Колесо фортуны значение и происхождение. Значение колесо фортуны (книжн.) в справочнике по фразеологии. Колесо фортуны

Томас Гоббс (1588-1679) - английский философ-материалист и политический мыслитель. Родился в семье сельского священника. После окончания Оксфордского университета (1608) знакомство и общение с философом-материалистом Ф. Бэконом, дружеские отношения с Галилеем, Гассенди, Декартом, а также сама обстановка революционной Англии XVII в. определили его мировоззрение и формирование собственной философской системы.

В 1651 г., разорвав отношения с роялистами, Гоббс делает попытку идеологически обосновать диктатуру Кромвеля. Апология сильной абсолютной власти изложена им в самом крупном и важнейшем произведении «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского ».

В первой части трактовались общефилософские вопросы, включая вопросы толкования человеческой природы. Задача политики, считает Гоббс, заключается в познании государства и подобна устройству часов, необходимо начать его с изучения его отдельных колес и пружин, его составных частей. Вначале он рассматривает государство в состоянии разложения, исследуя природу отдельного человека с целью узнать, способны или не способны люди к образованию государства и как они должны слаживаться, удовлетворяя желание соединиться в общество.

Чтобы водворить порядок и удовлетворить основные требования человека, необходимо с помощью человеческой изобретательности создать всемогущее искусственное животное, великого Левиафана, именуемого государством. Государство - это механическое соединение отдельных людей, сумма которых представляет гигантскую силу.

Государство - не извечная категория, ему предшествует естественное состояние людей, жизнь которых подчинена естественным законам, вытекающим из природы самих людей. Первым основанием естественного права, согласующимся со здравым смыслом, является необходимость, чтобы каждый сохранил свою жизнь насколько может. Согласно закону природы, в борьбе за самосохранение человек предусматривает необходимость искать мир, а для сохранения мира сталкивается с необходимостью ограничить свои притязания.

Из охранения мира, на основе общественного договора, Гоббс выводит всю систему юридических и нравственных законов. Чтобы законы получили силу в обществе, должна утвердиться власть, устанавливающая порядок, сдерживающая необузданные страсти отдельных людей, покушающихся на мир и общественную безопасность. В результате общественного договора возникает государство. По определению Гоббса, «государство есть единое лицо, которого воля, вследствие договора многих людей, является волей всех и может употреблять силы и способности каждого для общего мира и защиты». Это лицо - верховная власть, остальные - подданные.

Верховная власть, которой подданные передали полностью свои права, должна быть безусловной и неограниченной, независимо от формы правления. Глава государства по отношению к народу не связан ничем, он не может быть неправым. Однако подданные, получая от верховной власти все свои права, по отношению к ней лишены всяких прав. Например, гражданам не принадлежит право собственности, поскольку право собственности установлено не естественным законом, по которому у людей все общее, а законом гражданским, поэтому подданные получают свое право от государства и сохраняют его, пока государство этого хочет. «Кто имеет господина, тог не имеет собственности, все здесь принадлежит государству».

Государственная власть суверенна, нераздельна, не подлежит контролю, стоит выше всех законов, ею установленных. Установленная волей граждан, она не может быть устранена по их произволу. Обязанности граждан по отношению к абсолютной власти сохраняются до тех пор, пока она в состоянии защитить граждан. Свергнутой власти они не обязаны подчиняться, а должны починяться той, которая в действительности управляет страной, устанавливая государственный порядок.

Гоббс как выразитель авторитарного политического строя наделил суверена неограниченными полномочиями: в нем он видел сосредоточие всех видов власти (законодательной, исполнительной и судебной). По этой причине он был противником разделения властей между королем, палатой лордов, палатой общин, считая это одной из причин гибели, распада государства. Суверен обладал правом объявления войны и заключения мира, правом выбора советников, министров, правом запрещать вредные учения, в том числе проповеди против ограничения верховной власти.

