Как сделать иллюстрацию к сказке. Как нарисовать иллюстрацию к сказке. Тысяча И Одна Ночь Undefined Undefined

Многие родители, чьи дети ходят в школу, задаются вопросом «Как нарисовать иллюстрацию к сказке?». На уроке ИЗО в общеобразовательной школе или на уроке композиции в художественной школе часто задают рисовать фрагменты сказок. Самое сложное - придумать сюжет. Графическое воплощении проблем не составляет. Главное, набить руку и оформить все иллюстрации к одному произведению в едином стиле.

Особенности иллюстрации

Самое сложное в иллюстрировании - выбрать из произведения те кусочки, которые будут изображены в книге. Художники обычно рисуют главные части романов: начало произведения, кульминационную часть и заключение. Но, конечно, можно проиллюстрировать запомнившийся и полюбившийся момент.

Как нарисовать иллюстрацию к сказке как можно подробнее и понятнее? Прежде чем создать набросок, нужно прочитать произведение минимум два раза. В первый раз человек знакомится с сюжетом, а во второй - запоминает детали, которые при первом прочтении не бросаются в глаза.

На что нужно обращать внимание, иллюстрируя произведение:

  • Внешность героев. Перед тем как изображать героев-антагонистов, нужно запомнить отличительные черты их внешности. Родинку на щеке или шрам на лбу обязательно нужно нарисовать, иначе главный герой потеряет свою индивидуальность.
  • Одежда персонажей. Странно, но мало кто запоминает описание одежды даже главных действующих лиц. Поэтому перед тем как садиться за стол для рисования, нужно перечитать еще раз отрывки, в которых дается описание одежды.
  • Интерьеры или экстерьеры дополняют любую иллюстрацию, поэтому описание мебели или леса имеет большое значение. Стоит обращать внимание даже на такие мелочи как кочки под ногами главных героев или потертый ковер, украшающий центр комнаты.
  • Второстепенные персонажи нуждаются в меньшей прорисовке, однако не стоит забывать, что друзья главных действующих лиц должны быть узнаваемы.

Графическая иллюстрация

Как нарисовать иллюстрацию к сказке в графическом стиле? Здесь есть несколько техник:

  • с помощью карандаша;
  • с помощью туши;
  • с помощью мягкого материала (уголь, пастель и т. д.)

Определитесь, в каком стиле будет выполнена иллюстрация. Если вы планируете кропотливо прорисовыть мельчайшие детали, то возьмите карандаш. Если рисунок больше будет напоминать набросок, подойдет мягкий материал.

Графические работы сложно сделать такими же эффектными, как цветные. Чтобы добиться хорошего результата, нужно нарисовать иллюстрацию сказки поэтапно.

  1. Первым делом выполняется эскиз понравившегося фрагмента сказки.
  2. Второй шаг - это компоновка. Она нужна для того, чтобы в дальнейшем все части рисунка вместились в ограниченное пространство холста.
  3. Следующий этап - это проработка деталей. Это ответственная миссия и если иллюстрацию рисуют дети, родители должны проконтролировать этот процесс.
  4. Заключительная часть - нанесение света и тени на фигуры и объекты. Главное не забывать, что передний план с главными персонажами должен быть темнее заднего.

Иллюстрация с помощью красок

Как нарисовать иллюстрацию к сказке с помощью красок? Это несложно, если разобрать весь процесс поэтапно. Например, нам нужно нарисовать иллюстрацию к сказке «Снежная королева».

Для этого разобьем работу на части:

  • Первым делом находим тот момент, который нужно проиллюстрировать. Берем для примера сюжет: Снежная королева сидит на троне, а Кай играет у ее ног.
  • Определитесь с внешностью героев: длинные или короткие у них будут волосы, курносые ли носы, какого цвета глаза. Желательно перечитать описание героев в сказке.
  • Рисуем эскиз. Выберите позы, в которых будут сидеть Снежная королева и Кай.
  • Теперь самое интересное: продумайте одежду, в которую одеты главные герои.
  • Последний этап эскиза - прорисовка интерьера. Полистайте сказку, вдохновитесь атмосферой холодного дворца, найдите подсказки.
  • После того как эскиз сделан, перенесите его на чистовик. Помните, что поверх карандаша будут нанесены краски. Это важно, если иллюстрация будет выполняться акварелью, поэтому чистовой эскиз набросайте акварельными карандашами.
  • Завершающий этап - раскрашивание.

Совмещенная техника

Если есть желание рисовать несколькими материалами, вам придется совместить несколько техник. Как нарисовать иллюстрацию к сказке «Гадкий утенок»?

