К какому музыкальному жанру относится баркарола. Музыкальный словарь. Самая необычная песня эпохи Романтизма

"Студеная вечерняя волна едва шумит под веслами гондолы и повторяет звуки баркаролы" - эти строки звучат в стихотворении "Венеция" Лермонтова. Но что такое баркарола? Не все знают об этом, хотя наверняка слышали красивые, плавные, словно раскачивающиеся на волнах мелодии. Одним из ярких примеров является старинная неаполитанская песня "Санта-Лючия", полюбившаяся многим.

Происхождение слова

Этот жанр родился в самом романтичном городе Италии - Венеции. "Барка" переводится как "лодка". Глагол "роллар" на итальянском языке означает "испытывать качку, качаться". Таким образом, баркарола - это "раскачивающая лодка" в дословном переводе. Другое название жанра - "песня на воде", "гондольера" (от венецианского "гондольер" - лодочник).

История возникновения

Венеция - уникальный город, воздвигнутый на 118 островах в Адриатическом море. Здесь практически нет дорог и привычных для нас улиц. Выйдя из дверей дома, ты оказываешься на берегу, и добраться до нужного места можно только по воде. Многочисленные каналы прорезали город вдоль и поперек. По ним скользят длинные гребные барки - гондолы. Управляют ими с момента возникновения Венеции профессиональные лодочники - гондольеры.

Перевозя пассажиров, гребцы традиционно распевали мелодичные, размеренные песни. Таким образом, баркарола - это народный жанр, родоначальником которого стали венецианские гондольеры. Их пение могло быть со словами. Сюжет баркарол описывал будни и чаяния простого лодочника. Иногда исполнитель просто красиво распевал гласные. Медленная, плавная мелодия имитировала ритм раскачивающих лодку волн. Голос разносился на большое расстояние. Для одаренных певческими данными гондольеров это становилось дополнительным заработком.

Характерные черты

Венеция с 17 века славилась оперными театрами и великолепными голосами. В сезон сюда съезжались не только ценители искусства, но и великие композиторы. Многие из них были очарованы местным колоритом и романтичными серенадами гондольеров. С 18 века баркаролы начинают появляться в музыкальных словарях. Формируется определение этого жанра.

Значение слова "баркарола" с тех пор осталось неизменным. Это песня, исполняющаяся в нестандартном размере - 6/8. Такой ритм напоминает мерно набегающие волны, удары весел о воду. Характер музыки минорный, лирический. В песнях присутствуют нотки мечтательности, светлой грусти.

Начиная с 18 века, помимо народных баркарол, стали появляться профессиональные. Многие композиторы пробовали себя в этом жанре. Иногда они пренебрегали некоторыми характерными чертами. Так появились баркаролы с использованием мажорного лада. Наблюдается и нарушение размера. Он может составлять 12/8, 3/4 и т. п.

Профессиональные баркаролы

Расцвет формы наблюдался в эпоху романтизма с ее интересом к народному, самобытному колориту. В это время создавались баркаролы вокальные и инструментальные. К первым относятся произведения Мендельсона-Бартольди, Шуберта ("Любовное счастье рыбака", "Баркарола"). Русский композитор Глинка тоже попробовал себя в этом жанре. Так было создано произведение "Уснули голубые", стихи к которому написал Н. Кукольник. Гондольеры для хора имеются у Брамса и Шуберта.

Что такое баркарола инструментальная? Это очень нежная и романтичная мелодия, словно раскачивающая нас на плавных волнах, иногда сменяющихся зыбью. В этом жанре творили Мендельсон-Бартольди, Барток, Форе. Из русских композиторов фортепианные баркаролы сочиняли Чайковский, Рахманинов, Лядов. Особенно вдохновенным получилось произведение Шопена, приближенное к поэме "Рассвет" Красиньского. В баркароле ор. 60 великого композитора слышны поцелуи, пылкие признания, шепот влюбленных на фоне природы и плеска воды.

В профессиональных баркаролах присутствует и подлинная народная музыка. Мелодии гондольеров публиковал итальянский композитор Порукини. Эти мотивы легли в основу произведений Бетховена ("24 песни разных народов") и Листа ("Гондольера" из цикла "Венеция и Неаполь").