Во имя единства и неограниченности верховной власти Гоббс отвергает смешанные формы правления, не подозревая, что суверенитет может принадлежать не одному лицу, а совокупности нескольких. Верховная власть может быть троякой: монархической, аристократической и демократической. У Гоббса при его симпатиях к монархическому абсолютизму важнее был государственный абсолютизм вообще. Он защищает верховную власть прежде всего как средство защиты гражданского порядка, указывая на плюсы и минусы той или иной формы правления, в которых та или иная власть себя проявляет. По сравнению с аристократией и демократией монархия - лучший образ правления, а аристократия считается тем лучшей, чем более приближается к монархии.

Стоя за монархию, он не отвергал правомерности демократии, считая народное правление наименее достигающим истинной цели - охранения спокойствия в государстве. В демократии Гоббс усматривает одни слабости: во-первых, в ней столько правителей, сколько демагогов, и все они добиваются власти и богатства, здесь властное большинство малосведуще в делах - решения их большей частью неправильны; во-вторых, исключается ведение государственных тайных дел; в-третьих, бесконечная борьба партий как источник смуты (предлагал распустить их); в-четвертых, в условиях демократии «законы перемещаются из одной стороны в другую, как бы плавая по волнам».

Проповедь государственного абсолютизма и абсолютизма верховной власти была направлена против клерикализма. Он понимал, что все беды, причины гражданских войн исходили из борьбы между духовной и светской властью. Выход из этого состояния он видел в подчинении духовной власти авторитету светской. Тезис о подчинении существующей духовной власти светской был выгоден Кромвелю, который использовал его в своих требованиях безусловного господства светской власти.

В годы Реставрации Стюартов (1660-1685) Гоббс пережил весьма трудные времена. Он обвинялся в распространении ереси и вынужден был защищаться в небольших специальных работах. В 1688 г., т. е. через девять лет после его смерти, Оксфордский университет внес труды Гоббса «О гражданине» и «Левиафан» в число злонамеренных сочинений, нацеленных против «священных особ монархов, их правительств и государств и подрывающих устои всякого человеческого общества». Эти сочинения вместе с другими крамольными сочинениями были сожжены.

Одним из первых научных изысканий Гоббса стала переведенная им на английский язык в 1628 г. «История Пелопоннесской войны» Фукидида, которую предваряет посвящение графу Девонширскому, предисловие, обращенное к читателям, а также очерк, повествующий о жизни Фукидида, его творчестве и истории создания им своего монументального труда. Обращение к указанному труду было не случайным, поскольку Гоббс полагал, что современная ему Англия находилась в сходных обстоятельствах с Грецией эпохи, описанной Фукидидом, и предлагал английскому обществу извлечь из прошлого полезные уроки. Особо отметим, что предисловие к переводу, можно считать, пожалуй, самым ранним источником, в котором зафиксированы первые свидетельства об истоках возникновения политических предпочтений Гоббса и, собственно, его интереса к вопросам политической жизни.

В 1640 г. была издана первая работа, в которой явно обозначились все основные компоненты политического учения мыслителя - «Об элементах закона, морали и политики (опубликовать ее удалось лишь спустя десять лет), представляющую собой большую часть труда «Об элементах закона, природы и политики». Отметим, что впоследствии «Элементы закона» стали публиковаться совместно с работой «О свободе и необходимости», которая впервые была издана в 1654 г.

Примерно в 1640 г. Гоббсом была задумана трилогия, которая имела своей целью показать единство взгляда автора на природу, человека и общество. В 1642 г. в свет вышел политический трактат «Об обществе», изданный в Париже, где Гоббс пребывал в эмиграции, спешно покинув Англию после начавшихся волнений. «Случилось так, - писал он впоследствии, - что Отечество мое, за несколько лет прежде, чем вспыхнула гражданская война, вскипело вопросами о правах верховной власти и должном повиновении граждан. Это и было причиной, почему третья часть системы должна была созреть и выйти в свет оторванной от других». Спустя пять лет (1647) уже в Амстердаме появилось и второе латинское издание данного трактата, которое философ дополнил посвящением графу Девонширскому и предисловием (или обращением) «К читателям» и которые впоследствии входили во все переиздания указанной работы. Английский перевод «Об обществе» Гоббс осуществил только в 1651 г., обозначив его как «Философские основания относительно государства и общества». В 1655 и 1658 гг. в Лондоне были опубликованы на латинском языке и две другие недостающие части трилогии - «О теле» (центральное место в ней уделяется вопросам методологии) и «О человеке» Гаджиев К.С. Введение в политологию. М.: Логос, 2001 - С.150.

