Кем работала раиса кудашева. Раиса Горбачева: биография, семья, причины смерти. Подготовил Вадим Грачев

После своих речей о домогательствах, депутат Государственной думы Раиса Кармазина стала звездой интернета. Фраза «Ко мне никто не домагивался. Была в триста раз красивее, чем они! И не глупее их! 50 лет работаю — 49 лет стажа будет 1 июля — с 18 лет, никто не домагивался! Никто не домагивался! Не давала повода и не давала ничего! А если бы кто домогнулся — влепила бы!», — моментально разошлась на мемы. А мы решили по этому поводу вспомнить биографию Раисы Васильевны.

К сожалению, о временах 50-летней давности фотосвидетельств не сохранилось, и посмотреть на в триста раз более красивую, чем журналистки сейчас, Раису Васильевну не получится. Кадров того нежного возраста, когда домагивавшегося до Кармазиной ждала не только «влепка», но и уголовный срок, тоже. Так что придется довольствоваться скупыми биографическими данными.

Родилась будущая народная избранница в казачьем Ростове-на-Дону 9 января 1951 года. Свое казачье происхождение Раиса Васильевна и по сей день подчеркивает при каждом удобном случае.

«Я казачка, и у нас, если девушка выходила замуж за парня, который не служил... считалось, что он негожий, неслужённый. Я считаю, должны быть ещё и общественные меры воздействия — это презрение к тому, кто не отдал свой долг», — говорила Раиса Кармазина на заседании Государственной думы.

В 1977 году Кармазина окончила Ростовский институт народного хозяйства и переехала в Норильск, где в 1978 году поступила на службу в органы финансового управления и федерального казначейства Норильска в Красноярском крае, где, не давая повод и не давая ничего, проработала до 1998 года. Кстати, судя по этим датам, трудовой стаж депутат, видимо, отсчитывает не с начала работы в финансовом ведомстве, а с каких-то других дат и работ, в официальной биографии не отраженных.

Параллельно складывалась законотворческая карьера Ларисы Васильевны. Уже через два года после начала работы финансистом она становится депутатом Норильского горсовета, где трудится до 1990 года.

Последние годы СССР стали временем нового витка карьерного роста Кармазиной. В 90-м она становится депутатом Краевого совета депутатов, а в 94-м, после вторичных выборов, избирается в депутаты только что появившегося законодательного собрания. Правда, в 95-м не фартануло, и Кармазина, шедшая в ЗС от проправительственного движения «Наш дом Россия» по Енисейскому округу, проиграла выборы суперпопулярному в то время борцу с коррупцией Нелли Жуковой. Время до 1997 года было первым и пока последним перерывом в депутатской деятельности Раисы Васильевны.

В 1997-м Кармазина возвращается в ЗС, где занимает пост председателя постоянной комиссии по финансам, бюджету и налоговой политике. В 2000-м норильская казачка переходит в партию «Единство», ставшую впоследствии «Единой Россией», и уже не покидает её.

Кстати, к этому периоду относится старейшая из доступных в интернете фотография Раисы Васильевной. Размещена она в авторской статье депутата о Съезде депутатов 1998 года и содержит фото того же периода.

Депутатом Государственной думы от «Единой России» Кармазина становится в 2003 году. Теперь она будет выигрывать все думские выборы. В нынешней думе она занимает сразу несколько важных постов: первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия», член комитета ГД по бюджету и налогам, член комиссии ГД по вопросам депутатской этики.

Коллеги по думе характеризуют Кармазину как душу компании. «Вставить веселое и даже крепкое слово Раиса Кармазина умеет. Это ее качество це­нят многие коллеги по фракции. Владислав Третьяк, прославленный хоккеист и депутат, напрямую обращается на заседании комитета: Раиса Васильевна, спасайте патовую ситуацию — срочно расскажите анекдот!», — утверждает газета «Тувинская правда».

