Изобретение кулигина гроза. Образ кулигина в пьесе гроза островского сочинение

А.Н.Островский в пьесе «Гроза», написанной в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени. Он раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, показав главные черты самодурства.

В своей пьесе Островский вынес действие за пределы семейного быта в широкую сферу публичности: на городскую улицу, на площадь, в общественный сад и окружил главных героев представителями разных слоев населения. Одним таким «представителем» является Кулигин - мещанин, механик-самоучка, который в социальном плане противостоит и Дикому, и Кабанихе, потому что не приемлет жестокие нравы Калинова и, по словам Добролюбова, Кулигин, как и Катерина, олицетворяет в «темном царстве» другую жизнь, с другими началами». Правда, Кулигин, в отличие от Катерины, смягчает отношения между «темным царством» и его жертвами. Он больше проповедует терпение и покорность. Так, например, когда Кудряш дает отпор Дикому, Кулигин возражает: «Лучше уж стерпеть», а на угрозы Дикого говорит: «Нечего делать, надо покориться!» А Дикой называет Кулигина «червяком». «татарином», «разбойником», он хочет отправить этого скромного изобретателя «к городничему» и хочет опровергнуть знания диким суеверием. Кулигин не боец, он защищает свое человеческое достоинство робко, наивно ссылаясь на авторитет Ломоносова и Державина. Так же наивно верит он в перпетум-мобиле, который поможет забитым людям облегчить свою участь. Кулигин радеет «для общей пользы», он переживает за беспочвенные страхи горожан, сам он лишен всяких суеверий. Его задевает темнота и невежество калиновцев, нравы этого города. Имеено Кулигин произносит: «Жестокие нравы, сударь, в нашем гороже, жестокие!. В мещанстве сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите».

Кулигин - человек добрый и деликатный, он мечтает изменить жизнь калиновских бедняков, получив награду за открытие вечного двигателя, но все его технические идеи являются анахронизмом для XIX века. Солнечные часы, о которых он мечтает пришли из древности, перпетум-мобиле - средневековая идея, громоотвод - техническое открытие 18 века. Он часто выглядит смешным, чудаковатым. Для калиновцев Кулигин является чем-то вроде местного юродивого.

Кулигин очень чувствует природу, в этом смысле он тонкий человек. Его душа радуется необыкновенно красивым пейзажам, он готов слагать природе гимны. Он, например, чтобы передать толпе свое ощущение красоты и гармонии, говорит о природе словами Ломоновсова6 «Ну чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!.. Северное сияние загорится - любоваться бы надо да дивится премудрости: «С полночных стран встает заря»! а вы ужасаетесь да придумываете, к войне это или к морю…»

Несмотря на слабый протест Кулигина против «Темного царства», смысл его реплик и монологов - идеологический комментарий происходящего, он все же является нравственным судьей Дикого, Кабанихи и всего того, что они собой олицетворяют. Недаром в последнем акте пьесы именно Кулигин выносит на берег Волги тело Катерины и произносит полные укоризны слова:

Вот вам ваша Катерина. Душа ее теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!

Кулигин является нравственным судьей «темного царства», возможно потому некоторые критики назвали «лучом света» именно его.

Кулигин - характеристика персонажа

Кулигин — персонаж, частично выполняющий функции выразителя авторской точки зрения и потому иногда относимый к типу героя-резонера, что, однако, представляется неверным, так как в целом этот герой, безусловно, отдален от автора, изображен достаточно отстранение, как человек необычный, даже несколько диковинный. В перечне действующих лиц о нем сказано: «мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле». Фамилия героя прозрачно намекает на реальное лицо — И. П. Кулибина (1755— 1818), биография которого была опубликована в журнале историка М. П. Погодина «Москвитянин», где сотрудничал Островский.

