказывала истории о своем родном городе – Белграде. Проект создан в память о жертвах войны в Югославии, в интервью газете The Guardian Абрамович рассказывала: «Когда люди спрашивают меня, откуда я родом, я никогда не говорю, что из Сербии. Я всегда отвечаю, что я из страны, которой больше нет».

Дом с видом на океан

В 2002 году художница показала перформанс, в основе которого лежат практики тибетских монахов – в течении 12 дней она постоянно находилась перед зрителями в макете дома из трех комнат, она не ела, а лишь пила воду, изредка спала и пристально смотрела на публику. Чтобы перейти из комнаты в комнату требовались особые усилия – вместо ступеней на приставных лестницах были остро заточенные ножи.

За свою сорокалетнюю карьеру Абрамович голодала, била себя плетью и с разбегу врезалась в стену, однако она никогда не тяготела к саморазрушению. Художница признает что в основном живет простой, даже скучной жизнью, тело для нее всегда было лишь инструментом, с помощью которого можно исследовать человеческие возможности. Для нее перформанс – это ритуал, в котором тело рассказывает о смерти, доверии, очищении и силе духа, именно способность пожертвовать собой ради идеи сделала Абрамович выдающейся художницей.

Присутствие художника

«Знаете, что интересно? Сначала все сорок лет думают, что ты ненормальная, что тебя лечить надо, а потом ты получаешь признание. Надо потратить очень много времени, чтобы тебя начали воспринимать всерьёз», - с улыбкой говорит Абрамович перед открытием своей ретроспективной выставки в МоМА в 2010 году. В рамках события она показала перформанс «Присутствие художника», идея заключалась в том, чтобы внимательно смотреть в глаза зрителям и таким образом установить с ними энергетическую связь. Перформанс длился 736 часов, за это время художница встретилась взглядом с 1500 посетителями, среди которых был ее бывший возлюбленный Улай, Мэтью Барни, Бьорк, Леди Гага и Изабелла Росселлини. В 2012 году Мэттью Эйкерс представил документальный фильм «В присутствии художника», о личности Марины Абрамович и ее подготовке к масштабной выставке.

В 1965-м году Марина поступила в Академию изобразительных искусств в Белграде (Academy of Fine Arts in Belgrad), а в 1972-м получила степень магистра в хорватской Академии изобразительных искусств (Academy of Fine Arts in Zagreb).


Сербский художник, перформансист, работы которой далеко выходят за намеченные искусством пределы и открывают зрителям всю подноготную человеческой души. О детстве и юности сама художница вспоминает с иронией: ее двоюродный дед был Патриархом Сербским, а родители - национальными героями, партизанами во Вторую мировую войну. "Мать всегда по-военному контролировала меня и брата, - вспоминает в интервью Марина, - мне нельзя было быть не дома после 10 вечера, пока мне не исполнилось 29; все представления, все трюки, все порезы, переломы и смертельные трюки - все происходило до 10 вечера". В 1965-м году Марина поступила в Академию изобразительных искусств в Белграде (Academy of Fine Arts in Belgrad), а в 1972-м получила степень магистра в хорватской Академии изобразительных искусств (Academy of Fine Arts in Zagreb).

Надо сказать, что работы художницы действительно отличались от привычного понимания искусства: даже темы и манера исполнения Абрамович воспринимались публикой по-разному. Так, из раннего периода творчества нельзя не отметить серию работ "Ритм...", целью которых было глубже понять философию художника и его отношения с миром. В одной из первых работ серии Марина, сидя за столом, играла с 20 разными ножами; постоянно ускоряя темп, она старалась попасть ножом точно между пальцев, однако это не всегда получалось. Все это записывалось на пленку, нож менялся после каждого пореза. Так, едва она нанесла себе 20 порезов, она вновь начала игру, как бы стирая грань между прошлым и настоящим, стараясь попасть в те же самые места, не меняя темпа.

Не менее интересной также является работа под названием "Rhythm 0": на столе перед Мариной было разложено 72 предмета, или причиняющие боль, или доставляющие удовольствие; любой посетитель выставки мог использовать предметы по собственному усмотрению, сама же Марина оставалась пассивной. Первое время публика вела себя довольно скромно и деликатно, но, понимая, что ответной реакции от художницы не следует, постепенно начала вести себя более агрессивно: несколько часов посетители кромсали одежду Марины, резали ее затупленными ножницами и кололи иголками в живот, один из посетителей даже схватил заряженный пистолет, но, к счастью, его вовремя остановили. "Полученный мной опыт говорит о том, что если оставлять решение за публикой, тебя могут убить", - рассказала Марина. Интересно также, что после окончания перформанса Абрамович вышла к зрителям, чтобы поблагодарить за участие, но все до одного разбежались, опасаясь расплаты.


Одним из самых ярких и красивых эпизодов биографии Марины были отношения с художником и фотографом Уве Лайсипеном (Uwe Laysiepen), более известным под псевдонимом Улай (Ulay). Увлеченные друг другом, они работали вместе, поднимая в своих работах довольно громкие философские темы: свобода индивида в отношениях, уникальность художника, возможность самопожертвования ради другого. Так, по мнению критиков и психологов, их работа "Breathing In/Breathing Out" во многом отражает всю суть человеческих отношений: соединенные специальным аппаратом, они на протяжении 17 минут дышали переработанным воздухом, который выдыхал каждый из них, после чего одновременно потеряли сознание из-за недостатка кислорода.

Впрочем, после нескольких лет Марина и Улай решили прекратить отношения, но превратить свое расставание в произведение искусства, чтобы оставаться художниками до самого конца. Каждый из них проделал пол-пути по Великой Китайской стене (Улай начал от пустыни Гоби, Марина - от Желтого моря), а их встреча после более 2500 пройденных пешком километров символизировала одновременно вечное расставание. Так, после расставания история любви Марины и Улая была названа одной из самых красивых историй любви 20-го века.

Вновь встретились они нескоро: в 2010-м году Марина представила новую работу - "The Artist Is Present", в ходе которой каждый желающий мог сесть напротив нее и посмотреть в глаза, ничего не говоря. За более чем 700 часов выставки взглядами с художницей обменялись 1500 человек, среди которых были многие деятели шоу-бизнеса и музыканты, включая Lady Gaga и многих других. Самым ярким событием стала встреча Марины и Улая, которые после стольких лет разлуки впервые взялись за руки, чтобы спустя несколько секунд вновь расстаться.

На сегодняшний день Марина продолжает работать и выступать. За время карьеры у нее прошли выставки во всех крупнейших музеях мира. Для нее искусство неотделимо от жизни: "Если вам не нравится перформанс - вам не нравится жизнь", - уверена она.