Нельзя сказать, что до истории про «домагивания» Раиса Васильевна вела себя незаметно, выделяясь среди сослуживцев только красотой и экстравагантной прической.

Первый раз Кармазина оскандалилась после принятия закона о запрете на усыновление российских детей гражданами США. Официально закон носит название «Законы Димы Яковлева» в честь погибшего в приемной семье мальчика из России, оппозиция же прозвала документ «Законом подлецов». После его принятия Кармазина в интервью красноярскому каналу «Прима» заявила, что поддерживает закон, хотя его не читала. Дело было в 2012-м году.

В том же 2012-м Кармазина еще раз попала в новости, на этот раз как жертва ограбления. Неизвестные вынесли из квартиры депутата деньги и украшения.

Возможно, именно нанесенный ворами ущерб заставил Кармазину в 2013-том снова привлечь всеобщее внимание, потребовав поднять зарплату депутатам, до министерского уровня.

«Когда же наконец мы будем получать зарплату такую, как у министров?» — посетовала она на заседании бюджетного комитета Госдумы. Кармазина заметила, что за девять с лишним лет ее депутатства зарплаты индексировались лишь дважды».

Так как зарплата депутата в то время составляла 150 тысяч рублей, население заявлением Кармазиной было несколько фраппировано.

В 2017-м, после выхода фильма Навального о Медведеве, Кармазина в очередной раз показала, что для того чтобы составить о каком-то явлении свое мнение, знакомиться с ним не обязательно. Я не читала этой «статьи» заявила она и добавила

«Мало ли что там пишет Навальный, он кто такой? Прокурор, [сотрудник] СК РФ? Он просто гражданин. Это его личное дело, понятное; человек, который лезет в политику, который ничего не сделал для страны, вообще ничего, ноль! И я его комментировать не собираюсь. Пусть сначала бревно в глазу вытащит».

Но уровня сегодняшней славы депутат от Красноярского края еще не достигала. Так что именно эта неделя может считаться пиковой в карьере Раисы Кармазиной.

От редакции

«Проспект Мира» присоединяется к бойкоту Госдумы и членов комитета по этике, которые оправдали действия своего коллеги в частности — представляющую в российском парламенте Красноярский край Раису Кармазину.

[Там в комментах хороший диалог по теме с автором поста.]

Однажды председателю Союза писателей Александру Фадееву доложили, что пришла какая-то старуха, просит ее принять, говорит, что она стихи пишет. Фадеев велел ее впустить. Войдя в кабинет, посетительница села, положила на колени котомку, которую держала в руках, и сказала:
— Жить тяжело, Александр Александрович, помогите как-нибудь.
Фадеев, не зная как быть, сказал:
— Вы действительно стихи пишете?
— Писала, печатали когда-то.
— Ну, хорошо, — сказал он, чтобы кончить это свидание, — прочтите мне что-нибудь из ваших стихотворений.

Она благодарно посмотрела на него и слабым голосом стала читать:

В лесу родилась ёлочка.
В лесу она росла.
Зимой и летом стройная,
Зеленая была…

— Так это вы написали? — воскликнул изумленный Фадеев. По его распоряжению, посетительницу немедленно оформили в Союз писателей и оказали ей всяческую помощь.

Раиса Адамовна Кудашева (так звали старушку) прожила долгую жизнь (1878-1964). Урожденная княжна Гидройц (литовский княжеский род), в юности она служила гувернанткой у князя Кудашева, позже вышла за него замуж. Работала учителем, а в советское время — библиотекарем. В молодости печаталась, главным образом, в детских журналах.

К славе Кудашева относилась с поразительным равнодушием и долгие годы скрывалась под различными инициалами и псевдонимами. Она объясняла это так: «Я не хотела быть известной, но и не писать не могла». В 1899 году в журнале «Русская мысль» была опубликована повесть Кудашевой «Лери», которая так и осталась её единственным произведением для взрослых. В повести рассказывается об отрочестве и юности девушки из дворянской семьи, её первой большой любви к блестящему офицеру. Всего Раиса Кудашева опубликовала около 200 песенок и рассказов, сказок и стихотворных книжек.

