Как жили арабские племена. Арабский мир в Средние Века. Язык и культура

Во всём мире можно насчитать не одну сотню народов. Все они разной численности, у всех у них есть свои особые традиции, свой менталитет. Многие живут на какой-то своей обособленной территории, как, например, народы России или Африки. И как называется страна, где живут арабы?

Лига арабских государств

У этого народа длинная история, которая берёт своё начало десятки веков назад. Их предки жили на Ближнем Востоке и в Северной Африке. В настоящее время ничего особенно не изменилось. Арабы и до сих пор живут на своей территории. Существует Лига арабских государств, в которую входит не одна страна, где живут арабы, а несколько, находящихся как раз на этой территории. Крупнейшие из них:

  • Саудовская Аравия.
  • Египет.
  • Алжир.
  • Ливия.
  • Судан.
  • Марокко.

В эту организацию входят двадцать два государства, где живут арабы, суммарное население которых превышает 425 млн человек! Для сравнения: население Европейского союза составляет примерно 810 млн человек. Не сильно большой разрыв, не правда ли? Особенно если учесть, что в Европе живет смешанное население: разные народы и народности. А арабы - единый народ.

Древний мир

Арабы живут не только на территории Африки и Ближнего Востока. Если точнее, то первые предки этой группы народов (а арабы - это именно группа народов) осели на

А первые арабские государства начали появляться ещё во второй половине второго тыс. до нашей эры. Причём уже тогда считалось, что там, где живут арабы, в какой стране - не так важно, государство будет одним из самых развитых. До них Древнему Риму и новой Европе тёмных времён было ещё очень далеко.

Современность

Сейчас, в двадцать первом веке, огромное количество представителей этого народа расселено по всему миру. Например, в Южной Америке суммарно живёт около 15 млн 100 тыс. человек. А конкретно:

  • в Бразилии - 9 млн человек;
  • в Аргентине - 4,5 млн человек;
  • в Венесуэле - 1,5 млн человек.

В вышеупомянутой Европе, где живут арабы, более шести с половиной миллионов представителей этой нации. Больше всего их во Франции: почти шесть миллионов. Даже в Азии есть огромное количество этнических арабов, которые расселены по всей территории региона.

Ислам и арабы

И, в общем-то, это неудивительно. Ведь примерно в начале седьмого века нашей эры человек, которого впоследствии все мусульмане будут называть пророком Мухаммедом, начал проповедовать религию ислам. На этой основе было создано государство Халифат.

Через 100 лет с момента основания оно уже раскинуло свои границы от берегов Испании до Юго-Западной Азии. Титульной, если выражаться современной терминологией, нацией этого государства была арабская. Арабский язык был государственным, а ислам был преимущественной религией.

Именно в результате таких политических и религиозных преобразований в Азии появились арабы. Но что интересно: именно арабская нация составляет большинство населения таких азиатских стран, где живут арабы, как:

  • Бахрейн.
  • Иордания и Ирак.
  • Йемен.
  • Катар и
  • Сирия.
  • Ливан.
  • Йемен.

По-прежнему основная религия арабов - мусульманство. В Сирии, Египте и Ливии есть немалое количество сторонников христианской религии. Но ислам не единая религия. Её последователи делятся как минимум на два направления: на последователей исламской религии суннитского и шиитского толка.

Культура этой группы народов тоже довольно интересна для изучения. Можно сказать, что арабская культура - чуть ли не одна из самых древних в мире. Когда в Европе начали собирать Крестовые походы, первым делом пошли туда, где живут арабские народы. Они уже тогда были одними из развитых стран.

Но мир не стоит на месте. Постоянно происходят какие-то микропереселения небольших народов и народностей. К тому же, по мнению многих авторитетных учёных, сейчас человечество переживает чуть ли не очередное Так что, кто знает, возможно, через пару веков основным местом проживания арабов будет не Ближний Восток и как это есть сейчас, а Австралия, Европа или Северная Америка. Кто знает, всё может произойти.

Берберы

Интересно, что родственным арабам народом являются берберы. Это народ, представители которого исповедуют преимущественно исламскую религию. Примерная численность берберов, если брать в учёт весь мир, составляет примерно 25 млн человек, основная часть которых живёт в Алжире и Марокко: в сумме получается около 20 млн человек - 10,7 млн в Алжире и 9,2 млн в Марокко. Этот народ можно назвать одним из крупнейших на территории Северной Африки.

В северной части Марокко, где живут арабы и берберы, основались амацирги, в южной части - шиллу, алжирские берберы - кабилы, туареги и шауйя. Туареги проживают на территориях таких стран, как:

  • Нигер.
  • Буркина-Фасо.
  • Мали.

Сами берберы себя так не называют. Такое название дали им европейцы, когда услышали их странный язык. Сразу можно провести аналогию с варварами, у которых сложилась примерно такая же ситуация.

Где живут берберы

Говорят берберы как на своём национальном, так и на арабском, и на французском. Возникает вопрос: откуда берберы знают французский? Ответ прост: Алжир и часть Марокко до недавнего времени были колониальными владениями Франции, и в самой стране проживает более 1,2 млн представителей берберского народа. А сам берберский язык делится на множество диалектов, на которых говорят в разных частях света.

Немалое количество берберов живёт на Канарских островах (900 тыс.) и в Ливии (260 тыс.). Что самое удивительное, представители этого народа живут даже в Канаде. Около 10 тыс. берберов живёт на территории Соединённого Королевства.

