Какой идеал жизни рисует перед другом обломов. Фольклорные элементы образа Обломова. Образ жизни героев и их детство

Цель урока:

доказать, что любовь развивает души и сердца главных героев, раскрывает их характеры, показывает героев в их развитии.

Задачи урока:

раскрыть характеры и идеалы Обломова и Ольги Ильинской;

воссоздать историю взаимоотношений Ольги с Ильей Ильичом;

развивать умение анализировать эпизоды, образы-персонажи, высказывать свое отношение к героям.

Слово учителя.

Тема любви в литературе всегда была актуальна. Ещё с античных времён воспевалось это чистое и прекрасное чувство - любовь. Как вы думаете, почему многие писатели и поэты этой теме уделяли особое внимание?

Если возводить пьедестал любви, то, несомненно, на первом месте будут романтические отношения Ромео и Джульетты. Это самая красивая история, которая увековечила её автора - Шекспира. Ромео и Джульетта полюбили друг друга с первого взгляда, с первых слов. Двое влюблённых идут наперекор судьбе, несмотря на вражду между их семействами. Ромео готов ради любви отказаться даже от своего имени, а Джульетта готова умереть, лишь бы быть верной Ромео. Они погибают во имя любви, умирают вместе, потому что не могут жить друг без друга. Жизнь одного теряет смысл без другого. Хоть эта история и трагична, но на любовь Ромео и Джульетты всегда и везде, в любые времена будут равняться все влюблённые. Но любовь бывает разная: любовь-страсть и любовь-привычка. Кто-то любит всем сердцем и готов на все ради любимого, а кто-то любит головой, зная наперед, что ему нужно. Но какая бы разная ни была любовь, это чувство всё равно прекрасно. Поэтому о любви столько пишут, сочиняют стихи, о любви поётся в песнях. А создателей прекрасных произведений можно перечислять до бесконечности.

Иннокентий Анненский писал:

«Любовь - это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих».

Как вы понимаете слова русского писателя Анненского?

- В начале романа мы застаем главного героя, лежащим на диване и совершенно не интересующимся общественными делами.

- Почему Обломов прячется от общества? От чего он бежит? Стр. 189-190

Запись:

Илья Ильич мечтал уйти от общества, света, потому что не находит там никаких интересов, видит там одних "мертвецов". Ему хотелось освободиться от вечной суеты, страстей, жадности, сплетен, пересудов. Илья Ильич мечтал, "обняв жену за талью, углубиться с ней в бесконечную темную аллею, идти с ней искать в природе сочувствия".

- В беседе со Штольцем Обломов делится своей мечтой о счастье так, как ему это видится. Что говорил Обломов Штольцу о своем понимании идеала, «нормы жизни» для человека? (он увлеченно рисовал картины семейного счастья, в которых была и музыка, и поэзия, и любовь). Стр. 192-193

- Не напомните ли, что составило бы счастье нашего героя? (ч.2 гл.4) стр. 194-197

Запись:

Идеальная жизнь для Обломова:

1. Деревня

2. Жена

3. Новый, покойно выстроенный дом

4. Добрые соседи-приятели

5. Музыка

6. Поэзия

7. Любовь.

- О какой жене мечтает Обломов?

Запись:

Илья Ильич мечтал, "обняв жену за талью, углубиться с ней в бесконечную темную аллею, идти с ней искать в природе сочувствия".

- Согласен ли Штольц с таким пониманием счастья? Почему? Что значит жить для Штольца? Стр. 200

Запись:

Для Штольца «труд – образ, содержание, стихия и цель жизни».

- Как такую жизнь называет Штольц? (Обломовщина)

- Всегда ли такой был Обломов? О чем они мечтали? Стр. 198

- Что произошло с Обломовым? Куда делись все эти мечты? Сколько лет «спит» Обломов? 12 лет

- Почему? (Нет силы и воли). Стр.200

- Куда зовет Штольц Обломова и зачем? (Штольц зовет друга за границу, хочет помочь ему избавиться от обломовщины.)

- Сначала Обломов верит в то, что Андрей может ему помочь и даже готов идти за ним куда угодно. Начинает даже строить планы. Какие? Стр. 204

- Собираясь за границу, Обломов даже «заказал себе дорожное платье, …» Продолжите действия Обломова. Стр.205

- Так уехал Обломов за границу или нет? Почему? Каковы причины? Стр. 206

И вот на горизонте жизни появляется та, которая (гипотетически) может составить счастье.

Но сперва давайте вспомним, о какой жене мечтает Обломов? (см. запись)

- Кто же эта женщина, которая должна была составить счастье Обломова? Когда и от кого слышим первое упоминание о ней? (из разговора Штольца с Обломовым)

- Как произошло знакомство Обломова с Ольгой?