В 1903 году она написала рождественское стихотворение «Ёлка»:

Гнутся ветки мохнатые
Вниз к головам детей;
Блещут бусы богатые
Переливом огней;
Шар за шариком прячется,
А звезда за звездой,
Нити светлые катятся,
Словно дождь золотой…
Поиграть, позабавиться,
Собрались детки тут
И тебе, ель-красавица,
Свою песню поют.
Все звенит, разрастается,
Голосков детских хор,
И, сверкая, качается
Ёлки пышный убор.

* * *
В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла,
Зимой и летом стройная, зеленая была!
Метель ей пела песенки: «Спи, ёлка… баю-бай!»
Мороз снежком укутывал: смотри, не замерзай!
Трусишка зайка серенький под ёлочкой скакал,
Порой сам волк, сердитый волк, рысцою пробегал.

* * *
Веселей и дружней
Пойте, деточки!
Склонит ёлка скорей
Свои веточки.
В них орехи блестят
Золоченые…
Кто тебе здесь не рад,
Ель зеленая?

* * *
Чу! Снег по лесу частому под полозом скрипит,
Лошадка мохноногая торопится, бежит.
Везет лошадка дровенки, а в дровнях мужичок.
Срубил он нашу ёлочку под самый корешок...
И вот ты здесь, нарядная, на праздник к нам пришла,
И много-много радости детишкам принесла.

***
Веселей и дружней
Пойте, деточки!
Склонит ёлка скорей
Свои веточки.
Выбирайте себе
Что понравится…
Ай, спасибо тебе,
Ель-красавица!

Эти стихи за подписью «А.Э.» были опубликованы в Рождественском номере журнала «Малютка». Как видим, они представляли собой нечто вроде сценария рождественской игры. Детишек призывают петь «веселей и дружней», чтобы заслужить подарки и лакомства, висящие на ёлочке. Но «голосков детских хор» на основе ее стихов раздался только несколько лет спустя.

В 1905 году кудашевская «Ёлка» попалась на глаза агроному и страстному любителю музыки Леониду Карловичу Бекману (1872-1939). Это был прибалтийский немец, потомственный дворянин, обладавший незаурядными музыкальными способностями. В студенческом хоре университета он пел партию будущего выдающегося певца Собинова, когда тот почему-нибудь не мог выступать. Незадолго до описываемых событий, в феврале 1903 года, Л. Бекман женился на Елене Щербине — приемной дочери Е.Н. Щербины (директора гостиницы «Славянский базар»), талантливой пианистке, закончившей за четыре года до этого с золотой медалью Московскую консерваторию, впоследствии заслуженной артистке России, профессоре Московской консерватории. Профессиональное мастерство ее было таково, что ради шутки она могла лечь животом на крышку инструмента и играть вниз головой.

Л.Бекман с семьей

Рождение песни произошло 17 октября 1905 года — в день, когда царь подписал исторический манифест, преобразивший государственные устои Российской империи.

По воспоминаниям Елены Бекман-Щербины, дело было так:
«17 октября 1905 года моей старшей дочке Верочке исполнилось два года, и я утром подарила ей живую куклу — сестричку Олю, которая родилась в половине первого ночи, то есть тоже 17 октября. Верочка была в полном восторге. Пока я еще лежала в постели, Леонид как-то сел за рояль, посадил Верика на колени и сочинил для нее песенку на стихотворение из детского журнала «Малютка» — «В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла…» Верочка, обладавшая прекрасным слухом, быстро ее выучила, а я, чтобы не забыть песенку, ее записала. Впоследствии мы оба стали сочинять для детей и другие песенки. Так возник сборник «Верочкины песенки», выдержавший в короткий срок четыре издания, затем — «Оленька-певунья».

