Осужден на каторжные работы писатель. Кто из указанных поэтов не относился к символизму? Инструкция к выполнению теста

Сегодняшняя наша тема - предложения с прямой речью. Примеры таких предложений встречаются повсюду: в художественной литературе, журналах, газетах, публицистических материалах. Уже из самого названия «прямая речь» становится понятно, что в данном случае автор текста передаёт слова какого-либо человека в точности так, как они были произнесены.

Чем отличается прямая речь от косвенной?

При прямой речи любое высказывание сохраняет свои особенности - синтаксические, лексические и стилистические. Со словами автора она связана только по интонации и смыслу, оставаясь при этом самостоятельной конструкцией.

Если же речь идёт о предложениях с косвенной речью, то автор передаёт чужую речь без её синтаксических, стилистических и лексических особенностей, сохраняя неизменным лишь содержание высказывания. Причём в зависимости от целей автора и контекста высказывание может быть изменено.

Рассмотрим детальнее предложения с прямой речью. Примеры подобных конструкций могут выглядеть следующим образом:

  • Иван сказал: «Давайте быстро уберём класс и пойдём в парк!»
  • «Сегодня на улице тепло, - заметила Анна. - Кажется, весна окончательно вступила в свои права».
  • «Желаете выпить чаю?» - спросил гостей Даниил.

Теперь попробуем переформулировать эти же предложения таким образом, чтобы вместо прямой речи в них использовалась косвенная:

  • Иван предложил побыстрее закончить уборку в классе и отправиться в парк.
  • Анна отметила, что на улице стало необычайно тепло и весна окончательно вступила в свои права.
  • Даниил спросил у гостей, желают ли те выпить чаю.

Основы правописания предложений с прямой речью

Пунктуация при передаче прямой речи напрямую зависит от того, как располагается высказывание в предложении относительно слов автора.

Прямая речь в начале предложения

Всё высказывание в данном случае выделяется кавычками («»). В зависимости от типа восклицательное или вопросительное) дальнейший переход к словам автора может быть разным:

  • для повествовательных предложений: «ПРЯМАЯ РЕЧЬ», - слова автора;
  • для восклицательных (побудительных) предложений: «ПРЯМАЯ РЕЧЬ!» - слова автора;
  • для вопросительных предложений: «ПРЯМАЯ РЕЧЬ?» - слова автора.

Обратите внимание! В повествовательных предложениях в конце цитаты НЕ ставится точка. А вот восклицательный или ставить нужно обязательно. Кроме того, в повествовательных предложениях после кавычек ставится запятая, а в остальных случаях - нет.

Приведём примеры:

  • «В лесу сегодня будет много грибов», - отметил дедушка.
  • «Как думаешь, много сегодня грибов будет в лесу?» - спросил мальчик.
  • «Как же много сегодня грибов в лесу!» - воскликнул Женя.

Прямая речь в конце предложения

В другом случае прямая речь может располагаться после авторских слов. Здесь всё гораздо проще: сразу после слов автора ставится двоеточие, а вся цитата опять-таки заключается в кавычки.

Рассмотрим подобные предложения с прямой речью. Примеры могут выглядеть следующим образом:

  • Аня сказала: «Я прочитала интересную книгу».
  • Библиотекарь спросила: «Вы уже дочитали ту книгу, которую взяли неделю назад?»
  • Дима воскликнул: «Я в жизни не читал более интересной повести!»

Обратите внимание! В повествовательном предложении сначала закрываются кавычки, и только потом ставится точка. Но если нужно поставить или восклицательный, он должен находиться исключительно внутри кавычек.

Прямая речь между слов автора

Если цитата из чьего-то высказывания находится между двумя фрагментами слов автора, вышеперечисленные правила как бы комбинируются.

Непонятно? Тогда попробуем с прямой речью такого типа:

  • Он произнёс: «Сегодня, похоже, будет дождь», - и положил в сумку зонт.
  • Игорь спросил: «Как твои дела?» - и протянул однокласснице букет полевых цветов.
  • Катя прокричала: «Быстрее! Все сюда!» - и начала сильно махать руками, чтобы привлечь внимание.

Вы уже знаете эти правила, а потому с подобными предложениями проблем возникать не должно вообще - просто будьте внимательнее!

Прямая речь, которая прерывается авторским текстом

А вот это довольно-таки интересный тип предложений.

Как всегда начинается прямая речь с кавычек. Перед словами автора ставится запятая и тире, а после - точка, тире и продолжение цитаты. При этом прямая речь продолжается с большой буквы ! В конце предложения кавычки закрываются.

Посмотрим на практике на такие предложения с прямой речью. Примеры, которые можно привести в данном случае:

  • «Давай купим букет цветов, - предложила Лена. - Маме подарим».
  • «Бабушка очень любит этот сервиз, - заметил Роман. - Его дедушка подарил».

Обратите внимание! Если из-за разрыва прямой речи первая часть теряет свою смысловую завершенность и появляется ощущение недосказанности, то после слов автора нужно поставить запятую, а продолжение прямой речи нужно начинать с маленькой буквы .

  • «Неплохо, - сказал Игорь, - было бы пройтись вечером по набережной».
  • «Кажется, - отметила девушка, - сегодня обещали дождь».