Как и Катерина, К. — натура поэтическая и мечтательная (так, именно он восхищается красотой заволжского пейзажа, сетует, что калинов-цы к нему равнодушны). Появляется он, распевая «Среди долины ровныя...», народную песню литературного происхождения (на слова А. Ф. Мерзлякова). Это сразу же подчеркивает отличие К. от других персонажей, связанных с фольклорной культурой, он же человек книжный, хотя и довольно архаической книжности: Борису он говорит, что пишет стихи «по-старинному... Поначитался-таки Ломоносова, Державина... Мудрец был Ломоносов, испытатель природы...». Даже и характеристика Ломоносова свидетельствует о начитанности К. именно в старых книгах: не «ученый», а «мудрец», «испытатель природы». «Ты у нас антик, химик», — говорит ему Кудряш. «Механик-самоучка», — поправляет К. Технические идеи К. также явный анахронизм. Солнечные часы, которые он мечтает установить на калиновском бульваре, пришли еще из античности. Громоотвод — техническое открытие XVIII»Шв. Если пишет К. в духе классиков XVIII»Шв., то его устные рассказы выдержаны в еще более ранних стилистических традициях и напоминают старинные нравоучительные повести и апокрифы («и начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям. Судятся-судятся здесь, да в губернию поедут, а там уж их и ждут, да от радости руками плещут» — картина судейской волокиты, живо описанная К., напоминает рассказы о мучениях грешников и радости бесов). Все эти черты героя, безусловно, приданы автором для того, чтобы показать его глубинную связь с миром Кали-нова: он конечно же отличается от калиновцев, можно сказать, что он «новый» человек, но только новизна его сложилась здесь, внутри этого мира, порождающего не только своих страстных и поэтических мечтательниц, как Катерина, но и своих «рационалистов»-мечтателей, своих особенных, доморощенных ученых и гуманистов.

Главное дело жизни К. — мечта об изобретении «перпету-мобиле» и получение за него миллиона от англичан. Миллион этот он намеревается потратить на калиновское общество — «работу надо дать мещанству-то». Слушая этот рассказ, Борис, получивший современное образование в Коммерческой академии, замечает: «Жаль его разочаровывать-то! Какой хороший человек! Мечтает себе — и счастлив». Однако он едва ли прав. К. действительно человек хороший: добрый, бескорыстный, деликатный и кроткий. Но едва ли он счастлив: его мечта постоянно вынуждает его вымаливать деньги на свои изобретения, задуманные на пользу общества, а обществу и в голову не приходит, что от них может быть какая-нибудь польза, для них К. — безобидный чудак, что-то вроде городского юродивого. А главный из возможных «меценатов» — Дикой и вовсе набрасывается на изобретателя с бранью, лишний раз подтверждая и общее мнение, и собственное признание Кабанихе в том, что не способен расстаться с деньгами. Кулигин-ская страсть к творчеству остается неутоленной; он жалеет своих земляков, видя в их пороках результат невежества и бедности, но ни в чем не может им помочь. Так, совет, который он дает (простить Катерину, но так, чтоб никогда не поминать о ее грехе), заведомо невыполним в доме Кабановых, и едва ли К. не понимает это. Совет хорош, человечен, поскольку исходит из гуманных соображений, но никак не принимает во внимание реальных участников драмы, их характеры и убеждения.

При всем своем трудолюбии, творческом начале своей личности К. — натура созерцательная, лишенная всякого напора. Вероятно, только поэтому калиновцы с ним и мирятся, несмотря на то что он во всем от них отличается. Думается, что по той же причине оказалось возможно доверить ему авторскую оценку поступка Катерины. «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед Судией, который милосерднее вас!»

В литературе классического периода каждый персонаж того или иного произведения выполняет особую функцию, образ введён не просто так. Это касается как главных, так и второстепенных персонажей. В драматических произведениях действуют такие же принципы. Например, через образ Молчалина в грибоедовской комедии «Горе от ума» показана фальшь и глупость дворянского общества XIX века. А вот у Островского образ Кулигина в пьесе «Гроза» выполняет несколько другие функции. При анализе персонажей «Грозы» этому герою стоит уделить особое внимание. Драматург Кулигину из «Грозы» характеристику дал более чем запоминающуюся.

Кулигин вовсе не такой простой персонаж, каким может показаться на первый взгляд. Характеристика Кулигина в «Грозе» немного напоминает характеристику Мастера из романа Булгакова. Это мечтательные натуры, для которых конечный результат не будет являться счастьем. Счастье для них - путь к этому результату.

