Как появились орки в средиземье. Орки Средиземья: народы и расы Средиземья. В играх серии Might & Magic

Кратко о статье: Бесчисленные орды узкоглазых полузверей, длинноруких согнувшихся бестий наводняют собой добрую половину вселенных фэнтези. Они топчут посевы, жгут деревни, насилуют крупный рогатый скот - выполняют всю грязную работу свирепых и малоинтеллектуальных антагонистов, порученную им авторами. Кто они такие, откуда взялись?

Зеленокожие

Орки, гоблины и всевозможные родственники

Бесчисленные орды узкоглазых полузверей, длинноруких согнувшихся бестий наводняют собой добрую половину вселенных фэнтези. Они топчут посевы, жгут деревни, насилуют крупный рогатый скот - выполняют всю грязную работу свирепых и малоинтеллектуальных антагонистов, порученную им авторами. Кто они такие, откуда взялись?

Орки, гоблины и десяток других наименований - похожие, как близнецы, далекие родственники и совершенно разные биологические виды - они прочно прописались в фэнтезийных мирах и иногда проникают и в космическую фантастику, и в альтернативную современность.

Вот и до “Мира фантастики” добрались.

Прежде всего, дабы никто не ушел обиженным, постараемся очертить круг тем, поднимаемых в нашем изложении. Говорить мы будем о вымышленных существах, называемых либо орками, либо гоблинами (поскольку два этих понятия иногда означают одно и то же или почти одно и то же), а также об их разнообразных родственниках с фамильного древа. Для статьи мы отобрали ключевые, на наш взгляд, источники. Также мы попытаемся ответить на основные вопросы орковедения: почему у них зеленая кожа (и зеленая ли) и почему их так зовут. С последнего и начнем.

Как вы расу назовете, так она и...

Существует несколько основных версий происхождения слова “орк”. Большинство сходится в одном мнении, какового будем придерживаться и мы: слово “орк” (Orc) в том значении, в котором его сейчас чаще всего употребляют, было введено в литературу профессором Дж. Р. Р. Толкином. И не во “Властелине Колец”, а раньше, на страницах “Хоббита”. При перечислении опасностей, ожидающих путешественников во Мглистых горах, упоминаются “гоблины, хобгоблины, орки”. К сожалению, наиболее распространенный у нас перевод Н. Рахмановой об орках ничего не говорит - да и нашему читателю в далеких семидесятых ничего не сказало бы вскользь упомянутое незнакомое слово.

Питер Джексон принес на киноэкраны все разнообразие средиземских орков.

Но придумал ли его сам Профессор? Очевидно, нет, ведь в одном из писем он сам замечал, что использовал староанглийское слово orc (демон) для наименования придуманного им биологического вида, поскольку оно показалось ему удачно звучащим. Исчерпан ли на этом вопрос? И снова нет. В Италии мы можем услышать об орчах - кровожадных великанах, излюбленным лакомством которых были человеческие младенцы. Третья ниточка может привести нас опять на Апеннинский полуостров, на сей раз времен Древнего Рима. В Латинской мифологии Оркус (сокращенно Орк) называли богиню смерти, а за ней - и все загробное царство. Хоть и богиня, а личность, согласитесь, неприятная.

Обозначим эти основные этимологические гипотезы (представив читателю выбирать “единственно верную”) и установим еще одно различие, на сей раз между орками (Orc) и орками (Ork). И те, и другие фигурируют в военно-тактических играх “Warhammer” компании Games Workshop : первые относятся к фэнтезийной “Warhammer Fantasy Battles” , а вторые - к фантастической “Warhammer 40000” . Поскольку в русском языке решительно невозможно различить орков и орков, мы сочли своим долгом предупредить читателя, который, возможно, найдет в себе силы обратиться к англоязычным источникам.

Земные корни

Впрочем, человеческий мозг устроен так, что одного названия ему мало. Ему еще и сам предмет подавай. Вы можете посмотреть на раскиданные по этим страницам иллюстрации. А заодно узнать, на что опирался Толкин, придумывая своих ставших классическими орков.

“Хоббит”, как уже говорилось, называет орков гоблинами. Вообще, для мира Толкина слова “орк” и “гоблин” - синонимы. Иногда оговаривается, что гоблинами называют мелких орков, а хобгоблинами - напротив, крупных, но это не суть важно.

Важно то, что понятие “гоблин”, очевидно, взято из европейских легенд (а туда, скорее всего, попало от имени царя карликов Гоба, или Гхоба). В европейской мифологии это маленькие сгорбленные существа с темной кожей и длинными руками. Они живут в людских домах или дуплах, а на голову надевают колпаки. В этом описании обратим внимание на три детали: темнокожесть, длиннорукость и сутулость. Эти качества впоследствии перейдут и к толкиновским оркам. Им мы и станем уделять внимание, а для желающих поглубже изучить “исторических” гоблинов порекомендуем поэму Кристины Россетти, которая так и называется - “Ярмарка гоблинов”.

Орки толкиновского Средиземья

Когда орки были эльфами...

Всякий человек, имеющий представление о мире Толкина, знает, что средиземские орки - изуродованные потомки первых эльфов. Даже если вы не читали “Сильмариллиона”, в котором сказано об этом факте, то наверняка на ум придет короткая лекция Сарумана только что выведенному им урук-хаю из первой части кинотрилогии Питера Джексона.

Не будем пока разбирать вопрос о том, кто на самом деле вывел урук-хаев, хотя постепенно и до него доберемся. Что касается орков, они действительно произошли от первых эльфов, пробудившихся во тьме Средиземья и захваченных в плен Темным властелином Морготом. В глубинах своей крепости Утумно он чарами и жестокостью извратил и поработил их, дав начало новой расе разумных существ. Эльфы называли их орогами, а также ирчами, люди - орками, а на Черном наречии их имя было уруки.

Тут необходимо сделать небольшое отступление, отвечающее на вопрос “почему”. Почему Моргот отлавливал эльфов, сгонял их в темницы, издевался там над ними, время свое тратил - и все ради получения такого низкокачественного продукта, как орки. Многое, конечно, можно списать на садистскую натуру Темного властелина. Но официальная причина в том, что Моргот после своего восстания не мог самостоятельно создать что бы то ни было живое. Вот и приходилось ломать и портить.

Сведения о внешности, культуре и общественном строе орков небольшими кусочками рассыпаны по страницам многочисленных книг Толкина. Ростом среднестатистический орк был ниже человека, вдобавок к этому еще и сутулился так, что длинные руки доставали чуть не до земли. Кожа толкиновского орка темных оттенков (хотя в фильме Питера Джексона окраска этих существ варьируется от светло-серой до желтой и откровенно красной; впрочем, никакого зеленого). Традиционно орки изображаются с раскосыми глазами, острыми и редкими зубами, часто - без волосяного покрова. Вообще, надо признать, что профессор Толкин оставил художникам довольно много свободы для изображения орков-гоблинов: начиная от уродливых и бородатых квазилюдей из первых советских изданий “Хоббита” и заканчивая отвратительными “насекомыми” в трилогии Джексона.