Проще говоря, если предложение можно разбить на два, и читателю всё равно всё будет понятно - нужна точка. А если один из фрагментов прямой речи по отдельности не несёт в себе никакого смысла, имеет резон поставить запятую и продолжить мысль с маленькой буквы.

Синтаксический разбор предложений с прямой речью

С прямой речью практически ничем не отличается от обычного Однако потребуется, кроме всего прочего, назвать автора и прямую речь, разобрать их (как два отдельных предложения), пояснить расстановку знаков препинания, а также начертить схему.

Вот так на практике с прямой речью оказываются совершенно простыми и понятными. Главное - проанализировать каждый пример и попробовать составить свои варианты по образцу.

Семиклассники педагогической гимназии № 1505 г. Москвы для своих младших собратьев по учебе разработали и составили сборник упражнений (руководитель И.Л.СТАРИКОВА). Так занимаются проектной деятельностью – одним из видов исследовательской работы – в этой школе.
Осенью ребята 6–10-х классов выбирают тему проекта, а в зимнюю сессию защищают проект в качестве экзамена.

Составители сборника – ученики 7-го класса
Надежда ЗАВЬЯЛОВА,
Никита ФИЛАТОВ,
Иван ТРИФОНОВ,
Андрей ЮШИН,
Карен ЛАЛАЯН,
ГОУ гимназия № 1505,
г. Москва

Прямая речь

Семиклассники делают сборник упражнений

I. Языковое явление
(Что такое прямая речь?)

Прямая речь – это передача чужой речи, сохраняющая ее содержание и форму. Она точно воспроизводит чужое высказывание и сопровождается авторскими словами.

«Ребята, давайте жить дружно!» – с улыбкой произнес кот Леопольд.

Прямая речь может включать не одно, а несколько предложений.

Стала щука упрашивать Емелю: «Не губи меня, Емелюшка. Отпусти в речку. Хочешь, я тебя за это богатым сделаю?».

II. Правописный аспект
(Пунктуация)

Для выделения прямой речи употребляются кавычки. Слова автора могут стоять перед, после и внутри прямой речи.

Схемы предложений с прямой речью

«П!» – а.

«Леопольд, мы сдаемся!» – прокричали мыши, плавая в стакане газировки.

«П», – а.

«Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу», – взмолился Иван Царевич.

«П?» – а.

«А знаете ли вы, куда попали?» – спросил разбойник Бармалей доктора Айболита.

А: «П».

Усмехнулась хитрая лиса и сказала: «Давайте я вам поделю сыр поровну».

А: «П?»

Облизнулся волк и спрашивает: «Куда ты идешь, Красная Шапочка?».

А: «П!»

Едет лисица на волке и потихоньку поет: «Битый небитого везет, битый небитого везет!».

«П, – а, – п?»

«Вот ты говоришь, – сказала Рукодельница, – что добрый, а зачем зеленую травку под снежной периной держишь?»

«П! – а. – П!»

«Сивка-Бурка, вещий каурка! – закричал Иванушка-дурачок. – Стань передо мной как лист перед травой!»

«П! – а. – П».

«Покажи! – закричал Данила-мастер. – Без цветка мне жизни нет».

«П, – а. – П?»

«Эй, хозяин, – важно сказал Буратино. - Вы дадите нам три корочки хлеба?»

«П? – а. – П!»

«Какой же он дурачок? – шептались люди. – Он хитрый, если заставил ведра идти!»

Условные обозначения.

– самое легкое задание
– задание средней тяжести
– самое трудное задание

Упражнение № 1


* В случае затруднения смотрите схемы в начале сборника.

Наступила осень, и солнце уже не так сильно припекало. «Пора нам подумать о зиме», – сказал как-то Наф-Наф. Но братья решили, что они будут гулять и прыгать по лугу. «До зимы еще далеко», – сказал Ниф-Ниф и перекувырнулся через голову. Нуф-Нуф лег в лужу и сказал: «Когда нужно будет, я сам построю себе дом». С каждым днем становилось все холоднее и холоднее. «Сегодня мы еще погуляем, а завтра с утра возьмемся за дело», – говорили поросята. Когда большая лужа у дороги стала по утрам покрываться тоненькой корочкой льда, ленивые братья решили взяться за работу. И только трудолюбивый Наф-Наф, строя дом, считал, что его дом должен быть крепостью.

    (Семиклассники привели ключи ко всем связным текстам. В данной публикации их нет. – Ред .)

Упражнение № 1

Прочитайте текст и выпишите из него предложения с прямой речью.

Оле-Лукойе тихонько приотворяет дверь, и веки у детей начинают слипаться.
«Хочешь побывать ночью в чужих землях, а к утру вернуться домой?» – спросил Оле Яльмара.
Аист взмахнул широкими крыльями и полетел в теплые края.
«Завтра из этих кур сварят суп», – сказал Яльмар и проснулся в своей маленькой кроватке.
Оле-Лукойе сказал: «Эта мышка явилась пригласить тебя на свадьбу».
«А как же я пролезу сквозь маленькую дырочку в полу?» – спросил мальчик.
«Какой чудесный запах! Весь коридор пахнет салом! Что может быть лучше?» – пропищала мышка.
«Что сегодня ты будешь рассказывать?» – спросил Яльмар.
Он раскрыл над мальчиком свой красивый зонтик и сказал: «Сегодня некогда!».

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 1

Прочитайте текст и выпишите из него предложения с прямой речью.
* В случае затруднения смотрите схемы в начале сборника.

