История создания скрипки смотреть. История возникновения скрипки. Стоит ли учиться играть на скрипке

Корпус

Корпус скрипки имеет специфическую округлую форму. В отличие от классической формы корпуса форма из трапециевидного параллелограмма является математически оптимальной с округлыми выемками по бокам, образующими «талию». Округлость внешних контуров и линий «талии» обеспечивает удобство игры, в частности в высоких позициях. Нижняя и верхняя плоскости корпуса - деки - соединены друг с другом полосками дерева - обечайками. Они имеют выпуклую форму, образуя «своды». Геометрия сводов, а также их толщина, её распределение в той или иной степени определяют силу и тембр звука. Внутри корпуса ставится душка, сообщающая вибрации от подставки - через верхнюю деку - нижней деке. Без нее тембр скрипки теряет живость и полноту.

На силу и тембр звука скрипки оказывает большое влияние материал, из которого она изготовлена, и, в меньшей степени, состав лака. Известен эксперимент с полным химическим удалением лака со скрипки Страдивари, после которого звук ее не изменился. Лак предохраняет скрипку от изменения качества дерева под влиянием окружающей среды и окрашивает скрипку прозрачным цветом от светло-золотистого до тёмно-красного или коричневого.

Нижняя дека (музыкальный термин) делается из цельной древесины клёна (других твердых пород дерева), или из двух симметричных половинок.

Верхняя дека делается из резонансной ели. Имеет два резонаторных отверстия - эфы (по форме они напоминают латинскую букву f). На середину верхней деки опирается подставка, на которую опираются струны, закреплённые на струнодержателе (подгрифке). Под ножкой подставки со стороны струны Соль к верхней деке прикреплена единственная пружина - продольно расположенная деревянная планка, во многом обеспечивающая прочность верхней деки и ее резонансные свойства.

Обечайки объединяют нижнюю и верхнюю деки, образуя боковую поверхность корпуса скрипки. Их высота определяет объём и тембр скрипки, принципиально влияя на качество звука: чем выше обечайки, тем звук глуше и мягче, чем ниже - тем пронзительнее и прозрачнее верхние ноты. Обечайки изготавливаются, как и деки, из древесины клёна.

Душка - круглая распорка из еловой древесины, механически объединяющая деки и передающая усилие натяжения струн и высокочастотные колебания на нижнюю деку. Идеальное её расположение находится экспериментально, как правило, конец душки расположен под ножкой подставки со стороны струны Ми, или рядом с ней. Душка переставляется только мастером, так как ее малейшее передвижение значительно влияет на звучание инструмента.

Подгрифок , или струнодержатель , служит для крепления струн. Ранее изготавливался из твёрдых пород чёрного или красного дерева (обычно из эбенового дерева или палисандра соответственно). В настоящее время часто делается из пластмасс или легких сплавов. С одной стороны у подгрифка имеется петля, с другой - четыре отверстия шлицами для крепления струн. Конец струны с пуговкой (ми и ля) продевается в круглое отверстие, после чего натяжением струны в сторону грифа она вжимается в шлиц. Струны Ре и Соль чаще закрепляются в подгрифке петлей, проходящей в отверстие. В настоящее время в отверстия подгрифка часто устанавливаются рычажно-винтовые машинки, значительно облегчающие настройку. Серийно выпускаются подгрифки из легких сплавов с конструктивно интегрированными машинками.

Петля из толстой струны или стальной проволоки. При замене жильной петли большего диаметра чем 2,2 мм на синтетическую (диаметр 2,2 мм) необходимо вклинить клин и заново просверлить отверстие диаметром 2,2, иначе точечное давление синтетической струны может повредить деревянный подгрифок.

Пуговка - шляпка деревянного колка, вставляемого в отверстие в корпусе, находящееся с противоположной грифу стороны, служит для крепления подгрифка. Клин вставляется в коническое отверстие, соответствующее ему по размерам и форме, полностью и плотно, иначе возможно растрескивание клока и обечайки. Нагрузка на пуговку очень высока, порядка 24 кг.

Подставка влияет на тембр инструмента. Экспериментально установлено, что даже небольшой сдвиг подставки приводит к значительному изменению строя инструмента за счет изменения мензуры и к некоторому изменению тембра - при сдвиге к подгрифку - звук глуше, от него - ярче. Подставка приподнимает струны над верхней декой на разную высоту для возможности игры на каждой из них смычком, распределяет их на большем расстоянии одну от другой на дуге большего радиуса, чем верхний порожек.

Гриф

Гриф (деталь музыкального инструмента) скрипки - длинная дощечка из цельного твёрдого дерева (чёрного эбенового дерева или палисандра), изогнутая в сечении так, чтобы при игре на одной струне смычок не цеплял бы соседние струны. Нижняя часть грифа приклеена к шейке, которая переходит в головку, состоящую из колковой коробки и завитка.

Порожек - пластинка из чёрного дерева, расположенная между грифом и головкой, с прорезями для струн. Прорези в порожке распределяют струны на равном расстоянии друг от друга и обеспечивают зазор между струнами и грифом.

Шейка - полукруглая деталь, которую охватывает рукой исполнитель во время игры, конструктивно объединяет корпус скрипки, гриф и головку. Гриф с порожком крепится к шейке сверху.