Заселяя Средиземье

Известно, что орки изначально не испытывали особой любви к своему властелину, зато боялись его, как черт крестного знамения, значит, уважали. Сам же Моргот использовал их как пушечное мясо, для чего предусмотрительно заложил в генетическую программу расы способность размножаться не хуже кроликов (вспомним, что у бессмертных эльфов с этим с самого начала были проблемы).

Кстати, не берусь утверждать, что орки бессмертны (хотя в книгах Толкина обнаружить орка, умирающего от старости и сентиментально гладящего по головам правнуков, не удалось), но отдельные особи прожили долго даже по дунаданским меркам. Например, вождь морийских орков Больг в расцвете своих лет убил предводителя гномов Наина, и только через полтораста лет погиб в Битве Пяти Армий. Его отец Азог, по некоторым данным, прожил более трехсот лет. Но это все скорее исключения из правил, потому что на протяжении трех эпох Арды орков жестоко били, потом они снова размножались, потом их опять били, и так далее. А начало это славной традиции положили нежнейшие синдары (одно из племен эльфов) еще до первого восхода Луны и Солнца.

Понятное дело, что ни Моргота, ни эльфов оркам любить не хотелось, поэтому когда Белерианд был затоплен, а Темный властелин извергнут за пределы мира, оставшиеся в живых гоблины не преминули воспользоваться неожиданной свободой и хлынули осваивать просторы Средиземья. Почему-то им более всего приглянулась вытянутая с севера на юг полоса по обеим сторонам Андуина. По крайней мере, к концу Третьей эпохи выделялось несколько орочьих племен, разделенных по широтному признаку: орки севера, основные поселения которых были под горами Грам и Гундабад; орки Мории, при участии Балрога захватившие бывшие гномьи владения; служившие Саруману орки Изенгарда; а также мордорские орки, среди которых различали подчиненных непосредственно Саурону и девятке назгулов. Не представляет сомнения, что, помимо перечисленных, были и другие орочьи племена, не столь многочисленные.

Социология и физиология

Толкин, отведший оркам роль пушечного мяса, не углублялся в их общественную модель. Позволю себе приблизительно определить ее как военную диктатуру. Во главе племени стоял вождь (в “Хоббите” упоминается титул “Верховный гоблин”), от которого расходилась пирамида армейской иерархии. Естественно, у орков были и самки, и молодняк (мясом которого так любил лакомиться Голлум), однако об орочьих женщинах нам известно еще меньше, чем о гномьих.

У гоблинов имелись рабы, по преимуществу пленные. Своего языка у орков не было; разные племена говорили на разных диалектах (часто это были примитивные варианты всеобщего языка Вестрона), изредка и по принуждению пользуясь разработанным Сауроном Темным Наречием. Орки вступали в союзы с варгами (разумными волками), некоторыми гномами и людьми, служившими Злу. Между собой орочьи племена нередко враждовали.

Гоблины овладевали ремеслами, в основном теми, которые прямо или косвенно были направлены на уничтожение противника и причинение страданий. Они изготавливали молоты, топоры, мечи, кинжалы, мотыги, клещи и орудия пытки. “Не исключено, что именно гоблины изобрели некоторые машины, которые доставляют неприятности человечеству, особенно те, которые предназначаются для уничтожения большого числа людей за один раз. Механизмы, моторы и взрывы всегда занимали и восхищали гоблинов”, - говорится в “Хоббите”. Орки умеют рыть туннели и разрабатывать рудники, уступая в этом только самым искусным из гномов. Для бесшумного передвижения они используют мягкие башмаки.

Орки всеядны, но предпочитают свежепойманное мясо, причем не имеет значения, кому оно принадлежит: лошади ли, человеку ли... Кровь у гоблинов черная. Орки не любят солнечного света, поэтому предпочитают жить в подземельях или в вековечной тьме Мордора. Наземные операции они проводят по ночам или при благоприятных погодных условиях. Исключением являются урук-хай, выведенный Сауроном вид крупных солнцестойких орков, а также полуорки, скорее всего, полученные Саруманом в результате скрещивания гоблинов и людей.

Орки и гоблины классических “Dungeons&Dragons”

За тридцать лет существования “Dungeons&Dragons” разработчики игры произвели громадную работу по упорядочиванию фэнтези. Это относится и к гоблинам-оркам, быстро ставшим привычным препятствием на пути приключенцев. В XXI век D&D вошли с тремя основными расами гоблиноидов: орками, собственно гоблинами и хобгоблинами. Поскольку эти расы, хоть и являются различными биологическими видами, нередко действуют сообща и исторически восходят к оркам Толкина, рассмотрим их все. В алфавитном порядке - чем он хуже других?

Гоблины

Гоблины - небольшие плосколицые гуманоиды с заостренными ушами, мелкими острыми зубами и длинными, до колен, верхними конечностями. У них низкие лбы, а цвет глаз и кожи варьируется от желтого до насыщенно-красного. Общественная организация гоблинов племенная, вождем племени становится сильнейший из его членов, иногда это место занимает хобгоблин. Понятие о частной собственности у гоблинов не развито, если только это не частная собственность вожака. Отлично понимая, что в мире больших и сильных маленьким и слабым в одиночку не выжить, гоблины во всех делах полагаются на собственное количество. Будь это засада на дороге, ночной рейд в город или вылазка за рабами.

Война с кем бы то ни было и по какой бы то ни было причине - идея-фикс каждого орка из вселенной D&D . Они уверены, что весь подлунный мир принадлежит им и только им, а все остальные, в том числе такие же орки из вражеских племен - наглые завоеватели. Неудивительно, что в своей погоне за жизненным пространством они расселились практически по всем климатическим зонам. Если орк не сражается, то он либо думает о войне, либо спит, либо помер. Неудивительно, что владение оружием - обязанность всякого уважающего себя орка, хотя это владение (как и само оружие) может быть далеко от совершенства.

Внешне орки были бы похожи на людей, если бы не сероватая кожа, уши торчком и длинные, торчащие нижние клыки. Роста орки и люди приблизительно одинакового и, очевидно, являются дальними биологическими родственниками. Подтверждение тому - немалое число полуорков, которые могут жить с орками, скитаться изгоями по землям людей, или же объединяться в отдельные племена. Кстати сказать, полуорк в последней редакции D&D - одна из доступных персонажам рас.

Относясь ко всем чужакам с изначальной неприязнью, орки особенно ненавидят эльфов и гномов, и вступают с ними в схватку при любой возможности. Нельзя сказать, чтобы в D&D орки, подобно их толкиновским предшественникам, последовательно избегали солнечного света, однако незначительная светобоязнь им досталась: на дневном свету они сражаются чуть хуже, чем в прочих условиях.

В племенах орков царит патриархат. Орочьи женщины считаются собственностью своих мужчин, а их количество - один из показателей, по которому оценивается положение орка на социальной лестнице. Не брезгуют орки и рабством. В племени часто имеется шаман, власть которого сравнима с властью вождя. Если между этими двумя возникнет вражда, племя может расколоться. Наиболее крупные племена орков живут в больших городах, построенных как на поверхности земли, так и под ней.