- Какой увидели вы, читатели, эту героиню? Поделитесь письменно своими впечатлениями (несколько минут учащиеся работают самостоятельно)

В тетрадях запись примерного содержания:

Ольга. Проста, мягка, музыкально образованна, иронична, внимательна, энергична, жаждет деятельности, полна мечтами о ней, уверенная в себе; хороший психолог, «тонкая натура», «естественное проявление мысли, чувства, воли», «недюжинная девушка» и т. д.

- Почему Штольц говорил только с Ольгой? Чем она отличалась от других девушек? Стр. 208

- Каким видим нашего героя при первой встрече с Ольгой? (рассеянным, неуклюжим)

- Почему?

- Почему в этой сцене так мало об Илье Ильиче?

- Какую роль сыграл Штольц?

(Штольц не только познакомил их, но и успел рассказать Ольге и о халате, и о диване, и о том, что Захар одевает барина.

А главное: «Штольц.уезжая, завещал Обломова ей, просил приглядывать за ним, мешать ему сидеть дома».

- Какой план развился у Ольги по отношению к Обломову?

У ней развился уже…план, как она отучит Обломова спать после обеда…, она мечтала, как «прикажет ему прочесть книги», которые оставил Штольц: потом читать каждый день газеты и рассказывать ей новости, писать в деревню письма, дописывать план устройства имения, приготовиться ехать за границу, - словом, она укажет ему цель…

Запись:

План возрождения Обломова:

1. Отучить спать после обеда

2. Заставить прочитать книги, которые оставил Штольц

3. Заставить читать каждый день газеты и рассказывать ей новости

4. Заставить писать в деревню письма

5. Заставить дописать план устройства имения

6. Заставить приготовиться ехать за границу

- Зачем ей все это надо?

1.Чтобы удивился Штольц её способностям («И Штольц не узнает его, воротясь».)

2.Чтобы Обломов восхищался ею, жил для неё и восхищался ею.(« Он будет жить, действовать, благословлять жизнь и её».)

3.Ради собственной славы, ради собственного самолюбия. (« Возвратить человека к жизни – сколько славы доктору, когда он спасет безнадежно больного! А спасти нравственно погибающий ум, душу?..»)

- Как изменилась жизнь главного героя после встречи с Ильинской? Стр.206

(«Встает он в семь часов. Читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки, на нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или, по крайней мере, самоуверенности. Халата не видать на нем… Выходит он в сюртуке, прекрасно сшитом, в щегольской шляпе…Он весел, напевает…отчего же это?»)

Обратите внимание: сначала говорится о том, как изменился Обломов, его даже нельзя узнать, а уже потом автор сообщает нам, почему это произошло (произошло это под влиянием большого чувства , которое нахлынуло на этого «большого ребенка» и захватило его полностью).

- Какой глубокий философский вывод, жизненную мудрость заключает история двух главных героев?

Запись:

Истинное чувство, истинная любовь способна делать чудеса. Она возрождает человека в человеке, вскрывает его внутренние резервы и возможности.

- Если все так хорошо, почему же Обломов пишет Ольге письмо и почему? Как тревоги, мучения Обломова отразились в его письме?

В письме Обломов выразил и свою любовь, и боязнь оказаться не тем человеком, кого сможет полюбить такая девушка, как Ольга. Он глубоко понимает Ольгу, как, может быть, она сама не понимает себя: « Я только хочу доказать вам, что ваше настоящее «люблю» не есть настоящая любовь, а будущая; это только бессознательная потребность любить, которая за недостатком настоящей пищи, за отсутствием огня, горит фальшивым, негреющим светом…» - пишет он в своем послании.

- Почему Обломов не говорит об этом прямо Ольге, а пишет письмо?

(Гончаров здесь выступает тонким психологом. Когда человеку трудно принять какое-то решение, выразить свою боль, легче довериться листу бумаги и на нем излить свою душу. Не случайно, написав письмо, Обломов почувствовал, что ему стало не так тяжело. «Я почти счастлив…Отчего это? Должно быть, оттого, что я сбыл груз души в письмо».

- Прав ли Илья Ильич в оценке чувства Ольги?

Индивидуальное задание. Выступление учеников: инсценирование эпизода «Объяснение в любви Ольге Ильинской после написания письма».

- Как проявляется герой в любви?

Запись:
- Обломов в любви проявляет лучшие качества, лучшие стороны своего характера, давайте отметим глубину его переживаний, поэтичность натуры, мечтательность…;
- в нем развито нравственное чувство и чувство интуиции, он понимает, что нравится Ольге, он способен на глубокое чувство.