На улицах толпилось очень много людей. Все вокруг, показывая на карлика, кричали: «Какой длинный нос у этого безобразного карлика!».
Якоб очень хотел поглядеть на карлика, но надо было спешить к матери. Подкравшись, он положил руку ей на плечо и произнес: «Мама, ты на меня сердишься?».
«Что тебе нужно от меня, страшный карлик?» – испуганно закричала Ханна.
Якоб решил, что мать нездорова, и произнес: «Матушка, почему ты гонишь меня?».
Вокруг них уже толпилось много людей.
Обращаясь к окружающим, Ханна вымолвила: «Посмотрите на карлика! Он отпугивает всех покупателей своим страшным видом!».
Якоб побрел прочь с рынка. Он шел по улице и бубнил себе под нос: «Почему мать прогнала меня?».

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 2


* В случае затруднения смотрите схемы в начале сборника.

1. «Какая у тебя славная сабля и ранец!» – сказала ведьма.
2. Затем ведьма добавила: «Сейчас ты получишь денег столько, сколько твоей душе будет угодно!».
3. «Заберись наверх, влезь в дупло и спускайся вниз», – продолжила ведьма, указывая на дерево.
4. Солдат спросил: «А зачем мне туда лезть?».
5. «Там будут сундуки с деньгами. Возьмешь денег сколько захочешь. Принеси мне только огниво», – ответила ведьма.
6. Солдат приказал: «Тогда обвязывай меня веревкой!».
7. «Тащи меня, старая ведьма, обратно», – приказал солдат, выполнив задание.
8. Ведьма с нетерпением спросила: «Огниво взял?».
9. «Эх, чуть не забыл!» – воскликнул солдат, возвращаясь за огнивом.
10. «Отвечай быстро, а не то отрублю тебе голову!» – закричал солдат.

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 2

Объясните постановку знаков препинания в предложениях с прямой речью. Постройте схемы предложений.
* В случае затруднения смотрите схемы в начале сборника.

1. «Аленький цветочек нехитро найти, да как же узнать мне, что краше его нет на белом свете?» – говорил купец, приголубливая свою меньшую дочь.
2. «Умереть тебе смертью безвременною!» – завопил дикий голос.
3. Мохнатое чудовище заревело: «Как ты посмел сорвать в моем саду мой любимый цветок?».
4. Утром позвал к себе купец старшую дочь, рассказал ей все, что с ним приключилось, и спросил: «Хочешь ли ты избавить меня от смерти лютой и поехать жить к зверю лесному?».
5. «Пусть та дочь и выручает отца, для кого он доставал аленький цветочек», – сказала старшая дочь и наотрез отказалась ехать.

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 2

Объясните постановку знаков препинания в предложениях с прямой речью. Постройте схемы предложений.
* В случае затруднения смотрите схемы в начале сборника.

1. Мама сказала Элли: «В прежние времена жили волшебники, а потом перевелись».
2. «А все-таки без волшебников скучно. Если бы я вдруг сделалась королевой, то обязательно приказала бы, чтобы в каждом городе и в каждой деревне был волшебник», – ответила Элли.
3. «Ой, Тотошка, какой ты смешной!» – сказала Элли.
4. Старушка обратилась к Элли: «Скажи мне, как ты очутилась в стране Жевунов, милое дитя?».
5. «Меня принес сюда ураган в этом домике», – робко ответила Элли.
6. «Никогда не слыхала такого названия», – сказала волшебница, поджав губы.
7. «Это правда, сударыня. Во время ураганов мы прячемся в погреб, но я побежала в домик за моей собачкой», – смущенно ответила Элли.
8. Волшебница Виллина огорчилась: «Такого безрассудного поступка моя волшебная книга никак не могла предвидеть!».

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 3

Какие глаголы мы употребим в предложении с прямой речью, если надо передать:

1) сильное волнение;
2) возмущение, негодование;
3) спокойное настроение;
4) радость;
5) просьбу;
6) задать вопрос?

Распределите глаголы по группам.

Попросил, сказал, возмутился, провозгласил, ужаснулся, сообщил, спросил, ответил, взмолился, возразил, воскликнул, закричал, поинтересовался, усмехнулся, заревел, подумал, переспросил, приказал, упрекнул, рассердился, услышал, произнес, успокаивал, выспрашивал, промолвил.

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 4

подумал, скомандовала, поинтересовалась, прошипела, говорили, ответила, сказали, спрашивали.

«Шевелите лапками!» – ______ утка, поворачиваясь к утятам. «Какой он большой и несуразный!» – ______ злая утка. Утка-мать ______: «Он некрасив, а плавает лучше других». «Слишком велик», – ______ куры. Дикие утки ______: «Это что за птица?» «Я такой гадкий, что даже собаке противно меня съесть», – ______ утенок. «Умеешь ли ты выгибать спину и мурлыкать?» – ______ кошка. «Новый лебедь лучше всех! Он такой красивый и молодой!» – ______ дети и взрослые.

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 4

Вставьте в предложения данные глаголы речи:

сказал, подумал, взмолился, отвечал, закричал, поинтересовался, спросил, промолвил.