Дальние родственники гоблинов, достигающие роста в два метра и сочетающие взгляды орков на войну с хорошей внутренней организацией. Кожа хобгоблинов темных и красно-оранжевых оттенков, а у крупных самцов носы красного или синего цвета (по-видимому, не от употребления крепких напитков). К оружию они относятся куда внимательнее, чем орки, и хранят его в хорошем состоянии. Многие хобгоблины становятся хорошо оплачиваемыми наемниками.

Вождем в хобгоблинском племени обычно становится самый сильный и воинственный. Сами хобгоблины нередко возглавляют отряды гоблинов и орков (хотя последние нередко отказываются подчиняться не-орочьим вожакам). Каждое племя представляет собой неплохо организованный боевой отряд с собственным знаменем и строгой иерархией. Поскольку такие отряды пекутся в первую очередь о собственной славе и добыче, надо обладать недюжинными организаторскими талантами, чтобы заставить несколько хобгоблинских племен сражаться на одной стороне. Довольно часто подобные попытки заканчиваются банальными межплеменными побоищами.

Хобгоблинские племена поселяются в защищенных местах: пещерах, развалинах и лесных чащобах.

Явление зеленокожих: “Warhammer FB”

“Warhammer” , самая популярная на сегодняшний день военно-тактическая игра с миниатюрами, зарождалась в недрах проекта “Dungeons&Dragons” . Неудивительно, что орки и гоблины с самых первых шагов “Молота войны” стали одной из основных действующих сил.

Орки, гоблины и их родственники снотлинги образуют в совокупности расу зеленокожих. Почему был выбран именно зеленый цвет - рассуждать можно долго. На мой взгляд, решающим стало то, что каждой из сторон “Молота войны” необходимо было придать характерный и запоминающийся визуальный образ. Это в D&D можно было обойтись словами “на вас нападает банда орков”. Миниатюра же всегда на виду, она должна выглядеть красиво и выразительно.

Регулярным частям человеческой Империи и Бретоннии были противопоставлены орды зеленокожих варваров - ни с людьми, ни с эльфами, ни с гномами таких не перепутаешь. Другой аспект - значительно большая, чем у людей, связь орков с дикой природой. Зеленокожих нельзя безоговорочно назвать биологической цивилизацией, однако роль природных компонентов, начиная от наркотических грибов и заканчивая громадными рептилиями вивернами, явно превосходит для них технологические изобретения.

Расовый состав

Зеленокожие распространены по всей поверхности фэнтезийного “Молота войны” - вы найдете их в каждом лесу и под каждой горой. Наиболее четкие классификации выделяют три расовые группы - собственно орков, гоблинов и снотлингов - среди которых различаются отдельные племена.

Разница - в размерах: орки - самые крупные и сильные, снотлинги - самые мелкие и хилые. Считается, что зеленокожие растут постоянно (возможно, последовательно переходя из одной группы в другую), пока не встретят на своем жизненном пути того, кто поставит их на место. Поэтому положение каждого индивидуума внутри орочьего племени определяется на глазок в прямом смысле этого слова. Вожди и их свита - самые крупные, за ними идут так называемые Большие орки - воинская элита племени; плодовитые и злобные гоблины исполняют роль слуг и пушечного мяса, а нелепые снотлинги - самые настоящие отбросы зеленокожего общества.

Среди орков можно выделить “просто орков”, черных орков и диких орков. Черные орки - самые большие, крупные и дисциплинированные. Их не очень много, поэтому они редко образуют свои племена. Чаще всего черные орки становятся правящей верхушкой большого племени обычных орков. Племена диких орков населяют экваториальные области, где под действием жары и палящего солнца их мозги разлагаются. Они известны своими свирепостью и безрассудством, а также тем, что всем доспехам предпочитают боевую раскраску.

Внутри гоблинов можно выделить ночных гоблинов - особый подвид, в обычных условиях обитающий исключительно в подземельях. Если ночной гоблин выходит на поверхность, он обычно надевает плотные черные одежды, дабы защититься от солнечного света. Остальные зеленокожие совершенно нормально реагируют на солнце.

Тактика и стратегия

Космические орки сооружают громадные машины разрушения - Джаггернауты.

Смысл жизни зеленокожих (да, в принципе, и других армий “Молота войны”) - в войне. Чаще всего племена зеленокожих воюют друг с другом - и только появление по-настоящему сильного лидера (варбосса) может сплотить их против другой расы. Походы объединенных сил зеленокожих против людей, эльфов или кого бы то ни было называются Ваа-орком, или Ваагхом, и чаще всего заканчиваются после нескольких успешных сражений междоусобным побоищем. Ваагх катится по обреченным землям противника неостановимой зеленой волной, поедая трупы убитых врагов и сородичей, и воздвигая за собой громадные монументы из экскрементов. В сражении орки кидаются на врага всей своей массой, давя количеством. Если военачальник будет сдерживать зеленокожих, они рано или поздно передерутся между собой. Не будь у них внутренних распрей, мир давно бы принадлежал оркам.

В кавалерии зеленокожих можно выделить четыре основные составляющие: орки на диких кабанах, орки на летающих рептилиях вивернах, гоблины на волках и ночные гоблины на сквиггах.

О последних надо сказать особо. Сквигги - пещерные полу-животные, полу-грибы, состоящие в основном из зубов и когтей. Только ночным гоблинам, одурманенным грибными спорами, может прийти в голову мысль выехать на них на поле боя. Зато бешено прыгающий сквигг способен нанести серьезный урон отрядам противника - а если не повезет, то и своим.

Чем-то похожи фанатики ночных гоблинов - накачанные наркотическим грибным пивом мини-берсеркеры, вооруженные громадными цепными шарами. Выпущенный на поле битвы фанатик носится, не разбирая дороги и раскручивая свой смертоносный шар - пока сам не разобьется о непреодолимое препятствие. Из техники зеленокожих самая интересная - катапульта “Дум дайвер”, из которой запускают живых гоблинов (для воздушной разведки).

Орки-убийцы из глубокого космоса

Второй половинкой вселенной “Молота Войны” стал “Warhammer 40000” - яркий фантастический мир с элементами космического фэнтези и киберпанка. Общего между двумя “Вархаммерами” достаточно, но различий куда больше, чем может показаться на первый раз. Взять, например, тех же орков. Казалось бы, орки - они и в Африке орки: зеленая кожа, клыки, воинственность - ан нет, в “сорокатысячнике” все совсем по-другому. Как?

О разнице терминологической (Orc и Ork ) мы уже говорили. Это раз. Как и в WFB , в “сорокатысячнике” существует несколько разновидностей зеленокожих, однако никаких гоблинов вы там не обнаружите. Это два. Затем, в “Warhammer 40000” предпринята попытка обосновать зеленокожесть орков с научных позиций. Орки далекого будущего - это симбиотические организмы, сочетающие в себе гены животного (почти идентичные человеческим) и растения (наподобие примитивных зеленых водорослей и грибов). От последних оркам и досталась зеленая кожа, с упрочняющимся в течение жизни защитным слоем. Это три. Пять, восемь и девятнадцать - технологии, космические корабли, псионика, культура, разрушительные машины и прочие особенности, налагаемые фантастическим жанром.

