Какая разница между драмой и мелодрамой. Чем отличается драма от мелодрамы? Основные особенности

Человеческая жизнь настолько непредсказуема, полна неожиданных поворотов и необычных событий, что всегда является темой номер один для фильмов. Снятое кино может быть романтичным и легким, может повествовать о сложной жизненной ситуации или же рассказывать о том, насколько порой тяжело добиться любви и быть счастливым. Чтобы посмотреть фильм про любовь во всех ее проявлениях, можно включить драму или мелодраму, чем же они отличаются друг от друга и какой жанр пользуется большей популярностью?

Что такое мелодрама?

Если вы хотите посмотреть фильм о невероятной истории любви , в которой чувства настолько сильны, что герои ради своего счастья готовы на все, значит вам необходимо выбрать мелодраму. Хотя в сюжете встречается немало трагических событий, влюбленные вот-вот потеряют друг друга или же появляются люди, противостоящие счастью героев, чаще всего конец – счастливый хэппи-энд, при котором едва можешь сдерживать слезы, ведь более полутора часов переживала о том будут ли главные герои вместе или же будут бессильны перед возникшими жизненными обстоятельствами.

Все ситуации, обыгрываемые в мелодраме контрастные, в основном настолько сентиментальные, что зритель не может сдержать слез. Обстоятельства меняются резко, перед влюбленными то и дело появляются преграды, но все же в конце или их находчивость или счастливая случайность – все меняет и герои остаются счастливы.

Что такое драма?

Данный жанр показывает прежде всего сложную жизненную ситуацию , в которую может попасть любой человек. Темой драмы может быть влияние несчастливой любви на жизнь человека, его противостояние с обществом, конфликт между родителями и детьми.

Все события, происходящие в фильме, реалистичны и очень жизненны, потому зритель все происходящее принимает близко к сердцу. Не всегда конец драмы счастливый, чаще всего он трагичен, потому что такова и сама жизнь, что еще раз доказывает, что драма – не сказка, это жизнь, потому может чему-то научить своего зрителя.

Что есть общего между мелодрамой и драмой?

В центре повествования и драмы, и мелодрамы – человек и перипетии его жизни . Герои обычно простые люди со своими проблемами и особенностями характера. Сюжет драмы и мелодрамы – это набор различных ситуаций, зачастую контрастных и имеющих невероятное влияние на человека и его судьбу.

Мелодрама и драма: отличия

Драма – жанр, в центре повествования которого жизнь человека и влияние на нее других людей, любви, ненависти, других чувств, противостояние с обществом и с самим собой. Мелодрама – это подвид драмы, который рассказывает о любовной истории и о том, как влюбленным удалось добиться своего счастья, не смотря на все проблемы и неудачи. Какие есть еще отличия между жанрами?

Герои

Ключевой фигурой драмы является обычный человек, такой же как зритель, он ходит на работу, имеет трудности с деньгами, у него сложные отношения с семьей, а в жизни то и дело появляются обстоятельства, которые испытывают его на прочность.

Героем мелодрамы чаще всего становятся члены благородных семейств, у них нет никаких проблем, кроме как любовных. Чаще всего герои данного жанра успешны, красивы и амбициозны, любовные перипетии созданы для того, чтобы показать их характер и то, на что они готовы пойти ради любимого человека и своего счастья.

Цель повествования

Драма повествует о том, как нелегко найти человеку свое место в жизни , как тяжело ему дается разрешение противоречий и конфликтов, как с самим собой, так и с окружающими его людьми. Цель мелодрамы показать, как меняет жизнь человека любовь, что на самом деле все не так просто – обязательно на пути влюбленных возникнет и разочарование, и предательство, и ненависть, и зло, исходящее от других людей. Происходящие события в мелодраме – очень эмоциональные и подчас неожиданные, чувства героев – яркие и глубокие.

Сюжетная линия

Драма может иметь абсолютно разный сюжет, она может повествовать о войне, политических конфликтах, криминальном мире или же быть эротической. Сюжет драмы – это конфликт человека с самим собой, близкими людьми, обществом, борьба с появившимися проблемами, противостояние окружающей действительности.

Мелодрама – это история любви, которая может возникнуть между героями и на войне, и в мирной жизни, между людьми разных социальных слоев, но главное, что все обстоятельства отходят на второй план, в центре повествования – любовь и то, что герои готовы сделать ради личного счастья.

Финал

Финал мелодрамы похож на сказку, герои, пройдя всевозможные испытания, все равно будут счастливы и будут любить друг друга. Конечно, бывают исключения, но очень редко. Драма подобно жизненному уроку, заканчивается для героя так, как это было бы в жизни.