Испугался Осел и ______: «Куда я пойду, куда денусь? Стар я стал и слаб». А потом ______: «Пойду-ка я в город Бремен и стану там уличным музыкантом». «Ах, Осел, пожалей меня!» – ______ собака. «Что ты такой невеселый?» – ______ Осел, заметив Кота. «Пойдем, Петушок, с нами в город Бремен», – ______ Осел. Радостно ______ Петух: «Огонек светится!». Заглянул Осел в окно и ______: «Сидят за столом разбойники, едят и пьют». «Как бы нам этих разбойников из дома выгнать?» – ______ Петух.

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 4

Вставьте в предложения данные глаголы речи:

ответил, сказал, пропищал, закричал, переспросил, поинтересовался, спросил, рявкнул.

Кот отвесил королю почтительный поклон и ______: «Мой господин приказал преподнести вам этот скромный подарок». «Поблагодари своего господина», – ______ король. Кот бросился к карете и ______: «Помогите! Маркиз де Карабас тонет!». Король ______, выглянув из окна: «Чей это луг вы косите?». «Меня уверяли, что вы умеете превращаться в любого зверя», – ______ Кот. «Я сейчас же сделаюсь львом», – ______ великан. «А вы умеете превращаться в самых мелких животных?» – ______ Кот. «Вы считаете это совершенно невозможным?» – ______ великан.

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 5

Расставьте знаки препинания.
* В случае затруднения смотрите схемы в начале сборника.

Какая сегодня прекрасная мокрая погода подумала лягушка Утки кричали хлопая крыльями хорошо на юге Лягушка пришла в восторг и спросила а много ли там комаров и лягушек Целые тучи отвечала утка Возьмите меня с собой попросила лягушка Удивленная утка воскликнула а как мы тебя возьмем У тебя ведь нет крыльев Позвольте мне подумать пять минут взмолилась лягушка Утки лягушку несут кричали ребята Она не выдержала и закричала это я все придумала Я изобрела необыкновенный способ путешествия на утках поведала лягушка местным квакушкам Я пробуду у вас до весны проговорила лягушка-путешественница

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 5

Расставьте знаки препинания.
* В случае затруднения смотрите схемы в начале сборника.

Жил на свете король который очень любил наряжаться Однажды в город прибыли двое обманщиков которые выдавали себя за ткачей Мы можем делать такую чудесную ткань которая становится невидимой для глупого человека уверяли они Король воскликнул вот это будет платье Он обрадовался что сможет отличить умных людей от глупых Приступайте к работе сказал король Все говорили мастера усердно работают а у самих на станках ничего нет Неужели я настолько глуп ведь я ткани не вижу подумал министр Ткач спросил как ваше мнение Чудесно восхитительно ответил министр

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 5

Расставьте знаки препинания.
* В случае затруднения смотрите схемы в начале сборника.

Русалочка спасла принца Она захотела узнать больше о людях У своей мудрой бабушки Русалочка спросила чем отличаются люди от русалок У них есть душа Ты тоже обретешь душу если в тебя влюбится кто-нибудь из людей ответила бабушка Я должна быть похожа на людей решила Русалочка и обратилась за помощью к морской ведьме Знаю зачем ты пришла проговорила она Ты отделаешься от своего хвоста но взамен отдашь мне свой чудесный голос проговорила ведьма смеясь Хорошо ответила Русалочка Ведьма поставила котел на огонь чтобы сварить зелье

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 6

Лисица, сидя под окном, пела: «Петушок, петушок, золотой гребешок, выгляни в окошко, дам тебе горошку». «Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису», – сказал кот, собираясь на охоту. Говорит хитрая лиса: «Что же, Петя, ты такой гордый стал?». «Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы. Котик-братик, выручи меня!» – закричал петушок. Выходя из дома, кот строго приказал: «Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису». – «Нет, лиса, больше не обманешь меня! Не выгляну в окошко», – подумал петушок. Подойдя к окну, хитрая лиса воскликнула: «Посмотри, Петя, сколько у меня всяких диковинок!»

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 6

Перестройте предложения, поменяв местами прямую речь со словами автора. Сделайте вывод о месте глагола речи относительно прямой речи.

«Доброе утро! My», – вздохнула корова за рекой. Ежик тихо проговорил: «Вот и звезда упала, и трава наклонилась влево, и от елки осталась одна верхушка, и теперь она плывет рядом с лошадью». «Где же теперь лошадь?» – подумал ежик. Он продолжал рассуждать: «Лошадь захлебнется в тумане, если ляжет спать?». «Я в реке из тумана», – сообразил ежик. Он решил: «Пускай эта река сама несет меня». «Вот так история», – подумал еж. Ежик проворчал: «Разве кто в это поверит?».

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 6

Перестройте предложения, поменяв местами прямую речь со словами автора. Сделайте вывод о месте глагола речи относительно прямой речи.

«Что это за книжка, если в ней нет картинок?» – подумала Алиса. Кролик пробормотал себе под нос: «Как же я опаздываю!». «Едят ли кошки летучих мышей?» – засыпая, проговорила Алиса. Девочка строго сказала: «Сначала я должна убедиться, что здесь нигде не написано слово яд ». «Я заставляю долго ждать герцогиню», – довольно быстро проговорил кролик. Алиса продолжала разговаривать сама с собой: «Как странно все сегодня! А вот вчера все было обычно».