Растительные гены обуславливают характерные черты биологии оркоидов, которые безнадежно отделяют их от фэнтезийных зеленокожих. Кровеносная система симбионтов объединена с пищеварительной, а сердец у них два, причем одно занимается перевариванием пищи. Поэтому орки могут питаться тем, что совершенно несъедобно для других разумных рас, а цвет и консистенция их крови зависит от съеденного. В течение своей жизни (заканчивающейся, как правило, насильственной смертью) оркоид рассыпает споры, подобно тому, как у человека отшелушивается кожа. Это споры служат, во-первых, для идентификации, а во-вторых, для размножения. Попав в темное и влажное место (например, пещеру или лес), спора прорастает подобно грибам, только вместо грибницы под землей находится орочий эмбрион. Понятно, что при подобном способе размножения никакие самки не требуются.

Какие бывают оркоиды

Орки являются самым известным и основным подвидом оркоидов. Они самые крупные среди своей расы - выше человека в полностью распрямленном состоянии, хотя постоянно ходят сгорбившись. У орка крепкое сильное тело с длинными руками, на пальцах растут когти. Волос у орков нет, хотя некоторые из них создают имитацию растительности на лице с помощью специальных существ - волосяных сквиггов. Речь орка нетороплива и лаконична. Прочих оркоидов орки рассматривают как движимое имущество, однако жизнь одних без других была бы невозможна.

Гретчины внешне похожи на орков, но не так крупны и сильны, зато умнее и хитрее своих хозяев. В то время, как последние занимаются войной, на гретчинах лежит тяжесть организации хозяйственной жизни племени. Они работают днями и ночами, но полностью удовлетворены собственным существованием, хотя и попадаются нередко под горячую руку владельцев. Самые предприимчивые из гретчинов могут занять высокий пост при своих хозяевах или достичь успехов в торговле.

Снотлинги - самые загадочные среди оркоидов. Многие ученые считают, что некогда эти мелкие и недалекие существа, разводящие грибы и приглядывающие за скотом, были высокоинтеллектуальной расой, с помощью генетических манипуляций создавшей остальных оркоидов. Орки были выведены древними снотлингами для исполнения воинских, а гретчины - служебных обязанностей. Однако вследствие неизвестной катастрофы и регресса снотлингов орки, как самые сильные, стали доминирующим подвидом.

Кто бы ни был древним создателем орочьей расы, он оказался весьма предусмотрительным. В генетический код орков заведомо введена информация о культуре, технологиях, обращении с оружием и т. п. В этом - одна их причин неслыханной приспособляемости оркоидов. Кроме того, наборы генетической информации служат основанием для разделения на касты - воинов, техников, медиков, псиоников и пр.

Культура

Оркоиды обладают развитой, хотя и довольно специфической культурой, причем ее основными деятелями являются гретчины. Изобразительное искусство представлено стенными росписями и скульптурами. В живописи оркоиды предпочитают яркие цвета, используя сюжеты из мифологии или истории, а в качестве декоративных элементов - пиктограммы или рунические надписи. Скульптуры из камня или каменного дерева посвящены богам войны или знаменитым военачальникам. Монументами часто отмечают занятую орками территорию, также их устанавливают на покоренных землях для устрашения подчиненного населения.

Традиционная музыка орков - хоровое пение, во время которого тысячи оркоидов разбиваются на группы, каждая из которых по команде дирижера кричит какое-либо слово в определенной тональности. Получившийся эффект используется и на поле боя - для деморализации противника. Существует легенда о том, что от орочьего пения рухнули стены вражеской крепости. Прогрессивная музыка неразрывно связана с технологическими новинками и чаще всего представляет собой микшированные записи традиционных хоров, криков сражения и прочих звуков.

Орда

10 лет назад случилось событие, оказавшее громадное влияние на индустрию компьютерных игр и походя затронувшее тему нашего скромного исследования. Компания Blizzard выпустила первый Warcraft . Поклонники Warhammer’а ходили вокруг да около, поглядывали на 256-цветные мониторы и загадочно намекали на то, что им прекрасно известно, откуда взялись бело-синие люди-имперцы и дикие зеленые орки. Остальные - просто рубились. После нескольких продолжений Blizzard замахнулась на многопользовательскую онлайновую ролевую игру “World of Warcraft” . Угадайте, кто станет одной из самых популярных рас?

В первом Warcraft’е все было просто: вот благородные люди, вот захватчики-орки; вот наборы отрядов с идентичными функциями, убивайте друг друга на здоровье. К Warcraft ’у третьему (не говоря уже о MMORPG) у вселенной игры появилась многотысячелетняя и насыщенная история, а заново открытые факты заставили нас по-иному посмотреть на, казалось бы, примитивный сюжет первой из игр серии. Десять лет спустя выясняется, что Warcraft - вовсе не Warhammer, механически перенесенный на экраны компьютеров, а вполне себе полноценный и самобытный мир.

По общепринятой реконструкция истории орков в Warcraft’е, зеленокожие тысячелетиями жили под красными небесами планеты Драэнор, создавая там ни капли не агрессивное патриархальное общество, достигшее высот в шаманской магии и культуре. Орки были разделены на кланы - разобщенные группы гордых охотников, которые воевали исключительно ради того, чтобы выжить в неласковом мире Драэнора. Во главе кланов стояли вожди, которым помогали шаманы. Спокойное существование орков закончилось с появлением на Драэноре демонов Пылающего Легиона. Последние заключили сделку с одним из орочьих шаманов, который объединил орков и через пространственные врата повел несколько кланов проливать кровь в населенный людьми мир Азерота. Не обошлось при этом и без демонической магии - Пылающий Легион превратил орков в кровожадных и бездумных существ, несущих только смерть и разрушение.

После множества побед и поражений, наверняка разыгравшихся на мониторах доброй половины читающих эту статью, орки почти овладели землями людей и эльфов. Однако предательство в их рядах качнуло чашу весов в другую сторону. Альянс людей и эльфов уничтожает межпространственный портал и заключает оставшихся орков в резервации. Тем временем на Драэноре шаман Нер-Зул, стремясь увести свой народ от демонов Пылающего Легиона, решает открыть порталы в иные миры и посылает несколько кланов снова в мир Азерота. Люди наносят ответный визит в Драэнор, во время которого Нер-Зул открывает порталы, бежит, но высвободившаяся при этом энергия разрывает на куски несчастный Драэнор. Наступает несколько лет затишья, на протяжении которых орки сидят в своих резервациях.

Со временем ученые с удивлением обнаруживают, что орки становятся все спокойнее и спокойнее. Они больше не устраивают пьяных драк, подчиняются приказам надсмотрщиков и вообще мало походят на орду, вторгшуюся из Драэнора. Верховный маг Даларана Антонидос высказывает предположение, что орки начали освобождаться от довлеющего над ними заклятия Пылающего Легиона. Тут появляется Тралл (молодой орк, воспитанный людьми как раб), приветствует новообретение орками своих исторических ценностей и поднимает восстание с целью освободиться еще и от людских оков. Затем, предчувствуя приближение третьего Warcraft’а, уводит свой народ на континент Калимдор, дабы обрести там вторую родину взамен уничтоженного Драэнора.

