Как отличить скрипку от альта. Альт (струнный инструмент)

Который имеет аналогичное устройство со скрипкой. Однако он немного больше, отчего звучание его имеет более низкий регистр. Струны альта настроены особым образом. Они ниже скрипичных на квинту, при этом выше виолончельных на октаву. Ноты для альта пишутся в скрипичном и альтовом ключах.

История возникновения

Инструмент альт считается наиболее ранним из существующих смычковых. Время его возникновения относят к XV―XVI векам. Данный инструмент первым получил привычную для сегодняшнего дня форму. Его сконструировал Антонио Страдивари. Родоначальником альта принято считать виолу для руки. Этот инструмент держали у левого плеча. Следует упомянуть, что ближайшего родственника - виола да гамба держали на колене. Итальянское название музыкального инструмента сократилось со временем до viola. В таком виде оно сохранилось в английском языке. В немецкий и сходный с ним попало Bratsche. Инструмент альт измеряется он в миллиметрах. Существуют экземпляры от 350 до 425 мм. Выбор размера зависит от того, какой длины руки у исполнителя. Из скрипичного ряда именно альт наибольшим образом приблизился к виолам, если учитывать размеры и звучание. Поэтому быстро появился в составе оркестра, как средний голос, он влился в симфонию очень гармонично. Альт, таким образом, явился мостом между исчезающим родом виол и скрипичными инструментами, которые в это время зарождались.

Техника игры

Альт - музыкальный инструмент, который требует особой техники. Игра на нем отличаются от той, что присуща скрипке. Разница заключается в способе звукоизвлечения. более ограниченная по причине больших размеров и необходимости значительной растяжки пальцев. Тембр альта - матовый, густой, менее яркий, если сравнивать со скрипичным, бархатистый на нижнем регистре, в верхнем - несколько гнусавый. Размеры корпуса музыкального инструмента не соответствуют строю. Именно это формирует необычный тембр. При длине от 46 до 47 сантиметров инструмент обладает протяженностью 38 - 43 см. На альтах с большими размерами, которые приближаются к классическим, в основном играют сольные исполнители. Они обладают сильными руками, а также разработанной техникой. Как сольный инструмент альт применяется относительно редко. Дело здесь в небольшом репертуаре. Однако относительно недавно появилось много хороших альтистов, таких как: Юрий Крамаров, Ким Кашкашьян, Основной сферой применения данного музыкального инструмента остается струнный и симфонический оркестры. Здесь альту посвящаются сольные эпизоды, а также средние голоса. Данный музыкальный инструмент является обязательным участником струнного квартета. Может использоваться в иных камерных составах. Например, фортепианный квинтет или квартет либо струнное трио. Альтистами традиционно с детства не становились, а переходили на данный инструмент в относительно зрелом возрасте. Как правило, после окончания музыкальной школы, во время поступления в консерваторию или училище. Чаще всего, переходят на альт скрипачи с крупным телосложением, широкой вибрацией и большими руками. Некоторые великие музыканты совмещали два инструмента. К примеру, Давид Ойстрах и Никколо Паганини.

Знаменитые музыканты

Инструмент альт выбрал Юрий Абрамович Башмет. Среди других знаменитых музыкантов, отдавших предпочтение нашему герою, следует отметить, Владимира Романовича Бакалейникова, Рудольфа Борисовича Баршая, Игоря Исааковича Богуславского, Вадима Васильевича Борисовского, Фёдора Серафимовича Дружинина, Юрия Марковича Крамарова, Тёртиса Лионеля, Мориса Вьё, Максима Рысанова, Кима Кашкашьяна, Пауля Хиндемита, Табеа Циммермана, Дмитрия Виссарионовича Шебалина, Уильяма Примроуза, Михаила Бенедиктовича Кугеля.