Для начала нужно сделать все по аналогии с планом создания иллюстрации к «Снежной королеве». Когда рисунок красками будет готов, прорисуйте тушью детали и тени. Особое внимание уделите переднему плану. Если сказку иллюстрируют дети, то лучше оставить лица персонажей непрорисованными.

Французский художник Ксавьер Коллет объясняет, как сделать процесс рисования эффективнее на примере своей работы с темной феей в окружении леса.

Я думаю, что следующие правила рисования могут помочь вам развить свои навыки, но иногда может показаться, что они пытаются вас ограничить. Пытаясь удовлетворить широкий спектр художественных критериев, таких как: дизайн персонажей, продуманные композиции и эффективные цветовые схемы – вы можете замедлиться, но быстрая работа не всегда бывает качественной, помните об этом.

Я считаю, что лучший путь к вершине – это научиться чувствовать, делать вещи инстинктивно. С практикой, видеть вещи, которые есть в изображении, и определять те элементы, которые до сих пор нуждаются в доработке – становится второй натурой, заполняют подсознание во время работы.

С практикой это становится второй натурой – видеть вещи, которые нуждаются в доработке

Единственное, что я сделал, прежде чем начать рисовать – отстранился от всех и фотографий в голове, чтобы мое подсознание начало генерировать идеи. После этого я полностью погрузился в процесс рисования.

Первоначальные эскизы

Я не знаю, как далеко я зайду с этой иллюстрацией. Зато я знаю, что хочу, чтобы главная героиня была своего рода королевой – кем-то, кто заставит вас бояться, ощущать тревогу, глядя ей в глаза.

Так что я начну с грубого наброска, чтобы понять, какая тут будет композиция. Она гуляет в лесу и наблюдает за вами. Ну, что ж, начнем рисовать кого-то, кто заставит вас почувствовать настоящий страх и завораживающий ужас.

Пятьдесят оттенков серого

Важно учесть глубину изображения и определиться с плоскостями: фон с двумя-тремя уровнями глубины; главная плоскость вашего героя и передний план.

Я начинаю в моно – это быстрее и будет легче что-то поменять. Я выбрал палитру из множества оттенков серого и, добавив персонажу рога и длинное платье во весь рост, я начал определять её характер.

Отправная точка

У нас у всех есть свои маленькие слабости. Моя заключается в том, что я не могу устоять на ранних стадиях перед прорисовыванием лица персонажа. Часто говорят, что детализация элементов в изоляции – не очень хорошая практика, потому что в конечном итоге нельзя увидеть общую картину.

Полезный совет, не спорю, но я не могу вынести того, что на лице будет лишь немного деталей, у меня ужасно чешутся руки дополнить их. Поэтому я потратил немного времени, чтобы нарисовать лицо, корону, рога и волосы.

Иногда очень трудно определить, в каких цветах будет иллюстрация. Так что вот вам маленький совет. Возьмите старый рисунок или даже фотографию, не имеет значения. Дублируйте слой изображения и примените эффект Размытия по Гауссу к дубликату. Затем измените Параметры наложения – Режим наложения – Перекрытие. И посмотрите, вдохновляет ли вас такая цветовая гамма для вашей рабочей иллюстрации.

Поиск цветовой темы

После этого я настроил Оттенок/Насыщенность и рисую кистью уже в цветном режиме. Еще один совет – примените Авто Уровни или Авто Контраст, а затем поиграйтесь с режимами смешивания слоя. Иногда счастливые случайности будут вдохновлять вас и помогать вам преодолевать стену «некреативности».

Добавляйте детали

Я начинаю рисовать детали персонажа, начиная с головы и бюста, прежде чем перейти к разработке одежды.

Я не воплощаю какие-либо идеи по поводу платья, как я сказал, я просто пролистываю большой набор из разнообразных изображений, чтобы мой креатив наполнился свежими соками и я смог придумать необычный дизайн для платья.

Контраст

Хорошо, если в рисунке будет контраст. Более конкретно: противопоставление форм, яркости и цвета. Мой выбор для этой иллюстрации – голубоватый свет, который будет указывать на магическую силу и контроль над всеми живыми существами на этом рисунке.

Больше деталей

Теперь, когда я удовлетворен в выборе цветов, я могу завершить разработку ее костюма, добавив такие детали как украшения, и изобразить ряд таких материалов как мех, кожу, металл, блестяшки, которые все вместе сделают дизайн более интересным.

Пластика ваш друг

Помните о преимуществах цифровых графических программ. Фотошоповский фильтр Пластика является мощной редакторской опцией. Здесь, в моей иллюстрации, я использую его, чтобы подправить лицо феи, так как я решил, что оно слишком длинное.