Орки третьего Warcraft’а несколько отличаются от своих предшественников из первой и второй серий - прежде всего это обусловлено их возвращением в русло родной культуры. Тралл установил запрет на некромантию и магию демонов, и взамен им пришли древние шаманские ритуалы. Был восстановлен древний институт наездников на волках - орки обрели собственную кавалерию. Наконец, Тралл заключил союз с расой минотавров, и быкоголовые теперь сражаются совместно с орками.

Новейшие литературные интерпретации

Если говорить о классических орках, то прочитанных страниц достаточно, чтобы составить о них не самое поверхностное впечатление. Под конец предлагаю пару-тройку неклассических орков-гоблинов. Не будем рассматривать совсем уж клинические случаи, в которых орки снабжены бабочкиными крыльями и полосатыми семейными трусами. Просто покажем, что еще можно сделать с обсуждаемым нами термином.

В книге Дж. Роулинг о Гарри Поттере гоблины - служащие самого надежного в мире волшебного банка “Гринготтс”. У гоблинов-клерков смуглая кожа, длинные носы, пальцы, ногти и ступни. Нередко их лица обременены печатью интеллекта. Роста они мелкого - около метра. Как и положено гоблинам, они работают глубоко под землей, где и находятся хранилища “Гринготтса”. Впрочем, ничего против солнечного света они не имеют. Не исключено, что, поставив гоблинов за стойку банка, Роулинг подумала о швейцарских финансовых воротилах из реального мира, которых на Западе иногда называют гномами.

Совершенно иных гоблинов мы встречаем в сериале Йона Колфера об Артемисе Фауле. Тамошние гоблины - одна из рас волшебного народца, обитающего под землей. В подземном обществе эти рептилеобразные существа занимают социальную нишу маргиналов - от контрабандистов до хулиганов. Одна из тюрем подземья так и называется - “Гоблинская тишина”. Развитым интеллектом колферовские гоблины не отличаются, поэтому в сложных предприятиях действуют, как правило, под руководством негодяев из других рас - например, эльфов или пикси. Зато гоблины умеют пускать молнии и вообще обожают все, связанное с огнем - в этом одна из причин их тысячелетней вражды с норокопателями-гномами.

Ну, и в самом конце хотелось бы упомянуть книгу, которая не имеет к фантастике никакого отношения - скорее ее можно отнести к не менее интересному жанру футурологии. Это труд Максима Калашникова и Юрия Крупнова “Гнев орка”. Орки в данном случае - это мы сами, жители бывшего Советского Союза, - но в представлении цивилизованного Запада. По мнению авторов, это представление нашло свое метафорическое отражение в толкиновских орках - здесь и “клиническая” неспособность к демократии западного типа, и азиатская узкоглазость, и внешняя одинаковость. Позволю предположить, что изучение придуманных европейцами орков может до некоторой степени прояснить и их отношение к нам.

* * *

Орки, гоблины, гретчины, хобгоблины, урук-хай, снотлинги; светостойкие и светобоязненные; пушечное мясо Врага, беззаветные служители войны и цивилизованные варвары, не говоря уже о множестве неклассических интерпретаций - глаза разбегаются, а ведь мы не рассказали и четверти того, что придумало человечество про гоблинов-орков. Несомненно, зеленокожие (или серокожие) бестии - одна из любимейших фэнтезийных рас, и нас еще ждут десятки и сотни свиданий с ней на страницах книг, мониторах, киноэкранах и в настольных играх. Надеюсь, краткий экскурс в историю вопроса сделает ваши встречи в орками еще более интересными.

Кто такие орки? Это чрезвычайно агрессивная раса человекоподобных существ. Живут они племенами, охотятся и устраивают набеги на эльфов, гоблинов, людей. Внешность у них не однотипная, так эти существа постоянно скрещиваются с представителями других рас. В целом, они похожи на довольно примитивных людей с бледно-зелёной кожей и грубыми, как у обезьян, волосами. Спина сгорбленная, лоб низкий, черты лица грубые. У орков уши торчат, как у собак или волков. Глаза имеют красноватый оттенок. Рост мужчин варьируется в пределах от 150 см до 180 см. Женщины в среднем на 15 см ниже.

Эти существа предпочитают носить одежду тёмных цветов. Обычно она тёмно-зелёная, чёрно-коричневая, горчичная, ржаво-красная. Боевые доспехи, как правило, грязные и местами ржавые. В то же время, война является их основным ремеслом, и ей они обучаются с детства. Поэтому мужчины все плечистые и мускулистые. Их средняя продолжительность жизни составляет 40 лет. Беременность у женщин длится 10 месяцев. Каждая рожает 2-х или 3-х младенцев за один раз. Смертность среди новорождённых очень высокая.

Племена орков всегда с кем-нибудь воюют. Даже если надобности в войне нет, то всё равно находят причину, чтобы на кого-нибудь напасть. Это гномы, гоблины, люди. Во время сражения впадают в состояние экстаза. А после успешного боя организуют пир и восхваляют свои подвиги. Однако сражаются они довольно бестолково. У них нет строя, нет команд. Дерутся там, где видят противника. Часто те, кто сражается в первых шеренгах, погибают. Однако погибших никто не считает героями. Оставшиеся в живых восхваляют себя, хотя победа часто достигается, благодаря гибели других членов племени.

В сражениях часто выбирают тактику засад. Наплевательски относятся к любым правилам войны, если они не выгодны. Могут, к примеру, убить парламентариев, если те говорят неприятные вещи. С эльфами и гоблинами у них историческая вражда. Поэтому и те, и эти тут же стараются убить друг друга, когда встречаются. Из всего вышеперечисленного создаётся более-менее ясное представление, кто такие орки и какова их подлинная суть.

Такими орков представляют в Голливуде

Живут они большими и маленькими общинами. При этом жилища у них могут находиться как на земле, так и под землёй. На земле они выглядят как ветхие деревушки, состоящие из деревянных хижин, окружённых рвом и валом.

К женщинам мужчины относятся чисто потребительски. У слабого пола нет никаких прав. Каждая женщина выполняет столько работы, сколько способна выполнить, то есть ежедневно работает на пределе своих возможностей. В еде слабый пол терпит лишения и ест ровно столько, чтобы только не умереть от голода. Женщины могут насытиться лишь тогда, когда мужчины лопаются от обжорства. Каждый орк может иметь столько жён, сколько способен удержать возле себя. Следует также заметить, что мужская часть населения рассматривает женщин как потенциальный запас мяса в случае проблем с питанием.

Основная доля рациона питания орков состоит из мяса. Поедается дичь, добытая на охоте, а также домашний скот. Людей и представителей других рас эти существа тоже едят, но только в тех случаях, когда нет другого мяса. Из растительной пищи популярностью пользуются зерновые культуры, а вот фрукты и овощи находятся на самом последнем месте.