Произведения

Инструмент альт с оркестром звучит в «Концертной симфонии» В. А. Моцарта, «Соната» Никколо Паганини, а также у Б. Бартока, Хиндемита, Уильяма Уолтона, Э. Денисова, А. Шнитке, Г. Ф. Телемана, А. И. Головина. Сочетание с клавиром встречается у М. И. Глинки, Д. Д. Шостаковича, Брамса, Шумана, Николая Рославца, А. Хованесса. Соло можно услышать в произведениях Макса Регера, Моисея Вайнберга, Эрнста Кшенека, Себастьяна Баха, Без нашего героя не обошелся балет Адольфа Адана «Жизель». Звучит он и в симфонической поэме Рихарда Штрауса «Дон Кихот». Не обошелся без него и балет Лео Делиба «Коппелия». Также следует вспомнить оперу «Средство Макропулоса» Яначека. Он звучит и в балете Бориса Асафьева «Бахчисарайский фонтан».

Иной принцип

Существует и принципиально другой альт - Его принято называть альтгорн. Речь идет о медном музыкальном инструменте. Он относится к семейству саксгорнов. Диапазон - A - es 2. По причине невыразительного и тусклого звука сфера использования ограничивается лишь духовыми оркестрами. Там ему, как правило, отведены, средние голоса.

Долбленое деревянное корытце, покрытое плоской пластинкой, три струны, лукообразный смычок, стянутый на концах пучком волос из конского хвоста,- этот народный инструмент славянского происхождения стал древним предком теперешней скрипки, одного из главных инструментов симфонического оркестра.

Скрипка и альт.

Два‑три исполнителя, и уже звучала на открытом воздухе зажигательная танцевальная мелодия. Бродячие музыканты, странствуя из города в город, из страны в страну, играли на народных скрипках на ярмарках. И до сих пор еще звучат в деревнях Белоруссии и на Смоленщине народные ансамбли из двух скрипок.

Смычковые были известны на Руси издавна. В северной башне Софийского собора в Киеве, построенного в XI в., есть фреска с изображением музыканта, играющего на смычковом инструменте. Исполнитель держит его у подбородка, наподобие скрипки.

Но её не пускали во дворцы, где звучал приглушенный голос виолы. Впервые скрипка вошла в оркестр только в «хоре конюшни» - оркестре, сопровождавшем королевскую охоту.

Первые скрипки появились во Франции и Италии в начале XVI в. Вскоре их стали изготовлять по всей Европе. Но лучшими скрипками славилась Италия, давшая миру выдающихся скрипичных мастеров: Н. Амати, А. Гварнери, А. Страдивари. Их скрипки из хорошо высушенных, покрытых лаком пластинок клена и ели запели красивее самых прекрасных голосов. На инструментах, созданных руками этих гениальных мастеров-волшебников, играли и поныне играют выдающиеся скрипачи мира.

Скрипка имеет 4 струны, каждая из которых обладает своей неповторимой звуковой окраской. У верхней она блестяща и ярка, две средние струны имеют более нежный, поэтичный тон (третья - более напряженный, вторая - мягкий), а нижняя - «басок» - обладает сочностью тембра и силой. Технические возможности скрипки велики: она - самый подвижный и гибкий инструмент среди смычковых. Приемы игры на ней совершенствовались вместе с искусством отдельных виртуозов. Особенно сильно расширил возможности инструмента итальянец Н. Паганини. Много впоследствии появилось замечательных скрипачей, но никто не смог превзойти его. И все же бельгиец А. Вьётан, поляк Г. Венявский, венгер Й. Иоахим, испанец П. Сарасате каждый по‑своему сумели затронуть новые струны сердца скрипки. «Легенда», полонезы и мазурки Венявского, «Цыганские напевы» Сарасате до сих пор популярны у слушателей.

Замечательные сочинения для скрипки создали А. Вивальди, И. С. Бах и В. А. Моцарт, Л. Бетховен и И. Брамс, П. И. Чайковский и А. К. Глазунов.

И в XX в. Э. Изаи, Ф. Крейслер, Я. Хейфец, И. Менухин, И. Стерн, М. Б. Полякин покоряли аудиторию виртуозностью и красочностью игры, проникновением в выразительные возможности скрипки. Их искусство вдохновило композиторов на сочинение новых концертов, сонат, пьес.