Заканчиваем с ней

Время дорисовывать последние детали персонажа. Я добавил последние мазки на её корсете, нарисовал на ее посохе череп, добавил голубого свечения к костюму и т.д.

А теперь пришло время оживить фон лучами света и некоторым шумом. Пятнистые кисти в режиме Осветление основы подойдут мне идеально.


Создаем домашних любимцев

Я хочу, чтобы у моей темной феи были…питомцы. В нижней части композиции немного свободно, так что это идеальное место, чтобы нарисовать существ, которые оживают с помощью её тёмной магии.

У меня нет определенного представления о том, что я собираюсь делать, так что я делаю набросок тёмной кистью, а затем использую кисть в режиме Осветление основы, чтобы добавить такие детали как глаза и рты, из которых выходят пучки магии.

Зверинец монстров

Пока что я работаю инстинктивно и я вполне доволен дизайном моего существа. Теперь я могу добавить другие. Я применяю один и тот же рабочий процесс: создаю небольшой эскиз, а затем добавляю детали, используя кисть в режиме Осветление основы.

Размытые элементы

Я почти закончил эту иллюстрацию и теперь буду применять некоторые хитрости, которым я научился за годы моей работы. Я хочу, чтобы моя фея смотрела на наблюдателя – зрителя, который скрывается в лесу.

Так что я дорисую ветки мазками жесткой кисти. Нет необходимости рисовать их в деталях. Затем я добавил к ним эффект Размытия по Гауссу и всё – они готовы!

Зерно добавляет текстуру

Я люблю добавлять текстуру к моим рисункам. Иногда это просто текстура бумаги, создана с помощью Наложения слоя. Но сейчас я буду делать что-то совершенно другое.

Я добавил нейтральный серый слой (Насыщенность – 0, Яркость – 50) и применил Фильтр>Шумы>Добавить шум дважды (поставить на максимум) и Фильтр>Размытие>Размытие трижды. Затем я поставил этот слой на Перекрытие (Наложение) и кликнул на Непрозрачность слоя, поставив настройки на 5-6%

Более волшебная жизнь

Я решил, что картине нужно больше жизни. Моё решение – быстренько дорисовать бабочек на переднем плане, снова дать рисунку больше глубины.

Последняя хитрость

Последний совет. Простой способ добавить немного больше разнообразия в ваше искусство – это создать новый слой и заполнить его с помощью мягкой облачной кисти.

Установите основной цвет на светло-серый и используйте мягкую облачную кисть, чтобы создать контраст. Затем поставьте этот слой в режим Наложения.

Я следовал моим же советам и закончил рисунок!

Искусство иллюстрирования - весьма тонкая материя и, кроме уменья рисовать, требует ещё большого уменья думать и представлять происходящие в литературном произведении события В ДЕЙСТВИИ. Что ж будем учиться рисовать и будем развивать свою фантазию.

Давайте рисовать иллюстрации к известной детской сказке «Рукавичка». Поскольку имеется несколько вариантов этой сказки, вкратце перескажу сюжет нашей версии. Однажды зимой старик поехал в лес за дровами, а на обратном пути случайно обронил рукавицу, не заметил и так и вернулся домой. Дома он обнаружил пропажу и, несмотря на поздний час, поспешил вернуться за ней в лес. Тем временем потерянная рукавица лежала посреди дороги. Мимо пробегала мышка, и, не долго думая, решила поселиться в уютном и теплом убежище, ведь на дворе стояла зима. Затем появилась лягушка, и попросилась жить к мышке. Мышка ее приняла, и зажили они вместе. Когда потом приходили, зайчик, лисичка, волк и кабан хозяева так же принимали их к себе гостеприимно. Впрочем, когда явился медведь и тоже захотел жить в рукавичке, звери начали было возражать, что и без того тесно. Однако тут подоспел старик, вытряхнул незваных гостей, надел рукавичку и радостный отправился восвояси.

Существуют и несколько иные версии этой сказки, например, с ёжиком и без кабана, но мы будем опираться на тот вариант, который рассказан выше и сейчас немного порассуждаем о том как это всё иллюстрировать.

Нарисовать иллюстрацию к этой сказке не так просто, как может показаться, пока ее слушаешь. Для начала надо представить себе то, что конкретно мы хотим изобразить. Давайте подумаем над содержанием сказки. Поразмыслим, как вышло, что старик потерял рукавицу и не заметил этого сразу. Выходит, она не могла упасть у него с руки, иначе бы хозяин сразу же хватился пропажи. Скорее всего, разгорячившись, он заткнул рукавицы за пояс, тут-то одна из них и выскользнула. Теперь спросим себя, могла ли она упасть и лежать на дороге вертикально-торчком?