Несмотря на родственность с арабами, берберы придерживаются другой культуры, которая в некоторых аспектах коренным образом отличается от арабской. Но есть и ряд сходств. Вообще, у берберов в почёте гостеприимство. А закон гостеприимства, как известно, главный закон Востока.

У этого народа другие представления о материальных ценностях, нежели у европейцев. Золото берберы считают дьявольским металлом, в отличие от серебра. Куда выше, чем золото, оцениваются верблюды. Да-да, верблюды. Они считаются признаком богатства и достатка в роду.

Народ - это группа людей, объединенных какими-то определенными признаками, их насчитывается на Земле более 300. Есть многочисленные, например китайский, а есть и малочисленные, например, гинухцы, представительство которых даже не достигает 450 человек.

Арабский народ - вторая по численности группа людей в мире, около 400 миллионов человек. Населяют государства Ближнего Востока и Северной Африки, но также в последнее время они активно эмигрируют в Европу из-за войн и политических конфликтов. Так что это за народ, какова его история, и существуют ли страны, где живут арабы?

Откуда пошел арабский народ?

Предшественниками арабов являются дикие племена Африки и Ближнего Востока. Вообще первые упоминания о них были обнаружены в различных вавилонских письменностях. Более конкретные указания записаны в Библии. Именно в ней говорится о том, что в 14 веке до н. э. в Заиордании, а затем и в Палестине появляются первые пастушеские племена из аравийских оазисов. Конечно, это достаточно спорная версия, но в любом случае ученые сходятся во мнении, что именно в Аравии зародился этот народ, и оттуда пошла история арабов.

Подавляющее большинство арабов исповедуют ислам (90%), а оставшаяся часть христианство. В 7-м веке, ранее никому не известный купец Мухаммед начал проповедовать новую религию. По истечению нескольких лет пророк создал общину, а позже и государство - Халифат. Эта страна начала быстро расширять свои границы, и буквально через сто лет она простиралась от Испании через Северную Африку и юго-западную Азии до границ Индии. В связи с тем, что Халифат имел огромную территорию, на подвластных ему землях активно распространялся государственный язык, благодаря чему происходил переход местного населения в культуру и обычаи арабов.

Широкое распространение ислама позволило халифатцам наладить тесный контакт с христианами, евреями и т. д., что посодействовало образованию одной из величайших цивилизаций в мире. В период ее существования было создано множество великих произведений искусства, произошел стремительный подъем науки, в том числе астрономии, медицины, географии и математики. Но в 10-м веке началось падение Халифата (государства арабов) из-за войн с монголами и турками.

К 16-му веку турецкие подданные завоевали весь арабский мир, и так продолжалось вплоть до 19 века, когда уже англичане и французы господствовали на территории Северной Африки. Только после Второй мировой войны весь народ, кроме палестинцев, обрел независимость. Они же получили свободу только к концу 20 века.

Мы рассмотрим позднее, где живут арабы в наши дни, а пока стоит остановиться на языковых и культурных особенностях этого народа.

Язык и культура

Арабский язык, официальный всех странах, в которых живет эта группа людей, относится к афразийской семье. Около 250 миллионов человек говорят на нем, а еще 50 миллионов человек используют его как второй язык. Письменность составлена на основе арабского алфавита, который незначительно изменялся за свою многолетнюю историю. Язык же трансформировался постоянно. Сейчас на арабском пишут справа налево, и в нем нет заглавных букв.

Вместе с развитием народа развивалась и культура. Свой рассвет она приобрела в период Халифата. Примечательно то, что арабы основывали свою культуру на основе римской, египетской, китайской и других, и в целом этот народ сделал большой шаг в развитии общечеловеческой цивилизации. Изучение языка и наследия поможет понять, кто такие арабы, в чем их ценности.

Наука и литература

Арабская наука развивалась на основе древнегреческой, по большей части на военном деле, так как обширные территории невозможно было захватить и защитить только с помощью людских ресурсов. В это же время открываются различные школы. Также возникают и научные центры благодаря развитию естественных наук. Большие успехи были достигнуты в исторических и географических направлениях исследований. Математика, медицина и астрономия получили большой скачок в развитии именно в Халифате.

Главным литературным произведением арабского мира является Коран. Написан он в виде прозы и служит основой религии ислам. Впрочем, еще до появления этой религиозной книги были созданы великие письменные шедевры. В основном арабы сочиняли поэзию. Темы были различны, например самовосхваление, любовь и изображение природы. В Халифате были написаны такие мировые произведения, которые популярны до сегодняшнего дня, это: «Тысяча и одна ночь», «Макамат», «Послании прощения» и «Книга о скупцах».

Арабская архитектура

Множество предметов искусства были созданы арабами. На начальном этапе сказалось влияние римской и византийской традиций, но со временем их архитектура приобретает свой неповторимый вид. К 10-му веку создается своеобразный тип колонной мечети с прямоугольным двором в центре, окруженным многочисленными залами, галереями с изящными аркадами. К данному типу относятся Мечеть Амира в Каире, где живут арабы уже многие сотни лет.