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 7

Образец:


«Плохо попасть в такую непогоду», – сказал старый поэт. «Я озяб и промок», – закричал ребенок.
«Меня зовут Амур», – ответил мальчик.
«Я умею стрелять из лука», – рассказал веселый мальчуган. «Мой лук совсем не испорчен», – воскликнул мальчик.
«Мальчики и девочки! Остерегайтесь этого Амура», – сказал поэт. «Этот мальчик – большой плут», – сказал добрый старик.
«Дети, не связывайтесь со скверным мальчишкой», – предупредил старик.
«Мой лук совсем высох, но ему ничего не сделалось», – сказал Амур.

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 7

Перестройте предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью.

Образец:

Злая мачеха приказала падчерице: «Сходи в лес и набери там подснежников».
Злая мачеха приказала падчерице, чтобы она сходила в лес и набрала там подснежников.

«Раньше марта месяца они не появятся на свет», – сказала удивленная девочка.
«Иди в лес да без цветов не возвращайся», – сказала сестра заплаканной девочке.
«Все равно где замерзать», – подумала бедняжка, сев на поваленное дерево.
Девочка показала старику пустую корзинку и сказала: «Нужно мне набрать в нее подснежников».
Бедняжка заплакала и сказала: «Уж лучше мне в лесу замерзнуть, чем домой без подснежников вернуться».
Усмехнулся старик и говорит: «Торопись и быстрее собирай цветы».
Мачеха кричит дочке: «Надень рукавички и застегни шубку!».

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 7

Перестройте предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью.

Образец:

Злая мачеха приказала падчерице: «Сходи в лес и набери там подснежников».
Злая мачеха приказала падчерице, чтобы она сходила в лес и набрала там подснежников.

«Мои цветочки совсем завяли», – сказала маленькая Ида.
«Цветы сегодня ночью были на балу», – сказал студент.
«Маленькие маргаритки и ландыши тоже пляшут», – рассказал он.
«Ты очень мила», – сказала большая крапива красной гвоздике. «Встань с постельки, Софи», – сказала маленькая Ида кукле.
«Я знаю, где будет бал ночью», – шепнула девочка тюльпанам и гиацинтам.
«Это глупые выдумки», – громко закричала восковая кукла Софи.
«Софи, ты плохая», – сказала маленькая Ида.

    Проверьте себя по ключам в конце сборника.

Упражнение № 8



Девочка вошла, сп_ткнулась о веревочку и упала. Б_шмачок с правой ноги слетел и отк_тился в сторону. Хитрая Бастинда схватила его и надела на свою ногу. «Отдайте башмачок! Как вам не стыдно!» – закричала Элли. «Попробуй отбери!» – кривляясь, отвечала старуха. Элли схв_тила ведро воды, подбежала к старухе и окатила ее водой (с)головы (до)ног. От нее пов_лил жар. Волшебница завиз(?)жала: «Что ты наделала? Ведь я сейчас растаю». «Мне очень жаль, сударыня. Но зачем вы украли башмачок?» – ответила Элли. Голос волшебницы прервался, она с ш_пением осела на пол. Элли с ужасом глядела на гибель Бастинды.

Упражнение № 8

Приготовьтесь писать диктант.

1. Прочитайте выразительно текст.
2. Объясните постановку знаков препинания.
3. Объясните правописание пропущенных букв.

Заплакала па_ч_рица и побежала рассказать мачехе о своей беде. Мачеха сердито сказала: «Ты ур_нила веретено, ты его и доставай!». «Без веретена не возвращайся!» – гневно крикнула она девушке. Очнувшись, она увидела, что лежит на зеленой лужайке. Яблоня попросила девушку: «Потряси меня! Мои яблочки давно поспели!». Девушка тр_сла яблоньку (до)(тех)(пор), пока не осталось ни одного яблочка. В окно избушки выглянула старуха и крикнула ей: «Если будешь хорошо работать, я тебя награжу». А через минуту добавила: «Работай отлично! Когда от моей перины перья летят, на земле снег идет!». Хорошо ж_лось девушке у Метелицы. Та ее не ругала, а кормила всегда сытно и вкусно.

Упражнение № 8

Приготовьтесь писать диктант.

1. Прочитайте выразительно текст.
2. Объясните постановку знаков препинания.
3. Объясните правописание пропущенных букв.

На краю сундука сидел маленький человечек. «Это самый настоящий гном!» – догадался Нильс. Мать часто рассказывала о том, что гномы живут в лесу и все знают о кладах, которые зарыты в землю. Нильс соск_льзнул на пол и (с,з)дернул сачок с гвоздя. Гном взмолился: «Отпусти меня, я дам тебе за это золотую монетку. Она будет большая, как пуговица на твоей рубашке». Нильс подумал и сказал: «Это очень хорошо». Через несколько минут он решил, что попр_сил мало. «Я хочу, что(бы) ты учил за меня уроки!» – добавил Нильс и посмотрел на гнома в сетке сачка. Вдруг сачок выпал из рук, а мальчик отк_тился кубарем в угол. «Я теперь не больше воробья!» – воскликнул он, когда увидел себя в зеркале. Маленький Нильс решил: «Мне надо обязательно найти гнома».

Упражнение № 9

Прочитайте текст. Озаглавьте его. Объясните постановку знаков препинания в тексте.

Упражнение № 9

Прочитайте текст. Озаглавьте его. Объясните постановку знаков препинания в тексте.
Подумайте, с какой целью в сказке используется прямая речь. Составьте план текста и подготовьтесь к изложению.