Творческая дружба связывала Д. Ф. Ойсграха с С. С. Прокофьевым, Д. Д. Шостаковичем, А. И. Хачатуряном. Ойстрах был выдающимся истолкователем их произведений, многие из которых были посвящены именно ему. Концертам Т. Н. Хренникова, К. А. Караева дал жизнь выдающийся советский скрипач Л. Б. Коган. Его блистательная виртуозность, огромный темперамент проявились и в интерпретации классических и романтических сочинений.

Скрипка выступает не только в качестве солиста в оркестре. Она - непременный член камерных ансамблей, участвует в дуэтах (ансамбле из двух музыкантов), трио (из трех), квартетах (из четырех), квинтетах (из пяти) и других ансамблях.

Большим успехом у нас в стране и за рубежом пользуются выступления Ансамбля скрипачей Большого театра.

Альт по внешнему виду нелегко отличить от скрипки - он лишь чуть больше. Длина корпуса современного альта превышает длину корпуса скрипки на 3–4, редко на 6 см.

У альта - 4 струны, настроенные на квинту ниже скрипичных. В общих со скрипкой регистрах тембр альта имеет более глуховатый, матовый оттенок. Первая его струна обладает очень поэтичным, грудным тембром, четвертая - «басок» - отличается густотой звучания и имеет сходство с глубоким, выразительным, насыщенным тембром виолончели. В целом тембр альта уступает скрипичному в блеске и яркости, иногда кажется, что он несколько «зажатый». Это происходит по чисто акустическим причинам. Ведь альт настроен на квинту ниже скрипки. Но резкого отличия в тембрах между альтом и скрипкой нет, так как при игре в ансамбле они хорошо сливаются.

Появился альт в XVI в. Но далеко не сразу занял подобающее место среди инструментов оркестра. Лишь в творчестве Бетховена и романтиков альт приобретает значение мелодического инструмента.

Моцарт, сам игравший на альте, сочинил для него и скрипки дуэт - «Концертную симфонию», где два инструмента соревнуются в выразительности. По просьбе Паганини Г. Берлиоз написал симфонию «Гарольд в Италии», где образ разочарованного героя Дж. Г. Байрона воплощал альт. Сам Паганини создал «Сонату для большого альта».

Наше время дало многих выдающихся альтистов. Замечательным исполнителем был П. Хиндемит - один из крупнейших композиторов XX в. Он написал для альта 2 концерта, Траурную музыку для альта, скрипки (или виолончели) и струнного оркестра, сонату.

Советский альтист В. В. Борисовский, участник квартета имени Бетховена, покорял слушателей чудесным звучанием альта, отточенной техникой. Он завершил неоконченную сонату М. И. Глинки для альта и фортепьяно.

Традиции Борисовского продолжил его ученик Ф. С. Дружинин, которому Шостакович посвятил свою последнюю сонату для альта и фортепьяно. Тембр инструмента здесь как нельзя лучше подходит для воплощения суровых и торжественно-печальных образов, глубоких размышлений о жизни. Ныне альт участвует не только в ансамбле и симфоническом оркестре (обычно в оркестре 8–10 альтистов), но он также неизменный участник смычкового квартета, как сольный инструмент выступает редко.

Скрипка – инструмент, который называют и «королевой инструментов», и «царицей оркестра». Написано огромное количество произведений для скрипки соло и в сопровождении оркестра, даже нотную грамоту начинают с изучения ключа, названного скрипичным.

Альт , хотя и является близким родственником скрипки, такого внимания не удостаивается. Чаще всего его воспринимают просто как большую скрипку, а не как самостоятельный инструмент. Долгое время альт был «скрипкой неудачника», считалось, что если скрипач не подаёт надежд, его можно переучить на альтиста. В последнее время альт стал популярен, появились действительно талантливые музыканты, собирающие полные залы.

Появление скрипки достаточно туманно. Остановимся на одной из общепринятых версий: предками как скрипки, так и альта были струнные инструменты под названием виолы. Они отличались от скрипки тем, что имели более плоскую форму, шесть-семь струн, и играли на них, уперев инструмент в колено. В шестнадцатом веке было уже чёткое разделение на два семейства: виолы и скрипки. Но некоторые исследователи утверждают, что первыми в семействе скрипок были вовсе не скрипки, они появились несколько позже, а альты. Именно они первыми были введены в оркестры и стали постепенно вытеснят тихо звучащие виолы.