Колковая коробка - часть шейки, в которой фронтально сделана прорезь, с двух сторон вставлены две пары колков , с помощью которых производится настройка струн. Колки представляют собой конусные стержни. Стержень вставляется в конусное отверстие в колковой коробке и подгоняется к нему - невыполнение этого условия может привести к разрушению конструкции. Для более тугого или плавного вращения колки при вращении соответственно немного вдавливаются или вытягиваются из коробки, а для плавного вращения должны быть смазаны притирочной пастой (или мелом и мылом). Колки не должны сильно выступать из колковой коробки. Колки обычно делаются из черного дерева и часто украшаются перламутровой или металлической (серебряной, золотой) инкрустацией.

Завиток всегда служил чем-то вроде фирменного клейма - свидетельства о вкусе и мастерстве создателя. Изначально завиток скорее напоминал женскую ступню в туфельке, со временем схожесть становилась всё меньше - узнаваема только «пятка», «носок» изменился до неузнаваемости. Некоторые мастера заменяли завиток скульптурой, как у виол - резной головой льва, например, как это делал Джованни Паоло Маджини (1580-1632). Мастера XIX века, удлиняя гриф старинных скрипок, стремились сохранить головку и завиток как привилегированное «свидетельство о рождении».

Струны

Струны проходят от подгрифка через подставку, над поверхностью грифа и через верхний порожек к колкам, на которые наматываются в головке.

В скрипке четыре струны:

  • первая («квинта») - верхняя, настроена на ми второй октавы. Металлическая сплошная струна «ми» имеет звонкий, блестящий тембр.
  • вторая - настроена на ля первой октавы. Жильная (кишечная или из специального сплава) сплошная «ля» имеет мягкий, матовый тембр.
  • третья - настроена на ре первой октавы. Жильная (кишечная или из искусственного волокна) «ре», обвитая алюминиевой канителью имеет мягкий, матовый тембр.
  • четвёртая («басок») - нижняя, настроена на соль малой октавы. Жильная (кишечная или из искусственного волокна) «соль», обвитая серебряной канителью, суровый и густой тембр.

Аксессуары и принадлежности

Смычок - аксессуар для непрерывного звукоизвлечения. Основу смычка составляет деревянная трость, переходящая с одной стороны в головку, с другой прикрепляется колодка. Между головкой и колодкой натягивается волос из конского хвоста. Волос имеет кератиновые чешуйки, между которыми при натирании импрегнируется канифоль, она позволяет волосу цеплять струну и извлекать звук.

Подбородник. Предназначен для удобства прижатия скрипки подбородком. Боковое, серединное и промежуточное положение выбирается из эргономических предпочтений скрипача.

Мостик. Предназначен для удобства укладки скрипки на ключице. Крепится со стороны нижней деки. Представляет собой пластину, прямую или выгнутую, твёрдую или покрытую мягким материалом, деревянную, металлическую или пластиковую, с креплениями с двух сторон. В металлическую конструкцию часто прячут необходимую электронику, например, микрофон с усилителем. Основные марки современный мостиков - WOLF, KUN и др.

Звукоснимательные устройства. Требуются для преобразования механических колебаний скрипки в электрические (для записи, для усиления или преобразования звука скрипки с помощью специальных устройств).

  • Если звук скрипки формируется за счет акустических свойств элементов ее корпуса, скрипка является акустической .
  • Если звук формируется электронными и электромеханическими компонентами, это электроскрипка.
  • Если звук формируют оба компонента в соотносимой степени, это - полуакустическая скрипка.

Футляр (или кофр для скрипки и смычка и дополнительных аксессуаров.

Сурдина представляет собой небольшой деревянный или резиновый «гребешок» с двумя-тремя зубцами с продольной прорезью. Надевается сверху на подставку и уменьшает ее вибрацию, благодаря чему звук становится приглушенным, "носким". Чаще сурдина применяется в оркестровой и ансамблевой музыке.

«Глушилка» - тяжелая резиновая или металлическая сурдина, применяемая для домашних занятий, а также для занятий в местах, не терпящих шума. При использовании глушилки инструмент практически перестает звучать и издает еле различимые звуковысотные тона, достаточные для восприятия и контроля исполнителем.

Машинка - металлическое устройство, состоящее из винта, вставляемого в отверстие подгрифка, и рычага с крючком, служащим для крепления струны, располагающегося с другой стороны. Машинка позволяет произвести более тонкую подстройку, что наиболее критично для монометаллических струн, имеющих малое растяжение. Для каждого размера скрипки предназначен определённый размер машинки, существуют также универсальные. Обычно бывают с чёрным, позолоченным, никелированным покрытием или хромированные, а также с комбинацией покрытий. Имеются модели специально для жильных струн, для струны «ми». Инструмент может не иметь машинок вообще: в таком случае струны вставляются в отверстия подгрифка. Возможна установка машинок не на все струны. Обычно в таком случае машинка ставится на первую струну.