Песни венецианских гондольеров в опере

Что такое баркарола в опере? Это вокальный номер, исполняемый в характерном темпе и связанный с венецианской темой. Впервые гондольера прозвучала в опере-балете "Венецианский карнавал" француза Андрэ Кампра. Это произошло в 1710 г. С тех пор к жанру баркаролы прибегали многие итальянские и французские композиторы, включая их в свои оперы. В качестве примера можно назвать Джованни Паизиелло, Фердинана Герольда, Даниэля Обера.

Звучит "песня на воде" и в знаменитых операх "Отелло", "Вильгельм Телль" Россини. Жак Оффенбах включил баркаролу в "Сказки Гофмана". Это одна из самых известных мелодий. Чувственный дуэт, написанный для двух женских голосов, создает ощущение надвигающейся беды. Римский-Корсаков также вложил баркаролу в уста веденецкого гостя в своей опере "Садко". Веденцом называли на Руси Венецию. В песне рисуется образ далекого города, где дуют ласковые теплые ветры, плещутся волны и звучат любовные серенады.

Итак, что такое баркарола? Это мягкий ритм, напоминающий о набегающих волнах, романтическое настроение, особое умиротворение. Слушая баркаролу, мы переносимся в мир извилистых каналов, черных гондол, колоритных гондольеров и напевных мелодий, разлетающихся над водной гладью.

Итальянское слово «barka» означает лодка. Производное от него - баркарола - песнь лодочника. Возможно, кто-нибудь удивится: зачем это песням, которые поют лодочники, давать особое название! Ведь они могут петь то же, что и все... А вот и нет. Песни эти - необычные, как необычны и лодочники, их исполняющие.

Баркарола родилась в чудесном итальянском городе Венеции. Построенная на многочисленных островах, Венеция почти совсем не имеет улиц. Вместо них город прорезают каналы. Прямо в каналы отворяются двери домов, к ступенькам привязаны длинные черные лодки - гондолы. В таких лодках, бесшумно скользящих по бесконечным лентам каналов, и рождались баркаролы - песни лодочников-гондольеров. Эти песни плавны и певучи, в аккомпанементе - мерное покачивание в своеобразном ритме, словно от набегающих одна за другой волн.

Композиторам полюбился мягкий песенный ритм баркаролы (иногда ее называют гондольера), и вот вслед за венецианскими народными песнями появились баркаролы, созданные композиторами разных стран, баркаролы вокальные и фортепианные. У Мендельсона мы находим Баркаролу в его «Песнях без слов», у Чайковского - в сборнике «Времена года», это пьеса «Июнь». Баркаролы писали Глинка, Шопен, Рахманинов, Лядов. А из вокальных баркарол самая известная и самая необычная написана Римским-Корсаковым. Это «Песнь Веденецкого гостя» в опере «Садко». В старину на Руси Венецию называли Веденец, и для венецианского купца - веденецкого гостя - композитор сочинил арию в ритме и характере народной венецианской песни, баркаролы.

Л. В. Михеева

Это поэтичное и красивое слово вышло из употребления довольно давно, но ассоциируется с эпохой романтизма, не так ли?

Мы хорошо знаем слова "барка", "баржа", "баркас". Итальянское barca означает "лодка". Хуже мы знаем итальянский глагол rollare, что означает испытывать бортовую качку. Таким образом, баркарола - это качающаяся лодка. Но при чем тут музыка?

Музыкальные жанры нередко возникают от специфических ритмов. Перед нами один из таких примеров. Но особенность баркаролы не только в этом, а во всем, что связано с ее происхождением. Это характер песен, которые пели венецианские гондольеры, когда перевозили венецианцев по многочисленным каналам. Ритм монотонного покачивания и столь же монотонной гребли спокоен. Мелодии баркарол обычно безыскусны и меланхоличны, они как бы растворяются в городском пейзаже. Их размер чаще всего 6/8, 12/8. Триоли по три восьмых делают ритм мерным и однообразным. В жанре баркаролы писали как песни и романсы, так и инструментальные пьесы.