С 12-го века начинают приобретать популярность различные буквенные и растительные узоры, которыми украшали здания как снаружи, так и внутри. С 13-го века появляются купола. В 15-м веке основу украшения зданий составляет мавританский стиль, примером этого направления является замок Альгамбра в Гранаде. После завоевания турками арабского Халифата архитектура приобретает византийские черты, что сказалось на мечети Мухаммеда в Каире.

Положение женщин и религия в арабском мире

Нельзя ответить на вопрос: кто такие арабы, если не изучить положение женщин в их мире. Вплоть до середины 20-го века девушки были на самом низшем уровне в обществе. Они не имели права голоса, можно сказать, не считались за людей, но что интересно, отношение к матерям всегда было почтительное. Сейчас, особенно в крупных городах, отношение к женщинам изменилось. Теперь они могут посещать школы, высшие учебные заведения и даже занимать высокие политические, государственные должности. Многоженство, которое разрешено в исламе, не быстро, но исчезает. Редко сейчас встретишь мужчину, у которого более двух жен.

Что касаемо религии, то, конечно же, в основном арабы исповедуют ислам, около 90 процентов. Также небольшая часть - приверженцы христианства, в большинстве своем протестанты и небольшая часть православных. В древности этот народ, как и большинство древних племен, поклонялись звездам, солнцу и небу. Почитали и отдавали дань они и наиболее известным и влиятельным предкам. Только в 7-м веке, когда начал проповедовать Мухаммед, арабы активно начали переходить в ислам, и теперь их принято считать мусульманами.

Страны арабского мира

В мире достаточно большое количество государств, где обитает арабский народ. Страны, в которых подавляющее большинство населения - именно эта национальность, можно считать их исконными. Для них место жительства в большинстве своем находится в странах Азии. Набольшее представительство арабов в следующих странах: Алжир, Египет, Ирак, Иран, Саудовская Аравия, Йемен, Ливия, Судан и Тунис. Конечно, еще живут арабы в Африке и европейских странах.

Эмиграция арабов

На протяжении всей истории эта национальность перемещалась по всему миру, по большей части это связано с великой цивилизацией Халифата. Сейчас же идет куда более активная эмиграция из стран Африки и Ближнего Востока арабов в Европу и Америку из-за нестабильной и угрожающей ситуации, которая сложилась в результате военных и политических конфликтов. В настоящее время арабы-иммигранты распространены на таких территориях: Франция, США, Германия, Италия, Австрия и т. д. В России на данный момент проживает около 10 тысяч переселенцев, это одно из самых маленьких представительств.

Объединенные Арабские Эмираты

ОАЭ - известное, влиятельное и успешное арабское государство. Это страна на Ближнем Востоке, которая поделена, в свою очередь, на 7 эмиратов. ОАЭ - одно из самых современных, продвинутых и богатых государств мира, считается лидирующим экспортером нефти. Именно благодаря этому природному запасу, Эмираты так быстро развиваются. Только в 1970-х годах страна получила независимость, и за такое короткое время достигла огромных высот. Самые известные города ОАЭ, это Абу-Даби, столица страны, и Дубай.

Туризм в Дубае

Сейчас Объединенные Арабские Эмираты привлекают туристов со всех уголков света, но, конечно же, центром притяжения является Дубай.

В этом городе есть все: любой отдыхающий сможет удовлетворить свои желания, даже любителям горных лыж здесь найдется место. Лучшие пляжи, магазины и развлекательные центры. Самым известным объектом не только Дубая, но и всего ОАЭ, является Бурдж-Халифа. Это самое высокое сооружение в мире, высота которого достигает 830 метров. Внутри этого массивного сооружения размещены торговые площади, офисы, квартиры, отели и многое другое.

Самый большой аквапарк в мире находится тоже в Дубае. Здесь живут тысячи различных экземпляров животных и рыб. Заходя в аквариум, вы погружаетесь в мир сказки, чувствуете себя обитателем морского мира.

В этом городе всегда все самое крупное и большое. Здесь расположен крупнейший и красивейший искусственный архипелаг «Мир». Очертания острова копируют контуры нашей планеты. Сверху открывается великолепный вид, поэтому стоит отправиться в вертолетную экскурсию.

Таким образом, арабский мир - это захватывающая история, культура и современный образ жизни. Каждому стоит познакомиться с особенностями этого народа, отправиться в государства, где живут арабы, для отдыха и развлечений, ведь это удивительное и неповторимое явление на планете Земля.

(1) коренное население Ближнего Востока и северной Африки, говорящее на арабском языке и идентифицирующее себя с арабской культурой; (2) арабоязычные номады пустынь, бедуины. Второе значение термина по возрасту старше, поскольку впервые термин арабы стал употребляться для обозначения кочевников северной Аравии уже в 9 в. до н.э. Первое же значение, более широкое, более применимо к современным реалиям и соответствует практике ее использования большинством арабов.

Страны, большинство населения которых составляют арабы в широком смысле, образуют в своем единстве то, что стало называться сегодня арабским миром. В северной Африке это Мавритания, Марокко, Алжир, Тунис, Ливия, Судан и Египет, в западной Азии – Иордания, Сирия, Ливан и Ирак; в Аравии – Саудовская Аравия, Йемен и еще ряд других прибрежных государств. Небольшое число арабского населения имеется также в Израиле. Арабский мир насчитывает почти 130 млн. человек, из которых 116 млн. являются арабами.