- Изменилась ли жизнь Ольги? (просьба Штольца растормошить Обломова привела к внутренним изменениям и того и другого)

- С появлением Ольги Обломов оживляется, встряхивается, мозг начинает работать и чего-то искать. Можно ли то же самое сказать о чувстве Ольги к Обломову? Любила ли она его?

Окрыленная своей мечтой, которая заключается в “оживлении” Обломова, Ольга взрослеет, детскость исчезает, чувства оформляются, она “перерастает” Илью Ильича.

Запись:

Ольга берет на себя роль “путеводной звезды”. Ольга пытается “поставить Обломова на ноги”, научить действию, вывести из покоя и лености.

Обломову же новое чувство незнакомо. Он путается, теряется, стыдится. Он любит Ольгу сердцем, любит нежно, послушно, стыдливо. Его душа пробуждается, потому что живая. Он черпает что-то из Ольги, и сердце его начинает биться, а мозг работать. Ольга вливает в него энергию, любовь к действию, которые заставляют его работать, думать, читать, заниматься хозяйством, мысли его постепенно начинают оформляться. Хотя иногда еще в него вползает “червь неуверенности и лености” и опять хочется спрятать голову под крыло, но Ольга вновь вливает в него надежду, не бросает его, а мягко, по-матерински направляет и наставляет, и Обломов опять живет, опять работает, опять самостоятельно пытается решать. Ольга всегда на “страже”, всегда поможет, всегда научит.

- Какие картинки вновь начинают появляться в его мечтах?

Но часто в мечтах Обломова вставала идиллическая картина: Обломовка, все хорошо, спокойно вокруг, большой дом, где покойно живут он, Илья Ильич, и Ольга, а вокруг бегают дети, и нет в этом уголке ни волнений, ни движения, но лишь спокойствие, умеренность и тишина. В этом и состоит их противоречие: Ольга видит в своих мечтах деятельного и активного человека, а Обломов - все ту же идиллическую картинку.

- Что же постепенно понимает Обломов?

Что что-то в этой любви потерялось, что она потускнела. Любовь Ольги для него превратилась из “радужной” в “требующую”.

- Он начинает тяготиться ею. Как это проявляется?

1.Обломов начинает чаще обедать дома,

2.ездит в театр не по зову души, которая должна иметь нравственную подпитку, а по требованию Ольги,

3.Он хочет поскорее со всем этим покончить и впасть в леность, дремоту и спокойствие. Илья Ильич говорит себе: “Ах, скорей бы кончить да сидеть с ней рядом, не таскаться в такую даль сюда! А то после такого лета да еще видеться урывками, украдкой, играть роль влюбленного мальчика... Правду сказать, я бы сегодня не поехал в театр, если б уж был женат: шестой раз слышу эту оперу...”

Гармония отношений Ольги и Обломова нарушена. У них даже со временем иссякают темы для разговоров.

- Как вы думаете, было ли будущее у этих отношений, и если да, то сулило бы оно счастье обоим ?

- Инсценирование эпизода «Объяснение в любви»

- Кто виноват в причине разрыва их отношений?

С одной стороны, их отношения сошли на нет из-за идиллического воспитания Ильи Ильича, его вечной тяги к покою и тишине, а с другой стороны, по его собственной вине. Обломов "сам виноват. Он не оценил, не понял, что Ольга - девушка с большим запасом здравого смысла, самостоятельности и воли. Обломов первый, конечно, понимает химеричность их романа, но она первая его разрывает. Гармония романа кончилась давно, да она, может, и мелькнула всего на два мгновения; оба, и Ольга и Обломов, переживают сложную внутреннюю жизнь, но уже совершенно независимо друг от друга; в совместных отношениях идет скучная проза.

Обломов понимает, что с Ольгой он будет несчастлив, так как ему надо с ней переделывать себя. А он уже выбрал путь, он обрек себя на бесцельное существование. Его время – это время, когда лучше остаться верным своим прекрасным идеалам и ничего не делать. Разлад с самим собой приводит его к протесту, но выраженному необычно: «я не хочу участвовать в совершающемся зле и не буду».
Ольга Ильинская все время заставляет героя что-то делать, по крайней мере, пытается заставить. Обломов не хочет ломать свой образ жизни. Он не столько сопротивляется, сколько для него не характерен образ жизни Ольги и Штольца. Он выбрал другой путь. Ольга все время чего-то требует от него, пытаясь повлиять на его личность, переделать его, перевоспитать… И Обломов понимает, оттягивая объяснение в любви, что она «не его идеал».

И в своем последнем разговоре с Обломовым Ольга говорит: “...Я слишком понадеялась на свои силы... Не о первой молодости и красоте мечтала я: я думала, что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, - а ты давно уже умер. Я не предвидела этой ошибки, я все ждала, надеялась!..”

- Какой след в жизни Обломова оставит Ольга?