Позже музыкальные критики находили, что музыка Бекмана не вполне оригинальна. Мелодия "Елки" перекликается с песенкой шведской поэтессы и композитора Эмми Кёлер «Зажигаются тысячи рождественских свечей» («Nu tändas tusen juleljus», 1898)

и с немецкой студенческой песней начала XIX века "Wir hatten gebauet ein stattliches Haus".

Тем не менее, о «Елке» одобрительно отозвались Рахманинов, Танеев, Скрябин. После этого новая песенка стала приобретать все более широкое признание, хотя Кудашева многие годы об этом даже не догадывалась.

В 1933 году, когда в СССР впервые официально был отмечен Новый год, призванный вытеснить Рождественские праздники, песня Кудашевой-Бекмана вновь звучала под каждой елкой. Текст Кудашевой оказался идеологически стерильным, и потому приемлемым — в этой Рождественской песне ни разу не упоминается Рождество!

Впрочем, полностью стихи Кудашевой все равно больше уже не поют, в ходу известный всем сокращенный вариант.


Внимание!!!

Записи в этом частном дневнике наблюдений за живой природой социума (далее по тексту Журнал) не предназначены для чтения детьми до 18 лет и взрослми с соответствующим этой возрастной группе уровнем развития. Если вы несовершеннолетний - немедленно перейдите отсюда по любой разрешенной российской цензурой ссылке.

Ни одна из присутствующих здесь заметок не содержит пропаганды наркотиков (даже водки), суицида (самоубийств тоже). Также в настоящем Журнале отсутствуют подробные указания по изготовлению взрывчатых и иных веществ, бездумное применение которых может причинить вред окружающим.

Если же вам все же показалось, что в какой-либо заметке настоящего Журнала присутствуют материалы, обладающие каким-либо из перечисленных выше признаков или какой-либо совокупностью перечисленных выше признаков, то вы - идиот, либо продажный эксперт, либо продажный мент, либо продажный прокурор, либо продажный судья.

Отсутствие материалов экстремистского характера автор гарантировать не в состоянии по независящим от него обстоятельствам, а именно, ввиду объективной невозможности заблаговременного определения, носит ли та или иная запись указанный характер.

Также, автор сего частного журнала является человеком неверующим, в силу чего не в состоянии уверенно определить, оскорбляет ли какое-либо его высказывание какое-либо религиозное чувство какого-либо верующего во что-либо или кого-либо, следовательно, в силу такового незнания, никакое высказывание автора не может иметь целью умысел на преднамеренное оскорбление вышеупомянутых неведомых автору чувств.

За внезапные решения органов государственной власти Российской Федерации автор ответственности не несет.

Однажды председателю Союза писателей Александру Фадееву доложили, что пришла какая-то старуха, просит ее принять, говорит, что она стихи пишет. Фадеев велел ее впустить. Войдя в кабинет, посетительница села, положила на колени котомку, которую держала в руках, и сказала:
— Жить тяжело, Александр Александрович, помогите как-нибудь.
Фадеев, не зная как быть, сказал:
— Вы действительно стихи пишете?
— Писала, печатали когда-то.
— Ну, хорошо, — сказал он, чтобы кончить это свидание, — прочтите мне что-нибудь из ваших стихотворений.

Она благодарно посмотрела на него и слабым голосом стала читать:

В лесу родилась ёлочка.
В лесу она росла.
Зимой и летом стройная,
Зеленая была…

— Так это вы написали? — воскликнул изумленный Фадеев. По его распоряжению, посетительницу немедленно оформили в Союз писателей и оказали ей всяческую помощь.

Раиса Адамовна Кудашева (так звали старушку) прожила долгую жизнь (1878-1964). Урожденная княжна Гидройц (литовский княжеский род), в юности она служила гувернанткой у князя Кудашева, позже вышла за него замуж. Работала учителем, а в советское время — библиотекарем. В молодости печаталась, главным образом, в детских журналах.