Строение

Скрипка относится к струнным высокого регистра и состоит из корпуса и грифа. Корпус — это две деки, соединённые полосками дерева, обечайками. Внутри корпуса находится душка, передающая вибрацию между деками. К верхней деке крепят подгрифник, на который крепятся струны. С одной стороны гриф крепится к корпусу, нижняя его часть прикреплена к шейке, переходящей в головку скрипки. В шейке есть специальные отверстия для колков, с помощью которых происходит настройка скрипки.

Внешне альт легко перепутать со скрипкой: деки, гриф, четыре струны. Но он значительно больше корпуса скрипки, от 385 до 445 мм, гриф также длиннее. Этот инструмент массивнее скрипки. И музыкант, который играет на этом инструменте, тоже должен быть достаточно крепкого телосложения, и иметь крепкие руки.

Звучание

Скрипка – четырёхструнный музыкальный инструмент, настроенный по квинтам. На звучание скрипки влияют малейшие детали: материал изготовления, лак, симметричность. Диапазон звучания скрипки от соль малой октавы до ля четвёртой.

Альта звучит на квинту ниже скрипки. Диапазон этого инструмента от до малой октавы, до ми третьей октавы. Ноты для этого инструмента пишутся в специальном альтовом ключе, но могут быть и в скрипичном.

Выводы сайт

  1. Альт и скрипка имеют сходное устройство, но альт гораздо больше по размеру, имеет удлинённый гриф.
  2. На альте не учат играть с детства, как на скрипке. Для игры на альте нужен человек с сильными руками, поэтому на этот инструмент переходят уже во взрослом возрасте.
  3. Альт настроен на квинту ниже скрипки.

07.07.2009, 22:24

хулиганка

07.07.2009, 23:17

08.07.2009, 21:13

Если Вам-17,Вас в армию не заберут через год? Что с альта.что со скрипки и из любого училища?
И непременно хотите в профессиональные музыканты?
1. Вот именно ради этого я не хочу терять ещё один год в 8-м классе. Чтобы меня ТУДА не забрали, мне нужно иметь справку об учёбе в заведении среднего-профессионального образования, а для этого мне кость в горле надо поступить сейчас! Да и как мне объясняли, они НЕ ИМЕЮТ ПРАВА забирать в армию студента училища.
2. НЕПРЕМЕННО желаю стать профессиональным музыкантом.:skripka:

Ольга Гинзбург

08.07.2009, 21:22

И Вы ещё думаете?!!! Альт - прекрасный инструмент, с богатым тембром. И если Вам позволяют физические данные, даже не думайте - идите и играйте.
Когда-то моему мужу предложили вместо кларнета поступать на валторну, и он (дурак) отказался. И так и остался музыкантом без диплома. А музыкант, как говорится, от Бога. Теперь жалеет, но поезд ушёл.
А Вы, если будете играть на альте, то на скрипке тоже можно заниматься. Олег Крыса, в своё время, играл у нас на концерте часть репертуара на скрипке, а часть на альте. Удачи Вам.

08.07.2009, 21:25

с альта на скрипку - не слышала о таком.
Мое мнение - что лучше поступить в училище "похуже", но на скрипку. А потом заниматься, и если хорошо заниматься, то, может быть, когда-нибудь можно будет перевестись в "хорошее". А если повезет с педагогом, то и это необязательно. Не надо наступать на себя, это не кончается хорошо, как правило.
Кстати, а они в курсе, кто вас на альт прочит, что вы начали в 12 лет? А то, может, они и не догадываются, а это много говорит о человеке и его возможностях.