В XVIII веке баркарола мало использовалась в профессиональной музыке, в XIX веке ее ритм стал очень популярным у композиторов-романтиков. Вы, наверное, хорошо помните баркаролу П. И. Чайковского из Времен года (Июнь ).

М. Г. Рыцарева

Баркарола- инструментальная или вокальная пьеса, имеющая прототипом
песни венецианских гондольеров;
народная песня венецианских гондольеров.

С. Дорофеев. Баркарола.

Баркарола характеризуется умеренным темпом с аккомпанементом, изображающим плеск
волн за бортом гондолы.
Мелодия баркаролы отличается плавностью, в сопровождении нередко используются
элементы музыкальной изобразительности.
Характер баркаролы - лирический, нередко с оттенком меланхолии или
светлой мечтательности.

Стихнул говор карнавала,
На поля роса упала,
Месяц землю серебрит,
Все спокойно, море спит.
Волны нянчают гондолу…
«Спой, синьора, баркаролу!
Маску черную долой,
Обойми меня и пой!..»
«Нет, синьор, не скину маски,
Не до песен, не до ласки:
Мне зловещий снился сон,
Тяготит мне сердце он».
«Сон приснился, что ж такое?
Снам не верь ты, все пустое;
Вот гитара, не тоскуй,

Спой, сыграй и поцелуй!..»
«Нет, синьор, не до гитары:
Снилось мне, что муж мой старый
Ночью тихо с ложа встал,
Тихо вышел на канал,
Завернул стилет свой в полу
И в закрытую гондолу -
Вон, как эта, там вдали -
Шесть немых гребцов вошли…»

Лев Мей.

И. К. Айвазовский. Гондольер на море ночью

В XVIII веке баркарола стала жанром профессиональной музыки.
Особое распространение получила в XIX веке.
Расцвет этой музыкальной формы пришелся на эпоху романтизма.
Баркарола как жанр камерной вокальной музыки представлена в творчестве Ф. Шуберта

Ф. Мендельсона-Бартольди, М. И. Глинки («Уснули голубые»). Имеются и хоровые баркаролы
- у Ф. Шуберта («Гондольер»), И. Брамса (в «Двадцати романсах и песнях для женского хора».
Многие баркаролы написаны для фортепиано. Из них особенно выделяется баркарола Шопена -
пьеса, приближающаяся к жанру поэмы. Баркаролы для фортепиано писали также
Ф. Мендельсон-Бартольди (пьесы из «Песен без слов»,),
П. И. Чайковский (баркарола из «Времен года»),
А. К. Лядов,
С. В. Рахманинов,
Г. Форе (13 баркарол),
Б. Барток и т.д.

Клод Моне. Гондола.

Поверхностью морей отражена,
Богатая Венеция почила,
Сырой туман дымился, и луна
Высокие твердыни осребрила.
Чуть виден бег далекого ветрила,
Студеная вечерняя волна
Едва шумит вод веслами гондолы
И повторяет звуки баркаролы.

Мне чудится, что это ночи стон,
Как мы, своим покоем недовольной,
Но снова песнь! и вновь гитары звон!
О, бойтеся, мужья, сей песни вольной.
Советую, хотя мне это больно,
Не выпускать красавиц ваших, жен;
Но если вы в сей миг неверны сами,
Тогда, друзья! да будет мир меж вами!

Жан Батист Коро Гондола на Большом канале

И мир с тобой, прекрасный Чичизбей,
И мир с тобой, лукавая Мелина.
Неситеся по прихоти морей,
Любовь нередко бережет пучина;
Хоть и над морем царствует судьбина,
Гонитель вечный счастливых людей,
Но талисман пустынного лобзанья
Уводит сердца темные мечтанья.

Рука с рукой, свободу дав очам,
Сидят в ладье и шепчут меж собою;
Она вверяет месячным лучам
Младую грудь с пленительной рукою,
Укрытые досель под епанчою,
Чтоб юношу сильней прижать к устам;
Меж тем вдали, то грустный, то веселый,
Раздался звук обычной баркаролы:

Как в дальнем море ветерок,
Свободен вечно мой челнок;
Как речки быстрое русло,
Не устает мое весло.