Вряд ли, сразу понятно, что она скорее упала бы на бок. Не годится, еще менее вероятно. И так тоже не пойдет, иначе как бы в нее вошли наши персонажи, если ход будет внизу? Следовательно, делаем вывод, что рукавичка лежала плашмя.

Давайте перечислим самые интересные эпизоды этой истории, которые стоит проиллюстрировать. Например:

Дед затыкает рукавицы за кушак (пояс).

Дед удаляется, а на дороге лежит утерянная рукавичка.

Мышка обнаруживает рукавичку.

Лягушка просится к мышке на жительство.

Мышка и лягушка пускают зайчика.

Приход лисы и волка.

Приходит кабанчик, и звери решают, пускать его или не пускать.

В гости навязывается медведь, и жить зверям становится очень тесно.

Старик возвращается и находит рукавичку.

Обитатели рукавички лишаются жилища и разбегаются в разные стороны.

Итак, поразмыслим над каждым эпизодом.

Дед в лесу. Лес, поскольку дело было зимой, весь в снегу, ветки елей поникли под его тяжестью, листвы на деревьях нет. Всюду сугробы. Подумаем, как должен быть одет дед из сказочной старины? На голове меховая шапка, например ушанка, на ногах валенки, теплый тулуп, подвязанный кушаком: мы позаботились, чтобы старик не замерз. Чтобы не слишком усложнять себе задачу, договоримся – лошадь, упряжь и сани останутся за кадром, их мы изображать не станем.

Старик уходит, оставляя рукавичку. Здесь все не так просто, и есть несколько вариантов. Самый простой – по горизонтали старик уходит от потерянной рукавички «вдоль» изображения. Другой вариант – дорога в перспективе сокращается «вглубь» изображения, старик либо уходит спиной к зрителю, а рукавица лежит на переднем плане, либо, наоборот старик идет на нас, а рукавичка лежит в «глубине» картины, то есть за его спиной. Еще можно изобразить дорогу, пересекающую лист по диагонали. Работу с отображением перспективы, как довольно сложную, мы порекомендуем ребятам постарше, а более доступную рассмотрим подробнее.

Рукавичка лежит на дороге.

Мышка подходит к лежащей рукавичке. Мышку можно изобразить либо как в жизни, либо, учитывая сказочный сюжет, в одежде. В этом случае все-таки следует помнить, что дело происходит зимой, и одеть ее соответственно сезону. Наша цель – изучить строение четвероногого животного, поэтому постараемся, чтобы звери как можно больше походили на настоящих, а не выглядели бы как люди, но в масках зверей. Первый кадр: мышка рассматривает свою находку(). В этом случае придется так же изобразить и окружающий зимний лес и сугробы.

Второй кадр: мышка зашла в рукавичку. Здесь придется сделать допущение, что мы можем заглянуть вовнутрь. Для того, чтобы ребята не теряли связи с жизнью, постараемся изображать наших зверюшек как можно более реалистично, а не в мультипликационном стиле. Максимум, чтоможно себе позволить – небольшая стилизация для простоты. Попав вовнутрь рукавички, мышка, конечно же, первым делом начинает осматриваться. Потренируемся изображать поворот головы у животного. Кстати, в рукавичке было, наверное, темно, но это не повод рисовать лампочку под потолком, как часто делают,насмотревшиеся ярких книжек, дети.

Появление лягушки. Лягушка существо земноводное, и ее строение кардинально отличается от строения остальных персонажей нашей сказки. Лягушка обладает длинными и мускулистыми задними лапами для прыжков и плавания и перепонками между удлиненных пальцев, и так же слегка выпученными глазами.Читаем - . Изображать ее в прыжке не стоит, это слишком сложно для детей, поэтому пусть наша лягушка лучше сидит. Кто видел лягушек в природе, тот знает, что они далеко не всегда зеленые, как их принято рисовать. Окраска этого земноводного зависит от окружающей среды, и обычно колеблется от темно-коричневого до светло бежевого, но почти всегда с темными полосками и пятнами для маскировки.

Пора нам перейти к зайчику. У зайчика, как и у лягушки, сильные прыгательные задние лапы и сравнительно короткие передние. Нарисовать его в прыжке легче, чем лягушку, поэтому мы с вами так и сделаем.(). Впрочем, возможен вариант - около рукавички. Несмотря на то, что у зайчика длинные уши, не надо думать, что они всегда стоят торчком. Обычно косой держит их откинутыми назад, и поднимает только, когда чувствует опасность – прислушивается. Так же не станем рисовать зайца с загнутым, заломленным ухом: в природе этого практически не бывает.