08.07.2009, 21:47

Кстати, а они в курсе, кто вас на альт прочит, что вы начали в 12 лет? А то, может, они и не догадываются, а это много говорит о человеке и его возможностях.
В Мерзляковке об этом знают все - я всё время которое учился у последнего своего педагога ездил туда к ней на занятия, и не редко выступал на прослушиваниях на концерты. Дело в том что не все в это верят. На одной из консультаций М.И. Кесельман даже намекнула на отсутствие какого-либо документального подтверждения этому. Хотя я в любой момент могу предоставить любому желающему похвальный лист от 2005г. где ясным русским языком написано "Награждается учащийся 1 класса оркестрового струнного отделения за отличную учёбу".

08.07.2009, 21:53

что-то как-то не очень понятно, что именно происходит. Если вы не "человек с улицы" и вас знают, то как получилось, что идея насчет альта стала сюрпризом и вы теперь должны в срочном порядке за два дня что-то решить?
Ясно только, что по какой-то причине с вами не хотят возиться, по какой - из интернета не поймешь.
Вы должны себе отдавать отчет, что обратного пути нет. Скрипач, время от времени поигрывающий на альте - это одно, а альтист, дерзнувший взять в руки скрипку, да еще и публично, с претензией на что-то - это совсем другое. Альт, который впихивают в руки "насильно", под предлогом того, что ты не тянешь на скрипке - это серьезная психологическая проблема. Это травма, которую мало-мальски самолюбивый человек не забывает никогда. Оно вам надо?

08.07.2009, 21:59

Если бы мне грозила армия, я бы поступала куда угодно и на что угодно, однозначно. Это даст возможность выиграть время, к тому же Вы можете продолжать одновременно заниматься на скрипке и попробовать через год поступить куда-нибудь. Да и вообще можно много чего предпринять, уже будучи студентом. А может быть Вам понравится альт, кто знает.

08.07.2009, 22:07

Вы можете продолжать одновременно заниматься на скрипке и попробовать через год поступить куда-нибудь.

Такого не бывает.

Музыка, безусловно, лучше, чем армия, в любом виде, но если есть возможность не принимать жизненно важные решения за считанные дни, то эту возможность надо использовать, я считаю.

08.07.2009, 22:16

Альт, который впихивают в руки "насильно", под предлогом того, что ты не тянешь на скрипке - это серьезная психологическая проблема. Это травма, которую мало-мальски самолюбивый человек не забывает никогда. Оно вам надо?
Оно мне, простите за выражение, нафиг не надо. Это до того обидно, унизительно... Хочется доказать им, что я не такой как они думают, что я могу больше! Но как я им смогу что-либо доказать, не поступивши в училище? Вот это для меня серьёзная дилема...
А почему они не хотят со мной возиться, я сейчас вам доложу: все кто меня не слушал, говорили о "недостатке базы", якобы я слишком мало занимаюсь, и это отражается на моей игре. Хотя в то же время повсеместно отмечают, что у меня хороший звук... К тому-же сказывается и это недоверие по поводу срока обучения.
Вообще мне нужно мнение профессиональных музыкантов, желательно сталкивавшихся с этой проблемой. Тогда бы я мог выбрать сам более или менее верное для себя направление.

08.07.2009, 22:24

ну вот я профессиональный музыкант, столкнувшийся с этой проблемой в таком же виде как вы - я начала в 12 лет, а в 15 поступала в питерскую десятилетку, где меня радостно отправили на альт. Мнения звучали примерно как у Ольги - "и ты ещё думаешь?!" А я вот думаю до сих пор. Думаю, что просто отделались - зачем возиться, когда уже более-менее готовых скрипачей в 15 лет полно. Т.е. это не проблема абитуриента - при адекватных занятиях за несколько лет все можно было бы нагнать, а проблема педагогов и их желания.

Если хотите играть на скрипке, вам нужен человек, который взялся бы за вас под свою ответственность. Где его искать, и бывают ли такие сейчас - не знаю. Я бы поступала куда угодно, хоть в какую дыру, но на скрипку, если возьмут, и потом бы усиленно искала педагога.