– струнный музыкальный смычковый инструмент. Имеет четыре струны, которые настраиваются по квинтам (g, d 1, a 1, e 2). Появился около середины XVI века, прообразом послужила виола. Музыканта, играющего на скрипке называют скрипачом.
состоит из двух основных частей: корпуса и грифа, между которыми натянуты струны.
Корпус
Корпус скрипки имеет овальную форму с округлыми выемками по бокам, создающие «талию» – так называемые еси. Округлость внешних контуров и линий эс обеспечивает удобство игры, в частности в высоких регистрах. Нижняя и верхняя плоскости корпуса – деки – соединены друг с другом полосками дерева – обечайками. Они имеют выпуклую форму, образуя «своды». Геометрия сводов, а также их толщина, ее распределение в той или иной степени определяют силу и тембр звука. Внутрь корпуса вставляется душка, передающий вибрации до нижней деки. Без этой маленькой детали тембр скрипки теряет живость и полноту.
На силу и тембр звука скрипки значительно влияет материал, из которого она изготовлена, и состав лака. При пропитке скрипки лаком он меняет плотность исходного дерева. Степень влияния пропитки на звучание скрипки неизвестна, поскольку зависит в основном от структуры и особенностей самого дерева. После высыхания лак предохраняет скрипку от значительных изменений плотности дерева под воздействием окружающей среды. Лак окрашивает скрипку прозрачным цветом от светло-золотистого до темно-красного или коричневого.
Нижняя дека, или «днище» корпуса, делается из клена, из двух симметричных половинок.
Верхняя дека или «крышка» изготавливается из ели. Имеет два резонаторные отверстия – эфы (по форме они напоминают латинскую букву f). В середине верхней деки расположена подставка, над которой проходят струны, закрепленные на струнодержателе (пидгрифнику).
Обечайки соединяют нижнюю и верхнюю деку, образуя боковую поверхность скрипки. Их высота определяет объем и высоту скрипки, принципиально влияя на тембр звука: чем выше обечайки, тем звук глуше и мягче, чем ниже – тем пронзительнее звучания скрипки. Обечайки изготавливаются, как и днище, из клена.
Душка – круглая еловая распорка, передает вибрации на нижнюю деку. Идеальное ее расположения находится экспериментально, на что мастером иногда тратятся многие часы работы
Пидгрифник, или струнодержатель, служит для крепления струн. Изготавливается из твердой породы черного или красного дерева (обычно эбенового дерева или палисандра соответственно). С одной стороны у пидгрифника есть петля, с другой – четыре отверстия со шлицами для крепления струн. Принцип крепления прост: конец струны с пуговицей протягивается в круглое отверстие, после чего натяжением струны в сторону грифа она втискивается в шлиц.
Петля – петля из толстой кишечной струны или пластика. Пластиковая петля является лучшей, поскольку она имеет регулятор длины петли. При замене жильной петли большего диаметра чем 2,2 мм на синтетическую (диаметр 2,2 мм) необходимо вклинить клин и заново просверлить отверстие диаметром 2,2 мм, иначе точечный давление синтетической струны может повредить деревянный подгрифок.
Пуговка – шляпка деревянного колышка, который вставляется в отверстие в корпусе, который находится с противоположной от грифа стороны, служит для крепления петли пидгрифника. Клин вставляется в коническое отверстие, соответствующее ему по размерам и форме, полностью и плотно, иначе возможно растрескивание Клока и деки. Нагрузка на пуговку очень высокое, около 24 кг.
Подставка влияет на тембр инструмента. Экспериментально установлено, что даже небольшой сдвиг подставки приводит к значительному изменению тембра (при сдвиге в пидгрифку – звук становится более глухим, от него – становится более пронзительным. Подставка приподнимает струны над верхней декой на разном расстоянии для игры на каждой из них смычком, распределяет их на большем расстоянии друг от друга на плоскости, чем верхний порожек. Углубление для струн в подставке натирают графитовой смазкой, в составе которой используется масло для размягчения дерева.
Гриф
Гриф скрипки – длинный брусок из цельного твердого дерева (черного эбенового дерева или палисандра. Со временем поверхность грифа или стирается и становится неровной. Нижняя часть грифа приклеена к шейке, которая переходит в головку, состоящую из Колковый коробки и завитка.
Верхний порожек – пластинка из черного дерева, расположенная между грифом и головкой, с прорезями для струн. Углубление в порожке натирают графитовой смазкой или графитом (графитовым карандашом) для уменьшения трения о струны и срока их службы. Отверстия в порожке распределяют струны на равном расстоянии друг от друга.
Шейка – полукруглая деталь, которую охватывает рукой исполнитель во время игры. К шейке сверху крепится гриф и верхний порожек.
Колковый коробка – часть шейки, в которой фронтально сделана прорезь, с двух сторон вставлены две пары кольев, с помощью которых производится настройка струн. Колья представляют из себя конусные клинья. Клин вставляется в конусное отверстие в Колковый коробке. Они обязательно должны подходить друг другу, не вдавливаться без вращения в коробку, быть вставлены полностью в коробку – невыполнение этого условия может привести к разрушению конструкции. Для более тугого или плавного вращения колки при вращении соответственно немного вдавливаются или извлекаются из коробки, а для плавного вращения должны быть смазаны притирочные пастой (или мелом и мылом). Колья не должны сильно выступать с Колковый коробки, и обязательно должны входить в конусное отверстие. Колья обычно делаются из черного дерева и часто украшаются перламутровой или металлической (серебряной, золотой) инкрустацией.