Лису и волка, как представителей одного семейства (собачьих) предлагаем рассматривать в сравнении. Что отличает лису, кроме рыжего цвета меха. Мордочка у нее острая, длинный носик придает ей как бы хитрое выражение (). Лиса мельче и худощавее волка. Скажите, зачем лисе ее знаменитый пышный хвост? Правильно, хвост она использует в качестве руля, чтобы не заносило на поворотах во время быстрого бега. Еще есть мнение, что хвостом рыжая плутовка заметает свои следы на снегу.

Теперь речь пойдет о кабане. Кабан, как вам известно, приходится родственником домашней хрюшке. Однако внешне заметно от нее отличается. Выглядит кабан устрашающе: огромный, покрытый темно-бурой грубой щетиной, растущей «назад», с мощной треугольной головой, настолько высокой холкой и низким крупом, что спина кажется горбатой (у домашней свиньи спина ровная). Урок: .

Ноги у кабана длинные и скорее мускулистые, чем толстые, оканчиваются раздвоенными копытами, из пасти торчат острые клыки (читаем " "). Кабан живет в лесу и питается тем же, что и медведь, то есть не брезгает ни падалью ни мелкими зверюшками, что не совсем характерно для парнокопытного. Дикий кабан очень опасен, повстречаться с ним не пожелаешь и врагу. Когда этот грозный зверь попросился на постой, несмотря на тесноту, никто не осмелился ему возразить.

Последним по сюжету нашей сказки появился медведь(). Как и кабан, медведь всеяден, разумеется, не следует думать, что он питается только медом. Зимой на самом деле ему полагается спать в берлоге, проснувшийся и разгуливающий по лесу медведь называется «шатун», такой зверь невероятно опасен для любого, кто его встретит. Выглядит медведь так: крупное более или менее прямоугольное туловище, небольшой горб в месте холки, круп выше, чем у кабана, шея намного длиннее, голова с тупой мордой и округлыми ушами, окраска бурая. Когтистые толстые лапы, зверь может передвигаться как на четырех, так и на двух ногах. Кстати, следы медведя похожи на человеческие. Даже кабану пришлось потесниться, когда на сцене появился этот гигант. Звери зажили в тесноте, да не в обиде – как-то смогли ужиться, но тут за потерянной варежкой вернулся старик.

Итак, нам известно, как изображать каждого из героев сказки по отдельности. Теперь перейдем к составлению композиций. К делу нужно подойти творчески: мы не имеем права просто собрать наших персонажей в рукавичке в виде отдельных независимых элементов. Композиция должна быть интересной, занимательной и отражать взаимоотношения героев, как того требует сюжет сказки.

Согласитесь, что уже сцена с появлением второй гостьи, лягушки, должна нести изрядную психологическую нагрузку. Мышка, до этого, очевидно, осматривавшая «помещение», разумеется, поворачивает голову в сторону входа; лягушка с неуверенным и просительным видом топчется «на пороге». Нам представляется отличная возможность потренироваться в изображении поворота головы у животного. Мышка дает понять лягушке, что та может войти, теперь наши зверушки сидят, смотрят друг на друга, и разговаривают. Постараемся придать мордочкам животных дружелюбное выражение. Но что это такое – у входа внезапно появляется заяц. Обе собеседницы, конечно же, сразу поворачивают головы в одну сторону; поняв, что гость не опасен, они радушно принимают его в свою компанию. Большинство художников-реалистов убеждены, что психологическая достоверность композиции во многом обусловлена правильным направлением взглядов персонажей. В нашем случае нужно показать, что звери смотрят именно друг на друга, а не на зрителя.

Эти две картинки я вставляю для прикола,чтобы читатели не закисали. Вобщем, полюбуйтесь - лиса,вырезанная без рисунка из чистого листа.