08.07.2009, 23:00

Здравствуйте, уважаемые форумчане! Не откажите пожалуйста бедному абитуриенту в помощи советом!
Дело вот в чём: мне 17 лет, родился в Краснодарском крае, музыкой начал заниматься с 12-ти лет, последние 3 года обучался в Москве. И вот настало время поступления, и после первых прослушиваний стало ясно, что мне либо светит альт, либо вообще ничего (В Мерзляковке попал под категорию "рекомендовано учавствовать в конкурсе на альт", а в Гнесинке набрал только 60 баллов.), ещё подал документы в Шнитке, прослушивание завтра. На предварительных консультациях в Гнесинке и Мерзляковке мне настоятельно рекомендовали поступать на альт... Можно было бы пойти на альт, но если честно я не очень люблю этот инструмент (я не мыслю себя альтистом, для меня это дикая мысль, мне всегда казалось, что чтобы играть на альте нужен какой-то особый тип мышления, более меланхоличный что-ли...), а ещё всё усугубляется тем что мой "аппарат" не приспособлен под этот инструмент (даже педагоги, дававшие консультации, повсеместно это отмечали).
Так вот, дамы и господа, мне нужен ваш совет - ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ??? У меня просто руки опускаются... Поступать ли на альт или продолжать подобно камикадзе добиваться скрипки? К какому педагогу идти? В какое училище поступать?.. Могу ли я при желании перевестись с альта на скрипку, будучи уже студентом? Буду рад любой информации! Заранее вам огромное Спасибо!
Простите что влезаю, но мне кажется стоит добиваться любимого инструмента, даже если Вас мягко говоря, не поддерживают в этом. Рассматривайте это как очередную ступеньку на пути в профессию, которую надо преодолеть. Если совсем худо с вышеперечисленными учебными заведениями, рискну посоветовать то, где учусь я - moki.ru. Формально это областное заведение, но фактически московское, только считается "попроще", ну и конкурс соответственно, ниже на порядок, и к старичкам там спокойно относятся. Только надо быстро все решать, т.к. пианисты уже, например, специальность сдали. Насчет скрипачей не знаю.

08.07.2009, 23:42

Такого не бывает.
То есть, может быть, теоретически это и возможно, но это будет случай для книги рекордов.

Теоретически (и практически) в жизни бывает всё, не знаю уж к сожалению или к счастью:) Мой брат-скрипач только что в связи с этой темой мне рассказал о двух известных ему случаях: в одном студент перевёлся на скрипку, а в другом получил диплом как альтист и скрипач. О книге рекордов речь не идёт, просто так сложились обстоятельства у обоих.

Музыка, безусловно, лучше, чем армия, в любом виде, но если есть возможность не принимать жизненно важные решения за считанные дни, то эту возможность надо использовать, я считаю
Конечно, но похоже что именно этой возможности у автора и нет. Вообще-то он и только он может расставить приоритеты в данной ситуации.

08.07.2009, 23:55

Мой брат-скрипач только что в связи с этой темой мне рассказал о двух известных ему случаях: в одном студент перевёлся на скрипку, а в другом получил диплом как альтист и скрипач. О книге рекордов речь не идёт, просто так сложились обстоятельства у обоих.

А можно узнать, где это случалось, в каком городе или стране?
В любом случае, если такое случается, то это исключение из правила. Бывает, что и в лотерею миллион выигрывают - вот это примерно из этой же серии.

09.07.2009, 00:27

Это случилось в России, правда достаточно лет тому назад. И судя по всему, дело тут было в приложенных для этого усилиях как в занятиях, так и в подготовке почвы для подобных действий. Кто-то ждёт выигрыша в лотерею, а кто-то добивается всего сам. Однако спорить не буду, у каждого своё мнение и свои понятия о том, что может и не может быть и почему.

09.07.2009, 00:34

ох, господи. Уточняю, что под лотереей я имела в виду не случайность события, а его вероятность. Вероятность, что при всех усилиях что-то получится, крайне мала.

09.07.2009, 00:50

Уточняю, что под лотереей я имела в виду не случайность события, а его вероятность. Вероятность, что при всех усилиях что-то получится, крайне мала.
Если это было не в столичных городах, это более возможно. Там проще ко всему относятся, но всё равно - как повезёт.

Уточняю, что я имела в виду то же самое. Просто пассивность в мыслях ведёт к пассивности в действиях (глубочайшее имхо). Город чрезвычайно столичный. В общем, автору самому решать, в конце концов.