К славе Кудашева относилась с поразительным равнодушием и долгие годы скрывалась под различными инициалами и псевдонимами. Она объясняла это так: «Я не хотела быть известной, но и не писать не могла». В 1899 году в журнале «Русская мысль» была опубликована повесть Кудашевой «Лери», которая так и осталась её единственным произведением для взрослых. В повести рассказывается об отрочестве и юности девушки из дворянской семьи, её первой большой любви к блестящему офицеру. Всего Раиса Кудашева опубликовала около 200 песенок и рассказов, сказок и стихотворных книжек.

В 1903 году она написала рождественское стихотворение «Ёлка»:

Гнутся ветки мохнатые
Вниз к головам детей;
Блещут бусы богатые
Переливом огней;
Шар за шариком прячется,
А звезда за звездой,
Нити светлые катятся,
Словно дождь золотой…
Поиграть, позабавиться,
Собрались детки тут
И тебе, ель-красавица,
Свою песню поют.
Все звенит, разрастается,
Голосков детских хор,
И, сверкая, качается
Ёлки пышный убор.

* * *
В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла,
Зимой и летом стройная, зеленая была!
Метель ей пела песенки: «Спи, ёлка… баю-бай!»
Мороз снежком укутывал: смотри, не замерзай!
Трусишка зайка серенький под ёлочкой скакал,
Порой сам волк, сердитый волк, рысцою пробегал.

* * *
Веселей и дружней
Пойте, деточки!
Склонит ёлка скорей
Свои веточки.
В них орехи блестят
Золоченые…
Кто тебе здесь не рад,
Ель зеленая?

* * *
Чу! Снег по лесу частому под полозом скрипит,
Лошадка мохноногая торопится, бежит.
Везет лошадка дровенки, а в дровнях мужичок.
Срубил он нашу ёлочку под самый корешок...
И вот ты здесь, нарядная, на праздник к нам пришла,
И много-много радости детишкам принесла.

***
Веселей и дружней
Пойте, деточки!
Склонит ёлка скорей
Свои веточки.
Выбирайте себе
Что понравится…
Ай, спасибо тебе,
Ель-красавица!

Эти стихи за подписью «А.Э.» были опубликованы в Рождественском номере журнала «Малютка». Как видим, они представляли собой нечто вроде сценария рождественской игры. Детишек призывают петь «веселей и дружней», чтобы заслужить подарки и лакомства, висящие на ёлочке. Но «голосков детских хор» на основе ее стихов раздался только несколько лет спустя.

В 1905 году кудашевская «Ёлка» попалась на глаза агроному и страстному любителю музыки Леониду Карловичу Бекману (1872-1939). Это был прибалтийский немец, потомственный дворянин, обладавший незаурядными музыкальными способностями. В студенческом хоре университета он пел партию будущего выдающегося певца Собинова, когда тот почему-нибудь не мог выступать. Незадолго до описываемых событий, в феврале 1903 года, Л. Бекман женился на Елене Щербине — приемной дочери Е.Н. Щербины (директора гостиницы «Славянский базар»), талантливой пианистке, закончившей за четыре года до этого с золотой медалью Московскую консерваторию, впоследствии заслуженной артистке России, профессоре Московской консерватории. Профессиональное мастерство ее было таково, что ради шутки она могла лечь животом на крышку инструмента и играть вниз головой.

Л.Бекман с семьей

Рождение песни произошло 17 октября 1905 года — в день, когда царь подписал исторический манифест, преобразивший государственные устои Российской империи.

По воспоминаниям Елены Бекман-Щербины, дело было так:
«17 октября 1905 года моей старшей дочке Верочке исполнилось два года, и я утром подарила ей живую куклу — сестричку Олю, которая родилась в половине первого ночи, то есть тоже 17 октября. Верочка была в полном восторге. Пока я еще лежала в постели, Леонид как-то сел за рояль, посадил Верика на колени и сочинил для нее песенку на стихотворение из детского журнала «Малютка» — «В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла…» Верочка, обладавшая прекрасным слухом, быстро ее выучила, а я, чтобы не забыть песенку, ее записала. Впоследствии мы оба стали сочинять для детей и другие песенки. Так возник сборник «Верочкины песенки», выдержавший в короткий срок четыре издания, затем — «Оленька-певунья».