В 1651 г. в Лондоне появился на свет, пожалуй, самый известный трактат Гоббса, ставший классикой политической мысли, - «Левиафан», в предисловии к которому автор дает краткое пояснение относительно содержания и структуры работы. В целом отметим, что структура «Левиафана» практически полностью, без существенных изменений повторяет структуру и содержание ранее опубликованных сочинений философа (повторяются даже названия частей и разделов), что свидетельствует об устойчивости его взглядов. Первая часть «О человеке» повествует о человеческой природе, жизни человека в естественном состоянии, а также об естественном праве и естественных законах как порождении разумной природы человека. Вторая часть, озаглавленная «О государстве», рассказывает об истоках возникновения, становления и развития государства, функционировании его отдельных институтов, о роли и правах суверена, об обязанностях подданных (то есть развернуто представлена гоббсовская теория суверенитета). Положения данной главы фактически продублированы в третьей части «Левиафана» «О христианском государстве», где уже изложенные постулаты о сущности государственной власти обосновывались выдержками из Священного Писания. Особого внимания заслуживает приведенная здесь точка зрения Гоббса о нежелательности и пагубности вмешательства церкви в мирские дела и посягательства ее иерархов на власть светских правителей. Прямым продолжением третьей части трактата служит его четвертая глава («О царстве тьмы»), на страницах которой Гоббс дает разгромную характеристику различным сектантским образованиям, распространяющим ереси, а также говорит о неправильном толковании Писания.

Отдельного рассмотрения заслуживает написанный в 1668 г. первый и единственный исторический труд Гоббса «Бегемот, или о причинах гражданских войн в Англии», который стоит особняком в ряду других чисто теоретических произведений философа, и который обходят своим вниманием практически все исследователи творческого наследия мыслителя. Следует, правда, оговорится, что и современниками сочинение было встречено весьма прохладно (в том числе и Карлом II Стюартом, на суд которого оно было представлено) и издано только после смерти философа, не считая нескольких подпольных изданий.

Первые русскоязычные издания произведений Гоббса увидели свет во времена правления Екатерины II. В 1776 г. с латыни был переведен «О гражданине» (второй перевод был сделан буквально накануне Первой мировой войны) Фомы Гобезия начальные основания философические о гражданине. СПб., 1776.. Более тернист оказался путь «Левиафана», изданного спустя сто лет и практически сразу отозванного цензурой. В советское время было несколько переизданий сочинений Гоббса. Отметим «Избранные произведения» 1964-1965 гг. и «Избранные сочинения» 1989-1991 гг., содержание которых практически идентично, за исключением того, что в последнее издание внесены «Дополнительные главы к «Левиафану». Среди последних публикаций назовем «Философские основания учения о гражданине» (2001).

Учению Гоббса о государстве, суверенитете, праве, несомненно, порожденному историческими условиями периода Английской революции 1640-1660гг., была уготована странная судьба. Универсальность учения делало его приемлемым для любой формы государства. Тем не менее, оно не было принято ни приверженцами республики, которые считали Гоббса апологетом абсолютной монархии, ни большинством сторонников королевской прерогативы, поскольку мыслитель отвергал идею о божественном происхождении власти короля, как отца всего народа.

Творческое наследие Томаса Гоббса вызывало и вызывает неподдельный интерес у уже не одного поколения историков, философов и социологов. Это, без сомнения, свидетельствует о высокой значимости, актуальности и оригинальности учения мыслителя. Особо пристальное внимание работам философа уделяется во времена нестабильности, накала политических и социальных конфликтов, что так созвучно эпохе, когда жил и творил Гоббс. Однако, недостаточное исследование современными историками многих аспектов социально-политического учения философа, таких как теория суверенитета, соотношение прав и обязанностей суверена и подданных, а также взгляд ученого на причины гражданских войн в Англии, возвративших ее в «естественное состояние», заставляет нас обратиться к изучению данных вопросов.