Однако население арабского мира не имеет общего происхождения. Хотя ранняя история арабской культуры была связана с Аравийским полуостровом, с течением веков многие другие народы были арабизированы путем восприятия арабского языка и арабской культуры. Почти для всех из них арабизация шла через ислам – основную религию арабского мира. По своим физическим характеристикам арабы столь же разнообразны, как и по этническому происхождению. Арабского «расового типа» не существует. Часть арабов соответствует стереотипному описанию худощавых людей с «орлиным носом», темной кожей и черными волосами, но эти черты не являются типичными. Негроидные арабы похожи по внешнему виду на африканцев, обитающих в районах к югу от Сахары, а светлокожие арабы Магриба зачастую физически почти не отличаются от большинства европейцев.

Арабы подразделяются на три основные группы: бедуины-скотоводы, занимающиеся разведением овец, коз или верблюдов, крестьяне-земледельцы и жители городов. Кроме того, существует несколько небольших групп, ведущих иной образ жизни. Некоторые арабы живут в деревнях, несколько месяцев в году занимаясь земледелием, а в остальную часть года мигрируют вместе со своими животными. Одна из таких групп – суданские скотоводы баггара. Арабы болот дельты Тигра и Евфрата – рыболовы и охотники; основным занятием жителей прибрежных арабских деревень, особенно на Красном море, является морское рыболовство.

Издавна служа ареной смешения различных культур, торговых и других контактов между тремя континентами, арабский мир включает в себя и ряд неарабских меньшинств. Хотя на многие из них и оказали значительное влияние арабы, ни одно из них не считает себя арабами. К таким меньшинствам принадлежат потомки доарабских народов северной Африки, например, берберы и туареги, курды в Ираке, говорящие на языке, родственном персидскому, а также евреи, армяне и некоторые народы географической области Судан. Копты, христиане Египта, также говорят на арабском, но считают себя исконно доарабскими египтянами.

СКОТОВОДЫ-БЕДУИНЫ Большинство бедуинов живет в Аравии и в соседних пустынных районах Иордании, Сирии и Ирака, но часть бедуинов, настаивающих на своем арабском происхождении, проживает в Египте и в северной Сахаре. Точная численность бедуинов неизвестна, поскольку серьезных попыток проведения переписи этих кочевников не предпринималось. По приблизительным оценкам, их число составляет от 4 до 5 млн. человек.

Образ бедуина, часто считающегося самой колоритной фигурой среди арабов, во многом романтизирован европейцами и другими арабами. Многие видят в бедуинах «самых чистых» арабов, вплоть до 20 в. сохранивших неизменным образ жизни своих предков. В реальности же они, как и большинство народов, в ходе своей истории подвергаются непрерывному внешнему воздействию и изменениям.

Общество бедуинов. Бедуины ведут строго племенной образ жизни. Племя у бедуинов состоит из нескольких групп, считающих себя связанными родством по мужской линии и происходящими от общего предка мужского рода.

Племена могут насчитывать от нескольких сотен до пятидесяти тысяч членов. Каждая группа племени подразделяется на имеющие собственные наименования мелкие подгруппы со своими собственными общими предками и т.д. вплоть до подразделения из нескольких семей, называемого «хамула» (hamulah). Некоторые наиболее крупные племена насчитывают до пяти-шести уровней подобных подгрупп. «Хамула» состоит из ряда близкородственных семей, это может быть группа братьев или кузенов с их семьями, живущих вместе, пасущих свой скот вместе и остающихся вместе при перекочевках. Семья – это наименьшая социальная единица, состоящая из мужчины, его жены или жен, их детей и иногда включающая жен и детей сыновей этого мужчины.

Организация племени бедуинов подвижна. Его части нередко отпочковываются и соединятся вновь, время от времени к племени присоединяются чужаки. Но при этом сама идея родства остается неизменной, а генеалогии преобразуются через измышление новых родственных связей и другими способами в соответствии с изменениями, происходящими в составе племени или его подразделений.

Племя и каждая из его частей возглавляется шейхом, считающимся старшим по мудрости и опыту. В наиболее крупных подразделениях должность шейха может наследоваться в кругу определенных семей. Шейхи всех уровней осуществляют управление совместно с советом взрослых мужчин.

Бедуины отдают предпочтение бракам внутри «хамулы». Нередко это бывают родственные браки, поскольку все люди одного поколения в «хамуле» являются кузенами и кузинами. В идеальном случае браки организуются родителями молодой четы, а «приданое» для невесты обеспечивается семьей жениха. Несмотря на эти обычаи, поэзия бедуинов богата историями о тайной любви и побегах с возлюбленными.

Экономическая жизнь. Бедуины ведут кочевой образ жизни. Зимой, когда выпадают небольшие дожди, «хамулы» постоянно перекочевывают со стадами и отарами по пустыне в поисках воды и пастбищ. Большинство из них придерживается регулярной последовательности в посещении определенных колодцев и оазисов, т.е. участков плодородия в безжизненных пространствах пустыни. В совершенно сухое летнее время «хамулы» собираются вблизи племенных колодцев, где обеспечение водой более надежно. Каждое племя и его подразделения вынуждено защищать свои пастбищные земли, им часто приходится бороться за права на землю и воду. Некоторые шейхи бедуинов владеют целыми сельскохозяйственными районами, получая с них дань в дополнение к обычным средствам своего существования.