Под елкой лежали подарки. «Как много игрушек!» – воскликнула Мари. Девочка смущенно спросила: «Ах, милый папочка, для кого этот хорошенький человечек?» – «Он куплен для всех и будет аккуратно разгрызать твердые орехи», – ответил отец.
Мари положила в рот Щелкунчика орех. Скорлупа ореха треснула и упала, а у Мари осталось на ладони вкусное ядрышко. Она выбирала самые маленькие орехи, чтобы человечку не приходилось разевать рот слишком широко.
Брат тоже подбежал к Мари и расхохотался при виде смешного человечка. «Посмотрите, какой большой орех!» – крикнул мальчик. Раздался треск – и три зуба выпали у Щелкунчика изо рта. «Бедный, милый Щелкунчик!» – закричала Мари и отобрала его. «А что он берется орехи грызть, а зубы у него никуда не годятся! Нечего с ним церемониться!» – воскликнул мальчик. Мари зарыдала и завернула больного Щелкунчика в носовой платок.
К детям подошел отец и сказал: «Я отдаю Щелкунчика на попечение Мари. Он нуждается в ее заботе». «Раненых никогда не оставляют в строю», – добавил он. Мари подвязала Щелкунчику пострадавшую челюсть красивой белой ленточкой, которую отколола от своего платья.

Упражнение № 9

Прочитайте текст. Озаглавьте его. Объясните постановку знаков препинания в тексте. Подумайте, с какой целью в сказке используется прямая речь.
Составьте план текста и подготовьтесь к изложению.

Великому художнику и строителю Дедалу пришлось бежать из Афин. Критский царь Минос дал ему пристанище. Дедал знал, что царь никогда не отпустит его.
Однажды, сидя у моря, мастер подумал: «Птицы рассекают крыльями воздух и летят куда хотят. Разве человек хуже птицы?». Он собрал перья больших птиц, искусно связал их и скрепил воском. Дедал сделал два крыла для себя и для своего сына Икара. Крылья прикреплялись к груди и рукам.
Дедал надел крылья сыну и сказал: «Спокойно взмахивай руками. Не спускайся слишком низко к волнам и не поднимайся очень высоко». Осторожно летел Дедал. Икар решил: «Поднимусь высоко-высоко, выше ласточек, выше жаворонка, к самому солнцу».
Под жаркими лучами растаял воск, распались перья. Икар стремительно падал и исчез в море. Дедал, опустившись на остров, сломал крылья и проклял искусство, погубившее сына. Люди запомнили эту легенду и вспоминали о ней, мечтая о покорении воздуха.

В работе над проектом были использованы следующие сказки и мифы:

1) «Три поросенка»;
2) «12 месяцев»;
3) «Лягушка-путешественница»;
4) «Аленький цветочек»;
5) «Бременские музыканты»;
6) «Кот, петух и лиса»;
7) «Дедал и Икар»;
8) «Волшебник Изумрудного города»;
9) «Ежик в тумане»;
10) «Приключения Алисы в стране чудес»;
11) «Волк и семеро козлят»:
12) «Гадкий утенок»;
13) «Дюймовочка»;
14) «По щучьему велению»;
15) «Приключения кота Леопольда»;
16) «Телефон»;
17) «Золушка»;
18) «Маша и медведь»;
19) «Приключения Буратино»;
20) «Царевна-лягушка»;
21) «Доктор Айболит»;
22) «Два жадных медвежонка»;
23) «Красная Шапочка»;
24) «Лиса и волк»;
25) «Мороз Иванович»;Ъ
26) «Сивка-Бурка»;
27) «Каменный цветок»;
28) «Незнайка и его друзья»;
29) «Волшебное кольцо»;
30) «Русалочка»;
31) «Новое платье короля»;
32) «Оле-Лукойе»;
33) «Карлик Нос»;
34) «Госпожа Метелица»;
35) «Скверный мальчишка»;
36) «Колобок»;
37) «Огниво»;
38) «Щелкунчик и мышиный король»;
39) «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»;
40) «Цветы маленькой Иды».

При работе над проектом была использована следующая литература:

Д.Э. Розенталь, Е.В. Джанджакова, Н.П. Кабанова. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М., 1998.

И.Э. Савко. Весь школьный курс русского языка. Минск, Современный литератор, 2002.

Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. Современный русский язык. М.: Айрис-Пресс, 2004.

Д.Э. Розенталь. Пунктуация и управление в русском языке. М.: Книга, 1988.

В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5–9-е классы. М.: Дрофа, 2002.

При передаче на письме требует особого пунктуационного оформления. Оно зависит от положения прямой речи и слов автора относительно друг друга.
Возможны следующие случаи:

«Хорошо, что ты зашла», - сказала соседка.
«Как я рада тебя видеть!» - сказала соседка.
«Зайдёшь завтра?» - спросила соседка.

Соседка сказала: «Хорошо, что ты зашла».
Соседка сказала: «Как я рада тебя видеть!»
Соседка спросила: «Зайдёшь завтра?»

Схемы:
р.а.: «П.р.».
р.а.: «П.р.!»
р.а.: «П.р.?»

«Хорошо, - сказала соседка, - что ты зашла».
«Оленька! - сказала соседка. - Как я рада тебя видеть!»
«Оленька, - спросила соседка, - зайдёшь завтра?»