Гондола по воде скользит,
А время по любви летит;
Опять сравняется вода,
Страсть не воскреснет никогда.

Михаил Лермонтов.

Темпера с изображением ночной Венеции создана Константином Коровиным
в начале XX века:

Константине Коровин:
«Дивной сказкой казалась мне Италия. Таинственная Венеция. Ночь.
Сажусь в черную гондолу у качающейся воды канала. В удивлении смотрю на
высокого гондольера, как, стоя, нагибается он над веслом.
На повороте темного канала он говорит:
- Оэээ... берегись....
Соседняя гондола тихо проходит мимо нас.
Комната гостиницы, из которой мне видна большая стена, огромного Дворца дожей.
Я пошел по площади святого Марка, мир, - думаю я, - великие, прекрасные тени...»

Светлана и Сабир Гаджиевы

Начиная с оперы «Венецианский праздник» А. Кампра (1710 г.), баркарола применялась
в операх главным образом итальянских и французский композиторов - Дж. Паизиелло,
Л. Ж. Ф. Герольда («Цампа»), Ф. Обера («Немая из Портичи», «Фра-Дьяволо» и др.),
Дж. Россини («Вильгельм Телль», «Отелло»), Ж. Оффенбаха («Сказки Гофмана»).

Широко известна баркарола написанная Римским-Корсаковым
(«Песнь Веденецкого гостя») к опере «Садко».

В старину на Руси Венецию называли Веденец, и для венецианского купца
- веденецкого гостя – композитор сочинил арию в ритме и характере
народной венецианской песни - баркаролы.
В ХХ веке баркаролы писали Франсис Пуленк, Джордж Гершвин «Dance of the Waves»,
Леонард Бернстайн.

Ричард Джонсон. Золотой канал.


Ты со мною.
Счастья большего не надо.
Стороною обойдет меня тоска.
С тихим плеском о гранитную ограду
Разбивает серебристый след река.

Два осколка
У тебя в глазах мерцают.
Мягким шелком пеленает нас любовь.
По теченью незаметно уплывает
Все, что в воду превращает нашу кровь.
Рам Браун.

Баркаролу также иногда называется гондольерой.

Пьер Огюст Ренуар. Гондола на Большом канале в Венеции.


П.И.ЧАЙКОВСКИЙ () ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ -один из крупнейших русский композитор, музыка которого отличается мелодичностью и романтичностью.


СОДЕРЖАНИЕ ЦИКЛА «ВРЕМЕНА ГОДА» Возникновение цикла " Времена года" непосредственно связано с историей взаимоотношений Чайковского с семьей петербургских музыкальных издателей Бернард и их журналом "Нувеллист». Чайковский сочинил для журнала несколько романсов и цикл «Времена года». Названия пьес, то есть сюжетов - картинок были предложены композитору издателем. Пьесы получили поэтические эпиграфы.


У итальянского композитора Антонио Вивальди «Времена года» представлялся стихотворным сонетом, в котором раскрывалось содержание музыки. Они начинались с «Весны» и заканчивались «Зимой». Но у Чайковского получился свой годичный цикл пьес, начинавшийся с января и завершающийся декабрём. В нём композитор передаёт состояния природы и чувства человека. ВРЕМЕНА ГОДА


"Баркарола" Июнь. Барка - это итальянское слово, означает лодка. Баркаролой в итальянской народной музыке назывались песни лодочника, гребца. Особенно эти песни были распространены в Венеции, городе на набережных бесчисленных каналов, по которым день и ночь передвигались на лодках и при этом пели. Песни эти были, как правило, певучими, и ритм и аккомпанемент подражали плавному движению лодки под равномерные всплески весел. В русской музыке первой половины XIX века получили большое распространение баркаролы. Они стали неотъемлемой частью русской лирической вокальной музыки, а также нашли свое отражение и в русской поэзии и в живописи. СТРОЕНИЕ ПЬЕСЫ


Баркарола - еще один петербургский музыкальный пейзаж в цикле Чайковского Времена года. Даже своим названием пьеса обращена к картинам водных каналов и многочисленных речек, на берегах которых расположена северная столица России. Тепло и выразительно звучит широкая песенная мелодия в первой части пьесы. Она как бы раскачивается на волнах сопровождения, напоминающего традиционные для баркаролы гитарные, мандолинные переливы.