Идеология орков проповедует ненависть и насилие к другим народам и расам. Племена эти чрезвычайно амбициозные. А названия племён внушают страх и отвращение: Кровавые головы, Злой глаз, Сломанные кости, Бешеные псы, Мерзкие убийцы. Названия полностью отвечают сути членов племени.

Насилие и издевательство над слабыми заложено в этих мерзких существах на генетическом уровне. А вот жалость и сострадание у них полностью отсутствуют. Покорённые народы они безжалостно истребляют, а не порабощают, так как убийства беззащитных доставляют им огромное удовольствие.

Жестокие и беспощадные орки

Противостоять им может только безжалостная и жестокая сила. Причём сама по себе такая сила уважения не вызывает. Она порождает у орков почтение и раболепие лишь тогда, когда подкрепляется насилием или угрозой насилия. А взывание к милосердию расценивается этими существами как проявление слабости.

Теперь каждому ясно, кто такие орки – злобные, глупые и кровожадные существа. И внешне, и внутренне они омерзительны. Некоторые из них не переносят прямых солнечных лучей. А есть такие, которые не любят даже сумерки, предпочитая им темноту. В то же время они искусные кузнецы и неплохие строители. Но это не мешает им убивать и разрушать.

По отношению друг к другу мужчины часто ведут себя агрессивно, чтобы выяснить, кто из них круче. А командиром становится только тот, кто сильнее каждого из своих подчинённых. При этом лидеру необходимо постоянно доказывать своё превосходство над другими, так как вокруг много желающих занять его место. Это указывает на то, что интеллект в их среде вообще не котируется. Определяющими являются сила, жесткость и безжалостность. Поэтому вступать в контакт с орками категорически не рекомендуется. Лучше держаться от них подальше, а в идеале – вообще не встречаться.

[Внимание! Данная статья посвящена дискуссии измышленных мифологических и умопомрачительных созданий.]

Орки

Орки (англ. Orcs ) - измышленная раса в произведениях жанра фэнтези и в компьютерных играх. Орки имеют огромное сходство с гоблинами и входят в число «стандартных» рас в фэнтези.

В первый раз слово «орк» употреблено Джоном Толкиеном в его произведениях о Средиземье и было синонимично «гоблину». Слово «orc» происходит из староанглийского языка, где значит гиганта либо беса. Сам Толкиен утверждал, что взял его из средневековой поэмы «Беовульф», где оно применяется к огромному чудовищу Гренделю. В поздних письмах и неких неопубликованных работах Толкиен писал это слово как «ork». Также в древнеримской мифологии упоминался бес подземелий по имени Орк (Orcus) .

Орки Средиземья были злостным народом, подчинявшимся Тёмному владыке и составлявшим его орды. Это была низкая смуглокожая раса, сделанная из самых безжалостных животных и замученных эльфов. При их разработке Тёмный владык - Моргот - допустил ошибку, роковую для орков и троллей. Их создание происходило в мгле, потому орки, хоть, в отличие от троллей, и не каменеют, однако очень слабнут на свету. Потом этот недостаток был исправлен Саруманом, создавшим разновидность урук-хай.

В предстоящем орки как отдельная от гоблинов «злая» раса стали популярны в романах фэнтези и играх, построенных на их базе. Обычное описание орка в современных произведениях фэнтези приметно отличается от гоблинов Толкина и происходит, в главном, из правил настольных игр D&D и Warhammer . Орков обрисовывают как больших, сильных, воинственных созданий с оливково-зелёной кожей, большими клыками и плоскими, как у обезьян, носами. Их нередко наделяют варварской культурой и стереотипной атрибутикой викингов либо представителей бродячих народов (к примеру, бедуинов либо монголов), нередко в купе с элементами цивилизации краснокожих, а в игре Warcraft III некие фавориты орков даже напоминают самураев и носят имена, похожие на японские. Средний орк смотрится, как очень сильное существо, противостоять которому может только очень сильный и качественный человеческой воин.

Обычно орки выступают как антагонисты эльфов, им приписываются разные нехорошие свойства: кровожадность, скудоумие, воинственность, коварство, вероломность и т.д. Почти всегда, опасность, исходящая от орков, заключалась в их количестве, силе и ярости, а не в воинском умении. В неких сеттингах, подобных как «Готика», орки - антагонисты людей.

В ближайшее время, как в литературе жанра фэнтези, так и в компьютерных играх, стереотип орков как «монстров» нередко нарушается, и раса стает в более положительном свете. К примеру, в World of Warcraft орки предлагаются игроку в качестве одной из рас, за которые есть возможность играть; в играх серии The Elder Scrolls , Morrowind и Oblivion орки выступают как довольно миролюбивые существа, не отличающиеся нравственно от других рас, за их также есть возможность играть, хотя они по прежнему имеют варварскую культуру и атрибутику. В Heroes of Might and Magic V: Tribes of the East орки с тюрко-монгольской культурой, стают в виде самых заклятых противников бесов и являются, в целом, положительными персонажами. В литературе орки в первый раз выступили положительными созданиями в орочьем цикле романов Стэна Николса.

Гоблины

Гоблины - чудесные существа в британском фольклоре. Исторически понятие «гоблин» близко славянскому понятию «бес»: это низшие духи природы, из-за экспансии человека обязанные жить в его среде.

Английское слово «goblin» происходит от искажённого германского «kobold» (дух шахты, в российской мифологии стуканец), и вначале меж этими 2-мя созданиями не было различия. Слово «хобгоблин» появилось от соединения «Гоблина» и слова «Хоб», означавшего фею. В Великобритании хобгоблин делает функции домового.

По иной версии слово «гоблин» появилось от греческого слова «гоплит» (древнегреческий тяжеловооруженный пеший воин). Понятное дело, гоплиты и фаланги, образуемые гоплитами, наводили ужас на противника; и в народе слово стало обозначать мифологического персонажа - необыкновенно сильного и ужасного.

В современную литературу и массовую культуру гоблины пришли через книжку Джона Толкина «Хоббит», где представляют собой низких подземных созданий отталкивающей наружности и брутального нрава. Хотя сам писатель потом отказался от слова «гоблин», и уже во «Властелине Колец» называл этих созданий «орками» (на одну вторую измышленное им слово, ранее бывшее в ходу в древнеанглийском языке), таковой образ гоблинов прижился. В наше время гоблинов в большинстве случаев изображают как «младших родственников» более больших и брутальных орков. Соответствующий образ гоблина в фэнтези - существо малеханького роста, неловкого телосложения, время от времени - с большущим носом, обычно - с зеленой кожей, живущее под землёй. Подобно гномам, гоблинам также время от времени приписывается страсть к сложным машинам и технологиям паровой эпохи. Гоблины так либо по другому находятся в играх серий Warhammer, TES, Gothic, Disciples, R2 Online, Warcraft, Heroes of Might and Magic и других.

Кобольды

Кобольд - в мифологии Северной Европы являлся духом шахты. Описание наружности похоже на гнома, но в отличие от гномов кобольды не занимались горным ремеслом, а только жили в шахтах. Время от времени их именуют стуканцами поэтому как считается что конкретно они стучат ногами, бегая по тонелям.