Завиток всегда служил чем-то вроде фирменного клейма – свидетельства о вкусе и мастерстве творца. Некоторые мастера заменяли его скульптурой – резной головой льва, например, как это делал Джованни Паоло Маджини (1580-1632). Мастера XIX века, продлевая гриф старинных скрипок, стремились сохранить головку и завиток как привилегированное «свидетельство о рождении».
Струны
Струны проходят от пидгрифка через основание над поверхностью грифа и через верхний порожек к кольям, на которые наматываются в головке.
Скрипка имеет четыре струны:
Аксессуары и принадлежности
Смычок – Деревянная трость, переходящая в головку с одной стороны, с другой прикрепляется колодка. Между головкой и колодкой натягивается волос конского хвоста (искусственного или естественного).
Подбородник. Предназначен для удобства игры музыканта. Боковое, срединное и их промежуточные расположения выбирается из эргономических преимуществ скрипача.
Мостик. Предназначен также для удобства игры музыканта. Крепится к задней стороне скрипки и предназначен для установки на плечо музыканта. Представляет собой подставку (прямую или согнутую, твердую или обшитую мягкой тканью, деревянную, металлическую или карбоновую), и крепления с каждой стороны. В металлическую конструкцию часто прячут необходимую электронику, например, усилитель микрофона.
Звукоснимателя устройства. Нужны для того, чтобы превращать звуковые колебания скрипки в электрические импульсы для записи или для усиления звука скрипки с помощью специальных устройств. В зависимости от роли звукоснимателя устройств, различают:
Футляр для скрипки и смычка, а также различных аксессуаров.
Сурдин представляет собой небольшой деревянный или резиновый «гребешок» с двумя-тремя «зубцами». Она надевается сверху на подставку и уменьшает ее вибрацию, благодаря чему звук становится приглушенным и очень мягким. Сурдинку обычно применяют при выполнении пьес лирического характера. Чаще сурдины применяется в оркестровой и ансамблевой музыки.
«Глушилка» – тяжелая резиновая или металлическая сурдинку, применяемая для занятий дома или других местах, где громкий звук неуместно. При использовании глушилки, инструмент практически перестает звучать и выдает едва заметные звуковысотные тона, достаточные для восприятия и контроля исполнителем.
Машинка – металлическое устройство, состоящее из винта, который вставляется в отверстия пидгрифка, и крючка, который служит для крепления струны, расположенного с другой стороны. Машинка позволяет тоньше подстраивать струны, что особенно важно для монометалевих струн, имеющих малый растяжение. Для каждого размера скрипки назначен определенный размер машинки, существуют также универсальные. Обычно имеют черное, позолоченное, никелированное или хромированное покрытие, а также их комбинацию. Есть модели специально для жильных струн, для струны «ми». Учиться и играть на инструменте можно и без машинок: в таком случае струна вставляется непосредственно в отверстие пидгрифка. Возможна установка машинок не на все струны для облегчения веса пидгрифка. Обычно в таком случае машинка ставится на первую струну.
Игра на 17 "скрипке в 3 позиции Струны прижимаются четырьмя пальцами левой руки на грифе (большой палец исключен). По струнам водят смычком, находящимся в правой руке играющего.
От прижима пальцем струна укорачивается и получает более высокий звук. Струны, не прижатые пальцем, называются открытыми; игра по открытым струнам обозначается нулем, что ставится над нотой. Авторская музыка и стихи на сайте kibber.ru, там же воспоминания и статьи.
Партия скрипки пишется в скрипичном ключе. Диапазон скрипки – от G в малой октаве до C в четвертой октаве и выше. От полуприжима струны получаются флажолеты. Некоторые флажолетные звуки по своей высоте идут дальше обозначенного выше диапазона скрипки.
Прикладывание пальцев левой руки называется аппликатурой. Указательный палец руки называется первым, средний – вторым, четвертый – третьим, мизинец – четвертым. Позицией называется аппликатура четырех соседних пальцев, отстоящих друг от друга на тон или полутон. На каждой струне можно иметь семь и более позиций. Чем выше позиция, тем она тяжелее. На каждой струне, играют преимущественно только до пятой позиции включительно; а на высших двух пользуются более высокими позициями – от шестой до двенадцатой.
Способы ведения смычка имеют большое влияние на характер и силу звука и вообще на фразировку. На скрипке можно брать одновременно на соседних струнах две ноты (двойные струны), а не одновременно, но очень быстро – три (тройные струны) и четыре. Такое сочетание, преимущественно гармоническое, легче при пустых струнах и труднее без них.
Кроме игры смычком, пользуются затрагивания струн одним из пальцев правой руки (pizzicato). Для ослабления звука пользуются сурдиной – металлической, костяной или деревянной пластинкой с выемками в нижней части для струн, которая приставляется к верхней части подставки или кобылки. На скрипке легче играть в тех тональностях, которые допускают наибольшее применение пустых струн. Удобные пассажи – те, которые составленные из гамм или их частей.
Прототипами скрипки были арабский ребаб и немецкая рота, слияние которых и образовало виолу. Формы скрипки установились к XVI веку; в этом веке и в начале следующего, XVII, творили мастера скрипок семейства Амати. Их инструменты отличаются прекрасной формой и превосходным материалом. Вообще Италия славилась производством скрипок, среди которых скрипки Страдивари и Гварнери сейчас ценятся чрезвычайно высоко.
Скрипка является сольным инструментом с XVII в. Первыми произведениями для скрипки считаются: «Romanesca per violino solo является basso» Марини из Брешии (1620) и «Capriccio stravagante» его современника Фарина. Основателем художественной игры на скрипке считается А. Корелли; затем следуют Торелли, Тартини, Пьетро Локателли (1693-1764), ученик Корелли, развивший бравурную технику скрипичной игры.