В середине настроение музыки меняется и становится более радостным и беззаботным, словно даже слышатся быстрые и шумные всплески волн. Но затем все успокаивается и снова льется мечтательная, упоительная по своей красоте мелодия, теперь уже в сопровождении не только аккомпанемента, но и второго мелодического голоса. Звучит как бы дуэт двух певцов. Пьеса заканчивается постепенным замиранием всей музыки - словно лодка удаляется, а вместе с нею удаляются и исчезают голоса и всплески волн.



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2

городского округа г. Бор

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА по музыке

Тема.

Баркарола.

Песня лодочника или музыка на воде?

Давайте разберемся!

Руководитель:

Чистоткина Марина Владимировна-учитель музыки

Работу выполнили:

Малахова Екатерина - ученица 4 «З», МБОУ СОШ №2

Потапова Евгения - ученица 4 «З», МБОУ СОШ №2

г. Бор

2014 год

Цель и задачи проекта …………………….………………………………………….3

План проведения исследования..…………………………………………………...…3

Изучение жанра баркаролы и умение находить черты и особенности жанра в классической музыке………………………………………………………………...…6

Выводы………..…………………………………………………………………….... 7

Новые знания ………………………………………..………………………………..8

Интересные факты о композиторах..…….……………………………………….....9

Литература ………………………….…………………………………………………11

Приложения……………………………………………………………………………12

    Словарь новых терминов……………………………………………………..13

    Фотографии и диаграммы …………………………………………………...14

    Цель проекта

Изучение жанра баркаролы и умение находить черты (признаки) жанра в классической музыке.

Задачи проекта

    Поиск информации о жанре баркаролы.

    Изучение признаков и черт баркаролы.

    Провести исследование кто из русских композиторов писал баркаролы, и бывали ли они перед этим в Италии (Венеции).

    Расширить свой кругозор и пополнить словарный запас.

    Провести анкетирование среди учеников своего класса

II . Методы и средства исследования

    Анализ.

    Сравнение (наблюдение).

    Беседа, анкетирование.

    Работа с компьютером.

III . План выполнения исследования

    Выдвижение гипотезы.

    Анкетирование.

    Подбор и изучение дополнительных материалов по теме проекта.

    Подведение итогов исследования.

    Выводы.

    Оформление проекта.

Объект исследования - жанр баркаролы

Изучая тему «Годы странствий» на уроке музыки мы встречались с интересным романсом Глинки – баркаролой «Венецианская ночь» и пьесой Чайковского «Июнь.Баркарола».

Баркарола (от ит.barka – лодка) – песнь лодочника, гребца; музыкальный жанр в Венеции.

Баркарола – песня венецианского гондольера.

Зачем же песням, которые поют лодочники давать особое название? С чем это связано? Кто из русских композиторов писал баркаролы? Связано ли это с посещением Венеции?

Баркарола родилась в чудесном итальянском городе Венеции. Построенная на многочисленных островах, Венеция почти совсем не имеет улиц. Вместо них город прорезают каналы. Прямо в каналы отворяются двери домов, к ступенькам привязаны длинные черные лодки – гондолы. В таких лодках, бесшумно скользящих по бесконечным лентам каналов, и рождались баркаролы – песни лодочников-гондольеров. Эти песни плавны и певучи, в аккомпанементе – мерное покачивание в своеобразном ритме, словно от набегающих одна за другой волн.

В профессиональной музыке баркарола появилась в начале XVIII веке сначала в опере, позже как самостоятельное произведение для голоса, хора, фортепьяно.

Гипотеза : считаем, что все русские композиторы, написавшие известные баркаролы побывали в Италии. Изучая творчество известных русских композиторов, мы предположили, что русские композиторы часто бывали в заграничных поездках по Италии и в частности в Венеции.

Нами был проведен опрос учеников класса. Результаты показаны на диаграмме в Приложение № 1.