Обычно кобольды одеты как шахтеры, имеют рыжеватые как огнь (время от времени в прямом смысле светящиеся) бороды. Всегда носят с собой лампу. Могут посодействовать выйти заблудившемуся шахтеру либо напротив завести его в самую черную заброшенную штольню. Сами никогда не покидают шахту, но могут разговаривать с крысами и время от времени могут отправлять их на поверхность. Страшатся солнца и, как большая часть подземных обитателей, преобразуются в камень с первым его лучом.

  • Связь с кобальтом
  • При обжиге содержащих мышьяк кобальтовых минералов выделяется летучий ядовитый оксид мышьяка. Руда, содержащая эти минералы, получила у горняков имя горного духа кобольда. Древнейшие норвежцы причисляли отравления плавильщиков при переплавке серебра выходкам этого злого духа. Возможно, имя злого духа всходит к греческому «кобалос» - дым. Тем же словом греки называли лживых людей.

    В 1735 году шведский минералог Георг Бранд смог выделить из этого минерала неведомый ранее металл, который и именовал кобальтом. Он узнал также, что соединения конкретно данного элемента окрашивают стекло в голубий цвет - этим свойством воспользовались ещё в древних Ассирии и Вавилоне.

  • ru.wikipedia.org - орки;
  • ru.wikipedia.org - орки Средиземья;
  • ru.wikipedia.org - гоблины;
  • ru.wikipedia.org - кобольды;
  • lki.ru - Ричард Псмит (Андрей Ленский). «Орки и гоблины» (статья в журнальчике «Лучшие компьютерные игры» № 3 (64), март 2007 г.;
  • mirf.ru - Петр Тюленев. «Орки, гоблины и различные родственники» (статья в журнальчике «Мир фантастики» № 6, февраль 2004 г.).
  • Дополнительно на сайт:
  • Кто такие гномы?
  • Кто такие эльфы?
  • Кто такие тролли?
  • Кто такие вампиры?
  • Кто такая Баба-Яга?
  • Начнем с того, что гоблины фигурируют, главным образом, в повести «Хоббит, или Туда и обратно» (1937), а орки – в трилогии «Властелин колец» (1954-55). Поэтому разница, можно сказать, скорее стилистическая. Для детской сказки (а «Хоббит» изначально создавался именно в этом жанре) нужно было использовать знакомое юным читателям слово. Любопытно, что в некоторых предисловиях к «Хоббиту» сам Толкин подчеркивал, что слово «орк» не является английским.

    Само слово «гоблин» намного привычней английскому уху. Гоблин имеет своим прототипом закрепившееся в средневерхненемецком языке слово «кобольд». В английском же «гоблин» зафиксирован впервые в XIV веке и, вполне вероятно, своим появлением обязан т.н. среднефранцузскому языку.

    Тем не менее, в «Хоббите» дважды упомянуты и орки, причем подчеркнута разница в размерах между ними. Подразумевается, что орки гораздо крупнее и злобнее, чем гоблины.

    Так что будем откровенны, между мультипликационным Шреком и толкиновскими орками существует как минимум лингвистическое родство.

    Возникает вопрос – почему во «Властелине колец» Толкин решает использовать именно слово «орк», хотя в ранних черновиках еще фигурируют гоблины и хобгоблины? Скорее всего, ему необходимо было вывести культурное пространство трилогии за грань детской (и комнаты, и сказки).

    Автор писал не формальное продолжение «Хоббита», как ему заказывали издатели, а совершенно новый текст, основанный на созданных ранее сюжетах «Сильмариллиона». Эта область толкиновской вселенной подчиняется иной внутренней логике, и поэтому требовалось закрепить это различие даже на уровне лексики.

    Если же говорить о происхождении орков, то здесь Толкин предлагает нам лишь отдельные намеки. Его основная мысль такова: зло не может сотворить ничего нового, оно лишь может искажать до неузнаваемости уже существующее. Именно поэтому по одной из версий (упомянутых во «Властелине Колец») орки – это бывшие эльфы, душа и тело которых были изуродованы Морготом под покровом Тьмы. Именно поэтому они «множатся» по приказу того или иного темного владыки – Моргота и позже Саурона – и не выносят солнечного света.

    Саруман идет даже дальше и создает «полуорков» - некий генетический гибрид между орками и людьми, которые не боятся солнца и испытывают особую, гипертрофированную ненависть к природе. Все они в итоге погибают – большая часть от разгневанных оживших деревьев Фангорна, а меньшая (отряд побежденного Сарумана, который пытался укрыться в Хоббитании) – от рук хоббитов, освобождающих в финале свою страну.

    Иными словами, сила и мощь орков напрямую зависит от могущества их господина. С гибелью Саурона и Сарумана орки (они же гоблины) навсегда исчезают из Средиземья.

    >>С точки зрения этимологии, слово «орк» происходит от латинского Оркус (бог смерти в римской мифологии). В английском языке оно закрепилось благодаря французским сказкам XVII века, где довольно часто встречалось слово ogre (куда оно, в свою очередь, перекочевало из итальянского).

    Слово "orc-neas" - содержится в "Беовульфе", написанном на древне-английском языке.

    "eotenas ond ylfe ond orcneas" - гиганты (те самые что и ogres) и эльфы и орки?

    форма Orc есть и еще в одном памятнике 10 века.

    Ответить

    >>С точки зрения этимологии, слово «орк» происходит от латинского Оркус (бог смерти в римской мифологии). В английском языке оно закрепилось благодаря французским сказкам XVII века, где довольно часто встречалось слово ogre (куда оно, в свою очередь, перекочевало из итальянского).

    Орки (англ. Orcs, самоназвание uruk) — в произведениях Джона Толкина — злобный, варварский народ, подчинявшимся темному властелину и составлявший его орды. Изначально созданы Мелькором при помощи чёрной магии - мутанты из пойманных им эльфов. Позднее стали самостоятельным народом Средиземья, всегда служившим Тьме и отличавшимся злонравностью. Орки составляли основу армий как Мелькора-Моргота, так и Саурона.

    Впервые орки появились уже в самых ранних из известных текстов Толкина, относящихся к группе «Утраченных Сказаний» (1914—1917 гг.). Практически с момента возникновения их образ находился в тесном взаимодействии с образом мифологических гоблинов, и в произведениях Толкиена эти слова взаимозаменяемы.

    Образ орков и само слово стали расхожими в произведениях фэнтези других писателей, хотя со временем представления об орках в литературе претерпели значительные изменения.

    НазваниеСлово «orc» происходит из староанглийского языка, где означает великана или демона. Сам Толкиен утверждал, что взял его из средневековой поэмы «Беовульф», где оно применяется к гигантскому чудовищу Гренделю. В поздних письмах и некоторых неопубликованных работах Толкиен писал это слово как «ork». Также, в Древнеримской мифологии упоминался демон подземелий по имени Оркус (Orcus).

    В Средиземье слово «орк» — роханского происхождения. Гномы называли этих существ rukh, эльфы — yrchi. «Гоблинами» их называли преимущественно хоббиты. На чёрном наречии самоназвание орков — uruk.