Кулигин отличается от Дикого и Кабанихи, от Бориса и Тихона, даже от Катерины. Роль Кулигина в пьесе «Гроза» несколько иная. Из авторского определения в списке действующих лиц читатель узнаёт, что Кулигин - механик-самоучка. То есть всему выучился сам. Образ и характеристика Кулигина в «Грозе» дополняется фразами из реплик других действующих лиц. Кулигину 50 лет. Кроме его увлечения механикой можно с уверенностью говорить и о высоком уровне общей эрудиции. Он цитирует Державина и Ломоносова, а значит, читал их труды, кроме того, можно говорить и о житейской мудрости: именно Кулигин советует Тихону жить своим умом, избавившись от влияния матери. В Кулигине множество положительных качеств. Он добросовестный, о чём свидетельствует его желание зарабатывать честным трудом; его бескорыстие и искренность проявляются в разговорах с Тихоном и Борисом. К слову, его манера общения отличается от привычек других жителей Калинова. Кулигин даёт советы, а не приказывает. В нём совсем нет той беспричинной животной жестокости и злости, которые есть у Дикого с Кабанихой. И лицемерия, как у Бориса, в Кулигине тоже нет. От Тихона механика отличает желание что-то делать, а от Катерины - отсутствие активного протеста.

Мы встречаем Кулигина на берегу Волги, он очарован неповторимостью природы. Кулигин любуется как всё дышит жизнью и красотой: «чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу». В этой фразе проскальзывает лиризм, которым полна душа Кулигина. Но что же дальше?

В следующих действиях Кулигин рассказывает о «жестоких нравах» города Калинова. Будто экскурсовод он говорит: «посмотрите налево, там, за закрытыми дверями, множество примеров семейной тирании. А вот здесь, чуть дальше, можете увидеть, как алчный купец обманывает простых людей и грубит городничему». Ведь по сути, если абстрагироваться от высокопарных слов и выражений, Кулигин проводит для Бориса что-то вроде экскурсии о быте и нравах города. При этом сам Кулигин ведёт себя несколько отстранённо. Мужчина знает о том, как живут люди, ему не нравится такой образ существования, но при этом сам он ничего менять не собирается. Кулигин неспособен на активный протест, на который способна Катерина. Приспособиться и врать, как Варвара, Кулигин тоже не может. Складывается впечатление, что Кулигина совершенно не волнуют хамство и угрозы Дикого. Эпизод с началом грозы явное тому подтверждение. Кулигину непонятен страх перед обыкновенным природным явлением, поэтому он предлагает установить громоотвод:

«Савел Прокофьич, ведь от этого, ваше степенство, для всех вообще обывателей польза.
Дикой. Поди ты прочь! Какая польза! Кому нужна эта польза?
Кулигин. Да хоть бы для вас, ваше степенство, Савел Прокофьич».

Кулигин продолжает настаивать на своём даже после слов купца о том, что Кулигина можно «раздавить как червяка».

Какие же стороны характера раскрывает этот диалог? Во-первых, Кулигин ратует за общее благо. Громоотвод будет полезен жителям города, но с другой точки зрения позволит реализовать механику какие-то свои идеи. Во-вторых, чтобы убедить купца в пользе такого сооружения, Кулигин лебезит и ведёт себя так же, как и те, кто пришёл просить у Дикого денег.

Ещё одна черта важна для характеристики Кулигина из пьесы «Гроза»: его мечтательность. После разговора с Кулигиным Борис понимает, что всем мечтам механика о перпету-мобиле и других изобретениях суждено остаться лишь мечтами. Кулигину нужно постоянно находиться в поиске, фантазировать о химерах и той пользе, которую механизмы смогут принести обществу. Этого персонажа сложно представить великим или признанным изобретателем хотя бы потому, что Кулигину уже 50 лет. То есть всё это время, всю свою жизнь, он самостоятельно изучал механику, но до сих пор ничего особого не добился. Образ Кулигина в «Грозе» не может существовать вне связи с изобретениями и мечтами о них. То есть без всех этих мыслей Кулигин просто потеряет внутреннее своеобразие.
Получилось так, что его работы не нужны людям, калиновцы не видят в изобретениях никакой практической пользы. На ситуацию с громоотводом и электричеством можно взглянуть иначе. Кулигин хочет принести свет в «тёмное царство», но его жители сознательно отказываются от просвещения и прогресса.