Для Обломова эта любовь навсегда останется в сердце. И он будет вспоминать ее как что-то светлое, ясное, чистое. Это была духовная любовь. Эта любовь была лучом света, она пыталась пробудить душу и развить ее. И Обломов понимает причину разрыва. "Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, - а ты уж давно умер", - с трудом выговаривает Ольга суровый приговор и задает горький вопрос: "Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу..." "Есть, - отвечает Илья. - Обломовщина!"

Но у него нет сил сопротивляться ей. И Илья Ильич вскоре засыпает духовно, а потом и физически.

Композиция романа

Первая и четвертая части романа - его опора, почва. Взлет во второй-третьей частях - кульминация романа, та самая горка, на которую приходится взбираться Обломову.

Первая часть романа внутренне связана с четвертой частью, т. е. сопоставленными оказываются Обломовка и Выборгская сторона.

Четыре части романа соответствуют четырем временам года. Роман начинается весной, 1 мая.

История любви - лето, переходящее в осень и зиму. Композиция вписана в годовой круг, ежегодный круговорот природы, цикличное время. Гончаров замыкает композицию романа в кольцо, заканчивая "Обломова" словами: "И он рассказал ему, что здесь написано". Из этого замкнутого круга Обломову не вырваться. А, может, наоборот? И вновь проснется утром в своем кабинете Илья Ильич?

Домашнее задание: подготовить образ Агафьи Матвеевны Пшеницыной.

Н. А. Карпенко, ГБОУ СОШ №1970, Москва

Обломов и Штольц

Штольц - антипод Обломова (Принцип антитезы)

Вся образная система романа И.А.Гончарова «Обломов» направлена на раскрытие характера, сущности главного героя. Илья Ильич Обломов - скучающий барин, лежащий на диване, мечтающий о преобразованиях и счастливой жизни в кругу семьи, но ничего не делающий чтобы воплотить мечты в действительность. Антиподом Обломова в романе является образ Штольца. Андрей Иванович Штольц — один из главных героев, друг Ильи Ильича Обломова, сын Ивана Богдановича Штольца, обрусевшего немца, управляющего имением в селе Верхлеве, что в пяти верстах от Обломовки. В первых двух главах второй части идет подробный рассказ о жизни Штольца, о тех условиях, в которых формировался его деятельный характер.

1. Общие черты:

а) возраст («Штольц ровесник Обломову и ему уже за тридцать»);

б) вероисповедание;

в) обучение в пансионате Ивана Штольца в Верхлёве;

г) служба и быстрая отставка;

д) любовь к Ольге Ильинской;

е) доброе отношение друг к другу.

2. Различные черты:

а) портрет ;

Обломов . «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием: всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица».

«… обрюзг не по летам : от недостатка ли движения или воздуха. Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч , казалось слишком изнеженным для мужчины. Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью.»

Штольц - ровесник Обломова, ему уже за тридцать. Портрет Ш. контрастен портрету Обломова: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав, щек у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости…»

Знакомясь с портретной характеристикой этого героя, мы понимаем, что Штольц - сильная, энергичная, целеустремленная личность, которой чужда мечтательность. Но эта почти идеальная личность напоминает механизм, а не живого человека, и этим отталкивает читателя.

б) родители , семья;

У Обломова родители - русские, он вырос в патриархальной семье.

Штольц.— выходец из мещанского сословия (его отец покинул Германию, странствовал по Швейцарии и осел в России, сделавшись управляющим имения). «Штольц был немец только вполовину, по отцу; мать его была русская; веру он исповедовал православную, родная речь его была русская…». Мать боялась, что Штольц, под влиянием отца, станет грубым бюргером, однако помешало русское окружение Штольца.

в) воспитание;

Обломов переходил «из объятий в объятия родных и друзей», его воспитание носило патриархальный характер.

Своего сына Иван Богданович воспитывал строго: «С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам же Телемака».

Когда Штольц подрос, отец стал брать его в поле, на базар, заставлял работать. Потом Штольц стал отправлять сына в город с поручениями, "и никогда не случалось, чтобы он забыл что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах".

Воспитание, как и образование, было двойственным: мечтая о том, чтобы из сына вырос «добрый бурш», отец всячески поощрял мальчишеские драки, без которых ни дня не мог обходиться сын, Если же Андрей появлялся без подготовленного «назубок» урока, Иван Богданович отправлял сына туда, откуда пришел, — и всякий раз юный Штльц возвращался с выученными уроками.

От отца он получил «трудовое, практическое воспитание», а мать приобщала его к прекрасному, пыталась вложить в душу маленького Андрея любовь к искусству, к красоте. Его матери «в сыне…мерещился идеал барина», а отец приучал его к тяжелому, совсем не барскому труду.