См. также: Скрипачи

Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Республики Крым
«КУВКИ ЛИ»

«Краткая история появления скрипки»

Концертмейстер

Никитас Ирина Евгеньевна

Даже при беглом взгляде на симфонический оркестр становится ясно что основная его группа – смычковые инструменты.В оркестре из 100 человек 60-70 музыкантов играют на струнных.В группу входят скрипки,альты,виолончели и контрабасы,то есть те инструменты,звук из которых извлекается движением смычка по струне.Отсюда возникло их название:струнные,или смычковые.

Смычковые инструменты были известны народам всех континентов задолго до появления скрипки.Видимо,через персов и мавров они попали в Европу в VIII веке н.э. В средневековой Европе у бродячих музыкантов-менестрелей бытовали миниатюрных размеров смычковые инструменты-фидели и ребеки .Однако ещё и до вторжения в Европу арабов у бардов (странствующих поэтов и певцов,живших некогда в Ирландии и Шотландии) был трёхструнный инструмент кельтского происхождения под названием крота . Смычковые были известны и в древней Руси.В северной башне Софийского собора в Киеве,построенного в XI веке,можно увидетьфреску с изображением музыканта,играющего на смычковом инструменте.Музыкант держит его у подбородка,наподобие скрипки.

Нельзя не упомянуть ещё об одном совершенно необычном смычковом инструменте,широко распостранённом в XIV-XVIII веках в европейских странах. Это трумшайт или тромба марина (морская труба) – инструмент выше человеческого роста с одной единственной струной,обладавшей,по видимому необычайносильным звуком.Английские моряки играли на нём,когда нужно было подать сигнал.

Любимым смычковым инструментом эпохи Возрождения была виола ,вернее,семейство виол .Формой корпуса,количеством струн,резным завитком-он украшался головой льва,женской или мужской головой,- а главное,приглушённым,тихим звуком,виолы сильно отличались от современных смычковых инструментов.Семейство виол было многочисленно:оно включало различных размеров виолы да гамба (ножные виолы),виолу д’амур (любовная виола) и другие. И только в XVI веке встречаются первые упоминания о скрипке .Одни полагают,что её предком была виола,другие более справедливо считают, что скрипка – иная разновидность смычковых,и что произошла она от лиры да брагго – инструмента группы лир.

Первые скрипки появились во Франции и Италии в начале XVI века.Вскоре искусство их изготовления широко распостранилось по всей Европе:скрипки стали делать в Тироле,в Вене,в Саксонии,в Голландии,в Англии.Но лучшими скрипками славилась Италия,а именно два небольших,но оживлённых города на северо-востоке страны:Брешия и Кремона.От отца к сыну,от мастера к ученику передавалось искусство изготовления скрипок,секреты мастерства,ныне во многом утерянные.Многолетнее обучение и беспрерывные эксперименты,поиски нового,интуиция и тончайший музыкальный слух – всё это помогло робиться на свет непревзойдённым скрипкам.

Мастерам были известны удивительные тайны изготовления скрипок.Чтобы инструмент хорошо звучал,различные его части должны быть сделаны из определённого материала.Так,для верхней деки скрипки нужна резонансная ель,которая росла в горах Швейцарии,для нижней деки и обечаек – клён,который чаще всего селился на равнинах Европы,для грифа – чёрное дерево,для смычка – “пчелиное дерево”,фернамбук.Мало того только в определённых частях дерева можно было найти нужную по качеству древесину:” …дерево должно быть распилено не в длину,а по направлению от коры к сердцевине,как дольки апельсина,и только центральная часть ствола(не слишком близко к корням,так как тогда дерево будет влажным,и не слишком близко к вершине,потому что солнце его чересчур высушивает) может считаться пригодной.Наконец, предпочтительно брать часть ствола, обращённую к югу”,-пишет французский учёный Клод Марли.Для того чтобы предохранить древесину скрипки от разрушительного действия воздуха, улучшить звук инструмента и придать окраске корпуса неповторимой красоты цвет-золотистый или красноватый, скрипку покрывают лаком. Как утверждают, кремонские мастера изготовляли лак из смолы, которую выделяют лишь некоторые растения Тирольских лесов. Клод Марли пишет “… с тех пор, как эти растения были вырублены, смолы этой не стало, или люди просто разучились её добывать, и качество лака ухудшилось”. В наши дни так и не удалось восстановить секрет кремонского лака,даже химический анализ не смог раскрыть его состав.

Немало любопытного и в изготовлении струн. Клод Марли сообщает:“Струны, которыми пользовались итальянские мастера, производились в центральной и южной Италии, в частности в Неаполе, и делались они из кишок семи или восьмимесячных ягнят. Кишки в течении длительного времени вымачивались в щелочной воде, после чего их высушивали и скручивали”. Считалось,что расположение пастбищ, время убоя ягнят, свойства воды влияют на качество струн, в особенности на их прочность. Действительно, прочность этих струн очень велика: ведь четыре струны скрипки испытывают натяжение в 23 килограмма.

Основателями Брешианской школы в Ломбардии были Гаспаро Бертолотти (прозванный да Сало) и Паоло Маджини.Её расцвет падает на вторую половину XVI - начало XVII века.

Родоначальником скрипичной школы в Кремоне был Андреа Амати. Возникнув одновременно с Брешианской, Кремонская школа на протяжении двухсот лет давала миру выдающихся скрипичных мастеров:внук Андреа – Николо Амати,Андреа Гварнери,его сыновья и племянник Джузеппе Гварнери и,наконец,ученик Николо Амати,величайший из великих – Антонио Страдивари.