Томас Гоббс, фото которого представлено в статье, родился в Малмсбери в 1588 году, 5 апреля. Он являлся Его концепции получили распространение в таких научных областях, как и геометрия, теология и этика. Рассмотрим далее, чем стал известен Томас Гоббс. Краткая биография деятеля также будет описана в статье.

Историческая справка

Томас Гоббс, биография которого наполнена главным образом работой над своими трудами и формулированием концепций, появился на свет преждевременно. Это было обусловлено тревогой его матери приближением испанской армады к Англии. Тем не менее он смог дожить до 91 года, сохранив в течение всех своих лет ясность ума. Образование этот деятель получил в Оксфорде. Его интересовали географические карты, путешествия мореплавателей. Идеи Томаса Гоббса формировались под влиянием выдающихся мыслителей его времени. В частности, он был знаком с Декартом, Гассенди, Мерсенном. В свое время он работал в качестве секретаря у Бэкона. Беседы с ним оказали далеко не последнее влияние на взгляды Томаса Гоббса. Его также интересовали труды Кеплера и Галилея. С последним он встречался в Италии в 1637-м.

Томас Гоббс: биография

По мировоззрению он был монархистом. С 1640-го по 1651-й. Томас Гоббс пребывал в эмиграции во Франции. Его основные концепции формировались под воздействием Вернувшись в эту страну после окончания гражданской войны, он порвал с роялистами. В Лондоне Гоббс попытался идеологически обосновать политическую деятельность Кромвеля, чья диктатура установилась после революции.

Вопросы человека

Томас Гоббс был очень близок к событиям своего времени. Его главной мыслью был мир и безопасность сограждан. Проблемы общества стали центральным элементом в работе, которую начал Томас Гоббс. Основные идеи мыслителя касались вопросов человека. В самом начале своей деятельности он задумал издать трилогию. В первой части должно было описываться тело, во второй - человек, в третьей - гражданин. Первым томом, однако, стал последний из задуманных. Трактат "О гражданине" был издан в 1642 году. Труд "О теле" опубликовали в 1655-м, а спустя три года вышла часть "О человеке". В 1651 году был опубликован "Левиафан" - самый объемный и значимый труд, который создал Томас Гоббс. Философия (кратко и в общем виде) описывалась им в начальных главах произведения. В остальной части рассматривались вопросы социального и государственного устройства.

Томас Гоббс: кратко о концепции

Мыслитель жаловался на недостаточный прогресс своих предшественников. Его работы должны были исправить сложившееся неудовлетворительное положение. Он поставил задачу установить элементы, которые станут почвой для развития "истинной" и "чистой" науки при условии использования предложенного метода. Так, он предполагал предотвращение появления ошибочных концепций. Томас Гоббс акцентировал внимание на важности методологии в сфере научного познания. Эти мысли перекликаются с мировоззрением Бэкона, который выступал против схоластики. Следует сказать, что заинтересованность в методологии была свойственна многим деятелям 17-го столетия.

Специфика мысли

Сложно назвать какое-то одно конкретное направление науки, приверженцем которого был Томас Гоббс. Философия мыслителя, с одной стороны, базировалась на эмпирических исследованиях. С другой же стороны, он являлся сторонником использования математического метода. Он применял его не только непосредственно в точной науке, но и в прочих областях знаний. В первую очередь математический метод использовался им в политической науке. К этой дисциплине относилась совокупность знаний об общественном состоянии, которая позволяла правительству формировать и поддерживать мирные условия. Специфика мысли состояла в первую очередь в использовании метода, выведенного из физики Галилея. Последний применял механику и геометрию при проведении анализа и составления предсказаний явлений и событий в физическом мире. Все это Томас Гоббс перенес в сферу изучения человеческой деятельности. Он считал, что при установлении определенных фактов о людской природе, из них можно выделить способы поведения индивидов в конкретных обстоятельствах. Люди, по его мнению, должны изучаться в качестве одного из аспектов материального мира. Что касается человеческих склонностей и страстей, то их можно исследовать на базе физических перемещений и их причин. Теория Томаса Гоббса базировалась, таким образом, на принципе, выведенном Галилеем. Он утверждал, что все существующее - в движении.