Жанр тем и прекрасен, что он без прикрас, сентиментальности и лишней эмоциональности рассказывает о человеческой судьбе. Невсегда конец драмы трагичен, но он никогда не будет похож на сказку, если в финале зрители увидят, что герою удалось выйти из ситуации победителем, обязательно в сквозь напомнят о том, чем ради этого ему пришлось пожертвовать.

Эффект от происходящего

Драма заставляет задуматься над происходящим, при этом осознание всего трагизма жизни человека осуществляется постепенно. По окончанию фильма зритель нередко задумывается над своей жизнью, чтобы он хотел в ней поменять, чтобы подобной трагедии не приключилось и как бы поступил на месте героя. Психологический посыл драмы может быть настолько сильным, что забыть фильм зритель уже не в состоянии, глубоко переживая за героя. История любви, рассказанная в мелодраме, дарит улыбку и хорошее настроение, но забывается практически моментально.

Тема:

Многим кинозрителям нравится такой кино жанр как мелодрама. В настоящее время выпущено великое множество фильмов этого и каждый из нас смотрел хотя бы один такой фильм. Между тем, многие любители мелодрам нередко путают этот жанр с другим распространенным жанром кино - драмой. Поэтому рассмотрим, чем отличается мелодрама от драмы.

Первое принципиальное отличие драмы от мелодрамы заключается в том, кто выступает героями фильма. В драме главными действующими лицами являются самые обычные люди, между которыми возникли какие-либо противоречия и на протяжении всего фильма эти противоречия люди стараются преодолеть. В мелодраме раскрываются практически те же события, что и в драме, но центральными персонажами мелодрамы являются не обычные люди, а аристократы, «сливки общества», крупные бизнесмены. То есть люди, которые имеют немалое положение в обществе, но, несмотря на это все же могут столкнуться с теми же духовными проблемами, что и обычный человек.

Если вы посетите онлайн кинотеатр и просмотрите любую классическую мелодраму, то увидите, основная сюжетная линия таких фильмов обязательно раскрывает историю любви. Неважно, какое время и место действия обыграно в мелодраме, в любом случае в основу сюжетной линии будет положена история о большой любви. В драме таких ограничений нет. В драматических фильмах вообще может не быть никакого намека на любовь. В драмах могут обыгрываться какие-то драматические политические события, раскрываться тайны прошедших войн, рассказывается о преступлениях и т. д.. То есть драма может быть непредсказуемой по сюжету.

Кроме этого в мелодрамы и драмы отличаются между собой финалом. В драме все заканчивается плохо для главного героя. В конце фильма он или погибнет, или потеряет близких для себя людей. В мелодраме же все обязательно закончится хорошо. Во время просмотра мелодрамы бесплатно онлайн вы будете сопереживать главным героям, держать себя в напряжении, но в итоге все закончится хорошо.

Каким образом рассматриваемые жанры кино воздействуют на зрителя? Драма, несмотря на то, что финал такого фильма явно не понравится зрителю, тем не менее, заставляет задуматься о некоторых проблемах. Мелодрама же наоборот, ее можно смотреть часами, сопереживая главным героям, но как только фильм заканчивается, все наши эмоции уходят в сторону. То есть, если вы хотите посмотреть серьезное кино, которое оставит след в вашей душе, то вам лучше посмотреть драму. Если же вы просто хотите отдохнуть, то лучше провести время за просмотром мелодрамы.

Так же стоит отметить, что зачастую мелодрамы снимают в виде многосерийных фильмов. Благодаря этому сюжетная линия в фильме развивается не так стремительно. Одни и те же события могут тянуться из одной серии в другую и это является большим преимуществом мелодрамы, так как зритель получает возможность в полной мере насладиться переживаниями героев фильма. Драма может сниматься таким же образом, то есть как многосерийный филь, но в этом случае острота сюжета будет значительно снижена, поэтому обычно драмы не снимают в виде телесериала.