г) отношение к учёбе в пансионат;

Обломов учился «по неоходимости», «серьезное чтение утомляло его», «зато поэты задели … за живое»

Штольц всегда учился хорошо, всем интересовался. И был репетитором в пансионе отца

д) дальнейшее образование;

Обломов до двадцати лет прожил в Обломовке, затем окончил университет.

Штольц Блестяще закончил университет. Расставаясь с отцом, отправляющим его из Верхлева в Петербург, Штольц. говорит, что непременно выполнит отцовский совет и зайдет к старинному приятелю Ивана Богдановича Рейнгольду — но только тогда, когда у него, Штольца, будет, как у Рейнгольда, четырехэтажный дом. Подобная самостоятельность и независимость, а также уверенность в своих силах. — основа характера и мировосприятия младшего Штольца, которую так горячо поддерживает его отец и которой так недостает Обломову.

е) образ жизни;

«Лежанье у Ильи Ильича было его нормальным состоянием»

Штольц обладает жаждой деятельности

ж) ведение хозяйства;

Обломов не занимался делами в деревне, получал незначительный доход и жил в долг.

Штольц с успехом служит, выходит в отставку, чтобы заниматься собственным делом; наживает дом и деньги. Он член торговой компании, отправляющей товары за границу; как агент компании, Ш. ездит в Бельгию, Англию, по всей России.

з) жизненные стремления;

Обломов в молодости «готовился к поприщу», думал о роли в обществе, о семейном счастье, затем он исключил из своих мечтаний общественную деятельность, его идеалом стала беспечная жизнь в единении с природой, семьей, друзьями.

Штольц, выбрал деятельное начало ещё в молодости… Идеал жизни Штольца— непрестанный и осмысленный труд, это — «образ, содержание, стихия и цель жизни».

и) взгляды на общество;

Обломов считает, что все члены света и общества - «мертвецы, спящие люди», им свойственны неискренность, зависть, желание любыми средствами «заполучить громкий чин», он не сторонник прогрессивных форм ведения хозяйства.

По мнению Штольца, с помощью устройства “школ”, “пристаней”, “ярмарок”, “шоссейных дорог” старые, патриархальные “обломовки” должны превратиться в благоустроенные имения, приносящие доход.

к) отношение к Ольге;

Обломов хотел видеть любящую женщину, способную создать безмятежную семейную жизнь.

Штольц женится на Ольге Ильинской, и Гончаров пытается в их деятельном, полном труда и красоты альянсе представить идеальную семью, подлинный идеал, который не удается в жизни Обломова: «работали вместе, обедали, ездили в поля, занимались музыкой < …> как мечтал и Обломов… Только не было дремоты, уныния у них, без скуки и без апатии проводили они дни; не было вялого взгляда, слова; разговор не кончался у них, бывал часто жарок».

л) взаимоотношение и взаимовлияние;

Обломов считал Штольца своим единственным другом, способным понять и помочь, он прислушивался к его советам, но сломить обломовщину Штольцу не удалось.

Штольц высоко ценил доброту и искренность душу своего друга Обломова. Штольц делает всё, чтобы пробудить Обломова к деятельности. В дружбе с Обломовым Штольц. тоже оказался на высоте: заменил управляющего-жулика, разрушил козни Тарантьева и Мухоярова, обманом вынудивших Обломова подписать фальшивое заемное письмо.

Обломов привык жить по указке Штольца в самых мелких делах ему необходим совет друга. Без Штольца Илья Ильич не может ни на что решиться, впрочем, и следовать советам Штольца Обломов не торопится: слишком разное у них понятие о жизни, о труде, о приложении сил.

После смерти Ильи Ильича друг берёт на воспитание названного в его честь сына Обломова, Андрюшу.

м) самооценка ;

Обломов постоянно сомневался в себе. Штольц никогда не сомневается в себе.

н) особенности характера ;

Обломов — бездеятелен, мечтателен, неряшлив, нерешителен, мягок, ленив, апатичен, не лишен тонких душевных переживаний.

Штольц - деятелен, резок, практичен, аккуратен, любит комфорт, открыт в душевных проявлениях, рассудок преобладает над чувством. Штольц мог контролировать свои чувства и «боялся всякой мечты». Счастье для него заключалось в постоянстве. По словам Гончарова, он « знал цену редким и дорогим свойствам и так скупо тратил их, что его звали эгоистом, бесчувственным…».

Значение образов Обломова и Штольца.

Гончаров отразил в Обломове типические черты патриархального дворянства. Обломов вобрал в себя противоречивые черты русского национального характера.