Суть концепции

Окружающий мир, природу Гоббс рассматривал как комплекс протяженных тел. Вещи, их изменения, по его мнению, происходят потому, что движутся материальные элементы. Это явление понималось им как механическое перемещение. Движения передаются с помощью толчка. Он провоцирует в теле усилие. Оно, в свою очередь, переходит в движение. Аналогичным образом Гоббс трактует духовную жизнь людей и животных, состоящую из ощущений. Этими положениями и выражается механическая концепция Томаса Гоббса.

Познание

Гоббс считал, что оно осуществляется посредством "идей". Их источником выступают исключительно чувственные восприятия окружающего мира. Никакая идея, считал Гоббс, не может являться врожденной. При этом внешние чувства, кроме прочего, выступали в качестве познания в целом. Содержание идей не может зависеть от человеческого сознания. Ум осуществляет активную деятельность и перерабатывает мысли путем сравнения, разделения, соединения. Эта концепция легла в основу учения о знании. Аналогично Бэкону, Гоббс акцентировал внимание на эмпирическом истолковании, присоединяясь при этом к сенсуалистической позиции. Он полагал, что в человеческом уме нет ни одного понятия, которое возникло бы первоначально частично либо целиком в органах ощущения. Гоббс считал, что приобретение знания осуществляется из опыта. Из ощущений, по его мнению, исходила вся наука. Рациональным знанием он считал дело чувств, ложных либо подлинных, выраженных в словах, и языка. Суждения формируются посредством сочетания языковых элементов, обозначающих ощущения, за пределами которых ничего нет.

Математические истины

Гоббс считал, что для мышления в обыденных условиях вполне будет достаточно просто знания фактов. Однако этого очень мало для научного познания. Для этой сферы требуется необходимость и всеобщность. Они, в свою очередь, достигаются исключительно математикой. Именно с ней Гоббс отождествлял Но собственные рационалистические позиции, которые сходны с декартовскими, он сочетал с эмпирической концепцией. По его мнению, достижение истин в математике осуществляется словами, а не непосредственным опытом чувств.

Значимость языка

Гоббс активно развивал эту концепцию. Он считал, что любой язык выступает в качестве результата человеческого соглашения. Базируясь на позициях номинализма, слова назывались именами, которым свойственна условность. Они выступали для него в форме произвольной метки относительно какой-либо вещи. При приобретении этими элементами общего значения для солидной в той либо иной степени группы людей, они переходят в категорию имен-знаков. В "Левиафане" Гоббс говорил о том, что для человека, ищущего точную истину, необходимо помнить обозначение каждого имени, которое он использует. В противном случае он попадет в ловушку слов. Чем больше человек будет тратить сил, чтобы выбраться из нее, тем сильнее будет запутываться. Точность слов по Гоббсу следует определять дефинициями, посредством которых происходит устранение двусмысленности, но не интуицией, как считал Декарт. По номиналистической концепции вещи или мысли могут быть частными. Слова, в свою очередь, могут являться и общими. Однако "общего" по концепции номинализма не существует.

Источник движения

Онтологические воззрения, посредством которых объяснялся окружающий мир, натыкались на определенные препятствия. В частности, трудности возникали в вопросе по источнику движения. В качестве него в "Левиафане" и трактате "О гражданине" был объявлен Бог. Последующие перемещения вещей, по мнению Гоббса, происходят вне зависимости от него. Воззрения мыслителя, таким образом, расходились с преобладающими в тот период религиозными представлениями.

Проблемы механического материализма

В качестве одной из них выступало понимание человека. Гоббс рассматривал его жизнедеятельность как исключительно механический процесс. В нем сердце выступало как пружина, нервы - как нити, суставы - в качестве колес. Эти элементы сообщают движение всей машине. Человеческая психика полностью объяснялась механистически. Вторым вопросом была свобода воли. Гоббс в своих работах отвечал на него вполне ясно и прямо, соответствуя своим принципам. Он говорил о том, что все происходит из-за того, что оно необходимо. Частью этой причинной системы выступают люди. Вместе с этим свобода человека не может пониматься как независимость от необходимости. Он говорил, что движение индивида к желаемому может не иметь препятствий. В таком случае действие считается свободным. Если возникают какие-то препятствия, то движение ограничивается. Речь в этом случае ведется о внешних проблемах. Если достижению желаемого препятствует что-либо внутри человека, то это не рассматривается как а предстает в качестве естественного недостатка индивида.