Существует мнение, что в образе Кулигина из пьесы «Гроза» Островский хотел показать печальное положение образованных людей XIX века, вынужденных жить и выживать в атмосфере устаревших патриархальных порядков.

Тест по произведению

Среди героев пьесы А.Островского «Гроза» Кулигин является одной из ключевых фигур, хотя и не главной.

Механик-самоучка, он реально смотрит на происходящие в городке процессы. Кулигин понимает, что нужны изменения в жизни, что устои городка устарели и их нужно менять, что старый мир рушится на глазах. Но, в отличие от Катерины, его протест проявляется только на словах. Возмущаясь жестокостью богатых людей, враждою, ненавистью, царящими вокруг, он все же советует примириться и как-то существовать.

Нерешительность способствует его боязливости и на предложение Бориса открыто разоблачить происходящую в Калинове несправедливость, он отвечает: "Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается".

Вместе с тем, он неисправимый романтик и мечтатель. Его поэтическая натура проявляется в любви к природе, красота которой навевает на него поэтические строки. О тонкости его души говорит тот факт, что он читает стихи, поет песни, восхищается окружающей красотой. Его слова "Восторг! Чудеса, красота! Душа радуется!" могут принадлежать только духовно красивому человеку. О внешности его мы не знаем, но внутренняя красота и понимание того, что происходит вокруг, делает этот образ положительным.

В начале произведения Кулигин сидит на берегу и любуется красавицей Волгой. Он любит свой городок, его жителей и хочет многое сделать для их процветания. Переживает, что в городе нет громоотводов, и частые грозы могут ему навредить, мечтает в парке сделать солнечные часы, а также изобрести вечный двигатель и вырученные за изобретение деньги направить на то, чтобы улучшить жизнь города. Но благородные порывы Кулигина не могут осуществиться по той простой причине, что он беден, у него нет на все это денег, и никто в этом не хочет ему помочь. Над его идеями просто насмехаются, считая его странным человеком.

Кулигин не в силах изменить жизнь города к лучшему, ибо не имеет единомышленников и боится открыто бороться со старым миром. Но положительность этого образа в том, что он не относится к темной части жителей городка, понимая, что грядет новое время.

Сочинение про Кулигина

Пьеса «Гроза» написанная Александром Николаевичем Островским повествует о жителях небольшого городка Калиново, в котором вседозволенность дворян переходит границы. Никто не следит за этими помещиками, и они вольны делать все что захотят. Многие крестьяне это просто терпят, но другие в открытую возмущаются их поведением, а есть и те которые говорят это и самим дворянином в лицо.

Первый персонаж в пьесе это – Кулигин, механик-самоучка, которому больше 50 лет, инициативный, но одновременно мечтательный. Он сидит и восхищается русской бескрайней природой, о чем и говорит Кудряшу и Шапкину. Они не понимают его радости, так как погружены в обычные бытовые проблемы и местные сплетни. Товарищи восхищаются им, так как он не говорит по пустякам и может дать отпор, без силы, а просто словами. Кулигин любит творить и создавать новое, он хочет улучшить жизнь города и подарить что-то великое, но чаще всего такие мечты приводят к проигрышу и разочарованию.

Если же критик Добролюбов писал в своей критической статье что Катерина, луч света в этом темном царстве, то Кулигин можно сказать делает это «Темное царство» не таким мрачным. Но одновременно, несмотря на его яркий луч, механику, как и всем приходиться, терпеть всех городских помещиков и их жестокие выходки. Если вспомнить Кудряша, который только на словах противился Дикому и не желал подчиняться ему, то Кулигин не хочет брать его пример, он просто молчит, терпя все нападки. Он редко когда спорит с другими людьми, выше его по классу, даже не пытается высказать свое личное мнение. Он понимает, что если полезет в драку, все станет только хуже, а если будет просто оскорблять спорщика, его могут и взять и покалечить. Но чаще всего, когда Кулигин старается решить спор миром, просто на словах между взрослыми и детьми, его попытки остаются провальным.