Штольцу в романе Гончарова отводилась роль человека, способного сломить обломовщину и возродить героя. По мнению критиков, неясность представления Гончарова о роли «новых людей» в обществе привела к неубедительности образа Штольца. По замыслу Гончарова, Штольц - новый тип русского прогрессивного деятеля. Однако он не изображает героя в конкретной деятельности. Автор только информирует читателя о том, де бывал Штольц, чего достиг. Показывая парижскую жизнь Штольца с Ольгой, Гончаров хочет раскрыть широту его взглядов, а фактически снижает героя

Итак, образ Штольца в романе не только проясняет образ Обломова, но и интересен читателям своей неординарностью и полной противоположностью главному герою. Добролюбов говорит о нём: «Не он тот человек, который сумеет на языке, понятном для русской души, сказать нам это всемогущее слово «вперёд!» Добролюбов, как и все революционные демократы, видел идеал «человека дела» в служении народу, в революционной борьбе. От этого идеала Штольц далёк. Однако рядом с Обломовым и обломовщиной Штольц был всё же явлением прогрессивным.

Всю свою жизнь Гончаров мечтал об обретении людьми гармонии чувства и разума. Он размышлял о силе и бедности "человека разума", об обаянии и слабости "человека сердца". В "Обломове" эта мысль стала одной из ведущих. В этом романе противопоставлены два типа мужских характеров: пассивный и слабый Обломов, с его золотым сердцем и чистой душой, и энергичный Штольц, преодолевающий любые обстоятельства силой своего ума и воли. Однако человеческий идеал Гончарова не персонифицирован ни в том, ни в другом. Штольц не кажется писателю личностью более полноценной, чем Обломов, на которого он тоже смотрит "трезвыми очами". Беспристрастно обнажая "крайности" натуры того и другого, Гончаров выступал за полноту и целостность духовного мира человека при всем многообразии его проявлений.

У каждого из главных героев романа было свое понимание смысла жизни, свои жизненные идеалы, которые они мечтали осуществить.

В начале повествования Илье Ильичу Обломову чуть больше тридцати лет, он столбовой дворянин, обладатель трехсот пятидесяти душ крепостных крестьян, доставшихся ему в наследство. Прослужив после окончания Московского университета три года в одном из столичных департаментов, он вышел в отставку в чине коллежского секретаря. С тех пор безвыездно жил в Петербурге. Роман начинается с описания одного из его дней, его привычек и характера. Жизнь Обломова к тому времени превратилась в ленивое "переползание изо дня в день". Устранившись от активной деятельности, он лежал на диване и раздраженно пререкался с Захаром, своим крепостным слугой, ухаживавшим за ним. Вскрывая социальные корни обломовщины, Гончаров показывает, что "все началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить".

Воспитанный в патриархальной дворянской семье, Илья Ильич воспринимал жизнь в Обломовке, своем родовом поместье, с ее покоем и бездействием как идеал человеческого существования. Норма жизни была готова и преподана обломовцам родителями, а те восприняли ее от своих родителей. Три главные акта жизни постоянно разыгрывались на глазах маленького Илюши в детстве: родины, свадьбы, похороны. Затем следовали их подразделения: крестины, именины, семейные праздники. На этом сосредоточивается весь жизненный пафос. В этом заключалось "широкое раздолье барской жизни" с ее праздностью, навсегда ставшее идеалом жизни для Обломова.

Все обломовцы относились к труду как к наказанию и не любили его, считая чем-то унизительным. Поэтому жизнь в глазах Ильи Ильича разделялась на две половины. Одна состояла из труда и скуки, и это были для него синонимы. Другая же – из покоя и мирного веселья. В Обломовке Илье Ильичу было также привито чувство превосходства над другими людьми. "Другой" сам себе чистит сапоги, сам одевается, сам сбегает за чем нужно. Этому "другому" приходится без устали работать. Илюша же "воспитан нежно, ни холода, ни голода он не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал, черным делом не занимался". И учебу он считал наказанием, посланным небом за грехи, и избегал школьных занятий при любой возможности. Окончив университет, он больше уже не занимался своим образованием, не интересовался наукой, искусством, политикой.



Когда Обломов был молод, он ждал много и от судьбы, и от самого себя. Готовился послужить отечеству, сыграть видную роль в общественной жизни, мечтал о семейном счастье. Но дни шли за днями, а он все собирался начать жизнь, все рисовал в уме свое будущее. Однако "цвет жизни распустился и не дал плодов".

Будущая служба представлялась ему в не виде суровой деятельности, а в виде какого-то "семейного занятия". Ему казалось, что чиновники, служащие вместе, составляют дружную и тесную семью, все члены которой неустанно заботятся о взаимном удовольствии. Однако его юношеские представления оказались обманутыми. Не выдержав трудностей, он подал в отставку, прослужив всего три года и не совершив ничего значительного.