Социальная сфера

Она занимает достаточно много места в философии Гоббса. Социальному аспекту посвящены "Левиафан" и трактат "О гражданине". Следуя за некоторыми гуманистами, он акцентировал внимание на роли личности в жизни общества. Глава 13 "Левиафана" содержит описание "естественного состояния" людей. В нем, то есть по своей природе, люди мало отличаются по способностям друг от друга. При этом Гоббс считает, что человеческое существо и сама природа ни злые, ни добрые. В естественном состоянии все индивиды осуществляют на сохранение жизни и избежание смерти. "Счастье существования" заключается в постоянном успехе исполнения желаний. Однако оно не может являться всегда спокойным довольствием, поскольку, как считает Гоббс, жизнь не существует без чувств и потребностей. Естественное состояние людей заключается в том, что при движении к желаемому каждый человек сталкивается с другим индивидом. Стремясь к миру и безопасности, люди постоянно вовлекаются в конфликты. В своем естественном состоянии человек следует природным законам самосохранения. Каждый здесь имеет право на все, что способен получить с использованием силы. Такое положение Гоббс трактует как войну против всех, когда "человек другому волк".

Формирование государства

Именно это, по мнению Гоббса, может способствовать изменению ситуации. Чтобы выжить каждый индивид должен передать часть своей первоначальной свободы субъекту. Он взамен мира будет осуществлять неограниченную власть. Люди отказываются от части свободы в пользу монарха. Он, в свою очередь, единолично будет обеспечивать их социальную сплоченность. В результате формируется государство Левиафан. Это мощное, гордое, но смертное существо, которое является высшим на Земле и подчиняется божественным законам.

Власть

Она создается посредством общественного договора между участвующими индивидами. Централизованная власть поддерживает порядок в обществе и обеспечивает выживание населения. Договор дает мирное существование только одним способом. Он выражается в сосредоточении всей силы и власти в собрании определенных людей или в одном индивиде, которые смогли бы свести все волеизъявления граждан в единое. При этом существуют естественные законы, ограничивающие влияние суверена. Всего их, по Гоббсу, 12. Однако все они объединены одной мыслью о том, что не следует делать другому того, чего человек не пожелал бы, чтобы было реализовано в отношении его самого. Эта моральная норма считалась важным самоограничивающим механизмом для постоянного человеческого эгоизма, заставлявшая считаться с наличием его у остальных.

Заключение

Социальная концепция Гоббса подвергалась критике современников по различным направлениям. В первую очередь возражали против рассмотрения человеческого существа в качестве части материи, находящейся в движении. Отрицательную реакцию вызвала и его мрачная иллюстрация людской природы и существования индивидов в естественном состоянии. Критиковалась и его позиция относительно абсолютной власти, отрицание божественной силы суверена и так далее. Тем не менее историческое значение концепций Гоббса и их воздействие на жизнь потомков поистине огромны.

В Европе гремела Реформация. Новые христиане желали освободиться от власти римского папы, погрязшего в пороках. Догмы католической церкви были отвергнуты в Германии, Голландии, Англии и других странах. Вместе с иконами и статуями святых, папской непогрешимостью и индульгенциями отошла в прошлое и сакральность королевской власти. Кто же дает полномочия монархам? Где предел их суверенитета? Каковы права у простых смертных? Томас Гоббс создал новую модель отношений государства и общества, не санкционированных Богом и католической церковью. Аллегория государственного величия получила у него название библейского монстра Левиафана. Только он способен обуздать безумие человеческой натуры.