бестолочь

09.07.2009, 01:25

Здравствуйте, уважаемые форумчане! Не откажите пожалуйста бедному абитуриенту в помощи советом!
Дело вот в чём: мне 17 лет, родился в Краснодарском крае, музыкой начал заниматься с 12-ти лет, последние 3 года обучался в Москве. И вот настало время поступления, и после первых прослушиваний стало ясно, что мне либо светит альт, либо вообще ничего (В Мерзляковке попал под категорию "рекомендовано учавствовать в конкурсе на альт", а в Гнесинке набрал только 60 баллов.), ещё подал документы в Шнитке, прослушивание завтра. На предварительных консультациях в Гнесинке и Мерзляковке мне настоятельно рекомендовали поступать на альт... Можно было бы пойти на альт, но если честно я не очень люблю этот инструмент (я не мыслю себя альтистом, для меня это дикая мысль, мне всегда казалось, что чтобы играть на альте нужен какой-то особый тип мышления, более меланхоличный что-ли...), а ещё всё усугубляется тем что мой "аппарат" не приспособлен под этот инструмент (даже педагоги, дававшие консультации, повсеместно это отмечали).
Так вот, дамы и господа, мне нужен ваш совет - ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ??? У меня просто руки опускаются... Поступать ли на альт или продолжать подобно камикадзе добиваться скрипки? К какому педагогу идти? В какое училище поступать?.. Могу ли я при желании перевестись с альта на скрипку, будучи уже студентом? Буду рад любой информации! Заранее вам огромное Спасибо!

На альт перейти Вы всегда успеете. Даже в процессе обучения - на любом курсе.
В Мерзляковке Вам и не могли сказать иначе. Они там предпочитают брать хорошо дрессированных с детства ребятишек. Теим более часто туда идут те, кто не прошел экзамены в конкурсном классе в ЦМШ и Гнесинской десятилетки.

В Гнесинке теперь предпочитают не набирать много народа. И, естесственно, тоже хотят технически развитых... Если же решитесь на альт, то Стоклицкая и Вернигора - шикарные педагоги.

Про Шнитке не знаю ничего.

Вас с удовольствием возьмут на скрипку в Пушкинское училище (МОМУ №2 им. Прокофьева.) Это 40-50 мин. от Ярославского вокзала. У них в этом году ожидается очень маленький поток абитуриентов в связи с тем, что областное министерство культуры подложило им "свинью" - разослали рекомендации во все школы области не готовить абитуриентов для этого училища. Хотели его сократить, но, к счастью, не вышло. Училище отстояли. Им дали набор, но поток уже разбрелся по другим заведениям. Они сейчас в такой ситуации, что скорее всего возьмут всех желающих. Экзамены там уже идут, но если Вы позвоните, и скажете о своем горячем желании учиться, то возможно еще не все потеряно. И еще там будет объявлен дополнительный набор в августе-сентябре. Тем более там преподает Анна Григорьевна Дворецкая - хороший педагог из Гнесинки. (Знаю многих ее выпускников - это очень достойная работа). Из областных училищ ребята тоже успешно поступают в Московские ВУЗы (в том числе и в консерваторию). Если в Шнитке тоже не пройдете, пишите мне в личку, дам телефончик нужного и важного человека. Он там многое (почти все) решает.

09.07.2009, 17:48

Вобщем так...
Был вчера в Шнитке, там мне предложили выбор: либо я иду к ним, к проф. Иголинскому, но отказываюсь от дальнейшего конкурса в других учреждениях, либо продолжаю конкурс во всех училищах, но про них могу забыть. На размышления мне дали полчаса. Причём НИКАКОЙ гарантии, что я пройду далее 2-го тура они не дали.
И, поразмыслив, насколько это было возможно, я выбрал 2-й вариант...
Вы наверно назовёте меня чудиком, или ещё каким нибудь более неприятным словом, но если поразмыслить, то я поступил правильно - с сольфеджио у меня, честно говоря, есть проблемы, в особенности в написании диктантов. Тем более мест на скрипку 2, а претендента ещё 4 с более сложной программой (пример: у меня концерт Виотти №22, а у других и Мендельсон, и Венявский...).
В Гнесинке после 2-х туров мой общий балл 121... Теперь я всерьёз думаю пойти в Мерзляковку на альт, там у меня после 1 тура - 84 (проходной 75), и дали гарантии...
Но скрипку оставлять не собираюсь! Поступлю, подготовлю скрипичную программу на старший курс, и буду переводиться!..
Я больше склонен бороться, нежели оставаться сытым и довольным... :spaga:
Посмотрим, что из этого выйдет...