Позже музыкальные критики находили, что музыка Бекмана не вполне оригинальна. Мелодия "Елки" перекликается с песенкой шведской поэтессы и композитора Эмми Кёлер «Зажигаются тысячи рождественских свечей» («Nu tändas tusen juleljus», 1898)

и с немецкой студенческой песней начала XIX века "Wir hatten gebauet ein stattliches Haus".

Тем не менее, о «Елке» одобрительно отозвались Рахманинов, Танеев, Скрябин. После этого новая песенка стала приобретать все более широкое признание, хотя Кудашева многие годы об этом даже не догадывалась.

В 1933 году, когда в СССР впервые официально был отмечен Новый год, призванный вытеснить Рождественские праздники, песня Кудашевой-Бекмана вновь звучала под каждой елкой. Текст Кудашевой оказался идеологически стерильным, и потому приемлемым — в этой Рождественской песне ни разу не упоминается Рождество!

Страница:

Раиса Адамовна Кудашева (3 (15) августа 1878, Москва — 4 ноября 1964, там же) — советская поэтесса, писательница.

В лесу родилась елочка,
В лесу она росла.

Кудашева Раиса Адамовна

Урождённая белорусско-литовская княжна Гедройц из рода литовского происхождения. Отец — чиновник Московского почтамта, дослужившийся до надворного советника.

О жизни известно мало. Окончила женскую гимназию М. Б. Пуссель. Служила гувернанткой у князя Н. А. Кудашева, позже вышла за него замуж. По отзывам близких, обладала педагогическим даром. Работала учителем, а в советское время несколько десятилетий — библиотекарем. Похоронена в Москве на Пятницком кладбище- второй квартал 11 участка.

С детства писала стихи. Первое сочинение появилось в печати в 1896 году (стихотворение «Ручейку» в журнале «Малютка»). С тех пор стихи и детские сказки Кудашевой стали появляться на страницах многих детских журналов, таких как «Малютка», «Светлячок», «Подснежник», «Солнышко» под псевдонимами «А. Э», «А. Эр», «Р. К.». «Я не хотела быть известной, но и не писать не могла», — впоследствии говорила она. В 1899 году в журнале «Русская мысль» была опубликована повесть Кудашевой «Лери», которая так и осталась её единственным произведением для взрослых. В повести рассказывается об отрочестве и юности девушки из дворянской семьи, её первой большой любви к блестящему офицеру.

140 лет назад, 14 августа, родилась Раиса Кудашева - автор строчек песни «В лесу родилась ёлочка». В первой, дореволюционной жизни она была княгиней, педагогом и писательницей. Во второй, советской, проработала 40 лет библиотекарем, скрывая своё дворянское происхождение.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Раиса Кудашева родилась в 1878 году, в Москве, в обеспеченной семье чиновника Почтамта. У неё было три сестры и, видимо, очень счастливое детство. В гимназии она начала писать стихи: в 18 лет отправила один из них в журнал «Малютка», его напечатали. После этого её стали публиковать во многих детских изданиях. В 1899 году в журнале «Русская мысль» была опубликована «взрослая» повесть Кудашевой - «Лери». Журнал был одним из самых влиятельных того времени, а Кудашевой был 21 год.

Впрочем, она не жаждала славы. «Я не хотела быть известной, но не писать не могла», - вспоминала она. Многие произведения Кудашевой, в том числе знаменитая «Ёлка» выходили под неприметными псевдонимами. Это были даже не выдуманные фамилии, а просто инициалы - «А. Э.», «А. Эр.» или «Р. К.».