Лиса подходит к потерянной рукавичке

Лиса решает поселиться в рукавичке

Следующий акт – неожиданное появление лисы. Здесь все не так просто, потому, что при виде рыжей плутовки обитатели рукавички должны насторожиться – не секрет что как для зайчика, так и для мышки лиса представляет самую непосредственную угрозу. Нет сомнения, что мышка, с ходу дав лисе вынужденное согласие, со страху забивается в отсек для большого пальца рукавички, чтобы стать вне досягаемости. Лисица с хитрым видом проходит вовнутрь и, озираясь по сторонам, принимается строить(коварные) планы. Но перейти к действиям она так и не успевает, поскольку у входа уже стоит волк. Судя по сказке «Лиса и Волк» взаимоотношения у этих животных непростые. Пожалуй, зайчик и лягушка при появлении волка бросаются вглубь рукавички, а лиса наоборот выходит навстречу со льстивым видом, уверенная, что и на этот раз проведет серого хищника. Следующая сцена: волк разговаривает с лисой, которая увивается вокруг него, но сам, скорее всего, поглядывает на зайца. Заяц, в свою очередь, сжался в комок: уши прижаты, расширенные глаза следят за поведением хищников.

Теперь кабан. Этот грозный зверь возник у входа со словами «хро- хро- хро», и всем сразу стало ясно, что придется потесниться. Ему мы должны уделить здесь особое, далеко не последнее место. Кабан вошел в варежку и пристально разглядывает зверей. Лису и волка он оттеснил в самую глубину убежища. Возможно, волк оценивающе смотрит на кабана – ему теперь не до зайца, или на вход, в случае, если придется убегать. Заяц уже ни на что не надеется и поставил на своей судьбе крест: уши поникли, глаза апатично закрыты. Когда наконец в рукавичку втискивается медведь, начинается ужасная давка: звери как сельди в бочке. Уместно так же сравнение с переполненным автобусом. О каком-то взаимном психологизме теперь речи уже быть не может: морды всех персонажей выражают терпение и принятие ситуации, ведь деваться некуда. За почетное место в центре композиции борются медведь и кабан, на фоне этих двух лидеров лиса и волк совсем потерялись, притиснутые к стене, остальные персонажи путаются под ногами и боятся что их затопчут.


Товарищи, эти картинки - чисто для варианта и позабавить вас, уважаемые читатели, они не претендуют на "каноничность" прочтения.

Нагнетать атмосферу дальше не имеет смысла: к счастью для нашей дружной компании появляется старик. Едва заметив хозяина, все опрометью выскакивают вон и бросаются врассыпную. Старик со счастливым видом надевает рукавичку и рассматривает руку. Это наш вариант прочтения данной сказки. Но в целом таких вариантов бесконечно много. На этом примере мы просто показали, как это делается, задорный тон повествования призван раскрепостить вашу фантазию и творческие способности. Конечно же, мы надеемся,что вы,почитав наши соображения,придумаете свои-круче и интереснее.

Сказку "Рукавичка" вам пересказал Евгений Новиков.

Желаем вам удачи.


Метки: ,

Из методических советов к учебнику Литература. 5 класс.
Так как пятиклассники редко обращают внимание на фамилии иллюстраторов, попросим их прочитать фамилии художников, чьи иллюстрации помещены в учебнике. Хорошо было бы принести на урок несколько иллюстрированных сборников русских сказок. Как правило, больше всего детям нравятся иллюстрации Ивана Билибина. Дети говорят, что этот художник лучше всего передает таинственность и древность русской народной сказки.

БИЛИБИН, ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ (1876–1942), русский художник. Родился в селе Тарховка (близ Петербурга) 4 (16) августа 1876 в семье военного врача. Учился в школе А.Ажбе в Мюнхене (1898), а также у И.Е.Репина в школе-мастерской М.К.Тенишевой (1898–1900). Жил преимущественно в Петербурге, был активным членом объединения «Мир искусства». Отправившись по заданию этнографического отдела Русского музея в путешествие по северным губерниям (1902–1904), испытал большое влияние со стороны средневековой деревянной архитектуры, равно как и крестьянского художественного фольклора. Свои впечатления выразил не только в образах, но и в ряде статей (Народное творчество русского Севера, 1904; и др.). Значительно повлияла на него и традиционная японская гравюра на дереве.

Создавая с 1899 оформительские циклы для изданий сказок (Василиса Прекрасная, Сестра Аленушка и братец Иванушка, Финист Ясный Сокол, Царевна-лягушка и др., в том числе пушкинских сказок о Царе Салтане и Золотом петушке), разработал – в технике рисунка тушью, подцвеченного акварелью, – особый «билибинский стиль» книжного дизайна, продолжающий традиции древнерусского орнамента. Впрочем, несмотря на свой художественный «национализм», мастер придерживался либерально-антимонархических настроений, ярко выразившихся в его революционных карикатурах 1905–1906 (публиковавшихся в журналах «Жупел» и «Адская почта»). С 1904 успешно занимался сценографией (в том числе в антрепризе С.П.Дягилева).