09.07.2009, 18:29

Устный экзамен по сольф. в Мерзляковке будет 11-го числа, то есть послезавтра. Как только узнаю свой балл, сразу сообщу.

Bratsche ) или альт скрипичный - струнно-смычковый музыкальный инструмент такого же устройства, что и скрипка , но несколько больших размеров, отчего звучит в более низком регистре. Струны альта настроены на квинту ниже скрипичных и на октаву выше виолончельных - c, g, d 1 ,a 1 (до, соль малой октавы , ре, ля первой октавы). Наиболее употребительный диапазон - от c (до малой октавы) до e 3 (ми третьей октавы), в сольных произведениях возможно употребление более высоких звуков. Ноты пишутся в альтовом и скрипичном ключах .
Альт
Диапазон
(и строй)

Классификация Струнный смычковый музыкальный инструмент , хордофон
Родственные инструменты Скрипка , Виола , Виолончель , Контрабас
Альт на Викискладе

История возникновения и развития инструмента

Альт считается самым ранним из ныне существующих смычковых инструментов. Время его появления относят к рубежу XV―XVI веков. Альт был первым инструментом, который был именно той формы, которую мы привыкли видеть.

Родоначальником альта считается виола да браччо (итал. viola da braccio ), или виола для руки. Эта виола, как и нынешние скрипки и альты, держалась на левом плече, в отличие от виола да гамба (итал. viola da gamba ), которые держались на колене или между колен. Со временем итальянское название инструмента сократилось до просто viola , под которым он вошёл, например, в английский язык, или до Bratsche (искажённое braccio ), закрепившееся в немецком и сходных с ним языках.

Конструкция современного альта почти не отличается от скрипичной, за исключением размеров. У альта нет разделения по размерам, как у скрипки, размер альта измеряется миллиметрами. Существуют альты от 350-ти мм (это меньше целой скрипки) до 425 мм. Выбор размера инструмента зависит от длины рук исполнителя.

Из всего скрипичного семейства альт был наиболее близок к виолам по размерам и по звучанию, поэтому он быстро вошел в состав оркестра в качестве среднего голоса и гармонично влился в него. Таким образом, альт явился своего рода мостом между уходящим семейством виол и зарождавшимися скрипичными инструментами .

Техника игры на альте

Приёмы игры на альте немного отличаются от приёмов игры на скрипке способом звукоизвлечения и техникой, однако сама техника игры немного более ограниченная из-за бо́льших размеров, и как следствие, необходимости большей растяжки пальцев левой руки. Тембр альта ― менее яркий, чем скрипичный, но густой, матовый, бархатистый в нижнем регистре, несколько гнусавый в верхнем. Такой тембр альта - следствие того, что размеры его корпуса («резонаторного ящика ») не соответствуют его строю: при оптимальной длине 46―47 сантиметров (такие альты изготовлялись старыми мастерами итальянских школ) современный инструмент имеет длину от 38 до 43 сантиметров . На альтах бо́льшего размера, приближающихся к классическим, играют в основном сольные исполнители, обладающие более сильными руками и разработанной техникой.

В качестве сольного инструмента альт использовался относительно редко до сего времени, вследствие небольшого репертуара. Однако, в наше время появилось довольно много очень хороших альтистов, среди них Юрий Башмет , Ким Кашкашьян , Жерар Коссе , Юрий Крамаров и другие. Но, всё же, основная сфера применения альтов - симфонический и струнный оркестры, где им поручаются, как правило, средние голоса, но также и сольные эпизоды. Альт - обязательный участник