    Внешность Орк из кинотрилогии «Властелин Колец»Орки описываются как темнокожие, низкорослые создания с плоскими носами и большими клыками. Они неуклюже сложены, с кривыми руками и ногами, причем на ногах у них нет пальцев. Их уродство — следствие искажения Мелькором их изначально эльфийской сущности. Кровь орков — густая и черного цвета. Орки плохо видят на свету, боятся солнца и предпочитают жить в пещерах, подземельях, горных расщелинах.

    ХарактерОрки враждебны всему прекрасному и чистому, склонны к вандализму — они демонтировали все памятники дунаданов в Минас-Итиле, испортив крепость грязными надписями. Они не гнушаются каннибализмом и с удовольствием поедают трупы, даже собственных сородичей. Однако орки склонны к инженерному мышлению: они умеют создавать сложные механизмы, в особенности боевые и пыточные машины. В этом образе, как считается, профессор Толкиен потивопоставлял несимпатичный ему технический прогресс высокой культуре.

    Орки враждуют с людьми Запада, эльфами, гномами и большинством других «добрых» народов Средиземья. Их союзниками, обычно временными, выступают тролли, истерлинги и харадримы. Общество орков управляется наследственными монархами, однако, ввиду склонности этого народа к анархии и распрям, власть среди них держится только на силе и страхе.

    ЯзыкЯзыком орков является Чёрное Наречие, язык родственный эльфийскому Квенья. Его создал для орков Саурон, смешав в жаргон из отдельных слов чужих языков, причем каждое племя выработало впоследствии свой особый диалект. На Чёрном Наречии, в частности, сделана знаменитая надпись на Кольце Всевластия.

    Ash Nazg durbatulûk, Ash Nazg gimbatul,Ash Nazg thrakatulûk agh Burzum-ishi krimpatul.

    В переводе:

    Одно Кольцо, чтоб править всеми, Одно Кольцо найдет их,Одно кольцо соберет все и во Тьме скует их

    В Третью эпоху из-за разрозненности и массовой гибели племен многие орки забыли Чёрную речь, и она перестала быть их общим языком. Вместо этого, орки зачастую использовали человеческий язык вестрон для разговоров между разными племенами. Так, например, мордорские орки и урук-хай, захватишие Перегрина и Мерри, разговаривали между собой на понятном хоббитам языке, не имея уже обще-орочьего.

    Орки были созданы Морготом в Первую Эпоху в Ангбанде из пойманных им эльфов. С помощью своей черной магии и пыток он извратил их сущность, придав уродливую внешность и злобный нрав. Однако орки служили своему господину из страха, в глубине души ненавидя его.

    Примечательно, что в ранних черновиках Толкиена, изданных в сборнике «История Средиземья», описывалась другая, не вошедшая в канонические издания, теория возникновения орков. По ней, Мелькор создал своих подручных из камня и глины, и оживил их, как Ауле — гномов. Первоначально орки населяли крепость Ангбанд и ее окрестности на крайнем севере. Войска гоблинов и троллей принимали участие в обороне Ангбанда и захватнических походах Мелькора. В Сильмариллионе неоднократно упоминаются их военные преступления, такие, как убиства мирных жителей и издевательства над пленными.

    В союзе с драконами и балрогами, они одержали победу над эльфами и людьми в битве Нирнаэт Арноэдиад, приведя Мелькора к власти во всем Белерианде. Однако десант войск Валинора взял штурмом Ангбанд (события, известные как Война Гнева) и пленили Мелькора. В результате боевых действий север превратился в пустыню, значительная часть его ушла под воду. После падения Моргота, орки расселились по Средиземью. Валар и майар, боги Арды, отвернулись от них, придя к выводу, что зло в их душах неискоренимо.

    Орки как народ Средиземья

    Во Вторую эпоху орки населяли Мордор и служили Саурону. Они принимали участие в его войнах с эльфами, а двести лет спустя с Гондором. Армии орков захватили Минас-Итиль и разоряли Итилиэн до тех пор, пока армии Последнего Союза людей-дунаданов и эльфов не двинулись на них карательным походом. Битва при Дагорладе была выиграна эльфами, и союзные войска вошли в Мордор, осадив Барад-Дур. Армии Мордора и Последнего Союза сошлись в битве у горы Ородруин. Саурон и орки были близки к победе, когда Исилдур срезал темному властелину палец с Кольцом, развоплотив его. Победившие армии разорили Мордор и построили крепости, стерегущие выходы из него. Отряд уцелевших орков убил Исилдура на обратном пути.

    После этого несколько тысячелетий орки были предоставлены сами себе, вынужденные бороться за выживание без помощи высших сил. Часть уцелевших орков под руководством короля Азога захватило Морию, древнее королевство гномов. Азог вступил в союз с обитавшим там Балрогом, древним демоном из последователей Моргота, и казнил законного короля Трора. Гномы обьявили гоблинам войну и нанесли им поражение в битве при Азанулбизаре, в которой погиб Азог. Однако гномы не посмели штурмовать хорошо укрепленную Морию. Больг наследовал Азогу и был убит 150 лет спустя в Битве Пяти Народов под Эребором, но Мория оставалась под властью орков еще несколько десятилетий. Попытка Балина отбить Морию закончилась гибелью его и всего его отряда.

    Несколько племен орков обитало на севере, в горах возле Гундабада, в Туманных горах. С ними столкнулась экспедиция Торина Дубощита во время похода на Эребор, и убила Главного Гоблина. В союзе с Ангмаром, орки принимали участие в войнах против Арнора, что в итоге привело к развалу и исчезновению этого государства.

    С возрождением Саурона в конце Третьей Эпохи, большинство орков приняло его сторону. В Мордоре была выведена новая, более сильная разновидность орков, уруки. По приказу Саурона они совершали набеги на Рохан, снова захватили Итилиэн. Обосновавшись в Итилиэне, орки уничтожили памятники искусства дунаданов. Гондорские следопыты часто совершали карательные рейды по Итилиэну, уничтожая орков и их союзников, но не решались на открытое наступление.

    Саруман, вступив в союз с Мордором, продолжил улучшать племя уруков, создавая из него собственную армию полуорков Урук-хай. Орки и урук-хай относились друг к другу настороженно, однако были союзниками в Войне Кольца, выступая на стороне альянса Мордора и Исенгарда и составляя основу обеих армий. Два союзных отряда — Углука (из Исенгарда) и Гришнака (из Мордора) были посланы Сауроном и Саруманом на поиски Хранителя Кольца. Но на обратном пути орки передрались из-за того, к какому из повелителей нести пленников.

    Орки сражались на стороне альянса Мордора и Исенгарда во всех основных битвах Войны Кольца, в том числе, в Хельмовом Ущелье и на Пелленорских полях. Основной тактикой орков была попытка подавить противника численностью, однако большинство ключевых сражений (кроме Осгилиатского) были ими проиграны. После уничтожения Единого Кольца, гибели Саурона и обрушения его крепости, орки обратились в бегство. По всей видимости, они были почти поголовно уничтожены альянсом Запада и вымерли в Четвертую эпоху.