Мы сделали вывод, что большая часть ребят слышали о Венеции – городе на воде. Что после урока они узнали и могут сказать каким музыкальным жанром известна Венеция.

Но кто из русских композиторов писал баркаролы и какие особенности у этого жанра не знают.

Поэтому мы решили работать по данной теме. И познакомить с результатами нашего исследования не только учеников нашего класса, но и всех желающих, тем более впереди нас ожидала неделя музыки.

IV . Изучение жанра баркаролы и умение находить черты жанра в классической музыке.

Композиторам полюбился мягкий песенный ритм баркаролы (иногда ее называют Гондольера), и вот вслед за венецианскими народными песнями появились баркаролы, созданные композиторами разных стран, баркаролы вокальные и фортепианные. У Чайковского - в сборнике "Времена года", это пьеса "Июнь". Баркаролы писали Глинка, Рахманинов, Лядов. А из вокальных баркарол самая известная и самая необычная написана Римским-Корсаковым. Это "Песнь Веденецкого гостя" в опере "Садко". В старину на Руси Венецию называли Веденец, и для венецианского купца - веденецкого гостя – композитор сочинил арию в ритме и характере народной венецианской песни, баркаролы.

Ох уж эта Италия! Сидя на балконе теплой ночью в Милане, « любуясь громадным белокаменным собором и вдыхая аромат ночи» (из письма Глинки), Михаил Иванович размышлял о том, как все это можно выразить в музыке.
Так и родился романс «Венецианская ночь» и венецианская баркарола стала петербургской.

В результате поисков мы выявили, кто из русских композиторов писал баркаролы. И вычленили основные черты этого жанра. Итак: это Глинка, который написал вокальную баркаролу, Римский – Корсаков, Чайковский, Лядов и Рахманинов – инструментальную баркаролу.

Римский – Корсаков после окончания Морского корпуса совершил кругосветное плавание на военном учебном клипере: «Алмаз». В последствие «Морские» впечатления отразятся в его произведениях и в частности в опере «Садко».

Рахманинов эмигрировал в Соединённые Штаты Америки и жил там до конца дней своих, а в Венеции не бывал.

Вся жизнь Лядова связана с Санкт-Петербургом, в Венеции так и не был.

V . Выводы :

Проанализировав биографии русских композиторов, мы пришли к выводу что, Италия очень музыкальная страна. Она всегда притягивала к себе творческих людей – композиторов, поэтов, художников. Почти все известные композиторы побывали в Италии, но из русских композиторов это были Глинка и Чайковский. И каждый увозил оттуда не только восторженные впечатления, но и, записанные в блокнотах темы мелодий, услышанных народных песен. Из них потом, словно музыкальные сувениры, возникали и становились очень популярными пьесы. Та же мерность ритма и плавная мелодия, как будто растворяется над водой.

Итак, в результате сравнения вокальных и инструментальных баллад, мы пришли к выводу, что плавная, ласковая мелодия, неторопливое движение - все напоминает песню, мы как бы слышим задумчивый человеческий голос, полный светлой мечтательности и покоя.

Общего в произведениях – это мягкий, качающийся ритм, лирическая мелодия - общие черты этих произведений, легкость сопровождения, однообразный ритм, покачивание, мелодия плавная, спокойная.

Мы говорили об этой стране, слушая музыку русских композиторов. Анализируя мелодии, убедились в том, что для музыки не существует границ. Главное передавать свое видение мира, в котором красота живет повсюду. Песня лодочника плавно спокойно стала музыкой на воде.

VI .Новые знания

В ходе работы над проектом мы узнали, что история и ту нас в России есть город, в котором реки и каналы полны печали, особенно в безлунном блеске ночей…

Не случайно город романтично нарекли «северной Венецией».

О каком городе идет речь?

Это - Петербург. С его туманами, разводящимися на ночь мостами и светлой грустью.

Здесь в Петербурге, в этой «северной Венеции», не могли не звучать баркаролы.

Ночь весенняя дышала

Светло-южною красой,

Тихо Брента проплывала

Серебримая луной…

VII . Интересные факты

    М. И. Глинка, очарованный красотой Венеции, написал романс Веницианская ночь.