На инструментах,созданных руками этих мастеров,играли и поныне играют выдающиеся скрипачи мира.На одной из скрипок Гварнери,прозванного “дель Джезу”,играл Никколо Паганини.Жизнь “дель Джезу” овеяна легендами.Одна из них гласит,что лучшие свои инструменты он якобы сделал в тюрьме.Эти инструменты так и назывались - “тюремные скрипки”.

Антонио Страдивари прожил долгую жизнь:он умер в возрасте 93 лет(родился по видимому в 1644г. Умер в 1737г.).Гениально одарённый мастер был и чрезвычайно трудолюбив.Его именем подписано более 1000 инструментов.Среди них есть не только скрипки,но и альты,виолончели,контрабасы,а также лютни и гитары.Его скрипкам с монограммой,в которой сплетены латинские буквы A и S,часто давали имена:самые знаменитые из этих инструментов - “Роде”,“Дофин”,“Рассвет”,“Лебедь”(перед второй мировой войной в Америке за скрипку “Лебедь” было заплачено $60000).

Из 11 детей Антонио Страдивари только двое унаследовали его профессию.У Страдивари были ученики,но именно он был последним великим представителем итальянских скрипичных мастеров.

Форма скрипки определилась ещё в XVI веке и с тех пор менялась лищь в деталях,но характер звука изменялся заметно.

Скрипки,сделанные в Брешии,отличались суровым,глуховатым тоном,ранние кремонские скрипки(Амати) – серебристым,но слабым звуком:они были рассчитаны на небольшие помещения,аристократические салоны.Скрипки Страдивари соединили в себе нежность и насыщенность тона.

Технические возможности скрипки огромны:она самый подвижный и гибкий инструмент среди смычковых.Особенно сильно расширил возможности скрипки Никколо Паганини.Он ввёл ряд приёмов игры на скрипке,которые до него вообще не существовали,а если и применялись отдельными виртуозами,то казались фокусничеством,трюкачеством.Так,Паганини владел поразительным искусством игры двойными нотами,аккордами,pizzicato,флажолетами.Когда во время игры у него рвались струны,он продолжалиграть на оставшихся.Его любимым приёмом была игра на одной струне “соль”.Свидетельством тому могут служить знаменитые вариации Паганини на тему из оперы Россини “Моисей”,написанные для одной струны,перестроенной на полтора тона выше.Особенности игры Паганини казались столь неслыханными,воздействие его личности и его музыкального гения на публику во время исполнения было так неотрвзымо,что многие из современников с готовностью поверили в широко распостранённую тогда молву,будто Паганини продал душу дьяволу за необычайное искусство играть на скрипке.

Паганини был выдающимся виртуозом.Правда,то,что доступно великим солистам,не всегда может быть выполнено массой оркестрантов.Композиторы,как правило,учитывают это в своих произведениях.Но отдельные достижения виртуозов постепенно проникают и в оркестр,и то,что казалось невозможным сто лет назад,стало рядовым явлением в наше время.Такова судьба флажолетов,лишь с середины XIX века ставших достоянием всех оркестровых музыкантов.

В XVIII веке появился обычай делить всю массу скрипок в оркестре на две партии: первые и вторые скрипки. Первым поручается более высокий голос который можно сравнить с сопрано в хоре. В отдельных случаях композиторы делят все скрипки на несколько партий, достигая этим прозрачного и вместе с тем более насыщенного звучания.

Скрипку можно услышать не только в качестве солиста, и не только в оркестре, где она как бы участница большого хора струнных. Скрипка, как и все прочие струнные- непременный член камерных ансамблей- совместного исполнения, в котором участвует лишь несколько инструментов. Скрипка учавствует в дуэтах, трио, квартетах, квинтетах и других ансамблях.

Скрипка явилась величайшим изобретением человечества.Со времён её первого появления и до наступления золотой эпохи итальянских мастеров, скрипка претерпела много различных изменений в звучании и конструкций.Гениальная школа итальянских мастеров создала формы и звучания этого инструмента такими, какими они являются и поныне.

Литература:

Д.Рогаль-Левицкий “Беседы об оркестре”. ГМИ 1961г.

Есть скрипки альтовые и сопрановые – инструменты, играющие в низких и высоких регистрах соответственно. Также скрипки могут быть сделаны из дерева – так называемые акустические скрипки, а могут быть сделаны из металла или, на крайний случай, пластика – электроскрипки.


Скрипки, как и фортепиано, одинаково хорошо проявляют себя как в ансамблевой, так и в сольной игре, поэтому существует не поддающееся счету количество произведений для , и они продолжают создаваться.


Прародительницей скрипки по некоторым источникам считается испанская фидель. В других же ресурсах говорится, что ее предками были арабский ребаб и казахский кобыз. Сначала эти инструменты сформировали так называемую «виолу», откуда выходит латинское – «violin». Широкое распространение (как народного инструмента) скрипки получили в Румынии, Украине и Беларуси.


Лучшими скрипками в мире являются скрипки великого, талантливого итальянского мастера – Страдивари, а точнее так называемого «золотого периода» его работы – конца 17 - начала 18 веков. Создаваемые им скрипки звучали настолько волшебно и необыкновенно, что его современники поговаривали, что он продал душу дьяволу. Известно, что Страдивари создал около 1000 скрипок, но до наших времен дошло всего лишь около 600 скрипок великого мастера, каждая стоимостью начиная от одного, заканчивая тремя миллионами евро.