Бедуины признают два основных вида деятельности – разведение верблюдов и разведение овец и коз. Верблюдоводы считают себя стоящими выше овцеводов, и иногда вторые иногда платят дань первым. Овцеводы часто поддерживают тесные отношения с жителями деревень и городов, иногда нанимаясь к ним пастухами. Верблюдоводы, считающие себя единственными истинными арабами, стараются не прибегать к такому способу деятельности, усматривая в нем унижение своего достоинства. Для всех бедуинов верблюд – животное очень ценное как для верховой езды, так и для транспортировки грузов. Бедуинов-верблюдоводов это животное снабжает молоком для питания и шерстью для изготовления ткани, а также служит ценным предметом торговли.

Необходимость заставляет бедуинов самим производить часть нужных продуктов питания, но обычно они считают занятия такого рода унижающими их достоинство и поэтому вступают в бартерные отношения с деревенским и городским населением, предлагая шкуры, шерсть, мясо и молоко в обмен на зерно, финики, кофе и другие продукты, а также на фабричные ткани (которыми они дополняют свое собственное производство), металлическую посуду, орудия труда, огнестрельное оружие и боеприпасы. Бедуины мало пользуются деньгами.

Поскольку все их имущество должно легко умещаться на животных для частых перекочевок, то бедуины используют очень мало мебели. Их шатры быстро разбираются и состоят из широких полотнищ вязаной овечьей шерсти, укладываемых на остов из шестов и жердей.

Бедуинские мужчины. Мужчины у бедуинов занимаются уходом за животными и руководят операциями по перекочевкам. Они любят охоту и бои различных животных, достигая в этом большого искусства. Они часто оказываются вовлеченными в межплеменные и междоусобные разборки, связанные не только с вопросами собственности (например, права водопользования), но и с вопросами чести. Бедуины, как и большинство других арабов, очень чувствительны к проблемам чести и достоинства; их ущемление считается серьезным оскорблением и может привести к кровопролитию.

Случаи кровопролития бывают связаны также с нападениями на караваны и деревни с целью грабежа или вымогательства платы за так называемую «защиту». Однако в последнее время, когда самолеты и грузовики заменили собой верблюжьи караваны в качестве основной формы транспорта, а полицейские силы ближневосточных правительств стали эффективнее, такие рейды и нападения становятся более редкими.

Самой большой гордостью бедуина-мужчины является его конь. Знаменитая арабская лошадь используется, однако, главным образом для скачек и легких прогулок и никогда – для тяжелой работы. Она плохо приспособлена к условиям пустыни и служит в основном предметом престижа, доступным только тем мужчинам, которые могут позволить себе эту роскошь.

Бедуинки. Женщины бедуинов заняты делами по дому, иногда ухаживают за овцами и козами, но большую часть времени заботятся о детях, ткут материал для палаток и одежды и занимаются кухней. Хотя они сегрегированы обычно в меньшей степени, чем женщины деревень и городов, бедуинские женщины тщательно оберегаются от контактов с чужаками. Как правило, они живут в отдельной части семейного шатра, обозначаемой в арабском языке словом «гарем», и должны уходить туда при появлении незнакомцев.

Пища. Основным продуктом ежедневного рациона бедуинов служит верблюжье молоко в свежем виде или после специального сквашивания. Дополнением к нему являются финики, рис и изделия из пшеничной муки или из сорго. Мясо бедуины едят редко, по случаю праздников и других особых торжеств, для чего забивают овцу и жарят ее на открытом огне. Их любимыми горячими напитками являются чай и кофе.

Одежда. В стиле одежды бедуинов наблюдается значительное региональное разнообразие. Для Западной Африки типичны мужская верхняя одежда с капюшоном – «геллаба» и халат тоже с капюшоном – «бурнус». Далее на восток мужчины-бедуины носят длиннополое, похожее на ночную рубаху, одеяние – «галабею», а поверх него – просторный открытый спереди халат – «аба», для тех же, кто больше контактирует с деревнями, более характерен пиджак европейского стиля. Мужчины носят особый головной убор – «куфию», закрепленный на голове шнурковым кольцом – «агалем». Аба и куфию могут носить в свободно наброшенном виде или обернутыми вокруг тела и головы для защиты от непогоды. Женщины носят одежды, напоминающие «галабею» или платья с определенно выделенным лифом. Кроме того, они могут носить свободные шаровары и разнообразные жакеты или разного типа «аба». Волосы женщин всегда закрыты платком. У некоторых бедуинов женщины могут носить также «хаик» – особую занавеску для лица, а в других группах при появлении незнакомого мужчины женщины просто прикрывают лицо частью своего головного платка.

Религия. Среди бедуинов есть и христиане, и мусульмане-шииты, но большинство принадлежит номинально либо к мусульманам-ваххабитам, либо к мусульманам-суннитам. Бедуины не настолько религиозны, как мусульмане сел и городов, но при этом они регулярно совершают предписываемые исламом пять ежедневных молитв. Поскольку большинство бедуинов неграмотно, они не могут сами читать Коран и вынуждены полагаться на изустную передачу религиозных идей. Вместе со многими жителями деревень и городов они разделяют веру в дурной глаз и злых духов как причину болезней и несчастий, а также в целительные и защитные силы гробниц различных мусульманских святых.