Схемы:
«П.р., - р.а., - п.р.».
«П.р.! - р.а. - П.р.!»
«П.р., - р.а., - п.р.?»

Примечание:

Если первая часть прямой речи оканчивается точкой, вопросительным или восклицательным знаком, то вторая часть прямой речи начинается с прописной (большой) буквы.
Если первая часть прямой речи оканчивается на запятую, точку с запятой, тире, двоеточие, многоточие, т.е. если предложение не завершено, то вторая часть начинается со строчной (маленькой) буквы.

Например:
«Париж - столица Франции, - поправил он младшую сестру. - А не Италии».

«Париж, - поправил он младшую сестру, - столица Франции, а не Италии».

Он сразу поправил младшую сестру: «Париж - столица Франции, а не Италии» - и вышел из комнаты, чтобы не мешать девочкам общаться.

Сказав: «До свидания!», он вышел из комнаты, чтобы не мешать девочкам общаться.

§2. Пунктуационное оформление диалога

Диалоги и полилоги (разговор нескольких лиц) в художественной литературе, публицистике, а точнее, в печатных изданиях оформляются без использования кавычек.

В начале реплик диалога ставится тире, например:

«Толпа шумела, все говорили громко, кричали, бранились, но толком ничего нельзя было разобрать. Доктор подошёл к молодой женщине, державшей на руках толстую серую кошку, и спросил:

Будьте добры, объясните, что здесь происходит? Почему народу так много, что за причина его волнения, и почему закрыты городские ворота?
- Гвардейцы не выпускают людей из города...
- Почему же их не выпускают?
- Чтобы они не помогли тем, которые уже вышли из города...
Женщина уронила толстую кошку. Кошка шлёпнулась, как сырое тесто. Толпа заревела.»

(Ю.Олеша, Три толстяка)

Отдельные реплики также могут быть оформлены с помощью тире:

«Когда он пришёл в себя, уже был вечер. Доктор посмотрел вокруг:
- Какая досада! Очки, конечно, разбились. Когда я смотрю без очков, я, вероятно, вижу так, как видит не близорукий человек, если надевает очки. Это очень неприятно.»

(Ю. Олеша, Три толстяка)

Примечание:

Если прямая речь сочетается с речью автора, то могут использоваться разные схемы расстановки знаков препинания. Пунктуация будет различаться в зависимости от взаимоположения прямой речи и речи автора. Но кавычки не нужны. Прямая речь отделяется с помощью тире.

1) Р.а.: - П.р. Например:

Потом он поворчал по поводу отломанных каблуков:
- Я и так невелик ростом, а теперь стану на вершок ниже. Или, может быть, на два вершка, потому что отломились два каблука? Нет, конечно, только на один вершок... (Ю. Олеша, Три толстяка)

2) - П.р., - р.а. Например:

- Караул! - кричал продавец, ни на что не надеясь и дрыгая ногами (Ю.Олеша, Три Толстяка).

3) Р.а.: - П.р.! - р.а. Например:

И вдруг гвардеец с разбитым носом сказал:
- Стой! - и поднял высоко факел (Ю.Олеша, Три Толстяка).

4) -П.р., - р.а. - П.р. Например:

- Перестаньте кричать! - рассердился он. - Разве можно так громко кричать! (Ю.Олеша, Три толстяка)

То есть логика оформления прямой речи и речи автора сохраняется, но не используются кавычки. Вместо них в начале прямой речи всякий раз ставится тире.

Вконтакте

«Говорим, говорим…» или правила пунктуации для прямой речи

Все наши слова, складывающиеся в монологи, диалоги и полилоги, и есть прямая речь в . Другое дело – как правильно оформить данное высказывание, верно вставив его в авторские мысли на письме. В чем отличие косвенной от прямой? И какие знаки препинания в русском языке используются для ее обозначения? Подробности в данной статье.

Вконтакте

Прямая речь в русском языке: что это такое?

По сути, прямой речью и называют слова говорящего, которые вставлены дословно в мысли автора. Такой формат отличается индивидуальностью и обладает того, чьи слова воспроизведены. Человек может использовать диалектизмы, соблюдать паузы или насыщать свои высказывания вводными конструкциями.

Внимание ! Никаких дополнительных союзов или местоимений введение такого речевого типа не предусматривает.

Оформление прямой речи обычно выделяется посредством кавычек либо отдельным абзацем. В качестве разновидности сюда можно отнести также цитирование – это выделение авторской речи в кавычках.

Что такое прямая речь?

Правила оформления

Как пишется прямая речь? Лучшим средством для запоминания пунктуации являются схематические правила.

Расшифровка обозначений: «П» – прямая речь, «А» – слова автора.

Для лучшего понимания приведем примеры для левой колонки схем:

  1. Он прокричал: «Начался дождь!»
  2. Он спросил: «Дождь еще не начался?»
  3. Он подумал: «Скоро будет дождь…»
  4. Он пожал плечами: «Все-таки дождь пошел».
  1. «Мы идем гулять!» – засмеялась она.
  2. «Мы пойдем гулять?» – спросила она.
  3. «Мы уже гуляем», – ответила она по телефону.

И последними идут примеры для правой колонки схем:

  1. Он улыбнулся: «Обед был очень вкусный!» – и зажмурил глаза от удовольствия.
  2. Она взглянула на него: «Ты действительно так считаешь?» – и сильно удивилась.
  3. Он задумался, глядя вдаль: «Может, ты и прав…» – и покачал головой.
  4. Она подбежала к нему: «Папа, возьми кленовый листок», – и протянула его своей маленькой ручкой.