Несколько интересных фактов. Альберт Эйнштейн однажды выступал в кабаке, играя на скрипке. Один журналист, следящий за этим и после разузнавший имя этого артиста, написал об этом заметку . Эйнштейн оставил ее себе и всем говорил, что он , а не великий ученый. Также есть легенда, что во время написания картины «Мона Лиза», Леонардо Да-Винчи приказал играть на скрипках. Считается, что ее улыбка есть отражение музыки.

Скрипка – струнный смычковый инструмент, без которого не обходится ни один оркестр. Чтобы научиться играть на скрипке, необходимы годы тренировок под руководством опытного наставника.

Инструкция

Родина скрипки - Европа. Время рождения – тринадцатое столетие. Прежде чем скрипка обрела свою хорошо знакомую форму, она подвергалась различным изменениям и усовершенствованиям. Можно сказать, что скрипка формировалась столетиями, и связно это формирование с развитием и эволюцией музыки как искусства. Появлением классической формы скрипки мир обязан итальянскому мастеру Андреа Амати, который сумел добиться от скрипки приближенного к человеческому голосу тембра. Скрипка Амати благодаря сильному и насыщенному звуку вышла на сцену больших концертных залов и стала одним из самых популярных инструментов. Другой знаменитый итальянский мастер, Антонио Страдивари, усовершенствовал строение скрипки, что позволило добиться яркого звука в сочетании с мягкостью и нежностью, присущей только этому инструменту.

В наше время скрипка не потеряла свою популярность. Она является достаточно сложным инструментом, и овладеть игрой на нем значительно сложнее, чем, например, . Чтобы научиться профессиональной игре на скрипке, необходимо потратить несколько лет, и начинать желательно в детском возрасте. Чем раньше приступают к обучению, тем лучше, поскольку техника игры на данном инструменте требует большой гибкости и подвижности кистей рук. Для игры на скрипке вовсе необязательно обладать абсолютным музыкальным слухом, куда важнее гармонический слух. Для его развития понадобятся регулярные занятия сольфеджио.

Помимо мастерства музыкального исполнения, важным элементом является и забота о самом инструменте. Скрипка очень метеочувствительная, для нее разрушительны сильные температурные колебания и любые изменения окружающей среды. Ее следует беречь от попадания прямых солнечных лучей, тепла, влаги. Важно подобрать для нее качественный футляр. Обычно выбирают просторный и термоустойчивый. Футляр необходимо периодически проветривать. Скрипку хранят в специальном мешочке из «дышащей» ткани и регулярно очищают мягкими фланелевыми салфетками. Внутреннюю поверхность скрипки чистят с помощью подогретого овса или промытого сухого риса. Кроме того, существует масса средств заводского производства по уходу за скрипкой. Смычок для лучшего скольжения натирают канифолью.

Ухаживайте за своей скрипкой с любовью, не жалейте сил для обучения игры на ней и она отплатит вам сторицей – великолепным звуком и долголетием!

Важнейшей части современного симфонического оркестра. Пожалуй, ни один другой инструмент не обладает таким сочетанием красоты, выразительности звука и технической подвижности.

В оркестре скрипка выполняет разнообразные и многосторонние функции. Очень часто скрипки благодаря их исключительной певучести используются для мелодического «пения», для ведения основной музыкальной мысли. Великолепные мелодические возможности скрипок были издавна обнаружены композиторами, и прочно утвердились в этой роли уже у классиков XVIII века.

Названия скрипки на других языках:

  • violino (итальянский);
  • violon (французский);
  • violine или geige (немецкий);
  • violin или fiddle (английский).

К самым знаментым скрипичным мастерам относятся такие личности как Антонио Страдивари , Никколо Амати и Джузеппе Гварнери .

Происхождение, история скрипки

Имеет народное происхождение. Прародителями скрипки были арабский , испанская фидель , германская рота , слияние которых и образовало .

Формы скрипки установились к XVI веку. К этому веку и началу XVII века относятся известные изготовители скрипок - семейство Амати. Их инструменты отличаются прекрасной формой и превосходным материалом. Вообще Италия славилась производством скрипок, среди которых скрипки Страдивари и Гварнери в настоящее время ценятся чрезвычайно высоко.

Скрипка является сольным инструментом с XVII века. Первыми произведениями для скрипки считаются: «Romanesca per violino solo е basso» Марини из Брешии (1620 год) и «Capriccio stravagante» его современника Фарина. Основателем художественной игры на скрипке считается А. Корелли; затем следуют Торелли, Тартини, Пьетро Локателли (1693-1764 гг), ученик Корелли, развивший бравурную технику скрипичной игры.

Современный вид скрипка приобрела в XVI веке, широко распространилась в XVII веке.

Устройство скрипки

Скрипка имеет четыре струны, настроенные по квинтам: g, d,a,e (соль малой октавы, ре, ля первой октавы, ми второй октавы).

Диапазон скрипки от g (соль малой октавы) до a (ля четвёртой октавы) и выше.

Тембр скрипки густой в низком регистре, мягкий в среднем и блестящий в верхнем.

Корпус скрипки имеет овальную форму с округлыми выемками по бокам, образующими «талию». Округлость внешних контуров и линий «талии» обеспечивает удобство игры, в частности в высоких регистрах.



Верхняя и нижняя деки корпуса соединены друг с другом обечайками. Нижнюю деку делают из клена, а верхнюю из Тирольской ели. Они обе имеют выпуклую форму, образуя «своды». Геометрия сводов, а так же их толщина в той или иной степени определяют силу и тембр звука.