Страсти по Гоббсу

Ему досталось время бурных перемен. Испанский флот, подошедший к берегам Англии, произвел на беременную мать Томаса Гоббса самое удручающее впечатление – она родила преждевременно. Его отец, сельский священник, не отличался благонравием и ссорился не только с прихожанами, но и с коллегами. Мальчика воспитывал дядя, который отдал его в приходскую школу. В частном учебном заведении Латимера на способности Томаса обратили внимание. Сам директор занимается с одаренным учеником по вечерам. В 14 лет будущий философ впервые проявил свой талант, сделав латинский перевод древнегреческой трагедии «Медея». При содействии Латимера и дяди он поступает в один из колледжей Оксфордского университета. Пять лет Гоббс постигает здесь логику Аристотеля и физику. Схоластика не пришлась по вкусу одаренному студенту. Вместо того, чтобы занять место преподавателя, он становится наставником и компаньоном барона Кавендиша, впоследствии графа Девонширского.

Служба у барона позволяет Гоббсу путешествовать. Во Франции он наблюдает смятение, вызванное убийством короля Генриха IV, а в Италии дышит воздухом возрождения. Ему интересно общаться с Галилео Галилеем и Рене Декартом. В Лондоне выходит в свет книга Френсиса Бэкона «Новый органон». В следующем, 1621 году Гоббс лично знакомится с автором, который уже отстранен от государственных дел. Опальный Бэкон всецело посвятил себя научной деятельности, и Гоббс помогает ему в этом. Знакомится он и с другим английским мыслителем Гербертом Чербери, основателем религиозно-философской концепции деизма. Гоббс впитывает идеи своих современников, чтобы создать первую концепцию государственной власти, возникшей естественным образом.

Англия его времени расколота. Фанатики одной веры нападают на представителей других конфессий. Пуритане и католики, англиканцы и пресвитериане выясняют свои отношения не в университетских аудиториях, но на площадях и в глухих подворотнях. Как известно, религиозные войны – самые кровавые. В яростной борьбе за истину человек раскрывает свое звероподобие, и Гоббс свидетель тому. Пытаясь разобраться в человеческом естестве, он обращается к древним и переводит историю Пелопонесской войны Фукидида. Его завораживает кристальная ясность доказательств теорем в «Началах» Евклида. Он размышляет о применении данного метода в философии, а между тем снова отправляется на континент, будучи воспитателем сына одного шотландского дворянина.

Еще с античных времен путешествие было важнейшим этапом становления личности философа. В своем третьем путешествии Гоббс попадает в салон просвещенных французов, который посещают Ферма, Паскаль, Декарт, Гюйгенс и другие. А в это время в Англии вызревает революционная ситуация. Вначале против абсолютистских замашек Карла I выступает Шотландия. Она протестует против двойного гнета английской короны – политического и религиозного. В разразившейся гражданской войне Гоббс поддерживает не кальвинистов-республиканцев, а роялистов. Однако он вскоре дистанцируется от сторонников Стюарта, точнее, они изгоняют его из своих рядов.

В своем «Левиафане» Гоббс пишет о власти, не данной королю в полное и безоговорочное пользование, но о договорном ее характере. Однако еще до появления «Левиафана» он как сторонник единовластия короля вынужден покинуть революционную Англию. Десять лет (1640-1651) философ проводит во Франции, где за спиной короля правит всесильный кардинал Ришелье. Здесь он вновь оказывается среди друзей-ученых из кружка Мерсенна. Он решительно возражает основным положениям учения Декарта, идеализирующего человека. Отношения между Гоббсом и Декартом становятся все более прохладными.

Во Франции Гоббс начинает создавать философскую систему, включающую три компоненты – физический мир, человека и гражданское общество. Таким образом, его «Основы философии» состоят из трех частей: «О теле», «О человеке» и «О гражданине», причем последнюю часть он написал прежде других, надеясь быть услышанным на родине. В 1646 году Гоббса приглашают стать учителем математики у наследника английского престола, а в следующем году тяжело заболел. Ложе болезни едва не стало смертным одром. Гоббс понимает, что дело всей своей жизни откладывать больше нельзя. Он приступает к работе над «Левиафаном».