АРАБСКИЕ КРЕСТЬЯНЕ Около 70% арабов живет в деревнях. Большинство деревенских жителей – земледельцы, называемые по-арабски феллахами, но среди них есть также каменщики, плотники, кузнецы, пастухи, рыболовы, лавочники и люди других профессий. Деревенские дома из саманного кирпича или камня строятся тесно друг к другу без какого-либо ясно различимого плана. Вокруг домов располагаются поля, сады и виноградники. Степень плодородия земли везде разная, зато нехватка воды – явление повсеместное, поэтому для выживания требуется ирригация. Большой проблемой деревни является бедность, очень медленно уступающая воздействию современных социальных реформ и технических перемен.

Деревенское хозяйство. Наиболее важными культурами, выращиваемыми в деревнях, являются зерновые – пшеница и сорго, основным продуктом питания служит хлеб. Повсюду, где это возможно, выращиваются овощи. Другими важными культурами в разных регионах являются финики в оазисах пустынь, цитрусовые – на ливанском побережье, фиги, виноград, оливы, абрикосы, миндаль и другие фрукты – в предгорьях и других местностях, где вода бывает в большем достатке. В некоторых регионах, в частности, в Египте, важной товарной культурой является хлопок.

Арабы-земледельцы используют много хитроумных способов сохранения и распределения имеющихся у них ограниченных запасов воды. В некоторых случаях они направляют воду естественных потоков в сложную систему каналов и шлюзов, с помощью которых осуществляют выделение воды для пользователей, имеющих на нее право. Для подъема воды с одного уровня на другой могут использоваться водяные колеса. В последние годы создаются плотины для крупных ирригационных систем и производства гидроэлектроэнергии.

Часть земледельцев, особенно в горных местностях, являются независимыми владельцами земли, большинство же феллахов являются арендаторами, которые должны отдавать значительную часть производимого продукта владельцам земли. Обычно такие землевладельцы – горожане, но некоторые сильные шейхи бедуинов также являются крупными земельными собственниками. Некоторые землевладельцы дают крестьянам современную сельскохозяйственную технику, но большинство их весьма консервативно. Принадлежность земли собственникам, не живущим на ней, составляет в арабском мире серьезную социальную проблему, которую многие правительства пытаются решать разными способами.

Жители деревень часто поддерживают тесные отношения с бедуинами и с горожанами. Крестьяне обменивают с ними свою продукцию на услуги, товары или деньги. Некоторые земледельцы являются недавними выходцами из бедуинов и могут поддерживать семейные связи с ними. Еще более важной тенденцией является постоянная миграция земледельцев в города в поисках более высокооплачиваемой работы. Часть крестьян попеременно перемещается между деревней и городом, но постоянное городское население включает множество людей, родившихся в деревнях и поддерживающих свои связи с ними. Активный рост школьного образования, отмечаемый в арабских деревнях в 20 в., послужил фактором увеличения у сельских жителей стремления жить в городе.

Сельское общество. Большая часть хозяйств в арабской деревне состоит из семейной пары и их детей. В состав некоторых домохозяйств могут входить также жены сыновей и их дети. Однако взрослые братья и близкородственные кузены и их семьи чаще всего живут рядом. Как и в случае с бедуинами, несколько семей образуют «хамулу». Предпочтение отдается бракам внутри деревни. Арабы-мусульмане заключают браки также и внутри «хамулы», т.е. между кузенами и кузинами. Многие арабские крестьяне являются членами больших племенных групп, членство которых охватывает множество разных деревень. Несколько таких племен ведут свое происхождение от бедуинов.

У большинства арабских крестьян глубоко развито чувство принадлежности к своей деревне, жители которой обычно помогают друг другу в случае внешней угрозы. Их сплачивают также религиозные праздники или похороны. Большую часть времени, однако, деревенские жители оказываются разделенными на отдельные группировки, а в большинстве видов деятельности, касающейся общины в целом, наблюдается мало сотрудничества.

ГОРОДСКИЕ АРАБЫ Арабские города – это торговые, промышленные, административные и религиозные центры. Некоторые из них во многом похожи на европейские мегаполисы с большими зданиями, широкими улицами и напряженным автомобильные движением. В 20 в. арабские города выросли и изменились, особенно из-за притока мигрантов из деревень. Тем не менее, в некоторых более мелких городах и в старых районах крупных городов все еще можно наблюдать традиционный тип городской жизни.

Старый арабский город сохраняется сегодня почти прежним в таких городах, как столица Йемена Сана и в ряде других малых провинциальных центров. В таких крупных городах, как Алеппо в Сирии многое сохраняется от старого города, но современность все-таки в них преобладает. В метрополисе арабского мира Каире старый город окружен доминирующим новым, а в Бейруте (Ливан) следы старого города полностью стерты.

Традиционный город. Для традиционного арабского города и тех старых районов современных городов, которые все еще продолжают существовать, характерны узкие улочки и тесная застройка домов часто с лавками и мастерскими на первых этажах. Такие объединяющиеся по специализации лавки и мастерские образуют базары, называемые по-арабски «сук». На этих базарах торговцы и ремесленники демонстрируют товары, часто изготавливая их в маленьких лавках, открывающихся прямо на улицу. Хозяин лавки может пригласить покупателя на густой сладкий кофе, за чашкой которого ведется неспешная торговля по поводу какого-либо изделия из бронзы или ручной работы ковра. У многочисленных торговцев продуктами питания на базарах можно купить разнообразные сдобренные пряностями медовые кондитерские и мясные изделия со специями.