История термина "мелодрама", на самом деле, весьма любопытна. В 17-м веке, после реставрации монархии в Англии, король Карл II сильно ограничил в правах театры: теперь драмы могли играть только театры со специальной лицензией (в Лондоне их было два с половиной, потому что третий работал только летом). Всем остальным разрешались лишь комедии и музыкальные пьесы. Со временем эти остальные театры придумали хитрость, как обходить закон: давали драмы с музыкальным сопровождением и подпевкой, а называть такие спектакли стали "мелодрамами" (греческая приставка "мелос" означает "песня"). Чуть позже это наложилось на немецко-французскую романтическую моду совмещать драматические монологи с музыкальными композициями, и мелодрамами стали называть нечто среднее между оперой и драмой: все ужасно страдают и немножко об этом поют. Оперетты и водевили были лёгкими жанрами, а мелодрама претендовала на нечто большее: вроде и не комедия, но до высокого звания драмы не дотягивает. В 19-м веке жанр несколько деградировал. Игрался он в основном для невзыскательной публики, строился на штампах, на драматургических крайностях: конфликты и эмоции доводились до предела, всякие психологические тонкости выбрасывались за ненужностью, зато ценились пафос, внутрисемейные разборки, страдающие женщины и дети, драматическая музыка. В таком виде мелодрама перешла и в современное кино: поют в этом жанре всё реже, а остальные качества налицо.

Важный и интересный момент: в России и в западной культуре слово "мелодрама" понимают немного по-разному. В нашем понимании этот термин частично слился с понятием "фильм о любви" (по-английски это называется romance) - и, называя фильм мелодрамой, мы ничего плохого не имеем в виду. Сценарист, режиссёр или продюсер может совершенно спокойно и даже не без гордости сказать, что умеет делать мелодрамы. Но если при этом будет присутствовать, например, американский коллега, он сильно удивится. На Западе "melodrama" сейчас обозначает скорее плохой фильм о любви или плохую драму: где эмоциональная шкала вывернута до предела, где нет никакой психологии, а есть одна эксплуатация эмоций. Известны даже случаи, когда хорошие режиссёры мирового уровня нарочно выбирают именно такую форму рассказа, воспринимая её как творческий вызов самим себе: взять и рассказать такими дурновкусными средствами по-настоящему сильную историю (например, "Танцующая в темноте" Ларса фон Триера по форме - классическая мелодрама с песнями и плясками, но драма там внутри нешуточная; со стороны фон Триера это было сделано не без эпатажа). Так что будьте осторожны с этим термином при общении с иностранцами.

Драма и трагедия очень близки по своей сути. Мы не на шутку переживаем за героев таких произведений, ведь те оказываются в предельно сложной ситуации. Но каждый из двух жанров обладает и своими особенностями. Чем отличается драма от трагедии? Попытаемся это выяснить.

Общие сведения

Как драма, так и трагедия принадлежат разным направлениям искусства. Одно из них – литература. Следует отметить, что в этой области есть два понятия «драма». Так называется и род литературы, и один из относящихся к нему жанров. В драматический род входит и трагедия. Оба рассматриваемых жанра относятся также к театру. А драма является еще и любимой многими частью кинематографа.

Драматические и трагедийные творения затрагивают серьезные философские проблемы, а в основе их сюжетов всегда лежат конфликты и противоречия. Герои таких произведений или постановок испытывают страдания.

Сравнение

Исторически два жанра возникли не одновременно. Первой очень давно появилась трагедия. Она существовала еще в древнегреческом театре и была там, наряду с комедией, ведущим жанром. Драма получила свое развитие гораздо поздней. Со временем она вытеснила трагедию.

Чтобы выявить отличие драмы от трагедии, проанализируем каждый из жанров. Кто является их действующими лицами? В ранней трагедии это мифологические герои, в более поздней – исторические личности. Трагедийные персонажи ведут борьбу в крайне сложных, часто исключительных, обстоятельствах, проявляя при этом героические черты своего характера.

В драме действия нередко разворачиваются вокруг обычных людей. Главные герои в ней также переживают острые конфликты, и атмосфера произведения является напряженной. Но в отличие от возвышенной трагедии драма приближена к реальности. Она имеет, как правило, бытовую тематику.

Часто противоречия, составляющие содержание драмы, развиваются внутри семьи, на фоне любовных отношений или в духовном мире человека, находящегося в разладе с собой и обществом. При этом в таких произведениях нередко присутствует монолог, помогающий лучше понять переживания того или иного персонажа.

В чем разница между драмой и трагедией? Яркий отличительный признак – то, что драма, несмотря на всю серьезность своего сюжета, имеет не столь печальный финал. Трудная ситуация зачастую не является для героя непреодолимой. И во многом исход событий драмы зависит от самого человека. Даже если персонаж гибнет, это становится результатом его собственного выбора, и развязка могла бы быть другой.

Ситуации трагического произведения неразрешимы. Герой попадает в безвыходное положение по воле судьбы. Он пытается бороться в сложившихся условиях, но, несмотря на свои усилия, погибает. В трагедии над всем происходящим властвует неумолимый рок.