Важно заметить, что именно он предает, главные мысли автора и свое мнение по поводу определенный вещей. Именно он говорит: "Жестокие, сударь, нравы в нашем городе, жестокие!...". Он полностью осуждает лож и лицемерие, эгоистичность. Он не понимает, почему дворяне так к ним всем жестоки и не хотят помочь ближним даже помочь по мелочам. Они все делают для себя и своих близких, но для своих подчинённых они и монету не отдадут. Кулигин, не является главным героем произведения, героем - резонером драмы, но можно считать его одним из главных персонажей во всей пьесе и драме. Так же как и Катерина - главная героиня драмы, он борется за честь и правосудие, за право обычных крестьян. Он оба сражаются за любовь и правосудие и готовы потерять многое ради этого, а сам Кулигин предает все мысли автора.

3 вариант

В пьесе «Гроза» А. Островского есть один интересный герой Кулигин. Он не является главным персонажем. Но, несмотря на это его образ интересен.

Мужчина работает механиком. Своему ремеслу он научился самостоятельно. Он реалист и понимает, что происходит у них в городе. Кулигин хочет поменять свою жизнь и жизнь городка в целом. Он считает, что необходимо идти дальше, а не стоять на месте. По его мнения прежние устои, по которым жили жители города, давно уже устарели и необходимо придумать, что-то новое. Он протестует против сложившейся системы. Он был возмущен жестокостью людей и ненавистью, которая царит вокруг. Но, все его протесты заканчивались лишь словами.

Он нерешительный мужчина. О его трусости свидетельствует, его отказ Борису. Мужчина предложил Кулигину разоблачить ту несправедливость, которая творится в городе. Но, Кулигин сказал ему, что и так слишком много говорил и за это ему уже не раз доставалось. Все это подтверждает его трусливую натуру.

Мужчина был достаточно романтичным. Он любил мечтать. В душе он был поэтом. Кулигин очень любил природу. Она для него была музой и вдохновением. Он писал стихи о красоте природы. У него тонкая душевная организация. Он восхищается всем, что его окружает. У него добрая и красивая душа. Автор решил не описывать внешность Кулигина. В рассказе большое внимание уделяется раскрытию внутреннего мира героя. В целом образ можно считать положительным.

Он любит мечтать глядя на текущую Волгу. Он хочет, что б его город развивался и становился лучше. Кулигин переживает из-за того, что в городке отсутствует громоотвод. Он боится, что постоянные грозы могут сильно навредить городу. Он мечтает сделать какое-то открытие, а полученные в награду деньги потратить на нужды городка. Но это только его желания, которым не суждено сбыться. Он беден. Когда он рассказывает про свои идеи другим людям, то они просто с него смеются. У мужчины голова забита только чистыми и добрыми мыслями.

Кулигин в одиночестве не может поменять устоявшуюся жизнь в городе к лучшему. У него не хватает сил и денег это сделать. По сути, он бедный человек, но у него очень богатый внутренний мир. У него нет людей, которые были бы с ним заодно. Кулигин хочет найти единомышленников и бороться с ними против устоявшейся системы. Это положительный персонаж. Он не делает плохих поступков и не причиняет никому зла. Кулигин мечтает о светлом бедующем и ценит красоту природы.

В пьесе «Гроза» А. Н. Островского описывается жизнь небольшого провинциального городка Калинова. Главный акцент этого произведения поставлен на определении «темного царства», которое олицетворяет богатых помещиков, не имеющих над собой начальников. Вот оттого-то и процветают в этих местах самодурство и невежество.

Прежде чем приступить к теме «Характеристика Кулигина в пьесе «Гроза», стоит отметить еще и то, что почти каждый житель этого городка, зная всякую несправедливость, никогда не решится открыто высказать свое мнение.

«Гроза». Характеристика Кулигина

Кулигин - это самый первый герой, который появляется в пьесе. Он из сословия простых мещан, часовщик-самоучка и изобретатель, отыскивающий перпетуум-мобиле. О внешности его особых определений нет, по возрасту ему уже несколько за пятьдесят. Он пришел на набережную Волги, чтобы полюбоваться ее красотой. От восторга он даже напевает слова песни. И тут же к нему присоединяются молодые люди - Кудряш (конторщик Дикого) и мещанин Шапкин. Кулигин, выражая свою радость и восторг от живописных пейзажей, понимает, что они не разделяют его чувств, так как полностью погружены в свои житейские проблемы. Почти сразу у них заходит разговор о «темном царстве», но Кулигин особо не поддерживает этой, на его взгляд, бессмысленной болтовни.