Четкого разделения на торговые и жилые районы в арабском городе не существует, хотя он зачастую отчетливо разделен на кварталы, каждый из которых служит общинам разного этнического происхождения, религии или торговой специализации. Основными общественными строениями являются религиозные здания и, иногда, фортификационные сооружения. Важными общественными центрами выступают кофейни, в которых мужчины пьют кофе, курят, играют в разные игры и обсуждают новости.

Современный город. Новые арабские города построены по образцу европейских не только физически, но и в плане муниципальной организации и институтов – таких как больницы, музеи, железные дороги, автобусные службы, радио и телевизионные станции, школы, университеты и фабрики. Каждый город отличается тем, насколько новые формы заместили собой старые, хотя старые традиции во многом находят продолжение в новых. Новые жилые районы, например, сохраняют традиционные мелкие лавочки и кофейни. Пригородных общин очень мало.

Городская социальная организация. В традиционном городе система муниципального управления не выходила далеко за пределы контроля рынков и содержания своего рода полиции. В центре забот и чувств горожан находились семья и религия, а не город как община. Семейная жизнь не отличалась по своему образу от сельской за тем исключением, что в ней существовали большие различия в уровнях богатства и социального статуса.

В 20 в. эта ситуация изменилась. Как и прежде, жители современного арабского города дорожат своими семьями и религией и идентифицируют себя с ними, но теперь оба этих чувства вынуждены конкурировать с лояльностью к государству. Построенная по образцам развитых стран система образования оказала мощное воздействие на средний и высший классы городов, в значительной мере заинтересованных в ослаблении требований, предъявляемых к ним со стороны семьи и религии, и в поощрении идеи социального равенства мужчин и женщин.

Положение женщин. В 20 в. положение арабских женщин, традиционно подчиненное по отношению к мужчинам, значительно изменилось, особенно в крупных городских центрах. Арабские страны быстро наращивают число школ для девушек, в большинстве арабских государств женщины имеют право голоса, а доступ к профессиональной деятельности для них становится все более открытым. Допускаемая исламом полигамия, практика которой была и ранее распространенной лишь среди меньшинства арабов, становится все более редким явлением. Более того, большинство арабских многоженцев имеют сейчас не более двух жен, а вовсе не гаремы, как живописуется в кинофильмах.

Однако сегодня даже в городах многие мусульманские женщины выходят на люди в чадрах, являющихся символом того, что женщина нуждается в обеспечении защиты от посторонних. В последние годы в связи с ростом фундаментализма в арабском мире число таких женщин возрастает, и даже многие европейские женщины, приезжающие в арабские и исламские страны, вынуждены выходить на улицу в исламской одежде.

ИСТОРИЯ История арабов трудно отделима от истории семитоязычных народов вообще. Исторические свидетельства из Месопотамии начинают отделять арабов от других их семитских соседей не ранее I тыс. до н.э. В то время арабы южной Аравии уже создали процветающие города и царства, такие, как Саба на южной оконечности Аравийского полуострова. Северные регионы Аравии были населены главным образом кочевниками-бедуинами, хотя в позднее дохристианское и раннее христианское время под римским влиянием более оседлым меньшинством севера были созданы два средней важности торговых царства – Петра и Пальмира. Северные и южные арабы были связаны торговыми путями через западную Аравию. Этот регион в эпоху христианства был населен горожанами и номадами, говорившими на арабском языке и считавшими свое происхождение восходящим к библейским патриархам (либо к сыну Авраама – Измаилу, либо к внуку Ноя – Ноктану), а в городе Мекка совершали богослужение идолам в храме, впервые построенном, предположительно, Авраамом.

К 5–6 вв. н.э. северная и южная аравийские цивилизации пришли в упадок. Однако, в начале седьмого века на торговца из Мекки Мухаммеда снизошло озарение начать проповедь откровений, послуживших созданию религии и общины ислами. При Мухаммеде и его преемниках, халифах, ислам охватил весь Ближний Восток. А через сто лет после смерти Мухаммеда территория распространения ислама простиралась уже от Испании через Северную Африку и юго-западную Азию до границ Индии. Хотя бедуины и содействовали его первоначальному распространению на Сирию и соседние с нею регионы, родоначальником ислама был горожанин, и в дальнейшем он развивался главным образом грамотными людьми города. При всем том, что многие аравийцы своей миграцией в другие регионы и содействовали распространению ислама, изначальным этапом было принятие в аравийские племена неаравийских новообращенцев, приобщавшихся к арабскому языку уже в ходе самого процесса. Позже арабский язык стал основным на территориях от Марокко до Ирака. Даже те, кто оставались по своей религии христианами или иудеями, принимали арабский в качестве своего основного языка. Таким образом большинство населения этого региона постепенно становилось арабами в широком смысле этого слова.

Распространение ислама обеспечивало арабам сеть полезных для них контактов, и вместе с зависимыми народами – христианами, евреями, персами и др. – они построили одну из величайших известных миру цивилизаций. Период с 8 по 12 вв. положил начало большой массе произведений великой арабской литературы в форме поэзии и прозы, блестящей традиции художества, тщательно разработанным и сложным юридическим кодексам и философским трактатам, богатой палитре географических и исторических исследований, а также большому прогрессу науки, особенно, в области астрономии, медицины и математики.