Только юношеский жар его друга Штольца еще мог заразить Обломова, и он в мечтах иногда сгорал от жажды труда и далекой, но привлекательной цели. Случалось, лежа на диване, он разгорится желанием указать человечеству на его пороки. Он быстро изменит две-три позы, с блистающими глазами привстанет на постели и вдохновенно смотрит кругом. Кажется, что его высокое усилие вот-вот обратится в подвиг и принесет благие последствия человечеству. Иногда он воображает себя непобедимым полководцем: выдумает войну, устроит новые крестовые походы, совершает подвиги добра и великодушия. Или, представляя себя мыслителем, художником, он в своем воображении пожинает лавры, все ему поклоняются, толпа гоняется за ним. Однако на деле он не был способен разобраться в управлении собственным имением и легко становился добычей таких мошенников, как Тарантьев и "братец" его квартирной хозяйки.



Со временем у него появились угрызения совести, не дававшие ему покоя. Ему было больно за свою неразвитость, за тяжесть, мешавшую ему жить. Его грызла зависть, что другие живут так полно и широко, а ему что-то мешает смело идти по жизни. Он болезненно чувствовал, что хорошее и светлое начало зарыто в нем, как в могиле. Он пытался найти виновного вне себя и не находил. Однако апатия и безразличие быстро сменяли беспокойство в его душе, и он опять мирно спал на своем диване.

Даже любовь к Ольге не возродила его к практической жизни. Столкнувшись с необходимостью действовать, преодолевая вставшие на пути трудности, он испугался и отступил. Поселившись на Выборгской стороне, он целиком предоставил себя заботам Агафьи Пшеницыной, окончательно устранившись от активной жизни.

Кроме этого воспитанного барством неумения, Обломову мешает быть деятельным многое другое. Он действительно чувствует объективно существующую разъединенность "поэтического" и "практического" в жизни, и это является причиной его горького разочарования. Его возмущает, что высший смысл человеческого существования в обществе часто заменяется ложным, мнимым содержанием. Хотя Обломову нечем возразить на упреки Штольца, какая-то душевная правота заключена в исповеди Ильи Ильича о том, что ему не удалось понять эту жизнь.

Если в начале романа Гончаров больше говорит об обломовской лени, то в конце все настойчивее звучит тема "золотого сердца" Обломова, которое он невредимо пронес сквозь жизнь. Несчастье Обломова связано не только с социальной средой, влиянию которой он не мог противостоять. Оно заключено и в "гибельном избытке сердца". Мягкость, деликатность, ранимость героя разоружают его волю и делают его бессильным перед людьми и обстоятельствами.

В противоположность пассивному и бездеятельному Обломову Штольц был задуман автором как фигура совершенно необычная. Гончаров стремился сделать его привлекательным для читателя своей "дельностью", рациональной умелой практичностью. Эти качества до сих пор не были свойственны героям русской литературы.

Сын немецкого бюргера и русской дворянки, Андрей Штольц с детства благодаря отцу получил трудовое, практическое воспитание. Оно в сочетании с поэтическим влиянием его матери сделало его особой личностью. В отличие от округлого Обломова, он был худощав, весь состоял из мускулов и нервов. От него веяло какой-то свежестью и силой. "Как в организме его не было ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа". "По жизни он шел твердо, бодро, жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль". Причину всякой неудачи он приписывал самому себе, "а не вешал, как кафтан, на чужой гвоздь". Он стремился выработать простой и прямой взгляд на жизнь. Больше всего он боялся воображения, "этого двуличного спутника", и всякой мечты, поэтому всему загадочному и таинственному не было места в его душе. Все, что не подвергается анализу опыта, не соответствует практической истине, он считал обманом. Труд был образом, содержанием, стихией и целью его жизни. Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей: это было признаком характера в его глазах.

Подчеркивая рационализм и волевые качества своего героя, Гончаров, однако, осознавал сердечную черствость Штольца. Видимо, человек "бюджета", эмоционально вмещенный в жесткие и тесные пределы, не герой Гончарова. Одно меркантильное сравнение: "каждый день" своей жизни Штольц тратит, как "каждый рубль", - отстраняет его от авторского идеала. Также Гончаров говорит о "нравственных отправлениях личности" своего героя как о физиологической работе организма или об "отправлении служебных обязанностей". Дружеские чувства "отправлять" нельзя. Но в отношении Штольца к Обломову этот оттенок присутствует.