Продолжая развивать тему «Гроза». Характеристика Кулигина», необходимо сразу заметить, что он вообще всегда говорил только по надобности.

Реплика Кулигина о несносном характере богатого купца Дикого: «С него, что ль, пример брать! Лучше уж стерпеть», - говорит о том, что он умный, неординарный и думающий человек. А в это же время Кудряш хвалится, что в обиду себя не дает и говорит: «Он - слово, а я - десять», - но потом, увидев, что к ним идет Дикой, убоявшись, вместе с Шапкиным отходит в сторону. Кулигин же, напротив, остался на своем месте и только снял шапку.

Кулигин («Гроза»): характеристика (кратко)

В следующий раз мы встречаемся с Кулигиным, когда он беседует с Борисом Григорьевичем - порядочным образованным молодым человеком и племянником Дикого. Кулигин невольно интересуется, как это Борис живет в подчинении у своего дяди - жуткого деспота и грубияна, которому и возразить невозможно на его бессмысленные упреки. Борис отвечает, что ему действительно трудно ужиться здесь, точно что лишний. Выслушав историю Бориса Григорьевича, Кулигин понимает, что сделать с этим ничего нельзя, так как хорошо знает общественные устои в Калиновке и видит, какие жестокие нравы в этом городе.

Мечтатель

Итак, нас интересует характеристика Кулигина. В пьесе «Гроза» говорится о том, что этот местный изобретатель обладает многими положительными качествами. Он умеет анализировать, писать стихи, в нем есть мечтательность. Когда Борис предлагает ему написать в стихотворной форме жизнь в Калиновке, тот отказывается. Здесь проявляется его нерешительность. Если главная героиня в протест кинулась в Волгу, то Кулигин на решительные и громкие протесты просто не способен.

Рассуждая о теме «Островский, «Гроза». Характеристика Кулигина», мы понимаем, что как никто другой может находить с людьми общий язык. Кулигин больше похож на того благородного мечтателя, который постоянно думает о том, как сделать общество лучше и цивилизованнее.

Изобретатель

Он мечтает изобрести перпетуум-мобиле, за который сможет получить миллион и организовать рабочие места для людей. Он так и говорит: «А то руки есть, а работать нечего». Себя он называет «механиком-самоучкой» и просит Дикого дать ему десять рублей на солнечные часы, которые хочет сделать в парке. А потом говорит ему о спасительном громоотводе, который тоже можно установить в городе. Но жадный и туповатый помещик не желает расставаться со своими средствами, которые любит больше жизни. Все уговоры оказались бесполезными. Однако удивляешься почтительности, терпеливости и упорству Кулигина вести разговоры с Диким, до которого, правда, достучаться ему так и не удалось.

Ценитель красоты

В теме «Гроза». Характеристика Кулигина» надо отметить, что главный герой - тонкий ценитель природной красоты. Он говорит, что «из-за Волги с лугов пахнет цветами и небо, какое чистое…», он жалеет о том, что этого городские люди почти не замечают, пожалуй, только бедная Катерина так же чувствует ее.

Дальше Кулигин говорит, что бедные люди день и ночь работают и спят по три часа, а богатые за запертыми воротами сидят дома и только ругаются между собой. Он также пытается объяснить людям, что не стоит бояться грозы, кометы или - ими нужно восторгаться и оценивать как удивительное природное явление.

Заключение

В заключение темы «Гроза». Характеристика Кулигина» нужно отметить, что к изобретателю тянется местный народ, и каждый может открыть ему душу, даже Тихон Кабанов. Кулигин защищает Катерину - это видно из его слов после ее самоубийства. Он сказал Кабанихе и ее сыну, что теперь они могут делать с ней все что угодно, однако душа ее уже перед Судьей, который будет помилосерднее их. В конце Кулигин буквально убегает от этих людей, так как ему действительно невыносимо больно и неприятно находиться с ними рядом.