В первые века своего существования арабская империя была политически объединенной под властью халифов, но к середине десятого века началась ее фрагментация и вскоре она пала жертвой крестоносцев, монголов и турок. В 16 в. османские турки завоевали весь арабский мир, разделив его на провинции своей империи. В 19 в. англичане и французы фактически установили контроль над большей частью Северной Африки в то время как в Египте и Сирии нарастала волна требований арабской независимости.

В ходе Первой мировой войны англичане организовали восстание против Османской империи в Аравии. Арабы помогали англичанам в завоевании Сирии и Палестины в надежде на получение независимости после войны, но вместо этого попали под полные контроль англичан и французов. Требования независимости и объединения со стороны арабов возобновились. Европейское управление стимулировало модернизацию, но одновременно его результатом было расселение французов на лучших землях Алжира и европейских евреев в Палестине.

Во время Второй мировой войны и после нее все арабские народы за исключением палестинцев обрели в конечном счете полную независимость, хотя алжирцам удалось это сделать лишь после восьми лет войны с 1954 по 1962. С 1991 начали приводиться в действие различные соглашения между Израилем и Организацией освобождения Палестины (ООП); в этих соглашениях намечаются в общих чертах меры для будущего палестинского самоуправления.

Найти "АРАБЫ " на

Группа народов . Арабский мир состоит из 20 стран Северной Африки и Ближнего Востока с населением около 430 миллионов человек . Язык арабский (семитская языковая группа), подавляющие вероисповедание — ислам.

Непростая арабская история

История арабского мира так многогранна и запутанна, что до сих пор историки высказывают свои версии.
Впервые об арабах упоминают древнейшие источники – ассирийские и вавилонские хроники. Немало говорится об арабском народе и в Библии. На страницах Священного Писания сообщается о появлении в Палестине племен пастухов из южных оазисов. Эти племена стали называться ибри, что означало «перешедшие через реку». Арабы считают своей родиной Аравию. Остров арабов – Джазират ал-араб – омывается Красным морем и Аденским, Персидским, Османскими заливами. Однако, если среди историков заходит спор о происхождении арабов, то указать конкретное место им все же трудно. По этой причине историю происхождения арабов представляют в виде нескольких территориальных зон:

1. Древнейшая Аравийская область,которая не совпадает с границами современного полуострова. Эта зона включает восточную Сирию и Иорданию.
2. Территория Сирии, Палестины, Ливана и Иордании.
3. Ирак, Египет, Ливия, Северный Судан.
4. Мавританская зона (Тунис, Марокко, Алжир, Мавритания, западная Сахара).

Занятия арабов

Среди арабов по типу занятости выделяют кочевников , земледельцев и горожан . Кочевники центральной и северной Аравии разводили овец, крупный рогатый скот и верблюдов. Кочевые племена арабов не были в изоляции, так располагались в основном в окружении экономически развитых районов. Арабы- земледельцы неустанно трудятся на своих землях, так как хороший урожай прокормит семью и позволит сделать запас. На южных плантациях выращивают зерно, фрукты, овощи и даже хлопок. Типичный городской уклад жизни царит в Сане, Каире, Бейруте. Дубаи, Абу-Даби- роскошные города, куда стремятся попасть туристы, чтобы насладиться великолепием арабского государства. Арабы трудятся на производствах, ездят на машинах по своим делам, а дети посещают в школу. Обычные городские жители. О трагических событиях в Сирийском Алеппо известно всему миру. Здесь некогда цветущий город превращен в груду камней и руины.

Арабская культура

Наивысшего расцвета арабская культура достигла в период с 8 по 11 век. Арабы стали основоположниками математической науки, медицины, архитектуры, философии и поэзии. Ибн Аль-Хайсам свою жизнь посвятил точным наукам: математике, астрономии, физике и оптике. Он впервые осветил строение человеческого глаза. В астрономии прославился арабский ученый Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни. Медицинскую энциклопедию предоставил миру автор монографии «Канон медицины» знаменитый Ибн Сина (Авиценна). Знаменитые сказки «Тысяча и одна ночь» известны на весь мир.

Обычаи и традиции арабов в современном мире

Арабы чтят свои традиции. Мужчина при встрече с женщиной всегда вступает в разговор первым. Приветствие двух мужчин проходит так: оба прикасаются щеками друг к другу, а затем хлопают поочередно по спинам. Неспешно относятся к времени не только в быту, но и на деловых встречах. Философское отношение к жизни лежит в основе такого типа поведения. Арабы не терпят суеты, спонтанности, беготни и нервотрепок. Однако, свои решения принимают обдуманно, следуя заранее намеченной системе. Спокойное, прохладное отношение к происходящему вовсе не означает, что араб таков же по темпераменту. Свободолюбивый правнук воинствующих предков, он может сиюминутно прийти в ярость и стать дерзким оппонентом. Арабская месть недаром называется кровной. Чтобы защитить свою поруганную честь или близких, арабы не побояться схватить оружие и вступить в сражение. Честь для араба – святое!

Семейный арабский уклад

В гостях в арабской семье вам будет достаточно уютно. Хозяин встретит вас радушием, усадит за стол и предложит ароматный кофе. В мусульманском мире принято уважительно относится к собеседнику, постараться сделать его пребывание в чужом доме максимально комфортным. Семья в арабском мире – первая жизненная ценность. В семью входит большое количество родственников, помимо супругов и их наследников. Власть мужчины в семье неоспорима, он защитник, кормилец, господин.