В развитии действия Штольц понемногу проявляет себя как "не герой". Для Гончарова, который воспел святое безрассудство Чацкого и прекрасно понимал тревогу больших духовных запросов, это было признаком внутренней недостаточности. Отсутствие высокой цели, понимания смысла человеческой жизни постоянно обнаруживается, несмотря на кипучую деятельность Штольца в практической сфере. Ему нечего сказать Обломову в ответ на признание о том, что его друг не нашел смысла в окружающей жизни. Получив согласие Ольги на брак, Штольц произносит озадачивающие слова: "Все найдено, нечего искать, некуда идти больше". А впоследствии он осторожно попытается уговорить встревоженную Ольгу смириться перед "мятежными вопросами", исключив из своей жизни "фаустовское" беспокойство.

Оставаясь объективным по отношению ко всем своим героям, писатель исследует внутренние возможности разных современных ему человеческих типов, находя силу и слабость в каждом из них. Однако русская действительность еще не дождалась своего истинного героя. По словам Добролюбова, настоящее историческое дело в России было не в сфере практицизма и делячества, а в сфере борьбы за обновление общественного уклада. Деятельное существование и новые, активные люди были еще только перспективой, уже совсем близкой, но все-таки не ставшей реальностью. Уже выяснилось, какой человек не нужен России, но все еще был неуловим тот род деятельности и тот тип деятеля, которые ей требуются.

«Обломов» - Андрей Штольц (часть2, главы 1 – 5). Ветка сирени. Семейное счастье Обломова. Портрет как средство создания образа. И. А. Гончаров «Обломов». М. Ю. Лермонтов. Прочитайте 1 главу и ответьте на вопрос: Анализ эпизода «Сон Обломова» (глава 9). Ольга Ильинская и Илья Обломов. Что такое портрет? История любви.

«Роман Обломов» - Роман «Обыкновенная история» Илл. Роман И.А.Гончарова «Обломов» Илл. Ю.С.Гершкович 1981. Захар – А.Попов; Обломов – О.Табаков. Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И.И.Обломова». Трилогия Ивана Александровича Гончарова: Режиссер Н.С.Михалков. 1980. В гостиной перед ужином. Кадр из фильма. Ю.Гершкович 1982.

«Обломов Гончарова» - Комната (интерьер). Статья «Что такое обломовщина?». Обыкновенная история (1844 – 1846). И.А.Гончаров. Роман « Обломов ». Портрет героя. Обломов в системе авторских рассуждений. А. В. Дружинин, либеральный критик. Обрыв (1868). Из истории создания р. Современники о романе «обломов». Илья Ильич Обломов.

«Обломов в романе Гончарова» - Один день из жизни Обломова. Глава «Сон Обломова» показывает истоки характера героя. Штольц. Вторая и третья части посвящены истории любви Обломова и Ольги Ильинской. История любви Обломова. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки». Обломов и Штольц. Сон Обломова. Ольга Ильинская. Образ Ольги Ильинской – творческая удача И.А.Гончарова.

«Гончаров Обломов» - Роль деталей у И.А.Гончарова. Испытание любовью Обломов не прошёл. Роль детали в произведении И.А.Гончарова «Обломов». Портрет И.И.Обломова. «Сонный» интерьер. Детали портрета. Интерьер. Халат – символ неподвижности и лени. Диван – символ бездеятельности, лени и апатии. Детали сюжета. Обломовский интерьер похож на интерьер Манилова.

«Гончаров роман Обломов» - 1855-1857 гг. – путевые очерки «Фрегат «Паллада». Восстановите композицию сна: выделите основные тематические части. Н.Михайловский. Штольц. Круг жизни ильи ильича. «Ольга - миссионерка умеренная, уравновешенная. Иван александрович гончаров 1812 - 1891. Выборгская сторона. Ради чего стоит встать с дивана?

Каковы жизненные идеалы Штольца? (по роману И.А. Гончарова "Обломов")

В романе И.А.Гончарова «Обломов» Андрей Штольц является антиподом Обломова. Каждая черта Штольца - вопиющий протест против качеств Обломова. Первый любит активную и интересную жизнь, второй часто впадает в апатию, он, словно улитка, которая боится вылезти из панциря. Разница в характерах и жизненных идеалах Обломова и Штольца закладывалась еще в детстве. Штольц получил строгое европейское воспитание. Ему с детства прививали хорошие манеры, учили держаться в обществе, заставляли читать разные книги, учить стихотворения.
Воспитание оказало большое влияние на Андрея, он беспрестанно в движении, ездит в свет, читает умные книги: «В нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа». Штольц жил по точному плану, по бюджету, в его действиях нет ничего лишнего: «Движений лишних у него не было». Больше всего он боялся воображения, всякой мечты, для этого не было места в его душе. То, что не подвергалось анализу, Штольц воспринимал как оптический обман. У него не было идолов, зато он сохранил силу души.
Этот человек жил во имя дела: «для самого труда». Штольц показывается как «обновитель» русского общества, именно такой человек может изменить мир и жизнь.