Левиафан

В книге было посвящение будущему английскому королю Карлу II, однако наследнику престола сочинение не понравилась. Он жил еще в представлениях прошлого, где власть монарха незыблема и сверхъестественна. Гоббс пишет, что все люди равны от природы, а появление власти есть результат договоренности между ними. Философ настроен крайне скептически по отношению к человеческой природе. Люди, как волки, готовы сожрать друг друга во имя своих идей и материальных желаний. Спасение лишь в некоем драконе, способном силой и жестокостью подчинить себе разрозненные группы людей. Левиафан – библейское чудовище, ставшее аллегорией государственности. В нем нет жалости к отдельным людям, но этот дракон способен насадить порядок и мирную жизнь. Конечно, государство преследует свои интересы, и человек обязан отстаивать свои права на жизнь и свободу. Никакое государство никогда добровольно таких прав никому не подарит, но человек вправе и в силе создать противовес этому монстру.

Таким противовесом является гражданское общество, и оно имеет все шансы на успех, тем более, что Левиафан – это смертный бог. Рано или поздно он одряхлеет и умрет, повергнув мир в пучину новых войн и беспорядков. И тогда люди предпримут новую попытку создать себе бога, чтобы снова начать отстаивать свое право на жизнь и свободы. Гоббс – религиозный философ, поэтому он верит в грядущее царство Христа, но когда оно наступит? Злая природа человека не дает нам оснований ожидать этого в ближайшем будущем. В бесконечном настоящем нас ждет подлость, лицемерие и борьба за свои права, которой не видно конца. Всемогущего и всемилостивого Бога словно бы нет в концепции Гоббса. Ему бесполезно молиться. Тщетно ждать от него милостей. Неудивительно, что на родине философа объявили безбожником и запретили «Левиафана». Как часто бывает, запрет лишь подстегнул интерес к писателю. В 1652 году он возвращается в Англию, где его встречает теплый прием.

Новое слово в политической философии

В 1560 году Карл II Стюарт торжественно въезжает в Лондон. Король понимает, что идеи Гоббса прочно засели в головах его подданных – ему приходится править совместно с парламентом. К философу возвращается монаршая милость. Карл неоднократно встречался с Гоббсом, назначил ему пенсию и заказал его портрет. Гоббс не участвует в политической жизни страны, но мода на него растет. Однако верхушка англиканской церкви его не жалует. Вскоре и в придворных кругах появились негативные интонации. Роялисты захотели вернуться к старым порядкам и абсолютной власти.

Гоббсу, призывавшему повиноваться узурпатору Кромвелю, стали напоминать о его безбожии. Старик-философ пытается защищаться. Он переписывает «Левиафан», где с еще большей силой подчеркивает свою лояльность к реставрированной монархии. На закате своей жизни он все еще полон замыслов. Он пишет историю церкви и много переводит с древнегреческого. При этом он почти не читает. Сам Гоббс говаривал, что если бы он читал столь же много, как другие, он был бы столь же невежественен, как они. Чтению он предпочитал живую и остроумную беседу с интересными людьми, а таковых в его жизни было достаточно.

Он до последних дней обходился без посторонней помощи, а о преклонном возрасте свидетельствовало лишь старческое дрожание рук. Он не боялся смерти – скорее она боялась его. Томас Гоббс умер в возрасте 92 лет и похоронен в семейном склепе Кавендишей. Эпитафия на его могиле красноречиво свидетельствует о значении философа не только для Англии, но и всей западной цивилизации – «Достойный муж, широко известный благодаря своей учености на родине и на чужбине».

Сами того не замечая, мы живем в социальной парадигме, заданной Томасом Гоббсом. Идеи естественного равноправия людей, общественного договора и гражданского общества были развиты последующими философами и легли в основу либерализма. В политических системах большинства стран планеты идеи Гоббса растворены в виде общих (мировоззренческих) принципов. Впрочем, идейные преемники философа не приняли слишком мрачный взгляд на человека. Концепция доброго дикаря (Жан-Жак Руссо), испорченного цивилизацией, нравится больше политическим элитам Англии, Франции и Германии. Народы этих стран на собственной шкуре могут убедиться в прекрасных достоинствах дикарей из Сирии, Алжира и Ливии. Совершенно очевидно, что сами дикари предпочли бы Томаса Гоббса более оптимистичному Джону Локку и Жану-Жаку Руссо. Конечно, если бы интересовались политической философией.