«П, – а. – П».

В таких сложных случаях в кавычки берется все высказывание вместе с авторскими словами.

Пример: «Я приеду потом, – сказал он. – Ужинайте без меня».

Важно! Такой речевой тип членом предложения не является!

Пунктуационные схемы

Как правильно оформить диалог?

Диалогом называют обмен репликами двух людей, поэтому на письме этот речевой вид оформляется без кавычек , и каждая реплика пишется с новой строки. Перед началом высказывания идет также постановка тире.

Схема примерного диалога:

Где «Р» – реплика.

Тот же словесный пример:

– Мы сегодня ходили на экскурсию.

– В палеонтологический музей.

– Здорово!

– Да, было очень интересно!

Иногда можно встретить необычный диалог, который вытянут в строку. Это делается потому, что реплики очень короткие. Данные диалоги оформляются по тому же самому правила, как и вкрапление авторских слов.

Например:

– Кто там? – спросила она. – Это я!

В том случае, если предложение содержит в себе две конструкции с прямой речью и каждая имеет в основе свой глагол, то перед началом «второй» конструкции ставится тире.

– Пойдем, уже темнеет, – сказал он и тихо спросил: – Ты не замерзла?

И самым интересным случаем является следующее оформление, когда несколько реплик, это может быть и диалог, и полилог (обмен репликами нескольких людей), идут друг за другом в строку. Причем не указывается, кому принадлежат данные слова, являются ли они словами автора или героев разговора. При этом каждая реплика оформляется в отдельных кавычках и с тире.

«П, – а, – п?» – «П». – «П?» – «П». – «П?» – «П».

Например:

«Скажи, мне, бабушка, вот что, – попросил я, – нужно тебе еще чем помочь по дому?» –- «Спасибо, внучок, есть для тебя еще работа». – «Какая, бабуль?» – «Да вот дверцу прикрутить у шкафа». – «И давно она отваливается?» – «Уже два дня, неудобно так».

Оформление диалогов

Внимание! Тире и дефис не тождественны. Тире ставится внутри предложений или в начале оформления диалога, а дефис делит на составные части только слова.

Разновидности: цитата и несобственно-прямая речь

Как уже было сказано выше, цитирование отличается от прямой речи в русском языке тем, что вторая может быть косвенной. А самым главным отличием является то, что цитата с ее уникальностью может быть также членом предложения . Единственным сходством цитаты и данного речевого типа будут кавычки: и то, и другое всегда ими оформляется на письме.

Правила пунктуации для цитирования:

  • Если цитата становится косвенным высказыванием или другой частью предложения, которая органично вписывается в текст, то она берется в кавычки и пишется со строчной буквы. При анализе предложения такая цитата также разбирается, как и авторские слова. Например: «Тем, кто выступал независимыми судьями на шоу, было сразу понятно, «кто есть кто», и обмануть себя они не дали.
  • Если цитата становится членом предложения, то пишется она с заглавной буквы и выделятся кавычками при письме. Прямой речью такое цитирование также не считается.

Например: «Любовная лодка разбилась о быт» – данной строчке уже более 80 лет.

Отдельным особняком стоит несобственно-прямая конструкция, которая выглядит как отрывок повествования, передающий мысли, эмоции, настроение или позицию изображенного персонажа. Однако такая прямая речь с особой интонацией никак не выделяется: ни синтаксически, ни пунктуационно. Автором этого приема в литературе является А.С. Пушкин, чтобы говорить и одновременно думать за своего персонажа. Такая речевая позиция является трансляцией чужой мысли.

Например: Вот его дом. Он обветшалый, туда давненько никто не заходил. А вот и парадное. Господи! Как он мог жить здесь? На полу слой грязи, обои разорваны. Настоящая дыра!

Эта конструкция, естественно, имеет отношение к автору, поэтому все местоимения и глагольные формы выбраны именно с его позиции, но все же такая несобственно-прямая речь имеет лексические и стилистические особенности, которые присущи нашему речевому типу. Например, применение разговорной .

Примеры прямой речи

Когда Андрей доехал домой, его решительность и мало-помалу испарилась…он посмотрел в окно: Москва была по-весеннему прекрасна. Горожане любовались первыми одуванчиками…Где теперь Анна? Каково ей на чужбине? Совсем пропала. Чем же она занята? Андрей вернулся к компьютеру и снова начал набирать сообщение.

Проблему данного типа повествования впервые стал изучать Михаил Бахтин, а Волошинов уже заговорил о ее двухакцентности и том, каким многоголосьем отдает такой тон повествования. Успенский же предложил соединить эти конструкции с внутренним монологом героя и обозначить их как промежуточную стадию перехода прямой речи в косвенную.

Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них

Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи

Вывод

Таким образом, ответом на вопрос, что такое прямая речь, становится полное убеждение в том, что это довольно важная часть текстовых фрагментов, так как вбирает в себя не только стилистические особенности говорящего и отражает его индивидуальность, но и передает черты характера, а также способствует лучшему пониманию смысла. Такой речевой тип делает текст более живым, насыщает эмоциями и приближает читателя к реальности. А оформлять его совсем не сложно, если схематично заучить легкие пунктуационные правила.