Летом 1899 года Билибин уехал в деревню Егны Тверской губернии, чтобы самому увидеть дремучие леса, прозрачные речки, деревянные избушки, услышать сказки и песни. В воображении ожили впечатления от недавней выставки Виктора Васнецова. Художник Иван Билибин начал иллюстрироватъ русские народные сказки из сборника Афанасьева. И осенью того же года Экспедиция заготовления государственных бумаг (Гознак) начала выпускать серию сказок с билибинскими рисунками.

В течение 4-х лет Билибин проиллюстрировал семь сказок: "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Белая уточка", "Царевна-лягушка", "Марья Моревна", "Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке", "Перышко Финиста Ясна-Сокола", "Василиса Прекрасная". Издания сказок относятся к типу небольших по объему крупноформатных книжек-тетрадей. С самого начала книги Билибина отличались узорностью рисунка, яркой декоративностью. Билибин создал не отдельные иллюстрации, он стремился к ансамблю: рисовал обложку, иллюстрации, орнаментальные украшения, шрифт - все стилизовал под старинную рукопись.

Названия сказок исполнены славянской вязью. Чтобы прочесть, надо вглядеться в затейливый рисунок букв. Как и многие графики, Билибин работал над декоративным шрифтом. Он хорошо знал шрифты разных эпох, особенно древнерусские устав и полуустав. Ко всем шести книгам Билибин рисует одинаковую обложку, на которой располагает русские сказочные персонажи: трех богатырей, птицу Сирин, Змея-Горыныча, избушку Бабы-Яги. Все страничные иллюстрации окружены орнаментальными рамками, как деревенские окна резными наличниками. Они не только декоративны, но и имеют содержание, продолжающее основную иллюстрацию. В сказке "Василиса Прекрасная" иллюстрацию с Красным всадником (солнышко) окружают цветы, а Черного всадника (ночь) - мифические птицы с человеческими головами. Иллюстрацию с избушкой Бабы-Яги окружает рамка с поганками (а что еще может быть рядом с Бабой-Ягой?). Но самым главным для Билибина была атмосфера русской старины, эпоса, сказки. Из подлинных орнаментов, деталей он создавал полуреальный, полуфантастический мир.

Поэтому, готовя вопросы по иллюстрациям, можно спросить:

  • Что вы видите в орнаменте иллюстрации?
  • Какую роль играет орнамент и как он соотносится с изображением?

Орнамент был излюбленным мотивом древнерусских мастеров и главной особенностью тогдашнего искусства. Это вышивки скатертей, полотенец, раскрашенная деревянная и глиняная посуда, дома с резными наличниками и причелинами. В иллюстрациях Билибин использовал зарисовки крестьянских построек, утвари, одежды, выполненные в деревне Егны.

  • Какие предметы быта и характерные для жизни крестьянина постройки вы видите на иллюстрациях?
  • Как художник показывает нам, как жили наши предки?

Из методических советов к учебнику Литература. 5 класс. Сказка "Царевна-лягушка"

Иллюстрации Билибина в обрамлении растительного орнамента очень точно отражают содержание сказки. Мы можем разглядеть детали костюмов героев, выражение лиц удивленных бояр и даже узор на кокошниках невесток. Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение Василисы, увлеченность музыкантов, которые словно бы притопывают ногами в такт плясовой песне. Мы можем догадаться, что музыка, под которую танцует Василиса, веселая, озорная. При взгляде на эту картину чувствуешь характер сказки.

Задания по иллюстрациям к "Царевне-лягушке"

Учащиеся работают с иллюстрациями И. Билибина, определяют, какой эпизод иллюстрировал художник, какая из иллюстраций наиболее точно передаёт волшебный мир сказки, характеры героев, определяют, чем иллюстрации И. Билибина отличаются от картин на сказочный сюжет В.М. Васнецова. Таким образом, дети учатся сравнительному анализу иллюстрации и картины, получают навыки сопоставления образов литературных героев с теми, что создают художники.

Задания к сказке "Василиса Прекрасная"

Рассмотрите иллюстрации И.Я.Билибина к сказке "Василиса Прекрасная". Подберите к ним соответствующие подписи из текста.

Какие приметы волшебной сказки вы заметили, читая "Василису Прекрасную"?

Как иллюстрации И.Я.Билибина передают волшебный мир сказки?

Рассмотрите иллюстрацию И.Я. Билибина к заключительному эпизоду сказки "Василиса Прекрасная". Опишите внешность Василисы. Совпадает ли ваше представление о героине с тем, как изобразил ее художник?

Рассмотрите иллюстрацию, изображающую бабу-ягу. Как вы представляли эту колдунью?

Иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина

Увлечение Билибина старинным русским искусством получило отражение в иллюстрациях к пушкинским сказкам, которые он создал после поездки по Северу в 1905-1908 гг. Работе над сказками предшествовало создание декораций и костюмов к операм Римского-Корсакова "Сказка о золотом петушке" и "Сказка о царе Салтане" А. С. Пушкина.

Особого блеска и выдумки достигает Билибин в своих иллюстрациях к сказкам А. С. Пушкина. Роскошные царские палаты сплошь покрыты узорами, росписью, украшениями. Здесь орнамент настолько обильно покрывает пол, потолок, стены, одежду царя и бояр, что все превращается в некое зыбкое видение, существующее в особом иллюзорном мире и готовое вот-вот исчезнуть.

А вот рисунок, где царь принимает корабельщиков. На переднем плане царь восседает на троне, а перед ним склонились в поклоне гости. Мы можем их всех разглядеть. Заключительная сцена пира: перед нами царские палаты, в центре стоит стол, покрытый вышитой скатертью. За столом сидит вся царская семья.

В акварели, иллюстрирующей прием Салтаном корабельщиков, пространство “сцены” перспективно уходит в глубину, а на переднем плане чинно восседает на троне царь с приближенными. В церемонном поклоне склоняются перед ним гости. Они справа налево, один за другим, так, чтобы не столько царю, сколько нам удобно было их рассматривать, выдвигаются на середину сцены. Парчовые, бархатные их наряды, крупный орнамент драгоценных тканей превращают передний план в какой-то движущийся ковер.

Ещё в большей степени театрализована иллюстрация к заключительной сцене пира. Её центром является плоскость изразцового пола царской трапезной. Сходящимися в глубину линиями стоят стрельцы с бердышами. Задний план замыкается вышитой скатертью, столом, за которым сидит вся царская семья. Внимание привлекает только сидящий на полу и играющий с кошкой боярин. Возможно, это образ рассказчика, который заключает сказку традиционной концовкой.

Я там был: мёд, пиво пил –
И усы лишь обмочил.)

Дуракам везет, а значит шанс есть у каждого побывать в сказке. Сегодня мы узнаем как рисовать сказку про рыбака и золотую рыбку! Однажды рыбак-любитель закинул палку с веревкой несколько раз в местное болото под названием Чистилище, и вытянул оттуда золотое лохнесское чудище, которое со страху говорить начало. Не зная, как спасти свою шкуру, рыбина предложила ловцу исполнить любые желания на его выбор. Так как рыбак был представителем обычной сельской элиты с небольшим домиком и старухой женой, он являлся хозяином в доме, и поэтому пошел спрашивать все у жены.

Старуха же приняла старого за маразматика и молвила: Пусть рыбина корыто им сделает, а то старая Бэха уже совсем лошадиные силы утратила. Когда же корыто внезапно объявилось около дома, женщина поняла, что она в матрице и может делать, что душа пожелает. Так продолжалось до тех пор, пока она не пожелала быть царицей моря, на что рыбка показала ей весьма неприличный жест хвостом и ушла в неизвестном направлении, оставив старуху с разбитым корытом. Вот и сказка молодец, а кто слушал – тот конец. Исполняющие желания, бывают разные:

  • Триальная версия золотой рыбы, которая исполняет только три желания;
  • Золотая акула, исполняющая три предсмертных желания;
  • Золотой осьминог, хоть и не рыба, но непротив исполнить несколько ваших потребностей;
  • Золотое свадебное кольцо – исполняет прихоти исключительно женской части населения, у мужчин же отбирает свободу слова, волю и деньги;
  • Имея золотые руки, можно делать желания своими руками из любого подручного материала;
  • Золотые зубы помогают исполнять свои пожелания стоматологам;

Все остальные предметы в этом мире желаний не исполняют. Разве что за большие деньги. Но это уж не желание, а скорее покупка. Так что верьте в сказки и беритесь за свои карандаши и попробуйте нарисовать сказку. Будет весело.

Как нарисовать сказку карандашом поэтапно

Шаг первый. Изобразим на листе бумаги две окружности, обозначающие голову рыбака и рыбки. А также покажем линию горизонта.
Шаг второй. Набросаем эскиз рыбки и дедушки.
Шаг третий. Прорисуем элементы лица.
Шаг четвертый. Добавим рыбине корону, деду удочку. Не забудьте про задний фон.
Шаг пятый. Удалим лишние линии, поправим контуры более жирной линией. А вот как должно получится.
Попробуйте нарисовать еще таких сказочных персонажей.