Всем известно, что искусство бывает массовым и элитарным, популярным и авангардным, поучительным и развлекательным. Не существует хороших или плохих жанров: даже самые причудливые творения самых неординарных авторов находят своего потребителя, если выполнены качественно и имеют хоть относительную художественную ценность. Любое произведение ориентировано на определённый круг читателей (зрителей, слушателей…), с учётом их интеллектуального и культурного уровня. Если представить себе упрощённую схему творческого процесса, оправдать ожидания потребителя – вот задача автора. Именно этим принципом и обусловлено многообразие жанров. Причём чем потребности целевой аудитории проще, тем популярнее жанры произведений, для неё созданных. «Низкопробщина», — фыркнут эстеты, и будут неправы. Так называемый мейнстрим и элитарное искусство – слишком разные вещи, чтобы их качественно сравнивать.

На смену традиционного для классической литературы и драматургии жанра трагедии, начиная с XVIII века приходят драма и мелодрама. Они более жизненны, в них нет помпезности и пафоса, столь характерных для более раннего искусства, и это неудивительно: слишком сильно изменился мир с приходом научно-технической революции, чтобы это не могло отразиться на рядовом человеке. Раньше литература и театр были доступны лишь аристократии, а потому и служили потребностям столь узкой целевой аудитории. Новое же время диктует свои условия: простой человек, даже не будучи богатым, стал просвещённей, культурней, образованней, он стремится к познанию и самопознанию, к красоте, коей так мало в реальной жизни, но так много в искусстве. Человек нового времени уже не загноблен непосильным трудом как его предки, и его эстетические потребности должны быть удовлетворены. Так вот драма – это такой народный вариант трагедии, описывающий жизнь простого человека, с его стремлениями и чаяниями, на фоне реалий того мира, который видит целевая аудитория за собственным окном. И также как в жизни, противостояние личности и общества оборачивается сломанными судьбами тех, кто дерзнул бросить вызов системе.

Социальный конфликт – лейтмотив драмы. «Однажды подобное может случиться и с вами», — будто намекает автор читателю. Играть по правилам мира, в котором живёшь – или слушать голос совести, заглушающий ропот толпы? Веления сердца – или чувство долга? Прогнуться под общепринятое – или бороться за свою правду?.. Ответы потребитель должен найти сам, ведь происходящее на сцене, на страницах книги или на экране кинотеатра является моделью его собственной жизни. В героях он видит себя. А автор, выступая в роли провидца, предрекает тщетность борьбы: увы, в драме, как и в жизни, война против системы крайне редко заканчивается благополучным исходом.

Но далеко не всем потребителям по душе такой пессимизм. Жизнь и так тяжела – зачем расстраиваться ещё и из-за несчастий героев? К тому же, не каждый обыватель стремится понять остросоциальный подтекст, ему хочется простых человеческих страстей: любви, ревности… Конфликт между двумя влюблёнными тоже может быть драматичен – различие лишь в масштабности. Автор мелодрамы не выставляет напоказ всю неприглядность реальной жизни, заменяя её красивой сказкой для взрослых, лейтмотивом которой выступает всепобеждающая сила высоких чувств.

Мелодраму относят к лёгким, массовым жанрам, основной целевой аудиторией которых является прекрасная половина человечества. Уставшие от бытовых проблем и безрадостности будней женщины со слезами восторга наблюдают за похождениями героинь – их жизнь полна впечатлений и эмоций, красивых вещей и галантных кавалеров. Всего того, чего немножко не хватает самим зрительницам. Стоит ли говорить, что Happy End – непременный атрибут мелодрамы? В награду за душевные страдания героиня получает в финале главный приз, мужчину своей мечты. Немножко светлой грусти, романтика и звон свадебных колоколов…

Существует ещё более лёгкий, если не сказать примитивный поджанр мелодрамы – ангст. Появилось в масскультуре это явление сравнительно недавно, и его целевая аудитория – молодёжь и подростки. Крайне характерен ангст и для так называемого «некоммерческого» (или скажем прямо, любительского) творчества. Его цель – демонстрация тяжёлого психоэмоционального состояния героев: грусть, тоска, безнадёга, бессильная ярость, обида, подавленность. Автор «препарирует» персонажей во всей красе, культивируя их слабость перед обстоятельствами, сочно и красочно описывая их душевные страдания, как правило – в ущерб художественной ценности сюжета. Но целевая аудитория данного недожанра столь всеядна, что с удовольствием поглощает тонны картонной боли, и даже умудряется её переварить.
Причина, опять же, в запросах потребителя: каждый из нас желает видеть в героях немного облагороженную проекцию себя, любимого. А авторам только и остаётся, что удовлетворять благодарного читателя, зрителя, слушателя, тем, чего от него требуют.

Источники картинок: fanpop.com, polskatimes.pl