Другой важный фактор, влияющий на тембр скрипки - высота обечаек.

В верхней деке проделывают два резонаторных отверстия - эфы (по форме они напоминают латинскую букву f).

В середине верхней деки расположена подставка, через которую проходят струны, закреплённые на струнодержателе (подгрифок). Струнодержатель представляет собой полоску чёрного дерева, расширяющуюся в сторону крепления струн. Противоположный конец его узкий, толстой жильной струной в виде петли он соединён с пуговкой, расположенной на обечайке. Подставка тоже влияет на тембр инструмента. Экспериментально установлено, что даже небольшой сдвиг подставки приводит к значительному изменению тембра (при сдвиге вниз - звук глуше, вверх - более пронзителен).

Внутри корпуса скрипки между верхней и нижней деками вставлен круглый штифт из резонансной ели - душка (от слова «душа»). Эта деталь передаёт колебания от верхней деки к нижней, обеспечивая резонанс.

Гриф скрипки - длинная пластинка из чёрного дерева или из пластмассы. Нижняя часть грифа прикреплена к закруглённой и отшлифованной планке, так называемой шейке. Также, на силу и тембр звука смычковых инструментов оказывает большое влияние материал, из которого они изготовлены, и состав лака.

Техника игры на скрипке, приёмы

Струны прижимаются четырьмя пальцами левой руки к грифу (большой палец исключён). По струнам водят смычком, находящимся в правой руке играющего.

От прижима пальцем к грифу струна укорачивается, тем самым повышая высоту звучания струны. Струны, не прижатые пальцем, называются открытыми и обозначаются нулём.

Партия скрипки пишется в скрипичном ключе.

Диапазон скрипки - от соль малой октавы до до четвёртой октавы. Более высокие звуки трудны.

От полуприжима струны в определенных местах получаются флажолеты . Некоторые флажолетные звуки по своей высоте идут дальше обозначенного выше диапазона скрипки.

Прикладывание пальцев левой руки называется аппликатурой . Указательный палец руки называется первым, средний - вторым, безымянный - третьим, мизинец - четвёртым. Позицией называется аппликатура четырёх соседних пальцев, отстоящих один от другого на тон или полутон. На каждой струне можно иметь семь и более позиций. Чем выше позиция, тем она труднее. На каждой струне, исключая квинты, идут преимущественно только до пятой позиции включительно; но на квинте или первой струне, а иногда и на второй, пользуются более высокими позициями - от шестой до двенадцатой.

Способы ведения смычка имеют большое влияние на характер, силу, тембр звука, да и вообще на фразировку.

На скрипке в норме можно брать одновременно на соседних струнах две ноты (двойные струны ), в исключительных случаях - три (требуется сильное давление смычка), а не одновременно, но очень быстро - три (тройные струны ) и четыре. Такие сочетания, преимущественно гармонические, легче исполнять при пустых струнах и труднее без них и используются как правило в сольных произведениях.

Весьма распространен оркестровый прием тремоло - быстрое чередование двух звуков или повторение одного и того же звука, создающее эффект дрожания, трепета, мерцания.

Прием коль леньо (col legno), означающий удар древком смычка по струне, вызывает стучащий, мертвенный звук, который так же с большим успехом применяется композиторами в симфонической музыке.

Кроме игры смычком, пользуются задеванием струн одним из пальцев правой руки - пиццикато (pizzicato).

Для ослабления или приглушения звука пользуются сурдиной - металлической, резиновой, каучуковой, костяной или деревянной пластинкой с выемками в нижней части для струн, которая приставляется к верхней части подставки или кобылки.

На скрипке легче играть в тех тональностях, которые допускают наибольшее применение пустых струн. Самые удобные пассажи - те, которые составлены из гамм или их частей, а так же из арпеджио натуральных тональностей.

Скрипачом трудно стать в зрелом возрасте (но возможно!), так как для этих музыкантов очень важна чувствительность пальцев и мышечная память. Чувствительность пальцев взрослого человека на много меньше, чем у молодого, а мышечная память требует большего времени для становления. Учиться играть на скрипке лучше всего с пяти-шести-cеми лет, возможно даже с более раннего возраста.

Знаменитые скрипачи

  • Арканджело Корелли
  • Антонио Вивальди
  • Джузеппе Тартини
  • Жан-Мари Леклер
  • Джованни-Батиста Виотти
  • Иван Евстафьевич Хандошкин
  • Никколо Паганини
  • Людвиг Шпор
  • Шарль-Огюст Берио
  • Анри Вьетан
  • Алексей Фёдорович Львов
  • Генрик Венявский
  • Пабло Сарасате
  • Фердинанд Лауб
  • Йозеф Иоахим
  • Леопольд Ауэр
  • Эжен Изаи
  • Фриц Крейслер
  • Жак Тибо
  • Олег Каган
  • Джордже Энеску
  • Мирон Полякин
  • Михаил Эрденко
  • Яша Хейфец
  • Давид Ойстрах
  • Иегуди Менухин
  • Леонид Коган
  • Генрик Шеринг
  • Юлиан Ситковецкий
  • Михаил Вайман
  • Виктор Третьяков
  • Гидон Кремер
  • Максим Венгеров
  • Янош Бихари
  • Andrew Manze
  • Пинхас Цукерман
  • Ицхак Перлман

Видео: Скрипка на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа инструментов: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!