    Ночь весенняя дышала

Светло-южною красой;

Тихо Брента протекала,

Серебримая луной;

Отражен волной огнистой

Блеск прозрачных облаков,

И восходит пар душистый

От зеленых берегов.

Свод лазурный, томный ропот

Чуть дробимыя волны,

Померанцев, миртов шепот

И любовный свет луны,

Упоенья аромата

И цветов и свежих трав,

И вдали напев Торквата

Гармонических октав –

Все вливает тайно радость,

Чувствам снится дивный мир,

Сердце бьется, мчится младость

На любви весенний пир;

По водам скользят гондолы,

Искры брызжут под веслом,

Звуки нежной баркаролы

Вьют легким ветерком.

Эти строки в начале XIX века написал русский поэт Иван Козлов. Самое потрясающее то, что писал он эти строки, будучи совсем слепым, совершенно неподвижным, прикованным к постели. Но в воображении своем этот «милый слепец», как называл его Пушкин, улетал туда, где:

Все вливает тайно радость,

Чувствам снится дивный мир,

Сердце бьется

В ходе работы над проектом мы получили много новых знаний, которые можем применить на практике. Научились узнавать, слышать в музыкальных произведениях черты такого красивого жанра как баркарола. Узнали об интересных городах, как в Италии, так и в России. И поняли, что красота способна сподвигать человека на творчество.

Литература

1. Музыкальный энциклопедический словарь. Москва, «Советская энциклопедия». 1991г.

2. Словарь школьника «ИЗО искусства и музыки». Москва, «Современник».1997г.

3. Цикл «Биографии композиторов» («Комсомольская правда», 1998):

Глинка, Т.2

Римский – Корсаков, Т.6

Чайковский, Т.1

Лядов том 12

Рахманинов том 1

4. «Там где музыка живет». А.Кленов Москва. «Педагогика-Пресс» 1994

5. www. ru.wikipedia.org

6. www.historystudies.org

7. www.bibliopskov.ru

8. www.erudit-menu.ru

9. www.edka.ru

10. www.glavrecept.ru

11. www.recipes.in.ua.

Приложение I

Словарь новых терминов

Гипотеза (от ὑπόθεσις - «основание», «предположение») - недоказанное утверждение, предположение или догадка.

Гипотезу впоследствии или , превращая её в установленный , или же , переводя в разряд утверждений.

Недоказанная и неопровергнутая гипотеза называется открытой проблемой .

Баркарола (от ит.barka – лодка) – песнь лодочника, гребца; музыкальный жанр в Венеции. Впоследствии так стали называть инструментальные пьесы и вокальные произведения певучего характера, в мелодии которых часто угадывается мерное покачивание лодки и плеск набегающих друг на друга волн.

Гондо́ла , итал. Góndola (Венецианская гондола) - традиционная венецианская гребная лодка. Является одним из символов Венеции.

Исторически являлась главным средством передвижения по каналам города, в настоящее время служат для развлечения многочисленных туристов. По оценке историков в XVIII веке в Венеции насчитывалось несколько тысяч гондол.

Лицензии на данную работу могут передаваться по наследству от отца к сыну, вследствие чего попасть в число гондольеров человеку со стороны непросто.

Гондольер - мужская профессия, которая требует большого мастерства. Обычно передается по наследству от отца к сыну. Этой профессии не занимать романтизма, недаром у гондольеров есть даже особый вид песен, называемых баркарола (от итал. barca - «лодка»). В 2009 году в Венеции появилась первая женщина - лицензированный гондольер.

Веденец - В старину на Руси так называли Венецию.

    Сможете ли узнать в музыке черты баркаролы?

    Знаете ли вы кто из русских композиторов писал баркаролы?


Приложение III

Михаил Иванович Глинка Петр Ильич Чайковский

Николай Андреевич Анатолий Константинович Лядов

Римский - Корсаков

Рахманинов Сергей Васильевич Чайковский П.И.

Времена года. Ноты

Песня Веденецкого гостя из оперы «Садко»

Венеция

Санкт-Петербург