Раиса Кудашева

В 1902 году Раиса поступила гувернанткой в дом князя Кудашева, 50-летнего вдовца, который тяжело переживал смерть жены. Она воспитывала его сына Алёшу и очень подружилась с мальчиком. Возможно, именно для него она написала свою «Ёлку».

В 1903 году стихотворение появилось в журнале «Малютка». С этого момента история о ёлочке начала жить своей жизнью. Она попалась на глаза музыканту-любителю Леониду Бекману (который вообще-то был агрономом), он напел её дочке Верочке, та подхватила. Жена Бекмана, пианистка Елена Бекман-Щербина, записала ноты и в 1906 году опубликовала «Ёлку» в сборнике «Верочкины песенки» с пометкой «слова заимствованы». Таинственную личность «А. Э.» никто раскрывать не стал.

Песня стала настоящим гимном Рождества, но Кудашева об этом не догадывалась

Любимый воспитанник превратился в приёмного сына: она вышла замуж за князя Кудашева, стала княгиней, жила в особняке в Пименовском переулке, писала сказки и стихи для собственного удовольствия - всего было опубликовано около 200 произведений.

О славе «Ёлки» сама автор узнала много лет спустя совершенно случайно. Ехала в поезде, и маленькая девочка-попутчица запела песенку на её слова. Кудашева была в шоке. Впрочем, на этом их судьбы снова разошлись: ёлочку взяли в советское будущее, а княгиню - нет.

В 1914 году Алёша бежал на фронт и погиб, вскоре умер и старый князь. Революцию Кудашева встречала в одиночестве. Её выгнали из особняка, и всю оставшуюся жизнь она прожила в коммуналке, работала библиотекарем и скрывала буржуазное прошлое. Если и писала что-то, то публиковать уже не решалась.

Песня в годы революции пострадала меньше. Сначала большевики запретили праздновать Рождество, и ёлка, его символ, тоже была под запретом. Но вскоре вместо религиозного праздника стали отмечать Новый год, все снова запели про ёлочку. Только слова «в дровнях мужичок» заменили на «в дровнях старичок», с намёком на Деда Мороза.

Следующая встреча Кудашевой с собственным произведением состоялась только в 1941 году: через 40 лет псевдоним «А. Э.» всё-таки решили раскрыть. Это сделала Эсфирь Эмден, которая выпускала сборник «Ёлка» с одноименным стихотворением. Кудашева получила гонорар и возможность восстановить канонический текст (впрочем, «старичка» она пощадила и оставила).

Рассказывали, что однажды она пришла в союз писателей в надежде получить писательский паёк. Призналась честно, что писала только детские стихи. Ей отказали. «Нет, так нет, - сказала смиренная старушка. - Но, может быть, вы знаете «В лесу родилась ёлочка…». Кудашевой выдали всё по первому разряду.

В 1958 году в первом номере «Огонька», рядом с кроссвордом в конце, появилась крошечная заметка о Кудашевой. Там в двух словах рассказывали историю создания знаменитой песни, говорилось, что писательница «похожа на добрую бабушку из сказки» и что сейчас она работает над повестью о мальчике, но в 80 лет писать непросто. Больше никаких фактов о жизни Кудашевой - ни прошлой, ни настоящей.

В 1963 году вышло интервью в «Вечерней Москве». В то время Кудашева уже плохо слышала, говорила за неё в основном сестра, и ничего нового корреспонденту узнать не удалось - интервью фактически повторяло прежние немногочисленные сведения.

Через год её не стало. У неё остался племянник. Он рассказывал, что Кудашева с сестрой жила в крошечной комнате с одним окном. У них был дряхлый кот, который не мог запрыгивать на подоконник, они соорудили для него лестницу из книг, так что кот поднимался на окно по ступенькам из пухлых томиков. Праздновали ли старушки Новый год - неизвестно.

Иллюстрации: Shutterstock (AlexandraBonjour)